Лики святых в русской православной церкви причисление к лику святых. Лики Святых в Русской Православной церкви

В церкви Святого Варфоломея Армянского (San Bartolomeo degli Armeni – букв. Святого Бартоломео Армян) в Генуе в серебряном позолоченном окладе хранится тысячелетняя реликвия – ее считают единственным прижизненным портретом Спасителя.

Предание гласит, что на Святом Плате отпечатался Лик Христа, но речь идет именно о портрете, написанном темперой – краской приготовленной на основе яйца, которую умели готовить и в Древнем Египте, и гораздо позднее, в Древнем Риме. Портрет написан на льняной материи – последние исследования позволили датировать ее эпохой Римской империи.

Поколения генуэзцев из века в век передавали знаменитое предание о посланце Абгара, царя города Эдессы в Армении, доставившем Лик Христа на свою родину. (Хотя, по «Ашхарацуйцу», Эдесса/Урха находилась за пределами Великой Армении, армянская роль в управлении городом и областью, армянский элемент в составе населения были весьма значительны. В эпоху Крестовых походов многочисленные армянские воины из местного населения плечом к плечу с крестоносцами, в том числе выходцами из Италии, обороняли город и графство Эдесское. Падение Эдессы в 1144 году привело ко Второму Крестовому походу. Все это отразилось в генуэзском предании. – Прим. ред.)

Первым о Святом Лике, хранящемся в Эдессе, написал Евсевий Кесарийский (IV век), впоследствии о нем писали Мовсес Хоренаци (V век), Евагрий и Святой Иоанн из Дайнашено (VI век). Папа Адриан I подтвердил Карлу Великому существование Святого Льна в Армении.

Спасение города при осаде войском персидского шаха Хосрова в 544 году Прокопий Кесарийский приписывает письму Христа, адресованному Абгару, но хронист Евагрий уже в 593 г. связывает это чудо с «сотворенным Богом образом», к которому не прикасались человеческие руки.

Реликвия оставалась в Эдессе до 944 года – после побед византийского полководца армянского происхождения Иоанна Куркуаса император договорился с городским эмиром о ее переносе в Константинополь, передав взамен арабам 12 000 монет серебром и 200 пленных. Нередко называется имя Константина VII Багрянородного. Он действительно номинально был императором с 913 года, с восьмилетнего возраста, однако реально до декабря 944 года (а Лик был торжественно доставлен в столицу в августе того года) империей правил другой монарх, армянин Роман Лакапен. Став командиром гвардии, он сразу же выдал за четырнадцатилетнего Константина свою дочь Елену, стал его опекуном, а в декабре 919 года взошел на престол, не лишая своего зятя формальных прав. В конце 944 года император Роман I был свергнут и сослан в монастырь в результате заговора своих сыновей, и только в следующем году Константин Багрянородный обрел всю полноту власти.

15 августа, на праздник Успения Богоматери, обоим императорам-соправителям, из которых реальной властью обладал именно Роман Лакапен, во Влахернской церкви Богоматери в присутствии всего двора были вручены две реликвии – Святой Лик на плате и Образ на чрепии, его отпечаток. Затем оба императора торжественно объехали на корабле столицу с двумя реликвиями, как «со вторым ковчегом Ветхого Завета», и с триумфом вернулись через Золотые ворота. После богослужения в церкви Св. Софии Лику на императорском троне поклонился весь двор. Лишь после этого его перенесли в дворцовую Фаросскую часовню у маяка, где он обрел свое место «в правой части на восток». Плат с Ликом и Образ на чрепии хранились в двух золотых ларцах, подвешенных в центре часовни на толстых серебряных цепях. Вскоре был установлен ежегодный праздник, отмечаемый 16 августа в честь перенесения реликвий в Константинополь. По свидетельству очевидцев, Лик был украшен «видимым теперь золотым окладом» и имел следующую надпись от царя Абгара: «Христе Боже, кто на Тебя надеется, не будет безуспешен». В 1032 году Эдесса была освобождена византийцами, и переписку между царем Абгаром и Христом также доставили в столицу империи – она была утрачена во время смуты 1195 года.

Святой Лик на плате, как архетип всех последующих образов Христа, занял особое положение среди реликвий земной жизни Иисуса, хранившихся в дворцовой часовне. В самое ближайшее время Константин VII составил первое дошедшее до нашего времени описание реликвии. Возможно, поэтому ее перенос в столицу чаще всего связывался именно с этим императором. Например, считается, что на знаменитой иконе из монастыря Св. Екатерины на Синае царь Абгар, принимающий плат с Ликом, наделен чертами лица Константина VII.

Образ множество раз повторялся на фресках и иконах. В русской православной традиции он назывался Спасом Нерукотворным, его изображали в том числе на боевых знаменах и хоругвях. В то время как большинство икон, как правило, имеют портретную схему полуфигуры, Нерукотворный Образ изображается по сокращенной схеме – отпечаток Лика и волос на фоне, символизирующем плат.

После трех веков пребывания в Константинополе Святой Лик был помещен в драгоценный оклад из золота и серебра с филигранью – десять медальонов оклада иллюстрируют историю Лика до его триумфального прибытия в византийскую столицу. Сцены начинаются слева вверху с поручения больного Абгара привезти портрет, а заканчиваются чудом исцеления, которое сотворила реликвия в Константинополе.

Изображения в медальонах соответствуют преданию о Святом Лике. Посланнику Абгара не удается нарисовать Христа. Христос умывает лицо, чтобы запечатлеть его потом на плате. Получив послание и образ, Абгар исцеляется. Когда Лик водружают на колонну, с другой колонны низвергается языческий идол. Впадение в идолопоклонство правнука Абгара побуждает епископа по велению явившегося ему Христа снять Лик с городских ворот и заложить кирпичом в стене, замуровав его в нише из страха поругания. Когда плат снова открывают спустя множество лет при осаде города персами, обнаруживается, что лампада, зажженная епископом, не погасла, а Лик оставил на кирпиче точный отпечаток или «Образ на чрепии». В предпоследней картине повествования епископ истребляет персов на костре, в который он налил масло, источаемое образом.

К середине XIV века турецкая агрессия вынудила императора Иоанна V Палеолога просить военной помощи у Республики Генуя – отсюда в Константинополь отправился отряд под командованием капитана Леонардо Монтальдо. Не совсем ясно, каким образом был получен Святой Лик – в качестве дара от византийского монарха или компенсации, затребованной за помощь. В 1362 году реликвия была перевезена в Геную. Монтальдо подарил собору Святого Лаврентия другие реликвии, но Лик хранил в тайнике своего замка. Лишь на смертном одре Монтальдо, ставший к тому времени Дожем, раскрыл секрет его существования и подарил церкви Святого Варфоломея Армянского.

В 1507 году Лик был похищен французскими войсками, но генуэзские послы и банкиры при дворе Людовика XII смогли за несколько месяцев договориться о его возврате. Вскоре после этого копия Лика была установлена на верхней части городских ворот как святыня, призванная охранять город и его жителей. Сама реликвия была заключена в прекрасный защитный футляр XVII века из серебра с семью ключами, вверенными наиболее благочестивым людям. В начале следующего, XVIII века футляр был украшен драгоценными камнями. Только раз в году он открывался в присутствии нотариуса и представителей народа, и Лик выставлялся на всеобщее обозрение.

Во время наполеоновских завоеваний Лик был спрятан в частных апартаментах, так как многие церкви в городе подверглись поруганию.

Изучать Святой Лик начали достаточно давно, можно вспомнить, в частности, А. Калканьино (начало XVII века). Первые действительно научные исследования были проведены по пожеланию Кардинала Сирии в 1968 году профессором Колет Дуфо из Университета Генуи при технической поддержке профессора Пико Челлини (Рим) с использованием радиографии и томографии.

Под слоем темперы обнаружилась льняная ткань, закрепленная на основе из кедра, четко просматриваются края ткани. Возможно, это тот самый лен, на котором Христос, согласно преданию, запечатлел Свой Лик. Со временем понадобилось ретуширование, чтобы лучше выявить черты, стершиеся с течением времени.

Исследования позволили отделить изначальные черты лица от последующих реставрационных дополнений. Кроме этого, Пико Челлини удалось установить соответствие между Ликом из Генуи и Туринской Плащаницей.

Изначальная кедровая основа хранит следы прежнего украшения вокруг Лика Христа: это был ряд мелких жемчужин, от которых еще остаются отверстия. Во время исследований был выявлен еще один бесценный элемент – фрагменты древних персидских (эпохи Сасанидов) и арабских (эпохи Фатимидов) тканей. Речь идет о так называемых «Брандомах» – «реликвиях через контакт», в эти ткани, видимо, и был завернут Лик. В XV веке в Генуе была приклеена и другая бесценная ткань – лигурийская с изображением гранатов серебряными нитями.

По сей день реликвия находится в церкви Святого Варфоломея Армянского, основанной в 1308 году двумя монахами-базиликанцами с Черной Горы (знаменитая гора Сев Лер. – Прим. ред. ) в Киликийской Армении. И монахи-базиликанцы (их еще называли варфоломитами), и армянские колонии в Генуе были тесно связаны с культом Святого Варфоломея, до сих пор существуют шесть церквей, посвященных этому апостолу-мученику, одному из двух апостолов, которые благовествовали Веру Христову в Армении.

Сегодня не так просто найти старинную церковь, с двух сторон закрытую зданием дворца конца XIX века. Как ни странно, многие современные генуэзцы даже не предполагают о существовании реликвии, тесно связанной с историей города, реликвии, которая в XV веке была почитаема наравне со Святой Плащаницей. До середины прошлого века генуэзцы притекали сюда на праздник Святого Варфоломея Армянского с верой, что Святой Лик имеет силу защищать город от напастей, подобно тому, как он защищал древнюю Эдессу.

Итак, в 1307 году Мартино Ди Сегаризи и Гульельмо, два армянских монаха-базиликанца (Нас не должны удивлять эти отнюдь не армянские имена. В силу непривычности и трудности произношения армянские имена часто переиначивались за границей на местный лад. – Прим. ред. ) из ордена Святого Василия, спасшиеся при разрушении их монастыря в горах Антитавра, достигли Генуи и обосновались на возвышенности, где сейчас находится район Кастелло. Банкир Оберто Пурпурейро, имевший владения в тех местах, подарил им надел земли для строительства церкви и монастыря, добавив еще 100 лир и, по свидетельству стелы внутри здания, попросил взамен служить мессу за свою душу.

Возведение церкви было невозможно без папского соизволения. Климент V был осведомлен о ситуации в Киликийской Армении – в 1306 году в Рим прибыло посольство нового армянского царя. В своем послании католикосу и царю Левону III (IV) от 2 июля 1306 года папа выражает солидарность армянскому народу в трудную пору его страданий. В 1307 году на Сисском соборе был принят ряд постановлений (впоследствии отмененных) о сближении с доктриной католицизма. В том же году в своей булле от 20 февраля папа уполномочивает Мартина и его товарищей на строительство церкви Сан Бартоломео.

Первоначальный стиль был типично армянским – с центральным куполом и двумя боковыми капеллами в передней части здания. В 1595 году храм был удлинен пристройкой к абсидной части широкого нефа.

Здание было заново отреставрировано в 1775 году. От первоначальной структуры сейчас осталась абсидная часть с куполом, в котором в позднейшее время был открыт фонарь (речь об архитектурном термине, который обозначает возвышающуюся часть покрытия с проемами для освещения. – Прим. ред. ) и левая капелла в передней части. Правая, посвященная Святому Панталео, была разрушена в 1883 году при постройке дворца, который сейчас закрывает церковь с фасада и правой стороны.

В левой части нефа находится капелла Святого Лика, возведенная в конце XVI века, с возвышающейся лоджией, где в свое время выставлялась Святая Реликвия для показа верующим. За лоджией находится часовня из мрамора, где хранится Святой Лик.

Богатое декоративное убранство церкви большей части связано со Святой Реликвией. Можно упомянуть фрески Паджи (XVI век) «Иисус дарует Анании отпечаток своего Лика» у входа, «Истории Святого Лика» Орацио Де Феррари, Паджи и Джулио Бендзо на контрфасаде и правой боковой стене, «Мученичество Святого Варфоломея» Ладзаро Тавароне (1596 г.). Среди картин выделяются «Благовещение» Паджи, «Чудо слепого из Джерико» Орацио Де Феррари и портрет «Блаженного Алессандро Саули» Джакомо Бони (1745 г.). На главном алтаре представлен великолепный триптих Турино Вани «Мадонна со святыми» и «Истории Святого Варфоломея» (1415 г.), на стенах пресвитерия – работы Луки Камбассо «Воскресение» (1559 г.) и «Вознесение» (1561 г.), а также «Ангелы» Доменико Пиола. Полотно А. Кассони представляет дарение реликвии Дожем Монтальдо, четыре полотна Грегорио де Феррари – ангелов с гимнами во славу Святого Лика, написанными на бумажных лентах.

Учитывая тесные коммерческие связи между Генуей и Киликией, не стоит удивляться тому, что одним из пунктов назначения, выбранным монахами, бежавшими от нападений мамелюков, стал именно лигурийский порт. Мартино Ди Сегаризи и Гульельмо не были в этом отношении первопроходцами.

В свете последних исследований, касающихся присутствия цистерцианцев в Генуе и на Лигурии, выясняется, что патриарх Антиохии Опиццо Фиески, который с 1288 года по 1292 год был апостольским представителем Генуэзской Архиепископии, способствовал переносу в Геную цистерцианского монастыря Санта Мария Дель Джубино из окрестностей Антиохии на Черной Горе (Сев Лер). Ранее, в 1214-м или в 1215-м, этот монастырь отошел к Цистерцианскому Ордену при содействии патриарха Антиохии Петра II, первого аббата цистерцианского аббатства Санта Мария Ди Ривальта Скривия. Возможно, присутствие цистерцианцев из Ривальта Скривия благоприятствовало тому, что армяне обосновались в Понтекуроне, на бывшей римской Постумской дороге, посредине между Тортоной и Вогерой. Монахи, бежавшие от нашествия султана Бейбарса, нашли себе первое убежище в Никосии на Кипре, откуда окончательно перебрались на северо-восточную окраину г. Генуи.

О создании госпиталя Понтекуроне нам известно только благодаря эрудиту XIX века Джакомо Карневале, который упоминает Эусторджио Курионе – «очень ученого мужа из района Понтекуроне», В своем завещании, составленном нотариусом Весконтиусом 8 ноября 1210 года тот написал: «...достопочтенным священникам Святого Петра из Ордена Святого Василия в обязательном порядке построить приют в том же районе для больных и для путников и каждый год назначать двух верующих для обслуживания и управления этим учреждением». Выбор Эусторджио Курионе передать свои средства армянским монахам мог быть каким-то образом связан с назначением патриархатом Антиохии аббата Петра из Ривальта Скривия и его добрыми отношениями с монахами с Черной Горы. Возможно, сыграло роль предоставление в марте 1201 года царем Киликийской Армении Левоном I торговых привилегий Коммуне Генуи.

Однако первый известный документ, косвенно касающийся монастыря Санта Мария Дель Джубино в Генуе, восходит только к 6 мая 1308 года, когда архиепископ Поркетто Спинола заложил первый камень церкви Святого Варфоломея Армянского в землю, подаренную 13 марта предыдущего года двум монахам-базиликанцам с Черной Горы. Можно проследить связи между двумя близлежащими приходами – Санта Мария Дель Джубино, уже расположенным в Генуе, и новым – Святого Варфоломея Армянского.

Интерес, проявленный со стороны некоторых семейных союзов района Дертонензе (господа из Баньяры и Понтекуроне), их родственные отношения с Фиески, Конти Ди Лаванья, а также дипломатические отношения между патриархом Антиохии Опиццо Фиески (1247-1292) и Армянским царством Киликии могли благоприятствовать переезду в Геную монахов из Санта Мария ди Джубино и Сан Бартоломео (Святого Варфоломея). Связи между дарителем земли, на которой и был воздвигнут этот последний монастырь, банкиром из Генуи Оберто Пурпурейро, одним из основных представителей господ Баньяра – Джованни, архидьяконом из Генуи, а также родственные связи кардинала Луки Фиески с царским домом Армении (сестра короля Хетума II была женой Михаила Х Палеолога, брат которого был супругом племянницы кардинала) могут облегчить нам понимание того, на какую территориальную, политическую и дипломатическую сеть могла опираться и рассчитывать армянская диаспора в период с 1210 по 1307 год.

По свидетельству «Католической Энциклопедии», вслед за Генуей армянские монахи продолжали прибывать из Киликии в Парму, Сиену, Флоренцию, Болонью, Милан, объединенные под именем Варфоломитов. Они соблюдали монастырский устав Св. Василия (базиликанский) и служили армянскую литургию. Однако очень скоро ситуация изменилась – они уже служили католическую мессу, соблюдали устав Св. Августина и обычаи Доминиканского ордена, что было зафиксировано в 1356 году указом папы Иннокентия VI. Тем же указом он утвердил объединение ранее самостоятельных армянских монастырей Италии в одну конгрегацию. Бонифаций IX (1389–1404) предоставил конгрегации Варфоломитов те же привилегии, что и доминиканцам, но запретил присоединяться к любому другому ордену, кроме картузианского. Сикст IV (1471–1484) постановил, что руководители ордена, ранее избираемые на пожизненный срок, будут избираться только на трехлетний. После двухвекового процветания армянская конгрегация начала приходить в упадок – число монахов сокращалось, многие монастыри пришлось закрыть. Папа Иннокентий X (1644 –1655) потребовал от оставшихся Варфоломитов либо перейти в состав другого ордена, либо снять с себя монашеский сан. В 1650 году он распустил конгрегацию, передав ее имущество для иных нужд. Церковь Св. Варфоломея в Генуе была доверена отцам-барнабитам.

Отсутствие общекатолического культа хранящегося в Генуе Лика можно объяснить тем, что он остался архетипом изображения Христа на Востоке Христианского мира, тогда как на Западе архетипичный статус приобрел другой плат. По легенде, его подала Христу на Крестном пути благочестивая женщина Вероника, сняв плат со своей головы. Спаситель отер им кровавый пот со Своего Лица, запечатлев Свои черты в терновом венце. Считается, что святыня находится в соборе Св. Петра в Ватикане, хотя по некоторым версиям оригинал был утрачен при разграблении Рима в 1527 году. Известные копии «Вероники» (в Испании – в Аликанте и Жаене, в Австрии – во дворце Хофбург в Вене) имеют отчетливое сходство со Святым Ликом из Генуи, но это обстоятельство еще не изучено достаточно детально.

Один из любимых упреков протестантов в адрес традиционных ветвей христианства – православия и католицизма – э то т.н. «идолопоклонство». Причем к разряду такового причисляется не только молитва перед иконами, но и почитание святых. Абсурдность такого подхода ясна любому, кто знаком с христианской верой не понаслышке: святые для христиан – не боги, которым поклоняются, а люди, которых просят помолиться за нас, грешных. Просят об этом именно их потому, что эти люди приблизили себя к Богу, совершив подвиги во имя Его. Подвиги, за которые людей причисляют к лику святых, так же многообразны, как человеческая жизнь.

Особое место среди святых занимает Богоматерь – человеческая женщина, принявшая в своем чреве Всемогущего и Вечного Бога, сотворившего Вселенную… поистине страшно представить себе такое сопоставление, дело усугублялось тем, что ей заранее было известно, какая Судьба ждет ее Сына. Этот подвиг поистине уникален, повторить его невозможно в принципе, так что св. Дева Мария – единственная в своем роде. По этой причине ее именем никогда не нарекают при крещении (так же, как именем Иисуса Христа) – женщинам, носящим это имя, покровительствуют другие святые Марии, благо, таковых немало.

Хронологически первыми святыми стали апостолы, главной заслугой которых была проповедь Евангелия. Тех людей, которые не принадлежали к числу апостолов (непосредственных учеников Спасителя), но так же, как они, распространяли христианское вероучение, называют равноапостальными – таковыми являются, например, св. Владимир, крестивший Русь, или св. Нина – просветительница Грузии.

Христианская вера поначалу была встречена «в штыки», и такая ситуация потребовала от многих христиан подлинного героизма: сохранять верность Истинному Богу приходилось под пытками, под угрозой смертной казни. Многие из тех, кто погиб при этом, канонизированы как мученики. Тех, чьи страдания были особенно ужасны, называют великомучениками, носивших сан священника – священномучениками, а монахов – преподобномучениками.

Казалось, что эпоха мученика осталась позади с наступлением Средневековья, но увы – гонения на христианскую веру воскресли в позднейшие времена. После падения Византии, когда Балканы оказались под властью Османской империи, многие греки и представители других православных народов, населявших эту территорию, пострадали за веру – их называют греческими новомучениками. Были новомученики и в нашей стране – те, кто погиб за веру в годы сталинских репрессий.

Некоторым пострадавшим за веру людям повезло остаться в живых, таких святых называют исповедниками.

Близко к мученикам стоят страстотерпцы – это тоже праведные люди, принявшие мученическую смерть, но убиты они были не за веру, а по каким-то другим мотивам (например, по политическим). Подвиг же их заключается в смиренном принятии своей участи, в отсутствии ненависти к врагам. К числу таковых принадлежат, например, первые русские святые – Борис и Глеб, в таком же качестве канонизировали семью последнего русского императора.

К счастью, не всегда подвижничество во имя Бога предполагало физическое страдание и смерть. Это может быть отказ от земных благ, удаление от грешного мира со всеми его соблазнами – такой подвиг совершают монахи. Святых, прославившихся в таком качестве, называют преподобными. Праведностью и активной пастырской деятельностью прославились и многие архиереи (епископы) – они канонизированы как святители (например, св. Николай Угодник или св.Лука (Войно-Ясенецкий), чьи мощи находятся в Крыму).

Впрочем, чтобы стать святым, вовсе не обязательно удаляться от мира – можно жить, как обычный человек, иметь семью, тем не менее, оставаться праведником. Людей, канонизированных за праведную жизнь в миру, так и называют – праведные. К этой же категории относятся Праотцы и Парматери – Ветхозаветные патриархи. И если уж мы заговорили о ветхозаветных святых, нельзя не упомянуть еще одну категорию – пророков. Церковь чтит восемнадцать ветхозаветных пророков, но есть и один новозаветный – Иоанн Креститель.

Христианскую веру обычно противопоставляют мирским достижениям, тем более – мирской власти. Между тем, история наглядно показывает, что быть оставаться человеком и даже быть святым можно даже на престоле. Более того – при этом многое можно сделать для укрепления веры и для церкви, не говоря уже о защите христианских народов от внешних врагов. Святых, канонизированных за такие заслуги называют благоверными: Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской.

Одной из главных добродетелей в христианстве считается бескорыстие – и люди, особо прославившиеся этим качеством, канонизированы как бессеребренники. Пример таких святых – Косьма и Дамиан, целители, которые никогда не брали со своих пациентов денег за лечение.

С отказом от мирских благ связана и другая категория святых – юродивые. Но эти люди помимо аскезы еще и надевали личину безумия – в сущности, этот образ в различных его трансформациях всегда был любим писателями, а потом и кинематографистами: «безумный мир», в котором нормальный, нравственный человек выглядит сумасшедшим. Юродство высвечивало абсурдность грешного мира – и в определенной степени соотносилось с деятельностью самого Спасителя, ведь Его проповедь тоже казалась безумной многим современникам. Самый известный из русских юродивых – это, конечно, Василий Блаженный, который не боялся говорить правду самому Ивану Грозному – и царь его слушал. Как синоним слова «юродивый» употребляется наименование «блаженный», но оно имеет и другое значение – так называют двух выдающихся богословов, св. Августина и св. Иеронима Стридонского, чьи заслуги ничего общего с юродством не имеют.

Некоторых святых называют чудотворцами, но это не какая-то особая категория святых – среди них есть и преподобные (св. Ефросин Псковский), и святители (св.Николай Угодник). Эти люди особенно прославились даром чудотворения, в том числе и после смерти – в ответ на молитвы.

Говоря о святых, нельзя не упомянуть об одном распространенном заблуждении. Некоторые люди считают, что святые, канонизированные Церковью, были абсолютно безгрешными людьми. Это не так: безгрешен только Бог, святые же были прежде всего людьми со своими достоинствами и недостатками, так что не всякому поступку того или иного святого можно подражать: рассказывают, например, что св. Николай Угодник во время богословского диспута однажды ударил своего собеседника – еретика Ария. Скорее всего, это из области легенд, но даже если это действительно было – это не означает, что данный поступок надо воспринимать как руководство к действию. Николай II и его супруга Александра Федоровна, ныне тоже чтимые как святые, принимали участие в спиритических сеансах, а император еще и курил – тоже явно не то, чему следует подражать… Святых мы называем святыми не за полное отсутствие грехов, а за адекватное отношение к ним (не случайно в текстах молитв, составленных святыми, так часто повторяются слова «я блудный», «я окаянный», «я грешный»), за стремление очиститься от грехов и посвятить свою жизнь Богу. В этом смысле святые являются «путеводными звездами» для христиан.

Согласно христианскому вероучению, «един Бог без греха», все люди, даже самые большие праведники, совершают грехи. Тем не менее, церковь выделяет людей, которые молитвой, добрыми делами удостоились перед Богом особой чести, стяжали святость.

Канонизация святых – возведение в чин святых. Условия канонизации – должен сложиться культ почитания святого, чудеса от мощей, предметов, нетленность мощей, мироточение освященных икон в церкви, доказательства святости жизни.

    Пресвятость («святее всех святых») – только одна Богородица, Дева Мария.

    Апостолы – это особый чин святости. К апостолам примыкают равноапостольные – они, подобно апостолам, принесли христианство целым народам (РПЦ почитает как Равноапостольных княгиню Ольгу и князя Владимира).

    Пророки – ветхозаветные пророки Моисей, Илья Пророк и т.д.

    Праведные – канонизированные миряне (Авраам, праведная Иулиания и т.д.).

    Преподобные – канонизированные монахи (Преподобный Сергий Радонежский, Преподобный Серафим Саровский).

    Святители – канонизированные высшие церковные иерархи (патриархи, митрополиты) – митрополит Петр (ХIVв.), патриарх Тихон (ум. в 1925 г.).

    Мученики – умершие за веру, самый массовый чин святости (Великомученица Татьяна, Вера, Надежда, Любовь и их мать Софья –IIв., сейчас канонизированы новомученики ленинско-сталинского времени)

    Благоверные – канонизированные правители (цари, князья) – Борис и Глеб, Александр Невский, Дмитрий Донской.

    Страстотерпцы – «претерпевшие страсти», умершие глубоко по-христиански, но не за веру – как царственные страстотерпцы, канонизированы НиколайIIи царская семья.

    Блаженные – канонизированные юродивые, на Руси их было особенно много, это своеобразный вклад русского православия во Вселенское православие («юродь» - божья болезнь, юродивые во Христе ходили голыми, делали вид, что они страшные грешники, но на самом деле не грешили даже в женских банях). Василий Блаженный. На Руси было немало обманщиков, которые только играли роль юродивых, но на самом деле юродивыми во Христе не были – они, естественно, не канонизировались (пример: Гришка Распутин)

До 1054 г. церковь была единой и православной и на Западе и на Востоке (папы Римские иногда даже спасали православие, т.к. на Востоке, в Византии часто развивались ереси).

1054 г. – Великая схизма (раскол) церквей – восточная часть осталась православной, западная сталакатолической .

ХVIв. –Реформация - раскол в западной церкви на католиков ипротестантов . Т.о, сложились три христианские конфессии: православие, католицизм, протестантизм.

Основные отличия католицизма от православия

    Отличия в таинствах :

Крещение – у православных полное погружение крещаемого (так же, как крестили первые христиане), у католиков – окропление.

Причастие – у православных – как в первые века существования христианства - полное причастие для всех (и священникам, и мирянам дают и хлеб и вино), у католиков – мирянам только хлеб, с 1965 г. католики-миряне могут требовать для себя полного причастия; освященный хлеб тоже разный – у православных квасный хлеб, у католиков - опресноки

Миропомазание – у православных сразу после крещения, у католиков – миропомазание только при совершении церковного совершеннолетия (не раньше 12-14 лет)

    покаяние – у православных видят исповедующегося, у католиков – в кабинках.

2. В управлении церквами – у католиков единоличный глава всей католической церкви во всем мире (папа Римский), у православных принцип автокефалии – самоуправления поместных церквей (греческой, болгарской, русской и т.д.).

3. Главный праздник – у православных Пасха, у католиков Пасху затмило Рождество.

4. Дни поста – у православных традиция раннего христианства – среда и пятница, у католиков – суббота. Один из Вселенских Соборов отметил это нарушение апостольского обычая в западной церкви.

5. Литургия (служба с причастием) у католиков – только на латыни, у православных – на национальных языках (с 1965 г. католики разрешили службу на национальных языках, но латинский язык остается главным). «Вульгата» - латинский перевод Библии - признана боговдухновенной.

6. Целибат (безбрачие) – в православии только для монахов, у католиков – и для священников (в православии попы брачные).

7. В обрядах и символах – православные крестятся тремя пальцами справа налево, католики – пятью пальцами слева направо, основной крест - у католиков четырехконечный, у православных - восьмиконечный.

8. Католики ввели новые догматы , которых нет в православии:

О непогрешимости папы Римского (в православии непогрешим только Вселенский Собор).

О чистилище (в православии только рай и ад).

О непорочном зачатии Девы Марии (согласно православной доктрине, она была зачата обычным образом и была подвержена первородному греху).

О сверхдолжных заслугах святых (отсюда вековая практика индульгенций)

О филиокве (вставка «и от Сына» в Символ веры – о том, что Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, как считают православные, но и от Бога-Сына). Отсюда – особая техника католической молитвы – вживание в роль распятого Христа. Искусственность в богослужении – орган, скульптуры в костелах. В православии – «умная» (сердечная) молитва, вживание в роль Христа соседствует с гордостью, нет органа и скульптур, есть только иконы и духовное хоровое пение.

Все эти отличия существуют при очень большом сходстве двух конфессий . Очень важно, что католики и православные взаимопризнают благодатность священников, каноничность их рукоположений, реальность таинств друг друга (если католический священник переходит в православие или наоборот – его не рукополагают заново, а сразу ставят священником – считается, что он уже рукоположен).

География христианских конфессий :

Православные страны – Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Молдавия, Греция, Болгария, Румыния, Сербия (Армения близка к православию, но есть и определенные отличия).

Католические страны – Италия, Франция, Испания, Португалия, Австрия, Польша, Чехия, Филиппины, вся Латинская Америка, Литва.

Протестантские страны – Англия, США, Швейцария, Швеция, Норвегия, Финляндия, Германия, Канада, Австралия, Эстония.

Больше всего в мире католиков, меньше всего– православных (так сложилось исторически)

Для человека, недавно пришедшего в церковь или просто с интересом смотрящего на нее издалека, есть много непонятных явлений и понятий. Как пример, большое количество почитаемых святых — и почему-то один является преподобным, а другой — просто святителем, один — страстотерпец, а другой — мученик. Различить их поможет наш сводный список ликов святости, существующих в Православии.

Почитание святых утверждается в христианстве с древнейших времен. Первоначальный культ распространяется на апостолов и мучеников, а также на ветхозаветных святых праотцев и пророков. В древнейший же период складывается и почитание предстоятелей местных церквей, как святителей, сначала в пределах местных же церквей, а затем и в качестве общецерковного культа. Историческое развитие приводит и к появлению других категорий святых, почитание которых органически входит в общий культ (Фрагменты из книги "Святость. Краткий словарь агиографических терминов. Живов В.М.", далее фрагменты из его книги выделены курсивом).

Апостолы (греч. ἀ πόστολος — посол, посланник) — это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь; а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Их было сначала двенадцать, потом Христос избрал еще семьдесят.

Двое из апостолов, Петр и Павел, называются первоверховными , так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры. Четыре Апостола: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов, написавшие Евангелие, называются Евангелистами .

Праотцы (греч. προπάτωρ) — разряд ветхозаветных святых, почитаемых христианской Церковью как исполнители воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи. К праотцам относятся также праведные Богоотцы Иоаким и Анна, родители Богородицы, и праведный Иосиф, обручник Богородицы.

Пророки (греч. προφήτης) — разряд ветхозаветных святых, почитаемых христианской Церковью как провозвестники воли Божией, предрекавшие приход Христа. В Священном Писании пророками именуются ветхозаветные патриархи Енох, Ной, Авраам, Иаков, Моисей. Иоанн Креститель выступает как последний из пророков.

Равноапо́стольный (греч. Ισαπόστολος) — святой, особо прославившийся благовествованием Евангелия и обращением народов в христианскую веру. Это наименование Церковь прилагает к святой Марии Магдалине как соработнице апостолов, святому императору Константину и матери его Елене, просветителям славян Кириллу и Мефодию, святому князю Владимиру и великой княгине святой Ольге, крестившим Русскую землю.

Почитание святых в современном виде началось с почитания мучеников, засвидетельствовавших своей кровью истину христианства; с прекращением гонений стали признавать святыми также и тех, кто, не удостоясь мученического венца, прославился своими трудами и благочестием (прежде всего пустынников и монахов).

Ныне лик святых — это все праведные, преподобные, мученики, исповедники, благоверные князья, Христа ради юродивые, святители, пророки и апостолы, евангелисты.

Святи́тель — святой, стяжавший святость на пути архиерейского служения праведным пастырством и беспорочной жизнью, праведной кончиной осуществивший Промысл Божий о Церкви в ее движении к Царству Небесному. В число особо почитаемых святителей входят Василий Великий (379 г.), Григорий Богослов (389 г.), Григорий Нисский (ок. 394), Иоанн Златоуст (407 г.) и Николай Чудотворец (ок. 345). Первым русским святителем является св. Леонтий, третий епископ Ростовский (ок. 1077 г.).

Учение о множественности даров Святого Духа (т.е. о многообразии форм святости) было сформулировано еще в самом начале христианской истории. Апостол Павел писал: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как ему угодно» (1 Кор. 12. 8-11)».

Му́ченик (греч. μάρτυς — свидетель) — человек, принявший мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа, засвидетельствовав свою веру кровью. Первым мучеником в высшем значении был Сам Иисус Христос, согласием на принесение Себя в жертву за грехи человеческие давший наивысшее свидетельство верности спасительной миссии, вверенной Ему Отцом. Первым христианским мучеником (первомучеником) стал архидиакон и апостол от 70-ти Стефан (ок. 33-36 гг.).

Великому́ченик (греч. μεγαλόμαρτυρ) — мученик, претерпевший особенно жестокие и продолжительные мучения и проявивший при этом чрезвычайную твердость в вере. Выделение великомучеников из всего множества почитаемых Церковью мучеников подчеркивает значимость этого рода подвига.

Современный календарь Русской Православной Церкви включает такие имена вмчч., как: Георгий Победоносец (303 г.), Пантелеимон Целитель (305 г.), Димитрий Солунский (ок. 306 г.) и великомученица Анастасия Узорешительница (ок. 304 г.).

Священному́ченик (греч. άγιομάρτυς) — святые мученики, принадлежавшие к священному чину (диаконскому, иерейскому или епископскому). Священномученики составляют особый лик святых. Хотя на Литургии они воспоминаются вместе с другими мучениками, существуют службы священномученику и священномученикам.

К известным священномученикам относятся Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский (107 г.); из русских святых — Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (1612 г.), Кукша Печерский (+ после 1114 г.). В нашем регионе можно выделить, в частности, сщмч. Димитрия Апанского (Неровецкого) (1919 г.).

Преподобному́ченик (греч. όσιομάρτυς) — мученик, принадлежащий к числу монашествующих. Пмчч. составляют особый лик святых, поскольку существуют соответствующие службы им. Среди русских святых в их число входит Григорий, пмч. Печерский, в Ближних Антониевых пещерах почивающий (1093 г.).

Страстоте́рпцы — наименование христианских мучеников, принявших мученическую кончину не за имя Христово, а в силу злобы и коварства людей. Главное в подвиге страстотерпцев — беззлобие и непротивление врагам. Страстотерпцами являются святые благоверные князья Борис и Глеб (1015 г.), последний император Российский Николай II и члены его семьи (1918 г.).

Испове́дники (греч. ὁ μολογητής) — особый лик святых в Православии, прославляемых Церковью за открытое изъявление своей веры во время гонений; к исповедникам причислялись те христиане, которые, претерпев мучения, остались, в отличие от мучеников, в живых. В Древней Руси особо был известен и почитался Максим Исповедник (662); в Соборе новомучеников и исповедников Российских прославлен в лике исповедников святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

С утверждением христианства как государственной религии закономерно появляются новые формы святости. В этом контексте возникает почитание благоверных царей и цариц, а с развитием монашества — почитание преподобных. Согласно христианским представлениям, процесс обнаружения новых форм святости неисчерпаем и продолжается по сей день.

Бессребреник (греч. άνάργυρος) — святой, особо прославившийся своим бескорыстием, отказом от богатства ради своей веры. Наименование сие усваивается в православной традиции прежде всего свв. Косьме и Дамиану, родным братьям, пострадавшим как мученики во второй половине III в.

Благове́рный (греч. εὐ σεβής) — правитель (князь, царь), прославившийся своим благочестием, милостью и заботой об укреплении христианской веры и причисленный Церковью к лику святых. Например, к благоверным относится святой князь Александр Невский (1263 г.).

Блаженный (греч. μαχάριος) — в XIX в. данный эпитет стали прилагать в России к святым, почитаемым в других христианских исповеданиях, в тех случаях, когда почитание их установилось до разделения церквей и тем самым признается Православной Церковью. В лике прославлен блаженный Августин (430 гг.). В Древней Руси наименование «блаженный» прилагалось к святым юродивым, как в случае Василия Блаженного.

Преподобный — человек, стяжавший святость на пути монашеского подвижничества. Особое почитание получают в России устроители монашеской жизни, основатели лавр и монастырей — такие как Антоний (1073 г.) и Феодосий (1074 г.) Печерские, Сергий Радонежский (1392 г.), Серафим Саровский (1833 г.).

Первыми преподобными в христианской церкви, прославленными именно за монашеский подвиг, стали Антоний Великий († 356 г.) и Ефрем Сирин († ок. 373-379 гг.).

Праведный — человек, достигший святости в миру, в обычных условиях семейной и общественной жизни. Таковы в Ветхом Завете — Ной, Иоа; в Новом Завете — Иосиф Обручник, Иоаким и Анна; из русских святых — Иоанн Кронштадтский (1909 г.).

Столпники (греч. στυλίτης) — святые преподобные, избравшие для себя особый подвиг — стояние на столпе и сосредоточение на постоянной молитве. Основателем столпничества считается преп. Симеон (ок. 459 г.). Из русских подвижников столпниками были прпп. Никита Переяславский (1186 г.) и Савва Вишерский (1461 г.).

Чудотворец (греч. θαυματουργός) — эпитет ряда святых, особо прославившихся даром чудотворения, заступников, к которым прибегают в надежде на чудотворное исцеление. Чудотворцы не являются особым разрядом святых, поскольку в принципе все святые обладают даром чудотворения, а засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации. Среди почитаемых Русской Церковью чудотворцев можно отметить святителя Мир Ликийских Николая (ок. 345) и преподобного Антония Римлянина (1147 г.).

Юродивый (слав. безумный) — подвижник, изображающий безумного ради отвержения «мудрости мира сего», которое «есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3:19). Такой род аскезы является радикальным средством уничтожения в себе гордыни. Наиболее известными юродивыми были Прокопий Устюжский (1303 г.) и Василий Блаженный Московский (1557 г.).

Источники:

1. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. Живов В.М.
2. Епископ Егорьевский Марк. Церковный протокол. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007.


09 января 1920 года в Воронеже в день массового расстрела священнослужителей был убит архиепископ Тихон Воронежский. Стоит уточнить, что гонения на РПЦ начались ещё до прихода к власти большевиков. Либералы из Временного правительства предвосхитили большевиков в их отношении к религии и Церкви, показав себя врагами Русского православия. Если в 1914 году в Российской империи насчитывалось 54174 православных храма и 1025 монастырей, то в 1987 году в СССР осталось только 6893 храма и 15 монастырей. Только в 1917-20 годы было расстреляно более 4,5 тысяч священников. Сегодня рассказ о священнослужителях, отдавших жизнь за веру.

Протоиерей Иоанн Кочуров


Иоанн Кочуров (в миру Иван Александрович Кочуров) родился 13 июля 1871 года в Рязанской губернии в многодетной семье сельского священника. Он закончил Данковское духовное училище, Рязанскую духовную семинарию, Санкт-Петербургскую духовную академию, после окончания которой, в августе 1895 года, был рукоположен в сан священника и направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Аляскинскую епархию. Это было его давним желанием. В США он служил до 1907 года, являясь настоятелем церкви Св. Владимира в Чикаго.

Вернувшись в Россию Иоанн Кочуров стал сверхштатным священником Преображенского собора в Нарве, священником церкви Казанской иконы Божией Матери в Силламяэ и одновременно с этим являлся законоучителем нарвских женской и мужской гимназий. С ноября 1916 года протоирей Иоанн Кочуров - второй священник в Екатерининском соборе Царского Села.


В конце сентября 1917 году Царское Село превратилось в центр противостояния казачьих войск, поддерживающих свергнутого главу Временного правительства А.Керенского, и Красной гвардии большевиков. 30 октября 1917 года о. Иоанн участвовал в крестном ходе с особыми молитвами о прекращении междоусобной брани и призвал народ к спокойствию. Происходило это во время артобстрела Царского Села. На следующий день в Царское Село вступили большевики, и начались аресты священников. Отец Иоанн пытался протестовать, но его избили, отвели на царскосельский аэродром и расстреляли на глазах его сына-гимназиста. Прихожане похоронили отца Иоанна в усыпальнице под Екатерининским собором, который был взорван в 1939 году.


Стоит сказать, что убийство протоиерея Иоанна Кочурова стало одним из первых в скорбном списке уничтоженных деятелей церкви. После этого аресты и убийства следовали практически безостановочно.

Архиепископ Тихон IV Воронежский


Архиепископ Тихон IV Воронежский (в миру Никаноров Василий Варсонофиевич) родился 30 января 1855 года в Новгородской губернии в семье псаломщика. Он получил прекрасное духовное образование, закончив Кирилловское духовное училище, Новгородскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию. В возрасте 29 лет он принял монашество в Кирилло-Белозерском монастыре с именем Тихона, и был рукоположен в иеромонаха. Ещё через 4 года ему пожаловали игуменство. В декабре 1890 года Тихон был возведён в сан архимандрита и стал настоятелем Новгородского Антониева монастыря, а в мае 1913 года он был награждён саном архиепископа и переведён в Воронеж. Современники говорили о нём, как о «добром человеке, который проповеди говорил просто и доступно».

Преосвященному Тихону пришлось в последний раз в истории города Воронежа встречать с императрицей Александрой Федоровной и дочерьми Ольгой и Татьяной. Монаршие особы тогда побывали в Митрофановском Благовещенском монастыре, поклонились мощам святителя Митрофана и объехали госпитали для раненых воинов.


С начала Первой мировой войны архиепископ Тихон вёл активную общественную и церковно-благотворительную деятельность. Он совершал частные и общественные богослужения при проводах призывников, проводил панихиды по убиенным на поле брани. Во всех воронежских церквях были открыты попечительские советы, оказывающие моральную и материальную помощь нуждающимся, собирались и отсылались подарки в армию. В октябре 1914 году архиепископ Тихон благословил открытие лазарета-госпиталя для раненых на 100 кроватей в Митрофановском монастыре, а также открытие Воронежского епархиального комитета по устройству беженцев.


Архиепископ Тихон стал одним из первых священнослужителей, которым пришлось столкнуться с негативным отношением к Церкви новой власти. В первый раз его арестовали и, в сопровождении солдат, отправили в Петроград уже 8 июня 1917 года. 9 января 1920 года, в день массового расстрела в Воронеже священнослужителей, архиепископ Тихон был повешен на Царских вратах Благовещенского собора. Погребён высокочтимый мученик был в склепе Благовещенского собора. В 1956 году, когда Митрофановский монастырь и склеп были разрушены, Останки Тихона перезахоронили на Коминтерновском кладбище Воронежа, а в 1993 году его останки перенесли в некрополь Алексеевского Акатова монастыря. В августе 2000 года архиепископ Тихон РПЦ прославлен как священномученик.


Митрополит Киевский и Галицкий Владимир Богоявленский (в миру Василий Никифорович Богоявленский) родился в 1 января 1848 года в Тамбовской губернии в семье сельского священника. Духовное образование он получал сначала в духовном училище и семинарии в Тамбове, а затем в Киевской духовной академии. После окончания академии Владимир возвратился в Тамбов, где сначала преподавал в семинарии, а женившись, принял сан и стал приходским священником. Но его семейное счастье было недолгим. Через несколько лет умерли единственный ребёнок отца Василия и его жена. Пережив такое огромное горе, молодой священник принимает монашество с именем Владимира в одном из Тамбовских монастырей.

Священномученика Владимира ещё при жизни называли «всероссийским митрополитом», поскольку он был единственным из иерархов, кто последовательно занимал все главные митрополичьи кафедры РПЦ - Московскую, Петербургскую и Киевскую.

В январе 1918 году Всеукраинском Церковном соборе был поставлен вопрос об автокефалии Православной церкви на Украине. Митрополит Владимир отстаивал единство Русской церкви. Но лидер партии раскольников архиепископ Алексий, который самочинно поселился в Лавре по соседству с митрополитом Владимиром, всячески настраивал монахов Лавры против священноархимандрита.

Днём 25 января 1918 года красногвардейцы ворвались в покои митрополита и провели обыск. Монахи начали жаловаться, что они хотят завести в монастыре порядки, как у красных – с советами и комитетами, но митрополит не позволяет. Уже вечером к митрополиту в Киево-Печерскую Лавру пришли 5 вооружённых солдат. Владимира вывели из Лавры через Всехсвятские ворота и зверски убили между валов Старой Печерской крепости, неподалеку от Никольской улицы.


Впрочем, есть мнение, что в этом злодеяние большевики никакого участия не принимали, а убили митрополита бандиты, приглашённые некими монахами Киево-Печерской Лавры, которые поддались большевистской пропаганде и клеветали на архипастыря, якобы он «обирает» Лавру, получающую большие доходы от богомольцев.

4 апреля 1992 РПЦ причислила митрополита Владимира (Богоявленского) к лику священномучеников. Его мощи находятся в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры, в пещерной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

Аримандрид Варлаам


Аримандрид Варлаам (в миру Коноплев Василий Ефимович) родился 18 апреля 1858 года. Сын горнозаводских крестьян. Его семья принадлежала к старообрядцам беспоповского толка. Путь в православие Варлаама был непростым. «Господи, покажи мне чудо, разреши мои сомнения», - просил он в молитвах, и в его жизни появился отец Стефан Луканин, который с кротостью и любовью разъяснял Василию его недоумения, и сердце его умиротворилось. 17 октября 1893г. в Пермском кафедральном соборе он принял миропомазание. Вскоре с Церковью соединились и 19 человек его родных.

6 ноября 1893 он поселился на Белой Горе и с того времени к нему стали стекаться желающие вести монашескую жизнь. Это место было таким уединённым, как . Он стал и первым настоятелем Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря.


В октябре 1918 года большевики разграбили Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь. Архимандрита Варлаама в наволочке из грубого полотна утопили в реке Каме. Варварскому разгрому подвергся весь монастырский комплекс: был осквернён престол, разграблены святыни, монастырские мастерские и библиотека. Некоторые монахи были расстреляны, а некоторые сброшены в яму и залиты нечистотами. Архимандрит Варлаам похоронен на кладбище в Перми.


Епископ Феофан (в миру Ильминский Сергей Петрович) родился 26 сентября 1867 в Саратовской губернии в семье церковного чтеца. Он рано остался без отца. Воспитывала его мать, человек глубоко религиозный, и его дядя - сельский протоиерей Димитрий. Сергей закончил Казанскую Духовную Академию, преподавал в Саратовском епархиальном женском училище. Только в 32 года он был рукоположен в сан священника. Современники вспоминали, что его пастырское обращение всегда было прямое и бескомпромиссное. По поводу убийства в Киеве Столыпина он сказал так: «Опять Иродиада беснуется, опять революционная, жидомасонская гидра требует главы слуг Государевых! »

В сентябре 1915 года отец Феофан был возведён в сан архимандрита Соликамского Свято-Троицкого монастыря. Когда в 1918 году новая власть заинтересовалась земельными угодьями, епископ Феофан заявил, что более боится страшного Суда и раскрывать информацию о монастырских владениях не будет. Под началом владыки организовывались многолюдные крестные ходы как протесты против гонений на церковь и грабежей монастырей.


В июне 1918 году епископ Феофан принял управление Пермской епархией после ареста и казни священномученика архиепископа Пермского Андроника, но вскоре и сам был арестован. 11 декабря 1918 года в тридцатиградусный мороз епископа Феофана многократно погружали в ледяную прорубь реки Камы. Его тело покрылось льдом, но он всё ещё оставался жив. Тогда палачи его просто утопили.

И ещё…


В 2013 году издательство ПСТГУ выпустило книгу-альбом «Пострадавшие за веру и Церковь Христову. 1917–1937», а 15 мая в Издательском Совете РПЦ состоялась встреча, посвященная изучению и сохранению памяти Новомучеников и исповедников Российских, организатором которой стал Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.

Всем, кого заинтересовала эта тема, предлагаем узнать .