Мировоззрение – собственный взгляд на мир. Что такое мировоззрение? Понятие, сущность, роль мировоззрения

Источники знаний.

Кто задумывался откуда берутся знания у людей и как формируется мировоззрение и сознание людей и как всё это влияет на развитие нашего общества? Между тем это является главной причиной нашей жизни сегодня, хорошей или не очень. Кто оказывает решающее влияние на умы людей – тот правит Миром. Точнее: тот, кто управляет потоками информации, которые формируют мировоззрение людей – тот правит Миром. Следовательно, от чистоты источников информации зависит сознание и мировоззрение людей, то есть состояние нашего общества – наша, с вами, жизнь.. Так давайте разберёмся в этом вопросе.

Понятие мировоззрения является одним из ключевых понятий в философии и в системе обучения. Без этого понятия невозможно обойтись при изучении истории, философии и таких предметов как "Человек и общество" "Духовный мир человека", "Современное общество", "Наука и религия" и т.д.

Мировоззрение необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные блоки знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.

Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются во времени все составляющие общественно-исторического процесса: технические средства и характер труда, отношения между людьми и сами люди, их мысли, чувства, интересы. Мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей тактике подвержено историческим переменам. Оно активно улавливает, преломляет большие и малые, явные и скрытые процессы общественных изменений. Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом масштабе, имеют в виду преобладающие на том или ином этапе истории предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи.

В реальной действительности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей и используется личностями и социальными группами в качестве определяющих жизнь общих воззрений. А это значит, что, кроме типовых, суммарных черт, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов.

Мировоззрение образование интегральное. В нем принципиально важна связь его компонентов, их сплав, и как в сплаве различные сочетания элементов, их пропорции дают разные результаты, так нечто подобное происходит и с мировоззрением.

В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Наивное, непросвещенное сознание не располагает достаточными средствами для четкого, последовательного, рационального обоснования своих взглядов, обращаясь часто к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям.

Степень познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности того или иного мировоззрения бывает разной. Но знания никогда не заполняют собой всего поля мировоззрения. Кроме знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении осмысливается также весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей (представления о добре и зле и другие), выстраиваются образы прошлого и проекты будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения.

Мировоззрение комплексная форма сознания, объемлющая самые разные пласты человеческого опыта, способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить данного человека с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то бережно храня, от чего-то решительно отказываясь. Итак, мировоззрение это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира.

Существенная роль убеждений в составе мировоззрения не исключает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже недоверием. Сомнение обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней без внутренней критичности, собственного анализа называют догматизмом.

Жизнь показывает, что такая позиция слепа и ущербна, не соответствует сложной, развивающейся действительности, более того, религиозные, политические и другие догмы нередко оказывались в истории, включая и историю советского общества, причиной тяжких бед. Вот почему, утверждая сегодня новое мышление, так важно формировать ясное, непредвзятое, смелое, творческое, гибкое понимание реальной жизни во всей ее сложности. Важную роль в расшатывании догм играют здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность скептицизм, неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям.

Таким образом из всего выше сказанного, а также из курса истории можно сделать следующие выводы:

1. Мировоззрение человечества не носит постоянный характер, оно развивается вместе с развитием человечества и человеческим обществом.

2. На мировоззрение человека оказывает большое влияние достижения науки, религия, а также существующее устройство общества. Государство (государственная машина) всеми способами влияет на мировоззрение человека, сдерживает его развитие, стараясь подчинить его интересам правящего класса.

3. В свою очередь мировоззрение, развиваясь, оказывает влияние на развитие общества. Накопившись качественно (т.е. изменившись коренным образом) и количественно (когда новое мировоззрение овладеет достаточно большой массой людей) мировоззрение приводит к смене общественного устройства (к революциям, например). Развивая мировоззрение у людей, общество обеспечивает свое развитие, тормозя развитие мировоззрения, общество обрекает себя на загнивание и гибель.

Таким образом, влияя на развитие мировоззрения у людей можно оказывать влияние на развитие человеческого общества. Люди всегда были недовольны существующим строем. Но могут ли люди со старым мировоззрением построить новое общество? Очевидно, что нет. Для того, чтобы построить новое общество необходимо формировать у людей новое мировоззрение, и роль педагогов, учителей и преподавателей в этом деле трудно переоценить. Но для того, чтобы педагог мог формировать новое мировоззрение он сам должен им обладать. Поэтому важнейшим условием для построения нового общества является формирование нового мировоззрения у педагогов и учителей.

Но может быть нам не надо менять современное состояние общества, может быть оно всех устраивает? Мне кажется, что этот вопрос не требует обсуждения.

Все мы живем в очень сложном и противоречивом мире, в котором легко потерять ориентиры. Сейчас уже все согласны с тем, что общество переживает кризис. Однако часто можно услышать мнение, что кризис этот затронул только нашу страну, в странах же Запада все в порядке. Так ли это на самом деле? Это мнение верно лишь в том случае, если рассматривать чисто материальную сторону жизни. Если брать духовную ее сторону, то нетрудно увидеть, что кризис духовной сферы бытия человека охватил весь мир, все человечество.

Во всех странах мира, независимо от общественного строя, нарастают такие явления, как алкоголизм, наркомания, преступность, нравственная деградация; растет число самоубийств, связанных с разочарованием жизнью, особенно среди молодежи. Все эти явления получили распространение раньше в странах Запада и в Америке, то есть в тех странах, где как раз материальный жизненный уровень был и остается во много раз выше, чем у нас.

В последние два-три десятилетия эти явления стали широко распространяться и у нас. Материальный достаток не дает решения проблемы и не устраняет кризиса, т.к. причина его лежит в утрате людьми понимания смысла своего существования. Образно говоря, в последнее время человечество напоминает пассажиров поезда, все заботы которых заключаются только в том, чтобы поудобнее, с комфортом устроиться внутри вагона, но совершенно забывших, куда и зачем они едут. То есть произошла утрата человечеством более дальних – духовных ориентиров своей жизни. В чем причина? Причина только в несовершенстве внутреннего мира человека. Человек губит не только себя, но и всю планету. Наша планета тяжело больна, и виноваты в этом мы сами. Человек губит свою планету не только своей технократической деятельностью, но и своим извращенным мышлением.

"Наш современный мир - это тонущий корабль. Разница между тонущим кораблем и современным миром лишь в том, что на тонущем корабле все уже сознают неизбежность гибели, тогда как в современном мире многие признавать этого еще не желают...

Пытаются лечить больной мир те самые люди, которые вызвали болезнь его. Те самые не персонально, но по своему мировоззрению , а средства, предлагаемые для излечения, те самые, которые положили начало болезни." (А. Клизовский "Основы миропонимания новой эпохи")

Причины свалившие такого колосса, как Римская империя, существуют и теперь. Главной причиной нужно признать падение нравов, деморализацию общества и деморализацию главного устоя государственности – семьи, ибо с падения нравов и с деморализации семьи начинается разрушение всякого отживающего мира.

При сменах всякого отживающего мира новым, самое главное заключается не в политических или социальных переменах, которые при этом происходят, но в необходимости изменения мировоззрения и всех устаревших взглядов и воззрений на новые, в необходимости изменения своих верований и вообще всего уклада жизни на новые, ибо то, действительно новое, что идет на смену старому миру, бывает новым во всех отношениях и никогда не походит на старое.

Трудность усугубляется еще тем, что перемену политическую или социальную человек вынужден принять самим ходом событий, часто после свершившегося уже факта, тогда как принятие или не принятие нового мировоззрения, или нового верования и нового уклада жизни как будто зависит от каждого лично. В действительности же, человек имеет только два пути: или мудро идти по течению эволюции, или ждать, пока развивающаяся жизнь не выбросит его за борт, как не нужный балласт.

"Когда Высшим Разумом и Высшими Силами дается толчок и импульс для новой фазы жизни, для новой ступени эволюции, то никакие человеческие силы остановить это движение не могут. Борьба против течения новой жизни – явная бессмыслица, ничего кроме бесславной гибели не сулящая, ибо когда вступает в силу и начинает действовать закон замены изжитых энергий новыми, тогда все не прогрессирующее подлежит уничтожению." (А. Клизовский "Основы миропонимания новой эпохи").

Всякое новое строительство начинается с разрушения старого, иначе быть не может. Людям труднее всего, с психологической точки зрения, именно этот момент. Они не знают, что пришла пора человечеству подняться на высшую ступень познания, не знают ни о Строителе, ни о том, как Строитель новой жизни думает провести свои реформы. Они видят разрушение, и первое решение, которое приходит в голову большинству, есть протест и противодействие. В действительности они противодействуют эволюции, обрекая себя всем тем ударам и превратностям судьбы, с которыми связано противодействие космическим законам.

Незнание – главный враг человека и источник многих его страданий. К несчастью, люди ленивы и не любят учиться. Многие люди всю жизнь обходятся теми знаниями, которые они приобрели в детском возрасте, в основной школе.

В наступающую эпоху необходимо такое знание, которое должно осветить ту область нашего существования, о которой у большинства людей представления весьма смутные или весьма превратные, которой многие интересуются для развлечения или забавы, а иные для обмана и наживы.

Наступающая эпоха требует знания космических законов как видимого, так и невидимого мира. Она требует признания невидимого мира. Но признание невидимого мира, который благодаря своей невидимости до сих пор признавался несуществующим, должно изменить в корне все основы существующего материалистического мировоззрения, все существующие понятия и верования.

Не может вечно продолжаться такое положение, что венец творения, человек, живет, не зная цели и смысла своего существования. Он должен познать, наконец, основы Бытия, должен познать законы высшего духовного мира, законы космические.

Знание законов является необходимым условием жизни во всех человеческих организациях и коллективах. Большинство законодательных кодексов различных государств начинается формулой: "Никто незнанием закона отговориться не может. Нарушение закона по незнанию не освобождает человека от наказания."

Между тем большинство людей живут в Космосе в полном неведении относительно космических законов, нарушая их на каждом шагу своей жизни, каждым своим поступком, словом и мыслью, и удивляются тому, что жизнь их полна превратностей и ударов.

Во всей обозримой истории человечества прослеживается стремление людей построить в своем сознании достаточно стройную систему мироздания, определить свое место в ней и далее жить, ориентируясь на эти представления. Для этого создано много различных религий и учений. Во всех этих религиях и учениях прослеживается очень много общего. Например, все они утверждают, что у человека есть душа, которая не умирает, а сохраняется после смерти физического тела и через некоторое время вновь воплощается на Землю. Между тем историки давно заметили, что все эти религии и учения возникли на Земле почти одновременно (по историческим меркам) в разных концах Земли: в Европе, в Индии, в Китае, когда еще не было никакого сообщения между этими частями света. Напрашивается вывод, что все эти религии и учения были даны кем-то людям.

Можно привести несколько фактов, которые не возможно опровергнуть. Так, например, всем известная наука Астрология существует много сотен лет. Астрологи давно рассчитывают движение таких планет как Уран, Нептун, Плутон, но современная наука открыла Уран и Нептун только в 19-м веке, да и то на основании расчётных данных Астрологии, а Плутон был открыт в 1930-м году! Откуда эти космические знания у астрологов? Но современная наука объяснить астрологию не может! Зато предсказания астрологов о судьбах людей сбываются! Если, конечно, это настоящие астрологи.

Учёными обнаружено племя Догонов в Африке, находящееся на очень низком уровне развития (по нашим понятиям), однако им давно известно о том, что Сириус – двойная звезда и известен период обращения этой двойной звезды. В то время, как современная наука установила это всего несколько лет назад.

Ну а как оценить наследие, оставленное Майамской цивилизацией, бесследно исчезнувшей за 600 лет до пришествия Христа? Учёные до сих пор ломают головы над загадками, их культуры и поражаются их высокими знаниями космоса. Майамцы знали то, что мы до сих пор ещё не знаем. А Египетские пирамиды?

Тот, кто интересуется этими вещами, начинает хорошо понимать, что все эти богатые знания давались людям пришельцами из космоса. Что, раньше давались, а сейчас не даются? Даются, и практически не скрываясь от людей! Но желают ли люди получать эти знания, или их больше интересуют цены на водку? Или, может быть, люди думают, что процессы происходящие в Космосе их не коснутся? Может быть не обязательно знать Законы Космоса? А что такое человек, откуда он взялся и для чего живёт на Земле? Вот это и есть мировоззрение современного человека.

Что такое мировоззрение и для чего оно необходимо современному человеку? В чем состоит сущность мировоззрения? Менялось ли на протяжении истории мировоззрение и его роль в жизни человека?

В век, когда достаточно нажать кнопку и получить ответ на любой вопрос, есть ли необходимость заглядывать внутрь себя, чтобы дать правильную оценку того, что мы собой представляем и какими глазами смотрим на мир?

Мировоззрение личности обусловливает ее поведение, стереотипы мышления, влияет на определение моральных ценностей и личностных качеств. Это видение человеком себя в мире и восприятие им мира вокруг себя. Между понятиями «философия» и «мировоззрение» часто не видят различия. Между тем характеристики мировоззрения гораздо шире.

Философия – это установки, идеи, которые становятся базой для мировоззрения. Формирование личности и ее поведения, определение идеологических и психологических рамок деятельности людей, выстраивание критериев для взаимоотношений с миром – это функции мировоззрения.

Что и как влияет на процесс формирования

Система тесно связанных между собой ценностей, эмоций, идеалов и действий формирует целостную личность. Именно поэтому понятие мировоззрения занимало ученые умы с давних времен. Мировоззрение человека формируется из общепринятых в его кругу норм и представлений о жизни и мире, о людях и природе, о науке и культуре.

Можно выделить пути формирования мировоззрения, т.е. несколько кругов влияния:

  • В первую очередь это семья – именно здесь человек получает первое определение того, кто он и каков мир вокруг.
  • Вторым слоем влияния является ближайшее окружение – друзья и люди, обладающие авторитетом, с которыми происходит непосредственное общение.
  • Третий слой – авторитеты, с которыми нет непосредственного общения, но мнение и воззрения которых человек может узнавать через книги, СМИ и т.д.
  • К четвертому слою влияния можно отнести общие идеологические нормы и принципы, существующие в его государстве или принятые в мире в целом.

Мы видим, что формирование мировоззрения происходит под влиянием большого количества факторов. Каждый из указанных слоев работает на определение и выработку качеств личности, на формирование его взглядов, идеалов, на его эмоциональный уровень, создает стереотипы, устанавливает внутренние правила и требования – «часы», по которым человек живет всю жизнь.

Особенно важным в формировании мировоззренческой позиции личности является период детства и юношества. В то время, когда авторитет родителей и взрослых велик и является безоговорочным, необходимо не только прививать ребенку бытовые навыки, но и обязательно объяснять, «что такое хорошо и что такое плохо».

Если ребенок с детства погружен в определенную мировоззренческую среду, то и в дальнейшем он будет искать окружение, где люди живут по таким же критериям. Если же с детства не заложены четкие мировоззренческие принципы, в подростковом возрасте ребенок не сможет принимать правильные и безопасные решения, давать адекватную оценку людям и событиям.

Подростки с большим недоверием относятся к миру взрослых и часто самоутверждаются через отрицание тех ценностей, которые им навязывают. То есть если ближний круг не сформировал в личности устойчивых принципов, то повлиять на его мировоззренческую позицию может любой авторитетный лидер той социальной группы, в которой человек оказался. Именно поэтому люди попадают в секты или иные радикальные группы.

Как же защитить себя и близких, что необходимо знать? В первую очередь давайте разберемся, из чего же состоит мировоззрение и какие его компоненты наиболее уязвимы для стороннего негативного влияния.

Компоненты мировоззрения, оказывающие наибольшее влияние на формирование личности:

  • Знания, полученные личностью.
  • Эмоции, т.е. реакции людей на определенные события или среду.
  • Правила, которые люди применяют в жизни.
  • Поступки и действия.

Знания личность получает через общение и через чтение. Это два важных источника информации, которые в свою очередь порождают эмоциональные реакции на окружающий мир и те правила жизни, которые личность принимает и в соответствии с которыми совершает определенные действия.

Таким образом, в основе всего лежит знание или информация. Люди принимают и реагируют на разную информацию по-разному. Если человека поместить в среду, где будет однотипная негативная информация, человек изменится, поменяется его поведение и эмоции, он станет более агрессивным, озлобленным. Если же человек будет получать позитивную информацию – он преобразится в лучшую сторону. Подумайте, какую информацию получаете вы и каков ваш круг общения.

Сказка – ложь, да…

В ходе развития человечества сформировалось несколько типов мировоззрения, которые принято связывать именно с историческими эпохами. Такой подход не является абсолютно верным, поскольку в наше время можно обнаружить все три типа и даже их комбинации.

Рассматривая исторические типы мировоззрения, мы найдем отличия компонентов, составляющих их.

Первый тип – мифологический. Знания, которые получает человек, обладающий мифологическим мировоззрением, переданы устно и направлены на получение им ограниченной и искаженной картины мира. Мифологическое сознание отводит деятельности человека второстепенное значение.

Главные вопросы в жизни людей решают боги или их земные представители. При этом эмоции и поступки людей по отношению к миру четко регламентированы – ведь все в руках богов. Из такого же постулата исходят правила поведения и действия самого человека.

В наше время типичным примером мифологического сознания можно считать религиозные секты. В них человек и вся его деятельность полностью подчиняется лидеру, который провозглашает себя «богом» и устанавливает нормы и правила поведения, регулирует эмоции своих последователей и навязывает им свои знания о мире.

Второй тип – религиозный. В отличие от первого типа, знания содержатся в религиозных книгах, поэтому создается видимость того, что человек сам нашел эти знания в процессе чтения. Таким образом повышается их ценность. Кроме того, в религиозном мировоззрении четко отделен мир земной от мира духа.

Правила и нормы хотя и менее жесткие, но основываются на авторитете религиозных лидеров. Адепты религиозного мировоззрения живут ради получения каких-то благ не в земном мире, а в сакральном, мире, который будет после смерти. Данный тип мировоззрения присутствует в любой религиозной конфессии.

Третий тип – философский или научный. Человек сам ищет и находит знания, имеет возможность анализировать и проверять их на практике. На основе полученных знаний о мире он формирует свою картину мира и представление о человеке. Нормы поведения такого человека основаны на принципах гуманизма. Его эмоции и действия подчинены его знаниям о том, что хорошо для мира и человечества.

К сожалению, третий тип встречается реже, чем религиозное или мифологическое сознание. Ведь заявить о своей индивидуальности и искать свой путь в мире гораздо сложнее.

Основные типы мировоззрения с точки зрения того, какие знания положены в его основу: житейское (основывается на бытовых познаниях), религиозное (получено из религиозной литературы), научное (основано на изучении теории и опытах) и гуманистическое (основано на ценности человека).

Кризис – что делать

Мы видим, насколько важно, чтобы вопрос, что такое мировоззрение и какова роль мировоззрения в жизни человека, не оставался лишь темой для научных дискуссий. В деятельности людей именно мировоззрение становится фундаментом и точкой опоры.

При разрушении системы ценностей в жизни человека может произойти мировоззренческий кризис. Он может быть краткий или долговременный, чаще всего случается в возрасте 40-44 лет. Такие периоды характеризуются, как правило, сменой мировоззрения личности или серьезной его корректировкой.

Главное – не паникуйте. Кризис – это возможность пересмотреть то, до чего не доходили руки долгие годы, заняться тем, за что вы не решались взяться и откладывали на потом. Ищите то, что вам по душе, меняйте то, что вам не нравится, что тяготит.

Смените круг общения, найдите тех, кого объединяют с вами общие интересы. Оградите себя от любой негативной информации и вечно недовольных людей – ведь мы с вами пришли к выводу о том, что именно информация является основой нашей мировоззренческой системы.

Однако если кризис оказался глубок и вы не можете самостоятельно справиться с затянувшимся состоянием, не стесняйтесь обращаться за помощью, даже если раньше никогда этого не делали. Прозреть по отношению к самому себе – вот что самое важное в жизни. И тогда все встанет на свои места. Автор: Руслана Капланова

Мировоззрение человека - это совокупность взглядов, оценок, образных представлений и принципов, которые в совокупности отражают видение человека этого мира и определяют его место в нем. Жизненные позиции - тоже важная составляющая мировоззрения, по которой зачастую легче всего определить, к какому типу оно относится.

Сформированное и осознанное отношение к миру придает жизни целенаправленный и осмысленный характер, поэтому мировоззрение важно для каждого человека. Изучением этого явления занимаются философы и культурологи, которые и дали классификацию мировоззрению. В этой статье мы рассмотрим самую распространенную, однако нужно учесть, что существуют и другие классификации.

Основные типы мировоззрения

В первую очередь отметим, что термин впервые был озвучен Кантом, однако он не отличал данное понятие от миросозерцания. То значение, которое принято сегодня, ввел Шеллинг.

Классификация мировоззрения зависит от нескольких факторов: во-первых, большое значение играет происхождение той ценностной системы, которой придерживается человек (например, для выделения религиозного мировоззрения это важный определяющий фактор). Во-вторых, большую роль в определении играет индивида. В-третьих, важное значение имеет то, насколько осведомлен человек об окружающих его процессах.

Исходя из этого, разные ученые выделяют две классификации:

  1. Мифологическое, философское, социально-политическое, естественнонаучное и религиозное мировоззрения.
  2. Мировоззрение повседневного опыта, мифологическое и эстетическое.

Таким образом, распространенность разных типов мировоззрения связана с уровнем развития общества.

С древних времен люди интересовались обустройством окружающего мира, определяли свое место в нем и отношение как друг к другу, так и самому себе. Такое мировосприятие или мироощущение определяло жизненную позицию человека, его поведение и стремления. Более подробно о том, что такое мировоззрение, в этой статье.

Что представляет собой мировоззрение человека?

Человек – существо разумное, способное мыслить и прогнозировать последствия своих поступков, искать средства для реализации своих целей. Все это определяет его миропонимание. Природные инстинкты, опыт, научная и практическая деятельность формируют систему взглядов, оценок и образное представление о мире. Функции мировоззрения заключаются в организации, осмысленности и целенаправленности деятельности индивида. То есть мировосприятие определяется убеждениями, жизненной позицией и морально-этическими ценностями.


Как формируется мировоззрение?

Общая картина мира складывается в процессе воспитания, обучения и социализации в обществе. В целом формирование мировоззрения – это очень медленный и ступенчатый процесс и зависит от качества индивидуального знания. Молодые люди с недостаточным опытом и знаниями имеют неустойчивое мировоззрение, что делает их легкой мишенью для разных манипуляторов – политиков, представителей религии и т.д. По мере взросления система жизненных ценностей укрепляется, определяя поведение индивида и выступая руководством к действию.

Мировоззрение его виды и формы

Выделяют определенные компоненты мировосприятия:

  1. Знания . Они могут быть научными, профессиональными и практическими. Это первый элемент любого мировоззрения. Чем объемнее круг знаний, тем тверже жизненная позиция.
  2. Чувства . Виды мировоззрения проявляют себя в соответствии с субъективной реакцией человека на внешние раздражители. В зависимости от психического состояния реакция может быть как положительной, и связанной с радостью и удовольствием, так и отрицательной, заключенной в печали, горе, страхе. Выделяют и нравственный вид – это долг, ответственность.
  3. Ценности . Понятие мировоззрения тесно связано с ценностями. Они могут быть значимыми, полезными и вредными, но их восприятие происходит через призму собственных целей, интересов и потребностей.
  4. Поступки – положительные и отрицательные. Так человек на практике проявляет собственные взгляды и идеи.
  5. Убеждения – тверды, волевые. Это совокупность личных и общественных взглядов, которые являются своеобразным двигателем и основой жизни.
  6. Характер – воля, вера, сомнения. На основании способности к самостоятельным и осознанным действиям, доверия к другим и самокритичности формируется и развивается мировоззрение.

Философское мировоззрение

Его определяют как системно-теоретическое. От мифологического мировосприятия оно отличается высокой ролью разума: если миф в качестве опоры использует эмоции и чувства, то философия использует логику и доказательность. Этот тип мироощущения изучает силы, правящие миром. Философия и мировоззрение одновременно возникли в Древней Индии, Китае и Греции. При этом мироощущение может существовать вне философии, но сама философия формирует мировоззрение. Философское знание элитарно и доступно не всем. Редкие ученые мужи увлекаются им.


Религиозное мировоззрение

Оно возникло на базе мифологического и основано на вере в сверхъестественные силы. По мере развития религиозных течений уходили в небытие многие мифологические черты, а остались жесткий догматизм и система моральных заповедей. Типы мировоззрения, включающие благочестие и святость, подразумевают зависимость от высших сил. В основе такого мировосприятия лежит страх перед неведомым. Целостное религиозное мировоззрение сформировалось, когда появились непререкаемые системы догматов, заповеди, определяющие греховность и святость тех или иных помыслов и поступков.

Мифологическое мировоззрение

Этот тип сформировался в условиях первобытного общества, когда в основе лежало образное восприятие мира. Мифология тесно связана с язычеством и выступает совокупностью мифов, одухотворяя материальные предметы и явления. Такое мировоззрение человека замешано на сакральном и профальном, но в основе лежит вера. По традиции последователь такого мироощущения способен подняться до уровня бога, а все сложившиеся мифы были полезны с практической точки зрения и являлись руководством к действию.

Научное мировоззрение

Это миропонимание возникло как противоположность мифологическому и религиозному. Научная картина мира основывается на понятиях закона и закономерности. Основные типы мировоззрения – мифологическое и религиозное опираются на выдуманные, произвольные и сверхъестественные причины, а наука развивается в ходе усложнения труда, решения практических задач. Такое прогрессивное мировоззрение предоставляет возможность из ранее полученных знаний черпать новые. Рациональность, перенесенная на религию и мифологию, дала толчок к развитию философии.

Обыденное мировоззрение

Такое мироощущение формируется само по себе у каждого человека и является ядром здравого смысла. Особенности мировоззрения заключаются в том, что отчасти его развитие зависит от генетической наследственности. В ходе воспитания родителями, общения с друзьями и близкими, контакта с окружающей средой формируются ценности, приоритеты и жизненные установки, которые к половому созреванию обретают черты вполне определенного мировоззрения. Важнейшее значение в этом процессе имеют особенности родного языка и степень его усвоения, а также трудовая и орудийная деятельность.


Историческое мировоззрение

В истории типы мировосприятия остаются теми же – это мифологическое, религиозное и философское. Тем, кто интересуется, какое бывает мировоззрение, стоит сказать, что первым был миф – выдуманный сюжет, плод народного воображения. Религия тесно связана с мифологией: обе они предполагают присутствие мифологической системы и предусматривают основу мифов на вере. Философия выступает особым способом познания, ведь что такое мировоззрение – это теория или наука, изучающая фундаментальные принципы бытия и познания.

Как поменять мировоззрение?

Мировосприятие способно претерпевать изменения в ходе взросления человека, обретения новых знаний. Нередко случается так, что после какого-то события люди полностью меняют свою жизнь и взгляды на нее. Заядлые атеисты становятся воцерковленными людьми, а опытные бизнесмены бросают все и уединяются в каком-нибудь тихом местечке. Мировоззрение личности можно совершенствовать, стремиться к нравственным идеалам, познавая новое, общаясь с разными людьми, путешествуя. Необходимо много читать – психологической, философской литературы.

Мировоззрение современного человека

В период распада СССР возник мировоззренческий кризис, явившийся следствием крушения идеалов и не успевшими сформироваться новыми. В эру потребления, характерную для настоящего времени, такие нравственные ориентиры, как долг, честь, ответственность утратили свое значение. «Ты этого достоин» – слышит каждый с экранов телевизора и стремится соответствовать. Современное мировоззрение в эпоху глобализации заключается в снижении значения национальной культуры и отчуждении ее ценностей.

Смысл жизни человек стал видеть в получении удовольствий. Теряется связь с родной землей, предками, иными стали отношения в браке, принципы воспитания детей. При этом появляется все большее количество людей, осознающих необходимость перемен. Мировоззрение в психологии стало более гуманистическим. Человек хочет быть в , природой и другими людьми. Растет число храмов, благотворительных фондов и организаций по защите окружающей среды.


Книги, меняющие мировоззрение человека

  1. Бразильский писатель Пауло Коэльо . Особые интерес представляют работы под названием «Алхимик», «Паломничество» .
  2. Книги, которые меняют мировоззрение, пишут многие знатоки психологии. Среди них Луиза Хей , которая многим помогла пережить негативные эмоции, изменить свое мышление и даже исцелиться от некоторых недугов, ведь что такое мировоззрение – это система ценностей, а ее можно поменять, если она ухудшает качество жизни.
  3. Еще один автор – Алекс Байхоу . Его труд «Привычка быть счастливым» является кратким курсом по саморазвитию, где рассказывается о том, как управлять своими привычками ради достижения такой цели, как счастье.
  4. В своей рукописи «Белая книга» Виктор Васильев приводит психологические приемы, которые предоставляют возможность изменить себя как личность, ведь что мировоззрение такое – это свое «Я», но если внести лишь некоторые штрихи к своему , можно изменить взгляд на жизнь.

Самое важное в жизни

Знаете, что есть самое важное для нас в нашей жизни? Мало кто отдает себе отчет в том, что это наше мировоззрение. Весь мир находится у нас в голове, поэтому наше мировоззрение - это наше всё. Лишить человека мировоззрения, значит, отобрать у него Вселенную. С потерей мировоззрения мы теряем все свои ценности. Удивительно: большинство людей почти не задумываются о качестве своего мировоззрения.

Жизнь подобна эскалатору, который едет нам навстречу, и если мы не идем вперед, то отбрасывает нас назад. Без движения нет развития . Бездельник тупеет и заплывает жиром, а тот, кто участвует в дебатах и баталиях, приобретает быстрый ум и проворное тело. Все наши достижения начинаются в голове, поэтому мировоззрение, как руководство к действию, определяет наше целенаправленное движение по жизни.

Окружающий мир расставил вокруг нас много ловушек (в этом можно легко убедиться, если, например, пробежаться по улице с закрытыми глазами - как говорится, до первого фонаря). Мы можем обходить препятствия окружающего мира только благодаря адекватному мировоззрению. Неадекватное же мировоззрение заставляет нас ошибаться - спотыкаться и разбивать лбы. Ошибки бывают, полезны (не случайно некоторые автотранспортные предприятия не принимают на работу водителей, которые ни разу не попадали в аварию) - "то, что не убивает меня, делает меня сильнее". То есть, ошибки необходимы и полезны не сами по себе, а потому, что позволяют нам учиться, т.е., расширять адекватное мировоззрение.

Мировоззрение - это вера

Мировоззрение (миросозерцание, миропонимание, мироощущение, кругозор) - это представление о мире, в котором мы живем. Это система убеждений о мире. Проще говоря, мировоззрение - это вера (не путать с более узким смыслом этого слова - религиозностью). Вера в то, что мир такой, каким нам кажется.

Иногда говорят: "без веры жить нельзя", имея в виду религиозную веру. Думаю, однако, что без религиозной веры прожить можно, что доказывают своим существованием атеисты. Но вот без веры, в смысле мировоззрения, жить действительно никак невозможно, т.к. все наши поступки начинаются в голове. В этом смысле все люди - верующие, ибо у всех есть мировоззрение. Неверие - не пустота, а тоже вера: атеисты, не верящие в бога, верят в то, что бога не существует. И сомнение - тоже вера. Пустотой в мировоззрении является не неверие, а незнание.


Мусор в голове не заменит знаний, хотя с ним не скучно

Наша голова напичкана убеждениями о мире - информацией. Достоверной или ложной? Это очень важный вопрос, ответу на который стоит посвятить жизнь и написать книгу. В нашем мировоззрении полно всяких верований и наивно полагать, что все они верны: помимо знаний хватает и мусора - у каждого в голове свои тараканы.

Люди предубеждены в правильности своей веры, иначе ее у них просто не было бы. Поэтому они обычно не склонны ворошить свое мировоззрение. Жить с устоявшейся верой спокойней - не надо лишний раз напрягать мозги. Кроме того, приятней утонуть в пучине грез и сладкой лжи, чем плавать в холодном океане суровой правды. Человек, отказавшийся от своих привычных убеждений, чувствует себя потерянным и незащищенным, как рак-отшельник, утративший раковину. Порой, разубедить человека в его вере - значит, отнять у него святое или смысл жизни.

Люди цепляются за свои воззрения, как правило, не потому, что они истинные, а потому, что они их собственные. Даже от ложных убеждений нелегко отказаться: "ты, конечно, прав, но я всё равно останусь при своем мнении", - нередко твердят упрямцы. Цепляясь за свои несостоятельные убеждения, они тем самым загоняют себя в сети невежества, и беда их в том, что при этом сами они не осознают, что уперлись в тупик.

Если же человек способен легко и без проволочек отрекаться от надуманных верований, значит, он чего-то стоит, ибо тогда у него появляется повод для совершенствования. Будьте готовы к революциям в своих мозгах . Проводить инвентаризацию своей веры так же полезно, как наводить порядок в доме, очищая его от пыли и грязи, ибо мусор в голове не заменит знаний, хотя с ним не скучно.

"Тот, у кого мозги напичканы мусором, находится в
состоянии помешательства. А так как мусор в той
или иной мере присутствует в голове у каждого,
то все мы в разной степени помешанные"
Скилеф


Адекватное мировоззрение
- самый ценный капитал человека. Однако люди, как правило, не особо тщательно заботятся о содержании своих мозгов, поэтому живут не в реальном мире, а в мире своих иллюзий и фантасмагорий. Мало кто задумывается о структуре своего мировоззрения, хотя это важнейший вопрос.

Мировоззрение каждого человека отражает эволюцию человечества

Человечество взрослеет. С каждым поколением оно растет, накапливая знания о мире - нарабатывает культуру. По мере взросления человечества растет и мировоззрение каждого среднестатистического человека. Конечно, на мировоззрение людей, помимо мировой культуры, влияют и другие факторы: местные особенности ("менталитет"), персональные различия (темперамент, воспитание) и прочие. Поэтому мировоззрения разных людей в чем-то похожи, но есть в них и различия.

Вбирая знания о мире, оно тянется к Истине, как стебелёк к Солнцу. Мировоззрение людей во все времена соответствует настроению эпохи, в которой они живут. Сейчас люди уже не те, что были до Нашей Эры - то были дети, а сейчас подростки. И даже, несмотря на то, что у многих современных людей в головах присутствует дремучее средневековье - полно суеверий - тем не менее, их представление о мире во многом превосходит мировоззрение первобытных дикарей или древних египтян. И по сравнению со средневековыми учеными каждый современный оболтус - гений.


Пирамида адекватного мировоззрения

У каждого человека своё мировоззрение. Люди отличаются друг от друга не только физиономиями, но и содержанием мозгов. Но структура адекватного человеческого мировоззрения, его каркас, имеет одну и ту же многоэтажную форму для всех трезвомыслящих людей.

Наше мировоззрение - система убеждений о мире, в котором мы живем - представляет собой иерархическую структуру информации, похожую на многоуровневую пирамиду. На каждом уровне пирамиды мировоззрения располагаются убеждения, имеющие различную силу нашего доверия - от очевидных до сомнительных. Каждый следующий возвышающийся уровень убеждений опирается на предыдущие уровни - вырастает из них. В упрощенном виде пирамиду мировоззрения можно представить в виде трех уровней, базирующихся на фундаменте:

3

теории

2 - очевидная

информация из

опыта других людей

=================

1 -убеждения из нашего опыта

=======================

ФУНДАМЕНТ : Главная Аксиома Жизни

Пройдемся по этажам пирамиды снизу доверху:

Фундаментом пирамиды мировоззрения служит Главная Аксиома Жизни (ГАЖ) - вера в существование объективного мира вокруг нас, выраженная формулой:

Вселенная = "Я" + "не Я" .

Хоть и нельзя доказать или опровергнуть наличие мира вокруг нас, тем не менее, мы принимаем ГАЖ на веру и водружаем на нее все остальные убеждения пирамиды мировоззрения.

Первый уровень нашего мировоззрения содержит убеждения, полученные непосредственно из нашего личного опыта . Это основной и самый многочисленный уровень наших убеждений - на нем располагается огромное количество очевидных и простых знаний о мире. Данный уровень самый древний и во многом совпадает с представлениями о мире людей давних эпох. Он содержит самые необходимые для жизни знания и так же важен для человека, как умение ходить и размышлять.

Здесь находится понимание трех фундаментальных категорий бытия: материи, пространства и времени и их четвертой производной - движения . Также на этом уровне лежат примерно такие наши бесспорные убеждения: я - человек; вокруг меня существуют другие люди, животные, растения и т.д.; стол - твердый; стекло - прозрачное; огурцы съедобны; гвозди ржавеют; сосульки тают; птицы умеют летать; люди могут врать и ошибаться, но иногда говорят правду; гаишники иногда машут полосатыми палками и прочие .

Убеждения первого уровня пирамиды мировоззрения рождались в нашей голове из нашей практики с самого раннего детства, когда мы начинали познавать мир, причем, многие из них подтверждались практикой неоднократно. Поэтому они являются самыми твердыми. Мы практически никогда не ставим их под сомнение, ибо наши органы чувств - самые надежные источники информации в мире .

Благодаря убеждению, что другие люди подобны нам и могут говорить правду , из первого уровня мировоззрения вырастает второй.

Второй уровень содержит очевидную информацию , подтвержденную опытом других людей. Например, некоторые люди, как мне кажется, знают из своего опыта, что в мировом океане живут киты; я же верю в эту информацию.

Если мы хотим иметь больше знаний о мире, то не можем опираться, лишь на свой опыт, но также должны доверять другим людям, у которых другой опыт и которые могут нам поведать о нем. Так распространяется культура в обществе. Обмениваясь опытом, люди обогащают мировоззрение друг друга. Именно в доверии другим людям состоит полезная функция образования, формирующего второй (а также третий) уровень нашего мировоззрения. В целях эффективного познания мира полезней прочитать книгу исследователя, который потратил свою жизнь на изучение некоторых явлений, чем самому всю жизнь изучать эти явления.

Второй уровень мировоззрения моложе первого и у людей стал активно формироваться с появлением речи, когда они научились обмениваться информацией более точно и тонко, нежели при помощи жестов и нечленораздельных криков. Затем он неоднократно убыстрял темпы роста в связи с появлением письменности, книгопечатания, средств массовой информации и прочих достижений.

На этом уровне нашего мировоззрения могут находиться примерно следующие убеждения: кобра ядовита; пингвины обитают в Антарктиде; на Северном Полюсе холодней, чем в Африке; Италия имеет форму сапога (космонавты не дадут соврать); Германия воевала с Советским Союзом; археологи находят в земле предметы, именуемые костями динозавров; железо при нагревании плавится, нефть добывают из недр Земли, бензин из нефти и т.д .

Информация, находящаяся на данном уровне, подтверждена многочисленными свидетельствами других людей, и для нас практически так же очевидна, как и факты первого уровня. Иногда мы сами убеждаемся в ней на практике, и тогда она переходит со второго уровня нашего мировоззрения на первый.

Однако сюда может затесаться и неочевидная информация: рассказы о снежном человеке, лох-несском динозавре, о привидениях или инопланетянах: "вдруг меня схватили пришельцы и затащили в НЛО". Данные свидетельства сомнительны, поскольку утверждаются лишь немногими "очевидцами", противоречат фундаментальным научным концепциям, а также подкрепляются убеждением, что другие люди могут врать и ошибаться .

Третий уровень - Теории . Это высший уровень нашего мировоззрения, т.к. теории - более сложные сооружения, включающие в себя кирпичики информации из предыдущих уровней. Как правило, чтобы открыть стоящую теорию, требуется ум гения, а чтобы ее развить - наблюдения, размышления и дискуссии исследователей разных поколений. Именно благодаря овладению достоверными теориями человек умеет конструировать ракеты, транслировать информацию в любую точку планеты, а также систематически увеличивает среднюю продолжительность своей жизни.

Здесь обычно располагаются: Теории: вероятностей, Относительности, Эволюции, Большого взрыва, глобального потепления, раздельного питания; постулат диетологии: чем больше жрешь и меньше двигаешься, тем, как правило, толще слой жировой клетчатки; религиозные убеждения, астрология, теория заговоров, вера в духов, оккультные учения, а также заезженные лозунги: "нервные клетки не восстанавливаются", "соль и сахар - белая смерть", "СПИД - чума XX века" и прочие - всё это здесь, на третьем уровне.

Следует заметить, что третий уровень - самый захламленный. Помимо верных концепций здесь много мусора - суеверий, предрассудков, недоказуемых доктрин и ошибочных гипотез, которые внедряются в мировоззрение людей ввиду их легковерия и недостатка знаний. Многие теории надуманы, непроверенны и не доказаны. Кроме того, часто люди склонны сами себе выдумывать нереальные убеждения, в которые им хочется верить. И они забывают, что недостоверные теории, хоть даже и очень красивые, не возносят человека, а сажают в лужу . Тараканы в голове в основном обитают на верхних этажах пирамиды мировоззрения.

Мы рассмотрели так называемые фактические мировоззренческие убеждения, т.е., отражающие объективный мир. Также в нашем мировоззрении присутствуют оценочные убеждения, которые пронизывают все уровни нашей пирамиды снизу доверху и отражают наше отношение к фактам окружающего мира. "Мы живем в бесцветном мире, который раскрашиваем сами" (Скилеф ). Оценки делают мир цветным. Оценки субъективны.

Мы живем в бесцветном мире,
который раскрашиваем сами

Скилеф

Оценки

Знаете, почему люди любят, ненавидят, спорят между собой и в чем причина всех войн человечества? Как оказалось, всё дело в оценках.

Все человеческие радости, горести, разногласия и проблемы произрастают из оценок, находящихся в головах людей. Человек счастлив или несчастен не от самой жизни, а оттого, как он ее оценивает. Наша жизнь состоит не из событий, а из нашего отношения к событиям. Оценки делают бесцветный мир ярким, толкают людей на поступки и заставляют их делать выбор. А т.к. всю свою жизнь мы только тем и занимаемся, что постоянно делаем выбор, то наши оценки - источник жизненного движения.

Оценки присутствуют в нашем мировоззрении наряду с фактической информацией. Оценки (мнения, точки зрения, вкусы) - это убеждения, отражающие наше отношение к фактам. И если фактические убеждения нашего мировоззрения отражают объективный мир (например, понятие "слон"), то оценки существуют, лишь в голове (слон плохой).

Наши оценки исходят из глубины нашей личности - их порождают инстинкты, шлифуют эмоции и утверждает разум. Оценки формируются человеческими потребностями, поэтому характеризуются категориями: выгодно-невыгодно, польза-вред, нравится-не нравится. В общем, человеческие оценки обычно отражают интересы людей.

Как правило, оценки измеряются шкалой "хорошо-плохо". Скажем, если сотрудник требует повышения зарплаты, значит, он считает, что это хорошо; начальник же обычно против, т.к. для него эти лишние траты - плохо.

Оценки характеризуются категориями "добро" и "зло" (например, герой, злодей). Либо отражают относительные величины (большой, сильный, много, быстро, горячо). В речи оценки часто выражаются именами прилагательными: красивый, убогий, чудесный, обычный, приятный, вульгарный, замечательный, представительный и т.д. Такие понятия, как: праведник, грешник, молодец, дурень, подвиг, разврат - выражают оценки. Фактическая информация тоже может принимать оценочные оттенки: приперся (всё-таки пришел), свалил (наконец-то ушел), скочурился (слава Богу помер). Многие жаргонные термины (круто, стремно, кайф, отстой), ругательные слова (подлец, мерзавец, сволочь, дрянь) - оценки. И матерные слова, обычно, тоже выражают оценки (no comment).

Преступный произвол, справедливое возмездие, огромный вред, худшие опасения, наилучшее благоприятствование - оценки. Понятия: добро, зло, справедливость, великодушие - оценочные понятия. Разные жизненные принципы, моральные устои, заповеди и кодексы чести - всё это оценочные системы, которые субъективны и могут отличаться как у отдельных людей, так и у целых народов. Например, в нашем обществе принято считать, что убивать - плохо, а некоторые туземцы с Андаманских островов считают, что съесть своего врага - здорово.

Оценки находятся в голове человека, а не за ее пределами. Оценки у каждого свои, совпадают у единомышленников и отличаются у оппозиционеров.

Против фактов, как говорится, не попрешь, а вот по поводу оценок люди готовы спорить всю свою жизнь, чем они и любят заниматься. Когда люди противопоставляют свои личные оценки друг другу, тогда начинаются конфликты - споры, скандалы, драки и войны. Ведь, то, что выгодно одному, может вредить другому.