Бакалавр прикладной информатики кем работать. Дисциплины, входящие в курс обучения

Комплексная специальность, которая включает не только знания в непосредственной области информатики, но и познания и навыки в менеджменте, дизайне, юриспруденции, экономике. Знания должны быть глубокими, подкрепленными практическими навыками. Специалиста по прикладной информатике отличает «многофункциональность» и универсальность.

На сегодняшний день профессия «прикладная информатика» является популярной и востребованной. Специалисты высокого уровня ценятся и имеют возможность получать высокую оплату труда и карьерный рост. Стоит отметить, что популярность и востребованность представителей этой профессии характерны не только для нашей страны. Во всем мире ежегодно востребованность только возрастает.

Специалист разбирается:

В тонкостях развития и функционирования экономики;

Анализе деятельности предприятий;

Финансовом прогнозировании;

Функционировании рынка ценных бумаг, бирж;

Особенностях развития на микро и макроэкономическом уровнях;

При этом - он владеет компьютерной техникой, специальными программами, всегда в курсе новаций технического прогресса, которые позволяют специалисту быть эффективным и результативным работником.

Специальность совмещает обучение тонкостям высоких технологии и функционирования экономики - такие специалисты «два в одном» настоящая находка для:

Крупных транснациональных компаний;

Банковских учреждений;

Ведения собственного бизнеса;

Государственных учреждений;

Коммерческих организаций;

Консалтинговых фирм;

Инвестиционных компаний;

Информационных служб;

Страховых компаний.

Представители этой профессии могут занимать должности программиста, системного администратора, логиста, менеджера, информационного аналитика и многие другие.

Главные качества специалиста в области прикладной информатики:

Гибкость ума;

Способность быстро ориентироваться в информационном пространстве;

Аналитический склад ума, способность анализировать и систематизировать информацию;

Обширные знания в компьютерной технике и программировании.

Обучение возможно заочно или стационарно. После окончания обучения в колледже, его можно продолжить в высшем учебном заведении - специалисты в области прикладной информатик и могут получить степень магистра и преподавать.

Обучение на специальности «Прикладная информатика» проходит на теоретическом и практическом уровнях. Практика является обязательным условием подготовки профессиональных кадров.

Какие знания получают студенты в ходе обучения?

Использовать эффективно компьютерные технологии и информационные системы;

Анализировать информацию с целью решения прикладных задач;

Разработка различных вариантов, которые помогут решить прикладные задачи автоматизировано;

Знания в области совершенствования информационных систем;

Умения и знания, необходимые для консультации;

Умение анализировать деятельность организаций;

Знания, необходимые для оценки экономических затрат;

Умение презентовать свои проекты;

Оценивать траты на разработку и автоматизацию решения прикладных задач;

Знания для продолжения научной карьеры - составления научных статей и публикаций, рефератов, аннотаций;

Решать прикладные задачи, используя навыки работы с техническими средствами.

Обучения позволит стать востребованным специалистом на рынке труда, получить возможность карьерного роста. Преподавание проводится опытными преподавателями, которые помогут вам получить теоретические знания и закрепить их на практике.

Что такое прикладная информатика. Откуда взялась эта специальность и чем потом предстоит заниматься на работе.

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Что такое быть выпускником специальности «Прикладная информатика»? Это значит быть стопроцентно уверенным, что с помощью информационных технологий, автоматизации рутинных процессов, технологий сбора и обработки информации жизнь современного человека можно сделать проще и удобнее.

Кому подходит профессия

Вы вовсе не обязаны уметь собирать компьютер с завязанными глазами и переустанавливать программное обеспечение одним взглядом на мышь. Конечно, ощутимо легче будет учиться тому, кто уже интересуется компьютерами. Однако важно другое: верите ли вы всей душой, что развитие технологии - это правильно, что надо искать моменты, требующие усовершенствования, и автоматизировать различные процессы, чтобы многомиллионным количеством операций они проходили без участия человека. (Например, в сфере биржевой торговли ценными бумагами ежедневно проводятся по счетам за средний день даже около 1,3 миллиарда сделок: 99,9% - автоматически, и только для 0,1% оставшихся требуется участие человека.)

Те, кто желает освоить специальность крайне регламентированную, ошибутся, если выберут прикладную информатику. Это инновационная специальность, здесь вы всегда первопроходцы. Даже если есть кто-то, кто делает то же самое, ваша задача - придумать, как делать по-другому.

И к сведению слишком уж творческих людей: в этой сфере, особенно если речь идет о сложной области применения, проще не автоматизировать работу с нуля, а совершенствовать что-то. Есть от чего оттолкнуться, есть уже общее видение системы заказчиком. В проекте «с нуля» может пройти и полгода, прежде чем клиент начнет понимать, что же ему нужно.

Суть дела и широкие возможности

Оценить работу инновационного специалиста корректно -- сложно. Зачастую в ней нет правильного и неправильного, потому что спустя время оказывается, что другой способ решения задачи оптимален по отношению к некогда общепризнанному. И это время нужно выждать.

Прикладная информатика изучает информационные технологии, применяемые где-либо. Специалист занятый в , сочетает умения и навыки по построению информационной среды, удобной и простой для применения, а также оптимально соответствующей задаче, - и познания в какой-либо выбранной им предметной области.

Давайте окинем взглядом профессионала… библиотеку, например. Какие процессы требуют здесь нововведений? Возможно, это накопление информации о различных авторах и темах, построение каталога библиотеки по выбранному признаку… Или процесс приема и выдачи книг - кстати, а почему бы не ускорить его благодаря применению штрихкодового сканера? Так и читательская задолженность будет определяться точнее, и библиотекари станут радостнее!

Теперь представьте себе, что это не библиотека, а банк. Изменилась область применения - но глобально не изменилось ничего. Есть необходимость каталогизации, накопления информации и, возможно, применения сканера штрихкода (для более быстрого и удобного способа внесения денег на счет клиентами или перемещений этих денег со счета клиентов).

Так что любая область требует профессионального внимания прикладника. Есть определенная логика процессов, которую необходимо изучить, прежде чем приступать к улучшениям. И цель специалиста - понять, как можно адаптировать технические знания для решения задач предметной области.

Автоматизация нужна повсеместно. Кассиры в магазине пробивают чеки с помощью сканера штрихкодов, настроенного на ассортимент этого магазина и на его бухгалтерские документы. На заводе информация о каждой детали тоже поступает в бухгалтерскую программу напрямую со станка. В стоматологической клинике ваша карта ведется в электронном виде; во многих западных и в некоторых наших медицинских лабораториях обработка анализов производится автоматически, без участия человека. Бухгалтеры работают с системами R-keeper, 1C, SAP-R3, автоматизирующими их труд.

При этом средства автоматизации еще далеки от совершенства - и постоянно развиваются. Скажем, если вам интересны иностранные языки и вы хотите изучать прикладную информатику - пожалуйста, есть системы типа Lingvo или Promt и электронные словари, и вы, как специалист, интересующийся языками, будете лучше других понимать требования к таким системам и сможете с удовольствием улучшать существующие программы либо разрабатывать новую, которая будет успешно с ними конкурировать.

Широкий выбор области применения знаний - это, безусловно, преимущество для выпускника. Знания о том, как искать задачи усовершенствования процессов работы с информацией и как их решать, совершенно унифицированы. После выпуска можно с одинаковым успехом идти работать как в лабораторию, так и в торговую компанию; как в школу, так и в государственное учреждение. Выбор определяется тем, к чему лежит душа.

Должностные обязанности

Аналитик в основном общается с командой разработки и с заказчиком (проект может быть и сторонним, и внутренним). Он собирает сведения и у заказчиков, и у предполагаемых пользователей продукта и описывает это для команды разработки в понятных для нее терминах. Отвечает на вопрос: что надо сделать? Именно аналитик занимается наиболее соответствующей специальности деятельностью.

Программист - член команды разработки. Отвечает на вопрос: как надо сделать? Получает информацию либо напрямую от заказчика и пользователей (если проект совсем маленький и не предполагает аналитиков), либо от аналитика и из документов, которые тот подготовил. После этого он создает программу.

Тестер - инженер по тестированию. Увы, роль этого специалиста в проекте недооценивают. Однако именно тестировщик, или тестер, отвечает за качество продукта: он составляет сценарии проверки программы, чтобы покрыть максимально возможные варианты ее использования и выявить максимально возможное число сбоев в ее работе, а также максимально возможное количество ошибок программиста.

Менеджер проектов зачастую совмещает роль аналитика проекта и обязанности по управлению проектом - распределение задач, контроль над их выполнением, помощь команде в сложных ситуациях и обеспечение дружественной инфраструктуры (комфортных условий и наличия всех необходимых программ).

Дополнительные требования

  1. Специалисту с самого начала придется привыкать оценивать свой труд в трудозатратах. Нужно будет предугадывать, сколько времени отнимет та или иная задача, чтобы начальник проекта или клиент далее смогли оценить эти трудозатраты по установленным для них тарифам.
  2. Для этой работы нужны и хорошо развитые коммуникативные способности. Одно из основных умений - умение доказать и показать, что всё хорошо придумано. Очень сложно доказать клиенту, что он неправ. А еще сложнее признать потом, что именно клиент был прав, потому что «идеальный» сценарий не работает.

Но есть и еще более важное умение - умение признать клиента основным носителем знаний в его предметной области. Увы, очень часто специалист додумывает за клиента, что тому якобы нужно, а потом клиент удивляется: сделано даже то, о чем не просили. Впрочем, бывает, что клиент и сам не знает, чего он хочет. Либо формулирует свои пожелания неточно и невнимательно, поскольку просто не понимает, что же еще надо объяснить: для него-то всё очевидно.

Работая на стыке областей знаний, вы зачастую будете посредником между узкими специалистами выбранной предметной области и специалистами техническими. И именно от вас зависит, найдут ли они общий язык, обретут ли они общее видение ситуации и единую точку зрения на решаемую задачу. Если вы создаете систему для коммерческой компании, то больше полугода вы будете объяснять остальным прикладникам, «а что такое дебет и кредит», «а как мне рассчитать вот этот коэффициент, который указан в документе». И объяснять как можно проще. А потом будете многократно растолковывать пользователям, «а когда нажимать на эту кнопку», и возражать на выпады типа «разве это сложно - добавить новый отчет? Он ведь почти такой же, как другой отчет».

Ваш круг общения расширится. Вы сможете ориентироваться в реалиях предметных областей. Однако возможны и конфликты - так что ваш выбор зависит от того, насколько комфортно вы чувствуете себя в конфликтных ситуациях и при обилии общения.

Базовые знания

Надо прекрасно разбираться в алгебре и школьном курсе информатики - это не обсуждается. А как быть с физикой и геометрией? Они тоже нужны, чтобы развивать абстрактное мышление.

Очень важно знать английский язык! Именно английский: иначе будет сложно работать даже с русскоязычными клиентами. В специальности полно англицизмов и непереводимых терминов, новые технологии сопровождаются документацией только на английском. Если основной иностранный язык не английский, то надо хорошо подумать, прежде чем выбирать прикладную информатику.

И хорошо бы уметь играть в шахматы - это разовьет логическое мышление.

Выбор вуза и учеба

Очень хороший критерий выбора - преподаватели-практики! Если же преподавание - основная и единственная занятость вузовских педагогов, то это плохо: есть риск, что очень скоро они будут учить устаревшей информации.

Ищите вуз, где дают много задач, где необходимо много думать абстрактно, учиться думать непривычным для себя способом, а также постоянно искать аналогии: ведь чем сложнее предметная область и чем дальше она от того, с чем программист уже знаком, тем сложнее и интереснее будет работать.

А как стать востребованным экспертом, если вам более интересен именно прикладной аспект, а не технические подробности? Обратите внимание на вузы, специализирующиеся в той предметной области, которую вы хотите выбрать. Одного человека больше заинтересует прикладная информатика в экономике, другого - в медицине или туризме. И подготовку по специальности «Прикладная информатика» ищите именно в соответствующих высших учебных заведениях.

Необходимо постоянно учиться новому

Прикладник учится всегда. А учиться нужно процессам производства программ и технологий, изучать и сами новые технологии, используемые в конкретном проекте, осваивать новые области приложения знаний, постигать по-другому поставленные бизнес-процессы. Результата в обучении надо достигать очень быстро - и так же быстро переключаться между разными знаниями, которые уже есть. За то время, пока вы студенты, будут придуманы новые алгоритмы проектирования процессов, новые способы автоматизации, новые программы для документирования - всё станет по-новому.

В области информационных технологий изменения носят нерегламентированный и зачастую недокументированный характер.

Различных технологий на сегодняшний день столько, что специалисту с большой вероятностью придется работать в проекте, где часть применяемых технологий будет ему практически незнакомой. Попадая в проект, вы можете столкнуться с такой ситуацией, что не только вы не имеете ни малейшего представления, как работать с новой технологией, но и матерые специалисты тоже не в курсе дела. И это нормально. Однако будет ли у вас время на доучивание? А не окажутся ли новые знания слишком сложными? Однако еще только-только окончив вуз, вы уже окажетесь на одном уровне со многими коллегами в своей отрасли. Желаете освоить новую профессию?

Информатизация общества предъявляет особые требования к подготовке специалистов. Современная наука, бизнес и социальная в большей степени нуждаются не просто в тех, кто умеет разбираться в технических тонкостях информационных технологий. В обществе существует потребность в профессионалах, получивших разностороннюю подготовку, имеющих широкую эрудицию и готовых применять свои знания и навыки в прикладных областях.

Информатика сегодня все больше становится прикладной наукой. Это означает, что ее принципы все шире используются в самых разных областях производства и науки: и , лингвистике, геоинформатике, химической индустрии, генной инженерии и так далее. По этой причине специалисты в области прикладной информатики нуждаются в знаниях, далеко выходящих за пределы информационных технологий.

Специалист по прикладной должен быть универсалом, то есть владеть методами информационных технологий, статистики, математики, и экономики. Такой набор навыков дает возможность быть экспертом в выбранной области деятельности. Круг задач, решаемых профессионалом, может быть достаточно широким и определяется обычно спецификой конкретных направлений деятельности научно-исследовательского учреждения или коммерческого предприятия.

Где используется прикладная информатика

Прикладная решает задачи по грамотному использованию компьютерной техники в научных исследованиях. Очень часто успех той или иной исследовательской работы зависит от умения правильно поставить задачу по разработке программного обеспечения или составления пакета из уже представленных на рынке компьютерных программ. Обычным программистам, не имеющим представления о прикладной информатике, сделать это бывает весьма затруднительно, ведь им не хватает эрудиции и специальных знаний в конкретной узкой области деятельности.

Самые широкие возможности для прикладной информатики существуют в сфере экономики и предпринимательства. Профессионалу проще обеспечить предприятие подходящими инструментами ведения бизнеса. Для этой цели он использует самые современные разработки в области интернет-технологий. Ему приходится работать с базами данных, разрабатывать маркетинговую стратегию фирмы, вести компьютерный учет технологических операций.

Экономист, специализирующийся в области прикладной информатики, занимается решением задач по управлению не только информационными, но также и материальными, и финансовыми потоками, используя специализированные информационные системы. Без такого специалиста сегодня нельзя представить себе работу крупного банка, фондовой биржи или другого учреждения, работающего в сфере финансов.

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (профильный) - профильный предмет, по выбору вуза
  • Физика - по выбору вуза
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - по выбору вуза

Практически все сферы человеческой деятельности сегодня связаны с информационными технологиями, вычислительными системами и компьютерными системами. Без компьютеризации сложно представить современный бизнес, производственную отрасль, медицину или образование. И в каждой отрасли востребованы специалисты, которые бы занимались монтажом, настройкой, обслуживанием информационных и коммуникационных систем.

Специальность 09.03.03 «Прикладная информатика» является ответом на новые вызовы общества. Она создана на стыке разных дисциплин, поэтому выпускник курса обычно не испытывает проблем при поиске работы. Можно выбирать совершенно разные направления для деятельности, которые будут связаны с информатикой, экономикой, IT. В настоящее время Россия переживает дефицит таких специалистов, так что впереди у отрасли большие перспективы.

Условия поступления

Профессия требует знаний точных наук. Предметы, которые сдают выпускники школ для поступления:

  • математика (профильный),
  • русский язык,
  • информатика и ИКТ либо физика.

Будущая профессия

Выпускник с дипломом бакалавра может решать многие проблемы, актуальные для разных сфер. Он осваивает методологии, которые впоследствии необходимы для осуществления автоматизации предприятия. Также в его компетенции проектирование, внедрение и обслуживание информационных систем (ИС). Профессия предполагает знания многочисленных инструментов и систем. В итоге специалист может работать как исполнителем, так и менеджером сервиса либо системы, а также руководителем компании IT-направления.

Куда поступать

Выбор мест для обучения велик. Освоить направление можно в столичных вузах:

  1. Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ);
  2. Национальный исследовательский университет «МИЭТ»;
  3. Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ);
  4. Российский новый университет;
  5. Финансовый университет при правительстве РФ.

Срок обучения

После окончания 11 классов выпускник школы может поступать на очное отделение, и тогда ему предстоит учиться 4 года. При выборе заочной, вечерней или смешанной формы курс обучения составит 5 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Программа бакалавриата включает множество базовых предметов, которые впоследствии необходимы для работы по разным направлениям. Это такие дисциплины:

Приобретаемые навыки

Будущий бакалавр в процессе обучения сможет освоить такие виды деятельности:

  1. Моделирование и совершенствование прикладных и информационных процессов.
  2. Проектирование ИС.
  3. Процессы, связанные с использованием ИС: их внедрение, настройка, эксплуатация.
  4. Обучение и консультация.
  5. Оценка операционных сред, информационных технологий и средств коммуникации, а также финансовых затрат на проекты, связанных с автоматизацией и информатизацией.
  6. Подготовка аннотаций, рефератов, научных докладов, публикаций по профильному направлению.

Перспективы трудоустройства по профессии

Выпускник курса имеет широкие перспективы для профессиональной реализации. Такой специалист необходим в финансовых и кредитных учреждениях, органах власти и местного самоуправления. Также можно устроиться на работу в социальную отрасль, в инвестиционные и страховые компании.

Обладатель диплома бакалавра может работать:

Доход молодого специалиста стартует от 25 тысяч в отечественной валюте. Максимум сложно установить: он зависит от уровня профессионализма, занимаемой должности и направления деятельности. После 3 лет работы зарплата может составлять 80-100 тыс. рублей. Очень перспективным является создание собственной фирмы для работы в сфере IT.

Преимущества обучения в магистратуре

В случае дальнейшего обучения молодой специалист значительно расширяет свои перспективы в плане профессиональной реализации. Магистерская программа предполагает наработку практического опыта и знакомство с современными процессами, протекающих в прикладных отраслях.

Степень магистра означает умение пользоваться разными методами исследований в сфере проектирования и управления информационными системами. В дальнейшем можно реализовывать себя в научных изысканиях в IT отрасли и заниматься преподавательской деятельностью.