Что представляет собой Солнечная система? Солнечная система. Планеты солнечной системы

Из моего педагогического опыта могу сказать, что дети после четырех лет с большим интересом слушают рассказы о космосе, звездах и планетах солнечной системы. Если обратить внимание малыша на звездное небо и начать рассказывать о звездах и созвездиях, то скорее всего вы на долго завладеете вниманием крохи и он вам задаст кучу вопросов.

Вспомните себя в детстве, как вас завораживало звездное небо. Да и сейчас, уже став взрослыми, вряд ли найдется человек, равнодушный к звездному небу, космосу и тайнам, связанными с ними.

Какие же знания можно дать самым маленьким в области астрономии? Конечно же, в первую очередь нужно ориентироваться на интерес ребенка. Кому то можно рассказать очень много, а кто-то ограничится только самыми поверхностными знаниями. В любом случае равнодушными дети к этой теме вряд ли останутся. Лично я таких не встречала.

Что рассказывать о Солнечной системе и космосе малышу

Дети дошкольного возраста могут знать:

  1. Что такое солнечная система
  2. Что такое солнце
  3. Сколько планет в Солнечной системе и их порядок
  4. Рассказывать немного об особенностях каждой планеты
  5. Что такое спутники планет
  6. Что такое созвездия
  7. Названия самых распространенных созвездий
  8. Знать о полярной звезде
  9. Что такое галактика

На прилавках магазинов можно найти множество книг и энциклопедий, в которых информация изложена в доступной и интересной для малышей форме. Ниже я подобрала материал о космосе и планетах солнечной системы для малышей. Для дошкольников этих знаний вполне достаточно. Но, как вы понимаете, тема космоса необъятна.

Запоминаем планеты солнечной системы по порядку

Дети очень любят считалки. И для запоминания названий планет солнечной системы и их порядка я предлагаю вам выучить с детьми считалку:

По порядку все планеты Назовёт любой из нас: Раз - Меркурий, Два - Венера, Три - Земля, Четыре - Марс. Пять - Юпитер, Шесть - Сатурн, Семь - Уран, За ним - Нептун. Он восьмым идёт по счёту. А за ним уже, потом, И девятая планета Под названием Плутон. А. Хайт

Презентация о планетах Солнечной системы и космосе

Хочу предложить вам презентацию про космос и планеты Солнечной системы для детей. Ознакомиться с презентацией вы можете в видео формате ниже:

Если вам понравилась презентация и вы хотите получить ее к себе на компьютер, это можно сделать, оформив подписку на странице « » или по прямой ссылке . Полный вариант презентации вы найдете в .

Мне в свое время очень помог в знакомстве с космосом моего сына диск с игрой «Манго. Путешествие в космос». В презентации я использовала видео с этого диска. На диске вы найдете очень интересную игру и много информации о звездах, Солнечной системе, космосе и многом другом. Информация подана в интересной игровой форме.

Удачи вам и веселых космических путешествий!

Наблюдая за звездным небом, люди обратили внимание, что некоторые из небесных тел движутся по небосводу относительно звезд. Впоследствии они выяснили, что часть из этих небесных тел – планеты, которые, так же, как и Земля, вращаются вокруг Солнца. Одна из этих планет имеет красноватый оттенок и люди назвали ее Марс, в честь бога войны.

Наблюдения за Марсом вели еще древние египтяне. Тогда не было телескопов, и древние ученые не могли в подробностях рассмотреть Красную планету.

С появлением первых телескопов появилась возможность рассмотреть Марс более детально. Уже тогда ученые знали, что планета Марс – наша соседка, четвертая от Солнца планета. Они вычислили, что полный оборот вокруг Солнца эта планета совершает почти за два земных года. Поэтому наша планета Земля раз в два года догоняет Марс на орбите. В такие моменты, которые называют «противостоянием», Марс находится близко к Земле и ученые в состоянии увидеть больше деталей на его поверхности. Раз в 15-17 лет случаются еще «великие противостояния», когда Земля особенно близко подходит к Марсу при своем движении по орбите.

Даже несовершенные телескопы средневековых ученых позволили увидеть на полюсах Марса белые области — полярные шапки. Поскольку на Земле полярные шапки состоят из водяного льда, люди решили, что на Марсе тоже есть вода. Тогда же некоторые астрономы обратили внимание, что поверхность Марса периодически меняет свой цвет, а полярные шапки становятся то больше, то меньше. Эти наблюдения привели ученых того времени к выводу, что на Марсе происходит смена времен года, а цвет поверхности меняется из-за бурного роста растений. Выяснилось также, что у Марса есть два спутника – Фобос и Деймос, которые имеют настолько маленькие размеры, что их открыли, только когда телескопы стали иметь достаточно большое увеличение, в конце девятнадцатого века.

Марс – планета, во многом похожая на Землю, но только меньше размером. Наблюдения в телескопы зафиксировали, что на этой планете есть атмосфера. И появилась теория, что на Марсе есть жизнь. Эта теория стала настолько популярной в обществе, что в конце девятнадцатого века английский писатель Герберт Уэллс написал фантастический роман «Война миров», в котором марсиане были описаны, как злобные завоеватели Земли, погибшие, в итоге, от земных болезней. Эстафету Уэллса подхватил русский писатель Алексей Николаевич Толстой, написавший в начале двадцатого века роман «Аэлита» о приключениях инженера Лосева и его спутников на Марсе.

Тема жизни на Марсе оставалась популярной до шестидесятых годов двадцатого века, пока не началось исследование Красной планеты межпланетными аппаратами. На фотографиях, сделанных космическими зондами с близкого расстояния, Марс предстал безжизненной каменистой планетой, по которой гуляют песчаные бури. В атмосфере его было много углекислого газа и совсем мало кислорода. Температура на полюсах достигает минус 100 градусов по Цельсию, и полярные шапки там состоят не из воды, а из замерзшего углекислого газа! И только в экваториальном поясе в определенные периоды бывают плюсовые температуры.

На Марсе оказались очень высокие горы, бывшие вулканы. Некоторые из них имеют высоту более десяти километров. Также на планете много гигантских ущелий и каньонов, которые на фотографиях выглядят, как русла гигантских рек.

Изучая информацию, полученную от космических аппаратов, ученые сделали предположение, что когда-то Марс был более привлекательной для жизни планетой. По его поверхности текли реки, и его атмосфера была более плотной. Но по прошествии миллионов лет Марс потерял свою атмосферу, реки пересохли и теперь мы наблюдаем безжизненную планету.

Люди продолжают изучать Марс и отправляют к нему не только летательные аппараты, но и специальные марсоходы для изучения поверхности Красной планеты. Один из них, под названием «Curiosity» («Кьюриосити»), прилетел на Марс в августе 2012 года. Вот уже несколько лет умная машина колесит по марсианским пустыням, неутомимо делает снимки, бурит скважины, анализирует состав атмосферы, помогая ученым раскрывать загадки далекой Красной планеты. А название этому марсоходу, что примечательно, придумали американские школьники.

Наши полеты в космос не прекращаются, кажется что фантазия моего ребенка (3 года 11 месяцев) уже улетела в другие галактики . Даже два восковых карандашика в его руках превращаются в космические корабли . Сегодня я вас не отвлеку надолго, постараюсь описать только самое интересное из последних занятий о космосе и поделюсь своими книжками.

Итак 10, 9, 8 ,7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, ПУСК! Полетели!

Макет планеты Юпитер

Чтобы отойти от темы планет нашей солнечной системы, я хотела наглядно объяснить ребенку почему на Юпитере не бывает кратеров. Также, из наших книг, Александр четко уяснил, что этот газовый гигант является “пылесосом” солнечной системы. Т.е. он втягивает в себя всё что к нему приближается. На сегодняшний день мой ребенок уверен, что на Землю не падают метеориты и другие космические ужасы по двум причинам:

1. Юпитер засасывает в себя весь этот мусор, который может причинить вред нашей планете.
2. Те космические тела, которым всё же удалось долететь до Земли, сгорают в мезосфере

Я не буду переубеждать ребенка не полных 4-ех лет и показывать ему видео с катастрофами, которыми пестрит Ютуб. Пусть мой мальчик спит спокойно . А пока разберемся с Юпитером, идея посетила меня во время нашего последнего отдыха на море. Видимо маминым мозгам для генерации идей нужна была настоящая разгрузка .

Нам понадобилось:

  • Большой магнит
  • 1/3 ст. воды
  • 1/3 ст. геля для мытья посуды
  • 1 ст.л. крахмала (для стабилизации пены)

Всё это вливаем в миксер и на высокой скорости смешиваем 2 минуты (Помните я делала ? Это тот же рецепт)
А затем я нанесла поверх пены краску (покупала в Икеа), чтобы имитировать полосы на планете Юпитер.

Весь процесс мы делали вместе с Александром, он сам положил магнит в середину миски, я дала ему перенести пену туда же и покрыть магнит. А затем сама уже нанесла полосы и даже пятно с великим ураганом не забыли .

Здесь даже объяснять ничего не пришлось, ребенок наглядно увидел, что на такой планете кратеров быть не может. На мой взгляд сравнение получилось хорошим и понятным. Я выдала Александру мисочку с плашками, которые притягиваются магнитом. И магнит и плашки входят в наш замечательный набор магнитов, покупала я его на Амазон.

Александр клал на поверхность “планеты” плашки и их затягивало. При этом обратите внимание на фото, пена настолько густая, а плашка настолько легкая, что если бы не магнит, они бы все остались на поверхности.

Естественно Александр разгулялся и стал бросать плашки по несколько штук. Это произвело на него настоящее впечатление, насколько быстро их затягивает вовнутрь!

Макет планеты Уран

Тоже газовый гигант, который находится так далеко от Солнца, что замерзает. Я показала Александру как набирать воду из крана в воздушный шар. Предварительно в пустой шарик я капнула несколько капель пищевого красителя. Данный шар с водой мы вместе поставили в морозилку и подождали 24 часа. Александру очень не терпелось посмотреть что же получилось. Вообще я заметила, что всё что мы подготавливаем вместе у ребенка вызывает очень сильный интерес. Ему не терпится увидеть, почувствовать результат. А в данном случае он даже проснулся днем раньше на час и сразу попросил достать наш Уран.

– Мама, я сам, я сам, дай мне ножницы!

Затем он выложил кольца изо льда и камней и наш Уран стал как настоящий

А это мама баловалась с фотоаппаратом .

Я вам открою маленький секрет, иногда мой ребенок ощущает на себе все мои положительные эмоции. Я его обнимаю, целую, поздравляю. Сама же в это время нахожусь на седьмом небе от счастья. Так было и в этот раз, когда я занималась перестановкой детских книг, а Александр играл в зале.

Мама, иди посмотри что я сделал.

Я подошла и увидела вот это:

Смотри, это Меркурий, Венера, Земля, Марс, Церера (карликовая планета),пояс астероидов, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Хаумеа, Макемаке, Эрида (последние 4 это карликовые планеты).

При этом он так всё спокойно мне рассказал, что у меня просто отвисла челюсть. После чего я опомнилась и вот тут то мой ребенок познал все прелести маминой радости .

Солнечная система из шариков

И напоследок, перед выходом из темы планет солнечной системы, я сделала сюрприз. Так как близится День рождения, Александр отсчитывает дни до праздника и все вокруг спрашивают его что именно он хочет получить в подарок. А он отвечает- 100 шариков, много мыльных пузырей. Ну не много детям нужно для счастья . Вот я и решила сделать ему предпраздничный подарок. Пока он был в лицее, у нас появилась своя солнечная система. Конечно старалась соблюдать пропорции, но шарики не безразмерны и имеют привычку лопаться .

Приехали мы домой, Александр с порога увидел мой сюрприз и закричал на всю квартиру:

Папа, спасибо тебе за шарики!!!

Представили моё выражение лица? Полтора часа я готовила сюрприз, лазила под потолком, 3 шара лопнули во время раскрашивания….папа, спасибо?!
Муж конечно сказал, что это мама всё подготовила и мой мальчик бросился ко мне в объятья, обнял меня за ноги и повторял:

– Спасибо, спасибо, спасибо. Мама, а можно я на стол залезу?


Ну в общем, когда угодишь ребенку, это сразу видно .

А это наша книга First Big Book of Space. Если вы будете когда нибудь делать заказ в Amazon обязательно приобретите ее. Чем больше мы занимаемся по теме, тем больше я в нее влюбляюсь.

Посмотрели видео о космосе

Вот ещё одно очень красивое видео с одной из моих любимых песен. Александра очень впечатлил запуск ракеты.

Комета своими руками

Из прочитанного и увиденного мы поняли, что кометы состоят изо льда, космической пыли и камней. Ещё этих красавиц называют грязным снежком, ну нет душа в космическом пространстве . Из чего же нам сделать комету?

Нам понадобилось:

  • Песок
  • Камушки
  • Вода (совсем чуть-чуть)

Александр всё смешал и, чтобы ядро кометы стало действительно грязным льдом, мы вернули всё в морозилку. У меня не оказалось мешка для мусора белого цвета, а красавица с черным цветом у меня как-то не ассоциируется, поэтому в дело пошел просто большой пакет. Я разрезала его в длину, обозначила круг в центре, куда мы вложили грязный лёд. Разрезала на полоски весь пакет вокруг круга, чтобы “хвост” развивался, а затем Александр помогал держать, а я обвязывала цветными лентами. Ну вот всё готово.

Можно запускать нашу комету в полет!

Ну вот мы и долетели до звезд. Совершенно шикарным плакатом-постером поделилась на своем сайте Татьяна Пироженко. Я воспользовалась ее щедростью, пошла в принтерию и мне распечатали его на самоклеящейся бумаге. Сравнение планет и звезд по размерам завораживали Александра долгое время. Думаю, что звезды впечатлили его больше, так как до этого он считал, что Солнце самое огромное что есть у нас в солнечной системе.

На сегодняшний день мы только начали тему звезд. Я сделала 2 книжицы для самостоятельного чтения. Но хочу сказать, что информация в них подойдет даже для школьников 7-9 лет, которые раньше не увлекались астрономией. Сегодня ребенок мне высказал, что со вчерашнего дня я так и не сделала книжку про еще одну звезду. В общем он ждет продолжения, а это хороший знак, значит мама движется в правильном направлении .

Скачать мои книги вы можете подписавшись на мой сайт. Заполните форму внизу и на ваш электронный адрес автоматически будет отправлено письмо. Если через десять минут вы не получите письма, просмотрите файл спам.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

О КОСМОСЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Планеты

Космодром. Стою на трапе, поправляю шлем.

«До свиданья!» - крикну папе, «До свиданья!» - всем.

Небо высилось над нами, оставляя след,

Красным светом било пламя в сторону планет.

(Ю.Луцкевич)

Вокруг солнца движутся девять больших планет: меркурий, Венера, Земля. Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.

Каждая из планет движется вокруг солнца по своему пути. Этот путь называется орбита.

Есть и маленькие планеты – невидимки. Их больше всего между Марсом и Юпитером.

Солнце вместе с большими и малыми планетами составляет солнечную систему.

В Солнечной системе люди живут только на Земле. На других планетах живых существ нет.

Еще в древности люди заметили несколько светил, блуждающих среди звезд. Эти светила стали называться планетами. Планеты не светят собственным светом, как звезды. Планеты видны на небе потому, что их освещает солнце. На первый взгляд они похожи на яркие звезды, но планеты не мерцают. Они светятся ровным светом. Они ярче звезд. В бинокль можно разглядеть, что планеты видны не как точки, а как маленькие диски, кружочки.

На протяжении многих веков люди изучали планеты невооруженным глазом, потом с помощью телескопа – зрительной трубы с увеличительными стеклами. Сейчас планеты изучают с помощью автоматических межпланетных станций. Они подлетают к планетам и с близкого расстояния фотографируют поверхность планеты.

Космонавты на другие планеты не летали. Они летали вокруг Земли и на спутник Земли – Луну.

Рассказ педагога о Меркурии

Эта планета ближе всех к Солнцу. Меркурий кажется огромным. Раза в три больше, чем Земля.

Меркурий – планета маленькая. Он в 20 раз меньше Земли. Это безжизненный каменный шар с горами, глубокими оврагами и голыми, унылыми камнями.

День на Меркурии длится 90 дней – три месяца. За такой длинный день солнце очень сильно разогревает поверхность Меркурия до 400 градусов. Жара стоит нестерпимая. Потом на 90 дней наступает черная, непроглядная ночь. Страшный холод. Мороз – 150 градусов.

Меркурий легче увидеть в южных широтах: он появляется на небе то вечером. То утром (в первые два часа после захода Солнца), то ранним утром (за два часа до рассвета). Недаром нашим далеким предкам непросто было догадаться, что утренние и вечерние звезды – одно и то же светило, и называли они Сет и Гор (египтяне), Будда и Рогинея (индийцы), Апполон и Гермес (греки).

Меркурий как и луна, светит отраженным солнечным светом. Меркурии лишен атмосферы – значит жизнь там невозможна не только из – за невыносимой для живых существ температуры, но и потому, что на меркурии им нечем дышать.

Поверхность Меркурия испрещена кратерами – люди узнали об этом, получив изображение его поверхности, сделанное в 1974 г. Американским космическим аппаратом «Маринер – 10».

Рассказ педагога о Венере

Венера – это не звезда, а планета, такая же как наша Земля. Все планеты Солнечной системы кружатся вокруг Солнца, каждая по своему кругу. Венера – вторая от Солнца планета. Она ближе к Солнцу, чем Земля. Горячие солнечные лучи очень сильно раскаляют поверхность Венеры. Температура на Венере - +500 градусов. В таком пекле не может жить ни одно живое существо.

На Венере нет ни лесов, ни морей. Воздух на этой планете ужасно ядовитый и тяжелый. Он давит своей тяжестью с такой силой, как на нас бы давил слой воды толщиной в один километр.

На Венере свистят и завывают ураганы, носятся тучи поднятой ветром пыли, тянутся каменистые пустыни, скалы. Раскаленный песок.

Над Венерой так много облаков. Что она кажется укутанной в белую вату. Сквозь плотные облака не пробивается солнечный свет, поэтому на планете вечная ночь.

По величине Венера примерно такая же, как наша Земля. Она ближе к Солнцу, чем Земля. И успевает облететь вокруг солнца всего за семь месяцев. Поэтому год на Венере длится семь месяцев.

С Земли Венера кажется необыкновенно красивой планетой.

Она появляется на небосклоне только утром или только вечером, и люди называют ее Утренней звездой, кто Вечерней. Она сияет мягким белым светом. Ни одна звезда не может сравниться с красивым блеском Венеры.

Люди назвали эту планету по имени богине красоты и сложили о ней красивые сказки. Им казалось, что это прекрасная девушка едет по небу на серебряной колеснице, запряженной белоснежными конями.

Рассказ педагога о Земле

Есть одна планета сад в этом космосе холодном

Только здесь леса шумят птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно…

Береги свою планету – ведь другой похожей, нету!

Земля – третья планета Солнечной системы. Как и все планеты, она движется вокруг Солнца. Земля – спутник Солнца.

Наша планета не просто движется, а мчится в космическом пространстве быстрее любой ракеты. И хотя летит она очень быстро. За год успевает облететь вокруг солнца только один раз. Уж очень большой путь!

Земля не только вращается вокруг Солнца. Она вращается и вокруг своей оси, крутится как волчок. Земля подставляет Солнцу то одну сторону, то другую. Пока она повернется один раз вокруг своей оси, пройдет 24 часа, то есть сутки – день и ночь.

Когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета.

То, что Земля круглая, люди догадывались еще в старину. Сначала они думали, что Земля – круглый блин и можно дойти до его края, но ни один смельчак так и не дошел до края Земли.

И вот моряк – путешественник Маггелан на пяти кораблях решил объехать Землю.

Три года плыли корабли все вперед и вперед, не меняя направления и сверяя свой путь по звездам. Четыре корабля погибли в бурных водах океана. И только один корабль под названием «Виктория» обогнул Землю и вернулся в порт с другой, противоположной стороны.

Рассказ педагога о Марсе

Марс – четвертая планета Солнечной системы, он близкий сосед Земли.

Еще в глубокой древности люди заметили на небе ярко – оранжевую пламенную звезду. И назвали ее в честь бога войны – Марса Любопытно, что очень многие писатели – фантасты населяли красную планету живыми существами – ил воинствующими чудовищами, или похожими на людей, или враждебно настроенными к ним. А в наши дни журналисты называют Марс Бермудским треугольником? Почти все космические экспедиции на Марс заканчиваются неудачно.

Как на Земле, на Марсе бывают дни и ночи, а также зима, весна, лето, осень. Каждое из этих времен года в два раза длиннее, чем на Земле. Это потому, что на Марсе год равен почти двум земным, ведь Марс дальше от Солнца, и ему нужно больше времени, чтобы облететь вокруг солнца. Ну, а если марс дальше от Солнца, то солнце там хуже греет. Поэтому зима там суровее, а лето холоднее. Самая высокая температура днем на Марсе + 15 градусов, а ночью – 100 градусов мороза.

Днем небо Марса кажется нежно - розовым. Такой цвет ему придает марсианская пыль, освещенная Солнцем.

В конце 20 века космические аппараты «Викинги», передали на Землю изображение планеты «Марс» - абсолютно безжизненные пейзажи, похожие на земные пустыни. Неуютно и неприветливо на Марсе. Сильные ветры поднимают тучи красной марсианской пыли огромные пустыни усыпаны камнями. Горы с острыми вершинами поднимаются вверх.

Воздух на марсе состоит из газа, которым не могут дышать люди. На Марсе нет кислорода и воды. Там нет жизни.

Рассказ педагога о Юпитере

Юпитер дважды сыграл важную роль в истории астроном. Он стал первой планетой, у которой были открыты спутники. Произошло это почти четыреста лет назад. Автор открытия – всемирно известный ученый Галилей. Быстрое и хорошо заметное перемещение спутников юпитера делает их весьма удобными небесными часами, и моряки раньше пользовались ими, чтобы определить положение корабля в открытом море.

И еще. Юпитер и его спутник помогали решить одну из древнейших загадок: распространяется свет молниеносно или скорость его не так уж велика? Путем сложных расчетов на основе наблюдений О. Ромер определил, что свет движется быстро со скоростью 3000 км/ сек

Юпитер – пятая и самая большая планета нашей Солнечной системы. Это – планета гигант. Она в десять раз больше Земли.

Медленно и величаво перемещается яркий Юпитер вокруг Солнца. Двадцать лет пройдет на Земле, а юпитер облетит наше солнце вокруг только один раз. Очень далеко от светила, очень длинный путь ему приходится проходить.

Юпитер так далеко от Солнца, что солнечные лучи совсем его не согревают. Это очень холодная планета.

У юпитера нет твердой поверхности, как у Земли, Венеры, маара и меркурия. Это огромный шар из плотных облаков пыли и газа.

На Юпитере бушуют ужасные бури и грозы, каких не бывает на Земле. Это самая беспокойная и грозная планета.

Воздух на Юпитере ядовит и непригоден для дыхания.

Вокруг своей оси Юпитер крутится очень быстро, как волчок. Всего десять часов продолжаются сутки на юпитере: пять часов день и пять часов ночь.

У Юпитера 16 спутников, которые вращаются вокруг него, каждый из них со своей историей и со своими загадками, разгадать которые человечеству удалось только в космическую эру. Об этом вы узнаете. Когда станете старше и будете читать книги по астрономии.

Рассказ педагога о Сатурне

Есть в небе звездочка одна,

Какая – не скажу,

Но каждый вечер из окна

Я на нее гляжу.

Она мерцает ярко так!

А в море где – нибудь

Сейчас, наверное, моряк

По ней сверяет путь

(Г. Кружков)

Это шестая планета Солнечной системы. Сатурн, как и все планеты. Совершает свой полет вокруг Солнца. Чем дальше планета от солнца, тем длиннее ее путь. Чтобы совершить один круг, Сатурну требуется 30 земных лет.

Светло – желтый Сатурн выглядит гораздо скромнее оранжевого Юпитера. У него нет, как у его соседа, красочного облачного покрова. Зато есть кольца, которых нет у других планет. Они будоражили воображение многих ученых своей уникальной формой. С Земли различимы только три кольца. Эти кольца тонкие, но очень широкие – ширина многие тысячи километров. Состоят они из камней и льда, которые, как спутники, движутся вокруг Сатурна. Этих мелких камней и льдинок так много, что они сливаются в сплошные кольца.

У Сатурна нет твердой поверхности, как у Земли, Венеры или марса. Сатурн. Как и Юпитер, это гигантский газовый шар, в 9 раз больше Земли.

Очень далеко находится эта планета от Солнца, поэтому солнечное тепло не доходит до Сатурна. Там царит вечный холод, мороз до – 180 градусов.

Как и все планеты, Сатурн поворачивается вокруг себя. Один оборот вокруг своей оси Сатурн совершает за 10 час

Луна

Если очень постараться,

Если очень захотеть,

Можно на небо подняться

И до солнца долететь.

И всерьез, не понарошку

Познакомиться с Луной,

Погулять на ней немножко

И вернуться вновь домой. (С.Баруздин.)

Луна не звезда и не планета. Она спутник Земли, большой каменный шар, который в несколько раз меньше земли.

Луна - самое близкое к Земле небесное тело, расстояние до нее 384 тысячи километров.

Если посмотреть на Луну в бинокль, на ней можно увидеть темные и светлые пятна. Светлые пятна – это лунные моря. На самом деле в этих морях нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, поэтому и называли их морями.

На Луне нет ни воды. Ни воздуха. Там не бывает ни дождей, ни снега. На луне нельзя жить.

Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. Астронавты, которые побывали на Луне, говорят. Что она выглядит так, как - будто на ней много лет не вытирали пыль.

На поверхности Луны днем бывает жара до 130 градусов, а ночью – мороз – 170 градусов.

Луна светит потому. Что ее освещает Солнце. С Земли Луну можно видеть то круглой, то серпиком, иногда ее совсем не видно. Это происходит потому. Что ее по-разному освещает Солнце, и мы видим только освещенную часть Луны. Поэтому она все время меняет вид Луна движется вокруг Земли и обходит ее кругом один раз за месяц.

Первыми в космическом корабле на Луну слетали американские астронавты.

Звезды

Кто смотрел на купол звездный

Поздней осенью морозной,

Тот видал, как звездный Лебедь

Поднимается в зенит,

Тот слыхал, как в синем небе

Лира звездная звенит.

В старину люди думали, что звезды блестящие фонарики. Подвешенные к хрустальному своду неба. Ведь тогда еще не знали, что каждая звезда – отдаленное Солнце, которое в миллиарды раз больше Земли.

Звезды – громадные раскаленные шаря, похожие на наше Солнце. Они находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют и кажутся очень маленькими.

Звезд на небе очень много, и чтобы разобраться в них. Люди объединили группы звезд в созвездия. Созвездиями и самым ярким звездам люди дали имена.

На ночном небе звезды мерцают разным светом: голубым, белым, желтым, красным.

Белые и голубые звезды – очень, очень горячие. Они горячее Солнца. Желтые звезды холоднее белых. Они примерно такие же как наше Солнце. Звезды красноватого цвета холоднее Солнца.

По своим размерам звезды отличаются друг от друга: есть красные гиганты, нормальные звезды и белые карлики.

Наше Солнце – звезда. Возможно, и у других звезд, похожих на Солнце, есть планеты и их спутники. Возможно, на тех планетах есть жизнь. Но об этом мы пока не знаем.


Солнце

Свети нам, солнышко, свети!

Легко с тобой живется.

И даже песенка в пути

Сама собой поется.

От нас за тучи – облака

Не уходи, не надо –

И лес, и поле, и река теплу и солнцу рады.

Послушай песенку мою: свети с утра до ночи

А я тебе еще спою, спою, когда захочешь. (Я.Аким)

Солнце – это огромный огненный шар. Температура на поверхности Солнца – 20 миллионов градусов.

Нам кажется, что Солнце – маленький кружочек. Это потому. Что оно находится от Земли на очень большом расстоянии. На самом деле Солнце огромное. Оно в 109 раз больше Земли солнце – шар – великан. Если бы можно было поставить Солнце рядом с землей, это выглядело бы как большой футбольный мяч рядом с горошиной.

От Земли до Солнца 150 миллионов километров. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают и освещают нашу планету.

Без Солнца не было бы жизни на земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им дает Солнце. Это поняли еще древние люди и поклонялись Солнцу, как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали его восход по утрам.

Солнце – это ближайшая к Земле звезда, это центр солнечной системы. Наша планета Земля – одна из девяти планет Солнечной системы.

Кометы

Раскинув свой огнистый хвост, комета мчится между звезд Несясь на диких скоростях, была у солнышка в гоcтях И Землю видела вдали и новых спутников Земли и уносилась от Земли, за ней летели корабли! (Г.Саприр)

Кометы – небесные путешественницы. Это огромные глыбы из камня и льда. Иногда их за это называют «грязными снежками».

Но есть кометы. Которые время от времени возвращаются к Солнцу. Например, так делает через каждые 76 лет комета Галлея. Галлей – это ученый, который первым заметил эту комету. Кометам всегда дают имена людей, которые их открыли.

Совсем недавно американцами Хейлом и Боппом была открыта новая яркая комета, которая впервые прилетела в Солнечную систему. Теперь ее так и называют – комета – Хейла – Боппа.

В марте и апреле 1997 года она появлялась на небе утром и вечером. И можно было любому полюбоваться ее серебристым блеском. Эта комета очень редкая гостья. Ученые считают, что в следующий раз она приблизится примерно через два с половиной тысячи лет.

Когда комета приближается к Солнцу, ее можно увидеть на небе даже без бинокля и телескопа, потому что у нее появляется светящийся хвост. Это кометный хвост – шлейф образуется из пыли и газа. Улетает комета от Солнца, остывает ее тело, хвост пропадает, и в космосе опять путешествует холодная глыба. Хвосты комет не страшны Земле, хотя они пугали людей в древности. Опаснее твердое тело кометы. Но, к счастью, космическое пространство так огромно, что мы можем не бояться этих встреч.

Космонавты

Мне сказал конструктор главный: - Будет взлет не очень плавный…

Будет сердце, может быть, часто в пятки уходить…

Задирай повыше пятки – вот и будет все в порядке

И тогда на весь полет сердце в пятки не уйдет… (А.Шалыгин)

Эта профессия появилась совсем недавно. Космонавт – это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.

Сейчас космонавты есть почти во всех странах мира. Но космические корабли строят и отправляют в космос только две страны в мире – в России и Америке. На Российских космических кораблях работали космонавты со всего света: из Франции, из Америки. Из Японии, из Китая и из многих других стран.

Первым космонавтом Земли был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года на корабле 2Восток» он облетел вокруг Земли один раз за 1 час 48 минут. Он вернулся на Землю живым и здоровым. И ученые решили, что человек может жить и работать в космосе.

Сейчас космонавты по многу месяцев, а некоторые больше года, проводят на космических научных станциях.

Космическая станция «Мир» построена в России. Она летает и работает на околоземной орбите с 1986 года. Один экипаж космонавтов сменяется другим. Ни один час не прекращается работа на космической станции. Космонавты наблюдают за звездами, планетой и Солнцем, фотографируют и изучают Землю. Ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много научных опытов.

За космическим полетом следят с Земли из центра управления.

Многие космонавты летали в космос уже несколько раз.

Космонавты – мужественные люди. Они живут и работают в необычных условиях – в невесомости, в безмолвном и опасном космосе.

Астронавты

Астронавтами называют американских космонавтов. Американские астронавты были первыми людьми, которые слетали на Луну.

В июле 1969 года американский корабль «Апполон» помчал жителей Земли к нашей космической соседке. Когда космический корабль приблизился к Луне, от него отделилась специальная лунная кабина. А ней астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин спустились на поверхность Луны.

Несколько часов гуляли земляне по поверхности луны, разглядывая окрестности, собирая камни и фотографируя лунные пейзажи.

По Луне астронавты ходили в специальных скафандрах, а разговаривали друг с другом по радиотелефону, потому что на Луне нет воздуха и не слышно ни голоса. Ни звуков. Астронавты передвигались по Луне как бы подпрыгивая. Отталкиваясь то одной, то другой ногой, потому что на Луне предметы во много раз легче, чем на Земле.

Они оставили на Луне медали с портретами первых космонавтов и табличку с надписями «Мы прибыли с миром от имени всего человечества». Кто знает, может быть, какой – нибудь инопланетянин прочитает когда – нибудь это письмо с планеты Земля.

Затем астронавты вернулись на космический корабль, который ждал их на окололунной орбите. А через три дня «Аполлон» приводнился в Тихом океане.

Так закончился первый полет на Луну. После этого еще несколько раз американские астронавты летали на Луну.

На других планетах и их спутниках жители Земли пока еще не были, а посылали туда автоматические космические станции.

Астрономы

Как заманчиво стать астрономом, со вселенною близко знакомым!

Это было бы вовсе не дурно: наблюдать за работой Сатурна,

Любоваться созвездием Лиры, обнаруживать черные дыры

И трактат сочинять непременно – «Изучайте глубины Вселенной!»

Астрономы – это ученые, которые наблюдают и изучают звезды.

В те далекие времена, когда люди еще не умели читать и писать, они с удивлением наблюдали за тем, что происходит на небе. Им казалось, что небо – хрустальный колпак, который накрывает Землю, а звезды прикреплены к небосводу для украшения.

Древние люди думали, что Земля неподвижна, а Солнце, Луна и звезды вращаются вокруг Земли.

Спустя много лет астроном Николай Коперник доказал, что Земля вращается вокруг Солнца.

Другой ученый, Ньютон, понял. Почему планеты не падают: они взаимно притягиваются друг к другу и не позволяют друг другу отдаляться от себя или приближаться к себе. Поэтому все они летят вокруг Солнца каждая по своему пути.

Так постепенно ученые открывали тайны космоса.

Древние астрономы изучали звезды без специальных приборов, наблюдая небо с Земли. В средние века ученые изобрели подзорную трубу и телескоп, чтобы рассматривать далекие светила. Сейчас в космосе летают искусственные спутники и космические станции, которые исследуют планеты и звезды.

У вселенной еще много загадок, и астрономам хватит работы надолго.

Спутник

Что там за родственник Луны,

племянник или внучек

Мелькает между тучек? –

Да это спутник! Вот те раз!

Он спутник каждого из нас и в целом всей Земли

Руками спутник сотворен, а после на ракете

Доставлен в дали эти (Ю.Яковлев).

Так называют небесное тело. Которое все время кружит вокруг другого. У многих планет есть естественные спутники. У Земли тоже есть естественный спутник – Луна – и очень много искусственных спутников, сделанных руками человека.

Может быть, ты видел, как по ночному небу катится мерцающая звездочка? Звездочка эта – спутник, освещенный лучами Солнца.

Первый спутник Земли был запущен в России 4 октября 1957 года. Потом такие же спутники запустили в США и других странах. Сейчас вокруг Земли летают тысячи искусственных спутников.

Спутники помогают смотреть телепередачи, вести телефонные переговоры, посылать и получать телеграммы, связывают людей друг с другом. Поэтому их называют связными.

С помощью спутников капитан ведет корабль по безбрежным водам океана. Летая вокруг Земли, спутники непрерывно посылают радиосигналы. По этим сигналам капитан определяет куда плыть кораблю.

Кружась вокруг Земли, спутник с помощью телекамер наблюдает за нашей планетой. С высоты полета хорошо видны облака, ураганы, штормы. Видно, куда с какой скоростью они перемещаются. Свои наблюдения спутник передает на Землю, и по ним метеорологи составляют прогноз погоды. Люди создали искусственные спутники для того, чтобы они помогали изучать Землю, Солнце, планеты, звезды, разгадывать тайны природы

Вселенная

Весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, называется космосом. Космос называют и другим словом – Вселенная.

Космосу, или вселенной, нет конца и предела. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд, планет, комет и других небесных тел. В космосе носятся тучи космической пыли и газа. В этой межзвездной пустыне царит космический холод и мрак. В космосе нет воздуха.

Во вселенной нет ни одного небесного тела, которое стояло бы на месте. Все они движутся. Нам кажется, что звезды неподвижны. Но на самом деле звезды так далеки, что мы не замечаем, что они несутся в мировом пространстве с огромной скоростью.

В этой бесконечной и вечной Вселенной наша Земля – маленькая планета, а наше Солнце – обычная звезда, самая близкая к Земле.

Наша Земля летит в космосе вместе с другими небесными телами.

Каждая звезда, планета, комета или какое – то другое небесное тело движется во Вселенной по своему пути. Во вселенной существует строгий порядок, ни одна из планет или звезд не сойдут со своего пути, со своей орбиты и не столкнуться одна с другой.

Слово «космос» обозначает слово «порядок, строй».



Многие дети в возрасте 4-5 лет начинают активно интересоваться космосом, их привлекает ночное небо и тайны Вселенной. Любознательные дошкольники обожают наблюдать за звездами и слушать интересные рассказы о созвездиях и планетах.

Знакомство с астрономией может произойти задолго до того, как этот предмет появится в школьном расписании ребенка. Именно родители - первый источник знаний о космосе, поэтому взрослые должны подготовиться к расспросам юного почемучки и побудить к дальнейшим исследованиям. Что нужно знать ребенку о космосе и как рассказать ему о планетах Солнечной системы - обо всем этом вы узнаете из нашей статьи.

Как рассказывать ребенку о планетах

Обязательно принимайте во внимание возраст ребенка: не стоит сразу загружать его научными фактами о химическом составе и массе планет. Для начала поговорите о том, какие планеты входят в нашу систему, в каком порядке они расположены, сколько спутников каждая из них имеет. Вы можете дать краткую характеристику планетам и рассказать историю их открытия.

Для наглядности используйте картинки, презентации, мультфильмы и игры - словом, любой демонстративный материал, который поможет лучше запомнить новую информацию. Самое главное, чтобы ребенку не было скучно. Это не урок, а непринужденная беседа, используйте форму игры для того, чтобы обучение давалось ребенку легко.

Дети знают наизусть цвета радуги, точно так же можно выучить порядок расположения планет Солнечной системы. Используйте известные считалочки или придумайте вместе с малышом веселый стишок про планеты. Благодаря этому информация запомнится как можно лучше.

Можно купить книгу в интернет магазине о планетах Солнечной системы. Детская книга с картинками в увлекательной, наглядной и доступной для маленьких читателей форме расска-жет о тайнах звездного неба, о планетах и созвездиях, о далеких галактиках и от-важных космонавтах.

Характеристика планет Солнечной системы

Меркурий. Это планета расположена в непосредственной близости к Солнцу, также ее считают самой «миниатюрной» планетой нашей системы. Поверхность планеты твердая, в дневное время температура на Меркурии достигает 350˚С, а ночью опускается до -170˚С. Меркурий имеет самую высокую скорость вращения вокруг Солнца.

Венера. По размерам и яркости эта планета больше остальных похожа на Землю. Наблюдения ученых затрудняют облака, которые обволакивают Венеру. Поверхность этой планеты представляет собой раскаленную каменистую пустыню: температура на поверхности достигает 500˚С.

Земля. Единственная среди планет Солнечной системы, на которой есть вода и, соответственно, жизнь. Земля имеет удачное расположение относительно Солнца: достаточно близко, чтобы получать необходимую порцию тепла и света, но при этом не плавиться от его лучей. Луна - единственный спутник нашей планеты.

Марс. Ранее предполагалось, что на Марсе есть жизнь, так как этот космический объект имеет множество сходств с Землей. Но исследования поверхности Марса не подтвердили эту теорию. Типичный для Марса ландшафт - красноватые каменистые пустыни. У планеты, названной в честь бога войны, есть два спутника - Деймос и Фобос.



Юпитер. Это самая большая планета в Солнечной системе, по своим размерам она в 10 раз превосходит Землю. Масса Юпитера больше земной в 300 раз. Юпитер состоит из гелия, водорода и других газов. Вокруг него вращаются 16 спутников, самые крупные из них можно увидеть даже в сильный бинокль.

Сатурн. Он, как и Юпитер, не имеет твердой поверхности и состоит из газов. Для детей это самая удивительная планета, поскольку она имеет кольца вдоль экватора. Образованы они из камней, льда и пыли. Три основных кольца по толщине равняются 30 м, кроме того, у Сатурна есть 15 спутников.

Уран. Как и предыдущая планета, Уран также имеет кольца, однако их гораздо сложнее увидеть. Главная отличительная черта Урана - его особенное вращение, которое происходит в режиме «лежа на боку». У него всего 5 спутников.

Нептун. Астрономы называют Нептун последней планетой в Солнечной системе. Нептун был обнаружен относительно недавно - в 1989 году. Эта планета находится очень далеко от Солнца, ее поверхность при взгляде из космоса выглядит голубоватой. Ветер на Нептуне дует намного сильнее, чем на других планетах нашей системы.

Еще до 2006 года в Солнечной системе насчитивылось девять планет, однако Плутон был «разжалован» в карликовые планеты.

Космос для ребенка - одна из самых увлекательный и интересных тем. Малыши могут узнать азы астрономии из ваших рассказов о планетах Солнечной системы. Главное, чтобы домашние уроки были наполнены занимательными фактами и не перегружали дошкольника серьезной научной информацией, которую ребенок еще не в силах понять.