Что такое полюдье. Значение слова полюдье

Размер дани рассчитывался пропорционально дворам вне зависимости от достатка их владельцев.

История

Полюдье - ежегодный объезд князя со своей дружиной подвластных земель, с целью сбора дани. Продолжалось с ноября по январь.

Первое упоминание полюдья в русских летописях , а также подробное описание полюдья византийским императором Константином Багрянородным в его трактате «Об управлении империей », относятся к середине X века .

Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно - в славянские земли древлян , дреговичей , кривичей , северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию

Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных [окраин страны] славян к Румийскому морю . Владетель ар-Рума [Византии] взимает с них десятину. Если они отправляются по Танису - реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар . Их владетель также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан и высаживаются на любом берегу… Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками [для] них являются славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать

Возникновение такого явления как полюдье было связано с распространением власти русов на часть восточнославянских племён. Константинопольский патриарх Фотий в связи с русско-византийской войной 860 года говорит о русах:

поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу!

Также известно о силах участников полюдья:

Всегда 100-200 из них (русов) ходят к славянам и насильно берут у них на своё содержание, пока там находятся

Сбыт полюдья вятичами на международном рынке и его прекращение с покорением вятичей Святославом Игоревичем в 966 году и окончательно - Владимиром Святославичем в 982 году косвенно подтверждаются хронологией кладов восточных монет в бассейне Оки .

Одно из последних упоминаний полюдья относится к 1190 году к правлению во Владимиро-Суздальском княжестве Всеволода Большое Гнездо . На основании данного примера исследователи рассчитали среднюю скорость полюдья - 7-8 км в сутки.

Не только Константин Багрянородный, но и скандинавские источники (сага о Гаральде) используют для обозначения подобного полюдью механизма сбора дани славянское слово (poluta, polutaswarf ).

Полюдье имело крайне широкое распространение в социально-политических системах Евразии и Африки с близким к древнеславянскому уровнем политико-культурной сложности .

Примечания

Источники

  • Полюдье: всемирно-историческое явление. Под общ. ред. Ю. М. Кобищанова. Ред. колл. Ю. М. Кобищанов, М. С. Мейер, В. Л. Янин и др. - М., РОССПЭН , 2009. - 791 с.
  • Рыбаков Б. А. Рождение Руси

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Дам (значения)
  • Балагер, Хоакин

Смотреть что такое "Полюдье" в других словарях:

    ПОЛЮДЬЕ - ср., ·стар. объезд округа или области, для сбора дани. Самая дань, поголовщина, подушное, что при объезде епархий называлось подъездом. Тогда сущю великому князю Роману в полюдьи. Полюдная дань, подать, ·стар. собираемая объездом с народа. И… … Толковый словарь Даля

    полюдье - объезд Словарь русских синонимов. полюдье сущ., кол во синонимов: 2 дань (12) объезд (… Словарь синонимов

    ПОЛЮДЬЕ - в Древней Руси первоначально ежегодный объезд князем и дружиной подвластного населения (людей) для сбора дани; затем сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в XIT в. название фиксированной денежной повинности … Юридический словарь

    ПОЛЮДЬЕ - в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани; позже сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в 12 в. фиксированная денежная повинность … Большой Энциклопедический словарь

    ПОЛЮДЬЕ - («хождение по людям») объезд и Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племён для сбора дани, а позже название самой дани. П. упоминается и сочинении византийского императора Константина Багрянородного (сер. Х в.), летописях и… … Юридическая энциклопедия

    полюдье - ПОЛЮДИЕ, ПОЛЮДЬЕ, я; ср. Ист. В древней Руси 10 13 вв.: ежегодный объезд подвластного населения (людей) князьями, боярами воеводами и их дружинниками для сбора дани. // Сама такая дань. * * * полюдье в Древнерусском государстве объезд князем и… … Энциклопедический словарь

    ПОЛЮДЬЕ - («хождение по людям»), объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже сама дань. Полюдье совершалось обычно осенью или зимой по окончании сбора урожая. После убийства во время полюдья кн. Игоря… … Русская история

    Полюдье - ежегодный объезд подвластного населения («людей») древнерусскими князьями, боярами воеводами и их дружинниками в 10 13 вв. с целью кормления и сбора податей. П. зафиксировано в арабских (Ибн Руста, Гардизи; 10 11 вв.), византийских… … Большая советская энциклопедия

    Полюдье - (стар.) временная повинность, падавшая на труд или рабочее население и состоявшая в содержании князя и его двора во время объезда ими области. По свидетельству Константина Багрянородного, объезды совершались зимой, причем князь ездил не только со … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ПОЛЮДЬЕ - (хождение по людям) объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже сами дани. П. упоминается в соч. Константина Багрянородного (сер. 10 в.), летописях и актах (12 в.). П. совершалось обычно… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Русская история в картинах. Клавдий Лебедев , Сто лет назад в издательстве И. Д. Сытина вышла серия плакатов, посвященных русской истории, с иллюстрациями Сурикова, Васнецова, Маковского, Лебедева и других русских художников. К 100-летию… Категория: Путеводители Серия: Галерея русской живописи Издатель: БЕЛЫЙ ГОРОД , Производитель: БЕЛЫЙ ГОРОД , Купить за 935 грн (только Украина)
  • Русская история в картинах. Выпуск 1. Русь Легендарная , С новым проектом издательства`Галерея русской живописи` у любителей живописи появятся новые - поистине уникальные - возможности. Мы предлагаем вам наиболее полныетематические подборки… Категория:

А также подробное описание полюдья византийским императором Константином Багрянородным в его трактате «Об управлении империей », относятся к середине X века .

Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно - в славянские земли древлян , дреговичей , кривичей , северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию .

Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных [окраин страны] славян к Румийскому морю . Владетель ар-Рума [Византии] взимает с них десятину. Если они отправляются по Танису - реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар . Их владетель также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан и высаживаются на любом берегу… Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками [для] них являются славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать .

Возникновение такого явления, как полюдье, было связано с распространением власти русов на часть восточнославянских племён. Константинопольский патриарх Фотий в связи с русско-византийской войной 860 года говорит о русах:

поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу!

Также известно о силах участников полюдья:

Всегда 100-200 из них (русов) ходят к славянам и насильно берут у них на своё содержание, пока там находятся.

При этом активно использовался обычай гостеприимства, заставляющий хозяина содержать гостя, пока тот находился в его доме.

Сбыт полюдья вятичами на международном рынке и его прекращение с покорением вятичей Святославом Игоревичем в 966 году и окончательно - Владимиром Святославичем в 982 году косвенно подтверждаются хронологией кладов восточных монет в бассейне Оки .

Одно из последних упоминаний полюдья относится к 1190 году к правлению во Владимиро-Суздальском княжестве Всеволода Большое Гнездо . На основании данного примера исследователи рассчитали среднюю скорость полюдья - 7-8 км в сутки.

На русских окраинах и вновь присоединённых землях полюдье как способ сбора дани практиковалось ещё очень долго (на Чукотке и Аляске - даже в XIX в.).

Полюдье имело широкое распространение также в догосударственных социально-политических системах Евразии и Африки (вождествах) . Не только Константин Багрянородный, но и скандинавские источники (сага о Гаральде) используют для обозначения подобного полюдью механизма сбора дани славянское слово (poluta, polutaswarf ). Аналог русского полюдья - древненорвежская вейцла (veizla), буквально - «пир», «угощение», позже трансформировавшаяся в феодальную повинность.

Напишите отзыв о статье "Полюдье"

Примечания

Литература

  • Вернадский Г.В. Золотой век Киевской Руси. - М .: Алгоритм, 2012. - 400 с. - ISBN 878-5-699-55146-0.
  • Петрухин В.Я. Древняя Русь, IX в. - 1263 г.. - Москва: АСТ, 2005. - 190 с. - ISBN 5-17-028246-X .
  • Полюдье: всемирно-историческое явление. Под общ. ред. Ю. М. Кобищанова. Ред. колл. Ю. М. Кобищанов, М. С. Мейер, В. Л. Янин и др. - М., РОССПЭН , 2009. - 791 с.

Ссылки

  • Рыбаков Б. А.

Отрывок, характеризующий Полюдье

– Солдаты говорят: разумшись ловчее, – сказал капитан Тушин, улыбаясь и робея, видимо, желая из своего неловкого положения перейти в шутливый тон.
Но еще он не договорил, как почувствовал, что шутка его не принята и не вышла. Он смутился.
– Извольте отправляться, – сказал штаб офицер, стараясь удержать серьезность.
Князь Андрей еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное.
Штаб офицер и князь Андрей сели на лошадей и поехали дальше.
Выехав за деревню, беспрестанно обгоняя и встречая идущих солдат, офицеров разных команд, они увидали налево краснеющие свежею, вновь вскопанною глиною строящиеся укрепления. Несколько баталионов солдат в одних рубахах, несмотря на холодный ветер, как белые муравьи, копошились на этих укреплениях; из за вала невидимо кем беспрестанно выкидывались лопаты красной глины. Они подъехали к укреплению, осмотрели его и поехали дальше. За самым укреплением наткнулись они на несколько десятков солдат, беспрестанно переменяющихся, сбегающих с укрепления. Они должны были зажать нос и тронуть лошадей рысью, чтобы выехать из этой отравленной атмосферы.
– Voila l"agrement des camps, monsieur le prince, [Вот удовольствие лагеря, князь,] – сказал дежурный штаб офицер.
Они выехали на противоположную гору. С этой горы уже видны были французы. Князь Андрей остановился и начал рассматривать.
– Вот тут наша батарея стоит, – сказал штаб офицер, указывая на самый высокий пункт, – того самого чудака, что без сапог сидел; оттуда всё видно: поедемте, князь.
– Покорно благодарю, я теперь один проеду, – сказал князь Андрей, желая избавиться от штаб офицера, – не беспокойтесь, пожалуйста.
Штаб офицер отстал, и князь Андрей поехал один.
Чем далее подвигался он вперед, ближе к неприятелю, тем порядочнее и веселее становился вид войск. Самый сильный беспорядок и уныние были в том обозе перед Цнаймом, который объезжал утром князь Андрей и который был в десяти верстах от французов. В Грунте тоже чувствовалась некоторая тревога и страх чего то. Но чем ближе подъезжал князь Андрей к цепи французов, тем самоувереннее становился вид наших войск. Выстроенные в ряд, стояли в шинелях солдаты, и фельдфебель и ротный рассчитывали людей, тыкая пальцем в грудь крайнему по отделению солдату и приказывая ему поднимать руку; рассыпанные по всему пространству, солдаты тащили дрова и хворост и строили балаганчики, весело смеясь и переговариваясь; у костров сидели одетые и голые, суша рубахи, подвертки или починивая сапоги и шинели, толпились около котлов и кашеваров. В одной роте обед был готов, и солдаты с жадными лицами смотрели на дымившиеся котлы и ждали пробы, которую в деревянной чашке подносил каптенармус офицеру, сидевшему на бревне против своего балагана. В другой, более счастливой роте, так как не у всех была водка, солдаты, толпясь, стояли около рябого широкоплечего фельдфебеля, который, нагибая бочонок, лил в подставляемые поочередно крышки манерок. Солдаты с набожными лицами подносили ко рту манерки, опрокидывали их и, полоща рот и утираясь рукавами шинелей, с повеселевшими лицами отходили от фельдфебеля. Все лица были такие спокойные, как будто всё происходило не в виду неприятеля, перед делом, где должна была остаться на месте, по крайней мере, половина отряда, а как будто где нибудь на родине в ожидании спокойной стоянки. Проехав егерский полк, в рядах киевских гренадеров, молодцоватых людей, занятых теми же мирными делами, князь Андрей недалеко от высокого, отличавшегося от других балагана полкового командира, наехал на фронт взвода гренадер, перед которыми лежал обнаженный человек. Двое солдат держали его, а двое взмахивали гибкие прутья и мерно ударяли по обнаженной спине. Наказываемый неестественно кричал. Толстый майор ходил перед фронтом и, не переставая и не обращая внимания на крик, говорил:
– Солдату позорно красть, солдат должен быть честен, благороден и храбр; а коли у своего брата украл, так в нем чести нет; это мерзавец. Еще, еще!
И всё слышались гибкие удары и отчаянный, но притворный крик.
– Еще, еще, – приговаривал майор.
Молодой офицер, с выражением недоумения и страдания в лице, отошел от наказываемого, оглядываясь вопросительно на проезжавшего адъютанта.
Князь Андрей, выехав в переднюю линию, поехал по фронту. Цепь наша и неприятельская стояли на левом и на правом фланге далеко друг от друга, но в средине, в том месте, где утром проезжали парламентеры, цепи сошлись так близко, что могли видеть лица друг друга и переговариваться между собой. Кроме солдат, занимавших цепь в этом месте, с той и с другой стороны стояло много любопытных, которые, посмеиваясь, разглядывали странных и чуждых для них неприятелей.
С раннего утра, несмотря на запрещение подходить к цепи, начальники не могли отбиться от любопытных. Солдаты, стоявшие в цепи, как люди, показывающие что нибудь редкое, уж не смотрели на французов, а делали свои наблюдения над приходящими и, скучая, дожидались смены. Князь Андрей остановился рассматривать французов.
– Глянь ка, глянь, – говорил один солдат товарищу, указывая на русского мушкатера солдата, который с офицером подошел к цепи и что то часто и горячо говорил с французским гренадером. – Вишь, лопочет как ловко! Аж хранцуз то за ним не поспевает. Ну ка ты, Сидоров!
– Погоди, послушай. Ишь, ловко! – отвечал Сидоров, считавшийся мастером говорить по французски.
Солдат, на которого указывали смеявшиеся, был Долохов. Князь Андрей узнал его и прислушался к его разговору. Долохов, вместе с своим ротным, пришел в цепь с левого фланга, на котором стоял их полк.
– Ну, еще, еще! – подстрекал ротный командир, нагибаясь вперед и стараясь не проронить ни одного непонятного для него слова. – Пожалуйста, почаще. Что он?
Долохов не отвечал ротному; он был вовлечен в горячий спор с французским гренадером. Они говорили, как и должно было быть, о кампании. Француз доказывал, смешивая австрийцев с русскими, что русские сдались и бежали от самого Ульма; Долохов доказывал, что русские не сдавались, а били французов.

Все, кто изучают историю восточных славян, сталкивались с термином "полюдье". Что же это такое? И как можно охарактеризовать данный процесс? Читайте об этом в нашей статье.

Признаки ранней государственности

Как вы думаете, полюдье в Древней Руси - это что? Начнем разбираться с этим вопросом вместе. В восьмом веке на земле, занимаемой племенами восточных славян, уже образовались сильные межплеменные союзы. Они долгое время соперничали друг с другом за главенство. Как показала история, серьезное влияние на другие племена оказал союз полян. С годами они подчинили большую часть славян.

Таким образом, мы можем наблюдать появление первых признаков зарождающегося государства:

  • единый вождь;
  • закон;
  • войско;
  • система сбора налогов.

А мы с вами переходим к обвыяснению того, каково определение полюдья. Это один из способов сбора налогов с племен в казну великого князя. Подобная система распространялась по всем европейским государствам в период их зарождения, но в силу национальных интересов имела разные названия. Однако суть их оставалась одной и той же - пополнение казны князя. Теперь вы знаете значение слова "полюдье".

Система налогов русских (восточных) славян

Как вы догадались, на Руси налоги тоже собирали. В принципе поборы, которые выражались в обязательных сборах, были частью устройства государственной системы. Ввиду того что князь собирал с людей золото, он перед ними нес определенные обязательства. Одно из них заключалось в том, что он должен был обеспечить мирную жизнь и покой для своих подданных. Иными словами, он должен был защищать свои племена от иноземных захватчиков. На протекцию каждого русича требовались средства.

Значит, для славянина полюдье в Древней Руси - это откуп или все-таки налог? Современным аналогом полюдья служит подоходный налог. Их разница заключается лишь в объеме и ресурсах. Например, однажды поляне отбили у хазар несколько славянских племен. За это они обложили их сборами в свою пользу. Однако эти поборы отличались гуманностью. Теперь славяне могли вносить плату не только золотом, а продуктами питания и самыми разнообразными изделиями ремесленников. Вот вам еще одно определение полюдья.

Скрытая опасность

Идет время. Крестьяне выращивают зерновые культуры и собирают урожай. Ремесленники производят различные изделия. Племена между собой торгуют. Дружина охраняет границы. Великий князь издает законы. Налоги собираются, казна пополняется, а государство укрепляется. Однако система полюдья далека от совершенства, но она применялась ещё долгое время.

В осенний период князь вместе с дружиной начинал сбор дани. Полюдье в Древней Руси - это буквально означает ходить по людям, то есть ходить по дворам и собирать налог. Князь ходил до тех пор, пока не объедет все свои владения. Это было еще одно значение слова "полюдье".

Народ, помимо этой дани, платил ещё некоторую сумму для того, чтобы князь мог содержать дружину. Несправедливость царила повсюду, а всё потому, что отсутствовала конкретная сумма налога.

Жадность Игоря сгубила

Как оказалось, полюдье в Древней Руси - это не только налог, но и причина гибели одного из князей. В одном из таких походов князь Игорь поделил полюдье древлян с дружиной и посчитал, что налог оказался недостаточным. Вместе они решили, что нужно взять с них выплату ещё раз. Дружина вновь вторглась на территорию древлян и потребовала повторной выплаты! Естественно, древляне были возмущены. Итогом повторного побора стало убийство дружины и самого князя.

Смерть князя грозила распадом государства. Но его мудрая и дальновидная супруга - княгиня Ольга - быстро осознала, что это серьезный повод изменить систему налогообложения. Так она решила установить точную сумму для платежей. Ольга быстрыми и решительными мерами успокоила взволнованные племена, а также восстановила единство среди племен на Руси.

Реформа княжны

Итак, как уже было сказано выше, Ольга приступила к реформированию системы налогосбора. Первое, что она сделала, - это установила точную сумму. Как показала практика, данная мера позволила избежать злоупотреблений, а процесс взимания налога стал законным. Вдова также понимала, что хождение по людям - это опасность для будущего великого князя, поэтому очередным указом было утверждено решение, что ресурсы будут свозиться в определенное место, указанное из столицы. Так появилось явление погоста на Руси. Оттуда собранные средства переходили в руки представителей княжеской власти. Княгиня Ольга не только упростила систему налогообложения, но и сделала ее безопасной для сборщиков.

Таким образом, реформы княжны еще больше укрепили и сплотили государство и племена между собой, а споры и распри о несправедливости стали уходить в прошлое.

Другими словами, полюдье - это сбор налогов в период Древней Руси. Мы видим, как реформы княжны Ольги были введены вовремя. Эти меры не позволили развалиться молодому государству на отдельные враждующие племена.

Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава Цветков Сергей Эдуардович

Полюдье и дань

Полюдье и дань

Для упорядочения отношений с зависимым населением Русской земли в распоряжении князя находились два инструмента: дань и полюдье, при помощи которых «словене» и «языки» подразделялись на людей и смердов.

В исторической литературе широко распространено мнение, что полюдье было «способом сбора дани». Между тем это были различные институты родоплеменного общества, путать которые непозволительно. Основой даннической зависимости была «своеобразная собственность на племенной коллектив». Данью облагались чужаки, соседи (этнос, племя, союз племен), которые иногда становились данниками добровольно, но чаще бывали принуждены к этому при помощи военной силы. Таким образом, отношения даннической зависимости сосредоточивались всецело в области межэтнических и межплеменных отношений, где дань выступала эквивалентом военной добычи или «выкупа за несостоявшийся поход». Господствующий этнос (племя) вовлекал данников в орбиту своего внешнеполитического влияния, рассматривая их как «колониальный в сущности элемент».

Социально-политический характер полюдья был существенно иным. Оно возникло и развивалось вне всякой связи с военно-политическим насилием, и в основе его - по крайней мере с формальной стороны - лежали «отношения сотрудничества и партнерства, а не господства и подчинения». Полюдье было важнейшей и наиболее древней формой общения рядовых членов племени со своим правителем во время объезда последним племенной территории. В ходе этого путешествия, совершавшегося по кругу (обыкновенно посолонь), вождь чинил суд и расправу и принимал вознаграждение от людей, свободного и полноправного населения, за исполнение им общественно-полезных функций. Содержание («кормление») вождя и его двора, передача ему почетных и богатых даров были добровольной обязанностью его соплеменников, актом благодарности со стороны общины в целом и каждого ее члена в отдельности. Эта патриархальная сущность полюдья хорошо выразилась в польском языке, где поборы, взимаемые князем во время полюдья, назывались «гощеньем».

Кроме того, практика полюдья и данничества содержала сильно выраженный мистический элемент. Материальная сторона данничества зачастую отступала на задний план перед сакральной, ибо в основе стремления к накоплению богатств лежали религиозно-этические побуждения. Так же обстояло дело и с политическими отношениями господства-подчинения, которые были окутаны языческой мистикой власти. Сопричастность человека с принадлежавшими ему предметами - одеждой, украшениями, оружием, скотом и т. д. - была настолько интимной, что все они мыслились неотъемлемой частью самого человека, как в его настоящей жизни, так и в будущей. Насильственное их изъятие или добровольная отдача в качестве дани поражали личность в самых глубинных, сокровенных ее правах, ставя ее в сакральную зависимость от того, кто завладевал этими предметами и тем самым приобретал власть над самой личностью. Сам факт выплаты дани был важнее ее размера, «тяжести». Поэтому данничество, хотя оно, как правило, не предполагало существенного ограничения экономической, гражданской и личной свободы, все же приравнивалось к «рабскому» состоянию. Но это «рабство» было скорее мистического, чем социально-юридического свойства: человеком владели через принадлежавшую ему вещь.

Религиозная сторона полюдья была связана с сакральной ролью вождя, наделенного жреческими функциями. Совершая круговой объезд страны, он прилюдно исполнял религиозные ритуалы и обряды, которые были призваны обеспечить процветание и благосостояние соплеменников.

В Русской земле дань платили смерды. Этимология этого слова не вполне ясна. Филологи сближают его как с индоевропейским mard - человек, так и с праславянским smord - смрад (отсюда «смердеть»). В древнерусских памятниках «смерд» крепко связан с погостом как административно-фискальной единицей («...а кто смерд - а тот потягнеть в свой погост», грамота 1270 г.), то есть с различного рода повинностями и прежде всего с данью; иногда слово имеет пренебрежительный оттенок и употребляется как бранное прозвище. По справедливому замечанию Б.А. Тимощука, «термин „смерды" не мог сложиться в свободной общине». Данные сравнительного языкознания показывают, что славянский социальный термин смерд в период Средневековья сохранялся только на Руси и в славянском Поморье. Отсюда можно заключить, что это был древнейший вендский термин для обозначения подчиненного населения, данников, занесенный на восточнославянскую почву русами и «варяжскими» колонистами. В Повести временных лет встречается употребление слова «смерды» в этом старом значении: «подданные», «дающие дань». В 1071 г. Ян Вышатич, воевода князя Святослава Ярославича, отправился за данью на Белоозеро. Здесь он встретил ведомую волхвами толпу мятежных белозерцев. Осведомившись у них, «чья еста смерды», и получив ответ, что «Святослава», Ян потребовал выдачи волхвов, «яко смерда есть моя и моего князя».

В X в. смердами в таком смысле слова были преимущественно финские и балтские племена, жители древнерусского пограничья. Летописец Переславля-Суздальского называет окрестных финнов исконными русскими данниками. Показательно, что «смердья» топонимика почти отсутствует в Среднем Поднепровье и, наоборот, обильно отложилась в тех восточнославянских землях, где славяне соседствовали с «языками». Среди восточнославянских племен смердами в Русской земле князя Игоря, по всей видимости, считались угличи, «примученные» под дань в 930-х гг., и радимичи, которые, по словам летописца конца XI - начала XII в., «платять дань Руси и повоз везуть и до сего дни». К смердам князя Игоря принадлежали также крымские готы/«древляне».

Со второй половины X в. смердами стали также называться рабы-инородцы, посаженные на землю в княжьих селах. С этим значением термин «смерд» вошел в Русскую Правду.

Сбор дани осуществлялся в погостах, где размещались на постоянной основе или куда приезжали на время дружинные отряды. Это могли быть крупные поселения, вроде Гнездова в земле смоленских кривичей, Шестовиц и Седнева на Черниговщине, Михайловского центра и Тимерева в Ярославском Поволжье. Но были и такие крохотные погосты, как упоминавшаяся Векшенга, построенные, чтобы брать с местных жителей каких-нибудь «2 сорочка 80 шкурок» (новгородская грамота 1137 г.). Князь, разумеется, никогда не наведывался в эту дыру. Сама же летопись ясно указывает на то, что сбор дани поручался ближним людям князя: «В се же время [в 1071 г.] приключися прити [к белозерцам] от Святослава дань емлющи Яневи, сыну Вышатину...» Видимо, летописное сообщение о том, что Игорь «вдасть» Свенгельду «древлянскую» и угличскую дани, следует понимать в том же смысле: князь передал воеводе право на сбор дани в землях угличей и крымских готов. Саги утверждают, что Сигурд Эйрикссон, поступивший на службу к князю Владимиру Святославичу, от его имени собирал дани в Эстонии.

Княжой сборщик дани должен был управиться со своей работой за определенный срок, в течение которого данники обеспечивали его и прибывшую с ним дружину всем необходимым, «колико черево возметь». Прокормить эту прожорливую ораву было нелегко, недаром тот же Ян Вышатич пригрозил белозерцам, что просидит у них весь год («не иду от вас за лето»), если они не выдадут скрывавшихся от его преследования мятежных волхвов. Угроза подействовала безотказно: белозерцы тут же повязали смутьянов.

Часть дани поступала в Киев повозом, то есть ее привозили сами подвластные племена.

Единственный раз мы видим князя отправляющимся за данью только в случае с Игорем, захотевшим «примыслити большую дань» на «древлянах». Но его поход в «Деревьскую землю» выглядит явным нарушением договора о «подданстве».

Размеры выплат были строго определены и, вероятно, оставались неизменными в течение десятилетий. Дань выплачивалась в основном натурой, изделиями лесных промыслов: пушниной, воском, медом, - но не исключено, что племена-данники, причастные к торговле на Балтийско-Волжском пути, делились с русами арабскими дирхемами (один куний мех приравнивался тогда к двум с половиной дирхемам).

Классическое описание полюдья в Русской земле середины X в. принадлежит Константину Багрянородному: «Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты выходят со всеми росами из Киава и отправляются в полюдия, что именуется „кружением", а именно - в Славинии [племенные земли] вервианов [древлян днепровского правобережья], другувитов [дреговичей], кривичей, севериев и прочих славян, которые являются пактиотами [союзниками] росов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киав».

Таким образом, подчеркнем еще раз, киевский князь отправлялся в полюдье не за данью. Простой здравый смысл подсказывает, что князь физически не мог за пять-шесть месяцев (с ноября до начала апреля) собрать, учесть и переправить в Киев огромное количество разнообразной снеди и «рухляди» со столь обширной территории. Ведь, по приблизительным подсчетам, князь с дружиной за время своего «кружения» должны были описать дугу длиной около полутора тысяч километров. К тому же со стороны князя было бы крайне неблагоразумно связывать поступление дани со своим личным присутствием среди данников, тогда как болезнь, внутренние и внешние неурядицы и множество других непредвиденных обстоятельств могли помешать ему посетить какое-нибудь из подвластных племен. Да и славянские племена в продолжение зимы были заняты отнюдь не сдачей дани князю - по свидетельству Константина Багрянородного, они рубили лес и делали лодки, которые весной сплавляли в Киев. Стало быть, отправляясь в полюдье, князь мог иметь в виду разве что проверить деятельность дружинных погостов, взыскать недоимки или произвести какой-нибудь внеочередной побор.

Основной материальный, потребительский интерес полюдья заключался в том, что весь осенне-зимний сезон князь и его дружина жили на чужой счет, побирались, получая корма от своих «пактиотов». В этом свидетельство Константина полностью совпадает с показаниями арабских авторов. По словам Ибн Русте, русы «питаются лишь тем, что привозят из земли славян». Гардизи пишет: «Всегда 100-200 из них [русов] ходят к славянам и насильно берут у них на свое содержание, пока там находятся».

Подарки «людей» князю, в отличие от натуральных даннических выплат, состояли из изделий ремесленного производства. Согласно показанию Ибн Русте, «царь славян» ежегодно объезжает своих подданных, «и если у кого из них есть дочь, то царь берет себе по одному из ее платьев в год, а если сын, то также берет по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, то дает по одному из платьев жены или рабыни в год».

Итак, полюдье и дань устанавливали внутри зависимого от Киева населения Русской земли довольно четкую политическую градацию. Часть его («языки», угличи, радимичи) была связана с Киевом только внешним образом, посредством унизительной даннической зависимости; в остальном это «племя смердье» было предоставлено самому себе. Большинство же «примученных» русами восточнославянских племен в ходе исторического развития Русской земли перестало платить дань киевскому князю. Отныне их зависимость от князя выражалась в обязанности «вознаграждения» его за общественную службу.

По-видимому, замену дани полюдьем можно рассматривать как свидетельство глубокого упадка «своих княжений» (племенных властей) у славян. Местные племенные «князья» северян, древлян, дреговичей, кривичей окончательно отказались от всяких претензий на объединяющее значение их власти в пределах племенной земли; они уступили киевскому князю свои функции военных сторожей, судей, устроителей «земляной правды», а вместе с этими функциями отдали ему и древнее право «гощения» у своих соплеменников. Конечно, полюдье Игоря во «внешней Росии» было лишено того патриархально-идиллического характера, каким оно отличалось в Среднем Поднепровье, где киевский династ «от рода русского» воспринимался здешними «людьми земли Русской» в качестве их «природного» правителя. В отношениях князя со словенами не было того политического равновесия и той взаимообусловленности положений, какими отличались его отношения с «кыянами». Грабительская сущность зимних наездов киевского князя в восточнославянские «Славинии» и «земли» напрасно рядилась в привычные родоплеменные покровы. Для восточнославянских племен «великий князь русский» оставался незваным гостем, пришлецом, «находником», столовавшимся у них по праву сильного (сообщение Гардизи). Ярко выраженный элемент насилия способствовал постепенному перерождению полюдья: из социально-политического и религиозного института родоплеменного общества оно превращалось в первую форму зарождавшегося государственного механизма. Хотя ритуально-обрядовая оболочка полюдья оставалась нетронутой, но в этих старых мехах пенилось новое вино. Полюдье «теряло архаическое религиозное содержание за счет расширения экономических, социальных, политических и тому подобных начал, относящихся не столько к сфере сверхчувственного, сколько к прозе реальных земных дел. Оставаясь средством общения князя с населением, а также способом властвования, полюдье вместе с тем превращалось в княжеский сбор, приближающийся к налогу». Объезд подвластных племен терял черты внешнеполитической акции и становился делом внутреннего управления. Отношения этнического господства-подчинения мало-помалу окрашивались в тона социальной эксплуатации, племенной термин русь приобретал также сословное значение («вся русь», то есть княжеская дружина), князь из завоевателя превращался в правителя, на котором в конце концов замыкались все токи и связи общественной жизни. Благодаря всему этому бывшие восточнославянские данники Киева переходили из разряда смердов, окольных племен, окружавших этнически и территориально обособленную общину полян/руси, в разряд людей Русской земли, непосредственно вовлеченных - пускай и насильственным образом - в исторический процесс образования древнерусской народности и древнерусского государства.

Из книги Рождение Руси автора Рыбаков Борис Александрович

Полюдье Ключом к пониманию ранней русской государственности является полюдье. Для нас чрезвычайно важно установление существования полюдья на уровне одного союза племен, то есть на более низкой ступени развития, чем "союз союзов" – Русь. Для племенного союза вятичей мы

Из книги Англия и Франция: мы любим ненавидеть друг друга автора Кларк Стефан

Музыкальная дань Наполеону Так что же оставил Наполеон потомкам? Налицо, конечно, тенденция сравнивать с ним любого французского аристократа (а их немало). До сих пор живы и его законы, которые по-прежнему формируют французское мышление. И разумеется, тут как тут

автора

Хазарская дань (IX век) Иными словами, первые русские города владели огромными окрестными территориями, с которых собирали дань. Конечно, не стоит представлять себе первые города как каменные крепости с высокими стенами. Первоначально это были обнесенные частоколом

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Ключевский Василий Осипович

Полюдье «Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты (князья) выходят со всеми росами (со всей русью, то есть с дружиной) из Киава и отправляются в полюдия, что именуется „кружением“, а именно – в Славинии вервианов (древлян), другувитов (дреговичей), кривичей, севериев

автора

Из книги Тайный смысл и разгадка кодов Лао-цзы автора Маслов Алексей Александрович

Из книги Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега автора Цветков Сергей Эдуардович

Хазарская дань «Повесть временных лет» причислила киевских «полян» к тем восточнославянским племенам, которые платили дань Хазарин. Впрочем, хронологические рамки даннической зависимости от хазар летописцем не определены, а с содержательной стороны этот период

Из книги Властелины моря автора Хейл Джон Р.

Введение Впервые афинский флот вошел-вплыл в мое сознание одним зимним днем 1969 года, когда я столкнулся в Нью-Хейвене, на Колледж-стрит, с Доналдом Кэгеном. В заснеженном студенческом городке Йеля его фигуру боксера с походкой моряка легко было узнать еще издали. Я знал

Из книги Эпоха Куликовской битвы автора Быков Александр Владимирович

ОРДЫНСКАЯ ДАНЬ В начале XIV века Сарай был действительным политическим центром Золотой Орды. Власть ханов была еще крепка, и это для большинства населения Золотой Орды было несомненным благом. Процветала торговля, мирное население могло спокойно работать, не опасаясь

Из книги Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение автора Бичурин Никита Яковлевич

VI. Дань и поздравительный адресъ При сношеніяхъ Европейскихъ державъ съ китайскимъ Дворомъ, открывшихся за 200 предъ симъ л?тъ, встр?тились два обстоятельства, которыя до сего времени полагаютъ неотвратимое препятствіе къ политическому сближенію Европы съ Китаемъ. Эти

Из книги Сатирическая история от Рюрика до Революции автора Оршер Иосиф Львович

Дань Часто, не меньше одного раза в год, татары присылали своих послов собирать с русских дань.Послы (баскаки) ходили по дворам и брали все, что плохо лежало, ничем не брезгая.Увидят веревочку, и веревочку берут; увидят хорошо или даже плохо выпеченный хлеб – и сейчас в

Из книги Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества автора Мизун Юрий Гаврилович

ДАНЬ МОНГОЛАМ Монголо-татары провели на Руси в 1257 году перепись населения с целью упорядочить обложение населения данью. Перепись не затрагивала русскую, а точнее византийскую православную церковь. Византия была в дружеских отношениях с Ордой, а православная

Из книги Эпоха Рюриковичей. От древних князей до Ивана Грозного автора Дейниченко Петр Геннадьевич

Полюдье Вот как рассказывает о полюдье трактат византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей».«Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступает ноябрь месяц, тотчас их архонты (князья) выходят со всеми росами из

Из книги СССР: от разрухи к мировой державе. Советский прорыв автора Боффа Джузеппе

Дань села По крайней мере по одному пункту коллективизация все же изменила экономическое положение страны. В производстве сельскохозяйственной продукции, даже не обнаружившем роста, принимало участие теперь меньше работников, а объем продукции, предназначенной для

Из книги Москва. Путь к империи автора Торопцев Александр Петрович

Опять дань? В последующие после разгрома и подчинения Пскова двенадцать лет Василий III Иванович был полностью поглощен проблемами внешнеполитическими. Решал он их по-отцовски не спеша, осторожно, стараясь лишний раз не воевать, отстаивая всеми возможными способами

Из книги Сто рассказов о Крыме автора Криштоф Елена Георгиевна

Дань Пушкину Плыли как-то на одном корабле к берегам Кавказа генерал Раевский-младший, друг Пушкина, молодой Айвазовский и Лев Сергеевич Пушкин… И почему бы не домыслить к этому факту такое, вполне возможное: Левушка Пушкин тут же на шканцах под открытым и ясным небом

Полю́дье - способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси. Племенные союзы сохраняли собственную организацию, в обязанности их князей входило поставлять дань (повоз), в основном пушнину, в становища. Размер дани рассчитывался пропорционально дворам вне зависимости от достатка их владельцев.

История

Первое упоминание полюдья в русских летописях, а также подробное описание полюдья византийским императором Константином Багрянородным в его трактате «Об управлении империей», относятся к середине X века.

Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно - в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию

Однако, арабо-персидские источники сообщают о сбыте русами дани, собранной со славян, уже применительно к первой половине IX века:

Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных [окраин страны] славян к Румийскому морю. Владетель ар-Рума [Византии] взимает с них десятину. Если они отправляются по Танису - реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар. Их владетель также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан и высаживаются на любом берегу… Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками [для] них являются славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать

Возникновение такого явления как полюдье было связано с распространением власти русов на часть восточнославянских племён. Константинопольский патриарх Фотий в связи с русско-византийской войной 860 года говорит о русах:

поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу!

Также известно о силах участников полюдья:

Всегда 100-200 из них (русов) ходят к славянам и насильно берут у них на своё содержание, пока там находятся

Однако, в 945 году, когда полюдье возглавлял сам великий князь Киевский Игорь Рюрикович, поводом для восстания древлян и его убийства стало не взимание дани самой по себе, а попытка сбора дополнительной дани.

В походах 882-943 годов силы северных племенных союзов регулярно упоминаются летописью, силы южных - в случайном сочетании. Уже в 941 году, во время первого похода Игоря на Константинополь, летопись не расшифровывает племенной состав его войск, как не делает это и после налоговой реформы княгини Ольги, по приказу которой северные владения Руси были охвачены системой погостов, в которых сбор дани производили княжеские чиновники - тиуны. Впоследствии дань концентрировалась у княжеских наместников в крупных городах и переправлялась в Киев (как происходило с 2/3 новгородских даней в 1014 году при киевском князе Владимире Святославиче и его сыне и новгородском наместнике Ярославе).

О полюдье у вятичей также свидетельствуют восточные авторы:

Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берёт по одному из её платьев в год, а если сын, то также берёт по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот даёт по одному из платьев жены или рабыни в год

Сбыт полюдья вятичами на международном рынке и его прекращение с покорением вятичей Святославом Игоревичем в 966 году и окончательно - Владимиром Святославичем в 982 году косвенно подтверждаются хронологией кладов восточных монет в бассейне Оки.

Одно из последних упоминаний полюдья относится к 1190 году к правлению во Владимиро-Суздальском княжестве Всеволода Большое Гнездо. На основании данного примера исследователи рассчитали среднюю скорость полюдья - 7-8 км в сутки.

Не только Константин Багрянородный, но и скандинавские источники (сага о Гаральде) используют для обозначения подобного полюдью механизма сбора дани славянское слово (poluta, polutaswarf ).

Полюдье имело крайне широкое распространение в социально-политических системах Евразии и Африки с близким к древнеславянскому уровнем политико-культурной сложности .

Список литературы:

    Константин Багрянородный. Об управлении империей

    Ибн Хордадбех. Книга путей и стран. М. 1986;
    Фрагменты из Ибн Хордадбеха по Гаркави

    Окружное послание Фотия, Патриарха Константинопольского, к Восточным Архиерейским Престолам

  1. Ибн-Русте

    Кобищанов Ю.М. Полюдье: Явление отечественной и всемирной истории, М., 1995.