Что значит быть а не казаться. Быть, а не казаться или как найти свой путь


Стивен Кови

Быть, а не казаться. Размышления об истинном успехе

STEPHEN COVEY

PRIMARY GREATNESS

THE 12 LEVERS OF SUCCESS

Издано с разрешения FranklinCovey Company

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс».

FranklinCovey and the FC logo and trademarks are trademarks of FranklinCovey Co. and their use is by permission.

© FranklinCovey Company, 2015.

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2016

Эту книгу хорошо дополняют:

Стивен Кови

Игорь Манн

Тина Силиг

Адам Грант

Эрик Бертран Ларссен

Вступительное слово Шона Кови

Будущее моего отца, Стивена Кови, было предопределено. Дед владел весьма успешной сетью гостиниц, и конечно же, старшему сыну – моему отцу – надлежало продолжить дело.

Но отец чувствовал тягу к учительству. Тяга была непреодолимой – все в нем взывало к тому, чтобы быть услышанным. И он решил преподавать, чего бы это ему ни стоило. В своих учениках он видел потрясающий потенциал, его снедала потребность дать этому потенциалу воплотиться. Но он не мог забыть о том, чего желал для него дед, и решил с ним поговорить. Однако боялся, что дед его не поймет.

И вот однажды мой отец решился и сказал деду, что на самом деле мечтает стать учителем. Дед ответил: «Прекрасно, сынок. Из тебя получится великий педагог. Честно говоря, я ведь и сам не так уж люблю бизнес». Так доктор Кови и стал университетским профессором, писателем, а по сути – одним из выдающихся мировых мыслителей в таких областях, как лидерство, организационное управление, семейные вопросы. И все потому, что нашел в себе смелость ответить на собственную потребность и обрести собственный голос.

Он и другим помогал обрести свой голос. Однажды я попросил отца дать определение тому, что такое руководство. И он ответил: «Руководство – это способность сообщить другому человеку, в чем состоит его ценность и его потенциал, и сделать это так четко и наглядно, чтобы человек, получив заряд вдохновения, сам разглядел в себе эти качества». Я впервые услышал именно такое определение, и оно меня растрогало. Почему? Да потому что эти слова много говорили о нем самом. Он всегда умудрялся дать мне понять, в чем моя ценность и в чем заключается мой потенциал, даже когда я не видел этого в себе сам. Он заставлял меня чувствовать себя всесильным, чувствовать, что у меня есть важная миссия. И такие же чувства он пробуждал в моих братьях и сестрах и во всех, кто его окружал. Он верил, что у любого человеческого существа есть его собственное предназначение, что каждый из нас бесконечно ценен и обладает необыкновенными возможностями и что каждый из нас уникален.

Мой отец был великим учителем – прежде всего он учил нас своим примером и своими словами. Его взгляды определили всю мою жизнь. Он постоянно говорил мне о том, что существуют только два жизненных пути – жизнь, исполненная истинного величия, и жизнь величия ложного. Истинное величие – это то, что человек представляет собой на самом деле: его характер, цельность, настоящие мотивации и желания. Ложное величие – это популярность, титулы, положение в обществе, слава, состояние и почести.

Отец учил меня не думать о ложном величии и сосредоточиться на величии истинном. Он также говорил о том, что ложное, вторичное величие часто – хотя и не всегда – сопровождает тех, кто добился величия истинного, и что истинное величие уже само по себе является наградой, поскольку дарует мир в душе, ощущение собственной значимости и глубокие, полные смысла взаимоотношения. Эта награда значительно перевешивает те блага, которые приносит ложное величие, – деньги, известность и то эгоистичное, наполненное сиюминутными удовольствиями существование, которое мы так часто называем «успехом».

Я пишу это предисловие спустя три года после смерти отца. Но его голос – глубокий, проникновенный – сохранился в этих эссе. Готовя их к печати, мы практически ничего не меняли – тексты остались такими, какими были, только что выйдя из-под его пера. Мы просто расположили их в таком порядке, чтобы получился последовательный рассказ о том, как прожить жизнь, исполненную истинного величия. Некоторые из эссе были написаны, когда отец работал над «Семью навыками высокоэффективных людей», и это потрясающе – наблюдать, как то, что было впервые им сформулировано в этих набросках, превратилось в идеи, изменившие мир бизнеса и жизни миллионов людей. В этой книге вы найдете удивительные и вдохновляющие размышления о том, как от дешевой мишуры того, что зовется «успехом», перейти к жизни осмысленной, полной душевного спокойствия, удовлетворения и мудрости.

Почему школа иезуитов до сих пор лучшая в мире?

– Что меня удивляет в России? – говорит отец Штефан и улыбается. – Если ребёнок болеет, его мама говорит: «Мы уже две недели болеем!». Я часто слышу такое… Но всё-таки это же не она болеет.

Отец Штефан Липке – директор католического Института св. Фомы в Москве. Он принадлежит к ордену иезуитов или Обществу Иисуса и вплоть до прошлого года преподавал английский язык в католической гимназии Томска. Это единственная гимназия в России, где преподавание и воспитание учеников основано на принципах знаменитых иезуитских школ.

Когда о. Штефан удивляется нашему речевому обороту «мы болеем», его удивляет не русская грамматика, а наше отношение к личности – для иезуита здесь слишком много коллективизма и слишком мало отдельного человека. А вся иезуитская школа всегда про это – про личность, про пафос умного, взрослого, самодостаточного человека.

Эти ужасные иезуиты!

Как это часто бывает, иезуиты очень часто страдали от того, что делали свою работу хорошо. Иезуитские школы, появившиеся ещё с лёгкой руки основателя ордена Игнатия Лойолы в середине XVI века, ругали и протестанты, и гуманисты. Вольтер, закончивший иезуитский колледж, со свойственной ему иронией замечал, что «отцы научили меня лишь немного латыни и глупостям». Впрочем, ревность гуманистов и протестантов вполне понятна – потенциальные ученики валом уходили от них к иезуитам. Почему? Потому что, как говорил Френсис Бекон, «следует брать пример со школ иезуитов, ибо ничего не может быть лучше их».

Иезуиты были первыми в Европе, кто задумался о системном и последовательном образовании, причём не религиозном, а светском

И это действительно так. Иезуиты были первыми в Европе, кто задумался о системном и последовательном образовании, причём не религиозном, а светском. Если даже оставить в стороне тему школьных учебников, которые появились впервые именно в иезуитских школах, нам останется самое главное – иезуиты первыми, если не сказать последними, научились формировать личность ученика в соответствии с чёткими моральными целями. Именно этот факт послужил причиной некоторого мистического ужаса, которым окружён орден. Впрочем, этот ужас связан только с тем, что иезуиты просто очень хорошо выполняют свою работу.

Несмотря на некоторый скепсис о. Штефана, иезуитам есть, за что благодарить коллективистскую Россию. Когда в 1773 году папа Климент XIV распустил орден, Екатерина II запретила читать указ папы на территории России и тем самым спасла орден. Особо любви к иезуитам Екатерина не питала, но имела свой расчёт. Она надеялась, что иезуиты помогут ей наладить российское образование. Иезуиты в долгу не остались и образование наладили. Уже после смерти Екатерины в Петербурге появился иезуитский колледж. Он процветал вплоть до скандала, разразившегося в царствие Александра I. Тогда крупный государственный чиновник князь Голицын, выпускник иезуитского колледжа, перешёл в католичество. Это было уже слишком и бедных иезуитов попросили вон из страны.

– Иезуиты умели воздействовать и убеждать, – говорит историк религии Борис Филиппов. – Вот смотрите. Одно время в Италии на Сицилии процветала жуткая коррупция. Власти обратились к папе с просьбой помочь. Папа послал на Сицилию пятерых иезуитов. Что они могли сделать? Только одно – организовать школу. И они её организовали. Через 15 лет выпускники этой школы выиграли все местные выборы и заняли ключевые позиции в администрации острова. На этом коррупция на Сицилии была практически уничтожена. Эти выпускники были просто не в состоянии даже подумать о том, чтобы принять взятку. Понимаете, что такое иезуитская школа?

Со времён Игнатия Лойолы мало что изменилось. Иезуитские школы как были лучшими школами в мире, так ими и остались. Беда только в том, что их мало. К шестидесятым годам прошлого века в них училось меньше миллиона учащихся по всему миру. В России в единственной иезуитской гимназии учится всего пара сотен детей.

Иезуиты для элиты?

– А правда, что иезуитские школы – это образование для элит? – задаю я коварный вопрос о. Штефану.

– Так было раньше. Отчасти. Но сейчас уже нет, – отвечает о. Штефан, – Игнатий (Лойола – ред.) с самого начала требовал, чтобы все школы были бесплатными. Но понятно, что все равно там учились дети образованного сословия. С XIX века школы стали платными, потому что стало трудно найти благотворителей. Сейчас все зависит от платы за обучение. Если государство поддерживает школы, как в Германии, то наше образование там почти бесплатно. Но во многих странах такой поддержки нет и тогда это дорого.

Обучение одного ученика в иезуитской школе стоит от 1 до 4 тысяч евро в месяц. Кстати, наше государство поддерживает все лицензированные учебные заведения, поэтому стоимость обучения в Томской гимназии составляет всего 6 тысяч рублей в месяц.

Как учат иезуиты

– Есть такое выражение «июньская температура», – говорит о. Штефан. – Это когда перед экзаменами все начинают учиться, потом сдают экзамены и все забывают. Это не про нас.

Им важно, чтобы каждый отдельный ученик понял и полюбил все, что изучается в школе

Иезуитская школа всегда работает с каждым учеником в отдельности, а не с массой. Иезуитам совершенно безразлична формальная отчётность и, так сказать, валовые показатели. Им важно, чтобы каждый отдельный ученик понял и полюбил все, что изучается в школе.

– Говорят, что это иезуиты придумали оставлять учеников на второй год, – улыбается о. Штефан. – На самом деле это не так. Это началось в Парижском университете ещё до нас. Но мы исходим из того, что ученику нельзя переходить к следующему материалу, если он не усвоил предыдущий. Мы хотим, чтобы он понял что-то очень важное, базовое в любой науке. Чтобы он не просто запомнил что-то, а лично встретился с этой наукой. Пока этого не происходит, дальше двигаться нельзя.

Формировать, а не информировать – это один из принципов иезуитского воспитания

Формировать, а не информировать – это один из принципов иезуитского воспитания. Поэтому учат монахи не экстенсивно, а интенсивно, то есть глубоко. Иезуитская школа – это, с одной стороны, очень медленная школа, а, с другой, – очень быстрая. Как смотреть. Монахи придерживают принципа «лучше меньше, но глубже». Поэтому ученики не информируются в быстром темпе о массе разных вещей, а обстоятельно изучают каждый предмет. Самое интересное, что для такого обучения много времени не требуется. По правилам ордена учебный год в школе длится не более 180–190 учебных дней (в нашей школе учебный год составляет 210 дней) и постоянно прерывается школьными лагерями, праздниками, экскурсиями. Каждый день ученик находится за партой не более 5 часов. Вечную головную боль российского учителя о том, как успеть пройти всю программу, иезуиты снимают одним лёгким движением руки, просто сократив программу.

– Конечно, во всех странах есть свои стандарты, и мы должны соответствовать, – вздыхает о. Штефан. – В России очень перегруженная школьная программа. Мы в рамках возможного делаем все, чтобы её как-то уменьшить.

Они умеют главное – свободно и самостоятельно использовать свои знания

Результат такого «легкомыслия» сказывается в институтах, уже после окончания школы: выпускники иезуитов всегда бывают удивительно успешны. И не потому что очень много знают, а потому, что знают очень хорошо. Они умеют главное – свободно и самостоятельно использовать свои знания. Напомним, что Россия при своём уникальном опыте качественного массового образования плетётся в самом конце списка по результатам PIZA – международного теста на умение школьников практически применять свои знания. У иезуитов с этим нет никаких проблем – если школьник не научился работать и думать самостоятельно, это значит, что мы просто сотрясаем воздух, считают монахи.

Латынь или математика?

Традиционная иезуитская школа – это школа гуманитарная. И хотя иезуиты очень гордятся, что первые в XVII веке ввели в курс среднего образования астрономию, все-таки главными предметами в колледжах всегда оставалась латынь и языки. «Родители часто говорят: “Если наш ребёнок не научится высшей математике, как он поступит в колледж, как он станет инженером?”, – пишет отец Тирни в трактате «Учитель и обучение» 1915 года. – Ответ таков: если ваш ребёнок правильно сформировался к 18 годам и умеет мыслить, он может поступить в любой колледж и заниматься любыми предметами по своему выбору. Это значит, что мы обучили его базовым вещам. Если человек знает алгебру и знает её хорошо, у него не будет проблем с анализом в колледже».

Самостоятельность – одно из важнейших понятий иезуитского образования

Иезуиты придумали специальный термин для описания базового принципа собственного образования – «совершенное красноречие». В понимании иезуитов это способность правильно организовывать свои знания и выражать их в совершенной форме в устной и письменной речи. Латынь и языки – это обучение культуре в самом широком значении этого слова: умение ценить яркую мысль, чувствовать красоту и точность её словесного оформления и уметь порождать её самостоятельно.

Самостоятельность – одно из важнейших понятий иезуитского образования. Вообще иезуитский учитель – это не тот, кто долго и нудно читает лекцию. Учитель присутствует на уроке только для того, чтобы инициировать желание и способность ученика мыслить. Как это делается? Во-первых, учитель задает дома прочитать тему следующего урока и самостоятельно ее изучить. Во-вторых, учитель должен приучить каждого ученика генерировать мысль в течение урока.

– Если к нам переводились ученики из других школ, они поначалу очень возмущались – почему меня спрашивают на каждом уроке? – говорит о. Штефан. – Но уже через один-два месяца они понимают, зачем это нужно, и наоборот сами рвутся отвечать.

Где личность?

В документе Ratio Studiorum, регулирующем правила жизни в иезуитских школах, говорится: «Развитие интеллектуальной способности учащегося есть основная задача школы. Однако это развитие примет искажённый и даже опасный характер, если оно не будет подкреплено и дополнено упражнением воли и формированием характера».

– Мы должны научить наших детей быть, а не казаться, – скромно сообщает о. Штефан.

Учитель-иезуит находится со своими учениками не только на уроке, но почти постоянно

Для этого, считают иезуиты, нужно относится к ученикам как к книгам, которые надо обязательно прочесть. Иезуиты – монахи. Они работают не за зарплату, а по призванию и послушанию. Им не жаль личного времени. Учитель-иезуит находится со своими учениками не только на уроке, но почти постоянно. Каждого из них он должен понять и узнать. Более того, узнавание ученика учителем всегда связано с тем, что и ученик узнает сам себя.

– Когда к нам приходят ученики, мы их всегда спрашиваем, как им удобно заниматься, когда надо побыть в одиночестве, когда надо отдохнуть, – говорит о. Штефан. – Все дети разные, все по-разному воспринимают. Мы должны сами это понимать и научить ученика прислушиваться к себе и понимать себя.

Традиционные иезуитские школы – это школы-интернаты. За эти интернаты иезуитам очень доставалось в прошлом. Злопыхатели утверждали, что коварные иезуиты таким образом полностью подчиняют учеников своей воле, что в школах царит дух доносительства и взаимной зависти. Однако сами ученики не жаловались. И понятно почему. Иезуиты были первыми, кто отменил телесные наказания в школах. Дисциплина в школах всегда была очень мягкой. Уподобиться Христу в милосердии – эта задача для иезуитских учителей имела прямое методологическое следствие: уважение учеников и строгая дисциплина достигается не страхом, а любовью.

Любовь невозможна без взаимной заинтересованности. Вот что говорит о. Тирни: «Учителя больше уделяют внимания не формированию интеллекта, а формированию души и характера. Поддержание близких отношений есть средство вдохновлять учащихся, формировать высокие идеалы, учить своим примером в духовном и в интеллектуальном отношениях… Какую роль должен играть учитель в формировании характера ученика? Вообще говоря, он должен добиваться и усвоения принципов, и формирования навыков. Это требует от него постоянной активности и непростого, но определенного знания. Простого знакомства с распространёнными слабостями человеческой природы недостаточно. Надо хорошо знать каждого мальчика и каждого учить индивидуально. Иначе это обучение будет бесполезным сотрясанием воздуха».

Учитель в иерархии иезуитов стоит очень высоко. Чтобы приступить к самостоятельной работе в школе, обычный монах должен пройти курс длиной в 11 лет. В Томской гимназии таких преподавателей только двое. Да и всего-то в России проживает только одиннадцать иезуитов – холодно и трудный язык. Но приглашая преподавателей из обычных школ, о. Штефан сразу объясняет местные правила: надо не только провести урок, но находиться с детьми постоянно, надо внимательно прислушиваться к каждому и оперировать не успеваемостью, а личными успехами каждого ученика.

Традиционная практика требует, чтобы изучение каждого очередного литературного произведения заканчивалось спектаклем, который ставят сами ученики

– К нам довольно много учителей приходило, – говорит о. Штефан. – Но очень мало оставалось. Уже через пару месяцев становилось понятно, что человеку тяжело так работать, и он уходит.

Иезуиты очень рано поняли то, о чем школьные психологи начали говорить недавно: лучше всего знания усваиваются в процессе общего дела, которое всех страстно интересует. Поэтому иезуиты придумали школьный театр. Традиционная практика требует, чтобы изучение каждого очередного литературного произведения заканчивалось спектаклем, который ставят сами ученики. Нетрудно догадаться, что эта перспектива придаёт урокам литературы особенный азарт.

Оценки: с ними или без них

Ещё одна претензия к иезуитам – оценки и дух соперничества. Гуманистическая педагогика требует оценки отменить и дух соперничества из школы изгнать, ибо и первое и второе травмирует детей. Иезуиты придерживаются другого мнения. Оценки они ставят и дух соперничества приветствуют. Каждый месяц ученики пишут конкурсное сочинение и выбирают победителя. Во всех, даже самых мелких занятиях, всегда есть тот, кто особенно отличился и кого надо обязательно похвалить. Это заставляет остальных подтягиваться. Такое соперничество вовсе не приводит к травматичным результатам, чего боятся педагоги-гуманисты. Напротив, ученики становятся удивительно отзывчивы к чужим успехам.

– Моя задача, – говорит о. Штефан, – научить их радоваться, когда у другого что-то получается. И знаете, я смотрю на них со стороны, особенно в школьных лагерях, во время подготовки к спектаклям, и вижу – да, они радуются успехам своих товарищей! Искренне радуются! Значит, мы их чему-то важному научили.

Вспомнила к месту Л. Н. Толстого: "…на войне солдаты, находясь под выстрелами в прикрытии, когда им делать нечего, старательно изыскивают себе занятие, для того, чтобы легче переносить опасность. И Пьеру все люди представлялись такими солдатами, спасающимися от жизни: кто честолюбием, кто картами, кто писанием законов, кто женщинами, кто игрушками, кто лошадьми, кто политикой, кто охотой, кто вином, кто государственными делами. Нет ни ничтожного, ни важного, все равно…"

Страшно быть пустышкой, видеть собственную никчемность за нагромождением многих слов, дел, вещей. Мучительно казаться, а не быть.
Куда бы я не двинулась, всегда на задворках души я вижу, как в кривом зеркале, большой мыльный пузырь. В этом отражении даже благородные страдания от осознания такой правды приобретают смешной и глупый характер, становятся очередной попыткой выглядеть лучше, значительнее, что-то из себя представлять.

Любое слово, поступок отравлен тщеславием. В самых лучших порывах, самых светлых побуждениях найдется нотка самолюбования: "Вот, какая я хорошая". Эта едва уловимая примесь сводит на нет все усилия и превращает светлый праздник, где должно быть торжество духа, в балаган и кривляние.

Это личная бездна, куда я погружаюсь, как только решаюсь быть более честной с собой. Хотя бездна, пожалуй, слишком сильное слово.
Так бывает не всегда, и, чаще всего, я нахожу повод отвлечься, убедить себя, что чего-то стою, делаю что-то значимое.
Какая же все это глупость.
_______________

Наверняка есть что-то истинное внутри, иначе душа не тосковала бы так, не металась.
Я хочу найти свое небо, свою высоту. Но не громкую, не шумную, не на показ. А тихую, неприметную для других, такую, что будет освящать все мое внутри.
Это тонкая радость души, которую не могут вызвать никакие внешние вещи.

Но как отделить зерна от плевел?
_______________

Первый шаг на пути к этому — смирение. Сложное для ума понятие и вызывает большое количество смысловых искажений. Часто смирение называют "принятием", но на мой взгляд, это представление более узкое.

Смириться, значит освободиться от иллюзий. Реальная картина жизни сталкивается [в нашем воображении] с представлениями о том, кем или какими мы должны быть. Попытка соответствовать образу, является настоящим внутренним насилием, которое мы совершаем над собой ежесекундно и откуда рождается большинство целей.
Смирившись, человек прекращает сопротивление, видит мир ясно и признает каждый момент как есть.

В смирении заложена глубокая исцеляющая сила, возможность освободиться от чувства вины.
Человек перестает судить себя и других, он легко прощает миру его несовершенство.
Но прощать, не значит игнорировать дурное или ложное. Желание быть лучше, взращивать в себе нравственность, раскрывать способность к любви, к состраданию — это базовая потребность души и основа для ее развития. Когда такое стремление идет под руку с чувством смирения, оттуда исчезают гордыня и тщеславие, качества, которые все портят противоположны настоящему смирению; здесь очень тонкая грань, которую трудно и, даже наверное, нельзя передать в словах, но можно почувствовать через опыт.

Как только мы недовольны собой или тем, что получаем, сразу смотри: нет смирения. Значит уже повисла в голове картинка с которой себя сравниваем и морщимся.
Когда сердце смирилось, мы делаем то, что нам по силам, спокойно идем вперед и благодарим за все, что у нас уже есть, даже за ошибки.

Я ищу свою высоту. Иногда ясно чувствую, как прикасаюсь к чему-то прекрасному, невыразимому. Но бывает погружаюсь в полную темноту, и тогда смирение помогает находить дорогу обратно; я начинаю испытывать глубокую любовь к себе, к людям, миру вокруг, к Богу. И страдание исчезает.

Книга «Быть, а не казаться», рассказывает о двенадцати принципов-рычагов для достижения цели.

Стивен Кови — Об авторе

Стивен Кови — американский консультант по вопросам руководства, управления жизнью, преподаватель и консультант по организационному управлению. Известен как лектор и автор книги «Семь навыков высокоэффективных людей», которая в августе 2011 была названа журналом «TIME» одной из 25 наиболее влиятельных

В начале карьеры Стивен преподавал в Университете Бригема Инга. Там же защитил докторскую диссертацию по религиоведению. Получил MBA в Гарварде. Стивен посвятил свою жизнь обучению людей эффективному лидерству и целостному развитию человека.

Доктор Кови уделял немало внимания развитию лидерских навыков у детей. Его книга Лидер во мне помогает раскрыть потенциал в ребенке. Эта книга используется как учебное пособие во многих школах. Журнал TIME назвал Стивена одним из 25 наиболее влиятельных американцев.

«Быть, а не казаться» — Саммари книги

Двенадцать главных принципов – к рычаги нашей ценности

1. Цельность. Люди, утратившие её, больше думают о том, как они выглядят в глазах других людей. Они теряют себя, но этот факт их мало беспокоит. Цельность невозможна без мужества и скромности. Причём мало говорить о них, важно действовать в соответствии со своими ценностями, которые основаны на базовых принципах.
За цельность отвечает наше тайное «я» (а не публичное или личное). Необходимо проводить самоанализ, чтобы узнать себя лучше, открыться миру и тем самым даже оказывать больше влияния на окружающих. Важно постепенно отказываться от защитных механизмов (проекции, интеллектуализации, отрицания и т.п.).

Цельность даёт ряд преимуществ:
– мудрость;
– отказ от сравнения себя с другими;
– поиск альтернатив, синергия;
– выстраивание доверительных отношений.

2. Вклад. Он подразумевает, что у человека есть своя миссия. Это то, что вы оставите в жизни после себя. И если на данный момент вы чувствуете, что запутались, начните меняться:
– определитесь с миссией;
– не бойтесь идти на риск в высказывании своих мыслей и действиях;
– не прекращайте обучение, даже если вы уже давно не школьник или студент.

Спросите себя, что удаётся вам лучше всего, в чём вы действительно хороши. Подумайте, что вы в состоянии исправить, чтобы ещё лучше делать то, что вам нравится. Лидер нового времени – это человек, который развивается во всех направлениях, желает принести пользу обществу, основывает отношения на доверии. Вы должны одержать победу над самим собой, чтобы стать лучше, а после этого задуматься над победой общественной – той, которая поможет вам и окружающим прийти к общему видению. Далее вы сможете рассуждать и о том наследии, которое хотели бы оставить. Решите: что бы вам хотелось, чтобы люди говорили о вас?

3. Следование приоритетам . Снова обратитесь к самому себе с вопросом, в чём ваша уникальность, что вы считаете самым важным в жизни. Определив приоритеты, вы сможете сверяться с ними, как с компасом, и не сбиться с пути. Попробуйте составлятьрасписание на неделю так, чтобы в основе лежал этот компас, а не часы. Вы сами должны выстраивать свой день, решать, что делать в первую очередь, а что можно отложить. Истинный лидер должен обращать внимание на задачи, которые по-настоящему важны, концентрироваться на главном, а не второстепенном. Вот несколько советов:

– отказывайтесь от срочного, но не важного в пользу важного, но не срочного;
– учитесь определять, что есть важное, и отвечать этому «да»;
– ищите возможности для творческой свободы;
– отстаивайте личные убеждения;
– умейте работать в двух режимах: независимости и взаимозависимости;
– пробуйте мыслить по-разному (логически, творчески, оптимистически и т.д.) и перестаньте себя ограничивать.

Думайте не только о решении проблем, но и о том, как оставаться творческим, не разменивайтесь по мелочам. Не становитесь заложником скорости, тренируйте воображение. Если вы постоянно озабочены делами, вы находитесь в стрессе, но именно творчество и чёткое видение позволяют решать проблемы гораздо быстрее.

4. Самопожертвование. Оно помогает поддерживать связь с другими людьми. Тем самым вы демонстрируете им уважение. Обращаясь к людям с пониманием, добротой, показывая, что вы готовы прощать, вы заставляете людей действовать так же по отношению к вам.
Без самопожертвования не обойтись ни в деловых, ни в семейных отношениях. Не менее важно партнёрство: с поставщиками, с клиентами и даже конкурентами. Хотя последнее звучит странно, особенно сейчас, когда все нацелены на независимость и всячески стремятся поддержать её.
Необходимо жертвовать личными амбициями, отказываться от гордости – только так в компании выстроятся результативные отношения. Прислушивайтесь к чужим мнениям, откажитесь от грубости и резкости. В идеале вся команда должна мыслить категориями «выигравший – выигравший» и жить по одним принципам.

5. Служение. Люди хотят знать, что важны для вас, что вы принимаете их позиции. К окружающим нельзя относиться как к вещам, наоборот, необходимо разными способами демонстрировать свою заинтересованность. В компаниях добиться этого можно тремя способами:

– нанимать «правильных» сотрудников;
– подготовить нужного человека;
– создать в фирме соответствующую культуру.Если отношения между сотрудниками основаны на доверии и уважении, это уже полшага на пути к установлению таких отношений с клиентами.

Любите, когда вас не любят, отвечайте на нетерпение терпением, добром на зло. В итоге вы должны забыть о враждебности и перестанете обижаться на пустяки.

6. Ответственность. В первую очередь нужно понять, что только вы ответственны за свою жизнь и свой выбор. Если вы обидели человека, искренне просите прощения и ведите себя соответствующе. Это не значит, что вы оправдываетесь и унижаетесь – пока вы воспринимаете ситуацию так, дело не сдвинется с мертвой точки.
Не навешивайте на других людей ярлыки, не ищите худшее, чтобы подтверждать свои предположения. Иногда нужно честно признать, что вы неправы. Такая тактика называется «выплата последнего гроша». Здесь важно: – научиться признавать даже свою частичную вину;

– понимать, что обиженный человек начинает замыкаться;
– выходить на доверительный разговор с человеком, которого вы обидели;
– не прибегать к манипулятивным методам;
– понять, что данная тактика может мотивировать окружающих.

7. Лояльность. Она предполагает, что вы не будете предъявлять к другим завышенных требований и отказались от высокомерия. Особенно ярко лояльность проявляется, если вы не обсуждаете человека за его спиной. Никогда не говорите о ком-то то, что не сказали бы в лицо. Во-первых, вам не будет стыдно, если вдруг до этого человека дойдут ваши слова. Во-вторых, как следствие, вы сохраните хорошие отношения.

Задумайтесь, насколько вы вежливы и в каком ключе воспринимаете мир – в негативном или позитивном. Если вы нормально относитесь к сплетням, вы демонстрируете, что и сами хотите позлословить. Критика всегда должна быть обоснована. Всегда следите за словами, которые произносите, и не позволяйте другим людям опускаться до обсуждений. Тем самым вы показываете, что готовы заступаться и за самих сплетников. Конечно, для этого требуется мужество, но вы наверняка уже работаете над этим.

Проявлять лояльность можно по-разному:– вставать на сторону меньшинства, тех, кого постоянно унижают;

– заранее ставить в известность человека, о котором будете говорить в его отсутствии;
– после встречи доводить до человека важную информацию;
– обращать внимание на различие культурных условий, на условия жизни человека;
– предоставлять возможность другим людям высказывать и защищать свою позицию;
– всегда помнить, что в каждом из нас больше хорошего.

8. Взаимозависимость. Этот рычаг говорит вам о том, что нужно отказаться от принципа «Что это может мне дать?». Более того, необходимо, чтобы этим принципом не руководствовались ваши близкие. Когда в отношениях присутствует взаимопонимание, они сразу переходят на уровень взаимовыгодных:

– начинайте изменения с себя и только потом требуйте что-то от окружающих. Если хотите сблизиться с кем-то, начните менять поведение по отношению к этому человеку. Не берите на себя роль судьи и начинайте восстанавливать собственное «я»;
– и на рабочем месте, и в семье создавайте доверительную атмосферу, подкреплённую действиями по принципу «выигравший – выигравший»;
– делитесь с окружающими своими знаниями, не утаивайте информацию, рассказывайте о своих проблемах, ищите способы помочь;
– не разграничивайте людей на «важных» и «неважных», потому что важны все;
– не скупитесь на доброту и сочувствие, ведь они нужны не только вам.

Не забывайте тех людей, которые когда-либо оказали вам услугу или помощь. Можно сколько угодно обманывать, но помните, что всё возвращается бумерангом. Поэтому поступайте по совести, каждый день совершая небольшие, но значимые для кого-то поступки.

9. Многообразие. Наверняка в вашем окружении много тех, кто вам близок – разделяет интересы или схож по характеру и взглядам на мир. Но этот круг необходимо расширить. Начинайте ценить многообразие и создавайте вокруг себя команду, где каждый дополнял бы друг друга. Это очень важно, если речь идёт о рабочем процессе и успехе фирмы.
Когда встречаются люди с разными взглядами, они могут внести в общение и в проект, над которым трудятся, нечто новое. Хотя обычно разнообразие мы воспринимаем как посягательство на нашу безопасность, у синергии множество плюсов. Так, например, вы сможете улучшить товары и услуги, повысить их качество, объединить людей. Приобретя положительный опыт работы в команде, вы выработаете иммунитет и больше не столкнётесь с проблемами, которые пугали на первых этапах. Ищите то, что будет общим для всех, – цели, ценности и др. Это и станет основой вашей безопасности.

10. Обучение. Очень важно любить получать знания и тем самым расти и развиваться. Обучение никогда не должно прекращаться – ему необходимо уделять внимание каждый день. Руководители организаций должны устраивать обучающие курсы и вкладывать в своих подчинённых (которые, естественно, обязаны данные вложения возвращать). Пришло время, когда тренинги, мастер-классы и семинары действительно являются конкурентным преимуществом.
Развиваться необходимо в профессиональной сфере, а также вкладывать в личное развитие. Вам и самому наверняка будет приятно, если вас будут считать высокообразованным человеком. При этом необходимо думать на перспективу и изучать то, что пригодится в скором времени, следить за тенденциями рынка.

Вот что вы можете сделать:
– оттачивать навыки синтеза и анализа;
– читать деловую литературу, журналы и рецензии;
– читать классические тексты;
– записаться на онлайн-курс.

11. Самообновление. Обновляться необходимо в четырёх сферах: интеллектуальной, физической, эмоциональной и духовной. Все они тесно связаны. Поработав над каждым направлением, вы почувствуете, как ощущаете себя лучше, будете готовы ко встречам с новыми возможностями, сможете понимать окружающих и будете поняты ими, начнёте смело высказывать свои мысли и, наконец, почувствуете спокойствие и целостность.

Но для этого предстоит:
– представить, что вы столкнулись с серьёзной проблемой или ваш бизнес рухнул;
– вообразить, будто всё то, что вы знаете сейчас, скоро абсолютно не понадобится;
– предположить, что все люди будут знать, что конкретно вы думаете и говорите о них;
– представить, что вы должны отчитаться перед близким человеком или начальством о том, как проходят ваши изменения.
Принимая все эти допущения, вы начнёте больше контролировать себя и выбирать правильные поступки.

12. Наставничество. Поделитесь с окружающими всем тем, что вы узнали, – расскажите им о рычагах, помогающих прийти к успеху. После того, как вы усвоили и применили на практике какие-то знания, их необходимо передавать другим людям, чтобы и они могли испытать их на себе. Можете собираться вечером всей семьёй и делиться полученным за день опытом. Участвовать в таком мероприятии могут даже дети – ведь и она чему-то учились в школе или детском саду!

У наставничества достаточно плюсов:
– рассказывая кому-то о том, что вы выучили, вы вдвойне лучше усвоите информацию;
– это прекрасный шанс начать применять знания на практике;
– вы сможете создавать социальные связи и выстраивать отношения с теми, с кем поделились опытом;
– вы почувствуете, что растёте над собой и делаете нечто значимое.
Однако помните, что наставником можно стать только для человека, который в этом нуждается. Иначе вы даром потратите своё и чужое время.

Сколь многие из нас предпочитают выдвигать на первый план то, что на самом деле ничего не значит?

Сколь многие из нас позволяют собственным скрытым интересам брать верх над теми, за кого мы отвечаем?

И не бываем ли мы более сердечными и справедливыми по отношению к чужим, чем к самым нашим близким — тем людям, которые значат для нас куда больше, нежели чужаки?

Не приносим ли мы успех долговременный в жертву сиюминутному успеху? И неужели мы на самом деле ценим внешний блеск, мишуру успеха превыше мира в душе и удовлетворенности реальной пользой, которую можем принести?

Стивен Кови считал, что истинное величие — это такой успех, который сопровождает настоящий вклад человека. Напротив же, внешние признаки успеха — положение в обществе, популярность, имидж — это суть величие ложное. И когда вы наблюдаете за поступками и поведением знаменитостей, известных спортсменов, крупных боссов, киноактеров и прочей подобной публики, вы видите блеск ложного величия.

Истинное величие — оно внутри, оно не бросается в глаза. Истинное величие — в самой сути человека. Величие ложное носит внешний характер.

Жизнь многих из нас полна проблем, разочарований, неудовлетворенности. Но то, что выдается за «решение», на самом деле — лишь некие поверхностные средства. Эта же книга предлагает настоящее исцеление в мире, где правят обезболивающие.

Из вступления Шона Кови

Эта книга представляет собою собрание некоторых из эссе моего отца — в книгах они никогда раньше не публиковались и не так хорошо известны, как другие его работы.

Но в этих эссе сохранился его голос — глубокий, проникновенный. Готовя их к печати, мы практически ничего не меняли — они остались такими, какими были, только что выйдя из-под его пера. Мы просто расположили их в таком порядке, чтобы получился последовательный рассказ о том, как прожить жизнь, исполненную истинного величия.

Некоторые из этих эссе были написаны, когда отец работал над «Семью навыками высокоэффективных людей», и это потрясающе — наблюдать, как то, что было впервые им сформулировано в этих набросках, превратилось потом в идеи, изменившие мир бизнеса и жизни многих миллионов. И все же это — не вариант «Семи навыков».

В этой книге вы встретите удивительные и вдохновляющие размышления о том, как от дешевой мишуры того, что зовется «успехом», перейти к жизни осмысленной, полной душевного спокойствия, удовлетворения и мудрости.

Для кого эта книга

Для всех, кто хочет быть, а не казаться.

Для поклонников творчества и мудрости Стивена Кови.

Развернуть описание Свернуть описание