Философия - Конспект лекций - Пособие для сдачи экзаменов - Якушев А.В. Якушев а

  • Добавлен пользователем Александра , дата добавления неизвестна
  • Отредактирован 14.03.2009 18:10

Конспект лекций. Пособие для сдачи экзаменов. — М.: Приор-издат, 2004. — 224 с.Философия как разновидность мировоззрения.
Специфика философского знания.
Предмет и методы философии.
Функции философии.
Основной вопрос и основные направления философии.
Общее понятие и характерные черты китайской философии.
Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии.
Даосизм - древнейшее философское учение Китая.
Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм.
Древнеиндийская философия.
Буддизм и его основные идеи.
Древнегреческая философия.
Вопрос.
Первые философские (досократические) школы Древней Греции.
Философия софистов и Со.
Философия киников и стоиков.
Философия Платона.
Философия Аристотеля.
Философия Эпикура.
Теологическая философия средних веков.
Философия Августина Блаженного.
Философия Фомы Аквинского (томизм).
Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения.
Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения.
Социально-политическая философия эпохи.
Арабская (арабоязычная) философия средних веков.
Рационализм и эмпиризм как направления в философии.
Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции.
Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени.
Английская философия нового времени (материализм, эмпиризм, социально-политическая направленность.
Философия Лейбница. Учение о монадах.
Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика.
Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление французской философии.
Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи.
Философия Иммануила Канта.
Философия Гегеля.
Философия субъективного идеализма.
Философия Шеллинга.
Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму.
Философия вульгарных материалистов.
Философия марксизма.
Философия позитивизма Огюста Конта.
Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея.
Бытие.
Материя (материальное бытие).
Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение.
Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения.
Диалектика.
Альтернативы диалектики.
Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека.
Общество.
Общество и природа.
Познание (гносеология).
Философия истории.
Будущее.
Общая характеристика русской философии.
Русская философия XIX в.
Русская философия XX в.
Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи.
Психоанализ.
Современная теологическая философи.
Основные направления современной позитивистской философии.
Герменевтика.
Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера).
ПРИЛОЖЕНИЕ.

Взаимоотнош между религией и фил исторически изменчивы и разнообразны. Если мат линия фил противопоставляет себя религ мировоззрению, то различные направл идеалист фил неоднократно вступали в союз с теологией, что выражается в формировании утонченных, рафинированных форм религии. Наиболее тесным этот союз оказался в традициях восточной культуры, в кот не всегда даже призается различие между фил и рел как отдельными формами общ сознания. Так, буддизм нередко трактуется как религиозная философия.

Однако и в Европ культуре взаимоотнош между рел и фил неоднозначны. В античности рел представления входили в состав фил в качестве ее необход компонента, в средние века, напротив, ситуация была такова, что уже религия включала в себя фил.

Действит расчленение фил и рел на обособленные формы произошло лишь на рубеже средневековья и нового времени. Фил, как и зародившаяся в то же время новоевроп наука, е сразу вступила в идеолог конкуренцию с рел, между ними как бы были разделены сферы влияния. при сохранении обнако верховного авторитета религии. Была официально принята концепция 2 истин. Одна от бога, а др от человека. Так возник деизм - учение о том, что бог, сотворив материю и установив нравственные абсолюты, в дальнейшем е вмешивается в события мира, и поэтому чел может и должен познавать прир и философски размышлять о конкретных воплощениях абсолюта в истор реальность вне зав-ти от бога.

Впоследствии фил постепенно приобрела мощный потенциал и стала реально претендовать на замещение центрального места религиии. Согласно максизму, религия есть остаточная форма общ сознания, кот будет сохраняться до тех пор, пока вследствии развития соц-эконом структур общества состороны др форм общ сознания и прежде всего со стор самой фил не будет предложеа система ценостей, необходимая для удовлетворения объективных потребностей духа, лежащих в основании устойчивых религ представлений.

Значит часть идеалист течений фил стремится к синтезу рел и фил. Можно выделить 2 причины такого стремления: гносеологическую и аксиологическую.

Гносеолог причины вязаны с трудностями истолкования фундамент достижений естеств наук конца 20в. Недаром многие физики 20 в склонялись к идеализму а папа римский неоднократно проповедывал, что достиж современой физики прямопоказывают сущ бога. Соврем теологи подвергают текст библии все новым толкованиям, чтобы связать ее с научными представлениями.

Однако основной является аксиологическая причина. Кризисы нашего века с его 2 мировыми войнами, опастность ядерной войны, и истощения ресурсов, непредсказуемые проявления массовой психологии, потерявшей твердую систему дух ценностей - все это не могло не сказаться на фил исканиях. Не подкрепленный новыми ценностями тказ от религии дорого обошелся человечеству. Человек почувствовал себя одиноким в мироздании, потерял нравств основу, ощутил себя психологически обделенным в мировоззреии.

Идеалист фил 20в стремится восполнить эту эмоционально-душевную пустоту, восстановить свойственную религии устойчивое психолог равновесие. Таковы фил жизни (А.Бергсон), экзистенциализм (М.Хайдегер, К.Ясперс...), учение П.Тейара де Шардена - фр ученого фил и теолога, стремившегося осмыслить чел как цель эвол развития природы. Показателен тот факт, что имено в 20 в. начала бурно развиваться аксиология - учение о ценностях. (М.Шелер, М.Вебер), т.е. фил направление, специально посвящ обоснованию в составе фил знания духовных абсолютов и норм.

ЯКУШЕВ А.В. - Философия (конспект лекций).