Что такое социализация личности? Агенты социализации.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Файл:Семья в домашней обстановке.jpg

    Социализация - это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически [ ] , человек как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её.

    Первичная социализация

    Первичная социализация продолжается от рождения ребёнка до формирования зрелой личности . Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья , откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы , то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе . [ ]

    В дальнейшем основой социализации становится школа , где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. На этом этапе индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой.

    Ресоциализация

    Ресоциализация, или вторичная социализация, - это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого . При этом изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной . Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека .

    Групповая социализация

    Групповая социализация - это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток , проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

    Гендерная социализация

    Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация - это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками, и девочки учатся быть девочками .

    Организационная социализация

    Организационная социализация - это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимых для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения , жаргоне , знакомятся со своими новыми коллегами и узнают об особенностях их работы .

    Досрочная социализация

    Досрочная социализация представляет собой «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

    Социальные институты

    Главными социальными институтами являются:

    • Семья : семья - самый важный агент социализации, поскольку она является центром жизни ребенка, так как дети полностью зависят от опекунов. Не всегда социализация является индивидуальной, в значительной степени она зависит от окружающих. Наиболее глубокий эффект от гендерной социализации; тем не менее, семья также берёт на свои плечи задачи обучения детей, формирование их культурных ценностей и отношения к себе и другим. Дети постоянно учатся у окружающей среды, перенимая стереотипы поведения взрослых. Детям также становится известно о существование социальных классов в очень раннем возрасте и соответственно они формируют определённое отношение к каждому из них.
    • Группа по интересам : группой сверстников является социальная группа, члены которой обладают общими интересами, социальным положением, возрастом. В подобной формации дети могут избежать контроля и научиться формировать отношение сами по себе. Влияние группы сверстников, как правило, достигает пика в подростковом период, однако группы сверстников как правило, затрагивают только краткосрочные интересы в отличие от семьи, которая имеет долгосрочное влияние.
    • Образование : обучение может быть социальным так и не социальным . Рассмотрим пример, ребёнок учится около пчёл. Если ребёнку не с кем играть и изучать мир, он, увидев пчелу, может прикоснуться к ней из любопытства. Если пчела ужалила ребёнка, он узнает, что прикосновение к пчёлам связано с болью. Это не социальное обучение, так как данный опыт был приобретён, когда никого вокруг не было. В противоположность этому, ребёнок может извлечь выгоду из социального обучения узнав новое о пчёлах. Если ребёнок бы находился рядом с мамой, папой или кем-либо ещё, любознательность ребёнка к пчёлам могла быть опосредована каким-либо социальным вмешательством. Может быть, тетя Эмми увидев, что ребёнок тянется к пчеле, просто укажет тому рукой в другом направлении, говоря: «Посмотри на эту красивую бабочку». Может быть, дядя Эд сказал бы: «Не прикасайся к пчеле, потому что это может повредить тебе и заставить плакать». Может быть, мама сказала бы: «Дорогой, держись подальше от пчёл, потому что они жалят». Есть множество различных способов, которыми люди могут взаимодействовать с ребёнком, что бы помочь ему научиться избавляться от проблем, которых можно избежать. Все из представленных социальных мероприятий позволяют ребёнку извлечь выгоду из социального обучения, хотя некоторые из этих социальных мер могут быть более поучительными и полезными, чем другие .
    • Экономическая система : социализацией в рамках экономической системы является процесс изучения последствий экономических решений. Данная форма социализации влияет на решения, касающиеся «приемлемых альтернатив для потребления», на «социальные ценности альтернатив потребления», «доминирующих ценностей среди истеблишмента» и «характера участия в потреблении». К сожалению, тот же самый термин, социализация, в этом контексте используется для описания противопоставленых явлений: растущей централизации и взаимозависимости капиталистического общества под контролем элиты; а также возможность демократического, снизу вверх контроля со стороны большинства. Таким образом, «социализация» описывает два совершенно разных способа, в которых общество может стать более социальным: при капитализме, есть тенденция к растущей централизации и планированию, которая в конечном счете имеют глобальный характер, но ранжируется сверху вниз; при социализме, этот процесс подвергается демократическому контролю людей более низких социальных ступеней и их общин.
    • Язык : люди обучаются различным формам и языкам общения в зависимости от конкретного языка и культуры, в которых они живут . Примером чего является переключение кода идентичности. В частности, когда дети иммигрантов учатся языку и социальным правилам, которые нужны для адаптации в специфической среде, например: языку применяемому в домашних условиях, так и в группах сверстников (в основном в образовательных учреждениях) В зависимости от языка и ситуации в любой момент времени, люди начинают общаться по-другому.
    • Религия : агенты социализации в разной форме закладываются через религиозные традиции. Некоторые исследования показывают, что религия как и этнические и культурные традиционалистские ценности, уменьшают потенциал для социальной мобильности личности, препятствуя её адаптации, соответственно и её способности быть более социализированной в другой обстановке. Родительское религиозное участие является наиболее влиятельной частью религиозной социализации, в большей степени, чем религиозность сверстников или религиозные убеждения как таковые.
    • СМИ : средства массовой информации являются средством для доставки обезличенных сообщений, направленных на широкую аудиторию. Термин Media происходит от латинского слова, «средний», считается, что основной функцией медия является объедение людей. Так как средства массовой информации имеет огромное влияние на наши отношения и поведение, особенно на проявление агрессии, они вносят очень существенный вклад в процесс социализации. Некоторые социологи и теоретики культуры рассматривают власть массовых коммуникации в качестве социализирующего инструмента. Денис Маквейл (англ.) русск. так аргументирует этот тезис:

      «…СМИ могут научить нормам и ценностям путём символического вознаграждения и наказания за различные виды поведения, которые представлены в обзорах средств массовой информации. Альтернативной точкой зрения является то, что речь скорее об учебном процессе, как таковом, посредством которого мы все учимся, как вести себя в определенных ситуациях и чего следует ожидать при столкновении с определённой социальной ролью или статусом в обществе.» - McQuail 2005: 494.

    • Правовая система : дети подвергаются давлению со стороны обоих родителей, учителей, сверстников, требующих от них соответствовать и подчиняться определённым законам или нормам группы / сообщества. Отношение родителей к правовой системе влияет на мнение детей относительно того, что является юридически приемлемым. Например, дети, чьи родители постоянно находятся в тюрьме, испытывают меньше страха перед уголовно-правовым наказанием.
    • Пенитенциарная система : учреждения исполнения наказаний действуют в качестве агента социализации, как для заключённых так и для охранников. Тюрьма представляет собой отдельную среду сильно отличающуюся от нормального общества; заключённые, как и охранники формируют свои обособленные общины и создают свои собственные социальные нормы. Охранники служат в качестве «агентов социального контроля», тем самым поддерживая дисциплину и обеспечивая безопасность. С точки зрения заключённых, подобные учреждения воспринимаются, как подавляющие и властные, вызывая у них чувства неповиновения и презрения к охранникам. Из-за изменения своей социальной роли в обществе, заключённые испытывают одиночество, отсутствие эмоциональных отношений, уменьшение идентичности и «отсутствие безопасности и автономии». Обе социальные группы, как заключённые, так и охранники, испытывают нервное напряжение, из-за страха и необходимости постоянной бдительности, что создаёт непростую атмосферу внутри подобных учреждений.

    См. также

    Литература

    • Социализация личности .
    • Гавров С. Н. , Никандров Н. Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. - 2008. - № 5 . - С. 21-29 .
    • Гуляихин В. Н., Галкин А. П., Васильева Е.Н. Молодёжные и детские объединения как субъекты вторичной социализации: опыт регионального исследования // СоцИс. - 2012. - № 6 . - С. 127-132 .
    • Ильясов Ф. Н. Формирование структуры удовлетворённости трудом в процессе социализации индивида // Удовлетворённость трудом (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением. - Ашхабад: Ылым (Наука), 1988. - С. 28-35.
    • Богданова В. В. Траектории социализации современного студенчества. Феномены сообразной и неадаптивной социализации . № 3 - Социология . Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » (2009). Архивировано 24 мая 2012 года.
    • Ковалева А. И. Социализация . № 1 . Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » (2004). Архивировано 24 мая 2012 года.
    • Социально-психологические проблемы исследования личности
    • Деметрадзе М.Р. Центральная зона современных социокультурных ценностей. Социализация как способ повышения человеческого фактора в обществах постсоветского пространства. // М.: ООО «НБ-Медиа», 2012. - 121 с. ISBN 978-5-8188-0199-5

    Примечания

    1. Социализация // Большой психологический словарь / Сост.: Мещеряков Б., Зинченко В . - ОЛМА-ПРЕСС. 2004.
    2. Ковалева А. И. Социализация . № 1 . Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » (2004). Архивировано 24 мая 2012 года.
    3. Социализация первичная // Энциклопедический словарь «Слово о человеке».
    4. http://www.mosgu.ru/nauchnaya/ZPU/2005_4/Perinskaja/index.pdf
    5. Ресоциализация // Энциклопедия социологии.
    6. Гусева Ю. Е. Глава 6. Гендерная социализация // Гендерная психология.
    7. Kammeyer-Mueller, J. D. & Wanberg, C. R. (2003). Unwrapping the organizational entry process: Disentangling antecedents and their pathways to adjustment. Journal of Applied Psychology, 88(5), 779-794.
    8. Macionis, John J., and Linda M. Gerber. Sociology. Toronto: Pearson Canada, 2011. pg 116. .
    9. Macionis, John J., and Linda M. Gerber. Sociology. - 7-е. - Toronto: Pearson Canada, 2011. - С. 113. - 688 с. - ISBN 978-0138002701 . (англ.)
    10. The Differences Between Social and Nonsocial Learning (англ.) (недоступная ссылка - история ) . University of California, Santa Barbara. Проверено 23 сентября 2016. Архивировано 15 декабря 2012 года.
    11. Denhart, R. B.; Jeffress, P. W. (1971). "Social learning and economic behavior: The process of economic socialization". American Journal of Economics and Sociology. 30 (2): 113–125. .
    12. Harrington, Michael (2011) . Socialism: Past and Future. New York: Arcade Publishing. pp. 8–9. ISBN 1-61145-335-6 . .
    13. Ochs, Elinor. Culture and language development: Language acquisition and language socialization in a Samoan village. - Cambridge: Cambridge University Press, 1988.
    14. Ochs, Elinor, and Bambi Schieffelin. Language Acquisition and Socialization: Three Developmental Stories and Their Implications. - New York, 1982.

    В связи с тем, что российское общество вступило на новый этап своего цивилизационного развития, понятие "социализация" стало широко употребляться в повседневной жизни и в средствах массовой информации. А значит и закономерным становится вопрос относительно значения этого слова.

    Определение термина

    Что такое социализация? Определение термину "социализация" можно дать следующее. Социализация представляет собой процесс, который позволяет человеку приобрести навыки, которые ему будут необходимы для успешной дальнейшей жизнедеятельности в каком-либо обществе. Также процесс социализации включает в себя приобщение к обычаям и традициям того социума, в котором человек родился и собирается развиваться. Теперь давайте обратим внимание на сам процесс социализации.

    Что такое процесс социализации?

    Процесс социализации включает в себя все фазы, на которые условно можно поделить человеческую жизнь. Это детство, юность, зрелость, старость.

    В детстве человек социализируется посредством языка, тех норм и правил, которые прививаются ему в семье. В юности процесс социализации выходит на уровень межличностного взаимодействия в социуме. Вступая в фазу зрелости, процесс социализации для индивида выражается в ответственности. И в старости социализация будет заключаться в необходимости помочь молодому поколению найти свое место в обществе.

    Социализацию можно разделить на несколько видов, каждый из которых отвечает за определенную сферу человеческих взаимоотношений. Это личностная социализация, политическая социализация, правовая и так далее.

    Что такое социализация личности?

    Данный вид социализации является самым сложным с точки зрения изучения и самым длительным, если говорить о времени его протекания. Процесс социализации личности начинается практически с рождения человека и заканчивается его смертью. Личностная социализация продолжается всю жизнь, так как на протяжении всего жизненного пути человек изменяет свои взгляды, привычки, вкусы, поступается своими принципами, приобретая новые взамен.

    Столь долгое протекание процесса социализации личности связано еще и с тем, что человек постоянно осваивает новые социальные роли. Сначала это ребенок - воспитанник детского сада. Через какое-то время - ученик школы, одноклассник, староста класса, игрок футбольной команды и так далее. Окончив школу, человек получает все новые и новые социальные роли: студент, коллега, жених, потом муж, отец, дедушка. Список социальных ролей можно продолжать до бесконечности. На данном примере становится понятна вся сложность процесса социализации личности.

    Что такое политическая социализация?

    Под политической социализацией понимается процесс усвоения норм и ценностей, которые необходимы для полноценной адаптации в той политической системе, в которой находится в данный момент индивид. Такой вид социализации как политическая, объектом изучения стал не так давно. Впервые о политической социализации заговорили в 1959 году.

    На процесс прохождения политической социализации в нынешнее время оказывают огромное влияние институты образования, семья, СМИ, пропаганда политических партий и сложившееся политическая обстановка в социуме (например, демократия, авторитаризм, многопартийность, однопартийность и т.д.).

    Что такое правовая социализация?

    Проходя процесс правовой социализации, человек приобщается к общественно-правовой сфере жизни. Это соблюдение законов, знание своих прав и обязанностей, активная гражданская позиция и патриотизм.

    Все вышеперечисленные виды социализации являются составной частью единого процесса социализации. И для формирования целостной личности необходимо социализироваться в каждой сфере человеческих взаимоотношений.

    Социализацию можно рассматривать как процесс приобщения человека к жизни, к существующим или новым для него социальным условиям.

    Социализация – это процесс усвоения индивидом правил поведения, норм и ценностей общества, включение личности в систему общественных отношений, выстраиваемых на основе указанных ценностей, в результате которого происходит освоение человеком социального опыта, позволяющее ему демонстрировать через поведение активное ценностно-дифференцированное отношение к фактам и событиям окружающего мира, эффективно решать актуальные для успешного функционирования в обществе задачи и преодолевать возникающие проблемы. Социализация предполагает усвоение социально положительных норм и ценностей, если же человеком усваиваются антигуманные ценности и антисоциальные нормы поведения (например, нормы и ценности "воровского закона" в местах лишения свободы), то речь идет о процессе десоциализации личности.

    Всякое общество, прилагая массу целенаправленных усилий различного характера в плане организации и управления социализационными процессами, заинтересовано в том, чтобы человек как член этого общества:

    • – успешно овладел ролями мужчины или женщины (поло-ролевая социализация);
    • – создал прочную семью (семейная социализация);
    • – компетентно участвовал в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация);
    • – стал законопослушным гражданином (политическая социализация) и т.д.

    С этой позиции каждый человек (особенно в детстве, отрочестве и юности) является одновременно объектом и субъектом социализации . Жизненный опыт родителей, так же как и общественный опыт, не передается через механизмы генной наследственности, поэтому каждый человек приобретает свой социальный опыт прижизненно в процессе жизнедеятельности. На протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед человеком встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно (а чаще неосознанно) ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свои субъектность (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие).

    Людей, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь человека (родители, соседи, учителя и др.), принято называть агентами социализации . На разных возрастных этапах состав агентов социализации и их значимость для конкретного человека специфичны. Например, по отношению к детям и подросткам в качестве агентов социализации могут выступать родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В зрелом возрасте в число агентов социализации входят также супруг или супруга, коллеги по работе, друзья либо единомышленники в досуговой сфере и т.п.

    Агенты социализации могут оказывать значительное влияние на процессы выбора человеком предпочитаемой сферы интересов, форм времяпрепровождения, профессиональной занятости и т.д., определяя тем самым характер того микросоциума, в котором проходит социализация конкретного человека. Принципиальное значение в данном случае имеет характер направленности деятельности ведущих агентов социализации. Например, асоциальный образ жизни родителей или же противоправный характер досуга группы сверстников способен оказать серьезное негативное влияние на весь процесс социализации молодого человека.

    Широкий набор средств, специфических для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого, получил название средств социализации человека. К числу средств социализации могут быть отнесены:

    • – способы вскармливания младенца и ухода за ним;
    • – формируемые бытовые и гигиенические умения;
    • – окружающие человека продукты материальной культуры;
    • – элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур);
    • – стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях;
    • – последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности, таких как общение, игра, познание, предметно- и духовно-практическая деятельность, спорт, а также семейная, профессиональная, общественная и религиозная сферы.

    Социализация может носить непосредственный и опосредованный характер. В первом случае (в основном в дошкольном возрасте) нормы и ценности усваиваются человеком некритично, напрямую ("если мама сказала, значит, так и есть"). Позднее процесс социализации приобретает опосредованность. Новая норма или ценность переосмысляется человеком с точки зрения жизненного опыта, личной значимости, влияний референтного окружения, совокупности уже освоенных и принятых норм и ценностей. Опосредованность, с одной стороны, затрудняет для родителей и педагогов процесс передачи норм и ценностей (человек может не принять предлагаемую ему норму поведения), с другой – делает этот процесс осмысленным, а значит, более качественным.

    В каждом возрастном периоде жизни человека (детство, юность, зрелость, старость) социализация имеет свои специфические особенности.

    Социализация в детские и юношеские годы протекает наиболее интенсивно. В эти периоды важнейшими институтами социализации являются семья, ближайшее социальное окружение и образовательные учреждения. Содержание и виды деятельности детей дошкольного и школьного возраста последовательно меняются в сторону усложнения. Это способствует развитию детей и формированию у них качеств, необходимых для успешной адаптации в постоянно обновляющемся мире. Характерной особенностью процесса социализации в подростковом и юношеском возрасте является ярко выраженное стремление индивида получить определенный, значимый для него, социальный статус, т.е. достичь признания его окружающими людьми как личности и занять достойное положение в среде сверстников и взрослых.

    Большое влияние на социализацию детей, особенно в юношеском возрасте, оказывают средства массовой информации, молодежная субкультура, неформальное общение в микросоциуме (в том числе с друзьями, в группах сверстников, неформальных объединениях и др.).

    Социализация в зрелом возрасте осуществляется, с одной стороны, на основе уже сформировавшегося жизненного опыта (знаний, практики, бывших проб и ошибок), а с другой – на фоне изменяющихся производственных и общественных отношений. В этот период могут возникать кризисы, срывы, крушения планов и надежд как в силу субъективных обстоятельств, так и независимо от воли и устремлений личности, например во времена общественного кризиса или серьезных исторических перемен. Кризисная ситуация требует серьезных переоценок, изменения жизненных планов и прогнозов. Появляется потребность в ресоциализации , т.е. усвоении новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Процесс ресоциализации требует дополнительных энергетических затрат, часто сопровождается глубокими переживаниями личности (E. М. Черняк).

    Завершающий период социализации наступает на этапе старости. Часто из-за ослабления здоровья и психофизических возможностей социализация приобретает пассивную форму. Резкое понижение социального статуса индивида, сокращение набора социальных ролей в связи с выходом на пенсию, потерей здоровья создает у него ощущение одиночества, духовного вакуума. Эта возрастная группа требует особого внимания социальных педагогов и социальных работников в плане оказания помощи и психологической поддержки.

    Социализация взрослых имеет существенные отличия от социализации несовершеннолетних. По мнению американского социолога Нейла Смелзера, социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество оттенков серого цвета, в детском и особенно подростковом возрасте восприятие мира двуполярно: плохо-хорошо, черное-белое и т.д. Социализация взрослых в большей степени направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

    Характерной особенностью процесса социализации является его непрерывность. Процесс социализации личности – прижизненный, он начинается с появлением человека на свет и началом формирования его сознания, а завершается с его смертью. Результатом социализации человека на каждом возрастном этапе выступает социализированность – достижение им определенного баланса адаптированности и обособления в обществе (А. В. Мудрик). Состояние социализированности динамично по своей сути: возникающие в жизни человека новые ситуации, условия и события делают достигнутое равновесие неэффективным и требуют поиска новых вариантов социализации.

    Процесс социализации может быть:

    • управляемым – в этом случае он является относительно регулируемым и осуществляется как преднамеренный и специально организованный процесс, что особенно характерно для образовательных учреждений;
    • стихийным – социализация протекает спонтанно, стихийно в процессе свободного общения, решения непредвиденных проблем, самостоятельного выбора путей выхода из нестандартных ситуаций.

    Указанная особенность составляет одно из отличий социализации от воспитания как специально организованной деятельности педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

    Выделяют фазы социализации :

    • 1) ознакомление – знакомство (чаще организованное, чем самостоятельное) индивида с декларируемыми и презентируемыми ему ценностями общества (социального института, социальной группы и пр.) и связанными с ними соответствующими нормами и правилами поведения;
    • 2) интеграция – включение индивида в систему общественных взаимоотношений (статусно-ролевых, межличностных и т.п.), регулирующихся презентованной на предыдущем этапе совокупностью ценностей, норм и правил поведения;
    • 3) интериоризации – отбор и усвоение индивидом личностно значимых и актуальных норм поведения и ценностей из пространства общественных взаимоотношений, в которое он включен в качестве самостоятельно действующего субъекта;
    • 4) экстериоризация – формирование у индивида субъективного отношения к различным сторонам действительности, на основе которого становится возможной демонстрация человеком через самостоятельное, осмысленное, целенаправленное поведение активного ценностнодифференцированного отношения к фактам и событиям окружающего мира с позиции сформированной личной системы ценностей (О. А. Селиванова).

    Очевидно, от первой к четвертой фазе постепенно возрастает личностная активность человека как субъекта социального взаимодействия.

    С позиций социальной психологии социализация характеризуется как расширение влияния совокупности условий, в которых живет и развивается человек (прежде всего в результате обучения и воспитания), сферы деятельности и общения индивида; как процесс становления его личности, включая самосознание и активную жизненную позицию (Н. И. Шевандрин).

    Педагогический аспект социализации переплетается с философским и психологическим. В процессе усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок общества и социальных групп происходит не только обогащение жизненного опыта, по и создаются условия для реализации человеком себя как личности.

    Особенности социализации молодежи

    Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта.

    Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.

    Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей.

    Как условие - свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности.

    Как проявление - это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений.

    Как результат она является основ ополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Молодой человек в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус молодого человека по отношению к его сверстникам.

    Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

    Существует два наиболее выраженных взгляда на сущность социализации. Согласно одному из них, она означает процесс развития родившегося человеческого организма в полноправную человеческую личность в ходе взаимодействия индивида с социальной средой. В этом процессе, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные психобиологические задатки, с другой - они трансформируются в социально значимые свойства личности в ходе образования и воспитания и при активном участии самого человека. Согласно иной позиции социализация выступает, прежде всего, как саморазвитие личности в ходе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями. Как видно, в этой трактовке природно-биологическая сторона социализации специально не подчеркивается и не выделяется.

    Прежде чем изучить каналы социализации современной российской молодежи, целесообразнее будет рассмотреть теоретические аспекты факторов.

    В словарях фактор определяется как одно из необходимых действующих условий того или иного процесса. Говоря о процессе социализации молодежи, необходимо рассмотреть, в каких условиях он происходит.

    Условия, или факторы, социализации в обобщенном виде можно объединить в три группы - макро-, мезо- и микрофакторы. Макрофакторы - это, прежде всего общество, государство, его социальные институты, средства массовой информации. К мезофакторам относятся те, что составляют социум личности в широком плане: тип поселения (регион, город, село), этнос, к которому она принадлежит (или относит себя), местные средства массовой информации, предприятие, учебное заведение, учреждение, в котором личность работает или учится. К мезофакторам следует отнести и церковь. Микрофакторами являются те, что непосредственно влияют на процесс социализации личности: семья, товарищеское окружение, учебная группа, первичный трудовой коллектив, иные структуры, с которыми человек непосредственно взаимодействует.

    Микрофакторы влияют на развитие молодого человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь.

    Семья составляет первое и самое близкое «социальное окружение» молодого человека, которое само входит в более обширную социальную среду и несет на себе ее отпечаток. А. Першерон по этому поводу пишет: «Входить в семью - означает участвовать в определенной системе эмоциональных отношений, принадлежать к данной социальной группе, иметь общую с ней историю, жить в определенном месте». Именно с помощью семьи молодой человек вписывается в общество. Семья дает ему имя и включает в родословную, уходящую на несколько поколений в прошлое, знакомит его с правилами поведения в обществе и общения с другими людьми. В семье молодой человек впервые знакомится с половыми ролевыми стереотипами и проходит процесс половой идентификации. Таким образом, именно в семье формируется первичная социальная сущность индивида.

    Спорт является одним из агентов социализации, оказывающим позитивную роль на формирование физически и духовно здоровой личности. Развитие компьютерных технологий и компьютеризация образовательных учреждений и т.д. снижает уровень физической активности молодежи, чем сильно обеспокоены родители. Причин, по которым молодежь уделяют недостаточное внимание физическим занятиям, много, и среди них: загруженность в школе/институте/работе и соответственно нехватка времени, низкая спортивная мотивация молодежи, отсутствие спортивных секций в районе проживания и др.

    Школа/институт как агент социализации принципиально отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к молодому человеку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами. В школе молодой человек узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача, научается преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними. Именно в школьный период социализации у него формируется самооценка, которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь. Поскольку образовательные учреждения представляют собой часть более обширной социальной системы, они обычно отражает доминирующую культуру с ее ценностями и предрассудками.

    Окружение сверстников - еще один агент социализации. Чем ближе человек к молодежному возрасту, тем слабее влияние на него родителей и тем сильнее влияние сверстников. Уважение сверстников компенсирует неудачи в учебе или отсутствие внимания родителей. Именно среди сверстников индивид учится разрешать конфликтные ситуации, учится общению на равных, тогда как в школе/институте и семье общение построено по принципу иерархии. Именно здесь ребенок узнает свое место в группе: становится лидером, середняком или аутсайдером. Отношения в группе позволяют молодому человеку лучше узнать самого себя, свои способности, сильные и слабые стороны своей личности. Группа корректирует семейные ценностные представления, полученные в раннем детстве. Как правило, группа учит человека ценностям его поколения, которые зачастую вступают в противоречие с ценностями родителей, порождая «конфликт отцов и детей». Наблюдая различия в социальном положении членов группы сверстников, человек узнает свое собственное социальное положение.

    Наконец, группа сверстников позволяет молодому человеку одновременно и отождествить себя с другими, и выделиться среди них. Здесь вступают в борьбу две позиции - соревновательная и конформистская. Индивид проявляет конформизм, подстраивая свое поведение под нормы, установленные в кругу сверстников. Например, многие стараются не слишком хорошо учиться, чтобы не выделяться в среде других и не прослыть «зубрилой».

    Работа является одним из важнейших агентов социализации в индустриальных обществах. Именно работа обеспечивает социальную интеграцию индивида в мир взрослых людей. Для многих профессия является главным средством самоидентификации, помогает найти свое место и быть признанным в социальной системе. Через труд молодой человек приобретает опыт общения с работодателями и коллегами, знакомится с правилами и ценностями, принятыми в трудовой среде. Труд наделяет индивида социальной значимостью, дает ему ощущение престижа.

    На основе рассмотренных факторов и агентов можно выделить каналы социализации молодежи. Мы рассмотрим два вида – традиционные и новые каналы социализации.

    Появление новых и радикальное изменение традиционных каналов социализации молодежи в обществе с необходимостью ставят вопросы о смысле и существе процесса социализации, о сходстве и различии в процессах воспитания, образования и обучения современной молодежи, существенно отличающейся от молодежи предшествующего времени.

    Традиционный канал социализации оказывает влияние на нравственные качества. Наиболее распространенными являются: семья, круг друзей.

    В последние десятилетия появились принципиально новые каналы социализации, оказывающие сильное влияние на процессы формирования молодежи, ее адаптации в радикально меняющемся обществе. Наиболее значимыми из таких каналов являются: рынок труда, институт предпринимательства, информатизация всех сфер социальной жизни, становление основ нового типа общества как его базовых характеристик. В этих условиях рынок труда превращается в один из весомых социальных индикаторов рыночных отношений, что обусловливается существующим на нем спросом и предложением, а также наличием свободных рабочих мест, которые могут быть предложены молодежи, впервые выходящей на этот рынок и обладающей, во-первых, определенным уровнем знаний, а во-вторых, конкретными пожеланиями относительно своей будущей работы. Именно рынок проверяет все качества подрастающих поколений: моральные и деловые, их культурные взгляды и профессиональные умения. Степень «обеспеченности» молодых людей такими социальными качествами, которые будут востребованы на протяжении всей их активной экономической жизни, и определит, в конечном счете, возможные контакты с миром, с партнерами, равно как и сформирует умение работать в постоянно трансформирующемся обществе и нестабильных условиях развития, впрочем, эта цель стоит перед всеми институтами общества, где происходит социализация молодежи.

    Итак, наиболее значимыми для социализации молодежи является новый канал. Это обуславливается тем, что новый канал социализации влияет на формирование молодежи, их моральные, деловые качества.

    Социализация молодежи во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда так называемых механизмов. В социологии выделяют разные механизмы социализации. Рассмотрим наиболее значимые, такие как: рефлексивный, традиционный, стилизованный, институциональный.

    Говоря о влиянии названных социальных факторов, необходимо отметить, что они проявляют себя через особый рефлексивный механизм социализации молодых людей. Этот механизм выступает как его внутренний диалог, своеобразная автокоммуникация, в рамках которой они анализируют, оценивают, принимают или отвергают «предлагаемые» им социальными факторами нормы, стандарты, ценности, правила. Сам этот диалог наедине с собой можно, вероятно, представить в двух планах: как мысленный разговор с другими людьми (которые как бы представляют собой социальные факторы социализации: семью, дружескую микросреду, общественные институты и организации, СМИ, трудовые и учебные коллективы и т.д.) и с различными собственными Я.

    Так же существует традиционный механизм, представляющий собой процесс усвоения молодыми людьми норм, ценностей, эталонов поведения семьи, ближайшего социального окружения (товарищеского, профессионального, досугового и другого). Называют межличностный механизм социализации, означающий процесс общения молодого человека со «значимыми другими» (родителями, педагогами, уважаемыми взрослыми, сверстниками-друзьями). Здесь вместе с тем нужно подчеркнуть, что общение со «значимыми другими» из определенных социальных групп и организаций и их влияние на социализирующуюся личность не идентично воздействию, оказываемому этой группой или организацией в целом.

    Еще один механизм социализации молодых людей имеет название стилизованного, поскольку связан со стилем жизни группы людей, характеризующихся определенной субкультурой - комплексом морально-психологических и поведенческих черт, типичных для тех или иных молодежных групп. Субкультура способна надолго стать мощным социализирующим фактором в той степени, в какой ее носители окажутся представителями референтной группы для данной личности.

    Особо следует сказать об институциональном механизме социализации, что означает, как это следует из самого термина, социализацию личности в процессе ее взаимодействия с социальными институтами, созданными как специально для этой цели, так и попутно реализующими ее в ходе своей деятельности. К числу первых следует отнести, прежде всего, институты образования и воспитания, к числу вторых - производственные, политические, учебные, религиозные, досуговые институты, СМИ и другие.

    Значение социальных институтов для процесса социализации молодых людей состоит, прежде всего, в том, что под их влиянием, в результате предлагаемых образцов поведения происходит усвоение тех или иных социальных ролей, норм, ценностей.

    Особенностью социализации на работе является то, что затрагивает уже сформировавшихся молодых людей. Она несет свои трудности, связанные прежде всего с необходимостью найти правильное соотношение между уже интериоризированными ценностями и ценностями, следовать которым требует работа. Например, молодые люди, воспитанные в духе независимости и самостоятельности суждений, часто испытывают затруднения из-за необходимости на работе зримо проявлять знаки подчинения начальству; люди, ценящие творческую инициативу, часто бывают плохими исполнителями, а хорошие исполнители нередко страдают безынициативностью. Обычно молодой человек критически относится к ценностям, предлагаемым ему работой, и принимает не все из них, а лишь те, которые кажутся ему приемлемыми. Американский психолог Э. Шайн указывает, что существуют три типа реакции индивида на производственную социализацию:

      протест - отказ от всех ценностей и норм;

      творческий индивидуализм - принятие только основных ценностей и норм;

      конформизм - безоговорочное принятие всех ценностей и норм (такое поведение подавляет творческий потенциал индивида и может превратить его в бесплодного бюрократа).

    Каждое общество через свои институты и агенты социализации устанавливает идеалы (во имя которых есть смысл прилагать усилия) и средства для их достижения. Посредством различных факторов социализации все индивиды научились пользоваться средствами достижения этого идеала, и они убеждены, что им это удастся.

    Таким образом, можно сделать вывод, что молодой человек формируется как личность по мере того, как развиваются его социальные качества, определяющие его как члена конкретно-исторического общества. Социализация молодого поколения должна быть опережающей, учитывающей возможные в будущем изменения.

    После рождения абсолютно каждый человек начинает свою интеграцию в социальное общество. Это очень важный момент становления, который наделяет личность необходимым опытом и знаниями, призванными помочь ему в будущем. Также к социализации можно отнести практические и теоретические умения человека, получаемые им в процессе взросления. Это неотъемлемая часть полноценной жизни любого человека. Рассмотрим подробнее виды социализации. Чем они отличаются и какими особенностями обладают.

    Что собой представляет социализация личности

    Данный термин обычно означает процесс, который подразумевает усвоение человеком определенного социального опыта того общества, в котором он постоянно находится. Благодаря тому развивается мышление и умение логически выстраивать общение с окружающим миром.

    В течение своего становления как личности человек не только усваивает всю полученную информацию, но и преобразует ее в свои собственные понятия и различные ценности. Социализация индивида в обществе, по сути, представляет собой адаптацию, то есть опыт, который постепенно складывается из самых разных составляющих. Сюда можно отнести культурные ценности, положения по общению и многое другое. Таким образом, социализация напрямую зависит от того общества, в котором человек появился на свет. Соответственно, нормы поведения могут значительно отличаться в той или иной стране.

    Социализация личности в психологии

    Каждый человек нуждается в том, чтобы он тем или иным образом принадлежал обществу, в котором он вырос. Соответственно, он идентифицирует себя со своим окружением. В психологии социализация определяется как выполнение требований сообщества, благодаря чему вырабатывается собственная линия поведения в самых разнообразных ситуациях. В этом случае все зависит от характера личности и ее особенностей.

    При этом стоит понимать, что социализация является двусторонним процессом. Помимо того, что сам человек формирует свои нормы, он также адаптирует их под себя. В результате этого происходят небольшие изменения и в окружающем мире. Если рассмотреть примеры социализации, то станет понятнее. Допустим, человек имеет базовые знания в области физики. Обработав эту информацию и получив соответствующее образование, он разработал новую формулу, которая повлияла на будущее этой науки. Это глобальный пример. Есть более простая аналогия. Допустим, человеку прививали некоторые нормы этикета, но по тем или иным причинам, он счел это неуместным. В результате он обзавелся своими моральными ценностями, которые могут оказать влияние на его окружение. Эти примеры социализации позволяют лучше понять сам процесс становления личности. Нужно понимать, что в любом случае каждый индивидуум тем или иным образом взаимодействует с группой окружающих его людей независимо от их статуса или других особенностей.

    Чему способствует

    Социализация и адаптация позволяют сформировать в мозгу человека необходимый ряд ценностей и правил, которые он будет в дальнейшем применять к миру. Эти процессы начинаются с самого детства, когда родители юного чада начинают закладывать фундамент первых мыслительных и физических навыков. После этого человек проходит обучение в садике, школе и институте. В этот период он получает больше знаний от других людей, продолжая познавать мир. Благодаря этому человек учится общаться с окружающими его личностями и понимает, что форма взаимодействия с ними может быть разной.

    Кроме этого, социализация ребенка очень важна, так как она учит его самоконтролю. Постепенно человек начинает усваивать, как можно реагировать на те или иные события в его жизни. Благодаря этому он учится различать мир внутренний и внешний.

    Виды социализации личности

    Существует несколько разновидностей этого процесса. Они отличаются в зависимости от многих факторов. Однако условно эти механизмы делятся на следующие группы:

    • Первичная социализация. Данный процесс начинается с того момента, как ребенок начинает воспринимать общество. При этом он ориентируется исключительно на свою семью. Ребенок начинает воспринимать взрослый мир. Первичная социализация напрямую зависит от родителей чада. Точнее, от того, насколько правильно они смогут показать ему окружающий мир.
    • Вторичная социализация. Этот процесс не имеет срока и длится до той поры, пока человек не войдет в ту или иную социальную группу. Данный механизм запускается, когда ребенок начинает ходить в садик. В новой для себя атмосфере он может примерять новые роли и оценивать, какая из них больше всего ему подходит. Также у него появляется возможность оценить свои поступки со стороны. В процессе вторичной социализации личность часто сталкивается с определенными нестыковками. Например, в тот момент, когда ребенок понимает, что ценности его родителей могут не совпадать с интересами и нормами других людей. В этом случае ребенок проходит этап самоидентификации и выбирает ту или иную сторону на основе своих ощущений и полученного опыта.
    • Локализованная (направленная) социализация. В этом случае речь идет о постижении определенных ценностей. Здесь социализация подразделяется на ряд конкретных направлений: досрочная, гендерная, организационная и другие. Это также является важным этапом становления личности.

    Досрочная социализация

    В этом случае речь идет о некой «репетиции» конкретного этапа. Хорошим примером этого вида социализации является начало сожительства мужчины и женщины. До вступления в брак партнеры должны перенять определенный опыт друг у друга и соотнести свои жизненные позиции. В той ситуации каждый из них перенимает часть ценностей у своей половинки.

    Длительное нахождение внутри малой группы (в данном случае состоящей из двух человек) происходит формирование более стойких поведенческих и социокультурных моделей.

    Гендерная социализация

    Также она часто называется полоролевой. В этом случае речь идет о виде социализации, которая подразумевает определение личностью отличий между мужчинами и женщинами. В этот период происходит идентификация человека согласно ряду стандартов и общепринятых норм. При этом социализация этого типа может длиться на протяжении всей жизни.

    Данный механизм подразумевает осознание того, что индивидуум начинает осознавать тот факт, что в случае отклонения от норм, он будет сталкиваться с порицанием от других участников социума.

    Десоциализация

    Данное явление протекает в абсолютно обратном порядке. В этом случае речь идет о том, что личность «выпадает» из общепринятых рамок и начинает отождествлять себя с отстраненной единицей. Нередко люди, страдающие от десоциализации, начинают намеренно нарушать рамки и пытаются противостоять общепринятым ценностям.

    Чаще всего такое явление наблюдается у тех, в чьих семьях практиковалось насилие. Также к такой категории людей относятся алкоголики и наркоманы.

    Семейная социализация

    В этом случае ребенок наблюдает за членами своей семьи и перенимает их опыт. Подобная социализация ребенка зависит от нескольких факторов:

    • Состава и структуры семьи.
    • Позиции, которую ребенок занимает в семейной иерархии.
    • Выбранной модели воспитания. Например, родители и более дальние родственники могут навязывать ребенку свои ценности.

    Также многое зависит от нравственного и творческого потенциала членов семьи.

    Профессионально-трудовая социализация

    Очередная корректировка ценностей человека происходит, когда он начинает свою трудовую деятельность и знакомиться с коллегами. В этом случае он вынужден адаптироваться уже к новой среде. Дело в том, что на работе он должен придерживаться делового этикета, без чего индивидум не сможет продвигаться дальше по карьерной лестнице или, например, получать необходимую аттестацию и повышение квалификации.

    Кроме этого, человек должен усвоить новые для него трудовые навыки.

    Субкультурно-групповая социализация

    В этом случае речь идет о той среде, в которой личность пребывает во время отдыха или в любой другой период своей жизни. Человек может общаться с разными людьми и иметь много друзей, каждый из которых будет делать свой вклад в накопление опыта.

    При этом личность знакомиться с новыми культурными особенностями социума, религиозными и культурными особенностями и пр. Кроме этого человек общается с людьми разного возраста или статуса. Все эти факторы позволяют сформировать все новые поведенческие модели, которые будут адаптироваться по мере знакомства с новыми товарищами.

    Функции социализации

    Данный механизм имеет большое значение для становления личности. Среди основных функций существуют:

    • Нормативно-регулятивная. Это означает, что абсолютно все, что окружает человека, может оказывать на него то или иное влияние. В этом случае речь идет о семье, политике страны, религии и многом другом.
    • Личностно-преобразовательная. В процессе общения с другими людьми личность начинает проявлять свои индивидуальные качества и особенности. Таким образом он отделяется от общей массы.
    • Ценностно-ориентационная. Данная категория напоминает нормативно-регулятивную. Однако в этом случае человек перенимает из всего окружающего не опыт, а определенные ценности.
    • Информационно-коммуникативная. В этом случае образ жизни индивидуума формирует свой образ жизни на основании опыта общения с различными представителями социума.
    • Творческая. Если личность будет воспитываться в нужной среде, то это поможет человеку научиться совершенствовать окружающий его мир.

    Этапы социализации

    Формирование личности происходит не сразу. Каждый человек проходит несколько этапов:

    • Детство. Согласно многочисленным исследованиям специалисты пришли к выводу, что свое «я» ребенок воспринимает на 70% лучше в юном возрасте. Когда малыш растет он больше приравнивает себя к окружению.
    • Подростковый период. В возрасте с 13 лет ребенок начинает брать на себя все больше ответственности и самых разных обязательств.
    • Молодость. Это еще этап вида социализации, который наступает с 16 лет. В тот период подросток начинает принимать важные и более серьезные решения. Это означает, что он начинает нести ответственность за свою жизнь. Кроме того, в этот период он начинает приравнивать себя к определенной группе социума.

    • Взрослая жизнь. Данный период начинается с 18 лет. В то время все внутренние инстинкты индивидуума направлены исключительно на формирование личной жизни. В этот период человек впервые по-настоящему влюбляется и открывает для себя новые эмоции.