Собор святого витта в праге где находится. Кафедральный собор святого вита

На правом высоком берегу чешской столицы возвышается над Влтавой Пражский град. Когда-то это был оборонительный первых князей, а затем и королей. Здесь зарождалась Прага, ставшая с X века столицей чешского государства. Душа Пражского града — собор Святого Вита. Шпиль этого великолепного храма словно страж высится над историческими районами города, черепичными крышами домов, набережной и мостами. Комплекс считается одним из наиболее красивых соборов Европы, самым значимым в стране религиозным центром, объектом любви и гордости горожан.

Общее описание

У Собора святого Вита очень продолжительная история строительства. Свою современную форму храм приобрел не сразу, на это ушло шесть веков - с 1344 по 1929 год. Сооружение было проектом готической архитектуры, но за столетия на его отделке и общей конфигурации отложились отпечатки эпох Средневековья, Ренессанса, Барокко. В разных частях здания можно заметить также элементы неоготики, классицизма и даже модерна. Но общий архитектурный стиль характеризуется как готический и неоготический.

Сейчас в соборе Святого Вита (адрес: Прага 1-Градчаны, III. nádvoří 48/2, 119 01) находится кафедра архиепископа Пражского. С десятого века строение было резиденцией епископов Пражской епархии, а с 1344 года возвышено до уровня архиепископии. По этому поводу началось возведение трехнефного готического собора с тремя башнями. Несмотря на все столетние усилия, строительство со всеми изменениями и дополнениями завершилось лишь к 1929 году, когда закончились работы по западному нефу, двум башням центрального фасада и множеству декоративных элементов: скульптуры и ажурный декор окна-розы из песчаника, витражи, другие детали.

Некоторые части кафедрального собора являются выдающимися произведениями искусства разных веков, включая период завершающих работ. Например, мозаика Последнего Суда, часовня Св. Вацлава, галерея портретов на трифории, витраж и другие.

Основание и первая постройка

Началом истории собора Святого Вита следует считать 929 год. В тот год князь Вацлав основал первую церковь на месте будущего костела. Она стала третьим христианским храмом города. Церковь была возведена на возвышении акрополя в укрепленном поселке Праги и посвящена святому Витусу, итальянскому святому, часть мощей которого (руку) князь Вацлав получил от герцога Саксонии Генриха I Птицелова. Эта первая церковь являла собой ротонду, по-видимому, только с одной апсидой.

После смерти Вацлава его останки были перенесены в церковь св. Вита по окончании строительства, и, по сути, князь стал первым святым, погребенным в ней. В 973 году храм получил статус главной церкви княжества новосозданного Пражского епископства. После экспедиции (1038) Бретислава I в польский город Гнезно, князь привез в ротонду частицы мощей Иоанна Крестителя, которые составили трио святых, освященных и находящихся с тех пор в церкви.

Первоначальная ротонда, дополненная южными и северными апсидами, была снесена из-за неудовлетворительных размеров и заменена после 1061 года базиликой. Однако небольшие фрагменты сохранились под часовней Св. Вацлава, указывая на первоначальное местоположение гробницы основателя церкви.

Строительство базилики

Сын Бретислава I и его наследник князь Спытигнев II вместо небольшой ротонды построил гораздо более представительную романскую базилику св. Витуса, Войтеха и Девы Марии. По словам летописца Космы, строительство было начато на праздник Св. Вацлава. С 1060 года на месте ротонды возводилась трехнефная базилика с двумя башнями, которая стала новой доминантой Пражского Града. Это была, по сути, огромная надстройка над святыми могилами.

Вскоре после начала строительства князь Спытигнев II умер, и строительство продолжил его сын Вратислав II, ставший первым чешским королем. Он сам составил проект и расположение здания. Строительство завершилось в 1096 году. В горизонтальном плане базилика представляла собой крест длиной 70 и шириной 35 метров. Постройка имела две башни, ее толстые стены и колонны разделяли темное пространство на три нефа с парой хоров на восточной и западной стороне, и поперечным нефом в западном конце. Проекция базилики хорошо прослеживается в подполье южной части сегодняшнего собора, где сохранились богато украшенные колонны западных и восточных склепов, фрагменты кладки, мощения и опорных столбов.

Начало возведения собора

30 апреля 1344 года Прага была переведена в архиепископство, и шесть дней спустя архиепископу пражскому Арношту Пардубицкому была передана папская булава вместе с правом короновать королей Чехии. А через полгода, 21 ноября, десятый чешский король Иоанн Люксембургский в честь этого события заложил в фундамент первый камень нового собора - Святого Вита.

Главным архитектором стал 55-летний Матьяс Аррасский. Строительство началось с восточной стороны, где находится алтарь, чтобы он как можно скорее мог служить мессе. Матьяс спроектировал здание согласно французским готическим канонам. Он успел возвести подковообразный хор с восемью капеллами, хранилища, восточную часть длинного хора с одной часовней на севере и двумя с южной стороны, аркады и галереи. Началось строительство южной стороны здания, в том числе стены по периметру Часовни Святого Креста, которая сначала размещалась отдельно от конструкции собора. Все создавалось простым и аскетичным.

В 1352 году Маттиас умер, и с 1356 года управлял строительством Петр Парлер из Швабии. Он происходил из известной германской семьи строителей и в 23 года приехал в Прагу. В соборе Святого Вита Парлер применил необычный сетчатый свод, поддерживаемый ребрами, которые соединились в красивые геометрические формы и стали самостоятельным украшением потолка.

Капелла Св. Вацлава

Из всего венца капелл часовня Св. Вацлава является наиболее важной в соборе. Это отдельное святилище, построенное над местом захоронения основателя церкви, причисленного к лику святых. Капелла сразу планировалась как хранилище королевских драгоценностей и одна из точек коронационной церемонии. Небольшое, почти кубической формы помещение, встроенное в стены церкви, было спроектировано до Парлера. Зодчий создал в святилище неизвестный прежде архитекторам свод, переплетения ребер которого напоминали очертания звезд. Удерживающие конструкции смещались от углов комнаты до третей стены, что было непривычно по сравнению с традиционными сводами. Помимо часовни, Парлером построена южная прихожая в 1368 году, а на ее полу была устроена потайная камера, в которой хранилась корона и чешские королевские драгоценности. Часовня Святого Вацлава была освящена в 1367-м и украшена в 1373 году.

Дальнейшее строительство

Занимаясь строительством собора, Парлер также работал над Карловым Мостом и несколькими столичными церквями. В 1385 году был закончен хор. После смерти (1378) Парлер продолжал работать. Когда он умер (1399), установленная им башня осталась незаконченной, были завершены лишь хор и часть трансепта собора. Работу зодчего продолжили его сыновья — Вензел и Ян, а их, в свою очередь, сменил Мастер Петрилк. Они закончили главную башню, возведя ее до высоты 55 метров, и южную часть костела. Но через двадцать лет после смерти великого короля интерес последователей к строительству угас, и собор остался еще на пятьсот лет недостроенным.

При царствовании царя Владислава II Ягеллонского (1471-1490) была построена позднеготическая королевская молельня архитектора Бенедикта Рейта, а собор соединили со Старым Королевским дворцом. После великого пожара 1541 года было разрушено много зданий, и часть собора пострадала. Во время следующего ремонта 1556-1561 гг. незавершенный собор обрел элементы ренессанса, а с 1770 года появился барочный купол колокольной башни.

Завершение строительства

Под влиянием романтизма и в связи с экономическим ростом Чехии было принято решение возобновить строительство. Проект 1844 года по реконструкции собора был представлен архитекторами Ворцлавом Песиной и Йозефом Краннером, последний руководил работами до 1866 года. Его сменил до 1873 года Йосеф Моцкер. Был восстановлен интерьер, демонтированы элементы барокко, сконструирован западный фасад в стиле поздней готики. Удалось достичь гармоничного композиционного единства всей постройки. Последним архитектором был Камил Гильберт, проработавший до момента завершающих работ 1929 года.

Интерьер собора

Внутри стены главного нефа вертикально разделены трифориями (галереей из узких проемов). На столбах хора установлен 21 бюст епископов, монархов, королев и мастеров Петра Парлера. За главным алтарем расположились гробницы первых чешских епископов и статуя кардинала Шварценберга работы Мысльбека.

Южная галерея содержит монументальное серебряное надгробье 1736 года, установленное Св. Яну Непомуцкому по проекту Э. Фишера. С двух сторон высокого хора стоят две большие барочные статуи, изображающие разорение храма 1619 года и побег Зимнего короля (1620). В середине нефа расположен ренессансный мавзолей Максмилиана II и Фердинанда I с супругой Анной работы Александра Коллина 1589 года. На сторонах мавзолея изображены персоны, которые захоронены под ним.

Разрушенный во время прусской бомбардировки (1757) ренессансный орган в соборе Святого Вита заменен инструментом периода барокко.

Хранилище и мавзолей

Помимо центра религиозного поклонения, храм служит сокровищницей драгоценностей чешской короны и королевской усыпальницей.

Одна из многих достопримечательностей собора Святого Вита в Праге — коронационные инсигнии. Здесь некогда короновали, возводя на престол, чешских королей. В храме хранятся королевские регалии, оригиналы которых выставляются для обозрения каждые пять лет в честь инаугурации Исключением стал 2016 год, когда город праздновал 700-летнюю дату рождения великого чешского короля Карла IV. Вот эти драгоценные символы королевской власти: корона и меч Святого Вацлава, королевские скипетр и держава, коронационный крест. Все эти предметы выполнены из золота с обильной отделкой жемчугом и крупными драгоценными камнями.

В соборе Святого Вита крестили будущих государей, венчали, короновали, здесь же хоронили их останки. Саркофаги некоторых князей и монархов находятся в церковных помещениях, но большинство правителей обрели вечный покой в подземелье храма, где расположена Королевская усыпальница с гробницами. В общей сложности здесь находятся останки пяти чешских князей, включая основателя церкви Святого Вита, а также 22 королей и королев. Храм стал последним земным приютом и для многих духовных лиц.

Внешний вид

Сейчас общая ширина собора достигает 60 м, а длина по центральному нефу — 124 м. Большая святовитская башня с южной стороны здания поднимается до уровня 96,6 м и является третей по высоте среди церковных башен Чешской республики. Первый этаж занимает Хазмбуркская часовня, над которой находится колокольня и башенные часы. До высоты 55 м четырехгранное строение выполнено по готическому образцу. Верхняя восьмигранная часть с галерей отражает архитектуру позднего ренессанса с куполами стиля барокко. Здесь же, возле башни, находится южный вход: Золотые ворота Святовацлавской капеллы со знаменитой мозаикой «Последний Суд».

Формы богатой поддерживающей системы и венцы капелл северной стороны собора Святого Вита — прекрасный образец французской готики. К позднеготическому периоду относятся спиральные лестницы в углах обоих поперечных нефов.

Западная часть нефа и фасад с двумя башнями возведены между 1873 и 1929 годами. Эта часть церкви полностью соответствует неоготическому направлению. Во время работы над собором Святого Вита в украшении его западной части принимали участие многие известные скульпторы и художники Чехии: Франтишек Хергесел, Макс Швабинский, Альфонс Кастнер, Йосеф Калвода, Карел Сволинский, Войтех Сухарда, Антонин Запотоцкий и другие.

Колокола

В колокольне над Хазембуркской часовней размещены в двух этажах семь колоколов. Говорят, что их звон — это голос Праги. От собора Святого Вита колокольный перезвон раздается по городу каждое воскресенье перед утренней мессой и в полдень.

Крупнейший во всей Чехии, а не только в столице, - это колокол "Зикмунд", названный в честь святого покровителя страны. Этот гигант с нижним диаметром 256 см и общей высотой 241 см достигает веса 13,5 тонны. Чтобы раскачивать такую махину, требуются усилия четырех звонарей и еще пары помощников. "Зикмунд" звучит лишь в дни больших праздников и в особых случаях (похороны президента, приезд папы римского и другие). Колокол отлит в 1549 г. мастером Томашем Ярошем по приказу короля Фердинанда I.

Этажом выше находятся остальные колокола.

Колокол "Вацлав" 1542 года отлит мастерами Ондрежем и Матьясом Пражскими. Высота — 142 см, вес — 4500 кг.

Колокол Иоанна Крестителя 1546 года от мастера-колокольщика Станислава. Высота — 128 см, вес — 3500 кг.

Колокол "Иосиф" работы Мартина Нильгера. Высота — 62 см.

Три новых колокола 2012 года из мастерской Дитрычовых из Бродки заменили старые колокола с теми же названиями, которые были сняты в период военных лет с 1916 года:

  • "Доминик" — колокол, призывающий к мессе, высотой 93 см.
  • Колокол "Мария" или "Мари".
  • "Иисус" — самый маленький колокол высотой 33 см.

Легенды о колоколах

Сложено немало преданий о колоколах кафедрального собора Святого Вита.

Когда умирал (1378 г.) великий чешский цесарь Карл IV, колокол на башне собора начал звонить сам по себе. Постепенно к нему присоединились все колокола Чехии. Услышав звон, умирающий король воскликнул: «Дети мои, это призывает меня Господь Бог, да пребудет он с вами навеки!»

Хазембуркская часовня после пожара 1541 года долго не использовалась по назначению и служила звонарям кладовой. Как-то там уснул подвыпивший звонарь, но в полночь он был разбужен призраком, который выгнал выпивоху прочь из церкви. Утором этого звонаря увидели седым.

Только что отлитый колокол "Зикмунд" к замку притащили 16 пар лошадей, прикованных к специально изготовленной для этой цели телеге. Но как его втащить на колокольню, никто не знал, кроме того, ни одна веревка не выдерживала подобной тяжести. Так и стоял колокол долгое время. Правил тогда страной Фердинанд I (1503-1564). Его старшая дочь Анна (1528-1590) предложила построить странную машину, при помощи которой "Зикмунда" подняли на башенную колокольню. Прочный канат был сплетен из кос пражских девушек, в том числе и самой принцессы. Когда ученые хотели рассмотреть механизм, Анна приказала им разойтись, а устройство сломать.

Во время христианских реформ в период правления Фредерика Фалька (1596-1632) собор находился в распоряжении кальвинистов. Их представители хотели звонить в святовитовские колокола на Страстную пятницу, что для католиков неприемлемо. Однако колокола были настолько тяжелыми, что их невозможно было раскачать. Администратор собора рассердился и запер башню, чтобы никто не мог звонить даже в Великую субботу, но колокола в положенное время зазвонили сами (со времен позднего Средневековья и до реформы XX века католическое пасхальное бдение совершалось в субботний полдень).

Святовитовские колокола могут изменить свой тембр в соответствии с настроением чешской нации. После битвы при Белой Горе их звон казался таким грустным, что, говорят, упокоенные чешские святые проснулись в склепах собора.

Считается, что никто не может убрать колокола из башни. Тот, кто попытается — умрет, а загруженные в телегу колокола станут настолько тяжелыми, что телега не сдвинется с места. Но местные жители уверены: даже если бы такое удалось, то колокола вернулись бы на место сами.

Последняя из легенд принадлежит нашему тысячелетию. Существует предание: если трескается колокол, то городу, где он находится, грозит беда. В Праге и большей части Чехии в 2002 году произошло крупнейшее наводнение. За два месяца до несчастья треснул язык "Зикмунда" - колокола, который был назван в честь покровителя всего Королевства Чешского.

Время работы и транспорт

Пражский Град — пешеходная зона. Как добраться до собора Святого Вита? Это можно сделать двумя способами:

  • 22-й трамвай доставит до остановки Pražský Hrad, откуда к воротам Пражского Града пройти останется 300 метров;
  • от станции метро Malostranská следует подняться метров 400 по замковой старой лестнице.

В собор попасть можно ежедневно с девяти часов утра до пяти вечера. Только по воскресеньям храм открывается с полудня. Южная башня работает с десяти часов утра и до шести вечера.

Если вы спросите, что является главной достопримечательностью, настоящей жемчужиной Праги, то любой вам ответит, что это Собор Святого Вита. Он величественно возвышается над старым городом Праги, вонзаясь своими остроконечными башнями в небо. Его просто невозможно не заметить, так как он просто притягивает к себе восхищенные взгляды. Когда я слышу "Прага", то перед глазами в первую очередь всплывает Собор Святого Вита.


Кафедральный собор святого Вита, Вацлава и Войтеха – это не только главный храм Чехии, жемчужина готической архитектуры, но и символ чешской государственности и чешской истории. Его строительство длилось без малого шесть веков – с 1344 по 1929 г., а свой современный облик он принял менее столетия назад.


Но история собора начинается гораздо раньше, чем 1344 г.: еще в конце 10 века именно на этом месте была возведена ротонда (круглое здание с куполом), ставшая одной из первых христианских церквей Праги. Ее возвели по приказу короля Вацлава – ревностного христианина, но было это в период обострения противостояния между противниками и сторонниками христианизации церкви, а также в период феодальных усобиц, во время которых Вацлав был убит. По одной из версий, он был убит по приказу собственного брата, когда входил в храм. Кольцо, за которое он взялся, входя в храм, сохранено и считается одной из святынь собора св. Вита – оно вмонтировано в дверь часовни св. Вацлава. Со временем брат раскаялся в убийстве Вацлава, христианство стало господствующей религией в Чехии, а Вацлав – одним из самых почитаемых чешских святых, покровителем страны и народа, причем признают его и католики, и православные. Памятник ему стоит на главной площади города.


Но вернемся к Собору. Ротонда, построенная при Вацлаве, была названа в честь святого Вита – святого великомученика, казненного при Диоклетиане. Этот римский император вызвал христианского священника, чтобы тот изгнал из него бесов, но вместо благодарности, заставлял Вита поклониться римским богам. За отказ его приговорили к смертной казни – бросили на растерзание диким зверям, но те не стали есть праведника, тогда Вита бросили в котел с кипящим маслом. Десница (рука) святого Вита была подарена Вацлаву германским королем Генрихом по прозвищу Птицелов. Мощи св. Вита стали главной реликвией храма. Остатки древней ротонды были обнаружены археологами в нижней части храма.


Идея закладки нового, более величественного и внушающего трепет собора принадлежала императору Карлу VI. Вообще, Карл, являвшийся потомкам многих европейских королевских дворов, будучи императором Священной Римской империи – крупнейшего средневекового государства Европы, особенно гордился тем, что по матери он был прямым потомкам Пржемысловичей – древнейшей династии чешских правителей, основавших государство. А потому он стремился возвысить Чехию – свою родину. При нем и началось строительство нового, уже готического собора, названного в честь св. Вита, св. Вацлава и св. Войцеха. Последний, более известный, как Адальберт Пражский, принявший мученическую смерть от рук язычников в местечке, расположенном в Восточной Пруссии, недалеко от современного Калининграда, когда ездил туда с миссионерскими проповедями (его статуя расположена за конной статуей Вацлава на Вацлавской площади).

Строительство начал знаменитый в то время архитектор Матиас Арраский, приглашенный из самого Авиньона (в недолгий период этот французский город служил вынужденной резиденцией папы римского). Но в том, что собор сегодня выглядит именно так, а не иначе, не его заслуга, а другого приглашенного французско-немецкого зодчего, тогда еще малоизвестного Петра Парлержа. Не будет преувеличением, что Парлерж создал облик Праги, а Прага сделала его имя всемирно известным. Достаточно только назвать два архитектурных объекта – Карлов мост и Собор св. Вита, и можно уже не перечислять остальные творения этого архитектора. Строительство собора, как я уже написала, длилось почти шестьсот лет. Оно прерывалось во времена войн и экономических трудностей, принято выделять несколько этапов его строительства: с 1344 по 1419, с 1490 по 1510, с 1556 по 1593 и завершающий: с 1873 – 1929 гг., когда была выстроена западная часть собора. Самая старая часть – алтарная. Расположена она с восточной стороны. Именно с ее возведения началось долгое строительство храма.


Южная сторона собора выходит на главный, третий двор Пражского града. На этой стороне расположена часовня св. Вацлава, Золотые ворота и Большая южная башня. Капелла или часовня святого Вацлава стоит как раз на месте старой ротонды, в которой был похоронен король Вацлав. С тех пор за тысячу лет мощи св. Вацлава ни разу не покинули место своего захоронения. Она была возведена еще при Парлерже, ее убранство, росписи, витражи – произведения искусства и воплощение тогдашнего богатства страны. Это – святая святых собора, «сердце» Чехии и ее народа, ведь именно из часовни св. Вацлава тяжелая дубовая дверь с семью замками ведет в Коронационную палату – место, где короновались чешские короли. Церемония эта не была публичной, как во многих других государствах, а имела сакральный оттенок, потому и место остается сакральным.

В этой палате хранятся королевские регалии – корона святого Войцеха, выполненная из цельного листа золота и украшенная драгоценными камнями по приказу Карла, золотые скипетр, держава, обрамленная горностаем королевская мантия и золотой византийский крест Завиши. Эти регалии священны для любого чеха, по легенде, никто, кроме наследника чешского трона не может надеть на себя корону Вацлава, иначе жить ему останется не больше года. Действие заклятия испытал на себе наместник фашистской Германии Гейдрих: он водрузил себе на голову корону, а спустя менее года погиб в результате покушения. Сегодня копии регалий находятся в чешском парламенте, а сами они выносятся только в исключительных случаях. Семь ключей от семи замков вручаются президенту, премьер-министру, архиепископу, председателям верхней и нижней палат парламента, митрополиту Пражскому и мэру города. Вход и в часовню, и тем более, в Коронационную палату закрыт для простых посетителей.


Над южным фасадом здания высится Большая южная башня. Высота этой башни немногим не дотягивает до ста метров – она возвышается на 95 метров над Пражским градом, который и так находится на возвышенности. Именно благодаря этому Собор св. Вита – самое высокое здание Праги. На башне расположены часы, созданные еще в 16 веке. Интересны они тем, что в те времена еще не умели совмещать минутную и часовую стрелки, поэтому они состоят из двух циферблатов. Венчает башню зеленый купол в стиле барокко (интересное сочетание – собор готический, а купол – барочный), который также был построен Парлержем.


Большая башня является визуальным ориентиром, делящим собор на старую и новую часть. Если стоять лицом к южному фасаду, то по левую руку (западная часть) будет та часть собора, которая была достроена только к началу ХХ века, а по правую – старая часть. Наиболее примечательны здесь Золотые ворота – главный вход, предназначенный для священнослужителей высших санов. Ворота также открыты только в особых случаях, миряне, туристы и простые священнослужители входят через двери западного фасада. Золотые ворота украшены мозаикой со сценами Страшного суда. Здесь изображены святые заступники, которые молят о милости и спасении для чешского народа. Мозаичные элементы (а их здесь, по легенде, не менее миллиона), выполняли из смальты с добавлением золота мастера – венецианцы.


Левая, западная часть собора была выстроена в конце 19 - начале 20 века, но этого практически не заметно, так как достраивался Собор по старым чертежам Парлержа, следуя его замыслу. Говорят, что многие строительные хитрости Парлержа до сих пор не разгаданы, а сама архитектура готических храмов, для которой характерны высокие своды при практически ажурных (из-за высоких окон) стенах, была навеяна телом паука, держащегося на длинных тонких ножках. Такими «ножками» в готических храмах являются внешние арки – аркбутаны, поддерживающие всю конструкцию храма. Парлерж довел эту технику до совершентсва, сохранив многие ее особенности в тайне. Недаром говорили о его связях с дьяволом. В строительстве собора после смерти Парлержа принимали участие и его сыновья – также известные зодчие.


В плане собор выполнен в форме креста. Его длина – 124 метра, а ширина в максимальной части – 60 метров; высота внутренних сводов – более 30 метров. Войти в храм можно через ворота в западной части. Западный фронтон украшает огромная витражная розетка, диаметр которой превышает 10 метров, а также две фронтальные башни высотой 82 метра. В западном фронтоне три входа, войти можно через любой. Ворота центрального входа украшены сценами, повествующими об истории строительства собора.




Внешний облик собора дополняют различные статуи в виде горгулий, чудовищ, изображающих различные пороки. Подобные статуи характерны для католических, особенно готических храмов, ведь в средние века храмы называли Библией для неграмотных. Неумеющих читать людей впечатляли визуальные образы – фрески, росписи, витражи, скульптуры. Есть у этих скульптур и практическая цель – они выполняют функцию водоотводов при дожде.



Внутри собор поражает не менее, чем снаружи. Грандиозность и легкость, величественность и возвышенность – трудно подобрать слова для описания этой красоты. 28 высоких колонн поддерживают ребристый сетчатый, словно воздушный свод. Сдержанность и возвышенность подчеркивается не только стремительно взметающимися вверх арками, но и отсутствием большого количества росписей и украшений в центральной части.


По бокам находятся входы в отдельные капеллы, среди которых есть и капелла Яна Непомуцкого, главного покровителя Чехии, того самого, который был сброшен с Карлова моста и изображается с пятью звездами на нимбе. Его массивный саркофаг, выполненный из серебра и украшенный золотом – произведение искусства. В нижней части Собора, под главным алтарем также находится крипта, в которой покоятся останки королей и королев, а также видных церковных деятелей Чехии. Центральный саркофаг крипты – усыпальница Карла IV, самого великого из чешских королей. В соборе захоронены его создатели – Матье Аррасский и Петр Парлерж (капелла св. Марии Магдалины). В других капеллах также находятся надгробия и усыпальницы королей и высших церковных служителей Чехии. Всего капелл в соборе 28, большинство из них принадлежали самым богатым родам Чехии. Есть здесь капеллы Шварценбергов, Штернбергов и других, есть и отдельная королевская капелла, где молились члены королевской семьи.


Свет в Собор проникает через многочисленные высокие окна, украшенные разноцветными витражами и через огромную розетку над западным входом. Эта розетка была выполнена в 1927-29 году Франтишеком Киселоем, а многие витражи создал ставший уже позже знаменитым художником-авангардистом тогда еще молодой Альфонс Муха – коренной чех и патриот. Яркие, насыщенные, поражающие обилием красок витражи со сценами из Святого писания – это подлинное украшение собора.




Хочу еще добавить, если представится возможность прогуляться рядом с собором ночью, непременно ей воспользуйтесь. Мистическое, завораживающее ощущение: впечатление, что находишься в знаменитом клипе Энигмы. Страшные горгульи, устремляющиеся куда-то в темноту башни, нижняя подсветка придают собору неземной вид. Еще больше ощущение нереальности придают одинокие туристы и совсем неожиданные персонажи. Нам, например, повезло увидеть ночную «процессию», состоящую из старого длинного и худого монаха в рясе до пят (вероятно из расположенного рядом Страговского монастыря) и следующих за ним ребятишек (вероятно, воспитанников). Гуляющая с нами экскурсовод сказала, что это очень редкое зрелище, и за свою жизнь она видит такое впервые.



Собор открыт для посещений с 9 часов утра, а по воскресеньям – с 12. 00, в летний период он работает до 18.00, в зимний – до 16.00. В собор можно войти бесплатно, но тогда вы не сможете пройти дальше небольшой огороженной площадки, правда, красоту и величие собора вы все-таки сможете оценить (в первое свое посещение мы ограничились именно таким осмотром); можно купить билеты для экскурсии по «малому кругу» (250 крон) или по «Большому кругу» (350 крон), куда входит посещение не только капелл и осмотр алтаря, но и посещение крипты.

Отели в Праге: цены, отзывы, бронирование

Собор Святого Вита — готический католический кафедральный собор, хранилище коронационных регалий и усыпальница королей Богемии. Собор Святого Вита находится в в Пражском Граде в Градчанах. Градчаны — это один из четырёх исторических районов Праги.

Пражский Град представляет собой древнюю крепость-кремль (замок). По площади это самый большой замок в мире. Пражский Град является резиденцией президента Чехии, бывших чешских королей и президента Чехословакии. В резиденции жили и некоторые императоры Священной Римской империи.

Сегодня Пражский Град — это огромный административный центр, расположенный на холме в Градчанах и возвышающийся над Прагой и . Пражский Град является самой большой президентской резиденцией в мире. Кафедральный готический католический собор Святого Вита – главная архитектурная доминанта Пражского Града.

Собор Святого Вита строился 600 лет. В 925 г. первый храм-ротонду построил Святой Вацлав, который захоронен в Соборе Св. Вита (полное название собора — кафедральный Собор Св. Вита, Вацлава и Войтеха). Официально строительство началось в ноябре 1344 года под покровительством короля Чехии Карла IV и архиепископа Эрнеста из Пардубице и закончено в 1929 году.

В 1419 году собор пострадал от гуситских войн, из-за чего не сохранились до наших дней многие иконы и скульптуры. Строительство много раз останавливалось не только из-за войн, но и из-за недостатка средств.

Архитекторы, которые творили и строили собор — Маттиас из Арраса, Петер Парлер, Йозеф Краннер, Йозеф Мокер, Камил Гилберт. Великие строители собора — Петер, Вензел и Йоханс Парлеры, Мастер Петрилк, Альфонс Муха, Франишек Кисела, и мн. другие. Неповторимая архитектура собора обусловлена математическими расчётами Маттиас из Арраса и художественным дарованием скульптура Петера Парлера.

Собор Святого Вита задумывался его создателями как фамильный склеп, место для коронации чешских королей. Архитектура Собора Св. Вита изобилует бюстами и карнизами с изображением представителей королевской династии, епископов Чехии и пражских архитекторов. Архитектура Собора Святого Вита поражает своим готическим и неоготическим великолепием. Cнаружи это здание, состоящее из нескольких башен высотой под 100 метров, огромные балконы по периметру, круглое окно-розетта диаметром 10 метров с библейскими рисунками, поражающие декоративностью своды. Внутри собора высотой 33 метра, витражные окна, хор и алтарь.

Собор Святого Вита является основным архитектурным и историческим памятником древней Праги, духовным ориентиром Чехии, местом паломничества католиков со всего мира. В Пражском Граде в Градчанах проходят различные фестивали и выставки. Вблизи Собора Святого Вита расположена знаменитая платная , известная своими маленькими домишками-карликами, встроенными в крепостную стену. На Золотой улочке расположены сувенирные лавки, выставки и галереи.

В Градчанах, наряду с возвышающимся над ними Собором Святого Вита, расположены и такие исторические достопримечательности, как Чумной столб с Девой Марией и Костёл св. Яна Непомуцкого, Градчанская ратуша, Монастырь капуцинов на Лоретской площади. А так же Шварценбергский дворец, Штернбергский дворец, Тосканский дворец, Сальмский дворец и ещё ряд архитектурно-исторических дворцов, окружающих современную президентскую резиденцию Чехии и Собор Святого Вита.

Собор Святого Вита в Праге — это колыбель раннего готического стиля, где сохранились шедевры архитектуры и искусства, и где покоится прах тысячелетней истории.

Собор Святого Вита фото.

И являющийся одним из ярчайших примеров готической архитектуры Восточной Европы – это крупнейший и наиболее значимый храм не только Праги, но и всей Чехии. Его полное название – Собор святого Вита, святого Вацлава и святого Войтеха, именно в этом соборе много веков короновались чешские короли, здесь проходили королевские свадьбы и крестины, здесь же находится усыпальница богемских королей и пражских архиепископов.

Собор святого Вита действительно величественное сооружение: длина его главного нефа – 124 метра, а высота – 34 метра. Южная башня собора достигает в высоту почти 100 метров! Это не только самая высокая башня собора, но и самая высокая Праги, ее видно практически из всех уголков чешской столицы.

История строительства собора непроста и насчитывает шесть веков. Первый камень был заложен в середине 14 века, а завершающий этап строительства был закончен только в середине 20 столетия. Над строительством собора работали великие мастера своего времени и, если вам интересны подробности, вы сможете найти их в еще одной статье, посвященной собору – .

Не торопитесь входить в собор, обойдите его вокруг – полюбуйтесь живописными фасадами Собора святого Вита.Они как будто сотканы из каменных кружев. Вы без труда разглядите в этих кружевах сплетение ветвей, листьев и цветов.

И, конечно, ваше внимание привлекут выразительные фигуры горгулий, украшающие водостоки. Эти чудовища – стражники, которые, согласно средневековым представлениям, защищали собор от демонов.

Южный фасад

Во времена королей в Собор святого Вита входили с южной стороны через Золотые ворота, именно они служили торжественным входом для . Вход получил такое название из-за прекрасной и уникальной мозаики из позолоченного стекла, расположенной над арками ворот. Мозаика, созданная в 14 веке при Петре Парлерже венецианскими мастерами, изображает Страшный суд. Витраж над мозаикой продолжает тему этого библейского сюжета.

Золотые ворота

Южная башня

Одна из особенностей южной башни Собора святого Вита в том, что ее основная часть, как и весь собор, готическая, тогда как ее верхняя часть выполнена в стиле Ренессанса, а увенчана она куполом в стиле барокко, с сияющим трехметровым чешским львом на шпиле. Такое слияние архитектурных стилей стало возможным из-за длительного строительства храма: основная часть башни была построена еще при Карле IV, а зеленая луковичная крыша была достроена в конце 18 века и при завершении строительства собора ее не изменили. Ещё южная башня примечательна любопытными часами, у которых только одна стрелка. По верхнему циферблату нужно определять часы, а по нижнему - минуты.

Южный фасад собора

Вы можете подняться по 297 крутым ступеням к смотровой площадке на вершине южной башни и не только увидеть великолепную Прагу как на ладони, но и осмотреть самый большой церковный колокол Чехии. Сигизмунд, так его называют, отлит в 16 веке, весит 18 тонн, а его высота — 2 метра. О том, как Сигизмунда поднимали на башню, рассказывает одна из многочисленных пражских легенд: говорят, что в колокол смогли привезти только на 16 парах коней, а от его тяжести рвались все канаты; на башню же его затащили с помощью хитроумного изобретения королевской дочери и шелкового каната, сотканного ею же, но когда секрет этого приспособления захотели узнать ученые иностранцы, принцесса велела уничтожить механизм, и никто не узнал секрета.

Западный фасад

Западный фасад Собора святого Вита выполнен на рубеже 19 и 20 веков во время завершающего этапа строительства собора. Здесь находятся три портала, один из которых в наши дни является основным входом в собор.

Над ним расположено красивейшее витражное окно-роза с библейскими сюжетами сотворения мира. Здесь же возвышаются знаменитые парные 82-метровые башни собора.

Под витражными окнами северной и южной стен храма проходит каменная галерея, украшенная созданными в 14 веке скульптурными портретами короля Карла IV, членов его семьи, духовенства и двух первых строителей собора — Матье из Арраса и Петра Парлержа.

Орган Собора святого Вита – один из лучших в Европе, однако звучит он не часто – только в дни церковных праздников. Спроектированный и возведенный Петром Парлежем великолепный ребристый арочный свод поддерживают 28 колонн. Алтарь и королевская усыпальница расположены в восточной части собора, а вдоль стен расположились капеллы, всего их в соборе 21.

*Капелла – небольшое отдельное помещение в большом храме, посвященное какому-либо святому и используемое для моления.


Капелла святого Вацлава

В 14 веке Ян Непомуцкий был духовником королевы и отказался выдать королю, подозревавшему супружескую измену, тайну исповеди, чем и заслужил гнев государя. По приказу короля Вацлава IV он был замучен и сброшен в мешке в воды Влтавы с Карлова моста. Позднее он был захоронен в Соборе святого Вита, а в начале 18 века причислен к лику святых.

Надгробие могилы святого Яна Непомуцкого расположено в алтарной части собора, однако его видно практически от самого входа в собор. Созданный в первой половине 18 века австрийским архитектором из двух тонн чистого серебра, этот шедевр барочного искусства просто ослепляет своим великолепием.

Говорят, что одна из ламп на надгробии святого была золотая. Мастер, изготовивший ее, обеднел, и за долги ему грозила тюрьма. Он был в отчаянии, просить помощи было не у кого. Во сне ему явился святой Ян Непомуцкий и велел взять с его могилы изготовленную мастером лампу, продать ее и вернуть долги. После того, как сон повторился несколько раз, мастер решился пойти к могиле святого и встал там на колени, лампа же сама опустилась в его руки. Из ее золота ювелир сделал много украшений, продал их и заплатил долги. Когда же он вернулся к могиле Яна Непомуцкого, чтобы поблагодарить святого, то увидел золотую лампу на прежнем месте. Разбогатев, мастер изготовил еще одну золотую лампу, превосходящую прежнюю по красоте, и хотел повесить ее над могилой святого, но придя к могиле, обнаружил, что прежней лампы нет – она уступила место новой.

Адрес: Pražský hrad III. nádvoří 48/2, 119 01 Praha 1.
Тел: 724-933-441.
Время работы: с понедельника по субботу с 09:00 до 17:00;
в зимнее время с 09:00 до 16:00;
воскресенье с 12:00 до 16:00.
Как добраться: на трамваях № 1, 18, 22, 25, 56, 57, 91. Остановка "Pražský hrad", далее - пешком.
Входная плата отсутствует.

Медленно, неспешно несет свои воды Влтава. Размывает песчаные броды, поднимается пенной волной, цепляясь за камни у отвесной скалы утеса. Отражаясь в зеркальной глади, моют свои ветви-косы ивы Оленьего рва. Встрепенулся петушок на шпиле, хочет напиться, да не отпускает хозяин - самый значимый памятник Чехии, собор Святого Вита . Поднимаясь на 96 м ввысь, он весь - стремление в небеса, желание приблизиться к Отцу Небесному, запечатл енная руками смертных, извечная мечта о бессмертии.

История создания собора Святого Вита

Тысячелетие минуло с того момента, когда Генрих I преподнес Вацлаву в качестве подарка часть правой руки Св. Вита . Реликвия была слишком ценной, чтобы просто держать ее в раке. Князь принял решение построить достойное хранилище для мощей. В 926 - 929 годах поднялась ротонда, превратившаяся в придворный храм . Спустя почти 200 лет ее перестроили в базилику, имевшую 3 нефа, где нашли вечное пристанище нетленные останки Вита, Вацлава, Войтеха.
Когда повысили статус епископства Праги до архиепископства, император Рима Карл IV взялся за переделку постройки. Для воплощения великого замысла пригласили лучшего архитектора, вызвав из Авиньона. Гениальный Маттиас сделал проект, получив одобрение заказчиков, приступил к работе. Не покладая рук, трудился 7 лет, возводя стены, аркады, молельни. Его математический ум требовал четкости расчетов, правильности форм, не позволяя отклонений. К сожалению, человек не властен над нитью судьбы: Мойры прядут ее, обрезая, когда сочтут нужным. Пришло время прервать жизнь первого архитектора. На его место пришел другой, молодой мечтатель, видевший в кладке не голый расчет, а искусство - своеобразную скульптуру. Петр Парлерж, продолжая труд, начатый предшественником, внедрил в проект новые дерзкие идеи. В результате вознесется к поднебесью главная башня с необыкновенными по красоте Золотыми воротами, колоссальный свод, венчающий основное помещение. После его смерти дело продолжали сыновья, но недолго.
Дома, как люди, болеют, стареют, ветшают. Не обошла подобная участь и это сооружение: войны, нехватка финансов, испытание огнем, восстания, грабежи, удар молнии, расколовший купол. Словно снежная лавина, сметающая все на своем пути, неслись трагические события, оставляя святыню долгостроем. Но Чехия так любила свое многострадальное дитя, что постоянно пыталась возродить, помочь, поставить на ноги.

В 1873 - 1929 гг. провели завершающие работы - к 1000-летию основания. Страна позвала талантливейших мастеров декора, художников, реставраторов для внутреннего и внешнего оформления. Неотразимым совершенством творений Альфонса Мухи, Франишка Киселы можем сегодня любоваться, восхищаясь, радуясь, удивляясь.

Архитектура собора

Из отдаленных уголков столицы видны его шпили. Ветер путается между колоколами, силясь хотя бы на чуть-чуть сдвинуть их, но это не удается. Солнечные лучи разбиваются на мириады бликов о драгоценный металл, время изумленно застывает, цепляясь за единственную стрелку часов. Грандиозность постройки притягивает некой таинственной силой, берет в плен, надолго удерживает возле себя. Глаза разбегаются от обилия элементов, имеющих свой тайный смысл.
Южный портал - это центральный парадный вход - "Золотые ворота", представляющий восхитительную тройную арку в готическом стиле. Над ней - мозаика, изображающая страшный суд: ангелы поддерживают Иисуса, совершающего правосудие. Покровители чешских земель просят о прощении и милости. Молитвенно сложив руки, обратив к Царю Небесному взор, стоят Витус, Людмила, Сигизмунд, Венцеслав, Адальберт, Прокопиус. Ниже - фигурки Карла IV с женой. По правую руку от Христа - спасенные души, а по левую - грешники, осужденные на геенну огненную. Художники использовали позолоченное стекло для фона мозаики, тысячи разноцветных кусочков, до 40 оттенков. Это изящная, тонкая работа, требующая терпения и выдержки. Завершает тему витраж вверху.
Башня-колокольня украшена позолоченной решеткой, за которой висят колокола. Самый тяжелый - "Зикмунд". Понадобилось 16 пар коней, чтобы доставить его, но не могли придумать, как поднять на колокольню эту махину. К королю подошла его старшая дочь с необычной просьбой: разрешить поднять чудо-звон. Все поразились дерзости, но отец позволил. Принцесса соорудила странный механизм, соткала шелковый канат. В назначенный день, на виду у тысячной толпы, девушка сделала невозможное - колокол занял свое место, где расположен и ныне. Ученые мужи, придворные пытались разузнать тайну двигателя, юная дева лишь улыбалась, уничтожив свое детище. Чуть повыше - стилизованная буква "Р", напоминающая потомкам, как много отдал сил и финансов Рудольф II, а еще выше - часы, имеющие одну стрелку и 2 циферблата. Один ведет часовой отсчет времени, другой - минутный и четвертной.
Поднявшись на смотровую площадку, увидите столицу, как на ладони, но для этого нужно преодолеть 287 ступенек без остановок! Зато почувствуете себя совсем рядом с облаками, хотя высота всего 56 м. (башня - 96м.).
На барельефах порталов с западной стороны - сцены из жизни строителей, архитекторов. О сотворении мира напомнит великолепная розетка. Водостоки сделаны в виде мистических существ, отпугивающих демонов. Причудливых горгулий, злобно разинувших пасти, можно хорошо рассмотреть, стоя под ними. Невольно охватывает трепет, колени подгибаются, появляется желание присесть в полупоклоне, отдать должное мастерам, сумевшим через тьму веков донести в рукотворном чуде силу человеческой мысли и духа, воспеть торжество веры и таланта.

Внутреннее убранство

С сильно бьющимся сердцем входим под сень собора, оглядываемся по сторонам, вспоминаем создателей. Огромное прямоугольное пространство (128х60 м) святого места окутывает преломленный в цветных стеклах свет, разделяющий мир светский и потусторонний. На 37-ми витражах - различные сцены жизни Кирилла и Мефодия. Тут же и малютка Вацлав со своей бабушкой Св. Людмилой - покровители Чехии. Вьющиеся женские волосы, струящиеся ниспадающие одежды в сочетании с лилиями, тонированными овалами, кругами - великолепный образец в стиле модерн.
Колонны (28) по периметру поддерживают кружевной свод, поднимающийся на 33, 5 м. На балконе (трифориуме) на высоте 14 м замерли скульптурные изображения тех, кто внес свою лепту в эпохальное строительство: короли, члены их семей, епископы, зодчие. Поразительное сходство изваяний с оригиналами кажется нереальным. Разное выражение глаз, улыбок. Угадываются строгость, сосредоточенность, пульсирующая мысль. Воистину нет предела дару божьему - таланту.

Капеллы святыни

Их насчитывается в этих стенах 21. Перечислять убранство всех нет нужды - необходимо смотреть. Но об отдельных, более запомнившихся, хочется рассказать.
В капелле, носящей имя Богородицы, стоит красивейший Тревирский реликварий, выполненный из серебра, - хранитель бренных останков 43 святых. Ювелиры украсили его драгоценностями, на стенах - фрески из жизни Св. Анны, под полом - могилы рода Ностицких.
На алтаре часовни Св. Троицы - жизнь Марии. На золоченых панелях справа от Богородицы - Христос, проповедующий народу, Умиление; с левой стороны - эпизоды Сретенья и Благовещения. Под ними - одно из чудес: превращение в вино воды на свадьбе в Галлии.
Алтарь молельни Яна Непомуцкого украшен серебряными бюстами святых. Это Вит, Войтех, Вацлав, Кирилл. Надгробье весит 2 тонны, представляя шедевр литья из серебра. Платина и золото дополняют роскошь шедевра, созданного на народные деньги. Его автор Фишер Фон Эрлах. Статуя самого мученика, ангелы, поддерживающие гроб, крылатый путти, держащий катуш, на котором виден язык как напоминание о том, что он остался нетленным, хотя ученые сей факт отрицают.

Часовня Вацлава

Мощи святого никогда не переносились - захоронение всегда было именно здесь, над ротондой, ставшей основой сооружения. Облаченный в латы, с копьем и щитом замер он на фоне фрески, инкрустированной полудрагоценными камнями, самоцветами. В позолоченных обрамлениях роспись стен рассказывает о жизни князя. Каменные с позолотой плиты пола подчеркивают общее впечатление - все уникально, направлено на почитание, бесконечную благодарность, память.

Коронная палата

В ней за семью замками находятся символы власти: скипетр, держава, корона, мантия. Только семеро высокопоставленных мужей во главе с президентом, собравшись вместе, могут ее открыть - у каждого свой ключ. Все из чистого золота: корона весит 2, 5 кг, скипетр - более 1 кг, держава - 780 г. В благородный металл вкраплены сапфиры, изумруды, шпинели, жемчуг. Высокохудожественная гравировка сцен коронации, увитая виноградными листьями, усиками, цветами растекается загадочной вязью по предметам. В библиотеке хранится раритетная коллекция рукописей, внешняя стена - образец надгробий эпохи Возрождения.

Хранилище старины

Здесь нашли свою прописку многие сокровища древности: вершина творений ювелира - Тревирская шкатулка-рака, алтарь из дерева с вырезанным распятием, волшебные рожки Роланда, любимца Карла IV. Легенда гласит: монарх отыскал реликвию, положил для сохранности в тайник. Во время сильного пожара Фердинанд, думая, что звучание рога сможет заглушить звук плавящихся колоколов, затрубил в него. Жителей близлежащих домов охватила паника. Думая, что пришел конец света, они выпрыгивали из окон, крепостного вала, ибо земля тряслась, а гул был страшен. С тех пор не объявлялись смельчаки, пожелавшие прикоснуться к магическому артефакту.
Концерт органной музыки - истинное наслаждение для гурманов, инструмент - один из лучших в Европе.
Выйдя их храма, оглянувшись еще раз на изумительный, неповторимый памятник готики, обязательно отметьте на шпиле петуха. Сказания доносят, что изначально на вершине утеса стоял идол Святовита. К жертвеннику главного славянского божества несли хлеб, калачи, приносили в жертву черных петухов. Так и соединилось идолопоклонство и христианство: Святовит - Святой Ви т.