Процессы забывания с научной точки зрения.  Забывание: Теория Интерференции Назвать условие способствующее быстрому забыванию

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Можно выделить две основные теории забывания. Согласно первой, забывание - результат инактивации нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе научения. Отсутствие упражнения является в таком случае главной причиной исчезновения мнемических следов, то есть органического субстрата памяти. Забывание в этом случае будет носить спонтанный характер: усвоенные ответы и соответствующие им связи, не активизируясь под воздействием повторяющейся стимуляции, с течением времени постепенно ослабляются. Основываясь на результатах экспериментальных психологических исследований, Кейсон (1924) и Мак-Геч (1932) высказали в адрес этой теории, сторонником которой в США был Торндайк (1921) (Именно в этом заключается основной смысл закона упражнения Торн-дайка: "Если в течение некоторого времени связь между ситуацией и ответом, имеющая изменчивый характер, не возобновляется, интенсивность этой связи ослабевает, и поэтому при прочих равных условиях вероятность возникновения связанного с ситуацией ответа уменьшается". ), ряд серьезных возражений. Основным недостатком теории эти авторы считают то, что она не может объяснить всех фактов забывания: запомненный материал может длительное время сохраняться без каких-либо изменений и при отсутствии упражнения, иногда отмечается даже улучшение памяти (явление реминисценции), и наряду с этим при ухудшении сохранения мнемических ответов забывание может объясняться не только инактивацией, но и некоторыми другими факторами.

Однако эти критические замечания, подчеркивая ограниченность данной гипотезы и возможность существования других механизмов забывания, отнюдь не умаляют ее достоинств. Несмотря на многочисленные исследования этой проблемы, проведенные за последние 90 лет, ни одна психологическая концепция до сих пор не в состоянии дать исчерпывающего объяснения изменений памяти во времени. При современном состоянии наших знаний процесс исчезновения биофизиологических следов научения не кажется a priori несовместимым с процессами торможения, реактивации или сохранения, ускоряющими или замедляющими исчезновение мнемического следа. Большинство современных нейрофизиологов и психологов, занимающихся этой проблемой, вовсе не отрицают подобной возможности.

Вторая концепция основывается на том, что забывание является результатом активных процессов, приводящих к уменьшению вероятности сохранения мнемических ответов. В рамках этой общей концепции следует различать две группы теорий. Одну из них составляют психологические теории, разработанные на уровне поведения: таковы, например, неоассоцианистские теории, объясняющие забывание по преимуществу внутренними интерференциями заучиваемого материала или деятельности, выполняемой до (проактивная интерференция) или после (ретроактивная интерференция) заучивания. Другие теории являются психофизиологическими, в них делается попытка на основании наблюдаемых поведенческих реакций сделать вывод о характере нейрофизиологических процессов, лежащих в основе памяти; учитывая современное состояние нейрофизиологических знаний в интересующей нас области исследования, можно сказать, что большинство этих теорий является недостаточно обоснованными, и тем не менее одна из них, а именно теория Мюллера и Пильцекера (1900), заслуживает внимания. Мы рассмотрим основные гипотезы, относящиеся к вышеупомянутым концепциям.

ЗАБЫВАНИЕ

Забывание (англ. forgetting) - один из процессов в системе памяти, проявляющийся в невозможности (неспособности) припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. С т. зр. концепций ассоциативного научения, физиологическая основа З. - торможение нервных связей, т. е. следов памяти (см. Проактивное торможение, Ретроактивное торможение). Основная закономерность З., установленная Г. Эббингаузом (1895), состоит в быстром его ходе непосредственно после заучивания и постепенном замедлении с течением времени. Забывание зависит также от содержания, объема материала, его эмоциональной окраски, частоты применения и статуса применения в деятельности. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже данный материал включается в деятельность субъекта. Включение материала в деятельность - надежное средство борьбы с З.

Еще со времен Эббингауза выдвигалась гипотеза о том, что З. естественный процесс постепенного угасания (англ. decay) следов памяти. Однако этому представлению противоречил ряд экспериментально установленных фактов:

    с течением времени иногда наблюдается не снижение, а, напротив, повышение в эффективности воспроизведения следов - реминисценция;

    наличие ошибочных воспроизведений специфического характера;

    отрицат. влияние на процесс воспроизведения всякой побочной деятельности, отделяющей воспроизведение от запоминания.

В связи с этим нем. психологи Г. Мюллер и А. Пильцеккер (1900) высказали предположение о том, что З. - результат тормозящего влияния со стороны побочных интерферирующих воздействий, а не следствие постепенного угасания следов. Интерференция проявляется либо в потере информации под влиянием последующего поступления нового материала, либо в ошибках, вызванных конкуренцией мнемических следов. Ее действие обнаруживается как в кратковременной, так и в долговременной памяти.

По З. Фрейду, в основе Забывание лежит мотив отрицания неприятных впечатлений, стихийное стремление к отпору представлениям, могущим вызвать тягостные переживания; этот механизм вытеснения (repression) основатель психоанализа сравнивает с рефлексом бегства при болезненных раздражениях. Фрейд полагает, что подобную т. зр., усматривающую в тревожащих воспоминаниях особую склонность подвергаться мотивированному забвению, следует учитывать во многих областях, напр. при оценке показаний свидетелей на суде. В народном эпосе, по мнению Фрейда, мы также сталкиваемся с подобным мотивом - стремлением вытравить воспоминания о том, что тягостно для национального чувства. Аналогичный мотив проявляется и в З. впечатлений детства у отдельного индивида. Концепция Фрейда имеет основания. Тот факт, что неприятные переживания вытесняются из памяти, перекликается с описанным в свое время И. П. Павловым и А. А. Ухтомским явлением запредельного торможения. Тем не менее в ряде более поздних работ, посвященных этой проблеме, не было получено однозначного результата. По мнению П. И. Зинченко, решение проблемы о связи З. с эмоциями невозможно достичь, если изучать влияние эмоций на З. в форме действия какой-то психической силы, оставляя в стороне изучение той деятельности, в которой и в силу которой эти чувства возникли (ее целей, задач, мотивов, конкретного содержания и результатов действий). (Т. П. Зинченко.)

Теория мотивируемого забывания утверждает ведущую роль цели и мотивации человека в процессах памяти, в том числе и в забывании (например, человек намеренно забывает о болезненной информации, которая вызывает боль, страх или вину).

Когнитивные теории памяти, в частности структурная теория, утверждает, что память делится на несколько подструктур, которые отличаются по времени хранения информации, способу ее кодирования, объему удерживаемой информации. Забывание в кратковременной памяти вызвано самими ее функциями – сохранять информацию короткое время с целью передачи ее в долговременную память. Препятствует забыванию в этой структуре постоянное повторение. В долговременной памяти затухание информационных следов объясняется интерференцией, т.е. влиянием конкурирующей информации на запоминание. Существует два типа интерференции: ретроактивное торможение и проактивное торможение. В случае ретроактивного торможения на запоминание старого материала отрицательно влияет новый, а в случае проактивного торможения предшествующий материал отрицательно влияет на запоминание нового.

Культурно-историческая теория и теория деятельности рассматривают память, прежде всего, как высшую психическую функцию, как психическую деятельность. Память как высшая психическая функция развивается из натуральной памяти с помощью процессов интериоризации и является произвольной, опосредствованной и социальной. Память как деятельность имеет свои мотивы и цели. В общем и целом, память имеет структуры такую же как и любая другая деятельность. Она не может функционировать без смысла, мотивации, специальных «внутренних» средств запоминания, а иногда и забывания.

Произвольное и непроизвольное запоминание(расскажи сама).

Тип забывания может определяться развитым типом памяти. П.П. Блонский10 классифицировал память на эмоциональную, двигательную, слуховую, зрительную, память на вкусы, запахи и т.п. Закономерность здесь такова: информация, поступившая через неведущую систему быстрее забывается.

Забывание проявляется в двух основных формах:

а) невозможность припомнить или узнать;б) неверное припоминание или узнавание.

С точки зрения функций, забывание можно рассматривать как:

1) защиту от перегрузки психики, а организма от перенапряжения;

2) один из механизмов организации деятельности;

3) облегчение построения новой деятельности, когда старые знания «уступают место» новым;

4) один из способов личностной саморегуляции, когда эмоционально неприятное событие забывается, вытесняется личностью;

5) деструктивная функция выражается в разрушении деятельности.(патологии)

В связи с этим еще в 1900 г. Г. Мюллер и А. Пильцеккер высказали предположение о том, что забывание скорее результат тормозящего влияния со стороны побочных, интерферирующих воздействий, чем следствие постепенного угасания следов. Справедливость этой теории многократно подтверждалась экспериментально.

Интерференция проявляется либо в потере информации под влиянием последующего поступления нового материала, либо в ошибках, вызванных конкуренцией мнемических следов. Ее действие обнаруживается как в кратковременной, так и в долговременной памяти. В кратковременной памяти деятельность, вклинивающаяся между предъявлением материала и проверкой сохранения, увеличивает скорость потери информации в зависимости от характера интерференции. В долговременной памяти новая поступающая информация интерферирует с уже хранящимся там материалом. По Р. Аткинсону, процесс поиска нужной информации в долговременной памяти, главными компонентами которого являются локализация мнемического следа и восстановление найденного следа, сам может носить разрушительный характер по отношению к искомому следу, поскольку образование следов в ходе поиска также может приводить к интерференции.

В ряде исследований было показано, что сохранение лучше после незаполненных интервалов.Значительным приближением к ним является сон. Ухудшение воспроизведения в тех случаях, когда в промежутке между заучиванием и воспроизведением совершается умственная деятельность субъекта, получило название ретроактивного торможения. В основе ретроактивного торможения лежит явление персеверации продолжение реакции после окончания процесса заучивания, приводящее к консолидации следов. Персеверация может наблюдаться довольно часто. После того как испытуемый запомнил ряд бессмысленных слогов или строфу стихотворения, отрывки ряда или стихотворения могут всплывать в памяти без усилия с его стороны. Другим примером может служить всплывание мелодии вскоре после того, как она была заслушана, или спонтанное появление зрительных образов событий дня перед тем, как наступает сон.

Поданным Б. Зейгарник(1927), интересная деятельность, прерванная до ее завершения, оказывается исключительно склонной к такому спонтанному возвращению. Непосредственный отдых после заучивания благоприятствует персеверации, а следовательно, сохранению и закреплению следов, промежуточная деятельность нарушает этот процесс и делает мнемические следы менее прочными.

Результаты ряда исследований показали, что ретроактивное торможение особенно сильно в тех случаях, когда деятельность, промежуточная между заучиванием и воспроизведением, является гомогенной, сходной с первоначальным заучиванием. Сходство между двумя родами деятельности может состоять как в используемом материале, так и в совершаемой операции. Если заучивание пар согласных является первоначальной деятельностью, то вычерчивание согласных в списке будет деятельностью, сходной по материалу, а заучивание пар чисел - деятельностью, сходной по операции.

В ряде работ показано также, что наибольшая репродуктивная интерференция имеет место в том случае, когда промежуточная деятельность приближается по времени к первоначальному заучиванию либо воспроизведению заучиваемого материала. На сохранение оказывает влияние деятельность не только промежуточная между заучиванием и воспроизведением, но и предшествующая заучиванию. При этом говорят о проактивном торможении (и, соответственно, о проактивном благоприятствовании и интерференции).

Если ретроактивное и проактивное торможение происходит между двумя смыкающимися во времени заданиями, то, очевидно, оба эти вида торможения существуют и внутри единичного задания, состоящего из нескольких частей. Чем больше объем материала, тем больше должна быть и величина взаимного торможения. Оно же объясняет и эффект неодинакового сохранения в памяти разных по порядку элементов внутри одного ряда (фактор края).

Связь функционирования памяти с эмоциями составляет значительную область исследований памяти (Установлена активирующая роль несильных эмоций в отношении сохранения в памяти. В то же время сильные эмоции могут значительно исказить содержание запоминаемого и вместе с тем препятствовать сохранению

Спорным является вопрос о том, какие события лучше сохраняются в памяти связанные с положительными или отрицательными эмоциями. Наиболее известна в отечественной литературе работа П.П. Блонского Память и мышление(1935), который пришел к заключению, что дольше всего помнится неприятное. По словам П.П. Блонского, именно на памяти о страдании основывается осторожность. Большинство других авторов пришли к противоположным выводам. Особенно остро вслед за 3. Фрейдом ставят проблему о связи памяти и эмоций представители психоанализа. В рамках этой теории эмоции, по существу, определяют все функционирование памяти.

В психологической концепции Фрейда память выступила, главным образом, в непроизвольной форме.

В своих исследованиях Фрейд обращался к памяти в повседневной жизни и анализировал факты забывания, обмолвки Фрейд связывал эти факты не со случайным, пассивным забыванием, а с особым психологическим явлением вытеснением неприятного, за которым скрывается влияние бессознательных установок, влечений. Этот факт активного торможения или вытеснения из сознания неприятных переживания, которые стали непереносимыми, лег в основу большого направления в психологии, получившего название психоанализа.

По Фрейду, наряду со сферой сознательных переживаний, существует и сфера несознательных переживаний, которые отличаются от обычных, не доходящих до сознания переживаний тем, что их содержание составляют переживания, которые раньше были сознательными, но впоследствии были заторможены, активно вытеснены из сознания. Эту сферу Фрейд назвал сферой бессознательных переживаний.

Бессознательные(вытесненные из сознания) переживания продолжают, по его мнению, сохраняться в течение очень длительного времени, но могут быть выявлены только при известных условиях. Первой такой сферой, в которой проявляются бессознательные переживания, являются сновидения, второй то, что автором было названо психопатологией обыденной жизни (например, оговорки, описки, случаи забывания какого-нибудь, казалось бы, безразличного факта или имени). Проанализировав эти случаи, Фрейд пришел к заключению, что речь идет не о случайных оговорках и не о пассивном забывании, а о психических явлениях, за которыми скрывается влияние бессознательного: С точки зрения Фрейда, забывание впечатлений есть самопроизвольный процесс, который протекает на протяжении известного времени. При забывании происходит отбор наличных впечатлений, равно как и отдельных элементов каждого данного впечатления или переживания. При этом, по Фрейду, во всех случаях в основе забывания лежит мотив неохоты, отрицание неприятных впечатлений.

В основе забывания Фрейд видит стихийное стремление к отпору представлениям, могущим вызвать ощущение неудовольствия, стремление, с которым можно сравнить рефлекс бегства при болезненных раздражениях. Концепция Фрейда имеет основания. Тот факт, что неприятные переживания, тормозятся, напоминает факты, описанные в свое время И.П. Павловым и А.А. Ухтомским, изучавшими явление запредельного торможения. Однако толкование фактов Фрейдом отличается настолько субъективным характером, что его система часто теряет свое научное значение. Большое число работ, изучавших эту проблему с точки зрения преимущественного влияния на память приятного или неприятного, не привели к однозначному решению.

Еще один небольшой, но интересный материал, из нашего цикла, посвященного потере воспоминаний. Предыдущую статью можно прочитать . Интерференция воспоминаний – достаточно сложная, но, при этом, правдоподобная психологическая теория, описывающая механизм забывания. (Кстати, само слово «интерференция» (наложение) – термин, напоминающий нам о точных науках, что со всей ясностью указывает нам на то, что это одна из теорий ). Данный материал предметно раскрывает нам значимость концентрации в процессе обучения. Прочтение данной статьи может помочь нам стать эффективнее. Читаем:

Если бы в тридцатые, сороковые или пятидесятые, вы бы спросили у психолога, что приводит к забыванию, вы наверняка услышали бы, что это «интерференция». Считалось, что память может разрушаться той информацией, которую мы выучили в прошлом и той, которую мы выучим в будущем. Эта идея предполагала, что информация в долговременной памяти может перемешиваться или объединяться с частями другой информации в процессе кодирования, что, в свою очередь приводит к разрушению воспоминаний. Интерференционная теория утверждает, что забывание происходит из-за наложения различных воспоминаний. Вот два пути, с помощью которых наложение может привести к забыванию:

1. Проактивная интерференция возникает, когда вы не можете выполнить новое задание (запомнить новую информацию) из-за старой информации, которую вы запомнили. Когда то, что мы уже знаем, накладывается на то, что мы пытаемся выучить сейчас, старые воспоминания нарушают новые.

2. Ретроактивная интерференция возникает когда вы забываете то, что выучили до этого в следствие того, что выучили что-то новое. Другими словами, выученное позже накладывается на старые воспоминания и нарушает их.

Проактивная и ретроактивная интерференция возникает чаще, когда старая и новая информация чем-то схожи. Например, путаница со старым и новым телефонным номером. Чендлер (1989) утверждал, что студенты, которые изучали похожие предметы в одно и тоже время, часто сталкиваются с интерференцией. Информация, которую мы запомнили ранее, может в некоторых случаях накладываться на новые знания (например, трудности, которые мы можем испытывать с иностранной валютой, когда путешествуем заграницу). Кроме того, новые знания могут иногда приводить к путанице с информацией, которую мы запомнили ранее (например, изучение французского может повлиять на наш словарь испанского, который мы выучили до этого). В кратковременной памяти интерференция может принимать форму растерянности, так что мы не имеем возможности обработать информацию правильно в шумном месте, например, если кто-то работает с дрелью рядом с нашим кабинетом.

Ключевое исследование: Постман (1960).

Цель: Выяснить, каким образом ретроактивная интерференция влияет на процесс обучения. Другими словами, цель исследования – изучение будет ли информация, которую мы только что запомнили, накладываться на нашу способность вспомнить что-то, что мы выучили ранее.

Метод: Был использован лабораторный эксперимент. Участники были разбиты на две группы. Обе запоминали список слов, из которых были составлены пары (например, кошка – дерево, желе – мох, книга - трактор). После этого, участников попросили выучить второй список словесных пар, в которых второе слово в каждой паре было заменено на новое (например, кошка – стакан, желе – время, книга – револьвер). Контрольной группе второй список не предоставлялся. Всех участников просили вспомнить слова из первого списка.

Результат: Результаты контрольной группы были гораздо более аккуратными, чем результаты экспериментальной группы.

Вывод: Результаты дают возможность предположить, что экспериментальные данные объясняются наложением второго списка на способность добровольцев вспомнить слова из первого. Это пример ретроактивной интерференции.

Оценка:

Хотя проактивная и ретроактивная интерференция – это надежные и достоверные эффекты, существует целый ряд проблем, с использованием интерференционной теории в качестве объяснения забывания.

Во-первых, теория интерференции дает нам совсем мало информации о когнитивных процессах, вовлеченных в забывание. Во-вторых, большинство исследований роли наложений в забывании, проводились в лабораторных условиях с использованием списков слов, что, очевидно сильно отличается от ситуации, могущей возникнуть в нашей повседневной жизни. То есть такие эксперименты отличаются низкой экологической валидностью. Как следствие, из таких исследований нельзя делать обобщающие выводы. Баддли (1990) утверждает, что задания, которые даются в ходе экспериментов участникам, слишком похожи. В реальной жизни, события, которые могли бы интерферировать гораздо более отличны. Тем не менее, в последних исследования были предприняты попытки исследовать «события реальной жизни», и, такие исследования подтверждают выводы интерференционной теории. Как бы там ни было, нет никаких сомнений в том, что интерференция играет определенную роль в забывании, однако, на сколько такая роль может быть велика, пока не ясно.

Повседневное забывание, теории забывания

Забывание… Как знакомо это понятие каждому из нас! И сколь мучительно мы пытаемся припомнить забытое! А на экзамене: вот знал, да забыл, нет, это просто настоящая катастрофа! Каждый из нас хоть раз в жизни встречался с таким явлением как амнезия, частичная или полная потеря памяти.

Потеря памяти также может случиться у человека после тяжелой болезни, стресса, травм, у стариков, страдающих склерозом. Но достаточно восклицаний и перечислений, пора разобраться в этом самом забывании. Что же это такое? Это, прежде всего невозможность вспомнить или неправильно узнать и воспроизвести информацию, хранящуюся в памяти.

На данный момент существует множество теорий забывания: психологических, физиологических и медицинских. Поскольку нас больше интересует когнитивный подход к этой проблеме, то мы в большей степени и займемся этим направлением, хотя придется коснуться и других подходов.

Повседневное забывание

Одна из заповедей, знакомых нам с детства: повторение - мать учения. Вот то же самое происходит и с памятью. Чем чаще мы вспоминаем какую-то информацию, факты или события нашей жизни, тем лучше их запоминаем.

А что случается с информацией, которую мы не вспоминаем? Неужели она исчезает бесследно? Вот мы и упомянули - след, да, любая информация, попавшая в нашу память, оставляет след.

Иногда, для восстановления, вспоминания информации требуются незначительные усилия, а иногда необходимо повторное заучивание материала. И тем легче происходит вспоминание и заучивание, чем глубже след был оставлен, а глубина этого следа зависит от прочности усвоения первичной информации.

Потери информации самые наибольшие сразу после восприятия, а затем забывание идет медленнее, что подтверждают и опыты Эббингауза. Если не будет материал повторяться после восприятия, то он постепенно забывается.

Наибольший процент забывания приходится на первый день и уменьшается по мере увеличения промежутка от восприятия до воспроизведения. Реминисценция (смутное воспоминание) может возникнуть через некоторое время. Забывание происходит тем быстрее, чем менее понятна информация для человека, либо эта информация для него просто неинтересна.

Когда человек получает новую информацию, не "переварив" предыдущую, это происходит в кратковременной памяти, то он может забыть предыдущую информацию полностью или частично.

Если же забывание происходит в долговременной памяти, то это может быть обусловлено либо разрушением следа, либо замещением другой информацией, сходной по смыслу первоначальной, либо информацией перечеркивающей первичную, либо эмоционально более ярко окрашенной. Физиологически забывание объясняется некоторыми видами коркового торможения, отрицательно влияющими на временные нервные связи.

Теории интерференции

В когнитивной психологии существует также несколько теорий, объясняющих природу забывания. Теория затухания представляет этот процесс как результат угасания или ослабления следа памяти. А согласно теориям интерференции, забывание происходит в результате наложения более поздней информации на предыдущую, что делает менее возможным извлечение прошлого следа памяти.

Попытаемся представить теорию интерференции более просто. Если человек изучил определенную информацию, а затем поступает новая в том же ключе, но отличающаяся в деталях. Что происходит? Могут быть такие случаи: первая информация мешает запоминанию новой, и она в результате забывается; а может произойти и обратное, старая информация забывается, как бы подменяясь новой.

Можно привести такой пример, Вам приходится работать на компьютере дома и на работе, настройки клавиатуры на этих компьютерах разные, Вы не можете поменять настройки на работе, т.к. там есть люди, пользующиеся этим компьютером, которые привыкли к этим настройкам, а Вы привыкли к своей раскладке клавиатуры. И что в результате? Дома вы сбиваетесь, нажимая клавиши соответствующие раскладке рабочего компьютера, а на работе наоборот - домашнего.

Теория затухания

Согласно теории затухания - информация, которая длительное время не была востребована, постепенно исчезает. Возможно, что это связано с возрастными изменениями человека. Но с этой теорией я не могу полностью согласиться.

Приведу свой пример: у моего двоюродного деда в детстве была няня калмычка, она с ним говорила по-калмыцки, и он легко общался с ней в детстве на ее родном языке. По прошествии долгих лет, он совершенно забыл этот язык, что, казалось бы, подтверждает теорию затухания.

Но, в глубокой старости, к удивлению своих близких, он вдруг заговорил на никому неизвестном языке. Все подумали, что это просто лепет безумного, и, совершенно случайно, один из врачей, которого приглашали к нему, оказался немного знаком с этим языком, т.к. его бабушка была калмычкой. Как же обрадовался дедушка, услышав знакомые ему слова! Но так до конца жизни он уже не говорил на русском языке и сердился, что его не понимают.

Скорее всего, языковая информация хранится в разных "хранилищах памяти" в закодированном виде, у моего дедушки, вначале был потерян код хранилища с калмыцким языком, а потом непонятно как найден, но при этом потерялся код хранилища русского языка.

Кодирование информации

И, пожалуй, вся информация хранится в разных хранилищах, либо отсеках со своим кодом. И, если она закодирована каким-то своим способом, то извлечь ее нет никакой возможности. Это все равно, как, если вы вернулись из длительной командировки, а код на двери вашего дома поменяли, вы долго мучаетесь, пока кто-нибудь не придет вам на помощь.

Но хуже всего то, что с Вашей памятью вряд ли кто сможет Вам помочь, кроме Вас самих. Очень часто помогает вспомнить, если постараться воссоздать ту ситуацию, при которой происходило запоминание и код находится.

Мне в детстве часто говорили об этом. Родные пользовались такой возможностью, например, у дедушки был такой ритуал, он возвращался на то место, где забыл что-то и эмоционально произносил: "Черт, черт пошутил и отдай!" - и, как правило, находил потерянное.

Вспомним теперь свидетельские показания в суде, сейчас много судебных шоу на телевидении, и мы видим, как легко можно сбить с толку свидетеля опытному адвокату. У свидетеля такое наслоение всевозможной информации и стресса, что он уже не в состоянии сам понять, где же истина, а опытный адвокат наводящими вопросами вносит свою версию события. В результате случается, что свидетельские показания признаются недействительными.

Однако бывают случаи, когда просто необходимо забыть информацию, приносящую горе и страдание. К счастью, организмом, видимо, "предусмотрены" такие ситуации, и бывают случаи, когда происходит потеря страшной информации.