Молдавские села уходят в румынию. Объединение Молдовы с Румынией: реальность или просто игра

В преддверии круглой даты как в Румынии, так и в Молдове активизировались сторонники унионистских идей, верящие в то, что историю столетней давности, прерванную Второй мировой войной, можно повторить. Насколько вероятен сценарий с объединением двух независимых сегодня государств?

Унионизм на марше

В рамках румынского общественно-политического дискурса всегда считалось, что Бессарабия - историческая область, составлявшая территорию нынешней Республики Молдова и части Украины - является исконно румынской землей. Для румынских историков получение Российской империей Бессарабии в 1812 г. - это результат заговора между Москвой и Парижем, причем в их понимании Россия отобрала эти территории не у Османской империи, а фактически у румынского государства, которое, даже существуя в виде нескольких княжеств, якобы находилось тогда лишь в формальной вассальной зависимости от Порты.

При этом игнорируется тот факт, что румынский национализм как политическое течение зарождается только в 1830-е гг, а образование румынского государства происходит еще позднее - в 1860-1870-е гг. В Румынии ретроспективно сконструирована непрерывная национальная история, которая берет начало еще со времен даков и римлян и в которой современная Молдова выступает как ее интегральная часть.

Соответственно, "возвращение" Бессарабии в 1918 г. в современной Румынии воспринимают как элемент формирования "великого" румынского государства. И еще со школьной скамьи там прививается идея о том, что утрата Румынией Бессарабии в результате Второй мировой войны - это историческая несправедливость.

В Румынии крайне негативно относятся к идее об отдельной молдавской идентичности, считая ее лишь конструктом советской пропаганды в пику идее румынской государственности. В итоге язык, на котором говорят в Молдове, считается в Румынии румынским, хотя и насыщенным при этом славянизмами и регионализмами. Одним из следствий такой исторической политики является то, что, согласно разным социологическим опросам, 70-80% румынских граждан поддерживают идею о необходимости объединения Молдовы и Румынии.

Кроме этого, несмотря на отсутствие каких-либо значительных трагедий в истории отношений между Россией и Румынией (в отличие, например, от истории российско-польских отношений), в румынском дискурсе Россия до сих пор рисуется не иначе как империя, которая представляет экзистенциальную угрозу для Румынии и Молдовы.

В то же время на протяжении всего постсоветского периода истории Румынии в этой стране на государственном уровне праздновался только общенациональный День Румынии 1 декабря, который исторически связан в первую очередь с вхождением Трансильвании в состав румынского государства в 1918 г. В преддверии же 100-летия со времен создания "Великой Румынии" один из соратников экс-президента Румынии Траяна Бэсеску Еуджен Томак инициировал принятие закона о том, чтобы день "воссоединения" Румынии и Бессарабии 27 марта также сделать национальным праздником. Именно в этот день в 1918 г. Сфатул Цэрий, парламент провозглашенной после Октябрьской революции Молдавской Народной Республики, проголосовал за объединение с Румынией.

Закон в итоге был принят в марте 2017 г. В соответствии с его положениями, центральные и местные органы власти должны ежегодно 27 марта торжественно поднимать национальный флаг. Кроме этого прописывается возможность для органов власти, неправительственных организаций, музеев, представительств Румынии за рубежом организовывать специальные мероприятия политического, культурного и научного характера.

В специальном заявлении, сопровождавшем промульгацию закона, президент страны Клаус Йоханнис отметил: "Сфатул Цэрий принял 27 марта 1918 г. решение об объединении Бессарабии с Румынией. Этот исторический акт открыл процесс Большого объединения, который окончился 1 декабря 1918 г., когда румыны Трансильвании, Баната, Марамуреша и Кришана приняли решение объединиться с Румынией. Эти события создали румынское государство в его нынешнем виде".

В итоге, благодаря закону о новом национальном празднике 27 марта, унионистская идея, пусть и в историческом контексте, постепенно легитимизируется в публичном поле, переставая быть уделом лишь политических маргиналов.

Что касается Республики Молдова, то здесь румынофильские настроения перестали быть исключительно маргинальными после прихода к власти в 2009 г. Альянса за европейскую интеграцию. В составе Альянса, просуществовавшего фактически до 2015 г., находилась Либеральная партия Михая Гимпу, которая открыто выдвигала унионистские лозунги и настаивала на восприятии советской истории Молдавии как периода оккупации и репрессий. Премьер-министр Молдовы Влад Филат (2009-2013 гг.), не будучи унионистом, разделял при этом идею о том, что Молдова является "вторым румынским государством" и что государственный язык страны должен называться не иначе как румынским.

Так же и сегодня вполне солидно смотрится Партия национального единства, которая была образована бывшим сторонником М. Гимпу и экс-министром обороны Анатолом Шелару, и в деятельности которой принимает активное участие Т. Бэсеску. Эта партия имеет шансы не только попасть в парламент Молдовы после выборов осенью этого года, но и войти в коалицию с правящей Демократической партией. Та же история и с партией нынешнего вице-премьера Юрия Лянкэ, который наряду с проевропейскими лозунгами начал в борьбе за электорат исчезающей Либеральной партии активно использовать унионистские идеи.

Политики унионистского толка опираются на определенную социальную поддержку. Если в 1994 г. проводившийся в Молдове плебисцит показал, что количество сторонников объединения с Румынией находится на уровне статистической погрешности, то современные опросы показывают поддержку на уровне 20%.

Рост популярности унионизма связан с несколькими причинами. Во-первых, в Молдове происходит смена поколений, и значительная часть современной молдавской молодежи подпадает под румынское культурно-образовательное влияние (что вполне естественно в силу языковой и культурной близости). Стремясь к более качественному образованию и имея возможность получить стипендию румынского правительства, молдавские абитуриенты едут учиться в румынские вузы. Как и в Румынии, большое влияние оказывает и система образования в самой Молдове. Уже с 1990-х гг. в молдавских школах и вузах изучается история не Молдовы, а история румын, в которой нет места идее об особом историческом пути Бессарабии.

Во-вторых, набирает силу т.н. прагматический унионизм.

Многие люди вне зависимости от социального статуса, наблюдая массовую бедность, отток населения, коррумпированность политиков, постоянную политическую нестабильность, разочарованы в Молдове как государстве. Для них объединение с Румынией выглядит единственной возможностью улучшить жизнь в Молдове.

Кроме этого, многие граждане уже понимают, что скорее всего в ближайшие десятилетия страна вряд ли станет членом Евросоюза. Бэсеску играет на этой разочарованности, утверждая, что единственный путь в ЕС лежит для Молдовы через объединение с Румынией.

В итоге по обеим сторонам Прута, как в Молдове, так и в Румынии, существует унионистское движение. В настоящий момент оно раздроблено, но постепенно оно начинает оказывать влияние на публичную политику в обеих странах и добиваться выгодных для себя политических решений. Если в Румынии унионистам удалось провести закон о новом национальном празднике, то в Молдове они настаивают на том, чтобы парламент официально принял решение о переименовании государственного языка - с молдавского на румынский. Такое решение уже принял Конституционный суд страны, но последнее слово все-таки за парламентом.

В преддверии сотой годовщины Великого объединения более 100 румынских и молдавских общественных организаций объединились в «Альянс Столетия» для проведения совместных юбилейных мероприятий, часть из которых будет посвящена идее объединения Румынии с Молдовой. Так, в начале января состоялась заметная акция унионистов на мосту через Прут, на котором был растянут стометровый румынский флаг.

Структурные ограничения

Несмотря на рост унионистских настроений в обеих странах, они пока не составляют политический мейнстрим. Для этого есть множество как внутренних, так и внешних причин.

Во-первых, Евросоюз и США последовательно сигнализируют румынским политикам еще с 1990-х гг., что любое изменение границ неприемлемо. В частности, посол США в Кишиневе Джеймс Петтит заявил по случаю 25-летия молдавской независимости о том, что Молдова должна оставаться суверенным государством, а объединение с Румынией не является практичным выбором и не улучшит положение дел в стране. В Румынии по этому поводу разразился скандал, и некоторые политики потребовали даже отозвать американского посла.

Для стран Запада любое движение в сторону объединения Молдовы и Румынии грозит ростом межгосударственных противоречий во всей Восточной Европе и, как следствие, ослаблением евроатлантических институтов. Понимает это и сам Бухарест, постоянно сталкивающийся с автономистскими настроениями трансильванских венгров.

Поэтому в Бухаресте никто пока не решается возвеличивать унионизм вне пределов сугубо исторического контекста. Процитированное выше заявление Клауса Йоханниса по поводу введения нового национального праздника в честь "воссоединения" Молдовы и Румынии содержит также следующую оговорку: "В то же время Румыния остается приверженной поддержке европейского курса Молдовы. Европейская интеграция Молдовы, согласно нашей национальной стратегии обороны, представляет собой одну из важнейших внешнеполитических целей Румынии…". Подобные же утверждения содержат и все другие румынские внешнеполитические документы, посвященной молдавской проблематике.

Во-вторых, современная Румыния оказалась погружена в собственные внутренние проблемы. В стране наблюдается постоянная политическая нестабильность, в том числе из-за стремления правящей Социал-демократической партии урезать антикоррупционное законодательство, которое является постоянной головной болью для румынского политического класса. В стране в этой связи стали часто меняться правительства.

Если вопросы коррупции представляют интерес в основном для городского класса, желающего превращения Румынии в полноценное европейское государство, то широкие массы населения, проживающие в основном в деревнях, испытывают проблемы с безработицей, бедностью. Румынское население сокращается из-за миграционного оттока населения.

В итоге под влиянием всех этих факторов в Румынии сложился определенный консенсус по поводу Молдовы.

Внешнеполитические элиты Румынии воспринимают Молдову как "второе румынское государство", которое в силу обстоятельств должно оставаться суверенным. Объединение же Молдовы и Румынии, по их мнению, произойдет на символическом уровне в ходе успешной евроинтеграции Молдовы. В этой связи, согласно румынским представлениям, Молдова должна быть максимально привязана к Румынии и Евросоюзу - политически, экономически, логистически, а также в плане безопасности.

Поэтому Бухарест, в отличие от времен Бэсеску, начал выделять Кишиневу реальные кредитные средства (€150 млн в 2016-2017 гг.), пролоббировал в европейских институтах выделение кредитов Кишиневу под реализацию масштабных проектов, призванных связать молдавскую газотранспортную и электроэнергетическую систему с Румынией.

Бухарест увеличил количество своих гуманитарных проектов в Молдове, сохраняя при этом старые формы поддержки - раздачу румынского гражданства и образовательных стипендий. Кроме этого, Бухарест уже давно открыл "зеленый коридор" молдавским товарам, за счет чего молдавские экспортеры имеют реальный (а не призрачный, как в случае со всем остальным странами - членами ЕС) канал поставок своей продукции за пределами СНГ (получается ежегодно уже около $600 млн, причем не только агропродовольственное сырье, но и фрукты, овощи и вино).

Серьезные ограничения существуют для распространения унионистских идей и в Молдове.

Во-первых, как признает большинство аналитиков, Молдова представляет собой т.н. приватизированное государство, где политические элиты озабочены в первую очередь установлением контроля над финансовыми потоками и перераспределением активов. Поэтому для них изменение статус-кво со значительным расширением влияния - будь то Бухареста или Брюсселя - неприемлемо.

Для молдавских элит Румыния является важным стратегическим партнером, помогающим решать многие внешне- и внутриполитические задачи, но Кишинев тем не менее не спешит бросаться в слишком тесные объятия Бухареста.

Во-вторых, широкие слои молдавского населения (согласно опросам, 60% граждан) в общем-то до сих пор живут с представлением об особой "бессарабской идентичности". Она сформировалась в ходе двухвековой истории - не только влияния Российской империи или Советского Союза, но и совместного проживания разных народностей (молдаван, украинцев, русских, гагаузов, болгар, евреев и т.д.). Нахождение Бессарабии в составе Румынии в межвоенный период было слишком коротким и противоречивым, чтобы настроить жителей в пользу унионизма.

Долгоиграющая история

Ввиду имеющихся структурных ограничений даже сами унионисты признают, что объединение Молдовы и Румынии невозможно в перспективе как минимум ближайших десяти лет.

Многое в долгосрочной перспективе будет зависеть от того, насколько сохранится влияние на Румынию европейских и евроатлантических институтов. Пока нет серьезных причин опасаться, что Румыния пойдет по пути Польши и Венгрии, которые сегодня пытаются обособиться в рамках ЕС и иметь собственные, отличные от брюссельских, геополитические взгляды и проекты. У Румынии сегодня самый высокий экономический рост среди всех стран Евросоюза. Также в ближайшее время ожидается ее включение в Шенген и, возможно, зону евро, что поможет преодолеть сегодняшний слегка маргинальный статус этой страны в ЕС.

Еще более значимым является такой фактор, как политическое и социально-экономическое развитие Молдовы.

В рамках сегодняшнего "приватизированного государства" в Молдове олигархические элиты вместо строительства гражданской политической нации, где значимы такие вещи, как правовое государство и политическое участие всех граждан вне зависимости от этнической самоидентификации, воспроизводят разнообразные расколы внутри молдавского общества, прежде всего на геополитической основе. Активно в электоральных целях разжигаются антироссийские настроения.

Такой подход правящих элит только способствует унионистским настроениям, так как страна продолжает деградировать, а умы людей - находиться под влиянием простейших концепций, базирующихся на делении на "своих" и "чужих".

Сдерживание унионистских настроений также зависит от того, смогут ли Россия и Запад найти общий язык по поводу региона "общего соседства". Дальнейшее углубление противоречий между ними будет препятствовать строительству в Молдове политической нации и поддерживать те силы в Румынии, которые будут пропагандировать собственный имперский проект в отношении Молдовы под предлогом борьбы с "российской угрозой".

На сегодняшний день в Молдавии среди народа бытует мнение, что следует объединиться с другой страной - Румынией. Этой идеи придерживается примерно треть молдавского населения.

Во многих молдавских селах (таких насчитывается примерно 140) сторонники такого мнения решили вынести вопрос на государственный уровень: проводился референдум, на котором жители Молдавии проголосовали за идею присоединения к Румынии. Такое решение будет хорошим экономическим сдвигом. Например, в Румынии пенсия в 6 раз выше, чем в Молдавии. У румынских граждан есть право на въезд в европейские страны.

Помимо экономических вопросов, есть еще один очень весомый аргумент: народная культура. Народы обеих стран говорят практически на одном и том же языке. История Молдавии и Румынии постоянно пересекается. Эта идея активно поддерживается и спонсируется Евросоюзом. Например, если молдаванин желает получить румынский паспорт, он без больших забот может его получить. Сторонние страны заявляют, что у народов Молдавии и Румынии практически одинаковые языки, культура и даже судьба. И все же, главный вопрос остается без ответа: румыны и молдаване - единый народ или разные, но со схожестями? Возможно, ответ получится найти, если обратиться к древней истории. Разобравшись в ней, можно прийти к какому-либо выводу.

Образование Румынского и Молдавского государств

Румыния - государство, которое принадлежит группе относительно молодых стран. Она появилась, как независимое суверенное государство, лишь ко второй половине XIX века. До этого времени на территории будущей Румынии и Молдавии существовал древний народ - валахи. Они являются предками молдаван и румын, а сами же произошли от Римской империи. В средневековые годы валахи испытывали сильное давление со стороны Болгарского государства. Валашский народ позаимствовал у болгар православные традиции, культуру и кириллицу. Однако Болгария ослабила хватку примерно в середине XIV века, и в это самое время образуются два суверенных независимых княжества: Валахия и Молдавия. Изначально второе государство было значительно сильнее, чем первое.

Однако ситуация изменилась в начале XV века: начинает наращивать силу третья сторона - турецкое иго. Они склоняют народ Валахии на свою сторону, и он начинает войну с Молдавией, забыв о родстве. Несколько веков велись постоянные кровопролитные войны на этой территории. Турецкое иго в этот период времени имело сильное влияние. Оно существовало примерно 400 лет и все это время отравляло жизнь молдавскому и румынскому народам.

Валахия и Молдавия пытались бороться с ним. Иногда попытки увенчались успехом. Например, в 1600 году правитель Михай Храбрый освободил Валахию от гнета турков и создал объединение трех валашских государств (одним из них была Трансильвания). Однако оно быстро развалилось. Спустя некоторый промежуток времени в игру вступаю другие стороны - Россия и Австрия. Австрийская империя оказывает влияние на валахов и трансильванцев, а Российская - на Молдавию. В конечном счете, к 1861 году Валахия и Трансильвания объединяются в единое государство - Румынию.

Отдаление родственных стран

Румыния и Молдавия значительно отдалились друг от друга. Каждая страна шла своим путем и развивала народную культуру и языковые особенности. Румыны продолжали говорить на языке валахов, в то время как молдаване заметно сблизились с Украиной и Россией, от чего их речь претерпела значительные изменения. Языковые непонимания еще больше усилились с того момента, как в 1918 году Румыния решила собрать остаточные части народа Валахии после разрушения австрийской и русской империй. Этот исторический факт еще больше сблизил культуры Румынии и валахов.

В XX веке языковые различия стали настолько сильными, что молдаване просили румынские власти переводить их книги с румынского на молдавский или на русский. В Молдавии не понимали и не хотели изучать румынский язык. Вот один из ярких примеров обращения молдавского народа к румынской власти: «Что означает слово „волумул“? Догадываемся, это какая-нибудь брошюра (книжечка). Если угадали, то, пожалуйста, не беспокойтесь опять присылать ее, потому что читать ее некому.

Говорим вам снова, если книжица для нас полезная, пишите ее на молдавском или на русском (не шарахайтесь вы от русского языка, как черт от ладана), а не на румынском, потому что о румынском языке представление у нас слабое, не то чтобы еще и понимать его».

В Румынии дела тоже обстояли не гладко. Были большие языковые различия между высшим обществом и крестьянством. Интеллигенция чтила румынские традиции и язык, в то время как обычные крестьяне претерпевали сильные изменения в культуре. В провинциях были намешаны различные народы: болгары, немцы, сербы, евреи и валахи. Власти страны желали объединить все нации в единый народ, так как людьми, которых объединяет единые мысли и мировоззрение, легче управлять. Однако эта идея не была завершена из-за того, что началась Вторая мировая война.

В это самое время северная часть Бессарабии входит в состав Советского союза. До начала Второй мировой войны у людей, населявших эти места, сформировалась четкая граница между румынским народом и “советскими молдаванами”. Как известно из истории, в 1940 году был подписан пакт Молотова-Риббентропа, по которому СССР присваивает себе Бессарабию и северную Буковину. Здесь формируется Молдавская АССР. Как только Вторая мировая война заканчивается, молдавский народ раскалывается на две части: одна была сторонником правления российской власти, а вторая хотела объединиться с румынским государством.

Когда СССР распался, Молдавия стала независимым государством. Демократические романтики сразу стали высказывать идеи о соединении с Румынией. Однако перед страной стояли куда более важные вопросы - нищета и приватизация. Также возник серьезный конфликт с Приднестровьем. В 90-ые и 00-ые страна металась между сторонниками евроинтеграции и коммунистами. На сегодняшний день можно увидеть, что выбор пал все же на проевропейскую силу.

Они сильно развивали идею единения Молдавии и Румынии. Молдавские депутаты стали отрицать молдавский народ, как отдельную единицу. Политики добились того, что сторонников идеи объединения двух стран стало гораздо больше. Их число составляло 35% населения, а изначально всего лишь 2%. В современное время огромный цивилизованный раскол формирует границу между двумя государствами. Молдавия все еще не решила к кому примкнуть - к России или Европе.

Для Румынии такого выбора вообще не существовало. Именно поэтому вопрос о единении молдавского и румынского народов стоит в настоящее и будущее время. Эта проблема зародилась еще в прошлые столетия, однако она касается этих стран в настоящее время. Надо сказать, что не только для Румынии и Молдавии объединение народов окажет влияние. В первую очередь, это касается европейских стран. Воссоединение молдавской и румынской наций сильно повлияет на экономические отношения с государствами Европы.

В любом случае, если Молдавия и Румыния решат объединиться, это приведет ко множеству изменений, как внутри государств, так и за его пределами.

Компания Advokat-Romania предлагает Вам помощь в получении румынского гражданства в кратчайшие сроки . Так же мы оказываем содействие в прохождении присяги (клятвы на верность) Румынии, получении свидетельства о рождениии и браке, проставлении отметок о разводе или смерти (по случаю), оформлении румынского удостоверения личности, паспорта, получении пособия на детей, а также оформлении водительского удостоверения румынского образца. Связаться с нами можно по телефону

С каким государством сегодня граничит Приднестровская Молдавская Республика? С Республикой Молдова или уже с Румынией? Этот вопрос отнюдь не праздный и, пожалуй, многие маститые эксперты затруднятся ответить на него прямо, без оговорок. Дело в том, что процесс «переваривания» Румынией Молдавии, начало которому было положено в конце 80-х начале 90-х прошлого столетия, за 20 лет дал вполне ощутимые результаты. Не исключено, что это началось гораздо раньше, а вот очевидным стало в 80-х. Иначе откуда вдруг, как грибы после дождя, в тогда еще Советской Молдавии, одновременно появились многочисленные сторонники «румынизации» Молдавии - политики, общественные деятели разного калибра, художники, поэты, артисты и другие деятели культуры, представители трудовых коллективов? Именно в те годы отмечен резкий всплеск русофобских и румынофильских настроений в молдавском обществе. Чего только стоят «Десять заповедей бессарабского румына», написанные Хадыркэ, Виеру, Лари, Матковским, Цуркану, Чимпоем, Нэстасе, Друцэ и другими деятелями культуры и представителями молдавской интеллигенции, писавшими раньше стихи про Ленина и тексты к песням, исполняемым звездами советской эстрады.

Замечу, что в конце 80-х - начале 90-х в СССР было немало очагов национализма, но молдавские националисты имели одну очень существенную отличительную черту - они не называли себя молдаванами, что было бы логично, они называли себя румынами. Например, украинским «руховцам» (представителям Народного Руха - брата-близнеца Народного фронта Молдавии), даже спьяну не пришло бы в голову называть себя, например, румынами или кем-либо еще - только украинцами. В школах РМ с того времени начали изучать Историю румын, отказались называть свой язык молдавским.

Сегодня ни для кого не секрет, что Румыния оказывала всестороннюю помощь Республике Молдова во время конфликта с ПМР. Снабжала оружием, техникой, поддерживала дипломатически и информационно. Расчет был сделан на то, что удастся быстро и жестоко разделаться с Приднестровьем, а затем Молдова поглотит его. Потом должно было произойти объединение Молдавии и Румынии. С цветами, транспарантами, на волне братской любви. Однако сценарий реализовать не удалось. Приднестровье захватить не получилось, а объединяться с Молдовой, оставив фактически в тылу пророссийскую Приднестровскую Молдавскую Республику, в Бухаресте не захотели. Да и Вашингтон этого не одобрил бы. Тогда, как и сегодня, Румыния надеется «сорвать весь банк», полностью заполучив территорию бывшей МССР. Поэтому Румыния сменила тактику, но оставила прежнюю стратегию, перейдя к ползучей экспансии.

В 1998-2000 годах к власти в Румынии пришли партии, входящие в Демократическую конвенцию Румынии (ДКР), а в Кишиневе - альянс «За демократию и реформы». Как отмечает директор программ Ассоциации внешней политики Виктор Кирилэ, в тот период политический диалог Республики Молдова и Румынии расширяется и активизируется на трех важных уровнях: глав государств, парламентов и правительств. Только в 1998 году президентам Республики Молдова и Румынии Петру Лучинскому и Эмилу Константинеску удалось провести три встречи. В этот же период председатель парламента РМ Думитру Дьяков совершает два рабочих визита в Бухарест (в июне 1998 года и апреле 1999 года), а в апреле 2000 года в Кишинев совершает рабочий визит председатель Сената Румынии Мирча Ионеску Куинтус. Кроме того, на уровне двух правительств в мае 1999 года состоялся официальный визит в Кишинев премьера Румынии Раду Василе, а в августе того же года официальный визит в Бухарест совершил премьер-министр РМ Ион Стурза. В апреле 2000 года стороны парафировали Договор о привилегированном партнерстве и сотрудничестве Республики Молдова и Румынии, правда, правительства его не подписали. В этот же период Румыния становится вторым по значимости после России торговым партнером Молдавии, также происходит подключение РМ к румынской энергосистеме.

После прихода к власти в Молдавии Партии коммунистов Республики Молдова во главе с Владимиром Ворониным многим казалось, что теперь дружбе Молдавии и Румынии пришел конец. Слишком уж громогласно Владимир Николаевич во время предвыборной кампании заявлял, что Молдавия меняет свой политический вектор с прозападного и прорумынского на пророссийский, и теперь не может быть и речи об отказе от молдавской государственности. Однако именно в период его правления в Молдавии была зарегистрирована Бессарабская митрополия румынского патриархата. Бессарбская митрополия - это идеологическая структура, которая получает деньги из Румынии. Находясь на территории той же Молдавии и той же Украины, фактически является структурой другого государства. Священнослужители Бессарабской митрополии действуют активно. Они не только общаются с местным населением и убеждают его в том, что мать-Румыния хочет только блага для своих чад, но и вытесняют представителей Митрополии Молдавии. То есть в стране, благодаря ПКРМ, сегодня во многих населенных пунктах фактически окормляют паству румынские пастыри. Кроме того, Воронин уравнял в правах ветеранов, воевавших на стороне фашистской Германии и Румынии во время Великой Отечественной войны и сражавшихся в рядах Красной Армии.

С 2005 года Владимир Воронин, после провала подписания «меморандума Козака», находясь под впечатлением от цветных революций в Грузии и Украине, уже не помышляет о СНГ. Он начинает «активно дружить» со своим румынским коллегой Траяном Бэсеску, выступать за открытые отношения с ЕС, НАТО, Румынией. Владимир Воронин, действуя в русле интересов своих «румынских друзей» и тех, кто за ними стоит, стал заявлять о том, что Россия должна покинуть берега Днестра, вывести своих миротворцев. Он называл русских оккупантами и говорил, что российские войска представляют угрозу национальной безопасности Молдавии. А в это время Бухарест говорил о том, что российские войска представляют угрозу для Румынии. Именно тогда Румыния объявляет о своем желании играть более активную роль в урегулировании молдавско-приднестровского конфликта, предлагает Кишиневу свои услуги в качестве адвоката в Евросоюзе.

Были даже разговоры о румынском проекте разрешения конфликта на берегах Днестра. Правда, позже Румыния и Молдавия разругались. В 2007 году из Молдовы даже выдворили двух румынских дипломатов, объявив их персонами нонграта. Но через полгода отношения Молдавии и Румынии вновь стали налаживаться, что стало подтверждением аксиомы «милые бранятся, только тешатся». Но, видимо, слишком уж много внимания к себе требовал молдавский коммунист Владимир Воронин. И не то чтобы он не соглашался с Бухарестом, просто надо было его упрашивать, обихаживать, не исключено, что и материально заинтересовывать. Поэтому общими усилиями его подвинули. Во время беспорядков и погромов в Кишиневе, сопровождавших приход к власти АЕИ, над зданием президентуры повесили румынский флаг, что было знаково, учитывая, как сегодня развиваются отношения Молдавии и Румынии. Эксперты отмечают, что после прихода к власти АЕИ процесс сближения РМ и Румынии заметно активизировался и ускорился.

Получая поддержку от США и видя «зеленый свет» со стороны молдавского руководства, только в первый год пребывания у власти АЕИ, Румыния открывает в Молдавии два своих телеканала - «Публика ТВ» и «Журнал ТВ». Она увеличивает количество своих НПО, СМИ, выделяет инвестиции. О том, что Румыния получает на эти цели финансовую поддержку от США, говорится в отчетах американского аналитического центра «Стратфор». Кроме того, в Молдавии была предельно упрощена процедура получения румынского гражданства, в структурах власти разрешили иметь двойное гражданство. В результате многие министры, депутаты, и.о. президента в Молдавии являются гражданами Румынии.

15 июля 2010 года появилась информация о том, что Республика Молдова предоставила Румынии свободный доступ к национальной базе данных Государственного регистра населения. В Молдове начали отмечать День Румынии, День советской оккупации, а в Румынии стали, не стесняясь, заявлять о том, что нет в природе молдаван и молдавского языка, есть только румынская провинция Бессарабия. Эмиль Бок, премьер Румынии, 22 сентября 2010, будучи в США, заявил, что цель внешней политики Румынии - «устранение границы с Молдавией в рамках Евросоюза». 15 марта 2010 в Кишиневе открылось Парламентское бюро румынского сенатора Виорела Бадя, вице-председателя комиссии по внешней политике.

По мнению политолога Богдана Цырди, фактически с этого времени в Молдавии начали официально функционировать румынские органы государственной власти. Есть повод также говорить об интеграции силовых структур РМ и Румынии. Активно обсуждается договор о военном сотрудничестве между Румынией и Молдавией. Как сообщают СМИ, предполагается контроль над вооружениями, обмен разведывательной информацией, совместное использование полигонов, предоставление военных карт, участие в миротворческих операциях и другие виды сотрудничества. Говорится также о создании смешанной молдавско-румынской военной комиссии во главе с министрами обороны, которая будет следить за исполнением договора, а также через посольства обмениваться информацией.

«Процессы интеграции Молдавии и Румынии идут постоянно. Правда, с различной скоростью, поэтому иногда возникает впечатление, что движения Румынии и РМ навстречу друг другу нет. Но это кажущаяся видимость. Есть два вида процессов - явные и скрытые. Скрытые предопределяют видимые. Они важнее и глобальнее. Но по видимым можно судить о том, в каком направлении движется ситуация. Сегодня процесс реинтеграции РМ и Румынии идет активнее, появились новые авторы этих процессов, новые цели. И до тех пор, пока не произойдет объединение, процессы будут идти, нельзя уже остановить запущенные двигатели», - считает ректор Приднестровского государственного университета Степан Берил.

До сих пор между Молдавией и Румынией нет договора о государственной границе. После принятия молдавским парламентом «Декларации о независимости» 27 августа 1991 года и аннулирования пакта Молотова-Риббентропа и Закона СССР «Об образовании союзной Молдавской ССР», молдавско-румынская граница перестала существовать, равно как и молдавско-украинская. И не стоит думать, что договор вот-вот появится. Еще в 2005 году на встрече румынского экс-премьер-министра Кэлина Попеску-Тэричану с представителем Соединенных Штатов Америки - заместителем госсекретаря Робертом Зэликом говорилось о том, что Румыния продолжит стратегию втягивания Молдовы на Запад. Тема разговора Попеску-Тэричану с Зэликом стала известна, благодаря сайту «Викиликс». Попеску-Тэричану говорил о Молдавии и Румынии как о странах с общей историей, культурой, лингвистическим наследием. При этом отмечалось, что Молдавия должна стать членом Евросоюза, а граница между Румынией и Молдавией существовать не должна.

«Это подтверждает, что процесс румынизации Молдавии только усиливается. Сегодня нам вообще приходится говорить о том - с кем приходится вести переговоры: с Молдовой или уже с Румынией? Сам факт существования Молдовы стоит под вопросом. Нас это не может не тревожить, так как процессы в РМ - это, по сути, поглощение Молдавии Румынией», - отмечает проректор Приднестровского государственного университета Михаил Кушаков.

Ни для кого уже не секрет, что именно Румыния из своего далеко не профицитного бюджета финансирует дискредитацию советского периода в истории Молдавии. Об этом открыто сообщает департамент по связям с румынской диаспорой министерства иностранных дел Румынии. Идет также финансирование средств массовой информации в РМ, которые связаны с пропагандой румынских ценностей. Департамент выделял деньги газетам «с традициями» в Республике Молдова, которые продвигали неизменные румынские и европейские ценности.

То есть работа по румынизации Республики Молдова идет по всем направлениям. На днях стало известно, что подключат к популяризации идеи объединения РМ и Румынии агитбригады. Платформа Actiunea 2012, выступающая за присоединение Республики Молдова к Румынии, намерена начать агитационную кампанию в странах Европы. Об этом сообщает Интернет-портал ava.md со ссылкой на сообщение данной организации. В каждом из 41 уезда Румынии уже сформированы местные организации, продвигающие идею, что «Бессарабия - это Румыния», а также успешно развивается кампания «Мой дом знает правду», в рамках которой около 300 человек ведут агитацию среди населения за присоединение Молдавии.

«Информирование об исторических реалиях не остановится на этом. Мессидж «Бессарабия - это Румыния» будет передан дальше в рамках кампании, которая охватит все страны Европы. Через расширение пространства распространения мессиджа платформа Actiunea 2012 желает затронуть иностранное общественное мнение в связи с историей румын и напрямую, ясно и концентрированно продвигать исторические эпизоды, представленные искаженно», - говорится в сообщении организации. Среди заявленных целей платформы значится «поддержка инициативы присоединения Республики Молдова к Румынии и активная борьба за поиск идеала румын на обоих берегах Прута в рамках одного государства».

В контексте всего сказанного становится абсолютно непонятным - почему у российских политиков разного уровня так сильно желание буквально «затолкать» Приднестровье в Молдавию, а стало быть, в Румынию? Неужели так хочется помочь реализовать, наконец, Бухаресту свои планы по захвату территории бывшей Молдавской ССР, а Соединенным Штатам - замкнуть балто-черноморскую дугу вокруг России? В заключение хотелось бы процитировать слова российского генерал-майора в отставке, президента фонда «Русский» Леонида Шершнева, сказанные им во время передачи «Круглый стол» на телеканале «КМ ТВ»:

«Безопасность Приднестровья и России тесно связаны. Рубеж, который удерживает Приднестровье - это рубеж безопасности России. Тогда, в 1992-ом, Приднестровье спасло честь России. Если бы Приднестровье тогда не отстояло честь России, я уверен, что НАТО было бы уже где-то на границе Московской области. Мы еще недооценили для судьбы самой России роль тех позиций, которые заняло тогда приднестровское руководство и приднестровский народ. Это еще не оцененная нами вещь. Мы, конечно, должны низко поклониться приднестровскому народу за все. Он тогда сыграл огромную позитивную роль в обеспечении безопасности России».

История

Общественное мнение как в Румынии, так и в Молдавии воспринимало идею объединения неоднозначно и со временем заметно колебалось. В Молдавии идеи унионизма исторически имели гораздо меньшую поддержку. В Средние века это отчасти объяснялось периодом феодальной раздробленности, когда местные молдавские князья не желали утрачивать свою независимость. Молдавское княжество стало пристанищем для многих валашских семей, не желавших мириться с засильем венгерских и немецких феодалов в Трансильвании, а также турок и греков в Валахии .

XX век

Наибольшее неприятие союза с Румынией демонстрировали гагаузы, болгары и евреи. Активное сопротивление ей оказывало и русскоязычное население. Среди этнических молдаван слабая поддержка или безразличие на начальном этапе быстро сменилась открытым недовольством, особенно среди молдавских крестьян. Олигархическо-бюрократические традиции, привнесённые из Румынии, заставили многих пожалеть о присоединении .

Распад СССР

Новый подъём унионистских настроений в Молдавии пришёлся на конец 1980-х . Движение за объединение испытало значительный подъём в обеих странах после провозглашения политики гласности в Советском Союзе и после румынской революции 1989 . Но Румыния переживала сильнейший политико-экономический кризис в связи со свержением режима Чаушеску . Унионистам, однако, удалось добиться перевода молдавской письменности на латиницу и провозглашение молдавского (румынского) языка государственным. Поднявшаяся волна румынского национализма в Молдавии повлекла сепаратистскую реакцию в населённых преимущественно гагаузами и русскоязычными жителями Гагаузии и Приднестровья , последнее из которых фактически отделилось в результате приднестровского конфликта .

Настоящее время

Молдавия

В Молдавии существуют политические партии, выступающие за объединение с Румынией . В () среди политической элиты Молдавии наблюдалось также стремление к интеграции страны в Европейский союз при сохранении независимости Молдавии. В октябре премьер-министр Молдавии Влад Филат заявил, что «Молдова состоялась как государство, и люди, которые здесь живут, считают себя гражданами этой страны. Объединения не хочет население, и оно невозможно юридически» .

Идеи унионизма временами высказывают многие молдавские политики, однако, эти идеи со временем становились всё более символическими. За двадцать лет прошедших с распада СССР, в Молдавии, Гагаузии и ПМР успели сформироваться свои политические и экономические элиты, которые не желают делиться своей властью с румынскими. Объединение привело бы к автоматической ликвидации всех дублирующих должностей (президента, парламента, министерств и т. д.), а к этому молдавские и прочие национально-региональные политики, почувствовавшие себя хозяевами в своей стране или регионе, уже не готовы. Тем не менее, 25 марта года в Кишинёве имело место столкновения между унионистами и молдовенистами .

Приднестровье и Гагаузия

Планы по объединению с Румынией стали одной из причин приднестровского конфликта в 1989-1992 годах, а также стимулировали гагаузов к получению национально-языковой автономии. В случае объединения с Румынией эти два образования получат веский аргумент в пользу их выхода из состава Молдавии . Такая позиция национально-территориальных меньшинств осложняет позиции унионизма в молдавском обществе.

Румыния

Опросы

По данным социологического опроса, проведённого в 2006 году в Румынии, идею присоединения Молдавии поддерживают 44 % населения, а 28 % высказалось против.

В октябре 2009 года IMAS-Inc провела социологический опрос в Молдавии. Респондентов просили оценить отношение между идентичностью молдаван как румын по шкале от 1 (полностью один народ) до 5 (два разных народа). Опрос показал, что 26 % от всех принявших участие, заявили, что молдаване и румыны это полностью один народ, а 47 % заявили, что это частично или полностью разные народы. Результаты отличались в разных категориях респондентов. К примеру, 33 % молодых опрашиваемых (18-29) указали, что румыны и молдаване это один народ, 44 % - что разный, среди пожилых респондентов (более 60) проценты были другими 18,5 % и 53 %. Процент тех, что считает румын и молдаван одним народом выше среди людей, для которых румынский родной язык (30 %), среди городских жителей (30 %), среди людей с высшим образованием (36 %), и среди жителей столицы (42 %) .

Гипотетические результаты объединения

Ожидаемые результаты объединения на основе статистических данных за 2010 год:

Примечания

  1. «Пляски гагаузских аборигенов перед молдавскими конкистадорами»: Гагаузия за неделю - Новости Молдавии - ИА REGNUM
  2. «Unionistii trebuie pedepsiti din toate punctele de vedere!»
  3. И. А. Ожог, И. М. Шаров Краткий курс лекций по истории румын. Новая история . - 1992.
  4. Олег Гром. Региональный, этнокультурный и имперский проекты национальной идентичности в Бессарабии (1905-1912) , 2007

Сегодня в Молдавии пользуется большой популярностью идея об объединении с Румынией. Ее поддерживает около трети жителей. Около 140 молдавских сел уже вынесли этот вопрос на референдум и проголосовали за присоединение к западному старшему брату. Это выгодно экономически - румынская пенсия больше молдавской в 6 раз, в 3-4 раза выше уровень зарплат, к тому же, гражданство Румынии дает право на въезд в ЕС. Но кроме экономической выгоды, молдаван тяготит и культурная близость. Они говорят почти на одном языке, в молдавских школах вместо истории Молдавии изучают историю Румын. Однако вопрос о том, один это народ или два очень близких, но все же разных, окончательно не решен.

Братья, соседи, боевые товарищи

Румынии как таковой не существовало до второй половины XIX века. Валахи - древний народ, предок и молдаван, и румын, ведущий свою родословную от римлян, в Средневековье долгое время жил под властью болгар. Валахи позаимствовали у них сильную православную традицию, кириллическую письменность. В середине XIV века Болгарское царство сильно ослабляется, и появляются два первых в истории полностью суверенных государственных образования валахов - собственно княжество Валахия, и княжество Молдавия. Сначала Молдавия была гораздо сильней. Но в начале XV века до этих земель доходят турки, которые склоняют на свою сторону тогдашних правителей Валахии, и те, несмотря на кровное родство, начинают войну с Молдавией. Несколько столетий этот регион становится ареной для войн между империями. Трагедия и румынского, и молдавского народа - турецкое иго, длившееся около 400 лет. Валахи и молдаване постоянно вели борьбу с турками, и иногда удачно - например в 1600 году господарь Михай Храбрый полностью освободил валахов от ига и объединил три валашских княжества (третье - Трансильвания). Правда, это государственное образование быстро распалось. В это время трансильванцы, валахи и молдаване еще говорили на одном языке, а слово "валах" обозначало как жителя Валахии, так и весь валашский этнос, а слово "молдаванин" обозначало только поданных Молдавии. Вскоре здесь появляются новые игроки - Российская и австрийская империи. Валахия и Трансильвания попадают в сферу влияния Вены, а Молдавия - Москвы. В итоге в 1861 году 2 княжества наконец-то объединяются в единое королевство Румыния.

Великая Румыния

За долгие годы жизни порознь, ко второй половине XIX века части некогда единого народа все же несколько отдалились. В это время мы встречаем множество свидетельств, например, непонимания языка бухарестских чиновников бессарабскими (молдавскими) крестьянами. Последние, долгие годы жившие бок о бок с украинцами, русскими и евреями, уже не понимают язык валахов. Еще более усилилось это непонимание, когда в 1918 году Румыния начала собирать населенные валахами осколки разрушившихся австрийской и русской империй.

Вот что в 1921 году писала румынским властям группа молдавских крестьян Оргеевского уезда румынской Бессарабии: «Что означает слово «волумул»? Догадываемся, это какая-нибудь брошюра (книжечка). Если угадали, то, пожалуйста, не беспокойтесь опять присылать ее, потому что читать ее некому. Говорим вам снова, если книжица для нас полезная, пишите ее на молдавском или на русском (не шарахайтесь вы от русского языка, как черт от ладана), а не на румынском, потому что о румынском языке представление у нас слабое, не то чтобы еще и понимать его».

Такая ситуация была характерна для всей страны. Была бухарестская интеллигенция, и были провинции со смешанным населением, в которых немцы, венгры, сербы, болгары жили бок о бок с потомками валахов, которые говорили на своих локальных диалектах. Властям страны стало необходимо срочно начать строить нацию - и они запустили программу жесткой румынизации, которая не встречала особого сопротивления у молдаван, но не была доведена до конца из-за Второй мировой войны. Разделенный валашский народ почти стал вновь единым, но война помешала довести процесс до конца.

Снова порознь

При этом Приднестровье - самый север Бессарабии, входило в состав СССР. До Второй мировой войны там сформировалась своя, самобытная этническая традиция, основанная на четком противопоставлении "мы советские молдаване, а не румыны". В 1940 году СССР по пакту Молотова-Риббентропа забирает себе Бессарабию и северную Буковину. Там создается Молдавская АССР, в которую входит и Приднестровье. После окончания войны молдавское общество сильно раскалывается: одни радовались возвращению российской власти, другие же - наоборот, хотят вернуться в состав Румынии.

Когда СССР начал рушиться, Молдавия вышла из его состава как независимая республика. Идея о воссоединении с Румынией была высказана демократическими романтиками сразу же - но так же быстро, как и возникла, уступила место в сознании людей более прозаическим вопросам нищеты и приватизации. К тому же, начался конфликт с Приднестровьем - стране было не до каких-то там воссоединений. В 1990е-00е Молдавия выбирала себе в лидеры то сторонников евроинтеграции, то пророссийски настроенных коммунистов, и никак не могла окончательно сделать цивилизационный выбор. Похоже, что сегодня победу одерживают проевропейские силы. Они активно пропагандируют идею единства румын и молдаван. Среди молдавских депутатов стало хорошим тоном отрицать сам факт существования молдавского народа. Уровень поддержки этой идеи за 2 года вырос с 2% до 35% - так убедительны аргументы правых политиков. Наверное, о вопросах культурной близости сторонники этих двух точек зрения никогда не договорятся. Сегодня граница между этими двумя народами проходит не по реке Прут, как граница двух государств, она проходит по огромному цивилизационному расколу. Если Молдавия еще не решила, кто ей ближе - Россия или Европа, а для Румынии этот вопрос даже не стоял. Поэтому ответ на то, кто же молдаване - румыны, или отдельный народ, не в прошлом, а в будущем.