Шилов николай - управление культуры курганской области. Наиболее заметные публикации

Шилов Николай Петрович
(12.04.1947- 18.03.2010)


Родился Николай Петрович в городе Щучье Курганской области. Вырос в рабочей семье. Отец Петр Михайлович и мать Антонина Михайловна родом из деревень Шумихинского района Курганской области. Вырастили троих сыновей. Двое стали рабочими, а один - ученым и поэтом.
С малых лет у Коли был интерес к литературе. Когда он был еще в восьмом классе, его стихи были впервые опубликованы в местной газете. Позже он писал и прозу, и пьесы, и стихи для взрослых. Но чаще всего стихи для взрослых оставались ненапечатанными.
После окончания восьмого класса Николай поехал в Челябинск поступать в техническое училище. Его не приняли по зрению. Тогда он поступил в культпросветучилище. В 1966 году Николай с отличием закончил учебу и был направлен в Ленинградский институт культуры имени Н.К.Крупской. В Ленинграде он не мог пропустить те возможности, который давал этот город: библиотеки, театры, музеи... Продолжал и в студенческие годы писать стихи, печатался в молодежных газетах и журналах. После первого курса со студенческим отрядом он оказался на строительстве газовой компрессорной станции в Южном Казахстане. После второго курса с небольшим студенческим отрядом побывал в Восточной Германии. Там его даже наградили за хорошую работу. Но главной наградой было знакомство со знаменитыми немецкими городами: Дрезденом, Лейпцигом, Веймаром, Берлином, их музеями, театрами.
Время учебы в институте было для Николая Шилова очень результативным. В то время в институте преподавали очень хорошие специалисты, такие, как писатель Игорь Смольников и другие. Николай Петрович приобретал театральный опыт. Вместе с однокурсниками он организовал на курсе свой театр. Поставил пьесу Мережковского «Павел I», что получило неодобрение парткома и деканата. Для того чтобы поставить «Павла I», ощутить дух той эпохи, Шилов побывал в Михайловском замке, где закончилась жизнь царя.
Николай Петрович был постоянным читателем институтской и театральной библиотек. С тех пор у него особое отношение к профессии библиотекаря. Он открыл для себя поэзию Серебряного века. Особое увлечение Шилова - стихи Блока. Почти весь третий том поэта он знал наизусть.
После окончания института Николай Петрович вернулся в Челябинск на преподавательскую работу в то самое училище, которое заканчивал сам. Но сначала год прослужил в армии, где работал библиотекарем! В училище Николай Петрович организовал «Ночной театр» (репетировали по ночам). Играли в спектаклях и преподаватели, и студенты. Николай Петрович не только режиссировал, но и писал сценарии, готовил концерты.
С 1970 года Шилов стал заниматься в литературном объединении «Экспресс» (Дворец железнодорожников). Там он познакомился с руководителем объединения и детским поэтом Львом Рахлисом. Несмотря на разницу в возрасте в десять лет, началась дружба на долгие годы, которая сыграла в судьбе Николая Петровича очень большую роль. В 1982 году Николай Петрович перешел на работу в Челябинский институт культуры, стал работать вместе с Рахлисом. Лев Яковлевич уже заявил себя как детский поэт, был автором книги «Шишел-Мышел», публикаций в газетах. Рахлис - человек широких интересов, большой культуры, богатого языка. Николай Петрович много получил, общаясь с другом. Объединял их интерес к поэзии, к детям, к театру, культуре.
Параллельно в Челябинском университете Шилов создает очень интересный студенческий театр «Софит», который за десять лет существования не раз был победителем в различных смотрах и конкурсах.
Николай Петрович вместе с Львом Яковлевичем написали первую совместную книжку для воспитателей детских садов и учителей начальных классов «Цветик-семицветик» (1992). Потом появились «Здравствуй, бабушкин сундук!», «Школа Винни-Пуха» и другие Все, кто работает с детьми, сразу оценили достоинства сценариев игр, конкурсов, шоу, придуманных авторами - выдумщиками, фантазерами. Позже эти книги вошли в их сборник «Кит по имени «Н», Кит по имени «В», Кит по имени «Ф».
Так случилось, что Лев Рахлис по настоянию родных в 1993 году уехал в Америку. Но связь поэтов не прерывалась. Он передал Николаю Петровичу «эстафетную палочку» - кафедру в институте. 10 лет Николай Петрович возглавлял в институте (теперь Академия культуры и искусства - ЧГАКИ) кафедру режиссуры театрализованных представлений и праздников. Не случайно одна из статей, посвященных Шилову, называется «Профессор кафедры праздников». Студенты называют кафедру «кайфедрой», настолько интересно там учиться.
Когда в городе проходят большие праздники: «День города», «Человек года», Бажовский фестиваль, «Светлое прошлое», «Хрустальная капель»..., мало кто знает, что сценарии этих праздников разработаны Николаем Петровичем. Несколько лет Николай Петрович был руководителем команды КВН «Формула-1» ЧЕЛГУ.
Первые стихи для детей у Николая Петровича появились на детской страничке газеты «Хроника» (1992 -1996). И сразу же стало понятно, что появился в Челябинске настоящий детский поэт:

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Хочу познакомиться
С девочкой Людой,
Желательно плаксой
И страшной занудой.
Номер такой - то,
Звоните в обед

ЛЮДОед


Стихи Николая Шилова, как всякие хорошие стихи, интересны и маленьким детям, и их родителям, бабушкам и дедушкам. Поэт пишет книги для дружных взрослых и детей. Их хорошо читать вслух в семье. Стихи легко читаются, легко запоминаются. Строчки поэта заставляют детей думать нестандартно, фантазировать, радоваться неожиданным поворотам, юмору, разнообразию возможностей языка. А как неожиданны и интересны названия его книг!
Не случайно, в одном из интервью Николай Петрович сказал: «Смысл детской поэзии не в морализаторстве, а в том, чтобы пройти языковую школу. Почувствовать язык - образный и вкусный». Книги Николая Петровича и есть эта самая языковая школа, школа словотворчества.
В 1996 - 2000 годах в Челябинске издавался детский журнал «Тропинка», где главным редактором была Северина Школьникова. Заместителем ее и ведущим рубрики для самых маленьких - «Детский сад» был Николай Петрович. В «Тропинке» публиковались стихи Шилова и много произведений других авторов, с которыми Николай Петрович знакомил маленьких читателей. К сожалению, «Тропинка» перестала издаваться в связи с отъездом из страны главного редактора и организатора журнала.
Стихотворения Николая Петровича печатались в минском журнале «Кважды-Ква», в американской газете «Русский Дом», которую издает в Атланте Лев Рахлис. Поэт печатался в екатеринбургских журналах «Воздушный корабль» (для чтения в самолетах), в компьютерном журнале «Лэп-Топ», в челябинских журналах «Наполеон», «Луч».
Первый сборник стихов Шилова «Доктор Муха - Горло-Нос» вышел в Челябинске в 1997 году. Редактором сборника была наша землячка - детская поэтесса Нина Пикулева. Через два года Николай Петрович выпустил второй свой сборник - «Самсусам». В него вошло сорок стихотворений. Это целое поэтическое богатство: есть стихи, написанные с юмором, но заставляющие задуматься над серьезными вещами («Думы», «Лето», «Заботы»...)

Если речку
Не беречь,
Перестанет
Речка течь.
Зарастет высокою
Острою осокою.


А есть не просто стихотворения, а стихи-загадки, стихи-игры, стихи -считалки... Много стихотворений Николая Петровича посвящено природе, погоде, деревьям, насекомым. Может быть потому, что он сам замечательный садовод, в его стихах такие тонкие и точные наблюдения за всем, что растет и живет на земле: «Божья коровка», «Букашки», «Мухи», «Рыбка по имени Карась»...
В 2004 году в Академии культуры и искусства вышел сборник Николая Петровича «Поросенок, который был собакой», где впервые для ребят он поместил и прозаическое произведение, название которого стало названием сборника. Впервые в сборнике помещена большая серьезная статья о творчестве поэта.
Особенно хорошо изданы две книги Николая Петровича: «Посвящение в лягушки. Стихи для детей и взрослых» и «Лето в банках. Стихи для детей» (издательство «АвтоГраф») с яркими рисунками художника Юрия Попова, в твердом переплете. «Посвящение в лягушки» (2001) открывается словами: «В этой книге - собственные произведения автора, а также переводы с мушиного, лягушачьего, сорочьего, кошачьего, собачьего, лошадиного и прочих языков»... Поэт заставляет детей удивляться красоте и многообразию мира. И книга «Лето в банках» (2006) написана в лучших традициях автора. Не случайно программа летнего чтения екатеринбургских библиотек открывается одноименным стихотворением Николая Петровича и созвучна по названию «Лето в рифмах».
Появление этих книг стало еще одним доказательством роста мастерства поэта. И тем, как качественно меняются издания книг Николая Петровича. Такие книги не стыдно послать на столичные и международные книжные выставки. Много его стихов стали песнями. Очень хорошую музыку на слова поэта сочинила челябинский композитор Елена Поплянова. Композитор Анатолий Кривошей написал музыку к песням Николая Шилова к спектаклям «Синяя птица» и «Гарри Поттер». Шилов - частый гость в детской аудитории. Он прекрасно общается с детьми. Встречи с ним для детей - праздники.
В день рождения Николая Петровича (12 апреля 2000 года) его приняли в Союз писателей России
Николай Петрович - дипломант Всероссийской литературной премии имени Льва Толстого (2002), лауреат премии имени Максима Клайна (2001), лауреат городской премии «Золотая лира» (2007). С 1995 года Николай Шилов - Заслуженный работник культуры России. При всем при этом - Николай Петрович удивительно скромный человек, добрый, простой в обращении. Он не умеет «пробивать» свои книги, но благодаря его помощи выходят книги его друга - Рахлиса: «Подарили рыбке зонтик», «На зеленом острове Борнео»...

Книги Н.П.Шилова


Доктор Муха - Горло-Нос. Челябинск: 1997
Самсусам. Челябинск, издательство Т.Лурье, 1999
Страшный зверь. Челябинск, издательство Т.Лурье, 2000
Безусый Самсусам. Челябинск, издательство Т.Лурье, 2001
Посвящение в лягушки. Челябинск, «АвтоГраф», 2001, 2004
Поросенок, который был собакой. Челябинск: ЧГАКИ, 2004
Три дождя тому назад. Челябинск, издательство «Татьяна Лурье», 2006
Лето в банках: Стихи для детей. Челябинск, «АвтоГраф», 2006
Диалоги Петрова. Челябинск, издательство «Татьяна Лурье», 2007
Если падаешь с Луны. Челябинск, издательство Марины Волковой, 2008

Ветвь Николая Алексеевича (Шиловы - Стечкины).

Вера Николаевна (рожд. Абрикосова) и Николай Александрович Шиловы.

Вера Николаевна (рожд. Абрикосова , дочь Н.А. Абрикосова , внучка А.И. Абрикосова ) Шилова (1875 - 1942), училась в одной гимназии и дружила с Натальей Сергеевной Шереметьевской, будущей супругой Великого князя Михаила Александровича (1878 - позже 1918 года), Императора Михаила II, ставшей впоследствии - графиней Натальей Сергеевной Брасовой (1880-1952).

Вышла замуж в 1897 году за Шилова Николая Александровича (1872-1930), одного из основоположников теории противохимической защиты, профессором Академии химической защита РККА.


Вера Николаевна Абрикосова и Николай Александрович Шилов в день свадьбы.
Москва, Малый Успенский переулок. 1897 год.

Николай Александрович Шилов , известный химик, занимался сопряженными реакциями окисления, вопросами адсорбции газов и электролитов на угле (в связи с проблемой химзащиты), фотографическими процессами.
В 1895г. закончил Московский университет, работал в лаборатории Н.Д.Зелинского, работал в физико-химической лаборатории Освальда в Лейпциге (1896-1897 и 1901-1904). Преподавал в Московском университете, в Московском Высшем техническом (инженерном) училище и в Московском Коммерческом институте.

С 1910 г. профессор. В 1911г. вместе с другими профессорами покидает университет в знак протеста против реакционной политики министра Кассо. В 1912 едет в лабораторию Кюри, а в 1914 - в лабораторию Резерфорда с целью не только поработать, но и закупить оборудование для радиологической лаборатории Коммерческого института.
Первая мировая война нарушили все планы - закупленное оборудование погибло на пути в Россию. Шилову с семьей удалось вернуться домой через Швецию.

В 1915г. Московское отделение Русского физико-химического общества поручило разработку способов противогазовой защиты Зелинскому, Шилову и Хлопину.
В сентябре 1915г. Н.А. Шилов создает передвижную химическую лабораторию и выезжает на Западный фронт.


Н.А. Шилов, 1915 год.
Штаб Главнокомандующего Армиями Западного фронта.


Н.А. Шилов был страстным путешественником, бывал во многих странах мира. Оставил большую коллекцию снятых им стереофотографических снимков.

Библиография:
Н.Н.Ушакова Николай Александрович Шилов. Из-во "Наука" М. 1966
Сборник Николай Александрович Шилов. К столетию со дня рождения. Под ред. М.М.Дубинина Военная Академия химзащиты, М. 1964.
Б.М.Беркенгейм, Н.И.Семенов, Серпинский Журнал физ. химии т.29 вып. 9 1955г.
Успехи химии т.15 вып.2 1946
Научное творчество Шилова. Труды института истории естествознания и техники т.12 1956г.

Вера Николаевна и Николай Александрович Шиловы.
Свадебное путешествие. Германия 1897 год

В.Н. и Н.А. Шиловы имели трех детей:
1. Ирина (1898-1958);
2. Марина (1908(?) - 1930). Детей не имела, умерла в возрасте 22 года;
3. Александр - умер ребенком в 10-летнем возрасте;


Ирина, Вера Николаевна (рожд. Абрикосова) и Марина Шиловы. 1912 год.


Вера Николаевна и Наталья Сергеевна Шереметьевская, в последствии графиня Брасова, поддерживали дружеские отношения вплоть до революции 1917 года, когда судьба их разлучила.
В 1914 году, по приглашению Натальи Сергеевны и Великого князя Михаила Александровича, Вера Николаевна с мужем Н.А. Шиловым и дочерью Ириной посетили великокняжескую чету в замке Небворт (Knebworth House) в 28 милях к северу от Лондона, где они тогда проживали.
Об этом посещении остались воспоминания записанные внуком Ирины Николаевны - Борисом Сергеевичем Стечкиным.

Ирина Николаевна (рожд. Шилова) Стечкина (1898-1958) , окончила Плехановский институт, преподавала на химическом факультете МГУ.

Муж Стечкин Борис Сергеевич (5 августа 1891 — 2 апреля 1969) — выдающийся русский, советский учёный в области тепловых и авиационных двигателей, академик АН СССР с 1953 года (член-корреспондент с 1946 года).

Борис Сергеевич Стечкин родился 5 августа 1891 г. в с. Труфаново Тульской губернии в дворянской семье. Среднее образование он получил в Орловском кадетском корпусе (1908), по окончании которого поступил на механический факультет Высшего технического училища в Москве, которое закончил в 1918 г. Профессор Н.Е. Жуковский обратил внимание на способного студента и пригласил его работать на кафедре после окончания МВТУ. В 1921 году Стечкин избирается профессором.
В 20-е годы Стечкин становится одним из наиболее авторитетных специалистов в стране в области авиамоторостроения, вносит заметный вклад в теорию поршневых двигателей внутреннего сгорания. В 1929 в журнале «Техника Воздушного Флота» он публикует статью «Теория воздушного реактивного двигателя», где впервые формулируются принципы, ставшие основополагающими в этой отрасли техники. Б.С. Стечкин является автором многих теоретических работ и практических методик тепловых и газодинамических расчётов тепловых двигателей и лопаточных машин.
Работая в различных научных и конструкторских организациях, Б.С. Стечкин тесно сотрудничал с выдающимися деятелями отечественной науки и техники, в том числе: с Н.Е. Жуковским, Ф.А. Цандером, С.П. Королёвым , А.Н. Туполевым, А.А. Микулиным, и др.


Академик Б.С. Стечкин

В начале 1930 года стал зам. директора по науке Научно-исследовательского института авиамоторостроения (впоследствии ЦИАМ). Арестован 20 октября 1930 года по делу Промпартии.
Б.С. Стечкин принимал активное участие в создании целого ряда ведущих научно-исследовательских центров по изучению проблем авиации и ракетостроения, в том числе: ЦАГИ, ВВИА им. Жуковского, Института двигателей АН СССР, первым директором которого он являлся.
Значительную часть научной деятельности Б.С. Стечкина составляла преподавательская работа. Он был профессором МВТУ (1921-27), МАИ (1933-37), ВВИА им Жуковского (1921-1954), МАДИ (1954-1969).
Несмотря на свои достижения, Стечкин дважды пострадал от сталинских репрессий: в 1930—1931 и 1937—1943 годах находился в заключении, работая при этом в специальном техническом бюро. Это помешало поступлению в МГУ его сына — С. Б. Стечкина — впоследствии ставшего профессором этого университета. Стечкин упомянут в романе А.И. Солженицина «В круге первом», а также в книге воспоминаний Л. Кербера «Туполевская шарага».. В 1943 году Стечкин был освобожден после личной просьбы А. А. Микулина Сталину.


Океанский сухогруз "Академик Стечкин"
Спущен на воду в 1975 г.
Черноморское морское пароходство.

За свою научную и инженерную деятельность Б.С. Стечкин был удостоен многих правительственных наград: Герой Социалистического Труда (1961), лауреат Ленинской (1957 г.) и Сталинской премии (1946 г.), награждён 2-мя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды.


Ирина Николаевна (рожд. Шилова) и Борис Сергеевич Стечкины.

Ирина Николаевна и Борис Сергеевич Стечкины имели трех детей:

1. Сергей Борисович (1920-1995);
2. Вера Борисовна (1922г.р.);
3. Ирина Борисовна (1932 г.р.).

1. Сергей Борисович Стечкин (1920-1995), окончил мехмат МГУ (1942г.), доктор физико-математических наук, профессор, работал в Математическом институте АН СССР.


Математик
Сергей Борисович Стечкин.

Женат первым браком на Екатерине Ивановне Стечкиной (Трифоновой) (1927-1987), окончила мехмат МГУ, редактор в издательстве Наука, зав редакцией (Физико-математическая литература).


Екатерина Стечкина с сыном Борисом

Их сын:
1. Борис (1950 г.р.).
Борис Сергеевич Стечкин (1950г.р.), окончил мехмат МГУ (1973г.), академик Российской Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, с.н.с. Математического института им. В.А. Стеклова.
Был женат на Ирине Львовне Ежовой (1948 г.р.), окончила философский факультет МГУ (1972 г.), полковник Генеральной прокуратуры РФ в отставке. (брак расторгнут). Детей не имели.


Математик,
Борис Сергеевич Стечкин.

Второй брак С.Б. Стечкина - Татьяна Васильевна Родославова (1948 г.р.), окончила мехмат МГУ (1972 г.),
Их дети:
1. Александра (1979 г.р.);
2. Валерия (1982 г.р.).
1. Александра Сергеевна (1979 г.р.), окончила педагогический институт им. В.И. Ленина, преподаватель математики в средней школе.
Имеет двух детей: Кира, Филипп.
2. Валерия Сергеевна Стечкина (1982 г.р.).
2. Вера Борисовна Пахомова (Стечкина) (1922г.р.), окончила Московский горный институт, преподавала в Горном институте.
Муж: Николай Корнеевич Пахомов (1917 -), летчик, штурман, участник Великой Отечественной войны, награжден орденами Красной Звезды и Боевого Красного Знамени. После войны на партийной работе. Работал в МГК КПСС.
Их дети:
1. Сергей (1947-2007);
2. Ольга (1951 г.р.).
1. Сергей Николаевич Пахомов (1947 — 2007). работал старшим лаборантом в институте им. Курчатова, художник-иллюстратор.
Первый брак: Гришанина Наталья Алексеевна (1951 г.р.).
Их сын :
Борис Сергеевич Пахомов (1974 г.р.), окончил библиотечный институт. Жена: Людмила Сергеевна Горшкова (1985 г.р.).
Их дети:
1. Вениамин (2001 г.р.)
2. Ярослав (2004 г.р.)
Второй брак: Ирина Александровна Розовская (1954 г.р.)
Их дети:
1.Николай (1986 г.р.),
2. Александр (1988 г.р.),
3. Мария (1992 г.р.).
2. Ольга Николаевна Пахомова (1951 г.р.) окончила психологический факультет МГУ, психолог, автор многих учебных пособий по детской психологии. Муж: Михаил Зельманович Темчин (1945 г.р.)
Их дети:
1. Анна (1972 г.р.),
2. Мария (1980г.р.).
1. Анна Михайловна Темчина (1972 г.р.) окончила Московский государственный открытый педагогический университет (МГОП), логопед-дефектолог. Муж: Евгений Романович Писаревский (1968 г.р.)
Их дети:
1.Вера (1993г.р.)
2.Татьяна (1997 г.р.)
3.Ирина (2004г.р.)
2.Мария Михайловна Темчина (1980 г.р.) Окончила РГГУ, педагог. Муж: Попов Артем Алексеевич (1965 г.р.)
Дочь: Марина (2008г.р.)
3. Ирина Борисовна Стечкина (1932 г.р.) окончила физфак МГУ (1956г.), кандидат физико-математических наук, 20 лет проработала в Физико-химическом институте им. Л.Я. Карпова. С 1980 г. работает в РНЦ «Курчатовский Институт», ведущий научный сотрудник.
Муж: Александр Алексеевич Веденов (1933-2008), окончил физфак МГУ (1956г.), доктор физико-математических наук, профессор, член корреспондент АН СССР, работал в Институте Атомной энергии им. И.В. Курчатова.


Ирина Борисовна Стечкина, Александр Алексеевич Веденов их сын Алексей.
1959 год

1. Алексей (1958 г.р.);
2. Ирина (1964 г.р.).
1. Алексей Александрович Веденов (1958г.р.), окончил, мехмат МГУ. Женат на Евгении Олеговне Стечкиной, окончила санитарный факультет Медицинского института.
Дочь: Алла (1986 г.р.), работает переводчицей.
2. Ирина Александровна Веденова (1964 г.р.), окончила мехмат МГУ, проживает в Канаде.
Первый брак: Юрий Витальевич Девяткин (1961 г.р.)
Их дети:
1. Леонид (1982 г.р.);
2. Михаил (1986 г.р.);
3. Ирина (1997 г.р.).
1. Леонид Юрьевич Девяткин (1982 г.р.), окончил философский факультет МГУ (2004 г.), кандидат философских наук, работает в Институте философии РАН.


Михаил Девяткин (В центре)

3. Ирина Юрьевна Девяткина (1997 г.р.), учится в школе, проживает вместе с матерью в Канаде.

Биографические данные и фотографии любезно предоставили - Ирина Борисовна Стечкина, Вера Борисовна Пахомова (правнучки Николая Алексеевича Абрикосова) и Борис Сергеевич Стечкин (праправнук Н.А. Абрикосова).

Товарищество А.И. Абрикосова Сыновей и администрация Сайта выражает им искреннюю благодарность за предоставленные материалы.

Продолжение следует.
Июнь 2010 г.

________________________

Администратор сайта
Андрей Абрикосов.
E-mail: [email protected]

  • Ну кто?
  • Шалуны, вот кто! Тогда углы будут живыми.
  • Молодец, Рита! Хорошо придумала. Пригласим-ка в наш детский сад всяких-превсяких зверей. И получится живой уголок. То-то будет весело. А шалуны пусть шалят себе. А то жить ску-ку-чно будет.

И мы взяли телефонную книжку и наш большой телефон. И позвонили всем че-лябинским поэтам. Попросили помочь нам. И вот что получилось!

Милости просим в наш живой уголок!

От редакции: а какие поэты привели в Живой уголок своих животных, вы можете почитать стихи о них на нашем сайте:

Ирина Ежова - Собачье объявлене, Ася Горская -Стрекозу и уточек, которые перепутали маму с пароходиком, Ефим Ховив - козлёнка с бородой, Нина Пикулева - медвежаток, Лидия Преображенская -ёжика и Олег Юлдашев - пингвинов!

И сам Николай Петрович тоже много писал о зверях, особенно о собаках - вот некоторые его стихи.его стихи.

СОБАЧКА В ТЕЛОГРЕЙКЕ

По аллейке

В телогрейке,

Не кусается,

Не бросается.

Неприлично гавкать,

В безрукавке,

В бесштанинке

На утренней

Разминке.

ЧТО ДЕЛАЛ БОБИК В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ

Вдоль и поперёк

Вприпрыжку

После этого

Пятитонный

Самосвал

Все колёса

А потом ловил,

С тополей

Летящий пух,

Прошло потом,

Стал гоняться

За хвостом,

Собственным,

Правда, безуспешно...

День у Бобика —

Сплошная аэробика.

ЩЕНОК

Хорошо бежать вприпрыжку

За хозяином своим,

Вместе делать передышку

И резвиться вместе с ним.

Догонялки, обгонялки,

Наконец, перегонки,

А потом хватанье палки

С вырываньем из руки.

Я от радости шалею:

Не житьё — а красота!

И хозяина жалею

За отсутствие хвоста. :

ДУМЫ

Возле мусорного

Ходит хмурая

Думает свои:

Даже если

Ты - бродяга,

Беспородная

Дворняга,

Беспородная

Дворняга

Без друзей

И без семьи,

Надо думать

Не о хлебе,

А о звездах

А о звездах

И о небе,
Даже утром
Натощак.
Ну, а если

Жить иначе,

Становится

Собачьей,

Жизнь становится

Собачьей,

И тем паче -

НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ

ДЛЯ ТЕХ, КТО ИМЕЕТ

ХВОСТЫ

В темноте

Зимой и летом

Хвост держите

ПИСТОЛЕТОМ,

Чтоб имели

Бледный вид

И грабитель,

И бандит.

А в трамвайной

Толкотне

Будьте бдительны

Перед остановкой

Не держите

Хвост МОРКОВКОЙ,

Среди трамвайцев

Половина зайцев.

По мостовой

Под оркестр

Веселящийся

Марширует

Вот тогда

Само собой

Задирайте хвост

Мне вчера пролаяла

Дворняга эти правила.

Стихи почитали, тепе рь поиграем

ИГРА 1.

Не зря наша кукушка Рита ску-ку-ксилась. Одному всегда скучно. Поэтому и звери, и птицы, и рыбы, и

насекомые любят собираться вместе. Галки, например, летают стаями. А если идут коровы, много-много, что это? Правильно, стадо.

А если мчатся лошади, это - ...

А если плывут селедки, это - ...

А если летят журавли, это - ...

А если пасутся овцы, это - ...

А если клубятся пчелы, это - ...

2. НОВЫЙ ГОД

  • Рита, - сказал я, - ско-ро Новый год. - Давай ку-пим мороженого. Когда часы будут бить двенад-цать раз, мы его съедим.
  • А кого они будут бить? - подозрительно спросила Рита.
  • Не волнуйся, бить - это значит бомкать. Бом-бом-бом! Чтобы все знали, что Новый год уже наступил.
  • На кого?
  • Что на кого?
  • Наступил на кого?
  • Рита, тебе надо провет-риться. Почаще открывай форточку.

Двадцать четыре раза в сутки открываю, - заворча-ла Рита, - так и ангину по-лучить недолго.

Кукушка Рита - мой луч-ший друг. Она живёт в часах и очень любит беседовать.

  • А если у тебя ангина, вернее, если у меня ангина, то Новый год придётся встречать в мастерской.
  • Это почему?

Потому что часы всё время будут показывать тридцать девять и шесть. И никаких бом-бомов.

Ужасно! - испугал-ся я. - У всех Новый год наступит, а я живи в старом и без подарков. Как же тебя от ангины спасти?

Очень просто, -оживилась Рита, - нуж-но эскимоское лече-ние. Его специально проводят, чтобы не за-хворать.

  • Как это?
  • Слушай внима-тельно. Я выскакиваю из часов, а ты уже дер-жишь лекарство в виде эскимо. Только я проку-кую, ты мне р-раз его в горло - и всё.
  • И так каждый день? -заволновался я.
  • Не-е-е-т! - мечта-тельно протянула Рита. - Полный курс лечения -двадцать четыре раза в сутки.

Вот какие заботы у меня перед праздником. Бегаю каждый день в магазин "Лакомка", покупаю моро-женое и кормлю Риту, чтобы в Но-вый год часы, не дай Бог, тридцать девять и шесть не показали. А в перерывах сказки Маши Мельник читаю. Вслух. Для себя и для Риты.

В этом же номере "Тропинки" Николай Петрович Шилов поместил в первый раз бо-о-льшой кулёк своих стихов. Приводим их все в том порядке, как они были в журнале в подборке "Немного о себе"

СЛАДКОЕЖКИ

По улице без спешки

Гуляли Сладкоежки,

Смеялись Сладкоежки,

Болтали меж собой,

Вдруг видят Сладкоежки — ^

Копейка кверху решкой,
К несчастью, кверху решкой

Лежит на мостовой.

.

Копейку Сладкоежки

Подняли без задержки,

Без всяческой задержки

И сразу же в буфет.

Купили Сладкоежки

Вагон и две тележки,

(А может, три тележки!)

Печенья и конфет

И вот уж по дорожке,

Вздыхая, Сладконожки

Ш атаясь, Сладкоручки

Едва-едва идут,

А рядом Сладкощёчки

В разорванном кулёчке,

Пустом-пустом кулёчке

Лишь фантики несут.

БЕЗУСЫЙ САМСУСАМ

Сам катает —

Сам летает—

Самосвал — сам валит,

Самовар — сам варит.

А безусый САМСУСАМ

Всё-превсё умеет сам.

Этот шустрый человек —

Самопрыг и самобег,

Самобряк и самотоп,

Самосвист и самохлоп,

Самосброс и самохват,

Самолёт и самокат.

ДРАЧУНЫ

Повстречались как-то

Два драчуна,

Лбы широкие,

Как два кочана.

Оба замерли сперва,

Как столбы,

А потом склонили

Крепкие лбы,

Разбежались хорошенько

Только искры полетели

Вокруг гуляющий люд:

— Это, граждане,

Наверно, салют!

ЛИДОКОРК

На чёрном

Асфальте,

На острове белом

Лидокорк,

Нарисованный

Его лидокорком

Зовут неспроста,

Длиннохвостых

С хвоста.

КАПУСТНЫЙ ПИРОГ

— Я сегодня

Мне не нравится

У-у-у! i

Он недопечённый,

Он переперченный,

И к тому ж

Вот такие пироги,

Если встал не с той ноги.

КАПЕЛЬКА-КАПУШКА

Плачет, плачет

Папа Дождь,

Потерялась где-то

Капелька-Капушка —

Серебряное брюшко.

Дней тому

Примерно пять

Как она пошла

Посидеть

В тенёчке

На сливовом

Листочке,

А к полудню

Скрылась,

Испарилась...

Плачет, плачет

Папа Дождь:

— Где же,

Где же дочь?

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

Уважаемый Редактор!

Я — простой железный тракто[

начинающий поэт,

десяти от роду лет.

Вот что я пишу в стихах:

Та-ра-рах

Тах-тах-тах

Поместите строчки эти

С фотографией в газете,

Чтоб на будущей неделе

Все ребята тарахтели.

КОМАРИК

Налетавшийся

Сидит кемарит.

И приснился

Луг зелёный

На ромашке

Он, комар,

Из ромашки

Пьёт нектар.

Ах, какой хороший сон!

Ах, какой хороший он!

А пробудится

Будет пить

Людскую кровь.

ЛЕТО

В поле речка —

Быстротечка,

Плавают ерши,

Превосходное

Местечко

И для глаз,

И для души.

Хочешь —

Плавай и купайся,

Хочешь —

Просто загорай,

В песке копайся,

Или в камушки

Хочешь —

Слушай камышинки

Во все глаза,

Как в прохладе

На кувшинке

Отдыхает стрекоза.

А не хочешь —

Возвращайся,

Опять ложись,

Спи весь день

Или валяйся,

Только больше

Не ершись.

БУКАШКИ

Росли на поляне

Четыре ромашки,

Под ними гуляли

Четыре букашки.

Букашки гуляли,

Ромашки росли,

Ромашки увяли,

Букашки ушли.

ПРАЗДНИК ДЛЯ ЧЕРВЯКОВ

Мочит дождик

Чернозём,

Мы семьёй

Гулять ползём.

Возле мяты

Благоуханную,

Растянувшись

На траве,

Подремать

Минуты две

И померяться

С полусонною

СТРАШИЛКА

В страшном месте

Два скелета

Строят университет.

В центре университета

Будет страшный

Факультет

Привиденьеведенья.

Для сведенья:

В этот университет

Будут брать

С преклонных

Дедушек-прадедушек,

Бабушек-прабабушек.

Будут брать

Всякие страшилки,

Чтоб тряслись

Поджилки.

БОЖЬЯ КОРОВКА

Рубашка-пятнашка,

Головка и ножки —

Я божью коровку

Держу на ладошке.

Она то по кругу

Бежит, торопясь,

То с пальчика

Хочет на пальчик попасть.

То глянет на север,

То глянет на юг,

То крылья поднимет,

То сложит их вдруг.

Быть может,

У ней потерялся ребёнок,

Такой же оранжевый

Божий телёнок?

А может быть, где-то

Упал на бочок

И просит о помощи

Божий бычок?

А может, она

Удивляется лету,

Хорошей погоде

И Божьему свету.

ГУСАК

Господин Гусак,

Простите,

Вы зачем на всех

Это не годится,

Как никак

Вам гораздо лучше

Чем сердиться

И шипеть!

(Так как это заседание в редакции Николая Петровича с кукушкой Ритой происходило пред Новым годом, мы решили поместить сюда несколько стихотворений, имеющих отношение к зиме. Ред. сайта )

ВАРЕЖКИ

Вышли Варежки

Взяли Варежки:

Раскололи

Разожгли

Запылала

Варежкам

Подремать

Да погреть

ХОРОШИЕ СЛОВА

Тракторист

Иван Петров

Машину дров,

Расколол их,

Просушил

И в поленницу

Целый зоосад:

Кошка с выводком

Да два Щегла -

И всем хочется

Запирает

Двери вечером

Разжигает

Жарко печь

Такую речь:

— Чтоб душа

Была чиста

И до хвоста,

И из шкафа

Поэтический

Сесть поближе

С выводком котят,

На пару с Хомяком

Под потолком.

Хорошо горят дрова

Под хорошие слова.

ИГРА 2

Стихи почитали, пора и поиграть. А помогут нам звери, птицы, рыбы и насекомые. Про них столько разных словечек напридумано, как будто все только и мечтают побыть слоном или лягушкой.Играть будем так. Я называю, каким может быть человек, а вы добавляете, на кого из животных он
похож. Например:
Я: голодный... Вы: как волк.
Я: зубастый... Вы: как щука.

А теперь попробуйте сами.

Болтливый_______________ _______

Косолапый_____________ .__

Хитрый__________________

Трусливый_______________

Зоркий__________________

Полосатый_______________

Упрямый________________

Горбатый________________

Бородатый_______________

Пушистый_______________

3. КОШАЧЬЕ-РЕБЯЧЬИ И ПРОЧИЕ СЛОВАРИ

Есть на свете такая страна - Австрия. А в этой стране - город Линц. Так вот, давным-давно, больше, чем сто лет на-зад, жил в этом городе один профессор. Звали его Готфрид Иммануэль Венцель. Он очень любил собак и внимательно-пре-внимательно их слушал. А потом составил словарь собачьих слов.

Паф - просьба угос-тить чем-нибудь вкуснень-ким - сосиской или кол-баской.

Пиф _ возмущение, скажем, тем, что какой-то мальчик размахивает пал-кой.

Баф - приветик! Это для друзей-товарищей.

Бау - важная новость. Например: "Смот-рите, на крыльце появилась кошка!" Вот такие собачьи словечки.

Очень интересная история! - сказала кукушка Рита. - Давайте попросим ребят -пусть они послушают своих хвостатых при-ятелей: телят, попугаев, кошек и составят сло-варик.

Кукушка Рита живёт в часах, которые нам подарили спонсоры, и ужасно любит высту-пать с предложениями.

  • Молодец, Рита! - обрадовался я. - Со-ставят словарики и пришлют нам.
  • И мы в нашем живом уголке создадим библиотеку-ку.
  • Точно! Представляешь, целая полка кра-сивых книжек:

Ребячье-кошачий словарь. Словарь телячьих выражений. Словарь трудностей лошадиного языка. Ребячье-гусиный разговорник.

  • Извините! Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!
  • Чего это ты раскуковалась?
  • Час прошёл. Чуть было не проворонила, вернее, не прокукушила. Пора ребят знако-мить с новыми обитателями Живого уголка.
  • Кошка

    — У меня, —

  • Сказала Кошка,

    Есть теперь

    Своя рогожка

    И законная

  • Кто обидит

    Будет сам

    Ловить мышей.

    БОЛОНКА-БАЛКОНКА

    Сидит на балконе

    Болонка-балконка

    И тявкает сверху

    Сердито и звонко.

    А те, кто внизу,—

    Никакого вниманья.

    Старушки уснули,

    Устав от вязанья,

    Мальчишки играют

    В жестяную банку,—

    Никто не желает

    Вступать в перебранку.

    ВОРОНЬЯ ВОРЧАЛКА

    Как тр-рудно

    Стар-рой птице

    Пр-рожить

    И пр-рокор-рмиться.

    Отыщешь, скажем,

    Так не дают

    Наесться.

    То вор-робьи,

    Р-растащат

    Всё до кр-рошки,

    А я опять —

    Вор-рона -

    Без булки,

    Без батона.

    И так обидно,

    Пр-росто жуть...

    Пошлите сыр-pa кто-нибудь!

    НОВОСЕЛЬЕ

    По проспекту

    С ветерком

    Едут плащ

    Со свитерком,

    Две рубашки

    Клетчатых

    На плечиках.

    Едут книжки,

    Едет шкаф,

    Едут кактусы

    В горшках,

    Телевизор,

    В общем, целый воз

    Мы переезжаем

    Вместе с попугаем.

    Я сижу в кабине,

    Он сидит в корзине

    И скрипит, как старый стул:
    - Новоселье!

    Кар-ра-ул!

ПЕТУШОК

Нет у Пети-Петушка

Ни подружки,

Ни дружка,

Потому что

Хоть кого

Повергнет

То буянит,

То прохода

А ведь в детстве

Был, как все

На свете,

И пушистым,

А не петушистым.

    Почитали стихи? Поиграем.

  • ИГРА 3

  • К аждый

    О хотник

    Ж елает

    З нать,

    С идит

    Ф азан

    РАДУГА-ДУГА ИГРА

    • Эту считалку придумали художники, чтобы запомнить порядок красок в раду-ге. На какую букву начинается слово, на ту же букву начинается название краски:
    • Красный,
    • оранжевый,
    • жёлтый,
    • зелёный,
    • голубой,
    • синий,
    • фиолетовый.

    Наша игра называется "Радуга-дуга". Придумайте свою считалку, чтобы по ней тоже можно было бы запоминать порядок красок в радуге.

Потапова Настя — участник очных этапов городских конференций научно-исследовательских работ учащихся «Отечество» и «Интеллектуалы XXI века».

Тема работы: «Учение о мудрости и счастье для детей и взрослых. Поэт Николай Шилов», презентация и буклет, представленные на публичной защите.

Мероприятие проходило в школе №95.

Презентация:













Учение о мудрости и счастье для детей и взрослых.
Поэт Николай Шилов
Филология (литературоведение) (реферативно-исследовательская работа)

Введение

Если хочешь быть счастливым,
Если хочешь мудрым стать,
Надо яблоням и сливам
Утром «Здравствуйте!» сказать.
Из стихотворения Н. Шилова «Счастье»

  1. Николай Шилов – человек и поэт

1.1. Биографические сведения. Черты личности

Николай Петрович Шилов родился 12 апреля 1947 года в городе Щучье Курганской области в рабочей семье. Еще в школе начал писать стихи, некоторые из которых печатались в местной газете. Окончив восемь классов, продолжил образование в Челябинске в культпросветучилище, затем в Ленинградском институте культуры на театральном факультете. По окончании института Н. Шилов вернулся в Челябинск, с 1970 года стал преподавать в родном училище, далее с 1982 года в Институте культуры. С 1984 года являлся заведующим кафедрой режиссуры театрализованных представлений и праздников.

Важную роль в творческом пути Николая Шилова сыграла дружба с детским поэтом Львом Рахлисом. Вместе они создавали книги сценариев для воспитателей детских садов и учителей младших классов, придумывали разные интересные игры, конкурсы, шоу: «Цветик-семицветик», «Здравствуй, бабушкин сундук», «Школа Винни-Пуха» и другие. Шилов писал сценарии и к большим праздникам: по его сценариям проходили «День города», «Бажовский фестиваль», детский фестиваль «Хрустальная капель», вручение Народной премии «Светлое прошлое». «Праздники и стихи моя профессия!» Так сказал он о себе в одном из интервью .

Писать детские стихи Н. Шилов начал также по совету своего друга. По воспоминаниям Л. Я. Рахлиса, начало всему положила придуманная Шиловым и подаренная другу строчка «В небе тучек восемь штучек» .

Первые публикации Н. Шилова для детей появились в газете «Хроника». Далее – сотрудничество с журналом «Тропинка», где поэт вёл рубрику для самых маленьких «Детский сад». Начиная с 1997 года у Николая Шилова вышла целая библиотечка весёлых детских стихотворных книг: «Доктор Муха-горло-Нос», «Самсусам», «Посвящение в лягушки», «Лето в банках» и других, более десяти. Стихи Шилова издаются в Челябинске, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, в Белоруссии и даже в Америке. Многие из них стали песнями. Челябинский композитор Елена Поплянова положила на музыку около 60 стихотворений Н. Шилова. Литературное дарование поэта отмечено национальной премией имени Павла Бажова, премией «Золотая лира» и другими наградами.

С первых публикаций было заметно, что это оригинальный детский поэт «со знанием детей, со своим словом: веселым, образным, озорным». Его стихи интересны и маленьким детям, и их родителям, бабушкам, дедушкам. Настоящая литература для семейного чтения. Эти стихи «заставляют ребят думать нестандартно, фантазировать, радоваться неожиданным поворотам, богатству языка, юмору» . О том, что это человек с большим чувством юмора, говорит и его описание самого себя: «Шилов Николай Петрович – довольно крупный поэт. Его рост один метр восемьдесят пять сантиметров. А вес – девяносто килограмм, как у десяти огромных арбузов. Но пишет он стихи для маленьких» . По словам Л. Я. Рахлиса, Николай Шилов начал писать стихи для детей не случайно, потому что «сам был во многом, как ребенок доверчивый, отзывчивый, добрый, удивляющийся. Порою рассеянный, порою наивный» .

Николай Шилов ушел из жизни в 2010 году. А жизнь продолжается. Его замечательные, добрые, мудрые стихи находят все новых читателей-почитателей. В Челябинске теперь есть детская библиотека имени Николая Шилова. В Академии культуры и искусства в день рождения поэта проходит веселый фестиваль «Самсусам», посвященный Николаю Шилову.

1.2. Особенности творчества Николая Шилова

А вы знаете, кто такой Самсусам? Это же я! Поэт очень точно описал меня в своем стихотворении. Ведь мне никогда не сидится на месте, хочется бегать, скакать, кувыркаться, невзирая на увещевания мамы.

БЕЗУСЫЙ САМСУСАМ

Сам катает – Самокат,
Сам летает – Самолёт,
Самосвал – сам валит,
Самовар – сам варит.
А безусый САМСУСАМ
Всё-превсё умеет сам.
Этот шустрый человек –
Самопрыг и самобег,
Самобряк и самотоп,
Самосвист и самохлоп,
Самоброс и самохват,
Самолёт и самокат!

А в стихотворении «Капустный пирог» я сразу узнала свою подругу, которая любит повредничать, поддразнить родителей (см. текст в Приложении I). Поэт в своих произведениях демонстрирует отличное знание самой сущности ребенка, его психологии. Иногда Н. Шилов даже придумывает новые слова, которые создают образ персонажа произведения. Самсусам – «самопрыг и самобег, самобряк и самотоп…» . Ранец – «дранец, терянец, швырянец и катанец» . Страшный зверь – «Дедушкиношапочный, бабушкинотапочный, папинохалатный, шоколадноядный» . В стихотворении «Пчела» используются звукоподражательные приемы, чтобы показать трудолюбивое насекомое: «…Я прошу прошшения жа проижношшение – у меня шейчаш жабот, ижвините, полон рот.»

Частые персонажи стихотворений Шилова – животные, насекомые, растения, даже явления природы (Погода, Тучка, Дождь и т. п.), неодушевлённые предметы Пылесос, Трактор и т. д. По жанрам их можно определить как стихи-зарисовки, стихи-загадки, стихи-считалки, стихи-игры. Есть и колыбельная. Все они легко запоминаются благодаря ритмичности и яркой образности, понятной и близкой детям.

Из произведений Н. Шилова видна его любовь к природе, меткая наблюдательность. Несколькими штрихами точно описан гроза садов и огородов одуванчик в одноименном стихотворении .

К весёлому содержанию стихов Н. Шилова, которое сразу повышает настроение, я бы добавила важное воспитательное значение. Поэт учит нас любить природу, бережно относиться к ней, как и ко всему окружающему. Яркий пример – стихотворение «Заботы» .

Если речку не беречь,

Перестанет речка течь.

Зарастет высокою

Острою осокою.

Если печку не беречь,

Перестанет печка печь.

И печнина сдобная

Станет несъедобная.

Если книжку не беречь,

Пропадёт родная речь.

Сказки со считалками

Назовут молчалками.

Мне всего лишь пятый год,

А забот, забот, забот…

Стихи «Собака и кошка» – о доброжелательном отношении друг к другу; в «Блинопаде» в шутливо-фантастичной истории автор борется против слов-сорняков в нашем родном языке:

…Все ребята как один

Говорили слово «блин».

«Блин, приветик»,

«Блин, жара»,

«Блин, я в цирке был вчера».

Вот заслуженный артист

Супериллюзионист,

Рассердившись на ребят,

И устроил блинопад.

Поэзия Николая Шилова научит детей и тому, каким не надо быть. В стихотворении «Шалопай Шалопаевич», о котором даже «язык говорить отказалович», вновь используются звукоизобразительные приемы и необычное словообразование. Почти каждая строчка оканчивается звуками «ич», словно одергивая хулигана, «плеваловича» и «грубиловича» . Совсем не хочется походить на него!

В стихотворении «Счастье» содержится простой и ясный рецепт мудрости и счастья для всех-всех людей . Его фрагмент я выбрала эпиграфом к данному исследованию.

  1. Приобщение учащихся МБОУ СОШ № 81 к литературному наследию

Н. Шилова

2.1. Николай Шилов – поэт для всей семьи

В кратком предисловии к сборнику своих стихов «Если падаешь с луны» Николай Шилов написал: «[Эта книга] не только для старшего дошкольного и младшего пенсионного, но и для среднего пап-маминского возраста» . Таким поэт видел круг своих читателей. Его стихи действительно для семейного чтения, во время которого можно и посмеяться вместе, и поплакать, и даже поспорить. Совместно проведенное время повысит интерес детей к чтению, как это происходит в нашей семье. «Если в увлекательном процессе чтения ребенка будет сопровождать взрослый – счастливы будут оба!» Такова главная идея создателей книг Николая Шилова. Взрослые помогают нам, детям, не только получить общее впечатление от прочитанного, но и в обсуждении задуматься над содержанием, выделить главную мысль. Такое воспитание поэтическим словом понятнее любого скучного и строгого назидания.

В программе начальной школы знакомству с творчеством поэтов родного края отводится мало времени. По моему мнению, книги замечательного поэта для всей семьи Николая Шилова должны быть на книжной полке в каждом доме, чтобы помочь нам быть добрыми, заботливыми, счастливыми, мудрыми.

А значит – сделать мир лучше.

2.2. Социологический опрос

Изучив биографию Николая Шилова и его произведения, я решила провести анкетирование моих одноклассников, чтобы выявить степень их знакомства с творчеством нашего земляка, а также впечатление, которое создаётся при чтении его стихотворений.

При анкетировании были заданы следующие вопросы:

  1. Читаете ли вы в свободное время, самостоятельно или с родителями (семейное чтение)?
  2. Каких поэтов вы знаете?
  3. Знакомы вам стихи поэта Николая Шилова?
  1. Понравились вам эти стихи?
  2. Какие наблюдения и выводы можно сделать о персонажах и сюжетах стихотворений Николая Шилова?
  3. Вам захотелось ближе познакомиться с творчеством поэта?

Полный текст анкеты см. в Приложении 1.

В анкетировании приняли участие учащиеся 2В класса МБОУ СОШ № 81, всего 24 человека. Результаты моего анкетирования оказались следующие:

  • Читают в свободное время 22 человека.
  • Среди знакомых поэтов большинство назвали А. Пушкина,

Ф. Тютчева, С. Есенина, Д. Хармса, Я. Акима, 1-2 человека назвали К. Чуковского, Б. Заходера, И. Пивоварову.

  • Знакомство с произведениями Николая Шилова отметил 1 человек.
  • Понравились прослушанные стихи Н. Шилова всем анкетируемым.
  • Все отметили радостное, весёлое настроение после прослушанных

стихотворений.

  • Многие анкетируемые сделали выводы о весёлых, смешных и необычных сюжетах стихотворений и о персонажах – насекомых, животных, явлениях природы.
  • Высказали желание познакомиться ближе с творчеством поэта 22 человека.

Из результатов анкетирования можно сделать вывод, что знакомство моих одноклассников с поэзией в основном ограничено рамками школьной программы, но поэзия Николая Шилова заинтересовала их, создала весёлое настроение, вызвала желание познакомиться ближе.

Заключение

В ходе данного исследования автором были изучены биография и черты личности челябинского поэта Николая Петровича Шилова, выявлены особенности и воспитательное значение его поэтического творчества. Данные социологического опроса (анкетирования), проведённого среди учащихся 2В класса МБОУ СОШ № 81, подтвердили высказанную во Введении гипотезу о значении творчества Н. Шилова для младших школьников. Оно вызывает интерес, поднимает настроение, будит воображение и фантазию. Кроме того, чтение произведений поэта может стать одной из форм проведения семейного досуга.

Автор данной работы уверен, что детская поэзия нашего земляка Николая Шилова заинтересует и учащихся других начальных классов. С целью повышения интереса к литературному наследию поэта можно предложить такие направления работы, как:

  • Конкурс чтецов на материале поэзии Н. Шилова среди учащихся.
  • Конкурс докладов, проектов, викторин о жизни и творчестве поэта.
  • Музыкальная гостиная на материале песен на стихи Н. Шилова.
  • Фестиваль семейных театрализаций стихотворений Шилова.

Подобные мероприятия сыграют важную роль в повышении интереса учеников начальных классов к чтению в целом, к проектно-исследовательской деятельности, во взаимодействии семьи и школы. Они станут прочной ступенькой в изучении родного края, в приобщении к культурному наследию южноуральцев.

Список использованной литературы

  1. Николай Шилов // Краткая история челябинской детской литературы / [редкол.: Т.О.Бобина и др.]. – Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2013. – С.132.
  2. Синецкая, Т.М. Шилов Николай Петрович / Т.М.Синецкая // Челябинск: Энциклопедия. – Изд. испр. и доп. – Челябинск: Каменный пояс, 2001. – С.1028.
  3. Шилов, Н.П. Безусый Самсусам: стихи для детей. – Челябинск: Изд-во Татьяны Лурье, 2001. – 56 с.
  4. Шилов, Н.П. Диалоги Петрова: стихи для детей. – Челябинск: Изд-во Татьяны Лурье, 2007. – 24 с.
  5. Шилов, Н.П. Если падаешь с луны: для семейного чтения. – Челябинск: ООО «АЛИМ»; Изд-во Марины Волковой, 2008. – 48 с. – (Серия «От 7 до 12»).
  6. Шилов, Н.П. Лето в банках: стихи для детей. – Челябинск: MPI, 2006. – 104 с.
  7. Шилов, Н.П. Посвящение в лягушки: стихи для детей и взрослых. – Челябинск: АвтоГраф, 2001. – 45 с.
  8. Шилов, Н.П. Три дождя тому назад: стихи для детей. – Челябинск: Изд-во Татьяны Лурье, 2006. – 36 с.
  9. Шилов, Н.П. [Стихи] // Хрестоматия по литературе родного края. 1–4 кл. / 2-е изд., перераб. / Сост. А.Б.Горская, Н.А.Капитонова и др. – Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2002. – С.26-28, 85-86, 152.
  10. Шилов, Н.П. [Стихи] // Краткая история челябинской детской литературы / [редкол.: Т.О.Бобина и др.]. – Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2013. – С.133-136.
  11. Шилов Николай Петрович // Хрестоматия по литературе родного края. 1–4 кл. / 2-е изд., перераб. / Сост. А.Б.Горская, Н.А.Капитонова и др. – Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2002. – С. 340-342.

Электронные ресурсы

  1. Гизатуллин Э. Писатель Николай Шилов: «Праздники и стихи – моя профессия!» [Электронный ресурс]: http://www.detvora74.ru/articles/?id=341
  2. Капитонова Н.А. Николай Петрович Шилов. Детский поэт [Электронный ресурс]: — URL: http://www.chodb.ru/chest/shilov-n-p.php
  3. Рахлис Л.Я. Детский поэт Николай Шилов [Электронный ресурс]:- URL: http://levrakhlis.narod.ru/shilov.html

Приложение 1

Анкета

  1. Читаете ли вы в свободное время, самостоятельно или с родителями (семейное чтение)? ______________________________________________________________
  2. Каких поэтов вы знаете? ______________________________________________________________________
  3. Знакомы вам стихи поэта Николая Шилова? ______________________________________________________________________

Вот некоторые его стихи.

Кому кто нужен

Если Муха после стужи

Разболеется всерьёз,

Значит, Мухе срочно нужен

Доктор МУХА-ГОРЛО-НОС.

Ну, а если занеможет

Жизнерадостный Барбос,

То несчастному поможет

Доктор УХО-ГОРЛО-ПЁС.

Конфеты

Нам давно, - кричат конфеты, -

Надо выдать пистолеты.

Только за день в пятый раз

Покушаются на нас!

Капустный пирог

— Я сегодня не едок,

Мне не нравится пирог,

Он недопечёный,

Он переперчёный,

И к тому ж не видно

Повидло, о-о-о!

Вот такие пироги,

Если встал не с той ноги.

Объявление

Хочу познакомиться

С девочкой ЛЮДОЙ,

Желательно плаксой

И страшной занудой.

Номер такой-то,

Звоните в обед,

Хорошая Погода

Хорошая Погода

Два месяца стояла,

Хорошая Погода

Решила отдохнуть.

И вот однажды утром

С Центрального вокзала,

Ни с кем не попрощавшись,

Она пустилась в путь.

Теперь она на море,

Теперь она на пляже

Здоровье поправляет,

Наверное, своё.

Давай мы ей напишем,

Давай мы ей расскажем,

Как холодно и скучно

Нам стало без неё.

Пчела

Я сказал Пчеле:

Вы же были здесь

Точно в этот же

Погружали

Ну и что же,

Что была,

Может, что

Оштавила.

Я прошу прошшения

Жа проижношшение –

У меня шейчаш

Ижвините,

Полон рот.

  1. Понравились вам эти стихи? _________________________________________
  2. Какое настроение создалось у вас после их прочтения?
  3. Какие наблюдения и выводы можно сделать о персонажах и сюжетах стихотворений Николая Шилова? _______________________________________ ____________________________________________________________________
  4. Вам захотелось ближе познакомиться с творчеством поэта? _______________

Николай Петрович Шилов

Детский поэт

Без мудрых и веселых стихов Николая Петровича трудно представить детскую литературу Южного Урала. Его можно назвать самым известным современным детским поэтом в нашем крае. Многие его стихи стали песнями.

Николай Петрович Шилов был профессором Академии культуры и искусства, известным сценаристом и прирожденным детским поэтом.

Вот как однажды он сказал о себе: «Шилов Николай Петрович - довольно крупный поэт. Его рост - один метр восемьдесят пять сантиметров, а вес – девяносто килограммов, как у десяти огромных арбузов. Но пишет он стихи для маленьких…». Он, действительно, был высоким человеком, а еще и очень симпатичным, добрым, веселым человеком, каким и должен быть детский поэт. Ребята очень любили встречаться с Николаем Петровичем в школах, библиотеках, детских домах, детских садах. Таких людей на Руси называли «Детскими праздниками».

Родился Николай Петрович в городе Щучье Курганской области. «…Моя Уральская родина известна во всем мире. Прославилась она совсем недавно. Когда все узнали о моем знаменитом земляке и почти ровеснике по имени Склад Химического Оружия. Назло этому складу я вырос и стал писать стихи для детей…» («Я немножко посижу»). Семья Шиловых была рабочей. Отец Петр Михайлович - шофер. Он прошел всю войну, водил грозную машину «Катюшу», не раз попадал под бомбежки. Вернулся с войны и до конца дней носил в своем теле 12 осколков от вражеских снарядов. Несмотря на это, никогда не унывал, был большим выдумщиком. Наверно, сын это перенял от отца.

Еще в школе Николай начал писать стихи. Когда он был в 8 классе, его стихи впервые были опубликованы в местной газете. Но он не собирался быть поэтом. После окончания восьмого класса он приехал в Челябинск поступать в техническое училище, учиться на слесаря. Его не приняли из - за плохого зрения. Тогда Николай поступил в училище культуры. Он тогда, наверное, и не думал, что выбрал свою дорогу, свою судьбу. Закончил училище с отличием и поехал учиться в Ленинградский (Петербургский) институт культуры (театральный факультет). Там он очень многое узнал и увидел: музеи, театры, библиотеки. И еще Шилову повезло: вместе с другими студентами он побывал в Германии, познакомился с красивыми, старыми немецкими городами, узнал культуру народа Германии.

И институт Николай Петрович закончил с отличием, вернулся в Челябинск. Преподавал в том же училище, которое заканчивал, служил в армии, работал в армейской библиотеке. После армии вернулся к преподавательской работе. Стал заниматься в литературном объединении «Экспресс» (Дворец железнодорожников), которым руководил Лев Яковлевич Рахлис. Рахлиса читатели уже знали по детским книгам: «То ли правда, то ли нет?», «Шишел – Мышел». Николай Шилов и Лев Рахлис подружились. Рахлис тогда заведовал кафедрой в институте культуры (теперь Академия культуры и искусства). Он пригласил Николая Шилова на работу в институт (1982). Друзья учили студентов, как организовывать праздники, праздничные представления. Тогда же они вместе стали писать книги сценариев для воспитателей детских садов и учителей младших классов, придумывали разные интересные игры, конкурсы, шоу: «Цветик – семицветик», «Здравствуй, бабушкин сундук!», «Школа Вини – пуха» и др. Эти книги очень помогали взрослым в работе с детьми. Позже эти сценарии вошли в сборник «Кит по имени «Н». Кит по имени «В». Кит по имени «Ф»». За таинственными буквами скрываются слова: Наблюдательность, Воображение и Фантазия.

Так случилось, что друг Шилова - Лев Рахлис- в 1993 году навсегда уехал в Америку. Николай Петрович продолжил общее дело. Стал профессором, читал лекции студентам, писал серьезные научные работы. Писал сценарии к большим праздникам. Не все знают, что «День города», «Бажовский фестиваль», детский фестиваль «Хрустальная капель», вручение Народной премии «Светлое прошлое» проходили по его сценариям.

Но, несмотря на очень большую занятость, Николай Петрович всегда находил время для детских стихотворений. Первые его стихи появились на детской страничке газеты «Хроника» (1992 – 1996). И сразу стало понятно, что появился настоящий детский поэт. В 1997 году вышел первый сборник стихов «Доктор Муха – Горло – Нос». Шилов написал о книге: «Эта книжка и для воспитателей, и для учителей, и для мам – пап – бабушек – дедушек, и, само собой, для ребят. Я ее так и придумывал. Чтобы никому не скучно было…». Его стихи, как всякие настоящие детские стихи, интересны и большим и маленьким. Стихи Шилова очень хороши для семейного чтения. Они легко читаются, легко запоминаются.

В его стихах много выдумки, фантазии, озорства. Есть стихи – загадки, стихи – игры, считалки. Но они не просто развлекают, а и заставляют думать, фантазировать, радоваться и удивляться русскому языку, слову. Поэт отлично знал детей, многое сохранил из своего детства, умел удивляться, как ребенок, всему живому и растущему на земле. Он был еще и хорошим садоводом, поэтому в его стихах столько интересных наблюдений за животными, птицами, насекомыми, растениями. Не случайно книга «Посвящение в лягушки» открывается словами: «В этой книге – собственные произведения автора, а также переводы с мушиного, лягушачьего, сорочьего, кошачьего, собачьего, лошадиного и прочих языков…». Читателю, действительно, может показаться, что Николай Петрович понимает язык зверей, птиц, насекомых.

У Николая Петровича вышло полтора десятка книг. И у каждой необычное название: «Доктор Муха – Горло – Нос», «Три дождя тому назад», «Лето в банках», «Поросенок, который был собакой» … И так же интересны сами стихи. Наиболее полно и хорошо изданы его книги «Посвящение в лягушки» и «Лето в банках» (издательство «АвтоГраф»). Твердые обложки, яркое оформление. Такие книги достойны быть на международных выставках книги. Ряд сборников Николая Петровича выпустила Академия культуры и искусства. Важно издание 2004 года – «Поросенок, который был собакой», где впервые для ребят было напечатано прозаическое произведение поэта, которое дало название сборнику. Впервые в сборнике помещена большая, серьезная статья Т.Бобиной о творчестве Шилова.

Стихи Николая Петровича печатались в челябинских журналах: «Наполеон», «Луч», «Тропинка». В «Тропинке» (1996 – 2000) Николай Шилов был не только автором стихов, но и заместителем главного редактора и ведущим рубрики «Детский сад». Произведения Шилова печатались и в других городах страны: в минском журнале «Кважды – ква», в екатеринбургских газетах «Тихая минутка», «Воздушный корабль» (для чтения в самолетах), в компьютерном журнале «Лэп – Топ», в курганском журнале «Чем развлечь гостей».

В последнее время у Николая Петровича выходят не только книги. В городе Кургане выпустили компакт - диск «Азбука, которую можно петь», где стихи Шилова, а музыка известного челябинского композитора Елены Михайловны Попляновой. Это не первая работа поэта и композитора. Выходила их общая книга «Веселый праздник Пам – Парам: Музыкально – поэтическое представление для очень веселого хора и озорных солистов», «День ромашки» - сборник песен для детей. Елена Поплянова написала музыку к 61 стихотворению Николая Шилова. Работал Николай Петрович и с композитором Анатолием Кривошеем. Они создали мюзиклы по произведениям М.Метерлинка «Синяя птица», Д. Роллинг «Гарри Поттер». Мюзиклы ставились в челябинском Дворце пионеров и школьников.

Книги Николая Шилова иллюстрировались хорошими художниками: Юрием Поповым, Дмитрием Прокопьевым, Александром Разбойниковым…

Несмотря на то, что Лев Рахлис уже давно живет и работает в Америке, дружба двух поэтов продолжалась. Стихи Николая Шилова печатались в газете «Русский Дом», которую издает в Атланте Рахлис. А в Челябинске с помощью Николая Петровича выходили сборники стихов Рахлиса: «Подарили рыбке зонтик», «На зеленом острове Борнео».

Николай Петрович всегда дружил с детскими библиотеками, с областной детской библиотекой, дарил им книги, встречался в их стенах с читателями. А в библиотеках ценили и ценят стихи Николая Шилова. Вместе с работниками областной детской библиотеки он работал над сборником детских работ «Война в судьбе моей семьи».

Труд Николая Шилова высоко оценивался, с 1995 года он - Заслуженный работник культуры России, дипломант российского конкурса имени Льва Толстого (2002) за книгу «Посвящение в лягушки». Шилов - лауреат челябинской премии имени Максима Клайна (2001), городской премии «Золотая лира» (2007). Четыре его книги завоевывали почетные места в областных конкурсах на лучшую издательско-полиграфическую продукцию в номинации «Лучшее издание для детей». В конце января 2010 года, в день рождения знаменитого уральского сказителя, в Екатеринбурге Николай Петрович получил национальную премию имени Павла Бажова (за книгу «Полет над васильками»).

У Николая Петровича было много творческих планов. Он собирал лучшие свои стихи для полного сборника. Вместе с Еленой Попляновой они подготовили к изданию «Азбуку, которую можно петь». Задумали создать музыкальную сказку для маленьких «Путешествие на станцию Стрекоз». Стихи к сказке уже были написаны. Были у поэта и композитора планы написать музыкальное произведение по мотивам сказки Андерсена «Русалочка».

Николай Петрович был прекрасным семьянином. Его жена Валентина Васильевна всегда была ему помощницей и первым редактором его произведений. Они вырастили двух талантливых сыновей – физика и историка. Историк Денис - автор редкой и большой книги о государственных деятелях Российской империи, работает в Петербурге в Российской национальной библиотеке. В доме Шиловых хранятся тетради со сказками, которые отец сочинял своим детям, самодельные газеты и журналы, сделанные в детстве сыновьями поэта.

Из – за тяжелой болезни Николай Петрович рано ушел из жизни. Но все, кто его знал, будут о нем помнить всегда. В Николае Петровиче сходились все лучшие человеческие черты: мудрость, талант, достоинство, доброта, скромность, чувство юмора. Он притягивал к себе людей, больших и маленьких.

Академия культуры и искусства учредила специальную стипендию для студентов имени Николая Шилова. В Академии готовится к изданию сборник материалов о Николае Петровиче. В подготовке принимают участие областная универсальная научная библиотека и областная детская библиотека. В сборнике будет полная библиография работ Николая Шилова и материалов о нем.

В библиотеках есть и будут его книги. Есть уверенность, что книги Николая Шилова будут еще не раз издаваться. И не только в Челябинске.

Н.А. Капитонова

Произведения Н. Шилова:

Доктор Муха – Горло – Нос: стихи. – Челябинск, 1997. – 32 с.

Самсусам: стихи для детей. – Челябинск: Изд – во Татьяны Лурье, 1999. – 50 с.

Страшный зверь: стихи для детей. – Челябинск: Изд – во Татьяны Лурье, 2000. – 28 с.

Безусый Самсусам: стихи для детей. – Челябинск: Изд –во Татьяны Лурье, 2001. – 56 с.

Посвящение в лягушки: стихи для детей и взрослых. – Челябинск: АвтоГраф, 2001. – 45 с.

Посвящение в лягушки: стихи для детей и взрослых. – Челябинск: АвтоГраф, 2004. – 45 с.

Поросенок, который был собакой: стихи и сказки для детей. – Челябинск: ЧГАКИ, 2004. – 105 с. – (Академическая муза).

Три дождя тому назад: стихи для детей. – Челябинск: Изд – во Татьяны Лурье, 2006. – 36 с.

Лето в банках: стихи для детей. Челябинск: АвтоГраф, 2006. – 104 с.

Диалоги Петрова: стихи для детей. – Челябинск: Изд – во Татьяны Лурье, 2007. – 24 с.

Маруся изучает дни недели. – Челябинск: Аркаим, 2007. - 12 с.

Если падаешь с Луны: для семейного чтения. – Челябинск: ООО «Алим», Изд –во Марины Волковой, 2008. – 48 с. – (Серия «От 7 до 12»).

Полет над васильками: стихи для детей. – Челябинск: ЧГАКИ, 2009. – 44 с. –(Академическая муза).

Произведения Н.П.Шилова

для воспитателей детских садов,

учителей начальных классов и музыкальных работников:

Поплянова Е. М.. Веселый праздник Пам – Парам: музыкально – поэтическое представление для очень веселого хора и озорных солистов /Е.М.Поплянова, стихи Н.П. Шилова. – Челябинск: АвтоГраф, 1999. – 56 с.

Рахлис Л.Я. Кит по имени «Н». Кит по имени «В». Кит по имени «Ф»: сценарии развлекательно – познавательных занятий для старших групп детского сада /Л.Я. Рахлис, Н.П. Шилов. - Челябинск: ЧГАКИ, 2005. – 255 с.

Произведения Н.П. Шилова в сборниках:

[ Стихи] // Южный Урал: альманах писателей Урала. №1 (32).- Челябинск: Юж. – Урал. кн. изд – во, 2001. – С.264 – 271. – (Уральский сундучок).

[Стихи] //Южный Урал: альманах писателей Урала. №2 (33). – Челябинск: Юж. – Урал. кн. изд – во, 2002. – С. 315 – 317.

[Стихи] //Хрестоматия по литературе родного края. 1 – 4 класс. /сост. А.Б.Горская, Н.А.Капитонова и др. – Челябинск: ООО «Изд – кий центр «Взгляд», 2002. – С. 26 -28, 85 -86, 152.

Всезнай Всезнаев: Стихотворение // Современный литературно – библиографический справочник/ сост. К.Макаров, Н.Пикулева. – Челябинск: Изд – кий дом «Светунец», 2005. – С.281.

[Стихи] //Литература Урала: детская литература Челябинска: самобытность и традиция. Кн.2: Стихи, рассказы. – Челябинск: Рекпол, 2006. – С.91 - 109.

[Стихи] //Южный Урал: литературный альманах. №5 (36). – Челябинск:Юж. –Урал. кн. изд –во, 2007. – С.305 – 309.

[Стихи] // От 7 до 12: писатели Южного Урала – детям. – Челябинск: Изд –во Марины Волковой, 2007. – С.4 – 17.

Мечта: Подборка стихотворений // Я немножко посижу!: сборник стихов и прозы для детей младшего возраста. – Челябинск: Интернет – журнал Detki-74. ru; Хайфа: Издат. дом Гутенберг, 2008. – С.179 – 194.

Взрослая жизнь детского поэта // Человек. – Челябинск, 1999. - №5. – С.1,7.

Синецкая Т. Шилов Николай Петрович /Т.Синецкая //Челябинск: энциклопедия.- Изд. испр. и доп.- Челябинск: Каменный пояс, 2001. – С. 1028.

Рубинский К. Экзамен для головастика /К.Рубинский //Уральский курьер. – Челябинск, 2001. - № 200. – С.3: портр. – (Контакты).

Ягодинцева Н. Зверь страшный, шоколадоядный /Н. Ягодинцева //Деловой Урал. – Челябинск, 2001. – 7 марта. – С.7.

Шилов Николай Петрович //Хрестоматия по литературе родного края. 1-4 класс /сост. А.Б.Горская, Н.А.Капитонова и др. – Челябинск: ООО «Изд-кий центр «Взгляд», 2002. – С 340 -342.

Валеев А. Переводы с мушиного: в Челябинске делают хорошие детские книги /А.Валеев //Челябинский рабочий. – 2002. – №44. – С.3.

Моргулес И. Непросохшие страницы новых книг, вышедших в Челябинске /И.Моргулес. //Южноуральская панорама. – Челябинск, 2002. - №22. – С.4.

Седов Ю. «Это проще манной каши…» /Ю.Седов //Челябинский рабочий. – 2003. - №61. – С.7.

Шилов Н. Зачем смотреть в небо? //Южноуральская панорама. – Челябинск, 2003. - №27. – С.12.

Шилов Н. Кто придумал блинопад и загнал пугало в уголо?: с легкой руки «Комсомолки» Н.Шилов стал профессором / Н.Шилов, Н. Землянская //Комсомольская правда. – 2003. - №207. – С.3. (КП – Челябинск).

Бобина Т. «И смотри во все глаза…» /Т.Бобина //Шилов Н. Поросенок, который был собакой: стихи и сказки для детей. - Челябинск: ЧГАКИ, 2004. – С.8 – 14.

Шилов Николай Петрович //Современный литературно – биобиблиографический справочник /сост. К.Макаров, Н.Пикулева. – Челябинск: Изд – кий дом «Светунец», 2005. – С.141 – 143.

Шилов Н. Десятиарбузовый Николай Шилов: беседа /вел Э.Гизатуллин //Аргументы и факты. – 2006. - №23. – С.3 – (АиФ – Челябинск).

Капитонова Н. Шилов Николай Петрович, писатель: 60 лет со дня рождения /Н.Капитонова //Календарь знаменательных и памятных дат, Челябинская область, 2007. - Челябинск, 2006. – С.142 – 148.

Синецкая Т. Шилов Николай Петрович /Т.Синецкая // Челябинская область: энциклопедия в 7 т. - Челябинск: Каменный пояс, 2007. – Т.7. – С.401.

Радченко Е. Дождь по вызову: челяб. поэт Н.Шилов – настоящий «детский человек» /Е.Радченко, Н.Шилов //Челябинский рабочий. – 2007. - №39. – С.7.

Шилов Н. Несерьезный человек: беседа с профессором ЧГАКИ, лауреатом муниципальной премии «Золотая лира» в номинации «Литература» /вел А. Скрипов //Российская газета. – 2007. - №239. – С.18.

«Профессор праздников»: [К 60 – летию Н.Шилова] /без авт. //Большой Урал: Челябинская область: мир событий, 2007: ежегодник. - Челябинск: Реал – Медиа, 2008.- С.218.

Капитонова Н. Достоин ордена Улыбки: детский поэт Николай Шилов получил премию им. Бажова /Н.Капитонова //Челябинский рабочий. – 2010. - №18. - С.3

Николай Петрович Шилов: [некрологи] //Челябинский рабочий. – 2010. - № 48.- С.4.