Прянишников илларион михайлович картины. Прянишников, илларион михайлович

Прянишников Илларион Михайлович,1840-1894-русский художник и педагог,мастер жанровой живописи

В ожидании шафера, 1891

Сельский праздник, 1870

В. Г. Перов. Портрет И. М. Прянишникова. Около 1862.

Прянишников Илларион Михайлович (Pryanishnikov Illarion Mikhailovich), русский художник-жанрист, действительный член Петербургской Академии художеств (1893). Родился 20 марта 1840 года в селе Тимашово Московской губернии (в настоящее время Калужская область). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856-1866) у Евграфа Семеновича Сорокина и Сергея Константиновича Зарянко. В 1870 году Прянишников был удостоен звания художника 1 статьи.

Чтение письма в мелочной лавке, 1864

Уже в первых работах начала 1860-х годов ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. А картина, написанная им в последний год обучения, - "Шутники. Гостиный двор в Москве" (1865, Третьяковская галерея, Москва)- сразу принесла ему широкую известность. В картине "Шутники" художник изобразил московских гостинодворцев, потешающихся над пропойцей-чиновником, который пляшет перед ними под звуки гармоники.

Шутники. Гостинный двор в Москве, 1865

Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1871, Харьковский художественный музей; второй вариант картины - 1872, Третьяковская галерея), которые экспонировались на первой передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Произведения Прянишникова 1870-х годов отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Пейзаж в этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых автором из народной жизни.

Порожняки, 1872

Широкую известность получила картина "Эпизод из войны 1812 года" (1874, Третьяковская галерея, Москва). Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией Наполеона.

Эпизод войны 1812 года,1874

Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого, изысканного колорита картины, передать свое восхищение красотой русской зимы. В 1880-1890-х годах Прянишников работал над масштабными полотнами, изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: "Спасов день на Севере" (1887, Третьяковская галерея, Москва), "Общий жертвенный котел в престольный праздник" (начало 1890-х). А рядом в его творчестве возникали камерные, "сумеречные" по настроению образы и сюжеты "В мастерской художника" (1890), "В провинции" (1893). Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, "чеховского" поколения.

Спасов день на севере, 1887

Прянишников был участником товарищества передвижных художественных выставок с самого его основания, а со II передвижной выставки стал бессменным членом правления товарищества. Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-1894), учителем многих известных впоследствии живописцев - С. В. Иванова, С. А. Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и других художников. В 1893 году Прянишников был избран действительным членом Академии художеств, но начать преподавание в ней не успел. Последняя картина Прянишникова - "Крестный ход" - осталась незаконченной из-за смерти автора. Прянишников Илларион Михайлович скончался 12 марта 1894 года в Москве.

Госпожа Белюстина М.Г.,

Порубка, 1874

Возвращение с ярмарки, 1883

Жестокие романсы, 1881,

Конец охоты, 1884

Дегустаторы, 1860-е годы,

Калики перехожие, 1870

Дети на рыбалке, 1882

На Лысой горе, 1880-е

На тяге, 1881

Охота пуще неволи, 1881-1882

Приготовление нивы для посева льна в Вологодской губернии, 1890,

В мастерской художника, 1890

Воробьи. Ребята на изгороди,

Любитель, 1860-е

Крестьянин с рогатиной на плече

"Погорелые". 1871

Пасха 1885 г

У церкви.

Церковный староста.

У тихой пристани

Задворки.

Крестный ход, 1893

http://smallbay.ru/pryanishnikov.html

Прянишников Илларион Михайлович (1840-1894)

Один из талантливейших художников-жанристов второй половины XIX в., И. М. Прянишников отразил в своем творчестве важнейшие тенденции развития реалистической живописи, стал яркой фигурой поколения передвижников.

Прянишников учился в МУЖВ (1856- 65) у С. К. Зарянко, ориентировавшего учеников на тщательное и строгое изучение натуры, но меньше уделявшего внимания образному обобщению натуры. Многое для себя Прянишников открывал самостоятельно, прокладывая путь новому, реалистическому видению в искусстве.

Уже в первых работах начала 1860-х гг. ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. А картина, написанная им в последний год обучения, - "Шутники. Гостиный двор в Москве" (1865)-сразу принесла ему широкую известность. В этом небольшом полотне дано оригинальное решение типичной для бытового жанра пореформенного десятилетия темы унижения человеческого достоинства, бездушия и жестокости в мире, где все продается и покупается. Изобразив подгулявших купцов-толстосумов, которые с издевкой заставляют плясать под гармошку бедного пожилого чиновника, художник с большой достоверностью продемонстрировал целую галерею образчиков морального уродства и самодовольного хамства. Картина вызвала негодование некоторых "ревнителей" официального академического искусства, считавших, что молодой живописец выступил разрушителем "высокого" предназначения искусства в идеальной форме выражать вечные истины.

Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Произведения Прянишникова 1870-х гг. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Пейзаж в этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых автором из народной жизни.

Широкую известность получила картина "Эпизод из войны 1812 года" (1874). Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией Наполеона. Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого, изысканного колорита картины, передать свое восхищение красотой русской зимы.

В 1880-90-х гг. Прянишников работал над масштабными полотнами, изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: "Спасов день на Севере" (1887), "Общий жертвенный котел в престольный праздник" (начало 1890-х). А рядом в его творчестве возникали камерные, "сумеречные" по настроению образы и сюжеты "В мастерской художника" (1890), "В провинции" (1893). Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, "чеховского" поколения.

Прянишников был участником ТПХВ с самого его основания, а со II передвижной выставки стал бессменным членом правления Товарищества. Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-94), учителем многих известных впоследствии живописцев - С. В. Иванова, Н. А. Касаткина, К А. Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и др.

В 1893 г. Прянишников был избран действительным членом АХ, но начать преподавание в ней не успел. И последняя картина Прянишникова - "Крестный ход" - осталась незаконченной из-за смерти автора.

Картины художника

В 1812 году


В мастерской художника


Возвращение с ярмарки


Воробьи


Жестокие романсы


Задворки


Крестный ход


Охота пуще неволи

В ожидании шафера

Илларион Михайлович Прянишников – русский живописец, педагог и выдающийся мастер жанровой живописи, один из основателей и бессменный член правления Товарищества передвижников, член Петербургской академии художеств.

В. Г. Перов. Портрет И. М. Прянишникова

Художник Илларион Прянишников родился в марте 1840 года в селе Тимашово (Боровский уезд Калужской губернии), в семье купца.

С самого детства увлекался живописью и в 1852 году, в возрасте 12 лет, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но, после года обучения, из-за тяжёлого материального положения, вынужден был оставить учёбу и пошёл работать в купеческую лавку «мальчиком». Только в 1856 году Прянишников сумел вернуться в стены училища.

Учителями Прянишникова в Московском училище были Е.С. Сорокин, А.Н. Мокрицкий, С.К. Зарянко и Е.Я. Васильев. И именно Егор Яковлевич Васильев добился, чтобы талантливый молодой художник Прянишников учился бесплатно, а кроме того поселил ученика у себя.

В училище Илларион Прянишников подружился с Василием Перовым, молодые люди помогали друг другу (Прянишников, например, позировал Перову при создании картины «Приезд станового»), а в 1862 году они вместе провели всё лето в Троице-Сергиевой лавре.

Через два года, в 1864 году, за картину «Чтение письма в мелочной лавке» Илларион Прянишников был награждён Малой серебряной медалью.


Чтение письма в мелочной лавке

А в 1865 году, в год окончания училища, за картину «Шутники. Гостиный двор в Москве», художник получил Большую серебряную медаль и звание классного художника 3-й степени.


Шутники. Гостинный двор в Москве

Эта работа принесла Иллариону Михайловичу широкую известность. Было принято решение отправить «Шутников» на Международную выставку в Вену. Однако, в австрийской столице картину публике так и не показали. По слухам, поступило распоряжение картину убрать, чтобы не показывать «свои язвы Европе».

В 1869 году Прянишников самым активным образом (стал одним из членов-учредителей) участвует в создании Товарищества передвижных художественных выставок – много лет художник не пропускал ни одной выставки, регулярно представлял свои работы для организации выставок, а уже со второй выставки Товарищества стал бессменным членом правления этого объединения художников.

Примерно со второй половины шестидесятых годов девятнадцатого века, в течении почти десяти лет, Прянишников пишет картины о московском быте. В те времена художник написал:

Для нас, русских жанристов, Москва - клад. Тут и Гоголь, и Островский, и Тургенев, и Толстой - все собрано воедино; смотри и наблюдай за нашей чисто русской жизнью.

В этот период были написаны «У театра марионеток», «Калики перехожие», «Швея» и многие другие работы.


Калики перехожие

За картины «Калики перехожие» и «Швея», Прянишников был удостоен звания художника 1-й степени.

А со второй половины 70-х годов Илларион Михайлович, следуя тенденциям русской живописи того периода, переходит в «многомерному» изображению, которое предполагает большую колористическую насыщенность и композиционную целостность сюжета.

Картина того периода «Порожняки», которая была показана публике на выставке Товарищества в 1871 году была очень хорошо принята публикой и критиками, и принесла её автору новый успех. Газеты писали, что Прянишников – это художник-новатор, который удачно соединил пейзаж и жанровый мотив. «Порожняки» были приобретены, ещё до открытия выставки и П.М. Третьяков, который никогда не приобретал для своей коллекции копий и повторений, заказал автору копию (повторение) для своей галереи.


Порожняки

В 1874 году Прянишников завершил полотно «В 1812 году» — художник работал над этой картиной почти 10 лет, написал несколько вариантов картины (четвёртый вариант находится ныне в Третьяковской галерее).


В 1812 году

Увидев это полотно Крамской написал Репину:

Прянишников написал хорошую вещь - „Пленные французы в 1812 году“».

С 1873 года Илларион Прянишников начинает преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учениками, в разное время, были Архипов, Бакшеев, Богданов-Бельский, Бялыницкий-Бируля, Жуковский, Иванов, Касаткин, Коровин, Корин, Лебедев, Малютин, Степанов и многие другие.

Прянишников, постоянно проживая в Москве, много путешествовал и особенно часто ездил на Русский Север, с удовольствием и любовью писал картины из жизни Русского Севера.

В 1891 году, узнав, что болен туберкулёзом, художник поселился в Крыму, но через год вернулся в Москву и вскоре, в 1893 году, был избран действительным членом Академии художеств. А в марте 1894 года художника не стало. Похоронен Илларион Прянишников в Москве, на кладбище Ново-Алексеевского монастыря.

Картины художника Иллариона Михайловича Прянишникова


Спасов день на севере
Порубка Госпожа Белюстина М.Г.
Возвращение с ярмарки Жестокие романсы Конец охоты
Дегустаторы
Дети на рыбалке На Лысой горе На тяге Охота пуще неволи
В мастерской художника
Воробьи. Ребята на изгороди
В засаде Любитель Крестьянин с рогатиной на плече
Погорелые Пасха У церкви
Церковный староста
У тихой пристани
Задворки
Крестный ход Название неизвестно
Приготовление нивы для посева льна в Вологодской губернии Татарин Пряха
Ночные рыболовы

В живых образах малозначительной, на первый взгляд, сцены Прянишников раскрыл явления, характерные для купеческой среды - грубое издевательство над слабым и бедным, калечащую людей власть денег. Художник избрал местом действия Гостиный двор - это средоточие торгового мира Москвы, где в наиболее обнаженной форме проявилось истинное лицо купечества.

В картине Прянишников отказывается от гротеска. Образ чиновника настолько разработан, что его биография становится ясной с первого взгляда; медаль за двадцать лет беспорочной службы, порыжевший от времени, но опрятный костюм старика, его седые, аккуратно подстриженные волосы свидетельствуют о том, что перед нами человек, честно трудившийся всю свою жизнь, и только беспросветная нужда заставляет его идти на унижение. Подобно режиссеру, точно и продуманно определяет художник значение каждого участника этой сцены, как бы демонстрируя перед зрителем все степени купеческой иерархии. Все это люди, измеряющие достоинство человека толщиной его кошелька. Подчеркивая тупость и жестокость этого мира, художник раскрывает социальную трагедию «маленького человека» . В его произведениях каждая деталь говорит. Так, например, в картине «Чтение письма» икона была дана просто как деталь обстановки овощной лавки; в «Шутниках» та же деталь заиграла по-новому, заставляя острее понять ханжескую мораль купцов, которым показная набожность не мешает издеваться над бедняком.

Г.Г МЯСОЕДОВ

Одним из типичных представителей жанровой живописи 70-х годов был Г.Г. Мясоедов (1835-1911). Лучшим его произведением является картина «Земство обедает» (1872). В ней он показал лицемерный, антинародный характер «крестьянской» реформы, отнюдь не уничтожившей сословных перегородок, делящих общество на господ и мужиков.

Земство обедает

КОСЦЫ

На своей картине «Косцы» Г.Г. Мясоедов изобразил страдную пору – время уборки урожая, когда все крестьяне были объединены общей целью – собрать и сохранить налившуюся рожь. На картине Мясоедова изображено бескрайнее ржаное поле, уходящее далеко за горизонт, где оно сливается с бесконечным небесным пространством. Это жаркий полдень: пейзаж словно пропитан жарким солнцем. Высокое ясное небо широко раскинулось над морем золотой ржи. В центре полотна – фигуры косцов. С каждым взмахом косой они словно приближаются к зрителям. Первым выступает могучий старик с седой бородой. Сильными, свободными движениями срезает он рожь. Русые с проседью волосы перехвачены венком из золотых колосьев, словно короной. Лицо его спокойно и сосредоточено, он поглощён работой. За старшим косцом выступает широкоплечий, крепкий крестьянин в белой рубахе. Мощно и уверено машет он косой. Его широкое лицо обрамлено бородой, взгляд устремлён на колосья. Третьим идёт кудрявый юноша. Ворот его красной рубахи расстёгнут – видимо, нелёгок для него этот покос. Он только учится у старших. Рядом с косцами сгребают и связывают скошенную рожь в снопы крестьянки. Они в светлых платках, в белых кофтах и свободных сарафанах. Женщины работают наравне с мужчинами. Этот труд очень тяжёл. Крестьяне трудились с раннего утра до темноты, стремясь собрать весь урожай вовремя, ведь от этого зависело, как они проживут зиму. И Мясоедов, несомненно, поэтизирует этот тяжкий труд. Картина создаёт светлое, радостное настроение. Мы любуемся этим величественным пейзажем. Художник сумел передать красоту и мощь русской природы.

    Илларион Михайлович Прянишников Работы на Викискладе «Крестный ход». 1893. Масло Илларион Михайлович Прянишников (1840 1894) русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действитель … Википедия

    Большая биографическая энциклопедия

    Прянишников Илларион Михайлович - , русский художник жанрист, действительный член петербургской АХ (1893). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856 66) у Е. С. Сорокина и С. К.… … Большая советская энциклопедия

    Прянишников Илларион Михайлович - (1840 1894), русский живописец. Учился в МУЖВЗ (1856 66) у Е. С. Сорокина и С. К. Зарянко; преподавал там же (1873 94), среди учеников В. К. Бялыницкий Бируля, С. В. Иванов, С. А. Коровин. Член учредитель ТПХВ (см. Передвижники).… … Художественная энциклопедия

    ПРЯНИШНИКОВ Илларион Михайлович - (1840 1894) российский живописец. Передвижник. Жанровые картины проникнуты сочувствием к страданиям бедняков (Шутники, 1865, Порожняки, 1872) … Большой Энциклопедический словарь

    Прянишников Илларион Михайлович - Прянишников (Илларион Михайлович, 1839 94) живописец жанрист, получил образование в 1850 х годах в московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1870 году был удостоен звания художника 1 й степени, жил и работал в Москве. Его картины,… … Биографический словарь

    Прянишников Илларион Михайлович - (1840 1894), живописец. Член Товарищества российских художников передвижников. Жанровые картины отличаются меткостью психологических и социальных характеристик («Шутники», 1865; «Порожняки», 1872). * * * ПРЯНИШНИКОВ Илларион Михайлович… … Энциклопедический словарь

    Прянишников Илларион Михайлович - (1839 1894) живописец жанрист, получил образование в 1850 х годах в московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1870 г. был удостоен звания художника 1 статьи, жил и работал в Москве. Его картины, несколько сухие по исполнению, но… …

    Прянишников, Илларион Михайлович - (1839 1894) живописец жанрист, получил образование в 1850 х годах в московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1870 г. был удостоен звания художника 1 статьи, жил и работал в Москве. Его картины, несколько сухие по исполнению, но… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Прянишников Илларион Михайлович - (1840 1894) русский живописец передвижник, создатель жанровых картин, выпускник и преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества … Словарь литературных типов