.

Заточить свои коньки вы можете в специализированных мастерских по ремонту и заточке коньков, но если таковых рядом нет, не отчаивайтесь. Заточить лезвия вы сможете и дома, используя нехитрые приспособления, которые наверняка найдутся у вас в гараже. Вы обязательно должны знать, что заточка может производиться двумя методами: с желобком и без желобка, как показано на фото ниже:


Лезвие конька с желобком позволяет правильно и качественно производить катание благодаря уменьшению площади соприкосновения лезвия и льда. Плоская заточка подходит для начинающих спортсменов.


Плоская заточка коньков

Этот способ заточки коньков в домашних условиях самый простой. Для правильной обработки лезвия вам понадобятся следующие приспособления:


  • Тиски (верстак)

  • Наждак (крупный и мелкий)

  • Напильник или абразивный камень

  • Мягкая ткань

  • Мелкозернистый брусок

  • Уголок строительный 90%

Пошаговая инструкция:

Закрепите тиски на устойчивой поверхности.

Обмотайте верхнюю часть конька (ботинок) мягкой тканью, которая защитит от царапин и повреждений. Поместите ботинок между «щечками» в тисках и затяните их. Обязательно убедитесь в том, что конек плотно зажат, и при заточке он не будет куда-либо смещаться.


Убедитесь, что наждак или напильник тверже, чем сплав лезвия.

Точить следует под прямым углом относительно боковых сторон, проверяя градус угла с помощью строительного уголка. Полученные заусеницы обработайте мелкой наждачной бумагой или мелкозернистым бруском. Заточенное лезвие протрите мягкой тканью.


Поставьте коньки на ровную поверхность, и если вы наточили их правильно, то они будут стоять прямо.

Наденьте защитные чехлы, которые будут предохранять лезвия и продлят срок службы коньков.


Заточка лезвий с желобком в домашних условиях

Если же вы - обладатель коньков, лезвия которых имеют желоб, то процесс их заточки в домашних условиях потребует от вас более точной работы и пристального внимания. Для этого способа вам потребуются следующие инструменты:


  • Тиски

  • Набор напильников круглой формы

  • Мелкозернистый брусок

  • Наждак

  • Мягкая ткань

  • Деревянный брусок 100х50х50 мм

Пошаговая инструкция:

Предварительно подготовьте брусок, в который поместится ваш круглый напильник. При этом толщина напильника должна быть такой же, как и толщина лезвия. Глубина выемки в бруске должна быть около 1 см, а ширина такой, чтобы брусок не болтался, а практически плотно сидел на лезвии. Это позволит вам качественно наточить желоб и кромки. На фото показан образец бруска.


Плотно закрепите в тисках первый конек. Убедитесь, что в процессе обработки он не будет смещаться.

Заточка коньков - это непростая работа требующая хороших теоретических знаний о процессе катания в целом и практических навыков.
Информации об этом очень мало, а вернее сказать ее вообще нет. Чтобы восполнить этот пробел Центр заточки инструмента проводит .

Заточка хоккейных коньков
Уметь кататься на коньках - это здорово, но особенно важно уметь хорошо кататься на коньках хоккеистам. В этой статье мы поговорим о заточке хоккейных коньков, как наиболее сложном процессе. Но общие понятия можно применять и для заточки фигурных коньков.
Правильно затачивая коньки, игроки (фигуристы) могут осуществлять значительный прогресс в своем мастерстве катания на льду.

Какие преимущества несет в себе качественная заточка коньков:
Более быстрое и лучшее скольжение
Лучший контроль лезвия и баланс
Более быстрые вращения и замечательное ускорение
Большая уверенность в Вашем катании и получение от него удовольствия.

Основные ошибки допускаемые не профессионалами при заточке коньков:
1. Не одинаковые внутренняя и внешняя сторона лезвий. Это дает чувство дисбаланса на льду, вынуждает тело к потере равновесия. Не одинаковые внутренняя и внешняя сторона лезвий могут быть вызваны неправильной заточкой кустарными методами.
2. Не правильный съем стали с разных участков лезвия. Например, слишком много стали удаляется в районе каблука и носка. Таким образом, данный конек плохо сбалансирован, что приводит к отсутствию поддержки лезвия на льду. Кроме того, при не квалифицированной заточке возможен перегрев лезвия, что приведет к ухудшению стойкости лезвия.
3. Неправильный контур (профиль) лезвия и радиус выемки (желобка), ухудшает качество катания. Заточив лезвие с слишком большим или слишком маленьким радиусом контура (профиля) или с слишком глубоким или неглубоким желобком, человек, катающийся на коньках обнаружит, что коньки имеют недостаточный контроль.

Источники проблем
Многие игроки (хоккеисты) часто катаются на уже достаточно изношенных лезвиях или лезвиях, имеющих форму банана, тем самым уменьшая свою скорость катания. Новые лезвия имеют определенный заводской радиус контура (профиля) конька, зависящего от модели конька и его размера. Данный параметр колеблется в определенных размерах, но как показала практика это профиль не является лучшим для достижения прекрасной скорости.
Еще одно замечание заключается в том, что предполагается, что фабричный контур лезвия должен подходить всем игрокам. В общем то, фабричный контур (профиль) лезвия работает неплохо, но почему нельзя попытаться попробовать сформировать оптимальный профиль для каждого игрока и тем самым достигнуть оптимального преимущества? Когда дети от 4 до 6 лет начинают кататься на коньках, фабричный профиль лезвия, обеспечивает очень малое соприкосновения льда с лезвием. Чувство равновесия и скорость у молодого игрока (фигуриста) постоянно развиваются и поэтому это очень сложно научиться кататься хорошо.
Часто можно видеть, что фигурист затрачивает много усилий чтобы правильно стоять на коньках вместо того, чтобы развивать свои навыки катания. Правильно подобранный радиус профиля обеспечит больший контакт лезвия со льдом и будет способствовать более эффективному процессу обучения.

Современные требования к заточке коньков
Заточка коньков имеет тенденцию двигаться по направлению к европейскому стилю, который обеспечивает снижение силы трения и более эффективное катание.
Для того, чтобы добиться более высокой скорости, рекомендуется комбинация различных радиусов профиля и желобка. Разные стили катания требуют своей определенной заточки. Например, стиль «бабочки» требует хорошего схватывания с поверхностью, чтобы быстро передвигаться из стороны в сторону, верх и вниз. Для этой цели был придумана заточка с двойным желобком. Это означает, что конек заточен очень остро (больший желобок),например,в районе носка и каблука, и менее остро (меньший желобок) в середине, что обеспечивает скользящее движение. Необходимо обращать внимание, чтобы не заточить носок конька слишком агрессивно, т.к. это сделает данную часть конька достаточно опасной при катании задом наперед. Если это произойдет, требуется подобрать необходимый свой контур лезвия для нападающих и для игроков защиты.

Контур (профиль) лезвия
Контур лезвия определяет пространство контакта лезвия со льдом. Заточка конька включает баланс между поверхностью схватывания и силой трения. Во время движения человек на коньках хочет максимизировать и сохранить скольжение. Поэтому сила трения между лезвием и льдом должна быть минимизирована при помощи правильного контура лезвия. В тоже самое время, мы хотим превосходное скольжение для того, чтобы перенаправлять силу в ускорение, перемещение и быструю остановку.


Контур лезвия следует выбирать на основе вашего веса и преимуществ в катании. Чем больше ваш вес, тем больше контур лезвия должен соприкасаться со льдом для того, чтобы равномерно распространять ваш вес. Однако, также важно, чтобы ваше тело адаптировались к новому профилю. Имеются рекомендованные радиусы контура (профиля) для коньков. Современный высокий уровень катания требует увеличения маневренности, быстрых стартов, более быстрого перекрестного катания, вращения и т.д Более большой радиус контура лезвия (где большая часть лезвия соприкасается со льдом) помогает катающемуся обеспечивать лучшую стабильность и баланс, меньшее трение и более высокую скорость. С другой стороны, это снижает способность делать быстрые повороты. Маленький радиус контура лезвия приводит к большему трению, потому что это уменьшает величину контакта между лезвием и льдом. Это вызывает большее давление на лезвие, заставляя его больше погружаться в лед. Деформация льда вызывает большую силу трения. Катание на коньках с более коротким радиусом увеличивает маневренность при коротких и быстрых поворотах. Лезвие имеет три раздела: каблук (20% лезвия), середина (60% лезвия) и носок (20% лезвия). Каблук несет функцию баланса, поддержки, вращения, перемещений, остановка при поворотах и перекрестное катание. Середина лезвия – это место, которое в основном используется при катании с давлением при продвижении и для скольжения на передней ноге. Способствует рывкам, остановкам при перемещении, вращениям и поворотам. Район носка используется при рывках и ускорении, вращениях на носке и обратном катании. Существуют постоянные перемещения между различными секторами лезвия.

Наклон
Наклон – это угол, под которым лезвие опирается на лед. Это воздействует на баланс тела катающегося. Есть четкие рекомендации по величине наклона для коньков. Если лезвие наклонено назад, то Вы теряете способность к ускорению и нарушаете правильный баланс тела. Слишком большой наклон на кончиках лезвия делают для форвардов, которые опираются на носочки. Наклон может быть измерен в градусах или в миллиметрах разницы высоты между носком и каблуком лезвия.


Точка вращения
Точка вращения находиться в центре поверхности скольжения, где в основном происходят вращения и перемещения между катанием вперед и назад. Имеются четкие рекомендации по расположению точки вращения на лезвии. Центр тяжести находится на некотором расстоянии от середины лезвия, когда вы катаетесь или стоите в идеальной позиции для катания.


Желобок (выемка или канавка)
Желобок – это вогнутая заточка нижней поверхности лезвия. Назначение желобка заключается в увеличении скольжения на льду. Маленький радиус желобка означает лучшее скольжение, но также и увеличение силы трения.


Большой радиус желобка дает небольшое скольжение, в тоже самое время как обеспечивает меньшую силу трения между льдом и лезвием. Меньшая сила трения позволяет обеспечивать лучшее скольжение. Правильное скольжение является необходимым для ускорения, рывков и остановок. Сейчас очень популярно стало


Доводка коньков
После заточки, лезвия необходимо довести для того, чтобы достигнуть остроты заточки и желаемого угла.
Это можно делать тремя способами:
А. Убрать заусенцы на лезвии при помощи алмазного абразивного бруска.
В. Убрать микро частицы от шлифовки при помощи специального полировочного камня.
C. Довести лезвие при помощи грубого доводочного камня под определенным углом к граням лезвия. Это дает лезвию очень хорошее сцепление и более желательную режущую кромку.

Вариант А дает хорошее качество конечной доводки. Варианты В и С рекомендованы для спортсменов. После доводки лезвия по варианту С рекомендовано применять специальное масло, которое снижает силу трения между лезвием и льдом. Это также снижает количество снега и льда, застревающих на стали и держателе лезвия.

Подведем итоги:
Правильный радиусы контура лезвия и желобка являются основными параметрами влияющие на скорость, быстроту и улучшения навыков катания.
Профиль лезвия и желобка используются главным образом для балансирования силы трения и скольжения, для того чтобы подходить под предпочтения игроков в плане катания. Профиль лезвия и наклон определяют правильный баланс при катании. Доводка лезвия важна для всех видов коньков. Мастера по заточки коньков рекомендует меньший съем метала при заточке, но более частую заточку. Ваши лезвия должны быть всегда в отличной форме, как и для катания на льду, так и для игр.
Используйте профессиональные заточные станки и совершенствуйте ваше мастерство исполнения на высшем уровне.

Узнать все секреты заточки коньков, выбора желобка (канавки), правильного профиля можно записавшись на у официального представителя Прошарп в России Центре Заточке Инструмента.

Как правильно заточить хоккейные коньки, какой тип заточки выбрать если желоб то какой, именно об этом сегодня и пойдет речь в данной статье.

Заточка коньков – требует не просто умения точить, но и хороших знаний о процессе катания. Потому что точатся коньки именно с учетом специфики катания на коньках. Но информации об этом слишком мало, и найти ее не так просто.

Здорово уметь профессионально кататься на коньках. Особенно важно это умение для хоккеистов. Сегодня мы поговорим, как затачивать хоккейные коньки, правильно заточенные коньки помогают игрокам значительно прогрессировать в своем мастерстве катания.

Виды хоккейных заточек:

  • Стандартная заточка коньков - это когда желобок лезвия затачивается полукругом во внутрь. Имеет округлый канал.
  • Channel-Z – уникальная заточка, ее уникальность определенна тем, что в ней так же имеется желобок, как и в первом варианте, а так же и еще один желобок с квадратным каналом посередине обычного желобка.
  • FTB (flat bottom v) - это вид заточки очень редок! Он точится только на американских станках фирмы «BLACKSTONE», в России этот вид заточки не распространен.

Теперь расскажу немного про каждый вид заточки поподробнее.
Стандартный канал затачиваются на станках, как на ручных SSM и ему подобных, так и на автоматических, как PROSHARP. Он самый распространённый и проверенный всеми, кто пробовал кататься на коньках. Его надёжность даже не обсуждается. Тут главное, чтобы глубина желобка соответствовала весу и некоторым другим определенным свойствам и катающегося.

Свойства определяются так.

Во первых - перед заточкой определяют где будет кататься человек (на жестком льду уличного катка или на искусственном льде крытого Ледового дворца)

Во вторых - если человек играет в хоккей, то определяется его местоположения при игре (в нападении или в защите).

В третьих - уточняется вес игрока. Есть еще одно свойство, но оно применимо к фигуристам (фигурное катание), здесь уточняется катание; с прыжками или без.

Таблица стандартных желобков для заточки хоккейных коньков:

Теперь поговорим про так называемую Z заточку . Категорически разрешает проблему проскальзывания и дает возможность точить менее глубокий желобок, чем та стандартная заточка, что к Вам применима или та что Вас устраивает, не теряя при этом устойчивость. Характеристики этого вида желобка просто превосходны. Его долго тестировали на профессиональных игроках в Европе, пришли к выводу и доказали, что он намного превосходит стандартный желобок по всем характеристикам. Желобок выглядит примерно, как желобок в желобке. Повторюсь что он имеет стандартный округлый желобок и квадратный канал внутри стандартного желобка.

Рассмотрим желобок Channel - Z: он так же, как и стандартный желобок подбирается по всем свойствам что указанные ранее, но с наименьшим коэффициентом, т.е. с меньшим числовым значением. Канал - зет что находится внутри желобка создан помогать при манипуляциях катания и не сопротивляется без маневров. Во время любых маневров ноги при толчках и поворотах наклоняются, тем самым затрагивают внутренний канал - зет, который своими углами дополнительно цепляется за лед словно лев зубами вгрызается в добычу. Так же в этом канале остается пустота, которая заполняется водой от растапливания льда при трении о лезвие. Эта самая растопленная вода придает дополнительную смазку при катании, тем самым уменьшает трение. Заточка Channel - Z имеет три варианта » S, M, L». Channel - Z «S» - самый узкий канал, «M» - средний, а «L» - соответственно самый широкий. На рисунке под номером 2, показаны все 3 варианта. Этот вид заточки, точиться гораздо сложнее, требует больших затрат времени и ресурсов таких как точильный диск установленный в станке и алмаз который заправляет камень срезая углы камня каскадом придавая этим двойной желобок. Этим и объясняется цена на заточку. Он гораздо быстрее изнашивает элементы применяемые при заточки.

FTB - про этот вид заточки многого сказать не могу, из-за того что никогда с ней не связывался, но читал о ней на американских и канадских сайтах. Ее используют многие команды в NHL, большинству игроков она очень нравится, есть конечно и отрицательные отзывы. Как говориться всем не угодишь 😉 Этот вид заточки судя по описанию так же недолговечна, но очень хорошее КПД. Коэффициент полезного действия определяется так, хороший накат плюс хорошее сцепление со льдом. При этом минимальная потеря скорости. На самом деле о заточке много хороших отзывов, но есть и минусы! Эти минус для тех, кто не живет в США - очень неудобно использовать станок фирмы BLACKSTONE. Чтобы затачивать разные желобки, надо менять головки, которыми правят камни, при этом настраивать станок для равномерной заточки. Поверьте, на это уходит много времени и это очень неудобно. Еще есть минус, он заключается в том, что в России нет представителей этой компании, а это не есть хорошо. Ведь любое обслуживание станка, нужные детали и аксессуары для работы для станка не так просто приобрести. Например, при износе какой-либо детали, придется заказывать с американского сайта и ждать не мало времени.

Плюсы качественно заточенных коньков:

  • баланс и лучший контроль лезвия;
  • более быстрое и качественное скольжение;
  • лучшее ускорение и более быстрые вращения;
  • уверенность в своем катании и удовольствие от процесса.

Ошибки при заточке коньков:

  • Разные внешняя и внутренняя сторона лезвий, что приводит к чувству дисбаланса на льду и потере равновесия. Такая заточка характерна при работе кустарными методами.
  • С разных участков лезвия снимается разное неточное количество стали. К примеру, очень много стали удаляют в области каблука и носка. Это приведет к дисбалансу конька и отсутствию поддержки лезвия. Помимо этого, при неквалифицированной заточке появляется перегрев лезвия, что ухудшает стойкость лезвия.
  • Неверный контур (профиль) лезвия или радиус выемки (желобка), что ухудшит качество катания. После затачивания лезвия с большим или меньшим от положенного радиусом контура (профиля) или с более глубоким или мелким желобком, катающийся на коньках человек, почувствует, что коньки не имеют достаточного контроля.

Источники проблем:

Часто хоккеисты катаются на лезвиях, которые сильно изношены или лезвиях с формой банана, что уменьшает скорость катания. Неиспользованные еще лезвия имеют свой заводской радиус контура конька, который зависит от модели и размера конька. И практика показала, что такой профиль не лучший для достижения желаемой скорости. Еще одно замечание состоит в том, что фабричный контур лезвия делается одинаковым для всех. Хотя фабричный контур (профиль) лезвия и неплохо работает, но гораздо лучше сформировать оптимальный профиль под каждого игрока, что поможет в достижении оптимального преимущества. При начале обучения катанию детей, фабричный профиль лезвия обеспечивает недостаточное соприкосновение льда с лезвием. А так как чувство равновесия и скорость фигуриста постоянно развиваются, то достаточно трудно научиться хорошо кататься. Ситуация нередкая, когда фигурист тратит усилия, чтобы устойчиво стоять на коньках, а в это время можно было бы развивать навыки катания. Хорошо подобранный радиус профиля поможет обеспечению большего контакта лезвия со льдом, что приведет к более качественному процессу обучения.
Важные требования к заточке коньков:

  • В последнее время заточка коньков двигается к европейскому стилю, обеспечивающему уменьшение силы трения и более качественное катание.
  • Для получения более высокой скорости, рекомендуется использовать комбинацию разных радиусов профиля и желобка.
  • Под разные стили катания должна применяться своя определенная заточка. К примеру, стиль «бабочки» нуждается в хорошем схватывании с поверхностью для быстрого передвижения из стороны в сторону, смены позиций по вертикали. Для этого была введена заточка с двойным желобком. Ее смысл в том, что конек затачивается очень остро (это больший желобок), к примеру, в районе каблука или носка, а не так остро (это меньший желобок) в центре, что обеспечивает скользящее движение.
  • Однако нельзя затачивать носок конька очень агрессивно, чтобы данная часть конька не стала опасной при движении задом наперед.

Ну вот думаю стало немного понятнее, теперь выбирать Вам какой тип заточки выбрать.

Любой спортивный инвентарь требует должного ухода и периодического обновления. Если коньки затупились, а вы перестали получать удовольствие от качественного … настала пора придать лезвиям былую остроту. Но как правильно делается заточка коньков?

Два способа заточки коньков

Существует два способа затачивания коньков: с жёлобом и без жёлоба. Жёлоб ещё называют «канавкой». Она необходима для более «правильного» и комфортного катания на коньках. Что такое канавка? Это способ заточки непосредственно на лезвии конька. Область соприкосновения лезвия конька со льдом становится меньше, чем у конька с плоским лезвием, таким образом, давление больше, значит, при стабильном объёме увеличивается температура в месте контакта. В результате лучше и быстрее образовывается водная плёнка, в которой и скользит лезвие коньков.

Конёк с плоской заточкой лезвия напоминает обычные лыжи… Если ноги будут расположены строго вертикально, коньки действительно перестают цеплять лёд.

Как точить коньки и где?

У вас два варианта:

  1. отдать мастеру и он за деньги выполнит всю кропотливую работу, используя станок для заточки коньков.
  2. попробовать самостоятельно заточить коньки в домашних условиях.

В первом случае, если вы таки решили отнести коньки к профессионалу, у вас не должно возникнуть никаких проблем. Но не забудьте уточнить у специалиста — какой вид заточки он будет использовать — с «канавкой» или без.

Если же вы не хотите тратиться на работу профессионала и предпочитаете всё делать самостоятельно, у вас могут возникнуть определённые трудности. Если вы ни разу не практиковали заточку коньков, есть ли уверенность в том, что вы не испортите лезвия? Многие считают, что коньки в принципе испортить невозможно, при этом мало кто даже отдалённо понимает — как точить коньки.

Заточка коньков в домашних условиях

В домашних условиях чаще всего используется способ заточки с канавкой. Для этого необходим обычный наждак, а также направляющая пластина и шлифовальный круг, который применяется для отделки канавки у достаточно затупленных лезвий. Круглым напильником вручную создаётся правильная форма канавки (глубина при этом не больше 0.5 мм), затачиваются края лезвия. Главное — следите за тем, чтобы канавка не была завалена на бок. Разместите поперёк канавки плоскую ровную поверхность, которая была бы перпендикулярна лезвию. После чего аккуратно снимите заусенцы бруском. Коньки заточены. Можно кататься!

Заточка хоккейных и фигурных коньков различается. Например: лезвия в фигурных коньках точат с канавкой, радиус у них от 10 мм и до 15 мм (называется «глубокий жёлоб»). А у хоккейных коньков точат так называемый «мелкий жёлоб» с радиусом максимум до 7 мм.

Евгений Плющенко наблюдает за процессом заточки коньков

Станок для заточки — наш выбор!

Но согласитесь, что «дедовские» способы заточки коньков доставляют гораздо больше неудобств. Да и в наличии специальных станков для заточки дефицита не наблюдается. Если вы не мыслите свою жизнь без хоккея или фигурного катания, есть смысл задуматься о приобретении такого станка домой. Вы будете не зависеть от работы стороннего мастера, сможете точить лезвия коньков, правильно сохранять при этом контур, а также восстанавливать канавку.

Для домашней работы созданы небольшие по размеру мобильные станки с устойчивой конструкцией и ручным управлением. Благодаря малым габаритам и весу их можно применять на выездных соревнованиях.

В комплектации со станком, как правило, предоставляется специальный пылесос, предназначенный для удаления керамической и металлической пыли. В поставку также входит точильный диск. Цены на такие агрегаты разнятся — всё зависит от фирмы-производителя.

Какой способ заточки выберете вы?

Однако многие мастера предпочитают использовать универсальные точильные станки для хоккейных и фигурных коньков. Такие приборы создают плоскую поверхность, но по оси лезвия вытачивают канавку.

Ответ на вопрос «как точить коньки?» будет зависеть от того — что удобнее лично вам. Если же вы не желаете брать на себя технические обязанности, лучше отдавать коньки профессионалам. Однако не спешите точить коньки в домашних условиях без опыта. Если же вы намерены во всём добиться самостоятельности, лучше взять несколько уроков у профи и только потом приобрести точильный станок и самостоятельно ухаживать за коньками. В противном случае вы рискуете испортить лезвия, как минимум, одной пары.

© Александра Максимова

Если нужна заточка коньков для хоккея с шайбой, таблица с размерами желобков станет лучшим помощником для начинающих, чтобы сделать выбор. Однако если этот процесс происходит дома, необходимо знать чуть больше о его специфике, так как неправильная заточка может привести к перегреву металла, что в свою очередь повлияет на дисбаланс лезвия.

Многие профессиональные игроки в хоккей знают, как точить коньки именно под их стиль катания, потому что вид заточки выбирается именно по этому критерию. В первую очередь важно знать вес человека, его позицию в игре — нападающий или защитник, как долго он катается и насколько уверен в своих движениях.

Заточить лезвия у коньков следует, если:

  1. куплена новая пара и на лезвиях отсутствует желобок;
  2. при поворотах лезвия смещаются в стороны;
  3. во время разгона чувствуется проскальзывание.

Точить хоккейные коньки лучше всего при возникновении любого дискомфорта во время катания. Специалисты советуют не стачивать большой слой стали, но саму заточку проводить регулярно. После такого процесса хоккеисты лучше балансируют на льду и могут контролировать свои действия во время игры, коньки скользят быстрее, не сбиваются и не уходят в стороны, можно быстро ускоряться и делать резкие вращения.

Виды заточек хоккейных коньков

Новичкам лучше всего обратиться к мастеру, который сможет определить, насколько глубоко уже срезана сталь у лезвий, какой вид заточки выбрать и как правильно ухаживать за обмундированием в будущем. Обрабатывать хоккейные лезвия, как и точить фигурные коньки, можно в спортивных магазинах, ледовых комплексах или у отдельных специалистов.

Сразу надо отметить, что у новых коньков нет резьбы на лезвиях — их профиль полностью прямой. Поэтому профессиональные хоккеисты после покупки ледового снаряжения сразу затачивают лезвия под свой стиль катания. В основном фигуристы используют стандартный вид заточки, хоккеистам же предлагается чуть больше вариантов. В России используют в основном только два типа затачивания хоккейных коньков, но всего их можно выделить три.

Классическая, или канавочная заточка — более распространенный способ, он используется всеми, кто катается на льду: фигуристами, конькобежцами, хоккеистами. Стандартный тип заточки считается самым надежным и проверенным. Его суть в том, что на лезвии делается полукруглый желобок. У лезвия конька видно два ребра по сторонам и канавка внутри. Наличие ребер у лезвия дает сцепление со льдом гораздо сильнее, чем полностью прямая ось.

Глубина желобка, который подходит для затачивания коньков тому или иному хоккеисту, определяется в зависимости от его стиля катания и игры. Обычно для заточки коньков для хоккея с шайбой игроки пользуются таблицей с конкретными параметрами желобка.

Вес спортсмена в кг Агрессивное катание Любительское катание Начинающее катание
Нападающий Защитник Нападающий Защитник Нападающий Защитник
20-30 12-14 11-13 11-13 10-12 9-12 9-12
30-50 13-16 12-14 12-14 11-13 10-12 10-12
50-70 14-17 13-15 13-15 12-14 11-12 11-12
70-90 15-20 14-17 17-30 15-20 12-13 12-13
90-110 17-25 15-20 15-18 14-16 13-15 13-15
110 и выше 20-30 18-25 16-20 15-18 14-16 14-16

Если радиус желобка небольшой, то скорость езды повышается, но при этом снижается маневренность. Соответственно, если выбрать желобок глубокий, то управляемость коньком при поворотах и различных приемах становится лучше, но в случае прямой езды на льду скорость становится ниже.

Channel-Z, или канавка-зед — относительно новый вид заточки в России. Его используют многие профессионалы, так как заточенный конек по типу Channel-Z более управляем и в то же время может скользить очень быстро. Его профиль выглядит как небольшая канавка в лезвии с еще одним внутренним углублением.

При этом ширина внутреннего углубления в канавке может быть разной. Если она большая, то повышается скорость езды, если маленькая — становится лучше управление. Данный вид заточки производится только на профессиональном оборудовании.

FTB (Flat Bottom V) осуществляется не везде и только при наличии американского или канадского станка, так как этот тип был разработан в западных странах и используется командами NHL. Профиль лезвия при такой заточке выглядит как два заостренных ребра и канавка с небольшой прямой площадкой внутри.

Затачивая лезвия по типу FTB, хоккеисты обычно рассчитывают на скоростную езду в игре, но при этом им важен высокий уровень сцепления со льдом. Специалисты считают, что если хоккеисты часто участвуют в играх на искусственном льду, то им лучше ориентироваться на высокую маневренность, а не на скорость.

Два способа заточки в домашних условиях

Процесс заточки лезвий требует достаточно много усилий и знаний. При этом без специальных инструментов в таком деле не обойтись. Как правило, профессиональный точильщик коньков использует для этого доводочный и полировочный камни, алмазный абразивный брусок, а также специальный автоматический станок.

Заточка коньков в домашних условиях может быть выполнена двумя способами, но для них также нужно специальное оборудование:

  • С помощью надфиля — это наиболее простой, но самый трудоемкий способ точить коньки в домашних условиях. Круглый надфиль определенного диаметра в соответствии с табл. 1 необходимо вставить в брусок из дерева с П-образной канавкой. Конек закрепляется в тиски, подготовленный брусок устанавливается на переднюю часть лезвия, и определяются необходимые контуры лунки. Таким образом коньки точат, сильно надавливая на лезвия. После этого надо обязательно убрать все заусеницы плоским надфилем или напильником с мелкой насечкой.
  • С помощью шлифовального круга — более быстрый способ точить коньки в домашних условиях, но требует специального оборудования. Круг для шлифовки должен быть уже радиуса желобка на 0,5-1 мм. Шлифовальный круг надо установить на дрель, а лезвие конька закрепить струбцинами на стальной уголок. После этого необходимо определить контуры канавки. Дальше заточка происходит от передней части лезвия.

Чтобы заточенные коньки прослужили дольше, достаточно после каждого использования протирать лезвия сухой тряпкой и, передвигаясь за пределами ледового покрытия, надевать на них специальные резиновые чехлы.