Рерих николай константинович знаменитые картины. Величие недосягаемого: горы в живописи Николая Рериха

все Arizona and New Mexico sketchbook (Альбом рисунков "Аризона и Нью-Мексико"). 1921 (не авт. серия) Himalayan leaves I (составлена в 1924 г.) (не авт. серия) Himalayan leaves II (составлена в 1924 г.) (не авт. серия) Himalayas (составлена в 1924 г.; Картины других лет не могут принадлежать серии) Ladakh leaves (составлена в 1925 г.) (не авт. серия) Lakes and Gilgit Path [Озёра и Гильгитский путь] (составлена в 1925 г.) Monhegan (составлена в 1922 г.) Monhegan sketchbook I (составлена в 1922 г.) (не авт. серия) Monhegan sketchbook II (составлена в 1922 г.) (не авт. серия) Pir Panzal [Пир-Панджал] (составлена в 1925 г.) Sancta (составлена в 1922 г.) Sketchbook (Книжка рисунков) (составлена в 1913–1916) (не авт. серия) Sketchbook leaves (Листы книжки рисунков) (составлена в 1913–1916) (не авт. серия) Альбом голов птиц С.-Петербургской губернии. Бумага, карандаш. 11.7 х 17.2 см. ГТГ, № 2384 Альбом рисунков в холщёвом переплёте. 1890-е. Бумага, техника разная. 12,5 х 17 см. ГТГ, № 2381 Альбом рисунков. Бумага, карандаш. 12,1 х 19,3 см. ГТГ, № 2385 арх. гр. Альбом рисунков. Бумага, карандаш. Размер альбома 8 х 12.5 см.; размер листа 7.2 х 11.8 см. (не авт. серия) Альбом с карандашными набросками. Санта-Фе (не авт. серия) Альбом с наклеенными рисунками. ГТГ, арх. гр., № 2383 (1890-е годы) (не авт. серия) Альбом с натурными зарисовками, рисунками и путевыми записями. Бумага, карандаш, чернила. Обложка 8.2 х 12.7 см.; листы... Альбом «Кулута» (не авт. серия) Альбом-папка в синем картонном переплёте с наклеенными рисунками. 1893-95. Размер листа: 27 х 36, 5 см. ГТГ, Инв. Арх Гр... Археологические рисунки (не авт. серия) Ашрамы (составлена в 1931 г.) Богатырский фриз (составлена в 1909-1910 гг.) Внутренняя роспись храма Сошествия Святого Духа во Флёново (около Талашкино) (не авт. название) Гималаи. Листы альбома (не авт. серия.) Горная сюита (составлена в 1925 г.) Горы. Альбомные листы (составлена в 1932 г.) Его Страна (составлена в 1924 г.) Замки Гесер-хана (не авт.(?) серия) Знамена Востока (в 1924 г. наз. Зарождение тайн) (составлена в 1924-1925 гг.) Извара. Серия рисунков (не авт. название) Иллюстрации к "Литературному сборнику произведений студентов Императорского СПБ. Университета". 1896 (не авт. название) Иллюстрации к книге «Летописный и лицевой изборник дома Романовых» (не авт. название) Иллюстрации к произведениям М. Метерлинка (М. Метерлинк, сочинения. Изд. М.В. Пирожкова. СПб., 1906-1907) (не авт. назва... Кавказские этюды (составлена в 1913 г.) Каменный век. Север (фриз для майолики) Карельская сюита (составлена в 1917 г.) Карельские листы (составлена в 1917-1918) (не авт. серия) Карельский альбом (составлена в 1917-1918) (не авт. серия) Кулу (серия составлена в 1928-1930 гг.) Кулута (составлена в 1931 г.) Ладога (не авт. серия) Лахуль (серия автором упоминалась, но в нее причисляют слишком много картин) Летние этюды (1902) (не авт. серия) Летние этюды (1905) (не авт. серия) Листы "Кулу" I (1929) (не авт. серия) Листы "Кулу" II (1929-1931) (не авт. серия) Листы "Кулу" III (1931-1933) (не авт. серия) Листы "Кулу" IV (1931-1933) (не авт. серия) Листы "Кулу" V (1931-1933) (не авт. серия) Листы "Кулу" VI (1931-1933) (не авт. серия) Листы альбома. 1914–1916 (не авт. серия) Листы из альбома "Северные русские пейзажи" (1917-1918) (не авт. серия) Майтрейя (составлена в 1925 г.) Мессия (составлена в 1923 г.) Начало Руси. Славяне (и варяги) (задумана авт., но не воплощенная серия) Океан (составлена в 1922 г.) Оформление сборников стихов С.М. Городецкого Панно для моленной виллы Л.С.Лившица в Ницце (составлена в 1914 г.) Пермский иконостас (не авт. название) Рисунки к рассказу Н.К. Рериха "Жальник" 1915 г. Русская серия (не авт. серия) Сага о Вёлунде (составлена в 1917 г.) Святые горы (составлена в 1933 г.) Святыни и твердыни [Святилища и крепости] (составлена в 1925 г.) Север (Северная жизнь). Картоны для майоликовых фризов и фронтонов для дома бывшего страхового общества "Россия" в СПб. ... Сикким (составлена в 1924 г.) Сиккимский альбом (не авт. серия) Сказания Ирана (составлена в 1938 г.) Сюита "Equus aeternus" [Серия "Вечные всадники"] (составлена в 1918 г.) Сюита "Heroica" (составлена в 1917 г.) Сюита "Сны мудрости" (составлена в 1920 г.) Сюита декоративных панно, исполненных для столовой в доме Бажанова в Петербурге (не авт. название) Тибетский альбом (не авт. серия) Тибетский путь (составлена в 1924 г.) Три иллюстрации к "Руслану и Людмиле" (составлена в 1906 г.) Финляндские этюды (составлена в 1907 г.) Чингис-хан (составлена в 1931 г.) Швейцария. St. Moritz (составлена в 1923 г.) Эллада (составлена в 1893 г.) Эскиз к не осуществленной постановке сюиты "Кикимора" А.К. Лядова (не авт. название) Эскизы для "Богатырского фриза" (составлена в 1908 г.) Эскизы для мозаик в церкви Святых Апостолов Петра и Павла "На пороховых заводах" (не авт. название) Эскизы для неосуществленных росписей и мозаик церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Пархомовка (не авт. название) Эскизы для постановки оперы Н.А. Римского-Корсакова "Кащей Бессмертный" на сцене Свободного театра в Москве (не осуществ... Эскизы к "Индусской постановке" (постановка не осуществлена) (не авт. название) Эскизы к "Сибирскому фризу" Эскизы к балету «Весна священная» И.Ф.Стравинского (не авт. название) Эскизы к драме "Фуенте Овехуна" Лопе де Вега (не авт. название) Эскизы к драме «Принцесса Мален» М. Метерлинка (не авт. название) Эскизы к опере "Скупой рыцарь" С.Рахманинова (не авт. название) Эскизы к опере «Борис Годунов» М.П.Мусоргского (не авт. название) Эскизы к опере «Валькирия» Р. Вагнера (постановка не осуществлена) (не авт. название) Эскизы к опере «Князь Игорь» А.П.Бородина (не авт. название) Эскизы к опере «Псковитянка» Н.А.Римского-Корсакова (не авт. название) Эскизы к опере «Садко» Н.А.Римского-Корсакова (не авт. название) Эскизы к опере «Сестра Беатриса» А. А. Давидова, на сюжет пьесы М. Метерлинка (не авт. название) Эскизы к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А.Римского-Корсакова (не авт. название) Эскизы к опере «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова (постановка в Ковент-Гарден не осуществлена) (не авт. назв... Эскизы к опере «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (постановка 1912 года не осуществлена) (не авт. название) Эскизы к опере «Хованщина» М.П. Мусоргского (не авт. название) Эскизы к пьесе "Пер Гюнт" Г.Ибсена (постановка в МХТ в 1912) (не авт. название) Эскизы к пьесе «Трагедия об Иуде, принце Искариотском» А. М. Ремизова (постановка не осуществлена) (не авт. название) Эскизы к «Ночь на Лысой горе», фантазии М.П. Мусоргского (постановка не осуществлена) (не авт. название) Эскизы к «Снегурочка», опере Н.А. Римского-Корсакова и пьесе А.Н. Островского (не авт. название) Эскизы к «Три волхва», полулитургической драме в одном действии Н.Н.Евреинова (не авт. название) Эскизы росписи церкви в Талашкине (не авт. название) Этюды из путешествий по России (составлена в 1903-1904 гг.) (не авт. название) Этюды из путешествия по Италии и Швейцарии (составлена в 1906 г.) «Ранние листы» (около 1900 г.) (не авт. серия)

Среди художников России ярким ограненным алмазом выделяется Рерих Николай Константинович. Его работы удивляют, восхищают, дарят понимание. Русская душа открыта всему миру, полна невероятных по силе чувств.

Биография

В семье нотариуса 27.09.1874 родился сын Николай. Жизнь мальчика полнилась впечатлениями, экспериментами: друзьями родителей были действительно выдающимися умами (Менделеев, Микешин, Костомаров). Ученые, художники, интеллектуальные личности рассказывали много интересного, соответственно, мальчику хотелось исследовать окружающий мир.

Николай тянулся к знаниям. Наибольший интерес проявляя к истории страны, живописи, археологическим изысканиям. Основной акцент парень делал на наследие культуры народов России, восточных стран. Период юности, ранней молодости Николая переполнен множеством крайне важных событий:

  1. 1982. Будучи гимназистом, юноша самостоятельно занимался исследованиями археологического направления. Став студентом, получил членство Общества археологов страны.
  2. 1893. Закончилось обучение гимназии. Сразу переходит в университет Петербурга, избрав юридическую стезю.
  3. 1895. Юноша проходит обучение, стажировку у А. И. Куинджи.
  4. В середине 90-х 19-го века будущий философ, художник активно общается со Стасовым, Дягилевым, Репиным, др.
  5. Еще до окончания учебы, прославился благодаря находке (1897). Николай обнаружил целый комплекс старинных захоронений Води, не покидая Петербургский регион, выполнил рисунок-эскиз «Ошад».
  6. Обучение в Петербургской Академии художеств завершилось, прошла защита диплома работой «Гонец» (1897), впоследствии приобретенной Третьяковым. Картину оценили критики, активно восторгался полотном писатель Лев Толстой.
  7. 1898. Успешно защитил дипломную работу «Правовое положение художников Древней Руси», закончил обучение.
  8. После выпуска получил предложение сотрудничества с Археологическим институтом Петербурга. Получил чин лектора отдельного курса.
  9. 1901. Принял активное участие в создании Комиссии по регистрации памятников старины Санкт-Петербургской губернии. Новое образование подчинялось Обществу защиты, сохранения в России памятников искусства и старины.

Ученый муж разрывается между искусством, наукой, пытается соединить воедино обе страсти. Произведения Рерих Николая Константиновича данного периода относятся к исторической живописи. Древняя Русь, восточный колорит, точные исторические изображения оживают на холстах.

Молодой археолог, искусствовед стал помощником директора главного музея России. В 24 года это считалось огромным достижением, немыслимым большинству. Одновременно мастера кисти пригласили помощником редактора журнала художественного направления, называющегося «Искусство и художественная промышленность». Стремительное развитие карьеры художника продолжилось. Прошло 3 года. Молодой человек получил назначение секретарем Императорского общества поощрения художеств.

Личные отношения развивалась фактически параллельно общественным: 1901-й порадовал семью Николая Рериха женитьбой. Выбрал археолог в спутницы Елену Шапошникову. 1902 подарил живописцу первенца, Юрочку. Младший ребенок, Святослав, родился в 1904-м.

За 8 лет (1894-1902) ученый-художник прожил некоторое время в 40 городах, погрузился сквозь прошлое, написал 90 этюдов. Внимательный, пытливый археолог обратил внимание на древнерусские работы иконописцев, строителей, подтолкнув большинство имеющих возможность помочь к вопросу сохранения архитектурных шедевров, уникальных иконописных образцов.

Примерно с 1904 года биография и творчество Николая Рериха изменили характер. Постоянные разъезды, работа над книгами, поддержка журналов, пост редактора художественного издания забирали свободное время. Дополнительные хлопоты принес пост директора Школы Императорского общества поощрения художеств (1906-1918). Рерих постоянно строит во дворе школы, создает декорации театру, рисует, пишет новеллы, читает философские трактаты.

В путешествиях художник обдумывал известные христианские философские теории, делал выводы, записывал на бумагу. Так увидела свет книга «Держава света» Николая Рериха, где автор связывал воедино реальное бытие, религиозные догмы, данные Библии, сказания старцев.

После Октябрьской революции художник ездил со своими работами по Европе, Америке, организовывая выставки, общаясь с множеством интересных людей. Ученый заводит близкое знакомство с Гербертом Уэллсом, Рабиндранатом Тагором, Джоном Голсуорси. Начинают формироваться некоторые основные параметры книги «Агни Йога» Рерих Николая Константиновича.

Николай не обошел вниманием новые увлечения высшего сословия, с 1900 года повально увлеченного спиритизмом. Согласно записям, дневникам, к 1921 году семейство постоянно проводило сеансы без использования специального стола (отзывались нужные души).

Фактически всю жизнь философ-художник провел в дороге. Индия, Китай, страны европейского, американского континентов заменили дом. Обидно, но свободное посещение родины известному археологу запретили. Каждый раз приходилось подавать запросы на разрешение. Дата смерти Рериха Николая Константиновича (15.12.1947) пришлась на дни, когда ответ из России был в пути, соответственно, художник не знал, что просьбу отклонили.

Пересекая грань существования, живописец подарил потомкам 7000 картин, примерно 30 книг (включающих две книги Николая Рериха со стихами, «Семь великих тайн космоса » Николая Рериха). Результаты раскопок пополнили музеи десятками тысяч найденных ученым образцов старинного искусства.

Творчество

Наибольшую известность Рерих приобрел как художник. Картины Николая Рериха с названиями, открывающими суть шедевра, завоевали мир.


«Путь в Шамбалу» – полотно, которое соединяет пейзаж духовными нотами. Резкие линии, четкие штрихи, солнечные лучи на вершинах гор раскрывают величие пути, одиночество дороги, холод оголенной души. Лишь крепкий духом преодолеет дорогу.


Картина «Заморские гости» открывает историческое прошлое. Древняя Русь, былинные богатыри становятся ближе, понятнее. Караван ладей посещает русскую землю с мирными целями, дружески настроенный. Видно, что оружие, броня воинам близки, первая опасность всколыхнет воинственный настрой.


«Мадонна Орифламма» соединила в себе черты фактически всех культур, представших непосредственно перед глазами художника в путешествиях. Ее можно считать одним из символов единения народов в христианстве. Матерь Божья – защита народа русского. Покровом узорным Богородица ограждает детей Божьих, удерживая врагов на расстоянии.

Картина «Матерь мира» показывает преклонение перед Богородицей, которой женщины несут дары, молитвы. Души умерших тянутся к ней, ища защиты, милости, прощения.


«Заратустра» – поклонение свету, солнцу. Запечатленный восход зачаровывает, не отпускает зрителя. Кажется, что новые лучи прорвутся в новый день, благословив стоящую на горе фигуру жреца.


Уже при взгляде на картину «Гималаи. Эверест», по коже пробегает холод. Кажется, зритель попадает в неприятную, холодную обстановку, смотрит на высотные снега. Крепость характера, выносливость, неустрашимость помогут путнику преодолеть вершину.


Очарование утренней Венеры в гималайском небе неоспоримо. Великолепный пейзаж с яркой, приблизившейся к Земле звездой на картине «Звезда утра» манит туманными далями.


«Святой Сергий Радонежский», хранитель русской земли бережет ее в прошлом, настоящем, будущем. Об этом говорит картина, где святой вышел вместе с ратью, возглавил ее.


«Канченджанга». Священная вершина Гималаев. Парящее совершенство над туманами туч привлекает чистотой, нежностью красок. Очистить душу, покаяться, взять обеты здесь легко.


«Град обреченный» открывает взгляд мастера кисти на состояние общества. Пороки, грязь, душевная леность заполнили души. Содом, Гоморра – города, подвергшиеся уничтожению. Такая судьба ждет отказавшихся от покаяния.

Николай Константинович Рерих – неординарная фигура. Юрист, ученый, художник доказал возможность сочетать несочетаемое, творить вдали от дома, жить надеждой на возвращение, оставаясь при этом самим собой.

Категория

Николай Константинович Рерих – это настоящее явление в российской и мировой культуре. Человек уникальных способностей, художник, писатель, археолог, ученый, философ, сценограф и мистик, духовный учитель нескольких поколений людей – все эти характеристики относятся к одному человеку.

За свою не слишком долгую жизнь, а прожил Рерих 73 заполненных постоянными трудами года, мастер создал более 7 000 картин, написал более 30 книг, две из которых стихотворные труды. В число его достижений входит основание международных культурных движений «Знамя мира» и «Мир через культуру». Рерих подал идею и основал Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, ставший известным как Пакт Рериха. В Индии он основал Институт Гималайских исследований «Урусвати», а также множество других обществ и учреждений образования.

Родился Николай Константинович в 1874 году в в семье нотариуса и общественного деятеля. Его мать была родом из купеческой семьи. Кроме Николая, в семье было еще двое сыновей – Борис и Владимир.

С ранних лет маленький Николай интересовался искусством, археологией и живописью. Его привлекало не только российское историческое наследие, но и материальная и духовная культура Востока.

После окончания в 1893 году гимназии Рерих одновременно учится в университете Санкт-Петербурга на юридическом факультете и в Императорской Академии художеств. Еще через два года он проходит обучение у известного художника . В это же время Рерих организует самостоятельные археологические экспедиции. Ему удается найти большое количество памятников разных эпох и собрать коллекцию орудий эпохи неолита.

В 1897 году он завершает обучение в Академии художеств. Его полотна исполнены в русском стиле на историческую и легендарную тематику. Они были высоко оценены выдающимися людьми той эпохи, включая Льва Толстого, а дипломную работу купил сам Третьяков.

Через два года талантливый художник женится на Елене Ивановне Шапошниковой, с которой проживет жизнь в полной гармонии. У них родится двое сыновей, оба станут известными и талантливыми людьми.

Этот период жизни ознаменовался для него множеством достижений и работ. Ему довелось потрудиться в разных жанрах, писать фрески в церквях, создавать монументальные художественные полотна, работать для оформления спектаклей.

Революция застала Рериха в , где он поправлял здоровье. Вернуться в Россию ему не было суждено. Только в советское время он будет навещать свою родину по делам.

В 1919 – 1920 годах он проживает в , где принимает участие в знаменитых балетных постановках Сергея Дягилева. Здесь же вместе с женой он становится членом теософского общества, основанного Еленой Блаватской. После этого его ожидает трехлетнее турне по Америке. Туда ему еще трижды предстоит возвращаться, но на весьма непродолжительный срок.

Его всегда привлекала Индия с ее древней философией и особым отношением к жизни. В поисках духовного просветления Рерих с семьей попадает в Гималаи, где находит свою вторую родину. Под его руководством организуется Центрально-Азиатская экспедиция. Она пыталась попасть в запретный тогда Тибет, но этому так и не было суждено случиться.

Индийский период Рериха ознаменовался созданием множества картин, которые отличались необыкновенной экспрессией и узнаваемым стилем изображения. В эти годы ученому и художнику, общественному деятелю удалось сделать так много, что хватило бы на десяток человеческих жизней. Скончался он в 1947 году, так и не узнав, что ему отказали в возвращении на горячо любимую им родину.

Николай Константинович Рерих известен во всем мире своей художественной гениальностью. Кроме этого, он проявлял свои творческие способности в литературе, увлекался археологией, много путешествовал и занимался активной общественной деятельностью. Однако мало кто знает, что Рерих является основателем собственного религиозно-мистического движения. Его занятия и регулярными послужили поводом для отлучения художника от церкви.

Николай Рерих картины писал всю жизнь. Их насчитывается более 7000 экземпляров, не считая многочисленных эскизов для мозаичных комплексов и фресок в различных храмах и церквях. Художник объездил невероятное количество стран, что получило свое отражение в его произведениях. Большой отпечаток на всю его жизнь наложила философия Востока.

Много загадок и уникальности подарил всему миру Николай Константинович Рерих. Картины, написанные им в молодые годы, значительно отличаются от более поздних полотен, но их художественной ценности это не умаляет. Его первым значимым произведением в мире художественного искусства стал "Гонец".

"Восста род на род" (1897г.)

Талант буквально вырвался из Рериха при Картина "Восста род на род" произвела фурор. Сам Третьяков купил ее для своей галереи. Восторженно отзывался о картине Лев Толстой. Используя сюжет из Евангелия от Матфея, через своего "Гонца" молодой Рерих передает послание всему народу от имени Христа. В напутствии крик о том, что грядут войны, болезни и катастрофы. Знаменитый критик Стасов говорил тогда: "Толстой поймет, с какими вестями спешит гонец".

"Идолы" (1901г.)

Всего через 4 года после первого крупного успеха перед нами появляется новый Николай Константинович Рерих. Картины его становятся более сюжетными и фантастичными, все детали прорисованы четче и уверенней, в сравнении с ранними работами автора. Его "Идолы" - воплощение языческих мыслей и образов, навеянных археологическими экспедициями.

Частокол с нанизанными черепами животных, и задумчивый старец-провидец одиноко бродит между фигурами безмолвных идолов... Этот сюжет продолжили другие произведения, например, "Зловещие", написанные в том же году.

Пророчество Рериха

(с названиями) представлены во многих отечественных и зарубежных каталогах. Среди них есть известные и не очень. Существует как минимум два произведения, которые считают пророческими - "Город осужденный" и "Крик змия". Обе картины написаны одна за одной в 1914 г., незадолго до революции. Соловьев, друг Рериха и критик, писал о том, что произведения автора перекликаются с древней притчей о Вавилоне.

Николай Рерих картины пишет, играя контрастами. Так и здесь: на фоне огненного неба и змея, который обвил город со всех сторон, высятся мрачные серые стены крепостей. В этой авторской безысходности - неминуемость скорой революционной волны.

Небесные фантазии

Николай Рерих картины с сюжетным наполнением обязательно обрамляет контуром облаков. Он отдает им особое место в своих произведениях, а иногда отводит даже главную роль. Например, картина "Веление неба". Рерих в своих литературных воспоминаниях описывает облака как что-то особенное, что запомнилось ему еще с раннего детства. Обладая широкой творческой фантазией, в вечном движении он постоянно замечал что-нибудь новое: богатырей, коней, драконов.

На картине "Веление неба" люди играют второстепенную роль, молясь с поднятыми вверх руками. Игра облаков заметна и на многих других произведениях художника, таких как "Три короны", "Небесный бой" и другие.

Святой Пантелеймон

Художник Николай Рерих картины часто пишет по библейским сюжетам или по народным легендам. Интересно его произведение "Пантелеймон-целитель" об искусном врачевателе-травнике. Но и здесь не ясно, где проходит граница между небом и землей. И тут и там просматриваются особые пейзажи. На их фоне Пантелеймон - всего лишь часть природы. Лекарственные травы излучают свет в ночной глубине. Длинная борода травника развевается и смешивается с ветром. Природа и человек едины - вот основная мысль этой картины.

Рерих и Север

Где бы ни путешествовал, какие бы страны ни посещал, но сдержанную северную красоту всегда любил и ценил уроженец Санкт-Петербурга Николай Рерих. Картины (фото представлены в статье), которые он писал всю жизнь, в большинстве своем передают пейзажи его детства.

"Святой остров" демонстрирует всю мощь и неприступность Валаама, с которым художник познакомился в 1906 году. Тут нет простых людей. На острове свято все, от человека до камня. Кажется, что везде просматриваются очертания лиц, а сами люди украшены нимбами.

Восточная философия

Много лет своей жизни отдал Востоку Николай Рерих. Картины его часто насквозь пропитаны особой философией. На всех восточных сюжетах - люди со своими обычаями, мировоззрением, устремленность к свету и успокоению. Каждую картину Рерих наделяет душой, которая не всем понятна, но манит к себе неповторимым обаянием.

Пестрота Гималайских гор кажется вычурный и надуманной для тех, кто не видел их в природе. Художник настолько полюбился на Востоке, так сроднился с ним, что даже на надгробии его присутствует надпись о его дружбе с индийским народом.

В конце жизни Рерих, пронизанный восточной культурой, принял ламаизм - религию смерти, принимая ее как нечто естественное, но требующее уничтожения. Этой языческой вере свойственны жертвенные приношения с обилием крови. Но, вместе с этим, вера в светлое жила в Рерихе. Об этом свидетельствуют его картины, которые стали российским достоянием, наследием, переданным гениальным художником великой стране.