О пасхе детям в воскресной школе. Воскресная школа - библейские уроки

«Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?»
1 Кор. 15, 55.

Пасха – это самый великий праздник христианства. Слово «Пасха» (по-еврейски «Песах») – означает «прохождение мимо». Когда Израильский народ был в Египте, и фараон, царь Египетский, не отпускал его, тогда Господь через Моисея навёл на него казни. И последней из этих казней была истребление первенцев. А чтобы первенцы Израильские не погибли вместе с Египетскими, Бог повелел Израильтянам помазать косяки дверей своих домов кровью агнца. «И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь, и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую», Исх. 12, 13. «И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в этот день праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его», Исх. 12, 14.
И мы теперь тоже празднуем этот праздник, но для нас он имеет более глубокое значение, чем для Израильского народа. Ведь всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, (1 Кор. 10, 11). Кровь агнца была прообразом Голгофской жертвы Христа, Его святой Крови, как написано в 1 Кор. 5, 7: «Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас», то есть за наши грехи. И мы знаем, что это совершилось на Голгофе. Но со страданиями Христа и Его крестной смертью связано ещё одно великое событие – это Его воскресение из мёртвых, которое имеет великое значение для всех истинных последователей Христа.
Но теперь давайте вкратце посмотрим, что дали нам страдания Христа, Его крестная смерть и Его воскресение.
В Слове Божием написаны такие слова: «Ибо через Него (т.е. через Христа) создано всё, что на Небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли – всё через Него и для Него создано»*, Кол. 1, 16. И ещё сказано «…Которого поставил наследником всего, чрез Которого и вселенную сотворил», Евр. 1, 2.
Из этих слов мы видим, что Бог сотворил вселенную для Своего Сына, чтобы царствовать над ней через Него. Ему поклоняются даже Ангелы Божии (Евр. 1, 6). И вдруг мы видим, что диавол, когда искушал Христа, показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и при этом гордо заявил, что власть над всеми этими царствами и слава их принадлежит ему, и он, кому хочет, тому даёт её (Лк. 4, 5-6). Как же могло случиться, что вселенная, которую сотворил Бог, оказалась под властью сатаны? Ответ на этот вопрос, дорогие детки, вы, наверное, уже знаете – это случилось по вине самих людей, которые, по внушению сатаны, сделали грех, и через это стали рабами, во власти греха, болезни и смерти. Но поступок Адама и Евы имел пагубные последствия не только для них одних, но и для всех людей, которые от них произошли. Об этом Слово Божие говорит так: «Поэтому, как через одного человека грех вошел в мир, и через грех вошла смерть, так и смерть перешла во всех людей, потому что в нём (т.е. в Адаме) все согрешили»*, Рим. 5, 12. Слова «В Адаме все согрешили» говорят нам о том, что все люди, происшедшие от Адама, стали рождаться с греховными наклонностями, которые передались им от него.
Таким образом, через грехопадение первых людей сатана утвердил своё царство на земле. Где совершается грех, там и его царство, там и его власть. «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола», 1 Ин. 3, 8. Но чтобы разрушить дела диавола, необходимо было, во-первых, победить грех, чего никто из людей до этого сделать не мог. «Ибо нет человека, который не грешил бы», 3 Цар. 8, 46. И, во-вторых, нужно было искупить человечество, подпавшее под власть сатаны. А это мог сделать только безгрешный Сын Божий..
Ведь о Нём сказано, что Он был искушён во всём, кроме греха (Евр.4-15). Это значит, что Он победил грех. Хотя искушения приходили, но Он не согласился ни с одним из них.
Когда Иисус стал призывать людей к покаянию, совершая многие чудеса и исцеляя людей, тогда сатана пришёл в сильную ярость и возбудил книжников и фарисеев убить Иисуса, он надеялся, что таким образом люди навсегда останутся под его властью.
Но что совершилось на Голгофе?
Когда Христа распяли на кресте, и Он должен был страдать, то Он страдал не за Свои грехи, которых у Него не было. Он страдал за грехи всего мира, за грехи всех людей, всех времён, в том числе и за наши с вами. И поскольку Он пострадал вместо нас, то через это Он получил право прощать грехи. Своими страданиями Он принёс жертву умилостивления перед Богом за грехи всех людей, и ею искупил человечество.
Этим и была разрушена власть сатаны. «Князь мира сего побеждён»*, Ин. 16, 11. И теперь каждый, кто искренно кается в своих грехах, получает прощение грехов, и переходит из-под власти сатаны под власть и защиту Христа. Но это должен каждый решить сам, своей свободной волей, кому служить – Богу или диаволу. И что человек избирает, то он и получает.
Когда Христос умер на кресте и Его положили во гроб, тогда диавол и все силы ада торжествовали. Они думали, что на этом всё кончится. «Но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его», Деян. 2, 24. У Иисуса не было ни одного греха, поэтому сатана не мог удержать Его, ведь сатана имеет власть над человеком только через грех.
Таким образом, страданиями Христа на Голгофе был побеждён сатана. Смертью Христа на кресте была побеждена смерть, как написано: «…дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола», Евр. 2, 14.
Воскресением Иисуса Христа была явлена «жизнь и нетление» (2 Тим. 1, 10). Когда Христос воскрес, то Его тело было уже «нетленное», то есть – духовное. Он мог свободно проходить через стены и являться ученикам. (Лк. 24, 36). Такие же тела получат и те, которые воскреснут в пришествие Христа: «…ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными», 1 Кор. 15, 52. Но в пришествие Христа воскреснут только святые, которые умерли для греха и жили для Бога (Откр. 20, 4-6).
Но у вас может возникнуть такой вопрос: почему Христос победил смерть, а люди всё равно продолжают умирать?
Да, Христос победил смерть, но не сказано, что Он её уничтожил. Он только вырвал её жало, как написано: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти – грех…», 1 Кор. 15, 55-56. Через то, что Христос победил грех, Он «обезоружил смерть»* (2 Тим. 1, 10), и она потеряла над Ним власть. «Зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха…», Рим. 6, 9-10.
Другими словами, Христос победил духовную смерть. Ведь Он сказал: «…всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек», Ин. 11, 26.
Но ведь все Его ученики физически умерли. Значит, Христос имел в виду не физическую смерть, а духовную. А физическая смерть пока ещё продолжает действовать. Но и она будет уничтожена, как написано в 1 Кор. 15, 26: «Последний же враг истребится – смерть». «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло», Откр. 21, 4. Ведь Бог не создавал смерти. В книге Премудрости Соломона сказано так: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих», Прем. 1, 13. И ещё сказано, что Бог создал человека для нетления (то есть для вечной жизни), но завистью диавола вошла в мир смерть. (Прем. 2, 23-24).
Поэтому, когда всё человечество будет освобождено от греха, тогда истребится и смерть.
Но даже теперь те люди, которые живут праведной и благочестивой жизнью, после смерти идут на Небо, так что смерть для них не страшна. Например, в притче «о богаче и Лазаре» мы читаем такие слова: «Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово, умер и богач, и похоронили его», Лк. 16, 22. Каждому же ясно, что Лазаря тоже похоронили, но Христос об этом даже не упоминает, а говорит, что как только он умер, то сразу был отнесён Ангелами на лоно Авраамово.
Это говорит о том, что для Лазаря смерть явилась лишь светлым переходом в вечную жизнь. Ещё сказано, что Христос был предан за грехи наши, и воскрес для оправдания нашего. (Рим. 4, 25). Он воскрес для того, чтобы ходатайствовать за нас перед Лицом Божиим. (Евр. 9, 24).
Когда мы сделаем какой-нибудь плохой поступок, то совесть начинает нас мучить. А совесть – это ведь голос Божий в человеческом сердце. И когда мы каемся и просим у Христа прощение, тогда Христос в этот момент стоит пред Небесным Отцом и просит для нас милости. И тогда Отец, ради страданий Сына, прощает нам грехи, и совесть наша успокаивается. В наше сердце приходит мир. Поэтому Христос в Слове Божием назван Ходатаем (1 Ин. 2, 1), Посредником (1 Тим. 2, 5), Примирителем (Быт. 49, 10), Искупителем (Ис. 59, 20), Спасителем (1 Ин. 4, 14), Избавителем (Рим. 11, 26). Все эти имена Он получил после Своей крестной смерти и воскресения, благодаря этой великой победе, которую Он одержал над смертью и адом.
«Я Первый и Последний, и Живой; и был мёртв, и вот, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти», Откр. 1, 17-18.
«Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего», Евр. 4, 14. Аминь.

1. Каким образом вселенная попала под власть сатаны?
2. Почему Христос должен был страдать за человечество?
3. Над кем одержал победу Христос?
4. Почему смерть не могла удержать Христа?
5. Для чего воскрес Христос?

Олег КОСТРОВ

К предыдущему >>>

Сценарий Пасхальной постановки для детей начальной школы.

«Притча о том, к кому в гости Спаситель приходил». Пасхальная постановка для детей 7-10 лет.


Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию сценарий пасхальной постановки для драматизации в воскресной школе и в начальном звене светской общеобразовательной школы (по мотивам проповеди Архимандрита Павла Груздева "О женщине, которая ждала в гости Христа").
Материал может быть полезен преподавателям воскресных школ, учителям начальных классов, организаторам, педагогам дополнительного образования, творческим людям.

Цель: православное и нравственное воспитание детей посредством литературного слова; знакомство с христианскими традициями.
Задачи: познакомить с праздником Пасхи; дать понять детям, что о человеке судят по его поступкам; развивать творческие способности через театрализованную деятельность; воспитывать нравственные качества – сострадание, милосердие, человеколюбие, бескорыстие, добродушие.

Подготовительная работа: беседы о празднике Пасхи, изготовление пасхальных поделок, оформление выставки детского творчества; подготовка реквизита, костюмов, декораций.

Действующие лица: ведущие (2 человека) - взрослые; батюшка, прихожане, Анна, Верочка, отец Верочки, мальчик Ванюшка, дворовые мальчишки, бродяга, соседка – дети.

Ход постановки

Ребёнок:
Почему сегодня в храме
Все тропарь поют с утра?
Потому что праздник Пасхи
Отмечать пришла пора!
Разноцветные яички
На тарелочке лежат,
Сладкий свеженький куличик
Испускает аромат.
Радость наполняет сердце,
Долетает до небес.
И в восторге шепчут губы:
«Иисус Христос воскрес!»
(Л.Лычангина)

«Притча о том, к кому в гости Спаситель приходил»

Сцена первая. «В храме»

Ведущий 1:
- История эта случилась в Пасху.
- Народ радостно толпился в храме, Батюшка освящал пасхальные куличи и крашеные яйца…
- В это время в храме находилась одна очень праведная женщина по имени Анна. Она ходила на службы, соблюдала все посты, ежедневно читала Евангелие и молитвы - утром и вечером, словом, была она настоящая праведница.

Анна шепчет молитву, крестится:
- Господи, спаси, сохрани меня, грешную…

Рядом с Анной стоит маленькая девочка по имени Верочка, тоже произнося молитву.
Верочка:
- Господи, дай мне новую хорошую мамочку! Раз ты забрал мою маму к себе на небо! Помоги моему несчастному папе найти ласковую добрую жену! И тогда он перестанет печалиться!

Ведущий 2:
- Вдруг Анна отчётливо услышала голос: «Сегодня приду к тебе в гости. Жди меня!» (Голос раздаётся за кадром).
Ведущий 1:
- Стоящая рядом Верочка тоже услышала эти слова, и она очень обрадовалась им, так как моментально поняла, почувствовала, что с ней говорит Христос.
- И Анна, и Верочка поспешили домой – готовиться ко встрече с Богом.

Сцена вторая. «Ванюшка»

Ведущий 2:
- Анна постелила на стол белоснежную праздничную скатерть и стала готовиться к приходу дорогого гостя: вынула из холодильника красную рыбку, нарезала розовое сало и поставила густой холодец. Посредине стола хозяйка разместила большой ароматный кулич и крашеные яйца.
Знатный получился стол. Богатый. Вкусный.

Ведущий 1:
- А Верочка с папой жили очень бедно. На стол накрывать было нечего.
- Девочка почистила картошечку и поставила её варить. Сбегала в огород за зелёным луком. А хлебушек у них дома был. Но последняя краюшка.

В это время во дворе раздался шум и гам. Это дворовые мальчишки мутузили мальчика Ванюшку, уж очень они его не любили и колотили почём зря.
- Вырвался Ванюшка и убежал от своих мучителей. Заскочил в дом и стал тарабанить в двери к Анне.
Анна:
- Ай, куда ты, бесёнок?
Ванюшка врывается в квартиру Анны, пытается прошмыгнуть мимо неё, чтобы скрыться от преследователей.
Анна:
- Ишь ты, натоптал, окаянный!
Хватает мальчонку за шиворот, прогоняет вон, бормоча:
- Я тут Боженьку жду, а эта вот козявка под ногами мешается…
С шумом захлопывает свою дверь.

В это время открывается дверь квартиры напротив и Верочка зовёт к себе перепуганного Ванюшку.
Верочка:
- Скорей, Ванюшка, беги сюда, спрячу тебя!
Ванюшка забегает к Верочке.
Ванюшка:
- Спасибо тебе, Верочка!
Садится за стол, тихонько всхлипывает, размазывает по маленькому грязному личику солёные слёзы.

Верочка:
- Ты, наверно, голодный, давай я тебя покормлю. Картошечка вот, лучок, макай в соль и кушай на здоровье!
А я пока тебе чаю сладкого налью.

Поворачивается к мальчишке спиной, наливает чай в кружку, добавляет сахар, размешивает.
Оборачивается назад, а Ванечки и след простыл. Как будто никогда его и не было.

Верочка только руками разводит в изумлении:
- Быстро как убежал Ванюшка…

Сцена третья. «Бродяга»

Анна ходит по квартире, вздыхает:
- Где же ты, Боже? Я тебя преданно жду…
И снова во дворе раздаются дерзкие пронзительные звуки. Анна выглядывает в окно, а там, прямо под её окном, стоит бродяга, весь оборванный и грязный, и громко вопит, требуя его накормить.
Бродяга:
- Люди добрые! Дайте поесть чего-нибудь! Живот свело! Покормите! Люди добрые!
Анна:
- Ай-ай-ай, как не стыдно-то тебе!
Есть он просит. Иди работай!
Бродяга:
- Не могу я работать. Инвалид я!
Анна:
- Инвалид, а как ты им стал-то? А пенсию по инвалидности куда деваешь?
- Иди отсюда подобру-поздорову….Я важного гостя жду.
Захлопывает окно.

В этот самый момент открывается окно у Верочки.
Верочка:
- Заходи к нам, дяденька, накормлю тебя, чем смогу.
Ведущий 2:
- Зашёл бродяга к девочке в гости.
- Та накормила его остатками картошки. И чаем сладким напоила.

Сцена четвёртая. «Соседка»

Ведущий 1:
- Вдруг Анна почувствовала сильный сквозняк в комнате, зябко повела плечами, подошла к окну, чтоб его закрыть.
Анна:
- Ай, дождь! Да холодный какой!

Ведущий 2:
- Женщина увидела на скамейке во дворе молодую женщину с младенцем на руках.
Анна:
- Эй, соседка! Чего сидишь под дождём-то? Опять с мужем поссорилась?
А девушка сидит, мокнет и ничего не отвечает, только смотрит на неё огромными грустными глазами. И непонятно, то ли слёзы у неё по щекам стекают, то ли капли дождя.
Анна:
- Эх, глупая! О ребёнке бы подумала! Иди домой!
Анна поплотнее закрывает окно.
Ведущий 2:
- А Верочка не закрыла своё окно, она, напротив, выбежала в двор и стала уговаривать промокшую соседку зайти к ней погреться.
Верочка:
- Пойдёмте скорее к нам, что же вы мокнете-то под дождём с малышом…
Соседка принимает приветливое предложение девочки.

Верочка:
- Присаживайтесь, прошу вас, вот сюда. Сейчас я вас угощу…
Ведущий 1:
- И вдруг Верочка увидела, что бродяга доел всю картошечку, и сахарница совсем пуста…
- Остался на столе лишь черствый кусочек хлеба.
Верочка:
- Ах, ну что же, хоть чаю вам налью…Да с хлебушком.
Соседка сделала глоток чаю и ответила:
- Спасибо тебе, Верочка, пойдём мы…
Верочка:
- Ну куда вы пойдёте на ночь-то глядя! Давайте мы с вами вот как сделаем: ночуйте-ка вы у нас! Ляжете на моей кровати.
- Папа с работы поздно придёт, но он ничего вам не скажет. Он очень хороший, добрый, только несчастный и одинокий.

Ведущий 2:
- Верочка уложила молодую маму с ребёнком на свою кровать. А сама пошла к окошку – ждать в гости Боженьку. Да и уснула у окна.
- В это время отец девочки пришёл с работы.

Отец осторожно проходит в комнату и видит на кровати дочери молодую женщину с ребёнком. Очень удивляется.
Отец (изумлённо):
- А где же моя девочка?
И выбежав из комнаты, начинает искать дочь.
Верочка сладко спит на подоконнике, положив голову на ладони, из открытого окна веет ночной прохладой.
Отец берёт на руки ребёнка, закрывает окошко, несет дочку в комнату. Но что же это? Верочкина кроватка, на которой только что мирно спасли мать с ребёнком, опустела…

Ведущий 1:
- Очень удивился папа Веры такому чуду. Он подумал, что сошёл с ума. Вот что значит жизнь без Бога, без молитвы.
- Уложил отец свою дочку спать, заботливо укрыл одеялком. И впервые в жизни перекрестился.

Сцена пятая. «Разговор с Богом»

Ведущий 2:
- Анна была очень расстроена, она убрала все угощения со стола в холодильник, даже не притронувшись к ним.
- Прочла вечерние молитвы, и грустно вздыхая, легла спасть.

Проснулась женщина от яркого света, который исходил от иконы Христа, стоящей в красном углу.
Звучит голос Христа за кадром.
- Проснись, Анна!!!
Анна просыпается, испуганно садится в кровати.
Анна:
- Господи! Ты!? А я тебя днём ждала, стол накрывала…
Христос:
- Я трижды приходил к тебе сегодня!
Анна изумлённо:
- Как приходил?! Когда?! (Недоумевает.)

Христос:
- Я приходил к тебе избитым мальчишкой, бродягой и младенцем.
- Молодая мама, соседка твоя - это мать моя была, Богородица.
- А ты нас не впустила! Осудила…Обругала…

Анна вскрикивает:
- Ой, Господи, прости, прости, не признала! Стыдно-то как! – горько рыдает.

Ведущий 1:
- Христос простил Анну и управил он так, что она сначала пожалела, а затем и полюбила Верочкиного папу и стала приёмной мамой Верочки. И жили они долго и счастливо! И о Боге никогда не забывали!

Ребёнок:
Кто чист душой,
Тот Господом любим,
Худого не случится с ним.
Кто жил во тьме,
Но к свету вышел,
Того Господь простил, услышал.
Творя добро,
Не говори о том,
Тебе зачтётся доброе потом.
Святая Пасха - время для чудес!
Христос воскрес! Воистину воскрес!
(Л.Лычангина)

Цель:

  • активизировать интерес к традициям и обычаям празднования Пасхи на Руси и создание условий для воспитания уважительного отношения к культуре своих предков;
  • развивать художественный вкус, внимание, творческие способности и ориентировать на качество изделий, коммуникативные умения;
  • воспитывать трудолюбие, ответственность, навыки самоконтроля;
  • содействовать формированию всесторонне развитой личности, формированию положительной мотивации к предмету.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, рабочие тетради, учебная доска, мел, технологические карты, простой карандаш, фломастеры (краски, кисточки), заготовка яйца.

Методы и формы работы: иллюстрированный рассказ, беседа, инструктаж, исследовательская деятельность, практическая работа.

Этапы урока:

  1. Вводная часть (организационный момент):
    – приветствие
    – проверка готовности
    – тема урока
    – постановка задачи
  2. Основная часть (изучение нового материала):
    – сообщение исторических сведений
    – сообщение технико–технологических сведений
  3. Практическая работа:
    – получение практических умений и навыков
    – контроль выполнения работы и соблюдение правил техники безопасности
    – индивидуальная работа
  4. Заключительная часть (итог урока):
    – закрепление
    – анализ и оценка выполненной работы
    – уборка рабочих мест

Ход урока

1. Вводная часть: Организационный момент

– Приветствие.
– Проверка готовности учащихся.
– Тема урока (Слайд 1) Приложение
– постановка задачи (цели урока)

2. Основная часть: Объяснение нового материала

Надежды, веры и любви!
Прекрасных радостных чудес!
И пусть сейчас тепло звучит:
Воистину Христос Воскрес! (Слайд 2)

– Сообщение исторических сведений.

Как яйцо может стать красным

По преданию, обычай крашения яиц ведет свою историю с I века по Рождестве Христовом. Одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиберия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что–либо в дар; святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав ее, император не поверил святой и сказал: “Как может кто–то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо стало красным”. И тут же на глазах императора совершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя этим истинность Христова Воскресения.

С тех пор христиане стали на Пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия: “Христос воскресе!”

Пасхальные традиции верования

У христиан Запада главный праздник – Рождество, а у нас – Пасха. И прийти к ней надо просветленными, умиротворенными, в чистоте помыслов и дел. День празднования Пасхи установлен Первым Вселенским Собором в 325 году. Обычно празднование православной Пасхи выпадает на период с 4 апреля до 8 мая по новому стилю. В этом году – на 19 апреля.

Понятно, что верующие соблюдают Великий пост, особенно в Страстную седмицу. Самые истовые на этой неделе едят только ржаные сухари, гороховую похлебку, а пьют только воду.

Понедельник. К встрече Пасхи начинают готовиться с понедельника Страстной седмицы: чистят дом, моют окна, стирают белье, чтобы ничто грязное не омрачало Светлое Христово Воскресение.

Замочите в этот день горсть овса: на плоской тарелочке, прикрыв мокрой тряпочкой, поставьте в мокрое место, можно даже на батарею. К воскресенью он прорастет, и на эту зрелую лужайку вы поместите крашеные яйца.

Вторник. В прежние времена женщины во вторник Страстной недели готовили из семян конопляное или льняное “молочко”, чтобы потом им поить больных людей.

Среда. В среду Страстной седмицы обливают талой водой домашнюю скотину, чтобы уберечь ее от дурного глаза и падежа. В городе домашних животных тоже можно с этой целью побрызгать талой водичкой.

Многие в эту ночь ставят тесто на завтрашний кулич. Не забудьте при замешивании теста читать “Отче наш”.

Четверг. В Великий четверг молодые девушки стригли раньше кончики волос, чтобы они лучше росли. В этот день подстригали первый раз младенцев.

С четверга до Светлого Воскресенья пол в домах мести не разрешалось.

В четверг утром пеките куличи, днем красьте яйца, вечером делайте пасху.

Пятница. Страстная пятница – день особого покаяния и строгого поста. Истинным христианам надо быть в храме. В страстную пятницу происходит очень важная служба.

Суббота. В субботу освещают куличи, яйца и пасхи.

Традиции дарения

Крашеные яйца не только подают к праздничному пасхальному столу, их принято дарить друг другу всю Пасхальную неделю. Яйцо издревле было символом нарождающейся жизни.

В православной Руси существовал обычай хранить яйца целый год до следующей пасхи. И со временем яйца стали делать из дерева и расписывать их орнаментами, узорами. Позже появились яйца из фарфора, серебра с драгоценными камнями.

Прежде всего, на Пасху принято дарить декоративные яйца, пасхальные веночки и игрушки. Это – цыплята, уточки и гнезда.

Подарки запаковывают в прозрачную бумагу и украшают лентами двух цветов – желтого и зеленого. Это цвета пробуждающейся жизни.

Идеальный пасхальный цветок (речь идет о живых срезанных цветах) – в крапинку. Лучше садовая лилия. Хороши также нарциссы.

А вот розы в Пасху не дарят. Они могут присутствовать исключительно в украшении церкви.

Традиционные способы окрашивания яиц

(Слайд 6, 7)

1-й способ: отварить в течение 30 минут луковую шелуху в достаточном количестве воды, процедить и положить в отвар сваренные яйца и держать их на маленьком огне до получения нужного цвета.

2-й способ: обезжиренные яйца обмотать цветными линяющими нитками или кусочками ткани, обернуть марлей, чтобы нитки и ткань хорошо держались, и варить не менее 10–20 минут до получения мраморного рисунка.

3-й способ: окрашенные любой пищевой краской яйца еще горячими промокнуть салфеткой, поставить в рюмку или подставку для яиц и тонкой акварельной кисточкой разрисовать, пока они не остыли. Чтобы они блестели, смазать растительным маслом.

4-й способ: окрашивание яиц “в крапинку”. Для этого мокрые яйца обваливают в сухом рисе, заворачивают в марлю (концы марли надо плотно завязать ниткой, чтобы рис прилип к яйцу) и далее варят в луковой шелухе обычным способом.

5-й способ: Березовыми листьями. Чтобы яйца получились желтого или золотистого цвета, их красят с помощью березовых листьев. Отвар готовится из листьев, можно сухих, молодой березы и настаивается около получаса. Яйца вымыть, отпустить в теплый настой, варить 10 мин. после кипения, вынуть и остудить.

6-й способ: Соками различных плодов и овощей. Для этого способа требуются уже вареные яйца. Яйцо натирается соком (свекольным, морковным, соком шпината).

После окрашивания пасхальных яиц для придания блеска нужно протереть их растительным маслом.

Другие способы оформления пасхальных яиц (Слайд 8)

Пасхальный стол

(Слайд 9, 10)

У пасхального стола нет ограничений.

Его накрывают утром в воскресенье. Основу стола составляют мясные и изысканные рыбные блюда. Стол должен быть хорошо накрыт в течение всей Светлой седмицы.

Состоятельные люди готовили на этой неделе до 40 разных блюд – по числу дней поста. Никаких приглашений в Светлую седмицу не требуется: люди навещают друг друга, христосуются троекратным поцелуем, поздравляют с праздником, угощаются.

Когда вы “чокаетесь” пасхальным яйцом, не забывайте при этом желать друг другу всего доброго, здоровья, удачи.

Пекли плюшки из теста в виде зверюшек, зайчат, жаворонков, петушков. Изображение в печеных изделиях барашка имело и символический характер – это был символ, напоминающий о жертвенной гибели Христа.

Таким же традиционным угощением на пасхальном столе были и медовые пряники тоже в виде зверей и птиц, покрытые цветной сахарной глазурью. Пасхальный стол был обильным: запекали поросенка или окорок, подавали жареную телятину. Кроме того, на стол выставлялись различные закуски из овощей, курицы и рыбы, всевозможные студни и холодцы, жаркое с грибами, гречневая каша с бараниной, буженина, утка или гусь с медом. В зажиточных семьях на стол подавали более сорока блюд, по числу дней Великого поста.

Специально к пасхальному столу варились кисели, сбитни, готовились домашние настойки и вина.

Но непременными атрибутами пасхальной трапезы всегда были сдобные куличи, творожные пасхи и крашеные яйца. Обычно их готовили загодя и несли в субботу в церковь – святить.

3. Практическая работа

– В соответствии с темой, учащиеся подготовили заготовку яйца, в тетрадях зарисовали эскизы к работе (Слайд 11) ;

– контроль выполнения работы и соблюдение правил техники безопасности;

– индивидуальная работа.

4. Итог урока: Заключительная часть

– закрепление пройденного материала; (Слайд 12, 13) Приложение

– анализ и оценка выполненной работы;

– уборка рабочих мест и кабинета.

Друзья, доброе утро! С Вами Ирина Иваськив. Считаю дни до весны. Думаю, что и Вы тоже. Праздник Пасхи в этом году выпал на 16-е апреля. Вроде бы ещё достаточно до этой даты времени. Но учителям Воскресных школ именно в эти дни – самое время подумать о подготовке к этому празднику. Ведь возможность порепетировать с детьми Вам будет выпадать не так часто – 1 раз в неделю (при условии стопроцентной посещаемости детей). То есть будет у Вас в запасе 5-6 репетиций для того, чтобы подготовить программу к Пасхе без спешки и качественно. А если учесть, что и реквизиты нужно будет смастерить (декорации, костюмы, наглядности), то времени уже не кажется так много.

В эти дни тысячи учителей Воскресных школ начинают искать в библиотеках и в Интернете новые сценарии на Пасху или садиться за написание своего. И вот здесь часто случаются затруднения: то сценарий уже заезженный, то слишком сложный, то слишком длинный, да и написать хороший сценарий самому далеко не у всех получается. Словом, друзья, предлагаю свой сценарий на Пасху. В нём нет грандиозной постановки. Ведь не так легко осуществить такую постановку. Но зато есть много разных других разнообразностей, которые помогут Вам сделать праздник Пасхи незабываемым и для детей и для взрослых. Христос воскрес!

Сценарий на Пасху “Христос воскрес!”

Такой сценарий легко будет распределить на разное количество детей в Вашей Воскресной школе. В нём можно будет задействовать деток разного возраста, а также взрослых. Здесь можно будет обойтись минимальным количеством реквизита.

Советую маленьким детям выделить время в самом начале программы.

Начало праздника:

1-й Ведущий (выходит на сцену вместе с дошкольником): Здравствуйте, люди дорогие! Маленькие и большие!

2-й Ведущий (выходит на сцену вместе с дошкольником): Здравствуйте, гости, милости просим! Пасху открываем, праздник начинаем!

Поздравления от самых маленьких:

1-й ребёнок:

Бог – повсюду. Он – везде:
В небе, воздухе, воде.
Он всё видит, Он всё знает,
Всех на свете понимает,
Он – Спаситель мой и твой,
Он – повсюду. Он – живой.

2-й ребёнок:

Радость от земли и до небес:
Он воскрес! Воистину воскрес!
Он воскрес… И это Воскресенье
Дарит людям вечное спасенье.
(Е. Санин)

Вместе:

Ведущие и дети вместе: Христос воскрес!

Все зрители в зале отвечают: Воистину воскрес!

Ведущие и дети вместе: Христос воскрес!

Все зрители в зале отвечают: Воистину воскрес!

Пасхальная песня № 1:

1-й Ведущий (предисловие к песне): Я узнал(а) недавно, что в православии есть такое интересное понятие как «переходящие или подвижные праздники». Так называют праздники, которые не имеют какой-нибудь определённой постоянной даты, которые каждый год меняют свою дату, и из-за этого их празднование приходится каждый год на разные дни и даже месяцы. К таким подвижным праздникам относятся как сама Пасха, так и праздники, связанные с Пасхой календарно: Вербное Воскресение, Вознесение, Троица. Я подумал(а): какое точное название – «подвижный праздник». Праздник, который всё приводит в движение! Если Рождество возрождает в сердце надежду, то Пасха приводит эту надежду в движение!

Подберите Пасхальную песню. Её могут спеть дети, или подростки, или взрослые. Это может быть сольная или ансамблевая песня. Можно также не петь её, а прослушать плюсовку этой песни в записи. Можно использовать не всю песню целиком, а лишь её часть. Если Вы найдёте подходящий клип, то можно будет показать его на экране. В качестве такого клипа Вы можете использовать вот этот клип, который исполнили ребята из нашего хора:

Пасхальная игра “Капельки и ручейки”:

В эту игру могут играть и дети и взрослые вперемешку. Ведущий говорит о том, что весной снег начинает таять, и предлагает каждому участнику побыть капелькой воды, которые, соединившись, будут образовывать маленькие ручейки.

Начинает звучать музыка. Капельки рассыпались по лужку и греются на солнышке. Музыка останавливается, это – сигнал для капелек соединиться в ручейки по 2 капельки в каждом. Снова звучит музыка, и ручейкам надо перемещаться по лужку, не задевая друг друга. Музыка снова останавливается, это – сигнал для капелек соединиться в ручейки по 3 капельки в каждом. Музыка возобновляется, игра продолжается. В процессе игры ручейки увеличиваются: по 4, по 5, по 6… В конце игры все ручейки соединяются в один большой речей.

Пасхальная игра “Горка и ручейки”:

Ручей из предыдущей игры делят на две части. Одна часть игроков образует круг с поднятыми руками – гора. Вторая часть игроков продолжают держаться вместе ручейком. Ручей протекает внутрь горы с любой стороны и вытекает из-под горы с другой стороны, затем снова вливается в гору и вытекает из неё. Предупредите участников, чтобы они не толкались, делали это не спеша, двигались маленькими шагами – плыли . Это очень красивое зрелище. Музыка, сопровождающая игру, не должна быть быстрой.

В середине игры предложите участникам, составляющим горку, начать медленно двигаться по кругу, а участникам, составляющим ручеёк, разделиться на несколько ручейков и втекать и вытекать одновременно, не задевая друг друга.

Легенда о Пасхальном яйце:

1-й Ведущий: На Пасху многие люди традиционно красят яйца. Как ты думаешь, почему?

2-й Ведущий: Думаю, потому, что яйцо всегда было символом новой жизни.

1-й Ведущий: Однажды Мария Магдалина нашла возможность встретиться с императором Тиберией, чтобы благовествовать ему. Она подарила ему яйцо со словами: Христос воскрес! Выбор такого скромного подарка (согласно святителю Димитрию) был вызван бедностью Марии, которая считала невозможным прийти к императору ни с чем. Тиберий ответил скептически: Как яйцо не может из белого стать красным, так и мёртвые не воскресают. Я поверил бы в воскресение Христа, если бы… если бы вот это яйцо стало красным. Яйцо, подаренное Марией Магдалиной, прямо в руках императора мгновенно покраснело у него на глазах. Это было настоящим чудом! С тех времён и повелось окрашивать яйца в красный цвет.

2-й Ведущий: и в память о том предании мы поиграем в игры, в которых главным реквизитом будут вот такие деревянные расписанные яйца.

Игра “Катание яиц”:

Приготовьте 2 скамейки, 2 стульчика и 2 яйца. Концы обеих скамеек поставьте на стульчик, чтобы получились горки. Участников разделите на 2 команды. По сигналу первые игроки в командах подбегают к горке, скатывают яйцо по горке, подхватывает его в конце горки и передают его следующему игроку в своей команде и т.д. Играть могут только дети, или дети вперемешку со взрослыми. Понадобится весёлая музыка.

Игра “Бег с яйцом”:

Для этой игры участников лучше разделить на 2 небольшие команды. Понадобится: 2 ложки (лучше чайных), 2 яйца, 2 стула для “оббегания” и весёлая музыка.

Пасхальная песня № 2:

Рекомендации практически те же, что и для первой Пасхальной песни. Но вот здесь лучше исполнить песню вживую. Здесь Вам может помочь взрослый хор или группа прославления. Это может быть также сольная песня в исполнении взрослого солиста. Будет лучше, если это будет очень известная Пасхальная песня, которую могли бы без труда подхватить все люди в зале. Песня в этой части программы настроит людей после игр на восприятие важных истин.

1-й Ведущий “Весна”:

Несмотря на то, что Пасха каждый год меняет свою дату, она всегда отмечается не раньше марта и не позже мая, в пределах весны, наступления которой все мы так ждём. И для меня это очень символично и пророчески. Я буду говорить о весне, а Вы, если сможете, параллельно подумайте о Пасхе:

  • весна вытесняет зимний холод,
  • весна ломает многотонные льдины,
  • весна заставляет их таять,
  • весна расширяет пределы рек,
  • весна напитывает землю влагой и согревает её долгожданным теплом,
  • весна пробуждает природу,
  • весна выводит из состояния спячки,
  • весна даёт силы каждому ростку пробиться к солнцу через толщу прошлогодней листвы,
  • весна возвращает блудных птиц домой,
  • весна усиливает голод,
  • весна зовёт работать и просто заставляет жить.

Весна для меня – инструмент, при помощи которого Пасха всё приводит в движение.

2-й Ведущий “Воскресенье”:

А ещё удивительно то, что, как бы Пасха ни меняла дату своего празднования, всё равно каждый год она приходится на воскресенье. И этот день – не просто для кого-то первый, для кого-то последний день недели. Этот день – прямое напоминание о том, что Христос воскрес. Только через один этот день по 52 раза каждый год Бог напоминает о том, что Его любимый Сын – жив.

1-й Ведущий “Названия Пасхи”:

У Пасхи есть несколько названий, каждое из которых даёт всем нам больше понимания того, что это за праздник. Велик день, Светлый день, Светлое Воскресение, Праздник праздников и Торжество торжеств. Самый великий и светлый христианский праздник, день, когда на твоё приветствие «Христос воскрес!» любой человек, верующий или не верующий, обязательно ответит тебе: «Воистину воскрес!».

2-й Ведущий “Приготовления к Пасхе”:

Все мы каждый год ожидаем наступления Пасхи. Люди не просто ждут Пасхи, они, как умеют, приготавливают и свою душу (через молитвы покаяния), и своё тело (через строгое воздержание Великого поста), чтобы достойно встретить такое великое событие. У меня не всегда хватает собственных слов, чтобы рассказать об этом событии. Поэтому предлагаю заглянуть в нашу литературу, лучшая часть которой всегда была и высокой, и христианской, и отыскать в ней нужные слова.

Стих (взрослый чтец):

Тяжкий камень отвалён от гроба.
Белый ангел камень отвалил.
Где теперь отчаянье и злоба
Тёмных и безумно мрачных сил?!

Там, где Тело Господа лежало,
Светит чистым мрамором плита,
Вся земля сама не удержала
Смертью смерть поправшего Христа.

Оттого, что в мире это было,
Переплавлены и ты, и я,
Молния навеки осветила
Тайные истоки бытия.
Неизвестный автор

Легенда о Пасхальных птицах:

Эту легенду может озвучить группа подростков (от 3-х до 9 человек). Возможно, понадобятся звуки природы: шум ветра, леса, моря. Можно использовать произведение “Григ и звуки океана” или подобное.

В центре – зелёное дерево, на котором развешены ярко-красные птички (клесты). Слышатся звуки лесного шума, пение птиц (в записи). Выходят девять детей и становятся по обе стороны зелёного дерева.

1-й ребёнок: Что за звуки? Цик, цик, цек, цек, цок, цок… На хвойных ветках – ярко-красные птички: кто вниз головой, кто вверх, кто сбоку прицепился одной лапкой к еловой шишке…

2-й ребёнок: Эту птицу называют «Христовой птицей», или клестом. Особенностью её внешнего вида является её крестообразный клюв.

3-й ребёнок: В одной старинной легенде повествуется о том, что при крестных страданиях Спасителя к кресту слетелись несколько клестов, которые стали вытаскивать из окровавленного чела Христа тернии Его венца и так же усиленно старались вытащить гвозди, которыми был пригвождён Божественный Страдалец; старались до тех пор, пока концы их клювов не загнулись от чрезмерных усилий и не стали крестообразными.

4-й ребёнок: Христос сказал им: “За ваше состраданье Распятому, отныне и вовек на память вечную, потомству в назиданье останется ваш клюв крестообразен”.

Ещё несколько реальных особенностей клестов:

5-й ребёнок: Благодаря своему крестообразному клюву клёст может отлично вылущивать из шишек хвойных деревьев семена, которые составляют главную его пищу, а так как в сосновых и еловых семенах заключается много смолистого вещества, то после смерти птицы тело её становится словно набальзамированное. Известны случаи, когда такие тела птиц-клестов сохранялись в течение 15-20 лет без всяких признаков разложения.

6-й ребёнок: Христос сказал: “Тлен не коснется вас, насущный для вас корм всегда в обилии давать вам будет лес, и северной зимы жестокие морозы безвредны будут вам”.

7-й ребёнок: Самой удивительной особенностью клеста, которой мы не встречаем ни у одной из наших птиц, является способность гнездиться и выводить детей-птенцов в любое время года.

8-й ребёнок: Христос сказал: “В любую пору года любить и песни петь, среди зимы иль летом, весной иль осенью выращивать детей равно да будет вам…”

9-й ребёнок: Клесты водятся во всей северной и средней Европе, повсюду, где только есть хвойные леса. Характер у клеста чрезвычайно симпатичный: отличительные его черты – добродушие, доверчивость и общительность не только друг с другом, но и с другими птицами.

Весенняя песня “Ветер перемен” (из к/ф “Мерри Поппинс, до свидания!”) в сольном исполнении или в записи:

Возможно, кто-то скажет: Но ведь это же “мирская” песня!”.))) Да, мирская. Но она не противоречит Библии. В ней нет ничего, идущего вразрез с Библией. Словом, друзья, если это приемлемо, используйте её, если нет, тогда подыщите другую.

Игра “Пасхальный хоровод”:

Заранее приготовьте возле сцены 2 Пасхальные корзины с символическими подарками. Это могут быть Пасхальные открытки (как купленные, так и сделанные детьми в Воскресной школе), красиво упакованные вкусняшки и т.п. Все участники Пасхальной программы выходят на сцену, образуя 2 круга один в одном. Один круг начинает не спеша, маленькими шагами, двигаться (плыть) по часовой стрелке, другой круг – в противоположную сторону. После 3-х – 4-х кругов участники ручейками направляются в зал (если есть такая возможность), захватывая из корзин по 2 подарка, чтобы раздать людям в зале. Отрепетируйте эту часть программы, чтобы зрительно не нарушалось хороводное движение и всё выглядело естественно.

После этого участники программы ручейками возвращаются на сцену, выстраиваясь в один горизонтальный ряд. В то время, как они возвращаются на сцену, на фоне музыки кто-то выразительно декламирует четверостишие:

Ось сонце вже усміхнено всім сяє,

Любов промінням теплим ллє з небес.

Із святом ми від серця всіх вітаєм:

Христос воскрес! Христос воскрес! Христос воскрес!

(Ирина Иваськив)

Заключительная часть “Провозглашение”:

В этой части программы все участники выходят на сцену и озвучивают по одной строчке. Слова “Христос воскрес!” советую провозглашать всем вместе.

Христос воскрес, и ад Им побеждён.
Христос воскрес, и мир Им искуплён.
Христос воскрес, и ангелы ликуют.
Христос воскрес, и люди торжествуют.
Христос воскрес, и рай открыт для нас.
Христос воскрес, и сила ада пала.
Христос воскрес, и стёрто смерти жало.
Христос воскрес, и мир от муки спас.
(О. Осипов)

Заключение

Друзья, желаю Вам светлого и чистого празднования Пасхи! Если эта статья была Вам полезной, напишите свои комментарии внизу. Благословений!

© Ирина Иваськив

Друзья, если Вы нуждаетесь в уникальных библейских уроках для работы со своими подростками, учитывающих все основные их нужды и возрастные особенности, Вы можете приобрести программу для подростковой библейской школы. Ознакомиться с программой Вы можете перейдя по этой ссылке .