Шпаргалка: Основные положения гуманистической психологии. Гуманистическая психология: идеи, актуальные методики, основные сторонники

Последнее обновление: 07/06/2015

Гуманистическая психология появилась в 1950-х года как реакция на психоанализ и бихевиоризм, занимавшие в то время доминирующее положение.Психоаналитики сосредоточивали своё внимание на понимании бессознательных мотиваций, которые управляют поведением, а бихевиористы изучали процесс обусловливания, по их мнению, определявший поведение. Гуманистические мыслители же считали, что и психоанализ, и бихевиоризм слишком пессимистичны, ибо делают упор на негативные эмоций и не принимают во внимание роль личного выбора.

Гуманистическая психология фокусируется на потенциал каждого человека и подчеркивает важность роста и самореализации. Фундаментальной для гуманистической психологии является убеждённость в том, что люди добры по своей природе и что именно психические и социальные проблемы приводят к отклонениям от этой естественной тенденции.

Гуманизм предполагает также, что для человека характерна деятельность и что благодаря своей воле он преследует цели, которые помогут ему реализовать собственный потенциал. Эта потребность в самоактуализации и личностном росте представляет собой ключевой, с точки зрения психологов-гуманистов, фактор мотивации поведения. Люди постоянно ищут новые способы вырасти и стать лучше, узнать что-то новое и реализовать свои возможности.

В конце 1950-х годов Абрахам Маслоу и другие психологи организовали несколько встреч, на которых обсудили возможность формирования профессиональной организации, посвященной гуманистическому подходу к психологии. Они согласились, что такие темы, как самореализация, творчество и индивидуальность, а также связанные с ними вопросы должны стать ключевыми для нового подхода. Так, в 1961 году они создали Американскую ассоциацию гуманистической психологии.

В 1962 году Абрахам Маслоу опубликовал книгу «По направлению к психологии бытия» (Toward a Psychology of Being), в которой описал гуманистическую психологию как «третью силу» в психологии. Первой и второй были бихевиоризм и психоанализ соответственно.

Тем не менее, не стоит думать об этих направлениях как о конкурирующих между собой. Каждая ветвь психологии вносит вклад в наше понимание человеческого разума и поведения. Гуманистическая психология добавила ещё один аспект, который делал представление о личности целостным.

Гуманистическое движение оказало огромное влияние на развитие психологии и способствовало появлению новых подходов к работе с психическим здоровьем человека. Психологи стали по-новому понимать поведение и мотивы человека, что привело к развитию новых методов психотерапии.

К основным идеям и концепциям в рамках гуманистического движения относят такие понятия, как:
самооценка;

  • свободная воля;
  • и т.д.

Основные сторонники гуманистической психологии

Наибольшее влияние на процесс формирования и развития гуманистического направления в психологии оказали работы таких психологов, как:

  • Ролло Мэй;
  • Эрих Фромм.

Важные события в истории гуманистической психологии

1943 - Абрахам Маслоу описал свою иерархию потребностей в своей статье «Теория человеческой мотивации», опубликованной в Psychological Review;

1961 - видные гуманисты того времени сформировали Американскую ассоциацию гуманистической психологии и начали выпускать «Журнал гуманистической психологии»;

1971 - Американская ассоциация гуманистической психологии становитсяодним из подразделений АПА.

Критика гуманистической психологии

  • Гуманистическую психологию часто считают слишком субъективной - важность индивидуального опыта затрудняет объективное изучение и измерение психических проявлений. Можем ли мы объективно сказать, что кто-то самоактуализировался? Конечно, нет. Мы можем полагаться только на собственную оценку своего опыта, данную индивидом.
  • Кроме того, результаты наблюдений не поддаются проверке - точного способа измерить или количественно оценить исследуемые свойства не существует.

Сильные стороны гуманистической психологии

  • Одно из главных достоинств гуманистической психологии заключается в том, что она отводит человеку большую роль в управления и определении состояния собственного психического здоровья, по сравнению с остальными школами.
  • Она также принимает во внимание воздействие окружающего мира. Вместо того, чтобы сосредоточиться исключительно на наших мыслях и желаниях, гуманистическая психология также подчёркивает также важность влияния на наш опыт окружающей среды.
  • Гуманистическая психология продолжает оказывать влияние как на терапию, так и на образование, здравоохранение и другие сферы нашей жизни.
  • Она помогла побороть некоторые из стереотипов о психотерапии и сделала её приемлемым вариантом для обычных здоровых людей, которые желают исследовать свои способности и потенциал.

Гуманистическая психология сегодня

Сейчас центральные понятия гуманистической психологии можно встретить во многих дисциплинах, включая другие отрасли психологии, образование, терапию, политику и пр. Например, на гуманистические принципы во многом опираются трансперсональная и позитивная психология.

Гуманистическая психология

В 1964 ᴦ. в США состоялась первая конференция по гуманистической психологии. Ее участники пришли к выводу, что бихевиоризм и психоанализ (они были обозначены как две главные на тот момент ʼʼпсихологические силыʼʼ) не видели в человеке того, что составляет его сущность именно как человека. Гуманистическая психология обозначила себя как ʼʼтретья силаʼʼ в психологии, противопоставленная психоанализу и бихевиоризму.

Возникновение названия и формулирование базовых принципов связано в первую очередь с именем американского психолога Абрахама Маслоу (1908 – 1970). В центре гуманистической психологии – понятие становления личности, представление о крайне важно сти максимальной творческой самореализации, что означает истинное психическое здоровье.

Прежде всœего, гуманистическая психология подчеркивает, что человека нужно рассматривать как творческое саморазвивающееся существо, стремящееся не только к покою и определœенности, то есть равновесному состоянию, но и к нарушению равновесия: человек ставит проблемы, разрешает их, стремясь реализовать свой потенциал, и понять человека именно как человека можно, лишь приняв во внимание его ʼʼвысшие взлетыʼʼ, высшие творческие достижения.

Индивидуальность в гуманистической психологии воспринимается как интегративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий.

В гуманистической психологии подчеркивается нерелœевантность (непригодность) исследований животных для понимания человека; данный тезис также противостоит бихевиоризму.

В отличие от классического психоанализа, гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т. п. возникают в связи с воздействием окружения.

Наиболее универсальной человеческой характеристикой в концепции Маслоу является креативность, то есть творческая направленность, которая свойственна всœем, но во многом утрачивается большинством в связи с воздействием среды, хотя некоторым удается сохранить наивный, ʼʼдетскийʼʼ взгляд на мир.

Наконец, Маслоу подчеркивает интерес гуманистической психологии к психологически здоровой личности; прежде чем анализировать болезнь, нужно понять, что есть здоровье (в психоанализе Фрейда путь обратный; по словам Маслоу, Фрейд показал на больную сторону психики; пора показать здоровую). Подлинное же здоровье – не в медицинском, а экзистенциальном смысле – означает творческий рост и саморазвитие.

Эти принципы в основном распространяются и на другие гуманистические концепции, хотя в целом гуманистическая психология не представляет единой теории; ее объединяют некоторые общие положения и ʼʼличностнаяʼʼ ориентация в практике – психотерапии и педагогике.

Центральное место в концепции Маслоу занимает его представление о человеческих потребностях. Маслоу полагал, что так называемые ʼʼбазальныеʼʼ потребности человеку ʼʼзаданыʼʼ и иерархически организованы по уровням. В случае если эту иерархию представить в виде пирамиды или лестницы, то выделяются следующие уровни (снизу вверх):

1. Физиологические потребности (в пище, воде, кислороде, оптимальной температуре, сексуальная потребность и др.).

2. Потребности, связанные с безопасностью (в уверенности, структурированности, порядке, предсказуемости окружения).

3. Потребности, связанные с любовью и приятием (потребность в аффективных отношениях с другими, во включенности в группу, в том, чтобы любить и быть любимым).

4. Потребности, связанные с уважением и самоуважением.

5. Потребности, связанные с самоактуализацией, или потребности личностной состоятельности.

Общий принцип, предлагаемый Маслоу для трактовки развития личности: нижелœежащие потребности должны быть в какой-то мере удовлетворены, прежде чем человек может перейти к реализации высших. Без этого человек может и не подозревать о наличии потребностей более высокого уровня.

В целом, полагал Маслоу, чем выше человек может ʼʼподнятьсяʼʼ по лестнице потребностей, тем больше здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет.

На ʼʼвершинœеʼʼ пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией. Самоактуализацию А. Маслоу определял как стремление стать всœем, чем возможно; это – потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала.

Итак, задача человека, по Маслоу, стать тем, чем возможно – а значит, быть собой – в обществе, где условия не способствуют этому, Человек оказывается высшей ценностью и отвечает в конечном итоге лишь за то, чтобы состояться.

Понятие самоактуализации оказывается в центре концепции одного из наиболее популярных психологов XX века (в том числе среди практиков – терапевтов и педагогов) – Карла Роджерса (1902 – 1987), теоретические взгляды которого формировались по мере совершенствования практической работы. Стоит сказать, что для него, в отличие от Маслоу, понятие самоактуализации оказывается обозначением той силы, которая заставляет человека развиваться на самых различных уровнях, определяя и его овладение моторными навыками, и высшие творческие взлеты.

Человек, как и другие живые организмы, полагает Роджерс, имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Все биологические потребности подчинœены этой тенденции – они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития, и процесс развития протекает, несмотря на то, что на его пути встают многие препятствия – есть много примеров того, как люди, живущие в жестких условиях, не только выживают, но продолжают прогрессировать.

По Роджерсу, человек не таков, каким предстает в психоанализе. Он полагает, что человек изначально добр и не нуждается в контроле со стороны общества; более того, именно контроль заставляет человека поступать плохо. Поведение, ведущее человека по пути к несчастью, не соответствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность, незрелость и т.п. – результат страха и психологической защиты; задача психолога – помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубоких уровнях присутствуют у всœех.

Тенденция актуализации (так иначе обозначается потребность в самоактуализации в динамике ее проявления) – причина того, что человек становится более сложным, независимым, социально ответственным.

Первоначально всœе переживания, весь опыт оцениваются (не обязательно сознательно) через тенденцию к актуализации. Удовлетворение приносят те переживания, которые соответствуют этой тенденции; противоположных переживаний организм старается избегать. Такая ориентация характерна для человека как ведущая до тех пор, пока не формируется структура ʼʼЯʼʼ, то есть самосознание. Проблема же заключается, по Роджерсу, в том, что вместе с формированием ʼʼЯʼʼ у ребенка возникает потребность в положительном отношении к себе со стороны окружающих и потребность в положительном самоотношении; однако единственный путь выработки положительного самоотношения связан с усвоением таких способов поведения, которые вызывают положительное отношение других. Иными словами, ребенок будет руководствоваться теперь не тем, что способствует актуализации, а тем, насколько вероятно получение одобрения. Это означает, что в сознании ребенка в качестве жизненных ценностей будут возникать не те, которые соответствуют его природе, а в представление о себе не будет допускаться то, что противоречит усвоенной системе ценностей; ребенок будет отвергать, не допускать в знание о себе те свои переживания, проявления, тот опыт, которые не соответствуют ʼʼпришедшим извнеʼʼ идеалам. ʼʼЯ-концепцияʼʼ (то есть представление о себе) ребенка начинает включать ложные элементы, не основанные на том, что есть ребенок на самом делœе.

Такая ситуация отказа от собственных оценок в пользу чьих-то создает отчуждение между опытом человека и его представлением о себе, их несоответствие друг другу, что Роджерс обозначает термином ʼʼнеконгруэнтностьʼʼ; это означает – на уровне проявлений – тревогу, ранимость, нецельность личности. Это усугубляется и ненадежностью ʼʼвнешних ориентировʼʼ – они нестабильны; отсюда Роджерс выводит тенденцию примыкать к относительно консервативным в данном отношении группам – религиозным, общественным, малым группам близких друзей и пр., так как неконгруэнтность в какой-либо степени свойственна человеку любого возраста и социального положения. При этом конечной целью, по Роджерсу, является не стабилизация внешних оценок, но верность собственным чувствам.

Единственный путь невмешательства в самоактуализацию ребенка, полагает Роджерс – безусловное позитивное отношение к ребенку, ʼʼбезусловное принятиеʼʼ; ребенок должен знать, что он любим, независимо от того, что он делает, тогда потребности в положительном отношении и самоотношении не будут в противоречии с потребностью в самоактуализации; лишь при этом условии индивид будет психологически цельным, ʼʼполностью функционирующимʼʼ.

Близка к гуманистической психологии позиция Виктора Франкла (1905 – 1997), основателя 3-й Венской школы психотерапии (после школ Фрейда и Адлера). Его подход носит название логотерапия, то есть терапия, ориентированная на обретение смысла жизни (в данном случае логос означает смысл.) В основу своего подхода Франкл ставит три базовых понятия: свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Франкл обозначает несогласие с бихевиоризмом и психоанализом: бихевиоризм по сути отвергает представление о свободной воле человека, психоанализ выдвигает идеи о стремлении к удовольствию (Фрейд) или воле к власти (ранний Адлер); что касается смысла жизни, то Фрейд в свое время полагал, что человек, задающийся этим вопросом, проявляет тем самым психическое неблагополучие.

По Франклу, данный вопрос естествен для современного человека, и именно то, что человек не стремится к его обретению, не видит путей, к этому ведущих, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний типа ощущения бессмысленности, никчемности жизни. Главным препятствием оказывается центрация человека на самом себе, неумение выйти ʼʼза пределы себяʼʼ – к другому человеку или к смыслу; смысл, по Франклу, существует объективно в каждом моменте жизни, в т.ч. самых трагических; психотерапевт не может дать человеку данный смысл (он для каждого свой), но в силах помочь его увидеть. ʼʼВыход за свои пределыʼʼ Франкл обозначает понятием ʼʼсамотрансценденцияʼʼ и считает самоактуализацию лишь одним из моментов самотрансценденции.

Для того чтобы помочь человеку в его проблемах, Франкл использует два базовых принципа (они же – методы терапии): принцип дерефлексии и принцип парадоксальной интенции.

Принцип дерефлексии означает снятие излишнего самоконтроля, размышлений о собственных сложностях, того, что в обиходе называют ʼʼсамокопаниемʼʼ.

Принцип парадоксальной интенции предполагает, что терапевт вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать; при этом активно используются (хотя это не обязательно) различные формы юмора – Франкл считает юмор формой свободы, аналогично тому, как в экстремальной ситуации формой свободы является героическое поведение.

Гуманистическая психология - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Гуманистическая психология" 2017, 2018.

Гуманистическая психология - направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение» и т.д.
Гуманистическая психология сформировалась как психологическое течение в начале 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми влечениями и комплексами. Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.
Основные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:
♦ человек целостен и должен изучаться в его целостности;
♦ каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
♦ человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность;
♦ человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
♦ человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
♦ человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
♦ человек есть активное, интенциональное, творческое существо.
Основными представителями данного направления являются А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, Ф. Бэррон и др.
А. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:
1) физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т.д.;
2) потребности в безопасности - потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;
3) потребности в принадлежности и любви - потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;
4) потребности уважения (почитания) - потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;
5) познавательные потребности - потребность знать, уметь, понимать, исследовать;
6) эстетические потребности - потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;
7) потребности самоактуализации - потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.
По мнению А. Маслоу, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину. Также он считал, что потребности вышележащих уровней могут быть удовлетворены только при условии предварительного удовлетворения потребностей нижележащих уровней. Поэтому самоактуализации достигает только небольшое количество людей (около 1 %). Эти люди обладают личностными особенностями качественно отличными от свойств личности невротиков и людей не достигающих такой степени зрелости: независимостью, креативностью, философским мировосприятием, демократичностью в отношениях, продуктивностью во всех сферах деятельности и т. п. Позже А. Маслоу отказывается от жесткой иерархичности данной модели, выделяя два класса потребностей: потребности нужды и потребности развития.
В. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности - это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.

Лекция, реферат. 6. Гуманистическое направление в психологии - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.




1. Общая характеристика гуманистического направления

2. Теория самоактуализации Абрахама Маслоу

3. Феноменологическая теория Карла Роджерса

4. Личность в логотерапии Виктора Франка

5. экзистенций на психология Ролл в Мэя

Общая характеристика гуманистического направления

В гуманистической психологии человека рассматривают как сознательную и разумное существо, активного создателя собственной личности и своего стиля жизни. Человек определяется стремлением к самосовершенствованию. Сама сущность человека предопределяет его постоянное движение к творчеству и самодостаточности, если этому процессу не препятствуют обстоятельства.

Сторонников гуманистических теорий личности прежде всего интересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Они описывают феноменологию личности, а не ищут ей объяснение; поэтому теории данного типа иногда называют феноменологическими. Описания личности и событий в ее жизни здесь в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, подаются в терминах типа "смысл жизни", "ценности", "жизненные цели" и другие.

Наиболее известными представителями этого подхода к личности является А. Маслоу, К. Роджерс и В. Франкл, Маслоу одним из первых подверг основательной критике психоанализ и бихевиоризм за их пессимистические и унизительные концепции личности. Он считал, что теория Фрейда превышает негативные патологические стороны человеческой жизни и значительно недооценивает положительные здоровые аспекты самореализации личности, ее творческие конструктивные возможности, ее нравственные принципы. Маслоу высказывался достаточно остро, в частности отмечал, что невозможно понять психическую болезнь, если нет понимания психического здоровья. Он со всей прямотой заявлял, что изучение нездоровых, плохо адаптированных, недоразвитых людей может в итоге привести к созданию только "искаженной психологии". Маслоу утверждал, что теория личности должна рассматривать не только глубины личности, но и высоты, которые она может достигать: "Психоанализ представляет человека каким-то неполноценным существом, из которого тут и там выпирают чувствительные черты и недостатки, без которых ее описание было бы неполным.. . Практически вся деятельность, которой может гордиться человек и в которой состоит смысл, богатство и ценность его жизни, - все это Фрейд или игнорирует, или переводит в разряд патологического ".

К. Роджерс, будучи гуманистическим психологом, все же своими взглядами отличался от Маслоу по нескольким ключевым позициям. Он считал, что личность и ее поведение является функцией уникального восприятия окружения, а Маслоу постулировал, что личность и ее поведение определяются и регулируются иерархией потребностей и не считался феноменологию личности. Позиция Роджерса сложилась на основе работы с людьми, которые имели проблемы и искали психологической помощи. В своей работе Роджерс был сосредоточен на поиске терапевтических условий, способствующих самоактуализации, и экстраполировал свои выводы на общую теорию личности. Маслоу же никогда не занимался терапией. Из принципиальных соображений Маслоу сосредоточился на изучении только здоровых людей, процессы развития также были им проигнорированы. Роджерс охарактеризовал процессы развития личности в раскрытии ее врожденного потенциала. Маслоу ограничился лишь признанием того, что существуют определенные «критические стадии" жизненного цикла, в контексте которых личность в большей степени подвержена фрустрации потребностей. В чем оба титаны гуманистической психологии были едины, так это в своем видении, что личность стремится двигаться вперед и при благоприятных обстоятельствах полностью реализует свой врожденный потенциал, демонстрирующее настоящее психическое здоровье.

Гуманистическая психология представляет собой альтернативу двум наиболее важным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму.

Главным предметом гуманистической психологии является личность и ее уникальность, переживание человеком мира и осознание своего места в нем. В основу теории заложено предположение, что человек имеет врожденную способность достигать полного раскрытия своего духовного потенциала, решать все свои личностные проблемы, если он находится в оптимальной для него, дружелюбной социально-психологической атмосфере.

В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

На развитие гуманистической психологии огромное влияние оказал персонализм в середине XX века. Гуманистическая наука появилась в качестве альтернативного направления всем существующим в середине века психологическим школам (бихевиоризму, персонализму и психоанализу), сформировав при этом собственную концепцию личности и этапы ее развития. Главными представителями гуманистической психологии стали: А.Маслоу, К.Роджерс, Г.Олпорт и Р.Мэй. Новые направления в данной науке предопределяли собственные программы через противопоставление установившимся ранее, поскольку она наблюдала неполноценность психологических направлений. Собственные же стремления способствовали разряжению внутреннего напряжения для достижения уравновешенности при взаимодействии с окружающей средой. Гуманистическая психология призывала понять непосредственно человеческое существование на уровне между философией и наукой нашего времени.

Оригинальность гуманистической психологии (авторы А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт) в том, что она развернулась в сторону здоровой, гармоничной личности, не задетой невротическими недугами.

Основные идеи:

  • - человек не заложник своего прошлого опыта, не пассивное животное и не жертва природы;
  • - человек больше устремлен в будущее, к самореализации;
  • - главный мотив - развитие созидающего начала человеческого Я;
  • - человек должен изучаться в его целостности;
  • - каждый человек уникален.

К. Роджерс. Фундаментом личности является Я-концепция "самость".

Восприятие самого себя формируется в процессе взаимодействия с другими людьми, окружающей средой. Структура Я-концеиции:

  • - реальное Я (восприятие того, какой «я есть»);
  • - идеальное Я (представление того, каким бы «я хотел и должен быть»).

Поведение человека можно понять исключительно на основе познания его Я-концепции. Любые реакции и поведение человека обусловлены тем, как он субъективно воспринимает происходящее вокруг, каковы его субъективные переживания. Если реальное Я не совпадает с идеальным Я, то индивид оказывается в состоянии тревоги и растерянности. Это представляет опасность для Я-концепции, угрожает потерей самоуважения. Поэтому в действие приводятся механизмы психологической самозащиты, которые не пускают угрожающие переживания в сознание. Обычно это:

Искажение восприятия, или намеренно ложное истолкование своего переживания (например, ради сохранения Я-концеиции человек интерпретирует факт неназначения на руководящую должность происками злоумышленников, завистников - реакция отрицания, игнорирования переживания (например, весь мир летит кувырком, но «в Багдаде все спокойно...»).

«Полноценно функционирующий человек» должен характеризоваться:

  • - открытостью к переживаниям и благоразумием;
  • - самоприятием и уважением к себе;
  • - интернальностью (ответственностью за все, что с ним происходит, перед самим собой);
  • - творческим образом жизни, адаптивностью к реальным условиям жизни;
  • - насыщенностью жизни в каждый момент времени.

Психотерапия К. Роджерса - не директивная не предполагающая активного воздействия на пациента со стороны психотерапевта: никаких просьб, оценок, рекомендаций и советов. Только роль "выпрамляющего зеркала":

  • - слушай, поясняй его переживания, устанавливай позитивный контакт и спокойную атмосферу полного взаимного доверия;
  • - смотри на мир глазами пациента.

Пациенту отводится равноправная ответственность за терапевтические последствия..

Теория личностных черт Г. Олпорта

Основные положения гуманистической психологии сформулировал Гордон Олпорт. Г.Олпорт (1897-1967) рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную механизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков. Олпорт возражал и против переноса фактов, связанных с больными людьми, невротиками, на психику здорового человека. Хотя он и начинал свою карьеру как врач-психотерапевт, но очень быстро отошел от врачебной практики, сосредоточившись на экспериментальных исследованиях здоровых людей. Олпорт считал необходимым не просто собирать и описывать наблюдаемые факты, как это практиковалось в бихевиоризме, но систематизировать и объяснять их.

Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Человек, прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без кон тактов с окружающими людьми, с обществом. Отсюда неприятие Олпортом положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личностью и обществом. При этом Олпорт утверждал, что общение личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со средой, но взаимообщением, взаимодействием. Таким образом, он резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие - это адаптация, приспособление человека к окружающему миру, доказывая, что человеку свойственна как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин.

Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite - черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, генотипическими, а инструментальные оформляют поведение и формируются в процессе жизни, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности.

Важным для Олпорта является и положение об автономности этих черт, которая развивается со временем. У ребенка еще нет этой автономности, так как его черты еще неустойчивы и полностью не сформированы. Только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность черт человека, являясь важнейшей характеристикой его личности, и дает ему возможность, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность. Таким образом, Олпорт решает проблему индентификации-отчуждения, которая является одной из важнейших для всей гуманистической психологии..

Одна из наиболее современных областей психологии, гуманистическая психология выросла из потребности в более позитивных взглядах на человеческую личность. чем это было предложено в теориях психоаиализа или бихевиоризма. Основные представители гуманистической психологии, Карл Роджерс и Абрахам Маслоу, верили в то, что люди рождаются с желанием расти, творить и любить, что они обладают способностью распоряжаться своей жизнью. Среда обитания и общественного взаимодействия может либо способствовать, либо препятствовать этой естественной склонности. Если человек живет в угнетающей среде, она препятствует его развитию; с другой стороны. благоприятная среда способствует развитию. гуманистический роджерс олпорт маслоу

Представители гуманистической психологии также считают, что важнейшим аспектом человечности является субъективный опыт. Вероятно, это представляет самую серьезную проблему с точки зрения научной психологии, которая требует, чтобы объект изучения был доступен для прямого наблюдения и проверки. Субъективный опыт по определению не вписывается в эти критерии.