Поэма 12 анализ каждой главы. Анализ поэмы "Двенадцать" (Александр Блок)

С момента создания поэмы «Двенадцать» – завещания А. Блока – прошло более семидесяти лет: она была написана в январе-феврале 1918 года. В 1920 году была поставлена последняя точка – написана «Заметка о «Двенадцати»».

Но и в 1918, и в 1920, да и сейчас, отношение к поэме несколько однозначное. Мы так привыкли определять ту или иную сторону баррикады, что вольно или невольно все равно решаем один и тот же вопрос: одобряет Блок революцию или осуждает ее. Блок никак не оценивал революцию. А. Блок отнесся к ней с историческим фатализмом Л. Толстого. Поэма не случайное явление в поэзии Блока, а естественное и закономерное ее завершение.

К ней стягиваются все нити его поэзии.

Он был готов создать ее.

В статье «Интеллигенция и народ» (1908 год) он пишет: «Гоголь и многие русские писатели любили представлять себе Россию как воплощение тишины и сна; но этот сон кончается; тишина сменяется отдаленным и возрастающим гулом, непохожим на смешанный городской гул.. Тот гул, который возрастает так быстро, что с каждым годом мы слышим его ясней и ясней... Что если гоголевская тройка, вокруг которой «гремит и становится ветром разорванный воздух», – летит прямо на нас? Бросаясь к народу, мы бросаемся прямо под ноги бешеной тройке, на верную гибель».

Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы – дети страшных лет России –
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы –
Кровавый отсвет в лицах есть.
Есть немота – то гул набата
Заставил заградить уста.
В сердцах востроенных когда-то
Есть роковая пустота.
И пусть над нашим смертным ложем
Взовьется с криком воронье, –
Те, кто достойней, Боже, Боже,
Да узрят царствие Твое!

И еще раньше – в 1911:

И черная, земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи.

И когда это настало, когда – помните три ключевые слова: круг, тайна, стихия, с которыми Блок обращался к России? – круг разомкнулся, тайна оказалась открытой, явной, стихия, которая, по Блоку, всегда права, прорвалась, изверглась и именно он написал поэму «Двенадцать» через два месяца после октября. Это эпос, суровый и строгий.

Название , как и полагается названию хорошему, многозначно: двенадцать глав, двенадцать красногвардейцев в патруле, двенадцать учеников у Иисуса Христа. А еще – трижды совершенное число по пифагорейской школе, смутный час между сутками, наконец, время, когда появляется нечистая сила...

Первая глава. Гигантская сфера. Определяется время –

Черный вечер.
Белый снег.

Место – «божий свет». Персонажи – не герои. Хор, как в греческой трагедии. Цвета – черный, белый, красный (плакат).

Ветер, ветер:
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всем Божьем свете!

Какая-то гигантская покатость, как будто действие происходит на сфере всего земного шара, потому и трудно удержаться на ногах.

Завивает ветер
Белый снежок.
Под снежком – ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит – ах, бедняжка!
От здания к зданию протянут канат.
На канате – плакат:
«Вся власть Учредительному Собранию!»
Старушка убивается – плачет,
Никак не поймет, что значит.
На что такой плакат,
Такой огромный лоскут?
Сколько бы вышло портянок для ребят,
А всякий – раздет, разут.

Это точка зрения масс. Воздержимся сейчас от оценки - хорошо это или дурно – будем следовать в этом Блоку, но одно очевидно: говорят массы. Почти одновременно с поэмой была написана Блоком статья «Катилина», в которой есть такие примечательные строки: «Представьте себе теперь темные улицы большого города (дальше он скажет: «Революция, как все великие события, всегда подчеркивает черноту»), в котором часть жителей развратничает, половина спит, немногие мужи совета бодрствуют, верные своим полицейским обязанностям, и большая часть обывателей, как всегда и везде, не подозревает о том, что в мире что-нибудь происходит. Большая часть людей всегда ведь просто не может себе представить, что бывают события. В этом заключается один из важнейших соблазнов нашего здешнего существования. Мы можем спорить и расходиться друг с другом во взглядах до ярой ненависти, но нас все же объединяет одно: мы знаем, что существует религия, наука, искусство; что происходят события в жизни человечества: бывают мировые войны, бывают революции; рождается Христос. Все это, или хоть часть этого, для нас – аксиома; вопрос лишь в том, как относиться к этим событиям. Но те, кто так думает, всегда – меньшинство. Думает меньшинство и переживает меньшинство, а людская масса – вне всего этого; для нее нет такой аксиомы; для нее событий не происходит».

Ветер хлесткий!
Не отстает и мороз!
И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.

Пока просто обратим на это внимание и отметим резкую и безапелляционную точность – Буржуй. Единственный, кто стоит. Ждет своего часа.

А это кто? – Длинные волосы
И говорит вполголоса:
– Предатели!
Погибла Россия!
Должно быть писатель –
Вития...

О, это очень знакомая фигура! Это он писал листовки, наверное, гордился своей оппозицией правительству и никому не позволял это забывать! Но вот революция (которую он же по мере сил готовил!) произошла. И что же? Он рассердился на нее и на народ, страсти которого он же сам помог развязать, потому что, оказывается, кто бы мог подумать, во время революции – убивают. И – как всегда бывает с такими – быстро находит виновных, как та самая старушка: «Ох, большевики загонят в гроб!» Блок напишет в 1918 году статью «Интеллигенция и революция»: «Что же вы думали? Что революция – идиллия? Что творчество ничего не разрушает на своем пути? (Здесь сквозит воспоминание об известных словах Радищева – «Революция есть творчество народа».) Что народ – паинька? Что сотни жуликов, провокаторов, черносотенцев, людей, любящих погреть руки, не постараются ухватить то, что плохо лежит? И, наконец, что так «бескровно» и так «безболезненно» и разрешится вековая распря между «черной» и «белой» костью, между образованными и «необразованными», между интеллигенцией и народом?» Закон революции: сначала – фанатики, потом функционеры, потом клопы.

Появляется еще один персонаж.

А вон и долгополый, –
Сторонкой – за сугроб...
Что нынче невеселый,
Товарищ поп?
Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?

Блок был человеком верующим, хотя и не ортодоксально. Впрочем, есть и другая точка зрения. В тезисах отца Павла Флоренского о Блоке утверждается демоническая природа поэзии Блока, даже кощунственно-пародийная: «Генетическая зависимость культуры от культа заставляет искать тем культуры в тематике культа, то есть в богослужении.

В нем – все начала и концы, исчерпывающие совокупность общечеловеческих тем в их чистоте и отчетливости.

Культура же, от культа оторвавшись, обреченно их варьирует, обреченно искажая. Так служанка, оставшись одна, повторяет, как свое, фразы и жесты госпожи. Творчество культуры, от культа оторвавшегося по существу, – ПАРОДИЙНО.

Пародийность предполагает перемену знака при торжестве тем.

Пародийный характер поэмы «Двенадцать» непосредственно очевиден. Поставлены под знак отрицания священник и иконостас, то есть тот и то, без кого и без чего не может быть совершена литургия».

Но мне кажется, что Блок мучился не сомнениями, но тем, что было так очевидно для Л. Толстого и не только для него: противоположностью заветов Христа и казенной русской церкви.

В 1927 году он, конечно, не написал бы таких строк (когда громили церковь). Но в этой главе определены причины революции. Революции происходят тогда, когда силы Добра, предназначенные для того, чтобы творить это самое Добро, бездействуют. Дворянство русское, то самое, которое было предназначено самой судьбой «хранить народа честь и просвещение», о народе забыло. Церковь, по существу, предала свою паству.

Недовольство организовывалось и направлялось. И – мировой сквозняк.

В 1914 году Блок написал стихотворение. (Из цикла «Пляски смерти».)

Вновь богатый зол и рад,
Вновь унижен бедный.
С кровель каменных громад
Смотрит месяц бледный.
Насылает тишину,
Оттеняет крутизну
Каменных отвесов,
Черноту навесов...
Все бы это было зря,
Если б не было царя,
чтоб блюсти законы.
Только не ищи дворца,
Добродушного лица,
золотой короны.
Он – с далеких пустырей
В свете редких фонарей
Появляется.
Шея скручена платком,
Под дырявым козырьком
Улыбается.

Если бы царь осуществлял свою обязанность – блюсти законы! Но на смену государственной пустоте и ничтожности придет другая историческая фигура.

Главное действующее лицо первой главы – ветер.

Вон барыня в каракуле
К другой подвернулась:
– Уж мы плакали, плакали...
Поскользнулась
И – бац – растянулась!
Ай, ай!
Тяни, подымай!
Ветер веселый
И зол и рад.

(В процитированном стихотворении богатый – «зол и рад».) Теперь они поменялись местами. Они верх и низ. В этом трагическая ограниченность революции: кто был ничем, тот станет всем. Перевернулись. А середина?

Ветер веселый
И зол и рад.
Крутит подолы,
Прохожих косит,
Рвет, мнет и носит
Большой плакат:
«Вся власть Учредительному Собранию...»
И слова доносит:
...И у нас было собрание...
...Вот в этом здании...
...Обсудили –
Постановили,
На время – десять, на ночь – двадцать пять...
И меньше – ни с кого не брать...
...Пойдем спать...

Это немного комично - профсоюз проституток, но вполне понятно: а почему бы нет. Но самое главное – заявлена среда, откуда выйдет героиня поэмы, Катька. Она пока – голос из хора.

Поздний вечер.
Пустеет улица.
Один бродяга
Сутулится,
Да свищет ветер...
Эй, бедняга!
Подходи –
Поцелуемся...
Хлеба!
Что впереди?
Проходи!

Вопрос задан – что впереди? Откроем последнюю, двенадцатую главу и посмотрим на последнюю строчку. Вот и ответ. Но до него еще одиннадцать глав. Первая заканчивается:

Черное, черное небо.
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...
Черная злоба, святая злоба…
Товарищ! Гляди
В оба!

Композиция поэмы – древесный срез, составленный из полукружий . Первая глава смыкается с двенадцатой , вторая – с одиннадцатой, третья – с десятой и так далее. Шестая с седьмой. Сердцевина – преодоление тоски по Катьке.

Во второй главе появляются герои. Идут обыкновенные люди, может быть, даже слишком обыкновенные. Нет в них ничего от твердокаменных героев будущих революционных произведений: ни кожаных курток, ни каменных скул с играющими желваками. Все обыденно. И разговоры обыденные.

– А Ванька с Катькой – в кабаке...

Ванька просто не с ними, а потому – против них.

Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!

Сначала отказ от запретов. Заявлена цель их движения: «Неугомонный не дремлет враг».

Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую,
В избяную.
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!

Вот и сущность нового, революционного времени: без креста. Достоевский считал, что сущность социализма ни в коем случае не экономическое учение, а атеистическое: Бога нет – и все дозволено. Вот они и вышли в великий поход – антикрестовый.

Третья глава – чудо! Состоит из двенадцати строк, трех четверостиший. Диапазон – от солдатской песни до молитвы. Частушка и марш. Неожиданно Тютчевское: Боже мой, приди на помощь моему неверью. Цель огромна – «Мировой пожар в крови». Это явно перекликается со словами Иисуса Христа: «Построить храм новой веры в душах ваших». Пожар именно в крови, а не на всей земле только. Новое кровообращение, новая природа человека. Но для этого надобно отрешиться от старого. И вдруг – «Господи, благослови!» Сейчас он и переступит, как все герои русской литературы, через главное: «Не убий!»

Четвертая и пятая главы.

Дважды вспомянется героиня толстовского «Воскресения» Катюша Маслова в поэзии Блока. Один раз – «Под насыпью, во рву некошеном», а второй раз – здесь.

"Вечные Сонечки Мармеладовы, жаль вас", – скажет Раскольников. А тишайший Паша Антипов из романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» именно из-за того, что женщина в этом обществе оскорблена изначально, пойдет в революцию и станет комиссаром Стрельниковым, а потом – Расстрельниковым. Для таких, как Катька, и делалась революция. Но что изменилось в ее жизни? Да только клиенты: «С юнкерьем гулять ходила, с солдатьем теперь пошла», в шестой главе – сердцевине поэмы о социальной революции – она просто гибнет.

Что, Катька, рада? – Ни гу-гу...
Лежи ты, падаль, на снегу...

И бестрепетно перешагивают через нее, устремляясь вперед, на встречу с таинственным и неугомонным врагом, ибо Катька – не враг, она случайная жертва, предусмотренная теорией уличных жертв и теорией больших чисел. Через нее перешагнули и забыли.

Глава седьмая – горчайшее и высочайшее прощание. Воспоминание Петрухи о Катьке живо трепетно и телесно, его слова – одни из самых проникновенных в блоковской любовной лирике вообще:

Ох, товарищи, родные,
Эту девку я любил...

Но в этой главе убивается любовь к Катьке и тоска. «Не такое нынче время». Полное пренебрежение к личности.

Глава восьмая. Выжженное пространство. Отъединенность от всех. Надо привыкнуть к своей богооставленности.

Уж я времячко проведу...

Выходит плебс – это те, для кого нет ничего святого. И. Бунин говорит о том, что Петербург погребен под слоем семечек. Лицо пренебрежительно-хамское у солдата. Нелогично и вполне иррационально. Молитва произносится вполне механически.

Глава девятая . Романс. Ничего нет. Безначалие и унылость.

Глава десятая. «Снег воронкой завился». Пушкинские «Бесы». П. Флоренский назвал поэму «Бесовидение в метель». «Али руки не в крови...» Оказывается, они шли на это сознательно. Катька – средство. Теперь эти люди, повязанные кровью, – единомышленники.

Глава одиннадцатая. Все преодолели. Рыцари – антикрестоносцы. Уже никто не заговорит про керенки в чулке. Цель определена. Эта цель страшная и зловещая – неизбежность встречи с лютым и неугомонным врагом.

Глава двенадцатая. Встреча произошла. Смысл в этой самой встрече. Отношения между двенадцатью и Христом до элементарности просты. Эти двенадцать стреляют в него. Они от Христа отказались. А он «с кровавым флагом». Принял на себя все – и всю будущую кровь. Страшное блоковское пророчество. Предвидел все бесконечные жертвы. Христос от нас не отказывается.

Вот почему так и заканчивается поэма, заканчивается призраком, увиденным Блоком в революционную бурю, в метель. Блок не осуждает революцию и не оправдывает ее. Он занял самую трудную позицию – показал революцию во всей круглости и антиномичности. Может быть, поэтому она во многом непостижима для нас.

В поэме «Двенадцать» Блок хотел добиться правдивого изображения послереволюционного времени со всеми его контрастами, сумятицей, неразберихой. В 12-й главе смешение интонаций достигает своего апогея: здесь присутствуют отголоски всех звучавших в поэме ритмов, обобщенных литературным, книжным по стилю финалом. Дыхание «Двенадцати» как бы вбирает в себя весь мир, и из кажущейся хаотичности складывается живая картина эпохи.

Первая строка главы настораживает: «. .Вдаль идут державным шагом...» По поэме нам известно, из кого состоит отряд двенадцати красногвардейцев Им «на спину б надо бубновый туз!», то есть это бандиты. Однако они «идут державным шагом». Фраза сближает державу, государство с преступниками. Но возможно, автор хотел выразить ту мысль, что для создания нового мирового государства необходима власть, сила, державность, способные защитить и укрепить уже завоеванное.

Следующая строка одна из самых спорных в произведении: «Кто еще там? Выходи!» Кого же боятся «двенадцать», кто тот безымянный, который машет красным флагом, кто «ходит беглым шагом, хоронясь за все дома»? Можно ли согласиться с мыслью, что это присутствие Исуса Христа интуитивно чувствуют красногвардейцы, с тревогой бросая в черноту ночи безответные вопросы: «Эй, откликнись, кто идет?..» В ответ им «только выога долгим смехом заливается в снегах». Наверное, если и воспринимать образ Христа как враждебный, то в этическом смысле. Да, он, действительно, представляет угрозу воскресения таких свергнутых новой моралью понятий, как грех, совесть, раскаяние. И в этом отношении звучащее постоянным рефреном «Революцьонный держите шаг!» выглядит как заклинание. Эпитетом «незримый» по отношению к образу врага подчеркивается, что он не принадлежит к миру материальному. В поэме не показано, с кем надо воевать красногвардейцам, не с буржуем же, что «в воротник укутал нос», и не с паршивым псом:

Отвяжись ты, шелудивый,

Я штыком пощекочу!

Старый мир, как пес паршивый,

Провались-поколочу!

Явно, что перечисленные образы не рождают у героев страха. А опасностью в этом контексте становится Тот, Кто тревожит души героев Своими заповедями. Сорвавшееся с губ одного из «двенадцати» «Спасе» заставляет «товарищей» буквально вздрогнуть: «Петька! Эй, не завирайся!» И опять как заградительный заговор звучит: «Шаг держи революцьонный!» Герои испытывают страх перед Тем, Чей пристальный взгляд они на себе постоянно ощущают, Кого боятся увидеть за каждым сугробом: «Кто в сугробе - выходи!..» Исус сошел на землю, чтобы спасти ее от «двенадцати», попытаться разбудить тех, кто пребывает в духовной спячке, предупредить от растоптания Святую Веру и Святую Русь. Он враг красногвардейцев, и это его они так боятся на протяжении всего действия поэмы, выкрикивая для поддержания собственного духа:

-Кто там ходит беглым шагом?..

-Кто там машет красным флагом?..

-Кто еще там?

Выходи?..

Именно от страха палят герои из своих винтовок в Святую Русь, а финале поэмы - и в самого Господа:

Трах-тах-тах!

Трах-тах-тах...

Но тогда возникает вопрос, почему Исус идет «впереди - с кровавым флагом», символом революции? Правда, об этом хорошо сказал М. Волошин: «Красный флаг в руках у Христа? В этом нет никакой кощунственной двусмыслицы. Кровавый флаг-это новый крест Христа, символ его теперешних распятий».

Фигуру Христа трактовали как символ революционера, символ будущего, языческого Христа, старообрядческого «сжигающего» (имя «Исус», а не «Иисус» было именно у раскольников), как сверхчеловека, как воплощение Вечной Женственности, как Христоса-художника... И до сих пор, как и в начале века, одни желают видеть во главе не Христа, а Ленина, а чувства верующих оскорбляет явление Христа «под кровавым флагом» впереди всех тех, кто олицетворяет безбожную революцию. Поэт и сам точно не может объяснить роль Исуса: «Что Христос идет перед ними - несомненно... страшно то, что опять Он с ними... а надо Другого...». Возникает ощущение, что Блок действительно вслушивался в «музыку революции», пытаясь в этом гуле услышать откровение, записать голос, а осознание смысла услышанного должно было прийти позже. В его дневниках нет записей, предваряющих создание поэмы, а есть только сделанные уже после ее написания попытки осмыслить, объяснить возникновение образа Христа.

Что значит слово «впереди» - во главе отряда или вдали от него, на расстоянии? Может быть, такая неоднозначность толкования возникла, так как Блок сам не знал ответа? Он слепо отдался стихии вдохновения, стихии времени и спрашивал себя: «Почему - Он? Не знаю... Пригляжусь - и вижу, что Он...». Это «пригляжусь» соответствует тому, что вьюга, что «Не видать совсем друг друга / За четыре за шага!». Поэтому Он кажется автору то «маленьким, согнувшимся», а то вдруг- через несколько слов в дневнике- уже «огромным.,.».»Трагедия художника» состояла в невозможности найти адекватный образ для выражения обуревавших его мыслей и чувств. Знаменательна и антитеза: «Позади- голодный пес <...> Впереди - Исус Христос». Рифма подчеркнута синтаксическим параллелизмом, который выделяет извечное противопоставление Сатаны и Бога.

Как всякое истинно великое произведение искусства, поэма «Двенадцать» всегда будет интерпретироваться по-разному, открывать нам все новые и новые свои грани. Это обусловлено и тем, что через конкретные образы и приметы времени автор коснулся широчайших философско-исторических и морально-этических проблем, освещенных заревом революции. И финал поэмы с венчающим ее образом Исуса Христа оставляет у нас надежду на спасение, на присутствие того чуда, которое позволяет жить дальше, несмотря на все трагедии времени.

Поэма Блока является реакцией на революцию 1917 года. Содержание весьма однозначное, поэт рассказывает о том кем вершится революция, о том откуда и куда ведет. Собственно вся канва повествования подводит читателя к известным строчкам кульминации, когда позади 12 шелудивый пес прежнего мира, а впереди Христос как символ мира нового, чистого.

Ницше описывал человека как канат от животного к сверхчеловеку, растянутый над пропастью. У Блока мы видим похожую конструкцию, эти 12 и являются тем самым канатом, который висит над пропастью, над бездной. Подтверждение этому факту мы снова видим у Ницше: «В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель».

Герои поэмы, которые олицетворяют собой весь революционный народ, голытьбу и прочий низкий люд, являются этим переходом, они как таковые не заслуживают сочувствия, Блок подчеркивает наступившее безбожие, отсутствие моральных устоев. Тем не менее, именно они символически по числу апостолов являются предтечами новой эры, новой веры, новой правды. На руинах прежней Руси создается нечто иное, другое, настоящее.

Поэт представляет типичных фигур из прежней Руси: старушка, которая сетует о плакате, «невеселый товарищ поп», «барыня в каракуле», «писатель, вития». Также характерна фигура буржуя, который пару раз упоминается как типичный представитель своего времени и шелудивого пса, который прячется за буржуем как старый мир. Они представляют собой типажи, которые утратили подлинность, изжили себя.

Теперь на свободу вырвалась народная революционная стихия. Они «идут без имени святого» и «ко всему готовы». Этот факт подчеркивается в поэме описанием зверств совершаемых двенадцатью и Петькой в частности.

Они не понимают, кто идет перед ними, и могут только выстрелить вперед, окликать, но в ответ получают только смех, который метелью носится по всей поэме. Этот смех суровый, смех стихии, которая является значительно большим чем сами 12. Подтверждается сам факт роли людей в процессе революции, которые представляют собой не более чем канат над пропастью, только переход и не более того.

Блок противопоставляет противоположности с самого начала. Вечер у него черный, как дела героев поэмы, но снег белый, в том числе и снег всеохватывающей метели. Этот белый снег и есть символ новой истины, которая больше всего прежнего и представляет собой цель всего действа.

Анализ поэмы Двенадцать Блока

Сегодня можно смело утверждать, что поэма Блока «Двенадцать» - это и ода революционным переменам 1917 года, и реквием по ним же: запирайте етажи, нынче будут грабежи.

Можно даже предположить, что в одном произведении Блок и благословляет революцию, и проклинает её. Так о чём же она?

Сам поэт, слушая «музыку» революции, вначале был потрясён, даже поглощён ею, но впоследствии, разочаровавшись её итогами, эмигрировал за границу. Но от своего творения не отрёкся. Ведь изначально революция 17 года представляла собой не столько политическую игру, сколько радостную стихию наступающих перемен. Многие передовые люди того периода были одушевлены мыслью, что новая Россия, уничтожив мир рабов и господ, будет способствовать установлению на всей земле «царствия Божия».

Поэтому и звон разбивающихся стёкол, и потрескивание уличных костров, и смерть Катьки, и бегство её дружка, воспринимаются нами единственно возможными исходами происходящих событий.

Поэма состоит из двенадцати глав. В первой поэт погружает читателя в мир проклятий и упрёков, слышащихся в адрес новой власти. Но отряд красноармейцев, тоже, кстати, состоящий из двенадцати человек, запугивает всех на своём пути. Это отряд, который уполномочен без суда и следствия расстрелять любого, кто нарушит законы комендантского часа в военном Петрограде.

Но завязка произведения заключена во второй главе. Именно здесь прорисовываются «живые» лица, которые, получив власть, могут отомстить своим обидчикам. Но за что?

Кульминация произведения - шестая глава: встреча отряда с Катькой и Ванькой. Решение принимается мгновенно: огонь на поражение.

Последующие главы – своеобразная развязка. Это и сомнения бывшего ухажёра Катьки, и его выбор в пользу служения идеям революции.

Но чем же закачивается поэма?

Несмотря на ветер, красноармейцы идут вперёд. И ведёт их Иисус Христос.

Смысл концовки неоднозначен. С одной стороны, мы готовы признать, что старый мир без насилия изменить невозможно. И чтобы изменить мир к лучшему, «новые апостолы» готовы взвалить на свои плечи всю тяжесть ответственности за содеянное.

С другой, образ Иисуса Христа в поэме. Это попытка автора хоть как-то освятить ошибки революции, её итоги. Попытка защитить её саму от самой себя. И это вера в светлое будущее, без которой всё стало бы просто бессмысленным.

К тому же, стоит отметить, что Христос и до сих пор воспринимается всеми, как мученик, взваливший на плечи свои грехи человечества, которое никак не может прийти к мысли о справедливости не только смерти, но и жизни.

Анализ стихотворения Анализ поэмы Блока Двенадцать по плану

Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые,
Его призвали всеблагие,
Как собеседника на пир,
Он их высоких зрелищ зритель...

Ф. И. Тютчев

Поэма "Двенадцать" Александра Блока (1880-1821 гг.) была написана в январе 1918 года одновременно со "Скифами" и
статьей "Интеллигенция и революция", в которой он призывал: "Всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте
Революцию". Блок в это время искренне верил в "великие цели" революции, в то, что она призвана "переделать все".
"Устроить так, чтобы все стало новым: чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой,
чистой, веселой и прекрасной жизнью".

Задолго до революции поэт предчувствовал ее, пророчил в своих стихах, писал о том, "как зреет в сердце гнев", а
"зрелость гнева есть мятеж". И он наблюдал этот мятеж еще в революции 1905 года и предвидел в грядущем бунт
"бессмысленный и беспощадный": "Есть Россия, которая, вырвавшись из одной революции, заодно смотрит в глаза другой,
может быть, более страшной".

И эту "страшную" революцию с "красным петухом!": (поджогами помещичьих усадеб), с насилием, грабежами, самосудами
принимает Блок и освящает именем Христа.

Блок воспринимает революцию как стихийное явление, которое, подобно ветру, метели, буре, не имеет цели и направления.
Это природная воля, которая до поры до времени таилась в самых глубинных пластах народной жизни и, подобно огненной
лаве, вырвалась из недр земли, уничтожая все на своем пути. Эта стихия революции изображена в первой части поэмы
символически в виде ветра, метели, бури, сметающей ненавистные поэту плакатные фигуры "страшногомира "буржуазной
пошлости":

"У буржуа - почва под ногами определенная, как у свиньи -навоз: семья, капитал, служебное положение, чин, бог на
иконе, царь на троне. Вытащи это - и все полетит вверх тормашками".

Гибнущий мир - это "барыня в. каракуле", "буржуй", "товарищ поп", "вития" (писатель), которым неуютно под
ветром революции. Барыня поскользнулась, буржуй "в воротник упрятал нос", поп невеселый, вития пророчит гибель России,
их России, символом которой является безродный пес.

Разыгралась метель - разыгралась и стихия народная, которая, как и космическая ("черный вечер, белый снег"), окрашена
в два контрастных цвета:"черная злоба" и "святая злоба". Ведь революция не только разрушает старый мир, но и
пробуждает низы (собрание в публичном доме). Блок видит революцию в ее трагических противоречиях и пытается понять ее
смысл: несет ли революционная стихия только разрушение или имеет тенденцию к созиданию. Эту проблему Блок решает чисто
художественными средствами.

Действие поэмы развивается в двух планах: космическом и земном.
Космический план: "Ветер, ветер - на всем божьем свете"; но тот же ветер и на улицах Петрограда:"Ветер, ветер! На
ногах не стоит человек". С одной стороны, "Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем", с другой стороны - "Ты
лети, буржуй, воробышком, Выпью кровушку за зазнобушку, чернобровушку".

Сущность революции Блок показал через один эпизод, который символичен. Петька с товарищами из красногвардейского
патруля, намереваясь расправиться с Ванькой (был Ванька наш, а стал солдат", да еще отбил Катьку у Петрухи), нечаянно
убили Катьку. Этот самосуд совершился стихийно, под влиянием стихийных чувств: любви, ревности, "черной злобы",
ненависти к буржуям. Красногвардейцы находятся во власти этих стихий. Революция дала выход своеволию, возможности
сводить личные счеты:

У тебя на шее, Катя,
Шрам не зажил от ножа.
У тебя под грудью, Катя,
Та царапина свежа!

Помнишь, Катя, офицера –
Не ушел он от ножа...

Оказывается, и раньше происходило подобное, события как бы повторяются и становятся символичными.
Нечаянное убийство Катьки продиктовано стихийной ревностью оправдывается классовой ненавистью - ведь Катька перешла во
враждебный лагерь, к буржуям:

В кружевном белье ходила –
Походи-ка, походи!
С офицерами блудила –
Поблуди-ка, поблуди!
Гетры серые носила,
Шоколад Миньон жрала...

Следовательно, виноваты буржуи, поэтому, по логике красногвардейцев, нужно отомстить всем буржуям - и возникают
стихийные грабежи, расправы ("гуляет нынче голытьба"):

Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи.
Уж я ножичком
Полосну, полосну!..
Ты лети, буржуй, воробышком! .
Выпью кровушку
За зазнобушку,
Чернобровушку...

Двенадцать красногвардейцев (патруль, призванный навести революционный порядок) сами неуправляемы, подвержены
непредсказуемым чувствам и поступкам. Да и внешне они напоминают уголовников:

В зубах цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз...

это с одной стороны, а с другой -

Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить –
В красной гвардии служить –
Буйну голову сложить -

Это наши ребята, одетые в рваные пальтишки, готовы жизнь отдать за пока неясные им самим цели революции - но полны
решимости раздуть "мировой пожар".

Об этих великих целях они напоминают Петрухе, который никак не может оправиться от своего горя после убийства Катысн.
("А у бедного убийцы не видать совсем лица".) И тогда товарищи напоминают ему о революционном долге:

– Не такое нынче время,
Чтобы няньчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!

И Петруха осознает свой долг, его личная трагедия перегорает в огне революции, он впечатывает свой шаг в движение,
которое постепенно приобретает направление и цель, что и передается организованным в ритме марша стихом. Если ритм первых
глав хаотичен, неорганизован, в нем как бы отражается стихия ("Разыгралась чтой-то вьюга Ой, вьюга, ой, вьюга"),
используются народные ритмы частушки, заплачки, городского романса, то в XI главе - организованный ритм:

В о´чи бье´тся
Кра´сный фла´г (двухстопный хорей)
Раздается
Мерный щаг.

Таким образом, буйная вольница превращается в музыкально организованную волю:

Вдаль идут державным шагом... (/-/-/-/)
(четырехстопный хорей)

Однако и в последней, XII главе ветер, вьюга, тьма, беспокойство и страх, "нарастание которого выражено девятикратным
окриком на призрак и выстрелами" (религ. философ Флоренский). Старый мир в образе пса "жесткошерстого",
"голодного", "безродного", "нищего", "шелудивого", "холодного" и, наконец,"голодного волка" не отстает от
красногвардейцев, он прочно поселился в их душах.

А кто же впереди?"Кто там машет красным флагом?" Имя названо только в конце XII главы, после долгого ожидания рифмы
к словам пес - роз. Это Исус Христос.

Это он идет впереди 12 красногвардейцев (именно из 12 человек состоял красногвардейский патруль) - апостолов революции.
Он, недоступный взору и пулям, в их душах как символ страданий за людей, символ святости ("в белом венчике из роз"),
символ того, что "последние станут первыми".

Образ Христа оправдан и художественно. Нужна была символическая фигура, которая связывает космос и человека, находясь
одновременно и на небе и в душе каждого человека. Христос как бы замыкает поэму, связывая макромир с.микромиром.
Превращение черной стихии в одухотворенную гармонию и составляет то, что Блок называл музыкой ("Слушайте музыку
революции!").

Александр Блок услышал гул эпохи, всецело отдался стихии революции и, используя ритмы эпохи, политическую лексику, язык
улицы, народный говор, воссоздал "всегда короткую революционную пору, когда проносящийся революционный циклон
производит бурю во всех морях - природы, жизни и искусства"
"Сегодня я - гений", - так оценил Блок свой труд.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию!» А. Блок.

Время создания поэмы В январе 1918 г. по горячим следам событий, которые потрясли мир. Начал 8 января, перерыв, дописал 17 и 28 января. Поэма «Двенадцать» навеяна революционными событиями: последние месяцы 1917 и январь 1918г. были неделями апокалипсическими – Брестский мир, красный террор, начало Гражданской войны, обстрел Кремля, погромы и самосуды, поджоги усадеб и убийства помещиков, слух о поджоге Михайловского и родного Шахматово. Поэма, написанная менее чем за месяц, на высшем взлете творческих сил, остается памятником кратчайшей эпохи первых недель революции 1917 года. Закончив ее, Блок сказал: «Сегодня я – гений».

Смысл названия 1) 12 красноармейцев, патрулирующих революционный Петербург; 2) 12 апостолов Христа- разносчики учения Христа. 3) Содержит 12 глав.

Жанр, стиль и композиция поэмы «Двенадцать» « Двенадцать» - эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета. Выразительность картинок, составляющих поэму, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах. - Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор? Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы.

Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», - призывал Блок. В поэме звучит эта музыка. Музыка революции – это метафора, выражение, звучание жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом. В поэме звучат интонации марша: В очи бьется Красный флаг. Раздается Мерный шаг. Вот – проснется... Лютый враг (гл. 11).

«Музыка революции» В поэме звучат интонации марша. Слышен городской романс. Часто встречается частушечный мотив. Прямо процитирована революционная песня. Бросаются в глаза лозунги: « Вся власть Учредительному Собранию!»

Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер - На всем божьем свете! Завивает ветер Белый снежок. Под снежком - ледок. Скользко, тяжко, Всякий ходок Скользит - ах, бедняжка! Контраст чёрного и белого цвета. Чёрный вечер, Белый снег… (« Белый снег » - символ чистоты и надежды) Но Под снежком – ледок. Скользко, тяжко, Всякий ходок Скользит – ах, бедняжка! Что символизирует « ледок »? 1 глава

Образ ветра -всё действие поэмы развёртывается на фоне разгулявшихся природных стихий: Ветер, Ветер На всё божьем свете! «Ветер хлёсткий», он « гуляет », « свищет », « и зол и рад », « разыгралась чтой-то вьюга », « ох, пурга какая, спасе!» « Вьюга долгим смехом Заливается в снегах » Образ ветра бы комментирует происходящее: одних с бивает с ног, другим кажется « весёлым », он « рвёт, мнёт плакат про « Учредительное собрание », когда появляются к расногвардейцы, он радостно « гуляет ». Ветер срастается с петроградским пейзажем и Революцией.

Персонажи 1-й главы. Старушка: образное сравнение: « старушка, как курица, / кой-как перемотнулась через сугроб». Буржуй: «…на перекрёстке в воротник упрятал нос» Хлёсткий эпитет и оксю́морон: « А вон и долгополый - / Сторонкой за сугроб… / Что нынче не весёлый, / Товарищ поп?» Вития: « А это кто? – Длинные волосы И говорит вполголоса: -Предатели! - Погибла Россия!» оратор, человек, искусный в красноречии (устар. или иронич.). Витиеватый, замысловатый (о слоге, стиле речи, почерке) Поп: « брюхо » «А вон долгополый – Сторонкой – за сугроб… Что нынче невесёлый, Товарищ поп? Барыня: «в каракуле» Бродяга: «сутулится»

Можно ли согласиться с тем, что Блок сатирически изображает старый мир? Какие художественные особенности использует автор в обрисовке старого мира? Эпитеты: длинные волосы, долгополый ирония: “ что нынче невеселый товарищ поп? “ Помнишь, как бывало, Брюхом шел вперед, И крестом сияло брюхо на народ; Просторечная лексика: Поскользнулась и – бац - растянулась Только ли старый мир изображается сатирически? Как Вы понимаете следующие строчки? И у нас было собрание … Вот в этом здании … … Обсудили – Постановили: На время – десять, на ночь двадцать пять … И меньше - ни с кого не брать … (Это представительницы древнейшей профессии разрешают возникшие проблемы по примеру “ строителей новой жизни ” .)

2 глава – образ свободы без креста Во 2 главе на авансцену выходят 12 . Значимость этого числа подчёркивается названием поэмы Как они появляются в поэме? - на фоне многоголосия (обилие диалогов) - чёткий маршевый ритм - реплики анархического толка … идут двенадцать человек. Винтовок черные ремни, Кругом - огни, огни, огни … В зубах – цигарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз! Это городская беднота, бывшие каторжники. Их внешность олицетворяет духовный облик: Свобода, свобода, Эх, эх без креста! Они безбожники, слишком ясно несут на себе следы той жизни, которую они прожили, жизнь, в которой,чтобы уцелеть,надо было стать такими.

Реплики 2 главы: Свобода, свобода, Эх, эх, без креста! Тра-та-та! Холодно, товарищи, холодно! Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнём-ка пулей в Святую Русь… Эх, эх, без креста! Лозунги: Вперёд, вперёд, вперёд, Рабочий народ! (6) Товарищ! Гляди В оба! (10) Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! (2)

12 говорится о них как о потенциальных каторжниках. Их облик и повадки непривычны и даже отпугивают. «Словеса» изобилуют грубым просторечием и руганью, мысли и побуждения низменны: не без зависти говорят 12 о своём былом товарище, удачливом в житейских и любовных делах Ваньке. Новый мир, как и старый, не идеализирует. Не выпрямляет, не идеализирует своих героев.

это внутренний, психологический портрет «товарищей», их коллективное сознание («наши», «мы»). Но это и размышление Блока о необходимости преодоления противоречия между внешним и внутренним. Чтобы революция оправдалась, мало спалить буржуев мировым пожаром. Надо, чтобы этот пожар был в крови. Но по старой привычке за благословением на этот шаг они обращаются к Господу.

4-7 главы – история Катьки За что убили Катьку? В чем ее вина? Фактически Катька является невинной жертвой: даже если считать, что ее вина перед революцией в том, что раньше она проводила ночки с красноармейцем Петрухой, а теперь с буржуем Ванькой, то не слишком ли сурово за такую вину наказание? – убийство без суда и следствия, а потом глумление над трупом? А Катька где? – Мертва, мертва! – Простреленная голова! Что Катька, рада?- ни гу-гу… Лежи ты, падаль, на снегу!”

Обратите внимание на нравственную оценку совершенного поступка. Петруха переживает потому, что “ Эту девку … любил Ночки черные, хмельные с этой девкой проводил”. 7 глава Но переживания Петрухи лишены нравственной основы. Его товарищи не переживают вовсе: в их системе ценностей то, что они совершили, является поступком обыденным, не заслуживающим переживания. Их “сочувствие” Петрухи весьма своеобразно: в оказании моральной поддержки они пытаются обратить Петьку к великой идее революции: “ Что ты, Петька, баба что ль… Поддержи свою осанку! Над собой держи контроль! Не такое нынче время, Чтобы нянчиться с тобой! Потяжеле будет время Нам, товарищ дорогой!

8 глава В 8 главке пустота души героя толкает его на вакханалию. «Скучно» – абсолютная внутренняя пустота. Когда нет духовного и душевного «содержания » своей жизни, то и чужая ничего не стоит. Эгоизм революционного своеволия социально направлен в «етажи», к буржуям. Однако кровное возмездие не принесло удовлетворения Петрухе. Нельзя заполнить пустую душу чужой кровью, и поэтому герой остается в прежнем состоянии. Композиционно главка закольцована словом «Скучно!» 8 строк создают жуткую картину бездуховности: явлениями одного порядка предстают и семечки лущит, и темечко почесать, и ножичком полоснуть.

9 глава-буржуй на перекрестке сравнивается с голодным псом Начало главы – романс о декабристах. Случайно ли образ буржуя дан на перекрестке? Что такое перекресток? Только ли 4 дороги, ли это еще и крест? Может ли хоть одна из дорог привести в ту жизнь, где он станет самим собой? Как вы понимаете образ «человек-вопрос»? К кому обращается этот вопрос? Можно ли на него ответить? Кто мог бы на него ответить? Почему человек-вопрос застыл там, где находится сердце распятого Христа? В 9 главе Блок рисует страшную по своей безысходности картину страданий человека, обреченного на гибель не в силу каких-то личных качеств, а потому, что мир, в котором он мог бы быть человеком разрушен теми самыми «двенадцатью», которые продолжают свое победное шествие «Гуляй, ребята, без вина!».

10 глава-вьюга усиливается… Перекресток заметает пурга, и в этой тупиковой ситуации Петруха, смущенный предложением буржуя, пытается опереться на прежние, привычные ценности: «Ох, пурга какая, спасе!» Спас – Спаситель – другое имя Иисуса Христа. «Товарищи» Петрухе возражают: - Петька! Эй, не завирайся! От чего тебя упас Золотой иконостас? Бессознательный ты, право, Рассуди, подумай здраво – Али руки не в крови Из-за Катькиной любви?

11 глава Первая строфа утверждает свершившееся: И идут без имени святого Все двенадцать вдаль… Обратим внимание на слово «все». Они обрели единство, которое символизировано маршевым музыкальным ритмом. В этот момент внешние стихии утрачивают свою власть – «И вьюга пылит им в очи», – но движение вперед продолжается. К концу поэмы меняется и едва ли не окольцовывает ее мотив движения. Сопоставим три словосочетания: «Идут двенадцать человек»; «Идут без имени святого»; «Вдаль идут державным шагом». Изменилось внутреннее содержание движения? Безусловно. Державность – это исполнение государственной миссии. В этом исполнении они осознают свое предназначение. Выполнила революция свою задачу – «переделать все»? Да. Такой Блок ее «услышал» в январе 1918 года. А в реальности? В реальности она была более страшной, кровавой и сложной. Блок это скоро поймет: музыка звучать перестанет. - Почему эта строфа отделена от предыдущей и последующих многоточием? Значит ли это, что Блок придает ей особое значение?

12 глава В завершающей главе командные слова и интонации. «Товарищи» вступают в свои права и от слов переходят к «делу». Сюжет поэмы завершаются кровавой строфой: Трах-тах-тах! Трах-тах-тах… И многоточием, говорящем о продолжении кровопролития. Убив Катьку, они осознали свое право безнаказанно убивать других… Вот с этого-то момента и начинается реальная революция. Картина, нарисованная в последней главе, - двенадцать красноармейцев и позади голодный пес, олицетворение старого мира. Блок понимал, что прошлое и будущее на таких крутых поворотах истории, как революция, неразрывно связаны между собой.

Последняя строфа, завершающая поэму, многосмысленна. Во-первых, начавшись с отголоска маршевой интонации, она почти мгновенно ее утрачивает, и возникает напевная, молитвенная мелодия, личная мелодия Блока, возвращающая нас к его циклам «Снежная маска», «Фаина». Во-вторых, поэт в образах-символах высказал свое понимание исторического движения человечества: от «позади» к «впереди». Схематично его следует представить так: П 12 И.Х. « П » обозначает пса, прошлое во всех его проявлениях; дьявольское начало; двенадцать символизирует человечество, движущееся к Истине, Красоте, Добродетели, которые олицетворяются в христианстве Иисусом Христом. Пес и Христос – рифмуются. Если есть добро, то есть и зло. Но если « Пес » в композиции строфы поставлен рядом с идущими, то от Христа они отдалены громадным расстоянием – в двадцать значимых слов! Дойдут ли они до Него?

Случайно ли появление Христа в последней главе? Появление Христа нельзя считать неожиданным: начиная с первой строфы образ Творца постоянно присутствует в поэме. Вспомним, что изначально христианство- религия обездоленных, стремящихся к лучшей судьбе. Возможно, Христос в финале поэмы потому берет в руки кровавый флаг и оказывается с теми, кому он не нужен, что Он не волен в самом себе, ибо не вправе оставить слабое и несовершенное творение- человека – наедине с тем миром злобы, который этим же человеком и создан… Ибо если Он с ними, то есть пусть ничтожная, но все же надежда на то, что смута и тьма в душах людских уступят миру света, добра… Без Него такой надежды быть не может. Наверное поэтому поэма заканчивается все-таки белым: « В белом венчике…»

Какое значение имеет образ Христа в поэме? Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, Появление Христа может быть залогом света, символ лучшего, справедливости, Любви, знак веры. Он и «от пули невредим», и он мертвый – «в белом венчике из роз». «Двенадцать стреляют в него, пусть и «невидимого». Другие воспринимают этот образ как кощунство

Христос упомянут в поэме несколько раз. «Господи, благослови!» - восклицают революционеры, не верящие в Бога, но призывающие его благословить раздуваемый ими «мировой пожар». К Спасителю обращается и Петруха: « Ой, пурга какая, Спасе». И уже в заключительном эпизоде – явление Христа с кровавым флагом в руке. Эта концовка не давала покоя и самому Блоку: «Чем больше я вглядывался, тем явственнее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, именно Христос». Но Блок писал и том, что с красногвардейцами должен идти не Христос, а Другой. Кто же все-таки появляется в конце поэмы?

Кто там машет красным флагом? По-разному трактуется этот образ. М. Волошин, например, считал, что Христос преследуется красногвардейцами. И это преследование заканчивается стрельбой по нему. Можно предположить и другое: Христос здесь Спаситель грешных душ людей, заблудившихся в политическом мраке. Они не ведают, что творят. Вернуть их к Богу – назначение Христа. Как же тогда объяснить красный флаг в руке Христа? Блок по этому поводу высказывался неопределенно: «Христос с флагом – это ведь – «и так и не так». Поэт сказал все, что мог. В те январские дни ему казалось, что стихия революции созидательна, а она оказалась разрушительной.

Какой бы ни хотел Блок видеть революцию, изобразил он ее объективно, следуя своему призыву «всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию». Он услышал ее в январе 1917 и в январе же понял ее и… замолчал. Лишь однажды еще, 11 февраля 1921 года прозвучали его новые стихи «Пушкинскому дому» – стихи тому, кто был для Блока воплощением России духа ее народа. «Нет. Пушкина убила не пуля Дантеса, - скажет Блок, - его убило отсутствие воздуха, у него отняли тайную свободу». «Отсутствие воздуха» убило и Блока.

Таким образом, в революции А. Блок увидел стихию, согласился с ее закономерным характером, но при этом разглядел ее жестокое лицо, во многом предугадал ее гибельные последствия. Приветствуя революцию как радикальный способ изменения жизни к лучшему, поэт романтически представлял ее силы более разумными и гуманными, чем они оказались на самом деле.