Лучшие виды и стили бонсай. Виды бонсай, которые можно вырастить в домашних условиях Правила формирования кроны

Содержимое

Бонсай - это название обычных деревьев, выращенных особым способом. Сосна, бук, клен или любые другие деревья высаживают в небольшие горшки, после чего им придают желаемую форму. Предпочтение отдается мелколистным породам деревьев, быстро выпускающим новые отростки и листики после обрезки. Крупнолистные породы деревьев практически не используются.

Слово bonsai появилось из японского языка, и буквально переводится, как дерево, которое растет на блюде. То есть изначально имеется ввиду маленький размер выращиваемого растения, а человек, который за ним ухаживал и растил дерево, имел возможность стать частью природы, приобщиться к процессу взаимодействия растения и окружающих его факторов. Наблюдая, как оно приспосабливается к необычным для него условиям, меняет свои размеры из-за невозможности расти полноценно, человек уходит в себя, пытается понять себя и открыть новые возможности, позволяющие и ему приспособиться к нестандартным условиям.

Таким образом, в процессе взращивания получается уменьшенная в несколько десятков раз, но точная копия большого дерева. Создать такое необычное растение достаточно непросто. В Японии и Китае выращивания растений в стиле бонсай, как направление, известно уже несколько тысячелетий и превратилось в искусство. Несмотря на то, что порой такое дерево стоит немало, ценность бонсай заключается в его философской наполненности.

Первоначально такие деревья выращивали монахи-буддисты, для которых поиск гармоничного единения с природой и миром является приоритетным направлением саморазвития. Созерцание бонсай помогает людям сохранять внутреннюю умиротворенность, постигать гармонию единства всего сущего.

Если в природной среде существуют препятствия для нормального роста и развития, деревья и кустарники не вырастают до положенных размеров и принимают причудливые формы. Жители Востока подметили такую особенность растений и, используя различные приемы, стали выращивать карликовые растения в домашних условиях. Так и появилось целое направление в садоводстве. Живые деревья, растущие в жилищах людей, создают удивительную атмосферу красоты и гармонии.

История возникновения

Первые письменные упоминания такого культурного явления, как бонсай, можно отнести к временам правления китайской династии Тан - примерно VIII век. Настенная живопись с изображением пеньцзай, найденная в императорском дворце, свидетельствует о том, что причудливые растения созданные природой, пересаживались людьми в плошки уже давно. Направление бонсай, созданное в монастырях задолго до нашей эры, со временем стало популярным у мирян и в среде знати и занимает весомое место в череде развлечений состоятельных людей.

Уже в XII веке люди начали искусственно создавать и разрабатывать причудливые и необычные формы карликовых деревьев. Кроме того, совершенствовались методы и способы ухода за такими растениями. Примерно в это же время появилось первое упоминание о бонсай в японской культуре.

Важным моментом в выращивании бонсай является не только дерево само по себе, но и окружающая его среда. Люди учатся воссоздавать горы, каменистые ущелья, копировать реки и другие элементы. В посадочных горшках появляются папоротники и мох, которые еще более реалистично отображают частичку природы в маленьком объеме.

В японской культуре распространение бонсай происходило по такой же схеме, как в Китае: сначала выращивание карликовых деревьев занималась только знать и представители знатных родов, но постепенно это стало более распространенным явлением. Именно японские любители бонсай разделили культуру на два вида: композиция, в основе которой одно дерево и мелкий декор, и ансамбль из нескольких деревьев, чаще всего одной породы, который стали называть банкей.

Когда в странах Европы и Северной Америки появилась мода на восточную культуру, деревья бонсай одними из первых заинтересовали жителей других стран и быстро стали популярными. Хотя западная культура не просто переняла аграрные традиции востока, но и внесла свой вклад в искусство бонсай. Другой взгляд на форму деревьев и общие композиции позволил разнообразить виды бонсай, добавить свежих идей и сформировать отдельную субкультуру.

Несмотря на то, что интерес к бонсай в западных странах имел волновой характер, аграрному искусству удалось удержать признание во всем мире по сегодняшний день. Современная культура выращивания маленьких деревьев имеет значительно больше видов, чем предполагалось в начале. На сегодняшний день существует около десятка разных стилей бонсай, и все они представляют собой интересные ответвления культуры.

Стили бонсай

Деревья этого стиля имеют прямой вертикальный ствол, который у основания более широкий, а к вершине становится зауженным. Выращивать растения такого стиля можно любых видов, это наиболее распространенный стиль. Символом его является несгибаемость духа и твердая жизненная сила.

Моёги . Деревья такого стиля также имеют вертикальную форму, но более свободную и не привязанную ни к каким правилам или канонам. Верхушка всегда тянется вверх, хотя ствол может иметь изогнутую форму с несколькими изгибами и разветвлениями. Символом этого стиля является простота и свобода, существующая параллельно с умением сопротивляться негативным жизненным обстоятельствам.

Сякан. Характеризуется наклонным ростом под определенным углом к земле. В этом стиле можно выращивать практически все деревья, хотя для этого потребуется определенная сноровка и умения. Символом этого стиля является стремление расти к солнцу и сопротивление сильным ветрам.

Сокан. Буквально этот стиль означает дерево с раздвоенным стволом. В природе часто встречается такое явление, когда почти у самого основания дерево как бы раздваивается, из единого ствола начинает расти два разных по силе и размерам ствола. Именно поэтому такой стиль еще называют «отец и сын», и символизирует он передачу знаний и опыта от поколения к поколению, преемственность и родственные связи.

Кэнгай. Деревья этого стиля растут каскадами, и чаще всего - вниз. Так расти могут гибкие растения с мягкими стволами, хорошо умеющие приспособиться к окружающим обстоятельствам и не сломаться под тяжестью снега или падающих камней. Поэтому и символом этого стиля является пластичность и умение подстраиваться под окружающую обстановку.

Хан-кэнгай. Разновидность стиля кэнгай, представляет собой деревья, которые растут полукаскадным способом. Чаще всего такие растения встречаются у рек и водоемов, крона их опускается вниз, а затем растет горизонтально вдоль поверхности воды. При выращивании такого дерева в небольшом горшке в домашних условиях, крона его не опускается ниже средней линии посуды, в которой дерево посажено.

Бундзинги. Дерево такого стиля зачастую имеет высокий и довольно тонкий ствол, а также характеризуется практически полным отсутствием нижних веток. Хотя верхушка представляет собой красивую и довольно объемную крону. Это один из самых древних стилей бонсай, который символизирует возвышенность над суетой и проблемами, легкость и воздушность.

Фукинагаси. Дословно переводится как «согнутый от ветра», и представляет собой дерево, растущее в сторону. В природе такие деревья встречаются довольно часто, а в домашних условиях вырастить его не так просто.

Ёсе-уэ , или как его еще называют - лесной стиль. Представляет собой композицию из нескольких деревьев. Каждое из них растет отдельно и имеет разную высоту, но расположены они рядом. при выращивании такой композиции желательно, чтобы расстояние между всеми деревьями было разным, а общее их количество - нечетным.



Хокидати. Деревья этого стиля растут метлообразно, то есть все ветки исходят из одного разветвления. Чаще всего так растут широколистные деревья с низкими кронами. Символом такого стиля бонсай является стабильность и уравновешенность.

Сёкидзедзю . Дерево в таком стиле растет вокруг камней. В природе такие деревья имеют длинные и тонкие корни, способные проникать сквозь камни в поисках питательной почвы. Таким образом, камни оказываются как бы опутаны корнями со всех сторон. Данный стиль также символизирует способность приспосабливаться к сложным условиям в жизни.

Исидзуки. Этот стиль похож на предыдущие, но деревья растут не вокруг камней, а прямо в их расщелинах. Этот стиль один из самых сложных по сравнению с другими, и является символом неистребимости жизни, выживания в самых сложных условиях.

Шаримики. Один из самых интересных стилей, требующих затрат значительных усилий. Деревья выращиваются с применением постоянного снятия коры и дальнейшего ее отбеливания. При этом мертвая древесина должна оставаться на виду. Лучше всего в таком стиле выглядит можжевельник, а символом его является красивое старение.

Большинство любителей бонсай увлекаются этим видом восточного искусства, потому что оно позволяет стать ближе к природе, в естественной тишине прислушаться к себе и выразить себя через эстетику живого дерева. Самым хорошим результатом, который может свидетельствовать о высоком уровне мастерства, является такой вид дерева, как будто оно растет само по себе без вмешательства человека.

Post Views: 816

Бонсай – это искусство, пришедшее из Японии. Комнатный бонсай представляет собой миниатюрное деревце, растущее в небольшой плошке. Это точная копия настоящего дерева, обычно в масштабе 1:100. В этой статье вы сможете разобраться, что такое бонсай и как сформировать его в домашних условиях.

Плодоносящий бонсай

Бонсай – не просто миниатюрное деревце. Оно имеет характерные признаки: утолщенный ствол, правильно сформированную крону, высоту от 20 см до 2 м. Это полноценное дерево, но в миниатюре. В переводе с китайского «пун сай» означает «дерево в чаше» — миниатюрные копии выращиваются десятилетиями. И чем старше дерево, тем в более красивый горшок его пересаживают в странах Востока.

Как искусство бонсай возник в Китае еще в 200 г. до н. э. До совершенства его довели японцы спустя несколько веков. Увлечение стало массовым в первую очередь среди простого народа. Отсутствие возможности разбить сад возле дома компенсировалось выращиванием мини-деревьев.

Создать бонсай в домашних условиях несложно, если обеспечить надлежащий уход за ним. Интенсивность роста постоянно нужно регулировать путем обрезки корневой системы. В искусстве существует несколько стилей бонсай. Прежде чем выращивать дерево, нужно определиться, какой именно вы хотели бы видеть на своем подоконнике.

Стили бонсай

От стиля будет зависеть выбор емкости для деревца. Каскадные или наклонные стили требуют выбора более тяжелой и устойчивой плошки, которая бы перевешивала вес склоненной кроны. Существует множество стилей, из которых наиболее часто используются:


Новичкам лучше начинать со стиля теккан. И если удастся освоить технику выращивания бонсай, можно экспериментировать и с другими.

Выбор растения для бонсай

Для бонсай подходят деревья и кустарники, которые по мере роста приобретают одревесневший ствол и ветви. Необходимо выбрать растение, подходящее к окружающим климатическим условиям. Растения с большими цветами, плодами, листьями для создания миниатюр лучше не выбирать.

Из хвойных деревьев для бонсай часто выбирают кипарис, тую, сосну, можжевельник, лиственницу. Из лиственных – березу, клен, граб, иву, дуб. Эффектно выглядят цветущие растения для бонсай: акация, гранат, цитрусовые, персик, слива, магнолия.

Для бонсай подходят разные виды деревьев.

Для выращивания в помещении лучше выбирать нелистопадные растения, которые способны развиваться круглый год. Из комнатных цветов часто за основу берут фикусы, гардению, драцену, кордилину. Для начинающих идеально подойдет портулакария африканская, фикус бенджамина.

Что понадобится для выращивания

Для ухода за бонсай потребуется набор определенных инструментов. Новичку хватит двух-трех основных для формирования кроны.

  1. Вогнутые кусачки необходимы для обрезки проволоки и срезания ветвей под самый ствол – так, чтобы не оставалось пеньков и заусенец.
  2. Выпуклые кусачки. С их помощью со ствола удаляются ненужные выпуклые участки, части ствола, корня. Имеющий сферическую головку инструмент создает такой срез, который быстро заживает.
  3. Специальные ножницы для обрезки корней. Необходимы при обрезке тонких корней. Также можно использовать специальные кусачки. Они отличаются от выпуклых головкой, повторяющей контур сферы, но имеющей прямую режущую кромку.
  4. Пинцет с изогнутым кончиком необходим для удаления лишних почек, отмерших листьев, выщипывания сосновых иголок.

Когда комнатные бонсаи станут постоянным увлечением, а не кратковременным хобби, можно приобрести профессиональный набор инструментов.

Выращивание бонсай

Создание бонсай начинается с выбора растения и подготовки емкости, почвы для посадки. Далее потребуется прилагать усилия, чтобы добиться роста не кроны, а ствола. Уход за бонсай заключается не только в высадке растения и формировании кроны, но и соблюдении других нюансов.

Выбор горшка

Для наклонных стилей нужны устойчивые горшки, например, глиняные или керамические. Контейнер не должен нарушать целостности композиции. Для бонсай с густой развесистой кроной или несколькими стволами выбирают широкие неглубокие плошки. Для растений с открытыми корнями подойдут высокие неширокие горшки. Узкие и глубокие емкости, напоминающие вазы, подходят для каскадных стилей.

Горшок должен обеспечивать устойчивость композиции.

Высота стенок должна быть не меньше диаметра ствола, ширина составлять 2/3 длины растения. В горшках для бонсай необходимо делать дренажные отверстия. Если в глиняных или керамических емкостях они отсутствуют, просверлите их самостоятельно. Укоренять дерево необходимо в стандартном глубоком контейнере. Процесс начального формирования занимает около 2 лет, после чего растение можно пересадить в постоянную плошку.

Грунт для бонсай

Для выращивания бонсай необходима скудная почва. В ней замедляется рост растения. Оптимальная смесь на 1/3 состоит из глины, а наполовину – из торфа или перепревших листьев, остальной объем заполняется крупным песком или мелкими камнями.

Для листопадных деревьев лучше взять 7 частей глиняной земли и 3 – песочной. Для цветущих – 6 частей глины, 3 – песка, 1 часть – листового перегноя. Для хвойных деревьев составляется смесь из глины и песка в соотношении 6:4. Перед использованием песок необходимо промыть и прокалить в духовке. Его частично можно заменить вермикулитом.

Самостоятельно землю лучше собирать в апреле, когда растает снег и почва практически оттаяла. Покупные смеси обычно включают торф и садовые удобрения, поэтому в них бонсай будет интенсивно расти, а это не нужно. Перед использованием грунт обеззараживают, прокипятив его в сите и воде около 30 минут или прокалив в духовке.

Первая посадка растения

При посадке деревце необходимо заглубить в почву для утолщения ствола. Корневую систему при этом подрезать, оставляя лишь корни, растущие в стороны. Это нужно делать в дальнейшем при каждой пересадке. Формирование горизонтальной корневой системы требуется для замедления роста.

Укоренение должно происходить в затененном месте – бонсай не любит прямых солнечных лучей. После высадки землю нужно полить и утрамбовать, затем устроить растению 10-дневный карантин. Бонсай изолируют от прочих растений, к открытому воздуху при необходимости приучают постепенно.

Размещение

Требуемая интенсивность света зависит от вида выбранного растения. Однако большинству деревьев подходит хорошо освещенное место без прямых солнечных лучей. Днем с 11.00 до 16.00 растение лучше притенять, периодически поворачивать разными сторонами к свету. Это необходимо для равномерного формирования.

Если растению не хватает света, побеги будут тонкими, черешки – вытянутыми, листья – тянуться к свету. В этом случае потребуется дополнительная подсветка лампой дневного света или фитолампой. Бонсай нужно защищать от сквозняков.

Полив

В неглубокой емкости почва высыхает быстрее, чем в стандартных горшках. При посадке грунт утрамбовывают, поэтому он может плохо впитывать влагу. Чтобы земляной ком хорошо пропитался, бонсай обычно поливают методом погружения.

Для этого плошку на несколько секунд окунают полностью в емкость, наполненную водой. Если же поливают под корень, то до тех пор, пока вода не начнет проступать сквозь дренажные отверстия в поддон. Излишки через полчаса сливают.

В перерывах между поливами верхний слой почвы должен просыхать. Летом необходимо поливать бонсай часто, иногда и ежедневно, зимой – раз в неделю скудно, чтобы избежать переохлаждения почвы. Частота зависит и от потребностей растения – одни виды легко переносят засуху, у других листья мгновенно теряют тургор.

Цветущее дерево бонсай.

Поливают бонсай утром или вечером, избегая попадания воды на листья при ярком солнечном свете. Лиственные сорта нуждаются в дополнительном опрыскивании. Вода должна быть мягкой, отфильтрованной, подходит дождевая и талая. Ее температура должна на несколько градусов превышать температуру воздуха в помещении.

Подкормка

Удобрять бонсай нужно в течение всего года. Летом и осенью подкормки вносят раз в неделю, зимой и осенью – раз в месяц. Подойдет специализированное удобрение для бонсай или обычное для комнатных растений. Разводить его нужно в пропорциях, которые в 2-3 раза слабее тех, которые рекомендованы производителем.

Бонсай не подкармливают, если растение ослаблено, только что пересажено или производилась обрезка. Перед и во время цветения удобрять тоже не нужно. Хвойные породы деревьев требуется подкармливать в 2 раза меньше, чем другие растения. Удобрение вносят в почву после полива.

Создание каркаса

К формированию стиля нужно приступить сразу же после посадки деревца в первичный горшок. Чтобы растение приобрело желаемую форму, используют медную или алюминиевую проволоку. Один конец проволоки нужно заглубить и укрепить в почве, после чего обматывать ею ствол и ветки, заставляя расти в заданном направлении. Толщина ее должна быть такой же, как и ветки.

Выделите на дереве 3 основные ветви. Для формирования нужного каркаса понадобятся дополнительные отрезки, прикрепленные к основной проволоке. Она должна плотно прилегать к стволу и ветвям, но не повреждать кору. Длина ее должна как минимум в 1.5 раза превышать обматываемый участок.

Для нежных веток используют более тонкую проволоку в обмотке. С ветвей каркас снимают через 6-8 месяцев, а вот проволоку со ствола – не ранее, чем через 1.5-2 года. После этого бонсай пересаживают в постоянную плошку.

Пересадка бонсай

Первую пересадку молодого деревца делают на втором году роста, ранней весной. Растение пересаживают в постоянную плошку, снова подрезав все идущие вниз корни. Время пересадки у разных сортов растений может отличаться, но обычно на необходимость указывает появление почек. Цветущие деревца пересаживают после окончания периода цветения – осенью.

Обрезка корневой системы при пересадке.

Пересадку и обрезку корней нужно делать тогда, когда они заполнили весь горшок. Понять это можно по их прорастанию в дренажные отверстия. Перед извлечением ком земли нужно обильно смочить водой. Если вы извлекли растение из горшка и поняли, что для развития корней еще есть место, не обрезайте их, просто замените грунт.

При пересадке секатором удаляют стержневой и толстые корни в том случае, если хорошо развиты растущие в стороны. Если боковые корни слабые, то удаляют лишь часть стержневого, а растущие в стороны формируют с помощью проволоки. Утолщенные корни оставляют над грунтом, что добавляет композиции натуральности. Почву можно прикрыть слоем зеленого мха.

Формирование бонсай

Чтобы обычное растение приобрело признаки бонсай, необходимо после пересадки в постоянную плошку приступать к формированию. Добиться утолщения ствола можно замедлением роста дерева. Для этого прибегают к следующим хитростям:

  • Делают надрезы на стволе, уменьшая поток соков. Дерево пускает сок для заживления ранок и это замедляет его рост.
  • Перетягивают проволокой ствол на небольшом расстоянии от земли. За счет этого ствол становится толще, а дерево растет медленнее. Проволока должна сдавливать только верхние ткани и мешать сокообращению. Когда ствол над ней утолщается, ее снимают и переносят в другое место.
  • Для формирования кроны обрезают ветки. Прищипку и обрезку делают весной или в течение года в зависимости от растения.

Обрезка и прищипка

Весной, после появления новых почек, у дерева срезают все перекрывающие друг друга ветки и прищипывают молодые побеги на уровне 1-2 пар листьев. Цветущие растения не подвергают обрезке, дожидаясь окончания этого периода. Инструмент для обрезки дезинфицируют, места срезов присыпают толченым углем.

Формирование кроны бонсай.

При интенсивном росте побегов может понадобиться периодическая обрезка на протяжении года. Чем чаще это делать, тем гуще и мельче будет крона. Ножницами удаляют слишком длинные ветки, мешающие общей композиции.

Бонсай – увлекательное искусство, которое можно освоить и в домашних условиях. Когда деревце приобретет необходимую форму и будет посажено в постоянную чашу, останется лишь производить ежегодную обрезку ветвей и периодическую пересадку.

Искусство бонсай в переводе на русский язык означает «дерево в горшке» . Возникло это искусство в 200 году до н. э. в Китае, точнее изначально оно звучало как «пан-сан». Несколько веков позднее японцы вместе с буддизмом освоили это искусство, довели его до совершенства и теперь оно считается традиционно японским.

Первые изображения бонсай дословно – хатитуэ, встречаются на свитках позднего периода Камакура (1249-1382 гг.). Любовь к карликовым деревьям объясняется просто – не имеющим большой территории и возможности вырастить сад около дома, японцам хотелось обрести уголок природы у себя дома, а маленькие деревья не занимали много места . Сначала это было массовое увлечение, в основном, среди простого народа. Много позднее, после победы над Китаем в 1885 году, бонсай стал предметом моды, научного изучения и коллекционирования. Стали появляться различные школы бонсай и стили выращивания.

Для создания бонсай пригодны и выведены около 400 видов растений. Настоящий бонсай имеет размеры от 20 см до 1,5-2 м. Особое направление – создание миниатюрных ландшафтов, где в плошке выращивается не одно дерево, а целый кусочек природы, с озером, камнями, миниатюрными горами и даже водопадами. Искусство бонсай не терпит суеты, оно требует терпеливой заботы. Уход за бонсай – своего рода ритуал и медитация. Деревца выращиваются десятилетия и века. В императорском саду в Японии есть экземпляры бонсай, которым около 300-400 лет .

В последнее время стали очень модными композиции в стиле бонсай. Бонсай – это миниатюрная копия небольшой части природы. Деревья с замшелыми корнями, камни, мох – все это в уменьшенном виде. Конечно, мы адаптируем древнюю китайскую и японскую культуру выращивания карликовых деревьев согласно нашим климатическим условиям и вкусу.

Рис. 40. Композиция в стиле бонсай.

Российские любители привнесли много новшеств в классические композиции, но речь идет не о соответствии наших композиций оригинальным, а о создании нашего стиля, который и ближе нам, и больше соответствует нашим климатическим условиям и культурным традициям. Занимаются у нас искусством бонсай, в сравнении с ее тысячелетней историей в Китае и затем в Японии, всего около 20 лет. Огромный выбор комнатных растений представляет неограниченные возможности выращивания миниатюрных композиций.

Справка: бонсай (от начального «пан-сан» или «пан-чинг») зародилось в Китае где-то в 200 г. до н. э. – 400 г. н. э. Его абсолютно правильно считают культурным явлением Японии, поскольку именно там, в Японии, искусство бонсай росло, развивалось, пережило свое становление, и с тех пор широко распространилось в мире.

В японском языке слово «бонсай» обозначает весь процесс выведения на подносе или в неглубоком горшке определенного вида или группы растений. Очевидно, что если дерево может быть выращено на подносе, то должен существовать метод культивирования миниатюрных образцов того или иного вида. Бонсай в классическом варианте можно представить как дерево или любое растение, рассматриваемое через уменьшительные линзы. Основные элементы бонсай – растения, грунт и горшок. Все это вместе создает прекрасную живую композицию, которая долгое время тешит глаз своего творца. Итак, цель заключается не только в выращивании в контейнере здорового растения, но и создание единого целого из трех данных элементов, которые абсолютно подходят друг другу, при этом каждый из них должен иметь свою индивидуальность и привлекать внимание. Для начинающих можно посоветовать собирать пейзажи и делать наброски, наблюдать за естественными ландшафтами.

Бонсай имеет все признаки своего прототипа в природе: у него есть ствол, кора, ветви, листья, цветы, плоды, он также произрастает в почве, обнажая выступающие корни, в общем, повторяет модель живого дерева определенного вида естественной величины. Грунт должен выглядеть естественной частью рельефа. Для этого подобранные камни – «скалы» и мох будут вызывать ассоциацию с лесным природным ландшафтом. Емкость нужно выбирать попроще, т. е. цвет и форма не должны быть броскими, тогда и она становится естественной составляющей этого трехмерного дизайна. Если следовать этим рекомендациям, то получившийся бонсай сможет создать такое настроение, которое у нас бывает, когда мы смотрим на чудесный пейзаж, рощицу и т. д.

Культура бонсай предусматривает некоторые первоочередные решения, агротехнику и методы, которые необходимо рассмотреть перед тем, как переходить к основному и подробному описанию. Некоторые бонсай произрастают и развиваются из семян, другие начинаются с черенков и отводков. В первую очередь, следует выбрать определенный вид растения. Начинать надо с тех видов растений, которые произрастают в данной местности. В регионах с прохладным климатом это могут быть хвойные растения, цветущие и плодоносящие виды.

Современные композиции включают в себя не только миниатюрные деревья. Это лианы, папоротники, и другие комнатные растения, которые включаются в композицию. Многие комнатные растения имеют все признаки оригинальных бонсай – мелкие листья, небольшие стволы. Папоротники как будто созданы для того, чтобы создать имитацию каменноугольного ландшафта. Запомните – растения с маленькой листвой и изящными небольшими цветами в миниатюрном бонсай смотрятся намного эффектнее растений с крупными листьями и цветами.

Рис. 41. Композиция, имитирующая бонсай.

Но вернемся к оригинальному, «настоящему» бонсай. Существуют различные стили, в которых может быть выращен бонсай. Такие знания нужны при выборе. Любители величавых конических форм будут искать молодое деревце, модель роста которого соответствует правильному прямостоячему стилю. Другие ищут неправильное строение дерева, которое в дальнейшем может создать вид как бы нависания над утесом.

Для начинающих необходимо понять предназначение некоторых аксессуаров – контейнера, средств для декорирования бонсай, инструментов, необходимых для ухода.

Итак, первый вопрос – с чего начать выращивание бонсай. Есть несколько доступных способов, и каждый из них имеет свои преимущества и свои недостатки. Самый сложный, и одновременно приносящий со временем огромное удовлетворение способ – это посеять семя и наблюдать, как из него вырастает сеянец, потом – молодое деревце, которое с вашей помощью превращается в изящный бонсай определенной формы.

Второй способ – выращивание бонсай из черенков и отводков, в том числе и из воздушных отводков. Особенно хорош этот способ для вьющихся растений – кустарников и некоторых видов деревьев. Нужно выбрать ветку, в которой уже проглядывался бы будущий бонсай. Воздушный отводок можно сделать по своему усмотрению, чтобы вырастить корни бонсай, а ветку нужно отрезать уже после того, как хорошо развились корни. Потом дерево пересаживается в контейнер. В такой модели растение можно культивировать в течение нескольких лет. Трудности заключаются, прежде всего, в поиске подходящей ветки, а простирающиеся по земле неглубокие корни при естественном росте развиваются очень медленно.

Рис. 42. Выбор ветки для бонсай и отделение отводка.

Третий способ, употребляемый в бонсай – применение прививки. Его преимущество – это использование в качестве привоя короткого побега. Особенно подходит этот способ для цветущих и плодовых деревьев. Недостаток его заключается в том, что остается заметным место прививки. Однако этот дефект может быть скрыт с помощью формирования кроны или использования привитых растений в том стиле бонсай, когда это не бросается в глаза.

Рис. 43. Привитое деревце.

Четвертый метод, который определенно лучше всего подходит для начинающих – это выбор и приобретение в питомнике подходящего деревца, обладающего уже достаточно толстым стволом и определенным количеством ветвей. Они-то и позволяют придать конечную форму бонсай, который уже прожил в контейнере несколько лет и, следовательно, адаптировался к жизни в ограниченном пространстве. После тщательной стрижки и обкручивания проволокой в этом растении уже через какой-нибудь час будут проступать очертания будущего бонсай, потом еще два года уйдут на доведения его до зрелого состояния.

Пятый метод. Вы едете за город и ищете там маленькие деревья, выдержавшие все бури. Если найти такое дерево, откопать и, придав форму, пересадить, то это уже будет хорошая основа для бонсай. Возможно, корни деревца окажутся недостаточно развитыми. В этом случае полезно пересадить его в землю на год или более, чтобы у растения развилось как можно больше поверхностных корней, при этом продолжая работать над его формой. После этого деревце следует выкопать и поместить в контейнер уже в качестве бонсай.

При выборе дерева для бонсай необходимо иметь в виду, что размер листьев (или хвои – у хвойных пород) должен быть изначально мал, цветки также не должны быть крупными, так как большие цветки на маленьком дереве выглядят непропорционально.

Можжевельник (Juniperus prostrata) – кустарник из числа хвойных, который очень хорошо подходит для бонсай. Он вынослив, легко принимает форму в соответствии с избранным стилем, хотя развивается медленно. Выносливая сосна Роксбурга (Pinus roxburqhii) имеет очень длинную хвою и годится только в качестве бонсай, выращиваемого в саду, где достигает двухметровой высоты. Тем не менее этот устойчивый вид можно вырастить и в миниатюрном варианте, если подстричь хвою до соответствующего размера. Кедр, ель, пихта – все эти хвойные породы прекрасно подходят для бонсай. Также подходят некоторые виды кипариса (Cupressus) и тиса (Taxus).

Лиственные породы. В первую очередь деревья рода фикус (Ficus) семейства тутовые. Они устойчивы, хорошо принимают заданную форму и настолько быстро растут, что в течение нескольких лет превращаются в очень интересные бонсай.

Фикус зеленоватый быстро ветвится и образует толстые большие корни, выступающие над поверхностью почвы.

Фикус бенгальский также очень быстро дает наземные корни, и вскоре формируется во взрослое колонновидное дерево, занимающее внушительную площадь. При этом листья со временем уменьшаются, и в дальнейшем из этой породы можно получить правильное, с точки зрения бонсай, маленькое дерево заданной формы.

Рис. 44. Фикус для бонсай.

Маленькое дерево, которое легко и свободно развивается в контейнере – хурма из семейства эбеновые. Уже в процессе роста очень легко придается чудесная зонтичная форма.

Гинкго двулопастный из семейства гинкговые – один из старейших видов деревьев на земле. Современная его форма растет на окаменелостях, возраст которых достигает 175–200 миллионов лет. Окаменелые отпечатки листьев этого дерева были найдены и в Индии. В Японии это растение называют «волосы девушки», так как оно имеет сходство с папоротником, и его достаточно часто используют в бонсай. Особенно красиво выглядит дерево осенью, когда листья перед опаданием приобретают ярко-желтый цвет.

Хорошо поддается выращиванию коричник камфарный, камфарный лавр (Cinnamomum camphora) семейства лавровые, а также дуб (Quercus).

Среди листопадных деревьев отметим несколько видов клена, березы, ольхи и граба, которые пригодны для бонсай. Можно попробовать вырастить в бонсай чинару, или плакучую иву.

Цветущие и плодовые деревья. Все деревья относятся к цветущим или плодоносящим деревьям. Исключение составляет небольшая группа, принадлежащая к семейству древовидных папоротников, спороносов. Следует знать, что цветки и плоды в бонсай при правильном соблюдении всех методов не уменьшаются в размере, поэтому рекомендуется подбирать деревья, дающие небольшие по размеру цветы и плоды, чтобы они выглядели пропорционально миниатюрному дереву. Хорошо смотрятся некоторые виды персика, сливы и абрикоса, зацветающие перед тем, как развиваются листья.

Также хорошо выращивать грушу японскую и миндаль. И все-таки предпочтение отдается яблоне. Особенно хороша яблоня лесная в белом и розовом цвету или с обилием маленьких красных яблочек. Для нашего климата вполне подходят многие разновидности вишни. Подходит и боярышник – маленькое дерево, усыпанное пучками крошечных душистых белых цветков.

Семейство тутовых представляется двумя основными видами деревьев. Шелковица как дикорастущая, так и окультуренная является исключительно устойчивой породой и хорошо приспосабливается к развитию в условиях ограниченного пространства. При тщательной стрижке достигается красивая округлая форма кроны с изящными ветвями. Маленькие листья пропорциональны масштабам, принятым в бонсай. Съедобные плоды культурных видов этого дерева очень аппетитны и кажутся обладателям бонсай на вкус слаще, чем какие-либо другие. Единственный недостаток – листья трудно поддаются уменьшению в размере.

Карликовая гуайява очень подходит для бонсай. В ней привлекают прекрасные белые цветы и маленькие лилово-красные плоды, из-за которых этот вид гуайявы иногда называют клубникой.

Некоторые виды акаций, принадлежащие к семейству мимозовые также подходят для выращивания бонсай. Это, в первую очередь ароматная акация Фарнези. Мелкие листочки этого растения формируют своеобразное изящное оперение (даже не в период цветения) маленьких золотистых шаровидных цветков. Она в изобилии растет на улицах городов, где используется для создания живых изгородей.

Кустарники. Мальпигия стоит на первом месте среди кустарников, которые могут быть использованы любителем бонсай. Это устойчивое неприхотливое растение сильно ветвится, создавая простор для воображения в поисках формы. Маленькие листья темно-зеленые, глянцевитые. Кустарник дает множество нежных розовых цветков на протяжении всего лета. Растение бывает так усыпано изящными цветками, что кажется, будто ствол, ветви, листья лишь просвечивают сквозь них. Полноту картины довершают распростертые по земле мощные корни. Это растение нуждается в постоянной подрезке для поддержания заданной формы.

Мелкий кустарник под названием лайм китайский, миртовый, также принадлежит к семейству рутовые, обладает красивыми темно-зелеными тройчатыми листьями. Он распускает маленькие белые душистые цветки, краснеющие по мере созревания и придающие бонсай неповторимое очарование.

Представитель семейства рутовые – мурайя, или мирт китайский. Это красивый кустарник с темно-зеленой листвой и душистыми соцветиями, появляющимися во время сезона дождей. Листья легко поддаются уменьшению с помощью регулярной стрижки.

Кизильник приспособлен к еще более прохладному климату, может давать красные или желтые ягоды в зависимости от вида.

Существует много красивых кустарников, устойчивых в прохладных климатических зонах, например многие виды и сорта азалий, которые пользуются большим успехом у любителей бонсай в Японии.

К семейству чайные относится камелия. Некоторые ее виды и сорта характеризуются маленькими цветочками и прекрасно выглядят в культуре бонсай.

Гардения предпочитает теплые климатические условия в сочетании с прохладной зимой. Ее карликовый вид G.fortunei с маленькими листьями и цветками может служить прекрасной основой для бонсай.

Также пригоден для миниатюры и гибискус, или китайская роза, семейство мальвовые, хотя для размеров бонсай его листья несколько крупноваты.

Брунфельзия – кустарник, который в народе называют «Вчера, сегодня, завтра» – отличный объект для бонсай. Цветы, появляющиеся несколько раз в году, в первый день бывают густо-фиолетового оттенка, на второй день они бледнеют и на третий полностью теряют цвет, превращаясь в белые и оправдывая этими метаморфозами свое название. Смена цветовой гаммы очень красива в бонсай.

Карликовая форма граната обыкновенного, семейство гранатовые, цветет и дает плоды, не требуя какого-либо дополнительного ухода. Цветы – ярко-красные, небольшие, пропорциональны миниатюрному деревцу. Маленькое цветущее и плодоносящее гранатовое дерево всегда вызывает чувство восхищения. Дважды цветущая разновидность гранатового дерева прекрасно культивируется в бонсай.

Молочай колючий из семейства молочайные, хорошо известное растение, усыпанное маленькими красными цветками. С ним тяжело работать из-за бесчисленных колючих шипов.

Жасмин арабский, самбак. Этот достаточно крупный кустарник пользуется исключительной популярностью из-за небольших белых и оранжевых цветков, распускающихся в ночное время и опадающих утром. Листья жесткие и довольно грубые, но их уменьшают и делают более податливыми с помощью регулярной подрезки.

Лианы. При культивировании лиан в бонсай следует знать два правила:

1. Из-за большого количества красивых корней лучше не пытаться производить первую пересадку в контейнер.

2. Придавать форму с помощью проволоки следует в тот период, когда побеги не одревеснели и их можно легко изгибать.

Компактные разновидности легче содержать в небольшом пространстве, чем раскидистые. Некоторые виды с двойными цветками особенно впечатляют вследствие обильного цветения и малого размера цветков.

Вьющиеся растения травянистого происхождения также могут выглядеть эффектно в качестве бонсай, например, жимолость японская. Особенно эффектен бонсай из этого вида растений в стиле «каскад» или в стиле «дерево, нависшее над скалой».

Глицинию выращивают из-за эффектно свисающих гроздьев цветков – сиреневые, пурпурные или белые. Растение принадлежит к подсемейству мотыльковые семейства бобовые.

В культуре бонсай можно также использовать бамбук. Сначала в контейнер высаживают маленькие нежные корни, а затем уже толстые корни с новыми ростками, отобранные в качестве основы для будущей рощицы. Далее их поливают и оставляют в контейнере, давая вырасти новым стеблям.

Циперус зонтичный, семейство осоковые, удобен тем, что в маленьком контейнере он не вырастает до больших размеров и, следовательно, будет привлекательно выглядеть, как и многие цветущие однолетние растения.

Нандина домашняя (Nandina domestica), семейство барбарисовые, привлекательна своими темно-красными листьями. Многие суккуленты, в частности, толстянки и молочаи, могут быть удачной находкой для композиции.

В качестве сопутствующих основному растению бонсай в композицию обычно включают травянистые растения, мхи, лишайники для того, чтобы подчеркнуть достоинства основного растения.

Аир – карликовое растение с зелеными и белыми продольными полосами на листьях, оно прекрасно смотрится в небольшом контейнере. То же самое можно сказать и о ряде карликовых растений с мелкими луковицами, которые прекрасно произрастают в маленьких контейнерах, например мускари, мышиный глацинт, виды зефирантес, некоторые виды кислицы.

СТИЛИ БОНСАЙ

Назовем следующие основные стили:

· «бонсай в миниатюре»;

· «бунжин»;

· «дерево, согнутое ветром» (в основе лежит предыдущий стиль, однако имеются некоторые отличия);

· «метлообразное» дерево;

· группа деревьев, или «рощица»;

· каскад;

· композиции на скалах;

· многоствольное дерево;

· наклоненное дерево;

· неправильный прямостоячий;

· полукаскад;

· правильный прямостоячий.

В восточных странах их насчитывают намного больше, однако перечисленные здесь составляют основу всех остальных стилей и их подстилей. Однако не стоит строго придерживаться самых строгих правил в их отношении, так как мы используем породы, растущие у нас, и они, естественно, могут отличаться от пород растительного мира Востока. Современные миниатюрные композиции отличаются большим разнообразием стилей и растений. Можно выделить:

· пруд и фонтан в миниатюре;

· латиноамериканский ландшафт;

· каменноугольный ландшафт с использованием папоротников и мхов.

А также совершенно фантазийные композиции, например, кактус, увитый плющом или драцена, на которой расположилась цветущая фуксия, а внизу, вокруг ствола – лишайники, очитки или камнеломки. Идет речь только о стиле оформления, ландшафте в миниатюре.

И все-таки, следует знать главные принципы, заложенные в правилах – они разрабатывались в Японии для того, чтобы каждый мог руководствоваться ими в процессе выращивания в миниатюре естественно выглядящего дерева. И успеха можно быстрее добиться, придерживаясь какого-то определенного стиля. Это гораздо эффективнее, чем пытаться наугад представлять себе, каким образом то или иное дерево может расти в природных условиях. Придерживаясь предложенных рекомендаций, вы избежите многих ошибок.

Правильный прямостоячий стиль. Основной стиль бонсай. Дерево характеризуется прямым стволом, который сужается кверху, толстыми расходящимися корнями, ветвями, чуть склоненными вниз. Верхушка дерева – почти всегда конической или шарообразной формы.

Рис. 45. Правильный прямостоячий стиль.

Главное – форма ствола. Он делится на три части. Нижняя часть – без ветвей и листвы, чтобы ствол, корни и структура коры были на виду. От следующей трети ствола отходят три главные ветви. Они расположены в трехмерной проекции, две ветви – в стороны, и третья вглубь композиции, усиливая впечатление перспективы. Эта ветвь – главная, и она должна быть красивой по форме и украшенной листьями. Две боковые ветви дополняют картину. Они могут быть слегка повернуты на зрителя, но не должны заслонять главную. Третья, верхушечная, часть ствола формирует крону. Обычно ветви подняты вверх, а листва на них развита и густая. Дерево в данном стиле лучше всего смотрится в овальном или прямоугольном контейнере.

Из приведенного описания следуют несколько важных выводов:

1. Следует учитывать, что передняя и тыльная части дерева должны быть легко различимы. Передний план бонсай выглядит наиболее эффектно и создает непосредственное восприятие его как естественно растущего дерева. Зритель без труда определяет передний, наиболее зрелищный план бонсай по следующим признакам: свободно просматриваются две трети ствола, вторая или третья ветви направлены от зрителя и придают бонсай пространственную глубину.

2. Визуальный возраст и, следовательно, «внушительный» облик дерева определяются разросшимися корнями, расположенными на поверхности и уходящими в землю. Корни создают впечатление, что дерево растет много лет и прочно держится в земле.

3. Большие нижние ветви многих старых деревьев клонятся вниз, тогда как маленькие у верхушки направлены вверх. Подобное расположение в культуре бонсай имитирует природный вид дерева, создает визуальное ощущение его «возраста». Кроме того, отсутствие ветвей в самой нижней части ствола, ясно видимая их ветвистость в срединной части также придают бонсай ощущение «возраста», отличающего миниатюру от кустарника или молодого деревца.

Правильный прямостоячий стиль подходит для хвойных деревьев и деревьев с шаровидной кроной.

Неправильный прямостоячий стиль. Главное отличие этого стиля – ствол дерева должен быть изогнут. Для лучшего зрительного восприятия крона должна быть слегка повернута к зрителю. Ветви, корни и листья располагаются так же, как в композициях в прямостоячем стиле.

Рис. 46. Неправильный прямостоячий стиль.

Стиль «наклоненное дерево». В данном случае дерево наклонено или изогнуто в одном направлении, а нижняя ветвь направлена в противоположном направлении. Все ветви изогнуты в сторону наклона ствола, верхушка слегка наклонена вперед. Дерево растет в середине контейнера так, чтобы крона и ветви не выходили за пределы посуды.

Рис. 47. Наклоненное дерево.

Стиль «дерево, согнутое ветром». Само название говорит за себя. Данный вид бонсай представляет собой дерево, склоненное под сильным ветром, имеющим определенное направление. Сторона, с которой, предположительно, дует ветер, может быть вообще без ветвей, или эта ветвь огибает ствол и направлена в ту же сторону, что и остальные.

Рис. 48. Дерево, согнутое ветром.

Стили «полукаскад» и «каскад». Стиль «полукаскад» еще называется «дерево на скале». Ствол сначала растет прямо вверх, а затем резко перегибается в сторону. В стиле «каскад» ствол спадает на сторону, при этом свисает ниже уровня контейнера. Для этого контейнер ставят на край стола или подставки. Три главные ветви должны быть заметны с обратной стороны каскада.

Рис. 49. Каскад.

Рис. 50. Полукаскад.

Композиция будет более устойчива, если контейнер высокий. Маленькая ветвь верхушки обычно направлена в противоположную сторону от основной массы дерева. Это зрительно уравновешивает композицию, и придает дереву более естественный вид. Можно также направить вниз не ствол, а одну из главных ветвей.

Стиль «метлообразное» дерево. Это прямостоячий стиль. Нижних ветвей нет, а все ветви направлены вверх. Поэтому деревце напоминает метелку.

Рис. 51. Метлообразное дерево.

Стиль «бунжин» (элитарный стиль). Такой стиль достаточно сложно оценить и описать. Его особенность – изгиб ствола. Это основная линия композиции, и то, насколько эта линия изыскана и эстетична, и определяет успех композиции. Этот стиль отражает художественные традиции Японии. Старинные изображения деревьев, ствол которых изогнут и содержит мало листьев. Но те листья, которые видны, имеют четкие и изысканные очертания, позволяют оценить красоту отдельного листа.

Стиль «многоствольное дерево». Дерево может иметь два и больше стволов, но они должны расти из одной точки. Обычно это нечетное количество. Вариантов такой композиции очень много, визуальное впечатление может быть основано на переплетении стволов, или создании многоплановой композиции. Крона может быть общей или раздельной, деревца могут быть одинаковы или различны по высоте. Можно добиться интересных сочетаний боковых ветвей.

Группа деревьев. Этот стиль предусматривает от двух-трех деревьев до целой «рощицы». Если выращивается небольшое количество деревьев, их можно располагать вблизи друг от друга. Это может быть и целый ландшафт. В такой композиции использование дополнительных элементов обязательно – именно они и определят колорит ландшафта и вариантов так много, что для их описания мы отведем отдельную главу.

Рис. 52. Группа деревьев.

Композиции на скалах. Здесь есть прекрасные возможности. Основное – это камни, сложенные в виде естественной скалы. Вы можете разместить растения так, чтобы акцентировать внимание на самих растениях на фоне скалы, но возможно и другое. Корни растения, которые оплетают скалы, и сами по себе могут быть декоративны и интересны. В первом случае должны быть видны камни и сами растения, у которых хорошо оформленные ствол, ветви и крона, во втором случае нижняя половина растения должна быть прозрачной, с минимальным количеством ветвей, чтобы дать возможность зрителю рассмотреть именно корни и камни. Крона может быть меньше, но тогда должны быть интересные немногочисленные листья. Оба этих типа композиций на скалах должны быть максимально натуралистичны, то есть приближены к природным ландшафтам.

Рис. 53. Деревья на скалах.

Бонсай в миниатюре. Это совсем крохотные деревца, высота мини-бонсай не должна быть больше 25 см. Чем меньше деревце, чем оно старше, и чем больше походит на взрослое растение – тем ценнее такое растение. Миниатюрность достигается путем посадки в очень тесные контейнеры. Выращивание такого растения – долгое и кропотливое дело. Существуют экземпляры 50–70-летнего возраста. Стили оформления – те же, что и для вышеописанных бонсай. Рост и утолщение ствола происходят очень медленно из-за небольшого количества земли в крошечных контейнерах. Главное – правильный полив – небольшое количество земли в контейнере очень быстро высыхает, и растение может погибнуть.

Итак, можно сделать вывод – важнейший элемент бонсай – это ствол растения. Ведь каждый раз при сгибании можно его поломать и все последующие формы бонсай абсолютно зависят от формы ствола. Чтобы легко развивать бонсай в соответствии с выбранным стилем, начинать процесс определения формы следует с молодого ствола.

Одни уверены, что бонсай - это сорт карликовых древовидных растений, которые выращивают в стандартных горшках. Другие считают, что бонсай - это вид искусства или направление в восточной философии, которое крохотное японское дерево как бы дополняет. На самом деле бонсай - это действительно малюсенькие деревца, являющиеся максимально точной копией своих высокорослых сородичей. Получают их - постигнув все тонкости особого вида искусства, а годами успешно содержат в своем доме - только поняв все тонкости восточной философии, основанной на созерцании, любовании и размышлении. Раньше уникальное японское дерево высотой с обычный комнатный цветок можно было увидеть лишь на выставках. Сейчас бонсай стал невероятно популярен и распространился по всему миру. Многие россияне также начали освоение техники его выращивания. Она проста лишь на первый взгляд, но таит много секретов и особенностей.

С чего начать

Если вы твердо решили, что крохотное деревце в горшке вам необходимо, встает вопрос, как его добыть. Для облегчения задачи можно купить готовый бонсай в магазине. Тогда продолжительность его жизни в квартире будет зависеть от знания и соблюдения правил ухода. Но многие приверженцы восточной культуры непременно желают самостоятельно вырастить экзотическое растеньице с нуля.

Существуют разные виды бонсай, зависящие от сорта растения, которое будут превращать в карлика. Кандидатом может стать почти любое дерево из сада либо из ближайшей лесополосы. Искусство бонсай получило известность благодаря Японии, но родилось в Китае в период правления династии Тан, когда один из ее правителей возжелал создать миниатюрную копию своей империи. Вот тогда и придумали умные древние китайцы сделать из обычных деревьев точно такие же, только уменьшенные в десятки раз. Назвали новую агротехнику «возделанное на подносе» или бонсай. Таким образом, соблюдая некие приемы, в карлика можно превратить любое растение. Но на практике успех чаще приходит с деревьями, способными выдерживать экстремальные условия существования, а именно развиваться в миниатюрном объеме грунта, не болеть от изменения условий естественного освещения, смены годовых температур и полива. Поэтому, какие бы виды бонсай вы ни выбрали, важно учитывать естественные условия жизни ваших питомцев и стремиться к ним максимально приблизиться.

Где взять посадочный материал

Как уже упоминалось выше, для бонсай подходят разные растения, как хвойные, так и лиственные. Выбирая, нужно обратить внимание на величину их листовой пластинки. Поскольку растение в горшке будет миниатюрным, желательно, чтобы листовые пластинки его прототипа не были слишком крупными. Иначе маленький ствол просто не сможет их на себе держать. Второе условие - чтобы у вида растений, из которых создают разные виды бонсай, была генетическая склонность к образованию густой кроны. Определившись с кандидатом, нужно обязательно учесть, в каком грунте растет ваш будущий бонсай на воле, с какой освещенностью, при какой влажности. Все это в точности нужно будет воссоздать дома в горшке. На практике успех достигается с фруктовыми деревьями, с цитрусовыми, с миртом, кленом, рододендроном, фикусом и многими другими.

Ямадори

Существуют не только различные виды бонсай, но различные технологии его размножения, или, правильнее сказать, стартовой операции выращивания. Ямадори считается самой простой технологией. Заключается она в том, что в естественной среде обитания присматривается нужное молоденькое деревце. Его обкапывают по кругу, слишком мощные корни (если таковые имеются), усекают и оставляют в покое месяца на три. Далее оно извлекается с комом земли и помещается в подобранный цветочный горшок (бонсайник). Для скорейшей адаптации растение притеняют, опрыскивают, создают подобный естественному температурный режим.

Торики

Эта технология на русском означает тривиальное черенкование. Тут важно соблюсти сроки этого процесса. Например, в России лиственные породы желательно черенковать в конце весны, а хвойные, наоборот, в ее начале. Растения, с которых заготавливают черенки, должны быть в возрасте пяти - десяти лет. Если точно следовать правилам заготовки посадочного материала для своего бонсай, уход за ним в дальнейшем не принесет разочарования. Черенки нужно нарезать только в пасмурную погоду, срезая еще не одеревенелые побеги. Их длина может варьироваться, что зависит от числа междоузлий. Их не должно быть менее трех и не желательно, чтобы было больше пяти. Верхний край черенка делают ровным, а нижний скошенным, помещают его в воду, накрывают влажной ветошью. Еще один практикующийся способ торики - на приглянувшейся веточке аккуратно убирают полоску коры шириной не более 2 см или на веточке делают надрез, в который вставляют камешек. Это место обильно смачивают эпином, обматывают сфагнумом, сверху полиэтиленом, закрепляют и с двух сторон обматывают, чтобы прекратить подачу воздуха. В этот компресс регулярно шприцом подается влага. Корни веточка должна пустить примерно через 60 дней.

Мисё

Этот способ идеален для начинающих и означает семенное размножение. Подходят для этого клены, дубы, мирт, гранат, цитрусовые. Можно собирать с выбранных деревьев спелые семена, бонсай из которых должен получиться без особых проблем. Только для этого семена должны пройти все фазы стратификации. Для облегчения задачи можно весной аккуратно извлекать из земли уже проросшие семена и готовые ростки помещать для будущего бонсай в подготовленные плошки.

Классификация согласно размеру

Существуют не только разные виды, но и стили бонсай, отличающиеся по размерам. Удивительно, что в мире миниатюрных растений есть свои крохотные великаны и лилипуты. В международной классификации выделяют:

1. Мамэ. Эту группу составляют деревца высотой до 20 см. Среди них:

Кэси-цубу (лилипуты в стране лилипутов, высотой всего до 2,5 см).

Сито (высотой до 7,5 см, максимум 8 см).

Гафу (высотой до 20 см).

2. Сёхин. Эту группу составляют растеньица промежуточных размеров между очень маленькими и просто маленькими. Здесь тоже есть две подгруппы:

Комоно (ростом примерно 20 см).

Мяби (до 25 см).

3. Кифу. Группа занимает среднюю позицию. Растеньица, в нее входящие, способны вырасти до 40 см.

4. Тю. Растения в этой группе - почти великаны и достигают метровой высоты. Подгруппы:

Тюхин (до 60 см).

Омоно (до 100 см).

5. Бондзю. В мире растений-лилипутов это уже гиганты, способные вытянуться вверх до 120 см и выше.

Классификация по форме кроны

Оказывается, по тому, как выглядит крона, также существуют разные стили бонсай. К традиционным относятся:

Тёккан (ствол прямостоячий, утолщающийся к основанию).

Моёги (основание и верхушка стволика перпендикулярны земле, а середина искривленная).

Сокан (деревце имеет два стволика, каждый со своей кроной, образующих нечто целое).

Сякан (ствол без искривлений, но растущий к земле под наклоном).

Кэнгай (деревца напоминают классические плакучие, то есть растут со стволиками, наклоненными ниже горшка, как бы ниспадающие).

Хан кенгай (стволик деревца также ниспадающий, но вершина всегда находится на одной линии с грунтом плошки, а отходящие веточки напоминают самостоятельные растеньица).

Бундзинги (деревце растет с прямостоячим стволиком, но с минимальным количеством веточек).

Сэкидзёдзю (в плошке на грунте имеются камни, а корни деревца как бы их оплетают).

Исицуки (в плошке создана композиция из фигурных камней, а растеньица растут в их расщелинах).

Хокидати (стволик растения прямой, а веточки образуют красивую шарообразную крону).

-Ёсэ уэ (в горшке растет несколько деревьев, не кратное 4, разных по высоте и возрасту).

Икадабуки (имитация дерева, словно рухнувшего на землю, от ствола которого вверх растут отдельные веточки).

Эксклюзивные стили

Кроме классических, считающихся более простыми, в искусстве бонсай есть очень сложные, требующие высокого мастерства. Это:

Нэцуранари (у деревца от одного корня растет несколько стволиков, которые причудливо переплетаются между собой).

Фукинагаси (сложная композиция, в которой бонсай растет не просто под наклоном, а так, что его веточки и листочки расположены будто деревце клонит ветер).

Сакэй (в плошке создается имитация целого уголка природы - леса либо горного участка, а растения бонсай делают эту имитацию более естественной).

Правила выращивания

Не очень трудно содержать у себя дома бонсай, уход за которым основывается на точном соблюдении правил. Ошибаются те, кто считает, что карликовые деревца должны расти только в доме, как элемент декора. Очень часто композиции бонсай располагают на свежем воздухе, а в дом заносят только с наступлением холодов. Если зимы не суровые, бонсай можно оставлять на улице, но при этом плошки нужно помещать в большую по диаметру емкость, а сверху прикрывать плотным слоем мха до самых веточек деревца.

Очень важно, чтобы листопадные бонсаи в зимний период так же, как и в естественных условиях, сбрасывали листву и какое-то время пребывали в состоянии покоя. Для этого их выносят в прохладное помещение. Третье условие успеха - это точное соблюдение норм освещения и влажности. Если бонсай не хватает естественного света, дополнительно включают лампы, но при этом учитывают выделяемое ими тепло. Поддерживать оптимальную влажность можно при помощи электрического увлажнителя. Если такового не имеется, плошку с растением можно устанавливать в поддон, выложенный камешками и наполовину заполненный водой. Самым простым, но и самым малоэффективным способом является опрыскивание кроны растений.

Посадка

Когда подготовлен посадочный материал - черенки либо семена - бонсай нужно поместить в его дом. Японцы и китайцы используют для этого плошки и невысокие цветочные горшки, покрытые глазурью или матовые, но обязательно имеющие несколько дренажных отверстий. Чтобы из них не вымывался грунт, отверстия прикрывают кусочком черепицы. Форма горшка может быть любой. Грунт для комнатного бонсай лучше всего брать такой же, как и у его уличного сородича. Некоторые мастера готовят почву отдельно. Рецепты у каждого свои. Вот наиболее распространенные:

Смесь равных частей глины, мелкого гравия, гумуса, каменной крошки либо песка;

Глина, гумус и гравий в соотношениях (3:5:2);

Глина гумус, гравий (1:5:3);

Листовая земля, кокс, песок, кора, вулканическая почва.

В любом случае грунт должен легко пропускать воду во избежание ее застоя. Кроме того, опытные мастера советуют перед посадкой провести дезинфекцию горшка и почвы. помещают в землю, накрывают стеклом, весь период прорастания поддерживают теплую температуру и умеренную влажность. Проклюнувшиеся и достигшие стадии 2-4 листков растеньица пикируют. Чтобы развивалась корневая система, операцию пикировки нужно проводить еще несколько раз. Черенки и проростки высаживают в такой же грунт, как и семена. Для лучшего укоренения черенки накрывают пленкой.

Пересадка

Выращивание бонсай немыслимо без пересадки, которую нужно выполнять каждые два, максимум три, года до начала сокодвижения. Эта операция проводится и при подозрении на загнивание корневой системы. Перед пересадкой растение на пару дней оставляют без полива. Из горшка извлекают с помощью ножа. С корней аккуратно убирают грунт, все подозрительные корешки, а также удаляются крупные корни. Горшок дезинфицируют, заполняют на пару сантиметров новым грунтом, оставшиеся после обрезки корни расправляют деревянной палочкой, раскладывают на грунт, присыпают землей, уплотняют и поливают. Фиксировать растеньице можно проволокой, просунутой в дренажное отверстие.

Бонсай (растение): как ухаживать

Содержание маленьких деревьев не очень сложное. Их нужно регулярно поливать нехолодной водой, следя, чтобы грунт в горшке не оставался сухим либо слишком переувлажненным. В период покоя растения поливают реже, в период вегетации чаще. Подкормку бонсай проводят обязательно. Делают это с начала периода вегетации каждую неделю, добавляя сапропель либо мочевину. Также можно использовать минеральные удобрения в виде гранул либо растворов. Удобрения, содержащие много азота, применяют после окончания первой волны роста. С наступлением периода покоя подкормку прекращают. Хвойные бонсай в зимний период также не подкармливают. Вносить удобрения больным и недавно пересаженным растениям нельзя.

Формирование бонсай

Как сделать из обычного дерева необычное - это, пожалуй, главный вопрос. Технологии тут разные. В наших условиях неплохо получается даже у новичков бонсай клен. Выбрав желанный сорт, по общим правилам высаживают семена либо черенки, первый год растению дают окрепнуть. В дальнейшем изменяют вид ствола, нежно обматывая его мягкой (медной либо алюминиевой) проволокой. Но с кленами это не всегда приносит результат. Чаще всего их формируют обрезкой. Чтобы остановить рост верхушки, на ней регулярно удаляют новые побеги. У клена довольно крупная листовая пластинка. Чтобы ее уменьшить, примерно в середине лета убирают выросшие листья, оставляя черешок. Деревце на этот период перемещают в притененное место. Чтобы бонсай клен рос пышным, при обрезке можно усечь слишком вытянувшийся ствол (ранку замазать антисептиком), удалить скелетные ветки, прищипнуть молодые побеги. Для придания стволу наклона либо изгибов, к нему в период активного роста можно привязывать грузик либо мягко сгибать в нужном направлении и закреплять медной проволокой, подложив под нее ткань. Чтобы добиться желаемой толщины ствола, можно использовать несколько методов. У некоторых растений сращивают молодые стволики, высаживая их рядом друг с другом и скрепляя вместе. Для клена этот способ не очень удачный. Толщина ствола в данном случае достигается его усечением.

Классические стили бонсай сложились согласно многовековым японским традициям, ориентирующимся на внешний вид естественно растущих в природе деревьев.

Дерево может изменяться от воздействий внешней среды. Зачастую в неблагоприятных климатических условиях деревья сильно видоизменяются, возникают карликовые формы, которые часто едва похожи на своих высокорослых собратьев. Взять, например, горную сосну (Pinus mugo).

В условиях высокогорья (каменистая почва, постоянные ветры, короткое лето, низкая температура зимой) у дерева образуются сильноизогнутые пологие стволы, хотя на равнине она растет как типичное дерево с хорошо выраженным вертикальным стволом и овальной кроной.

Или обычная береза в лесостепной зоне с раскидистой, свисающей кроной совершенно отличается от березы, выросшей в условиях тундры, где она образует небольшую кустарниковую поросль с сильноизогнутыми, прижатыми к земле, стволиками. И таких примеров в природе очень много.

Или еще один пример, который мы все могли наблюдать: одиночное дерево, растущее на опушке леса, имеет широкую крону, ниже ростом, чем аналогичные деревья, растущие в чаще леса.

Что же такое бонсай ? Это искусственный способ выращивания миниатюрных деревьев. Появление различных стилей основывается на наблюдениях за природой, и любое отклонение от нее, сколько бы ценным оно ни было в садоводстве, решительно отделяется от традиционного определения бонсай.

Наиболее важным в искусстве бонсай представляется сохранение связи между выращиваемым деревом в выбранном стиле бонсай и дикорастущими растениями. Например, существует в природе какой-то определенный экземпляр, принадлежащий к виду, произрастающему в болотистой, плодородной среде. Поэтому, не нужно даже начинать его формирование в стиле «корни на скале», потому что в природе такая ситуация не является жизнеспособной.

Бонсаи можно классифицировать, исходя из определенных особенностей каждого экземпляра, напрямую зависящих от того, как он выращивался. Строгой классификации бонсаев не существует, их можно подразделять по форме кроны, положению, виду и количеству стволов, форме роста ветвей или по композиции.

Классификация бонсай по размеру

Если брать за основу классификации высоту ствола, то все бонсаи можно разделить на три основные группы: малые, средние и большие. Высота бонсая измеряется без учета высоты посадочного контейнера, во внимание берется только высота самого растения, от верхушки до основания.

  • Малые бонсай, «Шоккин» (shokkin), в эту группу входят совсем маленькие растения с высотой от 8 до 15 сантиметров;

Средняя группа бонсаев делится на две подгруппы:

  • «Комоно» (Komono) с растениями с высотой от 15 до 30 сантиметров;
  • «Чумоно» (Chumono) с растениями высотой от 30 до 60 сантиметров.

Бонсаи средней группы — самые распространенные.

К третьей группе относятся большие бонсаи:

  • «Омоно»(Omono), высота растений составляет около 1 метра.
  • Бонсай выше 120 см — садовый бонсай.

Бонсаи третьей группы смотрятся величественно. Но они занимают гораздо больше места, чем средние бонсаи. Поэтому их чаще всего выращивают в саду. Для поддержания формы им нужен свежий воздух, да и смотрятся они в саду идеально.

Классификация бонсай по числу стволов

Более распространенные бонсаи — деревья, растущие одним стволом из одного корня. На их основе выращивается очень много разновидностей стилей бонсай.

Есть многоствольные бонсаи, когда из одной корневой системы растет сразу несколько стволов.

Есть стили, когда в контейнеры высаживается несколько деревьев одного или нескольких видов с индивидуальной корневой системой, образующих небольшую рощу деревьев. В этой разновидности бонсай количество стволов должно быть нечетным, кроме стиля «два ствола».

Многоствольный стиль, «Куст» (кабудати)

Несколько стволов (нечетное число), растущие от одного корня в виде куста. Все стволы отличаются по высоте и толщине: у самых маленьких стволики тоньше, у более крупных — покрепче и потолще. Ветви всех деревьев образуют единую крону.

Стиль «Створки устричной раковины» (карабуки)

Из одного корня растет несколько стволов (нечетное количество), которые напоминают створки устричной раковины.

Стиль «Извилистые стволы» (нетсунагари)

Из одного основания растет несколько неправильных, извилистых стволов с извилисвыми корнями.

Стиль «Группа из трех стволов» (самбон-ёсэ)

Композицию составляют три самостоятельных ствола.

Стиль «Группа из пяти стволов» (гохон-ёсэ)

Композицию составляют пять самостоятельных стволов. С увеличением количества стволов (всегда нечетного числа) стиль получает новое название.

Стиль «Многоствольное дерево» (тсуками-ёсэ)

Несколько стволов растут из одного корня.

Стиль «Рощица» (ямаёри)

Несколько разных по высоте стволов (чаще всего более девяти) высаживают рядом. Всей композиции придается естественный вид рощи.

Лесной стиль (ёсэ-уэ)

Стиль, имитирующий миниатюрный лес. Деревья (нечетное количество) должны быть разными по высоте. Главное, самое высокое, дерево сажают впереди. По обе стороны и чуть позади от него высаживают два других высоких дерева.

Для усиления эффекта задние деревья с густой и плотной кроной высаживают очень компактно, у переднего дерева оставляют открытый ствол. Неровный рельеф поверхности, камни, а также дополнительно подсаженные низкорослые травянистые растения создают единую композицию.

Классификация бонсай по стилю

Независимо от размеров и количества стволов бонсай, все они выращиваются при помощи одних и тех же приемов, или норм, которые преподносят оригинальные решения, определяющие внешний вид каждого экземпляра.

Отсюда и происходит различие стилей бонсай. При определении стиля чаще всего учитывается расположение ствола и ветвей, хотя иногда обращается внимание и на форму корней.

Стили бонсай различаются между собой наклоном ствола, расположением ветвей и корней, компоновкой нескольких экземпляров деревьев в одной плошке.

К основным стилям бонсай можно отнести «классический прямостоячий», «наклоненное дерево» и «каскад». Остальные являются их производными, отличающимися лишь сложностью используемых приемов или количеством экземпляров, растущих в одной плошке.

Классический прямостоячий стиль (тёккан)

Классический прямостоячий, или вертикальный стиль бонсай полностью повторяет стиль одиночного прямостоячего дерева с мощными, равномерно расположенными по сторонам ветвями и корнями.

Дерево имеет идеально прямой ствол, равномерно сужающийся к вершине. Ветви, немного провисая, растут горизонтально. Самая нижняя ветвь — самая мощная, последующие ветви по направлению к верхушке должны становиться постепенно более тонкими. Этот стиль подходит для деревьев всех пород.

Неправильный прямостоячий стиль (моёги, татики)

Стиль так же, как и классический прямостоячий, характерен одним прямостоячим стволом, но имеющим немного неправильную, возможно, слегка изогнутую форму. Ветви, вырастающие из изгибов ствола, также искривлены. Данный стиль характерен для различных видов хвойных растений, например, для кипариса , кипарисовика.

Стиль «Дерево, согнутое ветром» (фукинагаси)

Данный стиль представляет собой деревце с извилисто наклоненным стволом под некоторым углом относительно вертикали. Ветви растут только в одном направлении параллельно земле: на одной стороне ствола, в сторону предполагаемого направления ветра.

Стиль «Изогнутое дерево» (недзикан)

Характеризуется сильноизогнутым у основания стволом. Извилистые ветви повторяют изгибы ствола.

Стиль «Ломкое дерево» (сабамики)

Основной ствол разделен на две части глубокой открытой раной без коры.

Метлообразный стиль бонсай (хокидаси)

Стиль считается классическим, при котором соблюдается основной принцип — абсолютно правильный прямостоячий ствол с кроной в виде веера, зонтика или метлы. Ветви группируются в верхней части ствола и растут во всех направлениях.

Стиль формируется прищипкой верхушечного побега на 1/3 общей высоты ствола. Из спящих боровых почек начинают отрастать боковые побеги. В дальнейшем эти побеги также прищипываются, что, в конечном итоге, и создает метлообразную форму кроны. Для этого стиля подходят лиственные деревья с широкой, раскидистой кроной.

«Наклоненное дерево», или наклонный стиль (сякан)

Деревья, выращенные в наклонном стиле, имеют слегка наклоненный в любую сторону ствол. Ветви располагаются упорядоченно, но их рост не слишком равномерен.

Наклонный стиль бонсай формируется аналогично классическому вертикальному стилю. Дерево, выполненное в наклонном стиле, символизирует сопротивление ветру.

«Стволы-близнецы», или стиль сдвоенного ствола, (сокан)

Два дерева растут из одного корня. Одно из них должно быть большим и сильным, второе — маленьким и тонким. Ветви, расходящиеся горизонтально, образуют общую крону. Этот стиль также называют «отец и сын» или «близнецы».

Стиль «Два ствола» (содзу)

Два растущих рядом, но разнокоренных ствола разного размера и толщины создают очень привлекательную композицию.

Плотообразный стиль (икада)

Стиль характеризуется тем, что имитирует положение дерева, упавшего в болото. Его нижние ветви сломаны, сначала часть ствола, а потом и весь ствол погружаются в болотистую почву, непотопленные ветви начинают расти вверх, превращаясь в отдельные, разновеликие деревца, растущие на одном «плоту». Со временем старый ствол сгнивает, а молодые деревца образуют собственные корни и кроны.

Полукаскадный стиль (хан-кенгай)

Стиль имитирует дерево, которое как бы зависает над обрывом или утесом. Характерная особенность этого стиля — верхушка ствола доходит до середины контейнера. Полукаскадный бонсай выращивается в высоких контейнерах, чтобы подчеркнуть природный феномен.

Каскадный стиль (кенгай)

Стиль имитирует горные деревья, ниспадающие с отвесных скал. Характерная особенность данного стиля — ствол деревца, круто наклоненный по отношению к глубокому контейнеру, с мощными, выраженными корнями. Верхушка ствола может спускаться ниже основания контейнера.

Элитарный, или литературный стиль (будзинги)

Сложный стиль, один из старейших, характеризуется стройным и длинным, нередко причудливо изогнутым стволом, форма которого напоминает каллиграфический знак. Немногочисленные ветви с также немногочисленными листьями размещаются в верхней трети ствола. Крона должна быть правильной по форме и разветвленной скорее в ширину, чем в высоту. Такой бонсай высаживают в очень маленькую и яркую плошку.

Стиль «Пораженный молнией» (саримики)

Данный стиль отражает самое настоящее природное явление. Характерен разбитым стволом, у которого остаются живыми лишь несколько веток на самой верхушке.

Стиль «Обнаженные корни» (ниагари)

Стиль повторяет такое природное явление, как эрозия почвы. Почва или песок вымывается, корни обнажаются и со временем обрастают корой.

Стиль «Укоренившийся в камне» (иситсуки)

Корни дерева полностью покоятся в скальной полости. Рост ветвей изменяется в зависимости от вида дерева.

Стиль «Корни на скале» (сёкидзёдзу)

Процесс эрозии почвы на камне, когда каменные глыбы, выступающие из-под земли, заставляют растущие на них деревья углублять свои корни в расщелины и трещины, чтобы удержать крону и не погибнуть.

Использованная литература: Вернер Буш, Бонсай в нашем доме.1998;
Франсиско Хавьер Алонсо де ла Пас, Бонсай. Большой атлас.2001.
Источник изображений: flickr.com: Steve Greaves (4), Mike (2), Changho Kim (2), Rodrigo Sousa (3), Ceki .. Marriott (2), Paul Cheng (4), Bernard d"Astous, Roger Ferrer Ibáñez (5), Walkuere123, publikaccion, Colin Morris, BeiJing Bonsai