Что было главным в жизни для ильиничны. Сочинение Образ Ильиничны в романе Тихий Дон (характеристика героини)

Женские характеры, с большим мастерством раскрытые автором в данном произведении, сложны и многогранны. Михаил Александрович Шолохов, создавая «Тихий Дон» в переломные годы революции и гражданской войны, большое место уделяет женщине-казачке: ее нелегкому труду в поле и дома, ее горю, ее щедрому сердцу. В образах донских казачек - Аксиньи, Натальи, Ильиничны воплощены лучшие женские черты, своеобразно дополняющие некоторые качества главного героя Григория Мелехова.

Аксинью автор наделил противоречивым характером. Создавая ее образ, Шолохов ставил задачу показать ее «живой, со всеми ее поступками, оправданными и убедительными». Горячо любя Григория, Аксинья сходится с Листницким; не любя Степана и вопреки решению не встречаться с ним, Аксинья, возвращается к нему. Понять ее поступки можно, проследив за ее состоянием. Ее связи с Листницким предшествовало трагическое событие - смерть дочери. Аксинья «сильнее ощущала свое одиночество», «терзала ее невыплаканная тоска», «рос в горле крик, но слез не было», «хотела и не могла плакать». В ее сознании смешались сон и явь: «То ей казалось, что дочь ее спит рядом с ней, то слышала невнятный шепот: “Мама, пить”». И в это тяжелое время рядом с Аксиньей оказался Евгений. Аксинья немногословно объясняет Евгению причину своей связи с ним: «Меня нужда такой сделала. Измучилась я одна».

И именно нужда и одиночество вынуждают Аксинью, вопреки «черной гордости» и беззаветной любви к Григорию, вернуться к Степану, который «жизнь ее молодую затолочил», «сердце высушил». Несмотря на порочные с точки зрения морали поступки, читатель не может осуждать и презирать Аксинью, потому что они жизненно оправданы. Отношения Аксиньи с Листницким и Степаном не порочат ее, а подчеркивают красоту и глубину ее женской любви к Григорию.

Аксинья не святая и далека от идеала, но на протяжении многих десятилетий читатели не прекращают восхищаться ее любовью и силой характера. Автор многократно подчеркивает ее «порочную красоту», «порочно-зазывающий взгляд», «зовущие, порочно-раскрытые губы». Но в конце романа, после смерти Натальи, мы видим совсем другую Аксинью - цельную и мудрую. К ней тянется Дуняшка, ее право на сына признает Ильинична, дети Натальи называют ее мамой, и даже Степан стал с уважением относится к ее чувству к Григорию. Аксинья пронесла любовь к Григорию через всю свою трудную, исковерканную жизнь. Простая, неграмотная казачка, она обладала сложной, богатой душой. ...Жизнь без Григория, без любви была для Аксиньи невыносима, поэтому на призыв любимого ехать с ним она отвечает: «Гришенька, миленький, поползу...» Яркая, порывистая, самоотверженная Аксинья остается надолго в памяти читателей.

Аксинья, в отличие от Натальи, наделена даром сопереживания, такта и соучастия. Она замечает и понимает мельчайшие оттенки настроения Григория, живет жизнью любимого, он для нее - сама жизнь. «...Мир умирал для нее, когда Григорий отсутствовал, и возрождался заново, когда он был около нее», - отмечает Шолохов. Она увидела и поняла его душевную раздвоенность, когда он метался между красными и белыми, надеясь отыскать третью правду: «Она знала, о чем он думал, она сама страдала, видя, как ему тяжело. Она ни о чем не спрашивала. Пусть он решает сам». Когда Григорий мечется между ней и Натальей, воспитывавшей его детей, она с насмешкой советует ему завести гарем. Но когда Наталья умирает, Аксинья, чувствуя себя виноватой в ее смерти, ждет, пока Григорий заговорит с ней первым.

Наталья - добрая, трудолюбивая и красивая женщина. Но природа не наделила ее той силой чувств, которой обладала Аксинья. Пытаясь свыкнуться с семейной жизнью, навязанной родителями, Григорий говорит жене: «Чужая ты какая-то... Ты - как этот месяц: не холодишь и не греешь... И жалко тебя - кубыть, за эти деньги и сроднились, а нету на сердце ничего... Пусто...» Наталья по-своему любит Григория, но ее мир ограничен хозяйством, детьми и мужем. Воспитанная в патриархальной семье, она пришлась по нраву старикам Мелеховым. Но понять Григория она не смогла, да и не пыталась. Его мысли и интересы, стремления и метания были ей чужды и непонятны. Если Аксинья спокойно принимает все решения любимого, живет спокойной надеждой на то, что в будущем все может измениться, то Наталья способна сгоряча совершить непоправимое. В первый раз ее попытка свести счеты с жизнью оказалась неудачной, но она не оставила этого намерения.

Узнав, что Григорий продолжает ей изменять с Аксиньей, Наталья обвиняет мужа в распутстве и пьянстве: «...Напаскудил, обвиноватился, а теперь все на войну беду сворачиваешь». Григорий отвечает: «Больше не об чем с тобой гутарить... А я тебе зараз не утешник. Я так об чужую кровь измазался, что у меня уж и жали ни к кому не осталось. Детву - и ту почти не жалею, а о себе и думки нету. Война все из меня вычерпала. Я сам себе страшный стал. В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодце...» Наталья не способна заглянуть в душу к любимому, и поэтому не к ней, а к Аксинье тянется душа Григория: «Одна она манила его к себе, как манит путника в знобящую черную осеннюю ночь далекий трепетный огонек костра в степи».

О Наталье же Григорий вспоминает редко. Он не ощущает ее поддержки. Не о ней, а главным образом о детях думает Мелехов в трудных ситуациях. Любовь детей возбудила в нем ответное чувство, которое перешло и на Наталью. Но после смерти Натальи Григорий стал вспоминать о ней чаще: «Он изнурял себя работой... и все же вспоминал Наталью... Он вспоминал ее фигуру, походку, манеру поправлять волосы, ее улыбку, интонацию голоса...»

В переломные моменты в судьбах героинь автор сопоставляет их внутреннюю жизнь с изменениями в природе. Так, жизнь Аксиньи и ее душевное состояние после того, как Григория женили на Наталье, автор сравнивает с вытоптанным табуном полем пшеницы и с чувством его хозяина: «Так и с Аксиньей. На вызревшее в золотом цветенье чувство наступил Гришка тяжелым сыромятным чириком, истоптал, истолочил - и все...» Но Аксинья, а вместе с ней и автор, верит в продолжение жизни: «Встает же хлеб, потравленный скотом. От росы, от солнца поднимается втолченный в землю стебель: сначала гнется, как человек, надорвавшийся непосиль- ной тяжестью, потом прямится, поднимает голову, и так же светит ему день, и так же качает ветер».

Наталья Мелехова и Аксинья Астахова любят Григория отчаянно и самозабвенно, и эта любовь приводит к трагическому исходу - обе героини в финале романа погибают. Наталья не может смириться с мыслью, что ее муж любит Аксинью - решается на аборт и умирает, простив мужа за все. Аксинью же любовь к Григорию гонит на Кубань, где Мелехов надеется скрыться от властей. Но не суждено было Аксинье обрести семейное счастье: патрульный, встретившийся им на пути, выстрелил, и пуля смертельно ранила ее. Финал каждой из героинь по-своему закономерен.

Незабываем образ матери Григория — Ильиничны. Вся жизнь ее прошла в труде. Немало побоев приняла она от буйного и своенравного мужа, немало тревог познала, немало потерь перенесла она за годы войн: империалистической и гражданской. Ильинична — скромная и трудолюбивая женщина, она обладает мудрым умом, мужественным и твердым характером, большим, любящим сердцем. Она сумела обуздать и Пантелея Прокофьевича: незаметно, но твердо руководит им. Это под ее влиянием муж не пустил в дом брата Натальи, Митьку Коршунова, узнав, что тот вырезал семью Михаила Кошевого. «Не хочу, чтобы ты поганил мой дом! И больше чтоб нога твоя ко мне не ступала. Нам, Мелеховым, палачи несродни, так-то!» — решительно заявил старик, руководимый суровым взглядом Ильиничны.

Самую горячую любовь питала Ильинична к своему младшему сыну Грише. Его до последней минуты ждала она с войны, потеряв и мужа, и старшего сына, и обеих невесток. Перед смертью, собрав последние силы, вышла она ночью из хаты. «Светил полный месяц. Со степи набегал ветерок. От прикладка соломы на голый, выбитый каменными катками ток ложилась густая тень... Ильинична долго смотрела в сумеречную степную синь, а потом негромко, как будто он стоял тут же возле нее, позвала:

Гришенька! Родненький мой! — Помолчала и уже другим, низким и глухим голосом сказала: - Кровинушка моя!»

Немалое достоинство роману «Тихий Дон» придает сочетание эпического изображения великих исторических событий с удивительной лиричностью повествования, передачей тончайших переживаний героев, раскрытием их самых сокровенных чувств и мыслей, и в большей мере это относится к описанию образов простых русских женщин. Трудно в русской литературе найти другое такое произведение, на страницах которого столько бы внимания и ярких красок было отдано его автором женщине и ее горькой доле. Нежность и боль по отношению к героиням исходят из глубин сердца автора. «Не лазоревым алым цветом, а собачьей бессилой, дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь...» - заметил Шолохов на первых страницах своего романа. Через многие испытания пришлось пройти любви Аксиньи и Натальи, но даже она не помогла им выстоять в буре того времени, в которое им выпало жить. Но главное, что эта любовь все же вспыхнула таким светом, что все сразу стало ярче и придало силы будущей любви, взлетающей на высоты нового времени.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 76»

г. Ульяновска

« Развитие коммуникативных компетенций на современном уроке русского языка и литературы »

Учитель русского языка и литературы

Трунина Елена Александровна

2016

Единственная настоящая роскошь-

это роскошь человеческого общения

Антуан Экзюпери.

Литература – специфическая учебная дисциплина, рассматриваемая как средство формирования ключевых компетенций, необходимых современному человеку, чтобы быть успешным в различных сферах жизни.

Уроки литературы являются также первоосновой для развития языка учащихся, образного мышления, воспитания художественного вкуса, эстетического чувства.

Урок осуществляет в первую очередь задачу совершенствования коммуникативной компетентности в ходе работы по изучению произведения путём вовлечения каждого ученика в процесс активной речевой деятельности: беседу, диалог, монолог. В ходе обсуждения прочитанного, понятого они формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием, отвечают на проблемные вопросы, участвуют в дискуссии с одноклассниками, делают выводы в ходе обсуждения вопросов в группе.

Урок литературы в 11 классе

«Женские судьбы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».

Цель урока : совершенствование в ходе работы по изучению произведения навыков коммуникативной компетентности, совершенствование умений анализа, сопоставительного анализа путём проникновения в художественную «ткань» произведения.

Задачи:

1.Образовательная: ближе познакомиться с героинями романа, чьи судьбы наиболее тесно переплетаются с судьбой Григория Мелехова, выявить основные черты характера, определяющие их судьбу, определить проблемы текстов 25 задания ЕГЭ, которые можно проиллюстрировать изучаемым произведением;

2.Развивающая:

совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение,

совершенствовать умение проводить сопоставительный анализ путём проникновения в художественную «ткань» произведения,

совершенствовать правильное говорение, умение излагать собственные мысли в свободной интерпретации,

совершенствовать умение выражать свои чувства и эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру, совершенствовать навыка вдумчивого чтения, поиска комментариев, культурного контекста к произведению,

совершенствовать аналитическое мышление, совершенствовать монологическую речь;

3. Воспитывающая: воспитывать осознанное и бережное отношение к слову, воспитывать понимание важности человеческих отношений, воспитывать чувства долга, ответственности, взаимопонимании, воспитывать должное отношение и уважение к женщине в любой её ипостаси.

Тип урока : урок-диалог

Методы работы на уроке:

Словесный;

Наглядный;

Демонстрационный;

Частично-поисковый;

Исследовательский;

Проблемный.

Форма учебной деятельности :

- фронтальная;

Индивидуальная;

Групповая.

Оборудование:

Презентация;

Эпизод из фильма;

Тексты;

Карточки-задания;

Карточки – помощники.

Прогнозируемые результаты:

- учащиеся знают содержание романа;

Имеют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главных героинь романа;

Формулируют проблемы, поднятые автором в романе;

Анализируют главы в соответствии с поставленным заданием.

Ход урока:

1.Организация класса.

2. Сообщение темы урока: Звучит песня…

Лариса Кошмина

Святая женская судьба,

Сердечных мук тебе не минуть,

И сердца твоего мольба –

Сумеет до небес достигнуть.

А нежных рук твоих тепло,

Согреет в лютые морозы.

Поддержишь, если тяжело,

Прольёшь любви святые слёзы.

Святая женская судьба,

На всё твоей хватает силы.

Если б вместила, коль смогла Всю землю на руках носила.

слайд 1)

Ефим Соломонович Роговер, один из исследователей творчества Шолохова, утверждает: «Самым большим достижением автора «Тихого Дона» является раскрытие индивидуальных судеб героев романа. Показывая их, писатель стремится вылепить неповторимый характер, часто наделённый противоречиями, дать портрет полнокровный, зримый, передать душевный мир, эмоциональную сферу личности».

На предыдущем уроке мы имели возможность познакомиться с индивидуальной судьбой, с неповторимым, наделённым противоречиями характером главного героя Григория Мелехова. Но представление о нём не будет полным, если мы не поговорим с вами о героинях романа, чьи судьбы переплетаются с судьбой Григория Мелехова. (слайд 2) Поэтому тема нашего урока: «Женские судьбы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».(слайд 3)

Отсюда и задача нашего урока:

Познакомиться с героинями романа, чьи судьбы наиболее тесно переплетаются с судьбой Григория Мелехова, и выявить основные черты характера, определяющие их судьбу, определить какие проблемы текстов 25 задания ЕГЭ поможет проиллюстрировать то, о чём мы говорили сегодня на уроке.

3.Работа по теме урока:

Давайте проверим, насколько внимательно вы читали произведение. Вашему вниманию предлагается небольшой тест:

«Установите соответствие: портретная характеристика – героиня романа».

Переверните белые листы для выполнения теста. Пожалуйста, кто зачитает первую характеристику? (В процессе ответов – слайд №4):

1)Ильинична; 2)Аксинья; 3)Наталья; 4)Дуняша; 5)Дарья;

Вывод о том, насколько хорошо знают текст.

В романе эпопее Шолохов создает яркие женские образы Аксиньи, Дарьи, Натальи, Дуняшки, Ильиничны. При всей индивидуализации описания их объединяет щемящая душу острота страданий и трагическая судьба. (на слайде пропадают Дарья и Дуняшка, остаются Аксинья, Наталья и Ильинична).

Попробуем разобраться:

Почему такие прекрасные женщины, как смелая и гордая Аксинья, кроткая и трудолюбивая Наталья, мудрая и величественная Ильинична так трагически заканчивают свой жизненный путь?

Каковы их переживания, поступки?

Какой из женских характеров вам особенно запомнился, понравился, почему?

Не случайно у вас тесты на листах разного цвета –цвет распределит вас по группам, потому что именно в группах вы будете выполнять следующее задание.

Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос:

«Воплощением каких черт характера является героини романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»- Ильинична?- Наталья?- Аксинья»? Определите, какие из этих качеств наиболее близки вам? Ответ аргументируйте текстом. Опорные слова характеристики выпишите на отдельные листы. Определите выступающего от группы. Время на подготовку – 5 минут. Время на представление результатов – 3 минуты.

При подготовке вы можете воспользоваться алгоритмом, который представлен на листах голубого цвета. Обратите внимания на критерии, по которым будет оцениваться ваш ответ (листы жёлтого цвета).

Ι группа

Аксинья.

1. Жизнь Аксиньи до встречи с Григорием (детство, Аксинья – жена Степана).

2. Аксинья и Григорий. Любовь Аксиньи к Григорию и новое восприятие окружающей жизни.

3. Какие черты характера раскрываются в Аксинье?

4. Трудные поиски Аксиньи путей самоутверждения как личности и мечта о лучшей жизни.

5. Почему, с вашей точки зрения, судьба Аксиньи так трагична?

II группа

Наталья.

1. Наталья и Григорий. Сила и высокая нравственность чувства любви. Что в ней привлекает Григория?

2. Как определила для себя Наталья смысл жизни? Каково ее понимание счастья, ее роль в семье, в доме.

3. Трагичность судьбы Натальи, ее смерть. Назвали бы в ее мужественной? Почему?

4. Мастерство Шолохова в создании образа Натальи, в передаче ее внутреннего состояния.

5. Определите ваше собственное отношение к Наталье. Оправдываете ли вы ее поступки? В чем заключается ее двойной грех?

6. В чем вы видите приближенность Натальи к образу святых?

ΙΙΙ группа

Образ Ильиничны.

1. Найдите штрихи портрета Ильиничны. Определите их роль в раскрытии характера Ильиничны.

2. Какие черты характера Ильини

чны приближают ее к образу богоматери? Как они раскрываются Шолоховым?

3. Почему в конце жизни Ильинична чувствует себя лишней?

4. Кто виноват в том, что дом Мелеховых опустел?

5. Кто в романе является «преемником» Ильиничны?

(Идёт работа в группах, затем выступления).

Коллективная работа с классом после прослушанных сообщений групповых исследований:

- Что объединяет таких разных шолоховских женщин?

- Какова, по – вашему, причина трагедии жизней этих женщин? Могла бы по – другому сложиться судьба каждой из них?

Судьбы женщин в романе неповторимы, но у всех трагичны. Автор с любовью и пониманием рисует каждую женскую судьбу, создавая коллективный портрет образа донской казачки. В то же время писатель выделяет в характере своих героинь общечеловеческую суть: душевность, женственность, умение любить и бороться за свою любовь, создавать уют и строить свой Дом.

Просмотр эпизода художественного фильма С.Герасимова «Тихий Дон».

Давайте обратимся к кадрам трагического ухода из жизни одной из этих героинь (смерть Аксиньи).

Анализ эпизода.

Эпизод гибели Аксиньи отбросит свет на всю последующую жизнь главного героя. Со смертью любимой Григорий утратил «и разум и былую смелость». Символично, что так и не смог подняться герой. Стоя на коленях, он как-то механически копает шашкой могилу Аксинье. Его давит удушье, «чтобы легче было дышать, он разорвал на груди рубаху».

Смерть Аксиньи - важный эпизод в романе. В нем завершается «череда потерь» главного героя - мы понимаем, что из-за братоубийственной войны он лишился всего, что держит человека на этой земле. И мы окончательно осознаем все глубину трагедии Григория Мелехова, а также глупость людей, которые, преследуя непонятные цели, лишают себя самого дорогого - семьи, родины, жизни.

- Кто из шолоховских героинь вам больше понравился и почему?

Живо встают перед глазами женщины, изображённые Шолоховым, каждая со своим характером, неповторимая. Вместе с ними мы смеёмся и грустим, живём их яркой, полнокровной жизнью вольных, сильных дочерей донских степей. Немалое достоинство роману «Тихий Дон» придаёт сочетание эпического изображения великих исторических событий с удивительной лиричностью повествования, передачей тончайших переживаний героев, раскрытием их самых сокровенных чувств и мыслей, и в большей мере это относится к описанию образов простых русских женщин.

Трудно в русской литературе найти другое такое произведение, на страницах которого столько бы внимания и ярких красок было отдано его автором женщине и её горькой доле.

Героинь романа можно осуждать или оправдывать, принимать или не принимать, но важно помнить, что сам автор не был столь категоричен, он полагал, что ни один из героев не является носителем абсолютной правды, все герои имеют право на свою правду, как и вы сами. Но при этом нужно помнить, что каждый из нас несёт ответственность за свои поступки.

- Можно ли сказать, что эти черты определяют судьбу героинь?

Докажите.

-Но только ли черты характера определяют судьбу человеческую?

(историческое и личное переплетаются)

4. Подготовка к выполнению 25 задания ЕГЭ по русскому языку:

- Определите, какие проблемы текстов 25 задания ЕГЭ поможет проиллюстрировать наш сегодняшний разговор на уроке.

Проблема материнства, заботы о близких:

В романе М.Шолохова “Тихий Дон” представлен образ Ильиничны, которая олицетворяет собой идею материнства. Она является хранительницей домашнего очага, дарит близким своё душевное тепло. «Тихий Дон» поднимает также и проблему материнского чувства. Ильинична прощает Михаила Кошевого за убийство своего сына и принимает его как зятя. Так велика ее материнская любовь, что она распространяется даже на убийцу сына.

Ильинична - это не просто мать, хозяйка семьи Мелехов. В ее образе воплотились все лучшие черты русской матери-казачки. Именно на примере Ильиничны раскрывается в романе проблема материнской любви и трагедия матери, потерявшей всю свою семью.

Проблема женской любви, женской верности и страсти:

В произведении раскрывается проблема женской любви, женской верности и страсти. Она рассматривается на примере отношений Григория и Аксиньи, Григория и Натальи, Дуняшки и Мишки Кошевого. Это примеры верности и преданности казачек.

Чувство любви в Аксинье необыкновенно сильно, страстно. Оно выражается в беспредельном самопожертвовании, в перенесении центра жизни с себя на другого человека, которому она отдает всю себя без остатка. Аксинья пронесла любовь к Григорию через всю свою трудную, исковерканную жизнь. Мятежная и непокорная, с гордо поднятой головой, шла она против предрассудков, лицемерия и фальши, вызывая злые толки и пересуды. Через всю свою жизнь пронесла Аксинья любовь к Григорию. Сила и глубина ее чувства выразилась в готовности следовать за любимым на самые тяжкие испытания. Во имя этого чувства она бросает мужа, хозяйство и уходит с Григорием батрачить к Листницким. Во время Гражданской войны она идет с Григорием на фронт, делит с ним все невзгоды походной жизни. И в последний раз по его зову она покидает хутор с надеждой найти вместе с ним свою «долю» на Кубани. Вся сила характера Аксиньи выразилась в одном всеохватывающем чувстве - любви к Григорию.

Проблема извечного человеческого стремления к счастью :

Кроме того, это произведение об извечном человеческом стремлении к счастью и о страданиях, которые выпадают на человеческую долю. А этих испытаний и страданий всегда немало. Но особенно их много во времена великих потрясений, великих исторических событий. Мы все стремимся к счастью, часто ищем его не там, где нужно. А иногда не замечаем счастье под своим собственным носом. Вот, например, Григорий Мелехов. Он мог сбежать с Аксиньей, когда она предложила ему это в первый раз. Эти герои могли бы быть счастливы вдвоем. Но Григорий не захотел бросать хутор, не захотел строить счастливую жизнь на чужой стороне. Уже женившись на Наталье, герой продолжал гулять с Аксиньей, не давая покоя ни ей, ни Наталье. Можно сказать, что он сам счастливо не жил и другим не давал. Вскоре Григорий бросает жену и уходит к Аксинье. На протяжении всего романа Мелехов будет метаться от одной женщины к другой, так и не сделав выбор, не найдя своего счастья.

5. Итог урока:

Конечно, героини Шолохова – разные женщины, о чем много сказано в литературно-критических статьях, но мы нашли в них нечто общее: все они сильные и мужественные женщины, умеющие любить до самозабвения, умеющие защищать свой дом, свою семью, жертвовать собой ради тех, кого любят. И как бы трагически ни складывались их судьбы, каждая из героинь Шолохова несет в себе силу характера, мужественно принимает удары судьбы, сохраняя главное свое качество – верность родной земле, дому и любимым людям. И все же время, каким бы жестоким оно ни было, не может сломать многовековые традиции, человеческую натуру и заставить перестать любить. Вернёмся к задаче нашего урока (слайд №5).

-Как вы считаете, выполнена ли она?

Оценки за урок (исходя из критериев).

Приложение 1

Характеристика литературного героя

Примерный план характеристики героя:

1.Определение места героя среди других персонажей.

2 .Степень участия и его роль в конфликте.

3. Анализ имени.

4.Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

5. Речевая характеристика.

6.Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.

7. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

8. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

9. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

11.Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.

12. Оценка литературного персонажа его современниками.

13.Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.

14. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

Приложение 2

При оценке устных ответов по литературе используются следующие критерии

ставится за ответ, который обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;

умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой;

свободно владеть монологической речью.

«4»

ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;

за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;

хорошо владеть монологической литературной речью;

однако допускают 2-3 неточности в ответе.

«3»

оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

«2»

ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Библиографический список и электронные ресурсы:

    Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. - М: «ВАКО»,2007г.

    Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Миллионщикова Т.М. Литература в 11 классе. Урок за уроком.- М: ООО «ТИД «Русское словоРС»,2008г.
    М.А. Шолохов «Тихий Дон», Ростов- на- Дону, Ростовское книжное издательство, 1998г.

    Учебник для вузов. Русская литература 20 века под ред. Кременцовой Л.П. Гура В.В., Абрамов Ф.А. М.А. Шолохов. Семинарий.

    Минакова А. О художественной структуре эпоса М.Шолохова// Проблемы творчества М.Шолохова. – М., 1984.

    Нестандартный урок по литературе: Сборник методических разработок. В 2-х частях/ МО РФ Челяб. Филиал ИПО/ под ред В.Я. Легаева. – Челябинск, 1993.

    Чалмаев В. Открытый мир Шолохова: «Тихий Дон» – невостребованные идеи и образы

    Якименко Л.Я. Творчество М.А. Шолохова.

    Эпизоды фильма С.Герасимова «Тихий Дон»

Введение

Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон» Шолохова оказывается в центре внимания читателя с первых строк. Ей посвящены и последние страницы произведения. Открывает повествование рассказ о трагической судьбе Прокофия Мелехова и его жены-турчанки, по навету убитой односельчанами. Завершает роман картина возвращения домой похоронившего Аксинью Григория Мелехова.

Характеристика Мелеховых

Мелеховы изначально выделяются среди других жителей хутора Татарский. Прокофий, носивший бороду и русскую одежду, был «чужим, непохожим на казака». «Исчерна-смуглым» и «бедовым» растёт и его сын Пантелей. Прозвали соседи Мелеховых «турками» за их горбатый нос и «диковатую» красоту.

Дом Мелеховых имел вид «самодовольный и зажиточный», благодаря усилиям Пантелея Прокофьевича. Старший Мелехов, его жена, двое сыновей с жёнами, дочь, а затем и внуки – таковы обитатели мелеховского дома.

Но, мирную жизнь хутора нарушает сначала Мировая, а затем Гражданская война. Разрушается привычный казачий уклад, рушатся семьи. Не обходит стороной беда и Мелеховых. Пантелей Прокофьевич и оба его сына оказываются захваченными водоворотом страшных событий. Трагично складывается судьба и других членов некогда крепкой семьи.

Старшее поколение Мелеховых

Характеристика Мелеховых в романе будет неполной, если не обратиться к образу каждого члена семьи.

Пантелей Прокофьевич, глава семейства Мелеховых, был рождён раньше срока. Но выжил, встал на ноги обзавёлся семьёй и хозяйством. Он был «сух в кости, хром…, носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы».

Старший Мелехов – натура вспыльчивая и властная. Он бьёт костылём Григория за ослушание, «учит» вожжами загулявшую Дарью, частенько «подносит» жене. Узнав о связи младшего сына с Аксиньей, он своею властью женит его на Наталье Коршуновой, не считаясь с желаниями самого жениха.

С другой стороны, Пантелей Прокофьевич искренне любит своих домашних, переживает за их судьбу. Так, он возвращает в семью Наталью, ушедшую к родителям, относится к ней с подчёркнутым вниманием. Привозит обмундированию Григорию в Ягодное, хотя тот ушёл с Аксиньей из родного дома. Гордится сыновьями, получившими офицерский чин. Только переживания из-за гибели сыновей смогли сломить крепкого старика, для которого семья была смыслом жизни.

Василиса Ильинична, жена старшего Мелехова, по-своему хранит домашний очаг. Ко всему семейству она относится с необыкновенной теплотой и пониманием. Ильинична безгранично любит своих детей, часто защищает их от гнева несдержанного мужа. Огромной трагедией становится для неё смерть Петра, убитого рядом с домом. Только ожидание Григория даёт ей силы жить после потери почти всех родных. Как родную дочь принимает Василиса Ильинична Наталью. Поддерживает её, понимая, как тяжело живётся невестке, нелюбимой мужем. Скрывает от Пантелея Прокофьевича болезнь Дарьи, чтобы тот не прогнал её со двора. Она даже находит в себе силы сблизиться с Аксиньей, с которой они вместе ждут с фронта Григория, и принять в качестве зятя Мишку Кошевого, убийцу её сына и свата.

Григорий и Пётр

Пётр Мелехов – старший сын Пантелея Пркофьевича и Василисы Ильиничны. Внешне он был очень похож на мать «небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый». От матери передался ему и мягкий характер. Он искренне любит родных, особенно брата, во всём поддерживает его. В то же время Пётр готов, не задумываясь, постоять за справедливость. Так, он вместе с Григорием бросается спасать Аксинью от избивающего её мужа, вступается за односельчан на мельнице.

Но во время войны неожиданно проявляются совершенно другие стороны личности Петра. В отличие от Григория, Пётр быстро приспосабливается, совершенно не задумывается о чужой жизни. «Война радовала, потому что открывала перспективы необыкновенные». Пётр «быстро и гладко» дослуживается до чина, а потом, на радость отцу, отправляет домой целые подводы награбленного. Но, война, на которую герой возлагает такие надежды, приводит его к гибели. Пётр умирает от рук Кошевого, униженно прося о пощаде бывших односельчан.

Григорий Мелехов – полная противоположность старшего брата. Своим обликом он напоминает отца. У него «вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей». Пошёл Григорий в отца и взрывным характером. В отличие от брата, Григорий не может принять насилия. Врождённое чувство справедливости заставляет героя метаться между белыми и красными. Видя, что все разговоры о светлом будущем заканчиваются кровопролитием, Григорий не может принять какую-либо сторону. Опустошённый, он пытается уйти с Аксиньей на Кубань, чтобы найти покой. Но судьба лишает его возлюбленной и надежды на счастье.

Дуняша, Наталья и Дарья

Дуняша Мелехова, как и Григорий, пошла в отца не только внешне, но и по своему характеру. Отцовская твёрдость особенно проявляется в ней, когда она решает выйти замуж за Михаила Кошевого, убийцу брата. С другой стороны, Дуняше свойственна нежность и душевная теплота. Именно они побуждают девушку взять к себе детей Григория, заменить им мать. Дуняша, да ещё сын Мишатка – единственные близкие люди, которые остались у Григория, вернувшегося в родной хутор.

Наталья, жена Григория, – один из самых ярких женских образов романа. Замечательная красавица, она создана для того, чтобы любить и быть любимой. Но, выйдя замуж за Григория, девушка не обретает семейного счастья. Муж так и не смог полюбить её, и Наталья обречена на страдания. Только любовь и сочувствие старших Мелеховых дают ей силы. А затем она находит утешение в детях. Всю жизнь борясь за мужа, гордая Наталья, тем не менее, не может простить ему последней измены и избавляется от последнего ребёнка ценой собственной жизни.

Дарья, жена Петра, совсем не похожа на Наталью. «С ленцой баба, спорченная… румянится, да брови чернит», – говорит о ней Пантелей Прокофьевич. Дарья идёт по жизни легко, не слишком задумываясь о морали. Душевные переживания наложили отпечаток на всех членах семьи Мелеховых, но не на Дарью. Оплакав мужа, она быстро оправилась и снова расцвела «гибкая, красивая и доступная». Жизнь Дарьи заканчивается драматично. Она заражается сифилисом и решает свести счеты с жизнью, утопившись в Дону.

Заключение

Если вокруг идёт война, меняется власть, никто не сможет остаться в стороне. В романе «Тихий Дон» семья Мелеховых – яркий тому пример. До конца произведения почти никто не доживает. Остаётся только Григорий, его маленький сын и сестра, вышедшая замуж за врага.

Тест по произведению

Женские образы
Судьбы женщин-казачек воплощают традиционную судьбу русской женщины, с ее тяготами и невзгодами, по и с налаженным образом жизни, который ломает война. Война безжалостно отнимает близких людей, мужей, сыновей, разрушает дом, лишает женщин надежды на личное счастье, а многих и жизни. Григорий как-то подумал: «Казачку из всех баб угадаешь». И действительно, принимающая на свои плечи непосильный груз работ в поле, домашней работы и заботы о детях, казачка не сгибается под ним, а гордо и статно несет его. Как Дарья, которая подметает земляной пол голландскими кружевами.

Они красивы каждая своей красотой: Аксинья и Дарья — яркой, бросающейся в глаза, Наталья и Ильинична — спокойной, величественной. В романе «Тихий Дон» автор показывает по сути два типа женщины: образ матери, хранительницы очага (Ильинична и Наталья), и образ живой, порывистой. протестующей и неистово ищущей счастье «грешницы». И все они воплощают в себе то противоречивое сочетание — внешней традиции, патриархальности и внутренней свободы, гордыни — которое присуще казакам вообще. Все они любят, жаждут счастья, но до духовных высот поднимаются только в материнстве. Материнское начало считает автор единственно одухотворяющим элементом любви. Не случайно у Дарьи и У Аксиньи умирают дети.

Две женщины постоянно сопутствуют главному герою эпопеи: Аксинья и Наталья, возлюбленная и жена. Обе самозабвенно любят его, из-за него совершают решительные поступки, но они во многом противоположны друг другу. Поэтому, видимо, Григорию необходима любовь их обеих, он не хочет выбирать.

Образ Аксиньи.

Судьба не баловала Аксинью: страшна ее предыстория, она постоянно терпит побои от Степана. Понятно ее желание «за всю жизнь горькую отлюбить» и то, как яростно она защищает свое счастье. Неистовство Аксиньи любви к Григорию подчеркивается описанием «бесстыдно-жадных, пухлых губ», Аксинья — страстная, слишком живая для патриархального устоя семьи. Любовь — необходимая потребность ее существования и сначала в ней преобладает животное начало: Аксинья, как и Дарья, нуждается в постоянном присутствии мужчины рядом, отсюда их измены. Любя Григория, Аксинья живет со Степаном, изменяет Мелехову с листницким И не один раз. Она вынуждена в своем одиночестве Вымаливать любви Листницкого, когда Григорий ушел к Наталье.

Однако именно эта самозабвенная любовь к Гришке, ради которой Аксинья готова на любые испытания, Составляет Смысл ее существования и во многом оправдывает и ее эгоизм, и жестокость в борьбе за любимого, и Измены. Постепенно образ Аксиньи проясняется, становится чище, человечнее, как и ее любовь. Когда она Рожает дочь от Григория, то хорошеет совсем по-другому. Нет уже в ее описании эпитетов.жадная. и <порочнаяь, осанка ее становится «уверенно-счастливой». В разлуке с Григорием Аксинья привязывается к его сыну Мишатке, а после смерти Ильиничны заботится о детях Григория, как о своих, и они наЗывают ее матерью. В ее любви к Григорию тоже ПОявл:яется почти материнская нежность,). Готовность Аксиньи пойти за ним куда угодно, ни о чем не спрашивая, ВЫзывает в Григории ласковую усмешку: «Ничто ее не страшит, вот молодец баба!» От жадной страсти любовьАксиньи выросла в высокое жертвенное, почти материнское чувство. Жизнь ее оборвалась, когда она была счастлива, Думая: найдем и мы свою долю, и, казалось, ничто уже не мешало ей быть рядом с любимым.

Образ Натальи.

Образ Натальи тоже далеко не прост, хотя и воплощает естественную нравственность русской женщины, верность, добродетель, материнство. Наталья, став женой Григория, не избалована его любовью. Много страданий принимает она от своей любви, неясность Положения толкает ее на унижение: Наталья идет в Ягодное просить Аксинью вернуть ей мужа. Неприятие измены, нежелание быть нелюбимой и невозможность жить без Григория заставляют Наталью наложить, на себя руки. Так уж сложилось в романе, что именно самая добродетельная героиня совершает наиболее страшные, смертные грехи: попытка самоубийства, проклятие, которое она посылает на голову мужа, аборт, приведший ее к гибели. Вся жизнь Натальи в детях, именно это оценит
в ней со временем Григорий, дети свяжут его с Натальей прочно и неразрывно. Тяжелее всего ему будет пережить то, что Наталья перед смертью «простила ему все, что она любила его и вспоминала о нем до последней минуты».

Жизнь Ильиничны.

Жизнь Ильиничны тоже удивительно, как коротка и бедна (…) и как много в ней было тяжелого и горестного, о чем не хотелось вспоминать». Муж бил ее, «по месяцу вся синяя, как железо, ходила, а ить выжила же, и детей вскормила, и из дому ни разу не счиналась уходить . Более того, Ильинична сохранила доброе отходчивое сердце,способность прощать даже врага, кем стал для нее Мишка Кошевой, убивший старшего сына. Когда-то и она была статной, молодой и красивой. И теперь, без конца работая по дому, сохраняет «дородный стаю) и «плавает гусыней». Характер у нее казачий, несмотря на подчинение мужу. Она высказывает свое недовольство Аксинье за ее связь с Григорием, а потом за «приманиввниее Мишатки. Заставляет Наталью просить у Бога прощения за молитву о смерти мужа. Долго не может согласиться с замужеством Дуняшки и принять зятя.
Однако в конце жизни испытания и потери смягчили «мудрую и мужественную старуху э, Глубоким лиризмом проникнуты страницы, где говорится о последних днях Ильиничны. Жалость к Мишке Кошевому побеждает ненависть, «та щемящая материнская жалость, которая покоряет и сильных женщин», заставляет ее придвинуть Мишке тарелку с молоком, а потом отдать даже рубашку Григория. Ее последние дни согревала мысль о младшеньком, только его ждала Ильинична, все остальное потеряло для нее смысл. Не дождавшись Григория, она умирает, и Аксинья 4С трудом узнала в похорошевшем и строгом лице мертвой маленькой старушки облик прежней гордой и мужественной Ильиничны».

3 / 5. 2

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

г. Гуково

11 классе" width="573" height="35"/>

https://pandia.ru/text/78/018/images/image003_168.gif" alt="М.А.Шолохова " width="491" height="110 src=">

Украшен – то наш тихий Дон

молодыми вдовами,

Цветен наш батюшка тихий Дон

сиротами,

Наполнена волна в тихом Дону

Материнскими слезами.

Старинная казачья песня

Цели урока:

· Продолжить знакомство с романом «Тихий Дон»;

· Развивать навыки выразительного чтения, самостоятельной работы на уроке, умение характеризовать героев (индивидуальная характеристика образов Аксиньи, Натальи, Ильиничны, Дарьи), выявляя в них индивидуальное и общее;

· Определить роль пейзажа в раскрытии внутреннего мира женских характеров;

· Воспитывать интерес к родному краю, его истории.

Оборудование: роман «Тихий Дон» (любое издание), иллюстрации к роману; стенд, посвященный творчеству, карточки для групповой работы с вопросами по тексту.

Ход урока

Запись темы, эпиграфа, постановка целей урока.

Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня мы с Вами будем работать с очень интересной темой. Хочу обратить внимание на эпиграф, который в полной мере выражает идейно – художественный замысел писателя в целом к роману и к данной теме.

Грустная казачья песня напоминает плач народа о своей родине, о родной Донской земле, которую так любят герои Шолохова, о горькой жизни женщин и сирот, их слезах.

Давайте подумаем о судьбах таких женщин, героинь романа «Тихий Дон» и ответим вот на такие вопросы:

Почему такие прекрасные женщины, как смелая и гордая Аксинья, кроткая и трудолюбивая Наталья, мудрая и величественная Ильинична так трагически заканчивают свой жизненный путь?

Какой из женских характеров вам особенно запомнился, понравился, почему?

Как рассматривает Шолохов проблему «женщина и война»?

Самостоятельная работа с текстом «Тихий Дон».

Ι группа

Образ женщины, которая была далека от гражданской войны, но судьба которой зависела от ее исхода.

Аксинья.

1. Жизнь Аксиньи до встречи с Григорием (детство, Аксинья – жена Степана).

2. Аксинья и Григорий. Любовь Аксиньи к Григорию и новое восприятие окружающей жизни.

3. Какие черты характера раскрываются в Аксинье?

4. Трудные поиски Аксиньи путей самоутверждения как личности и мечта о лучшей жизни.

5. Почему, с вашей точки зрения, судьба Аксиньи так трагична?

II группа

Наталья и Ильинична – две шолоховские богоматери в споре с «веком – волкодавом»

Наталья.

1. Наталья и Григорий. Сила и высокая нравственность чувства любви. Что в ней привлекает Григория?

2. Как определила для себя Наталья смысл жизни? Каково ее понимание счастья, ее роль в семье, в доме.

3. Трагичность судьбы Натальи, ее смерть. Назвали бы в ее мужественной? Почему?

4. Мастерство Шолохова в создании образа Натальи, в передаче ее внутреннего состояния.

5. Определите ваше собственное отношение к Наталье. Оправдываете ли вы ее поступки? В чем заключается ее двойной грех?

6. В чем вы видите приближенность Натальи к образу святых?

ΙΙΙ группа

Образ Ильиничны.

1. Найдите штрихи портрета Ильиничны. Определите их роль в раскрытии характера Ильиничны.

2. Какие черты характера Ильиничны приближают ее к образу богоматери? Как они раскрываются Шолоховым?

3. Почему в конце жизни Ильинична чувствует себя лишней?

4. Кто виноват в том, что дом Мелеховых опустел?

5. Кто в романе является «преемником» Ильиничны?

ΙV группа

Образ Дарьи.

2. Как и почему относится к Дарье в семье Мелеховых?

3. Что стало причиной душевных метаний и поисков, вульгарного поведения Дарьи?

4. Какую дорогу в жизни избрала героиня после смерти Петра? Какие ее поступки вы назвали бы грешными?

5. Как вы считаете, в чем причины трагического конца Дарьи? Какие художественные приемы помогают читателю это осознать?

Коллективная работа с классом после прослушанных сообщений групповых исследований:

Что объединяет таких разных шолоховских женщин? (Предполагаемый ответ: Стремление создать свой Дом; это образы женщин – казачек со свойственными им чертами характера, такими, как любовь к жизни, сознание собственного достоинства, внутренняя чистота, трудолюбие, стойкость в беде и т. д.).

Какова, по – вашему, причина трагедии жизней этих женщин? Могла бы по – другому сложиться судьба каждой из них?

Какими приемами Шолохов раскрывает силу природы и глубину внутреннего мира своих героинь?

Кто из шолоховских героинь вам больше понравился и почему?

Коллективная итоговая работа заканчивается индивидуальной работой по составлению плана к темам сочинений (по выбору):

1. Женские образы в романе Шолохова «Тихий Дон».

2. Моя любимая героиня в создании женских образов (на примере одного образа).

Материалы для учителя.

Цель работы – рассмотреть женские характеры и судьбы в связи с домом, семьей, определить авторскую позицию в изображении героинь романа, тесно связанных с судьбой Григория Мелехова.

Само слово «казачка» говорит о женщине, обладающей ярким, сильным, гордым характере, женщине, имеющей особое чувство жизни, любви, несущей в душе особое достоинство, женщине, прославленной своей внешней, а главное – внутренней чистотой и красотой. Казачка являлась негласной главой семьи. Казакам приходилось по долгу службы надолго отлучаться из дома и, таким образом, женщина становилась главным центром семьи. Она должна была проявлять силу, ловкость, стойкость. Слабые физически не выживали.

Одной из первых, кого мы встречаем на страницах романа, - жена Пантелея Прокофьевича и мать Григория – Ильинична. Эта женщина – олицетворение мудрости, любви, материнской заботы, красоты. Ее жизнь протекает размеренно, четко, в ежедневном, нередко тяжком труде. Она любящая, преданная жена, поддерживающая лад в семье. не даст подробного портрета героини. Лишь по отдельным фразам мы можем представить себе ее облик. Вот что она вспоминает о своей молодости: «Она увидела и себя – молодую, рослую, красивую…Вот она идет, спешит к стану. Лицо ее полыхает румянцем, от прилива крови тонко звенит в ушах. Она придерживает согнутой рукой тяжелые, тугие, налитые молоком груди, и, на ходу расстегивает ворот рубахи…

- Милый ты мой, сыночек! Расхорош ты мой! Уморила тебя с голоду мать…»

А в конце жизни – это «сплошь опутанная паутиной морщин, дородная жена» с «сухой материнской рукой» и «тонкими губами», которые «каменно застыли» «на водянисто – пухлом лице», сохранившем «усталость и боль» (кн. 1, ч. 1 – 2).

Штрихи к портрету Ильиничны дают богатый материал для размышлений: несмотря на усталость, боль во всем теле, боль от переполненной молоком, разрывающейся на части груди, она находит самые ласковые, теплые, трогательные и нежные слова, обращенные к своему ребенку. В ее немногих простых словах выражена безграничная любовь и ласка, свойственная ее натуре.

Ильинична – мудрая женщина – обычно тиха и скромна, не участвует в спорах в семье, а больше слушает, но к ее советам все прислушиваются:

- Ты бы сенца сухого взял, Гришунька, - советовала мать. – Под сердце подложить, а то нутро застудишь.

- Григорий, мотай за сеном. Старуха верное слово сказала.

И так всегда. В словах Ильиничны не звучит приказной тон, а проявляется истинная забота. Следует отметить, что сердце Ильиничны не было закрыто и для других. Так, ежедневно наблюдая за Мишкой Кошевым, женщина проникается жалостью к «душегубу». Она испытывала чувство раздвоенности по отношению к нему: с одной стороны – душевная боль, обида, горечь смерть за сына Петра, с другой – материнская жалость, теплота, проснувшаяся в ее сердце.

Перед смертью, чувствуя, что не дождется возвращения Григория, Ильин6ична принимает в семью, в сердце Кошевого как сына:

Ильинична достала из – под подушки аккуратно свернутую рубаху Григория, молча протянула ее Дуняшке.

- что это? – удивленно спросила Дуняшка.

- Гришина рубаха…отдай мужу, нехай носит, на нем его старая – то, небось, сопрела от пота.., - чуть слышно проговорила Ильинична.

Несмотря на возраст, усталость, скопленную за долгую жизнь, на то, что у нее две невестки и взрослая дочь, Ильинична все время в работе, продолжает заниматься хозяйством:

«Каждый день Ильинична просыпалась чуть свет, доила корову и начинала стряпать» - то есть заботилась о своем доме, семье. Она не нагружает работой молодых, знает, что их ждет трудная жизнь, за которую они еще успеют поработать. Эта женщина не могла передать дом, она не может сидеть без дела. Даже во время болезни Ильинична старается быть полезной: «довольная, положила на пухлый свой живот чулок со спицами и недовязанной пяткой» (кн. 1 – 2).

Чем больше размышляешь о жизни Ильиничны, тем сложнее ответить на вопрос, почему в конце жизни она чувствует себя лишней. Те, к кому она тянулась, ради кого жила, огорчали ее день за днем. Главное же – Ильинична мучается, так как нарушен привычный уклад ее жизни, разрушена ее семья: «А Ильинична с каждым днем все резче и больше ощущала подступавшее к ней одиночество. Она стала лишней в доме, в котором прожила почти всю свою жизнь…Сама жизнь стала ей в тягость…» (кн. 1, гл. 2).

Тяжелым испытанием стала для нее свадьба Дуняшки с Михаилом Кошевым. Это был последний удар, после которого Ильинична так и не смогла прийти в себя и встать на ноги. И дело не в характере героини, умевшей по – христиански терпеть, а в том море горя, что затопило все казачество, всю страну. Ее судьба стала отражением страшного времени, несмотря на высокие душевные качества и нравственные ценности, которыми жила одна из любимых героинь.

Последней, с кем разговаривала перед смертью Ильинична, была ее дочь Дуняша. По ходу развития романа из «длиннорукого, большеглазого подростка» (кн. 1, ч. 1, гл. 1), она вырастает в красивую, добрую, нежную девушку. Мать передала ей свою мудрость, терпение, широту и доброту сердца: «Несмотря на молодость, Дуняшка была уже умудрена житейским опытом» (кн. 2, ч. 2). Она стала хозяйкой мелеховского двора. Девушка старалась никогда не сидеть без дела, всем помочь: «Наташа, вы с Гришкой езжайте! А я вот пополаскаю одежду, развешу и живо направлюсь к вам в степь». Этим она была в родителей, не зря Пантелей Прокофьевич называете «стрекотуха». Вероятно, это не только из – за ее заразительной веселости, оптимизма, но и из-за бесперестанного движения. Выйдя замуж, Дуняшка делает все, чтобы дом был уютным и в него хотелось всегда возвращаться. Она стала достойной преемницей своей матери в доме Мелеховых.

В конце романа автор упоминает, что Кошевого в хуторе Татарском нет полтора месяца: он в Вешках, служит в такой-то части. А Дуняшка создает уют, строит Дом. Она так была воспитана. В ее устои входило осознание того, что женщина-это прежде всего труженица, ласточка, вьющая гнездо.

Сложна в романе судьба Дарьи. Кто она? Почему-то читатель не всегда задумывается над тем, как относятся к ней в семье Мелеховых: «Слышь, баба, Наташку не буди…Дарью, Дарью стегай. С ленцой баба, спорченная… Румянится, да брови чернит, мать ее суку» (кн. 1, ч. 1).

Дарья молода, красива, весела. Но в казачьем дворе снохе положено знать свое место: в спор не вступать, поменьше говорить, быть незаметной, учиться, пока не обретает своего Дома. В жизни Дарьи этого не случилось. Но думается, к ней не всегда справедливы. В семье Дарья постоянно занята, приветлива. Когда Мелеховы собирались на порубк3 леса, именно она встала за два часа до рассвета, «в одной рубахе кинулась к печи. В конуре нашла спички, зажгла огонь…», «бегала, шаркая валенками, грохотала чугунами…» (кн. 1, ч. 1). А вот Ильинична укоряет, что с вечера не положили в печь кизяки, чтобы они подсохли, и Дарья уважительно отвечает:

Забыла, мамаша. Наша беда.

Едет Дарья на покос не в рабочей грязной одежде, а чисто и опрятно одетая, подкрашенная. Многим это не нравилось. Но нам кажется, что таким поведением она хотела вызвать внимание к себе, что осуждению не подлежит, тем более внимания от мужа она видела немного.

Вот сцена отъезда Петра на службу…Он попрощался на крыльце со всеми родными, а Дарье не сказал ни слова. Почему? Дарья «с ребенком на руках пошла следом», «из-под ладони следила, за белой, занавешенной пылью рубахой мужа» (кн. 1, ч. 1). Что чувствовала она? Невостребованная любовь тоской ложилась на сердце, сжимая, иссушая его. Дни жены Петра протекали однообразно, монотонно, скучно: одна лишь работа по дому.

Жаль, что в семье не поняли, не приняли богатый душевный потенциал женщины, стремящейся создать уют. Отсюда ее метания, поиски недозволенных радостей, вульгарность в поведении.

В свои последние дни Дарья все чаще задумывалась о прожитой жизни. Она осознала, что прошла по жизни скверной дорогой и поэтому строга к себе. Но как же все вокруг красиво: и Дон, и поля, и леса. Как ей не хочется их покидать, почему она раньше их не замечала? Однако, уже поздно, прошлого не вернешь, а жить дальше эта женщина не могла и не хотела.

Наложила на себя руки Наталья. В момент смерти, судя по всему, ей было двадцать пять лет. Мелеховы засватали Наталью в возрасте восемнадцати. Семья Коршуновых считалась «первыми богачами в хуторе Татарском» и «для своей дочери жениха не такого, как Григорий, могли подыскать». Не раз отец, мать, дедушка, разговаривая с ней, советовали не торопиться со свадьбой, подумать, ведь о связи Григория и Аксиньи уже было известно. Но Наталья считала, что ее любовь сможет вытерпеть все и поможет повернуть сердце мужа.

Разочарование Григория подчеркивается автором в упоминании о безвкусных губах Натальи, которые он ощутил при поцелуе. После свадьбы Григорий говорит: «Чужая ты какая-то …Ты - как этот месяц не холодишь и не греешь. Не люблю я тебя Наташка, ты не гневайся…И жалко тебя - кубыть, за эти деньки и сроднились, а нету на сердце ничего…пусто…» (кн.1, ч.1). Но Наталья дала клятву перед богом, став женой Мелехова, жить в мире с мужем в здравии и горести, в богатстве и бедности. Однако он мечется между Натальей и Аксиньей. Не привязывают к дому Григория и дети. Их он любит, нежит, но ради них не оставляет Аксинью.

Погибая, Наталья убивает и неродившегося ребенка, совершая, таким образом, двойной грех. Наверное, в этом поступке проявилось слабость героини.

Несмотря на плохо складывающуюся семейную жизнь, Наталья стремилась создать свой Дом, была трудолюбива и вынослива.

не раз обращает внимание читателей на «большие, раздавленные работой руки» Натальи. Вместе с Ильиничной, Дуняшей, Дарьей Наталья трудится, создавая условия для жизни нескольких семей в одном доме. От нее не слышно ропота, жалоб, упреков. Она тиха и покорна.

Величие этой героини Шолохова не только в том, что она верная, любящая жена, прекрасная мать, но и в том, что она искренняя и чистая, правдивая перед своей душой и перед людьми.

Судьбы женщин в романе неповторимы, но у всех трагичны. Автор с любовью и пониманием рисует каждую женскую судьбу, создавая коллективный портрет образа донской казачки. В то же время писатель выделяет в характере своих героинь общечеловеческую суть: душевность, женственность, умение любить и бороться за свою любовь, создавать уют и строить свой Дом.

Литература.

1. По страницам «Тихого Дона». М.,1974.

2. Никулин над страницами «Тихого Дона». Ростов н/Д., 1982.

3. Русская литература XX в.: Учебник для XI класса / Под ред. . Ч. 2. М.: Просвещение, 2002.

4. Русская литература XX в.: Учебник для XI класса / Под ред. . Ч. 2. М.: Издательский дом «Дрофа», 2002.