Дивеевский монастырь. Преподобный Серафим Саровский

«Сохранились ли мощи святого Серафима Саровского?»- это вопрос долгие годы мучил не только церковнослужителей.Выдвигались различные гипотезы,где их можно найти,но шло время,а мощи не обнаруживались.Известно стало пророчество Серафима,что мощи его найдут свой покой в Дивееве,и опять появилась надежда найти и.Где бы ни были члены «Саровской пустыни «,они всегда старались узнать у историков, церковнослужителей,не появились ли новые сведения о месте нахождения мощей святого Серафима Саровского.
За несколько дней до того, как мощи были обнаружены,Валерий Кожевников находился в Ленинграде в командировке,зашел по делам «Саровской пустыни» в Казанский собор,а заодно спросил:Так и не знаете,где мощи нашего Серафима?» Ответ был отрицательным,но именно здесь буквально на другой день их нашли …
В марте члены «Саровской пустыни « поехали на экспедицию на Валаам.Путь лежал через Ленинград.Анатолий Агапов встретился с заведующим отделом Музея истории религии,кандидатом исторических наук С. Н. Павловым,который рассказал,как были найдены мощи святого Серафима Саровского.
С 1989 г. в Музее истории религии ведется большая работа по отбору и передаче предметов культового назначения по ходатайствам религиозных объединений и общин.В первую очередь,музей ставит задачу вернуть верующим реликвии,имеющие сугубо религиозный характер и пользующееся особым почитанием.Для православной церкви к таким реликвиям относятся мощи святых.
Все эти реликвии значатся в музейных списках,в большинстве случаев известно. Когда и откуда они поступали в музей. Правда,очень часто трудно или просто невозможно установить из какого именно храма они,ибо значительное количество хранящегося в фондах,поступило в Музей истории религии сложным путем: не посредственно из церквей, а из других музеев и учреждений. В годы массового закрытия и уничтожения церквей о документаций мало заботились.Но при всех неясных обстоятельствах главное, что сотрудники знают о наличии предмета.Открытие же мощей святого Серафима Саровского в фондах музея было полной неожиданностью,ибо никто из сотрудников об этом не подозревал,и никаких документов на этот счет не имеется.В данном случае мы имеем дело с подлинным вторым обретением мощей святого Серафима Саровского.
А произошло это так.В начале ноября 1990 г. Группа научных сотрудников и реставраторов проводила в одном из фондохранилищ отбор предметов для передачи их церкви.И вот, в дальнем углу хранилища наше внимание оставил прямоугольный предмет свыше 1,5 м длинной,обшитый тканью.По виду предмет напоминал деталь мебели и,очевидно,поэтому до сих пор он не вызывал интереса.Однако,на этот раз проверка велась особо тщательно,и один из сотрудников предложил вскрыть обшивку.Отпороли край,ткани и стало ясно -перед ними мощи.
Через некоторое время провели предварительное освидетельствование. На деревянном прямоугольном постаменте под слоем марли и ваты лежали полные мощи с сохранившимися белыми порыжевшими волосами и бородой. На голове была черная скуфья с круглой прорезью,которая, как известно,делается чтобы верующие прикладывались к мощам. На груди покоился медный наперсный крест в серебряной оправе.Руки были сложены на груди.На руках-священнические поручи и белые атласные рукавички,на которых золотом вышито на одном:»Светлый отче Серафиме «,на другой:»Моли Бога о нас «.
Прочитав это, я понял,что мы присутствуем при одном из важнейших событий в жизни русской церкви -втором открытии мощей святого Серафима Саровского.О том,что это именно так, свидетельствовал текст молитвы на рукавичках.
Известно,что православная церковь чтит среди у годников только одного Серафима Саровского. Медный крест на груди известен по житиям святого Серафима -это крест, который благословила его мать в начале его подвижнического пути, с которым он не расставался. Поручи на руках - в них и эпитрахили св. Серафим принимал приходивших к нему за благословением и советом посетителей.
Но,естественно,окончательное слово в вопросе идентификации святых мощей могло принадлежать только церкви.На основании детального освидетельствования и сравнения его результатов с копиями актов о вскрытии мощей преподобного Серафима в 1922 году комиссия пришла к единодушному выводу: «Сомнений быть не может. Это действительно мощи святого Серафима Саровского,судьба которых долгие годы была неизвестна».
Таким образом мощи святого Серафима оказались в Ленинграде,в Музее истории релиигии? Точно ответить на этот вопрос пока невозможно.Как уже говорилось,никаких документов,свидетельствующих об этом, нет. Но с большой степенью вероятности представители церкви и сотрудники музея предполагают,что после вскрытия мощей преподобного Серафима они были увезены в Москву в Донской монастырь,затем находились в так называемом Центральном антирелигиозном музее в Москве. После расформирования последнего в 1946г. часть его коллекций поступила в фонды Музея истории религии. Вероятно,тогда мощи святого Серафима Саровского и были перевезены в Ленинград, где в хранилищах музея истории религии ожидали своего часа,чтобы вновь явиться глубоко чтущим их православным верующим.

Серафим Саровский

Почитание преподобного Серафима Саровского - шире, чем всенародное. Иконы русского святого можно встретить во всем мире, даже в католических храмах (кстати, католики часто сравнивают его со своим святым - Франциском Ассизским). Вокруг имени старца сложилось множество преданий, описаны несчитанные чудеса. И многие стремятся на день памяти преподобного посетить - Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь в Нижегородской епархии, с любовью называемый в народе «Четвертым уделом Божией Матери», где покоятся мощи и личные вещи преподобного Серафима, бывшего духовником обители.

Многие приезжают в Дивеево заранее - в ночь с 13 на 14 января после крестного хода по канавке Царицы Небесной (насыпи вдоль ископанной по благословению старца канавки, по которой сестры и паломники идут, читая Богородичное правило - 150 молитв «Богородице Дево, радуйся!») совершается праздничная новогодняя литургия. По рассказам бывалых паломников, уже эта служба создает необычайное праздничное настроение, надолго остающееся в душе: «Еще один год прошел, слава Богу! А завтра батюшка Серафим и новый год благословит!».

Совершить праздничное паломничество удается не каждому. Во-первых, бывает сложно отпроситься с работы еще на несколько дней после длительных общегосударственных выходных. Во-вторых, сама дорога в Дивеево тяжела - либо длительный переезд на автобусе, либо ночь в поезде до Арзамаса и еще больше часа пути на рейсовом автобусе или на такси. В-третьих, далеко не у всех получается сосредоточиться на молитве при большом скоплении народа.

Дивеевский монастырь принимает паломников постоянно. А в любой момент поклониться частице мощей преподобного Серафима Саровского можно в нескольких храмах столицы.

На проспекте Мира, д. 22-24 находится подворье Серафимо-Дивеевского монастыря . Здесь есть частица мощей старца.

Две иконы с частицами мощей преподобного есть также в . Одна является точной копией хранившейся в монастыре с 1988 по 2000 годы келейной иконы , устроительницы Серафимо-Знаменского скита, и содержит также четки и часть мантии святого, а кроме того, часть камня, на котором он молился тысячу дней. Этот образ находится в Серафимовской церкви, устроенной в стене обители. Другая икона с частицей мощей находится в Троицком соборе монастыря, на центральном юго-западном столпе.

Частицы мощей старца есть и в других обителях столицы: и Сретенском , а также на подворье Соловецкого монастыря в храме св. вмч. Георгия Победоносца (Рождества Богородицы) в Ендове .

В храме преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной на территории выставочного центра «Экспоцентр» находится икона с частицей мощей преподобного, переданная прихожанам и духовенству храма по благословению архиепископа Нижегородского Георгия год назад.

В храме Воскресения Словущего в Филипповском переулке (Иерусалимское подворье) в центральном приделе находится икона преподобного Серафима с частицей мощей.

Также образ преподобного Серафима с частицей его мощей находится неподалеку - в храме пророка Илии в Обыденском переулке .

Церковь иконы Божией Матери “Всех Скорбящих Радость” при больнице МОНИКИ

К преподобному Серафиму Саровскому часто обращаются с молитвами об исцелении болезней. В церкви в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих радость» при больнице МОНИКИ (ул. Щепкина, 61/2), кроме других святынь, есть и икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского.

Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье (Большая Ордынка, д. 39) - здесь постоянно пребывает икона преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского с частицей мощей последнего.

В Елоховском Богоявленском кафедральном соборе хранится образ преподобного Серафима с частицами камня, на котором он молился, и частицей одежд.

В крестильном храме сщмч. Александра Хотовицкого при храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе находится икона преподобного с частицей его гроба.

Мы будем благодарны читателям, готовым помочь нам в расширении списка московских храмов и обителей, где находятся святыни, связанные с преподобным Серафимом, Саровским и всея России чудотворцем!

Портал “Православие и имир” благодарит всех, кто откликается на нашу просьбу пополнять список храмов, в которых можно приложиться к мощам преподобного Серафима:

В поселке Горки-10 Одинцовского района М.О. (примерно 25 км по Рублево-Успенскому шоссе) строится храм (заложен в 2010 году как первая церковь храмового комплекса), освященный в честь батюшки Серафима. В нем есть храмовая икона с мощевиком. Службы бывают по воскресеньям и в праздники.

Помолиться святому Серафиму Саровскому можно также в храме в его честь в Кунцево (улица Багрицкого, д. 10, к. 3). В 2006 году храму был присвоен статус Патриаршего подворья.

В Новоспасском монастыре в одном из ковчегов-мощевиков находятся, частицы Ризы Господней и Ризы Божией Матери, частицы мощей многих святых, в том числе преподобного Серафима Саровского.

ВРЕМЯ ДАВАТЬ ОТВЕТЫ

Есть множество доказательств того, что мощи преподобного Серафима Саровского, вскрытые большевиками 17 декабря 1920 года, были тайно подменены до этого на останки другого саровского иеромонаха. И после закрытия мощей, состоявшегося 16 августа 1921 года, были снова положены в свой гроб. А мощи подмены, в том самом виде, в котором они лежали в раке преподобного, были возвращены на свое прежнее место.

И после пропажи, увезенных в 1927 году в Москву мощей батюшки Серафима, они были обнаружены сотрудниками Краснослободского ОГПУ и перевезены в Ленинградский музей религии и атеизма. Где были обретены в 1990 г. и перенесены в Дивеево в 1991 году как "подлинные" мощи Серафима Саровского.

Для наилучшего понимания событий всех тех лет приведем слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II:

«В 1920 году в городе Темникове (это ошибка, не в Темникове, а в Сарове - ред.) Тамбовской губернии атеистами было совершено вскрытие вывезенных из Сарова святых мощей прп. Серафима. В составленном при вскрытии акте очень подробно описывались как сами мощи, так и то, во что они были облачены и на чем покоились…

Во время инвентаризации, проводимой в связи с решением о возвращении Русской Православной Церкви Казанского собора и выездом из него музея, святые мощи были найдены. Зашитые в рогожу, они лежали в запасниках музея, в одной из комнат бывшей ризницы, где хранились гобелены. Когда рогожу развернули, увидели мощи, надетые на руки рукавички, на одной из которых было вышито “Преподобне отче Серафиме”, а на другой — “Моли Бога о нас”. Утверждать, что это мощи Саровского чудотворца, основываясь только на этой надписи, было нельзя. Поэтому мы нашли акт и документы вскрытия мощей в 1920 году.

В одном из этих документов говорится, что мощи изъяты из монастыря для их уничтожения или экспозиции в музее. То есть угроза уничтожения святых мощей преподобного Серафима была вполне реальна. Но Промыслом Божиим зло было обращено во благо, и все устроилось так, что руками безбожников был составлен документ, очень подробно описывающий мощи преподобного после их вскрытия в двадцатом году.

Специальной комиссией было установлено, что мощи, обретенные в Казанском соборе, полностью соответствовали описанию мощей прп. Серафима Саровского». («Московский церковный вестник», 1991г., №14(59)).

Но почему мы не можем признать их за подлинные мощи преподобного Серафима Саровского?

1. На мощах, находящихся в Дивеево, полностью отсутствуют следы дубильных веществ от сорокалетнего нахождения в дубовом гробу, наполненном водою. Свидетельство о чем имеется в воспоминаниях участника торжеств 1903 года протоиерея Димитрия Троицкого: «Отец Серафим лежал в гробу на дубовых стружках. Все содержимое гроба, ввиду дубильных свойств стружки, и самые честные останки, и седые волосы на голове, бороде и усах, и все одеяние преподобного - белье, холщевый подрясник, мантия, епитрахиль и куколь - все окрасилось в один цвет, напоминающий корку черного ржаного хлеба» . (Протоиерей Димитрий Троицкий. «Прославление преподобного Серафима Саровского». ).

Если кто-нибудь из читателей видел этот цвет, то скажет, что он темно-коричневый.

Что подтверждает еще одно свидетельство из того времени: «Для прикладывания на лбу было оставлено отверстие, в которое видно темно-коричневую часть лба». (В.П.Шнейдер. «К Батюшке Серафиму. Воспоминания паломников». Саровские торжества).

Этих следов на сегодняшних мощах нет и их цвет примерно в два раза светлее того, который имели мощи преподобного в 1903 году, что особенно четко видно по частичкам мощей в новых и дореволюционных мощевиках!

2. Доказательством их подмены служит и акт о закрытии мощей от 16 августа 1921 года, согласно которому цвет их стал «...темнее, чем был при вскрытии 17 декабря 1920 года» . (С.Фомин. «В гости к Батюшке Серафиму». Документы о вскрытии мощей).

То есть, только что извлеченные из могилы, они и в самом деле могли потемнеть на свету и свежем воздухе. Но как могут заметно потемнеть мощи имеющие цвет «корочки черного ржаного хлеба»?!

3. Доказательством их подмены является и «акт вскрытия останков Серафима Саровского от 17 декабря 1921 года», ясно показывающий, что торопившиеся с подменой саровские монахи явным-преявным образом перепутали расположение отдельных костей, которые при обретении подлинных мощей в 1903 году «были расположены в анатомическом порядке... Все кости были завернуты в монашеское одеяние... Кости ножные были собраны в особые туфли, кости ручные - в перчаточки... Те и другие положены на своих местах...» (Письмо архимандрита Сергия Тихомирова от 18 июля 1903 года).

«Берется одна из отложенных в сторону рук из ваты, вата развертывается, в которой оказываются локтевая и лучевая кости небольшого человека, то же самое и во второй руке. Развертывается вата кисти. В числе костей кисти имеется один зуб и одна часть позвонка. Всего в кисти имеется костей пястных четыре, запястных пять, фаланговых больших пять, вторых фаланговых две, локтевых тоже 2. Это все в левой руке, причем в числе запястных костей имеется одна кость другой руки. Развертывается кисть правой руки, в числе костей кисти есть часть позвонка. Всего костей запястных 5, пястных 4, первофаланговых 3, вторых три и ногтевых 3. Берется туфля и разбирается. Левая туфля, в числе костей ступни имеется кость руки.(!)». (Архив МБ МССР. Д. 29. Л. 249 об.-250) (С.Фомин. «В гости к Батюшке Серафиму». Кощунство).

Это же настоящая чехарда с костями, совершенно недопустимая для мощей столь Великого Святого! Но, что интересно, ни те, что вскрывали их в 1920-м, ни те, что обретали их в 1990 году, ровным счетом так ни о чем и не догадались!

Между тем, как перепутать их в момент обретения в 1903 году не было никакой физической возможности, потому что согласно воспоминанием того же протоиерея Димитрия Троицкого: «Верхние кожные покровы тоже частично хорошо сохранились и плотно облегали скелет, как бы к нему присохли, вследствие чего кисти рук в запястьях и ступни в щиколотках остались на своих местах не отделенными, а лик преподобного сохранил следы сходства с иконографическим его изображением » . (Библиотека прп. Серафима Саровского).

А вот перепутать их в случае отсутствия скрепляющих их покровов довольно легко. Потому что сложенные на животе кости кистей легко смешиваются не только между собой, но и с лежащими под ними позвонками.

4. Доказательством их подмены является и свидетельство о новом материале для мантии в том же акте от 1920 года: «Затем снимается золотая парчовая епитрахиль, для чего поднимается голова фигуры. Видна также фигура в черной мантии, сшитая из черной материи и совершенно новой .
5. Доказательством подмены мощей является и то, что указанные выше остатки кожных покровов на мощах, лежащих сегодня в Дивеево, полностью отсутствуют!

Вот свидетельство об этом владыки Арсения, архиепископа Истринского, рассказанные им на радио Радонеж 24.07.2003 года: «Чтобы все было понятным, расскажу предысторию событий. В вопросе обретения мощей преподобного Серафима очень помог покойный ныне архиепископ Тамбовский Евгений (Ждан). Именно с его назначением в 1987 году на Тамбовскую кафедру стали предприниматься большие усилия по возрождению духовной жизни на Тамбовщине. Попутно владыка изучил массу документов и случайно наткнулся на те, которые содержали описание вскрытия сотрудниками НКВД раки мощей преподобного Серафима Саровского. Конечно, это жуткая бумага - в отношении святого угодника Божия было проявлено мародерство - но она ценна буквальным, детальным описанием каждой косточки , каждого позвонка, обнаруженного в раке преподобного...

В 1990 году... мне позвонил директор Музея истории религии Ленинграда Станислав Алексеевич Кучинский: «Владыка, я не могу утверждать точно, но нами обнаружены мощи какого-то угодника Божия. Мощи скелетного состава, никаких покровов . Сохранилась только одна рукавичка на мощах, на которой - такая надпись: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!» По описи эти мощи у нас не проходят, нашли мы их случайно, завернутыми в один из гобеленов...»

...И вот, мы приехали в Петербург (тогда еще Ленинград), и в присутствии директора, его заместителей и сотрудников музея поднялись в ту комнату, где лежала «находка». Разумеется, мы привыкли всегда доверять только документам - здесь же никаких документов не было. Но я уже говорил вначале, что еще в 1988 году владыке Евгению удалось обнаружить акт вскрытия мощей преподобного Серафима Саровского с подробным описанием. По этому-то акту мы и стали сличать найденные мощи с описанием. Все найденное досконально сходилось с останками преподобного Серафима Саровского! Даже такой факт: помните из жития преподобного, как его до полусмерти избили разбойники, искавшие у него деньги? И вот даже это сходится: у найденных мощей заметна довольно сильная вмятина на грудной кости (Библиотека прп. Серафима Саровского).

6. Доказательством их подмены является и определенный на глаз «небольшой» рост усопшего, в то время как рост преподобного Серафима (2 аршина и 8 вершков или 1м 78 см) был довольно высоким. Вот отрывок из того же акта: «Берется одна из отложенных в сторону рук из ваты, вата развертывается, в которой оказываются локтевая и лучевая кости небольшого человека». (Архив МБ МССР. Д. 27. Л 249-249 об).
7. Доказательством подмены служат и слова последней дивеевской матушки схимонахини Маргариты Лахтионовой, сказанные ею о том периоде времени: «Кто знает, может быть еще и тогда монахи нас просто успокоили, а мощи спрятали. Тут, конечно, кто-то тихо работал» .
8. Доказательством подмены мощей служит и телефонограмма, обнаруженная в 2001 году в партийных архивах Мордовии, которая была посланна в Пензу в июле 1927 года начальником Краснослободского ОГПУ Матвеевым: «Настоящим сообщаю: что подлинные останки Серафима Саровского мною лично будут доставлены со всеми имеющимися по этому вопросу документами по получении разрешения на выезд» .

То есть, через три месяца после увоза в Москву и пропажи по дороге туда мощей преподобного обнаружились и другие, но уже «подлинные останки Серафима Саровского»!

Вот одно из свидетельств исчезновения мощей преподобного Серафима монахини Серафимы (Булгаковой): «Мощи везли прямо в Москву. Там их принимала научная комиссия. К этой комиссии сумел присоединиться священник Владимир Богданов. Когда вскрыли ящик, то, по свидетельству о. Владимира, мощей в нем не оказалось. Я слышала это от его духовных детей. Это же говорил и покойный владыка Афанасий, бывший после в ссылке с о. Владимиром в Котласе». (С.Фомин. «В гости к Батюшке Серафиму»).

9. Но самым явным-преявным доказательством подмены мощей, не требующим проведения каких-либо криминалистических или генетических экспертиз, является полное отсутствие следов прижизненных травм, четко зафиксированных при обретении мощей преподобного Серафима Саровского в 1903 году. Вот свидетельство об этом архимандрита Сергия (Тихомирова) от 18 июля 1903 года: «На одной реберной кости следы того, что она была когда-то сломана и снова срослась. То же самое и на одной кости ножной».

Этих следов (костных мозолей) на останках лежащих сегодня в дивеевской раке нет! http://diveevo-tsarskoe.info

Валентина Афанасьевна о мощах преп.Серафима Саровского

Это преподобный отец, мощи которого можно увидеть на фото в интернете и в храме Дивеево. Родился он в восемнадцатом столетии и прославился своими благими делами. Обращаться к мощам Серафима рекомендуется тяжелобольным и страждущим.

Мощи Серафима преподобного: где находятся и чем помогают?

Для того, чтобы отправиться к мощам Серафима Саровского нужно знать об истории его жизни и понимать, почему этот простой человек стал святым и чем он помог народу, что теперь от его мощей ждут исцеления.

Серафим родился в восемнадцатом столетии и был крещён, как Прохор. В возрасте семи лет, мама взяла его на строительство собора. Там он оступился и упал с колокольни , но остался невредимым. При этом он обладал прекрасной памятью и выучился грамоте. Он любил читать священную книгу и учить остальных его основам. Кроме этого, он довольно часто посещал церковные службы и читал своим сверстникам псалтырь.

В десятилетнем возрасте , он заболел и чуть не умер. К нему во сне пришла Царица, которая пообещала исцелить его. В то время несли чудотворную икону Знамения Божьей Матери. При этом, когда её проносили по улице, шёл дождь и пришлось проносить её через их двор. Матерь Прохора вынесла больного сына и приложила его к иконе, которую проносили. Тогда он стал поправляться.

Будучи, постарше Прохор совершал паломничество в Киево-Печерскую лавру, там его благословил старец и остри его, указав место - Саровскую пустынь, где он должен был принять послушание. Незадолго после случившегося, он отправился в Саровский монастырь, где и стал послушником. В то время, что он только не делал:

  • был келейником старца;
  • работал в хлеву;
  • работал в столярне;
  • трудился пономарём.

В то время каждый из монахов уходил в лес для уединения. Там он просил благословение у старца и свободное время уделял молитве. Через несколько лет он заболел водянкой и испытывал постоянные страдания. Но несмотря на то что у него распухло всё тело и он испытывал постоянную боль, старцы ухаживали за ним. За все три года болезни он ни разу не выявил негодования. Он не хотел, чтобы его осматривал врач и постоянно молился. В один прекрасный день к нему пришла Божья Матерь и святые Апостолы, которые осветили его и из отверстия вылилась жидкость. С тех пор Прохор поправился. На том месте, где пребывала Божья Матерь святой соорудил своими руками церковь.

Преподобный Серафим, как он лечит?

В дальнейшем, как видно, на фото Прохор принял монашество тем самым он проявил свою любовь в служении богу и своё стремление служить ему. Через год он был посвящён в диаконы. На протяжении шести лет он неустанно проводил время в единении с Богом. Он не отдыхал , часто забывал о еде и не нуждался в дополнительных силах, ведь их давал ему Бог. Во время своей службы он неоднократно видел Ангелов, которые являлись к нему.

В один день Серафим увидел Господа Иисуса Христа, который шёл к нему по воздуху. Тем самым он был освящён за свою странную службу перед богом. Он на протяжении дня трудился в обители, а в ночное время уходил в лесную пустынную келлию, где проводил большую часть времени за молитвой. Ближе к сорока годам Серафин удостоился сана иеромонаха.

После сорока лет Серафим остался жить в лесу в пяти километрах от монастыря. Там он уединялся в молитве и приходил в церковь лишь в субботу. Пока он находился в лесной чаще, он подолгу погружался в состояние транса во время молитвы.

В один из периодов своей жизни Серафим принял обет молчания. Он старался ни с кем не говорить и не встречаться. На протяжении трёх лет он провёл в полном уединении. Но смотря на то, что делает святой, люди желали принудить его оставить безмолвие. Тем самым он нёс свой животворящие крест и ограждал себя молитвой. Как пишут старые писания, дьявол приводил Серафиму различные искушения. Тогда он усугубил свои труд ы и взял на себя подвиг по поводу столпничества.

На протяжении ночи он становился на камень в лесу и молился с поднятыми руками. После этого он проводил так тысячу дней и ночей. Тогда дьявол задумал умертвить его и прислал к нему грабителей. На него напали разбойники. Тем самым он взял в руки топор и разбойники стали бить его. Они чуть не убили его, но, когда они обнаружили, что у святого нет ничего ценного, тогда они постыдились того, что сделали и ушли. Серафим лежал неподвижен и пролежал в страданиях всю ночь. Несмотря на то что были установленные личности, которые его избили, старец настаивал на том, чтобы их не наказывал.

После шестнадцатилетнего срока пребывания в пустыне Серафим возвратился в монастырь. На протяжении пяти лет его никто не видел. Он принял ещё один обет молчания перед Богом. На протяжении десяти лет он молчал и только в девятнадцатом столетии открыл свои уста. В тот день, когда это случилось к нему вновь явилась Матерь Божья она осветила его взор с двумя святителями. Она велела ему выйти из своей обители и принимать людей, которые нуждаются в наставлении, утешении и исцелении. С тех пор, с раннего утра и до позднего вечера его келья стала открытой для людей.

Исцеления Серафима Саровского

Мощи Серафима Саровского могут исцелять так же, как и сам духовный наставник. Он исцелял как духовные проблемы, так и телесные. Он молился перед Богом и благодатным словом. При этом он ощущал великую любовь и ласковые слова, с которыми он обращался к людям. К нему шли люди неустанно , ведь он в лике святого привлекал к себе. Он видел помыслы, а также душевный настрой и обстоятельства каждого человека. Главное — это то, что ему была открыта воля Божия, при которой он принимал советы.

На протяжении всей жизни к нему являлись знатные лица и государственные деятели. Он делал соответствующие наставления и учили его верности. Многие посещали старца, к примеру, император Александр Первый. Но Серафим не всех принимал.

Незадолго до восстания декабристов к старцу пришёл гвардеец. Но старец прогнал его, ведь он знал заранее о том, что офицер хотел получить благословение на восстание. Таким образом, он избежал своей смерти перед людом. Матери гвардейца он сказал, что её сын мог бы умереть во младенчестве, а теперь он умрёт на висилице. Он ещё и обладал даром провидения.

В последние годы своей жизни старец провёл в Дивеевском монастыре женской обители. Там он заботился о сёстрах, которые обращались к ним за своими духовными и житейскими затруднениями. При этом практически все помогали старцу и монастырю. Особенно часто посещали его те, кто был исцелён ним.

Многие те, кого он исцелил в последние годы его жизни видели его на воздухе стоявшим во время молитвы. Но он строго запрещал об этом рассказывать до того момента , пока он не умрёт. Как отмечают древние рукописи к святому Серафиму приходила Святая Богородица двенадцать раз. Кроме этого, его посещали святые и двенадцать дев, которые послужили знаменем его скорой смерти и славы.

Мощи преподобного: где положены и как добраться до них?

Умер старец в начале девятнадцатого века в своей келье во время молитвы. При этом стоит отметить, что погиб он от угара. Он стоял на коленях и молился постоянно и приговаривал, что после его смерти случится пожар. Как только была открыта дверь увидели, что он стоял бездыханно, сложив руки крестом.

Его мощи были уложены в специальный дубовый гроб, который он сам себе приготовил при жизни. Закопали его по правую сторону алтаря. В скором времени все узнали в окрестности о том, что он скончался. На протяжении восьми дней стояли мощи святого в храме. Несмотря на то что был пожар и многочисленное скопление народа никто не учуял запах гари. Все на протяжении этого времени прощались с Серафимом. Особенно тяжко было сестрицам из Диеевского храма .

На девятый день покойника отмели. На его руки была уложена молитва и его руки разжались. Об этом знамении быстро были оповещены все. После того как отпели тело Преподобного, оно было предано земле в том месте где указывал сам преподобный. Прожил старец на протяжении семидесяти лет.

Мощи Серафима Саровского: как к ним добраться?

По предсказаниям преподобного святого Серафима, его мощи будут найдены. Но в скором времени после гонения христиан они должны быть утрачены и впоследствии в точности так произошло. Во время октябрського переворота большевики начали гонения на православия. Поэтому благодаря их усилиям были изъяты все святые мощи. Специальные комиссии вскрывали раки со святыми мощами. После этого они составляли протоколы и увозили мощи в неизвестном направлении. Большинство мощей было предано поругание , поэтому священнослужители прятали мощи у себя в домах.

Но с мощами Серафима преподобного такого не случилось. Они хранились в Дивеевском монастыре, они были вскрыты и увезены в неизвестном направлении. Лишь со временем мощи были установлены для обозрения в Страстном монастыре в Москве. Но тогда был организован антирелигиозный музей. В тридцатых годах двадцатого столетия, музей в Москве взорвали и мощи преподобного Серафима пропали. Во многих исторических источниках описано это к фото.

Лишь в конце двадцатого столетия в Ленинграде, в здании Казанского собора неожиданного были найдены его мощи.

Случайным образом они были обнаружены при очередной проверке. После того как были вскрыты погребения, была обнаружена надпись о том, что это отче Серафим преподобны й. Специалисты длительное время проводили исследования и убеждались в том, что это действительно он. После того, как была проведена экспертиза, было установлено, что это действительно преподобный Серафим.

Как добраться до мощей преподобного?

На сегодняшний день мощи преподобного Серафима можно увидеть в мужском монастыре - это Свято-Успенская Саровская пусть, которая находится в Нижегородской области. Часть мощей находится в Ендове в Храме Георгия Победоносца великомученика. А также можно увидеть мощи в Спасо-Преображенском Саловецком мужском монастыре.

На сегодняшний день к Святому Серафиму обращаются в случае:

  • духовного наставления;
  • просьбы о выздоровлении (помогает при тяжёлых заболеваниях);
  • при невозможности определения жизненного пути;
  • при невозможности забеременеть для женщин.

И в ряде других любых случаев можно обратиться к Серафиму Преподобному. Стоит отметить, что святой помогает абсолютно всем тем, кто в реальности нуждается в его помощи. Особенно важно почитать святого в его дни .

  • 15 января;
  • 1 августа.

При обращении к мощам лучше всего проконсультироваться у священника , как лучше провести этот обряд. Кроме этого, рекомендуется обращаться с добрыми и светлыми мыслями и побуждениями. Как показывает практика, при обращении к мощам преподобного в 90% он помогает.

Для того, чтобы ощутить энергетику преподобного многие служители предлагают отправиться в Дивеево в тот самый храм, где в первый раз погребли старца. Многие утверждают, что именно в Дивеево может прийти настоящее исцеление.

Добраться в из Москвы можно на машине за шесть часов. Но можно не только самостоятельно спланировать маршрут в храм. Многие паломники во время дня святого Серафима отправляются на службу в храм. Довольно часто они берут с собой всех желающих . Поэтому, если вы решили отправиться в Дивеево вам можно пробовать поехать с ними. Ещё один вариант, как посетить мощи Серафима - это отправится в экскурсионный тур вместе с группой в Дивеево. Такой вариант займёт восемь часов вашего времени. Как вариант, можно добраться в сторону Нижнего Новгорода при помощи поезда в Дивеево, такой способ будет длительным, но экономным.

Если вам нужно исцеление от святого Серафима, вам обязательно стоит посетить его мощи в Дивеево или в Москве. Возможно, тогда ваша проблема будет решена и никогда не побеспокоит вашу жизнь.

Где находятся мощи Серафима Саровского








Великий Святой Серафим Саровский при жизни помогал многим людям, наставлял на истинный путь, исцелял недуги и после своего упокоения «собирает» возле себя множество верующих, паломников со всего мира.

Люди стремятся посетить Саров — райский уголок, где находятся мощи Серафима Саровского, чтобы приложиться к ним и получить божественную благодать.

Перед тем как отправиться к великой Святыне, желательно сначала познакомиться с жизнью Святого, узнать, почему Преподобный Серафим Саровский так почитаем народом.

Родился мальчик Прохор, так звали его родители, летом 1754 года в Курске, в купеческой семье Исидора и Агафьи Мошниных.

Отец мальчика строил каменные церкви, дома, но, к сожалению, скончался, когда дети были совсем маленькими. Мать, истинная христианка, воспитала обоих сыновей в православной вере.

Агафья учила детей уважать людей, исполнять заповеди, жить в страхе Господнем. И если старший Алексей избрал для себя в качестве сферы деятельности торговлю, то младший Прохор решил свою жизнь посвятить служению Богу. Этому во многом способствовали случаи, происходившие с мальчиком.

Как-то раз, семилетний Прохор, забравшись на купол строящегося храма, упал. Его мать, присутствующая при происходящем, стремительно сбежала вниз, ожидая самого худшего исхода.

Велико было ее удивление, когда она увидела сына, оставшегося целым и невредимым. В таком чудесном спасении мать увидела особую заботу Богородицы о ее сыне.

Второй случай произошел с мальчиком, когда ему исполнилось десять лет. Серьезно заболев, он очень долго не выздоравливал. Однако вскоре увидел во сне Божью Матерь, которая обещала ему даровать исцеление.

Через некоторое время по городу проходил крестный ход с Курской Коренной иконой. Из-за дождя люди вынуждены были пойти через проходной двор Мошниных. Мать вынесла и приложила сына к иконе, и с этого момента он стал поправляться.

В семнадцатилетнем возрасте Прохор окончательно решил посвятить свою жизнь Богу. Получив благословение от матери, отрок отправился в Киево-Печерскую лавру. Встреча со старцем была решающей, тот указал ему место последующего пребывания – Саровскую пустынь.

Добравшись до Саровского монастыря, он стал его послушником надолго. Это именно то место, где хранятся мощи преподобного Серафима Саровского и сейчас.

Молодой Серафим выполнял разную работу: исполнял обязанности плотника, пономаря, келейника, кормил скот, однако истинным его предназначением была молитва, для которой он уединялся между вековыми деревьями.

Страшные болезни, испытания, борьба с дьяволом, побои бандитов никогда не вызывали негодования у преподобного Серафима. Его доброта не имела границ: он не только отказался наказывать людей, нанесших ему тяжелые увечья, но и горячо молился за них.

О подвигах молчальничества и столпничества на протяжении долгих лет, наверное, знает каждый православный. 1000 дней и 1000 ночей провел Преподобный Серафим на камне в молитвах, которые сочетал с тяжелым изнуряющим физическим трудом.

За это Господь наградил Преподобного великим даром провидца, который он по Божьему повелению использовал для наставления пришедших к нему людей.

Исцеления

Духовный наставник многих православных — Преподобный Серафим — помогал исцелять духовные, телесные раны. Искренне молился перед Богом и незамедлительно получал помощь. Любовь, с которой Святой обращался к людям, не имеет границ. Ласковые слова (обращался ко всем приходящим: «Радость моя!»), забота – все это привлекало паломников.

Будучи провидцем, он видел мысли, жизненные обстоятельства любого человека, поэтому принимал не каждого. Гвардейца, пришедшего за благословением незадолго до восстания декабристов, батюшка просто выгнал, так как знал цель его визита.

Его матери Святой предсказал, что тот мог бы умереть еще ребенком, но окончит свою жизнь на виселице.

Практически всю свою земную жизнь провидец заботился об устроении Дивеевской женской обители. Сестры приходили к нему за помощью, при житейских затруднениях или духовных сомнениях.

Постоянными собеседниками батюшки Серафима были Мантуров и Мотовилов, которых излечил от страшных болезней. Оба были очень благодарны преподобному за это чудесное исцеление, на протяжении всей жизни помогали ему и монастырю, отказываясь от жизненных благ на пользу обители.

Как свидетельствуют рукописи, старца Серафима нередко видели во время молитвы, висящим в воздухе, однако он запрещал об этом говорить до его смерти.

Важно! Что такое покойника: как правильно заказать

Скончался Блаженный муж зимой в возрасте 70 лет. Пожар, случившийся внутри кельи, ознаменовал эту потерю, ведь сам Преподобный предсказал это событие. Похоронили старца Серафима в дубовом гробу, который он самостоятельно при жизни изготовил, и на том месте, где батюшка Серафим указал.

Как добраться


Хранятся мощи Серафима Саровского в Дивеевском мужском монастыре Нижегородской области.
Часть их находится в Храме Георгия Победоносца – Ендов. Еще одним местом, где находятся мощи Серафима Саровского, является Спасо-Преображенский Саловецкий монастырь.

После первого обретения мощи Серафима Саровского (на фото можно увидеть эти эпизоды) хранились в Дивеевском монастыре. Однако вскоре, во время октябрьской революции, началось гонение на православие.

Специальные комиссии открывали раки с мощами святых и увозили их в неизвестном направлении. Мощи Серафима Саровского в Дивеево постигла та же участь, однако они не были преданы забвению.

Через некоторое время были обнаружены в Москве в Страстном монастыре. Тогда это был антирелигиозный музей. Вскоре здание было взорвано, и никто не знал, сохранились ли мощи Преподобного Серафима Саровского в Москве или нет.

Очень долго считались пропавшими, только к концу двадцатого столетия, случайно, при проверке, святыня обнаружилась. Длительные исследования ученых доказали, что это действительно Преподобный Серафим Саровский, на фото можно увидеть, как выглядит эта святыня.

Важно! Верующие в течение всего года чтят память Святого, особенно имя Серафима поминается по праздникам — 15 января и 1 августа.

Люди обращаются к Преподобному Серафиму Саровскому в надежде получить помощь при:

  • тяжелых заболеваниях;
  • невозможности иметь детей;
  • необходимости духовного наставления и поиска жизненного пути;
  • тяжелых жизненных обстоятельствах.

Где находятся сейчас мощи Серафима Саровского сказано выше, а как туда добраться знает не каждый. Дорога из Москвы к месту паломничества на автомобиле занимает около 6 часов. Можно долететь до Нижнего Новгорода на самолете, а затем пересесть на автобус, который довезет до места назначения.

Путешествие на поезде – это самый дешевый и надежный способ, но занимающий больше времени. Еще одним способом как доехать к месту, где находятся мощи Серафима Саровского, является заказ экскурсионного тура.

Сейчас без проблем можно это сделать, обратившись к сотрудникам туристической компании. Преподобный, несомненно, услышит искреннюю молитву каждого и поможет скорбящим.

Как правильно приложиться

На этот случай при жизни старец Серафим заповедовал не просто стоять в очереди к святым мощам, а непременно молиться. Говорить с ним, как с живым.

Важно! Обязательно помянуть всех усопших родственников, попросить здравия ближним и близким людям.

Не забывать также помянуть тех, кто постоянно молится о нас, трудится в этой святой обители. Молиться нужно о своей стране, об исправлении, оставлении грехов, устроении жизненного уклада по православным правилам.

Как правильно приложиться к святыне:

  1. Подходя к мощам преподобного Серафима Саровского, сделать два поклона перед каждым осенением себя крестным знамением. Желательно сделать их заранее, чтобы не задерживать других людей.
  2. Аккуратно приложиться губами к святыне (не целовать) и прикоснуться лбом.
  3. Если нужно освятить крестики, икону, четки, тогда молча подать их сестре, стоящей у изголовья мощей, которая приложит их к раке.
  4. Покинув ограду, еще раз положить крестное знамение, поклониться.

Храм Преподобного

Отправляясь впервые к святыне, многие паломники желают знать, где находится Храм Серафима Саровского. На самом деле, такого названия не существует, под этим часто подразумевается храм, где хранятся его святые мощи.

Это Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, на фото можно разглядеть, как выглядит это чудо.

В честь Преподобного Серафима, так много сделавшего для Дивеевской обители, сооружена часовня. Строение располагалось на месте мельницы, которую впоследствии перенесли чуть ближе к хозяйственным построениям. Мельница выстраивалась по благословению батюшки, благодаря ей выживала вся женская община, когда было особенно тяжело.

К 1895 году на ее месте основалась часовенка, здесь вместе с послушницами молились паломники, миряне. Также здесь хранятся жернова, посредством которых сестры мололи муку. Ее раздавали все паломникам, пришедшим в святую обитель.

Ширина и высота часовенки весьма скромные – 3,59 на 5,75 м. Для ее возведения использовались рубленые бревна, которые вытесывались, а затем на них наносилась масляная краска. Постройка оборудована небольшими дверками, шестью окошками.

После революции часовенку варварски растащили, а то, что осталось, было разрушено. Только сейчас ее удалось отреставрировать по старинным описаниям и фотографиям, изученным с высочайшей точностью. Сегодня часовня выглядит точно так же, как и древний прообраз.

Храмом Преподобного Серафима Саровского, несомненно, является все богатство, которое святой Серафим оставил потомкам. Эту святыню оберегает Небесная Владычица. По словам старцев, даже в смутные времена к обители не сможет проникнуть антихрист.

Полезное видео

Подведем итоги

Все паломники, приезжающие и припадающие к святым мощам, ощущают легкость души и тела, освобождение от мирской скверны, исцеление, очищение. При посещении Саровского монастыря чувствуется незримое присутствие старца Серафима, который наставляет на путь истинный, дарует просветление и покой.