Как ставить свечи за здравие в церкви: правила и приметы. Как правильно ставить свечи богородице в храме и дома

(21 голос : 4.62 из 5 )

По благословению Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II

Как возник обычай возжигать свечи и лампады

Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера. Но не в греческих церквях возник этот обычай.

Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами – одно из первых, данных Моисею Господом ().

В ветхозаветной скинии Моисеевой светильники составляли необходимую принадлежность Священнослужения и зажигались вечером пред Господом (). В храме Иерусалимском одновременно с ежедневной утренней жертвой, совершаемой во дворе храма, в святилище первосвященник безмолвно, благоговейно совершал приготовление светильников для вечернего возжигания, а вечером, после вечерней жертвы – возжигал светильники на всю ночь.

Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. «Ты, Господи, светильник мой», – восклицает царь Давид (). «Слово Твое – светильник ноге моей», – говорит он в другом месте ().

Из храма в дома ветхозаветных верующих перешло употребление светильников при субботних и других праздничных вечерях, особенно же на Пасху. Так как Господь Иисус Христос «в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот и спасение», тоже совершил Пасху, то можно предполагать, что и в горнице Сионской, которая представляет собой первообраз православных храмов, при первом совершении Святейшей Евхаристии, также горели светильники.

Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Об этом прямо сказано в книге Деяний святых апостолов: «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников « ().

В первые века христианства при богослужении всегда возжигали свечи

С одной стороны, в этом была и необходимость: христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения чаще всего совершали по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но по другой, – и главной причине, освещение имело духовное значение. «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, – говорил учитель Церкви , – но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме «.

В конце второго века в Иерусалимской Церкви Бог сотворил чудо: когда на Пасху в храме не оказалось елея для лампад, то епископ Наркис велел налить в лампады колодезную воду – и они горели всю Пасху, как будто были заправлены самым лучшим маслом. Когда на Христову прекратились гонения. и настал мир, обычай возжигать светильники и свечи остался.

Ни одно богослужение, ни одно священное действие не совершалось, как и теперь не совершается, без светильников.

В ветхозаветные времена пред книгой закона Моисеева горела неугасимая лампада, знаменуя, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни. А так как в новозаветные времена Закон Божий содержится в Евангелии, то в Иерусалимской Церкви приняли за правило перед выносом Евангелия нести горящую свечу, а во время чтения Евангелия зажигать все свечи, знаменуя, что свет Евангельский просвещает всякого человека.

Этот обычай перешел и к другим поместным Церквям. Впоследствии стали ставить свечи и зажигать лампады не только перед Евангелием, но и перед другими священными предметами, перед гробами мучеников, перед иконами святых, в ознаменование своего благоволения к святыне. Иероним в послании против Вигилянция свидетельствует: «во всех Церквах Востока, Когда чтется Евангелие, возжигаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости, дабы под образом чувственного света показать свет оный… Иные же сие творят в честь мучеников «.

«Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники «, – говорит святой Софроний, Патриарх Иерусалимский (VII век). Святые отцы VII Вселенского Собора определяют, что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечей. Блаженный (XV век) пишет, что «возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их в мире… «

Символическое значение свечей, подсвечников, лампад и света в храме

Свет в православном храме – это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.

Древние византийско-русские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак, сумрак в храме даже в самый яркий день. Но это не тьма, не полное отсутствие света. Это означает земную человеческую жизнь, погруженную в сумрак греха и неведения, в котором, однако, светит свет веры, свет Божий: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (). Сумрак в храме является образом того мысленного духовного сумрака, покрова, которым вообще окружены тайны Божий. Небольшие узкие окна древних храмов, символизирующие источники света Божественного, создавали поэтому в храмах такую обстановку, которая в точности соответствовала приведенным словам Евангелия и правильно отображала природу вещей в духовной области жизни.

Внешний свет допускался внутрь храма лишь как образ света невещественного, и в очень ограниченном количестве. Светом в собственном смысле для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божием. Этим определяется и характер внутреннего освещения храма. Оно никогда не назначалось для того, чтобы было светло. Светильники храма всегда имели духовно-символическое значение. Они возжигаются и днем, во время дневных служб, когда света из* окон достаточно для общего освещения. В уставных случаях церковные светильники во время вечерних и ночных богослужений могут возжигаться в очень небольшом количестве, а при чтении шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить все свечи, кроме свечи в середине храма, где стоит чтец, пред иконами Христа, Богоматери и храма в иконостасе. Сумрак в храме становится очень густым. Но полного мрака не бывает никогда: «Свет во тьме светит». Зато при праздничных и воскресных богослужениях по чину возжигаются все светильники, в том числе и верхние – паникадило и поликандила, создавая образ того полного света Божия, который воссияет верным в Царстве Небесном и содержится уже в духовном значении празднуемого события. Символический характер света в церкви свидетельствуется также устройством и составом горящих свечей и лампад. Воск и елей в древности были приношениями верующих ко храму в качестве добровольных жертв. Литургист XV века, блаженный Симеон, архиепископ Солунский, объясняя символическое значение воска, говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу подобно мягкости и податливости воска. Как выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев воск символически означает приношение Богу как бы от лица всего творения, так горение восковой свечи, как превращение воска в огонь, означает обожение, превращение земного человека в новую тварь действием огня и теплоты Божественной любви и благодати.

Елей, как и воск, означает тоже чистоту и искренность человека в его поклонении Богу. Но елей имеет и свои особенные значения. Елей – это масло плодов оливковых деревьев, маслин. Еще в Ветхом Завете Господь повелел Моисею, чтобы в жертву Богу был приносим чистый без осадка елей (). Свидетельствуя чистоту человеческих отношений к Богу, елей является знамением милости Божией к людям: он смягчает раны, оказывает целебное действие, одобряет пищу.

Большое богослужебное и таинственное значение имеют Лампады и свечи. Они горят в алтаре за престолом в особом светильнике (семисвечник), лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре.

В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых икон возжигается по нескольку лампад; кроме того, ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам свечи. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе – за литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди. Самого Христа, как Света от Света, Света истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ словами «Свет Христов просвещает всех». Особое духовное значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях. Во время каждения храма в уставных случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с особой диаконской свечой, которая знаменует свет апостольской проповеди, предшествующей принятию веры во Христа среди народов, то есть как бы предшествующей Христу, грядущему к людям. Зажженные свечи в руках священников находятся в предусмотренных Уставом случаях богослужения. Особым светильником с тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами. В центральной части храма из купола книзу ниспускается большой светильник с множеством огней, возжигаемых в положенных случаях, – паникадило или паникандило. Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликандилами. Поликандила имеют от семи до двенадцати светильников, паникадила – более двенадцати.

Церковные светильники бывают разные. Подсвечники всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру. Паникадило (многосвечники, в переводе с греческого), ниспускающееся сверху в центральную часть храма, иполикандила, находящиеся в боковых приделах, множеством своих огней означают собственно Небесную как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных светом веры, горящих огнем любви к Богу, пребывающих неразлучно вкупе в свете Царства Небесного. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак – таков смысл висящих паникадил и поликандил.

На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висят одна или несколько лампад, стоят подсвечники с горящими свечами. «Светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества – престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники горящие и светящиеся всему миру своею верою и добродетелями… « (св. прав. ).

«Свечи пред иконами Спасителя означают, что Он Свет истинный, просвещающий всякого человека грядущаго в мир (), и вместе Огнь поядающий или оживотворяющий души, телеса наши; свечи пред иконами Божией Матери означают, что Она Матерь неприступного Света, и вместе пламенную любовь к роду человеческому; что Она в чреве носила огнь Божества и неопалима и вечно носит в Себе вселившийся в Нее огнь Божества; свечи пред иконами святых означают пламенную любовь святых к Богу, ради Которого они пожертвовали всем, что бывает дорого для человека в жизни… означают, что они светильники, нам горящие и светящие своею жизнью, своими добродетелями и наши горячие молитвенники пред Богом, день и ночь о нас молящиеся; горящие свечи означают и наше горячее усердие к ним и жертву сердечную… «

Лампада, висящая перед иконой, символизирует древний огненный столб, который в нощи вывел Израиль.

Свечи, горящие на подсвечнике, поставленные вокруг лампады, напоминают молящемуся о купине, о терновом кусте, который горел, но не сгорал, и в котором Бог явился Моисею. Горящая, но не сгорающая купина особенно прообразовала Матерь Божию.

Свечи, поставленные правильными кругами, обозначают колесницу, восхитившую Илию, а сами круги изображают как бы колеса этой колесницы.

«Огонь горящих… свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного – Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. – Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного» (св. прав. ).

Правило возжигания свечей в храме

Возжигание свечей в храме – это особое действо, тесно связанное с песнопением и священнодействиями служб.

В богослужения будничные, когда почти во всех молитвах выражается одно: покаяние, сокрушение и скорбь о грехах, и освещение бывает самое малое: кое-где теплится одинокая свечка или лампада. В дни праздничные, – как например в воскресные дни, когда воспоминается победа Христа Спасителя над смертью и диаволом, или, например, когда прославляются особенно угодившие Богу люди, – церковь выражает свое торжество большим светом. Тут уже возжигаются поликандила , или как у нас говорят паникадила , что, с греческого языка, значит многосвещники. В величайший из христианских праздников – в светлое Христово Воскресение не только освещается вся церковь, но и все православные стоят с зажженными свечами.

Итак, чем радостнее и торжественнее совершается в Храме Богослужение, тем больше бывает света. Церковный Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать свечей более, и при менее торжественных, или же печальных, постных – менее. Поэтому на повечерии, полунощнице, часах горит меньше светильников, чем на вечерне, утрене, литургии.

Во время чтения шестопсалмия свечи в храме гасятся. Это делается для того, чтобы псалмы, выражающие сознание своего греховного состояния, изображающие множество врагов, ищущих погубить душу и тело, слушались со вниманием и страхом, и, как писали святые Отцы, чтобы каждый, стоя в темноте, мог вздохнуть и прослезиться.

Темнота во время чтения шестопсалмия особенно способствует сосредоточенности и обращению внутрь своей души.

В середине шестопсалмия священник, как бы принимая на себя звание Ходатая и Искупителя всего рода человеческого, выходит на амвон и пред царскими дверьми, как пред затворенным раем, приносит Богу молитву о всех людях, читая тайно молитвы светильничные. Одно из объяснений светильничных молитв указывает, что они называются так потому, что содержат благодарение Богу за ночной свет, даруемый нам в свечах, и моление, чтобы Господь, под видом вещественного света, наставил нас и научил нас ходить в истине. О таком благодарении и молении пишет : «Отцам нашим заблагорассудилось не с молчанием принимать благодать вечернего света, но благодарить, как только он явится «. В пророческом стихе «Бог Господь и явися нам» прославляются два пришествия Христова: первое как бы утреннее, бывшее во плоти и в нищете, и второе во славе, которое произойдет как бы ночью, в конце мира.

Во время провозглашения мирной ектении зажигаются все свечи в храме, знаменуя, что их осияла слава Господня. На литургии, как на самом торжественном Богослужении, во все дни года (то есть будничные и праздничные), зажигается более свечей, чем на других службах. Первую свечу возжигают на том месте, где начинается Богослужение – на жертвеннике. Затем возжигают свечи на престоле. «Горящие свечи на престоле изображают несозданный троический Свет, ибо Господь живет в свете неприступном (), и огнь Божества, попаляющий нечестие и грехи наши» (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Эти свечи возжигает диакон или сам священник. После этого горящие свечи устанавливаются пред иконами Спасителя, Божией Матери, храмовой и святых.

При начале же чтения св. Евангелия, свечи, как и в древние времена, возжигаются во всем храме, в изображение того, что свет Христов просвещает всю землю.

Возжигание свечей в храме – это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя и нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу, или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.

Если хотите поставить свечку – приходите до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты Богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих.

Если кто опоздал на службу – пусть дождется окончания Богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.

Свечи и лампады возжигают не только в Храме, но и в домах благочестивых христиан. Преподобный Серафим, великий ходатай пред Богом за живых и усопших, так пояснил великое значение свеч и лампад: «Я имею… много особ, усердствующих ко мне и благотворящих мельничным сиротам моим. Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться за них. Вот, когда я читаю правило свое, той поминаю их сначала единожды. А так как, по множеству имен, я не смогу повторять их на каждом месте правила, где следует, тогда и времени мне не достало бы на совершение моего правила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать их, говорю: «Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз убогий, сии свещи и кандила (то есть лампады) «. А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или так, простое мое усердие, ни на чем Божественном не основанное, то приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшему к нему: «Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы во дни и в ноши: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть». Так вот… почему святая Церковь Божия прияла в обычай возжигать в святых храмах и в домах верных христиан кандилы, или лампады, пред святыми иконами Господа, Божией Матери, святых ангелов и святых человек. Богу благоугодивших «.

Как мы видим, церковная свеча – священное достояние православия. Она символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью.

Свеча напоминает нам о нашем крещении. Три свечи ставятся на самой) купели, в знамении Св. Троицы, во имя которой бывает крещение. Наши восприемники, произнеся за нас обеты отречения от сатаны и сочетания со Христом, со свечами в руках стояли у этой купели. Свечи, которые они держали в руках, показывали веру в то, что это таинство дает душе крещаемого просвещение, что крещаемый идет от тьмы к свету и становится сыном света, почему и само крещение называется просвещением.

Свеча напоминает нам о нашем бракосочетании. Свечи даются обручающимся и венчающимся. Взожженные свечи в руках сочетающихся браком свидетельствуют о чистоте их жизни. Посредством свечей, зажигаемых новобрачными, как бы сияет чистота брака. Со свечами происходит и таинство соборования. Около лампады или другого сосуда с вином и елеем зажигают семь свечей во образ семи даров Святаго Духа, а все предстоящие держат в руках зажженные свечи в знак своей пламенной молитвы.

Со свечами происходит обряд погребения, и свеча напоминает нам, что и мы будем лежать в гробу, окруженные четырьмя подсвечниками с горящими свечами, символизирующими крест, а наши родные и близкие будут во время панихиды держать в руках горящие свечи, изображая Божественный свет, и которым был просвещен христианин в крещении.

Один вид церковной свечи может вызвать в душе православного человека глубочайшие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о скорби и радости. Много, много говорит церковная свеча и чувству, и уму верующего.

Духовное значение церковной свечи – нашей жертвы Богу

Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремление к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.

Горящая свеча – это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь благоволения к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна.

К несчастью, это происходит нередко, слишком нередко. Многие, кто ставят свечи «о здравии «, «об упокоении «, об успехе какого-либо дела, не только не любят тех, кому ставят эти свечи, но даже не знают, кому ставят эти свечи.

Принято ставить свечи своему Ангелу, то есть святому, имя которого носят А многие ли знают житие своего святого? А не зная, можно ли его любить?

Некоторые из нас вспоминают о Боге, о Богоматери, о святых лишь зайдя в церковь, и то на несколько минут, и думают, что достаточно поставить перед иконой свечу, и молитва наша исполнится – как будто Богу, Богородице и святым нужны свечи!

Часто живя как неверующие, как язычники, или еще хуже, не зная Закона Божия, мы думаем, что, поставив свечу, выполнили свой долг, сделались чистыми и праведными – точно свеча может умолить и умилостивить за нас Бога!

Бывает и хуже. Некоторые не только не считают грехом обмануть, притеснить, ограбить другого, но еще и радуются, когда это удается сделать. И затем думают, что если в праздник расставили свечи в церкви или засветили лампаду дома перед иконой, то Бог не взыщет с них за ложь, за обман, за обиду людям.

Как страшно заблуждаются эти люди! Без любви к Богу, без любви к ближнему, как самому себе, без исполнения Заповедей Господних – не нужны наши свечи. Никто не требует их от нас. Бог требует, чтобы мы любили Его всем сердцем, чтили всей душой, неуклонно исполняли Его святые заповеди и всей жизнью прославляли Его. Его святым угодникам – угодно, чтобы мы подражатели им были, как и они были подражателями Христу , чтобы мы подобно им были и со всем старанием, со всей заботливостью следовали тем, которые живут по образу угодивших Богу, и не следовали врагам креста Христова, им же кончина погибель, им же Бог чрево, и слава в студе их, еже земная мудрствуют . Если мы живем так, если в душе нашей свет Божий, в сердце – огонь любви к Нему и к угодившим Ему и ревность подражать им, – в таком случае будем ставить свечи и зажигать лампады перед образами их: то и другое, как видимое выражение нашего внутреннего света и огня, будет угодно им.

А если в нашей душе тьма беспроглядная; если наша жизнь – грех и беззаконие, что ж тут наши свечки и лампадки? Ровно ничего! Да еще и хорошо было бы, если бы только – ничего. Нет, они оскорбляют Господа Бога и святых Его и возбуждают не любовь и милость, а гнев и наказание. Ведь представь себе: кто обманом и беззаконием награбил миллионы рублей и думает потом, что десятком свечей он не только закроет все свои беззаконные дела, но еще и милость заслужит от Бога, – что он хочет и надеется сделать? Обмануть Господа Бога, подкупить Его святое правосудие? Да, страшно подумать и сказать, но это так. Иначе, зачем в руках его свечки? Свидетельство ли они того, что он любит Бога? Если бы он любил Бога, так и жил бы по-Божьему; а не живет по Божьим заповедям, значит не любит и не знает Его. Что ж тут свечи? Ложь и обман,- как ложь и обман все его слова; как ложь и обман все его клятвы; как ложь и обман все его действия. Но слова, клятвы и действия относятся к людям; а свечи предлагаются Богу и Его угодникам… И вот чем думают угодить Господу Богу, Который видит каждое наше дело, каждое слово и каждую мысль! И странно, до чего может человек ослепить себя. Какой честный человек примет что-нибудь от вора и грабителя? Не только не примет, но еще сочтет оскорблением, если такой осмелится явиться к нему с чем-либо. А тут из добытого обманом и всяческими неправдами, что тоже воровство и. тот же грабеж, ставят свечи. За кого же они считают Бога? Иль они в самом деле думают, что Богу угодно и приятно то, что оскорбило бы всякого честного человека? Погибельное заблуждение! Тем больше погибельное, что они совершенно успокаиваются на своих свечах и убеждены, что поставив свечи, могут и далее бесстрашно и безнаказанно продолжать делать беззаконие.

Нет, не так. Послушайте, что Господь говорил еще евреям, которые, точно также, провождая нечестивую и беззаконную жизнь, думали, что если приносят какие-нибудь жертвы Богу, то уж за них и чисты перед ним и угодны Ему.

«К чему мне множество жертв ваших? Вы приходите являться пред лице Мое; но кто требует этого от рук ваших, чтобы вы топтали двор мой. Впредь не носите мне пустых даров. Курение ваше отвратительно для Меня. Новомесячия ваши, посты и праздничные собрания ненавидит душа Моя. Они мне бремя, и не стерплю больше беззаконий ваших. Когда прострете ко Мне руки ваши, – Я отвращу от вас очи Мои. И сколько бы ни молились, – не послушаю вас». Вот приговор Самого Господа Бога над всеми жертвами, которые приносятся Ему, – значит над свечами, – когда приносящие их не заботятся о важнейшем – об угождении Ему своею жизнью! Если бы и теперь явился пророк Божий среди нас, то как многим-многим он сказал бы от имени Господа Бога: свечи ваши – мерзость Ми есть; постов и праздников ваших ненавидит душа моя. И кто требовал этого от вас? Измыйтеся прежде от нечестий ваших; отьимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших, научитеся добре творити, взыщите суда (будьте справедливы и честны) и уже потом являйтесь сюда со своими свечами. Иначе, егда прострете руки ваша ко Мне, – отвращу очи Мои от вас; аще умножите моление, – не услышу вас.

Сердце чистое – вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым поставь перед образом свечку, засвети лампадку дома,- они будут угодны Ему и святым Его. И будь твоя свечка наименьшая из всех свечей в церкви, она будет угоднее Ему толстых свечей тех, о которых сказано выше. Но, повторяем, свечи и лампады, сами по себе, без веры и усердия нашего, ничего не значат; никогда не забывайте этого. Не возлагайте на них никаких надежд: они не спасут вас, если сами не заботитесь и не стараетесь об этом; они не принесут милостей от Бога, если вы не любите Его всей душой. Не забывайте также, что все ваши молитвы, все ваши жертвы Господу Богу будут отвергнуты Им, если вы в своем сердце имеете зло против кого-нибудь или находитесь во вражде с ближними. Вот что сказал Спаситель наш: если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде помирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой . Так и должно быть. Вы приходите в церковь засвидетельствовать Господу Богу свою любовь, свое благоговение; но: можно ли истинно любить Господа Бога, не любя своих близких? Нет. Аще кто речет яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, – ложь есть; ибо любяй, брата своего, его же виде, Бога, Его же не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего.

По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, – то напрасна и жертва твоя Богу «. И последнее. Свечи надо приобретать только в том Храме, куда вы пришли молиться. Приносить с собой свечи, купленные пусть даже в благочестивом месте, но за стенами Храма, и ставить эти свечи перед иконами – нельзя.

Свеча, приобретенная в Храме, для верующего – предмет почтения, она предназначена служить жертвою Богу, в воню благоухания духовного. Свеча, купленная вами за стенами Храма и затем принесенная в Храм – это не жертва.

________________________________________

Наставление православному христианину о церковной свече.- М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; «Новая книга», 1996 – 32 с.

Иногда, стоя в церкви, я понимаю: вот эта христианка пришла сюда только ради того, чтобы помолиться и «поставить Богу свечку». Почему это так заметно? Женщина стоит в церкви и беспокойно озирается, прижимая к груди только что купленную свечу, рассматривает иконы, подсвечники… Да, здесь многие теряются: сколько свечек покупать, где ставить, можно ли приносить свечи с собой, и главное, что будет, если свеча погаснет? А спросить некого или неудобно… В этой статье вы найдете ответы на все свои вопросы - даже на те, о которых еще не думали. Причем мы не собирали популярных суеверий, а навели справки у самих батюшек. И вот что они могут вам рассказать и посоветовать…

В Ветхом и даже Новом Завете можно найти много рассказов о подношении Господу жертвы. Наши предки приносили в храмы плоды и колосья, голубей и ягнят, чтобы выразить Небу свое почтение, признательность или о чем-то попросить. Современная церковь отказалась от таких подношений, и единственной формой жертвы (кроме денег, которые можно оставить в храме на благотворительность) остаются зажженные свечи.

Они символизируют ваше горящее сердце, наполненное христианским теплом и светом любви к Господу, Христу, Богородице - и конечно, ближним.

Как не ошибиться — гласные и негласные церковные правила

  • Желательно не проталкиваться к подсвечнику во время службы - этом вы будете только мешать батюшке и молящимся. Лучше или прийти в храм до начала службы, или дождаться ее окончания.
  • Устанавливайте свечу ровно, она не должна «кланяться» и мешать другим людям.
  • Можно ли молиться с горящей свечой в руке? В некоторых случаях (скажем, при венчании) так и делается, однако для обычной заздравной или заупокойной молитвы такой «ритуал» не годится. Он красив только в кино или на фото, а на самом деле на руки будет капать воск, а если в церкви много людей, прибавится вероятность случайного поджигания одежды стоящего впереди человека. Лучше сразу воспользуйтесь подсвечником.
  • Сколько свечек можно купить? От одной до… В общем, на ваше усмотрение.
  • Это не должно быть автоматическое действие «для галочки». Это нужно делать искренне, с чистой молитвой (можно своими словами).
  • Не обязательно обходить абсолютно все иконы или выбирать исключительно чудотворные или красивые. Можно постоять только возле одной, но «вашей» (например, образом своего небесного покровителя; «Помощницей в родах», если вы беременны; Святым Пантелеймоном, если в доме есть больной).
  • Впрочем, многие прихожане придерживаются такой традиции: сначала ставят свечку возле чудотворной иконы Господа и Богоматери (находится в церкви) или другой иконы, которую более всего почитают в данном храме; дальше - возле мощей Святца (правда, они есть не в каждом храме); после этого - своему «именному» святому; и только в самом конце - за здравие или упокой.
  • Свечки должны быть обязательно куплены в данном храме. Даже если за его пределами (скажем, в похоронном агентстве) будет дешевле, не приносите оттуда свечей. В храм вы приходите не ради того, чтобы сэкономить. К тому же, деньги, вырученные от продажи, пойдут на добрые дела.
  • Все суеверия, связанные с этим маленьким действом, это не что иное, как людские домыслы. То есть, огонек можно зажигать не только правой, но и левой рукой; нижний конец свечки не только не запрещено, но и разрешено опалять (так она станет устойчивее); к тому же, не пугайтесь, если свечка погасла - в этом ничего страшного нет, просто зажгите ее второй раз.
  • Но если вы зажигаете свою свечу от чужой, старайтесь не погасить ее - конечно, этим вы вреда никому не нанесете, но можете огорчить человека, который эту свечку зажигал.
  • Ставить свечи беременным, во время месячных - можно. Вообще, женщинам в «эти дни» разрешено даже причащаться, исповедоваться, венчаться. То, что в этот период им нельзя входить в церковь, это очень устаревшая информация. Раньше, до изобретения средств гигиены, им действительно не разрешалось переступать церковный порог… Но все изменилось как минимум лет 50, а то и 100 назад.
  • Если весь подсвечник занят, не стоит ставить свою свечку в одну ячейку с чужой, или же выбрасывать чужую свечку. Просто положите свою свечу рядом с остальными. Прислужница, следящая за подсвечниками, зажжет ее, когда увидит, что другие свечи сгорели.
  • Можно ли поставить свечу в качестве покаяния, об отпущении грехов? Нет. Для очищения души существует исповедь.
  • А вот о благополучии в семье молиться можно. Для этого даже особые иконы есть: блаженной Ксении Петербургской, Святых Самона, Авивы и Гурия, Святых Петра и Февронии, и конечно, Богоматери.
  • Не запрещено также молиться за успехи в работе (любому святому), учебе (Святым Науму, Кириллу и Мефодию).
  • Ну и наконец, многие ставят свечи в качестве благодарности Господу за помощь в трудном деле, прося благословения на долгую дорогу, дорогую покупку или какое-то значительное событие.

Иногда храмовые прислужницы снимают с подсвечника не полностью догоревшие свечи. Это не страшно: ваша жертва уже принята Господом, а другие люди тоже хотят помолиться. Так что не огорчайтесь из-за действий служек.

Свечка за здравие

Их ставят перед одной из таких икон:

  • Иисуса Христа,
  • Богоматери (особенно если образ считается чудотворным),
  • Великомученика Пантелеймона,
  • других святых целителей (например, Матроны Московской, Святых врачей бессребренников Космы и Дамиана),
  • святого покровителя (если вы молитесь за ребенка или крестника).

Хотя о здравии можно молиться возле любой иконы.

Сначала подойдите к иконе и трижды перекреститесь. После зажгите свечу от лампадки (но осторожно, чтобы воск не капнул и не погасил ее), хотя от других свечей тоже можно. Считается, что если в храме горят свечи, зажигать свою спичкой или зажигалкой не стоит. Установите ее в любом свободном месте. После зажжения «маленькой звездочки» можно начать молитву. В конце осените себя крестным знамением, поклонитесь, и только после этого отходите.

Кстати, священники говорят: если человек не крещен (это новорожденный), за его здоровье молиться и ставить свечи можно. Единственное: нельзя вписывать его мирское имя (даже прописанное в свидетельстве о рождении) в церковную записку.

Также о здравии молятся, если человека одолевает такой «недуг», как алкоголь или наркотики. Ищите образ Богоматери «Неупиваемая Чаша», а также иконы Праведного Иоанна Кронштадтского и Святого Вонифатия.

За себя

Такую свечку принято ставить в самом конце, когда уже будут зажжены «огоньки» за здравие родных и даже врагов. При этом чаще всего читают «Отче наш». Эту свечу можно поставить возле любой иконы - целителя-чудотворца, Богоматери, вашего «именного» святого.

За врагов

Традиционно за их здоровье молятся возле образа Николая Чудотворца (хотя, конечно, это не обязательно). Делается это так же, как описано выше: осените себя троекратным крестным знамением, зажгите и закрепите свечку, а после молитвы вспомните своего недруга, стараясь искренне простить ему все, чем он вас обидел.

Свечка за упокой души

Их ставят на канун - прямоугольный или квадратный столик с распятием (известный также как панихидный столик). Традиционно его размещают слева от входа.

  • Можно ли ставить такую свечку беременной? Да, подобная молитва никак не навредит ее малышу.
  • А если человек умер не крещенным? Молиться и ставить свечи за него можно, а подавать записки - нет.
  • Когда нельзя молиться об усопших? На Пасху. А вот свечи о здравии в этот светлый праздник ставить не возбраняется. И кстати, это может быть даже свеча, которую вы сняли с освященного кулича (если, конечно, она куплена в этом самом храме).

А если вы ошиблись и поставили свечку не туда?

Многие не воцерковленные веряне боятся свечку, купленную за здравие, ошибочно прилепить возле «упокойного» кануна, задаваясь логичным вопросом: не навредит ли это человеку, за здоровье которого вы пришли помолиться? Священники отвечают на это: не навредит. Ведь тут главное не «поставить галочку» в нужном месте, а помолиться. И если вы обратились к Господу, прося Его об избавлении от болезней, Он обязательно прислушается к вам.

Кроме того, существует суеверие: недобрые люди, желая сгубить кого-то, целенаправленно ставят свечу возле «заупокойной» иконы, молясь о смерти этого (еще живого) человека. Как смотрит на это церковь? Негативно, и вот почему: истинно верующему человеку такая «магия» навредить не может, а вот душа новоявленной «ведьмы» может оказаться в опасности, ведь колдовство - это грех.

Ну, а если вы просто по неведению перепутали иконы, Бог за это наказывать не станет. Но чтобы этого впредь не случалось, оказываясь в незнакомом храме, на всякий случай переспрашивайте прислужниц (ведь если в одной церкви, к примеру, за упокой ставят свечу только возле одной иконы, то в другой - возле многих). Эти женщины, или же батюшка с радостью подскажут, куда правильно ставить свечку.

А под конец предлагаем вам познавательное видео. Вы узнаете, как делаются церковные свечи в монастыре. Никакого «Китая», все делается верующими людьми, с молитвой и душой!

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

Ч то означают церковные свечи? Зачем их ставят в храме?

Свеча - это символ молитвенного горения перед Господом, Его Пречистой Матерью, перед святыми угодниками Божиими. Свеча - знак добровольной жертвы Богу и Его храму и символ причастности человека к Божественному свету. Горящая свеча - это видимый знак, который выражает горячую любовь, благоволение к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва напрасна. Поэтому ставить свечу формально, с холодным сердцем, нельзя. Внешнее действие должно сопровождаться молитвой - хотя бы самой простой, своими словами.

Что символизирует поставленная перед иконой свеча?

Огонь свечи символизирует вечность, молитвенное обращение к Богу, к Божией Матери, к святым. Огонь всегда устремляется вверх, как бы ни наклоняли свечу, так и человек при любых жизненных обстоятельствах все свои мысли и чувства должен обращать к Богу.

Когда надо ставить свечи?

Пришедшие в храм должны ставить свечи до начала службы. Нехорошо нарушать благочиние в храме, передавая свечи во время богослужения или протискиваться к подсвечнику, отвлекая молящихся. Опоздавшие на богослужение должны ставить свечи после его окончания.

Как правильно поставить свечу?

Надо сделать 2 поясных поклона с крестным знамением ("с крестным знамением" - накладывая на себя крест"), перекреститься, поставить свечку и сделать еще один поясной поклон с крестным знамением. Креститься и класть поклоны нужно с благоговением, неспеша. Свечи зажигают одну от другой, горящей, и ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять прямо. Не следует пользоваться в храме спичками и зажигалками, если в подсвечниках уже стоят горящие свечи. Не следует зажигать свечу от лампады, чтобы не накапать воск в масло или случайно не загасить лампаду.

Кому и сколько свечей надо ставить?

Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка - добровольная жертва Богу. В первую очередь хорошо поставить свечу к ≪празднику≫ (центральному аналою) или чтимой храмовой иконе, затем - к мощам святого (если они имеются в храме), а уже потом - о здравии (к любой иконе) или о упокоении (на канун - квадратный или прямоугольный столик с Распятием).

Можно ли положить свечу на подсвечник, если ее уже некуда ставить?

Так и надо делать. Неправильно делают те, кто ставит свечи по две в одну ячейку или снимает чужую свечу, чтобы поставить свою.

Можно ли держать горящую свечу в руке и стоять с ней?

С зажженными свечами принято стоять на панихиде, во время богослужения утрени Великого Пятка. Возжигаются свечи и на полиелей, но в большинстве новообрядческих храмов эта традиция сохранилась только для священнослужителей.

С горящей свечкой надо обращаться осторожно: следить, чтобы воск не капал на пол, и чтобы случайно не воспламенилась одежда на человеке, который стоит впереди. В остальное время правильнее ставить свечу на подсвечник, который специально для этого предназначен. В храме надо соблюдать установленный порядок, а не поступать, как захочется.

Кому поставить свечу об отпущении грехов? Что читать об отпущении грехов?

Грехи отпускаются только на Исповеди после искреннего, подробного исповедания всех их в присутствии священника и прочтения им разрешительной молитвы. Свеча - это символ, сама по себе она не освобождает от грехов и не соединяет с Богом.

Какому святому лучше поставить свечу при семейном разладе, когда муж хочет уйти из семьи?

О семейном благополучии молятся Божией Матери, святым Гурию, Самону и Авиву, святой блаженной Ксении Петербургской. Также полезно вспомнить и осознать свою вину по отношению к мужу (жене), испросить прощения, попытаться примириться. Во всех семейных нестроениях обычно бывают виноваты обе стороны, но кто-то должен сделать первый шаг к примирению. Апостол Павел советует: ≪Облекитесь... в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства≫ (Кол. 3:12-14).

Можно ли поставить свечу о некрещеном новорожденном ребенке, который заболел?

Молиться о некрещеных своей личной молитвой и ставить за них свечи можно и нужно, нельзя только писать их имена в церковных записках, так как на Литургии молятся только за крещеных. Заболевшего ребенка надо как можно скорее крестить. Если ребенок болен тяжело, можно позвать священника домой или в роддом. В Таинстве Крещения ребенок получит особую благодать, которая будет ему помогать. Если ребенок умрет некрещеным, на родителях будет грех. А крещеного ребенка можно причащать, заказывать сорокоусты, молебны о здравии - это первая помощь в болезнях.

Кому поставить свечу о человеке, который пристрастился к наркотикам?

Об избавлении от этой страсти молятся и ставят свечи перед иконами Божией Матери ≪Неупиваемая Чаша≫, мученика Вонифатия, праведного Иоанна Кронштадтского.

Кому поставить свечу, если ребенок серьезно заболел?

Свечу можно поставить к любой иконе: Господу Иисусу Христу, Божией Матери, святым угодникам Божиим. Кроме этого надо знать, что болезнь ребенка - для всей семьи время молитвы и покаяния. Она как бы стимулирует духовную жизнь. Малышу следует давать святую воду, омывать его этой водой. И самое главное - это причащение больного ребенка Святых Христовых Таин. Причащение может быть как дома, так и в больнице, и в храме, в зависимости от состояния малыша. Если ребенок уже умеет молиться, пусть делает это сам, если же не умеет, то родителям и крестным надо делать это за него. И, разумеется, духовное делание должно сочетаться с лечением, которое сможет рекомендовать профессиональный доктор.

Какой иконе лучше поставить свечу перед предстоящей операцией?

Можно поставить свечи и помолиться святому великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребреникам Косме и Дамиану, Фотию и Анниките, преподобному Агапиту Киево-Печерскому, священноисповеднику Луке Крымскому. А еще надо подготовиться к Исповеди и Причастию, заказать молебен о благополучном исходе операции, узнать имя врача и помолиться о том, чтобы его руками управлял Господь.

Можно ли поставить свечу о здравии самого себя?

Конечно, можно ставить свечи и молиться о своем здоровье. Свеча - это символ молитвенного обращения к Богу. И большинство молитв составлены именно от первого лица.

Можно ли беременной женщине ставить свечи за упокой?

Ставить свечи и молиться об усопших можно и нужно всем.

Кому поставить свечу о благополучии в делах?

Кто хочет что-либо получить от Господа или от святых, тот должен не только молиться им, но и строить свою жизнь по заповедям. Через Евангелие Бог обращается ко всем с просьбой, чтобы были добрыми, любвеобильными, смиренными и т.д., но люди зачастую и слушать не хотят об этом, а сами просят Его, чтобы Он помогал им в делах. Чтобы молитвы были успешными, молиться надо идущими от сердца словами, с верой и надеждой на помощь Божию. И следует помнить, что не все, что человек просит у Господа, полезно для него. Господь не машина, выполняющая все желания, стоит лишь нажать нужную кнопку, что все, посылаемое Им, направлено к пользе и спасению души, хотя порой людямси кажется это несправедливым.

Кому поставить свечку о помощи в трудоустройстве?

В трудностях связанных с поиском работы принято молиться блаженной Матроне Московской, святым Девяти Кизическим Мученикам. Храм освященный в честь Девяти Кизических Мучеников есть в Москве. В нем находится чудотворный образ этих святых, увешанный драгоценностями, которые принесли люди в благодарность за чудесную помощь.

Куда поставить свечу от заговора?

Боязнь колдунов происходит от двух причин: от маловерия и от религиозной безграмотности. Есть истинная вера, а есть суеверие. Есть страх Божий, а есть страх вражий. Прекрасно об этом сказал святой Георгий Затворник, что кто демонов боится, тот имеет не страх Божий, а страх вражий, от неверия рожденный. То есть потеря страха Божия - это отступление от истинной веры, и оно приводит или тоже к вере, но только во врага, или к страху перед диаволом.

Страх - это искушение и вражеское действие. Враг старается за счет страха держать человека в постоянном напряжении. Страшиться нужно Страшного Суда, который неотвратим для каждого человека. Господь об этом предупреждает: ≪Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне≫ (Мф. 10:28). Из этих слов следует, что бояться нужно только Бога. Бояться Бога - значит бояться оскорбить Бога своими грехами. То есть настоящий страх - это страх нагрешить, страх оскорбить Бога.

Можно ли ставить свечи за трагически погибшего некрещеного и вообще об упокоении некрещеных?

Ставить свечи и молиться за некрещеных можно и нужно, но подавать в храме записки с именами некрещеных нельзя.

Можно ли ставить свечи о здравии и упокоении в Пасху?

Ставить свечи о здравии и упокоении можно всегда, но молитв об усопших в Пасху и на Светлой седмице Церковь не совершает, они переносятся на Радоницу - второй вторник после Пасхи.

Можно ли молиться и ставить свечи за животных?

Поскольку Бог является Творцом всякой твари, то молиться за животных можно. В молитвословах есть специальные молитвы, которые читаются при болезнях и падеже скота. ≪Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко≫ (Притч. 12:10). Животные имеют душу, которая умирает вместе с телом. Смерть не влечет за собою для них ни блаженства, ни мучений. Душа же человека бессмертна, так как создана по образу и подобию Божию и получила от Него дар вечной жизни. Церковная свеча имеет много глубоких духовных значений, одно из которых - свидетельство причастности человека к Божественному свету. Поэтому ставить свечи правильнее за людей, а не за животных.

Какому святому и можно ли поставить свечу за победу футбольной команды?

Пребывая в посте, молитве и воздержании, святые, перед иконами которых ставят свечи, вели строгую подвижническую жизнь, за что и удостоились от Бога Царства Небесного. К ним надо обращаться с просьбами, которые полезны для спасения души. Увлечение азартными играми несовместимо с духовной жизнью.

Верить ли тому, что на одной службе нельзя ставить несколько свечей за одного человека?

Не надо верить никаким бессмысленным рекомендациям. Важно не количество поставленных свечей, а искренность веры и молитвы. Можно молиться и вовсе без свечей. Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны. Не следует верить разговорам о том, что свечку надо ставить только правой рукой; что если она потухла, значит, будут несчастья; что нельзя опалять нижний конец свечи для устойчивости в лунке, и так далее.

Можно ли ставить свечи, купленные в другом храме?

Свечи обычно приобретают в том храме, куда приходят молиться - это малая жертва именно этому храму.

Что делать со свечой после освящения куличей и яиц? Можно ли уносить ее домой?

Можно унести домой и зажечь во время домашней молитвы, а можно поставить в храме перед любой иконой.

Зачем снимают сгоревшие только до половины свечи, ведь мы за них деньги платим...

Из-за большого количества желающих поставить свечи их иногда снимают не полностью догоревшими. Не надо смущаться этим, а также тем, что не полностью сгоревшую свечу погасили после окончания службы -жертва уже принята Богом.

Когда применяют ладан? Можно ли пользоваться им дома?

Ладан употребляют в Церкви при богослужении, а также при отпевании усопших, при освящении жилищ священником. Можно употреблять ладан и во время домашней молитвы. Ладан - чистейшее произведение природы. Возжигание его можно рассматривать как напоминание православным христианам о долге служить Богу от чистого сердца и с горячей верой в Него.

Церковь считается местом, где можно обратиться к Высшим силам, попросить о помощи и поблагодарить за поддержку. Для этой люди читают молитвы и ставят свечи, но как это правильно делать знают единицы. Существуют четкие правила, которые позволяют в этом разобраться.

Перед тем как выяснить, зачем ставят свечи в церкви, стоит сказать о том, что покупать их лучше всего в самом храме и стоит отдавать предпочтение изделиям из воска. У этого материала есть специфический запах, который схож с медом. Все дело в том, что воск – вещество, обладающее способностью притягивать отрицательную энергетику и информацию, которая во время горения свечи исчезает. В христианстве зажжение свечей является символом раскаяния и веры.

Сегодня в интернете можно найти практически все, в том числе и онлайн часовни, где можно поставить свечку и прочитать молитву. Конечно, ее праведность весьма сомнительна, но то, что такая возможность существует, это факт.

Как правильно посещать церковь и ставить свечи?

Стоит сказать о том, что для Бога неважно, сколько стоит купленная свеча, ведь главное, с какими помыслами ее подносят. Рекомендуется ставить несколько свечей: для благодарности, поздравления, желания, а также для высказывания просьб и проблем.

Как правильно ставить свечи в церкви:

  1. Первую свечу необходимо зажигать возле иконы Храма, которая защищает и оберегает саму церковь. В каждом есть свой образ, поэтому, приобретая свечи, поинтересуйтесь к какой иконе необходимо подойти с самого начала.
  2. Если вы посещаете церковь в праздник, то и свечу следует ставить к Празднику.
  3. В том случае, если в храме есть мощи Святого, то необходимо прочитать перед ними молитву и поставить свечу.
  4. Следующее место, куда ставят свечи в церкви – икона Святого, чье имя носит верующий. Где она находится в храме, можно спросить у духовного просветителя.

Если вы пришли в храм в праздник или во время церковной службы, тогда в подсвечниках может не оказаться свободных мест. Ни в коем случае не стоит гасить и вынимать чужие свечи. Решение в такой ситуации – либо дождаться пока освободится лунка, либо положить свечи возле подсвечника, а затем, священнослужители непременно зажгут их. Свечи в церкви необходимо зажигать от уже горящих, но, в крайнем случае, можно использовать спички или зажигалку.

Стоит сказать о существующих предрассудках, которые появились благодаря фантазии людей. К примеру, совершенно нет разницы, какой именно рукой нужно ставить свечу. Не является грехом и опаливание одного конца свечи, поскольку это действие просто направлено на то, чтобы обеспечить устойчивость в подсвечнике. Есть также , что если свеча упала, то это к несчастью. На самом деле это неправда.

Как ставить свечи за упокой в церкви?

Чтобы поставить свечу за умерших и новопреставленных, необходимо найти канунный стол, который ставят в левой части церкви возле распятия. Сначала подойдите к этому месту и прочитайте молитву Господу, затем, некоторое время понаблюдайте за пламенем уже зажженных свечей и только потом подпалите, и установите свою. Можно поставить одну свечу за всех умерших или за каждого отдельно. После этого прочитайте молитву, в которой можно обратиться к этим людям.

Где в церкви ставить свечи за здравие?

Для этой цели подходят все иконы святых, которые находятся с правой стороны от входа. Лучше всего выбирать образ Спасителя и Богородицы. После того, как свечи будут установлены, необходимо прочитать молитву за человека или людей, ради которых вы проводите ритуал. Важно перечислять их по именам, начиная с мужчин и заканчивая женщинами.

В церкви нет строгих правил, определяющих, к каким иконам ставить свечи.

Для чего и какие ставить свечи перед иконами?

Свеча – неотъемлемый атрибут служения Богу. Эта церковная традиция символизирует приношение Господу и его храму, любовь и благоговение просящего. Нет строгих правил, какие свечи ставить перед иконой и в каком количестве – их приобретение добровольно. Для Бога не важны размеры и цена такой жертвы, значение имеет только чистота намерений, вера, надежда и открытое сердце. Покупка самой дорогой свечи, которая продавалась в церковной лавке, напрасна, если поставлена она с пустыми мыслями.

Важно понимать, что свеча – это не только символ молитвы, но и жертвоприношение святому месту, за счет которого существуют православные храмы. Она должна соответствовать церковным стандартам, иметь определенный цвет и запах. Поэтому приобретать ее лучше сразу в храме.

К какой иконе ставят свечу за здравие?

Для свечей за упокой, предназначенных для почтения памяти умершего человека, в церкви стоит специальный стол. В благодарность или с просьбой о помощи (за здравие) свечи ставят к иконам. Выбрать можно любую, гораздо важнее, с какими мыслями будет поставлена свеча. При этом нужно обязательно прочесть молитву, пусть простую или даже сформулированную своими словами.

К иконам Иисуса Христа и Божьей Матери можно ставить свечи в любых ситуациях – при болезнях, неприятностях или, наоборот, радостных событиях, в знак благодарности.

О благополучии в семье принято молиться святым мученикам Авиву, Самону, Гурию. За человека, пристрастившегося к алкоголю или наркотикам, можно поставить свечу перед иконой Божьей Матери «Неупиваемая чаша». Перед операцией стоит обратиться к целителю Пантелеимону.

Молиться об отпущении своих грехов перед иконой нельзя, сделать это можно только на исповеди. Для благополучия в делах недостаточно ставить свечи – важно строить свою жизнь по заповедям и соблюдать предписания Евангелия.