Больше всего художник любил изображать жерико. Теодор Жерико – биография и картины художника в жанре Романтизм – Art Challenge

Краткая биография

жерико французский живописец

Теодор Жерико (Theodor Gericault) - французский живописец и график. Основоположник романтизма во французской живописи. Драматично-напряженные произведения («Плот Медузы», 1818-19) отличаются актуальностью и психологизмом, экспрессией живописи, контрастами светотени; бытовые сцены, пейзажи («Дебри в Эпсоме», 1821) повлияли на реалистов сер. 19 в.

Ученик в течение недолгого времени Карла Верне (1808-1810), а потом Пьера Герена (1810-1811), которого огорчали его приемы передачи природы не в соответствии с принципами школы Жака-Луи Давида и пристрастие кРубенсу, но впоследствии признавший рациональность стремлений Жерико.

Служа в королевских мушкетерах, Жерико писал преимущественно батальные сцены, однако после путешествия вИталию в 1817-19 гг. он исполнил большую и сложную картину «Плот „Медузы“» (находится в Лувре, в Париже). Новизна сюжета, глубокий драматизм композиции и жизненная правда этого мастерски написанного произведения не были сразу оценены по достоинству, но вскоре оно получило признание даже со стороны приверженцев академического стиля и принесло художнику славу талантливого и смелого новатора.

Наслаждаться этой славой ему пришлось недолго: едва успев возвратиться в Париж из Англии, где главным предметом его занятий было изучение лошадей, он сошёл в могилу в результате несчастного случая - падения с лошади. Этюды с натуры, мастерские литографии и многочисленные жанры, исполненные Жерико в последние годы жизни и изображающие лошадей в различных отношениях к человеку, отличаются необыкновенной энергией и верностью натуре. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Помимо полотна «Плот „Медузы“», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника.

Основные работы

Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку

Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г.). Лихой всадник на полотне не позирует, а сражается: стремительная диагональ композиции уносит его вглубь кар тины, в сизо багровое пекло боя; даже зрители чувствуют себя солдатами, которых ведёт за собой Дьедонне. Лувр. Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров.

Раненный кирасир. 1814. Париж. Лувр

Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, - Людовик XVIII. Начались преследования сторонников Наполеона, но прежде всего бывших участников революции, республиканцев, всех противников старого порядка и аристократии. В этих условиях в глазах передовых людей время Наполеона стало восприниматься в ореоле революционных традиций, как время, когда Франция начертала на своих победоносных знаменах - Свобода, Равенство и Братство. Гнет реакции заставил забыть, что наполеоновские войны давно уже перестали быть революционными и превратились в захватнические, антинародные. Возвращение старого порядка на штыках реакционных монархов половины Европы было историческим возмездием за авантюристическую политику бонапартизма. Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией.

Духом этой трагедии проникнута одна из первых картин молодого французского художника Теодора Жерико, написанная в 1814 году и выставленная в салоне этого года как некий вызов только что обосновавшимся в Париже властям Людовика XVIII.

Много позже, в преддверии революции 1848 года, историк Мишле, демократ и республиканец, писал об этой картине Жерико: «Он создал как бы эпитафию солдату 1814 года. На картине - спешившийся всадник, гигантского роста, и вместе с тем такой человечный и трогательный.? Это - солдат, но и вместе с тем - человек, ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. Ему не спастись... На заднем плане - черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти; утра не будет... И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля. Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается... чтобы умереть».

Романтически настроенный Мишле, пожалуй, несколько избыточно истолковал смысл картины. Но ее дух, характер ее вдохновения он уловил очень точно. Это действительно реквием целой эпохе в судьбе Франции, эпохе военных триумфов и тяжких поражений, конечный смысл которой определил тот же Мишле: «война и отсутствие всякой идеи».

Картина Жерико - одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи. Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом. Строгой размеренности и уравновешенной ясности классицистических полотен школы Давида здесь противопоставлено смелое нагнетание всех выразительных средств. Фигуры коня и человека, резко выдвинутые на передний план, так тесно вставлены в поле полотна, что кажется, будто они бьются в этой сжимающей их раме. Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности. Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. Его высоко поднятой голове противопоставлено слабеющее тело кирасира, как бы скользящего вниз и бессильно опирающегося на ножны палаша.

Солдата еще не покинули силы, во взоре еще ощущается жар битвы. Холодный блеск шлема и кирасы, оранжевый на красной подкладке плащ, заставляющий вспомнить о Рубенсе, которого Жерико боготворил, весь блеск воинской амуниции, горделивый конь сообщают образу мужественную героичность.

Но доблестный воин показан художником не в победном триумфе, а на грани гибели. Может быть, Мишле напрасно увидел здесь человека, который находится перед лицом смерти. Слишком много в этом воине и его коне энергии и напряжения, чтобы зритель поверил в смертельную рану кирасира. Но тем не менее вся обстановка картины свидетельствует, что мы присутствуем при последнем акте драмы.

Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. Далеко на горизонте пылает пожар битвы, и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. Резкой диагональю рассечена композиция полотна. Она определяет устремленное вниз общее движение масс. Но, противоборствуя этому поникающему ритму, упругой дугой вверх изгибается тело кирасира и его правая рука, держащая под уздцы храпящую лошадь. В центре полотна, где сталкиваются оба эти движения, самая светлая и самая интенсивная по цвету часть картины: здесь пылает красное пятно плаща, сумрачно поблескивает холодная сталь кирасы. Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. Действительно, это финал - еще героический, но уже предопределенный - не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции.

Для Жерико эта картина была и автобиографичной. Она воплотила его глубокое душевное потрясение в пору крушения империи. Оно, это потрясение, еще резче и мучительнее выразилось в его знаменитом «Плоте Медузы» и других драматических полотнах, в которых преломлялось его переживание трагедии народа. Но, увы, гений Жерико угас, едва успев расцвести. Он умер от тяжелой болезни, едва достигнув 33 лет.

«Плот „Медузы”» (фр. Le Radeau de la Mйduse) -одно из самых знаменитых полотен эпохи романтизма.

В основе сюжета картины лежит реальное происшествие, случившееся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. Только 15 из них остались в живых и на двенадцатый день скитаний были подобраны бригом «Аргус».

Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Жерико сумел создать яркий образ, соединив в одной картине мёртвых и живых, надежду и отчаяние. Картине предшествовала огромная подготовительная работа. Жерико делал многочисленные этюды умирающих в больницах и трупов казнённых. «Плот „Медузы”» стал последним из законченных произведений Жерико.

Когда Жерико выставил «Плот „Медузы“» в Салоне в 1819 году, картина вызвала негодование публики, так как художник вопреки академическим нормам того времени использовал столь большой формат не для изображения героического, нравоучительного или классического сюжета.

После смерти художника в 1824 году картина была выставлена на аукцион и приобретена его близким другом, художником Дедрё-Дорси, за 6000 франков, тогда как представители музея в Лувре не готовы были пойти дальше 5000. В дальнейшем Дедрё-Дорси отклонил предложение продать работу в США за значительно бомльшую сумму и в итоге уступил её Лувру за те же 6000 с условием, что она будет размещена в основной экспозиции. В настоящее время «Плот „Медузы“» находится в 77-м зале на 1-м этаже галереи Денон в Лувре. Код: INV. 4884.


Дерби в Эпсоме , Холст, масло. 92 х 122,5 Лувр, Париж.

В 1820 Жерико году уехал в Англию, где провел два года. Там он познакомился с Джоном Констеблем, который своим энтузиазмом пробудил в Жерико новые силы, склонив его приняться, вопреки владевшей им депрессии, за второе большое произведение «Скачки в Эпсоме» (1821).

Четыре лошади вихрем летят над полем скачек, их передние и задние ноги вытянуты параллельно земле. Создается впечатление необычайной стремительности, полета. Лошади, жокеи выписаны с большой тщательностью, с некоторой неожиданной для Жерико сухостью. Наоборот, пейзаж - покрытая зеленой травой равнина с холмами на горизонте, облачное с просветами небо - написан широко, обобщенно. Кажется, что лошади несутся вперед, а земля стремительно убегает под их ногами.

Яркий образ скачущих лошадей, созданный Жерико, приобрел громадную популярность, сделался своего рода классическим каноном, был повторяем несчетное количество раз, вызывая впечатление быстроты, полета.

Теодор Жерико (26 сентября 1791, Руан - 26 января 1824, Париж) - французский живописец эпохи романтизма.

Биография Теодора Жерико

Образование в биографии Жерико проходило у известных мастеров того времени – Верне и Герена. В их студии Жан Луи познакомился с Делакруа.

С 1816 до 1817 года Жерико учился в Риме.

Творчество Жерико

В 1812 году состоялась выставка «Cavalry Officer», а еще через два года – «Wounded Cuirassier» (обе были представлены в Лувре).

По возвращению из Рима в Париж он представил свою знаменитую картинку «Raft of the Medusa» 1819, Лувр. Это было громадное бушующее полотно, изображающее группу людей после кораблекрушения. Картина основывалась на реальном событии того времени, которое содержало скандальные элементы и политический подтекст, так что работа привлекла большой общественный интерес.

В 1820 году картина Жана Луи Жерико была выставлена в Лондоне. Она была шумно встречена и получила много внимания.

Три года пребывания в Англии принесли свои плоды живописи. Так Жерико написал несколько прекрасных полотен о лошадях: «The Village Forge», «Horse Fed by a Child», также знаменитую картину «Epsom Derby» (Лувр). Также он написал несколько безумных портретов, например «The Madwoman». Вдобавок, он изготовил несколько небольших фигур и сделал превосходные литографии.

Падение с лошади привело к преждевременной смерти художника.

В своей биографии Жерико художеством занимался всего 10 лет, но даже столь недолговременный период позволил занять достойное место среди лучших художников века.

Влияние работ Жерико на французскую живопись было большим и долговременным.

Работы художника

  • Две почтовые лошади
  • Портрет артиста в его гримерной
  • Портрет сумасшедшей
  • Портрет бродяги
  • Лошадь, терзаемая львом
  • Дикие лошади
  • Печь для обжига извести
  • Серая в яблоках лошадь
  • Бег свободных лошадей в Риме
  • Жертва крушения

Библиография

  • Ch. Clement, «G. Etude biographique et critique» (3 изд., 1879, со снимками с оригинальных рисунков Жерико).
  • При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

Век художника бывает разным. Кто-то творит по 40-50 лет, оставляя людям сотни картин, кто-то едва успевает раскрыть свой талант... Жерико было отпущено лишь десятилетие на творчество. Его трагическая смерть стала неожиданностью для всех и огромной потерей для искусства. Но каждая работа этого мастера стала образцом для нескольких поколений художников, а в истории искусств трудно найти живописца близкого по таланту и глубине.

Теодор Жерико родился в семье зажиточных буржуа. Отец имел несколько табачных плантаций на юге Франции, мать происходила из весьма уважаемого купеческого рода. Детство мальчика прошло во времена Великой революции, которая чудесным образом не затронула его семью.

С юности Теодор отличался двумя страстями - лошади и рисование. Хороший тон требовал, чтобы отпрыск известной фамилии получил хорошее образование и послужил отечеству. Закончив престижный колледж, Жерико поступает на военную службу, в мушкетеры. К этому времени революционные идеи несколько потрепались и потеряли свой бунтарский смысл. Франция из республики превратилась в империю, а империя, как известно, требует имперского стиля в искусстве. Тяжеловесный, неповоротливый и богатый стиль Ампир никак не мог прийтись по вкусу молодому человеку, получившему основы живописного мастерства у таких известных художников, как Верне и Герен, верных старым заветам великих фламандцев и голландцев.

Молодой мушкетер пишет свои первые работы, как и ожидается, на батальные сцены. Этот период творчества оставил нам множество рисунков и эскизов, изображающих любимых мастером лошадей.

В течение 5 лет (1810-1815) художник старательно копирует работы , . Все это время он пытается постичь тайны мастеров прошлого и найти собственную манеру. Важную роль в жизни Жерико сыграла поездка в Италию. В отличие от Франции, в этой стране живописные традиции непрерывно развивались на протяжении 6 веков, а вся остальная Европа зачастую перенимала все то, что рождалось в Италии.

Из итальянской поездки Жерико привозит свою самую известную работу «Плот „Медузы“». Драматизм, эмоциональность, невиданная до того точность и осмысленность изображения удивили французов и оставили многих равнодушными. Франция еще не переняла моду на романтизм, упиваясь свои собственным ампиром и остатками классицизма. Французы оказались неготовыми для того, чтобы по достоинству оценить работу своего великого мастера.

Прошло совсем немного времени и критики, приверженцы академизма в живописи, вдруг разглядели в Жерико талантливого и смелого мастера. Французы "крякнули" и пошли смотреть картину во второй раз. Пришла слава...

Наслаждаясь известностью и множеством заказов, Жерико приступает к работе, которая была им задумана еще в 1812 году. Романтик, гражданин и творческий человек, художник собирался написать монументальную работу на тему отступления французских войск из России. Был известен сюжет, разрабатывалась композиция, искались прототипы среди солдат. Трагическая случайность прервала жизнь мастера. В 1824 году, во время обычной для Жерико тренировки в верховой езде, он упал с лошади. Удар пришелся на висок.

Наследием мастера стали несколько психологических портретов, батальные картины, несколько жанровых работ, несколько незаконченных скульптур и огромное количество рисунков и набросков, в каждом из которых можно увидеть гениальные задумки мастера, которые так и остались незавершенными.

(1791-1824)

Жан Луи Андре Теодор Жерико, французский живописец, литограф, родился 26 сентября 1791 года в Руане. Его отец Жорж Никола Жерико был адвокатом, а мать Луиза Карюэль де Сен-Мартен происходила из старого и богатого буржуазного рода. В 1801 году Теодора поместили в интернат частного пансиона Дюбуа-Луазо, а затем отец перевел его в пансион Рене Ришара Кастеля. Около 1804 года Жерико поступил в Императорский лицей. С детства мальчик пристрастился к конному спорту и уже в шестнадцать лет был первоклассным наездником. Первого июля 1808 года Теодор покинул лицей. В 1808-1810 годах он учился живописи у К. Верне, а затем обучался в мастерской у П. Герена в 1810-1811 годах. Жерико служил в королевских мушкетерах, поэтому писал преимущественно батальные сцены. Его первая большая работа, «Офицер конных императорских егерей во время атаки», была представлена в Салоне в 1812 году. Картина полна пафоса, она дышит романтикой битвы. Картина обратила на себя внимание художественных кругов. Жерико присудили золотую медаль. С 1810 по 1815 год он занимается в Лувре, копируя работы П. П. Рубенса, В. Тициана, Д. Веласкеса и Х. Рембрандта. В 1813-1814 гг. она создал ряд картин на военные темы: «Три конных трубача», «Кирасир», «Сидящий трубач». В начале 1816 года Жерико отправился в Италию. Там он изучал и копировал антики, творения Рафаэля и Микеланджело. После путешествия по Италии (1817-1819) он принялся за картину «Плот «Медузы»» (Лувр, Париж). Она написана в стиле реализма и стала полным отрицанием давидовского направления. Стремясь представить на полотне историю спасения в море людей, потерпевших кораблекрушение, художник сделал множество подготовительных этюдов. Жерико работает в госпитале, неутомимо пишет больных и умерших. «Его мастерская, – передает его биограф, – превратилась в своего рода морг, где он сохранял трупы до полного их разложения, работая в обстановке, которую лишь на короткий срок могли переносить заходившие друзья и натурщики». Придавая частному событию глубокий и исторический смысл, Жерико раскрывает в картине сложную гамму человеческих чувств – от полного отчаяния и апатии до страстной надежды на спасение. В Салоне 1819 года картина была замечена и быстро сделалась одним из центральных экспонатов выставки. Новизна сюжета, глубокий драматизм композиции и жизненная достоверность этого мастерски написанного произведения не были сразу оценены по достоинству, но вскоре оно получило всеобщее признание и принесло художнику славу талантливого и смелого новатора. Жерико отправляется в Англию, где главным его занятием было изучение лошадей. Там он пишет большую работу «Скачки в Эпсоме» (1821). Яркий образ скачущих лошадей, созданный Жерико, приобрел громадную популярность, сделался своего рода классическим каноном. Он несомненно вызывает впечатление быстроты, полета. Весной 1822 года Жерико возвращается во Францию с пошатнувшимся здоровьем. Несмотря на это, за несколько месяцев он успевает написать несколько работ. Среди них «Известковая печь», которая сыглрала важную роль в развитии реалистического пейзажа, а также серию портретов душевнобольных, среди них «Безумный», «Одержимый манией воровства». В феврале 1823 года он слег в постель. Жерико умер 26 января 1824 года в возрасте 33 лет. Преждевременная кончина помешала написать Жерико уже задуманную картину «Отступление французов из России в 1812».