Кто такие мормоны и чем они занимаются. Кто такие мормоны и чем так ужасно их движение? К какой религии относятся мормоны

Фраза "Мормоны – христиане" требует, как минимум, уточнения. Причём уточнения не понятию "мормоны", а понятию "христиане". Иными словами, чтобы выяснить, является ли эта фраза истиной или ложью, нужно знать, какое понятие в ней вкладывается в слово "христиане". Кого вы подразумеваете, когда говорите "христиане"?

Если под "христианами" вы имеете в виду всех, кто себя христианином считает, то тогда мормоны, конечно же, христиане. Но такое определение весьма лукаво и размыто. Ведь если я назовусь "лётчиком" и буду себя считать лётчиком, то это вовсе не будет значить, что я действительно лётчик. Так есть и много атеистов, которые при этом называют себя христианами лишь по той причине, что родились в традиционной христианской стране, а не, скажем, в традиционной мусульманской.

Если же под "христианином" вы считаете любого человека, который чтит Иисуса Христа и пытается подражать ему, то, как бы то ни было бы странным, сюда с успехом попадут и те же мусульмане, так как они тоже чтут Иисуса Христа, считая его пророком от Бога (только при этом не считая Его Сыном Божиим и не молясь Ему).

Как же тогда определить, кто есть христианин, а кто нет? Библия говорит нам чётко о том, как появилось понятие "христианин", и кто в эту категорию попадает, а кто нет.

Согласно книге Деяний 11:26 слово "христианин" впервые было употреблено в административном центре римской провинции Сирия городе Антиохия (что сейчас есть город Антакья на юге Турции). Это было своего рода кликухой, которую стал использовать по отношению к последователям Христа обычный люд, проживавший в то время в Антиохии и к последователям Христа никакого отношения не имевший. Это довольно значимый момент, так как у обычного люда, как правило, нету ни времени, ни какой-либо необходимости вникать в какие-либо богословские тонкости, прежде чем придумывать для какой-то группы религиозных людей новое название. Название в простонародье, как правило, даётся по какому-то наиболее характерному признаку, и у ранних христиан таким признаком было то, что они призывали имя Иисуса Христа, то есть в своих молитвах обращались ко Христу. Так, например, апостол Павел писал христианам в Коринфе:

"Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас" (1-ое Коринфянам 1:2).

Само обращение апостола Павла в христианство началось именно с того, что он крестился и тут же обратился в молитве ко Христу:

"Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса" (Деяния 22:16)

И эта практика для самых первых христиан было не чем-то вроде прихоти – для них это было принципиальным вопросом. Они не отказывались от практики обращения ко Христу даже перед лицом гонений и неминуемой смерти:

"Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое. Но Господь сказал ему: иди … Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел" (Деяния 9:14-18)

"И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске. И тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий. И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам" (Деяния 9:19-21)

Таким образом, определяющей характеристикой христиан было то, что они в своих личных и совместных молитвах обращались к Иисусу Христу.

Так что определить христиан довольно просто – достаточно узнать, призывают ли они в своих молитвах имя Иисуса Христа, иными словами, обращаются ли они в своих молитвах к Иисусу Христу или нет. Это то определение, которое показано в самой же Библии.

И вот если следовать этому определению, то и католики, и православные, и древневосточные церкви, и многие протестантские течения, христианами являются. Но вот ни мормоны, ни свидетели Иеговы таковыми не являются, так как в своих молитвах они обращаются только к Отцу и в конце молитв говорят "мы молимся во имя Сына Твоего Иисуса Христа", но при этом к Самому Иисусу Христу они никогда не обращаются и учат, что так делать не есть правильно.

Традициям «Церкви Иисуса Христа последних дней» сегодня следуют несколько тысяч москвичей, а столичных приходов у церкви уже около десяти. Это самая большая по численности ветвь мормонов - верующих, которые все еще пытаются самоопределиться: кто-то из них считает себя христианином, по религиозным обрядам близким к протестанту, другие - относят себя к членам нового .

У «Церкви Иисуса Христа последних дней» по всему миру почти 16 миллионов адептов. МОСЛЕНТА изучила, во что верят, где бывают и как представляют свое счастье московские мормоны.

Семья навсегда

На конференции со старейшиной Холландом, который приехал из США как апостол «Церкви Иисуса Христа последних дней», за сутки до Пасхи собрались несколько сотен москвичей. В столичную «Амбер Плазу» худенькая 31-летняя Марина пришла в платье, на каблуках и с двумя детьми.

«Мы верим в Иисуса Христа, Святой Дух и что семьи навечно вместе. Вот такая у нас вера. Что все браки - они не только на Земле, но и на небесах. Если люди достойно соблюдали заповеди Бога, то они могут войти в и запечатать свой брак навечно, тогда их дети и вся семья будут вместе вечно после смерти. Такое наше основное учение», - рассказывает она, пока малыш в вельветовом пиджаке тянет ее за рукав: «Мама, мама, папа пришел».

Марина просит прощения и на минутку подбегает к высокому и статному мужу, чтобы оставить ему ребенка.

«Наше основное учение - о семье, - продолжает она. - Понимаете, семья предначертана Богом и брак предначертан. Семья - это священно. Но если вторая половинка не в церкви - ничего страшного. У меня, например, муж не в церкви».

Конференц-зал наполняется детским визгом, и слушать апостола Холланда, становится очень трудно. А иногда и понимать, хотя переводчик старательно обращает внимание на тонкости американского юмора с помощью интонации. Русские члены церкви смеются, когда на лице или даже лике апостола появляется широкая улыбка. Она как сигнал - пора присоединиться и тоже улыбнуться.

Вокруг родителей бегают по три, а то и по четыре пары ножек. «Церковь Иисуса Христа последних дней» запрещает аборты. Малыши играют в догонялки, падают, смеются, задирают друг друга.

«У нас до 8 лет детей не крестят. Они же еще ничего не понимают. И еще мы не верим в общую греховность, то есть в первородный грех. Каждый человек отвечает за свои собственные грехи, а не за грехи со времен Адама и Евы», - улыбается Марина.

Как и большинство мормонов, собравшихся в «Амбер Плаза», Марина - первый член «Церкви святых последних дней» в своем роду.

Миссионеры рассказали ей об учении, когда ей было шестнадцать, когда пытливый ум искал ответ на вопрос «что случится с моими мамой, папой, братьями и сестрами, куда все денутся?».

«Я просто рассуждала: как так все умрут? И близкие, и члены семьи куда-то исчезнут - для меня это было что-то невероятное, пугающее, сердце мое в это не верило. Мне казалось, что логический конец должен быть другим. На то она и семья, чтобы была возможность в вечности жить с близкими. Я почувствовала, что эта церковь - то, что я всю жизнь искала, и была готова принять Евангелие.

Но было и желание , узнать больше. А если ты сомневаешься, истина ли это, то нужно помолиться и почувствовать Бога. Я вот в 16 так и поступила, почувствовала, что это истина. И мне тогда церковь была необходима. Мама сначала сомневалась, а потом уже приняла как-то спокойно. Смирилась. Мол, квартиру не отберут, значит, все хорошо».

Марина ведет меня сквозь толпу американских мужских улыбок и плохого русского акцента к молодой сестре Айовиц, которая в свои двадцать приехала в Россию из солнечной Калифорнии, чтобы несколько месяцев трудиться как миссионер - рассказывать о «Церкви Иисуса Христа последних дней». С такими же намерениями в столицу, только в начале апреля приехала еще почти сотня молодых американцев, которым от 18 до 27. Большинство из них уже через несколько месяцев уедет домой - в США, чтобы поступать в университет.

Сестра Айовиц подаст документы в медицинский, она планирует стать психотерапевтом. Как признается мне позже: хочет «избавлять людей от зависимостей, например, наркотических».

«Прэкрасно! Здорово!» - восторженно и с акцентом кричала она в первые минуты знакомства, как и все миссионеры, к которым подходили «новички», а после американо-русского приветствия заключила меня в объятия и записала номер телефона.

Мы договорились встретиться в Пасху. Мне не вручали книг о «восстановлении Евангелия» или «новой истине», а просто пригласили на общий праздник. Выход с конференции, как и вход, был свободен для всех.

Книга Мормона. Вторая книга Нефия. Глава2

…люди свободны по плоти; и им дано всё, что нужно человеку. И они вольны выбрать свободу и жизнь вечную через великого Посредника всех людей либо выбрать плен и смерть, сообразно плену и силе дьявола, ибо он стремится, чтобы все люди были несчастными, как он сам.

Вера и спокойствие

Московские мормоны - последователи международного , возникшего в США в XIX веке. Они приняли пророчества Ветхого и Нового Завета, а важной частью служения провозгласили следование Евангелию.

В Арбатском приходе член церкви - Андрей - отдает мне священный для каждого мормона текст - «Еще одно свидетельство об Иисусе Христе», книгу Мормона. Его издание - с пометкой 2011 года «Printed in United States of America» (отпечатано в Соединенных Штатах Америки). В «Церкви Иисуса Христа последних дней» верят, что эту книгу составил один из последних пророков - Мормон, который записал ее за другими пророками и передал сыну Моронию.

Тот скрыл листы на холме в Нью-Йорке, а затем в 1820-х годах вернулся на Землю воскресшим и рассказал о книге американцу Джозефу Смиту-младшему. Юноша якобы нашел книгу и перевел написанные рукой пророка тексты. Первое издание «Книги Мормона» вышло в штате Нью-Йорк, в небольшом городе Пальмира в 1830 году.

«Я в церкви с 1996 года, - рассказывает Андрей, которому, похоже, уже за 50. - Занимался техническим обслуживанием здания церкви на Новокузнецкой, а потом - присоединился. Да и вы приходите, у нас молодежь изучает Библию, священное писание и книгу Мормона, ну и на турнир баскетбольный 22-го тоже загляните или на курс «Вечная семья». И на русском, и на английском есть».

А вы почему решили стать членом церкви и им до сих пор остаетесь?

Днем я все равно здесь, тут все просто: тишина, покой, никто не курит и не ругается. Ну и потом Господь здесь дает наставления, дает знания, если мы эти знания применяем, то он нам помогает вырабатывать навыки, качества характера, которые мы в жизни используем.

Андрей набирает ведро с водой и идет мыть церковные коридоры. Церковь мормонов - это скорее дом с большим залом, общей раздевалкой, кухней и небольшими кабинетами для занятий.

Я, конечно, плачу в церковь десятину раз в месяц. Но это же нуждающимся. Я один раз и сам нуждался. Мы с женой лежали месяц больными без всего. Мне на второй работе денег не заплатили, жена заболела, я заболел, оба мучались. К нам тогда приходили наши домашние учителя и навещающие сестры, продукты покупали. Где еще такое место на Земле найдешь, кто поможет? А вообще, у нас принято приходить друг к другу в гости, интересоваться, как живут семьи, есть ли у них трудности. Если что-то серьезное - докладывают руководству и в приходе общими силами помогают.

Книга Мормона. Третий Нефий. Книга Нефия. Глава 5

А потому они оставили все свои грехи, и свои мерзости, и день и ночь со всем усердием служили Богу.

Маленькая Пасха

В коридоре Каховского прихода «Церкви Иисуса Христа последних дней» все собираются на Пасху. Сестра Айовиц с калифорнийской улыбкой снова идет меня обнимать.

«Happy Easter», - обращаюсь я к сестре, но тут же получаю в ответ, мол «не надо, мы вас и по-русски прекрасно понимаем, мы же в России».

Мы проходим в чистый белый зал с кафедрой и угощениями за ней - кусочками кулича и водой. Мормоны не пьют вина даже во время причастия, которое у них принято проводить каждую неделю. Праздничная часть Пасхи адептов учения «святых последних дней» - это небольшое часовое собрание в каждом приходе с выступлениями членов церкви и молитвами - от души без молитвослова и икон. Те, у кого есть и голос и слух, поют гимны.

«О мой Господь, когда с благоговеньем я на миры, что Ты создал, смотрю, сиянье звезд, раскаты гроз весенних, являют мощь вселенскую Твою…», - справа от меня звучит почти переливающийся голос сестры Айовиц, похожий - с другой стороны.

«Красота всегда вокруг, когда в семье любовь. Мил и сладок каждый звук, когда в семье любовь», - начинают сестры другой гимн. Их слова похожи на те, что часто печатают в открытках «С днем рождения», но от этого пожелания не становятся менее приятными.

«Лови судьбы мгновенья, не дай уйти им прочь. На крыльях молний время стремительно летит. Будь мудрым и удачу свою не упусти, ведь все так быстротечно на жизненном пути».

Пока музыка растворяется в пространстве церкви, к кафедре выходит беременная прихожанка Ксюша. Она складывает руки и просит разрешения начать молитву:

«Наш дорогой небесный отец, спасибо тебе большое за этот день, за пасхальное время, за то, что у нас есть так много возможностей, чтобы быть счастливыми, мы благодарны за то, что всегда можем к тебе обратиться. Пожалуйста, помоги нам, чтобы мы следовали всегда правильным принципам, чтобы заботились о тех, кто рядом с нами. Аминь».

Мормоны – это последователи культа «святых последних дней» , которые убеждают жителей планеты в истинности учения «Книги Мормонов» . Религиозное движение, зародившееся в начале 19 столетия США (основатель Джозеф Смит) исповедовало идею, что истинное христианство и церковь исчезли после смерти последнего из Святых апостолов.

Следует сказать, что хоть в официальной церкви мормонизм считается «подделкой христианства », учение довольно успешно. Сегодня количество последователей веры превышает 11 миллионов челове к, большинство из которых имеют отличное образование и неплохой достаток. То есть мормоны – это не секта для «бедных и угнетенных» .

Благодаря хорошо отлаженной миссионерской деятельности профессионалов и новообращенных, размер паствы ежегодно увеличивается, что говорит о грамотной организации религиозного движения.

Согласно рассказам мормонов, именно их «религия » истинна, поскольку основателем был пророк. Так ли это на самом деле?

Факт: ни одно из известных «откровений» Джозефа Смита не сбылось, более того он не имеет никакого отношения к церкви. По способу жизни «великий провидец» — авантюрист – неудачник, который пытался сколотить состояние, занимаясь то поиском сокровищ, то печатанием фальшивых банкнот.

Джозеф Смит — основатель учения мормонов

На фоне появления в 19 век е неохристианских учений было очень удобно объявить себя ясновидящим. Новым Моисеем, который во время молитвы услышал Глас Божий (причем от материализовавшихся Бога-Отца и Сына), и следуя ему поспешил организовать «истинную веру».

В 1823 году Смит заявил об «откровении», которое явил ему ангел Мороний. В нем говорилось о скрытых от людей «золотых листах», на которых записана древнейшая история Америки. Книга изложена «письменами, читающимися исключительно в пророческих очках». Именно Джозефу Смиту предначертано стать «переводчиком».

Несмотря на абсурдность «ясновидения», перевод состоялся и был опубликован в 1830 году под названием «Книга Мормонов» тиражом 5 тысяч экземпляров. Издание вызвало общественный резонанс и привлекло в сторонники нового учения довольно известных пастырей, а, значит и людей, которые им доверяли.

Сегодня в мире более чем достаточно известных мормонов, часто им принадлежат ключевые посты в политике, банковской сфере и армии. Судите сами, «святыми последних дней» себя считают:

  • Брент Скоукрофт , который в аппарате Б. Обамы занимался национальной безопасностью;
  • Эдгар Гувер , известный всем лучший руководитель ФБР;
  • Трэвис Хансен , защитник баскетбольного клуба «Динамо», Москва;
  • Уолт Дисней , основатель известнейшей мультипликационной компании;
  • Уиллард Марриотт , владелец крупнейшей сети гостиниц Marriott International.

Кто такие мормоны – мы попытались выяснить. Давайте разбираться, чем они занимаются. «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней» отлично финансируется из независимых (частных) источников, значит у нее есть влиятельные и богатые покровители. Естественно, власть имущим недостаточно духовных ценностей, соответственно какие-то материальные выгоды от церкви мормонов они получают.


Во что веруют члены организации? В то, что смогут стать равными Богу. Мормоны отлично знают Священное Писание (правда трактуют его своеобразно), не курят, не употребляют алкоголь, редко оказываются замешаны в резонансные конфликты. По сути обычные верующие, ничем не отличаются от прихожан других конфессий: они работают в разных сферах, молодежь учится или проповедует.

Мормоны в России: есть ли они и чем занимаются

В России эта «религия» не является законной, но это не значит, что ее нет. Мормоны действуют секретно, без навязчивости и количество последователей мормонизма в РФ постепенно увеличивается. Официально к принадлежности церкви мормонов известные политики, бизнесмены и деятели искусства не заявляют, но поведение иногда выдает их с головой.

Мормоны и масоны в Российской Федерации безусловно есть, о чем свидетельствует периодическое появление на улицах хорошо одетых молодых людей, которые трактуют для прохожих Библию по «Книге Мормонов». Подобные действия не запрещены, пока находятся в рамках закона и народ на них не жалуется.

Почему «святые последних дней» слабо приживаются в РФ? Неужели никому из россиян не хочется стать Богом? Ответ прост – у нас не тот менталитет. Вернее, не у всех из жителей России. Сложно представить, что обычный москвич или сибиряк отложит дела, чтобы пойти проповедовать в надежде на лучшую жизнь.

Обычно для россиян вопрос звучит так: «Как стать мормоном, чтобы уехать на ПМЖ за границу?» Первоначальное восприятие мормонизма – это нечто «зарубежное», не родное, которое требуется для переезда в США или Европу.

Мормоны и многоженство

С институтом брака в конфессии все очень сложно и запутано. Первое время мужчин заманивали в новую веру при помощи интересного «крючка» — возможность без осуждения со стороны общества иметь нескольких жен. Сам основатель Джозеф Смит по заявлению единомышленников состоял в «духовном браке» с 72 женщинами.


Сегодня многоженство официально запрещено, что стало причиной раскола в церкви. Некоторые «братья по вере» не хотят отказываться от удовольствия, тем более что мужчина изначально ставится на более высокую ступень, а супруге отводится место молчаливой прислуги. Справедливости ради следует заметить, что за полигамию выступает менее 15% членов организации.

Также под сомнением у мормонов и отношение к «однополой любви». Большинство считает, что гомосексуалистам нужно оказать поддержку и «наставить на путь истинный», 25% считают, что люди вправе жить так, как им хочется, и предлагают узаконить однополые браки.

Сегодня церковь мормонов – одна из самых многочисленных и богатых в мире. Некоторые назовут ее сектой, другие – истиной. Пока понятно одно, пока религия существует и финансируется, скандалов, связанных с ней не избежать. Ее можно запрещать или спонсировать, менее масштабной деятельность «Церкви Иисуса Христа Святых последних дней» не станет. Трудно отказаться быть избранным и стать Богом после Страшного Суда.

Солт-Лейк-Сити - город мормонов. В 1847 году приверженцы секты перебрались вместе со своими семьями в местность, где теперь сформирован штат Юта. Здесь же был возведен огромный храм Мормонов, который считается одним из самых больших среди возведенных за последние столетия. Это здание, выполненное в сдержанной манере, поражает не только своими размерами, но и той суровой , которая окружает его.

История Храма мормонов

В 1805 году в штате Вермонт в очень религиозной семье родился Джозеф Смит. Через 10 лет он вместе с отцом переехал в Нью-Йорк. Уже с раннего возраста Джозеф высказывался против того, что протестантские секты враждуют между собой, выясняя, чья организация лучше. По легенде, когда мальчик однажды гулял , к нему с неба снизошли две сияющие фигуры. Одна из них произнесла речь, согласно которой Смит не должен был вступать ни в одну из сект, но всегда оставаться верным Богу. Через четыре года к мальчику снова явился ангел и сказал, что Бог хочет, чтобы Смит нашел священную книгу. Ангел точно описал место, где хранится эта реликвия. Точно в том месте, где ангел сказал, Смит нашел книгу в серебряном переплете и еще 2 камня. Эти камни были точно такими, какие носили священники из . Именно эти церковные служители должны были помочь в переводе священных писаний. Книгу перевели в 1827 году, когда Смиту исполнилось 22 года. К юноше снова явился ангел и назвался Морони. После этого Смит приступил к переводу. Шестнадцать дней и ночей Смит переводил священные писания, не отвлекаясь даже на то, чтобы поесть, поспать или просто отдохнуть. Так появилась «Книга Мормона», которая легла в основу Христовой Церкви Святых Последнего дня.

После смерти Смита, его приемник Бригем Янг занялся поиском мест, на которых никто бы не захотел поселиться. В 1847 году он с группой верующих направился туда, где сейчас находится штат Юта. Вскоре сюда переехало более тысячи мормонских семей. Еще когда Смит был жив, он спланировал мормонский город, который назвал Дезерт (Земля пчел). Сейчас это Солт-Лейк-Сити. В 1896 году конгресс признал самостоятельность нового штата. Янг стал первым губернатором и первым главой секты мормонов.

Сразу после того, как штат был сформирован, началось строительство главного мормонского храма. Все строительство было рассчитано строго по секундам и продлилось ровно 40 дней - это число было взято из Библии. Руководил строительством зять Янга - Трумен Энджелл.

В 1854 году храм был открыт для всех верующих. До сих пор он является святыней только для мормонов. Всех желающих внутрь не пускают - сюда могут войти только те, кто принадлежит к мормонской секте.

Особенности строения Храма мормонов

Строгий готический храм выстроен из гранита. Сооружение имеет 6 больших остроконечных башен и практически лишено каких-либо внешних украшений. Длина здания - 57 метров, ширина - 36 метров, толщина несущих стен почти 6 метров. Самая высокая часть постройки - шпиль, который вытянут на 64 метра. На самом верху - фигура трубящего ангела, держащего в руках золотую пластину, символизирующую книгу, которая была послана Смиту. Ангел выполнен по проекту скульптура Даллина и отлит из меди, а сверху покрыт золотой фольгой. Высота изваяния - 3, 8 метра.

Рядом с главным храмом находится Тэйбернекл - молельня. Она отличается необычной крышей в форме большой черепахи. Длина ее 76 метров, а ширина -46 метров. Зал может вмещать более 8 000 человек. Здесь практически все сделано из древесины - скамьи, балконы и даже органные трубы. Над залом располагается деревянная решетка, выполненная из сосны.

В молельне потрясающая акустика. Слышно любое слово, произнесенное негромко, даже если находишься в дальней части зала.

В центре возвышения расположен орган, который считается одним из самых больших на нашей планете - он имеет 19 746 труб и 6 клавиатур. В зале молельни каждый день поет хор, в который входит 300 человек.

Здесь же находится зал собраний, в котором проходят богослужения. На самом деле зал - это целое здание, выполненное из гранита. Перед залом - памятник чайкам, которые спасли первые поселения мормонов от нашествий саранчи. Событие это мормоны посчитали знаком божьим, который благословляет их на праведное дело.

Неподалеку от храма находится Музей истории церкви и искусства, в котором выставлено более 66 000 экспонатов, так или иначе связанных с жизнью мормонов. В Генеалогической библиотеке выставлено огромное генеалогическое древо, отображающее всех, кто состоит в секте мормонов - так или иначе все они приходятся друг другу родственниками.

Разумеется, жители не могли не почтить первого главу мормонской секты и основателя общины Брига Янга. Ему поставлен 8-метровый памятник.

Многочисленные мормонские храмы очень отличаются друг от друга своим дизайном, размером, вместительностью и оригинальностью. Для этого списка рассматривались все храмы - уже посвященные или объявленные и находящиеся в строительстве, а также мормонские храмы, построенные до раскола, связанного с порядком назначения пророка, и больше не принадлежащие Церкви (например, храм в Киртланде). Однако, в этот список не входят поздние «мормонские» храмы, построенные религиозными отвлетвлениями мормонской Церкви (например, храм в городе Индепенденс, построенный Церковью Сообщества Христа).

Обратите внимание, что во время написания этой статьи посвящено 144 храма, 12 находятся в строительстве, и еще 12 были объявлены к постройке - таким образом наш список составляет всего 12.5% от всех мормонских храмов. Следовательно, не все храмы попали в список, однако это не делает их менее значимыми, ведь внутри каждого из них проводится важная работа.

Что ж, без лишних церемоний, приглашаю ознакомиться с этим наиболее полным, совершенно субъективным списком наиболее интересных мормонских храмов.

21. Храм в Лайе, Гавайи

Посвящен Хибером Дж. Грантом в 1919 году.

Храм в Лайе, Гавайи, был смелым шагом в Полинезию и основным культурным и экономическим вложением в район Северного берега Оаху.

Он разделяет архитектурные элементы с храмами в Кардстоне и Месе и был единственным отдаленным храмом в Тихоокеанском регионе вплоть до времени построения храма в Новой Зеландии.

20. Храм в Престоне, Англия

Конечно же, храм в Лондоне был построен задолго до Центральных графств Англии (более чем на 40 лет раньше), но именно сюда ступила нога первых миссионеров на территории Великобритании (если не всей Европы). И сегодня эта часть Великобритании - самая населенная по численности мормонов в Европе, так что неудивительно, что эта область заслуживает свой собственный храм.

19. Храм в Гамильтоне, Новая Зеландия

Посвящен Дэвидом О. Маккеем в 1958 году.

Храм в Новой Зеландии отличается тем, что это был первый храм в Южном полушарии. Также интересно отметить, что этот храм был построен для того, чтобы стимулировать рост Церкви, а не из-за уже существующего количества членов Церкви, как это обычно происходит. Хотя сегодня есть храмы, которые строятся в ответ на ожидаемый спрос, это очень редкое явление. Президент Маккей был очень смелым!

Находится в процессе строительства.

Трудно не влюбиться в невероятную историю Табернакля в городе Прово, ставшего вторым храмом в этом городе. Хотя это не первый храм, строящийся в уже существующем здании, получившем новое назначение, это преобразование самое драматичное и является прекрасным примером такого уникального храма.

17. Храм в Гонконге

Посвящен Гордоном Б. Хинкли в 1996 году.

Храм в Гонконге попал в этот список, так как это был первый храм, который построен в здании, используемом для различных целей. Храм занимает только 2 этажа всей постройки. Подумайте, насколько инновационной идеей это было. Позднее мы также увидим эту идею, реализованной в проекте храма в Манхэттене, Нью-Йорк.

Не менее интересен тот факт, что в 1997 году Гонконг снова попал под контроль Китая, так что несмотря на то что Гонконг является Особым Административным округом, технически, это означает, что Китае есть мормонский храм.

16. Храм в Вернале, штат Юта

Посвящен Гордоном Б. Хинкли в 1997 году.

Президент Хинкли оказался настоящим провидцем в вопросе строительства храмов. Мы уже упомянули о храме в многоцелевом здании в Гонконге и об инновационных, пусть даже и шаблонных, «мини»-храмах, благодаря которым количество посвященных храмов удвоилось меньше, чем за год.

Храм в Вернале, штат Юта, построенный в бывшем здании Вернальского Табернакля, был первым проектом по строительству храма в существующем, но получившем новое назначение здании. За ним последуют храмы в Копенгагене, Дания, и Прово-Сити.

15. Храм в Монтичелло, штат Юта

Посвящен Гордоном Б. Хинкли в 1998 году.

Храм в Монтичелло представляет собой один из так называемых «мини» храмов, построенных в 2000-х годах. Спроектированный с целью постройки небольших, одинаковых по своему дизайну храмов там, где число членов Церкви невелико, храм в Монтичелло представляет собой огромный шаг вперед в реализации идеи о доступности храма для Святых.

Важность таких храмов нельзя недооценить. Конечно, некоторые считают, что эти храмы отличаются скучным, безликим дизайном, но построение этих крошечных храмов (всего около 10.000 кв. футов) помогло реализовать замысел Президента Хинкли о том, чтобы к концу 2000 года было по крайней мере 100 действующих храмов. И ему это удалось сделать. И теперь членам Церкви в городе Перт в Австралии не нужно лететь на самолете до Мельбурна или Гонконга, чтобы посетить храм.

14. Храм в Сент-Джордже, штат Юта

Посвящен Уилфордом Вудраффом в 1877 году.

Этот храм попал бы в наш список только потому, что в его невысокий шпиль когда-то попала молния, и когда шпиль должны были заменить на более высокий (что изначально и хотел сделать Бригам Янг) Святые запротестовали, потому что им прибавилось бы работы. Это интересная история, несмотря на то что к ней приплетено много слухов.

Однако, этот храм попал в наш список потому, что это самый старый действующий храм и самый первый храм, посвященный в штате Юта. Этот храм олицетворяет стойкость мормонского движения.

Интересно отметить, что его внутренний интерьер изначально напоминал интерьер храма в Наву, особенно на верхнем этаже, представляющем собой большую комнату с передвижными перегородками. Позднее реновации подогнали этот храм под «стандарт».

13. Храм в Лос-Анджелесе, штат Калифорния

Посвящен Дэвидом О. Маккеем в 1956 году.

Это самый настоящий зверь. До появления пристройки храма в Солт-Лейк-Сити, храм в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, с огромным разрывом опережал все другие храмы Церкви по площади (190.614 кв. футов), но этому не суждено было продлиться долго. Изначально строительство этого храма было запланировано в 1940-х, но Вторая Мировая война задержала строительство (подобная судьба ожидала и храм в Айдахо-Фолз, штат Айдахо). Во время ожидания начала строительства, в проектировании были сделаны изменения, и был добавлен полномасштабный зал собраний для носителей священства, а также большие комнаты для совершения различных обрядов - каждая из них вместительностью 300 человек.

Земля под строительсто храма в Лос-Анджелесе была куплена у киностудии Лос-Анджелеса, и сейчас на этой площади расположен храм, центр для посетителей, магазин, дом миссионеров, жилые помещения и центральное здание кола.

12. Храм в Киеве, Украина

Посвящен Томасом С. Монсоном в 2010 году.

Среди всего того, что есть на Украине, и чем не может похвастаться Россия, это то, что на территории Украины находится единственный во всем бывшем Советском Союзе мормонский храм. Безусловно, в России уже появился первый кол, но и в этом Украина опередила Россию.

Храм в Киеве был объявлен еще в 1997 году, но строительство задержалось на 10 лет. Даже несколько лет после того как был сформирован первый кол на бывшей территории Советского Союза, ходили слухи, что формирование кола в Киеве было поспешным, и руководители ожидали, пока членство в регионе не стабилизируется.

В любом случае, это единственный храм на всю Евразию - от Европы и вплоть до Гонконга. Следующий ближайший храм (не в Европе) расположен в Африке.

11. Храм в Вашингтоне, округ Колумбия

Посвящен Спенсером В. Кимбаллом в 1974 году.

На тот момент, когда этот храм был посвящен в 1974 году, это был единственный храм в Америке с восточной стороны Мормонского Коридора. По ходу того как федеральные агентства привлекали все больше и больше членов Церкви в округ Колумбия, количество членов Церкви возрастало. Этот район продолжает быть эпицентром мормонской активности в восточной части Соединенных Штатов.

Храм в округе Колумбия - самый высокий храм Церкви. Его высота составляет 288 футов. Это также единственный храм за пределами штата Юта, в котором есть 6 комнат для различных таинств, которые расположены вокруг целестиальной комнаты, аналогично проекту храмов в Джордан-Ривер, Прово и Огдене.

И последнее: это семиэтажное здание, где каждый из этаж отличается уникальной символикой. Первые 6 этажей символизируют 6 дней сотворения, а седьмой (содержащий большой зал для собраний) - день отдыха.

10. Храм в Сан-Паулу, Бразилия

Посвящен Спенсером В. Кимбаллом в 1978 году.

Всего 37 лет назад немногие могли себе представить внезапный бум численности членов Церкви в Бразилии. Храм в Сан-Паулу - первый храм во всей Южной Америке, но безусловно, не последний, и так как он символизирует нескончаемый рост численности членов Церкви в Южной Америке, он заслуживает десятое место в нашем списке.

Президент Кимбалл буквально шокировал всех во время региональной конференции в Бразилии, когда объявил не только о том, что в этой стране будет построен храм, но также и поделился идеями дизайнеров и открыл, что именно Сан-Паулу станем домом новому храму.

Бразилия, в общем, стала тем самым поворотным моментом для Церкви в вопросе расы, так как в этой стране очень сложно определить и назвать, кто является представителем африканской расы, а кто нет, благодаря такому необыкновенному сплаву различных рас и национальностей. Строгие правила по поводу посвящения в священство в прошлом были ослаблены с годами, что привело ко Второй Официальной Декларации.

9. Храм в Кардстоне, провинция Альберта, Канада

Посвящен Джозефом Ф. Смитом в 1913 году.

Трудно поспорить с тем, что это один из самых красивых храмов Церкви. Это был храм-пионер в следующем:

  • Первый храм в Канаде
  • Первый храм за границами США
  • Первый храм, спроектированный архитекторами из-за границы (не США)
  • Первый храм без ассамблейного зала

Это также один из трех храмов без шпиля (хотя на короткий промежуток времени сюда также можно было бы отнести храм в Бостоне, штат Массачусетс).

8. Храм в Сан-Диего, штат Калифорния

Посвящен Гордоном Б. Хинкли в 1993 году.

Ну хорошо, открою вам секрет – я женился в этом храме, – так что мое мнение может быть предвзятым, но я постараюсь быть как можно более объективным.

Храм в Сан-Диего, штат Калифорния, не имеет себе равных в том плане, что ни один храм не похож на него своей архитектурой. Конечно, некоторые храмы тоже совершенно уникальны, но они все равно в какой-то степени следуют общим стандартам архитектурных планов. Нет ни одного храма, который хотя бы слегка походил на храм в Сан-Диего.

Интересно, что этот храм в основном был спроектирован римскими католиками, которые никогда не видели мормонский храм до посещения храма в Лас-Вегасе во время дня открытых дверей в 1989 году.

Этот храм мог бы быть в нашем списке выше, но пришлось снять баллы за неудобное расположение выхода, который ипользуется для свадебных церемоний. Только что поженившимся парам приходится проходить через атриум с огромной лестницей (в восточной башне), а затем спускаться по подсобной лестнице, чтобы выйти через невзрачную дверь, открывающую выход к Трассе 5. Очень странная задумка.

7. Храм в Аккре, Гана

Посвящен Гордоном Б. Хинкли в 2004 году.

Храм в Гане это не первый храм в Африке. Слава первого храма достается храму в Йоханнесбурге, Южная Африка, который опередил храм в Аккре на целых 20 лет.

Почему же тогда мы включили этот храм в список вместо храма в Йоханнесбурге? Храм в Йоханнесбурге был построен после 1978 года, когда было получено откровение, касающееся священства. Но большая часть населения Южной Африки и ныне живущих там членов Церкви являются потомками европейских поселенцев. В этом нет ничего страшного, просто Южная Африка в этом смысле не такая «африканская», как Гана (и мы понимаем, что это весьма упрощенный взгляд на непростой вопрос).

Мы дали этому храму 7-ое место, потому что это был первый храм, который служил африканскому населению африканского происхождения. В этом смысле этот храм очень символичен, и большой рост численности членов Церкви в Африке - это всего лишь одно из предзнаменований большого будущего.

6. Храм во Фрайберге, Германия

Посвящен Гордоном Б. Хинкли в 1985 году.

Во время посвящения этот храм был самым маленьким когда-либо построенным храмом Церкви площадью всего 7.840 кв. футов. С тех пор он удвоился в размере, и его только что закрыли на реконструкцию, которая продлится до 2016 года.

А получил он место в нашем списке, потому что это был первый храм, построенный в коммунистическом мире - тогдашней восточной Германии, - при этом побив Западную Германию, где храма еще не было.

Это стало возможным благодаря тому, что Церковь усердно работала с правительством Восточной Германии над тем, чтобы члены Церкви могли ездить в Швейцарию для посещения храма. В итоге, восточные немцы, устав от постоянных заявлений мормонов на визы в Швейцарию, поинтересовались у руководителей Церкви, не хотят ли они построить храм прямо там, в Восточной Германии. Что вы думаете на это ответили в Солт-Лейк-Сити?

Со времени объявления храма до его посвящения прошло всего три года, благодаря поддержке правительства Восточной Германии. Однако, хотя для строительства использовались самые лучшие материалы, насколько это было возможным, храм был построен «по дешевке». Возможно, поэтому его закрыли на такой долгий срок в прошлом месяце.

5. Храм в Берне, Швейцария

Посвящен Дэвидом О. Маккеем в 1955 году.

Швейцарский храм (сродни храму в Гамильтоне, Новая Зеландия) был первым храмом в Европе (едва опережая храм в Лондоне, Англия - хотя можно и поспорить, является ли Великобритания частью «Европы»). Это также был первый храм за границами США и первый храм, построенный в стране, где говорили на другом языке (не английском). Поэтому храм попал в нашем списке на пятое место.

Этот храм также стал первым храмом, где для церемонии облечения использовалась видео-запись. Президент Маккей был очень заинтересован в использовании технологий для распространения Евангелия, и это помогло разрешить проблему, с которой столкнулся этот храм. В Европе, конечно же, были члены Церкви, но их было недостаточно, чтобы проводить церемонии облечения вживую на отдельных языках. Единственным выходом было снять фильм и продублировать его на эти языки. Это помогло уменьшить количество храмовых работников и открыло нескончаемые возможности для церемоний облечения, приведя к фундаментальным переменам в подходе Церкви к объявлению и построению будущих храмов. Именно поэтому храм в Берне, Швейцария, попал в первую пятерку в нашем списке.

4. Храм в Киртланде, штат Огайо

Посвящен Джозефом Смитом в 1836 году.

Важность этого храма нельзя недооценивать. Несмотря на то, что сейчас храм в Киртланде не принадлежит Церкви мормонов и никогда не был местом, где проводилась храмовая работа во всей своей полноте, этот храм занимает очень важную роль в истории Святых последних дней. Можем ли мы поспорить с этим, зная, что именно в этом храме была восстановлена власть запечатывания, сам Спаситель побывал там, а также то, что Святые посвятили много средств и сил на построение дома Господа, заслуживающего Его визита? Нет, думаю не можем.

После финансового краха Киртландского страхового общества Церковь потеряла право на собственность, и храм, за годы своего существования, сменил несколько владельцев, в какой-то момент исполняя значение духовной семинарии для учителей. В конце концов, храм попал во владение Церкви Сообщества Христа (изначально РСПД), когда члены этой церкви и потомки Джозефа Смита предъявили на него право. На сегодняшний день Сообщество Христа обладает правом собственности на этот храм.

Но, к счастью, он открыт для экскурсий!

3. Храм в Наву (1)/Наву, штат Иллинойс (2)

Изначально посвящен Орсоном Хайдом в 1846 году. Впоследствии посвящен Гордоном Б. Хинкли в 2002 году.

Чтобы было проще, мы объединили эти два храма в один, несмотря на то, что у каждого из них совершенно разная история. Достаточно сказать, что если бы недавний храм (2) не был построен, более ранний храм (1) все еще занимал бы его место. Но так как реконструкция этого храма была совершенно неожиданным объявлением, потрясшим современный мормонизм, эти два храма получили более высокое место в нашем рейтинге.

Во время смерти Джозефа Смита первоначальный храм был построен только наполовину. Бригам Янг продолжил работу, и храмовая работа началась еще до посвящения храма.

Когда мормоны были вынуждены переселиться на запад, храм поспешно посвятили в апреле 1846 года. Тех, кто остался, вытеснили из Наву к сентябрю того же года. В 1848 году неизвестные подожгли здание, и от него тогда остались только стены. Позднее ураган снес одну из этих стен. Оставшиеся камни были использованы для построения других зданий в окружностях Наву. А в 1865 году Городской совет Наву проголосовал за снесение оставшегося здания, уничтожив то, что осталось от былого великолепия.

Однако, в Смитсоновском музее еще сохранился подлинник одного из солнечных камней первоначального сооружения.

В период с 1937-1962 гг. Церковь смогла выкупить землю, на которой был построен первый храм, и в 1999 году Гордон Б. Хинкли объявил о его реконструкции. Новый дизайн отличается от предыдущего по своему плану, но все еще является свидетельством воли и выносливости Святых последних дней.

2. Храм в Солт-Лейк-Сити, штат Юта

Посвящен Уилфордом Вудраффом в 1893-ем году.

Как? Этот храм не номер один? Это правда, что об этом храме мормоны думают действительно так. Это правда, что для людей по всему миру именно он символизирует мормонизм. Это правда, что он прекрасен как внутри, так и снаружи. Правда и то, что как и раньше, церемонии облечения в нем проводятся в живую, что очень здорово. Но он не номер один. И сейчас мы объясним почему.

Этот храм, на строительство которого ушло 40 лет, является настоящим символом. Он расположен на Храмовой площади и настолько богат историей, что очень сложно рассказать о ней вкратце.

На построение этого важнейшего храма Святых последних дней потребовались геркулесовские силы. Трудности, через которые прошлось пройти, чтобы построить этот храм, глубоко вплетены в мормонскую культуру, и каждый мормон постарается «совершить паломничество» в этот храм хотя бы раз в жизни.

Это также первый храм, на шпиле которого был установлен ангел Мороний. Сейчас мы считаем это само собой разумеющимся, но в былое время размещение ангела Морония на верхушку храма имело определенные предпосылки. Более того, традиция устанавливать агела Морония стала нормой, начиная с 1970-х годов, а затем Морония установили и на другие храмы, как например на храм в Прово. Сейчас есть только 8 храмов без статуи Морония: в Сейнт-Джордже, штат Юта, Месе, штат Аризона, Логане, штат Юта, Манти, штат Юта, Лайе, Гавайи, Кардстоне, провинция Альберта, Гамильтоне, Новая Зеландия, и Окланде, штат Калифорния.

Так почему же этот храм не номер один в нашем списке? Что ж… пусть это и самый большой храм, это не всегда было так. Самым большим он стал благодаря пристройкам, добавленным с годами. Может быть это из-за моей преданности с детских лет храму в Лос-Анджелесе, но я горжусь тем, что «крепость»мормонов в Южной Калифорнии была масштабной изначально. Безо всяких пристроек.

Также официальное название этого храма - «Солт-Лейк-Сити», а не «Солт-Лейк-Сити, Юта», что делает этот храм единственным храмом без полного указания его местонахождения. Просто замечание, но я не поддерживаю исключительность.

Это без сомнений прекрасный храм. И он стоит на втором месте не потому, что в нем есть какие-то изъяны, а потому, что он просто не может побить номер один. И это…

1. Храм в Манти, штат Юта

Посвящен Лорензо Сноу в 1888 году.

У храма в Манти есть все те же самые плюсы, что и у храма в Солт-Лейк-Сити, но без лишнего ажиотажа, и это то хорошее, что ставит его выше культового монолита Солт-Лейк-Сити.

Во-первых, наружный интерьер здания, расположенного на верхушке горы, очень впечатляет. Хотя фасад храма в Солт-Лейк-Сити определенно готического стиля, храм в Манти является примером сочетания готического возрождения, возрождения французского ренессанса, второго ампира и колониального стиля - но каким-то образом они сочетаются.

Также изначально конструкция содержала подземный туннель. Подземный туннель!

Внутри храма, в его двух больших башнях, расположены самоподдерживающиеся лестницы, которые сами по себе являются архитектурным дивом своего времени.

И, как и его компаньон с проходящими вживую церемониями облечения и кодом 801, храм в Манти также может похвастаться поэтапным расположением комнат для облечения. Однако, если в Солт-Лейк-Сити участвующие в процессии переходят из одной комнаты в другую на одном и том же этаже и только потом поднимаются по лестнице, чтобы попасть в последние 3 комнаты, расположенные этажом выше, дизайн храма в Манти подразумевает переход из одной комнаты в другую с одного уровня на другой, еще лучше передавая символику приближения к небесам в конце сессии. Это мелочь, но особая черта, и так как храмы основаны на символизме, даже такие небольшие доработки очень важны.

В храме Манти также установлены подлинные скамьи эпохи пионеров Церкви, а не стандартные, с откидывающейся спинкой мягкие сидения.

И наконец, в храме Манти сохранились оригинальные художественные изображения со времен его построения. Такие, например, как настенная роспись Зала мира, которая далеко превосходит какие-либо другие росписи более поздних авторов.

Если вы никогда не были в этом храме, обязательно посетите его.

Что ж, это наш список, в который мы включили самые интересные мормонские храмы. Соглашаетесь ли вы с ним? Какие храмы входят в ваш список?