Содом и Гоморра: значение фразеологизма, история и библейская легенда. Добавьте ещё к этому информацию, что иудеи не считают нас, гоев, людьми

Почти каждый человек, даже не читавший Библию, слышал о Содоме и Гоморре — городах, которые по воле Бога были стерты с лица земли. Так Бог наказал жителей этих городов за распущенность нравов, разврат и жестокость.

То, что Содом и Гоморра существовали на самом деле, несомненно, подтверждают найденные археологами клинописные тексты с упоминанием о них: «Ранее здесь были города, а теперь соленое море». А вот что было причиной гибели городов, до сих пор точно не установлено.

СЕРА И ОГОНЬ С НЕБА

Скандально известные города располагались на плодородных землях на берегу Мертвого моря, ранее называвшемся Содомским, во II тысячелетии до н. э. Здесь было все для того, чтобы люди могли жить в достатке. Однако жители работать не хотели и, ведя праздный образ жизни, погрязли в грехе и пороке.

Когда весть об этом дошла до Бога, он в наказание решил уничтожить города вместе с жителями. Господь поделился своими планами с Авраамом, и тот стал просить за невинных праведников, которые могли пострадать вместе с грешниками.

Более всего он ходатайствовал о своем племяннике Лоте, презираемом жителями Содома за то, что не предавался разврату. И Бог послал за Лотом и его семьей ангелов, которые и вывели праведников из города (других не нашлось), запретив оглядываться на гибнущий Содом.

Как только Лот с женой и двумя дочерьми покинули прибежище разврата, на город с небес снизошла лавина огня и пепла: ««И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба. И ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастания земли».

Жена Лота не смогла не оглянуться, услышав за своей спиной грохот и крики гибнущих людей. И, ослушавшись, тут же превратилась в соляной столб. А Лот с дочерьми продолжил свой путь и, поднявшись на гору, увидел, что на месте процветающих городов дымилась равнина, покрытая горячим пеплом...

Название Содом стало нарицательным, от него появилось понятие «содомия» — извращенные половые отношения.

Предположительно пещера, в которой после бегства укрылся Лот с дочерьми, находится недалеко от родника и смотрит прямо на Мертвое море. Здесь же построены церковь и монастырь.

В 2000 году британский ученый Майкл Сандерс с группой археологов установил, что Содом и Гоморра в настоящее время покоятся на дне Мертвого моря.

КОСМИЧЕСКАЯ КАРА

Существует много версий причины гибели Содома и Гоморры. Согласно одной из гипотез, выдвинутых британскими учеными, города были разрушены в результате падения астероида. Основанием для этого предположения стала расшифровка ученым Марком Хэмпсэллом записок шумерского астронома (700 год до н. э.) с Планисферной таблички.

В записке подробно описано, как огромный белый шар стремительно пронесся по небосводу. С помощью компьютеров ученые создали модель неба того времени и определили дату катастрофы. По их мнению, древний астроном наблюдал падение астероида 29 июня 3123 года до н. э.

Это соляной столб на берегу Мертвого моря носит название "Жена Лота"

Им так же удалось установить размеры небесного тела: в поперечнике астероид составлял 800 метров. Хэмпсэлл считает, что разрушительные процессы такого масштаба могли произойти только в результате столкновения с огромным космическим телом.

«ЗЕМНОЕ СБРОСИЛО С ЗЕМЛИ»

Другой английский ученый археолог Харрис считает, что на месте Содома и Гоморры около 5 000 лет назад произошло мощное землетрясение, в результате которого города ушли под воду. Ведь они были построены в месте разлома земной коры: здесь находились два тектонических плато, двигавшихся в противоположные стороны. Это одна из самый сейсмичных зон на планете.

Кроме того, эти города располагались практически «на пороховой бочке», ведь в районе Мертвого моря есть нефтяные и метановые месторождения. Еще в Бытие говорится о «смоляных ямах», имеющихся в долине Сиддим, рядом с Содомом. Когда-то Мертвое море именовалось Асфальтовым, так как в нем плавали огромные глыбы битума, а после землетрясения, видимо, их стало слишком много.

Геолог Дороти Виталиано подтверждает этот факт: «Мощное землетрясение произошло в долине Сиддим примерно за 2 000 лет до н. э. Оно сопровождалось выбросами природных горючих газов и битумов, загоравшихся от огня в домашних очагах. Если некоторые породы с высоким содержанием битума использовались при строительстве внешних стен или зданий, они послужили дополнительным топливом для пожара».

То есть землетрясение могло стать причиной возникшего масштабного пожара. Известно, что битумы в этом районе отличаются высоким содержанием серы, которая в соединении с горячей соленой водой образует газы, включающие в себя саму серу и сульфид водорода. Воздействие этих газов смертельно для человека. Становится понятно, откуда появилась горящая сера в библейском рассказе.

Возможно, города погубил пожар, а потом очередное землетрясение унесло их на дно моря.

Есть и такое мнение, что Содом и Гоморра погибли во время Всемирного потопа. Спустя какой-то промежуток времени вода отсюда ушла, осталась лишь часть ее в расщелине, где и похоронены библейские города. Эту гипотезу подтверждают следы илистых отложений, найденные в этих местах.

Российский ученый А. Логинов считает, что Содом находился в северной части Мертвого моря и погиб от извержения вулкана. Этой же версии придерживаются и ряд ученых из России и Израиля.

ГОРЕ ОТ УМА

Совсем недавно появилась новая версия исчезновения библейских городов. Эрих фон Дэникен, немецкий путешественник и писатель, считает, что причиной мог стать ядерный взрыв.

Он уверен, что на Содом и Гоморру было сброшено две ядерные бомбы, правда, откуда они взялись и кому это было нужно, писатель не уточняет.

Итак, мощные ядерные взрывы не оставили от городов камня на камне. Лот с семьей спаслись потому, что знали о предстоящей катастрофе и покинули опасную зону. А превращение жены Лота в соляной столб Дэникен объясняет воздействием на человеческий организм радиации. Все живое: люди, животные, растительность — превратилось в пепел, а строения — в руины.

На этом писатель делает вывод, что такая картина может быть только после атомного взрыва. Однако никаких признаков повышенной радиации в этой местности ученым найти не удалось, хотя прошло достаточно времени для того, чтобы она бесследно исчезла.

ПЕРЕКЛИЧКА ВЕКОВ

Древнегреческий географ Страбон выдвигал свою гипотезу катастрофы. Вот что он писал: «В пользутого, что эта земля насыщена огнем, приводят много других доказательств. Обрывистые обожженные скалы и во многих местах расселины и подобную пеплу почву, реки, распространяющие зловоние, и повсюду в окрестностях развалины человеческих жилищ.

Поэтому приходится верить весьма распространенным среди местных жителей преданиям, что некогда здесь было тринадцать населенных городов, из которых главный город — Содом — имел около 60 стадий (примерно 10,6 километра) в окружности.

От землетрясений, извержений огня и горячих асфальтовых и сернистых вод озеро внезапно вышло из берегов, и огонь охватил скалы; что же касается городов, то одни были поглощены землей, а другие покинули жители, еще имевшие возможность бежать».

Кроме того, он упоминал, что асфальт, находящийся в Мертвом море, порой выходит на поверхность в виде пузырьков, а с ним выходит еще что-то, от чего все чернеет. Сейчас известно, что именно от сероводорода темнеет металл. А горящий сероводород превращается в серную кислоту. Она-то и лилась с неба вместе с дождем.

Если все это представить, получится картина, достойная фильма ужасов, — все одновременно: землетрясение, пожары и напоследок дождь из серной кислоты...

Галина БЕЛЫШЕВА

Подборка библейских цитат, однозначно осуждающих гомосексуализм.

***

Отношение Бога к противоестественным однополым отношениям в первые в Библии выражена в истории городов Содома и Гоморры, которые "…подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример" (Послание Иуды 1:7).

Как пишет Священное Писание, "Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом" (Бытие 13:13), и "…вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма" (Бытие 18:20-21). И когда Господь решил уничтожить эти города, "Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять (праведников. - прим.)? Он сказал: не истреблю ради десяти" (Бытие 18:32). Но, увы, не было там даже десяти праведных человек, кроме Лота, ибо все "…от молодого до старого, весь народ со всех концов города" (Бытие 19:4), были поражены противоестественным пороком. "И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба" (Бытие 19:24), полностью уничтожив людей, "поступавших надменно, явно делавших зло, и поставил их в пример потомкам" (Третья Маккавейская книга 2:5).

Искомые события развивались так:

"И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю. И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа. И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем? Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие. Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять. Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока. И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать. Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти. И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место (Быт.18:20-33).

И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели. Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их. Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, и сказал [им]: братья мои, не делайте зла; вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего. Но они сказали [ему]: пойди сюда. И сказали: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними. И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь. Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь [дома] заперли; а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа. Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его. И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит. Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил, то мужи те [Ангелы], по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города. Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть. Но Лот сказал им: нет, Владыка! вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть; вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, - он же мал; и сохранится жизнь моя [ради Тебя]. И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь; поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор. Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор. И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли. Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом. И встал Авраам рано утром [и пошел] на место, где стоял пред лицем Господа, и посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи. И было, когда Бог истреблял [все] города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот" (Бытие 19:1-29).

***

  • Основы социальной концепции Русской Православной Церкви о гомосексуализме и транссексуализме
  • Разъяснения председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества относительно позиции Церкви по вопросам пропаганды гомосексуализма и деятельности ЛГБТ-организаций - Патриархия.Ru
  • Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Аборты, гомосексуализм и разводы не перестанут быть грехом - Патриархия.Ru
  • "Евангелие важнее Европы" - глава ОВЦС Православной Церкви Молдовы о гомосексуализме - митрофорный протоиерей Геннадий Цуркану
  • Архиепископ Иларион Алфеев: "Русская Православная Церковь, как и многие религиозные общины Европы, считает гомосексуализм грехом" - Regions.Ru
  • Заявление Службы коммуникации ОВЦС МП в связи с планами проведения так называемых "парадов гордости" сексуальных меньшинств
  • Открытое письмо Межрелигиозного совета России комиссару Совета Европы по правам человека Томасу Хаммарбергу о недопустимости проведения парада гомосексуалистов в Москве (2008)
  • О гомосексуализме - митрополит Антоний Сурожский
  • Осуждение содомии есть проявление заботы о людях - протоиерей Всеволод Чаплин
  • Содомская лихорадка – болезнь смертельная (причины распространения и пути преодоления) - иерей Сергий Вогулкин
  • Не-Законное венчание - Православие и мир
  • Игумен Мефодий (Кондратьев): ребенок - гей, как реагировать родителям - игумен Мефодий (Кондратьев)
  • Разговор с детьми о гомосексуальности: как и зачем - Михаил Завалов

***

Ниже представлены клейма (изображения по периметру) иконы Святая Троица с изображением описанных событий - Форум диакона Андрея Кураева www.kuraev.ru:

Левая створка и правая створка иконы

1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
13 14 15 16
17 18 19 20

1. Авраам у врат города видит приближающихся ангелов.
2. Авраам поклоняется ангелам.
3. Авраам и Сара готовятся к приему.
4. Заколание тельца.
5. Авраам и Сара принимают ангелов под Мамврийским дубом.
6. Ангел провещает Саре рождение сына Исаака.
7. Ангел прощается с Авраамом
8. Авраам провожает их.
9. Он приводит их к вратам города.
10. Он доводит их до стен Содома.
11. Лот встречает ангелов и приветствует их.
12. Он вводит ангелов в свой дом и предлагает им пищу.
13. Жители Содома окружают дом Лота.
14. Жители Содома пытаются проникнуть в дом Лота.
15. Небесный огонь поражает толпу.
16. Лот соглашается покинуть город с ангелами.
17. Лот предлагает покинуть город своим зятьям.
18. Лот со своей семьей и ангелами покидают город.
19. Небесный огонь поражает Содом. Жена Лота превращается в соляной столб.
20. Авраам созерцает плоды гнева Божьего.

Позже, вводя евреев в "Землю обетованную", Бог предупреждал: "Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них" (Левит 20:13), потом Он еще раз еще раз подчеркивает: "Не поступайте по обычаям народа, который Я прогоняю от вас; ибо они всё это делали, и Я вознегодовал на них " (Левит 20:23).

О Содоме и/или Гоморре в отрицательном контексте упоминается у пророков Исайи (Ис. 1:9-10, Ис. 3:9, Ис. 13:19), Иеремии (Иер.23:14, Иер.19:18, Иер. 50:40, Плач. 4:6), Иезекииль (Иез. 16:46-56), Амоса (Ам. 4:11) и Софония (Соф.2-9).

Если в словах пророка Иеремии: "Но в пророках Иерусалима вижу ужасное: они прелюбодействуют и ходят во лжи, поддерживают руки злодеев, чтобы никто не обращался от своего нечестия; все они предо Мною - как Содом, и жители его - как Гоморра" (Иеремия 23:14), поменять некоторые слова: "Но во властях многих христианских государств мира вижу ужасное: они прелюбодействуют и ходят во лжи, поддерживают руки злодеев, чтобы никто не обращался от своего нечестия; все они предо Мною - как Содом, и жители его - как Гоморра", то получиться констатация современных нравов!

***

  • То, что срамом слыло - стало славою; то, что славой было - оплевано... (Новостной обзор)
  • Чем болеют гомосексуалисты и лесбиянки? - Медицинский портал
  • Содомия является главной причиной распространения ВИЧ - MSN Healthy Living
  • Гомосексуализм и проблемы психики - Нейл И. Уайтхед
  • Здравая психиатрия о гомосексуальности - Линн Паппас
  • Воспитание в гомосексуальных семьях. Дети подвергаются опасности - Тимоти Дейли

***

Не раз приходилось читать утверждения апологетов мужеложства и лесбиянства о том, что причина Божьего гнева на содомлян и гоморрян не их противоестественные влечения, а... негостеприимство и вообще их злой нрав. На что им можно привести слова св. апостола Иуды (не Искариота): "Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за ИНОЮ плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример... " (Послание Иуды. 1:7), ясно подтверждающие истинную причину уничтожения городов - распространение в них противоестественных половых отношений в сочетании с блудом. Выражение за "иною плотию" не следует понимать, как гетеросексуальные связи, потому как "блудодействовавшие и ходившие за ИНОЮ плотию" - выглядело бы как тавтология - "масло масляное".

Это подтверждают и слова св. апостола Петра: "...и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными , избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные)" (Втрое соборное послание апостола Петра. 2:6-8).

Святой апостол Павел так объяснял причину возникновения сексуальных извращений у людей:

"Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.

И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют" (Послание римлянам 1:21-32)

Похоже, маятник истории качнулся глубоко назад: "Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют" (Рим. 19:32). Как актуальны эти слова, сказанные 2000 лет назад!!! Голландия, Дания, США, Канада, ЮАР, Испания, Великобритания… какая страна следующая узаконит содомские браки?

"Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники…, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники… Царства Божия не наследуют?" (Первое послание коринфянам 6:9).

И помните: "А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его , зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению, по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено" (Первое послание к Тимофею 1:8-11).

Максим Степаненко, руководитель

Миссионерского отдела Уфимской епархии

Русской Православной Церкви

Сдом и Амора - в привычном русском звучании Содом и Гоморра - города, уничтоженные Вс-вышним за то, что их жители полностью погрязли в грехе. Авраам просил Вс-вышнего пощадить эти города ради праведников, проживающих там, но праведников не нашлось, и Вс-вышний спас только Лота , племянника Авраама, и двух его дочерей. Города Сдом, Амора и их окрестности погибли в результате катаклизма, а сегодня на этом месте находится Мертвое море . История гибели Сдома и Аморы рассказана в книге Берешит (Бытие) , первой книге Пятикнижия (см. Берешит18-19 ). Слово «содом» стало нарицательным для обозначения греховного состояния и из ряда вон выходящего упадка нравов.

Война пяти царей против четырех

После того, как праотец Авраам и его племянник Лот, выйдя из Египта, разделились, Авраам поселился в Хевроне , а Лот - в Сдоме.

Талмуд говорит о жителях этих городов, что обилие благ, которые дал им Б-г, сделало их заносчивыми, и они стали рассуждать так: «У нас много хлеба, золота, драгоценных камней. К чему нам гости, прохожие да проезжие? Один убыток от них».

У жителей Сдома и Аморы были особые принципы, оправдывавшие их поступки, и они установили их в качестве системы законов. Любого чужеземца, обнаруженного в округе, разрешалось грабить, а также издеваться над ним. Обязанность сдомского судьи - добиться того, чтобы всякий странник покидал страну без гроша в кармане. Всякий, кого видели дающим хлеб нищему, предавался смерти. Со всякого, кто приглашал чужеземца на свадьбу, в наказание снималась вся одежда.

Талмуд перечисляет «говорящие имена» судей Сдома: Шакрай («лжец» ), Шакрарай («привычный лжец» ), Заяфа («фальсификатор» ) и Мазле Дина («извратитель закона» ).

В книге «Сефер а-Яшар» написано, как человек приехал в Сдом на осле, и не имея жилья, был принят жителем города. Готовясь уехать, он не обнаружил цветную попону и ремень, которым она крепилась к спине осла. Когда он спросил хозяина дома об этом, тот ответил, что эти вещи ему просто приснились, но это видение было хорошим предзнаменованием, так как попона означала, что он будет иметь большой виноградник, а ремень - что его жизнь будет долгой. Гость запротестовал, но его потащили в суд и приговорили к выплате четырёх шекелей серебра.

Когда ангелы пришли разрушить Сдом, они увидели Лота сидящим у ворот. В тот день жители Сдома назначили его судьей (Раши 19:1 ). Пятьдесят лет этот город стоял, а именно в тот день, когда Лота назначили судьей, был разрушен. До этого дня у Сдома еще был шанс на исправление. Но в тот день, когда назначили честного судью, который не брал взяток и с упорством судил по законам Сдома, оставалось одно - разрушить весь город…

Обычаи Сдома и Аморы

Материальное благополучие этих городов не мешало невиданной моральной распущенности . Четыре дня в году специально посвящались отвратительной вакханалии. Эти дни были своего рода праздником, когда всё население городов, мужчины вместе с жёнами и детьми, спускалось в широкую плодородную долину. Общее веселье постепенно превращалось в разгул, когда мужчины хватали любую из женщин, не глядя, чья это жена или дочь. В эти дни допускался любой, самый отвратительный из пороков.

Любая попытка вести торговлю в городах Сдомской долины могла окончиться плачевно для купца. Стоило ему появиться на улице, как собирался стар и млад, женщины и мужчины, и по крохам разбирали товары, не оставляя владельцу ни вещей, ни денег. На все претензии несчастного люди притворно удивлялись: «Посмотри, у каждого из нас нет и на грош твоего…» И действительно, в этом коллективном грабеже трудно было кого-нибудь конкретно обвинить. Так, обворованный и униженный, незваный гость с плачем покидал город злодеев, а толпа провожала его насмешками и бранью.

Особенно жестоко поступали с бедняками и с теми, кто осмеливался этим беднякам помогать. Их не прогоняли, а напротив, снабжали серебром и золотом. Правда, на многих монетах значилось имя бывшего владельца. Бедняк входил в один из городов, и только тогда понимал, в какую ловушку угодил: по всей стране объявлялось о строжайшем запрете выдавать или продавать ему какие-либо продукты питания. День за днём бедняга бродил от дома к дому, пытаясь купить или выпросить еду - везде его встречали равнодушные, злорадные лица. Границы закрывались на замок, и человек умирал медленной мучительной смертью.

У покойника забирали золото и серебро, возвращая, согласно меткам, владельцам. Одежду и вещи присваивали наиболее ловкие и сильные. Голый, ограбленный труп закапывался под ближайшим кустом и каждый испытывал удовлетворение от исполненного долга.

Так в Сдоме и Аморе искоренили бедность. Человек, бывший не в состоянии себя обеспечить, подлежал истреблению.

Решение Вс-вышнего уничтожить Сдом и Амору

Чашу Б-жьего терпения переполнил случай, когда девушку из Сдома, которая дала прохожему хлеба, вымазали медом и выставили под пчелиные жала.

Б-г сообщил Аврааму о Своем решении уничтожить эти города, и Авраам стал просить за них: «Может быть, найдутся там пятьдесят праведников (т.е. на каждый город - по десять человек) … Неужели уничтожишь и не простишь ради этих пятидесяти праведников?» Б-г ответил: «Если найду… пятьдесят праведников, то прощу всему месту ради них» (Берешит , 18:24, 26 ). Но не нашлось и десяти.

Вс-вышний не использует «испорченные инструменты», как пишет рав Элияу Деслер . Поэтому те народы, которые не ведут себя соответственно (не выполняют 7 заповедей, данных сынам Ноаха), не могут быть использованы как «инструменты» достижения цели. Таким образом, смысл их существования пропадает , и они прекращают существовать. Так и должно было произойти с людьми Сдома.

Авраам знал, что представляют собой жители Сдома, и просил Всевышнего сжалиться над ними, так как, если бы там было даже небольшое число достойных людей, они уже могли бы помочь ему в выполнения миссии. А значит, их существование имело бы смысл.

Комментаторы говорят, что в первую очередь Авраам беспокоился о праведниках , если таковые обнаружатся в Сдоме (хотя упоминается и желание Авраама ради заслуг праведников спасти весь город). Автор Кли Якар поясняет, что именно в случае со Сдомом он переживал за праведников, которые могли пострадать заодно со злодеями.

Одним из правил этого мира Вс-вышний сделал следующее: «Хорошо праведнику - хорошо и соседу его, горе злодею - горе и соседу его» (см. Сукка 56 б ). Поэтому может случиться так, что праведник пострадает из-за своего соседства с преступниками; но он не может пострадать незаслуженно. «За компанию» со злодеями он может подвергнуться, например, частичному наказанию за собственные проступки, за которые в ином случае он не был бы наказан сейчас, а получил бы отсрочку - чтобы исправить их. А если праведник не заслуживает наказания вовсе - Творец спасает его из ситуаций, в которых, казалось бы, уже нет никакого выхода.

Обратная ситуация со злодеями - даже если они уже заслужили наказание, и полагающаяся им отсрочка закончилась, благодаря их соседству с праведниками отсрочка может быть продлена. И именно это пообещал Вс-вышний Аврааму, желая дать жителям Сдома и Аморы еще один шанс исправить свой путь.

Достаточного числа праведников не нашлось, преступники были наказаны: Вс-вышний «серой и огнем» истребил все города Сдомской равнины, кроме Цоара, и сбросил их со скалы вниз.

Где сейчас Сдом и Амора?

В книге Берешит (14: 7 ) сказано: «А долина Сидим вся в асфальтовых ямах, и когда цари Сдома и Аморы бежали (от врагов), то упали туда…». Иосиф Флавий объясняет: «В то время тут находились колодцы, теперь же, после уничтожения города содомитян, вся эта долина обратилась в озеро, носящее название Асфальтового » - то есть это Мертвое море.

И сейчас вдоль дороги номер 90 часто встречаются таблички с предупреждением о «глотающих ямах» и об опасности купаться в темноте. Эти огромные ямы там находятся и по сей день.

Возможно, что и соляной столб , в который превратилась жена Лота, стоит на своем прежнем месте. По крайней мере, Иосиф Флавий пишет: «Жена Лота, которая во время бегства, вопреки запрещению Господа Бога, постоянно обращалась назад в сторону города, выражая страшное любопытство, была обращена в соляной столб. Последний я видел лично: он сохранился по сей день».

Самим же словом «Сдом» сейчас называется горный массив, тянущийся на 10 километров с севера на юг вдоль западного берега Мертвого моря, а также комплекс химических предприятий на юго-западном берегу Мертвого моря, основанный в первой трети 20-го века.

Сегодня Сдом - это уже не один город, а целая подкультура, угрожающая духовны

м разрушением миру. И если сегодня найдутся десять праведников, которые станут примером для подражания, надеждой на исправление грешников, то они и станут защитниками поколения. Тогда окажется, что молитва Авраама о спасении Сдома была не напрасной!И сегодня мы можем спасти свое поколение, и не только молитвами, но и своими поступками, своей праведностью, как сказано в Мишлей (притчах Соломона) : «Праведник - основа мира!»

Спрашивает володя
Отвечает Александра Ланц, 01.05.2011


Вопрос : "почему такой набожный человек как Лот, пил не один день, да так, что умудрился с собственными дочерьми переспать? ведь по сути всего писания, не мог такой уже окрепший в вере человек, такое себе позволить!"

Здравствовать вам в правде Божией, Володя!

История Лота несёт в себе очень много уроков, но в связи с вашим вопросом, мы остановимся только на двух.

Один их этих уроков в том, что праведный верою жив будет, а не делами своей праведности. Праведник – это не тот, кто делает всё абсолютно правильно, а тот, кто верит Богу и ходит с Богом по мере открытого ему света. Бог спасает человека не за дела праведности, которые тот совершает во славу Божию, а за ВЕРУ в Его слово.

Среди разращённых жителей Содома и Гоморры Лот был единственным человеком, который ещё как-то помнил об Истинном Боге, а потому его действия, ставшие продолжением его веры, оказались правильными.

Лот был единственным в городе человеком, кто позвал странников в свой дом, тем самым позвав в свой дом спасение.

Лот был единственным из всех его родственников, кто поверил Слову Бога и поэтому оказался спасённым.

Видите? Лот оказался спасённым не потому, что он был абсолютным праведником, а потому, что поверил Слову Бога, которое в его случае звучало так: «кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его» (). Не за дела праведности Лот был выведен из предназначенного для разрушения города, а по вере его Слову Бога.

Вот именно из-за его веры Писание называет Лота праведником. Кстати, обратите внимание на то, что после того, как Писание назвало праведником Авраама, он падал несколько раз, перечитайте историю Давида, и вы обязательно увидите, что этот праведник Божий тоже не раз падал, да и не только они... Конечно, это не означает, что Бог одобрял их падения, их неправедные мысли и неправильное поведение, Бог никогда не одобрит грех. Однако, Бог любит человека и, зная его слабую гадкую природу, спасает человека не по делам его(её) праведности, а просто потому, что человек верит Его слову и желает исполнения Его слова в своей жизни.

Другой урок, который мы видим в истории Лота, заключается в том, чтобы мы не обманывались: худые сообщества, действительно, развращают добрые нравы (). Когда Лот отделился от Аврама, чтобы жить в плодородной и прекрасной земле, он не обратил особого внимания на то, что люди, среди которых ему придётся жить, были очень и очень склонны ко злу.

«Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она... вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. ...Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома. Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом » ().

Будучи человеком, который знал Истинного Бога через своего дядю Аврама, Лот всё же решил, что сможет сохранить это знание, живя среди нечистоты и разврата. Однако он ошибся, и хотя в своей верящей Богу душе, он всё время мучился от того, что творилось в Содоме и Гоморре, он умудрился так прилепиться сердцем к внешнему комфорту той жизни, что успел прилепиться и ко многим грехам этого «комфорта». Лот как раз не был «окрепшим в вере человеком», как вы говорите о нём. Он был человеком, теряющим свою веру... и если бы ни странники, которые буквально взяли его за руку () и вывели их города, Лот погиб бы так же, как и остальные жители тех городов. Из Своей милости, Господь пришёл с наказанием для до основания развратившихся городов раньше, чем последние лучи веры (праведности) Лота были поглощены тьмой мирского комфорта. Задержись Господь на некоторое время, и Лот уже полностью ассимилировался бы в той среде, к которой прилепился... и уже некого было бы спасать. Вот почему предупреждение верующим последнего времени звучит так серьёзно:

«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому ; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» ().

«И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее ; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее» ().

Да, сознание Лота и его дочерей было извращено. Вышедшие из-под физического разрушения, которое обрушилось на Содом и Гоморру, они вышли с отвратительным наследием, которое не преминуло проявить себя. Лот не смог отказать себе в радости алкогольного опьянения, а его дочери не смогли отказать себе в желании во что бы то ни стало оказаться матерями. Жизнь среди разврата и беззакония никогда не способствует возрастанию праведности.

Печальная история? Да. Печальна она ещё и тем, что родившиеся от этого противоестественного союза дети стали отцами народов, которые постоянно сопротивлялись Богу и Его спасительной воле. Библия потому и достойна доверия, что не скрывает от нас правду о том, каковы мы все на самом деле, о том, как страшно падка наша природа на зло, как легко прилепляется к нему и как трудно человеку, который верит в Единого Истинного Бога, отлепиться от зла и начать ходить путями добра. Поэтому давайте изучать уроки из жизни наших праотцов, чтобы не повторять их в своих жизнях.

С уважением,
Саша.

Когда Лот поселился в Содоме, он намеревался решительно оградить себя от беззакония и заповедать сие дому своему после себя. Но он жестоко ошибся. Развращенное окружение оказало пагубное воздействие на его собственную веру, а общение его детей с жителями Содома привело к появлению общих интересов. Последствия же всего этого нам известны.

Многие и поныне совершают подобную ошибку. При выборе места жительства они учитывают скорее временные преимущества, нежели ту нравственную и общественную атмосферу, в которой им придется жить. Они избирают прекрасное плодородное место или же уезжают в какой-либо процветающий город в надежде разбогатеть; но искушения окружают их детей, которые, как это часто бывает, заводят такие знакомства, которые самым неблагоприятным o6pазом отражаются на развитии религиозных чувств и формировании характера.

Атмосфера разнузданной безнравственности неверия, равнодушия к религиозным вопросам сводит на нет влияние родителей. Перед глазами юношества всегда стоит пример бунта против родительского и Божественного авторитета. Многие вступают в интимные отношения с нечестивыми и, следовательно, связывают свою судьбу с врагами Божьими.

Бог желает, чтобы, выбирая место жительства, мы прежде всего учитывали нравственное и религиозное влияние, какое будет испытывать наша семья. Мы можем попасть в критическое положение, ибо многие не могут иметь то окружение, которого хотелось бы, но, если призывает нас долг, то Бог поможет нам остаться незапятнанными, если только мы будем бодрствовать и молиться, полагаясь на благодать Христа. Но без необходимости мы не должны подвергать себя такому влиянию, которое неблагоприятным образом может сказаться на развитии нашего христианского характера.

Если мы добровольно находимся в обществе безбожников, тогда мы огорчаем Бога и изгоняем святых ангелов из наших домов. Те, кто обеспечивает своим детям земное богатство и мирской почет ценой вечных интересов, осознают впоследствии, что эти приобретения обернулись ужасной потерей. Подобно Лоту, многие увидят своих детей погибшими, а себя едва спасенными. Труды всей их жизни потеряны, их жизнь - печальная неудача. Если бы они поступили воистину благоразумно, то хотя их дети имели бы и меньше земных благ, зато была бы уверенность в бессмертном наследии.

Наследия, обещанного Богом Своему народу, на этой земле не существует. Авраам не имел богатства в мире сем: «И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги» (). Он обладал огромным состоянием, но употребил его во славу Божью и во благо своих соотечественников. Но он не считал эту землю своей родиной. ( , глава 14)


Читайте еще по теме "Толкование Писания":

21 фев Не понимаю что значат слова Втор 23:2 Сын блудницы не может войти в общество Господне? Значит, он не имеет права на спасение, потому что не может быть крещён? (Лаура)

Во время посещения Авраама тремя ангелами, уже уходя из его дома, Бог открыл ему, что Он истребит соседние города Содом и Гоморру, так как они самые нечестивые города на земле.

В Содоме жил племянник Авраама, праведный Лот. Авраам стал умолять Господа, чтобы Он помиловал эти города, если там найдутся пятьдесят праведников.

Господь сказал: "Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то ради них помилую весь город".

Авраам снова спросил: "Может быть, до пятидесяти праведников не достанет пяти?" Господь сказал: "Не истреблю, если найду там сорок пять праведников".

Авраам же продолжал говорить с Господом и умолять Его, все уменьшая число праведников, пока не дошел до десяти; он сказал: "Да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять праведников?" Бог сказал: "Не истреблю и ради десяти".

Но в этих несчастных городах жители были так злы и развращены, что там не нашлось и десяти праведных людей. Эти нечестивцы хотели даже надругаться над двумя Ангелами, пришедшими, чтобы спасти праведного Лота.

Они уже готовы были выломать дверь, но Ангелы поразили их слепотою, и вывели Лота с его семейством - с женой и двумя дочерьми - за город. Они велели им бежать и не оглядываться назад, чтобы не погибнуть.

И тогда пролил Господь на Содом и Гоморру дождь из серы и огня и истребил эти города и всех людей в них. И опустошил все место это так, что в долине той, где они были, образовалось соляное озеро, известное теперь под названием Мертвого моря, в котором не может жить ничто живое. Жена Лотова, когда убегала из города, оглянулась назад, на Содом, и тотчас превратилась в соляной столп.

Тем, что жена Лота оглянулась на Содом, она показала, что жалеет об оставленной греховной жизни. Это строгий урок нам: когда Господь спасает нас от греха, нужно убегать от него, не оглядываясь, не задерживаясь и не жалея о нем.

Принесение Исаака в жертву

Через год после явления Аврааму Бога в виде трех странников исполнилось предсказание Господа: у Авраама и Сарры родился сын, которого они назвали Исааком. Аврааму тогда было сто лет, а Сарре девяносто. Они очень любили своего единственного сына. Когда Исаак вырос, Бог пожелал возвысить веру Авраама и научить через него всех людей любви к Богу и послушанию воле Божией.

Бог явился Аврааму и сказал: "Возьми сына твоего единственного Исаака, которого ты любишь, иди в землю Мориа, и принеси его в жертву на горе, которую Я тебе укажу".

Авраам повиновался. Ему было очень жалко своего единственного сына, которого он любил больше, чем самого себя. Но Бога он любил больше всего и верил Ему совершенно.

Он знал, что Бог никогда и ничего плохого не пожелает. Он встал рано утром, оседлал осла, взял с собою сына Исаака и двух слуг и отправился в путь.

На третий день пути они пришли к горе, которую указал Господь. Авраам оставил слуг и осла под горою, взял огонь и нож, дрова возложил на Исаака и пошел с ним на гору.

Когда они шли вдвоем на гору, Исаак спросил Авраама: "Отец мой! У нас есть огонь и дрова, а где же агнец для жертвоприношения?"

Авраам ответил: "Господь усмотрит Себе агнца". И шли далее оба вместе, и пришли на вершину горы, на место, указанное Господом.

Там Авраам устроил жертвенник, разложил дрова, связал сына своего Исаака и положил его на жертвенник поверх дров. Он уже поднял нож, чтобы заколоть своего сына.

Но ангел Господень позвал его с неба и сказал: "Авраам, Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего. Ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога, потому что не пожалел единственного твоего сына для Меня".

И увидел Авраам невдалеке барана, запутавшегося в кустарнике, и принес его в жертву вместо Исаака.

За такую веру, любовь и послушание Бог благословил Авраама и обещал, что у него будет потомства так много, как звезд на небе и как песку на берегу моря, и что в его потомстве получат благословение все народы земли, то есть из его рода произойдет Спаситель мира.

Принесение Исаака в жертву было предсказанием людям о Спасителе, Который, будучи Сыном Божиим, отдан будет Своим Отцом на крестную смерть, в жертву за грехи всех людей.