Адмиралтейская крепость. История адмиралтейства

Публикации раздела Архитектура

Адмиралтейство

П редлагаем вспомнить историю главной работы архитектора Андреяна Захарова вместе с Натальей Летниковой .

Шести лет от роду отец - адмиралтейский чиновник отправил Андреяна Захарова в училище при Академии художеств. Уже спустя два года мальчик получил свою первую награду за успехи - книгу, а за годы обучения собрал полный комплект медалей Академии и был отправлен в Париж. Во французской стороне молодой архитектор учился у автора знаменитой Триумфальной арки Жана Франсуа Шальгрена.

Вернувшись в Россию, Захаров взялся за недострой Академии художеств и преподавал в альма-матер. В 1799 году сам Павел I назначил Захарова главным архитектором Гатчины. Зодчий построил лютеранскую кирху Святого Петра , Горбатый и Львиный мосты. Андреяна Дмитриевича приглашали экспертом как архитектора и строителя-практика во все крупные проекты Петербурга.

Захаров разработал проект главного торжища России - Нижегородской ярмарки и Литейной мастерской для Академии художеств, проектировал для Кронштадта, Херсона, Ревеля, Архангельска. Знаменитые работы зодчего - Андреевский собор в Кронштадте, Екатерининский собор в Екатеринославле - нынешнем Днепропетровске, собор Александра Невского в Ижевске, Черноморский госпиталь в Херсоне, Кадетский корпус в Николаеве.

Вошел в историю Андрей Захаров как создатель одного из самых красивых архитектурных комплексов Санкт-Петербурга - Адмиралтейства . Перестройка началась в 1805 году. Захаров сохранил конфигурацию плана архитектора Ивана Коробова и представил Александру I два варианта реконструкции: эконом и масштабный.

В итоге старые корпуса были разобраны и построены новые. Величественные и парадные фасады длиной в 400 метров, богато украшенные скульптурами, гармонично сочетались с находящимся поблизости Зимним дворцом. Верфь, которая берет свое начало со времен Петра Первого, превратилась в ансамблевое здание, одно из главных украшений Санкт-Петербурга.

Вспомним 10 фактов из истории символа России - морской державы

1. Гонимые бурей . Первые суда Балтийского флота строили на верфи у рек Свирь и Сясь. Спускали на воду полсотни кораблей под присмотром Петра Первого, дошли по Ладожскому озеру лишь пять из них - помешал ураган. Царь решил основать верфь ближе к Балтийскому морю - у деревни Гавгуево. Стратегически удобное место: дорога для подвоза материала, широкая Нева для спуска кораблей, Петропавловская крепость на расстоянии пушечного выстрела.

2. Царь - архитектор и плотник . Авторство первого проекта верфи приписывают Петру Первому. Изначально здание было одноэтажной мазанкой в форме буквы «П» с внутренним каналом. «Заложили Адмиралтейский дом в Остерии и веселились…» - записал царь в своем дневнике в 1704 году. Сменил веселье тяжкий труд - строительство. Работали с пяти утра и до девяти часов вечера. Трудился на строительстве и сам Петр. Военная угроза со стороны шведов добавила Адмиралтейству земляной вал и функции крепости.

3. Адмиралтейство в камне . Проект Ивана Коробова возник за ветхостью старого здания. В 1732 году Анна Иоанновна приказала заменить мазанковую башню на каменную. Коробов для пущей устойчивости намеревался шпиль понизить, но старые адмиралтейцы воспротивились, и новый проект символа морской державы предусматривал, что шпиль по-прежнему будет возвышаться над городом, но будет спускаться внутрь строения на 12 метров.

4. Придать Адмиралтейству величие . Над решением этой задачи трудился Андреян Захаров. Александр I решил создать Морское министерство и разместить ведомство в Адмиралтействе. Архитектор оставил от прежнего здания изящную башню со шпилем, придал строению Коробова более мощное звучание. В итоге Адмиралтейство лишилось бастионов, наружного канала. Зато щедрой рукой зодчего добавилась фигурная лепнина и скульптуры. Декор разрабатывал сам Захаров. А лестницу Адмиралтейства Карл Росси выбрал прототипом парадной лестницы Михайловского дворца.

5. Что скрывает шар? Во время реконструкции 1928 года в яблоке на вершине шпиля обнаружили газеты 1886 года. Добавили к находке свежую прессу - несколько номеров ленинградских газет. А в 1977 году - новую подборку газет и Конституцию СССР. Хранится в шаре и ларец со сведениями обо всех мастерах, проводивших ремонтные работы. Молва, как водится, заменила отчеты на золотые монеты и добавила драматизма - якобы открыть шкатулку невозможно: секрет механизма утерян.

6. Золото шпиля. 72 метра ввысь. «Адмиралтейская игла» - так стали именовать шпиль с легкой руки Александра Сергеевича Пушкина. Это второй шпиль Петербурга - после Петропавловского собора. По легенде, на позолоту шпиля пошли дукаты, полученные Петром Первым от Соединенных провинций - 17,8 килограмма золота. Под шпилем Адмиралтейства располагались царские покои и трон с балдахином. В блокаду Ленинграда шпиль Адмиралтейства был зачехлен, и вновь он засиял над городом лишь 30 апреля 1945 года.

7. Парящий корабль. Один из символов Санкт-Петербурга. Автор флюгера - Ван Болос, обрусевший голландский мастер. Доподлинно неизвестно, какое именно из российских судов «воспарило» над городом. По легенде, три флага на первом кораблике были из чистого золота, а в носовой части хранилась личная буссоль, или компас, - Петра I. Менялся флюгер дважды - в 1815 и в 1886 году. Первый корабль был утерян, а второй, двухметровый и 65 килограммов веса, занял место в экспозиции Морского музея.

8. Адмиралтейский «трезубец». Три большие улицы встречаются в единой точке. Комиссия о санкт-петербургском строении 1738 года отвела Адмиралтейству градоообразующую роль. На шпиль был ориентирован не только Невский и Вознесенский проспекты. Средней «першпективой» стала нынешняя Гороховская улица. Так появилась трехлучевая система улиц, получившая морское название - «адмиралтейский трезубец».

9. Утерянные скульптуры. Европа и Азия, Африка и Америка у павильонов. Волга, Дон, Днепр, Нева у боковых входов. И еще двенадцать скульптур - месяцев года на фронтонах. При перестройке Исаакиевского собора в Адмиралтействе размещался временный храм, который так и остался в морском ведомстве. Нагие скульптуры античных богов не соответствовали такому соседству, и священнослужители вели против изваяний 40-летнюю борьбу. Фигуры «одели» и заменили на благопристойные. К примеру, вместо марта, апреля и мая - Вера, Надежда, Любовь.

10. Традиции Адмиралтейства. Адмиралтейская башня служила пожарной каланчой, а после наводнения 1777 года стала еще и сигнальной. На углах при подъеме воды вывешивали днем флаги, ночью - фонари и стреляли из пушки. При Екатерине II на башне в полдень ежедневно играл адмиралтейский оркестр. В качестве верфи Адмиралтейство перестало существовать в 1844 году, но спустя почти сто лет, во время блокады, здесь ремонтировали боевые корабли. Как в петровские времена, работали по 16 часов в день.

Главное Адмиралтейство.

Величественное здание Главного Адмиралтейства – одна из выдающихся достопримечательностей Санкт-Петербурга. Его сияющий золотом высокий шпиль с корабликом давно вошел в число символов города на Неве.

Значение Адмиралтейства не ограничивается достоинствами архитектурного памятника в стиле классицизма с морской тематикой в художественном оформлении. Оно гораздо шире и связано с зарождением Балтийского флота и развитием судостроения, с традициями морского инженерного училища и становлением морского могущества России…

Историческая справка

Адмиралтейство было заложено 5 ноября 1704 года как главная судостроительная верфь для создания Балтийского флота и явилось первой постройкой в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы, на острове, сразу получившем название Адмиралтейский.

За два года до этого события Петром I были основаны верфи на Ладожском озере, построившие несколько десятков судов, в том числе первый военный 28-ми пушечный фрегат «Штандарт». Но на Ладоге не редки серьезные штормы, затрудняющие судоходство, особенно в осеннее время.

По легенде, случай заставил государя искать другое место для строительства кораблей, поближе к выходу в Балтийское море.

В начале осени 1704 года под личным присмотром Петра I спустили на воду около полусотни кораблей, и флот отправился в плавание по коварной Ладоге. Налетевший ураган разметал суда, государев корабль только на шестой день прибыл в место назначения – Шлиссельбург, остальные парусники разбушевавшаяся стихия не отпускала еще трое суток.

Император Петр с А. Д. Меньшиковым незамедлительно отбыли из и, следуя вдоль извилистых берегов дельты Невы, две недели вели тщательный осмотр, пока поиск не увенчался успехом. На левом берегу Невы у деревеньки Гавгуево вблизи Заячьего острова они отыскали стратегически удобный участок для верфи: под защитой пушек Петропавловской крепости, с достаточно широким руслом Невы для спуска судов, с дорогой на Новгородский тракт, годившейся для подвоза материалов.

Собственноручный чертеж Петра I с планом «Адмиралтейского дома» хранится в Центральном военно-морском архиве и дает нам представление о первом Адмиралтействе как об одноэтажной мазанке в виде вытянутой буквы П, раскрытой в сторону реки. В строениях располагались мастерские, склады, служебные помещения Адмиралтейской коллегии, а внутри двора находились эллинги и стапели для строительства больших и малых кораблей.

Ввиду военной угрозы со стороны шведов (Северная война продолжалась до 1721 года), все сооружения были обнесены валом с пятью бастионами и сотней корабельных пушек. На обширной территории вокруг крепости вырубили лес и организовали гласис для обзора в случае нападения неприятеля и предохранения от пожаров. Пройдут десятилетия и на месте Адмиралтейского луга появятся , Сенатская, Исаакиевская и .

Первый корабль сошел со стапелей на воду 10 мая 1706 года. Это был прам – самоходная парусно-гребная батарея, незаменимая как при штурме крепостей с моря, так и для их обороны от морских десантов. Вооруженный 18 пушками 24-метровый корабль тут же отправился в Кроншлот (), преграждавший шведам вход в Неву.

Всего при Петре I на Адмиралтейской верфи было построено:

23 линейных корабля;
2 бомбардирских корабля;
4 фрегата;
200 галер;
8 паромов.

В 1709 году по указанию Петра I в Адмиралтействе появилась кладовая образцов и чертежей – «модель-камера», преобразованная в Морской музей в 1805 году, который здесь находился до 1939 года, затем его коллекция пополнила фонды .

Первая перестройка Адмиралтейства датируется 1711 годом, а в 1719 году на шпице надвратной башни появился знаменитый кораблик, выполненный обрусевшим голландским мастером Харманом Ван Болесом. Первый кораблик, который украшал шпиль без малого 100 лет, потеряли в ходе ремонтных работ и заменили другим. Точная копия второго кораблика (весом 65 кг и габаритными размерами 192 см х158 см), выполненная из позолоченного металла, сейчас красуется на башне, а оригинал в 1886 году занял свое место в экспозиции Морского музея.

Автор второй перестройки Адмиралтейства (1732-1738 г.) — русский зодчий И. К. Коробов – один из плеяды «птенцов гнезда Петрова», отправленный Петром I на учебу в Голландию, архитектор Адмиралтейского ведомства. Ему удалось, сохранив П-образный профиль производственного комплекса, придать монументальность всей постройке и возвести стройную центральную башню с позолоченным шпилем, уносящим кораблик ввысь на 72 метра.

Во второй половине XVIII века башня Адмиралтейства исполняла роль пожарной и сигнальной (после наводнения 1777 года): при подъеме воды в Неве здесь вывешивали флаги и палили из пушки. Екатерина II ввела еще одну традицию – на террасе третьего яруса ежедневно в полуденный час играл военный оркестр.

Архитектура здания

К концу XVIII века центр города окончательно переместился с Васильевского острова на левый берег Невы, и Адмиралтейство становится главной градостроительной доминантой: от него лучами расходятся Вознесенский и , Гороховая улица. И оказалось, что старомодное здание с его утилитарным характером совершенно не соответствует расположенному по соседству Зимнему императорскому дворцу и другим парадным сооружениям Петербурга.

С решением трудной задачи совместить функционирующую верфь (постройка кораблей продолжалась до 1844 года) с новым высоким статусом Морского министерства, сохранив при этом шпиль И. Коробова, блестяще справился главный архитектор Адмиралтейского ведомства Андреян Дмитриевич Захаров, отдавший возведению третьего по счету и существующего поныне здания Адмиралтейства многие годы жизни. По его проекту в 1806 году началась коренная перестройка всего комплекса, завершенная в 1823 году — уже после смерти архитектора.

Современники дали произведению Захарова высокую оценку. Профессор Академии художеств В. И. Григорович писал: «Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге - здание огромнейшее и, можно сказать, единственное по чистоте архитектуры, согласию частей, соразмерности во всем и изящному стилю…»

Два П-образных корпуса и ступенчатая башня со шпилем образуют современное Адмиралтейство. Арки и портики с колоннадами оформляют в стиле русского ампира его фасады, богато украшают скульптурой, барельефами и лепниной, что смягчает строгие классические формы здания и позволяет избежать монотонности.

Воплощая идею прославления России как морской державы, архитектор собрал лучших скульпторов — И. Теребенева, Ф. Щедрина, С. Пименова и других для создания статуй богов — покровителей мореплавателей, античных героев, нимф, несущих земную и небесную сферы, и аллегорий стихий, частей света, времен года.

В наибольшей степени идеи архитектора выражает барельеф «Зарождение флота в России», расположенный над центральной аркой, где Петр I принимает от бога морей Нептуна трезубец – символ морской власти, а под ним барельеф, на котором две парящие Славы склонили знамена.

Внешний облик здания прекрасно отображает его «внутреннее содержание». С момента основания Адмиралтейства здесь располагались учреждения, управляющие флотом: Адмиралтейская коллегия, Главный военно-морской штаб, Морское министерство, Гидрографическое управление. С 1925 года здесь находилось Высшее военно-морское училище, а в 1932-1933 годах – первое КБ по разработке ракетных двигателей, так называемая Газодинамическая лаборатория, которая затем переехала в .

Адмиралтейство сегодня

В Адмиралтействе с 2013 года находится храм святителя Спиридония Тримифутского. Первый временный храм здесь появился при перестройке еще в XIX веке. В дальнейшем пришлось внести изменения в скульптурное убранство здания, так как языческие полуобнаженные изваяния античных богов не соответствовали соседству с православным собором, который решено было оставить при Морском министерстве.

С 2012 года Адмиралтейство занимает штаб ВМФ и другие военные ведомства РФ. Осмотреть здание можно только снаружи.

Если не полениться и обойти все грандиозное сооружение — протяженность его главного фасада составляет 407 метров, можно по достоинству оценить шедевр национального зодчества, которому скульптурные композиции придают особенную выразительность. Перед зданием в Александровском парке установлен фонтан, а позади него, на Адмиралтейской набережной можно увидеть памятник Петру I — царь-плотник (скульптор Л.А. Берштрам), подаренный городу Королевством Нидерландов в 1996 году к 300-летию основания Российского флота.

Прошли века, но и сегодня здание Главного Адмиралтейства производит сильное впечатление, сохраняя ведущее положение среди великолепных архитектурных ансамблей прилегающих площадей. Переливается золотом Адмиралтейский шпиль. Он хорошо просматривается с многочисленных улиц и проспектов и, по-прежнему, занимает центральное место в классическом облике Петербурга, который так вдохновенно воспел великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в знаменитой поэме «Медный всадник»:

«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак…

… И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…»

Где находится и как добраться

Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге находится на берегу Невы возле , между и Медным всадником, рядом с Александровским садом по адресу:

Адмиралтейский проезд, дом 1/ Дворцовый проезд, дом 1/ Адмиралтейская набережная, дом 2.

Добираться лучше всего на метро до станции, которая так и называется — «Адмиралтейская». Пешком от метро идти менее 10 минут (около 750 м). Выйти из метро на Малую Морскую улицу, дойти до Гороховой улицы и повернуть направо, ориентируясь на шпиль Адмиралтейства, пройти через Александровский сад.

Здание Главного Адмиралтейства - шедевр русского национального зодчества, одно из высших достижений архитектуры русского классицизма. Облик здания, как и его роль в ансамбле центра города, определился в итоге длительной строительной деятельности на протяжении всего XVIII и первой четверти XIX столетия.

Адмиралтейство - первая русская кораблестроительная верфь на Балтийском море - заложено 5 ноября 1704 года по собственноручному чертежу Петра I.

В условиях военного времени возникла необходимость оградить верфь со стороны суши укреплениями - земляным валом с пятью бастионами и рвом перед ним.

Первое петровское Адмиралтейство было фахверковым (мазанковым). В 1711 году в центр здания были встроены каменный корпус Адмиралтейской коллегии и над ним фахверковая башня с часами и шпилем.

Обширные одноэтажные строения располагались «покоем», ограничивая открытое к Неве пространство верфи с доками, эллингами и каналами.

В 1721 году началась замена фахверковых адмиралтейских строений каменными.

Несмотря на некоторые искажения в 1820-х годах и во второй половине XIX века гениального патриотического замысла Захарова - уничтожение части скульптур на фасадах, пробивку оконных проемов третьего этажа на месте лепного фриза, завершавшего плоскости стен главного фасада, и застройку Адмиралтейской набережной, здание Адмиралтейства сохраняет свое значение архитектурной доминанты в грандиозном ансамбле центра города.


Адмиралтейство с его башней и шпилем, на которые ориентированы три основные городские магистрали - Невский проспект, Горховая улица и Вознесенский проспект, по-прежнему является композиционным центром города.



В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от артиллерийских обстрелов и бомбардировок. Более семидесяти бомб и снарядов нанесли тяжелые увечья зданию, которое начали восстанавливать уже в последний год войны под руководством главного архитектора Адмиралтейства В. И. Пилявского, при самоотверженной работе скульптора Я. А. Троупянского и художника-реставратора В. С. Щербакова.

Уничтоженные бомбой три скульптуры на башне были восстановлены к моменту окончания войны.



Одно из главных архитектурных украшений культурной столицы России - Адмиралтейство. Этот комплекс зданий в стиле ампир был выстроен в XVIII веке. Первое упоминание о нем датировано началом названого столетия.

Нужно отметить, что первоначально его назначение и внешний облик были иными, чем в настоящее время: постройки были возведены для ремонта и строительства судов. Позже здания были перестроены. Сегодня в знаменитом комплексе зданий находится командование российского Военно-морского флота.

Силуэт кораблика, венчающий одно из величественных строений комплекса, в настоящее время является символом северной российской столицы.

Начало истории

В походном журнале Петра Великого сохранилась запись о закладке «Адмиралтейского дома», длина которого составляла двести сажен, а ширина - десять сажен. В той же записи упомянуто, что после закладки здания это событие весело отмечали в питейном заведении.

Строительные работы продвигались очень быстро. Уже спустя два года после того, как была сделана запись, проект «Адмиралтейского дома» был воплощен в жизнь. «Дом», построенный по чертежам императора, представлял собой настоящую крепость (она была необходима для защиты верфи). Ее окружали рвы с водой, постройку также защищал земляной вал.

Само строение было низким (состояло лишь из одного этажа) и очень длинным. Помещения этого здания использовались в качестве складов и кузниц, некоторые комнаты были отданы адмиралтейскому ведомству, точнее, его службам. Во дворе здания был прорыт канал (его засыпали в начале XIX столетия). Он был необходим для доставки строительных материалов, а также имел оборонительную функцию.

Спустя несколько лет после того, как здание было достроено, в нем оборудовали особую комнату, предназначенную для хранения чертежей и моделей кораблей. Здесь можно было увидеть модель каждого корабля, построенного на верфи, и ознакомиться с его чертежами. В начале XIX столетия эта комната была превращена в музей. Он просуществовал здесь до конца 30-х годов XX века.

Силуэт кораблика

История знаменитого кораблика, являющегося в настоящее время одним из символов города, начинается в конце 10-х годов XVIII века. Именно тогда силуэт кораблика появился над воротами адмиралтейства. Его водрузил туда Харман ван Болос - голландский плотничный мастер. Силуэт корабля был укреплен на длинном металлическом шпиле.

Какой же именно корабль стал прообразом этого элемента декора? Историкам до сих пор не удалось это установить. Некоторые придерживаются следующей версии: образцом явился силуэт того судна, которое первым вошло в только что достроенный санкт-петербургский порт. Согласно другой версии, шпиль увенчан уменьшенным силуэтом совсем другого корабля, построенного в 60-е годы XVII столетия; это был первый русский корабль, предназначенный для военных целей. Какая из двух версий верна? Ответ на этот вопрос пока не найден.

Существует предание о том, что флаги на мачтах знаменитого кораблика были изготовлены из золота . Ни подтвердить, ни опровергнуть эту легенду в настоящее время невозможно, так как первоначальный силуэт кораблика, венчавший шпиль, был утерян в начале XIX столетия и заменен новым.

Этот новый кораблик также был заменен спустя примерно семьдесят лет. Тот силуэт, который украшает шпиль в настоящее время, является точной копией второго замененного кораблика.

Здание в XVIII столетии

Каменное здание было возведено в 30-е годы XVIII века . Его проект был разработан Иваном Коробовым . Перед архитектором стояла задача создать по-настоящему монументальное, величественное строение, и эта цель была достигнута.

Самой яркой деталью здания стала высокая башня, увенчавшая ворота . Ее шпиль был покрыт позолотой. Согласно некоторым историческим документам, золото для покрытия шпиля было получено в результате переплавки дукатов, которые нидерландское правительство преподнесло российскому императору в качестве подарка. Впрочем, эта информация вызывает у историков сомнения. Так или иначе, сверкающий на солнце, яркий шпиль по сей день производит большое впечатление на гостей столицы. Его острие оканчивается флюгером - знаменитым силуэтом кораблика. Этот силуэт находится на высоте семидесяти двух метров (высота башни - сорок девять метров, высота шпиля - двадцать три метра).

В 40-е годы XVIII столетия обширное пространство возле здания использовалось в качестве пастбища. Также здесь проходили военные учения. В праздничные дни на этом поле устраивались ярмарочные гуляния, все вокруг становилось пестро от ярко раскрашенных каруселей и балаганов.

При Елизавете Петровне возникли серьезные проблемы с крепостным каналом: в нем стала скапливаться грязная вода (туда сливались стоки). Императрица приказала систематически очищать русло канала. В тот же период времени обширное пространство возле здания было замощено.

Адмиралтейство в XIX-ХХ веках

В начале XIX столетия возникла необходимость в перестройке Адмиралтейства. Теперь оно было расположено в центральной части города, неподалеку от него высились величественные дворцы, а потому и оно должно было выглядеть менее утилитарно, более ярко и нарядно. Проект перестройки здания был разработан Андреяном Захаровым . Изменения, внесенные им в облик Адмиралтейства, были весьма существенными, но они не коснулись самой яркой и узнаваемой детали здания - изящной башни над воротами и позолоченного шпиля с флюгером-корабликом. Специалисты находят, что задача, стоявшая перед архитектором, была решена им блестяще.

Новый главный фасад здания в XIX столетии выглядел весьма внушительно (да и в наши дни производит большое впечатление): его протяженность составляет четыреста семь метров . Расскажем кратко и о других архитектурных особенностях величественного строения и всего архитектурного ансамбля, играющего столь важную роль в формировании облика культурной столицы России.

В состав архитектурного ансамбля входят два корпуса, имеющие П-образную форму . Когда-то они были разделены рвом. В XIX столетии один из корпусов был занят мастерскими, а другой - учреждениями речного и морского флота страны.

Центральный элемент ансамбля - башня, увенчанная шпилем , о которой уже было рассказано выше. В ее основании находится арка, среднюю часть башни украшает колоннада.

Обратите внимание на то, что общая композиция архитектурного комплекса отличается строгостью, удивительной цельностью и четким ритмом.

Отдельно нужно сказать несколько слов о скульптурах , являющихся важной частью архитектурного ансамбля. В их числе изображение богини правосудия, награждающей ремесленников и воинов, неподалеку – фигуры нимф, держащих глобусы, скульптуры четырех прославленных героев античного мира... Нельзя не упомянуть и о двадцати восьми скульптурных аллегориях. Они символизируют стихии, времена года, стороны света; одна из статуй изображает музу астрономии; частью архитектурного ансамбля является также фигура египетской богини, покровительствующей мореплавателям; комплекс зданий украшают и другие аллегорические скульптуры. Обратите внимание на то, что все перечисленные изображения объединены одной темой: они утверждают образ нашего государства как морской державы. Этой же теме посвящены и многие другие скульптуры, не перечисленные здесь, но входящие в состав знаменитого архитектурного ансамбля.

До настоящего времени сохранился не только архитектурный облик Адмиралтейства, но и часть старинных интерьеров . Это парадная лестница, расположенная в вестибюле, а также помещение библиотеки и зал, предназначенный для собраний. Интерьеры отличаются строгостью, но ее смягчает изящество отделки. Окна расположены так, что все помещения великолепно освещены; этот яркий свет также смягчает вышеупомянутую строгость оформления интерьеров.

В блокадные годы яркий позолоченный шпиль с корабликом, являвшийся весьма заметной мишенью для врага, был укрыт чехлом. Незадолго до Победы этот чехол был снят.

Здание, украшением которого является этот шпиль, несколько раз реставрировалось на протяжении XX столетия. Реставрационные работы проводились в конце 20-х годов, затем - во второй половине 70-х и в конце 90-х годов. В 70-е годы было проведено золочение шпиля; тогда в полость шара, расположенного под силуэтом кораблика, был помещен специальный контейнер с текстом Конституции Советского Союза.

Нынешнее время

Несколько лет назад горожанами был отмечен тревожный факт: на знаменитой башне со сверкающим шпилем появилась достаточно большая трещина . В настоящее время эта тревожная ситуация рассматривается Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.

Спустя пять лет после обнаружения трещины состоялся переезд в помещения архитектурного комплекса высшего командования ВМФ, это событие ознаменовалось поднятием Андреевского флага над одной из башен.

Спустя еще год на территории Адмиралтейства был открыт храм . У этой церкви есть одна необычная особенность: над ее куполом нет креста, так как его заменяет крест, изображенный на Андреевском флаге.

Существуют планы внесения некоторых небольших изменений в нынешний облик архитектурного комплекса. Согласно этим планам, пространство внутренних дворов накроет стеклянный купол, а исторические корпуса будут объединены стеклянными переходами.

Ю.К. Баленко, И.З. Копп, Я.И. Полях

Главное Адмиралтейство
(по материалам книги "Главное Адмиралтейство", книга выходит в январе 2000 года)

Среди архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга особое место занимает ансамбль центральных площадей – Дворцовой, Декабристов и Исаакиевской. Центром этого неповторимого градостроительного ансамбля, сформировавшегося в результате преемственной творческой деятельности нескольких поколений зодчих, является Главное Адмиралтейство. Адмиралтейство было заложено 5 ноября 1704 года и построено по чертежам Петра I, как главная судостроительная верфь России на Балтийском море. Она стала основой зарождения флота в России, развития судостроения и морского могущества державы.

На протяжении почти трех веков Главное Адмиралтейство играет важную роль в становлении и развитии города на берегах Невы. От здания Главного Адмиралтейства берет начало Невский проспект. Продолжением осевой линии центральной башни со шпилем является Гороховая улица, через Исаакиевскую площадь открывается вид на Адмиралтейство с Вознесенского проспекта.

Основание Главного Адмиралтейства

Историческая обстановка начала XVIII века, закономерности экономического и политического развития вывели Россию к водным коммуникациям, для освоения которых требовалось создание верфей и флота.

Встречаются довольно разноречивые версии по поводу выбора места для Главного Адмиралтейства. По распространенной легенде Петр I вместе с Александром Меншиковым выбрали место для Адмиралтейства сразу же после закладки города-крепости 16(27) мая 1703 года.

Пройдя извилистую ленту Невы от Орешка до выхода в Финский залив по всем рукавам дельты Невы и осмотрев здесь берега всех островов, после недельных поисков Петр и Меншиков причалили у левого берега Невы чуть ниже Заячьего острова, где и было выбрано место для верфи.

Еще когда не было известно, где будет расположена новая верфь, Петр I уже называл ее Адмиралтейской. И эту часть города, ограниченную Невой и Мойкой, сразу нарекли Адмиралтейским островом. После того, как вокруг верфи прорыли каналы, название Адмиралтейский остров иногда относили к участку суши, где расположилось Адмиралтейство.

Исторической датой рождения Главного Адмиралтейства считается 5 ноября 1704 года, когда Петр I сделал запись: "Заложили Адмиралтейский дом и были в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 100 сажен".

Первый чертеж Адмиралтейской судостроительной верфи был исполнен лично Петром.

Собственноручный чертеж Петра I – первый план Адмиралтейской верфи – хранится в Центральном военно-морском архиве. По замыслу Петра "Адмиралтейский дом" представлял собою группу различных зданий, из которых главные объединялись в одно гигантское П-образное сооружение. На самой площадке располагались сараи, кузницы, а у Невы – эллинги и стапели для постройки гребных и парусных деревянных судов различной величины.

В восточной части П-образного сооружения размещался канатный сарай, а в западном крыле – мачтовые, парусные, конопатные мастерские.

К осени 1705 года в основном завершились работы по сооружению П-образного двора, открытого к Неве. Внутри двора разместились многочисленные сооружения.

Центральными сооружениями были эллинги и стапели для постройки кораблей длиной от 60 до 70 футов и мелких судов от 20 до 50 футов.

Адмиралтейство быстро принимало вид действующей верфи и крепости. Вокруг него на всей территории Адмиралтейского острова вырубили деревья, что позволило хорошо просматривать окрестности. (Это место называли Адмиралтейским лугом). Все сооружения были обнесены высоким земляным валом с пятью бастионами, под которые были забиты сваи длиной до трех с половиной сажен. Перед валами был вырыт ров, откосы которого укрепили фашинами, связанными пучками хвороста (их надежность была проверена при укреплении окопов), а вдоль всех стен стояли рогатки. Перед центральным бастионом через ров был перекинут подъемный мост, а на его воротах воздвигнут деревянный "шпиц", обитый жестью. К концу 1705 года Адмиралтейская крепость могла принять на зимовку флотилию судов. С кораблей были сняты 100 пушек с 3-, 6- и 12-фунтовыми ядрами, которые были установлены на валу вокруг крепости; моряки этих кораблей составили первый гарнизон крепости.

Первоначальный облик Главного Адмиралтейства

С развитием города постепенно формируется и первый внешний облик Главного Адмиралтейства как единого комплекса, в котором соединяются разнородные функции: судостроение, оборона и управление флотом.

По распоряжению Петра I с весны 1719 года ведется расширение и каменное строительство "мастерских палат".

Уже в этот период в центре строений появляется мазанковая с деревянным верхом башня с остроконечным шпилем. (До настоящего времени чертежи этой башни не найдены и ее точное местонахождение не установлено).

В 1717 году на запад от Главного Адмиралтейства прорыт канал, связавший водным путем верфь с Новой Голландией, где располагались склады морского ведомства и канатные дворы(ныне Адмиралтейский канал засыпан – на этом месте проходит Конногвардейский бульвар).

С 1727 года часть обветшавших мазанковых корпусов Главного Адмиралтейства реконструется, возводятся каменные строения. Работами руководят голландец Ван Звитин, итальянец Гаэтано Киавери и другие, совмещающие работы в Адмиралтействе с разными обязанностями.

Поэтому 30 октября 1727 года Адмиралтейств-коллегия принимает решение назначить для руководства работами архитектора Ивана Кузьмича Коробова.

Иван Кузьмич Коробов родился в 1700 году, и его детство и юношеские годы прошли в период наиболее энергичной деятельности Петра I.

В Центральном государственном архиве ВМФ хранятся журналы Адмиралтейств-коллегии, записи в которых раскрывают большую работу, проводившуюся на протяжении многих лет Иваном Коробовым в Главном Адмиралтействе.

В январе 1730 года запись гласит: "В будущем лете сего года Адмиралтейских каменных магазейнов по учиненному архитектором Коробовым чертежу с каменными сводами строить одну четверть".

Судя по этой и дальнейшим записям, работа была разделена на четыре части, охватывающие всю застройку Главного Адмиралтейства, что было обусловлено прежде всего финансовыми соображениями.

Основные строительные работы по сооружению каменного двухэтажного здания П-образной формы с единым протяженным параллельно Неве фасадом, перед которым проходил широкий обвалованный канал, были завершены в 1732 году.

Башня Главного Адмиралтейства или, как ее еще называли, "Адмиралтейская башня", возводилась Иваном Коробовым не сразу, а многократно переделывалась. Но более основательно Коробов занялся башней после окончания основных работ.

Сохранившийся проект башни был выполнен Иваном Коробовым в двух вариантах. В обоих основанием служит каменный куб, но завершаются они различным образом: в одном случае на башне не было шпиля. Обосновывая этот вариант, Коробов указывал на трудности сооружения шпиля, а также на опасность при ветрах. В варианте со шпилем первый и второй ярусы башни были одинаковы по высоте. Карниз второго яруса делит всю высоту башни пополам. Пилястры распределялись на ярусах башни в традиционной последовательности ордеров снизу вверх: тосканский, ионический и на фонарике – коринфский.

В найденном Коробовым решении надвратной башни синтезированы идеи строительства Главного Адмиралтейства, соответствующие как его собственному, так и государственному назначение, а также традиционная для того времени композиция, применявшаяся при сооружении церквей и колоколен. В основе проекта – расположенный в верхней части башни зал Адмиралтейств-коллегии, в котором размещались трофеи морской славы России.

24 мая 1732 года Адмиралтейств-коллегия рассмотрела проекты, представленные Коробовым "со мнением архитекторским и выслушав приказали... учиня экстракт доложить императрице". Спустя две недели 8 июня вопрос о перестройке башни Главного Адмиралтейства по варианту со шпилем был решен. Императрица Анна Иоановна "указала тот шпиц построить против того, какой оной прежде был и обить оной шпиц и купол медью и вызолотить добрым мастерством".

Уже осенью 1732 года под руководством Ивана Коробова "спищным мастером" Ван Болесом была начата разборка старой башни и подготовка к возведению новой.

Основные работы по строительству башни были завершены в 1734-1735 годах. Современный вид основания башни с выразительным арочным проездом, с небольшими проемами для окон по углам сохраняет идеи Ивана Коробова.

В 1737 году по проекту и под руководством Коробова на башне был сооружен шпиль. Для возведения шпиля применялся мачтовый лес 11-саженной длины. Деревянный каркас шпиля был заглублен в объеме каменной башни на два верхних яруса (около 12 м). Все плотницкие работы выполнены артелью подрядчика "олончанина Артемия Филиппова". Все работы по сооружению коробовского Главного Адмиралтейства были завершены в 1738 году.

На позолоту купола и шпиля с корабликом использовали 5081 золотой червонец общим весом около 16 кг, что по тем временам было оценено в 11076 рублей 38 копеек.

В башне под шпилем разместились "покои для адмиралтейского присутствия". А на открытой террасе третьего яруса в предобеденное время выводились оркестры гвардейских полков и с одиннадцати часов до полудня звучали трубы и литавры.

Другим великим зодчим, отдавшим многие годы жизни Главному Адмиралтейству, был Адриан Дмитриевич Захаров. Он родился в августе 1761 года в семье бедного чиновника Адмиралтейской коллегии Дмитрия Захарова, проживавшей в окрестностях Санкт-Петербурга.

Стремясь понять истоки того пути, который привел Адриана Дмитриевича Захарова к созданию жемчужины великого города на Неве, мы видим, что золотой парусник на вершине шпиля, сам шпиль, стройный как корабельная мачта, весь облик Адмиралтейства связаны с морской тематикой... Захаров родился на Адмиралтейском острове, в семье адмиралтейского служащего. Все лучшее в жизни Адриана Захарова, да и сама жизнь отданы Главному Адмиралтейству.

Вершина творчества академика архитектуры Захарова

К началу XIX века центр тяжести в застройке новой столицы все более основательно перемещался с Петроградской стороны и с Васильевского острова на Адмиралтейский. Формировавшиеся архитектурно-планировочные ансамбли, расширение деловой жизни столицы, развитие коммуникаций все более определенно создавали гармоничный облик центра великого города. Для его восприятия стало привычным центральное расположение Главного Адмиралтейства с пирамидальным позолоченным шпилем, увенчанным парусником. Несмотря на попытки усовершенствования творения Коробова за прошедшие три четверти века, его вид не гармонировал с развивающимся окружением в центре Петербурга.

Широкий, открытый в сторону Невы двор Главного Адмиралтейства, где продолжалось строительство кораблей, препятствовал развитию транспортных коммуникаций по берегу Невы и оформлению единого облика набережных. Береговая линия была прорезана десятью шлюзами, а также каналами для прохода судов между корпусами Адмиралтейства и вокруг него. Крепостной вал, окружавший верфь, тоже не гармонировал с новыми постройками. Вокруг Адмиралтейства в течение десятилетий возводились и обновлялись дворцы и соборы, впитывая динамику архитектуры, градостроительства, художественной скульптуры, гранитных набережных и многоцветных дворцов, изменявших все линии, плоскости пространства и цветовую гамму. При этом ансамбль вокруг Главного Адмиралтейства формировался с соблюдением требований фортификационной науки того времени, когда местность вокруг верфи-крепости должна была быть свободной и просматриваться как минимум на 300 сажен. На этой экспланаде запрещались какие-либо постройки.

Приступая к созданию Главного Адмиралтейства, академик Адриан Захаров в решении архитектурно-планировочных задач был ограничен весьма нелегкими условиями.

Во-первых, к началу XVIII века Главное Адмиралтейство стало центром застройки не только Адмиралтейского острова, но и всей центральной части города, где блистали роскошью дворцы, правительственные здания, соборы и памятники.

Во-вторых, верфь Главного Адмиралтейства в это время оставалась в числе основных предприятий судостроения Российской Империи с широкоразветвленной кооперацией, обеспечивающей снабжение всеми необходимыми материалами для постройки судов.

В-третьих, для облика города и его восприятия стал привычным позолоченный шпиль Главного Адмиралтейства с золотым корабликом, на который ориентировались оси центральных магистралей города.

В-четвертых, важными коммуникациями верфи являлись каналы между наружными и внутренними П-образными корпусами, а также наружный канал вокруг здания и другие каналы, по которым осуществлялась доставка грузов.

Таким образом, Захаров должен был сохранить идею Петра I о крупной судостроительной верфи на Неве, основные принципы архитектурно-планировочного решения Ивана Коробова, сложившееся представление о центральном градостроительном ансамбле и в то же время в имеющихся границах и условиях создать принципиально новое архитектурно-художественное произведение, соответствующее формирующемуся великолепию центра Северной Пальмиры. При этом он поставил целью воплотить в облике Главного Адмиралтейства характерные черты высокого русского классицизма и отразить основные вехи развития судостроения и мореплавания в России, становление ее морского могущества.

На генеральном плане Адмиралтейского острова 1738 года можно видеть, что в Главном Адмиралтействе появились боковые крылья внутреннего корпуса, параллельно боковым фасадам вдоль внутренних берегов канала.

Таким образом уже в 30-х годах XVIII века сформировался общий план Главного Адмиралтейства в виде двух П-образных корпусов (один внутри другого), который был использован Захаровым и сохранился до настоящего времени.

Над внутренним каналом, где он соединялся с Невой, были воздвигнуты арки. По внутренней стороне первого этажа наружного корпуса вдоль всего канала тянулась открытая галерея-аркада.

Захарову удалось выдержать первоначальную идею оформления фасадов Главного Адмиралтейства, заложенного в проекте. Отдельные изменения, которые неизбежны при наличии указанных выше ограничений и проблем, не затронули принципов планировки и композиции.

Южный, или главный, фасад, обращенный к Адмиралтейскому проспекту, имеет протяженность 405,9 м и весьма удачно сочетается со сравнительно небольшой высотой (от 16,0 до 16,5 м без учета центральной башни), благодаря большой изобретательности в разбивке лицевой линии на пять частей. По обеим сторонам от центральной башни – протяженные спокойные стены, подчеркивающие величие башни и ее взаимосвязь с выступающими частями фасада. Каждый выступ в свою очередь имеет пять частей. В центре выступа двенадцатиколонный портик, в виде лоджии, по обе стороны которой за сравнительно гладкими промежутками – шестиколонные портики.

Боковые фасады – Восточный, обращенный к Дворцовой площади и Зимнему дворцу, и Западный, обращенный к площади Декабристов и к монументу “Медный всадник” решены одинаково. Каждый из них композиционно разделен на пять частей: центральная часть – двенадцатиколонный портик – соединена гладкими стенами с угловыми шестиколонными портиками. При этом формы и объемы портиков боковых фасадов, стены, окна, горизонтальные тяги и венчающий карниз первого этажа повторяют аналогичные элементы южного фасада. Эта "стандартизация" элементов архитектуры здания создает впечатление цельности, законченности и монолитности.

Сведения о первой деревянной башне, сооруженной на мазанковой основе в центре южного фасада, в описаниях весьма противоречивы; рисунки также не дают однозначного представления.

В проекте Коробова архитектура башни была решена по принципу ярусного нарастания уменьшающихся кверху объемов, завершенных острым пирамидальным шпилем.

Захаров стремился максимально использовать башню Коробова, перекомпоновав ее таким образом, чтобы она гармонировала с обликом фасадов здания, сохранила свою стройность, и отвечала стилю всего сооружения. Для достижения этих целей в окончательном варианте Захаров суживает центральную башню в пределах колоннады, что облегчает весь силуэт башни со шпилем. По проекту Захарова в основание башни вместо многооконного центра с небольшим подъездом заложен мощный объем кубической формы. Снаружи свод оформлен двумя арками, нависающими одна над другой.

Фигуры мифических и легендарных героев древности – Ахилла, Аякса, Пирра, Александра Македонского, – установленные на парапете центральной башни, смягчают переход от массивного основания к легкому второму ярусу. В свою очередь, двадцать восемь статуй, установленных над колоннами, смягчают переход от колоннад ввысь, к шпилю. Гармонично сочетаются с архитектурой башни и стоящие на высоких постаментах скульптурные группы нимф, поддерживающие земные сферы.

Между башней и колоннадой на уровне основания колонн образована галерея, с которой во все стороны просматривается панорама. Над колоннадой размещен барабан с полуциркульными нишами и позолоченным куполом. В плане барабан имеет форму квадрата со скошенными углами.

В нишах барабана размещены циферблаты часов.

Композицию центральной башни завершает остроконечный золоченый шпиль.

Шпиль на центральной башне южного фасада Главного Адмиралтейства представляет собой стройную восьмигранную пирамиду. Каркас остова шпиля – деревянный, из соединенных в связки бревен-стволов корабельной сосны. Грани шпиля образованы медными листами таким образом, что каждый лист имея строго определенную форму, установлен в заданной точке пирамиды.

На вершине шпиля расположен флюгер в виде почти плоского трехмачтового парусника из позолоченной листовой меди. Его предшественник, флюгер-парусник, располагавшийся на шпиле до 1886 года, а в настоящее время украшающий площадку лестницы Центрального военно-морского музея, имел несколько иной вид.

В архивных источниках пока не нашли имя творца золотого кораблика на шпиле центральной башни Главного Адмиралтейства, хотя достоверно установлено, что прототипом для него служил первый военный корабль Петра I. Казалось бы, значительно проще сделать корабль-флюгер одномачтовым, надежной и устойчивой треугольной формы, к которой тяготеют функции флюгера, или с двумя мачтами – для обеспечения большей площади. Но создатели еще самого первого кораблика-флюгера, простоявшего на прибалтийских ветрах полтора столетия, выбрали трехмачтовый профиль с размерениями в его диаметральной плоскости весьма близкими к форме фрегата Петра I.

Символ Великого Города

Создавая проект перестройки Главного Адмиралтейства, Адриан Захаров решал комплекс сложных градостроительных и архитектурно-художественных проблем. В каждом элементе – в форме и фасадах, в портиках и павильонах, в центральной башне и во всех деталях художественного убранства, – мы видим стремление к прославлению важнейшего исторического этапа в укреплении державы: становлению флота в России и первых побед флота на морях. Парусный корабль, плывущий на самой вершине остроконечного шпиля, символизирует не только выход России к морю, не только "окно в Европу", но и непрерывность, и бесконечность человеческих исканий...

Таинственность и неизбежность приключений, героизм и самоотверженность "хождений по морю", как и радость победы над врагом, аллегорически выражены в скульптурном убранстве Главного Адмиралтейства.

Символическое обозначение фасадов, шпиля или парусника на вершине шпиля Главного Адмиралтейства мы видим на всех книгах, изданных в Санкт-Петербурге, на изделиях заводов и фабрик, на визитных карточках и почтовых отправлениях, на вывесках и городских газетах, на всем, с чем мы сталкиваемся повседневно или пользуемся изредка, что связано с великим городом на Неве.

Но значение Главного Адмиралтейства как символа морской славы нашей страны не исчерпывается архитектурно-художественным воплощением морской тематики в его облике и художественном оформлении. Оно слагается и из истории верфи, которая на протяжении полутора веков была центром отечественного судостроения и флота, и из традиций морского инженерного училища...