Фермерское хозяйство: с чего начать и как добиться успеха. Как открыть фермерское хозяйство (КФХ) с нуля: пошаговая инструкция

В целях эффективной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется комплекс мер государственной поддержки, включающий финансовую и организационную помощь. Так, с 1 января 2014 г. упрощен порядок предоставления земельных участков для деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Заявления могут быть поданы главами фермерских хозяйств или фермерскими хозяйствами, зарегистрированными в качестве юридических лиц, в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления либо в создаваемые в настоящее время многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг .

Важное значение имеет и надлежащее правовое регулирование деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, которое должно четко определять особенности их правового положения, обеспечивать интересы членов хозяйства и самого хозяйства как участника хозяйственного оборота.

Правовые основы деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств устанавливаются Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ) (п. 5 ст. 23, ст. 86.1, 257-259), Федеральным законом от 11 июня 2003 г. No 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24 июля 2002 г. No 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и другими нормативными актами.

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. No302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» § 2 гл. 4 дополнен подпараграфом 3.1, содержащим ст. 86.1 «Крестьянское (фермерское) хозяйство». Данная норма предусматривает возможность создания крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве юридического лица.

Крестьянское (фермерское) хозяйство, являющееся юридическим лицом, представляет собой добровольное объединение граждан, соединяющих имущественные вклады для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии.

Оно может образовано на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства гражданами, ведущими совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица.

Анализируя это новое положение, целесообразно обратить внимание на следующие обстоятельства:

1. Законодатель располагает ст. 86.1, именуемую «Крестьянское (фермерское) хозяйство», в разделе «Юридические лица». В то же время о крестьянском (фермерском) хозяйстве речь идет и в других статьях ГК РФ (п. 5 ст. 23, ст. 257–259). Однако в указанных нормах регламентируется деятельность крестьянских (фермерских) хозяйствах без образования юридического лица. На наш взгляд, в связи с этим целесообразно в п. 5 ст. 23ГК РФ сформулировать положение о возможности создания крестьянского (фермерского) хозяйства с образованием юридического лица, указав на соответствующие нормы, предусматривающие деятельность таких фермерских хозяйств.

2. Давая определение крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица, законодатель подчеркивает, что это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (п. 1 ст. 1 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве). Следует заметить, что в зарубежном законодательстве (Канады, Германии Польши, Китая) также распространены семейные сельскохозяйственные производства .

В действующем российском законодательстве применительно к крестьянскому (фермерскому) хозяйству – юридическому лицу о наличии между членами хозяйства родства и (или) свойства не упоминается. В то же время содержащаяся в п. 1 ст. 86 ГК РФ отсылка к ст. 23 ГК РФ и далее к Закону о крестьянском (фермерском) хозяйстве не позволяет безоговорочно сделать такой вывод. Федеральный закон от 11 июня 2003 г. No74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» устанавливает, что членами фермерского хозяйства могут быть супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более

чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста 16 лет. И только в качестве исключения членами фермерского хозяйства могут быть граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Однако максимальное количество таких граждан не может превышать 5 чел.

В разделе «Юридические лица» ГК РФ нормы ст. 86.1 расположены между хозяйственными товариществами и обществами. Таким образом, крестьянское (фермерское) хозяйство следует рассматривать как самостоятельную организационно-правовую форму юридического лица. Вместе с тем правовое регулирование рассматриваемого юридического лица содержит отдельные положения, предусмотренные для хозяйственных товариществ и обществ. Так, для гражданина – члена крестьянского (фермерского) хозяйства устанавливается запрет на участие в других крестьянских (фермерских) хозяйствах, так же как и для полных товарищей в хозяйственных товариществах. Члены хозяйства несут субсидиарную ответственность по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства, как и участники общества с дополнительной ответственностью, но без указания на возможность ее ограничения в соотношении со стоимостью долей участников общества.

С введением в действие ст. 86.1 ГК РФ возникает вопрос о ее соотношении с ранее установленными положениями ст. 259 ГК РФ, согласно которой члены крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства могут создать хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

В этом случае хозяйственное товарищество или производственный кооператив как юридические лица обладают правом собственности на имущество, переданное им в качестве вкладов и других взносов членами фермерского хозяйства, а также на имущество, полученное и приобретенное в процессе его деятельности. При этом вкладами участников являются их доли в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Таким образом, при отсутствии разграничения между нормами ст. 86.1 и ст. 259 ГК РФ возможно создание членами крестьянского (фермерского) хозяйства юридического лица в форме хозяйственного товарищества, производственного кооператива, а также крестьянского (фермерского) хозяйства – юридического лица. В сложившейся ситуации не ясно, каким образом и по каким основаниям может осуществляться выбор соответствующей организационно-правовой формы создаваемого юридического лица.

Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по следующим основным направлениям:

1) обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

2) развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;

3) развитие племенного животноводства;

4) развитие элитного семеноводства;

5) обеспечение производства продукции животноводства;

6) обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;

7) обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;

8) обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;

9) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог;

10) предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;

11) информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики.

Финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В РФ действует целый ряд программ, направленных на поддержку и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств:

Целевая программа Минсельхоза России «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годы»;

Целевая программа Минэкономразвития России «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, включая КФХ»;

Общепредпринимательские программы поддержки начинающих;

Областные и муниципальные программы развития крестьянско-фермерских хозяйств.

Основной программой поддержки фермерского хозяйства является Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденная постановлением

Основные цели Программы: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной

активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.

Для достижения вышеперечисленных целей важную роль играет стимулирование граждан к объединению в крестьянские (фермерские) хозяйства для ведения совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, чему должны способствовать следующие направления государственной экономической политики:

1.Повышение эффективности государственной поддержки финансового

благосостояния сельского хозяйства. Согласно Плану первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной

стабильности в 2015 году государство выделяет дополнительные средства из федерального бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства в размере 50 млрд. рублей из 2,3 трлн. рублей, заложенных в антикризисный план, что представляется недостаточным в условиях экономического эмбарго и тенденции к импортозамещению . Также необходимо установить эффективный контроль расходования выделенных средств, при этом финансы должны быть направлены не только на поддержание существующих государственных объектов сельского хозяйства, но и быть доступными для развития крестьянских (фермерских) хозяйств.

2. Поддержание системы кредитования и субсидирования крестьянских (фермерских) хозяйств в целях обеспечения доступности краткосрочных и

долгосрочных кредитов.

3. Совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в части повышения оперативности и эффективности устранения безосновательного завышения цен на рынке. В настоящее время Генпрокуратура России проводит масштабные проверки по выявлению причин роста цен на социально значимые продукты, а также комплекс мер, направленных на борьбу с недобросовестными предпринимателями, поставщиками и торговцами. При дальнейшем обострении ситуации на рынке Правительству

Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. No 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» следует воспользоваться своим правом на госрегулирование цен на социально-значимые товары.

4. Создание условий для реализации потенциала зон опережающего экономического роста с агропромышленной специализацией в субъектах Российской Федерации, учет этого фактора при формировании перспективной системы расселения и создании крестьянских (фермерских)

хозяйств, содействие в социальном обустройстве членов крестьянских (фермерских) хозяйств, увеличение финансового обеспечения реализации социальных программ в сельских поселениях.

5. Стимулирование развития совместной организации труда в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

6. Развитие инфраструктуры рынков, необходимых для реализации товаров крестьянским (фермерским) хозяйством.

7. Освоение новых технологий, обеспечивающих повышение производительности труда и ресурсосбережения в сельском хозяйстве, пищевой промышленности: рост плодородия и урожайности, расширение территорий для посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель, реконструкция и строительство мелиоративных систем, ускоренное развитие животноводства.

8. Формирование общего продовольственного рынка в рамках таможенного союза государств – членов Евразийского экономического сообщества с привлечением ресурсов и возможностей крестьянских (фермерских) хозяйств.

9. Совершенствование государственной торговой политики, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая закупки для государственных нужд, обеспечивающие расширение спроса на продукцию отечественного производства.

Особое внимание необходимо уделять осуществлению мер, направленных на снижение уровня бедности, безработицы и обеспечение приоритетной поддержкой наиболее нуждающихся слоев населения, не имеющих достаточных средств для организации собственного крестьянского

(фермерского) хозяйства, особенно в условиях притока граждан Украины из мест ведения боевых действий.

Следует отметить, реализация вышеперечисленных мер должна способствовать развитию сельскохозяйственного сектора экономики государства, появлению благоприятных условий для создания объединений граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства (крестьянских (фермерских) хозяйств), обеспечению импортозамещения и, как следствие, продовольственной независимости и национальной безопасности Российской Федерации .

В целом в субъектах Российской Федерации отмечается формальный подход к осуществлению государственной поддержки фермеров, не учитывающий, в том числе актуальность, экономическую и социальную значимость такой поддержки.

Информационно-разъяснительная работа с муниципальными образованиями и КФХ, проводимая органами управления АПК субъектов Российской Федерации, является недостаточно эффективной.

Для активизации работы по оказанию государственной поддержки фермеров предлагает провести в субъектах Российской Федерации следующие мероприятия:

1) обеспечить совместно с региональными отделениями Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (далее – АККОР) доведение информации о реализуемых мерах государственной поддержки до каждого главы КФХ;

2) пересмотреть порядки расходных обязательств с целью снятия барьеров по оформлению и получению субсидий на возмещение части затрат КФХ при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

3) создать возможности консультативной поддержки фермеров на муниципальном уровне.

При этом важно не только поддерживать крестьянско-фермерские хозяйства, но и обеспечивать эффективность их функционирования.

Исследование крестьянских и фермерских хозяйств показало, что основными факторами, определяющими эффективность труда в них, являются размер хозяйства, структура производства, цены на произведенную продукцию, затраты на ее производство, распределение прибыли, наличие или отсутствие государственной поддержки, производительность труда.

Основной проблемой, определяющей положение и перспективы крестьянских и фермерских хозяйств, является неурегулированность цен на продукцию, их независимость от производителя и низкий уровень, не позволяющий добиться минимального уровня рентабельности для самофинансирования и расширенного воспроизводства.

Низкий уровень цен реализации влечет за собой ряд других проблем деятельности хозяйств, среди которых:

Отсутствие новой техники и невозможность ее купить;

Недостаточные объемы элитных семян, удобрений, поголовья племенных животных;

Нехватка помещений и оборудования для хранения урожая и, часто, необходимой инфраструктуры (фермер не может ее построить из-за отсутствия денег);

Низкое качество рабочей силы из-за невозможности установить достойный уровень заработной платы и пр.

В Российской Федерации существует механизм закупочных интервенций, регулируемый Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 12.02.2015) "О развитии сельского хозяйства" . Его суть заключается в закупке сельскохозяйственной продукции государством при снижении цен ниже минимальных расчетных. В ходе проведенного исследования было выявлено, что в настоящее время механизм закупочных интервенций не приводит к стабилизации цен на рынке сельскохозяйственной продукции для фермерских и крестьянских хозяйств.

Результаты наблюдений и исследований позволили из всех вариантов развития крестьянских и фермерских хозяйств выбрать два альтернативных, являющихся наиболее перспективными:

    Сохранение и усиление уже сложившейся тенденции выбывания слабых и укрупнения оставшихся хозяйств, которые самостоятельно решают проблемы сбыта произведенной продукции в рамках собственного видения и возможностей, и пользуются ресурсами, предоставляемыми государственными программами и банками.

    Разработка мер по совершенствованию уже существующих программ государственной поддержки крестьянских и фермерских хозяйств, которые помогут не только сохранить, но и повысить их количество путем повышения привлекательности сельскохозяйственного труда.

Помощь начинающим фермерам в виде грантов от государства оказывается с 2012 года. Цель – помочь развить предпринимательскую деятельность в любой отрасли сельского хозяйства: разведении лошадей, коров, овец, коз, свиней, птицы, выращивании картофеля, зерновых (зернобобовых) культур, овощей на открытом и закрытом грунте, плодов и ягод, рыболовство, пчеловодство. Гранты предоставляются лицам, которые зарегистрированы как ИП не менее года, имеют бизнес план по расширению или модернизации хозяйства. Поддержка предоставляется один раз, в течение 10-и лет приобретенное имущество запрещено продавать.

Цели программы «Начинающий фермер»

Главная цель – повысить конкурентоспособность сельхозпродукции путем развития .

Гранты должны обеспечить:

  • условия для модернизации существующих и создания новых фермерских хозяйств;
  • доступность финансов.

Поддержка государства стимулирует переход с подсобного хозяйства на фермерское.

Субсидии начинающим фермерам в 2017-2018 году — на что можно использовать?

Помощь начинающим фермерам предоставляется по двум основным направлениям:

  • на создание (развитие) хозяйства 1,5 -3 млн. руб.;
  • помощь на устройство быта до 250 тыс. руб.

Полученные от государства средства по первому пункту можно использовать на:

  • покупку земли сельхозназначения, транспортных средств, животных, оборудования, инвентаря;
  • разработку проектов возведения (модернизации, реконструкции) помещений для производства, складов;
  • покупку, возведение, ремонт помещений для производства, складов, инженерных коммуникаций, заграждений, их регистрацию и подключение к инженерным сетям;
  • строительство дорог, без которых невозможно производство, переработка, хранение продукции;
  • приобретение семян (другого материала для посадок), ядохимикатов, удобрений.

Грант на обустройство быта можно потратить на покупку:

  • жилья;
  • грузопассажирского авто (см. );
  • мебели, средств связи, бытовой техники, электрического и газового оборудования, компьютеров, септиков, устройств для подачи и отвода воды.

В благоустройство включается так же:

  • ремонт жилого дома;
  • погашение долгов по ипотеке (см. );
  • подключение к центральному водопроводу, системе канализации, электросети, интернету.

План расходов составляется отдельно по каждому пункту, аграрий должен оплатить 10%.

Интересно! Привычные гранты для начинающих фермеров в 2017 году дополнены возможностью получить:

  • субсидию на возврат процентов по кредиту, оформленному ранее на развитие;
  • компенсацию на построенные производственные объекты;
  • оплату первых взносов при приобретении техники (оборудования) в лизинг;
  • компенсацию убытков при оформлении земли;
  • средства на газификацию, устройство системы орошения и др.

Кроме того, у аграриев есть возможность оформить кредит с пониженной ставкой.

Важно! В 2017 году в некоторых регионах сумма достигнет 3-х млн. руб . В 2018 году запланировано повышение на всей территории страны.

Минсельхоз отмечает, что 40% сельхозпродукции производится в маленьких хозяйствах. Рассматривается вопрос об упрощении процедуры предоставления грантов, возможности кредитования на льготных условиях на короткие сроки. Предполагается в будущем разрешить строительство жилых домов на землях сельхознахначения.

Последовательность действий претендента установлена законодательством:

  • выбрать юридическую форму хозяйства;
  • проверить соответствия требованиям участия;
  • разработать бизнес план;
  • собрать пакет документов;
  • составить и отправить заявку.

Конкретные условия для получения гранта «Начинающий фермер»:

  • опыт (не менее 10-и лет), образование (желательно высшее), рекомендации, выданные кооперативом и местными властями;
  • высокое качество бизнес плана (должен содержать описание деятельности, финансирование, анализ рисков, обоснование эффективности);
  • наличие собственного капитала (не менее 10% от стоимости проекта);
  • наличие договоров по реализации производимой продукции;
  • значимость для конкретного региона.

Претендент должен вести предпринимательскую деятельность не менее полугода, использовать предоставленные средства за 1,5-2 года, не иметь задолженностей по перечислениям стразовых взносов (см. ).

Субсидии начинающим фермерам в 2017-2018 году — пакет документов

Для участия необходимо предоставить:

  • заявку установленного образца;
  • анкету;
  • документ, удостоверяющий соответствие образования;
  • трудовую книжку (для определения опыта);
  • выписку, удостоверяющую наличие хозяйства;
  • бизнес план;
  • документ, удостоверяющий юридическую форму хозяйства;
  • паспорт;
  • смету затрат по проекту;
  • выписку из банка, подтверждающую наличие собственных средств;
  • справку, подтверждающую наличие оборудования;
  • выписку их налоговой службы.

Важно! В различных регионах перечень документов может отличаться.

Программа «Начинающий фермер» в 2017-2018 году — перспективы и отзывы

В 2017 году (если сравнивать с 2016 годом) в условия внесены изменения. Увеличился бюджет субсидирования, главным критерием при отборе стала эффективность деятельности претендента, отсутствие задолженностей по налогам. Максимальный размер субсидии на данный момент 3 млн. руб. Но эта сумма доступна не во всех регионах из-за разницы коэффициентов.

Все документы сдаются в Минсельхоз региона. Рассмотрение длится 15 дней, потом претендент вызывается на беседу. Перед принятием окончательного решения оцениваются деловые качества соискателя. Если заявка одобрена, средства предоставляются в течение 3-х месяцев. Больше всего субсидий предоставлено в Ставропольском крае и Дагестане.

Аграриев (судя по отзывам) программа «Начинающий фермер» привлекает, но отмечается длительность сбора документов. Кроме того, их оформление требует значительных финансовых затрат. Отрицательным считается и требование по наличию высшего образования. Курсов с сельхозакадемии для получения субсидии недостаточно. Средства не предоставляются так же тем, у кого мало земли и денег в банке. На практике требуется не менее 200 тысяч руб.

Множество людей придерживается мнения о неактуальности жизни в селе и ведении фермерского хозяйства. Но задумайтесь - ведь ежедневно на магазинных прилавках мы видим продукцию небольших частных ферм. В условиях деревни заработать денег порой проще, чем в городе. Комбинируя разные виды сельскохозяйственного производства, можно обойтись сравнительно небольшими затратами.

Как стать фермером? Данный бизнес не сводится к простому выращиванию свиней, кур и коров и разведению овощей. Это целая система. Она подразумевает наличие бизнес-плана фермерского хозяйства с официальной регистрацией деятельности. Кроме того - хорошо продуманной системы регулирования расходов и доходов.

Фермерское хозяйство с нуля: как начать?

Как известно, бизнес всегда начинается с идеи - независимо от масштаба. Тот, кто решился на открытие собственного хозяйства, должен, прежде всего, определиться с подходящим направлением. На фермерском подворье можно заниматься и растениеводством, и животноводством. Главное - грамотно всё продумать и составить удачную комбинацию.

Именно поэтому потребуется тщательное изучение особенностей производства различных культур и выращивания животных. Перед тем как стать фермером, следует узнать о несовместимости отдельных направлений. В частности, выращивание определенных плодовых культур категорически противопоказано производить рядом с местами содержания крупного рогатого скота.

Определившемуся, с чего начинать фермерское хозяйство, потребуется задуматься о материальных и денежных ресурсах, которых потребует будущий бизнес. Предусмотреть следует всё - от первичных финансовых вложений до устройства помещений для содержания животных, организации территории фермы, закупки кормов и удобрений. Кроме того, будущее хозяйство потребует обязательной регистрации. Чаще всего такую деятельность ведут в виде ИП.

Фермерское хозяйство: виды деятельности

Если вы решились на открытие животноводческой фермы, хозяйство обеспечит вас мясом, молоком, яйцами и кожей. К тому же, никто не запретит совмещать выращивание животных, растениеводство, разведение рыбы или пчеловодство. Главное - помнить, что все животные потребуют ухода должного качества и следования санитарным нормам.

Давайте немного подробнее рассмотрим, какие именно направления могут иметь место для индивидуального предпринимателя в крестьянском фермерском хозяйстве.

Разводим поросят

Свинина всегда востребована на рынке и стоит при этом немало. Данный бизнес вполне рентабелен, ведь занявшись этим направлением всерьёз, можно при хорошем уходе получить до 30 поросят от одной свиноматки в течение года. Каждая взрослая свинья - это порядка 200 кило мяса и сала.

Для разведения обычно приобретают поросят месячного возраста. Они меньше подвержены болезням, хорошо приспосабливаются к новым условиям. Помещение для них (свинарник) следует держать в чистоте, утеплять в зимний период и обязательно снабдить отдушинами. Теснота животным противопоказана. Кормят их по режиму, с паузами, не превышающими восьми часов.

Пищей служит зелень (в большом количестве), продукты мясного и молочного происхождения и специальный комбикорм для свиней. Одного поросенка можно приобрести за сумму от 3 500 до 5 000 руб. Это зависит от его породы, возраста и района животноводства. Разводить свиней можно, начав с покупки пары здоровых поросят.

Козы, коровы, лошади и овцы

Летом все они способны питаться травой. На зиму им потребуется мягкое сено хорошего качества. Для подкормки лошадям дают овес, а коровам - комбикорм.

Урожайность хорошей молочной коровы - до 30 литров молока ежедневно. От одной козы можно получить от 5 до 8 литров, причём стоимость козьего молока выше, так как оно относится к деликатесам.

Лошадей чаще всего используют как тягловую силу. Баранов разводят ради мяса, которое также считается деликатесом. Что же касается овец, то шерсть их издавна считалась ценнейшим материалом. Разведение, как коз, так и овец - один из наиболее популярных и выгодных видов бизнеса в сфере сельского хозяйства.

Кролики

От них получают и мех, и мясо. При этом зверьки достаточно неприхотливы в плане содержания и разведения. Кроличья ферма представляет собой систему вольеров, клеток, ям или шедов. Выбор помещения для содержания - личное дело фермера. Однако необходимо придерживаться определенных условий:

  • Беречь зверюшек от прямых солнечных лучей и сквозняков.
  • Обеспечить полноценное кормление.
  • Не забывать о своевременной вакцинации.
  • Поддерживать в клетках чистоту и вовремя обеспечивать зверьков качественной питьевой водой.
  • Помнить об оптимальном температурном режиме.

В рационе для кроликов сочетается большое количество свежих фруктов и овощей по сезону с концентрированными сухими кормами. Для подкормки им вполне годятся сено и трава.

Разведение рыбы

В наши дни этот бизнес - один из самых прибыльных. Но занятие им требует определенных знаний, а также немалых вложений. Такие сельскохозяйственные предприятия, как рыбные хозяйства, чаще всего устраивают на базе искусственных прудов, которые могут быть разного типа. Зависит это от объема производства и предпочитаемых видов. В связи с необходимостью большой площади для устройства пруда расходы на данный бизнес могут оказаться для начинающего фермера непосильными.

Кого можно чаще всего встретить в искусственном пруду? Сазана, карася, судака, толстолобика, карпа и линя. Хотя прудовая рыба способна сама обеспечить себя пищей, без подкормки всё же не обойтись. В качестве неё берут отруби, жмых, комбикорм.

Примерно с мая рыб подкармливают на "кормовых столиках", представляющих собой тяжелые лотки из дерева квадратной формы размером примерно 50 х 50 см. Каждый гектар пруда потребует не менее четырех таких "столиков для кормления" рыбы.

Пчеловодство

При должном подходе прибыль от пасеки может быть весьма неплохой. Кроме того, пчелами производится опыление плодовых растений. Каким же образом организуются подобные сельскохозяйственные предприятия? Место для пасеки подбирается по принципу безлюдности и удалённости от дорог, вблизи к площадям, на которых выращиваются медоносные растения.

Затем необходима установка ульев на 12-24 рамки, а также омшаника (зимовника). Ульи пчеловод может купить или изготовить самостоятельно. Для этого пасечнику потребуется верстак, ручные или электроинструменты. Пчел можно приобретать, как пчелопакетами, так и полноценными семьями.

Разведение птицы

Она может быть самой обычной - в виде кур, гусей, индюков и уток. Или достаточно экзотической для нашей местности. Речь идет о разведении куропаток, фазанов, цесарок, павлинов и даже страусов. Выбор пород зависит от того рынка сбыта, на котором фермер желает утвердиться.

С чего начинать фермерское хозяйство, если вы решили заняться птицеводством? Как самый неприхотливый вариант годится обычное выращивание кур. Эти птицы - недорогие и неприхотливые. От них можно получать экологически чистые яйца и качественное куриное мясо. Несколько меньше спрос на уток, гусей и индюков, но и стоимость их в разы больше.

Если же вы задумались о разведение цесарок, фазанов и павлинов, то знайте, что занятие это достаточно дорогостоящее, а сбывать придётся их, скорее всего, частным покупателям либо в рестораны.

Для выращивания домашней птицы потребуется обзавестись инкубатором, специальными утепляемыми на зиму вольерами, кормушками, лотками, а также определённым пространством для выгуливания. Чаще всего фермерами приобретаются пары на развод, либо в определённом количестве молодое потомство, которое впоследствии выращивается. Другой вариант - приобрести яйца и заложить в инкубатор. У каждого из способов свои достоинства и недостатки.

Для кормления молодых птенцов потребуются крупы, вареные яйца, зелень, творог, насекомые, а также специальные кормовые смеси. Рацион взрослых - практически тот же. В их меню преобладает зерно - пшеница, ячмень, овес. В смесь для корма следует добавлять витамины и минералы.

Выращивание растений

Растениеводство всегда было и остается одним из актуальных направлений сельского бизнеса. Ведь в рационе любого человека овощи, фрукты и ягоды - незаменимая составляющая. Помимо того, в фермерских условиях вполне возможно разводить цветы. Цветочный бизнес обладает высокой рентабельностью (от 70% до 300%).

Примерная сумма начальных инвестиций - от полумиллиона рублей. На них вы сможете арендовать землю, закупить черенки, лампы накаливания для теплиц, в которых должен поддерживаться постоянный микроклимат и находиться хорошо удобренная почва.

Возвращаясь к выращиванию зелени и овощей, стоит отметить, что выбор их для фермерского хозяйства весьма разнообразен. Неприхотливые виды, наподобие картофеля, свеклы, моркови, редьки и т. п., не нуждаются в каких-либо специальных условиях. Если же вы планируете заняться выращиванием зелени, огурцов, баклажанов, перцев, помидоров и кабачков, в холодное время года вам не обойтись без теплиц.

Постройка их наряду с арендой земли потребует достаточно серьезных инвестиций. Затраты на семена предстоят сравнительно небольшие. Кроме того, в последующие годы вы обеспечите ими себя сами. Окупаемость овощеводства достаточно быстрая. Уже в текущем году вы можете получить первый серьёзный урожай. Если вы никак не определитесь, с чего начинать фермерское хозяйство, овощеводство может стать оптимальным вариантом.

Выращиваем грибы, ягоды и фрукты

Для грибного хозяйства самые неприхотливые (хотя и дорогие) - трюфели. А наиболее распространённые - шампиньоны и вешенки. Разводят грибы в специальном помещении, где поддерживается ровный микроклимат, в мешках, наполненных мицелием и соломой. На саженцы для трюфелей вы потратите от полутора до двух тысяч рублей. Гораздо дешевле можно приобрести основу для разведения шампиньонов и вешенок.

Если собираетесь заняться клубникой, без теплиц не обойтись. Ряд сортов выращивается и в открытом грунте. Такой бизнес потребует стартового капитала порядка 100 000 руб. Добавьте к ним еще четверть того на ежемесячные расходы.

Малина выращивается по другому принципу. Для неё закупаются саженцы и подготавливается участок. Ею занимаются в летний сезон, на зиму кусты прикапывают в целях защиты от мороза.

Черешня, облепиха или яблоки выращиваются на специально выделенных садовых участках. Потребуется закупить саженцы, специальную пленку для укрытия на зиму. Урожая от молодых деревьев вы дождетесь в лучшем случае на следующий год. Бизнес на фруктах и ягодах рентабелен на уровне около 60-100%.

Как зарегистрировать свою деятельность

С чего начинать фермерское хозяйство в юридическом плане? Каждый бизнес нуждается в регистрации, и сельскохозяйственный - не исключение. Этапы процедуры состоят в оплате госпошлины, нотариальном заверении соответствующего заявления, подготовке и подаче пакета документов в ИФНС. Далее следует дождаться выдачи готовых документов, пройти процедуру регистрации в необходимых фондах и получить в Росстате письмо, в котором будут коды статистики. Разумеется, следует позаботиться и об открытии счёта в банке.

Арендуем землю

Арендой земельного участка можно озаботиться и до процедуры юридической регистрации. Заявление об аренде передается в местную администрацию. После рассмотрения дела вы получите информацию о том, где расположен предполагаемый участок. Туда потребуется вызвать представителей землеустроительной организации. Они проведут межевание и определят точные границы участка. Затем земля ставится на кадастровый учёт, выдаётся соответствующий паспорт.

После этого документы вновь направляются в администрацию, которая выносит постановление на передачу участка. Кроме того, потребуется регистрация договора аренды.

Государство нам поможет

В последние годы помощь молодым фермерским хозяйствам - в приоритете у государства. Сейчас на развитие такого бизнеса несложно получить грант, размер которого может составить от одного до четырех миллионов рублей. Он может быть предназначен именно на создание фермерского хозяйства или иметь порядок единовременной выплаты на бытовое устройство.

Эти деньги целенаправленно выдаются начинающему фермеру для аренды или покупки земли, разработки проекта, приобретения нужной техники, проведения требуемых инженерных коммуникаций, а также покупки материалов для посадки, животных, кормов и удобрений.

Кто может претендовать на подобную выплату

Выплачиваются деньги гражданам РФ трудоспособного возраста, главам фермерских и крестьянских хозяйств, срок регистрации которых - менее 24 месяцев. При этом необходимо иметь образование и не менее чем трехлетний опыт в сфере сельского хозяйства.

Пакет документов, которые необходимо подготовить, состоит из бизнес-плана фермерского хозяйства, расшифровки расходов с приведением цен. Размер собственных средств, которые потребуется вложить при этом, обязан составлять не менее 10% от суммы гранта. Получивший его обязан создать три или более рабочих места и израсходовать выданные средства в течение 12 месяцев с даты выдачи.

Выдают гранты по итогам конкурсов, в ходе которых молодые предприниматели должны доказать рентабельность и актуальность будущего бизнеса. Такую поддержку можно считать замечательным способом решения проблемы начальных капиталовложений. В случае же, когда в выплате отказано, существуют и другие варианты помощи от государства - в частности, в виде кредита на фермерское хозяйство. Кроме того, возможны различные варианты государственных субсидий.

Подводя итоги

Современный бизнес в сфере сельского хозяйства совсем не тот, представление о котором прочно укоренилась в головах многих (тяжёлое и грязное занятие, низкодоходное и неблагодарное). В наши дни фермы оборудованы самой передовой аппаратурой. В выращивании животных и растений используются наиболее передовые технологии. В помещениях для разведения птиц и домашнего скота вполне возможно поддерживать чистоту и нужный микроклимат. Большинство операций реально автоматизировать, что значительно облегчит фермерский труд.

Особенно важна финансовая поддержка государства в условиях нынешнего кризиса. Она позволяет фермерам развивать свой бизнес. К тому же, в связи с широким развитием сети кафе, ресторанов и многочисленных частных магазинчиков проблем со сбытом готовой продукции, как правило, не бывает.

С введением западных санкций для сельскохозяйственного производства появились дополнительные стимулы.

Правительство поставило цель заполнить торговые точки российскими продуктами, и сегодня аграриям предлагаются солидные программы поддержки.

В чем их суть и как воспользоваться государственной помощью фермеру?

Цели данных программ

Таковы реалии аграрного сектора экономики: без поддержки фермеру, да и крупным представителям сложно добиваться серьезных и стабильных результатов. Поэтому на правительственном уровне проводятся системные финансовые вливания – субсидирование отрасли по всем направлениям.

Сюда можно отнести:

Законодательная база

Основным регулятором агропромышленной отрасли является ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Стратегия поддержки АПК России представлена Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования на 2013-2020 годы. Именно в ней собраны все государственные инициативы и планы на предстоящую семилетку. Документ включает подпрограммы по всем направлениям сельского хозяйства.

Изменения и дополнения в законодательную базу вносятся правительственными постановлениями и разъяснениями.

Приоритетные направления деятельности

Для эффективного развития аграрного сектора субсидии предназначаются по основным направлениям :

Ожидания от претворения задуманного масштабнее:

  • расширить сырьевой рынок;
  • увеличить зарплаты в отрасли;
  • создать новые рабочие места и сферы деятельности;
  • освоить заброшенные земли.

К 2020 году аграрная отрасль будет полностью обновлена и готова к самостоятельному поступательному развитию. Но все это только перспективы. Сейчас же отрасль переживает не лучшие времена.

По подсчетам аналитиков на полную замену импортной «мясо-молочки» потребуется 7 лет, для получения стабильно высоких урожаев растениеводческих культур нужно не менее 5 лет. На модернизацию требуются колоссальные усилия и затраты, которые должны подкрепляться системной помощью от государства.

Виды, условия и порядок участия в программах

Применявшиеся в истекшем году субсидионные меры поддержки перекочевали в год наступивший. Отметим, что еще по осени 2016 года в правительстве заговорили о кардинальных изменениях в госфинансировании сельского хозяйства.

Но, как часто случается на заре реформ, новое только намечается, а старое продолжает применяться.

Расскажем об общих видах действующих субсидий :

  • Гранты на развитие КФХ. Предоставляются на конкурсной основе целевым назначением на приобретение с\х угодий, разработку и подведение систем коммуникаций, строительство хозяйственных объектов. предполагает строгую отчетность получателя о целевом использовании средств.
  • Кредитные средства на возмещение процентных затрат. Предоставляются исключительно для модернизации хозяйства.
  • Субсидирование лизинга, взятого для приобретения сельскохозяйственного оборудования и техники.
  • Компенсация расходов на возведение объектов крестьянского хозяйства семьи.
  • Единовременная субсидия. Предоставляется на обустройство фермерского хозяйства: приобретение или строительство жилья, покупку грузопассажирского транспорта, проведение коммуникаций.

Фермер может претендовать на все виды помощи, но только при соответствии требованиям отбора. Заявления рассматриваются конкурсными комиссиями.

Условия предоставления :

  1. Профессиональные качества претендента. Опыт работы фермера должен составлять от 10 лет. Преимущество у работников с\х сферы с высшим образованием.
  2. Не менее 10 лет будущий фермер должен вести личное подсобное хозяйство.
  3. Необходимы рекомендательные письма от муниципалитетов или членство в кооперативах.
  4. На объект получения субсидий представляется бизнес-план.
  5. Если подается заявка на грант, потенциальный получатель обязан до 30% суммы гранта обеспечить собственными финансами или средствами производства. Зачтется поголовье скота, хозяйственные строения и другое имущество, применяемое в деятельности.
  6. Схемы сбыта продукции. Преимущество за претендентами уже действующих хозяйств с налаженными путями реализации произведенного. Подтверждается это контрактами с торговыми точками, закупочными линиями, другими документами.

При предоставлении субсидий, в особенности – грантов, учитывается социальная значимость проекта для региона. К примеру, создание фермером дополнительных рабочих мест, оборудование подъездных путей и т. д.

Подготовка документов

В общих случаях это:

В зависимости от вида помощи могут понадобиться и другие документы.

Программа «Начинающий фермер»

Начинать всегда сложно, поэтому в 2019 году государство по-прежнему поддерживает вновь создаваемые хозяйства.

Размер и условия участия

Формат финансирования – грант на развитие или единовременная субсидия на бытовое обустройство.

В первом случае заявитель претендует на 1,5 млн рублей, во втором – до 300 тысяч.

Грант расходуется на покупку посадочных материалов, удобрений, кормов, расширение поголовья скота и птицы, земельных наделов и для других нужд с/х деятельности. Субсидия помогает начинающему предпринимателю создать достойные условия жизни.

Как оформить

Чтобы получить грантовую поддержку, нужно обратиться в Минсельхоз своего региона , собрать документы и защитить свой .

Пугаться не стоит: публичные слушания устраивать не будут. Под защитой понимается экспертная оценка бизнеса заявителя и его деловых качеств на основе предоставленного пакета.

Решение принимается за 15 дней после сдачи анкеты.

«Семейная животноводческая ферма»

Данная программа направлена на развитие социальной структуры села, увеличение поголовья скота, поддержку семейного аграрного бизнеса.

Семейным фермерское хозяйство считается, если все задействованные работники являются родственниками (не обязательно близкими).

Форма субсидии – грантовое финансирование.

Размер перечисления и условия предоставления

Под действие программы попадают фермеры, занятые разведением молочно-мясного скота.

Требования к претендентам:

  • численность работников – не менее трех человек;
  • перед подачей заявки ферма должна отработать год;
  • семья не получала ранее , создание и развитие крестьянских хозяйств.

Анкета участника конкурса направляется в сельскохозяйственное ведомство субъекта регистрации фермы.

Максимальный размер гранта равнозначен 60-процентным расходам хозяйства, отраженным в бизнес-плане и плане затрат. Максимум в денежном эквиваленте установлен для всех регионов страны – 10 млн рублей. Ферма должна подтвердить наличие 40% собственного обеспечения от суммы гранта. Не запрещается использовать кредит.

Распределение федеральных субсидий осуществляется регионами, которые получают транши из госбюджета. Кроме того, местные власти вправе предоставлять поддержку сельхозпроизводителям из местного бюджета.

Старая помощь по-новому принципу

В 2019 году на развитие агропромышленной отрасли правительство выделяет 300 млрд рублей.

Распределяться деньги будут по иной схеме.

Если раньше транши направлялись под конкретные программы, то в 2019 году в субъект переводится полная сумма на развитие с\х. Здесь страховые преференции, субсидирование кредитов, фермерских и крестьянских форм хозяйств, садоводства и племенного животноводства. Словом, всех представленных в конкретном субъекте направлений АПК.

Схема получила название «единой региональной субсидии» .

Предоставление кредитов

С 01.01.17 запущена программа льготного кредитования субъектов хозяйствования системы АПК. Займы на модернизацию и развитие хозяйств банки будут оформлять под 5% годовых.

В этой связи меняется адресат процентного субсидирования : теперь это кредитные учреждения. Государство возместит 100% ключевой ставки банкам, выдающим займы сельхозпроизводителям на льготных условиях.

Новые условия удобны, прежде всего, фермерам. Теперь не придется отвлекать существенные суммы из оборота для уплаты процентов, которые затем государство возмещало кредитополучателю через субсидию.

Банки для участия в программе утверждает Минсельхоз . Критерий – наличие собственных кредитных продуктов на привлекательных условиях для аграриев.

Требования к заемщикам вполне лояльны:

  • отсутствие действующих просрочек у претендента по другим кредитам;
  • стабильность в развитии хозяйства;
  • доходы, позволяющие производить текущие платежи.

Банк откажет однозначно фермерам, находящимся в банкротстве или реорганизации.

Существующие проблемы

Настораживает фактически полная передача распределения субсидирования в регионы. Ничего хорошего аграрному предпринимательству и производству в целом это не принесет.

Но главная проблема поддержки российских аграриев – это нестабильное финансирование. По сообщению Минфина, объем помощи сократится в 2017 году в 1,4 раза меньше, чем закладывалось изначально в паспорт Программы на 2013-2020 годы. Без должного финансового обеспечения громкие намерения Правительства по реформированию АПК скатятся до уровня прожектерства.

О государственной поддержке аграриям Карачаево-Черкесской республики рассказано в следующем видеосюжете: