Сергей соловьев философ. Владимир Сергеевич Соловьев

Магистерская диссертация Вл. С. Соловьева, защищенная 24 ноября 1874 в Петербургском университете. Признание односторонности и потому неистинности как чисто рационалистического, так и чисто эмпирического направлений в западной мысли приводит, по Соловьеву, к требованию истинного метода, дающего цельное знание, а также к полаганию в качестве абсолютного первоначала вместо прежних абстрактных сущностей и ипостасей (рассудок, опыт, понятие, воля, бессознательное и т. п.) конкретного всеединого духа.
📖 Три коренные силы управляют человеческим развитием. Первая стремится подчинить человечество одному верховному началу. Другая стремится дать везде свободу. Третья сила дает внутреннюю тихую жизнь. Я разумею мусульманский Восток, Западную цивилизацию и мир Славянский.

📖 Цель человеческого существования - образование всецелой общечеловеческой организации в форме цельного творчества, или свободной теургии, цельного знания или свободной теософии и цельного общества, или свободной теократии. В.Соловьев предпринял систематическое изложение тех идей, которые должны лечь в основу цельного знания. Свободная теософия или цельное знание не есть одно из направлений или типов философии, а должна представлять высшее состояние всей философии как во внутреннем синтезе трех ее главных направлений - мистицизма, рационализма и эмпиризма. Предмет свободной теософии есть истинно-сущее. Цель истинной философии - содействовать в своей сфере, то есть в сфере знания, перемещению центра человеческого бытия из его данной природы в абсолютный, трансцендентный мир, другими словами - внутреннему соединению его с истинно-сущим. Свободная теософия вообще есть знание, имеющее предметом истинно-сущее в его объективном проявлении, целью - внутреннее соединение человека с истинно-сущим, материалом - данные человеческого опыта во всех его видах.
📖 «Чтения о Богочеловечестве» - одно из самых значительных произведений в масштабном творческом наследии Соловьева, произведение, в котором его христианский неоплатонизм, переплетающийся с новоевропейской идеалистической концепцией и мистицизмом, создает удивительно стройную и единую теорию мира и человечества в нем - человечества, которому, по мнению философа, следует стремиться лишь к грядущему слиянию с Божественным, высшим началом...

📖 Истина, как живая сила, овладевающая внутренним существом человека и действительно выводящая его из ложного самоутверждения, называется любовью. Любовь, как действительное упразднение эгоизма, есть действительное оправдание и спасение индивидуальности. Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности чрез жертву эгоизма. Смысл и достоинство любви как чувства состоит в том, что она заставляет нас действительно всем нашим существом признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе. Любовь важна не как одно из наших чувств, а как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое, как перестановка самого центра нашей личной жизни. Образ Божий в любви познается конкретно и жизненно. Должны мы признать за любовью видимое восстановление образа Божия в материальном мире, начало воплощения истинной идеальной человечности.
📖 Раскаяться в своих исторических грехах и удовлетворить требованиям справедливости, отречься от национального эгоизма, отказавшись от политики русификации и признав без оговорок религиозную свободу,- вот единственное средство для России. Русская идея не может быть ничем иным, как некоторым определенным аспектом идеи христианской. Нам не нужно действовать против других наций, но с ними и для них. Три главные действующие силы: вселенский первосвященник, государь, пророк. Согласие и гармоническое действие этих трех главных факторов является первым условием истинного прогресса.
📖 Совершенное искусство в своей окончательной задаче должно воплотить абсолютный идеал не в одном воображении, а должно одухотворить, пресуществить нашу действительную жизнь. Красота нужна для исполнения добра в материальном мире, ибо только ею просветляется и укрощается недобрая тьма этого мира. Всякое зло может быть сведено к нарушению взаимной солидарности и равновесия частей и целого; и к тому же в сущности сводится всякая ложь и всякое безобразие. Всякое ощутительное изображение какого бы то ни было предмета и явления с точки зрения его окончательного состояния, или в свете будущего мира, есть художественное произведение.
📖 Лирическая поэзия после музыки представляет самое прямое откровение человеческой души. Ее предмет есть существенная красота мировых явлений. Лирика останавливается на глубоких моментах созвучия художественной души с истинным смыслом мировых и жизненных явлений; в настоящей лирике более чем где-либо (кроме музыки) душа художника сливается с данным предметом или явлением в одно нераздельное состояние. Это есть первый признак лирической поэзии, ее задушевность. Вечная красота природы и бесконечная сила любви - и составляют главное содержание чистой лирики.
📖 Никакая святость не может быть только личной, она непременно есть любовь к другим, а в условиях земной действительности эта любовь есть, главным образом, сострадание. Настоящая любовь или жалость не может ограничиваться одним внутренним чувством, а должна непременно выражаться в делах, - в действительной помощи чужим страданиям. Самое нравственное начало предписывает нам заботиться об общем благе, так как без этого заботы о личной нравственности становятся эгоистичными, т. е. безнравственными. Заповедь нравственного совершенства дана нам раз навсегда в слове Божьем, и дана, конечно, не для того, чтобы мы ее твердили как попугаи или разбавляли собственною болтовнёю, а для того, чтобы мы делали что-нибудь для ее осуществления в той среде, в которой живем, т. е., другими словами, нравственный принцип непременно должен воплощаться в общественной деятельности. Если русский национальный идеал действительно христианский, то он тем самым должен быть идеалом общественной правды и прогресса, т. е. практического осуществления христианства в мире.
📖 Покайтесь теперь, потом будет поздно. Грех ваш один в двух видах. Вы отреклись от истинного христианства и вместо того, чтобы смягчать и устранять старые исторические обиды, разделяющие человечество, вы стали всячески отягчать их и умножать новыми изобретениями. В то время, как вы старались истребить все "чужое" во имя своего, вы на самом деле забывали об этом своем, о действительном благе нашего народа и ничего для него не делали. Вы не сделали ничего -- не только для духовного воспитания народа в христианской истине, но даже для физического его пропитания, для обеспечения ему насущного хлеба. И все нынешние и все предстоящие страдания этого народа -- на вашей совести, ваш грех. И первая ваша обязанность - в нем покаяться, а вторая - показать раскаяние на деле. Соберитесь, организуйтесь для добра, как вы умеете собираться и организовать свои силы для устройства дел вредных или сомнительных. Для добрых дел мы уже давно не собирались.
📖 Целые народы, погибающие от ложных мыслей и неправильной жизни, одною агрономией и экономией, без внутренней правды, спасены быть не могут. Статья примечательна стремлением автора связать вопросы историко-культурные и нравственно-этические с вопросом экономическим, который рассматривается с четких антинароднических позиций.

📖 Редкий образец автобиографической прозы Соловьева. Равный интерес представляет стремление автора передать (с большой долей иронии) как психологический настрой героя, так и его философско-общественные идеалы.

📖 Была внутренняя, духовная причина падения Византии, и так как она не заключалась в ложном предмете веры, - ибо то, во что верили византийцы, было истинно, - то причиною их гибели следует признать ложный характер самой их веры, т. е. их ложное отношение к христианству: истинную идею они понимали и применяли неверно. Политика христианского государства, очевидно, должна быть христианскою политикой. Государственная власть, не ограниченная в своих правах, для достойного исполнения своих обязанностей должна опираться на двоякое содействие: на религиозный авторитет независимого священства и на свободный голос общественной совести в лице лучших людей, носителей народной будущности. Неограниченная власть требует содействия двух других начал: религиозного авторитета и нравственного совета.
📖 Спасающий спасется. Вот тайна прогресса, - другой нет и не будет. Необычная для Соловьева форма притчи, в которую он облек свои любимые идеи. Современный человек в охоте за беглыми минутными благами и летучими фантазиями потерял правый путь жизни. Перед ним темный и неудержимый поток жизни. Время, как дятел, беспощадно отсчитывает потерянные мгновения. Тоска и одиночество, а впереди -- мрак и гибель.

📖 Смерть Сократа со всем ее драматизмом; роковой вопрос - стоит ли жить, когда законно убита правда в своем лучшем воплощении; решение - смысл жизни в ином идеальном мире, а этот - есть царство зла и обмана; явление священного Эрота, бросающего мост между двумя мирами и ставящего задачу полного их соединения, спасения низшего мира, перерождения его; бессильный отказ от этой задачи; подмена ее другою - преобразования, исправления общества мудрыми политическими уставами чрез действие послушного тиранна; и, наконец, под предлогом исправления мирской неправды торжественное утверждение этой неправды в той самой форме, которою осужден и убит праведник, - я не знаю более значительной и глубокой трагедии в человеческой истории.
📖 Дурная сторона ницшеанства бросается в глаза. Презрение к слабому и больному человечеству, языческий взгляд на силу и красоту, присвоение себе заранее какого-то исключительного сверхчеловеческого значения - во-первых, себе единолично, а затем себе коллективно, как избранному меньшинству "лучших", т. е. более сильных, более одаренных, властительных, или "господских", натур, которым все позволено, так как их воля есть верховный закон для прочих, - вот очевидное заблуждение ницшеанства. "Сверхчеловек" должен быть прежде всего и в особенности победителем смерти - освобожденным освободителем человечества от тех существенных условий, которые делают смерть необходимой. Есть сверхчеловеческий путь, которым шли, идут и будут идти многие на благо всех, и, конечно, важнейший наш жизненный интерес - в том, чтобы побольше людей на этот путь вступали, прямее и дальше по нему проходили, потому что на конце его - полная и решительная победа над смертью.
📖 Важно не то, что во всяком человеке есть зачатки и добра и зла, а то, что из двух в ком пересилило. Зло действительно существует, и оно выражается не в одном отсутствии добра, а в положительном сопротивлении и перевесе низших качеств над высшими во всех областях бытия. Для исполнения воли Божией и достижения Царства Божия кроме совести и ума нужно еще что-нибудь третье - вдохновение добра, или прямое и положительное действие самого доброго начала на нас и в нас. Настоящая культура требует, чтобы всякая драка между людьми и между нациями была вовсе упразднена. О Рождестве в церквах поется: "На земле мир, в человецех благоволение". Это значит, что мир на земле будет только тогда, когда между людьми будет благоволение. Нужно не молиться Богу, а действовать по-Божьи. Грех один только и есть смертный - уныние, потому что из него рождается отчаяние, а отчаяние - это уже, собственно, и не грех, а сама смерть духовная.
📖 Статья была написана В. С. Соловьевым за месяц до кончины. По свидетельству кн. С. Н. Трубецкого, ее содержание составляло предмет бесед смертельно больного мыслителя: "Это крик моего сердца. Мое отношение такое, что все кончено; та магистраль всеобщей истории, которая делилась на древнюю, среднюю и новую, пришла к концу... Профессора всеобщей истории упраздняются... их предмет теряет свое жизненное значение для настоящего; о войне алой и белой роз больше говорить нельзя будет. Кончено все!".
📖

📖 Эпистолярное наследие - наименее известная и наименее изученная часть творчества В. С. Соловьева. Широкий круг родных, друзей и знакомых, бездомная, кочевая жизнь, литературные обязательства и общественный темперамент - все это делало Соловьева неустанным и сравнительно обязательным корреспондентом. Его переписка - трудное чтение: профессиональный литератор жалуется на срочную работу, на редакторов, на типографию, на корректорские ошибки, ведет расчеты гонораров; "святое дитя", душа общества, шутит, пересказывает светские сплетни, иронизирует над бытовыми нелепостями своей жизни; публицист негодует, облачает, доказывает; мыслитель делится сомнениями с немногими избранными. Среди писем Соловьева есть и пространные многостраничные трактаты, и дружеские записки, и сухие деловые бумаги.

Критика:

📖 Эта работа была задумана для английского читателя как введение в религиозную мысль Владимира Соловьева с сознательным обращением к современной методологии сравнительного религиеведения. Под углом зрения преимущественно вопроса о сути подлинной религиозной традиции автор книги тщательно исследует воззрения Соловьева на нехристианские системы веры, особенно буддизм, даосизм и ислам. Он пытается приблизиться к более точному пониманию того, что мыслитель полагал существенным содержанием и отличительными чертами христианского откровения. Автор утверждает, что широко распространенный взгляд на Соловьева как на «мироотрицающего» философа неверен. Внимательное чтение его философских и богословских трудов, вместе с учетом его активной занятости вопросами социальных реформ, показывает, что подлинная сущность христианства, по Соловьеву, подразумевает деятельное участие в делах «мира» в его современном состоянии и требует со стороны искренне верующих, настоящих христиан, стремления не бежать из мира, но преобразовывать его в духе любви и сострадания, равно как и в духе справедливости.

М. В. Сабашникова, может быть отчасти ретроспектируя свой поздний антропософский опыт на годы юности, так вспоминала свое первое соприкосновение с этикой Соловьева при чтении "Оправдания добра": "Будто золотой свет озарил мою душу и преобразил ее, и вся природа вокруг стала откровением этого света, этой любви. Перламутровые блики на стволах и фиолетовые на безлистных еще кронах березовых лесов с темно-зелеными елями между ними, душистые фиалки на коричневой прошлогодней листве под ногами, смарагдовые вспышки новой зелени, дыхание влажной земли и нежно-зелено-голубое небо,- все возникло из творческого Слова, из той же любви, которая живет в душе, возвращая творение к его первоисточнику. Я снова увидела вокруг себя мир как нечто исконно свое. Божественное Слово открывалось в мировом свершении, как Оно открывалось во мне самой, в моей любви, в моих мыслях" .

Влади́мир Серге́евич Соловьёв (16 января 1853, Москва - 31 июля 1900, имение Узкое, Московская губерния) - русский религиозный мыслитель, мистик, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Николая Бердяева, Сергея Булгакова, Сергея и Евгения Трубецких, Павла Флоренского, Семёна Франка, а также на творчество поэтов-символистов - Андрея Белого, Александра Блока и других.

Владимир Соловьёв является одной из центральных фигур в российской философии XIX века как по своему научному вкладу, так и по влиянию, оказанному им на взгляды учёных и других представителей творческой интеллигенции. Он основал направление, известное как христианская философия. Владимир Соловьёв возражал против разделения христианства на католичество и православие и отстаивал идеи экуменизма. Он разработал новый подход к исследованию человека, который стал преобладающим в российской философии и психологии конца XIX - начала XX века.

Ранние годы

Владимир Соловьёв родился в Москве 16 января 1853 года, в семье русского историка Сергея Михайловича Соловьёва (1820-1879). Мать, Поликсена Владимировна - принадлежала к дворянской семье Романовых, имевшей польские и казацкие корни. Среди предков Романовых был известный русский и украинский философ Г. С. Сковорода, приходившийся Владимиру Соловьёву двоюродным прадедом. Младший брат будущего романиста Всеволода Соловьёва (1849-1903).

Образование

Соловьёв учился в Первой московской гимназии, преподавание в которой было разделено на общее и специальное, а заканчивал обучение в Пятой московской гимназии.

После окончания гимназии в 1869 году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, через два года перейдя на историко-филологическое отделение. В 1872 году с ним приключился бурный роман в поезде на Харьков со случайной попутчицей Жюли, после которого он испытал мистическое видение Софии. В студенческие годы Соловьев увлекся спиритизмом. Окончив университет в 1873, по особому ходатайству был оставлен при кафедре философии для приготовления к профессорскому званию. В начале сентября 1873 Соловьев переселился в Сергиев Посад и в течение года слушал лекции в Духовной академии.

21-летний Соловьёв написал магистерскую работу «Кризис западной философии», в которой выступил против позитивизма и разделения (дихотомии) «спекулятивного» (теоретического) и «эмпирического» знания. Защита состоялась 24 ноября 1874 в Санкт-Петербургском государственном университете, после чего он получил звание штатного доцента философии и один семестр читал лекции в Московском университете.

Поездка за границу

31 мая 1875 года отправился в командировку в Лондон для работы в Британском музее «с целью изучения индийской, гностической и средневековой философии ». До места назначения он добирался через Варшаву и Берлин. В Лондоне Соловьев знакомится со спиритизмом и изучает Каббалу. 16 октября 1875 года он предпринял неожиданный вояж в Египет, связанный с мистическим видением Софии. Его путь пролегал через Францию и Италию. Из Бриндизи Соловьев пароходом направился в Александрию. В ноябре прибыл в Каир, где оставался до марта 1876, совершив путешествие в окрестности Фиваиды. Затем он возвратился в Италию, жил в Сорренто, Неаполе и Париже, откуда вернулся в Москву.

Карьера

В июне 1876 года вновь приступил к преподаванию в Московском университете, в марте 1877 года покинул Москву и переехал в Санкт-Петербург, где стал членом Ученого комитета при Министерстве народного просвещения и одновременно преподавал в университете. В Петербурге Соловьев сдружился с Достоевским. Во время русско-турецкой войны испытал подъём патриотизма и едва не отправился на фронт. К этому времени окончательно формируются философские взгляды Соловьева.

В. С. Соловьёв. Портрет работы И. Е. Репина 1891 года

6 апреля 1880 года защитил докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал». Игравший в Петербургском университете влиятельную роль М. И. Владиславлев, который раньше положительно оценил магистерскую диссертацию Соловьёва, стал относиться к нему довольно холодно, поэтому Владимир Соловьёв оставался на должности доцента, но не профессора. 28 марта 1881 года он прочитал лекцию, в которой призывал помиловать убийц Александра II, после чего ушёл из университета.

Семьи не имел. Жил большей частью в имениях своих друзей или за границей.

Смерть

Исследователи убеждены в том, что он подорвал свой организм значительными периодами поста и интенсивными занятиями, а кроме того, постепенно отравлялся скипидаром, разрушительно действующим на почки.

Комната, где он жил, обыкновенно пропитывалась запахом скипидара. Этой жидкости он придавал не то мистическое, не то целебное значение. Он говорил, что скипидар предохраняет от всех болезней, обрызгивал им постель, одежду, бороду, волосы, пол и стены комнаты, а когда собирался в гости, то смачивал руки скипидаром пополам с одеколоном и называл это шутя «Bouquet Solovieff». <…> Неоднократно старались друзья предостерегать его относительно опасности злоупотребления скипидаром, но он до самого последнего времени проявлял необычайное упрямство в этом вопросе.

- Величко В. Л. Владимир Соловьев. Жизнь и творения.

За «очистительный от бесов терпентин» он <…> поплатился жизнью, исподволь отравил себя скипидаром

- Маковский С. К. На Парнасе Серебряного века. - М.: XXI век-Согласие, 2000. - С. 560.

В. С. Соловьёв. Портрет работы Н. А. Ярошенко 1892 года

К концу 1890-х годов здоровье его стало заметно ухудшаться. Летом 1900 года Соловьёв приехал в Москву, чтобы сдать в печать свой перевод Платона. Уже 15 июля, в день своих именин, почувствовал себя очень плохо. В тот же день он попросил своего друга Давыдова отвезти его в подмосковное имение Узкое (ныне в черте Москвы, Профсоюзная ул., 123а), принадлежавшее тогда князю Петру Николаевичу Трубецкому, в котором тогда жил со своей семьей друг и ученик Владимира Соловьёва, известный профессор Московского университета Сергей Трубецкой, единокровный брат владельца имения. В имение Соловьёв приехал уже тяжело больным. Врачи определили у него атеросклероз, цирроз почек и уремию, а также полное истощение организма, но помочь уже ничем не смогли. Владимир Сергеевич Соловьёв скончался в Узком после двухнедельной болезни, в кабинете П. Н. Трубецкого 31 июля (13 августа по новому стилю) 1900 года. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря рядом с могилой отца.

Учение о праве

Мораль - всегда стремится к построению идеала; предписывает должное поведение, обращена только к внутренней стороне воли индивида.

Право - носит условный характер и предполагает ограничение, потому что в юридической области важны поступок и его результат; рассматривает внешнее проявление воли - имущество, действие, результат действия.

Задача права - не сделать Царство Божие на земле, но не превратить жизнь людей в Ад.

Цель права - уравновешивать два нравственных интереса: личную свободу и общее благо. «Общее благо» должно ограничивать частные интересы людей, но оно не может их подменять. Поэтому Соловьёв выступал против смертной казни и пожизненного заключения, которые, по его мнению, противоречат существу права.

Закон - это «ограничение личной свободы требованиями общего блага».

Признаки закона: 1) публичность; 2) конкретность; 3) реальная применимость.

Признаки власти: 1) издание законов; 2) справедливый суд; 3) исполнение законов.

Государство - охраняет интересы граждан.

Христианское государство - охраняет интересы граждан и стремится улучшить условия существования человека в обществе; проявляет заботу об экономически слабых лицах.

Прогресс государства - состоит в том, чтобы «как можно меньше стеснять внутренний нравственный мир человека и как можно вернее и шире обеспечивать внешние условия для достойного существования и совершенствования людей».

«Правовое принуждение не принуждает никого быть добродетельным. Его задача - препятствовать злому человеку стать злодеем (опасным для общества)».Общество не может жить исключительно только по нравственному закону. Для защиты всех интересов нужны юридические законы и государство.

Философия Владимира Соловьёва

Основной идеей его религиозной философии была София - Душа Мира, понимаемая как мистическое космическое существо, объединяющее Бога с земным миром. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии. Соловьёву же он был открыт в мистическом видении, о котором повествует его поэма «Три свидания». Идея Софии реализуется трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.

  • Теософия - дословно Божественная мудрость . Она представляет собой синтез научных открытий и откровений христианской религии в рамках цельного знания. Вера не противоречит разуму, а дополняет его. Соловьёв признаёт идею эволюции, но считает её попыткой преодоления грехопадения через прорыв к Богу. Эволюция проходит пять этапов или «царств»: минеральное, растительное, животное, человеческое и Божье.
  • Теургия - дословно боготворчество . Соловьёв решительно выступал против моральной нейтральности науки. Теургия - это очистительная практика, без которой невозможно обретение истины. В её основе лежит культивирование христианской любви как отречение от самоутверждения ради единства с другими.
  • Теократия - дословно власть Бога , то, что Чаадаев называл совершенным строем. «Теократическую миссию» Соловьев возлагал на Россию, при этом сохраняя симпатии католицизму. Теократия заключается в «истинной солидарности всех наций и классов», а также в «христианстве, осуществленном в общественной жизни»

На философию Соловьева оказали большое влияние идеи русского религиозного мыслителя Николая Фёдорова. Соловьев считал Федорова своим «учителем и отцом духовным», называл гениальным мыслителем.

Влияние на искусство

Смысл искусства Соловьев видел в воплощении «абсолютного идеала» и в «пресуществлении нашей действительности». Он критиковал позицию, что художник должен творить одну видимость и миражи. В искусстве он различал эпос, трагедию и комедию. Влияние В.Соловьёва заметно в русском символизме и модернизме начала 20 века.Во многом на него ориентировались Александр Блок и Вячеслав Иванов. Интересно, что когда в 1894-1895 Валерий Брюсов выступил со сборниками «Русские символисты», Соловьёв выступил со злыми и меткими пародиями на их стиль.

Культурное влияние

Владимир Соловьёв вдохновил Ф.Достоевского на создание образа Алёши Карамазова в романе «Братья Карамазовы». Его влияние можно также увидеть в творчестве символистов и неоидеалистов поздней советской эпохи. Влияние его цикла статей «Смысл любви», можно проследить в повести Льва Толстого «Крейцерова соната» (1889).

Новелла «Три разговора» стала основой для рок-оперы Beloved Antichrist шведской симфоник-метал-группы Therion.

Отношение к католичеству

Существует версия, что Владимир Соловьёв в феврале 1896 года в Москве приобщился к католической церкви, приняв причастие из рук греко-католического священника отца Николая Толстого. Свои симпатии к католицизму Соловьёв обосновывал приверженностью «Вселенской церкви», где православие лишь выражает «Восточную церковь». Акт Крещения Руси он именует принятием Евангельской жемчужины, покрытой «византийской пылью». Само «папство» Соловьёв считал «положительным началом», а «апостольский престол» в Риме - «чудотворной иконой вселенского христианства» («Россия и Вселенская Церковь», 1889). К числу преимуществ католицизма Соловьёв причислял его наднациональный характер и преемство от апостола Петра. Раскол Церквей, по мысли Соловьёва, является результатом «партикулярной» деятельности «партии православных-антикафоликов» (IX-XI века). Защищая «православное папство» древней Церкви, он говорил о «мнимом православии» Византии, где цезаропапизм представлял собой «политическое арианство». К числу особенностей антикафолического православия Соловьёв причислял отрицание роли Логоса в исхождении Святого Духа, отрицание непорочности Девы Марии, отрицание юрисдикции римского первосвященника.

Однако Василий Розанов в статье «Размолвка между Достоевским и Соловьёвым» (1906) писал: «В конце жизни, в глубокую минуту бессилия, он высказал, что отказывается от примирительных между православием и католичеством попыток, а умер крепким православным человеком. Таким образом, подозрение в сильной его католической окрашенности падает само собою».

Отношение к евреям

Отношение Соловьёва к евреям было последовательным выражением его христианского универсализма, этических принципов, предписывающих любить все народы как свой собственный. Отвержение евреями Иисуса представлялось Соловьёву величайшей трагедией, предопределившей всю будущую историю еврейского народа, однако философ возлагал вину за упорное неприятие евреями христианства не на евреев, а на самих христиан.

Взаимные отношения иудейства и христианства в течение многих веков их совместной жизни представляют одно замечательное обстоятельство. Иудеи всегда и везде смотрели на христианство и поступали относительно его согласно предписаниям своей религии, по своей вере и по своему закону. Иудеи всегда относились к нам по-иудейски; мы же, христиане, напротив, доселе не научились относиться к иудейству по-христиански. Они никогда не нарушали относительно нас своего религиозного закона, мы же постоянно нарушали и нарушаем относительно них заповеди христианской религии. Если иудейский закон дурен, то их упорная верность этому дурному закону есть конечно явление печальное. Но если худо быть верным дурному закону, то ещё гораздо хуже быть неверным закону хорошему, заповеди безусловно совершенной.

- «Еврейство и христианский вопрос»

В 1890 году цензура не пропустила в печать декларацию против антисемитизма, написанную Соловьевым и подписанную рядом писателей и ученых. Она была напечатана за границей.

Соловьёв выступал против преследований евреев в России. В письмах Ф. Гецу Соловьёв обличал погромы и заверял, что его перо всегда готово к защите бедствующего Израиля. В то же время Соловьёв не только не был филосемитом, но и сам не был свободен от антисемитизма:

Народ иудейский, показывающий самые худшие стороны человеческой природы, «народ жестоковыйный» и с каменным сердцем, этот же самый народ есть народ святых и пророков Божиих

Решением «еврейского вопроса» философ считал экуменизм - объединение иудаизма с православием и католичеством на общей религиозной основе. На смертном одре Соловьёв молился за еврейский народ и читал псалом на иврите. После смерти Соловьёва в синагогах читались молитвы за упокой его души.

Панмонголизм

Соловьев ввел в оборот термин панмонголизм, который в историософской концепции Соловьева выражал идею исторического возмездия Европе со стороны народов Востока и сопоставлялся с завоеванием Константинополя мусульманами.

Если прекращение войны вообще я считаю невозможным раньше окончательной катастрофы, то в теснейшем сближении и мирном сотрудничестве всех христианских народов и государств я вижу не только возможный, но необходимый и нравственно обязательный путь спасения для христианского мира от поглощения его низшими стихиями.
Мне кажется, что успех панмонголизма будет заранее облегчен тою упорною и изнурительною борьбою, которую некоторым европейским государствам придется выдержать против пробудившегося Ислама в Западной Азии, Северной и Средней Африке.

Всемирная история

Соловьев принимает идею прогресса. Дикость сменяется цивилизацией, а национальные монархии - всемирными монархиями. Ассиро-вавилонскую монархию сменяет мидо-персидская монархия, а ту - македонская монархия. Первой истинной вселенской монархией Соловьев называет Римскую Империю. Цель истории - это богочеловечество.

Концепция «конца всемирной истории» рассмотрена Владимиром Соловьёвым в книге «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории», под которым он понимает второе пришествие Христа, Божий суд и конец борьбы добра со злом на Земле.

Библиография

  • Мифологический процесс в древнем язычестве (1873)
  • Кризис западной философии (против позитивистов) (1874)
  • Кризис западной философии. По поводу «Философии бессознательного» Гартмана. (Статья первая) - М.: Ред. Православного обозрения, 1874. - 39 с.
  • Теория Огюста Конта о трех фазисах в умственном развитии человечества
  • О философских трудах П. Д. Юркевича (1874)
  • Метафизика и положительная наука (1875)
  • Странное недоразумение (ответ г. Лесевичу) (1874)
  • О действительности внешнего мира и основании метафизического познания (ответ Кавелину)
  • Три силы (1877)
  • Опыт синтетической философии
  • Философские начала цельного знания (1877)
  • Чтения о богочеловечестве (1878)
  • Критика отвлеченных начал (1880)
  • Историческия дела философии (1880)
  • Три речи в память Достоевского (1881-1883)
  • Заметка в защиту Достоевского от обвинения в «новом» христианстве
  • О духовной власти в России (1881)
  • О расколе в русском народе и обществе (1882-188З)
  • На пути к истинной философии (1883)
  • Некролог. Кн. К. М. Шаховская (1883)
  • Духовные основы жизни (1882-1884)
  • Содержание речи, произнесенной на высших женских курсах в Петербурге 13 марта 1881 года
  • Великий спор и христианская политика. (1883)
  • Соглашение с Римом и московские газеты. (1883)
  • О церковном вопросе по поводу старокатоликов. (1883)
  • Еврейство и христианский вопрос. (1884)
  • Взгляд первого славянофила на церковный раздор. (1884)
  • Любовь к народу и русский народный идеал (открытое письмо к И. С. Аксакову) 1884
  • Ответ Н. Я. Данилевскому. (1885)
  • Как пробудить наши церковные силы?·(открытое письмо к С. А. Рачинскому). (1885)
  • Новозаветный Израиль (1885)
  • Государственная философия по программе Министерства Народного Просвещения. 1885
  • Учение XII апостолов. (Введение к русскому изданию Διδαχή τῶν δώδεκα ἀποστόλων.) (1886)
  • История и будущностъ теократии (исследование всемирно-исторического пути к истинной жизни). (1885-1887)
  • Ответ анонимному критику по вопросу о догматическом развитии в церкви. (1886)
  • Русская идея [пер. с фр. Г. А. Рачинского]. - М.: Путь, 1911. - 51 с.
  • Россия и Вселенская церковь (1889)
  • Красота в природе (1889)
  • Общий смысл искусства (1890)
  • Г. Ярош и истина (1890)
  • Китай и Европа (1890)
  • Иллюзия поэтического творчества (1890)
  • Мнимая борьба с западом 1890
  • Об упадке средневекового миросозерцания (1891)
  • Идолы и идеалы (1891)
  • Из философии истории (1891)
  • Запоздалая вылазка из одного литературного лагеря. (Письмо в редакцию.) (1891)
  • Народная беда и общественная помощь. (1891)
  • Наши грехи и наша обязанность. (1891)
  • Враг с Востока (1892)
  • Заметка о Е. П. Блавацкой (1892)
  • Кто прозрел? (Письмо в редакцию «Русской мысли»). (1892)
  • Мнимые и действительные меры к подъёму народного благосостояния. (1892)
  • Вопрос о самочинном умствовании Л. Тихомирова, Духовенство и общество в современном религиозном движении (1893)
  • Из вопросов культуры (1893): I. Ю. Ф. Самарин в письме к баронессе Э. Ф. Раден
  • Из вопросов культуры (1893): II. Исторический сфинкс.
  • Смысл любви (1894)
  • Некролог. А. М. Иванцов-Платонов (1894)
  • Некролог. Ф. М. Дмитриев (1894)
  • Некролог. Франциск Рачкий (1894)
  • Византизм и Россия (1896)
  • Магомет, его жизнь и религиозное учение. - СПб.: тип. т-ва «Обществ. польза», 1896. - 80 с. - (Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Флорентия Павленкова)
  • Когда жили еврейские пророки? (1896)
  • Мир Востока и Запада (1896)
  • Духовные основы жизни. - СПб., 1897.
  • Замечание на статью проф. Г. Ф. Шершеневича (1897)
  • Из Московской губернии. Письмо в редакцию «Вестника Европы» (1897)
  • Импрессионизм мысли (1897)
  • Мнимая критика (ответ В. Н. Чичерину) (1897)
  • Жизненная драма Платона (1898)
  • Мицкевич (1898)
  • Оправдание добра (1897, 1899)
  • Тайна прогресса (1898)
  • Идея человечества у Августа Конта (1898)
  • Некролог. Я. П. Полонский (1898)
  • Значение поэзии в стихотворениях Пушкина (1899)
  • Идея сверхчеловека (1899)
  • Лермонтов (1899)
  • Некролог. В. Г. Васильевский (1899)
  • Некролог. И. Д. Рабинович (1899)
  • Некролог. Л. И. Поливанов (1899)
  • Некролог. М. С. Корелин (1899)
  • Некролог. Н. Я. Грот (1899)
  • Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории (1900)
  • Некролог. В. В. Болотов (1900)
  • Некролог. В. П. Преображенский (1900)
  • Последняя лекция Владимира Сергеевича Соловьева в С.-Петербургском университете в 1882 г. : (Лекция 25 февр.). - СПб.: Печатня М. Алисова и А. Григорьева, . - 24 с.

Владимир Соловьев являлся одним из крупнейших русских религиозных мыслителей конца XIX века. Он стал автором нескольких понятий и теорий (о богочеловечестве, панмонголизме и т. д.), до сих пор подробно изучаемых отечественными философами.

Ранние годы

Будущий философ Соловьев Владимир Сергеевич родился 28 января 1853 г. в Москве, в семье знаменитого историка (автора многотомной «Истории России с древнейших времен»). Мальчик учился в 5-й гимназии, а позже поступил на физико-математический факультет МГУ. С юности Соловьев читал произведения немецких идеалистов и славянофилов. Кроме того, на него оказали большое влияние радикальные материалисты. Именно увлечение ими привели юношу на физико-математический факультет, правда, уже после второго курса он перевелся на историко-филологический. Под впечатлением от материалистической литературы молодой Владимир Соловьев даже выкинул из окна своей комнаты иконы, чем крайне разозлил отца. В целом же круг его чтения тогда состоял из Хомякова, Шеллинга и Гегеля.

Сергей Михайлович привил сыну трудолюбие и продуктивность. Сам он каждый год систематически издавал по тому своей «Истории» и в этом смысле стал для сына нагляднейшим примером. Уже во взрослом возрасте Владимир писал каждый день без исключения (иногда на обрывках бумаги, когда под рукой больше ничего не было).

Университетская карьера

Уже в возрасте 21 года Соловьев стал магистром и доцентом. Работа, которую он защищал, была озаглавлена как «Кризис западной философии». Молодой человек решил получить степень не в родной Москве, а в Санкт-Петербурге. Какую точку зрения в первом своем научном труде защищал Соловьев Владимир? Философ раскритиковал популярный тогда в Европе позитивизм. После получения степени магистра он отправился в первое крупное зарубежное путешествие. Начинающий писатель посетил Старый Свет и страны Востока, в том числе Египет. Вояж был сугубо профессиональным - Соловьев заинтересовался спиритизмом и Каббалой. Кроме того, именно в Александрии и Каире он начал работу над своей теорией о Софии.

Вернувшись на родину, Соловьев стал преподавать в Санкт-Петербургском университете. Он познакомился и сблизился с Федором Достоевским. Автор "Братьев Карамазовых" в качестве прообраза Алеши выбрал именно Владимира Соловьева. В это время вспыхнула очередная русско-турецкая война. Как на нее отреагировал Соловьев Владимир? Философ чуть было не отправился на фронт в качестве добровольца, правда, в последний момент передумал. Сказалась его глубокая религиозность и неприятие войны. В 1880 году он защитил диссертацию и стал доктором. Однако из-за конфликта с ректором университета - Михаилом Владиславлевым - Соловьев не получил должность профессора.

Прекращение преподавательской деятельности

Переломным для мыслителя стал 1881 год. Тогда всю страну потрясло убийство революционерами царя Александра II. Что в этих условиях сделал Соловьев Владимир? Философ прочел публичную лекцию, в которой заявил, что необходимо помиловать террористов. Этот поступок наглядно продемонстрировал взгляды и убеждения Соловьева. Он считал, что государство не имеет права казнить людей, даже в ответ на убийство. Идея о христианском всепрощении заставила писателя пойти на этот искренний, но наивный шаг.

Лекция привела к скандалу. О ней стало известно на самом верху. Министр внутренних дел Лорис-Меликов написал новому царю Александру III докладную записку, в которой убеждал самодержца не наказывать философа ввиду глубокой религиозности последнего. Кроме того, автор лекции являлся сыном уважаемого историка, когда-то бывшего ректором Московского университета. Александр в своем ответе назвал Соловьева «психопатом», а его ближайший советник Константин Победоносцев счел провинившегося перед троном «безумным».

После этого философ покинул Санкт-Петербургский университет, хотя формально его никто не увольнял. Во-первых, дело было в шумихе, а во-вторых, писатель хотел больше сосредоточиться на книгах и статьях. Именно после 1881 года начинается период творческого расцвета, который пережил Соловьев Владимир. Философ писал без остановки, так как для него это был единственный способ заработка.

Рыцарь-монах

По воспоминаниям современников, жил Соловьев в чудовищных условиях. Постоянного дома у него не было. Писатель останавливался в гостиницах или у многочисленных друзей. Бытовая непостоянность плохо отражалась на здоровье. Кроме того, философ регулярно держал строгий пост. И все это сопровождалось интенсивными занятиями. Наконец, Соловьев не раз травился скипидаром. К этой жидкости он относился как к целебной и мистической. Скипидаром были пропитаны все его апартаменты.

Неоднозначный образ жизни и репутация писателя вдохновили поэта Александра Блока назвать его в мемуарах рыцарем-монахом. Своеобразность Соловьева проявлялась буквально во всем. Писатель Андрей Белый оставил о нем воспоминания, в которых например, говорится, что у философа был удивительный смех. Одни знакомые считали его гомерическим и радостным, другие - демоническим.

Соловьев Владимир Сергеевич часто уезжал за границу. В он в последний раз вернулся в Москву, чтобы сдать в издательство собственный перевод трудов Платона. Тогда же писатель почувствовал себя плохо. Его перевезли к Сергею Трубецкому - религиозному философу, публицисту, общественному деятелю и ученику Соловьева. Его семье принадлежала подмосковная усадьба Узкое. Туда к Владимиру Сергеевичу приехали врачи, которые поставили неутешительный диагноз - "цирроз почек" и "атеросклероз". Организм писателя был истощен от перегрузок за рабочим столом. Семьи он не имел и жил один, поэтому проследить за его привычками и повлиять на Соловьева никто не мог. Усадьба Узкое так и стала местом его смерти. Философ скончался 13 августа 1900 года. Его похоронили на Новодевичьем кладбище, рядом с отцом.

Богочеловечество

Ключевой частью наследия Владимира Соловьева является его идея богочеловечества. Эта теория впервые была изложена философом в его «Чтениях» в 1878 году. Основной ее посыл заключается в выводе о единстве человека и Бога. Соловьев относился с критикой к традиционной массовой вере русской нации. Он считал привычные обряды «бесчеловечными».

Многие другие российские философы, так же как и Соловьев, пытались осмыслить тогдашнее состояние Русской Православной Церкви. В своем учении писатель воспользовался термином Софии, или Премудрости, которая должна была стать душой обновленной веры. Помимо этого, у нее есть и тело - Церковь. Это сообщество верующих должно было стать сердцевиной будущего идеального общества.

Соловьев в своих «Чтениях о богочеловечестве» утверждал, что Церковь переживает серьезный кризис. Она раздроблена и не имеет власти над умами людей, а на ее место претендуют новые популярные, но сомнительные теории - позитивизм и социализм. Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) был убежден, что причиной этой духовной катастрофы стала Великая французская революция, которая расшатала привычные основы европейского общества. В 12 чтениях теоретик пытался доказать: только обновленная церковь и религия могут занять образовавшийся идеологический вакуум, где в конце XIX века было множество радикальных политических теорий. Соловьев не дожил до первой революции в России в 1905 году, но он верно чувствовал ее приближение.

Понятие Софии

Согласно идее философа, принцип всеединства Бога и человека можно реализовать в Софии. Это пример идеального общества, основанного на к ближнему. Рассуждая о Софии как о конечной цели развития человечества, автор «Чтений» также затронул вопрос мироздания. Он подробно описал собственную теорию космогонического процесса.

Книга философа Владимира Соловьева (10 чтение) приводит хронологию возникновения мира. Вначале была Астральная эпоха. Писатель ассоциировал ее с исламом. Далее следовала Солярная эпоха. Во время нее возникло Солнце, тепло, свет, магнетизм и другие физические явления. На страницах своих трудов теоретик связал этот период с многочисленными солярными религиозными культами античности - верой в Аполлона, Осириса, Геркулеса и Адониса. С появлением на Земле органической жизни началась последняя, Теллурическая эпоха.

Этому периоду уделял особенное внимание Владимир Соловьев. Историк, философ и теоретик подчеркнул три наиболее важных цивилизации в истории человечества. Эти народы (греки, индусы и иудеи) первыми смогли предложить идею об идеальном обществе без кровопролития и других пороков. Именно среди иудейского народа проповедовал Иисус Христос. Соловьев относился к нему не как к отдельному человеку, а как к личности, сумевшей воплотить в себе всю человеческую природу. Тем не менее философ считал, что в людях заложено гораздо больше материального, чем божественного. Воплощением этого принципа стал Адам.

Рассуждая о Софии, Владимир Соловьев придерживался идеи о том, что у природы есть собственная единая душа. Он считал, что человечество должно уподобиться этому порядку, когда у всех людей есть нечто общее. Эти взгляды философа нашли еще одно религиозное отражение. Он был униатом (то есть выступал за единство церквей). Существует даже точка зрения, что он принял католицизм, хотя она и оспаривается биографами из-за отрывочности и неточности источников. Так или иначе, но Соловьев был активным сторонником объединения Западной и Восточной церкви.

«Красота в природе»

Одним из основополагающих трудов Владимира Соловьева стала его статья «Красота в природе», опубликованная в 1889 году. Философ подробно рассмотрел это явление, дав ему множество оценок. Например, он считал красоту способом преображения материи. В то же время Соловьев призывал ценить прекрасное само по себе, а не как средство достижения другой цели. Также он называл красоту воплощением какой-либо идеи.

Соловьев Владимир Сергеевич, краткая биография которого являет собой пример жизни автора, затронувшего в своем творчестве почти все сферы человеческой деятельности, в этой статье также охарактеризовал свое отношение к искусству. Философ считал, что у него всегда была только одна цель - улучшить действительность и повлиять на природу и человеческую душу. Дискуссия о предназначении искусства была популярной в конце XIX века. Например, на эту же тему высказался Лев Толстой, с которым писатель косвенно полемизировал. Соловьев Владимир Сергеевич, стихи которого известны меньше его философских работ, был еще и поэтом, поэтому рассуждал об искусстве совсем не со стороны. «Красота в природе» заметно повлияла на взгляды интеллигенции Серебряного века. Важность этой статьи для своего творчества отмечали писатели Александр Блок и Андрей Белый.

«Смысл любви»

Что еще оставил после себя Владимир Соловьев? Богочеловечество (его главная концепция) была развита в цикле статей «Смысл любви», изданном в 1892-1893 гг. Это были не разрозненные публикации, а части одного целого произведения. В первой статье Соловьев опровергал идею о том, что любовь является только способом размножения и продолжения человеческого рода. Далее писатель сравнивал ее виды. Он подробно сопоставил материнскую, дружескую, половую, мистическую к Отечеству и т. д. При этом он коснулся природы эгоизма. Для Соловьева любовь является единственной силой, способной заставить человека переступить через это индивидуалистское чувство.

Показательны оценки других русских философов. Например, Николай Бердяев считал данный цикл «самым замечательным, что было написано о любви». А Алексей Лосев, который стал одним из главных биографов писателя, подчеркивал, что Соловьев считал любовь способом достичь вечного всеединства (а значит, и богочеловечества).

«Оправдание добра»

Книга «Оправдание добра», написанная в 1897 году, является ключевым этическим произведением Владимира Соловьева. Автор планировал продолжить эту работу еще двумя частями и, таким образом, издать трилогию, но так и не успел осуществить свою задумку. В этой книге писатель привел аргументы того, что добро является всеобъемлющим и безусловным. В первую очередь потому, что оно приходится основой человеческой природы. Соловьев доказывал истинность этой идеи тем, что всем людям с рождения знакомо чувство стыда, которое не воспитывается и не прививается со стороны. Он называл и другие подобные характерные для человека качества - благоговение и жалость.

Добро является неотъемлемой частью людского рода, потому что оно еще и дано от Бога. Соловьев, объясняя этот тезис, в основном пользовался библейскими источниками. Он пришел к выводу, что вся история человечества - это процесс перехода из царства природы к царству духа (то есть от первобытного зла к добру). Показательным примером этого является эволюция способов наказания преступников. Соловьев отметил, что со временем исчез принцип кровной мести. Также в этой книге он в очередной раз выступил против использования смертной казни.

«Три разговора»

За годы своего творчества философ написал десятки книг, лекционных курсов, статей и т. д. Но, как и у каждого автора, у него был последний труд, который в итоге стал подведением итогов многолетнего пути. На чем остановился Владимир Сергеевич Соловьев? «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» - так была названа книга, написанная им весной 1900 года, незадолго до смерти. Она была издана уже после ухода автора из жизни. Поэтому многие биографы и исследователи стали рассматривать ее как творческое завещание писателя.

Философия Владимира Сергеевича Соловьева, затрагивающая этическую проблему кровопролития, основана на двух тезисах. Война - это зло, но даже она может быть справедливой. В качестве примера мыслитель привел пример предупредительных походов Владимира Мономаха в С помощью этой войны князь смог спасти славянские поселения от разрушительных набегов степняков, чем оправдал свой поступок.

Во втором разговоре на тему прогресса Соловьев отметил эволюцию международных отношений, которые стали строиться на мирных принципах. В то время самые могущественные державы действительно стремились найти баланс между собой в стремительно меняющемся мире. Однако сам философ уже не увидел кровопролитных мировых войн, вспыхнувших на руинах этой системы. Писатель во втором разговоре подчеркивал, что основные события в истории человечества происходили на Дальнем Востоке. Как раз тогда европейские страны делили между собой Китай, а Япония встала на путь резкого прогресса по западному образцу.

В третьем разговоре о конце мировой истории Соловьев с присущей ему религиозностью утверждал, что, несмотря на все положительные тенденции, в мире сохраняется зло, то есть Антихрист. В этой же части философ впервые использовал термин «панмонголизм», который позже стали применять его многочисленные последователи. Это явление заключается в консолидации азиатских народов против европейской колонизации. Соловьев верил, что Китай и Япония объединят свои силы, создадут единую империю и изгонят чужаков из соседних регионов, в том числе из Бирмы.

(1820 — 1879 гг.) — крупнейший историк дореволюционной России.

Его выдающийся вклад в развитие исторической мысли признавали ученые самых разных школ и направлений. Соловьев оставил огромное наследие — 300 произведений. Особенно богатством фактического материала поражает “История России с древнейших времен”, ее 29 томов регулярно, с 1851 по 1879 гг. выходили в свет. К 27 годам С.М. Соловьев защитил две диссертации и стал профессором. Вся его жизнь связана с Московским университетом. Многие годы он возглавлял кафедру русской истории, избирался на должность декана историко-филологического факультета и ректора. В 1872 г. он стал действительным членом Российской Академии наук и возглавил Совет Московских Высших женских курсов. В 1870 г. — директор Оружейной палаты. Одна из главных идей исторических сочинений С.М. Соловьева — представление об истории России как о едином, закономерно развивающемся процессе. Ученый не только ввел в научный оборот огромное количество архивных документов, но и по-новому представил многие стороны российской истории.

Философия В. Соловьева

Выдающийся русский философ Владимир Соловьев (1853 — 1900) .

Эволюция философских взглядов Соловьева включает три основных периода. Первый период — начало 80-х гг. — посвящен исследованиям в области теософии, основными работами являются “Чтения о Богочеловечестве” (1877 — 1881), “Религиозные основы жизни”(1882 — 1884). Во втором периоде (примерно до 1890 г.) Соловьев исследует проблему теократии, создания справедливого государства, которое осуществит христианские идеи в общественной жизни (“История и будущность теократии” (1885 — 1887), “Россия и Вселенская церковь” (1889). Третий период — исследование проблем теургии, связанных с мистическим искусством, которое, руководствуясь божественной истиной, творит новую жизнь. Основные работы периода — “Смысл любви” (1892 — 1894), “Оправдание добра” (1895). Необходимо отметить, что на протяжении всего творчества Соловьева одно из центральных мест для него всегда занимала проблема Софии.

Философская система Соловьева одна из первых в России рассматривает всю действительность как целое, исходя из принципа единства мира, основанного на признании Бога как абсолютного сверхприродного идеального начала.

В своей Соловьев руководствуется “органическим” мышлением, которое может быть названо методом идеалистической диалектики.

По Соловьеву, в результате синтеза науки, философии и религии знание приобретает объективное значение, и Бог придает миру характер завершенной системы, поэтому познание реальности приводит к христианскому мировоззрению, основанному на учении о богочеловечестве, о воплощенных во Христе божестве и человеке. Он считает, что наиболее полноценной философией является мистическая. Согласно натурфилософии Соловьева, многообразие в природе повторяет изначальное многообразие в сфере идей, по образу которых Бог творит материальный мир, природу. Единство природы реализуется благодаря мировой душе, она занимает промежуточное место между множественностью живых существ и безусловным единством божества. Будучи свободной, мировая душа отделилась от Абсолюта, но тем самым стала принадлежать сотворенному миру и потеряла над ним власть, вследствие чего всемирный организм распался на множество враждующих элементов.

Преодолению розни в бытии способствует длительный космоэволюционый процесс. Над космическим процессом, шедшим в мире до этого, возвышается теперь исторический процесс, источник развития которого — мировая душа, названная Соловьевым Софией.

Вообще, принцип Софии занимает в философии В. Соловьева важное место и имеет несколько толкований . “София есть... материя Божества, проникнутая началом божественного единства”, одна из сторон цельного всеединства, другой из которых является Логос. Это и вечная, совершенная Женственность, духовное существо, получающее свою форму от Бога, процесс реализации которой и представляет собой мировой исторический процесс. София — это и душа мира как центр воплощения божественной идеи мира.

В своей космологии Соловьев подчеркивает и важное значение материи. Это первый субстрат, принадлежность сущего. Философ развивает динамическую теорию атома: “Атомы суть действующие, или активные, силы, и все существующее есть произведение их взаимодействия”.

Соловьев разрабатывает свое учение об эволюции природы, исходя из посылки, что все в мире стремится к абсолюту, что мир — это всеединство в состоянии становления. Всего Соловьев выделяет пять ступеней эволюции, или, как он их называет, царств: минеральное царство, растительное, животное, человеческое и царство Божие. Пять царств наглядно представляют развитие бытия с точки зрения того, что Соловьев называет нравственным смыслом, осуществляемым в богоматериальном процессе: для того чтобы достичь своей высшей цели, существо должно прежде всего быть (минеральное царство), затем оно должно быть живым (растительное), сознательным (животное), далее — разумным (человеческое), и, наконец, совершенным (царство Божие).

Большое внимание в своем творчестве Соловьев уделяет этике всеединства, основные положения которой он выдвинул в работе “Оправдание добра”. В ее основе — положение о существовании в мире добра как некой идеальной сущности, предпосылки человеческой нравственности. Добро, по Соловьеву, неразрывно связано с космоэволюционным процессом. Его существенными признаками являются незаинтересованность, требующая от человека формально-безусловной воли, и всеединство, которое обусловливает полноту нравственных норм для всех основных отношений практической жизни. Добро — высшая категория этики Соловьева, это образующее и направляющее начало всей истории. Оно имеет безусловный характер и определяет смысл жизни человека. Нравственное начало является определяющим и для экономических, политических, правовых и других общественных отношений.

Повседневная мораль человека основывается на трех исходных понятиях: стыд (определяет отношение к природному, материальному началу), жалость (отношение к другим людям) и благоговение (отношение к высшему, божественному началу). Нравственной целью для человека выступает всеединство как абсолютное состояние. Эта цель должна быть выбрана свободно. Сущность свободы, по Соловьеву, — это добровольное усвоение человеком божественной воли. В эмпирическом мире человек детерминирован механической необходимостью и не может быть свободен, поэтому надо прийти к Богу как основе свободы, ибо абсолют свободен от внешней детерминации.

На пути к полноте бытия, царству Божьему на Земле, люди должны создать общество, основанное на принципах справедливости — свободную теократию, общество, где нравственная власть принадлежит церкви, сила — царю, право живого совета с Богом — пророкам. Христианское государство должно проводить христианскую политику, способствовать мирному сближению народов. Единственная историческая миссия всякого народа — участвовать в жизни Вселенской церкви, в развитии христианской цивилизации, которая должна быть создана на основе органического соединения положительных элементов западной и восточной культур, прежде всего, на основе воссоединения церквей — восточного православия, обладающего богатством мистического созерцания, и западного католичества, установившего наднациональную духовную власть, независимую от государства.

Соловьев говорит о трех силах , определяющих судьбы человеческой цивилизации. Это Запад, Восток и славянский мир с Россией во главе. Первые два уже исчерпали себя, Россия призвана дать миру жизнь и обновление. Божественная сила, дающая развитию человечества его безусловное содержание, проявляется через тот народ, который может дать целостность человечеству, соединить его с вечным божественным началом. Этот народ должен быть свободен от всякой односторонности, привязанности к узким интересам, даже равнодушен к жизни с ее стремлением утвердиться в частной низшей сфере деятельности, но должен быть преисполнен веры в положительную действительность высшего мира. Этим свойством, по Соловьеву, обладают славянские народы, и особенно русский народ. Внешнее богатство, комфортность жизни, порядок не имеют никакого значения, великое историческое призвание России — призвание религиозное в высшем смысле этого слова, готовность скорее отказаться от патриотизма, чем от совести.

«Кризис западной философии (против позитивистов)» 1874; «Философские начала цельного знания» (1877); «Критика отвлечённых начал» (1877-1880); «Чтения о Богочеловечестве» (1977-1881); «Три речи в память Достоевского» (1881-1883); «Религиозные основы жизни» (1884); «Великий спор и христианская политика» (1883); «Россия и Вселенская церковь» (1889); «Смысл любви» (1894); «Оправдание добра» (1895); «Первое начало теоретической философии» (1899); «Три разговора» (1900).

Уже в своей магистерской диссертации «Кризис западной философии (против позитивистов)», защищённой в 1874 году, Владимир Соловьёв заявил о своей философской позиции. Главное в ней - идея Всеединства, конкретизирующий высказанную ещё ранними славянофилами мысль о том, что действительность есть «живое целое», которое может быть познано только целостным духом.

По утверждению Соловьёва, философская жизнь Запада, доведя до крайности рациональное познание, сама убедилась в односторонности и недостаточности разума для познания жизни. С другой стороны, те же самые истины, которые на Западе сформулированы рациональной наукой и философией, на Востоке разрабатывало, в форме веры и мистического созерцания, Православие. Поэтому Соловьёв выступил с программой универсального синтеза науки, философии и религии. Этот синтез, по его убеждению, обеспечит «цельное знание» жизни. Предметом «цельного знания» выступает «Истинно-Сущее», «Абсолют». Сущностью Абсолюта является Всеединство.

Понятие Всеединства является центральным в учении Владимира Соловьёва, и это обстоятельство является поводом для того, чтобы его философию называли «философией Всеединства». Отвлечённое знание - эмпиризм, реализм, позитивизм - не может привести к истинному познанию. Истина, по убеждению Соловьёва, это то, что Есть. Но есть Всё. И если истина есть Всё, то любой частный предмет, любой фрагмент, в своей отдельности не может претендовать на истину, ибо он не может существовать отдельно от остальных вещей и явлений. Всё есть истина только в своём единстве или как Единое. Полное определение истины, по Соловьёву, таково: «Это сущее, единое, всё». В отличие от понятия «всеединства», встречающегося в западной философии начиная с античности, у Соловьёва оно не является только онтологическим, то есть не характеризует только бытие, но относится и к познанию и к этике и к социологии.

Всеединство - это свободное объединение в Абсолюте всех элементов бытия. Абсолют хотя и является единым, но в то же время заключает в себе всё. У Соловьёва есть Первый Абсолют (Бог) и Второй Абсолют (Космос). Они соотносительны, но не тождественны: Первый Абсолют представляет законченную сущность, а Космос находится в стадии становления. Первый Абсолют может быть познан непосредственно, то есть в мистическом созерцании, а Второй Абсолют - с помощью философской науки и философии, ибо он есть разнообразие вещей и процессов. Внутренняя диалектика Первого Абсолюта ведёт к возникновению отдельных объектов, но чтобы мир не превратился в разобщённое и рассогласованное бытие, Соловьёв вводит деятельность Мировой души, Софии и Богочеловечества, которые выступают посредниками между множеством реально существующих предметов природы и Первым Абсолютом.

Выступая в качестве онтологического принципа, Всеединство имеет свою специфику в различных видах бытия. В нравственной области Всеединство есть абсолютное благо, в познании - абсолютная истина, в области материального бытия - абсолютная красота. То есть, цельное знание есть единство истины, добра и красоты.

Учение о Богочеловечестве, представленное в «Чтениях о Богочеловечестве», было использовано Соловьёвым для истолкования человеческой истории. Человек рассматривается как соединение Бога с материальной природой. Задача человека - в подчинении природного божественному, в стремлении к внутреннему единству с Богом путём отрицания в себе эгоистической воли.

Сам по себе человек ничто, он становится человеком только в единстве с Богом. В Боге для человека открывается Всеединство, абсолютная полнота бытия, которую человек не может обрести в себе. История есть процесс Боговоплощения.