История ссср 70 80 годы. В

. Отставка с руководящих партийных и государственных постов Н. С. Хрущева в октябре 1964 г. была, как показало последующее двадцатилетие, важной вехой в советской истории. Эпоха «оттепели», энергичного, хотя зачастую и непродуманного реформирования, сменилась временем, отмеченным печатью консерватизма, стабильности, отступления к прежним порядкам (частичного, не по всем направлениям). Полного возврата к сталинизму не произошло: партийно-государственное руководство, не скрывавшее симпатий к сталинским временам, не хотело повторения репрессий и чисток, угрожавших его собственному благополучию. Да и объективно ситуация в середине 60-х гг. была совершенно не похожа на ситуацию 30-х гг. Простая мобилизация ресурсов, сверхцентрализация управления, внеэкономическое принуждение были бесполезны при решении задач, которые ставила перед обществом научно-техническая, а позднее и технологическая революция. Эти обстоятельства учитывала начатая в 1965 г. экономическая реформа, разработка и реализация которой была связана с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина. Замысел состоял в том, чтобы обновить хозяйственный механизм, расширить самостоятельность предприятий, ввести в действие материальные стимулы, административное регулирование дополнить экономическим. Уже замысел реформы был противоречив.С одной стороны, предлагалось опереться на товарно-денежные отношения и экономические методы управления. Предприятия самостоятельно планировали темпы роста производительности труда, среднюю заработную плату, снижение себестоимости. В их распоряжении оставалась большая доля прибыли, которую можно было направлять на повышение заработной платы рабочим. Количество планируемых показателей, по которым оценивалась деятельность предприятий, снижалось, среди них появлялись такие, как прибыль, рентабельность, фонд заработной платы, объем реализованной продукции.С другой стороны, базовые конструкции командной системы реформа не демонтировала. Восстанавливался отраслевой принцип управления экономикой через министерства. Директивное планирование оставалось в силе, а оценивалась работа предприятий в конечном счете по показателям выполнения плановых заданий. Механизм ценообразования, несколько подкорректированный, по существу не изменился: цены устанавливались в административном порядке. Сохранилась старая система снабжения предприятий сырьем, машинами, оборудованием и пр.
Реформа дала неплохие результаты. Приостановилось снижение темпов роста экономики, повысилась заработная плата рабочих и служащих. Но уже к концу 60-х гг. реформирование промышленности фактически прекратилось. В 70-80-е гг. экономика развивалась экстенсивно: строились новые предприятия (но лишь немногие технически и технологически соответствовали мировому уровню - ВАЗ, КамАЗ), росла добыча невосполнимых природных ресурсов (нефть, газ, руда и пр.), увеличивалось число лиц, занятых ручным и малоквалифицированным трудом. Несмотря на все усилия, экономика отвергала новейшие технические разработки. Достижения научно-технического прогресса внедрялись крайне слабо. Между тем возможности такой - затратной - модели роста неуклонно сокращались: добыча топливно-сырьевых ресурсов, перемещаясь в труднодоступные районы Сибири и Крайнего Севера, дорожала; темпы роста населения снижались, возникла проблема трудовых ресурсов; оборудование изнашивалось и морально устаревало. Тяжким бременем для экономики были огромные затраты на военно-промышленный комплекс, которые позволяли поддерживать военно-стратегический паритет (равенство) с США. Качественные показатели (производительность труда, прибыль, отношение прибыли к затратам) ухудшались.
Это был тупик: командная экономика не могла эффективно работать в условиях научно-технической революции, но все проблемы руководство страны по-прежнему пыталось решить преимущественно административными способами. Тупик опасный, ибо отрыв развитой экономики мира от экономики СССР неуклонно увеличивался.Положение в сельском хозяйстве также не внушало оптимизма. Затраты государственных средств непрерывно росли (в 70-е гг. они достигли более 30% всех бюджетных расходов), но отдача была крайне мала. Колхозно-совхозная экономика, охотно принимая огромные капиталовложения, сколько-нибудь заметного роста производства не демонстрировала.
Отсюда весьма серьезные деформации в социальной сфере. Заработная плата, доходы населения постоянно росли, и это было бесспорным достижением. Но ни промышленность, ни сельское хозяйство не могли предложить обществу достаточное количество товаров, продовольствия, услуг. Дефицит, очереди, «блат» (когда необходимые товары приобретали по знакомству) были непременным явлением повседневной жизни в эти годы. В конце 70-х гг. в отдельных регионах страны вновь появилось нормированное распределение некоторых продуктов по карточкам. Возникновение и рост так называемой «теневой экономики» (подпольные мастерские, «спекуляция» и пр.) в этих условиях были естественным и даже неизбежным явлением.В общественно-политической жизни страны консервативные тенденции властвовали безраздельно. Их идеологическим обоснованием стала концепция развитого социализма, согласно которой медленное, планомерное, постепенное совершенствование реального социализма, построенного в СССР «полностью и окончательно», займет целую историческую эпоху. В 1977 г. эта концепция была законодательно закреплена в преамбуле новой Конституции СССР. Впервые получил статус конституционной нормы тезис о руководящей и направляющей роли КПСС. Конституция объявляла СССР общенародным государством, провозглашала полный набор демократических прав и свобод граждан.
Реальная жизнь предписаниям Конституции соответствовала не вполне. Советы народных депутатов всех уровней оставались декорацией, власть принадлежала партийному аппарату, готовившему и принимавшему все крупные решения. Его контроль над обществом, как и в прежние годы, имел всеобъемлющий характер. Другое дело, что аппарат и составлявшая его номенклатура (партийно-государственные чиновники определенного уровня), употребляя термин тех лет, «перерождались». Л. И. Брежнев, в течение 18 лет занимавший пост Первого (с 1966 г. - Генерального) секретаря ЦК КПСС, считал необходимым поддерживать кадровую стабильность аппарата, укреплять его привилегии, воздерживаться от резких действий в отношении номенклатуры.Партийная элита, чутко уловив перемены, тяготилась тем, что ее всевластие не подкреплено собственностью. Чем дальше, тем больше она стремилась к закреплению за собой той доли общественной собственности, которой она управляла. Сращивание партийно-государственного аппарата с «теневой экономикой», коррупция стали в 70-80-е гг. важным фактором общественно-политической жизни. Официально их существование было признано уже после смерти Брежнева новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю. В. Андроповым (1982-1984). Расследование уголовных дел, обвиняемыми по которым проходили высокопоставленные руководители и чиновники, показало масштабы и опасность кризисных явлений.
О кризисе свидетельствовало и возяикновение диссидентского движения (см. билет № 23). Право-защитные, религиозные, национальные, экологические организации, несмотря на репрессии властей (аресты, лагеря, ссылка, высылка из страны и др.), выступали против неосталинизма, за реформы, соблюдение прав человека, отказ от монополии партии на власть и др. Диссидентское движение не было массовым, но оно говорило о нарастании оппозиционных настроений, о недовольстве сложившимся положением. Апатия, равнодушие, цинизм, поразившие общество, по-своему, но столь же ясно подтверждали этот вывод. Самая стабильная эпоха в советской истории завершалась собственным отрицанием: общество требовало перемен. Стабильность обернулась застоем, консерватизм - неподвижностью, преемственность - кризисом.
Внешняя политика СССР с середины 60-х до середины 80-х гг.:

Внешняя политика СССР в середине 60-х - середине 80-х гг. была направлена на достижение трех главных целей: укрепить свое влияние в социалистическом содружестве, сплотить мировую систему социализма, не допустить отпадения от нее каких-либо стран; улучшить отношения с развитыми странами Запада, прежде всего с США, ФРГ, Францией, обеспечить мирное сосуществование с ними; расширить сферу своего влияния в «третьем мире», активизировать военно-техническое и экономическое сотрудничество с развивающимися странами.Отношения с социалистическими странами. В 1964-1985гг. в отношениях с социалистическими странами СССР придерживался так называемой «доктрины Брежнева»: всеми силами сохранять социалистический лагерь, максимально укрепляя в нем руководящую роль СССР и фактически ограничивая суверенитет союзников. Впервые «доктрина Брежнева» была применена при вводе войск пяти стран Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968 г. для подавления признанных антисоциалистическими процессов («пражская весна»). Но реализовать эту доктрину в полной мере не удалось. Особую позицию занимали Китай, Югославия, Албания, Румыния.
В начале 80-х гг. выступления профсоюза «Солидарность» в Польше едва не заставили советское руководство воспользоваться пражским опытом. К счастью, этого удалось избежать, но нарастание кризисных явлений в социалистическом мире было очевидно для всех.Особенно напряженно складывались отношения с Китаем. Китайская коммунистическая партия, как и КПСС, претендовала на лидерство в мировом коммунистическом движении. Конфликт зашел так далеко, что Китай выдвинул к СССР территориальные претензии, а в 1969 г. спровоцировал военные столкновения в районе острова Даманский. В 70-е гг. китайское руководство резко критиковало «советский гегемонизм», сведя на нет экономическое и политическое сотрудничество с СССР.
Отношения со странами Запада. Вторая половина 60-х - 70-е гг. - время разрядки в отношениях СССР с капиталистическими странами. Ее инициатором выступил французский президент Ш. де Голль. В 1970 г. Л. И. Брежнев и канцлер ФРГ В. Брандт подписали договор, признавший послевоенные границы в Европе. В 1972 г. аналогичные договоры ФРГ подписала с Польшей и Чехословакией.
В первой половине 70-х гг. СССР и США заключили ряд соглашений об ограничении гонки вооружений. Состоялись официальные встречи советского и американского руководства на высшем уровне (1972, 1973, 1974, 1978).В 1975 г. в Хельсинки 33 государства Европы, а также США и Канада подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о принципах межгосударственных отношений: уважение суверенитета и целостности, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и др. Итоги Хельсинкского совещания Восток и Запад понимали по-разному. США и их европейские союзники подчеркивали гуманитарные аспекты достигнутых договоренностей (права человека, неприкосновенность личности и др.). СССР придавал основное значение принципам невмешательства во внутренние дела, нерушимости послевоенных границ в Европе; суверенного равенства и уважения прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы.Разрядка вообще была противоречивым явлением. Она стала возможной не в последнюю очередь потому, что к 1969 г. СССР добился военно-стратегического паритета (равенства) с США. Сверхдержавы продолжали вооружаться. Гонка вооружений стремительно усиливалась. СССР и США противостояли друг другу в региональных конфликтах, в которых они поддерживали воюющие друг против друга силы (на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, в Эфиопии, в Анголе и др.). В 1979 г. СССР ввел в Афганистан ограниченный военный контингент. Разрядка этого испытания не выдержала. Наступили новые заморозки. «Холодная война» возобновилась. Взаимные обвинения, ноты протеста, споры и дипломатические скандалы стали неотъемлемыми элементами системы международных отношений в первой половине 80-х гг. Отношения между СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик.
СССР и страны «третьего мира». Как было сказано, отношения со странами «третьего мира» в значительной степени подчинялись логике стратегического противостояния СССР и США. На Ближнем Востоке СССР занимал однозначно проарабскую позицию, поддерживая дружественные отношения с Сирией и Египтом, лидерами арабского мира. Когда в 1979 г. президент Египта А. Садат заключил мирный договор с Израилем, контакты с ним были фактически заморожены. В период американской агрессии во Вьетнаме (1964-1975) СССР оказал значительную военно-техническую помощь Демократической Республике Вьетнам. Поддерживал СССР и антиамериканских повстанцев в Никарагуа. Активная политика проводилась в Африке, где под советским влиянием находились Мозамбик, Ангола, Гвинея-Бисау, Эфиопия. Введение советских войск в Афганистан (декабрь 1979) положило начало длительному военному конфликту, в котором СССР понес большие человеческие, материальные, моральные потери. Это была грубейшая ошибка, трагические последствия которой напоминают о себе до сих пор.

Трудности и проблемы социально-экономического развития СССР

В сфере экономики в 60-80-е годы были предприняты попытки проведения одной из самых крупных экономических реформ. Реформа хозяйственного механизма была подготовлена и проработана еще в хрущевское время, но была реализована при Брежневе.

Начало реформе положили решения мартовского и сентябрьского Пленумов ЦК КПСС 1965 года. Мартовский пленум сосредоточил внимание на механизмах управления сельским хозяйством, которое пытались реформировать на основе увеличения материальной заинтересованности колхозников и работников совхозов в росте производства. Снижался план обязательных закупок зерна, объявленный неизменным на 10 лет.

Сверхплановые закупки должны были производиться по повышенным ценам. Снимались ограничения с личных подсобных хозяйств, введенные при Хрущеве. Но вскоре проявилась ограниченность намеченных механизмов стимулирования, в частности, тенденция к занижению объемов плановых поставок сельскохозяйственной продукции.

Крупные структурные изменения характеризовали развитие народного хозяйства. В стране сложился единый народнохозяйственный комплекс, включающий единые энергосистему, транспортную сеть, систему связи. За эти годы было построено более 9 тысяч новых промышленных предприятий, в том числе таких гигантов как Атоммаш, КамАЗ, введены в строй крупнейшие в мире Красноярская, Братская ГЭС, Канско-Ачинский и Экибастузский топливно-энергетические комплексы. В мировом экономическом развитии Советский Союз твердо занимал второе место в мире и первое место в Европе, выпуская более 20 процентов мировой промышленной продукции. К 1985 году наша страна вышла на первое место в мире по производству чугуна, стали, минеральных удобрений, добыче нефти и газа. Общий уровень промышленности по отношению к США увеличился с 50 процентов в 1960 году до 80 процентов в 1985 году.

Значительно выросло благосостояние советских людей. За годы с 1961 по 1985 было построено 34 млн. новых квартир, что позволило улучшить жилищные условия населения. Реальные доходы выросли за этот период в 2, 5 раза, при этом сохранялись стабильные и низкие цены на товары народного потребления. Новый шаг сделала страна в области науки и культуры. Был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию. Вчетверо выросло число лиц, окончивших вузы, в 4, 5 раза увеличилась численность научных работников, достигнув 1, 5 млн. человек (в 1913 году в России насчитывалось 11, 6 тыс. научных работников. 5 (*) В общем и целом этот период явился периодом наибольших достижений Советского государства в области экономики, социальной и научной жизни. Национальное богатство страны, несмотря на тяжелые испытания, выросло по сравнению с 1913 годом почти в 50 раз. Великий русский и многонациональный советский народ мог гордиться этими достижениями. Однако со второй половины 70-х годов стали все более ощутимыми признаки экономического кризиса, проявилась неспособность политического руководства реагировать на динамично меняющиеся обстоятельства. Серьезную тревогу вызывал разрыв между приростом мощностей и невысоким уровнем отдачи капитальных вложений. Положение особенно ухудшилось во второй половине 70-х годов.

Наряду с внедрением новой техники нормой стали "долгострой", неполное освоение нового оборудования, медлительность в достижении проектных показателей. Срок окупаемости капитальных вложений в промышленности вырос с пяти лет в 1980 году до 11 лет в 1975 году, а к концу 70-х годов он уже втрое превышал допустимые нормативы.

Падение темпов экономического роста принимало затяжной характер. Производительность труда на советских предприятиях оставалась ниже уровня развитых стран. Если в 1966-1970 г. годовой прирост производительности труда составлял 6, 8%

Большой урон народному хозяйству наносили потери в промышленности и сельско-хозяйственном производстве, потери при хранении и перевозке готовой продукции.

Велики были потери и в сельском хозяйстве. Потери при транспортировании крупного рогатого скота составляли 3-12 %, свиней - до 11%. В поле на элеваторах и при транспортировке терялось до 30% урожая. Значительный урон сельскому хозяйству нанесла жестокая засуха 1975 года, когда сбор зерна уменьшился на 40 млн. тонн по сравнению со среднегодовым сбором предыдущего пятилетия, сократилось поголовье скота.

В мае 1982 года была принята продовольственная программа, которая представляла собой систему мер, охватывающих все основные стороны агропромышленного комплекса. Однако негативная тенденция не была сломлена.

Негативные процессы отражались и на социальной сфере. Медленно улучшались жилищные условия, все чащи стали возникать проблемы в продовольственном снабжении, организации транспорта, медицинского обслуживания, образования. Но несмотря на негативные явления в экономике уровень жизни в СССР все еще повышался до середины 70-х годов, а затем более чем пятилетие не снижался. Росла заработанная плата основные категорий трудящихся, прежде всего низкоквалифицированных, увеличились общественные фонды потребления, делались серьезные, правда недостаточные, финансовые инвестиции в медицину, образование, спорт, отдых.

Снабжение населения продуктами питания и изделиями лёгкой промышленности достигло своего максимума. Граждане страны с определенными трудностями, но все-таки удовлетворяли свои потребности в товарах широкого ассортимента. На полках магазинов всегда был выбор необходимых вещей. Главная проблема была не в отсутствии товаров, а в их низком качестве, поэтому покупатели старались закупить импортные вещи и даже продукты питания. Реально жизненный уровень стал падать лишь с начала 80-х годов.

Таким образом, застойные явления в экономике и социальной жизни, усилившиеся в 70-х годах, к середине 80-х годов подвели страну к предкризисной ситуации. Каковы признаки этого явления?

В экономической области: - тенденция к замедлению роста основных показателей развития народного хозяйства; - отставание в научно-техническом и технологическом процессе от передовых капиталистических стран; - неэффективное использование материальных и трудовых ресурсов и задержка перехода к интенсивным методам производства; - инфляционные процессы, товарный дефицит, огромный отложенный спрос.

В социальной области: - остаточный принцип выделения средств на социальные нужды; - преобладание уравнительности в распределении и систематическое нарушение социалистического принципа распределения по труду; - нарастание таких негативных явлений, как пьянство, алкоголизм, спекуляция, коррупция. В политической области: - неспособность руководства страны оценить назревшие перемены и принять адекватные меры; - бюрократизация управленческого аппарата, волюнтаристические способы принятия решений и проведения их в жизнь; отсутствие гласности по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни; - пассивность и апатия масс, значительная утрата ими доверия к традиционным политическим институтам.

В духовной области: - отрыв теории, идеологической работы от жизни, формализм пропаганды и агитации; - застой в обществоведении, литературе, искусстве; широкое распространение потребительской психологии.

Возникновение предкризисного состояния нашего общества можно объяснить как объективными, так и субъективными причинами. К объективным относятся особенности развития нашей страны в 70-е годы. Здесь свою роль сыграла сложная демографическая ситуация, удаление источников сырья и энергоносителей от традиционных районов их использования, обострение экономических проблем, неблагополучная мировая экономическая коньюктура, возраставшее бремя расходов на поддержание военно-стратегического паритета и на помощь союзникам. В этой связи стоит обратить внимание на то, что доля СССР в рамках Варшавского договора составляла 90% совокупных расходов и лишь 10% приходилось на долю союзников (для сравнения: в рамках НАТО расходы США составляют 54%). Особенности и итоги предыдущих лет развития страны также способствовали складыванию предкризисного состояния. Такие процессы, как, например, чрезмерная централизация управления экономикой, огосударствление кооперативной формы собственности обозначались и набрали силу гораздо раньше. Но в 70-е годы, вместе с ростом масштабов производства они стали проявляться более отчетливо. Диагноз положения, в котором оказалось развитие нашего общества - застой. По сути дела возникла целая система ослабления инструментов власти, образовался своего рода механизм торможения социально-экономического развития. Понятие "механизм торможения" помогает понять причины застойных явлений в жизни общества.

Механизм торможения - это совокупность застойных явлений во всех сферах жизни нашего общества: в политической, экономической, социальной, духовной, международной. Механизм торможения есть следствие, а точнее проявление противоречий между производительными силами и производственными отношениями. В складывании механизма торможения значительную роль играл субъективный фактор. В 70-е - начале 80-х годов партийно-государственное руководство оказалось неподготовленным активно и эффективно противостоять нараставшим негативным явлениям во всех областях жизни страны.

Виртуальная экскурсия по продуктовым магазинам в СССР.

Вопрос стоимости продуктов питания сегодня очень актуален. Еще несколько лет назад, идя на выборы, кандидаты уверяли, что вернут колбасу по 2.20. Это был, чуть ли не первый пункт их программы. Сейчас ситуация немножко поменялась, но цены 70-80 годов в у кого-то вызывает ностальгию, а у кого-то раздражение.

Идет постоянное сравнение тех цен и современных. При этом не учитывается уровень зарплаты, себестоимость продуктов, которая выросла многократно из-за мировых цен на нефтепродукты и удобрения. А если учесть, что все сельское хозяйство было дотационным, то становятся понятными цены в магазинах и на рынке.

Еще следует отметить, что было как минимум три категории снабжения. Столица обеспечивалась всем. Промышленные центры шли по первой категории. В их магазинах всегда было много разных товаров. В областных центрах и больших городах выбор был ограничен. Обеспечение маленьких городов, райцентров и, тем более, сел шло по остаточному принципу. Сегодня многие помнят, как ездили в промышленные центры за колбасой, рыбой, консервами. Пригородные поезда даже получили название «колбасные электрички».

И так представим себе, мы в Советском Союзе в застойные брежневские времена . Нам предстоит накрыть стол на семейный праздничный обед. Для начала идем в хлебный магазин. Берем булку белого за 20-24 копейки, ржаного за 16, батон – 13 и сдобных булочек в зависимости от величины от 4 до 20 коп.

В мясомолочном магазине свинина 2.00 – 2.20, говядина – 1.90 – 2.00, баранина – 1.80. На холодец можно взять ножки свиные по 0.32 – 0.60, говяжьи 0.20 – 0.30, курицу по 0.90 – 2.30 за килограмм. В соседнем отделе покупаем молоко на разлив по 0.22 или в упаковке по 0.34 копеек за литр, пол-литровую бутылку кефира за 0.30, предварительно сдав пустую за 0.15. На витрине в магазине выстроены 400-граммовые баночки сгущенного молока за 0.55. Конечно, все эти продукты можно было приобрести и на рынке, но стоило бы все это минимум в два раза дороже.

Прежде чем идти дальше, остановимся попить кваса. За стакан отдадим 0.03, а за бокал 0.06. Или автоматы с газированной водой привлекут наше внимание – стакан с сиропом 0.03, без сиропа – 0.01. Ассортимент мороженого был значительно меньшим, чем сегодня. Обходилось оно покупателям в 0.07 – фруктовое, молочное – 0.10, сливочное – 0.13, пломбир – 0.15, эскимо – 0.22.

Магазин «Рыба» порадует, если повезет, живым карпом 0.75 – 0.80, свежемороженой осетриной 5.00 – 9.35, но чаще мороженым хеком 0.20 – 0.40, сельдью соленой развесной 1.30 – 1.54 , сельдью иваси – 3.00, тюлькой 0.30 за килограмм.

В «Гастрономе» в отделе «Бакалея» попробуем пробрести гречку – 0.52, сахар-песок – 0.90, муку – 0.46, соль каменную крупного помола – 0.10 за килограмм. Пачка чая индийского стояла 0.90, банка растворимого кофе – 6.00.

Из кондитерских изделий купим пачку печенья «Земляничного» – 0.26 и пачку «Юбилейного» – 0.28, конфеты «Белочка» – 3.40, «Кара-кум» – 4.00, коробку конфет от 1.90 до 8.26.

На традиционный салат «Оливье» необходимо взять вареную колбасу 2.20 – 2.60, баночку майонеза – 0.33, десяток яиц 0.90 – 1.20, баночку горошка – 0.39.

Неплохо нарезать на стол сырокопченой колбасы – 4.87 – 5.20, сыра – 2.70 – 3.50, буженины – 4.00 – 5.50. Можно сделать, купить проблематично, бутерброды с икрой: баночка красной (140 г) стояла 3.50 – 4.20, черной (112 г) – 5.50 – 6.00.

Из консервов пользовались популярностью сардины – банка 0.60 – 0.72, огурцы и томаты консервированные – 0.40 – 0.50.

Завтрак студента чаще всего состоял из чашки чая, хлеба с маслом, икры кабачковой по 0.42 или консервы «Завтрак туриста» 0.33.

Из напитков предпочтение отдаем винам: сухое молдавское 2.10 – 2.70, грузинское 3.00 – 4.00, болгарское 1.70 – 2.30. Крепленные плодово-ягодные 1.10 – 1.80, виноградные – 2.30, марочные 2.88 – 4.24. На коньяк «Три звездочки» потратим от 4.40 до 13.60, на водку 0,5 л 3.50 – 5.00, пиво – 0.37 пол-литра. В стоимость входила цена тары 0.12, которую тут же можно было сдать или обменять с доплатой на напиток.

Государственная цена овощей была такой:

картофель 0.12 – 0.15, капуста 0.08 – 0.10, свекла 0.09, лук репчатый 0.10-0.12, арбуз 0.05-0.10, яблоки – 0.20 – 0.50. Но в торговой сети, к сожалению, все было очень низкого качества. Сельскохозяйственную продукцию можно было купить и на колхозном рынке. Цены устанавливали хозяйства, поэтому стоимость была в 2-3 раза выше.

Мы больше никогда не будем жить «по Брежневу». Квартиры и дачи по очереди, «народные» автомобили – остались «там». Вспомним, что сделал Леонид Ильич для советского народа. В 70-е годы СССР выгодно отличался от многих других государств тем, что производил практически всё: от ракетоносителей до нижнего белья.

И пускай продукция была зачастую неказиста, а одежда – далека от фэшн-стандартов, зато, как говорится, своя рубаха ближе к телу. К 1980 году Советский Союз по объемам промышленного производства и сельского хозяйства занимал 1-е место в Европе и 2-е место в мире, уступая лишь США .

Например, мы производили больше всех в мире цемента, а советская сельхозтехника, хоть и была далека от совершенства, экспортировалась в 40 стран мира. Обвинения в том, что во времена Брежнева «было голодно и холодно», не совсем состоятельны. Да, предсказать, что в очередной раз исчезнет с магазинных прилавков, было невозможно.

Дефицит и блат стали нормами жизни советских людей. Свободно купить копченую колбасу или гречневую крупу в провинции было трудновато, но все же возможно. К тому же существовала гостеприимная и хлебосольная столица, куда можно было «спалять» и «отовариться». И каким же шикарным казался новогодний стол с привезенной из столицы колбасой, зеленым горошком и добытой «в неравном бою» «Паутинкой».

В брежневские годы реальные доходы советских граждан выросли более чем в полтора раза . «Отдыхающее» советское общество наслаждалось спокойной жизнью, обретая любовь к комфортному быту.

Население в эти годы увеличилось на 12 миллионов человек!!!

Эпопея стояния в очереди на бесплатное жилье для 162 миллионов человек завершилась успешно, а при квартплате, которая не превышала 3% от совокупного дохода семьи, жить становилось радостней, жить становилось веселей. Кстати, сказать «спасибо» можно и во время очередной поездки на шашлычки на родные 6 соток – возможно, их родители получили как раз в брежневские годы.

В 1970 году на Волжском автомобильном заводе начали выпускать автомобиль «Жигули». К концу следующего года завод выпускал по 735 автомобилей ежедневно. ВАЗ-2101, прозванный в народе «копейкой», вполне реально было «достать» через «шустрых» знакомых (впрочем, как и многие другие вещи) или купить, встав в очередь.

СВОЯ МАШИНА

Ждать машину можно было годы или даже десятилетия, но зато каким событием становилась покупка долгожданной «ласточки»! Конечно, на автомобиль надо было еще накопить, но сделать это было реально, если потуже затянуть пояса. По крайней мере, собственный автомобиль перестал быть роскошью и утратил статус «несбыточной мечты».

26 мая 1972 года Брежнев и Никсон подписали договор по ПРО, который ограничил возможности двух держав в области создания противоракетной обороны и практически исключил возможность безнаказанного нанесения ядерного удара. После многих лет бесконечных стрессов в ожидании очередного военного конфликта наступило относительно мирное время.

ЛЬГОТНОЕ ВРЕМЯ

Пятидневной рабочей неделей и двумя выходными многие из нас также обязаны брежневской эпохе. В это время появился и гарантированный оплачиваемый трехнедельный отпуск, который, к слову, в США отсутствует до сих пор. Если добавить к этому бесплатные или льготные путевки в санатории и детские лагеря, отсутствие безработицы, бесплатные высшее образование и здравоохранение, и все это на фоне относительной стабильности, то жизнь в Стране Советов представляется почти сказочной .

ОЛИМПИАДА

Олимпийские игры 1980 года, проведенные в столице, запомнились всем и надолго. Советские спортсмены завоевали рекордное число медалей – 197, в том числе 80 золотых. Правда, справедливости ради стоит заметить, что расклад мог бы быть иным, если бы игры не бойкотировали США и ряд их союзников. Но стоит ли отрицать, что организовано мероприятие было на высшем уровне. Это лишний раз доказало: русский человек может сделать «праздник жизни» зачастую вопреки.

ТВОРЧЕСКИЙ БУМ

«Бархатные репрессии» - именно так называли борьбу с инакомыслием, которую осуществляло брежневское правительство. Когда в 1968 году академик Сахаров высказался о «постепенном сближении капитализма и социализма», его всего лишь отстранили от работы. Страшно представить, что ожидало бы ученого в сталинское время. Пожалуй, именно в брежневское время страх почти окончательно покинул сердца советских граждан. Многие, конечно, испытывали отвращение к бесконечным «ленинианам» и официальной пропаганде, зато как обогатилась народная среда анекдотами, за которые уже не боялись получить реальный срок.

В период застоя были написаны лучшие книги Шукшина, Распутина, Айтматова, Астафьева, братьев Стругацких. А еще эпоха Брежнева подарила нам великолепные фильмы Гайдая, Рязанова, Данелия, Тарковского: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» и «Неуловимые мстители», «Кавказская пленница» и «Берегись автомобиля», «Служили два товарища» и «Белое солнце пустыни», «Джентльмены удачи» и «Семнадцать мгновений весны», «Тот самый Мюнхгаузен» и «Мимино». Наконец, фильм, без которого просто немыслим русский Новый год, - «Ирония судьбы, или С легким паром!».

Концепция "развитого социализма" и реальность

14 октября 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС Н. С. Хрущёв был смещен со всех государственных и партийных постов и отправлен на пенсию. К власти пришли представители так называемого «третьего поколения» советских руководителей, которые противопоставили хрущевским перестройкам и реформаторским инициативам лозунг стабильности. Со второй половины 60-х гг. критика «культа личности Сталина» была свернута и подверглась преднамеренному забвению, а сталинизм, пережив «оттепель», в смягченном виде продолжал дальше существовать. Тоталитарная сущность политической системы сохранялась, подвергаясь существенной модификации, свидетельствовавшей о её разложении. Видоизменилась репрессивная политика режима. Массовый террор, присущий сталинской эпохе, ушел в прошлое, но преследования тех, кто нарушал установленные политические запреты, стали более изощренными и лицемерными (психиатрические репрессии). Двоемыслие стало нормой жизни. Лишь немногие открыто выступали против режима. Сам факт существования диссидентства стал отличительной чертой «застойного времени». (Движение инакомыслящих в 1960-1980-х гг., движение за права человека было принято называть движением диссидентов). В разных формах диссидентство как явление существовало на всех этапах развития советского общества. Но после 1964 г. это явление в нашей стране обрело некоторые особенности. Борьба диссидентов в 1965-1970 гг. стала гораздо более массовой и открытой. Сильным толчком, приведшим к возникновению правозащитного движения и движения инакомыслящих в СССР, стал судебный процесс над писателями А. Д. Синявским (псевдоним А. Терц) и Ю. М. Даниэлем (псевдоним Н. Аржак) в 1966 г. Осуждение Синявского и Даниэля не только не сократило, напротив стимулировало движение диссидентов. Среди правозащитников определились свои лидеры - А. Д. Сахаров, А. Гинзбург, В. Буковский, Л. Богораз и др. Новый этап развития диссидентского и правозащитного движения пришёлся на время подавления «Пражской весны» (1968 г.), регресса в политической, культурной и социальной среде.

Многообразие общественных интересов, складывавшееся в советском обществе в 60-х гг., требовало кардинального обновления политической системы, признания теории разделения властей, парламентского характера демократии, ликвидации монополии одной партии на власть, обеспечения уважения и расширения гарантий прав человека. Догматическая теоретическая установка партийных идеологов рассматривать советскую политическую систему полностью тождественной общественному строю, а любые попытки её обновления трактовать как покушение на социализм, не позволили осуществить изменения в политической системе в годы брежневского правления. С приходом Л. И. Брежнева к власти номенклатура освобождается от многих моральных запретов. Основу «нового класса» составлял высший слой партийных функционеров. В 60-70-е гг. ряды «класса управляющих» расширяются за счет верхушки профсоюзов, военно-промышленного комплекса, привилегированной научной и творческой интеллигенции. Его общая численность достигает 500-700 тыс. человек, а вместе с членами семей - порядка 3 млн. человек, т. е. 1,5% всего населения. Новое поколение номенклатуры несло с собой и новые настроения, для них марксистская идеология была лишь привычной риторикой. Они обладали большими привилегиями (госдачи, персональные автомашины, спецпайки), но их нельзя было передать детям в качестве наследства, поэтому, используя свою власть, высокопоставленные руководители накапливали уже не предметы потребления, а капиталы. Сам Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев искренне считал, что в стране «на зарплату» никто не живёт.

Главным источником обогащения, «первоначального» накопления капитала правящего класса в 60-х - начале 80-х гг. становятся всевозможные злоупотребления должностями, систематические взятки, приписки, протекционизм. Хозяйственная реформа 1965 г., оживившая товарно-денежные отношения в стране, дала мощный импульс для усиления собственнической ориентации номенклатуры. Крупные расхитители, взяточники перестают скрывать нажитое нечестным путём богатство, а охотно выставляют его напоказ. Развивается теневая экономика. Через систему привилегированного обслуживания, а затем назначений и выдвижений по службе «новый класс» пытается создать систему передачи власти или хотя бы привилегий по наследству.

Следующим закономерным этапом перерождения советской правящей элитыстановится фактический переход высших государственных чиновников, министров, директорского корпуса от роли управляющих «социалистической» собственностью к положению её реальных хозяев. К середине 80-х гг. окончательно сформировавшийся «новый класс» по существу уже не нуждался в общественной собственности и искал выход для возможности свободно управлять, а затем и владеть собственностью своей, личной, частной. С завершением процесса формирования номенклатурной системы фактически утрачивает свой элитный статус Коммунистическая партия. Формально она остается стержнем советской политической системы. Общественному мнению навязывается тезис о «возрастающей руководящей роли КПСС и её становлении как партии всего народа». Партийные съезды носили церемониальный, парадный характер, обязательными стали славословия в адрес Политбюро, КПСС и лично «дорогого Леонида Ильича». За эти годы он стал четырежды Героем Советского Союза, Героем Социалистического Труда, маршалом Советского Союза, кавалером многочисленных не только отечественных, но и зарубежных наград.

Экономика «зрелого социализма» (1964-1984 гг.). С середины 60-х гг. экономическая политика нового партийного руководства переживает очередной всплеск преобразовательной деятельности. В стане возникло мощное технократическое движение, повсеместно велись разговоры о способах совершенствования управления хозяйством, научной организации труда (НОТ), автоматизированных системах управления, изучался зарубежный опыт менеджмента. Именно тогда впервые всерьёз заговорили о ценовой реформе, призванной привести в соответствие с требованиями научно-технической революции (НТР) стоимостную структуру производства и цену рабочей силы. Искусственная дешевизна рабочей силы, доставшаяся в наследство от сталинского времени, низкая зарплата приводили к тому, что предприятиям было невыгодно внедрять новые технологии, проще было нанять новых людей для ручных операций. В результате в промышленности почти половина людей была занята на подсобных работах, что не соответствовало требованиям времени.

Вокруг Л. И. Брежнева на начальном этапе его деятельности образовалась группа прогрессивных советников (Г. А. Арбатов, Н. Н. Иноземцев, А. Е. Бовин), которые работали с энтузиазмом над проектами реформ, но вскоре эта деятельность начала затухать: система быстро дала понять, что даже самые правильные директивы реально мало что могут изменить. Тем не менее, экономические реформы (1965 г.) дали неплохие результаты. Восьмая пятилетка (1965-1970 гг.) оказалась лучшей за все послевоенные годы. Снижение темпов прироста производства было на время приостановлено.

В марте 1965 г. состоялся Пленум ЦК КПСС , который оценил состояние дел в сельском хозяйстве и наметил многие важные меры по его исправлению: значительно расширить самостоятельность колхозов и совхозов, а также региональных управлений сельского хозяйства в планировании и принятии решений, сократить размеры посевов на целине и значительно увеличить вложения в сельское хозяйство европейской части страны. Были введены нормы обязательных поставок государству сельскохозяйственных продуктов, установлены небольшие пенсии для колхозников.

В сентябре 1965 г. состоялся Пленум ЦК КПСС , который принял постановления по расширению автономии предприятий. Предполагалось значительно увеличить роль хозяйственного расчёта и сократить число показателей работы предприятий, утверждаемых сверху. Параллельно с сохранением валовых показателей были введены новые: стоимость реализованной продукции, общий фонд заработной платы, общая сумма централизованных капиталовложений. Чтобы стимулировать инициативу предприятий, часть доходов оставлялась в их распоряжении. На хорошо работающих предприятиях создавались поощрительные фонды, изменялась система материального поощрения, повышалась роль премий и единовременных вознаграждений в конце года.

Инициатору реформ А.Н. Косыгину не удалось осуществить их до конца. В силу многих причин они потерпели крушение. В чем же причины неудачи?

Даже небольшое расширение самостоятельности позволило предприятиям занижать плановые задания, выбирать более легкие для себя варианты решений. В итоге начался опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производительности труда.

Реформам, даже крайне умеренным, эволюционным, противостояли реальные силы - старые производственные отношения, сложившийся аппарат управления, закостеневшее экономическое мышление.

Преобразования в экономике страны не были поддержаны преобразованиями в политической и социальной сфере.

На рубеже 70-80-х гг. в мире начинается новый этап научно-технической революции (НТР), получивший название «микроэлектронная революция». По этому показателю СССР отставал не только от западных стран, но и от новых индустриальных стран (Южной Кореи, Тайваня) на десятилетия. Основу экономики составляли военно-промышленный и топливно-энергетический комплексы. В условиях высоких цен на нефть и газ на мировом рынке страна сделала ставку на расширение продажи сырья. Однако во второй половине 70-х гг. в мире разразился энергетический кризис, который стимулировал создание энергосберегающих технологий. Падение спроса на топливо привело к снижению мировых цен. Это больно ударило по экономике СССР. Темпы роста по сравнению с серединой 60-х гг. упали более чем в три раза. Все попытки вывести страну из надвигающегося кризиса в начале 80-х гг. не имели успеха.

Не менее тяжёлое положение сложилось и в сельском хозяйстве. Обладая обширными земельными угодьями, наша страна превратилась в лидера по закупкам зерна за границей. Потери сельскохозяйственной продукции доходили до 40%, качество техники оставалось низким. Шла бездумная химизация почв.

Ухудшалось благосостояние людей. Не хватало важнейших товаров потребления. Качество большинства товаров было низким. Проблема снабжения населения продовольствием не сходила с повестки дня. Уже в 70-х гг. в отдельных регионах страны начала вводится карточная система распределения продуктов.

Одной из важнейших причин такого положения вещей был несогласованный, внутренне противоречивый характер хозяйственной политики: меры к развитию экономических стимулов сочетались с ограничением прав предприятий, а призывы к «творчеству на местах» дополнялись жёсткими директивными указаниями. В результате нарастала дезорганизация всей народнохозяйственной системы, «плановая» социалистическая экономика становилась в полном смысле «застойной». Страна вплотную подошла к кризису всей социально-экономической системы.

Внешнеполитический курс в 1964-1984 гг. Конец 60-х - начало 70-х гг. становятся временем «разрядки» международной напряженности. Основными этапами этого курса стало заключение ряда важных договоров: о космосе (1967 г.), запретившим использование космического пространства и небесных тел в военных целях; о нераспространении ядерного оружия (1968 г.); о морском дне, запрещавшим размещение оружия массового поражения на дне морей и океанов; а также конвенцией о бактериологическом оружии (1971 г.), четырехсторонним соглашением по Западному Берлину (1971 г.), договором ОСВ-1 с США (1972 г.), ограничившим системы противоракетной обороны, и договором ОСВ-2 (1979 г.) по ограничению ракет средней дальности. Решения Парижской мирной конференции по Вьетнаму (1973 г.) ликвидировали очаг напряженности в Юго-Восточной Азии. В 1975 г. в Хельсинки прошло Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, в работе которого приняли участие 33 европейские страны, США, Канада. Итоговый документ Совещания закреплял послевоенные границы в Европе и призван был сыграть важную роль в налаживании отношений между странами мира, расширив их экономические, политические, культурные и гуманитарные контакты.

Отношения внутри «мировой системы социализма» в очередной раз были осложнены вооруженным вмешательством стран - участниц ОВД в Чехословакию (1968 г.), предпринятым по инициативе советского руководства. Данная акция была осуществлена с целью остановить процесс демократических преобразований и сорвать попытку построения социализма с «человеческим лицом», начатый тогдашним чехословацким руководством. С начала 70-х гг. налаживаются отношения между СССР и Китаем, однако в конце 70-х начинается война между двумя социалистическими странами - Китаем и Вьетнамом. Начало 80-х годов было отмечено общественно-политическим кризисом в Польше.

В отношениях в развивающимися странами наибольший приоритет остается за Египтом, Ираком, Кампучией, Анголой, Мозамбиком, Эфиопией, Никарагуа. Рост экономической помощи "дружественным режимам" начинает серьезно сказываться на состоянии экономики самого СССР, в немалой степени способствуя углублению наметившегося кризиса в стране.

Конец 70-х - начало 80-х гг. были отмечены резким ухудшением международной обстановки и серьезным усилением ядерной угрозы. Процессы «разрядки» были сорваны, в том числе и по вине советского руководства. Начатая война в Афганистане (декабрь 1979 г.) подорвала престиж СССР в глазах мирового сообщества. Международная атмосфера резко «похолодела».