Человек в футляре содержание.

8613985ec49eb8f757ae6439e879bb2a

Рассказа ведется от лица учителя гимназии Буркина, который рассказывает после охоты ветеринарному врачу Ивану Ивановичу историю жизни одного из своих коллег – учителя греческого языка Беликова.

Беликов был очень осторожным человеком, всегда, выходя из дому, надевал галоши и брал с собой зонтик, даже если на небе ярко светило солнце. Кроме того, он постоянно ходил в пальто, опасаясь замерзнуть и простудиться. Все его вещи были аккуратно уложены в специальные футляры, находясь дома, он всегда тщательно запирал дверь, а по улице ходил всегда в темных очках – одним словом, он изо всех сил стремился отгородить себя от внешнего мира с помощью своеобразного футляра, который старательно создавал вокруг себя. Жизнь его была вся построена на четко разработанных циркулярах и нормах, и любой отход в сторону казался ему настоящим преступлением – и это чувствовали на себе не только его ученики, но и все жители города.

Однажды к ним в город приехал новый учитель Михаил Саввич Коваленко. С ним вместе приехала и его сестра Варенька, которая тут же очаровала всех, кто ее узнал. Это была очень веселая, живая и красивая девушка, которая не могла усидеть на месте, отлично пела и очень любила танцевать. Не остался равнодушным к ее очарованию и Беликов. Увидев это, коллеги Беликова решили, что его нужно женить на Вареньке – и тогда он сможет измениться, сможет жить так, как живут все люди.

Учителя начали расписывать Беликову все прелести женитьбы, а Варенька стала относиться к нему с большой благосклонностью. Он даже начал приглашать ее на прогулку, не забывая, впрочем, взять с собой зонтик и надеть калоши. Он уже почти решился на то, чтобы сделать ей предложение, когда произошла она вещь, которая заставила его вновь уйти в свой «футляр» - кто-то нарисовал картинку, на которой он идет под руку с Варенькой с зонтом в руках.

А спустя несколько дней после этого произошел еще один, возмутительный, с точки зрения Беликова, случай – он увидел, как Коваленко вместе с Варенькой катаются на велосипедах. Сам Беликов считал, что учителю и женщине вовсе не пристало ездить на велосипедах, о чем он и решил известить Коваленко, придя к нему в дом, когда Вареньки дома не было. Но Коваленко даже не стал его слушать – он просто спустил Беликова с лестницы, и его, катящегося вниз по ступеням, увидела Варенька и весело рассмеялась. Подумав, что этот случай станет известен всем в городе, Беликов настолько расстроился, что, придя домой, заболел, а спустя месяц умер.

Удивительно, но в гробу он лежал со счастливым выражением на лице, словно наконец-то смог найти футляр, который будет надежно оберегать его от мира.

Андрей Платонов (1899-1951) - признанный мастер отечественной литературы. К сожалению, опала, постоянный критический подход к его творчеству и частое осуждение со стороны властей не прибавляли ему популярности у читателей. При жизни литературным журналам попросту запретили принимать на рассмотрение произведения Платонова. Поэтому работал писатель, что называется "в стол", зарабатывая на хлеб лишь редактированием сборников народных сказок. Большинство произведений Платонова встретилось со своим читателем лишь после смерти писателя.

Название повести интересно словом "сокровенный". Оно определяется Далем как "потайной", "скрытый", "спрятанный ото всех". Современные словари к этим значениям добавляют еще "сердечный" и "задушевный".

Все эти качества могут быть приписаны не столько складу главного героя, сколько сути его душевных поисков, заставляющих Пухова ездить по стране, охваченной Гражданской войной, не останавливаясь подолгу на одном месте.

Глава 1

Чем-чем, а чувствительностью Фома Пухов не отличался - после смерти жены отрезал себе колбасы на ее гробе, проголодавшись. После похорон герой лег спать, но в дверь постучали "беспрекословной рукой". Пришедший к нему конторский сторож вручил путевку, обязывающую Фому явиться на работы по очистке железнодорожных путей от снежных заносов. Этот участок железной дороги вел к фронту, по нему постоянно шли красноармейские эшелоны. Надо - значит, надо. Возражать в те годы было не принято.

В составе бригады рабочих Пухов отправляется в эту командировку. На одном участке пути - там, где навалило особенно много снега, снегоочиститель застревает и начинает буксовать. Машинист, вылетевший из поезда от внезапной остановки, ранен, а помощник его погиб. Казачий конный отряд пытается было отбить снегоочиститель для своих целей, но отступает под натиском красноармейцев, подоспевших на бронепоезде.

Снегоочиститель толкачом вызволяют из снегового плена, и скоро тот продолжает путь.

Глава 2

Изложение второй главы краткого содержания "Сокровенного человека" Платонова начинается на станции Лиски, где прибывшим разрешили отдохнуть три дня. Пухов выменял себе махорки, осмотрел развешанные плакаты, принес газет из агитпунктов, но все же ему скучно. На одном из бараков набрел на объявление, которое предлагало всем обладателям "умелых пролетарских рук", отправляться на отладку и восстановление железнодорожных путей, мастерских, узлов связи и прочих нужных молодой России учреждений на Кавказе и Кубани.

Жена у Пухова умерла, ничего больше его на одном месте не держит, поэтому он сорвал листок и принес другу Зворычному с предложением поехать на Черное море. Но у того ответного желания не возникло - дома его дожидались жена и сын.

А спустя неделю Пухов с пятью слесарями отправился на юг. В Новороссийске героя откомандировали на катер, у которого сломался мотор, чтобы заняться его ремонтом. Пухов долго мучился, но перебрал и запустил-таки хитрый механизм. А потом пересел на пароход "Шаня". Пароход вез красноармейский десант, который должен ударить в тыл врангелевской армии. Ожидается "настоящая большевистская война", и никто не собирается жалеть себя, отсиживаясь в безопасности.

Началась буря, когда "Шаня" подошел к Керченскому проливу. Идущее следом судно с разведкой потрепало непогодой - и людей с него пришлось принять на пароход. Изрядно перегруженный, находясь под пристальным вниманием сторожевых вражеских крейсеров, "Шаня" вынужден вернуться обратно к Новороссийску.

Глава 3

В Новороссийске Пухов провел около четырех месяцев в должности старшего слесаря на береговой базе местного пароходства. Все это время герой занимался тем, что писал рапорты о пароходных поломках и о невозможности починить их в настоящих условиях.

Соскучившись по дому, герой решил вернуться. Со станции Тихорецкой добирается до Баку. Там он встретил своего знакомого, матроса Шарикова, которому поручили приводить в порядок пароходство на Каспии. Отметим в кратком содержании "Сокровенного человека" Платонова, что семь дней прожил Пухов в Баку - город ему не понравился и надоел. Шариков выдал ему командировочное направление в город Царицын - для привлечения рабочих рук в Баку и поиска новых заказов.

Глава 4

Люди в поезде, в котором ехал герой, стремятся в родные села и везут выменянные для пропитания муку и крупу со всех концов света. Таковы увиденные Пуховым бабы, возвращающиеся из турецкой Анталии, и калека из Аргентины.

Поезд едет, подолгу останавливаясь на станциях. Добравшись до Царицына, Пухов отыскал завод, показал мандат какому-то служащему. Прочитав, тот приклеил бумагу на забор. Пухов снова отправился на вокзал и сел на ночной поезд, идущий в неизвестном направлении.

Глава 5-6

Пухов прибыл на родину, в город Похаринск, и отправился в гости к другу Зворычному. Тот устроил его на старое место - слесарничать у гидравлического пресса.

Поселился Пухов в своей прежней комнате, а на чай стал ходить к Зворычному и, испытывая неудобство от нахлебничества, рассказывал ему о вымышленных событиях, которые с ним якобы произошли.

Глава 7

Однажды на утренней заре Пухов проснулся от орудийных залпов и пулеметного стрекота. Пошел посмотреть, что делается: на путях стоял бронепоезд красных, лупивший огнем в сторону моста. В пяти верстах от него стоял поезд белых и отвечал тем же.

Пухову дали винтовку и гранату. Рабочие залегли в лощине, отстреливаясь от наступающих на город белогвардейцев. На другом конце города красными частями еле сдерживалась конница генерала Любославского.

Герой предложил пустить груженые платформы по рельсам на броневик белых. Путь идет с уклоном, а платформы, если их разогнать, неминуемо разобьют машину неприятеля.

Однако это предприятие терпит неудачу, платформы разбиваются, не налетев на бронепоезд белогвардейцев. Рабочие, побежавшие следом, убиты огнем пулеметов.

Только к вечеру Красная армия, собравшись с силами, смогла разгромить белый бронепоезд. А уже утром благодаря захваченному трофею отбили и вражескую кавалерию.

Глава 8

В городе погорело и повредилось много жилья, но люди в большинстве уцелели. Зворычный и другие рабочие отвернулись от Пухова, обвиняя его в провальной попытке разбить белогвардейский поезд и гибели рабочих. Но герой не считал себя неправым.

Собрание партячейки, рассмотрев его дело, решило, что Пухов не враг, а просто странный мужик. Его обязали пройти курсы политграмоты и отпустили.

Труд в цеху тяготил Пухова своим унылым однообразием. Мятущийся, с неугомонными мыслями в голове, он отправляет письмо Шарикову в Баку и через месяц получает от того ответное письмо, приглашающее приехать для работы на нефтяном прииске.

В Похаринске увольняют Пухова легко: и не вредитель вроде, но какой-то сомнительный человек, словно ветер, дующий в другую сторону от паруса революции.

Переходим к заключительной главе "Сокровенного человека" Платонова в кратком содержании, которое приводится здесь.

Глава 9

Пухов доехал удачно - ему удалось попасть на платформу с пустой цистерной, следующей как раз до Баку.

На месте, глядя на Шарикова, он наблюдает, как из бывшего мастерового вырастает организатор, живущий уже не своим умом, обтесанный на разных курсах.

Квартиры нетребовательному герою не дали - спал он в сарае на ящике, неподалеку от работающего двигателя, который качал нефть из скважины.

Пытались было его женить и пристроить в семью, но Пухов отказывался, отвечая, что он "человек облегченного типа".

Шло время. Работа не напрягала. Кормили сытно. Герой постепенно успокаивался. Шариков предложил ему вступить в партию, но и тут Пухов отказался, заявив, что в партию он не годится, потому как дурак от природы.

Однажды поутру он шагал к вышке от Шарикова, у которого был на ночевке, и что-то начинало проясняться в "зарастающей жизнью" душе героя:

Нечаянное сочувствие к людям, одиноко работавшим против вещества всего мира, прояснялось в заросшей жизнью душе Пухова. Революция — как раз лучшая судьба для людей, верней ничего не придумаешь.

И нет больше места тревожной раздвоенности в душе Пухова.

— Хорошее утро! - сказал он встретившему его в сарае машинисту.

На этом заканчиваем краткое содержание по главам повести Платонова "Сокровенный человек". Это произведение интересно и неоднозначно. И конечно, только прочитав повесть полностью, вы сможете лучше понять ее суть.

Ниже мы приведем небольшой анализ "Сокровенного человека" Платонова.

О чем повесть? Главный герой

Главный герой повести Пухов подобен евангельскому Фоме Неверующему - революция вызывает у него смутные сомнения. И в то же время он походит на солдата Швейка из романа Гашека, кажущегося читателю бесхитростным и открытым. Наконец, словно некрасовские мужики из поэмы "Кому на Руси жить хорошо", он обеспокоен поисками тайной сути счастья. Но Пухов не хочет ничего благополучного для себя, стремясь лишь разрешить эту загадку бытия. И словно пух, подхваченный ветром, носится он по городам и весям в это отчаянное время, не успокаиваясь.

При этом повесть начинается с эпизода, в котором проголодавшийся герой режет колбасу на гробе жены. Все вроде бы просто для героя: смерть ходит в обнимку с жизнью, но пока ты жив, надо жить.

Вот так обыденное и философское сплетаются в повести в одну нить. Отвлеченные рассуждения героя скатываются к вопросам вполне насущным. Не решает, думает Фома, что революция не устанавливает мировой справедливости - разве что улучшает жизнь рабочих. Но если в религии было где угнездиться сердцу, то в революции сердце бесприютно и оттого несчастно.

"Вечным странником" мечется Пухов по такой же мечущейся стране, не находя себе постоянного пристанища. Это не находит себе места его душа в новой жизни. Остепеняются Зворычный и матрос Шариков. С их точки зрения революция дает рабочему человеку счастья в той мере, какой он достоин.

Но Пухову приносит успокоение только чувство причастности к миру в целом. И понимание того, что все в мире взаимосвязано, необходимо и уместно. Так же неразрывно связаны друг с другом природа и революция.

В этом ключе нужно понимать и финал повести, в котором на слова героя о том, что "хорошее, мол, утро", машинист спокойно отвечает, что утро "революционное вполне".

На этом закончим изложение краткого содержания "Сокровенного человека" Платонова и его анализ.

Наверное, на пути каждого из вас встречались люди, которые боялись сделать лишний шаг, одевая на себя маску, чтобы не попасть под осуждение. Но в широко известном произведении Антона Павловича Чехова пишется не просто об осторожном, а о чрезвычайно закомплексованном человеке по фамилии Беликов, который окружил себя законами, правилами, уставами, живя в постоянном страхе. «Человек в футляре» – так называется этот глубокий и серьезный рассказ, и подобный заголовок как нельзя лучше отражает характер главного героя.

История создания рассказа

Чтобы глубже понять суть произведения, необходимо обратиться к истории его возникновения.

О том, кто явился прообразом известного героя Беликова, не существует однозначного мнения. Некоторые современники классика полагали, что это инспектор таганрогской гимназии А. Ф. Дьяконов, другие же опровергали это мнение.

Ю. Соболев предполагал, что прообразом чеховского героя мог быть публицист Меньшиков М. О, о котором Антон Павлович упоминал в одном из дневников.

Как бы там ни было, ясно одно: главный герой рассказа Беликов – образ собирательный.

Над произведением автор трудился в конце весны и начале лета 1898 г. в Мелихове, где в этом же году было создано еще два рассказа «Крыжовник» и «О любви», впоследствии составившие трилогию. 15 июня рукопись передали в журнал.

«Футлярные люди» – кто они?

Главный действующий герой рассказа Антона Павловича Чехова – Беликов, который работает преподавателем греческого языка в гимназии. Но произведение не сразу начинается с описания его характера. Сначала в диалог между собой вступают доктор Иван Иванович и преподаватель гимназии Буркин, который в ответ на описание собеседником некой Мавры, в последние годы сидящей за печкой и только выходящей на улицу лишь ночами, затрагивает тему «футлярных людей», не желающих выйти из своей скорлупы.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с кратким содержанием рассказа « », где описывается судьба маленького мальчика, который писал письмо «на деревню» своему дедушке

С его рассказа мало-помалу раскрывается история Беликова, человека странного и очень подозрительного. Казалось бы, такие люди вредят только себе, но, всмотревшись внимательнее в образ, можно понять, что от них, на первый взгляд тихих и скромных, нет покоя окружающим. Они, прячась от реальной жизни, невольно требуют того же и от других. «Когда в циркуляре запрещалось ученикам выходить на улицу после девяти часов вечера или в какой-нибудь статье запрещалась плотская любовь, то это было для него ясно… запрещено – и баста» – говорится о Беликове.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с кратким содержанием рассказа Антона Павловича Чехова « », где автор обращает внимание читателя на проблему человеческого равнодушия и непонимания боли другого.

Его пугала свобода мысли, были неприятны всякие нововведения: открывали в городе читальню или разрешали драматический кружок…

«Как бы чего не вышло» – эта фраза прочно засела в сознании главного героя, сделавшись его девизом. Целых пятнадцать лет заставлял Беликов подчиняться правилам всю гимназию. И даже учителя, люди глубоко порядочные и мыслящие, попали под его влияние. Но не только они. От «человека в футляре» дрожал весь город – люди боялись всего: отправлять письма, громко говорить, помогать бедным, читать книги, знакомиться друг с другом, учить детей грамоте…»

Было у Беликова еще одно неприятное качество характера: он любил ходить по гостям. Нет, он не вел себя непристойно и бесчинно в чужих домах, но просто сидел час-другой и молчал. Но это молчание давило на окружающих и угнетало сильнее грубых слов.

Он всего боялся: чтобы не забрались в дом воры, чтобы не зарезал слуга Афанасий, всегда пьяный, выживший из ума человек, поэтому, когда ложился спать, накрывался одеялом с головой.


Бедный, несчастный Беликов! Однако, наступил в жизни Беликова момент, когда он чуть было не женился. «Шутите!» – сказал слушающий эту историю Иван Иванович. «Такого просто не может быть!» – наверное, воскликнули бы вы. Но жизнь порой преподносит неожиданные сюрпризы.

Мечты о женитьбе, которой не суждено было состояться

Итак, в судьбе Беликова вдруг произошли перемены. Это случилось, когда в их гимназию приехал новый учитель географии Коваленко Михаил Саввич, да не один, а с сестрой по имени Варя. Этой, непохожей на остальных, отличавшейся веселым и бойким нравом женщине, было уже за тридцать. После того, как на дне рождения директора она спела «Виют витры», учителей осенила одна и та же мысль: хорошо бы поженить Вареньку и Беликова.

Сначала они действительно стали встречаться: Варенька была не против выйти замуж, относилась к Беликову ласково, сердечно, и он сделал вывод, что тоже необходимо иметь спутницу жизни. Вот тут бы снять с него калоши и выбросить зонтик. Но нет! Учитель так и не изменил своего образа жизни, но только рассуждал о том, что брак – это важный и серьезный шаг.

А потом случилось то, что повергло Беликова в настоящий шок. Казалось бы, ничего предосудительного не произошло: он увидел, как катаются на велосипеде Варенька и её брат. Но человек в футляре был возмущен до глубины души: «Разве позволительно это учителям и женщинам?»

И не в силах успокоиться, пошел побеседовать об этой ситуации к Коваленко.

Финал этой грустной истории предсказуем: конечно же, брат Вареньки не выдержал такого занудства, наговорил своему коллеге грубостей (чего прежде никто себе не позволял), а когда фискал (как с раздражением называл его Коваленко) пообещал, что расскажет суть этого разговора директору, просто столкнул Беликова с лестницы со словами: «Ступай, докладывай».

Может, все бы закончилось не настолько плачевно, если бы как раз в этот момент на пороге подъезда не появилась Варенька. Она, не зная в чем дело, громко захохотала, «и этим раскатистым, заливчатым «ха-ха-ха» завершилось все: и сватовство, и земное существование Беликова».

Главный герой не смог пережить такого унижения и впал в жесточайшую депрессию. Он лег в постель и больше уже не вставал, а спустя месяц умер. Гроб стал для Беликова футляром, из которого уже он не сможет выйти никогда.

Анализ произведения

Главной причиной того, что человек прячет себя в оболочку, пытаясь скрыться от действительности, является страх. Именно он парализует волю, не дает свободно жить, мыслить, творить, даже дышать.

Беликов боялся сделать лишний шаг, чтобы не быть осужденным обществом, и эта боязнь свела на нет полноценную жизнь, превратив её в жалкое существование. Именно такой порок и обличал Антон Павлович в своем рассказе.

К сожалению, таких людей, как Беликов, которые ставят каноны и всевозможные правила выше свободы, в годы жизни Чехова было очень много.

Но немало встречается их и в нашем современном мире. Сейчас тех, кто неукоснительно следует букве закона и не прислушивается к нуждам простых людей, называют бюрократами.

Но вопрос «кто же они – люди в футляре» остается открытым. Жертвы ли это общества, которое заставляет подстраиваться под свои правила или «футлярность» – лишь форма укрытия от действительности. Так или иначе, подобных людей много. И это болезнь, которая изнутри поражает все общество.

Конец XIX в. Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, проохотившись весь день, располагаются на ночлег в сарае старосты. Буркин рассказывает Иван Иванычу историю учителя греческого языка Беликова, с которым они преподавали в одной гимназии.

Беликов был известен тем, что «даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Часы, зонтик, перочинный нож Беликова были уложены в чехлы. Он ходил в тёмных очках, а дома закрывался на все замки. Беликов стремился создать себе «футляр», который защитил бы его от «внешних влияний». Ясны для него были лишь циркуляры, в которых что-нибудь запрещалось. Любые отклонения от нормы вызывали в нем смятение. Своими «футлярными» соображениями он угнетал не только гимназию, но и весь город. Но однажды с Беликовым произошла странная история: он чуть было не женился.

Случилось, что в гимназию назначили нового учителя истории и географии, Михаила Саввича Коваленко, человека молодого, весёлого, из хохлов. С ним приехала его сестра Варенька, лет тридцати. Она была хороша собой, высока, румяна, весела, без конца пела и плясала. Варенька очаровала всех в гимназии, и даже Беликова. Тут и пришла в голову учителям мысль поженить Беликова и Вареньку. Беликова стали убеждать в необходимости жениться. Варенька стала оказывать ему «явную благосклонность», а он ходил с ней гулять и все повторял, что «брак вещь серьёзная».

Беликов часто бывал у Коваленок и в конце концов сделал бы Вареньке предложение, если бы не один случай. Какой-то озорник нарисовал карикатуру на Беликова, где тот был изображён с зонтом под руку с Варенькой. Экземпляры картинки были разосланы всем учителям. На Беликова это произвело очень тяжёлое впечатление.

Вскоре Беликов встретил на улице Коваленок, катающихся на велосипедах. Он был крайне возмущён этим зрелищем, так как, по его понятиям, учителю гимназии и женщине ездить на велосипеде не пристало. На другой день Беликов отправился к Коваленкам «облегчить душу». Вареньки не было дома. Брат же её, будучи человеком свободолюбивым, с первого дня невзлюбил Беликова. Не стерпев его поучений насчёт катания на велосипедах, Коваленко попросту спустил Беликова с лестницы. В этот момент в подъезд как раз входила Варенька с двумя знакомыми. Увидев катящегося по лестнице Беликова, она звонко рассмеялась. Мысль о том, что о происшедшем узнает весь город, привела Беликова в такой ужас, что он пошёл домой, слёг в постель и через месяц умер.

Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было счастливое. Казалось, он достиг своего идеала, «его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Хоронили Беликова с приятным чувством освобождения. Но через неделю жизнь потекла прежняя - «утомительная, бестолковая жизнь, не запрещённая циркуляром, но и не разрешённая вполне».

Буркин заканчивает рассказ. Размышляя об услышанном, Иван Иваныч произносит: «А разве то, что мы живём в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт - разве это не футляр?»