Стандарты аудита. Международные стандарты аудита

Стандарт – официальный государственный или нормативный технический документ отрасли, предприятия, формы, устанавливающий необходимые качественные характеристики, требования, которым должен удовлетворять данный вид продукции товара.

Стандарты регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.

Аудиторские стандарты определяют единые базовые правила осуществления аудиторских проверок, единые требования к качеству и надежности аудита. Использование аудиторских стандартов обеспечивает определенный уровень гарантий достоверности результатов аудиторской проверки.

На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов. Стандарты устанавливают общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, методологию аудита, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.

Стандарты играют важную роль в аудите и аудиторской деятельности, поскольку они:

  • обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
  • содействуют пользователям понимать процесс аудиторской проверки;
  • создают общественный имидж профессии;
  • устраняют контроль со стороны государства;
  • помогают аудитору вести переговоры с клиентом;
  • обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов. Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Российские стандарты аудиторской деятельности разработаны на базе международных стандартов аудита (МСА), которые выпускает Международная федерация бухгалтеров.

Система стандартов в обобщенном виде включает в себя международные стандарты; национальные стандарты; внутрифирменные стандарты. В конечном счете цель системы стандартов достигается формированием и применением пакета внутрифирменных стандартов, которые детализируют и регламентируют единые требования к выполнению аудиторских проверок и оформлению аудиторских заключений.

Значение системы стандартов состоит в том, что она:

  • обеспечивает высокое качество аудиторской проверки;
  • содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
  • помогает пользователям понять процесс аудиторской проверки;
  • обеспечивает связь отдельных элементов аудиторского процесса;
  • создает общественный имидж профессии.

Международные аудиторские стандарты

В основе Российских стандартов аудита лежат международные стандарты (МСА). Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимается несколько организаций, в т.ч. Международная федерация бухгалтеров (IFAC), созданная в 1977 г. В рамках IFAC аудиторскими стандартами занимается Международный комитет по аудиторской практике (IAPC).

Международные стандарты проведения аудита (IAG), которые издает Комитет, преследуют двойную цель:

1) способствовать развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;

2) унифицировать, по мере возможности, подход к аудиту в международном масштабе.

Система международных стандартов аудита насчитывает более 45 стандартов, сгруппированных в несколько разделов. Международные стандарты аудита базируются на следующих основополагающих принципах:

  • аудит может проводиться только лицом, имеющим аттестат аудитора, т. е. профессионалом с достаточным опытом работы, успешно сдавшим квалификационные экзамены;
  • аудитор должен быть независим от клиента;
  • аудитор должен соблюдать в своей деятельности Кодекс профессиональной этики;
  • аудитор должен высказывать в аудиторском заключении мнение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента.

4. Существенность в аудите.

5. Аудиторские доказательства.

6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

7. Внутренний контроль качества работы в аудите.

8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом.

9. Аффилированные лица.

10. События после отчетной даты.

11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.

Система правил (стандартов) аудиторской деятельности состоит их четырех взаимозависимых последовательных блоков:

1. Общие стандарты.

2. Рабочие стандарты.

3. Стандарты отчетности.

4. Прочие стандарты.

Общие стандарты аудита являются основополагающими в определении цели, образовательного стандарта, единых принципов ведения аудита в России:

  • письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита;
  • порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг;
  • права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов;
  • образование аудитора и др.

Рабочие стандарты аудита устанавливают общие правила осуществления проверок и условия работы аудиторов:

  • планирование аудита;
  • аудиторская выборка;
  • аудиторские доказательства;
  • документирование аудита;
  • письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита;
  • первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности и др.

Стандарты отчетности определяют единые требования к составлению и оформлению документов по результатам проверок с целью доступности информации пользователям:

  • порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности;
  • дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности;
  • заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям и др.

Прочие стандарты необходимы для проведения аудита, особенности которого в отдельных сферах деятельности отличны:

  • особенности аудита малых экономических субъектов;
  • аудит в условиях компьютерной обработки данных;
  • характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним и другое.

Внутрифирменные стандарты аудита

Под внутрифирменными стандартами аудиторской организации понимаются документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Необходимость и порядок разработки внутрифирменных стандартов определен ФЗ «Об аудиторской деятельности» и ПСАД «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций».

Согласно данным нормативных документов, аудиторская организация должна сформировать пакет внутренних стандартов, отражающий ее собственный подход к проводимым проверкам и составляемым заключениям, исходя из общеустановленных принципов организации и проведения аудита.

При разработке внутренних стандартов аудиторские организации обязаны руководствоваться действующими законодательными и иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими аудиторскую деятельность, а также учитывать рекомендации профессиональных аудиторских объединений.

Внутрифирменные стандарты не должны противоречить национальным стандартам и международным стандартам. В крупных аудиторских фирмах имеются специальные департаменты по методологии бухгалтерского учета и аудита, задача которых – разработка внутрифирменных методов предварительной экспертизы состояния дел клиента и заключения договоров, проведения аудиторской проверки в целом и отдельных счетов и операций клиента, подготовки аудиторского заключения и его оформления.

Внутрифирменные стандарты являются индивидуальными, авторскими в каждой аудиторской фирме, их содержание – закрытая информация. Внутрифирменные стандарты – это набор внутрифирменных инструкций и руководств значительного объема, которые постоянно корректируются в целях совершенствования и по причине изменения среды их применения.

Внутренние стандарты аудиторских организаций разрабатываются с учетом их актуальности и приоритетности и должны удовлетворять требованиям:

  • целесообразности – иметь практическую пользу;
  • преемственности и непротиворечивости – каждый последующий внутренний стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами;
  • логической стройности – обеспечивать четкость формулировок, целостность и ясность изложения;
  • полноты и детализации – полностью охватывать значимые вопросы данного стандарта, логически развивать и дополнять излагаемые принципы и положения;
  • единства терминологической базы – содержать одинаковую трактовку терминов во всех стандартах и документах.

Требования внутренних стандартов аудиторских организаций должны регулировать осуществление аудиторской деятельности в соответствии с основными принципами аудита и общепринятыми этическими нормами.

Внутрифирменные стандарты аудиторских организаций должны содержать конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам на практике определить четкий порядок своих действий по выполнению требований правил (стандартов) и по повышению качества аудиторских проверок.

Для выполнения контрольных функций в ходе практического осуществления аудита аудиторской организацией может быть создана служба контроля качества проведения аудита.

Организация имеет право заключать со своими сотрудниками соглашение, обязывающее сотрудников не разглашать содержание внутренних стандартов и не использовать их вне деятельности данной аудиторской организации.

Значение внутрифирменных стандартов заключается в том, что оно позволяет аудиторским организациям:

  • полнее соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • сделать технологию и организацию проведения аудита более рациональной, уменьшить трудоемкость аудиторских работ по проверкам отдельных участков (с помощью рабочих таблиц и вопросников, других документов технического характера), обеспечить дополнительный контроль за работой ассистентов аудитора;
  • содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий, укрепить общественный престиж профессии;
  • обеспечить высокое качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска;
  • детализировать профессиональное поведение аудитора в соответствии с этическими нормами аудита.

Внутренние стандарты формулируют единые базовые требования к порядку проведения аудита, к качеству и надежности аудита и создают при их соблюдении дополнительный уровень гарантии результатов аудиторской проверки. Наличие системы внутрифирменных стандартов и ее методологического сопровождения является необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации.

Источник - Основы аудита: учебное пособие / Н. А. Богданова, М. А. Рябова. – Ульяновск: УлГТУ, 2009. – 229 с.

В мировой практике принято, что требования к организации и проведению аудита, оказания аудиторских услуг закрепляются в так называемых стандартах аудиторской деятельности. Аудиторские стандарты устанавливают не только единые базовые правила проведения и единые требования к качеству и надежности аудита, но и определяют масштаб аудиторской деятельности, вопросы методологии, виды отчетов аудиторов, базовые принципы, которым должны следовать аудиторы. Использование аудиторских стандартов позволяет обеспечить определенный уровень гарантий достоверности результатов аудиторской проверки.

С изменением экономических условий аудиторские стандарты периодически пересматриваются с целью максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

В настоящее время существует система аудиторских стандартов, в рамках которой стандарты подразделяются на международные и национальные.

Международные стандарты аудита (МСА) разрабатываются, внедряются и продвигаются Международной федерацией бухгалтеров (МФБ) - международной профессиональной бухгалтерско-аудиторской организацией, объединяющей членов более 160 национальных бухгалтерско-аудиторских организаций из 125 стран мира, в том числе и из России. Такие стандарты определяют основополагающие методы аудита, обеспечивают его соответствие возрастающим многочисленным требованиям в области международной аудиторской деятельности.

Основной целью Международной федерации бухгалтеров является создание глобальной системы стандартов, которая включает следующие основные элементы:

  • - Кодекс этики профессиональных бухгалтеров МФБ;
  • - международные стандарты аудита;
  • - международные стандарты образования;
  • - Международные аудиторские стандарты государственного сектора.

Российская Федерация в Международной федерации бухгалтеров представлена двумя объединениями: Некоммерческое партнерство «Институт профессиональных Аудиторов» (полноправный член организации) и Некоммерческое партнерство «Российская Коллегия аудиторов» (член-наблюдатель организации).

Главной задачей функционирования этих объединений является всестороннее содействие внедрению и применению Международных аудиторских стандартов в нашей стране.

Необходимо заметить, что международные стандарты не превалируют над национальными стандартами.

В России сложилась и применяется система стандартов аудиторской деятельности, разработанная на базе Международных стандартов аудита. Данная система представлена следующими тремя направлениями.

1. Федеральные стандарты аудиторской деятельности. Представляют собой нормативно-правовые документы, которые регламентируют требования к порядку осуществления, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации. Данные стандарты утверждаются Правительством РФ и являются обязательными для аудиторских организаций и аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, носящих рекомендательный характер.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности как правовая категория впервые появились в нашей стране в Федеральном законе от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». До их появления в нашей стране применялись только Правила (стандарты) аудиторской деятельности первого поколения (ПСАД), которые обязательному применению подлежали до сентября 2002 г. Переход от них к федеральным стандартам обусловил во многом тот факт, что они не являлись правовыми актами.

С сентября 2002 г. до января 2009 г. происходила разработка и утверждение Правительством РФ федеральных стандартов второго поколения (ФПСАД). В этот период шла постепенная замена стандартов первого поколения на второе поколение, но до конца она так осуществлена и не была.

С января 2009 г. и по настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 г. (ред.от 01.12.2014 г) №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» Министерством финансов РФ ведется разработка и утверждение федеральных стандартов третьего поколения (ФСАД). Данные стандарты постепенно должны заменить стандарты первого и второго поколения.

В настоящий момент обязательному применению подлежат федеральные стандарты второго и третьего поколения, а стандарты первого поколения носят рекомендательный характер.

2. Внутренние стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов (СРО). Такие стандарты, разрабатываемые СРО для своих членов, в обязательном порядке должны определять требования к аудиторским процедурам, дополнительные к тем, что устанавливают федеральные стандарты, если это обусловлено особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг. Кроме того, эти стандарты не могут противоречить федеральным стандартам и не должны создавать препятствия для аудиторских организаций и аудиторов, осуществляющих аудиторскую деятельность.

Помимо стандартов аудиторской деятельности каждая саморегулируемая организация принимает кодекс профессиональной этики аудиторов, представляющий собой свод правил поведения, который обязаны соблюдать аудиторские организации, аудиторы в процессе аудиторской деятельности.. Данный кодекс должен быть одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ.

В настоящее время разрабатываются кодексы этики на основе так называемого модельного документа - «Кодекса этики аудиторов России» (одобрен Советом по аудиторской деятельности 31 мая 2007 г., протокол №56), который в свою очередь, основывается на базе «Кодекса этики профессиональных бухгалтеров» в редакции 2006 г., принятом Международной федерацией бухгалтеров. Также, саморегулируемые организации аудиторов разрабатывают и утверждают в обязательном порядке для своих членов Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, которые также подлежат одобрению Советом по аудиторской деятельности.

3. Внутренние (внутрифирменные) стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов - это принятые и утвержденные аудиторской организацией документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, с целью обеспечения его эффективности. Такие стандарты рекомендовано разрабатывать на основе требований ПСАД «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций». К настоящему времени, практически все аудиторские организации имеют пакеты внутрифирменных стандартов аудита.

Внутрифирменные стандарты базируются на действующих законодательных и нормативно-правовых актах РФ, которые регулируют аудиторскую деятельность, а также учитывают рекомендации СРО аудиторов.

При разработке внутренних стандартов необходимо учитывать ряд следующих требований:

  • - целесообразность, т.е. стандарты должны иметь практическую пользу.
  • - преемственность и непротиворечивость - обеспечение согласованности и взаимосвязи с другими стандартами, опора на ранее принятые стандарты каждого последующего стандарта.
  • - логическая стройность, подразумевающая обеспечение четкости, целостности и ясности изложения формулировок.
  • - полнота и детализация - логически дополнять и развивать принципы и положения и полностью охватывать важные вопросы данного стандарта.
  • - единая терминологическая база, позволяющая иметь одинаковую трактовку терминов во всех стандартах и документах.

Аудиторская организация самостоятельно устанавливает перечень, сроки, порядок разработки и внедрения в практику внутренних стандартов.

К таким стандартам могут относиться принятые и утвержденные в установленном порядке стандарты, инструкции, методические разработки и пособия и другие документы, раскрывающие внутренние подходы к осуществлению аудиторской деятельности. В качестве дополнительных к ним могут разрабатываться приложения, выполняющие вспомогательную роль и разъясняющих отдельные положения внутренних стандартов.

Внутрифирменные стандарты являются частью системы внутреннего контроля и организационно-распорядительной документации. Они в обязательном порядке утверждаются приказом руководителя аудиторской организации, а в случаях, когда это предусмотрено - советом учредителей или другим уполномоченным органом.

Поэтому, можно сделать вывод, что наличие системы внутрифирменных стандартов является необходимым показателем профессионализма аудиторской организации.

В России, где в настоящее время происходит переход от жестко регулируемой континентальной системы бухгалтерского учета к англо-американской, разработка аудиторских правил (стандартов) ведется самостоятельно с учетом положений международных стандартов аудита.

Работа над современным вариантом системы общероссийских аудиторских стандартов началась в нашей стране в 1995 г. С самого начала эта система создавалась как национальный аналог системы Международных аудиторских стандартов, разрабатываемых МФБ.

В Российской Федерации согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 разработку федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности осуществляет федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности (ФОГРАД). Утверждает федеральные правила (стандарты) Правительство Российской Федерации. Поскольку федеральные правила находятся в процессе разработки и утверждения, действуют правила (стандарты) аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденные ранее Минфином России; их действие заканчивается по мере утверждения федеральных правил.

Федеральные правила (стандарты) базируются на международных стандартах аудита.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности -- это, как отмечается в законе об аудиторской деятельности в Российской Федерации, единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на: Крикунов А.В. Организация российского аудита: итоги и перспективы. // Аудиторские ведомости. 2009г. № 2

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (см. таблицу)

Таблица 1

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Наименование

Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности

Документирование аудита

Планирование аудита

Существенность в аудите

Аудиторские доказательства

Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности

Внутренний контроль качества аудита

Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом

Аффилированные лица

События после отчетной даты

Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица

Согласование условий проведения аудита

Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита

Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита

Понимание деятельности аудируемого лица

Аудиторская выборка

Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях

Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников

Особенности первой проверки аудируемого лица

Аналитические процедуры

Особенности аудита оценочных значений

Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника

Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица

Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами

Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация

Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности

Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность

Использование результатов работы другого аудитора

Рассмотрение работы внутреннего аудита

Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации

Компиляция финансовой информации

Использование аудитором результатов работы эксперта

Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности

Контроль качества услуг в аудиторских организациях.

Внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях,

а также правила (стандарты) аудиторских организаций (фирм) и индивидуальных аудиторов.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и правил профессионального аудиторского объединения, членами которых они являются.

Приказом Минфина РФ от 20 мая 2010 г. N 46н «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности», зарегистрированным 7 июля 2010 г., полномочия Правительства РФ по порядку утверждения федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД) переданы Минфину России. В связи с этим утвержден ряд новых ФСАД.

Один из них определяет требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности. В заключение аудитор выражает свое мнение о достоверности отчетности. Оно формируется на основе полученных аудиторских доказательств. Аудитор должен оценить, в частности, обоснованность принятой учетной политики, а также является ли информация, отраженная в бухотчетности, надежной, сопоставимой, понятной и уместной. Следует выяснить, дает ли отчетность достоверное представление об имевших место хозяйственных операциях и событиях.

Отдельный ФСАД посвящен аудиторскому заключению, содержащему модифицированное мнение о достоверности отчетности. Оно может быть выражено в следующих формах: с оговоркой, отрицательное, отказ от выражения мнения. Аудитор обязан модифицировать свое мнение, если он пришел к выводу, что бухотчетность в целом содержит существенные искажения. Второй случай - у него отсутствует возможность получить достаточные доказательства того, что такие искажения отсутствуют. Определено, что понимается под существенным искажением отчетности.

Третий ФСАД устанавливает требования к дополнительной информации, включаемой в аудиторское заключение. Цель - привлечь внимание пользователей отчетности к отраженному в ней обстоятельству, которое, по мнению аудитора, настолько важно, что является основополагающим для понимания отчетности ее пользователями. Другое обстоятельство -- не отраженное в отчетности, но которое может способствовать пониманию пользователями аудита, ответственности аудитора или содержания аудиторского заключения.

Различаются не только подходы к аудиту, но и содержание аудиторских стандартов. Сравнение международных стандартов аудита и российских необходимо для:

аудиторский стандарт

  • - понимания существенных аспектов порядка проведения аудита и формирования профессионального мнения аудитора о достоверности финансовой отчетности;
  • - формулирования предложений по совершенствованию действующего российского законодательства по аудиту.

На основе действующих международных стандартов аудита разработан ряд отечественных аналогов.

В целом стандарты можно подразделить на несколько групп: Крикунов А., Профессиональный комментарий о федеральном законе Об аудиторской деятельности. //Финансовая газета. 2008 г. - №40, с. 12.

  • 1) российские правила (стандарты), имеющие аналоги среди международных стандартов аудита;
  • 2) российские правила (стандарты), имеющие существенные отличия от международных стандартов аудита;
  • 3) российские правила (стандарты), не имеющие аналогов в системе международных стандартов аудита;
  • 4) международные стандарты, не имеющие аналогов в системе российских стандартов аудита.

Значительная часть российских стандартов аудита тождественна или в существенных аспектах близка к международным стандартам аудита. Имеющиеся расхождения обусловлены:

  • 1) различиями в подходах к аудиту;
  • 2) формальными различиями - стиль и оформление документов, подробности изложения; практические примеры и т.п.;
  • 3) реформой международных стандартов аудита.

Тринадцать документов из числа международных стандартов аудита и положений о международной аудиторской практике в настоящее время не имеют российских аналогов. Это связано с тем, что российские регламентирующие документы еще находятся в стадии разработки, и подготовка всего пакета стандартов еще не завершена.

Кроме того, следует учитывать, что практика аудита, опираясь на накопленный в мире опыт, имеет в различных странах, в том числе в России, свои особенности, связанные со спецификой каждой страны, системой ее государственного самоуправления и многими другими факторами.

Развитие стандартов бухгалтерского и финансового учета оказывает влияние на эволюцию стандартов аудита. Более того, продвижение в России международных стандартов аудита зависит от внедрения и применения в учетной практике международных стандартов финансовой отчетности. Это проявляется в содержании документов, разработанных с целью гармонизации бухгалтерского учета и аудита в соответствии с международными стандартами. 1 июля 2004 г. была одобрена Приказом МФ РФ Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В работе над Концепцией приняли участие Минэкономразвития, Федеральная служба по финансовым рынкам, Центральный банк, Федеральная служба по статистике, Миннауки, МНС РФ. Концепция была обсуждена с профессиональными общественными бухгалтерскими и аудиторскими объединениями, научными организациями, вузами, коммерческими организациями. В документе учтен мировой опыт и рекомендации ряда международных организаций. Концепция связывает дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности в стране с активизацией использования МСФО непосредственно хозяйствующими субъектами и в регулировании учета и отчетности.

Реализация Концепции осуществляется по специальным планам, охватывающим все выделенные направления развития бухгалтерского учета и отчетности. При этом изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе переход на МСФО, предполагается проводить постепенно с учетом потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти.

Основными направлениями развития бухгалтерского учета и отчетности, согласно принятой Концепции, являются: Панкова С.В., Панкова Н.И. Реформирование системы федеральных стандартов аудиторской деятельности и их сближение с МСА // Аудиторские ведомости. -2009

  • 1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
  • 2) создание инфраструктуры применения МСФО;
  • 3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
  • 4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
  • 5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Качество бухгалтерской информации зависит от того, насколько эффективно осуществляется контроль качества бухгалтерской отчетности. Концепция гласит: «Основой системы контроля должен быть институт аудита как форма независимой проверки бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов лицами, обладающими необходимой квалификацией и наделенными соответствующими полномочиями. В этом отношении институт аудита выступает одним из основных инструментов развития бухгалтерского учета и отчетности.

Предпосылками действенности аудита бухгалтерской отчетности являются:

  • а) качественные стандарты аудиторской деятельности, соответствующие Международным стандартам аудита;
  • б) четкие правила независимости аудиторских организаций и аудиторов;
  • в) непреложное следование аудиторских организаций и аудиторов Кодексу профессиональной этики;
  • г) единые квалификационные требования к аудиторам, независимо от того, в какой отрасли или сфере экономики они ведут деятельность;
  • д) высокий квалификационный уровень (в том числе в области МСФО) аудиторов, обеспечиваемый системой аттестации и повышения квалификации, включая квалификационный экзамен;
  • е) контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов со стороны, прежде всего, профессиональных общественных объединений;
  • ж) эффективная система государственно-общественного надзора за аудиторскими организациями и аудиторами».

С целью развития института аудита как основного элемента системы контроля качества бухгалтерской отчетности в План мероприятий по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ включены не только задачи по бухгалтерскому учету, но и по аудиту. К таким задачам относятся: Крикунов А.В. Организация российского аудита: итоги и перспективы. // Аудиторские ведомости. 2009г. № 2

  • 1. Подготовка изменений и дополнений к Федеральному закону «Об аудиторской деятельности», в том числе введение обязательного аудита консолидированной финансовой отчетности по МСФО.
  • 2. Разработка проектов федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности на основе международных стандартов аудита и представление их в Правительство РФ.
  • 3. Разработка предложений по совершенствованию правил независимости аудиторских организаций и аудиторов в соответствии с мировым опытом.
  • 4. Разработка предложений по введению единых квалификационных требований к аудиторам, в том числе в области аудита финансовой отчетности, подготовленной по МСФО.
  • 5. Повышение уровня контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов, в том числе обеспечение единых подходов к содержанию, формам и методам такого контроля.

В результате осуществления ряда мер по данным направлениям система бухгалтерского учета и отчетности будет отвечать реальным и современным потребностям рыночной экономики, а бухгалтерская и аудиторская профессия выйдут на качественно новый этап своего развития.