Что такое электронно методический комплекс. Электронные учебно-методические комплексы как объекты инфраструктуры учебного процесса

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Минеева Ольга Александровна
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иноязычной профессиональной коммуникации


Аннотация
Данная статья посвящена описанию электронного учебно-методического комплекса «Английский язык», разработанного в информационной образовательной среде Moodle и внедренного в учебный процесс преподавателями кафедры иноязычной профессиональной коммуникации НГПУ им. К. Минина.

ELECTRONIC EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX «ENGLISH FOR STUDENT OF NON-LINGUISTIC FACULTIES»

Mineeva Olga Alexandrovna
Nizhny Novgorod State Pedagogical University after K. Minin
PhD in Pedagogical Science, associate professor of Chair «Foreign language professional communication»


Abstract
The experience of the use of Moodle resources in English language teaching is presented on the example of development of the electronic educational-methodical complex «English for student of non-linguistic faculties» at Minin State Pedagogical University of Nizhny Novgorod.

Введение новых образовательных стандартов в системе высшего образования в России ориентировано на повышение качества образования и предусматривает создания новых учебных программ и новых учебно-методических комплексов. В этой связи происходит перераспределение учебной нагрузки за счет сокращения часов, отведенных на аудиторные занятия, и увеличения доли самостоятельной работы студентов. Поэтому для обеспечения должного качества учебного процесса в вузах наряду с традиционными средствами обучения внедряются информационно-коммуникационные технологии, разрабатываются и используются электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) дисциплин. Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), это «структурированная совокупность электронных образовательных ресурсов, содержащих взаимосвязанный образовательный контент и предназначенных для совместного применения в образовательном процессе» .

В Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина осуществляется работа по разработке и использованию в процессе обучения электронных учебно-методических комплексов, которые базируются в виртуальной образовательной среде Moodle.

Эффективность обучения английскому языку студентов бакалавриата нелингвистических специальностей в условиях малого количества часов, отведенных на аудиторную работу, в большой степени зависит от методически грамотно составленного ЭУМК по дисциплине . Существенной поддержкой в очном обучении служит ЭУМК «Английский язык», разработанный преподавателями кафедры иноязычной профессиональной коммуникации НГПУ им. К. Минина. Далее мы рассмотрим структуру и содержание названного выше курса.

Структура и образовательный контент ЭУМК «Английский язык» были определены спецификой учебной дисциплины «Иностранный язык», требованиями образовательных программ и другими нормативными и документами . Учебный предмет «Английский язык» изучается студентами на первом курсе в первом и втором семестрах и на втором курсе в первом семестре.

Основными целями разработки и внедрения ЭУМК «Английский язык» явились:

– организация сопровождения образовательного процесса по дисциплине «Английский язык» учебными, учебно-методическими, справочными и другими материалами в электронной форме, повышающими качество подготовки учащихся;

– повышение эффективности управления самостоятельной работой учащихся ;

ЭУМК «Английский язык» имеет тематическую структуризацию и включает в себя:

инструктивный блок организационно-методического характера. В данном блоке располагаются:

– аннотация ЭУМК с указанием разработчиков ЭУМК, целевой группы, подходов, принципов и методов обучения;

– цели, задачи и образовательные результаты. Целью дисциплины «Английский язык» является формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов, позволяющей им интегрироваться в международную профессиональную среду и использовать иностранный язык как средство межкультурного и профессионального общения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: – сформировать у студентов систему знаний об особенностях изучаемого языка (фонетических, лексико-грамматических, стилистических, культурологических) в сопоставлении с родным языком; – научить студентов находить, воспринимать, и обрабатывать в соответствии с поставленной задачей различную информацию на иностранном языке, полученную из печатаных и электронных источников в рамках социокультурной и профессиональной сфер общения; – сформировать у студентов навыки и умения грамотно, аргументировано и логически верно строить устную и письменную речь на английском языке в ситуациях межличностного и межкультурного взаимодействия; – сформировать готовность студентов к использованию иностранного языка как средства общекультурного развития, самообразования и профессионального самосовершенствования;

– инструкция по работе с ЭУМК, являющаяся комплексом рекомендаций, помогающих студенту организовать процесс обучения оптимальным образом;

– рейтинг-план учащегося, разработанный в соответствии с учебной программой дисциплины и определяющий порядок изучения элементов дисциплины согласно плану проведения учебных занятий всех видов и контрольных мероприятий. Он включает в себя сроки прохождения элемента учебного плана через конкретные виды деятельности, формы отчетности и виды контроля;

– в учебный блок дисциплины включены специально отобранные и четко структурированные дидактические материалы, представляющие собой совокупность разнообразных учебно-методических материалов и средств, позволяющих оптимизировать процесс взаимодействия преподавателя со студентами. Дидактический блок представлен совокупностью теоретических и практических материалов дисциплины. Рассмотрим их:

Теоретический материал по изучаемым темам представлен с использованием элемента Moodle Лекция. Содержание лекций направлено на оперативность, достоверность, полноту и глубину изучения учебного материала: лекция разбита на части, сопровождается контрольными вопросами в конце лекции. В тексте лекций имеются ссылки на иллюстрации и заимствованный материал (учебники, пособия), внутри текста размещены гиперссылки на презентации, видео, аудиоматериалы и другие образовательные ресурсы.

Практические материалы включают в себя практические и самостоятельные работы, содержат полное дидактическое описание, включающее цель занятия (работы), образовательные результаты и/или формируемые компетенции, вопросы и/или задания (задачи), выносимые на занятие (работу), ссылки и/или гиперссылки на ресурсы и литературные источники, необходимые для подготовки ответов или выполнения заданий (задач), а также показатели и критерии оценки задания (работы) обучающегося на занятии, если они входят в рейтинг-план. К практическим материалам относятся также тренировочные тесты, содержащие открытые правильные ответы и пояснения к ним .

– в блок контроля включены средства проверки знаний и материалы для проведения входного, текущего, рубежного контроля; материалы для проведения промежуточной аттестации учащихся (зачет / экзамен).

Материалы для проведения промежуточной аттестации студентов представлены: – рекомендациями по подготовке к экзамену (зачету); – контрольными вопросами к экзамену (зачету), где перечень вопросов представляется в заданной последовательности и в полном соответствии с заявленным содержанием ЭУМК; – типовыми практическими заданиями на экзамен (зачет), приводятся алгоритмы и/или примеры выполнения этих заданий; – тренировочными и/или контрольными тестами по всему содержанию ЭУМК; – критериями и показателями оценки ответа учащегося на экзамене (зачете).

– в информационно-справочном блоке представлены ресурсы для изучения курса. Информационно-справочные материалы включают в себя:

– словарь основных слов и выражений, а также терминов, охватывающий теоретический и практический материал всего ЭУМК и выполненный с помощью элемента «Глоссарий» и функцией автосвязывания объектов;

  • Даричева М. В. Опыт применения информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Вестник Мининского университета. 2013. № 1 (1). С. 14.
  • Карпенко Т.Е. Структурирование дистанционного курса по иностранному языку в контексте кредитной системы обучения // Знание. 2015. № 11-1. С. 104-109
  • Черемисина Харрер И.А. Использование информационных технологий при изучении профессионально ориентированного английского языка // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 8 (149). С. 71-74
  • Положение об электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях НГПУ им. К.Минина [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/HwNL/kYsn65rQ2 (дата обращения: 15.12.2016г.)
  • Минеева О.А., Клопова Ю.В. Использование LMS Moodle для организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70215 (дата обращения: 20.11.2016).
  • Минеева О.А., Даричева М.В. Организация тестирования в системе MOODLE при обучении иностранному языку // Научно-педагогическое обозрение. 2016. №3. С. 81-86
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    В современном мире специалист, должен быть широко эрудирован, разносторонне профессионален, владеть методологией научного творчества, новейшими информационными технологиями, методами обработки, получения и фиксации научной информации. Использование информационных технологий в образовательном процессе средних профессиональных организаций следует считать приоритетным, поскольку именно они соответствуют логике развития образования в нашей стране .

    Сегодня информатизация учебного процесса является реальной необходимостью, т.к. большинство современных студентов не мыслят свою жизнь без компьютера. Им неинтересно изучать по настенным таблицам, записывать лекции, иногда даже слушать рассказ преподавателя, выполнять практическую работу в тетради. Не случайно большинство студентов, особенно технического профиля обучения, считают дисциплины экономического цикла второстепенными. Как же развить интерес к ним?

    Электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЭОР), являются уникальными по своим возможностям средствами обучения, способствуют развитию профессиональной и социально-трудовой компетентности студентов, а так же их информационной культуры. Использование электронных образовательных ресурсов дает возможность осуществлять процесс обучения на новом качественном уровне (полная его информатизация), позволяя многократно увеличить возможности преподавателя и студента в процессе учебной деятельности .

    Одним из самых востребованных способов использования ЭОР, в целях информатизации учебного процесса при изучении дисциплин экономического цикла, считаю использование электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) по дисциплинам экономического цикла. ЭУМК - это категория электронных образовательных изданий, который может состоять из следующих модулей: курс лекций, методические указания по выполнению практических занятий, методические рекомендации по выполнению заданий внеаудиторной самостоятельной работы, инструкционный материал, средства самоконтроля и т.п.

    В центре нашего внимания внедрение ЭУМК по дисциплинам экономического цикла как средство для учебной деятельности студентов. ЭУМК - программный мультимедиа-продукт учебного назначения, обеспечивающий непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения и содержащий организационные и систематизированные теоретические, практические, контролирующие материалы, построенные на принципах интерактивности, информационной открытости, дистанционности и формализованности процедур оценки знаний . Другими словами, ЭУМК представляет собой систему, в которую интегрируются прикладные педагогические программные продукты, базы данных, а также набор методических средств и материалов, поддерживающих учебный процесс .

    Мною разработаны электронные учебно-методические комплексы по дисциплинам «Организация предпринимательской деятельности» для студентов 4 курса специальностей разного профиля обучения, «Организация научно-исследовательской деятельности», «Управление персоналом» для студентов 2 и 3 курсов специальностей социально-экономического цикла. Каждый, из которых содержит следующие дидактические модули: модуль № 1 Рабочая программа, модуль № 2 Введение в предмет, модуль № 3 Курс лекций, модуль № 4 Методические указания по выполнению практических занятий, модуль № 5 Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, модуль № 6 Дидактический материал для самоконтроля знаний по предмету. Основой такой обучающей программы является некоторый алгоритм обучения, чему способствует структура ЭУМК.

    Используются ЭУМК на занятиях при изучении вышеперечисленных дисциплин систематически на всех этапах занятия. Занятия проводятся с использованием интерактивной доски, обязательное условие наличие мобильного устройства, планшета, ноутбука в целях обеспечения индивидуальной работы студентов. Каждая тема лекционного и практического занятия включает текст ЭУМК. Каждая тема заканчивается вопросами и заданиями для самоконтроля, закрепления.

    Для изучения нового материала применяю, прежде всего, в том случае, когда наряду с текстом имеются и фото-, графо-схема- материалы. Например, при изучении пакета управленческой документации можно продемонстрировать унифицированные формы этих документов, на интерактивной доске оформить эти формы, опираясь на образец оформления (который представлен в инструкционном материале ЭУМК).

    Для обеспечения учебного процесса наглядными материалами использую также электронный каталог «Документационное обеспечение управления». Это позволяет студентам самостоятельно оформить любой управленческий документ баз помощи преподавателя. И самое главное, лучше запоминают и усваивают материал лекции и практического занятия. А также, в итоге у студентов вырисовывается подсознательно четкая картина, какими знаниями, умениями и навыками (то есть компетенциями) полученными ранее, они обладают, к чему необходимо стремиться. В результате, студенты могут получать последующее задание по выполнению сквозной задачи, которая необходима для формирования учебного портфолио по дисциплине. В дальнейшем эта компетентность (умения и навыки) используются при изучении профессиональных модулей.

    Необходимым условием эффективного управления познавательной деятельностью студентов является получение обратной связи (информации) о ходе учебного процесса, или мониторинг уровня их знаний, умений и навыков, т.е. сформированности определенных компетенций. Применение электронных образовательных изданий и ресурсов позволяет и обеспечивает преподавателя оперативной обратной связью. Достоинством всех электронных учебно-методических изданий (ЭУМК) является наличие материалов для контроля, которые позволяют осуществить первичный, рубежный и итоговый контроль, устранить проблему накопления и объективность выставления оценок .

    Для самоконтроля в ЭУМК предлагаю выполнить тестовые задания разных типов и уровней, криптограммы, составить «кластер» понятий, синквейн по теме учебного занятия.

    Контроль полученных знаний посредством электронных тестов позволяет:

    Сократить время на проверку знаний;

    Снизить эмоциональное напряжение;

    Повысить объективность контроля знаний, обеспечить 100%-й охват студентов;

    Информатизировать процесс оценки знаний;

    Реализовать одну из важнейших форм контроля - самоконтроль.

    Результатом является не только повышение интереса студентов к изучению дисциплин, но и повышение качества знаний студентов. Конечно, интересней работать со студентами, которые стремятся улучшить свой конечный результат, повысить профессиональную компетентность, быть разносторонне знающими и развитыми специалистами.

    Студенты обязательно должны владеть терминологией. Многие социально-экономические термины сложны для запоминания, поэтому на каждом занятии стараемся закреплять термины. Глоссарий терминов ЭУМК помогает студентам выбрать оптимальное для запоминания распределение, а составленный «кластер» понятий закрепить эти термины и использовать при формировании понятийного аппарата на следующем занятии. Существует положительная динамика по усвоению терминов.

    Результативным является использование методических указаний по выполнению практических заданий и рекомендаций по внеаудиторной самостоятельной работе студентами всех курсов и специальностей, делая этот процесс не только познавательным, но и увлекательным. Например, при выполнении опережающего задания, связанного с научно-исследовательской (проектной) деятельностью программой предусмотрено мини исследование, которое проводиться в процессе внеаудиторной самостоятельной деятельности студентами, поэтому методические указания и рекомендации по осуществлению данного вида деятельности помогут выполнить это задание, подготовить его к защите и защитить.

    Так же следует отметить, что результатом педагогического воздействия электронных учебно-методических комплексов является не только приобретение знаний, умений и навыков, а раскрытие интеллектуального потенциала студента, формирование его готовности к творческой деятельности, воспитание в нем культуры самостоятельно добывать и применять знания, развитие критического мышления.

    ЭУМК имеет целевое назначение:

    1) для участников образовательного процесса, т. е. для преподавателя и студента;

    2) для учебной дисциплины.

    Достоинства ЭУМК:

    Помогает студентам осознать целевую картину изучаемого материала дисциплины;

    Облегчает усвоение материала;

    Правильный отбор учебного материала;

    Индивидуализирует обучение и облегчает условия для профессионального саморазвития и самореализации личности;

    Активная самостоятельная деятельность студента по усвоению материала;

    Рациональная дозировка его подачи;

    Обеспечение возможности каждому студенту работать со свойственной ему скоростью;

    Постоянный контроль деятельности студентов и ее результатов;

    Совершенствовать контроль и самоконтроль;

    Повысить результативность учебного процесса .

    Главными достоинствами ЭУМК являются высокая степень наглядности, компактное изложение учебного материала, ориентация на дифференцированный уровень подготовки, адекватная оценка студента. Наглядность и конкретность изложения материала обеспечивается интерактивными демонстрационными средствами; дифференцированный подход - средствами электронных рабочих «кейсов»; адекватность оценки студента - использованием многоуровневых тестов и инвариантных заданий. Организация аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности, построенная на ЭУМК, способствует подготовке студентов к дальнейшей профессиональной деятельности.

    ЭУМК по дисциплинам экономического цикла внедряются в педагогическую практику ГБПОУ РМ «Саранский государственный промышленно-экономический колледж» и не только, с 2013 года в рамках реализации ФГОС СПО. Их целесообразность подтверждена результатами экспертных заключений ГБОУ ДП (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования» (№665 от 20.03.2013 г., №794 от 12.11.2014 г.). ЭУМК по дисциплине «Организация предпринимательской деятельности» решением редакционно-издательского совета ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО» (протокол №9 от 23.12.2014 г.) рекомендован к изданию.

    В электронной версии электронные учебно-методические комплексы размещены на личном сайте преподавателя (http://irinasudutkina.jimdo.com) в разделе «Электронная библиотека: в помощь студенту» и на портале колледжа (http://sgpek.ru), в сетевой папке «Методическое объединение преподавателей социально-эконмического цикла» в разделе «Методическое сопровождение ФГОС СПО».

    В заключение хочется отметить, что информатизация учебного процесса посредством внедрения электронных образовательных изданий и ресурсов, следует воспринимать как данность и необходимость, в которой мы все сейчас оказались и живем. Это связано с бурным развитием компьютерных технологий. Плюс в том, что информация стала более доступной даже студентам (через Интернет). Поэтому у преподавателя есть возможности при меньших затратах времени дать больший объем знаний, обеспечить большую практическую направленность обучения. Активизация деятельности преподавателя, увлеченность предметом, использование новых средств обучения позволяют обучающимся почувствовать свою значимость в учебном процессе (мотивация), обеспечивают заинтересованность студентов, активизируют их мыслительную деятельность, предоставляют возможность проявить индивидуальные способности, оценить свой рост.

    Но не следует забывать, что электронное образовательное издание, даже самое лучшее, не может и не должно заменять печатную версию книги. Так же, как экранизация литературного произведения принадлежит к иному жанру, так и электронное издание, принадлежит к совершенно новому жанру произведений учебного назначения. И так же, как просмотр фильма не заменяет чтения книги, по которой он поставлен, так и наличие электронного учебника не только не должно заменить чтение и изучение обычного учебника, а напротив, побуждать студента сесть за книгу .

    Л итература:

    1. Вознесенская Н. В. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса в информационно-образовательной среде вуза / Н. В. Вознесенская, В. И. Сафонов // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 3 (7). - С. 6-9.

    2. Каракулина О.И. Роль электронных образовательных ресурсов в повышении качества знаний студентов / О.И. Каракулина //Освоение и внедрение современных образовательных технологий: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, 27 февраля 2013 г.) - М.: Спутник, 2013. С. 126-129.

    3. Концепция долгосрочного образования социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.eidos.ru/joumal/2006/0505.htm (дата обращения: 02.11.15).

    4. Мерлина Н. И. Электронный УМК и его роль в организации самостоятельной работы студентов / Н. И. Мерлина, М.А. Ситникова // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 1 (13). - С. 33-38.

    5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е. С. Полат. - М.: Академия, 2003. - С. 272.

    6. Татаринцев А. И. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза / А. И. Татаринцев // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 367-370.

    7. Энциклопедия профессионального образования. В 3 т. / Под ред. С. Я. Батышева. - М.: АПО, 2009. - С. 454-455.

    Пояснительная записка.

    Использование электронных ресурсов в процессе преподавания различных дисциплин в средних учебных заведениях сегодня является одним из актуальных вопросов педагогики. В условиях развития современного образования они являются одним из важнейших элементов методического обеспечения реализации образовательных программ. В связи со стремительным развитием различных наук, изменением учебных программ и планов преподаваемых дисциплин использование в педагогической практике традиционных бумажных носителей информации не позволяет в полной мере реализовать полноценную подготовку специалистов. Одним из успешных решений этой проблемы является использование учебных фильмов, слайдов, презентаций, электронных изданий учебно-методических материалов и электронных учебных комплексов. Их преимущество по сравнению с традиционными учебниками в том, что они позволяют получать студентам новую современную информацию через графические изображения, фото, видео и аудио, а также их сочетание. Все это служит дополнением к традиционным методам обучения студентов .

    Электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) – представляют собой объединение учебно-методических, программно-технических и организационных средств, обеспечивающих полную совокупность образовательных услуг (организационных, методических, теоретических, практических, экспериментальных, консультационных и других), которые необходимы и достаточны для изучения конкретной учебной дисциплины.

    ЭУМК должен полностью обеспечивать все виды занятий по дисциплине и включать в себя: средства изучения теоретических основ дисциплины (информационная составляющая); средства поддержки практических занятий; лабораторный практикум, позволяющий проводить занятия при всех поддерживаемых учебным заведением формах обучения; средства контроля знаний при изучении дисциплины; методические рекомендации по изучению как всей дисциплины, так и отдельных объектов в ее составе; средства управления процессом изучения дисциплины .

    Не все перечисленные выше компоненты являются обязательными, например, если по учебному плану не предусмотрено проведение практических занятий, то средства их поддержки могут не входить в ЭУМК. К информационной составляющей ЭУМК относятся учебники, учебные пособия, задачники, методические разработки.

    Информатика является достаточно молодой и быстро развивающейся наукой. Высокие темпы развития приводят к тому, что преподавателю приходится постоянно осваивать большой объем информации из различных источников, перерабатывать, выбирать главное и систематизировать. На основе сбора информации и собственных изысканий нами было накоплено значительное количество дидактических, методических и других материалов, которые стали основой для создания электронного учебно-методического пособия по дисциплине “Информатика” Приложение 1.

    Цель создания ЭУМК: систематизировать материал для организации и проведения уроков информатики на 1 курсе.

    Данная цель реализуется через следующие задачи :

    • помочь преподавателю более эффективно организовать процесс усвоения учебного материала;
    • способствовать повышению качества визуальной информации по предмету;
    • развивать познавательные способности студентов, активность и самостоятельность.

    Предполагаю, что использование данного пособия:

    • позволит применять собранный материал быстро и эффективно, что отразится на качестве учебного процесса;
    • поможет любому учителю с минимальными затратами времени подготовиться к занятиям;
    • способствует разнообразию форм работы на уроке.

    Электронное учебное пособие создано при помощи программы AutoPlay Media Studio.

    ЭУМК содержит следующие разделы:

    1. Пояснительная записка

    2. Нормативные документы:

    • рабочие программы (050709 (0312) Преподавание в начальных классах, 050704 (0313) Дошкольное образование);
    • календарно-тематические планы.

    3. Материалы к урокам:

    • теоретический материал к урокам, лекции;
    • презентации.

    4. Контрольно-измерительные материалы:

    • контрольные и проверочные работы;
    • тематические тесты;
    • рабочие тетради;
    • кроссворды, ребусы;
    • лабораторно-практические задания.

    5. Электронные игры по разделам.

    6. Учебники и учебные пособия (в электронном варианте) .

    7. Темы рефератов.

    8. Полезные программы:

    • конструктор тестов АСТ-тестирование;
    • графический исполнитель Кенгуренок;
    • графический исполнитель Стрелочка;
    • Turbo Pascal;
    • Calculus (системы счисления) и т.д.

    Связь между разделами осуществляется по гиперссылкам и управляющим кнопкам.

    Презентации, лекции и контрольно-измерительные материалы разработаны автором, некоторые взяты из периодической печати.

    Все материалы, представленные в пособии, можно изменять, дополнять, а также распечатывать.

    Представленное пособие может быть использовано преподавателями информатики специальностей 050709 Преподавание в начальных классах , 050704 Дошкольное образование .

    Список литературы.

    1. .Осин, А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации [Текст] / А.В. Осин. – М.: Ритм, 2005.
    2. Осин, А.В. Создание учебных материалов нового поколения информатизации общего образования [Текст] : Тематическое приложение к журналу “Вестник образования” – М.: Просвещение. – 2003. – № 2.
    3. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе [Текст] : Научно-методические материалы/ Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И . – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

    Внедрение электронных учебно-методических комплексов в процесс обучения создает принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя, тем самым, и новые возможности. При этом изменяются функции педагога, и значительно расширяется сектор самостоятельной учебной работы учащихся как неотъемлемой части учебного процесса. На современном этапе перехода к стандартам нового поколения, основанном на модульных технологиях, вопрос о качественной организации самостоятельной работы учащихся, становится особенно актуальным. Известно, что самостоятельная учебная работа эффективна только в активно-деятельностной форме, следовательно, необходимо внедрение методик и подходов, развивающих такие формы обучения и усиливающих мотивацию учащихся. Еще одним последствием расширения сектора самостоятельной учебной работы является необходимость непрерывного мониторинга процесса обучения. В последние годы наблюдается развитие информационных и коммуникационных технологий. Основная цель развития указанных технологий - возможность получения доступа к информационным ресурсам и обеспечение оперативного информационного взаимодействия. В последние годы наблюдается развитие информационных и коммуникационных технологий. Основная цель их развития - это возможность получения доступа к информационным ресурсам и обеспечение оперативного информационного взаимодействия. В связи с этим актуальным является вопрос применения указанных технологий также и в системе образования на всех его уровнях.
    Изучив материалы, содержащие требования к современным электронным учебно-методическим комплексам и их назначению, можно сказать, что ЭУМК представляет собой программный мультимедиа продукт учебного назначения, обеспечивающий непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения и содержащий организационные и систематизированные теоретические, практические, контролирующие материалы, построенные на принципах интерактивности и информационной открытости процедур оценки знаний. Также ЭУМ комплексы рассматриваются как электронные версии учебно-методических материалов, включающие традиционные учебно-методические комплексы по дисциплинам учебного плана, учебно-методические комплексы по видам практик и учебно-методические комплексы по итоговой государственной аттестации выпускников. В зависимости от масштаба охватываемой предметной области различают электронные учебно-методические комплексы по отдельной учебной дисциплине и электронные учебно-методические комплексы по специальности или направлению. Преимуществом электронного учебно-методического комплекса является наличие сгруппированного материала, который включает в себя программы курсов и практических занятий, темы рефератов, программы экзаменов и зачетов, а так же методические рекомендации учащимся по освоению учебных дисциплин, списки рекомендуемой литературы. Предоставление материала в презентационной форме дает возможность стимулировать предметно-образную память у учащихся, познавательную и творческую активность, позволяя увеличить коэффициент усваиваемого учебного материала, повышая интерес учащихся к преподаваемому предмету. Преподаватель получает возможность быстрого и объективного анализа знаний учеников, при оценке которых полностью исключается его субъективное к ним отношение.
    Состав учебно-методического комплекса определяется содержанием рабочей программы по соответствующей дисциплине. Электронное учебное издание полностью или частично заменяет или дополняет основной учебник.
    Безусловными достоинствами электронных учебно-методических комплексов являются разнообразие их форм, предполагающие применение аудио-, видео- и графической информации, включая схемы, чертежи и рисунки; дифференциация обучения, которая заключается в разделении заданий по уровню сложности, с учетом индивидуальных особенностей обучаемого; интенсификация самостоятельной работы учащихся, направленная на усиление деятельности самообучения, самоконтроля и самооценки; повышение мотивации, интереса и познавательной активности за счет разнообразия форм работы и возможности включения в урок игровых моментов различного уровня сложности; своевременная и объективная оценка результатов деятельности учеников.
    Несмотря на широкие возможности ЭУМК, существуют также и проблемы, которые возникают как в ходе подготовки к урокам с их применением, так и во время проведения самих уроков. К основным трудностям можно отнести недостаточную оснащенность рабочих кабинетов в школах и недостаточную компьютерную грамотность некоторых преподавателей и учащихся; сложности в интеграции информационно-компьютерных технологий в поурочную структуру занятий; недостаточную мотивацию к работе у учеников и, как следствие, частое их отвлечение на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п., а также нехватку доступной литературы по вопросам применения ЭУМК в учебном процессе.
    Электронный учебно-методический комплекс должен предоставляться учащимся на внешнем носителе и свободно распространяться по локальной сети и глобальной сети Интернет. Очевидно, что часто возникающие сбои в сети могут привести к срыву запланированных занятий или мероприятий образовательного характера, и поэтому, учитель всегда должен быть готов к последствиям подобных накладок и иметь в запасе иные способы и формы подачи материала, которые бы минимализировали негативные последствия, связанные с неисправностями используемых технических средств. Информационный банк дисциплины (электронные учебники и пособия, демонстрации, тестовые и другие задания, примеры уже выполненных проектов), входящий в состав электронного учебно-методического комплекса, необходимо постоянно обновлять и пополнять. Регулярно проводимый анализ содержания электронно-образовательных ресурсов и консультации с педагогами, использующими ЭОР в своей повседневной практике показывают, что за последнее время качество материала и разнообразие форм предлагаемых в ЭОР заданий значительно выросло, а электронные учебники используются учителями как при проведении классных занятий, так и для самостоятельной работы учащихся.
    Электронное учебное издание представляет собой особым образом структурированную информацию по учебному курсу, обеспечивающую реализацию дидактических возможностей во всех звеньях дидактического цикла процесса обучения: постановку познавательной задачи; предъявление содержания учебного материала; организацию применения первично полученных знаний (организацию деятельности по выполнению отдельных заданий, в результате которой происходит формирование научных знаний); обратную связь, контроль деятельности обучаемых; организацию подготовки к дальнейшей учебной деятельности (задания ориентированные на самообразование и чтение дополнительной литературы). При этом законченное и полное электронное учебное издание, обеспечивая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляет теоретический материал, организует тренировочную учебную деятельность, контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность.
    В рамках отдельно взятого образовательного учреждения, своевременный анализ содержания существующих электронно-образовательных ресурсов, проведенный силами педагогического коллектива, может послужить основой для создания библиотеки интеллектуальных компьютерных учебников и интерактивных учебно-методических материалов, использование которых в дальнейшем, будет направлено на повышение эффективности общеобразовательной и научно-исследовательской деятельности учащихся.

    Список литературы:
    1.Татаринцев А. И. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза [Текст]
    2. А. И. Татаринцев // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 367-370.