История искусства в одном сюжете: святой Себастьян. А заказчики показывали то, что заказали

(Тициан)
Святой Себастьян - единственный образ в истории христианства, который изображен настолько обнаженным: скромная набедренная повязка едва прикрывает мужское достоинство героя картины. По утверждению специалиста по советской сексологии Игоря Кона, который посвятил изучению этого образа не одну научную работу, образ святого Себастьяна оказался любимым образом геев. "Возникло даже такое мнение, что этот святой - гомосексуален. Святой Себастьян привлекал внимание представителей нетрадиционной ориентации, и этому есть подтверждения", - утверждает Кон.

Одно из самых ярких описаний святого Себастьяна встречается у японского писателя Юкио Мисимы: "Обнаженное тело божественно прекрасного юноши было прижато к дереву, но кроме веревок, стягивавших высоко поднятые руки, других пут видно не было. Бедра святого Себастьяна прикрывал кусок грубой белой ткани… Это ослепительно белое тело, оттененное мрачным, размытым фоном, светоносно. (...) В напряженной груди, тугом животе, слегка вывернутых бедрах - не конвульсия физического страдания, а меланхолический экстаз, словно от звуков музыки. Если б не стрелы, впившиеся одна слева, под мышку, другая справа, в бок, можно было бы
подумать, что этот римский атлет отдыхает в саду, прислонившись спиной к дереву..." (роман «Исповедь маски»)

Другое описание принадлежит личному капеллану королевы Виктории Чарльзу Кингсли, который никогда не признавался в своих гомосексуальных пристрастиях: "Эти мужские конечности, такие большие и такие деликатные, выделяющиеся на фоне призрачного света, беспомощность связанных рук, стрела, трепещущая в пронзенном боку, запрокинутый лоб, глаза, в темной глубине которых восторженная вера, казалось, побеждает муку и стыд... От напряженности моего взгляда глаза готовы были выскочить из орбит".

Кон отмечает, что образы святого Себастьяна писали около 200 художников, и все не по одному разу. С XIII века Себастьяна раздевали и омолаживали. А еще два века спустя его вообще сделали нежным юношей. "Некоторые художники часто строят композицию так, чтобы зритель смотрел на картину снизу... Поэтому первое, что бросается в глаза, - гениталии мученика. Но они всегда прикрыты повязкой или плавками. Это и давало пищу гомоэротическому воображению. Кто-то представлял себя в роли самого Себастьяна, а кто-то - в роли его мучителей", - говорит Кон. Кстати, стрелы, которыми утыкано тело Себастьяна, имеют не одно значение: смерть, любовь и фаллический символ (заостренный предмет, проникший в тело жертвы).

Работы всех художников вызывали интерес со стороны геев. Но все же самым любимым образ святого Себастьяна стал в исполнении художника Гвидо Рени. Именно ему и признаются в любви и Юкио Мисима, и Чарльз Кингсли.

Образы Святого Себастьяна удивительно разнообразны. Его писали свыше двухсот разных художников, некоторые не по одному разу. Перуджино написал восемь Себастьянов, Гвидо Рени - пять, Мантенья - три, ван Дейк - четыре, Гюстав Моро - семь. При этом в образ святого вкладывался совершенно разный смысл. Себастьян выступает то как защитник людей от чумы, то как человек, чудом спасшийся от смерти, то как христианский герой и мученик, то как воплощение духовной красоты, то как всеобщий соблазнитель, то как персонификация однополой любви. Чем же объясняется привлекательность этого образа и почему он допускает такое множество интерпретаций?

Согласно легенде, Себастьян - римский легионер, капитан лучников, который принял христианство и стал обращать в свою веру других. За это император Диоклетиан приказал казнить его. 20 января 354 г. Себастьяна привязали к дереву, и его собственные лучники стреляли в него до тех пор, пока не сочли его мертвым. Однако, сильный мужчина выжил (по одной из версий, его выходила святая Ирина). Тогда его подвергли жестокому бичеванию до смерти, а труп бросили в сточную канаву.

Первое его житие появилось в V веке и постепенно обрастало новыми подробностями. Около 680 г., когда Павию и Рим опустошила страшная эпидемия чумы, одному из горожан было видение, что нужно построить в честь Святого Себастьяна часовню. Часовню построили, после чего эпидемия прекратилась, а Святой Себастьян приобрел славу защитника от чумы.

Первые изображения Святого Себастьяна, начиная с византийских фресок VI-XI вв., представляли его зрелым, одетым, мускулистым, бородатым мужчи ной (капитан лучников никак не мог быть юношей), с мученическим венцом в руке. Иногда его изображали таким и позже. Во Франкфуртском музее старой скульптуры (Либигхаус) хранится очень выразительная южнонемецкая деревянная скульптура (ок. 1520 г.) Святого Себастьяна с бородой, кривыми ногами и явным выражением страдания на лице, где нет ни тени идеализации. У Паоло Веронезе (1565 г., церковь Сан Себастьян в Венеции) Святой Себастьян представлен бородатым мужчиной средних лет, которого куда-то тащат; здесь нет ни наслаждения страданием, ни соблазнительно обнаженного тела. Один из нескольких Себастьянов Тициана (ок. 1511-12 гг., Венеция, Санта Мария делла Салюте) написан с усами и бородкой. "Святой Себастьян" Рубенса (1618г.) - здоровый плотный молодой мужчина с усами. Но исключения только подтверждают правило.

Все это давало обильную пищу гомоэротическому воображению с садомазохистским уклоном, позволяя зрителю, в зависимости от собственных пристрастий, идентифицироваться как с самим Себастьяном, так и с его палачами. Согласно одному рассказу, "Святого Себастьяна" кисти Фра Бартоломео даже убрали из церкви, потому что он возбуждал греховные помыслы у прихожанок. Если в чопорной Испании декорум соблюдали строже, то в ренессансной Италии святой Себастьян стал настоящим христианским Аполлоном или Адонисом - юным, красивым и раздетым.

Стрелы - символ тоже многозначный. С одной стороны, они несут смерть (например, стрелы Аполлона, которыми он убил детей Ниобеи). С другой стороны, стрела - явный фаллический символ (заостренный предмет, проникающий в тело жертвы). И, наконец, это знак любви. Выражение "стрелы любви" было широко распространено в поэзии эпохи Возрождения. Если художник надписывал на стреле собственное имя, это не только подтверждало авторство картины, но и могло быть признанием в любви к изображаемому персонажу. Современники нередко называли даже имена конкретных юношей, с которых художники писали своих Себастьянов, утверждая, что между мастером и его моделью существовали любовные отношения. Это придает образу святого Себастьяна гомоэротический характер (впрочем, мадонн ведь тоже писали с обычных смертных женщин, иногда - легкого поведения).

Как отмечает МК, в начале XX века в Германии проводили исследование среди гомосексуалов, и вышло, что самый любимый их образ - святой Себастьян. На вопрос, как к этому относится Католическая церковь, ответил отец Збигнев костела Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. "Художники имеют право воплощать в жизнь свое видение - это ведь искусство. Мало ли кто и что пробуждает интерес и фантазии людей? Каждый увидит в этом произведении то, что хочет"…

Кстати, тут можно проследить варианты представлений о красоте у разных
художников. Каков бы ни был вкус, он индивидуален, но создавая полотно каждый
из них, всё ж опирался на представления, бытующие в обществе его времени.

В автобиографическом романе японского писателя Юкио Мисимы "Исповедь маски" описан целый спектр эмоций и сексуальных фантазий
подростка, вызванных образом Св. Себастьяна. Впечатления были настолько яркими, что уже повзрослев, Мисима "слился" с желанным образом посредством фотографии:

Себастьяно Дель Пьомбо. Святое семейство со св. Екатериной, св. Себастьяном и с донатором, или Сакра Конверзационе (Святое
собеседование). Венеция, 1485 ? — Рим, 1547

В ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка «Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Роберто Лонги во Флоренции и ГМИИ им. А.С. Пушкина». Уникальность выставки в том, что она включает работы, привезенные из Италии, принадлежащие Фонду Роберто Лонги во Флоренции, а также работы, находящиеся в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В общей сложности на ней представлено свыше 50 произведений живописи. (Все фотографии, кроме первой - из интернета)

Тридцать картин из Фонда Лонги составляют часть богатой коллекции, собранной ученым и критиком Роберто Лонги (1890-1970), одним из видных представителей мировой искусствоведческой науки. Cегодня, как и при жизни Роберто Лонги, эта коллекция хранится на принадлежавшей ему вилле (Villa il Tasso) во Флоренции, где теперь располагается крупный центр изучения итальянского искусства эпохи Ренессанса и барокко. Ядром экспозиции является знаменитое полотно «Мальчик, укушенный ящерицей» (1594), относящееся к раннему периоду творчества Караваджо. Вот здесь можно почитать о Роберто Лонги.

Искусствовед, художественный критик, коллекционер Роберто Лонги (1890 -1970) внес огромный вклад в изучение итальянской живописи. Благодаря его исследовательской деятельности заново были открыты многие забытые художники, в том числе Караваджо, чье творчество стало предметом особого интереса ученого. Результатом неугасающего интереса Лонги к творчеству Караваджо и его последователей стала первая выставка Караваджо и караваджистов в Милане (1951) и два издания монографии о художнике (1952, 1968). Лонги умер в 1970 году, завещав свои собрания «в пользу будущих поколений». Их хранит основанный в 1971 году во Флоренции Фонд Роберто Лонги по изучению истории искусств. Возможность увидеть сокровища фонда предоставляется только на выставках.


Роберто Лонги. Фотография. 1940-е гг.


Микеланджело Меризи да Караваджо. « Мальчик, укушенный ящерицей». 1593-1594. Х.м. Фонд Роберто Лонги, Флоренция

Картина Караваджо « Мальчик, укушенный ящерицей» известна в двух вариантах. Полотно, представленное на выставке, находилось в Париже, в коллекции Д`Атри, затем оказалось в Риме, где ее приобрел Лонги. Второй вариант находится в Лондонской национальной галерее. Считается, что сначала был создан флорентийский экземпляр - около 1543-1544гг. Один из биографов Караваджо Джованни Бальоне полагал, что картина « Мальчик, укушенный ящерицей», была написана в сложный период, кода двадцатилетний художник приехал в Рим. Как писал Бальони в 1642 году: « Потом он несколько месяцев прожил в доме у кавалера Джузеппе Чезаре д`Арпино. После этого он попробовал работать один и написал несколько картин, глядя на свое отражение в зеркале. Первым был Вакх с гроздями винограда разного цвета, написанными с большим прилежанием, но в суховатой манере. Он также написал мальчика, которого укусила ящерица, появившаяся из цветов и фруктов; казалось, голова на самом деле кричит, все было написано весьма прилежно. Тем не менее, ему никак не удавалось пристроить и продать эти картины».


Бартоломео Пассаротти, «Торговки птицей» 1580г х.м. Фонд Роберто Лонги, Флоренция

Бартоломео Пассаротти 1529—1592 родился в городе Болонья. Писал картины на религиозные сюжеты, портреты. Иногда включал в портреты бытовые детали и изображения животных, несмотря на непрестижность этих дополнений. Считается основателем жанра натюрморта в итальянской живописи. Изображение воробья, включенное в картину - своего рода подпись художника (по-итальянски воробей — это «пассаро»).


Неизвестный художник Копия с картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Мальчик, чистящий фрукт» х.м. Фонд Роберто Лонги Флоренция (или Мальчик, чистящий ножом яблоко, по другой версии — грушу)

Существуют также еще 3 версии картины «Мальчик, очищающий фрукт», спорно приписываемые Караваджо, находящиеся в разных частных коллекциях. Одна из этих картин в Королевской коллекции Великобритании. Эта как раз та, вторая картина Караваджо, о которой скромно везде умалчивается. Даже в названии она фигурирует как копия. Чья копия? Если автор Караваджо - то это просто авторское повторение или «авторский список». В этой работе, написанной в Риме, всё предельно просто — на сером фоне стены выделяется фигура мальчика в белой полотняной рубахе, сидящего за кухонным столом и занятого привычным делом. Таких мальчишек на побегушках можно было повстречать в любом трактире. Кое-кто из искусствоведов усмотрел в работе молодого художника аллегорию пяти чувств, якобы навеянную мыслями Плиния Старшего о связи живописи с природой, когда тот рассказывал о древнегреческом живописце Зевксисе, умевшем столь правдоподобно изобразить на полотне кисть винограда, что к картине слетались птицы поесть лакомых ягод. Трудно предположить, что начинающий художник слышал о Плинии — просто его неизменным желанием оставалось написание с натуры.


Анджело Карозелли «Аллегория бренности» 1620е х.м. Фонд Роберто Лонги, Флоренция


Карло Сарачени «Нахождение Моисея» 1610 г х.м. Фонд Роберто Лонги, Флоренция
Приобретена в 1927 году на антикварном рынке в Неаполе.

Сарачени Карло, прозванный Карло Венециано (ок. 1580, Венеция - 1620, там же) - принадлежал к среде ортодоксальных караваджистов, его произведения часто путали с картинами Джентилески и Эльсхеймера. В 1598 году Карло Сарачени покидает Венецию и отправляется в Рим, где после краткого обучения у Камилло Марьяни из Виченцы, запоздалого последователя венецианского академизма, он входит в «распутный» и шумный круг, идолом и главным мастером которого был Караваджо. С 1607 года - член Академии Святого Луки. В 1620 Сарачени возвращается в Венецию с талантливым учеником Жаном Ле Клерком из Нанси, где вскоре внезапно умирает.
Согласно Книге Исхода, Моисей родился в то время, когда его народ увеличивался в численности и египетский фараон был обеспокоен тем, что израильтяне могут помочь врагам Египта. Когда фараон приказал убить всех новорожденных мальчиков, мать Моисея, Иохаведа спрятала его в корзинке и пустила ее по водам Нила. Корзинка вскоре была обнаружена дочерью фараона, которая решила усыновить ребенка.


Карло Сарачени «Юдифь с головой Олоферна» около 1618 х.м. Фонд Роберто Лонги Флоренция

Картина посвящена ветхозаветному сюжету, который рассказывает о спасении израильтян от войска ассирийцев. Олоферн осадил город и перекрыл жителям Ветилуи доступ к воде, обрекая их на медленную смерть. Тем временем молодая вдова Юдифь, стремясь спасти родной город, надела красивые одежды и отправилась вместе со служанкой в стан ассирийцев. Остановившим её воинам в лагере противника Юдифь объявляет себя пророчицей и говорит, что собирается указать их полководцу лёгкий путь к захвату Ветилуи. Придя в шатёр Олоферна, она рассказала ему, что израильтяне будто бы нарушили заповеди Бога, а значит, лишили себя Его защиты и обречены на поражение. Подчёркивая своё благочестие, она пообещала Олоферну помочь наказать отступников и провести его войско к Иерусалиму. За это Олоферн, восхищённый её красотой и мудростью, позволил Юдифи жить в его лагере. Там она проводит 3 дня. На четвёртый день Олоферн устроил пир, на который повелел пригласить Юдифь, ибо «сильно желал сойтись с нею и искал случая обольстить её с того самого дня, как увидел её». Но, любуясь красавицей, Олоферн опился вином и заснул. Когда слуги удалились из шатра, Юдифь обезглавила спящего Олоферна его собственным мечом и отдала отрубленную голову своей служанке, спрятавшей её в мешок со съестными припасами. Затем израильтянки вернулись в город, показали голову горожанам со словами: «Вот голова Олоферна, вождя Ассирийского войска, и вот занавес его, за которым он лежал от опьянения, — и Господь поразил его рукою женщины. Жив Господь, сохранивший меня в пути, которым я шла! ибо лице мое прельстило Олоферна на погибель его, но он не сделал со мною скверного и постыдного греха» Юдифь вернулась в Ветилую, где поселилась в своём имении. Многие желали видеть её своей женой, но она отказалась вступать во второй брак. Она прожила 105 лет, пользуясь всеобщим уважением. Юдифь погребли в пещере в Ветилуи, где было захоронение её мужа Манассии.


Джакомо Черути. «Спящий паломник (Св. Рох)» нач.1740х г х.м. Фонд Роберто Лонги, Флоренция. До 1953 года была подарени Альберто Доддоли.

Джакомо Черути (Питочетто) (1698 - 1767) Известен также как Якобус Черути— этим именем он подписывал некоторые свои работы. В Италии его называли Питоккетто, то есть «маленький нищий», потому что в своем творчестве часто обращался к реальным сюжетам, писал людей из народа. Долгое время у исследователей было крайне мало информации о жизни художника. Лишь в XX веке благодаря открытиям итальянских исследователей Р. Лонги и Дж. Де Логу были получены данные о биографии Черути. Художников первой половины XVIII века,(к которым относился и Черути). работавших в разных областях Италии и продолжавших традиции Караваджо Лонги назвал «живописцами реальности». Ранние годы жизни художник провел в Милане, затем работал в Брешии (1728 год), Венеции (1736 год), Падуе (1737—1741 годы), Пьяченце (1743 год), умер предположительно в 1767 году в Милане.
Одежда и шляпа спящего на переднем плане мужчины могут указывать на члена какого-то братства или религиозного ордена. На заднем плане, на углу храма, поблизости от которого видна сцена подаяния нищим, расположен рынок бродячих торговцев с прилавками. Фасад одного из примыкающих к церкви домов украшен спущенными полотнищами тканей. По видимому, здесь идет подготовка к ежегодной ярмарке или церковному празднику. Церковь в глубине - Сант Аллесандро в Брешии (сейчас ее трудно опознать). Во времена Черути в церкви находился алтарный образ св. Роха с ангелом работы брешианского художника XVI в Моретто. Картина Моретто послужила для Черути образцом: св. Рох также изображен спящим под деревом, на втором плане видна сцена подаяния нищим, а праздник, к которому полным ходом идет подготовка - день св. Роха, чей образ хранился в церкви. Возможно, картина Черути была задумана, как алтарный образ.


Маттиас Стомер «Благовестие Маною и его жене» 1630е х.м. Фонд Роберто Лонги Флоренция

Маттиас Стом (Маттиас Стомер) - известный нидерландский художник XVII века. Родился ок. 1600 г. Достоверно не выяснено место его рождения, но по некоторым данным это город Амерсфорт в Нидерландах, в провинции Утрехт. Маттиас Стом также известен под такими именами, как Маттео Стома, Маттиас Стома, Маттео Фламандец. Нидерландский художник работал в стиле Караваджо и принадлежал к, так называемой, группе утрехтских караваджистов.
Маттиас Стом писал картины на исторические и библейские темы. Искусству живописи он обучался в Риме. Стом работал художником в Риме, в Неаполе, в Палермо и его окрестностях.
Картина связана с ветхозаветным сюжетом о явлении ангела Маною и его жене с пророчеством об их сыне Самсоне, который будет освободителем Израиля от филистимлян. Самсон - один из ветхозаветных судей. Его рождение было предсказано благовестием. Ангел, традиционно считающийся Гавриилом, явился матери Самсона, предсказывая это событие и пророчествуя, что он будет освободителем Израиля от его врагов филистимлян. Отец Самсона - Маной - принес в жертву козленка, и «когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и жена его пали на землю».


Матиас Стомер «Исцеление Товита» 1640г х.м. Фонд Роберто Лонги Флоренция

Художник представляет момент перед совершением чуда: юноша Товия по совету архангела Рафаила смазывает слепому отцу глаза желчью чудесной рыбы, пойманной им в реке Тигр. «И сказал Рафаил Товии: ты знаешь, брат, в каком положении ты оставил отца твоего; пойдем вперед, прежде жены твоей, и приготовим помещение; а ты возьми в руку и желчь рыбью. И пошли; за ними побежала и собака. Между тем Анна сидела, высматривая на дороге сына своего, и, заметив, что он идет, сказала отцу его: вот, идет сын твой и человек, отправившийся с ним. Рафаил сказал: я знаю, Товия, что у отца твоего откроются глаза; ты только помажь желчью глаза его, и он, ощутив едкость, оботрет их, и спадут бельма, и он увидит тебя.» (Книга Товита, 11:1 - 11:7).


Джачинто Бранди «Плачущий картезианский монах (св. Бруно)» около 1662 г х.м. Фонд Роберто Лонги, Флоренция

Джачинто Бранди (Гаэта или Поли) (1621 - 1691) итальянский художник эпохи барокко. Он был родом из семьи ремесленников-декораторов. За свою длительную карьеру художник Бранди стал известен как автор многочисленных алтарных обазов и фресок для церквей Рима и Лацио. Пиком карьеры и признания Джачинто Бранди стало избрание в Академию Сан Лука в Риме в 1668 году. В 1671-78гг. Бранди руководил работами по внутреннему украшению церкви Сан Карло аль Корсо. Его замыслу подчинялись все скульпторы, художники и ремесленники, а сам Бранди оставил нам прекрасные фрески в этой церкви на сводах потолка и стенах пресбитерия.
Более 900 лет духовные сыны и дочери святого Бруно проводят свою жизнь в строгой аскезе и уединённом молчании вдали от мира. Обитель картезианца не просто место, куда он бежит от мирской суеты. Здесь он призван уйти от самого себя, разорвать последние нити, связывающие его с людьми, воистину "заживо умереть". Стены монастыря отделяют его от мира, келья - от людей, молчание - от самого себя. Молчание для картезианца не просто дисциплинарное требование - устав не запрещает им говорить в случае необходимости. Это способ стать глухим для своего "я", оставить свои мысли, заботы, воспоминания - всё то, что мучительно влечёт его назад, уводит от цели. Дело монаха - очищение помыслов сердца и ума от всего, что не Бог, и полное предание себя Его любви в послушании и молитве.


Орацио Борджанни «Святой Себастьян» 1615-1616 х.м. Фонд Роберто Лонги, Флоренция

Художественное воспитание Орацио Борджанни (ок. 1578, Рим - 1616, там же) проходило в Италии и Испании в конце XVI - начале XVII в., в эпоху перехода от позднего маньеризма к барокко. Писал картины на религиозные и мифологические сюжеты, а также портреты. В 1603 он приезжает в Рим, где остается до самой смерти. Его первый биограф, Дж. Бальоне, сообщает о двух поездках художника в Испанию, одной, предполагаемой, в 1598-1602, и второй, достоверной, в 1604-1605. Борджанни шел своим путем, далеким от каких-либо определенных художественных направлений. Но при этом он стал одним из пионеров караваджизма в Испании. В поздний римский период (1605-1616) художник создает свои лучшие произведения.



Орацио Борджанни «Святое семейство со св. Анной» приблизительно 1610г х.м. Фонд Роберто Лонги Флоренция

Св. Анна, согласно традиции, является матерью Девы Марии и часто присутствует на изображениях святого семейства с Младенцем Христом. Обычно святую изображают позади Святой Девы, здесь же Борджанни поместил св. Анну справа. Культ Анны (I в. н. э.), матери Девы Марии, попал на Запад с христианскими беженцами, гонимыми мусульманскими завоевателями. Около XIV в. св. Анна была уже популярной фигурой частично потому, что ее материнство в позднем возрасте подтверждало доктрину о непорочном зачатии Святой Девы. Обычно св. Анну изображают вместе с дочерью. Легенда гласит, что она была замужем три раза и имела трех дочерей. Младенец Иисус держит в руке голубя, что читается, как символ Благовещения, Св. Духа и, одновременно, бескровной жертвы (имеется в виду кротость голубей).


Орацио Борджанни. Оплакивание Христа. 1610. Х.м. Фонд Роберто Лонги Флоренция

Оплакивание Христа — эпизод Страстей Христовых, следующий за снятием тела Иисуса Христа с креста и предшествующий погребению, который принято выделять как самостоятельную иконографическую сцену. Оплакивание имело место на Голгофе — у подножия Креста, или же у гробницы, во вторую половину дня Страстной пятницы. Хотя Евангелия умалчивают об этой сцене, подобный сюжет находят в руководстве, составленном для византийских художников, а также в мистической литературе XIII—XIV веков — «Размышлениях» Джованни де Каулибуса и «Откровениях» Бригитты Шведской. Впервые она встречается в византийском искусстве XII века, а в следующем столетии — на Западе.


Геррит ван Хонхорст, «Читающий монах» приблизительно 1620 х.м. Фонд Роберто Лонги Фолренция

Геррит ван Хонхорст (1590-1656) - голландский художник, один из лидеров караваджизма во внеитальянской живописи. Старший и более популярный из братьев, Хонтхорст родился в Утрехте 4 ноября 1590 г.; он был сыном "шпалерного" живописца. Между 1610 и 1615 гг. приехал в Италию, где жил в Риме. Там он испытал влияние Караваджо. В Риме Хонхорст, завоевав признание религиозными картинами, обыгрывающими эффекты ночного освещения; получил от итальянцев прозвище «Герард Ночной», еще его звали, «Герардо Фламандец». Среди римских учеников Хонтхорста был Маттиас Стоммер. По возвращении на родину (в 1620 г.) работал в Утрехте, где в 1622 г. был принят в гильдию живописцев своего родного города, но в 1637 г. мы находим запись его и в гаагской гильдии. В 1623 году стал президентом гильдии Святого Луки, в том же году женился. Войдя, вместе с Х.ван Тербрюггеном и Д.Бабюреном в число так называемых «утрехтских каравджистов», был самым преуспевающим среди них, пользуясь немалой известностью в европейских придворных кругах. Геррит ван Хонхорст был мастером театрализованных, сильных по живописной режиссуре мизансцен, драматических либо комедийных. Был мастером религиозной, мифологической и жанровой картины. Вскоре он стал настолько модным, что Sir Dudley Carleton, английский посланник в Гааге, рекомендовал его работы Earl of Arundel и Lord Dorchester. В 1626 году он организовывал обед для Рубенса. Королева Елизавета Богемская, сестра Карла I Английского, находясь в изгнании в Нидерландах, пригласила Хонтхорста в качестве художника и преподавателя живописи своим детям. Через нее о Хонтхорсте узнал ее брат Карл I, который пригласил его в Англию в 1628 году.


Джованни Ланфранко «Давид с головой Голиафа» около 1615-1616 х.м. Фонд Роберто Лонги Флоренция

Ланфранко Джованни - итальянский художник и выдающийся представитель фресковой живописи высокого барокко. Родился 26 января 1582 года в Парме. Джованни Ланфранко учился в Болонье у Агостино Карраччи, а позднее у его брата — Аннибале Карраччи. Последний содействовал своему ученику в получении заказов на оформление палаццо Фарнезе. Ланфранко жил и работал в родном городе, а также в Пьяченце, а позднее вновь появился в Риме. Помимо фресок художник Джованни Ланфранко знаменит своими алтарными изображениями. В Риме его растущая слава обеспечила ему обилие заказов. Заваленный заказами, Ланфранко стал писать свои картины в небрежной, выхолощенной манере. Вернувшемуся в Рим художнику покровительствовали папа Павел V и Урбан VIII. Умер Джованни Ланфранко 30 ноября 1647 года в Риме.
Однажды филистимляне собрали свои войска против израильского народа. Когда Давид пришел к израильским войскам, то он, пробравшись к братьям, вдруг увидел громадного ростом филистимлянина, по имени Голиаф, одетого в медную броню, шлем и держащего огромное копье и щит. Голиаф смеялся над народом Божиим, поносил живого Бога и говорил, что если кто-нибудь из израильтян победит его, то филистимляне будут их рабами. Однако никто из израильского стана не решался выйти сразиться с Голиафом, страшась и ужасаясь его вида. Но Давид рассказал Саулу, как Бог помогал ему в борьбе со львами и медведями, когда он пас овец. Тогда Саул позволил ему сразиться и одел его в броню и медный шлем. Но Давид не привык к такому вооружению. Он снял его с себя, взял свой посох в руку, выбрал пять гладких камней из ручья, положил их в пастушескую сумку.Голиаф, увидев идущего к нему Давида, стал смеяться над ним, говоря: «Что ты идешь на меня с палкою? Разве я собака?» Давид ответил ему: «Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа. Бога воинств Израильских, которые ты поносил». Затем Давид опустил руку в свою пастушескую сумку, достал оттуда камень, бросил его из пращи и поразил Голиафа так, что камень попал Голиафу прямо в лоб и тот замертво упал на землю. Филистимляне, увидев, что их силач погиб, стали разбегаться, а израильское войско одержало над ними победу.


Маттиа Прети «Сусанна и старцы» сер. 1640х х.м. Фонд Роберто Лонги Флоренция

Маттиа Прети - итальянский художник. (1613г. Тавернп (Калабрия), - 1699г. Мальта. Учился у Гверчино; испытал влияние Караваджо, Джованни Ланфранко, Пьетро да Картона и венец. художников XVIв. Работал в Риме (1630-1641, 1650, 1653, 1660-1661), Таверне (1642-1644, 1672), Модене (между 1644 и 1650гг.), Неаполе (1653, 1656-1661) и на Мальте (1659, 1661-1674). Маттиа Прети известен также как калабрийский рыцарь или калабрийский всадник. Это прозвище он получил за создание конной статуи папы Урбана VIII. Приблизительно в возрасте 17 лет, он переезжает в Рим, где и проводит большую часть своей карьеры. В 1653 году он переезжает в Неаполь, Заключительную часть жизни (примерно с 1660 года) художник проводит на Мальте, что, вероятно, связано с тем, что он был посвящен в рыцари Мальтийского ордена в 1642 году, причём сразу на вторую ступень посвящения, в Рыцари Милости Магистра и Преданности в Послушании. Писал фрески и картины в основном на религиозные и мифологические сюжеты, сцены мученичества святых и изредка на бытовые темы.
Сусанна (ивр. Шошана — «лилия») — персонаж эпизода греческого перевода Ветхого Завета.
Сказание рассказывает о том, как во время вавилонского пленения (с 598 по 539 до н. э.) одна прекрасная еврейка была ложно обвинена двумя высокопоставленными развратными старцами, подсматривавшими за ней. Предположительно, двое этих старцев были еврейскими старейшинами. Однажды Сусанна купалась в своем саду, отослав прочь своих служанок. В это время за ней принялись подглядывать два старца, уже некоторое время имевшие подобную привычку. Когда, вымывшись, женщина собралась идти домой, они остановили её и принялись домогаться, утверждая, что если она не согласится на их домогательства, они обвинят её в прелюбодеянии и скажут, что в саду у неё было свидание с молодым любовником. Она пренебрегает их шантажом. Она начинает кричать, прибегают люди и сбитые с толку старцы осуществляют свою угрозу. Сусанну арестовывают, и ей грозит смерть за прелюбодеяние, причем женщина клянется, что ни в чём не виновата. В это время в процесс вмешивается юноша по имени Даниил (это будущий знаменитый пророк Даниил), которому Бог открыл, что она говорит правду: «возбудил Бог святой дух молодого юноши, по имени Даниила». Он изолирует обоих свидетелей и допрашивает их по-раздельности, подвергая перекрестному допросу. Поскольку ни один из них не знает, что именно сказал другой, они ошибаются в деталях — дают различные показания по поводу дерева, под которым Сусанна якобы встретилась со своим любовником. . На смерть осуждают их, как лжесвидетелей «по закону Моисея», а добродетельная Сусанна торжествует: «и поступили с ними так, как они злоумыслили против ближнего, по закону Моисееву, и умертвили их; и спасена была в тот день кровь невинная».


Пьер Франческо Мадзукели «Коронование терновым венцом»1610х.м. Фонд Роберто Лонги Флоренция

Пьер Франческо Мадзукели, прозванный Мараццоне (1573, Мораццоне, близ Варезе - 1626, там же) : Итальянский художник. После возможного обучения в Ломбардии Мораццоне уезжает в Рим. С 1598 он работает в Ломбардии, где создает картины и фрески.
На картине - одна из последних сцен, составляющих цикл эпизодов «Суда над Христом», являющаяся прелюдией к Еcce homo, после чего Христос был уведен на распятие. Согласно Марку, "воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк; / И одели Его в багряницу, и, сплети терновый венец, возложили на Него; / И начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него и, становясь на колени, кланялись Ему".. Согласно широко распространенным правилам, господствовавшим в итальянской живописи XV-XVI веков, изображались двое солдат, каждый держит трость или палку, с помощью которых они насаживают терновый венец на голову Христу, и эти их инструменты в этот момент образуют фигуру креста. Эта распространенная схема происходит от той манеры, в которой данный эпизод представал в средневековой религиозной драме. Что касается самого венца, то южные художники тяготели (с большим самоограничением) к изображению терновника с небольшими шипами, что резко контрастировало с манерой немецких и нидерландских мастеров изображать колючки огромных размеров. Подобный терновый венец с фантастическими по размерам шипами может держать воин в кольчужной латной рукавице. Или же венец впивается в лоб Христа, источая капли крови. На формирование этого образа могли оказать влияние труды христианского мистика XIV века Бригитты Шведской, "Откровения" которой повествуют о страданиях Христа с большой экспрессией и подробностями. Эта тема широко распространяется в христианском искусстве с XIV века вместе с культом тернового венца как святой реликвии, рождение которого датируется тем же временем.


Джованни Басттиста Караччоло прозванный Баттистелло «Положение во гроб» около 1615-1620 х.м. Фонд Роберто Лонги Флоренция. Приобретена на аукционе.

Джованни Баттиста Караччоло прозванный Баттистелло (1578-1635) был первым и самым ярким мастером прославленной неаполитанской школы живописи XVII в. Художник берет за образец творчество Караваджо, он изучает не только его произведения, находящиеся в неаполитанских церквах (исполненные во время пребывания художника в Неаполе в 1607 и в 1610), но и созданные в Риме. Баттистелло также исполнил ряд фресок, величественных и строгих, в которых применял неожиданную гамму светлых и ярких тонов, полных ностальгии по канонам XVI в.
Этот эпизод Страстей Господних рассказан всеми четырьмя евангелистами. После того, как мертвый Христос был снят с креста и передан близким и ученикам, один из них, Иосиф Аримафейскиф, как свидетельствует Евангелие от Матфея, взял тело Иисусово, « обвил его чистой плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале».Впервые картина была опублиована самим Лонге.

Гвидо Рени – талантливый итальянский художник, подаривший миру целый ряд замечательных работ. Работы Рени выставлены в дрезденской галерее, Палаццо Пито, Лувре, Эрмитаже и музее имени Пушкина. Работы Рени отличаются большой живостью и напыщеностью картин, по его работам мы можем составить представление о господствующих в то время эстетических вкусах.

В овальном портрете Рени изобразил историю о римском сентурионе Себастьяне, который служил в гвардии императора Диоклетиана. Святой Себастьян был известен своим мученическим поступком – он отказался отречься от веры, после чего император приказал казнить его. Римские легионеры выпустили по нему несколько стрел, но не смогли его убить. После выздоровления, Святой Себастьян снова пришел к императору, после чего Диоклетиан приказал забить его камнями и сбросить со скалы.

История о Святом Себастьяне стала основой для многих художников. Картины о подвиге Святого писали Тициан, Рафаэль, Караваджо, Эль Греко и Ботиччелли. Гвидо Рени создал интересный образ святого. В своей картине он отражает мучение молодого юноши от стрел, концентрируясь в первую очередь на мимических страданиях. Это картина одна из самых прекрасных работ художников галереи на библейскую тему, показывая твердость веры отдельно взятого человека.

Святой Себастьян

«Святой Себастьян » — знаменитая картина великого итальянского художника болонской школы (1575-1642). Картина религиозного жанра была написана в первой половине XVII века — 1617-19 гг. Холст, масло. Размеры: 170 x 133 см. Находится в Национальном музее Прадо, Мадрид, Испания.

Святой Себастьян — известный христианский святой и мученик. Является, пожалуй, одним из самых популярных христианских святых, которых изображали великие художники. Чаще всего изображается как мужчина, привязанный к дереву и пронзённый стрелами. Святого Себастьяна писали такие художники, как Антонелло да Мессина, Джованни Больтраффио, Андреа Мантенья, Сандро Боттичелли, Антонис ван Дейк, Паоло Веронезе, Аннибале Карраччи, Тициан, Эль Греко, Рубенс, Камиль Коро, Гюстав Моро и многие другие. Гвидо Рени, который большую часть своего творчества посвятил мифологическим и религиозным темам, не мог пройти мимо такого яркого сюжета и создал картину, которая сегодня признана шедевром мировой живописи.

На картине Рени мы можем увидеть главного персонажа — Святого Себастьяна. Святой представлен молодым юношей. Его пронзает одна единственная стрела. Изогнувшись от боли, он смотрит вверх, будто ища поддержки в выпавших ему мучениях. Согласно истории святого, казнить Себастьяна повелел император Диоклетиан. За приверженность к христианской вере он был привязан и пронзён стрелами. Палачи, которые привели приговор в действие, подумали, что Себастьян мёртв и оставили его на месте. Однако его раны оказались несмертельными, он смог выжить, после чего вновь явился перед императором, продемонстрировав силу своей веры. После этого Святого Себастьяна казнили во второй раз. На этот раз его забили камнями.

Картина «Святой Себастьян» Гвидо Рени

Сделать дом красивым, удобным и современным вам помогут солнцезащитные системы Андрея Светлова. Здесь вы можете выбрать и приобрести рулонные жалюзи Екатеринбург . Большой выбор качественных товаров по самым приемлемым расценкам. Есть скидки.

В истории церкви известны жития множества мучеников
В церковной литературе хватает и казней экзотических, и подвигов беспримерных - а все равно редко кого встретишь в живописи чаще Себастьяна.

Страдания христианского мученика, пронзаемого стрелами, были весьма популярным сюжетом и в ренессансной живописи, и позднее - вплоть до наших дней.

По одной версии, Себастьян стал популярен из-за эпидемий чумы, которые регулярно свирепствовали в Европе. В ту пору этот святой почитался как защитник от страшной болезни.

Другая версия гласит, что сюжет полюбился живописцам совсем по иной причине: он позволял изображать обнаженное тело без опасений, что церковь найдет это неприличным. Художники Возрождения боготворили античные идеалы наготы, но долгое время вынуждены были считаться с религиозными ограничениями.
Вероятно, что по этой же причине изменился и возраст Себастьяна.

По легенде он к моменту казни был мужчиной в зрелых летах и при солидной должности, а на большинстве картин мы обнаруживаем прекрасного юношу сродни Адонису или Аполлону. Чем еще, как не вниманием авторов к цветущей и совершенной плоти, объяснить такую метаморфозу?

Духовный пафос в этом сюжете был все-таки не менее важен. Образ Себастьяна трактовался как героический. Персонаж чаще всего выглядел непреклонным в вере и безразличным к неминуемой гибели.

Первые изображения мученика появились на фресках еще в VII веке. А с началом Ренессанса для Себастьяна настал поистине золотой период. Иконография этого святого, то есть совокупность вариантов его изображения, довольно обширна.


Мозаичная икона Святого Себастьяна VII века.
Святой Себастьян обычно изображается в виде полуобнаженного юноши, пронзенного стрелами. Здесь мы видим старца, одетого в парадные одежды. Его убеленную сединами голову окружает нимб.

С этой мозаикой связана интересная легенда. Когда в Павии началась эпидемия чумы, появилось поверие, что она остановится, если в церкви Сан Пьетро ин Винколи будет сооружен алтарь, посвященный Святому Себастьяну. Этот алтарь победил черную смерть и, золота аура Себастьяна нейтрализует устрашающее впечатление, производимое белокрылой Синьорой с косой, как итальянцы именуют смерть.

Самым распространенным был сюжет с расстрелянием мученика. Повальное увлечение им пришлось на XV столетие. Почти одновременно с Антонелло да Мессиной свои варианты картин на эту тему создали Андреа Мантенья, Антонио Поллайоло, Сандро Боттичелли, а позднее к ним присоединились Тициан, Эль Греко, Паоло Веронезе, Хусепе Рибера, Антонис Ван Дейк.



Иногда сюжет будто становился навязчивой идеей. Например, Перуджино умудрился написать восемь картин со святым Себастьяном в главной роли, Гюстав Моро - семь, Гвидо Рени - пять. Возможно, впрочем, подобная продуктивность диктовалась пристрастием публики. Рассказывают, что когда французский король Людовик XIII увидел "Святого Себастьяна" кисти Жоржа де ла Тура, он распорядился вынести из своей комнаты все другие картины.
Между прочим, от стрел как раз Себастьян не погиб. Предание сообщает, что начальник преторианской гвардии, втайне обращавший людей в христианство и приговоренный за это императором Диоклетианом к расстрелянию стрелами, после казни остался жив. Израненного Себастьяна выходила некая вдова по имени Ирина.

Смерть пришла к нему позже, когда он вновь явился к императору и принялся обличать того за неоправданную жестокость по отношению к верующим в Иисуса. На сей раз Диоклетиан приказал забить непокорного камнями и сбросить тело в сточную канаву. Впрочем, окончательное погребение Себастьяна произошло в катакомбах, где его захоронили единоверцы.