Как сделать портфолио копирайтеру, журналисту и контент-менеджеру. Обзор лучших сервисов

Журналистика – творческая специальность, поэтому на поступающих далеко не всегда распространяется правило «трех ЕГЭ». Для того, чтобы подать документы на большинство журфаков страны, достаточно представить баллы ЕГЭ по двум предметам : русскому языку (обязательному для всех специальностей) и литературе.


Вместо третьего экзамена абитуриенты сдают творческие или профессиональные испытания , которые проводятся вузам самостоятельно, в очной форме.


Однако из правила «русский плюс литература» возможны и исключения: в некоторых учебных заведениях от абитуриента могут потребовать результаты ЕГЭ еще по одному предмету. Это может быть:


  • иностранный язык (в частности, он требуется при поступлении на МГУ),

  • обществознание,

  • история.

Какие предметы сдают при поступлении на журналистику на базе вуза

Программу проведения дополнительных творческих и профессиональных испытаний вузы разрабатывают самостоятельно, поэтому формат сдачи экзамена и требования могут сильно отличаться. Поэтому что конкретно вам предстоит сдавать – надо уточнять в том вузе, в который вы планируете поступать.


В большинстве случаев испытание делится на две части:


  • письменная творческая работа (эссе),

  • собеседование.

Это может считаться одним экзаменом, состоящим из двух частей (максимальная оценка – 100 баллов в сумме, причем «вес» каждой части определяется вузом) или же двумя отдельными испытаниями, каждое из которых оценивается по 100-балльной шкале. При формировании рейтинга поступающих баллы за ЕГЭ и творческие испытания суммируются.


При написании эссе абитуриентам обычно предлагается несколько тем на выбор, причем большинство вузов включает в список темы с «профессиональным» уклоном – общественно-политические, посвященные профессии журналиста или СМИ в современном мире и так далее. Достаточно частое требование – полное или частичное соответствие творческой работы какому-либо из журналистских жанров (репортаж, очерк, проблемная статья и так далее).


Собеседование может проходить в формате свободной беседы, цель которой как правило – составить мнение об общем уровне развития абитуриента и его кругозоре в области СМИ, предпочтениях в журналистике, отношения к выбранной профессии, осознанности решения стать журналистом.


Однако довольно часто собеседование превращается в своеобразный экзамен: абитуриенты тянут билеты с вопросами и отвечают на них. Программа испытания, вопросы и список рекомендованной литературы в таком случае заранее публикуется на сайте приемной комиссии, чтобы у абитуриента была возможность подготовиться. В большинстве случае вопросы посвящены:


  • истории журналистики

  • средствам массовой информации в современном мире,

  • особенностям СМИ разных типов,

  • характеристикам основных журналистских жанров и так далее.

При большинстве журфаков работают подготовительные курсы или «малые факультеты», ориентированные именно на подготовку к творческим испытаниям, и их посещение сильно повышает шансы на успешное поступление. Серьезным «плюсом» при подготовке к испытаниям станет и опыт работы в редакции подростковых или молодежных СМИ или опыт сотрудничества со «взрослыми» изданиями – это позволяет лучше узнать профессию и познакомиться с редакционным процессом «изнутри».


Обязательно ли портфолио при поступлении на журфак

У многих абитуриентов журфака к моменту поступления в вуз накапливается внушительная папка с публикациями, грамотами за победы в детских журналистских конкурсах и другими документами, подтверждающими успехи в выбранном направлении деятельности. Однако повлияет ли это на поступление – зависит от вуза.


Иногда портфолио рекомендуют приносить на собеседование – и оно влияет на итоговую оценку. Или же его может оценить приемная комиссия, выставив дополнительные баллы за индивидуальные достижения. В большинстве случаев «в зачет» индивидуальных достижений принимаются:


  • победы на всероссийских олимпиадах по профильным предметам или официальных олимпиадах по журналистике;

  • заверенные публикации в зарегистрированных СМИ;

  • победы на журналистских конкурсах или олимпиадах, проходивших на базе вуза, в который вы поступаете.

Кроме того, в зависимости от правил вуза, в составе портфолио могут быть рассмотрены и другие доказательства вашей готовности к обучению журналистике. Например:


  • публикации в незарегистированных СМИ (в том числе школьного уровня);

  • сертификаты участника и дипломы победителей детских журналистских конкурсов и других конкурсов «смежных» направленностей (литературных, фото- и видеотворчества, графического дизайна и т.д.);

  • характеристики-рекомендации от редакций СМИ, с которыми вы сотрудничали или руководителей детских журналистских кружков.

Портфолио в России- к сожалению, не такой частый инструмент при продвижении себя на рынке труда, как на Западе. Особенно этим не заморачиваются, к сожалению, отечественные журналисты. Специалисты по работе с контентом в этом смысле более ответственно подходят к делу. И не напрасно - хорошее портфолио способно не только представить вас в более выгодном свете работодателю или заказчику, но и невероятно дисциплинирует собирать результаты своих разрозненных работ.

В общем, если мы вас убедили, то вот вам несколько крутых сервисов, с помощью которых можно без проблем собрать приличное digital-портфолио. Потом, когда будет некогда объяснять, можно будет просто кинуть ссылку со своими работами потенциальному заказчику - и не тратить время на мучительный сбор текстов из нескольких источников в одно письмо.

1. Pressfolios

Одна из самых знаменитых платформ для хранения контент-материалов, которые не стыдно показать работодателю - это Pressfolios. Портфолио организовано просто и без прикрас. Очень удобно, что можно прикреплять как ссылки на материалы, так и PDF - для тех, кто работает в печатной прессе или на ресурсах с платным доступом, очень удобный вариант.

Например, вот как выглядит портфолио независимого журналиста, автора Guardian, Telegraph, Esquire, The Independent и многих других известных СМИ Алекса Ханнафорда :

2. Clippings

В отличие от Pressfolios, сервис Clippings подходит не только пишущим журналистам и авторам, но и тем, кто создает самые разные форматы контента - тексты, фото, смешанные мультимедийные проекты, ролики на YouTube и ТВ, и даже с подкасты. Если вы работаете с разными видами медиа или тематиками, то их все легко рассортировать по отдельным тематическим блокам. Очень приятный бонус платформы - она очень хорошо адаптирована под мобильные устройства и ваше портфолио будет хорошо смотреться, даже если его кто-то будет смотреть со смартфона.

Вот, например, как выглядит портфолио политического обозревателя из Берлина Наоми Конрад :

3. Muck Rack

Ещё одна классика жанра для хранения портфолио и информации о себе среди западных журналистов - сервис Muck Rack. Помимо функции портфолио, сервис в каком-то смысле можно считать и «родственником» нашего сервиса Pressfeed, в том смысле, что он позволяет пиарщикам контактировать с журналистами. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Плюсы сервиса - он удобный, тут можно хранить не только свои работы, но и ссылки на свои соцсети и блог, а также сделать небольшое описание своего опыта и профессиональных интересов. В общем, это такое улучшенное во много раз резюме. Например, вот так выглядит страница журналиста Fortune Эрин Гриффит :

4. About Me

Несмотря на то, что About Me не является конкретно сайтом для создания контент-портфолио, это очень удобный инструмент для тех, кто давно думал завести свой сайт, но как-то не срослось. Фактически это такой сайт-визитка, рассказывающий о вас и всём множестве ваших сущностей в социальных сетях, блогах и прочих платформах.

Особенно популярен About Me как раз среди западных журналистов и писателей. Приятная фишка сайта - тут можно получить аналитику о том, кто, как и когда просматривал вашу страничку.

5. Flavors Me

Ещё один сайт-визитка, но с гораздо более расширенным функционалом, чем About Me. Авторскую страницу с индивидуальным дизайном можно создать на общем домене, а если докупить премиум аккаунт (20 долларов в год)- то можно привязать всё к своему собственному доменному имени. Там же к платному аккаунту прилагается ещё огромное множество полезных фишек. Очень сильно радует количество шаблонов и простор для фантазии - без всякого знания кода можно себе сотворить очень приличный сайт со всеми нужными ссылками - на соцсети, работы и блог. Создатели обещают 222 типа шрифтов, но стоит учитывать, что для кириллицы список доступных шрифтов, всё-таки намного скромнее.

Один показательный пример выбрать было трудно, поэтому мы выбрали три очень не похожих друг на друга сайта-визитки журналистов, блогеров и авторов.

— Зина, скажи пожалуйста, ты счастлива?
— Да!..
— Сегодня у нас двойной юбилей — у Александры Грубовой и Зинаиды Булаевой.

22 февраля, ДК им. С. Орджоникидзе

«Иван да Марья — полевой цветок, навеки соединивший имена двух влюбленных» (фольклор)

В 2000 году из большого коллектива «Уралочка» образовалась фолк-модерн группа «Иван да Марья». Сначала ей руководила Александра Грубова, сейчас Сергей Маташов.
— Я почувствовал, — рассказывает Сергей, — что коллектив очень большой, надо было его и омолодить, и подсвежить. Не отделились, а создали отдельную группу. Состав? Мы даже шутим: наш коллектив состоит из певиц, танцоров и грузчиков. (Смеётся). Т.е., конечно, из музыкантов. Вполне естественно, что коллектив с тех пор немного изменился. Бывает, конечно, человек уходит по тем или иным обстоятельствам. Очень трудно перестраиваться. Сделаешь программу, а потом всё с начала, каждую партию. Но вот сегодняшний состав держится уже довольно продолжительное время.

— Раз — два – раз!.. Со-си-сочная!.. Че-Эн! — разносилось по Городскому Парку Белорецка около двух часов дня 9 августа. Саундчек, что сказать. Люди, бродящие рядом, заговорщицки улыбались: что-то будет!

А уже в пять вечера на площадке перед сценой набралось немало местных и совсем не местных нефоров. Если сначала этот концерт был очень похож на массовый выезд в Белорецк жителей Магнитогорска, что не удивительно, так организатором этого фестиваля выступила газета «Музыка. Магнитогорск», то в итоге силы уравнялись: на сцену вышло почти равное количество групп от Белорецка и Магнитогорска.

Эта статья для фрилансеров, которые совсем недавно вышли в свободное плавание и еще не знают, что предъявить клиенту в качестве резюме для знакомства. У вас пока нет сайта, вы не успели создать платформы в социальных сетях, но хотите выглядеть в глазах потенциальных заказчиков профессионалом. А значит вам нужна самопрезентация — та «одёжка», по которой вас встречают.

Кстати, самопрезентации нет и у многих старожилов рынка фриланса. Если у вас её тоже нет — эта статья и для вас.

Итак, самопрезентация фрилансера включает резюме и портфолио.

Из чего состоит резюме

1. Ваше имя

Заметьте, не сетевое имя, «ник», а ваши настоящие имя и фамилия. Если, конечно, у вас нет веских причин для того, чтобы скрываться под псевдонимом. Если такие причины есть, выбирайте псевдоним, но помните, что уже сейчас вы начинаете нарабатывать репутацию, с этим псевдонимом вам жить долгие годы, поэтому выбирайте ответственно.

2. Информация о вашем проекте и предложении

  • Специализация и/или УТП.

Мы уже не раз говорили с вами о том, что «человек-оркестр», берущийся за любой заказ, обычно ценится клиентами меньше, чем специалист в определённой области. Эту область и укажите: например, медицинский копирайтинг или дизайн с характером.

Хорошо, если помимо специализации – то, что отличает вас от всех без исключения конкурентов и при этом ценится клиентами.

  • Информация о пройденном обучении.

Где и как вы учились? Речь не о высшем образовании, точнее не в первую очередь о нём. Конечно, если вы получили диплом по тому профилю, в котором работаете и сейчас – скажите об этом. Копирайтерам полезно быть филологами, журналистами, маркетологами. Медицинскому копирайтеру полезно быть врачом. Но если вы по образованию конструктор локомотивов, а теперь пишете продающие тексты, эта информация для заказчика будет лишней. Вычёркиваем.

А вот обучение по вашему текущему профилю указываем полностью. Хорошо, если вы можете предъявить сертификаты, подтверждающие факт обучения. Ещё лучше, если вы учились у тех, кто для ваших заказчиков является авторитетом.

  • Опыт оффлайн-работы.

Этот пункт можно включать, а можно и не включать в резюме – точно так же, как с высшим образованием. Если вы 10 лет работали дизайнером в глянцевом журнале, а теперь делаете полиграфию на заказ – такой опыт пригодится. Если вы работали в отделе продаж строительной компании, а теперь предлагаете разработку коммерческих предложений для строительных компаний – отлично! Если вы работали детским врачом, а теперь верстаете сайты – вычёркиваем.

  • Дополнительные навыки.

Только если они имеют отношение к вашему проекту и предложению. Предлагая услугу копирайтера, подумайте, поможет ли заказчику принять решение информация о вашем опыте проведения психологических тренингов или умении вышивать крестиком. Если навыки могут пригодиться для предложения комплексной услуги – можно включить. В противном случае – вычёркиваем.

  • Интересы.

А вот тут момент спорный. Я много раз встречала рекомендации не размещать в резюме интересы, потому что это точно заказчику не пригодится. Я бы поспорила. Во-первых, ваши интересы рассказывают о вас, как о человеке. Они показывают, насколько вы активны в жизни и чем вообще занимаетесь. Активные люди – лучшие работники. Во-вторых, интересы могут хорошо сочетаться с вашей специализацией. Например, вы копирайтер, пишете о здоровом образе жизни. А кроме того, вы инструктор по йоге. Хорошо сочетается и дает понять, что вы «в теме».

3. , которые покажут, что с вами уже радостно и с пользой работают другие люди.

  • Отзывы и рекомендации.
  • Кейсы, то есть истории о том, как вы помогли клиентам.
  • Список проектов, с которыми вы уже сотрудничали, можно в виде «доски почёта» с логотипами.
  • Ссылки.

Если у вас есть сайт/блог, посвящённый вашей работе – обязательно дайте ссылку. Если сайта нет — неплохо давать ссылки на ваши личные ресурсы — например, страницы в соцсетях. Это, как и интересы, позволяет лучше с вами познакомиться. Только убедитесь в том, что на ваших страницах опубликовано только то, что вы готовы показать потенциальным партнёрам. И всегда помните об этом.

  • Контакты.

Нужно несколько способов связаться с вами. Необходимый минимум – это электронная почта и скайп. Если есть возможность общаться с вами через социальные сети – напишите об этом. Хотя, на мой вкус, почты и скайпа за глаза хватает.

Но одним резюме сыт не будешь. Заказчику надо видеть не только КТО вы такой и ЧТО вы делаете, но и КАК вы это делаете. Поэтому пакет самопрезентации фрилансера включает еще и портфолио.

Каким должно быть ваше портфолио

Я рекомендую портфолио делать не составной частью резюме, а отдельным документом. Потому что опыт говорит: иногда нужно одно, иногда другое, иногда оба сразу. Обеспечьте себе возможность предъявлять все варианты.

Важно! Портфолио – это не сборник ссылок на разные ресурсы по принципу «вот это смотрите там, а это тут, а ещё у меня есть публикация вот здесь» . И не множество отдельных документов. Хотя именно такие варианты присылают большинство копирайтеров, которые хотят сотрудничать с моим агентством.

Портфолио для онлайн-использования – это интерактивный документ. То есть либо файл, либо онлайн-ресурс, на котором собраны ваши работы и вся сопутствующая информация. Соответственно, на просьбу клиента прислать ваше портфолио нужно либо вложить документ в письмо, либо дать одну ссылку, можно то и другое. Но никак не миллион ссылок и не миллион вложений.

Из чего состоит портфолио

Существует два подвида портфолио: сборник работ и презентация достижений. У вас может быть как один вариант, так и оба варианта для разных целей, или даже интегрированный вариант – два в одном.

В чём разница?

Если вы пишете тексты или разрабатываете сайты, у вас есть овеществлённое выражение вашей работы: тексты и сайты. Соответственно, в портфолио вы можете собрать ваши работы, удобно разбить их на разделы, добавить краткую самопрезентацию и оглавление – и ваше портфолио готово.

А если вы администратор интернет-проекта или специалист по SEO-продвижению, то вам сделать такой сборник работ будет проблематично. Но это не значит, что портфолио у вас не будет. Просто оно у вас будет в формате презентации достижений. В этом документе вы собираете выполненные проекты, основные результаты по каждому проекту, какие-то цифры и факты, которые характеризуют вас, как профессионала. И так далее. Достаточно сделать презентацию слайдов на 10, чтобы показать ваши достижения заказчику.

Если есть возможность и к сборнику работ добавить конкретные показатели и достижения – это будет отлично. Скажем, вы составили сборник скриншотов написанных вами текстов. К каждому можно добавить ссылку на публикацию и показатель конверсии.

Более продвинутый вариант портфолио – это маркетинг-кит. Но на начальных этапах работы сформировать такой документ трудно, лучше набраться опыта, наработать достижений, и тогда уже думать о маркетинг-ките.

«Что делать, если работ и достижений пока нет? —

Можете спросить вы. Не нужно делать портфолио?»

Всё равно нужно! Конечно, по мере сил и возможностей.

Вряд ли вы решили заняться фрилансом вообще с нуля. Не бывает, чтобы вы никогда в жизни не учились на дизайнера и не занимались дизайном и вдруг решили: а не начать ли мне зарабатывать дизайном? Абсурдно, да? Какие-то наработки и достижения у вас все равно есть. Как минимум вы где-то учились и у вас есть учебные работы. Или вы занимались самообразованием, тренировались и тоже что-то наработали. Поэтому.

Для сборника работ начинающего фрилансера подойдут:

  • работы, выполненные в процессе обучения
  • работы для вымышленного клиента
  • работа за отзыв

Для презентации достижений подойдут:

  • достижения в оффлайн-работе
  • успехи в процессе обучения
  • стажировка

Что со всем этим делать?

  • Выкладывать на сайт.

Можно полностью построить структуру сайта в соответствии со структурой резюме фрилансера, можно сделать резюме и портфолио отдельными страницами. А можно их вывесить на сайте для скачивания в виде документов.

  • Выкладывать в соцсетях.
  • Высылать заказчику по почте в ответ на запрос или вместе с коммерческим предложением.

Про запросы от заказчиков, думаю, вы знаете сами. Если клиент приходит через сарафанное радио, соцсети и прочие внешние источники, он всегда хочет с вами познакомиться и просит как минимум портфолио. Высылайте вместе с резюме.

Что касается коммерческих предложений. Я не буду сейчас учить вас составлять их. Но намекну, что ваша самопрезентация может стать неплохим приложением к компреду. Не частью его, а приложением – отдельным документом или документами.

В заключение

Эту статью вы можете использовать в качестве чек-листа. Выпишите все пункты, поставьте галочки напротив тех, которые у вас есть – увидите, что ещё надо добавить или наработать.

А я спрошу у вас: какие ещё важные разделы самопрезентации я забыла? Может быть, вы с успехом используете что-то ещё, о чём я не сказала? Поделитесь в комментариях.

Портфолио в России - к сожалению, не такой популярный инструмент для продвижения на рынке труда, как на Западе. Обычно созданием портфолио озабочены «визуалы», например, фотографы и дизайнеры. Но те, кто работает с текстами, тоже уже начали обращаться к этому инструменту, и не напрасно. Хорошее портфолио способно представить вас в более выгодном свете работодателю или заказчику, к тому же это просто удобно - ссылку на портфолио можно давать в резюме. Мы в подобрали лучшие сервисы по созданию портфолио для копирайтеров, журналистов и контент-менеджеров.

1. Pressfolios

Одна из самых знаменитых платформ для хранения контент-материалов, которые не стыдно показать работодателю - это Pressfolios. Портфолио организовано просто и без прикрас. Очень удобно, что можно прикреплять как ссылки на материалы, так и PDF - для тех, кто работает в печатной прессе или на ресурсах с платным доступом, очень удобный вариант.

Например, вот как выглядит портфолио независимого журналиста, автора Guardian, Telegraph, Esquire, The Independent и многих других известных СМИ Алекса Ханнафорда :

Минус сервиса - он не бесплатный. Есть триальный двухнедельный период, а далее придется покупать тариф. Минимальный тариф, позволяющий разместить 250 материалов, стоит $9,99 в месяц.

2. Muck Rack

Еще одна классика жанра для хранения портфолио и информации о себе среди западных журналистов - сервис Muck Rack. Вообще, по сути, это не в чистом виде платформа для создания портфолио. Сервис в каком-то смысле можно считать «родственником» нашего , в том смысле, что он позволяет пиарщикам контактировать с журналистами. И вот как раз для того, чтобы пиарщикам было удобно находить нужного журналиста, на сайте встроена функция, с помощью которой именно журналисты (и только они) могут создавать свои портфолио.

Плюсы сервиса - он бесплатный, удобный, тут можно хранить не только свои работы, но и ссылки на соцсети и блог, а также сделать небольшое описание опыта и профессиональных интересов. В общем, это такое улучшенное во много раз резюме. Например, вот так выглядит страница журналиста Wired Эрин Гриффит :

3. Clippings

Этот сервис позволяет получить очень стильное портфолио, и он условно бесплатный. Условно - потому что на бесплатном тарифе можно загрузить всего 10 своих работ, но, возможно, этого на самом деле будет достаточно, чтобы рассказать потенциальному работодателю, кто вы и что умеете. За безлимит, подключение собственного домена и возможность использования Google Analytics придется платить $5,99 в месяц.

На сайте есть инструкции по созданию портфолио, а также примеры оформления. Есть возможность добавить в портфолио ссылки на соцсети. Очень удобно то, что из своих работ можно формировать тематические разделы - допустим, статьи про туризм можно выложить в раздел «Путешествия», а все про диджитал - в «Технологии». В итоге внешне страница выглядит почти как онлайн-журнал.

Получается очень наглядно для того, кто будет читать ваше портфолио. Вот как выглядит портфолио основателя Clippings и журналиста Николаса Холмса :


4. Portfoliopen

Еще один бесплатный сервис, к тому же русифицированный, что вдвойне приятно. Правда, по сравнению с предыдущими сервисами интерфейс здесь выглядит довольно кондово, да и сами портфолио получаются не столь красивыми и современными. Все довольно примитивно. Вот так, например, выглядит портфолио одного из копирайтеров :


5. Carbonmade

Очень неплохой сервис с кучей возможностей для верстки страницы с портфолио. Фактически такой конструктор мини-сайта, правда, не бесплатный. Минимальный тариф - $6 в месяц. За эти деньги вы получите возможность запостить любое количество текстовых, аудио- и видеоматериалов, а также сделать до 10 портфолио. Но ведь вам, скорее всего, столько не нужно. Поэтому можно купить тариф вскладчину с коллегами и получить в итоге совершенно копеечную цену.

В портфолио есть возможность сделать рубрикатор по тематикам, создать отдельные разделы с информацией о себе и для связи с вами прямо с сайта, поставить в качестве аватара не только фото, но и гифку.

Вот как выглядит портфолио креативного директора агентства Rothco | Accenture Interactive Шейна О’Брайана :


6. About Me

Несмотря на то, что About Me не является конкретно сайтом для создания контент-портфолио, это очень удобный инструмент для тех, кто давно думал завести свой сайт, но как-то не срослось. Фактически это такой сайт-визитка, рассказывающий о вас и всем множестве ваших сущностей в социальных сетях, блогах и прочих платформах.

Особенно популярен About Me как раз среди западных журналистов и писателей. Приятная фишка сайта - тут можно получить аналитику о том, кто, как и когда просматривал вашу страничку. К тому же сервис бесплатный.

В общем, товарищи писатели, не филоним и создаем о себе хорошую веб-презентацию. А то вон сколько классных инструментов для нас уже придумали. От вас нужно только нажать пару кнопок и собрать из миллиона папок и километров ссылок что-то вразумительное.