Церковный Православный праздник мая. Иеромонах Филипп (Рябых) объяснил коммунистам, как Церковь относится к Сталину

Страстная Седмица перед светлым праздником Пасхи - это время раздумий и тишины. Диссонансом в атмосфере предпасхальных дней прозвучала новость об отмене властями Крыма и Севастополя официального празднования Первого мая.

Празднование было отменено по той причине, что в этом году Первомай совпадает с Пасхой. Крымские чиновники приняли решение разъединить граждан на противопоставлении чувств людей с религиозными и нерелигиозными убеждениями. Абсолютно уверен, что бессознательно. По недосмотру. Однако, государственные чиновники, которые пекутся о единстве российского общества, не должны допускать такие серьезные ошибки.

Свобода шествий при условии согласования их времени и места нам и так гарантирована Законом. Но Первое мая - особая дата. Это день, когда люди собираются, чтобы подчеркнуть: общество, в котором мы живем, должно быть справедливым и солидарным, в нем не место законам взаимопожирания, законам естественного отбора, принятого в животном мире. Все христиане рассуждают так же. Ведь странно было бы христианину, не являясь дарвинистом, быть при этом социал-дарвинистом. Это очевидный нонсенс.

Чиновникам следовало бы подчеркнуть моральную общность этих позиций, а не разводить людей по разные стороны календарных дат.

Глава пресс-службы патриарха Московского и всея Руси Кирилла Александр Волков в интервью радиостанции "Говорит Москва" справедливо заметил: "Демонстрации не всегда совпадают с богослужебным временем в храме. Одновременно с этим нужно помнить, что в общество не стоит вносить какие-то разделения. Если кого-то будет раздражать отмена демонстрации ради празднования Пасхи, то это будет не очень-то правильно".

Кого-то, быть может, настораживает связь праздника Первого мая с советским периодом нашей истории. Но советский период - это тоже наша история, она не чужая. И она состояла не только из номенклатурных решений, но и из искреннего коллективного творчества народа, а эти вещи никогда не следует путать. Мы прекрасно помним о временах госатеизма и антицерковных гонений. Но День солидарности людей труда, также как и День великой Победы 9 мая не имеет с этим ничего общего. Права трудящихся, также как и Родину, нужно защищать всегда, причем объединенными усилиями. Нынешнее совпадение случайное, ничего мистического в нем нет, однако благотворно напоминает нам о национальном единстве и подчеркивает, что солидарность не враг соборности. В обоих случаях предполагается жизнь по принципу "один за всех, все за одного". Это - по-христиански.

Совпадение дат — повод подумать о том, как не дать разделить нас - людей верующих и светских, граждан одной страны. Именно сегодня, сейчас, в условиях самых серьезных за последние десятилетия политических вызовов в адрес нашего народа, это важно понимать и чувствовать всем сердцем. Народ должен быть единым.

В одном из посланий апостола Павла совершенно недвусмысленно сказано: "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь"… Разве не то же самое начертано на флагах граждан, празднующих Первомай? Для достижения общественного консенсуса необходимо взаимодействие разных кодов традиции - православного, советского, дореволюционного — и взаимный перевод этих кодов в рамках единого русского дискурса. Без выполнения данного условия консенсус не состоится, останется возможность искусственно противопоставлять эти коды друг другу, вызывая гражданские конфликты.

Древний образ Святой Руси как сосуда истинной веры и тема равенства, братства и социальной справедливости — части русской традиции, одного целого, которое не смогла расщепить до конца даже революция. Политические катаклизмы сменяют друг друга, а традиция в ее полноте остаётся в памяти народа.

Народ - повторим это - должен быть единым.

Кондак преподобному Иоанну Солунскому, глас 4

Воздержа́нием, о́тче, житие́ украси́в, и плоть умертви́л еси́,/ те́мже и победи́л еси́ вра́жия прило́ги, преблаже́нне,/ и преше́л еси́ к Бо́гу в безско́рбный и ве́чный живо́т,/ я́ко досто́ин насле́дник, Иоа́нне,// Ему́же моли́ся спасти́ся нам.

Перевод: , отче, ты украсил свою жизнь и умертвил , этим победив вражеские , перешел ты к Богу в жизнь вечную и бесскорбную, как достойный наследник, Иоанн, Ему же молись о спасении нашем.

Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Максимовской»

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Максимовской», глас 4

Днесь све́тло красу́ется сла́внейший град Влади́мир,/ ра́достно соверша́я, Влады́чице,/ пра́здник явле́ния Твоего́ святи́телю Макси́му, в нем бы́вшаго,/ о не́мже ны́не воспомина́юше/ и моля́щеся Тебе́, взыва́ем си́це:/ о Пречу́дная Влады́чице Богоро́дице,/ моли́ся Преве́чному Архиере́ю - Сы́ну Твоему́,/ да непоколеби́му утверди́т Це́рковь Правосла́вную,/ град наш Влади́мир и всю Ру́сскую зе́млю/ в ми́ре сохрани́т// и спасе́т в правове́рии ду́ши на́ша.

Перевод: Сегодня светло ликует славнейший город Владимир, радостно совершая, Владычица, праздник явления Твоего святителю Максиму, в нем бывшего, о нем же сейчас вспоминая и молясь Тебе, взываем так: «О Пречудная Владычица Богородица, молись Всевечному Архиерею - Сыну Твоему, да укрепит непоколебимо Православную Церковь, город наш Владимир и всю Русскую землю сохранит в мире и спасет в православной вере наши души».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Максимовской», глас 6

При́зри на нас, Всепе́тая Богоро́дице,/ возсия́й пресвеще́ние сердце́м помраче́нным/ и озари́ ста́до Твое́, Пречи́стая,/ ели́ка бо хо́щеши и мо́жеши,/ я́ко Ма́ти су́щи Зижди́теля,/ и возопи́й моля́щим Тя:/ Аз есмь с ва́ми,// и никто́же возмо́жет на вы.

Перевод: Обрати внимание на нас, Восхваляемая всеми Богородица, воссияй в помраченных сердцах свет Твой и озари стадо Твое, Пречистая, поскольку того хочешь и можешь, как Матерь Создателя, и воззови к молящим Тебя: «Я с вами, и никто не сможет одолеть вас».

«Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы» () . Это сказал Господь не ученикам, а ученикам предрек потом, что и их мир будет ненавидеть и гнать, потому что Он изъял их из мира. Посему замечайте, на что обращается ненависть мира, и узнаете, где часть Христова; на что больше восстает мир, то больше есть Христово, ближе к Нему, сообразнее с духом Его. Это внешний указатель, но для внешних и этого достаточно.

Мир сам не действует, а разжигается на дела князем своим - сатаною, дела которого разрушил Господь и продолжает разрушать в верующих и чрез верующих. Прямо Господу он ничего не может сделать; потому-то ярость свою обращает он на верующих в Него, чтобы чрез досаждение им досадить Господу. И тут не прямо действует, но чрез органы свои, составляющие мир. Это не значит, что он силен; не бойтесь его, но скорее дерзайте, ибо Господь победил мир и князя его. Кто сам не поддается, тому он ничего не в состоянии сделать.

Притча дня

Старец многие годы был настоятелем монастыря святого Иоанна Богослова на Патмосе, основал на греческих островах несколько монастырей, детских приютов и богоугодных заведений.

Мудрый старец часто изъяснялся притчами.

Христос часто приходит и стучит в вашу дверь, и вы приглашаете его посидеть в прихожей вашей души, - говорил он о вере. - Затем погружаетесь в свои дела, за которыми забываете о Великом Госте. Он ждет вашего появления, а когда вы слишком долго не возвращаетесь, Он встает и уходит. В других случаях вы столь заняты, что отвечаете Ему из окна. У вас даже не находится времени, чтобы открыть дверь.

Проповедь дня

В мае 1914 года –

Московская синодальная контора сделала два взаимоисключающих отзыва об имяславии: как о ереси-лжеучении и как об учении, в котором «нет оснований к отступлению ради учения об именах Божиих от Православной Церкви».

Святейший Синод утвердил первый отзыв, но отсрочил окончательный суд над монахами-имяславцами. Так вплоть до 1917 г. эта проблема и не была решена, хотя многие богословы и православные миряне искренно поддерживали взгляды имяславцев (им симпатизировала и императрица Александра Феодоровна). Вопрос об имяславии был включен в повестку дня Поместного Собора 1917–1918 гг., но соборного определения так и не последовало.

1944 год – После ликвидации блокады одной из главных своих задач Ленинградская епархия считала заботу о сиротах.

Из заявления митрополита Алексия и его сестры А. В. Погожевой:

“Горячо принимая к сердцу участь сирот воинов нашей доблестной Красной армии, я и сестра моя, Анна Владимировна Погожева, решили отдать принадлежащую нам дачу на ст. Сиверская под детский дом для детей-сирот воинов Красной армии. Пусть в этом выразится наше посильное участие в великом деле попечения о семьях наших защитников, которые отдали жизнь свою за спасение Родины. Сообщая об этом, прошу Вас провести дело передачи через соответствующие государственные учреждения... Дача находится в исправности, причем крыша над ней в свое время была заменена железной крышей, верхнее помещение отделано под жилье. Комнат в даче – 7. Дача передается с находившимся в ней имуществом (ванна, кровати, шкафы и пр. мебель). Дача окружена забором – сплошным 2-метровой вышины. При даче сад и обширный огород. На территории дачи имеется сарай. При даче колодец”.

Близка и понятна была боль многострадальных детских сердец ленинградским верующим. По примеру своего вдохновителя они первыми выступили с инициативой оказания помощи осиротевшим детям.

Возглавив Русскую Православную Церковь после смерти патриарха Сергия, митрополит Алексий поддержал почин ленинградских прихожан в общецерковном призыве. В письме к Сталину он писал:

“Я нашел благовременным призвать духовенство и верующих нашей Православной Церкви ознаменовать приближение победного конца войны всецерковным сбором щедрых пожертвований в фонд помощи детям и семьям бойцов Красной армии. Эта забота со стороны всех верующих нашего Союза о детях и семьях наших родных воинов и защитников да облегчит великий их подвиг, а нас да соединит еще более тесными духовными узами с теми, кто не щадит и крови своей ради свободы и благоденствия нашей Родины. Для начала дела Патриархия вносит 1 млн. рублей”.

Сиротам, вернувшимся с фронта, и семьям военнослужащих помогали приходы по всей стране. Община одной из церквей Ярославля во время войны оказывала денежную и материальную помощь инвалидам Великой Отечественной войны и особенно семьям красноармейцев. В Орле по инициативе благочинного была создана касса взаимопомощи, в которую каждая из пяти церквей города ежемесячно отчисляла по 300 руб. Из этих денег оказывали помощь нуждающимся, которых было много в освобожденных областях. По признанию орловского благочинного, при посещении верующих на дому для совершения треб приходилось, “видя их бедность, опускать руку в свой карман и оказывать им материальную помощь, а не брать с них”. Екатерининский кафедральный собор Краснодара за год, с февраля 1943 г. по январь 1944 г., расходовал до 10 тыс. руб. ежемесячно на поддержку раненых красноармейцев и многосемейных. Георгиевская церковь Краснодара раздала “в индивидуальном порядке” бедным, больным, престарелым до 40 тыс. руб. в 1942 г. и 25 тыс. руб. в 1943 г. Крестовоздвиженская церковь Ставрополя в 1943 г. выдала “в порядке оказания материальной помощи” 11 тыс. 800 руб. Помогала нуждающимся и ставропольская Преображенская церковь. Община Покровской церкви г. Бийска на Алтае в 1943 г. выдала разным лицам 5400 руб. в качестве материальной поддержки. Помимо 1 млн. 300 тыс. руб., сданных во время войны в Фонд обороны, верующие Алтайского края собирали средства и вещи для раненых бойцов и детей фронтовиков. Приход омской Крестовоздвиженской церкви за свой счет предоставлял неимущим гробы для умерших родственников, ремонтировал двери, отпускал стройматериалы.

Не принято да и нельзя измерять деньгами степень гражданственности человека. Но именно архивные материалы о денежных отчетах являются бесспорным свидетельством самоотверженности, горячей любви к Родине и борьбы за ее независимость верующих и духовенства.

На 1 октября 1944 г. по Ленинградской епархии было собрано св. 13 млн. руб., в том числе на нужды обороны страны - 11 млн. 38 тыс. 507 руб., на оказание помощи больным и раненым красноармейцам - 2 млн. 363 тыс. 719 руб. Из них внесено: наличными деньгами - 12 млн. 635 тыс. 969 руб., облигациями государственных займов - 973 тыс. 950 руб., драгоценными предметами на сумму 40 тыс. Собрано предметов вещевого имущества (полотенец, теплых вещей) общей стоимостью 8000 руб.

Самое активное участие в сборе денежных средств принимали священнослужители Ленинградской епархии. С июня 1941 г. по июнь 1944 г. в Фонд обороны страны и Красного Креста было внесено: П. Тарасовым - 44 тыс. руб., Е. Монинским - 29 тыс. руб., В. Румянцевым - 29 тыс. руб., Н. Ломакиным - 17 тыс. руб., а также золотое кольцо с бриллиантами и наперсный золотой крест на сумму 6160 руб., Ф. Поляковым - 23 тыс. 200 руб., М. Славницким - 17 тыс. 375 руб., А. Смирновым - 21 тыс. руб., В. Владимировым - 10 тыс. руб., П. Масловым - 8000 руб.

Несомненно, сборы средств в Фонд обороны, на подарки Красной армии, на помощь сиротам, воинам-инвалидам, семьям погибших составляли основную часть деятельности Русской Православной Церкви в годы войны. По предварительным подсчетам, взносы общин Русской Православной Церкви с 22 июня 1941 г. по 1 июля 1944 г. составили более 200 млн. руб. К концу войны общий взнос Церкви в Фонд обороны превысил 300 млн. руб.

Свой вклад в дело победы вносили и монашествующие. (В канун войны на территории РСФСР не осталось ни одного действующего монастыря. В присоединенных областях Молдавии, Украины, Белоруссии их насчитывалось 46. В годы оккупации на временно занятой врагом территории возобновили свою деятельность 29 православных обителей.)

Так, например, курский Свято-Троицкий женский монастырь начал действовать в марте 1942 г. Только за несколько месяцев 1944 г. монахини сдали в Фонд обороны 70 тыс. руб. Днепропетровский Тихвинский женский монастырь сдал 50 тыс. руб., Одесский Михайловский женский - 100 тыс., Киево-Печерская Лавра - 30 тыс. руб.

Самым крупным из открытых в период оккупации был Киево-Покровский женский монастырь. После освобождения города здесь был организован большой госпиталь, и монахини помогали ухаживать за ранеными. За 1944 г. эта обитель внесла в Фонд обороны страны более 70 тыс. руб. Монахини помогали Красной армии не только пожертвованиями, но и сбором теплых вещей и полотенец, так нужных в госпиталях и медсанбатах. Инокини одесского Михайловского монастыря вместе со своей настоятельницей игуменией Анатолией (Букач) собрали и передали военным медикам значительное количество лекарственных препаратов.

А в закарпатском женском монастыре в Домбоке (неподалеку от Мукачева) жили 215 детей, спасенных инокинями из горящего эшелона, направлявшегося в Германию в мае 1944 г. Пять месяцев до прихода Красной армии прятали монахини детей. И спасли всех.

Русская Православная Церковь, несмотря на все испытания, пережитые народом в предвоенные десятилетия, сумела сохранить в нем веру и любовь к родной культуре и готовность защищать свою Родину ценой даже собственной жизни.

1972 год – Святейший Патриарх Пимен посетил храмы во имя св. мученицы Параскевы, Архангела Михаила, преподобного Саввы Освященного, Успения Божией Матери и ознакомился с достопримечательностями Александрии.

* Преподобного Иоанна (ок. 820-850), ученика преподобного Григория Декаполита.
Мучеников Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина, Севериана и Кесария (303). Святителя Космы исповедника, епископа Халкидонского, и преподобного Авксентия (815-820). Святого Василия (Ратишвили) Грузинского (XII). Преподобных Антония и Феликса (1418) и Евфимия Карельских (1435). Мучеников Иоанна Нового из Янины (1526); Иоанна Кулика (1564). Священномученика Виссариона (Семенина) пресвитера, Алма-Атинского (1918). Святого Михаила (Новицкого) протоиерея, исповедника, Белорусского (1935). Иконы Божией Матери Максимовской (1299).

Преподобный Иоанн

Преподобный Иоанн был учеником св. Григория Декаполита (память 20 ноября). С юных лет он полюбил иноческие подвиги, пришел к Григорию и подвизался
под его руководством. Жили св. Иоанн и Григорий в IX в., во время иконоборческой ереси. Они прибыли в Константинополь, где особенно сильна была ересь, чтобы утверждать верующих в православии. Здесь Григорий скоро скончался, а Иоанн еще подвизался до самой своей кончины (в 820 г.). В это же иконоборческое время подвизался против иконоборчества св. Косма, халкидонский епископ. Он вместе со св. епископом Авксентием много страдал от иконоборца Льва Армянина и скончался в заточении.

Мученики Виктор, Зотик, Зинон, Акиндин и Севериан.

Мученики Виктор, Зотик, Зинон, Акиндин и Севериан, видя страдания за веру св. великомученика Георгия (память его 23 апреля), открыто исповедали себя христианами, за что и были убиты мечом в 303 г. в Никомидии.

Святой Иоанн Новый

Святой Иоанн Новый замучен был турками в 1526 г., почему и называется Новым. Жил он в городе Янине, в греческой области Эпире, был сыном благочестивых родителей, любил посещать храм Божий и читать священные книги. Занимаясь портняжным ремеслом, из заработанных денег одну часть отдавал своим родителям, другую бедным, а третью расходовал на себя. По смерти родителей открыл мастерскую в Константинополе. В его время Константинополь находился в руках турок, и многие из христиан были совращены в магометанство. Некоторые из отступников склоняли и Иоанна к вероотступничеству, но он оставался тверд. Между тем, у него возникло желание пострадать за веру. И вот, когда однажды вероот-ступники-соседи начали убеждать его к отречению от веры, св. Иоанн сказал им: «Возможное ли дело, чтобы я отрекся от Христа, своего Создателя и Бога, и последовал Магомету, лжецу и врагу Христа? Я презираю как его самого, так и его веру». Тогда отступники, избив его, повели к судье. Решено было сжечь Иоанна, и он со светлым лицом вошел в пламя. Верующие собрали останки его мощей и перенесли в соборный храм, где они до сих пор и почивают.

Икона Божией Матери Максимовская

Максимовская икона Богродицы находится во Владимире на Клязьме, в кафедральном соборе. Написана она вследствие видения Богородицы Максиму, митрополиту Владимирскому и всея Руси, в 1299 г., по переселении его из Владимира в Киев. На иконе стоит Пресвятая Богородица, а пред нею митрополит Максим, стоящий на коленях и принимающий из рук Ее архиерейский омофор, как это было в видении. Икона Максимовская прославилась чудесами.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
29.04.2019 -
30.04.2019 -
01.05.2019 -