Морские средства связи и сигнализации. Тема: Визуальные сигнальные средства А

Этот сайт посвящен кораблям, пароходам, маломерным судам, гидроциклам и другому водному транспорту.

Раздел «Галерея » мы постоянно пополняем новыми фотографиями судов различного водоизмещения.

На страницах сайт также размещена информация об устройстве и назначении маломерных судов. Надеемся, сайт будет полезен судоводителям.

Счетчики

Пиротехнические средства сигнализации

Пиротехнические средства широко применяют для подачи сигналов бедствия в море.

Парашютная ракета сигнала бедствия — красного цвета, высота взлета не менее 300 м, продолжительность горения 40 с и скорость опускания не более 5 м/с.

Ракета-граната звуковая, подает сигнал бедствия с дальностью слышимости не менее 5 миль.

Ракета одиозвездная — красного цвета, высота взлета не менее 8 м, продолжительность горения не менее 6 с; применяют при спасательных операциях.

Фальшфейер представляет собой картонную или пластмассовую гильзу, заполненную пиротехническим составом; вводится в действие зажигательным устройством; во время горения его держат в руках. Белый фальшфейер горит 20 с и служит для привлечения внимания, красный горит 60 с и является сигналом бедствия.

Шашка дымовая входит в комплект сигнальных средств спасательных шлюпок. После приведения в действие ее выбрасывают за борт, где она в течение 3 мин создает дымовое облако оранжевого цвета, видимое на расстоянии 3 миль.

Буйки светящиеся и светодьшящиеся крепят к спасательным кругам, размещенным на крыльях ходового мостика. При попадании буя в воду автоматически включается световой сигнал продолжительностью не менее 45 мин или светодымовой сигнал оранжевого цвета продолжительностью не менее 15 мин. Конструкция буйков обеспечивает их надежную работу при сбрасывании с высоты 25 м и более.

При использовании пиротехнических средств надо строго соблюдать следующие правила безопасности:

  • использовать пиротехнические средства могут только члены экипажа, прошедшие специальный инструктаж, что оформляется протоколом квалификационной комиссии;
  • при запуске ракет не должно быть поблизости людей;
  • запрещается направлять полет ракет в сторону судов, береговых строений, людей;
  • пиротехнические средства, которые при вводе в действие не сработали, должны быть немедленно затоплены (выброшены за борт);
  • запрещается разбирать ракеты и производить запуск звуковых ракет из рук;
  • не допускаются удары и сотрясения при хранении и использовании ракет и шашек;
  • линеметательная ракета должна запускаться только с присоединенным к ней линем.

Пиротехнические средства должны храниться в специальных водонепроницаемых металлических ящиках, установленных на открытом мостике, а для спасательных шлюпок — в специальных контейнерах; ракетницы хранятся у капитана.

Пиротехнические средства, срок действия которых истек, подлежат замене.

Применение открытого огня и курение вблизи хранения пиротехнических средств и при их применении категорически запрещаются.

На каждом судне должны быть следующие сигнальные пиротехнические средства: ракеты, фальшфейеры, дымовые шашки, буйки светящие и светодымя­щие для указания места спасательного круга на воде в темноте.

Пиротехнические средства влагостойкие, безопасные в обращении и хране­нии, действуют при любых гидрометеоусловиях и сохра­няют свои свойства в течение минимум трех лет.

Пиротехнические средства хранят в водонепрони­цаемых металлических шкафах и ящиках с ячейками на палубе ходового мостика или в шкафах, встроенных в пе­реборки помещений ходового мостика, с дверцей на от­крытую палубу. Ящики и шкафы всегда закрыты на замок. Один ключ должен находиться у старшего (третьего) по­мощника капитана, другой — в штурманской рубке.

Пиротехнические средства шлюпок и плотов, уло­женные в контейнеры, в море должны находиться на штатных местах в шлюпках, а на стоянке в порту их реко­мендуется убирать в надежное хранилище под замок.

Однозвездные ракеты красного или зеленого цвета предназначены для сиг­нализации во время проведения спасательной операции.

Однозарядная ракетница красного цвета

Ракета сигнала бедствия красного цвета выбрасывает на высоте 300 — 400 метров красные звезды, которые горят не менее 20 секунд.

Парашютная ракета предназначена для подачи сигнала бедствия. Высота взлета 300 — 400 метров, время горения — 45 секунд.

Фальшфейер — это гильза, в которой расположен пиротехнический состав и зажигательное устройство. Фальшфейер горит ярко-красным огнем в течение 1 ми­нуты и является сигналом бедствия. Для привлечения внимания применяются фальшфейеры белого цвета.

Предназначена для подачи сигнала бедствия, взрываясь на высоте имитирует пушечный выстрел. Звуковую ракету запускают только из пусковых стаканов, укрепленных на планшире или леерном ограждении на обоих крыльях мостика. При несрабатывании ракеты ее разрешается извлечь из стакана не менее чем через 2 минуты.


Подача сигнала бедствия с помощью звуковой ракеты

Плавучие дымовые шашки используют для по­дачи сигнала бедствия в светлое время суток. Шашка представляет собой жестяную короб­ку, внутри которой находится воспламени­тельное устройство и смесь, образующая гу­стой оранжевый дым. Время выделения дыма — 5 минут, дальность видимости — до 5 миль.

Буйки светодымящиеся крепятся к спа­сательным кругам, которые располагаются на крыльях мостика. Основное назначе­ние спасательных кругов со светодымящимися буйками — обозначение места паде­ния человека за борт.

Сигналы бедствия

Следующие сигналы, используемые или выставляемые вместе либо раздель­но, указывают, что судно терпит бедствие и нуждается в помощи (Приложение IV МППСС-72):

Сигналы бедствия
1. пушечные выстрелы или другие, производимые
путем взрыва сигналы с промежутками около 1
минуты;
4. сигнал, передаваемый по радиотелефону или с
помощью любой другой сигнальной системы,
состоящей из сочетания звуков …- — -… (SOS) по азбуке Морзе;
2. непрерывный звук любым аппаратом, предназна-
ченным для подачи туманных сигналов;
5. сигнал, передаваемый по радиотелефону, со-
стоящий из произносимого вслух слова
«МЭЙДЭЙ»;
3. ракеты или гранаты, выбрасывающие красные
звезды, выпускаемые поодиночке через короткие
промежутки времени;
6. сигнал бедствия по Международному своду сиг-
налов — NC;
7. сигнал, состоящий из квадратного флага с
находящимся над или под ним шаром или чем-
либо, похожим на шар;
8. пламя на судне
9. красный свет ракеты с парашютом или фаль-
шфейер красного цвета;
12. радиотелеграфный сигнал тревоги;
10. дымовой сигнал — выпуск клубов оранжевого
цвета;
13. радиотелеграфный сигнал тревоги;
11. медленное и повторное поднятие и опускание
рук, вытянутых в стороны;
14. сигналы, передаваемые аварийными радиобуя-
ми указания положения;
16. полотнище оранжевого цвета с черным квад-
ратом либо кругом или другим соответству-
ющим символом (для опознавания с воздуха);
15. установленные сигналы, передаваемые систе-
мами радиосвязи, включая сигналы радиолока-
ционных маяков-ответчиков на спасательных
шлюпках и плотах;
17. цветное пятно на воде.

Предлагается к прочтению.

Сигнализацией называется прием и передача сигналов для связи между судами или между судном и берегом в целях обеспечения мореплавания. К средствам внешней связи судна относятся:

  • радиосвязь;
  • звуковые;
  • зрительные;
  • аварийное радиооборудование;
  • пиротехнические.

Любые из вышеперечисленных средств связи могут быть использованы вахтенным матросом только с разрешения капитана или вахтенного помощника.

Радиосвязь

С 1999 года на всех судах установлена радиоаппаратура Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (ГМССБ). Основное назначение ГМССБ – оперативная организация поисково-спасательной операции аварийного судна береговым спасательным координационным центром (СКЦ) с привлечением судов и других средств, находящихся в районе бедствия.

В результате на судах внедрены современные средства связи, основанные на широком использовании спутниковых и усовершенствованных обычных (включая цифровой избирательный вызов – ЦИВ) методов связи, позволяющих обеспечивать автоматическую передачу и прием аварийных сигналов на любом расстоянии независимо от метеорологических условий и условий распространения радиоволн (рис. 2.7). Специальные системы связи обеспечивают передачу на суда информации для обеспечения безопасности мореплавания (НАВАРЕА, НАВТЕКС).

Рис. 2.7. Аппаратура ГМССБ

Кроме этого, аппаратура позволяет обеспечивать и обычный радиообмен как в УКВ и ПВ/КВ диапазонах, так и с использованием спутниковой связи ИНМАРСАТ. Система ИНМАРСАТ предоставляет морякам телефон с прямым автоматическим набором номера, телекс, факс, электронную почту, режим передачи данных.

УКВ радиостанция предназначена для оперативной связи с береговыми службами и другими судами. Дальность действия стационарной судовой радиостанции примерно 30 миль. УКВ диапазон также используется для организации внутрисудовой связи при несении вахтенной службы, швартовке, постановке на якорь и т. п.

Основные каналы УКВ диапазона:

На каждом приборе аппаратуры имеется так называемая «красная кнопка», предназначенная для передачи сигнала бедствия. Вахтенный матрос должен быть внимательным с тем, чтобы случайно не нажать одну из них. Ложная передача сигнала бедствия грозит внеплановой проверкой всех судовых служб и штрафными санкциями.

Звуковые средства связи и сигнализации

Средства звуковой связи и сигнализации предназначены, в первую очередь, для подачи сигналов согласно МППСС-72. Звуковая сигнализация также может быть применена для передачи сообщений как по МСС-65, так и, например, для связи между ледоколом и проводимыми им судами.

К звуковым средствам относятся: судовой свисток или тифон (рис. 2.8), колокол, туманный горн и гонг.

Рис. 2.8. Судовой тифон

Свисток и тифон – основные средства для подачи звуковых сигналов согласно МППСС-72. Подачу звуковых сигналов осуществляют из ходовой рубки и с крыльев мостика нажатием сигнальной кнопки. При плавании в условиях ограниченной видимости включается специальный прибор (рис. 2.9), который подает туманные сигналы согласно заданной программе.

Рис. 2.9. Панель прибора для подачи туманных сигналов

Судовой колокол устанавливается в носовой части судна, вблизи брашпиля. Он используется для передачи сигналов на мостик при постановке судна на якорь и съемке с якоря, для подачи туманных сигналов при стоянке судна на якоре, на мели, для подачи дополнительного сигнала при пожаре в порту и т. п.

Туманный горн является запасным средством туманной сигнализации. Он используется для подачи туманных сигналов при выходе из строя свистка или тифона.

Гонг применяется для подачи туманных сигналов, предписанных правилом 35(g) МППСС-72.

Зрительные средства связи и сигнализации

Зрительные средства бывают световые и предметные.

К световым относятся различные светосигнальные приборы – сигнальные фонари, прожекторы, ратьер, клотиковый и отличительные огни. Дальность действия светосигнальных приборов обычно не более 5 миль.

В качестве предметных средств используются сигнальные фигуры и сигнальные флаги Международного свода сигналов (МСС-65).

Рис. 2.10. Бортовой огонь левого борта

Рис. 2.11. Ратьер

Сигнальные фигуры – шары, цилиндры, конусы и ромбы на судах применяются в соответствии с требованиями МППСС-72. Фигуры изготовляются из жести, фанеры, проволоки и парусины. Их размеры определяются Регистром. Хранятся они на верхнем мостике, кроме якорного шара, который находится на полубаке.


Рис. 2.12. Сигнальные фигуры

На судах морского флота используется Международный свод сигналов, комплект которого состоит из 40 флагов: 26 буквенных, 14 цифровых, 3 заменяющих ответного вымпела. Эти флаги поднимаются на фалах, хранятся в рубке в специальных ящиках-сотах.

Рис. 2.13. Флаги МСС-65

Свод предназначен для ведения переговоров по вопросам обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море при помощи одно-, двух-, и трёхбуквенных сигналов.

Он состоит из шести разделов:

  1. Правила пользования при всех видах связи.
  2. Однобуквенные сигналы для срочных, важных сообщений.
  3. Общий раздел двухбуквенных сигналов.
  4. Медицинский раздел.
  5. Алфавитные указатели слов-определителей.
  6. Приложения на вкладных листах, которые содержат сигналы бедствия, спа-сательные сигналы и порядок радиотелефонных переговоров.

Однобуквенные сигналы





Цифровые вымпелы



Заменяющие вымпелы

Вымпел свода и ответный вымпел

Аварийное радиооборудование

К аварийным средствам связи относятся: аварийный радиобуй спутниковой системы КОСПАС-SARSAT, радиолокационные маяки ответчики (Search And Rescue Transponder - SART) и УКВ носимые радиостанции. Каждый член экипажа должен уметь самостоятельно привести в действие радиооборудование спасательных средств.

Международная спутниковая система КОСПАС-SARSAT предназначена для обнаружения и определения местоположения судов, самолетов, других объектов, потерпевших аварию.

Система КОСПАС-SARSAT состоит из (рис. 2.13):

  • судовые аварийные радиобуи (АРБ);
  • геостационарные и низкоорбитальные спутники, которые позволяют обнаруживать сигналы и определять местоположение АРБ с точностью до 5 километров;
  • спасательно-коордионационные центры (СКЦ), которые получают информацию со спутников.

Рис. 2.13. Система КОСПАС - SARSAT

Аварийные радиобуи

АРБ устанавливается на открытой палубе. При погружении судна на глубину около 4 метров АРБ свободно всплывает, для чего предназначено специальное устройство - гидростат, который освобождает буй. АРБ после всплытия на поверхность автоматически активируется, буй также имеет ручное включение.

АРБ снабжен плавучим линем, пригодным для использования в качестве буксира, и лампочкой, автоматически включающейся в темное время суток. Выдерживает сбрасывание в воду без повреждений с высоты 20 метров.

Источник питания обеспечивает работу АРБ в течение 48 часов. На наружной стороне корпуса АРБ указывается краткая инструкция по эксплуатации и дата истечения срока службы батареи.

Радиолокационный маяк – ответчик (AIS - SART)

Радиолокационный маяк-ответчик является основным средством обнаружения местоположения спасательных средств непосредственно в районе бедствия. На судне должно быть не менее двух SART, обычно расположенных на ходовом мостике.

При покидании судна SART устанавливается в шлюпке или плоту в специальном креплении, после чего включается и находится в режиме ожидания. При облучении приемника SART импульсом радиолокационной станции спасательного судна, он начинает излучать ответный сигнал, сигнализируя об этом подачей звукового и светового сигнала.

Сигнал SART на экране радара поискового судна индицируется серией точек (12 или 20), расположенных на равном расстоянии друг от друга, а также отображается на электронной карте. Дальность обнаружения SART судовой РЛС не менее 5 миль; РЛС воздушного судна, находящегося на высоте 1 км - 30 миль.

SART выдерживает сбрасывание в воду с высоты 20 метров, водонепроницаем на глубине до 10 метров. Емкость батареи рассчитана для работы в режиме ожидания – 96 часов, в режиме излучения – 8 часов. Легко приводиться в действие неподготовленным персоналом.

Носимая УКВ радиостанция

Носимая УКВ радиостанция обеспечивает связь на месте бедствия между спасательными средствами и поисковыми судами.

На каждом судне должно быть не менее трех УКВ носимых радиостанций, которые постоянно хранятся на ходовом мостике, откуда они могут быть быстро перенесены в спасательную шлюпку или плот.

Батарея УКВ радиостанции должна иметь достаточную мощность для обеспечения работы в активном режиме в течение 8 часов и 48 часов работы в режиме только приема.

В судовом расписании по тревогам должны указываться ответственные за доставку аварийного радиооборудования в спасательные средства.

Пиротехнические средства связи и сигнализации

На каждом судне должны быть следующие сигнальные пиротехнические средства: ракеты, фальшфейеры, дымовые шашки, буйки светящие и светодымящие для указания места спасательного круга на воде в темноте.

Пиротехнические средства влагостойкие, безопасные в обращении и хранении, действуют при любых гидрометеоусловиях и сохраняют свои свойства в течение минимум трех лет.

Пиротехнические средства хранят в водонепроницаемых металлических шкафах и ящиках с ячейками на палубе ходового мостика или в шкафах, встроенных в переборки помещений ходового мостика, с дверцей на открытую палубу. Ящики и шкафы всегда закрыты на замок. Один ключ должен находиться у старшего (третьего) помощника капитана, другой – в штурманской рубке.

Пиротехнические средства шлюпок и плотов, уложенные в контейнеры, в море должны находиться на штатных местах в шлюпках, а на стоянке в порту их рекомендуется убирать в надежное хранилище под замок.

Однозвездные ракеты красного или зеленого цвета предназначены для сигнализации во время проведения спасательной операции.

Ракета сигнала бедствия красного цвета выбрасывает на высоте 300 – 400 метров красные звезды, которые горят не менее 20 секунд.

Парашютная ракета предназначена для подачи сигнала бедствия. Высота взлета 300 – 400 метров, время горения – 45 секунд.

Фальшфейер – это гильза, в которой расположен пиротехнический состав и зажигательное устройство. Фальшфейер горит ярко-красным огнем в течение 1 минуты и является сигналом бедствия. Для привлечения внимания применяются фальшфейеры белого цвета.

Звуковая ракета предназначена для подачи сигнала бедствия, взрываясь на высоте имитирует пушечный выстрел. Звуковую ракету запускают только из пусковых стаканов, укрепленных на планшире или леерном ограждении на обоих крыльях мостика. При несрабатывании ракеты ее разрешается извлечь из стакана не менее чем через 2 минуты..

Плавучие дымовые шашки используют для подачи сигнала бедствия в светлое время суток. Шашка представляет собой жестяную коробку, внутри которой находится воспламенительное устройство и смесь, образующая густой оранжевый дым. Время выделения дыма – 5 минут, дальность видимости – до 5 миль. Буйки светодымящиеся крепятся к спасательным кругам, которые располагаются на крыльях мостика. Основное назначение спасательных кругов со светодымящимися буйками – обозначение места падения человека за борт.

Сигналы бедствия

Следующие сигналы, используемые или выставляемые вместе либо раздельно, указывают, что судно терпит бедствие и нуждается в помощи (Приложение IV МППСС-72):

  1. пушечные выстрелы или другие, производимые путем взрыва сигналы с промежутками около 1 минуты;
  2. непрерывный звук любым аппаратом, предназначенным для подачи туманных сигналов;
  3. ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени;
  4. сигнал, передаваемый по радиотелефону или с помощью любой другой сигнальной системы, состоящей из сочетания звуков...- - -... (SOS) по азбуке Морзе;
  5. сигнал, передаваемый по радиотелефону, состоящий из произносимого вслух слова "МЭЙДЭЙ";
  6. сигнал бедствия по Международному своду сигналов - NC;
  7. сигнал, состоящий из квадратного флага с находящимся над или под ним шаром или чем-либо, похожим на шар;
  8. пламя на судне;
  9. красный свет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета;
  10. дымовой сигнал - выпуск клубов оранжевого цвета;
  11. медленное и повторное поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны;
  12. радиотелеграфный сигнал тревоги;
  13. радиотелефонный сигнал тревоги;
  14. сигналы, передаваемые аварийными радиобуями указания положения;
  15. установленные сигналы, передаваемые системами радиосвязи, включая сигналы радиолокационных маяков-ответчиков на спасательных шлюпках и плотах;
  16. полотнище оранжевого цвета с черным квадратом либо кругом или другим соответствующим символом (для опознавания с воздуха);
  17. цветное пятно на воде.

Запрещается применение или выставление любого из вышеуказанных сигналов в иных целях, кроме указания о бедствии и необходимости помощи; не допускается также использование сигналов, которые могут быть спутаны с любым из вышеперечисленных сигналов.

К пиро­техническим средствам сигнализации относятся ракеты, дымовые шашки, фальшфейеры, самовоспламеняющиеся буйки и электрические самовоспламеняющиеся буйки, а также различного рода взрывные патроны, имитирующие пушечный выстрел на судне. Применение на морских судах пиро­технических средств для подачи сигналов должно отвечать требованиям Международной Конвенции SOLAS – 74 и Правилам Регистра.

Все пиро­технические средства, запускаемые в воздух, должны начинать гаснуть при падении на высоте 50 м от воды.

Сигнализация пиро­техническими средствами производится как в темное, так и в светлое время суток в виде подачи зрительных и звуковых сигналов. Для осуществления такой сигнализации, в особенности для подачи сигналов бедствия, часто применяются ракеты. Их запускают в воздух обычно с рук или со специального устройства на высоту до 300-400 м, именуемую «потолком взлета ракеты». По способу сигнализации ракеты имеют свои отличительные характеристики.

Ракета, называемая ракетой сигнала бедствия, выбрасывает в воздух 6-8 ярких звезд красного цвета – по одной через короткие промежутки времени. При взлете она оставляет огненный след. Выбрасывание ракетой звезд происходит около потолка ее взлета.

Парашютная ракета сигнала бедствия - красного цвета, имеет специальное устройство, раскрывающее парашют, благодаря которому она горит в воздухе продолжительное время (около 40 с) пламенем ярко-красного цвета и также выбрасывает звезды того же цвета, высота взлета не менее 300 м, продолжитель­ность горения 40 с и скорость опускания не более 5 м/с.

Ракета-граната звуковая (или комбинированная ракета) сочетает в себе звуковой и световой сигналы. При разрыве она производит звук, имитирующий пушечный выстрел, и затем тут же выбрасывает сигнальный огонь красного цвета. Подаваемый сигнал бедствия можно услышать с расстояния не менее 5 миль.

Ракета однозвездная - красного цвета, высота взле­та не менее 8м, продолжительность горения не менее 6 с, применяют при спасательных операциях.



Фальшфейер состоит из гильзы, наполненной пиротехническим составом, и рукоятки. Во время зажигания фальшфейер держат за эту рукоятку. Фальшфейеры, дающие при сжигании ярко красный цвет, служат для подачи сигнала бедствия. Время горения – 60 с. Фальшфейеры, дающие белый цвет, горят в течении 20 с и служат для привлечения вни­мания. Красный горит 60 с и является сигналом бедст­вия. Фальшфейеры с огнем синего цвета применяются для вызова лоцмана; этот сигнал подается только по мере надобности.

Шашка дымовая обладает способностью плавать на воде, входит в комплект сигнальных средств спасательных шлюпок и плотов. При сгорании она образует густой дым оранжевого цвета (видимый на расстоянии 3 миль), стойкость которого равна примерно около 5 минут.

Буйки светящиеся и светодымящиеся крепят к спаса­тельным кругам, размещенным на крыльях ходового мостика. При попадании буя в воду автоматически включается световой сигнал продолжительностью не менее 45 мин., или светодымовой сигнал оранжевого цвета продолжительностью не менее 15 мин. Конструк­ция буйков обеспечивает их надежную работу при сбра­сывании с высоты 25 м и более.

Международные сигналы бедствия на море

Рис. 4. Международные сигналы бедствия на море.

При использовании пиротехнических средств надо строго соблюдать следующие правила безопасности:

Использовать пиротехнические средства могут толь­ко члены экипажа, прошедшие специальный инструк­таж, что оформляется протоколом квалификационной комиссии;

При запуске ракет не должно быть поблизости людей;

Запрещается направлять полет ракет в сторону судов, береговых строений, людей;

Пиротехнические средства, которые при вводе в дей­ствие не сработали, должны быть немедленно затопле­ны (выброшены за борт);

Запрещается разбирать ракеты и производить за­пуск звуковых ракет из рук;

Не допускаются удары и сотрясения при хранении и использовании ракет и шашек;

Линеметательная ракета должна запускаться только с присоединенным к ней линем.

Пиротехнические средства должны хра­ниться в специальных водонепроницаемых ме­таллических ящиках, установленных на откры­том мостике, а для спасательных шлюпок в специальных контейнерах. Ракетницы хранят­ся у капитана. Пиротехнические средства, срок действия которых истек, подлежат замене.

Применение открытого огня и курение вбли­зи хранения пиротехнических средств и при их применении, категорически запрещаются.

Транспортные суда неограниченного района плавания в дополнение к пиротехническим средствам спасательных шлюпок и плотов должны быть, по требованию Регистра и SOL AS 74 , снабжены:

Ракетой парашютной судовой -12 шт.;

Ракетой (гранатой) звуковой - 12 шт.;

Фальшфейером красным - 12 шт.

Одноразовую зеленую ракету -12 шт.;

Однозвездную красную ракету - 12 шт.;

Фальшфейер белого цвета - 12 шт.

Таблица 3. Основные характеристики пиротехнических средств

Дальность обнаружения пиротехнических сигналов бедствия во многом (иногда в решающей степени!) зависит от места их подачи. Даже самую мощную ракету можно умудриться запустить в таком месте и в такое время, что ее никто никогда не увидит. В первую очередь надо учитывать время суток и погодные условия.
Яркая звездочка в небе днем практически незаметна, в то время как ночью она обращает на себя внимание за много километров. Поэтому в светлое время суток лучше использовать дымовые сигналы, приберегая ракету для темноты. Точно так же может сгинуть без всякой пользы ракета, запущенная в случайно проплывающую над вашей головой тучу. Поэтому, если возможно, отложите подачу сигнала на несколько секунд, дождитесь прохода облачности или постарайтесь попасть в свободный от туч или тумана участок неба.
Для работы с фальшфейерами и дымовыми шашками следует выбирать возвышенные точки рельефа. При этом надо стараться, чтобы с подветренной стороны, куда и будет отнесен дым, располагалось открытое пространство - водоем, ледник, поляна.

При подаче сигнала всякое пиротехническое средство следует держать в вытянутой руке, развернув соплом от себя. С подветренной стороны не должны стоять люди, находиться легковоспламеняющиеся и огнебоящиеся предметы. Категорически недопустимо направлять ракеты и патроны в сторону спасательных самолетов, вертолетов, судов!

При использовании ракет следует учитывать направление и силу ветра, который может сильно сносить парашют с горящей под ним сигнальной звездочкой. Если вы хотите, чтобы сигнал горел над вашей головой, стреляйте немного навстречу ветру.
Еще одна чисто "ракетная" ошибка заключается в недооценке силы ее отдачи. Особенно это касается больших парашютных ракет! Если недостаточно крепко удерживать гильзу ракеты, она при выстреле может, дернувшись вниз, выскользнуть из рук.
И еще один очень важный совет. Большинство пиротехнических средств обладает разовым действием, то есть, подав сигнал один раз, повторить его невозможно. Поэтому подавать сигнал надо с максимально близкого расстояния и только когда есть уверенность, что его заметят. Например, когда вы видите спасательный самолет или судно или отчетливо слышите нарастающий шум работающих моторов.

Во время движения сигнальные средства необходимо хранить в защищенном от ударов и атмосферных осадков и в то же время легкодоступном месте. А во время привалов держать подальше от огня. Многие пиротехнические средства боятся нагрева, интенсивного трения и ударов, от которых они могут выйти из строя или даже взорваться!

Кроме прямого назначения, почти все пиротехнические сигнальные средства могут с успехом использоваться для отпугивания хищных животных - белых и бурых медведей, волков, шакалов и пр.
Хоть и с натяжкой, но простейшим пиротехническим сигнальным средством можно считать аэрозольные баллончики. Любые - от лака для волос и прочих косметических до репеллентов. Струя аэрозоля, выпускаемая из баллончика, если пропустить ее через пламя спички или зажигалки, вспыхивает ярким, длиной в несколько десятков сантиметров, факелом, различимым с воздуха на несколько километров. Выпускать аэрозоль следует короткими, не более 1 - 2 с, нажатиями с 2 - 5-секундньши паузами. При более длительном горении аэрозольной струи баллончик может взорваться в руках!


Морские международные сигналы бедствия:

 выпуск клубов дыма оранжевого цвета (1);

 пламя на судне (например, от горящей смоляной бочки) (2);

 ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени (3);

 красная парашютная ракета либо фальшфейер красного цвета (4);

 флажковый сигнал NC (НЦ) по Международному своду сигналов (5);

 сигнал, состоящий из квадратного флага с шаром над ним или под ним (6);

 медленное, повторяемое поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны (7);

 пушечные выстрелы, или взрывы, производимые с промежутками около одной минуты, или непрерывный звук, производимый любыми аппаратами для подачи туманных сигналов (8);

 сигнал бедствия SOS, передаваемый по радиотелеграфу или с помощью другой сигнальной системы, либо слово «мэйдэй», произносимое по радиотелефону (9).
Все эти сигналы имеют одно-единственное, известное морякам всего мира значение - "Терплю бедствие, нуждаюсь в помощи" .

4. Дымовые и цветовые сигналы бедствия.


К ним можно отнести различные дымовые шашки и петарды, чаще всего используемые в море. Такие шашки срабатывают после выдергивания запального шнура и горят, испуская оранжевый дым, от 1 мин (ручная шашка) до 4 мин (плавучая шашка).
Используемая на отечественных флотах дымовая плавучая шашка имеет длину 253 мм, диаметр 80 мм и вес 820 г. Расчетная дальность видимости дымового сигнала, длящегося 3 мин - одна морская миля. Шашка приводится в действие выдергиванием запального шнура.
Кроме цвето-дымовых сигналов, существуют специальные красители, которые, растворяясь в воде, создают большое, цветовое, издалека заметное пятно.
К таким относится, например, уранин, предназначенный для использования в море или на обширных пресноводных водоемах. При контакте с водой уранин расплывается по поверхности, образуя огромное пятно интенсивного зелено-изумрудного цвета (если попал в холодную воду) или оранжевого цвета (если оказался в теплой воде).
Краситель остается заметным около 4 - 6 ч на спокойной воде и лишь 2 - 3 ч - при волнении.