Виды лекций. Принципы и требования к лекции

Слайд 51

Психология обучения показывает, что материал, изложенный системно, лучше запоминается, допускает большее число ассоциативных связей.

Слайд 52

В обзорной лекции следует рассмотреть также особо трудные вопросы экзаменационных билетов.

Излагая лекционный материал, преподаватель должен ориентироваться на то, что студенты пишут конспект.

Слайд 53

Конспект помогает внимательно слушать, лучше запоминать в процессе записи, обеспечивает наличие опорных материалов при подготовке к семинару, экзамену.

Задача лектора - дать студентам возможность осмысленного конспектирования.

Слайд 54

Слушать, осмысливать, перерабатывать, кратко записывать. Для этого преподаватель должен помогать студентам и следить, все ли понимают, успевают. Это видно по реакции аудитории.

Каковы средства, помогающие конспектированию? Это акцентированное изложение материала лекции, т.е. выделение темпом, голосом, интонацией,

Слайд 55

Повторением наиболее важной, существенной информации, использование пауз, записи на доске, демонстрации иллюстративного материала, строгое соблюдение регламента занятий.

Слайд 56

Полезно обучить студентов методике конспектирования, правильному графическому расположению и оформлению записи: выделению абзацев, подчеркиванию главных мыслей, ключевых слов, заключению выводов в рамки, знаку NB - "nota bene", использованию разноцветных ручек или фломастеров.

Искусство лектора помогает хорошей организации работы студентов на лекции.

Тест 7

Структура лекции не зависит от содержания и характера излагаемого материала?

Слайд 57

способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, воспитывает навыки трудолюбия, формирует интерес к предмету.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЛЕКЦИИ

Слайд 58

При посещении и обсуждении лекции преподавателя коллегами возникает необходимость оценить ее качество.

Можно назвать узловые критерии оценки качества. Это содержание, методика, руководство работой студентов, лекторские данные, результативность лекции.

Слайд 59

Раскроем смысл каждого из них.

Активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекции. Освещение истории вопроса, показ различных концепций, связь с практикой. Лекция и учебник: излагается ли материал, которого нет в учебнике, пересказывается ли учебник, разъясняются ли особо трудные вопросы, даются ли задания проработать ту или иную часть материала самостоятельно по учебнику. Связь с предыдущим и последующим материалом, внутрипредметные, межпредметные связи.

Методика чтения лекций: четкая структура лекции и логика изложения.

Слайд 60

Наличие-отсутствие плана, следование ему. Сообщение литературы к лекции (когда, градация литературы). Доступность и разъяснение новых терминов и понятий. Доказательность и аргументированность. Выделение главных мыслей и выводов.

Использование приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения; подведение итогов в конце вопроса, всей лекции. Использование наглядных пособий, ТСО. Применение лектором опорных материалов: текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов.

Руководство работой студентов: требование конспектировать и контроль за выполнением. Обучение студентов методике записи и помощь в этом: темп, медленный темп, повтор, паузы, вычерчивание графиков.

Просмотр конспектов: по ходу лекции, после или на семинарских и практических занятиях.

Использование приемов поддержания внимания - риторические вопросы, шутки, ораторские приемы.

Разрешение задавать вопросы (когда и в какой форме).

Лекторские данные: знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, ораторское мастерство, культура речи, внешний вид, умение установить контакт.

Результативность лекции: информационная ценность, воспитательный аспект, достижение дидактических целей.

Слайд 61

РАЗВИТИЕ ЛЕКЦИОННОЙ ФОРМЫ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Слайд 62

Развитие отечественной образовательной системы, ее гуманизация, тенденция к ориентации на отдельного человека, на реализацию его творческих способностей обусловили разработку и появление новых лекционных форм, таких как проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция - пресс-конференция.

Предлагаемые ниже лекционные варианты могут успешно дополнять традиционную лекцию-информацию, будучи использованными в полном объеме лекционного времени на одном или нескольких занятиях либо как элементы традиционной формы на части занятия (полпары); может быть также разработан авторский лекционный курс в любой из упомянутых форм.

Попытаемся кратко охарактеризовать новые варианты подачи лекционного материала, направленные как на интенсификацию учебного процесса, так и на развитие личностных качеств Обучаемых.

Слайд 63

Проблемная лекция.

Слайд 64

О проблемной лекции мы будем говорить в связи с активными методами обучения. А сейчас лишь приведем ее содержательные и процессуальные характеристики. В отличие от информационной лекции, на которой преподносится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию,

на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо "открыть". Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели.

Слайд 65

Для этого новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить.

В ходе их разрешения и в итоге - как результат - студенты приобретают в сотрудничестве с преподавателем новое нужное знание.

Обзорная лекция

по ЛИТУРГИКЕ для 3 курса

Московской Духовной Семинарии.

Введение.

Литургикой называется наука о богослужении в христианской Православной Церкви. Своё название эта наука получила от слова "литургия", что в переводе с греческого языка означает общественное дело, общественная служба. В древние времена слово "литургия" употреблялось для обозначения совокупности богослужебных действий, обрядов и форм, т. е. всего богослужения или отдельных его видов.

Предметом изучения православной литургики являются содержание и формы богослужения в том виде и смысле, как их понимает и совершает Православная Церковь.

В настоящем курсе литургики изучается богослужение годового круга (двунадесятые праздники, службы Постной и Цветной Триоди).

Общие понятия о двунадесятых праздниках.

Церковные годовые службы, т. е. совершаемые однажды в год, посвящаются всегда особым воспоминаниям. Они подразделяются на праздничные и великопостные. Двенадцать из великих праздников, обозначающихся в богослужебных книгах знаком красного креста в круге , установлены во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и в честь Пресвятой Богородицы. Одни из них называются Господскими, а другие Богородичными двунадесятыми праздниками. Они подразделяются на переходящие и непереходящие. Служба первым совершается в строго определённый день года, а служба другим устанавливается в зависимости от даты Пасхи. Все Богородичные двунадесятые праздники относятся к непереходящим (Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Сретение Господне, Успение). К числу Господских непереходящих праздников относятся праздник Рождества Христова, Богоявления, Преображения Господня и Воздвижения Креста Господня.

Двунадесятыми подвижными праздниками являются господские праздники: Вход Господень во Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница. Праздник Пасхи, как "праздников праздник", имеет особую службу, отличающуюся от служб двунадесятых праздников, и поэтому он не входит в число двунадесятых.

Богослужение в дни великих двунадесятых праздников посвящаются исключительно празднуемому событию, что выражается в изменяемых частях богослужения (чтениях, молитвословиях, песнопениях).

Праздники в честь Пресвятой Богородицы.

Христиане с первых времён обращались с молитвой к Пресвятой Богородице, посвящали Ей храмы и устанавливали в честь Её праздники. Земная жизнь Богородицы прославляется в следующих двунадесятых праздниках:

1. Рождество Пресвятой Богородицы.

2. Введение во храм Пресвятой Богородицы.

3. Благовещение Пресвятой Богородицы.

4. Успение Пресвятой Богородицы.

Событие, воспоминаемое в этот праздник, сохранилось только в древнем церковном предании (напр., в творениях блаж. Иеронима, Епифания Кипрского и др.). Указание на праздник имеется уже в IV веке.

Особенности богослужения находятся в Типиконе в гл. 48 под 8 сентября. Если праздник приходится на день седмичный, то служба совершается только празднику. Если же праздник прилучится в день воскресный, то служба праздника будет совершаться вместе со службой воскресного дня (см. Типикон, гл. 48, 8 сентября, "1-ая Марковая глава") 1 . Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства и четыре дня попразднства. В отдание вся служба совершается только празднику. Богослужебные особенности находятся в Типиконе, гл. 48, под 12 сентября. Здесь же в "Марковой главе" находятся богослужебные особенности отдания в воскресный день.

О празднуемом событии известно из древнего церковного предания, которое отражено в церковных песнопениях. О введении Пресвятой Девы во храм по достижению Ею трёхлетнего возраста упоминают в частности, антиохийский еп. Еводий (I в.), блаж. Иероним (IV в.), св. Григорий Нисский (IV в.), Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские (VII в.). Время установления праздника с достоверной точностью неизвестно. На Востоке праздник получил широкое распространение уже в VIII - IX вв.

Особенности богослужения праздника находятся в Типиконе, гл. 48, под 21 ноября, и во многом схожи с богослужебными особенностями праздника Рождества Пресвятой Богородицы, за исключением Отдания.

Праздник имеет 1 день предпразднства и 4 дня попразднства.

Праздник посвящается воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки (1, 26-38). У древних христиан этот праздник носил различное наименование: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, начало Искупления, Благовещение Ангела Марии и только в VII в. ему на Востоке и Западе было присвоено название Благовещение Пресвятой Богородицы.

О праздновании его известно уже в III в. Особенности богослужения праздника находятся в Типиконе, гл. 48, под 25 марта. Праздник бывает в дни Великого поста или Светлой седмицы в промежутке от четверга 3-й седмицы Великого поста до среды Светлой седмицы (включительно).

Имеет 1 день предпразднства и 1 день попразднства или отдание праздника.

Всенощное бдение иногда начинается великим повечерием, иногда великой вечерней, а иногда - утреней.

Часы бывают в праздник или вседневные, или великопостные, или Великие, или Пасхальные.

Литургия всегда совершается в праздник или св. Иоанна Златоуста или св. Василия Великого.

Праздник Сретения известен на Востоке с IV века, а на Западе - с V века. В 543 г. при имп. Юстиниане установлено праздновать его с особой торжественностью, с крестным ходом и со свечами в память избавления жителей Константинополя и его окрестностей от моровой язвы и землетрясения в Антиохии. Празднование отнесено ко 2 февраля по той причине, что 2 февраля есть сороковой день от Рождества Христова (25 декабря).

По своим богослужебным особенностям (см. Типикон, гл. 48, 2 февраля) причислен к двунадесятым, но не Господским, а к Богородичным праздникам. Кроме совпадения с воскресным днём, праздник может иметь ещё свои особенности в зависимости от совпадения с днями приготовительных недель Великого поста (2 февраля "1-6 я Марковые главы"). Предпразднство 1 день, попразднство 7 дней и меньше, в зависимости от близости к Великому посту.

О празднике упоминается в творениях блаж. Иеронима, Августина и свт. Григория, еп. Турского. В IV в. повсеместно праздновался в Византии. При имп. Маврикии, одержавшем 15 августа победу над персами, день Успения Богоматери сделался праздником общецерковным.

Особенности богослужения праздника находятся в Типиконе, гл. 48, под 15 августа. К достойному празднованию верующие подготавливаются двухнедельным постом, именующимся Успенским, установленным из подражания Божией Матери, которая всю жизнь, и особенно перед Своим Успением, проводила в посте и молитве.

В некоторых местах в виде особого чествования праздника Успения совершается служба погребения Богоматери, особо торжественно совершающаяся в Иерусалиме, в Гефсимании.

Праздник Успения Божией Матери имеет один день предпразднства и восемь дней попразднства.

Господские праздники.

Установлен в первые века христианства и праздновался в один день с праздником Крещения Господня (6 января). На 25 декабря был перенесён в Римской Церкви при папе Юлии (первая полов. IV в.), в противовес языческому культу солнца. Из Рима обычай праздновать Рождество Христово отдельно от Крещения распространился в Константинополь (377 г.) и в др. Церкви.

Считая Рождество Христово второй Пасхой, церковный Устав назначает перед праздником сорокадневный пост, называемый "Малой Четыредесятницей" (Типикон, гл. 48, 14 ноября). Праздник имеет пять дней предпразднства (20 - 24 декабря) и шесть дней попразднства. Канун праздника, 24 декабря, называется ещё навечерием праздника.

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова (с 25 декабря по 6 января) называются святками, святыми днями, потому что эти дни освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления.

Начало празднования Богоявления относится ко временам апостольским. О нём упоминается в "Постановлениях Апостольских" (кн. 5, гл. 42; кн. 8, гл. 33). Во II в. на празднование Крещения Господня и ночное перед этим праздником бдение (богослужение) указывает Климент Александрийский. В III в. свои беседы на Богоявление составляли сщмч. Ипполит Римский, и св. Григорий Неокесарийский. Свв. Отцы IV в.: Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Августин и другие оставили нам свои поучения, произнесённые ими в праздник Богоявления.

Праздник первоначально праздновался с Рождеством Христовым. Имеет четыре дня предпразднства и восемь дней попразднства. Ближайшая суббота и воскресенье перед Крещением называются субботой и неделей пред Богоявлением.

Богослужебные особенности праздника во многом схожи с особенностями праздника Рождества Христова (см. Типикон, гл. 48, 6 января). В навечерие и в самой день праздника Крещения Господня совершается великое освящение воды (см. Требник).

О празднике известно, что существовал он уже в IV веке, о чём свидетельствуют поучения св. Ефрема Сирина и свт. Иоанна Златоуста. Праздник имеет один день предпразднства и семь дней попразднства.

Особенности богослужения находятся в Типиконе, гл. 48, под 6 августа. К особенностям праздника относится то, что в этот день совершается освящение плодов (см. Требник).

Праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV в. равноапостольной царицей Еленой. В VII в. к этому основному воспоминанию присоединилось другое - о возвращении древа Животворящего Креста Господня из персидского плена.

Праздник имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. Особенности богослужения находятся в Типиконе, гл. 48, под 14 сентября. Суббота и неделя предшествующие празднику, называются субботой и неделей пред Воздвижением, а суббота и неделя следущие за праздником - субботой и неделей по Воздвижении. "Отступка" и "приступка" (см. Типикон, гл. 48, 7 января; богослужебное Евангелие).

Богослужение великопостное (период пения Постной Триоди ).

Пост св. Четыредесятницы называется Великим по особой важности его значения. Древние христианские писатели свидетельствовали единогласно, что пост св. Четыредесятницы установлен апостолами в подражание сорокадневному посту Моисея (Исх. 34 гл.), Илии (3 Цар. 19 гл.), а главным образом - посту, совершенным Господом Иисусом Христом в Иудейской пустыне (Мф. 4, 2). О том, что пост есть установление апостольское свидетельствует 69 правило Апостолов. Кроме того, на апостольское установление поста и соблюдение его всей первенствующей Церковью указывают отцы Церкви I - IV веков: св. Игнатий Богоносец (I в.), Виктор еп. Римский (II в.), Дионисий Александрийский, Ориген (III в.), блаж. Иероним, Кирилл Александрийский (IV в.) и многие другие.

С глубокой древности был определён и самый образ соблюдения поста св. Четыредесятницы (см. Типикон, гл. 32). Службы Великого поста, а также подготовительных к нему недель (начиная с недели о мытаре и фарисее и кончая Великой Субботой) помещены в Триоди Постной.

Уставные особенности служб подготовительных недель к Великому посту, самого Великого поста и Страстной седмицы находятся в Типиконе, гл. 49.

В дни св. Четыредесятницы совершаются следующие основные виды служб: 1. Великое повечерие; 2. Утреня; 3. Часы с чином Изобразительных; 4. Вечерня; 5. Литургия Преждеосвященных Даров, а также Литургия св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого. Последование служб (1 - 4) изложено в Часослове, Божественной Литургии (5) в служебнике.

Под именем Литургии Преждеосвященных Даров разумеется литургия, на которой верующим предлагаются Св. Дары, освящённые прежде на предшествующей полной литургии и сохраняющиеся на св. Престоле в дарохранительнице. Начало этой литургии восходит к первым векам христианства, о чём свидетельствуют св. Симеон Солунский, патр. Константинопольский Михаил Керулларий. О причащении Преждеосвященными Дарами в своё время свидетельствовали св. Иустин Мученик, свт. Киприан Карфагенский, св. Григорий Богослов, св. Василий Великий.

Как имеющая апостольскую основу и являющаяся творением апостольской Церкви, Литургия Преждеосвященных Даров не надписывалась чьим-нибудь именем.

Что касается присвоения авторства св. Григорию Двоеслову (+ 604), то оно относится к позднейшему времени и возникло на почве глубокого почитания, с каким Православный Восток относится к имени этого св. мужа, восстановившего в Римской Церкви некоторые из древних обрядов, забытые там и сохранившиеся лишь на Востоке, в том числе и Литургию Преждеосвященных Даров.

У нас в Росси, когда господствовал Студийский Устав (XI - XIII вв.), Литургия Преждеосвященных Даров совершалась во все седмичные дни Великого поста (кроме субботы и воскресения). Но со времени введения Иерусалимского Устава (XIV - XV вв) и до нашего времени эта литургия совершается только по средам и пятницам Великого поста и в дни некоторых праздников.

Состав и порядок богослужения в первую - пятую недели Великого поста совершенно сходны с составом и порядком богослужения в приготовительные к этому посту недели (см. Типикон, гл. 49).

В Первую неделю Великого поста св. Церковью воспоминается победа правой веры над ересями, поэтому этот воскресный день называется "неделей Православия".

Вторую неделю Великого поста св. Церковь называет неделей "светотворных постов". Православное учение о посте, как средстве к благодатному озарению с особенной силой раскрывается в воспоминании в эту неделю свт. Григория Паламы.

В службе Третьей недели Великого поста св. Церковь прославляет Крест Господень, износя его на середину храма для поклонения, отчего и самая неделя называется Крестопоклонной.

В богослужении Четвертой недели св. Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице прп. Иоанна Лествичника.

В Пятую неделю св. Церковь воспоминает и прославляет подвиги св. Марии Египетской, которая по средствам покаяния, поста и молитвы взошла из глубины падения на высоту добродетелей, "всем наставница явися согрешающим".

В Шестую неделю Великого поста - св. Церковь воспоминает Вход Господень во Иерусалим . Богослужебные особенности этого великого двунадесятого праздника находятся в Типиконе, в гл. 49. Общий порядок богослужения такой же, какой имеют и другие господские двунадесятые праздники, за исключением той особенности, что после чтений Евангелия на утрени, при чтении 50-го псалма, совершается троекратное каждение ваий (верб), читается молитва и окропление св. водой.

В богослужении Страстной седмицы удерживается ещё больший покаянный характер. Каждый день посвящается особому воспоминанию, которое отражено в песнопениях и евангельских чтениях на утрени и Литургии.

В первые три дня Страстной седмицы совершается Литургия Преждеосвященных Даров. В Великий Четверг и в Великую Субботу - Литургия св. Василия Великого, а в Великую Пятницу, по причине глубокого сокрушения и сугубого поста в честь распятия и смерти Господа Иисуса Христа, а также потому, что в этот день Голгофская Жертва была принесена Самим Спасителем на Кресте - литургия не совершается. Уставные особенности богослужения Страстной седмицы находятся в 49 гл. Типикона.

Со дня св. Пасхи начинается пение Триоди Цветной - книги, по своему построению подобной Триоди Постной. Содержание Цветной Триоди в основном посвящено: Воскресению, Вознесению Господню и сошествию Св. Духа на апостолов. Собрание песнопений в одну книгу приписывается тем же лицам, которые составили Постную Триодь, свв. Феодору и Иосифу Студитам.

Первый Вселенский Собор (325 г.) своим определением постановил праздновать Пасху повсеместно в первое воскресение после весеннего полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской. Особенности Пасхального богослужения, с первого дня св. Пасхи и до отдания её, находятся в Типиконе, гл. 50.

В сороковой день по Воскресении Господа Иисуса Христа совершается праздник Вознесения Господня , в воспоминание события, описанного в Евангелии от Луки (24, 50-52), Марка (16, 12-19) и в книге Деяний свв. Апостолов (1, 1-12). Этот праздник всегда приходится на четверг 6-ой седмицы по Пасхе. Совершать этот праздник предписывают уже Апостольские Постановления (кн. 5, гл. 18). Свт. Иоанн Златоуст свидетельствует о важности и значимости праздника, а блаж. Августин усвояет ему апостольское установление.

Особенности богослужения находятся в Типиконе в гл. 50. Имеет праздник один день предпразднства и восемь дней попразднства. В ближайшее после праздника воскресенье Св. Церковь совершает память 318 отцев Первого Вселенского Собора , который был созван против Ария и начался в дни Пятидесятницы. Собор проповедал Сына Божия единосущна Отцу и исповедал, что Он воистину Сын Божий и совершенный Человек. Собор также вынес постановление относительно празднования дня Св. Пасхи.

В 50-ый день после праздника Воскресения Христова совершается другой великий праздник - праздник Пятидесятницы , когда прославляется сошествие Св. Духа на апостолов в виде огненных языков (Деян. 2, 1-4). За день до праздника, св. Церковь совершает вселенское поминовение усопших (Троицкая родительская суббота) (см. Типикон, гл. 50, гл. 49).

Праздник св. Пятидесятницы установлен апостолами, о чём говорится в Апостольских Постановлениях (Кн. 5, гл. 20). В IV в. были составлены св. Василием Великим особые молитвы, читаемые до сих пор на вечерне. Праздник не имеет предпразднства, попразднство же длится шесть дней. Особенности богослужения - см. Типикон, гл. 50.

Неделей Всех Святых оканчивается Цветная Триодь и начинается пение Октоиха.

Постановлением Поместного Собора Русской Православной Церкви в 1918 году восстановлено древнее общее празднование памяти всех русских святых в первое воскресение Петрова поста, т. е. после недели Всех Святых. О последнем, т. е. о посте в честь первоверховных апостолов Петра и Павла упоминается в Апостольских Постановлениях. Продолжительность его колеблется в зависимости от праздника Пасхи от восьми дней до шести недель.

1. Иоанн (Маслов), архим. Конспект по Литургике для 3-го класса. Загорск, 1984.

2. Настольная книга священнослужителя. Т. IV, 1983.

3. Булгаков С. В., Настольная книга священнослужителей. Т. I-II, М., 1993.

4. Скабалланович М., проф. Толковый Типикон. М., 1995.

5. Скабалланович М., проф. Христианские праздники. Кн. 1-6, Киев, 1915.

6. Розанов В. Богослужебный устав Православной Церкви. М.,1902.

лекций по данной тематике для ... курс семинарии отец Иоанн сдал экстерном, в 1950 г. окончил 4 курса Московской Духовной ...

Методика подготовки и чтения лекции

Методика подготовки и проведения лекции.

Лекция (от лат. Lесtio – «чтение») является одной и из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины.

Лекции различаются по своему построению, приемам изложения материала, характеру обобщений и выводов.

Различают следующие виды лекций:

Академическая лекция - это традиционно вузовская учебная лекция. Для нее характерны высокий научный уровень, теоретические абстракции, имеющие большое практическое значение. Стиль такой лекции - четкий план, строгая логика, убедительные доказательства, краткие выводы.

Популярная (публичная) лекция представляет изложение научных истин для аудитории, которая не подготовлена к их восприятию. Ученый-педагог обязан быть популяризатором, уметь просто и ясно излагать научную проблему. Обычно такие лекции читаются вне стен вуза.

Лекция общего курса (учебная лекция по программе курса) - это обычная и самая распространенная лекция в вузе. Содержанием общих курсов является последовательное и системное изложение данной науки, ознакомление слушателей с ее основными категориями, принципами и закономерностями.

Вводная лекция намечает основные проблемы курса в целом или его раздела. В нее включаются «ключевые» вопросы, понимание которых позволяет лучше усвоить материал последующих тем или самостоятельно разобраться в нем.

Обзорная лекция читается обычно перед экзаменами - государственными или курсовыми. Они излагают лишь отдельные, наиболее крупные вопросы программы. Обзорные лекции часто читают на вечерних и заочных отделениях вузов, представляя конспективный обзор полного учебного курса лекций.

Комплексная лекция читается в специальных курсах или на факультетах повышения квалификации преподавателей. Она представляет собой конгломерат данных из нескольких наук при сохранении ведущего значения одной из них. Такое комплексное рассмотрение темы помогает студентам оценить проблему. Особенностью таких лекций является их высокий научный уровень.

Установочная лекция читается чаще всего студентам заочного отделения, приступающим к изучению данной дисциплины. Значительная часть времени отводится ознакомлению с необходимой литературой (первоисточниками и учебниками), методическими советами и рекомендациями по ее изучению, написанию контрольных работ, а также с требованиями, предъявляемыми на экзаменах.

Для студентов дневных факультетов установочные лекции читаются во время выбора тем курсовых или дипломных работ - это методические лекции, из которых можно узнать, как подготовить курсовую или дипломную работу (подбор литературы, ее изучение, план работы подготовка текста, защита работы и др.).

Традиционная (информационно - объяснительная, повествовательная) лекция - «это такой вид изложения, в котором связанно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах или действиях, протекающих и развивающихся во времени». Это дидактическое определение с некоторыми оговорками можно применить также к вузовской лекции. Для такой лекции характерно описание, объяснение научных явлений и событий.

Лекция-беседа характеризуется высокой эмоциональностью, доверительным тоном лектора, когда он вовлекает студенческую аудиторию в совместное размышление над научными истинами. Диалог с аудиторией - наиболее распространенная и сравнительно простая форма активного вовлечения слушателей в учебный процесс. Она предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Как правило, в лекции-беседе рассказывают занимательные истории, подбирают запоминающиеся примеры.

Проблемная лекция характеризуется постановкой перед студентами учебных проблем-заданий, которые они должны самостоятельно решить, получив, таким образом, новые знания. В лекции сочетаются проблемные и информационные начала. Часть знаний студент получает в виде готовых знаний, а часть добывает самостоятельно под руководством преподавателя. На этих лекциях процесс познания студентов приближается к поисковой, исследовательской деятельности.

Своеобразными разновидностями проблемных лекций являются лекция-Мозговая атака, лекция-дискуссия и лекция с разбором практических ситуаций.

Лекция-дискуссия характеризуется тем, что преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы слушателей на его вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.

Лекция с разбором конкретных ситуаций - это по форме та же лекция-дискуссия, однако, на обсуждение преподаватель ставит не вопрос, а конкретную ситуацию. Как правило, такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, диафильме, поэтому изложение ее должно быть очень кратким, но содержать достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения. Это, так называемая, микроситуация. Слушатели анализируют и обсуждают ее сообща, всей аудиторией. Преподаватель старается активизировать участие в обсуждении отдельными вопросами, обращенными к отдельным слушателям, выясняет их оценку суждениям коллег, предлагает сопоставить с собственной практикой, «сталкивает» между собой различные мнения и тем развивает дискуссию, стремясь направить ее в нужное русло. Затем, опираясь на правильные высказывания и анализируя неправильные, ненавязчиво, но убедительно подводит аудиторию к коллективному выводу или обобщению.

Лекция-визуализация Чтение лекции-визуализации сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных визуальных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Эти материалы должны обеспечивать систематизацию имеющихся у слушателей знаний, предъявление новой информации, задание проблемных ситуаций и возможные разрешения;

Лекция вдвоем. В данной лекции моделируются реальные профессиональные ситуации, обсуждение теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например, представителями двух научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного технического решения и т.п. При этом нужно стремиться к тому, чтобы диалог преподавателей между собой демонстрировал культуру совместного поиска разрешения разыгрываемой проблемной ситуации, «втягивал» в общение и слушателей, которые начинают задавать вопросы, высказывать свои позицию, формулировать свое отношение к обсуждаемому содержанию.

Лекция с заранее запланированными ошибками. Необходимость развития у студентов умения оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию, которая привела к разработке лекции с заранее запланированными ошибками. Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера.

Лектор строит изложение таким образом, чтобы ошибки были тщательно «замаскированы» и их не так-то легко было заметить слушателям. Задача слушателей состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки, чтобы назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10-15 минут.

Лекция-пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит слушателей письменно задать ему вопросы по данной теме. Каждый слушатель должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующий его вопрос, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем лектор в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связанного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.

Лекция с применением техники обратной связи. В настоящее время все шире используются специально оборудованные классы для программированного обучения, где руководитель занятия имеет возможность с помощью технических устройств получать сведения о реакции всей группы слушателей на поставленный им вопрос. Вопросы задаются в начале и конце изложения каждого логического раздела лекции. Если аудитория в целом правильно отвечает на вводный вопрос, преподаватель может ограничить изложение лишь кратким тезисом и перейти к следующему разделу лекции. Если число правильных ответов ниже желаемого уровня, преподаватель читает подготовленный текст и в конце смыслового раздела задает слушателям новый вопрос, который предназначен уже для выяснения степени усвоения только что изложенного материала. При неудовлетворительных результатах контрольного опроса преподаватель возвращается к уже прочитанному разделу, изменив при этом методику подачи материала.

Таким образом, каждый преподаватель должен овладеть всеми стилями лекционного изложения учебного предмета, всеми видами лекций и знать, где и какой вид уместно применить. Даже лекция на одну и ту же тему читается преподавателем на разных потоках курса порой с весьма заметными различиями.

Подготовка к лекции. Выбор вида лекции зависит от предмета лекции, темы и ее структуры в учебной программе. Есть темы, которые требуют только академической лекции и не допускают лекцию-беседу. Выбор стиля зависит и от аудитории студентов, какие науки изучали студенты и какие изучают параллельно, их подготовленность к восприятию лекции, читается ли лекция первой парой часов или третьей, когда студенты устали и уместно, может быть, подготовить для них лекцию-беседу, если такой стиль допускает данная тема. Выбор вида лекции зависит и от ее назначения.

В заключение отметим, что смешивать разные стили или разные виды лекции (например, сочетать академическую и популярную лекции или аналитическую - с лекцией-беседой) в одной не следует, так как от этого может снизиться качество лекции, а главное - нарушиться контакт с аудиторией. К тому же, при смене стилей студентам трудно приспособиться к лектору.

 нравственная сторона лекции и преподавания;

 научность и информативность (современный научный уровень);

 доказательность и аргументированность,

 наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств;

 эмоциональность изложения

 активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления;

 четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;

 методическая обработка – выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках;

 изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий;

 использование по возможности, аудиовизуальных дидактических материалов.

 научность, доступность, единство формы и содержания, органическую связь с другими видами учебных занятий.

Перечисленные требования лежат в основе критериев оценки качества лекции.

Подготовка к лекции включает в себя:

 сбор материала по теме лекции;

 составление плана лекции;

 отбор материала для лекции;

 составление конспекта лекции.

За каждой хорошей лекцией – огромный труд. Специалист собирает материал в области своей науки всю жизнь. Минимальный срок подготовки - неделя. Необходимо знать тему, назначение, место и характер аудитории, ее подготовленность к восприятию темы.

Лекция состоит из трех частей: вступление, изложение и заключение.

Вступление призвано заинтересовать и настроить аудиторию на слушание лекции, поэтому надо начать с главной и ведущей мысли, которая затем займет центральное место.

Изложение - основная часть лекции, в которой реализуется вся тема. Вбирая в себя весь фактический материал, его анализ и оценки, центральная часть лекции воплощает ее идеи и раскрывает теоретические положения. В ходе изложения используются все формы и способы суждения, аргументации и доказательств. Имеет значение ораторский стиль.

Заключение имеет целью обобщить в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая ее как целостное творение, а также направить дальнейшую самостоятельную работу студентов, заложить основу для следующих лекций.

Основная часть лекции разбивается на главные логические узлы – основные учебные вопросы. Вопросы должны совпадать с учебной программой.

Количество вопросов в двухчасовой лекции составляет 2-3. План сообщается слушателям. Вопросы плана порой совпадают с будущим семинаром или экзаменом.

Отбор материала определяется планом лекции. Отбирая материал, преподаватель должен соблюдать принцип экономного отбора. Не следует рассказывать слушателям все, что известно о каком-то явлении, событии, процессе. Следует дать слушателю лишь основы знаний, чтобы студенты сами эту основу расширили, дополнили собственным трудом, используя учебную и научную литературу. Экономный отбор материала требует отсекать все частности, выделять главные идеи, не загромождать их примерами или обилием доказательств.

Лекцию не следует загромождать цитатами. Как правило, слушатели лучше усваивают те теоретические абстракции, которые имеют практическое применение.

Цифры должны приводиться с большим ограничением. Они плохо воспринимаются аудиторией.

Нельзя злоупотреблять пословицами, поговорками или забавными историями.

Проведение (чтение) лекции включает в себя: объявление темы лекции и ее плана, определение целей и краткую характеристику плана и проблем, показ связи с прошлой лекцией, краткую характеристику литературы.

Нетрадиционное вступление ставит целью привлечь особое внимание аудитории к данной лекции. Это могут быть, например, проблемный вопрос, случай из жизни, демонстрация наглядного пособия и т.д.

Раскрытие темы лектор может осуществлять как на ряде примеров, фактов, постепенно подводя слушателя к научным выводам, т.е. следуя индуктивным путем, так и дедуктивно, т.е. начиная с разъяснения и истолкования общего положения с последующим показом возможности его приложения на конкретных примерах. По каждому из анализируемых положений следует делать вывод, выделяя его интонацией и повторением.

В конце лекции полезно подвести итог тому, что студенты узнали на данной лекции.

В заключение необходимо сформулировать выводы и определить направления для самостоятельной работы студентов.

Методические приемы чтения лекции:

 четкая структура лекции и логика изложения;

 ознакомление с литературой по теме лекции;

 доступность и разъясненность всех новых терминов и понятий, используемых в лекции;

 выделение главных мыслей и выводов;

 использование приемов закрепления (повторение, вопросы на проверку понимания, усвоения; подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце лекции и т.п.);

 использование наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО), средств компьютерных и информационных технологий;

 применение опорных материалов при чтении лекции.

Управление работой студентов включает:

 требование вести запись и контроль над выполнением этого требования;

 обучение студентов методикам ведения записей;

 использование приемов поддержания внимания;

 ответы на вопросы.

Форма проведения лекции предполагает:

 ясность, правильность речи;

 соответствующий внешний вид;

 умение держаться перед аудиторией и установить с ней контакт;

 поддержание дисциплины.

Лекция (от лат. Lесtio – «чтение» ) является одной и из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины.

Лекции различаются по своему построению, приемам изложения материала, характеру обобщений и выводов.

Различают следующие виды лекций:

Академ-ая лекция - это традиционно вузовская лекция. Для нее характерны высокий научный уровень, теоретические абстракции, имеющие большое практическое значение. Стиль такой лекции - четкий план, строгая логика, убедительные доказательства, краткие выводы.

Популярная (публичная) лекция представляет изложение научных истин для аудитории, которая не подготовлена к их восприятию. Ученый-педагог обязан просто и ясно излагать научную проблему. Обычно такие лекции читаются вне стен вуза.

Лекция общего курса (учебная лекция по программе курса) - это обычная и самая распространенная лекция в вузе. Содержанием общих курсов является последовательное и системное изложение данной науки, ознакомление слушателей с ее основными категориями, принципами и закономерностями.

Вводная - намечает основные проблемы курса в целом или его раздела. В нее включаются «ключевые» вопросы, понимание которых позволяет лучше усвоить материал последующих тем или самостоятельно разобраться в нем.

Обзорная - читается обычно перед экзаменами - государственными или курсовыми. Они излагают лишь отдельные, наиболее крупные вопросы программы. Обзорные лекции часто читают на вечерних и заочных отделениях вузов, представляя конспективный обзор полного учебного курса лекций.

Комплексная - читается в специальных курсах или на факультетах повышения квалификации преподавателей. Она представляет собой конгломерат данных из нескольких наук при сохранении ведущего значения одной из них. Такое комплексное рассмотрение темы помогает студентам оценить проблему. Особенностью таких лекций является их высокий научный уровень.

Установочная - читается чаще всего студентам заочного отделения, приступающим к изучению данной дисциплины. Значительная часть времени отводится ознакомлению с необходимой литературой (первоисточниками и учебниками), методическими советами и рекомендациями по ее изучению, написанию контрольных работ, а также с требованиями, предъявляемыми на экзаменах.

Традиционная (информационно - объяснительная, повествовательная) - «это такой вид изложения, в котором связанно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах или действиях, протекающих и развивающихся во времени». Это дидактическое определение с некоторыми оговорками можно применить также к вузовской лекции. Для такой лекции характерно описание, объяснение научных явлений и событий.

Лекция-беседа характеризуется высокой эмоциональностью, доверительным тоном лектора, когда он вовлекает студенческую аудиторию в совместное размышление над научными истинами. Диалог с аудиторией - наиболее распространенная и сравнительно простая форма активного вовлечения слушателей в учебный процесс. Она предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Как правило, в лекции-беседе рассказывают занимательные истории, подбирают запоминающиеся примеры.

Проблемная лекция характеризуется постановкой перед студентами учебных проблем-заданий, которые они должны самостоятельно решить, получив, таким образом, новые знания. В лекции сочетаются проблемные и информационные начала. Своеобразными разновидностями проблемных лекций являются лекция-Мозговая атака, лекция-дискуссия и лекция с разбором практических ситуаций.

Лекция-дискуссия характеризуется тем, что преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы слушателей на его вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.

Лекция с разбором конкретных ситуаций - это по форме та же лекция-дискуссия, однако, на обсуждение преподаватель ставит не вопрос, а конкретную ситуацию. Как правило, такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, диафильме.

Лекция-визуализация Чтение лекции-визуализации сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных визуальных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Эти материалы должны обеспечивать систематизацию имеющихся у слушателей знаний, предъявление новой информации, задание проблемных ситуаций и возможные разрешения;

Лекция вдвоем . В данной лекции моделируются реальные профессиональные ситуации, обсуждение теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например, представителями двух научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного технического решения и т.п.

Лекция с заранее запланированными ошибками. Необходимость развития у студентов умения оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию, которая привела к разработке лекции с заранее запланированными ошибками.

Лекция-пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит слушателей письменно задать ему вопросы по данной теме. Каждый слушатель должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующий его вопрос, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем лектор в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связанного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.

Лекция с применением техники обратной связи. В настоящее время все шире используются специально оборудованные классы для программированного обучения, где руководитель занятия имеет возможность с помощью технических устройств получать сведения о реакции всей группы слушателей на поставленный им вопрос. Вопросы задаются в начале и конце изложения каждого логического раздела лекции. Если аудитория в целом правильно отвечает на вводный вопрос, преподаватель может ограничить изложение лишь кратким тезисом и перейти к следующему разделу лекции. Если число правильных ответов ниже желаемого уровня, преподаватель читает подготовленный текст и в конце смыслового раздела задает слушателям новый вопрос, который предназначен уже для выяснения степени усвоения только что изложенного материала. При неудовлетворительных результатах контрольного опроса преподаватель возвращается к уже прочитанному разделу, изменив при этом методику подачи материала.

Лекция, как и любой вид изложения материала, имеет несколько разновидностей

  1. Вводная – информирует о предмете и создает первоначальную ориентацию о принципах работы по учебному курсу. Задача лектора заключается в ознакомлении студентов с задачами предмета, значением и занимаемом положении среди дисциплин. Кратко излагается обзор курса, достижения в этой сфере, перспективные направления развития и называются имена ученых, которые сделали открытия в данном направлении. Эта лекция повествует об особенностях работы по заданному курсу, необходимой литературы для использования при подготовке к зачету или экзамену.
  2. Информативная – предполагает изложение материала студентам, которая необходима для конспектирования и запоминания. Классический вариант лекций, применяемый в высшей школе.
  3. Обзорная – предполагает системный подход в предоставлении информации без детализации данных. Основу теоретической базы составляет концептуальная составляющая курса или основных его разделов.
  4. Проблемная – новые знания студентами получаются через проблемную сторону вопроса или ситуацию. При этом возможен диалог между лектором и студентами, что позволяет вести лекции с применением исследовательской деятельности. Суть проблемы выясняется путем коллективного высказывания мнений на этот счет и последующего анализа современных точек зрения.
  5. Визуализация данных – одна из форм подачи материала, когда используются визуальные формы восприятия с использованием аудио техники или видеовоспроизведения материала. Лекция сводится к комментированию материалов, которые воспроизводятся на экране.
  6. Бинарная – одна из форм лекции, смысл которой заключается в диалоге двух преподавателей, либо преподавателя и студента, ученого и практика.
  7. С допущением ошибок – вид лекций, который рассчитан на внимательность студентов и их стимулирование с целью постоянного контроля над получаемой информацией. Ошибка может быть как методологической, содержательной, методической. В конце лекции осуществляется анализ и разбор допущенных ошибок.
  8. Конференция – предполагает собой проведение научно-практического занятия, где заранее известна проблема, к которой студенты подготавливают доклады к выступлению на 10 минут. Каждый доклад должен содержать последовательный и логичный текст, выполненный в рамках программы, предложенной преподавателем. С помощью использования нескольких докладов на одну заданную тему, возможно, более подробно изучить материал. В конце лекции подводятся итоги, и преподаватель дополняет материал недостающей информацией, либо делает замечания, формулирует основные результаты.
  9. Консультация – может быть представлена в нескольких вариантах. Первый предполагает диалог в виде «вопрос-ответ». При этом отвечает на вопросы студентов лектор по всему курсу, либо по выбранной теме или разделу. Второй вариант заключается в схему «вопрос-ответ-дискуссия» и сочетает в себе изложение нового материала, постановку вопросов и поиск ответов на интересующие вопросы.