Штрафуют ли камеры за осаго. Дорожные камеры начнут проверять наличие осаго после его подорожания

В конце июня 2018 года «Российская газета» сообщила, что автовладельцев Москвы с 1 сентября камеры будут штрафовать за ОСАГО, а точнее - за отсутствие обязательной автогражданской страховки. Эта новость вызвала в рядах водителей смуту и возмущение. К проекту сразу возникло множество вопросов, как со стороны рядовых граждан, так и от представителей официальных инстанций.

Разберемся в этой ситуации и расскажем, когда автовладельцам будут присылать штрафы с камер за отсутствие ОСАГО в 2018 году.

Суть вопроса

Летом 2018 года велось активное взаимодействие РСА (Российского союза автостраховщиков) и ГИБДД в отношении использования камер фотовидеофиксации нарушений для борьбы с теми, кто игнорирует необходимость оформления страхового полиса.

Исполнительный директор РСА Е. Уфимцев заявил, что с их стороны новшество вполне можно запускать. Но требовалось согласование с ГИБДД. Планировалось, что нарушителей закона об обязательном страховании будут фиксировать при дорожном движении с помощью камер. И на первой стадии введения в действие этого пробного проекта предлагалось не штрафовать автомобилистов, а направлять им предупреждения. Но и о штрафах, которые нужно применять впоследствии, тоже задумывались.

Водители высказывали мнение о том, что данные с камер позволят применять к ним ответственность незаслуженно часто. Но проект предусматривал фиксацию и направление «письма счастья» раз в сутки, а не после каждого попадания в поле зрения камер, которых, к примеру, в столице более тысячи.

Система, продвигаемая РСА, предусматривала механизм двойного контроля: за день данные с камер накапливались бы, а ночью обрабатывались, используя базы данных ГИБДД и ОСАГО.

Механизм таков: по номеру автомобиль идентифицируется, устанавливаются сведения о владельце, и если его нет в сервисе по действующим страховым полисам ОСАГО, то автоматически формируется письмо со штрафом. Далее оно проходит проверку у инспектора, после чего направляется автовладельцу.

На необходимость такого подхода и дополнительного контроля повлияло решение Верховного суда по делу автомобилиста из Санкт-Петербурга, которому за отсутствие полиса выписали штраф дважды. Высшая инстанция разъяснила, что владельцу необходимо предоставить время на устранение нарушения, поэтому штрафовать чаще одного раза в день нельзя.


Как сейчас используют камеры видеонаблюдения для дорожного контроля

Изначально камеры использовались только с одной целью - выявлять и фиксировать лихачей, нарушающих скоростной режим дорожного движения. Однако современное количество приборов и качество записей позволяет отслеживать многие нарушения ПДД:

  • проезд на красный;
  • пересечение стоп-линий;
  • движение по обочине, тротуарам и т. д.;
  • повороты, парковка не по правилам;
  • несоблюдение полосы движения и пр.

Однако в КоАП нет нормы о том, что нарушения правил страхования автогражданской ответственности могут фиксироваться специальными техническими средствами.

Когда камеры будут штрафовать за отсутствие ОСАГО

В 2018 году этого не произойдет. Поправки в Кодекс вносятся федеральным законом. Поэтому даже когда инициативу РСА поддержат и запустят пилотный проект, до штрафов дело дойдет не раньше 2019 года.

До того, как они заработают, потребуется:

  • обобщить опыт эксперимента в Москве,
  • затем в регионах (в планах называли Татарстан),
  • после этого разработать законопроект,
  • и только затем, после его принятия, камеры будут фиксировать отсутствие ОСАГО, а ГИБДД - направлять по почте штрафные постановления.

Идею поддерживают многие - это и РСА, и Министерство финансов, и Госавтоинспекция. Есть статистика, что 5-10% машин на дорогах России не застрахованы. Многие пользуются поддельными полисами. Всего речь идет приблизительно о 2-4 миллионах автомобилей. Такие водители несут в себе вред общественным интересам и большие риски для законопослушных участников дорожного движения.

Тем не менее, перспективы проекта на текущий момент туманны. Сам проект пока не запущен, официальные источники не сообщают, когда введут штрафы с камер за отсутствие ОСАГО, дата выхода закона неизвестна.

Штраф за отсутствие страховки в 2018 году

Наличие ОСАГО с камер отслеживать довольно просто: нужна лишь оперативная проверка номеров машин по базам ГИБДД и ОСАГО. Причиной игнорирования обязательной страховки чаще всего называют низкие штрафы. Они установлены ст. 12.37 КоАП, где самый значительный размер санкции составляет 800 рублей. При значительном увеличении стоимости страховки кто-то считает вполне оправданным риск ездить без полиса.

Ответственность за езду без страховки постоянно пытаются скорректировать. В начале 2018 года в Госдуму вносился законопроект, согласно которому предлагалось повысить штрафные санкции до 5 000 руб. Ранее выдвигалась инициатива поднять взыскание до 3 000 руб. Однако к настоящему времени Госдума не поддержала ни одно из этих предложений.

Правила «автогражданки» подвергаются корректировкам часто. Последние правки начали действовать с 04.09.2018. Они касаются электронного полиса ОСАГО, а точнее сроков начала его применения. С момента направления заявления страховщику е-полис начинает действовать не раньше чем через 3 дня.

Наступило 1 сентября и многие ресурсы активно тиражируют информацию о том, что с 1 сентября начался «отлов» с помощью камер ездящих без страховки водителей. Будут ли штрафовать с камер за отсутствие ОСАГО?

Как сообщали ранее auto.vesti.ru , в столице пока что отказались от запуска пилотного проекта по автоматическому выявлению водителей, управляющих автомобилем, не застрахованным по ОСАГО.

По замыслу РСА и ГИБДД, те же самые камеры, которые фиксируют иные нарушения ПДД (превышение скорости или наезд на сплошную), должны были считывать номера всех без исключения проезжающих по городу машин. Затем, в ночь, когда нагрузка на комплекс была не столь велика, данные обрабатывались и все случаи отсутствия автомобиля в базе РСА еще раз должны были быть проверены инспектором.

Планировалось, что при «засветке» автомобиля сразу на несколько камер, на водителя выписывался лишь один штраф. Однако уже на следующие сутки ездящий без страховки водитель снова мог быть оштрафован в автоматическом режиме. Именно неясность того как часто и по какой статье можно и нужно штрафовать водителя послужили основной причиной отложения ввода в строй ужесточения контроля за наличием ОСАГО с 1 сентября 2018 года.

Все готово…. но еще не готово!

РСА и ГИБДД, подтвердив 100% техническую готовность, пока еще не готовы запускать автоматический контроль ОСАГО. Отсутствует надлежащая юридическая база, которая будет регламентировать критерий , а также, со слов представителей РСА, есть некоторые организационные тонкости.

Первоначально контроль за ОСАГО с помощью камер планировался еще на 2016 год, но затем был перенесен на 1 сентября 2018 года. И вновь проект переносится. Видимо до тех пор, пока законодательно не будет прописано, по какой статье и с какой частотой могут выписываться штрафы за отсутствие ОСАГО с камеры.

Пока еще есть время – вы можете

Дело за ЦОДД. Система фото- и видеофиксации будет использовать предоставленные РСА и ГИБДД данные как «базу розыска», сверяя номерные знаки автомобилей, летящих под камерой с этой базой.

«Если под камерой проехала машина, сведений о которой нет в «базе», то это будет расценено как признак нарушения. Система выдаст «сигнал», после чего будет проводиться повторная проверка через запрос ГИБДД страховщикам о наличии действующего полиса» , - говорится на сайте «Коммерсант».

Если данные об отсутствии полиса подтвердятся, будет вынесено постановление по ч. 2 ст. 12.37 КоАП с штрафом в 800 руб. через десять дней после фиксации нарушения.


Как будет работать система в рабочем режиме, пока остается неясным. На данном этапе она будет проходить тестирование всего на одной камере. Но, судя по всему, штрафы будут высылать настоящие. По одной из версий, постановления будут присылаться после каждого проезда автомобиля под камерой. Сколько проехал - столько штрафов и получил. Насколько этот алгоритм соответствует действительности, узнаем в ноябре. Возможно, к IT-системе будет подключено сразу несколько камер.

С 1 сентября 2018 года планировалась начать штрафовать водителей без ОСАГО при помощи камер ГИБДД.

Российский союз автостраховщиков совместно с ГИБДД планировал с 1 сентября 2018 года начать проверять наличие полиса ОСАГО с помощью камер фиксации нарушений ПДД.

«По нашим данным, ошибок даже на первом этапе будет очень мало, так как проверка полиса будет осуществляться на двух уровнях. Все машины, которые в течение дня попали под камеры, будут проверяться по итогам дня на наличие полиса ОСАГО по базам РСА и ГИБДД. Эта проверка будет идти с некоторой задержкой по времени, потому что вновь проданный полис может не сразу появиться в информационной системе. Повторная проверка будет осуществляться непосредственно перед выпиской штрафа», — рассказал исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

Пилотный запуск системы планировался в Москве, так как для запуска проекта необходимы вложения не только со стороны ГИБДД и РСА, но и со стороны операторов местных властей. Москва — один из первых регионов РФ, который создает информационный хаб, с его помощью будут распределяться и передаваться данные между камерами и информационными системами РСА и ГИБДД.

«Планируется, что после устранения всех возможных сбоев и ошибок в Москве, система будет запущена в Татарстане, а затем распространится на все регионы РФ», — сообщал ранее Уфимцев.

Однако, в последний момент запуск системы вновь отложили, причем на неопределенный срок. По последней информации от того же Евгения Уфимцева, со стороны РСА было сделано все необходимое для запуска данной системы и РСА к этому процессу готов. Есть некий сдерживающий фактор, потому что до конца не определились с тем, по какой статье и в каком количестве выставлять в данном случае штраф. По словам Уфимцева, «сейчас мячик на стороне уже московских властей, потому что их задача непосредственно запустить и отработать данный проект». «Мы такое письмо соответствующее им направили о своей полной готовности, наших технических мощностей и самого процесса», - заключил Уфимцев.