О великом гении России - Льве Толстом. VIVOS VOCO: Н.А

Нет человека более достойного имени гения... ибо он... человек человечества... М. Горький Чтобы жить честно, надо рваться, путать, биться, ошибаться, начинать и бро­сать, и вечно бороться, и лишаться. А спокойствие - душевная подлость...» - так думал Лев Николаевич Толстой. «Шестьдесят лет ходил он по России, заглядывал всюду: в деревню, в сельскую школу, в Вяземскую лавру и за границу, в тюрьмы, этапы, в кабинеты министров, в избы, на постоялые дворы и в гостиные аристок­ратических дам», - так писал о великом Толстом другой писатель - А. М. Горь­кий. Звучал на весь мир совестливый голос Толстого - человека, всегда говорив­шего правду и пытавшегося жить по этой правде. Звучит он и сейчас. Толстой никогда не отойдет в прошлое, потому что на его произведениях всегда будет учиться новое поколение. Глубже Толстого никто не проникал в человеческую душу. Он один знал все ее потаенные уголки. Почему же не воспользоваться уроками великого писателя? Любимые его герои ошибаются, мучаются, ищут себя, но от этого они только бли­же нам, потому что мы видим: они не ходячие схемы, а живые люди, с которыми хочется поговорить и о своих ошибках и заблуждениях. Их отношениям друг с другом хочется следовать... Кому из нас не хотелось бы пожить в семье, например, Ростовых, где все друг друга понимают, где даже стены дома дышат любовью? Нам не дано выбирать родителей, но мы сами ими будем. И тогда обязательно вспом­ним, как вел себя граф Ростов, когда сын рассказал ему о своем карточном долге. Какой пример терпимости и понимания! Нет, пожалуй, ни одного сколь-нибудь важного вопроса бытия, которого бы не коснулся Толстой в своих произведениях. Он помогает нам решать семейные проблемы. Он затрагивает и общечеловеческие темы. Толстой был первым, кто правдиво изобразил войну, показал обыденность войны - «в ее настоящем выражении - в крови, в страданиях, в смерти», - а не ее парадную сторону: нескончаемый геро­изм, развивающиеся знамена, победные крики «ура»... Толстой знал войну не понаслышке и был твердо убежден, что война противна человеческой природе, она дело грязное. Вот об этом всем нам никогда не следует забывать. Он был первым, кто реалистически показал решающую роль народных масс в судьбах страны, первым развенчал Наполеона с его культом сильной лично­сти, которая одна «делает историю». А ведь вся первая половина XIX века прошла под знаком Наполеона! Сколько неглупых людей считали Наполеона своим куми­ром! По Толстому же, «нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Для всех времен справедливо мудрое замечание великого писателя: «...ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто?» Чтобы личность постоянно совершенствовалась, человеку нужно очень много тру­диться. И пример тому - жизнь самого Толстого. Писателя мучило то, что и он, и его семья живут в роскоши, когда народ пребывает в нужде. Он писал в своем днев­нике: «Я отрекся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни... для того, чтобы понять жизнь, я должен понять жизнь не исклю­чений, не нас, паразитов жизни, а жизнь простого трудового народа, - того, кото­рый делает жизнь...» В 1901 году Лев Толстой был отлучен от церкви, а сотни и тысячи последовате­лей толстовского учения со всех уголков земли ехали к нему в Ясную Поляну за советом. Его проповедь непротивления злу насилием, нравственного самоусовершен­ствования была очень близка верующим. Действительно, если на зло ответить злом, то зло удваивается. Если же зло встретить добром, то оно растворится в этом добре. Мы все время говорим о гениальности Толстого. Но то, что дано было ему при­родой, никогда не развилось бы без упорного повседневного труда. В его «Войне и мире» около шестисот героев, из них двести исторических лиц, воссозданы двадцать сцен сражений. И никто и ничто не повторяется. Толстой вошел в литературу с новыми идеями, с новыми воззрениями на жизнь. Многие выдающиеся люди России и Западной Европы считали за честь переписы­ваться или лично беседовать с ним. Его творчество - это неиссякаемый родник. Каждое поколение людей снова и снова припадает к нему, и нам кажется - мы еще ни разу в жизни не пили такой прозрачной, чистой, свежей воды. Великий борец за правду, неутомимый побор­ник красоты и гармонии жизни, страстный ненавистник войны, патриот, заступ­ник народный, Толстой всегда будет нашим учителем: Мир - школьный класс в сознании моем (Как парты - страны. Все в одном потоке), И, строгий, Он в просторном классе том, Дающий человечеству уроки...

Нет человека более достойного

имени гения... ибо он... человек

человечества...

М. Горький

Чтобы жить честно, надо рваться, путать, биться, ошибаться, начинать и бро-сать, и вечно бороться, и лишаться. А спокойствие — душевная подлость...» — так думал Лев Николаевич Толстой. «Шестьдесят лет ходил он по России, заглядывал всюду: в деревню, в сельскую школу, в Вяземскую лавру и за границу, в тюрьмы, этапы, в кабинеты министров, в избы, на постоялые дворы и в гостиные аристок-ратических дам», — так писал о великом Толстом другой писатель — А. М. Горь-кий. Звучал на весь мир совестливый голос Толстого — человека, всегда говорив-шего правду и пытавшегося жить по этой правде. Звучит он и сейчас. Толстой никогда не отойдет в прошлое, потому что на его произведениях всегда будет учиться новое поколение.

Глубже Толстого никто не проникал в человеческую душу. Он один знал все ее потаенные уголки. Почему же не воспользоваться уроками великого писателя? Любимые его герои ошибаются, мучаются, ищут себя, но от этого они только бли-же нам, потому что мы видим: они не ходячие схемы, а живые люди, с которыми хочется поговорить и о своих ошибках и заблуждениях. Их отношениям друг с другом хочется следовать... Кому из нас не хотелось бы пожить в семье, например, Ростовых, где все друг друга понимают, где даже стены дома дышат любовью? Нам не дано выбирать родителей, но мы сами ими будем. И тогда обязательно вспом-ним, как вел себя граф Ростов, когда сын рассказал ему о своем карточном долге. Какой пример терпимости и понимания!

Нет, пожалуй, ни одного сколь-нибудь важного вопроса бытия, которого бы не коснулся Толстой в своих произведениях. Он помогает нам решать семейные проблемы. Он затрагивает и общечеловеческие темы. Толстой был первым, кто правдиво изобразил войну, показал обыденность войны — «в ее настоящем выражении — в крови, в страданиях, в смерти», — а не ее парадную сторону: нескончаемый геро-изм, развивающиеся знамена, победные крики «ура»...

Толстой знал войну не понаслышке и был твердо убежден, что война противна человеческой природе, она дело грязное. Вот об этом всем нам никогда не следует забывать. Он был первым, кто реалистически показал решающую роль народных масс в судьбах страны, первым развенчал Наполеона с его культом сильной лично-сти, которая одна «делает историю». А ведь вся первая половина XIX века прошла под знаком Наполеона! Сколько неглупых людей считали Наполеона своим куми-ром! По Толстому же, «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Для всех времен справедливо мудрое замечание великого писателя: «...ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто?»

В 1901 году Лев Толстой был отлучен от церкви, а сотни и тысячи последовате-лей толстовского учения со всех уголков земли ехали к нему в Ясную Поляну за советом. Его проповедь непротивления злу насилием, нравственного самоусовершен-ствования была очень близка верующим. Действительно, если на зло ответить злом, то зло удваивается. Если же зло встретить добром, то оно растворится в этом добре.

Мы все время говорим о гениальности Толстого. Но то, что дано было ему при-родой, никогда не развилось бы без упорного повседневного труда. Материал с сайта

В его «Войне и мире» около шестисот героев, из них двести исторических лиц, воссозданы двадцать сцен сражений. И никто и ничто не повторяется.

Толстой вошел в литературу с новыми идеями, с новыми воззрениями на жизнь. Многие выдающиеся люди России и Западной Европы считали за честь переписы-ваться или лично беседовать с ним.

Его творчество — это неиссякаемый родник. Каждое поколение людей снова и снова припадает к нему, и нам кажется — мы еще ни разу в жизни не пили такой прозрачной, чистой, свежей воды. Великий борец за правду, неутомимый побор-ник красоты и гармонии жизни, страстный ненавистник войны, патриот, заступ-ник народный, Толстой всегда будет нашим учителем:

Мир — школьный класс в сознании моем (Как парты — страны. Все в одном потоке), И, строгий, Он в просторном классе том, Дающий человечеству уроки...

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • лев николаевич толстой великий моралист
  • лев толстой учитель общества
  • лев николаевич толстой биология

Сам я с детства знал что Толстой - величайший писатель всех времен и народов. Так нас наставляла Мариванна в школе а потом, в институте, Циля Исааковна. Потом я прочел лично и не понял ничего. Искал, искал гениальность или хотя бы что то существенное - ничего не увидел. Зато я заинтересовался темой отлучения Толстого от церкви попами-мракобесами. Короче, без всяких попов...

"Во времена д-ра Нордау эта статистика была ещё неизвестна, и он называет этот легион просто «толпой истериков и невротиков».
Доктор Нордау считает, что основную славу Толстому принесли не его романы, а его философия – больная философия, так называемое «толстовство», где основная заповедь – «непротивление злу насилием», то есть:
«Не противьтесь пороку, не судите, не убивайте. Долой, таким образом, суды, войска, тюрьмы, подати».

Но ведь, в результате, будет полная анархия. Нордау пишет:
«Первою задачею общежития, во имя чего отдельные люди сошлись в общину, заключается в защите своих членов от больных, одержимых зудом убийств, от тунеядцев, от нездоровых отклонений от нормального типа, стремящихся жить за счёт труда других и устраняющих с дороги всякое существо, мешающее им удовлетворять их похоти.

Затем, Нордау анализирует знаменитое человеколюбие Толстого на примере «Записок князя Нехлюдова» и заключает:
«Мягкосердечный человеколюбец оказался опаснейшим и безбожным себялюбцем».
«Существенным пунктом учения Толстого о нравственности является умерщвление плоти. Всякое сношение с женщиной – нечисто; брак – такое же греховное дело, как и свободное сожительство между двумя полами.
«Крейцерова соната» воспроизводит это учение в художественных образах. Убийца из ревности Позднышев говорит:
«Медовый месяц! Ведь название-то одно какое подлое!.. Это нечто вроде того, что я испытывал, когда приучался курить, когда меня тянуло рвать и текли слюни, а я глотал их и делал вид, что мне приятно».
– Затем, Позднышев, устами которого проповедует Толстой, признаётся, что «его считают сумасшедшим».
Кстати, образ жены Позднышева, Толстой списал со своей собственной жены. Возможно, что это он описывал и свой медовый месяц – тянуло рвать и так далее.
В чём же дело? Толстого считают сверхмужчиной, у которого была целая куча детей. Но сам Толстой в своём дневнике от 29 ноября 1851 года, в возрасте 23 лет, пишет следующее:
«Я никогда не любил женщин… но я довольно часто влюблялся в мужчин… Я влюбился в мужчину ещё не зная, что такое педерастия… Например, Дьяков – я хотел задушить его поцелуями и плакать».
Это опубликовано во многих биографиях Толстого.
А жена Толстого все эти его дневнички читала. Когда Толстому было уже за 80, а его жене за 60, взял он себе в секретари некого Черткова.
А графиня бегает вокруг графа, во весь голос обвиняет его в педерастии – и грозится пристрелить чёртова Черткова. И всё это на глазах у их взрослых детей. Представляете себе – семейное счастье!
Потому-то, в своём рассказе «Семейное счастье», Толстой уверяет, что мужчина и женщина, даже если они женятся по любви, после брака должны сделаться врагами.
Толстой описывает дегенератов, но не говорит этого – и переносит эту мерку на всех людей. Вот вам и великий правдоискатель!
Нордау пишет:
«Путь к счастью, по Толстому, состоит в отрицании науки и знания, в возвращении к естественной жизни, то есть, к земледелию: нужно покинуть города, распустить народ с фабрик, вернуться к земле».

Нордау говорит о Толстом и его «толстовстве» так:
«Как философ, он проповедует нам, в виде понятий о мире и жизни, библейские тексты, постоянно противореча им и дико их толкуя.
Как главный глашатай нравственности, он проводит теорию непротивления злу и преступлению, раздачи имуществ и уничтожения человеческого рода, при посредстве воздержания.
В своём учении об общественных и экономических отношениях он настаивает на вреде знания и целительной силе невежества…» «Истина в том, что все духовные особенности Толстого могут быть прекрасно объяснены известными и характерными чертами вырождающихся высшего порядка.
Он сам рассказывает о себе: «Скептицизм довёл меня, одно время, до состояния, близкого к сумасшествию»…
В своей «Исповеди» он говорит буквально следующее: «Я чувствовал, что я не совсем здоров душевно». Чувство не обманывало его.
Он страдал маниею сомнения и «умствования» в той форме, как это наблюдалось на многих вырождающихся высшего порядка…
Ломброзо, указывая характерные черты гениальных помешанных, говорит: «Все они терзаются религиозными сомнениями, ум их теснит, как мучительная болезнь, одна и та же мысль; та же тяжесть давит их сердце.
Таким образом, мы имеем дело не с благородным стремлением к познанию, толкающему Толстого к вопросам о цели и значении жизни, но с болезнью вырождающегося, с сомнением и умствованием, совершенно бесплодными»…» «Особенностью указанной нами выше болезни является страсть к противоречиям и склонность к самостоятельным, во что бы то ни стало, взглядам.
Один из лучших клиницистов, психиатр Солье, называет последнюю особенность характерною чертою вырождающихся. У Толстого она выступает, в известные моменты, очень ярко.
«В стремлении быть самостоятельным, – сообщает его биограф Левенфельд, – Толстой часто оскорбляет требования эстетики, сражаясь с установившимися авторитетами только потому, что они давно установились.
Так, он называет Шекспира дюжинным писакою и утверждает, что восторги перед великим британцем объясняются ничем другим, как нашею привычкою повторять чужие взгляды, не продумав их».

«Точно так же отношение Толстого к женщине, для здорового ума совершенно непонятное, станет ясным для нас, с точки зрения вырождения…
Отвращения или страстной ненависти к женщине, нормальный мужчина никогда не может испытывать…
Мужчина может и даже должен выбрать себе для брачного сожития женщину по любви: но упрочивает и укрепляет связь не физиологическая страсть, а сложная смесь привычки, благодарности, дружбы, удобства, желание устроить домашние дела, положение в обществе, сознание своего долга перед детьми и государством, более или менее бессознательное следование установившимся традициям.
Таких чувств, как в «Крейцеровой сонате» или в «Семейном счастье», нормальный муж к своей жене никогда не испытывает…» «В России существует целая секта вырождающихся – скопцов; они спасаются от дьявола таким именно путём. Позднышев в „Крейцеровой сонате“ – тот же скопец, хотя он этого не сознает.
Мораль философских рассказов Толстого об отношениях между полами – литературное изложение половой психопатии скопцов».
«В мировой известности Толстого замечательный художественный талант, без сомнения, играет большую, но далеко не главную роль… Его влияние покоится не на эстетических, а на патологических основах.
Толстой остался бы неизвестным учителем веры, как какой-нибудь Кнудсен семнадцатого века, если бы сумасбродство вырождающегося мистика не встретило подготовленных к восприятию современников. Принявшая эпидемический характер, истерия подготовила почву толстовству…» И Нордау печально заключает, что это – настоящие «сумерки народов». Конец века.
Итак, д-р Нордау не только предсказал I Мировую войну, но, в определённой мере, он предвидел и революцию в России.
Характерно, что после проблемы вырождения, Нордау заинтересовался сионизмом, в смысле создания собственного еврейского государства, и стал вождем сионизма № 2.
Значит, он предвидел и появление Гитлера. Так что, это человек – довольно прозорливый и авторитетный.
Добавлю вам ещё кое-что о Толстом. Известный немецкий писатель Стефан Цвейг, в своей книге «Три певца своей жизни», анализируя жизнь Толстого, считает, что после 50 лет у Толстого началось то, что называется климактерическим психозом или климактерическим помешательством.
Обычно, эти психозы случаются у некоторых женщин в период, когда угасает деятельность половых желез.
Но и у некоторых мужчин с надломленной психикой, где в душе перепутаны мужские и женские начала, этот период является, как бы, толчком, когда обостряются психические болезни, которые до этого, как бы, дремали в их душе.
Кстати, Стефан Цвейг, будучи евреем, как протест против гитлеризма, потом покончил самоубийством. Очень трогательно – на немецком флаге – вместе с женой. А жаль, когда-то в молодости я зачитывался новеллами Цвейга…
Итак, чтобы понять Толстого, нужно различить два периода его жизни: до 50 лет был, более или менее, чистый гений, а после 50 лет – помешанный гений.
Толстого считают богоискателем. А Нордау пишет:
«…на самом же деле, он проповедует, как раз, противное христианской религии – пантеизм».
Вот за это-то, богоискателя Толстого и отлучили от церкви.

Толстого считают великим моралистом. А теперь, посмотрим на моральный облик самого Толстого. Когда ему было уже за 60, в своих писаниях, подобных «Крейцеровой сонате», он проповедует полное целомудрие и половое воздержание.
И, вместе с тем, его жена почти беспрерывно беременна. У них уже 12 детей, из которых 4 умерли. У дочери Толстого – Тани – 5 мёртворожденных детей.
У второй дочери – Маши – тоже целая серия мёртворожденных детей. У сына Толстого, Льва 2-го, рождается первенец, Лев 3-й – и сразу же умирает.
Вот что получается, когда детей делают по рецепту: тянуло рвать и текли слюни, а я делал вид, что мне приятно. По-видимому, глядя на всё это, сестра Толстого Мария постриглась в монахини.
Хорошо, что же делает великий моралист Толстой, видя, что у его детей явно дурная наследственность?
Он по-прежнему проповедует на весь мир половое воздержание, – а сам зачинает своей жене 13-го ребенка! Как будто нарочно старается дотянуть до чертовой дюжины!
Одновременно он обвиняет свою жену, что она соблазнила его во грех и кликушествует: ох, я грешник, грешник! Нехорошо это, ох, как нехорошо!
Жена соблазнила? Да ведь, врёт же, старый бес! Ведь, он сам в своих дневниках признаётся, что его никогда не тянуло к женщинам – и признаётся в педерастии.
Толстой хочет осчастливить весь мир. А самого близкого к нему человека, свою жену, он доводит до грани самоубийства и говорит, что она у него «камень на шее».
Жена, то хочет отравиться, то бегает в пруд топиться. А сам Толстой прячет от себя ружья и верёвки, чтобы не застрелиться или не повеситься. Вот уж, действительно, горе от ума!
Весь мир восхищается необычайной добротой Толстого. А дети Толстого потом пишут в мемуарах, что его доброта хуже всякой подлости.
К концу жизни, семейная жизнь Толстого напоминала сумасшедший дом. Наконец, вызывают знаменитого психиатра Россолимо.
Тот ставит такой диагноз: «Дегенеративная двойная конституция: паранойяльная и истерическая с преобладанием первой». Заметьте – дегенеративная.

В период своей «духовной трансформации», Толстой очень интересовался всяким сектантством – духоборами, скопцами, молоканами.
Некоторые подумают, что секта молокан берёт свое название от слова «молоко», но, на самом деле, это берёт свое начало от греческого слова «малокой», что означает педерастию и о чём говорил уже апостол Павел.

Ну, и на закуску, я дам вам ещё несколько интересных высказываний Толстого. Так, граф Толстой говорил: «Непременно все хорошие женщины не только самки – даже дуры».
А потом, он писал: «Общественное мнение создаётся женщинами». Хм-м, теми самыми, которых он до этого обозвал дурами.
Но тут, я напомню вам, что говорит по этому поводу д-р Ланге-Эйхбаум в своей книге «Гений, безумие и слава»:
«Женщины более способны открывать и почитать гениев, чем мужчины, они играют первую скрипку в создании гениев».
Взаимоотношения между Толстым и Тургеневым. Толстой писал: «Тургенев – подлец, которого надо бить». А Тургенев то грозился дать Толстому «в рожу», то обещался вызвать его на дуэль.
Так они вызывали друг друга на дуэль, а потом извинялись. И все это из-за того, что Тургенев читал Толстому свою писанину, а Толстой заснул. Вспомните, что говорит Ломброзо о болезненном честолюбии гениев.

В конце жизни, Толстой очень интересовался проблемой сумасшествия и в своём дневнике от 12 июня 1900 года писал:
«Я серьёзно убеждён, что миром управляют совсем сумасшедшие. Несумасшедшие или воздерживаются, или не могут участвовать». (Полн. собр. соч., Госиздат, том 54, стр. 31).
– С этим соглашается 13-й отпрыск Толстого, его дочь Александра, которая, в своих мемуарах «Отец» пишет:
«История показала, что это смелое, крайнее суждение не только имело основание в то время, но приложимо и к современности» (»Отец», т. 2, стр. 235).
– В своём дневнике от 27 июня 1910 года Толстой опять возвращается к этой теме и заключает:
«Сумасшедшие всегда лучше, чем здоровые, достигают своих целей. Происходит это от того, что, для них нет никаких нравственных преград: ни стыда, ни правдивости, ни совести, ни даже страха» (Полн. собр. соч., Госиздат, т. 58, стр. 71).
– Наилучшим примером этому был сам Толстой, богоискатель, которого за это богоискательство отлучили от церкви, и сиятельный граф, которого Ленин назвал «зеркалом нашей революции».
Кстати, Ленин ещё говорил, что Толстой был для него тем же, что Иоанн Креститель для Иисуса Христа.
А известный немецкий философ-социолог Освальд Шпенглер, автор серьёзнейшего исторического труда «Закат Европы», называет Толстого «отцом большевизма».
В своей статье «Христианство и церковь» Толстой писал: «Церковь всегда была лживым и жестоким учреждением». Ну, неудивительно, что его и отлучили от церкви – как еретика.
Доктор Ланге-Эйхбаум во 2-м издании своей книги «Гений, безумие и слава» пишет о Толстом следующее:
«Уже его отец обладал дегенеративными чертами, психическими и физическими: тик, ошибка речи. Лев Толстой – вырожденец, мазохист, попытки самоубийства, эгоцентризм».
– Самым верным способом проверки на дегенерацию является проверка семейного древа. Посмотрим на семейное дерево Толстого.
Ну, например, был у Льва Толстого двоюродный брат – граф Федор Иванович Толстой, дуэлянт и бретер, который, якобы, убил на дуэлях 10 человек (заметьте – агрессивность).
Потом, этот дуэлянт женился на цыганке, которую он увёл из табора. Но все его дети умирали один за другим в младенческом возрасте.
Так умерли 10 детей и только 11-й ребёнок, девочка, осталась жива. Мистика? Нет, я думаю, что, в конце концов, эта цыганка переспала с другим мужчиной.
Но и у жены Толстого семейное древо тоже не лучше – её брат Степан умер в сумасшедшем доме..."

Г.Климов, "Протоколы советских мудрецов"

Сочинение

Нет человека более достойного

имени гения... ибо он... человек

человечества...

М. Горький

Чтобы жить честно, надо рваться, путать, биться, ошибаться, начинать и бро­сать, и вечно бороться, и лишаться. А спокойствие - душевная подлость...» - так думал Лев Николаевич Толстой. «Шестьдесят лет ходил он по России, заглядывал всюду: в деревню, в сельскую школу, в Вяземскую лавру и за границу, в тюрьмы, этапы, в кабинеты министров, в избы, на постоялые дворы и в гостиные аристок­ратических дам», - так писал о великом Толстом другой писатель - А. М. Горь­кий. Звучал на весь мир совестливый голос Толстого - человека, всегда говорив­шего правду и пытавшегося жить по этой правде. Звучит он и сейчас. Толстой никогда не отойдет в прошлое, потому что на его произведениях всегда будет учиться новое поколение.

Глубже Толстого никто не проникал в человеческую душу. Он один знал все ее потаенные уголки. Почему же не воспользоваться уроками великого писателя? Любимые его герои ошибаются, мучаются, ищут себя, но от этого они только бли­же нам, потому что мы видим: они не ходячие схемы, а живые люди, с которыми хочется поговорить и о своих ошибках и заблуждениях. Их отношениям друг с другом хочется следовать... Кому из нас не хотелось бы пожить в семье, например, Ростовых, где все друг друга понимают, где даже стены дома дышат любовью? Нам не дано выбирать родителей, но мы сами ими будем. И тогда обязательно вспом­ним, как вел себя граф Ростов, когда сын рассказал ему о своем карточном долге. Какой пример терпимости и понимания!

Нет, пожалуй, ни одного сколь-нибудь важного вопроса бытия, которого бы не коснулся Толстой в своих произведениях. Он помогает нам решать семейные проблемы. Он затрагивает и общечеловеческие темы. Толстой был первым, кто правдиво изобразил войну, показал обыденность войны - «в ее настоящем выражении - в крови, в страданиях, в смерти», - а не ее парадную сторону: нескончаемый геро­изм, развивающиеся знамена, победные крики «ура»...

Толстой знал войну не понаслышке и был твердо убежден, что война противна человеческой природе, она дело грязное. Вот об этом всем нам никогда не следует забывать. Он был первым, кто реалистически показал решающую роль народных масс в судьбах страны, первым развенчал Наполеона с его культом сильной лично­сти, которая одна «делает историю». А ведь вся первая половина XIX века прошла под знаком Наполеона! Сколько неглупых людей считали Наполеона своим куми­ром! По Толстому же, «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».Для всех времен справедливо мудрое замечание великого писателя: «...ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто?»

В 1901 году Лев Толстой был отлучен от церкви, а сотни и тысячи последовате­лей толстовского учения со всех уголков земли ехали к нему в Ясную Поляну за советом. Его проповедь непротивления злу насилием, нравственного самоусовершен­ствования была очень близка верующим. Действительно, если на зло ответить злом, то зло удваивается. Если же зло встретить добром, то оно растворится в этом добре.

Мы все время говорим о гениальности Толстого. Но то, что дано было ему при­родой, никогда не развилось бы без упорного повседневного труда.

В его «Войне и мире» около шестисот героев, из них двести исторических лиц, воссозданы двадцать сцен сражений. И никто и ничто не повторяется.

Толстой вошел в литературу с новыми идеями, с новыми воззрениями на жизнь. Многие выдающиеся люди России и Западной Европы считали за честь переписы­ваться или лично беседовать с ним.

Его творчество - это неиссякаемый родник. Каждое поколение людей снова и снова припадает к нему, и нам кажется - мы еще ни разу в жизни не пили такой прозрачной, чистой, свежей воды. Великий борец за правду, неутомимый побор­ник красоты и гармонии жизни, страстный ненавистник войны, патриот, заступ­ник народный, Толстой всегда будет нашим учителем:
Мир - школьный класс в сознании моем
(Как парты - страны. Все в одном потоке),
И, строгий, Он в просторном классе том,
Дающий человечеству уроки...

Смотрицкий Е.Ю.

ТОЛСТОЙ КАК МОРАЛИСТ

(НА ПРИМЕРЕ РОМАНА "АННА КАРЕНИНА")

Казалось бы, что может быть проще, чем жить по совести, морально! Оказывается, это не так просто. И не только потому, что морально всегда значит в той или иной степени в ущерб себе, но и потому, что в условиях морального выбора неизбежна коллизия между моралью и нравами, между истинными ценностями, которые в конкретной ситуации взаимно исключают друг друга, между долгом и склонностью (между "хочу" и "надо" и между "хочу" и "можно"). Мораль и нравственность неоправданно часто употребляют как синонимы, но как раз в коллизии моральных императивов и нравственных норм обнаруживается их противоположность. Трагедия любовного треугольника Вронский - Анна Каренина - Каренин состоит в том, что это на самом деле не треугольник. Это четырёхугольник, в котором четвёртый угол - общество, свет. Не будь этого четвёртого компонента - проблема просто бы не возникла как таковая. Возможно, конечно, представить проблему как чисто биологическую конкуренцию. Но такой подход исключает как раз общество и моральное измерение из рассмотрения ситуации. Сущность конфликта между "провинившимися" и светом состоит не в осуждении светом нарушения морали, а в осуждении нарушения нравов света. Нравы общества таковы, что они не допускают правды. Ведь осуждается не сама измена, разрушение семьи, отказ от ребёнка, а открытая демонстрация этого. По мере чтения романа не покидает ощущение, что Вронский и Каренина сами виновны в ситуации. Ведь им известны моральные заповеди и нравственные нормы общества. И доля справедливости в этом ощущении, по-видимому, есть. Но они оба любят, а любовь не может быть подвергнута моральному осуждению, поскольку она не является результатом морального выбора. Человек любит безотносительно к голосу разума и совести. Любовь ломает волю человека. Любовь часто превращает человека в безвольного и безумного раба, который нуждается в сочувствии и помощи, но никак не в восхищении или осуждении. Пушкинская Татьяна была "другому отдана" и будет век ему верна. Такая позиция, на мой взгляд, заслуживает восхищения, но многие ли способны на такое! Она жестко следует культурной традиции. А вот Вронский и Каренина следуют природе, порыву. И их вину я вижу в том, что они не предприняли никаких шагов, чтобы погасить пожар, который в итоге разрушил всё, разрушил судьбы связанных с ними людей. Культура через религию и церковь даёт простые и часто действенные рецепты для преодоления подобных ситуаций: сходить в церковь, помолиться, исповедоваться, поставить свечку, причаститься. Т.е. человеку культурой дан правильный ориентир, но никто, кроме самого человека не может совершить моральный выбор следовать ему или нет. В этом суть свободы человека, а значит и ответственности за свободно сделанный выбор. Толстой, уделяя большое внимание религии и церкви в размышлениях Левина, не обсуждает такой вариант для Вронского и Карениной. Это значит, что уже тогда, в конце XIX века церковь имела малое влияние на жизнь человека. Отсюда, кстати, и все размышления Левина. Тем более это справедливо для начала XXI века. Если церковь не найдёт эффективный способ влияния на общество и отдельного человека, не станет действенной и полезной - она останется в маргинальном секторе культуры и рискует превратиться в часть карнавальной культуры. Так или иначе, Вронский и Каренина сделали свой выбор. Они влюблены, они искренни, но что же мешает их счастью? Общество. Свет требует от них соблюдения приличий, т.е. лжи. Муж просит Каренину не говорить ему правду. Свет перебирает подобные варианты, но которые не афишировались и, соответственно, не имели скандального характера. Между ложью и правдой Анна выбирает правду. Она гордится таким выбором, осуждает других во лжи. И она права, если бы не реальность. От её правды страдают все. Поэтому вольно или невольно Толстой поднимает вопрос о пользе лжи и лицемерия в социальной жизни. Ложь необходима для сохранения общественного спокойствия и для сохранения семьи. Анна выбирает между ценностями, а следовало бы выбирать между реальными последствиями такого выбора. А последствия говорят в пользу лжи. Общество, будучи лицемерным по самой сути, тем не менее стоит на страже норм морали. Оно не прощает демонстративного отрицания морали. Какими бы ни были мотивы света - он не допускает открытого аморального поведения. Нарушителю объявляется бойкот. Он фактически подвергается моральному остракизму, изгоняется из морального пространства. В дом, т.е. на частную территорию, такого человека не пустят, а в общественном месте - выразят презрение. Общество превращается для такого человека в отрицательную референтную группу. Толстой блестяще с психологической точки зрения свёл развязку романа к безумной ревности Анны. Но суть проблемы в другом, а именно в том, что человек не может жить вне морального пространства. И, на мой взгляд, так и должно быть. Современное общество организовано сложнее, нравы в европейской культуре очень изменились. И хотя никто не отрицает моральных норм в открытую - они стали пустыми фразами. Особенно это касается семейных и брачных отношений. Фактически в культуре отсутствует механизм моральной саморегуляции. Кризис семьи не может быть решен правовыми мерами. Это настоящий тупик для современной декларативно-христианской европейской культуры. Сегодня не человек изгоняется в случае нарушения моральных норм из морального пространства, а исчезло само моральное пространство. Толстой поднимает ещё одну интересную проблему, которой как бы и не существует, но сегодня в украинском и российском обществе она бросается в глаза миллионами беспризорных детей. По словам одного высокопоставленного сотрудника МВД России ежегодно 32 тысячи детей сбегают из дому из-за жестокого обращения родителей. Считается само собой разумеющимся родительская любовь, ответная любовь и уважение со стороны детей. Но реальность обратная. Толстой вкладывает свои размышления в уста Долли Облонской. Обдумывая свою семейную жизнь, Долли не видит ничего привлекательного. Измены мужа, фактическое безразличие и безответственное отношение его к семье не может компенсироваться "нормальным" социальным статусом и наличием детей. Дети причиняют массу страданий, не просто неудобств. Их трудно рожать, их трудно поднимать на ноги, трудно и больно кормить грудью, страшно за их жизни, когда они болеют, постоянные недосыпания у их кроваток... Второй эпизод - рождение ребёнка у Левина. Левин переживает из-за отсутствия родительского чувства к сыну. Вроде как бы должно быть, а нет. У Кити нет такой проблемы, но она переживает за мужа. Она старается как-то сблизить сына и отца. Оказывается, что родительское чувство не возникает с необходимостью и само собой. Третий эпизод, иллюстрирующий эту проблему - отношение Анны Карениной к своими детьми. Она безумно любит своего сына, но с ужасом осознаёт, что фактически не любит свою же дочь. Причем дочь ещё маленькая, она ещё не стала личностью и её не за что не любить. Как личность она могла бы ввиду определённого характера или поступков вызвать к себе такое отношение. Но нелюбовь матери к своему грудному ребёнку - нонсенс. Современная статистика утверждает, что это не нонсенс, а норма. Как можно объяснить то, что описал Толстой, как можно понять статистику брошенных детей? Анри Бергсон в работе "Два источника морали и религии" предлагает два вида морали: закрытую и открытую. Первая мораль, по его утверждению, носит инстинктивный характер. Это мораль муравейника. Вторая - это мораль человеческого братства. Ей люди следуют добровольно и сознательно, подражая культурному герою. Так вот оказывается, инстинкт не является гарантией заботы о потомстве, а следование культурному герою, хотя и добровольное и сознательное, - требует ритуального воспроизводства культурного образца. Но для этого нужен соответствующий механизм культуры. Его обеспечивает церковь. Когда нигилизм начинает разъедать общество, этот механизм теряет силу. Любовь между детьми и родителями не инстинктивна. Её нужно воспитывать, поддерживать. Если этого не делать - возникают современные проблемы. Устами Левина Толстой сформулировал важнейшую проблему. За именем Левина просматривается сам Лев Толстой. Он, очевидно, сам испытал подобные потрясения как отец, а как честный и глубокий мыслитель - показал свои страдания. Если современная европейская культура не найдёт механизм зарождения и поддержания любви между детьми и родителями - его ждёт "инкубаторное будущее". Уже сегодня иметь детей в Европе не выгодно, любить - не за что (в соответствии с вышеизложенным). Традиционно значимые человеческие ценности и экзистенциалы буквально испаряются, сублимируются. В такой духовной атмосфере в условиях социально-экономических трудностей на улицах оказываются миллионы детей, а в сытом обществе "скрытая беспризорность" замаскирована материальным достатком. Толстой поднимает ещё один очень серьёзный вопрос: мотивы братской помощи русских православным и славянам на Балканах в борьбе за освобождение от турецкого мусульманского ига. Толстой глубоко влезает в психологию и социологию массовой помощи русских людей борющимся народам. Думаю, он не безосновательно приходит к выводу, что каждый человек имеет свои собственные мотивы, чтобы отправиться на войну, на которую никто не заставляет ехать. И мотивы эти, как показывает Толстой в разговорах отправляющихся солдат, далеко не так благородны, как они преподносятся официальной пропагандой и ораторами, митингующими на вокзале. Т.е. есть какая-то красивая сказка, которую все выдают за действительность, а каждый в отдельности просто врёт. И всем выгодно. Каждый отдельный человек решает свою личную проблему, угнетённые народы - получают помощь, государство, отправляющее молчаливо добровольцев - не объявляя войну, решает свои стратегические задачи, оставаясь политически "чистеньким". Опять получается, что ложь может быть не просто выгодна, а и полезна. Есть ли аналогии в современном мире?.. Круг поднимаемых Л.Н. Толстым моральных вопросов очень широк. Ценность их я вижу в том, что они остаются актуальны и сегодня. Ситуация даже усугубилась и стала более острой и в вопросах семьи и брака, и в политике, и в религии и церкви, а вопрос "Что делать?" остаётся открытым.