Литература конца XIX - начала XX века. Творческий и жизненный путь есенина сергея александровича

4. Ведущие темы в лирике Есенина.

Сложная и интересная судьба поэта, множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению действительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. Время творчества Есенина - время крутых поворотов в истории России. Он писал в автобиографии: "Революцию я принял, но с крестьянским уклоном". Иначе и не могло быть. Есенин не просто лирик, это поэт большого ума, глубоких философских размышлений. Драматизм его мироощущения, его напряженные поиски истины, ошибки и слабости - все это грани огромного таланта, но, изучая его творческий путь, можно смело сказать, что Есенин всегда был верен себе в главном - в стремлении постичь сложную судьбу своего народа.

В лирике выражено всё, что составляет душу Есенинского творчества. В ней полнокровная, искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в "узком промежутке" старых чувств и воззрений.

Тема родины - одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать, прежде всего, с деревней, с родной для него Рязанщиной. Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений - "Гой ты, Русь моя родная..." С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения - сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением - целая философия, система ценностей. Мир деревни - это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С. Есенина - это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, "деревня в ухабинах", где радость коротка, а печаль бесконечна. "Грустная песня, ты - русская боль". Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года - начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя. Для поэта родная деревня в России - это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, - это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие "малой родины". В Есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России: "Уж смыла, стерла деготь/ Воспрянувшая Русь". Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы - это и надежды, и ожидания светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них - тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию - звучит в стихотворении С. Есенина "Сорокоуст". В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность.

Произведения, написанные Есениным во время революции и гражданской войны ("Преображение", "Инония", "Небесный барабанщик"), проникнуты бунтарскими настроениями. Поэт захвачен бурей революции, её величием и рвётся к новому, к будущему. В одном из произведений Есенин восклицал: "Мать моя родина, я - большевик!" Но Есенин, как он сам писал, воспринял революцию по-своему, "с крестьянским уклоном", "больше стихийно, чем сознательно". Это наложило особый отпечаток на творчество поэта и во многом предопределило его дальнейший путь. Характерны были представления поэта о цели революции, о будущем, о социализме. В поэме "Инония" он рисует будущее как некое идиллическое царство крестьянского благополучия, социализм кажется ему блаженным "мужицким раем". Такие представления сказались и в других произведениях Есенина того времени : Вижу вас, злачные нивы, С стадом буланых коней. С дудкой пастушеской в ивах Бродит апостол Андрей. Но фантастическим видениям мужицкой Инонии, естественно,не суждено было сбыться. Революцию возглавлял пролетариат, деревню вёл за собой город. "Ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал" ,-заявляет Есенин в одном из писем того времени. Есенин начинает проклинать "железного гостя", несущего гибель патриархальному деревенскому укладу, и оплакивать старую, уходящую "деревянную Русь".

С темой родины у С. Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции "последнего певца деревни", хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важным для понимания темы родины, у поэта стало стихотворение "Спит ковыль" Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный "свет луны", противостоит "новый свет", скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии.

Космические мотивы "Космос" - (от греч. порядок, мироздание) в мифологической и мифологизированной раннефилософской традиции мироздание, понимаемое как целостная, организованная в соответствии с определенным законом вселенная. У С. Есенина космическая модель мира двухчленна (небо и земля). К первому - верхнему миру - относятся небесные явления (небо, солнце, луна, звезды), ко второму ярусу - среднему - относятся земля, деревья, животные, человек, жилищные и другие строения. Эти ярусы очень тесно взаимосвязаны. Выйдя из дома и отправившись в путешествие, лирический герой также ощущает свою связь со вселенной. Здесь вступает в силу " закон микрокосма и макрокосма". Человек - своего рода микрокосм, со всеми своими ощущениями, впечатлениями. Эти впечатления он получает из взаимодействия с природой, с другими людьми, то есть из макрокосма: Хочу концы земли измерить, Доверясь призрачной звезде. Животные в произведениях Есенина также являются частью вселенной и их переживания, мироощущения также связаны с космосом. Например, в стихотворении "Песнь о собаке" автор показывает боль животного, его страдания посредством космических мотивов. В произведениях на революционную тематику Есенин вновь обращается ко "вселенскому" пространству, пытаясь понять и переосмыслить происходящие события. Родная природа для Есенина - это вечный источник восхищения и вдохновения, описание самых простых и будничных сцен в его восприятии становится волшебным, сказочным, манящим (“Береза”, “Пороша”). Так же трогательно, как и пейзажам вообще, Есенин относится к каждому конкретному элементу родного быта, будь то ветка дерева, заглядывающая в окно, домашняя утварь или даже животное. При этом многие явления природы поэт олицетворяет, видит в них живое, разумное начало, приписывает растениям качества животных. Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зелёное вымя сосёт. Такая образность, яркость метафор и сравнений будет характерна и для последующего творчества Есенина, но в ранней лирике она носит свежий, радостный, новаторский характер, что придаёт стихам особую трогательность и выразительность. Всё многообразие мотивов описания природы (пейзажные зарисовки, стихи о животных, бытовые сцены) перерастает в одну, глобальную, важную для понимания всей лирики Есенина тему – тему Родины . Описывая родную деревню, Есенин обычно использует синий, голубой, зелёный цвет; сам поэт говорил: «Россия! Роса и села и синее что-то…». Тема Родины получает развитие в стихотворениях «Письмо матери», «Русь советская», «Русь уходящая», «Возвращение на Родину».

Революция. Революционные преобразования, произошедшие в деревне, поэт воспринимает с долей трагизма; ведь ушедшие времена невозвратимы, невозвратима и светлая, беззаботная жизнь; Есенин чувствует утрату связи с родным краем, где теперь «поют агитки Бедного Демьяна» . « Язык сограждан стал мне чужой, В своей стране я словно иностранец ». Народ не воспринимает Есенина как поэта, а ведь Есенин называет себя «последним поэтом деревни». Автор усиливает ощущение трагизма прямыми сравнениями, подчеркивающими смену идеалов:Воскресенье сельчанеУ волости, как в церковь, собрались…(«Русь советская»)И вот сестра разводит Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»… («Возвращение на Родину») .

Поэт и поэзия. Есенин воспринимает своё творчество, как возможное средство духовной связи с народом. Изменения в деревне преобразили и ее народ, сделали ее непохожей на родной, близкий поэту край, но воспоминание о юности и о России тех лет остаётся в памяти Есенина светлым, чистым. В «Персидских мотивах», в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» Есенин пишет: Поэтому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто ра з Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий.

Любовь. У раннего Есенина – это единственное чувство, гармоничное сочетание человека и природы. Как светлы строки, в которых поэт сравнивает березу с любимой девушкой:Зеленая причёска, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд? 1917-й год становится поворотным в судьбе и творчества поэта. Естественное, природное сменяется на грубое, порой жестокое, натуралистическое. Лирика московского периода и последних лет жизни поэта описывает в основном любовь несчастливую, обреченную на разлуку («Я помню, любимая, помню…», «Письмо к женщине»). Разгульная, скандальная жизнь не может совмещаться с искренней любовью; в ряде стихотворений Есенин пишет об отречении от шального образа жизни во имя любви («Заметался пожар голубо…»). Последние стихотворения поэта опять же трагичны, в них звучит мотив неразделённой, несчастной, безответной любви. Любовь – это одно из необходимых условий человеческого счастья, и понимание человеком сущности счастья обычно с возрастом изменяется, так же как и понимание любви .

Однако со временем поэт приходит к более глубокому, философскому пониманию сути счастья и смысла человеческой жизни. В лирике появляются философские мотивы. Стихотворения последних лет отражают мысли Есенина о прожитой жизни (вероятно, поэт предчувствовал свой конец): он не сожалеет о прошедших временах, принимает с философским спокойствием и мудростью тот факт, что “Все мы, все мы в этом мире тленны”. Подлинными шедеврами Есенина являются стихотворения “Отговорила роща золотая...” и “Не жалею, не зову, не плачу...”. Смысл их и основные идеи сходны: Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком...

Сергей Есенин (1895-1925) – великий творец, чьи проникновенные стихотворения о русской душе и «голосе народа» давно стали классикой начала двадцатого века. Его неспроста называют «тонким лириком» и «мастером пейзажа» — в этом можно убедиться, прочитав любое его произведение. Но творчество «крестьянского поэта» столь многогранно, что для его характеристики недостаточно двух слов. Необходимо оценить все мотивы, темы и этапы его пути, чтобы понять искренность и глубину каждой строки.

21 сентября 1895 года в селе Константиново в Рязанской области (губернии) родился русский поэт Сергей Александрович Есенин. Родители «желтоволосого» мальчика «с голубыми глазами» – Татьяна Федоровна и Александр Никитич — были крестьянского происхождения. В их среде было принято выдавать юных девушек замуж против их воли, и такие браки обычно распадались. Так и произошло в семье Сергея, у которого было 2 сестры – Екатерина (1905-1977гг) и Александра (1911-1981гг).

Практически сразу после свадьбы отец Есенина – Александр – вернулся в Москву для заработка: там он работал в мясницкой лавке, пока его жена – Татьяна – вернулась в «отчий дом», именно там маленький Сергей провел большую часть своего детства. Денег в семье не хватало, несмотря на работу отца, и мать Есенина уехала в Рязань. Именно тогда за воспитание ребенка взялись бабушка с дедушкой. Титов Федор Андреевич – дед Сергея – был знатоком церковных книг, тогда как бабушка будущего поэта — Наталья Евтихиевна — знала множество народных песен и стихов. Такой «семейный тандем» подтолкнул юного Сережу к написанию своих первых будущих прозаических работ, ведь уже в свои 5 лет Есенин научился читать, а в 8 – попытался написать первые стихи.

В 1904 году Есенин пошел в Константиновское земское училище, где после получения «грамоты» с отличием (1909) решил поступить в церковно-приходскую второклассную учительскую школу. Юноша, скучающий по родным, приезжал в Константиново только во время каникул. Именно тогда он начинает писать свои первые стихи: «Наступление весны», «Зима» и «Осень» — приблизительная дата создания 1910 год. Спустя 2 года, в 1912 году, Есенин получает диплом по специальности «учитель грамоты» и решает уехать из дома в Москву.

Работа в мясной лавке Крылова, конечно, не была предметом мечтания молодого Есенина, поэтому после ссоры с отцом, под началом которого он работал, он решает уйти работать в типографию И.Д.Сытина. Почему эта должность стала одной из самых важных «ступенек» на пути к исполнению его желаний? Именно там он познакомился со своей первой гражданской женой – Анной Изрядовой – и открыл самому себе доступ к литературно-музыкальному кружку.

Поступив в Московский городской народный университет имени Шанявского на историко-философский факультет в 1913 году, Есенин вскоре бросил институт и полностью посвятил себя написанию стихотворений. Уже через год он начинает печататься в журнале «Мирок» («Береза» (1914)), а уже спустя несколько месяцев большевистская газета «Путь правды» публикует еще несколько его стихотворений. 1915 год стал особенно значим в судье русского поэта – он знакомится с А. Блоком, С. Городецким и Н.Гумилевым. В октябре того же года в журнале «Проталинка» выходит «Молитва матери», посвященная Первой мировой войне.

Сергей Есенин был призван на войну, но благодаря своим влиятельным друзьям он был назначен в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны – именно там он стал еще больше отдаваться «духу времени» и посещать литературные кружки. Впоследствии была напечатана первая литературная статья «Ярославны плачут» в журнале «Женская жизнь».

Опустив подробности жизни великого поэта в Москве, можно так же сказать о том, что его «революционное настроение» и попытка бороться за «русскую правду» сыграли с ним злую шутку. Есенин пишет несколько небольших поэм, — «Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик» – которые были полностью пронизаны ощущением изменения жизни, но далеко не это изменило его статус и придало известности. Его свободолюбивые порывы только привлекли жандармов на его выступления. Значительно на его судьбу повлияло совсем другое обстоятельство — знакомство с Анатолием Мариенгофом и заигрывание с новыми модернистскими течениями. Имажинизм Есенина – описание патриархального уклада жизни «бедных крестьян», которые утратили способность бороться за собственную независимость («Ключи Марии» 1919). Однако эпатаж деревенского парня в рубахе, подпоясанной красным кушаком, начинает надоедать публике. И уже спустя год в его творчестве появляется образ пьяницы, хулигана и скандалиста, которого окружает «сброд» («Исповедь хулигана»). Этот мотив был встречен жителями столицы с одобрением и восторгом. Поэт понял, где лежат ключи от успеха, и стал активно разрабатывать свой новый имидж.

Дальнейшая «история успеха» Есенина базировалась на его скандальном поведении, бурных романах, громких разрывах, поэзии саморазрушения и гонении на советскую власть. Исход ясен – убийство, инсценированное под самоубийство 28 декабря 1925 года.

Поэтические сборники

Первый поэтический сборник Сергея Есенина вышел в 1916 году. «Радуница» стала неким олицетворением отношения пота к родине. Критики говорили, что «на всём его сборнике лежит печать подкупающей юной непосредственности… Он поёт свои звонкие песни легко, просто, как поёт жаворонок». Основной образ – крестьянская душа, которая, несмотря на свою «задумчивость», одарена «радужным светом». Особенностью является так же то, что имажинизм присутствует здесь в роле поиска нового лиризма и принципиально новых форм стихосложения. Есенин зачал новый «литературный стиль». Далее вышли:

  1. «Голубень» 1920 г.
  2. «Стихи скандалиста» 1926 г.
  3. «Москва кабацкая» 1924 г.
  4. «Любовь хулигана» 1924 г.
  5. «Персидские мотивы» 1925 г.
  6. Каждый поэтический сборник Сергея Есенина отличается от предыдущего настроением, мотивами, музами и главными темами, но все они составляют одну концепцию творчества. В центре внимания находится открытая русская душа, претерпевающая изменения в процессе перемены мест и времени. Сначала она – чистая, непорочная, юная и естественная, затем – испорченная городом, хмельная и безудержная, а в финале – разочарованная, загубленная и одинокая.

    Художественный мир

    Мир Есенина состоит из множества перекликающихся между собой понятий: природы, любви, счастья, боли, дружбы и, конечно, Родины. Для того чтобы понять художественный мир поэта, достаточно обратиться к лирическому наполнению его стихотворений.

    Основные темы

    Темы лирики Есенина:

  • Счастье (поиск, сущность, утрата счастья). В 1918 году Сергей Есенин публикует стихотворение «Вот оно глупое счастье». В нем он вспоминает о своём беззаботном детстве, где счастье представлялось ему чем-то далёким, но одновременно близким. «Глупое, милое счастье, свежая розовость щек», — пишет автор, думая о давно ушедших безвозвратных днях, которые он проводил в родной и любимой деревне. Однако не стоит забывать, что эта тема не всегда была связана с родным краем, она также была олицетворением любви. Так, например, в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» он говорит о своей любви к молодой девушке, которая дарит ему гармонию.
  • Женщины (любовь, разлука, одиночество, страсть, пресыщение, очарование музой). Он размышляет и о расставании, и о тоске, и даже о радости, созвучной с его же печалью. Несмотря на то, что Есенин пользовался популярностью у противоположного пола, это не помешало ему внести в свои лирические строки долю трагизма. Для примера достаточно будет взять сборник «Москва кабацкая», в который вошел такой цикл как «Любовь хулигана», где Прекрасная Дама – это не счастье, а напасть. Ее глаза – это «златокарий омут». Его стихотворения о любви – крик о помощи человека, который нуждается в настоящих чувствах, а не в подобии чувственности и страсти. Именно поэтому «есенинская любовь» — это скорее боль, а не полет. Вот еще .
  • Родина (восхищение красотой, преданность, судьба страны, исторический путь). Для Есенина родная земля и есть лучшее воплощение любви. Например, в произведении «Руси» он признается ей в своих возвышенных чувствах, будто перед ним дама сердца, а не абстрактный образ отечества.
  • Природа (прелесть пейзажа, описание времен года). Например, в стихотворении «Белая береза…» подробно описывается как само дерево, так и его белый цвет, который ассоциируется с неустойчивостью, а так же с символичным значением смерти. Примеры стихов Есенина о природе перечислены .
  • Деревня. Например, в стихотворении «Село» изба – нечто метафизическое: это и благосостояние, и «сытый мир», но только лишь в сопоставлении с крестьянскими избами, которые своей «затхлостью» форм отличаются от вышеуказанных – это явная аллегория между властью и простым народом.
  • Революция, война, новая власть. Достаточно обратиться к одной из самых лучших работ поэта — поэме « » (1925): здесь и события 1917 года, и личное отношение Есенина к этому трагическому времени, которое перерастает в некое предупреждение «наступающему будущему». Автор сопоставляет судьбу страны с судьбой народа, тогда как они, несомненно, влияют на каждого человека в отдельности — именно поэтому поэт так ярко описывает каждого персонажа с присущей ему «простонародной лексикой». Он удивительным образом предвидел трагедию 1933 года, когда «хлебороб» перерос в голод.

Главные мотивы

Основные мотивы лирики Есенина – страсть, саморазрушение, раскаяние и переживания за судьбу отечества. В последних сборниках все чаще возвышенные чувства сменяют пьяный угар, разочарование и точка по несбывшемуся. Автор спивается, бьет жен и теряет их, расстраивается еще больше, и еще глубже погружается во мрак собственной души, где скрыты пороки. Поэтому в его творчестве можно уловить бодлеровкие мотивы: красота гибели и поэзия деградации духовной и физической. Любовь, которая присутствовала практически в каждом произведении, была воплощена в разных значениях — страдания, отчаяния, тоски, влечения и т.д.

Пусть и не долгая, но насыщенная жизнь «последнего поэта деревни» охватила смену идеалов в России – это, к примеру, прослеживается в стихотворении «Возвращение на Родину»: «И вот сестра разводит, раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»».

Язык и стиль

Если стиль Есенина немного хаотичен и обособлен от привычного читателям представления «стихотворного сложения», то язык — понятен и достаточно прост. В качестве размера автор избрал дольники – древнейшую форму, которая существовала еще до появления силлабо-тонической системы стихосложения. Лексика поэта окрашена диалектизмами, просторечиями, архаизмами и типично разговорными фрагментами речи вроде междометий. Широко известны .

Просторечия, которые Сергей Есенин использует в своих стихотворениях — это, скорее, особенность его художественного оформления и, конечно, знак уважения к своему происхождению. Не стоит забывать, что детство Есенина проходило в Константиново, и будущий поэт считал, что именно диалект «простого народа» — душа и сердце всей России.

Образ Есенина в лирике

Сергей Есенин жил в очень непростое время: тогда разыгрались революционные события 1905-1917 года, началась гражданская война. Эти факторы, несомненно, оказали огромное влияние на все творчество поэта, а также на его «лирического героя».

Образ Есенина — это лучшие качества поэта, отображённые в его стихотворениях. Например, показателен его патриотизм в стихотворении «Поэт»:

Тот поэт, врагов кто губит,
Чья родная правда мать,
Кто людей, как братьев, любит
И готов за них страдать.

Кроме того, ему присуща особенная «любовная чистота», которая прослеживается в цикле «Любовь хулигана». Там он признается в возвышенных чувствах своим музам, говорит о многообразной палитре человеческих эмоций. В лирике Есенин зачастую предстает нежным и недооцененным поклонником, к которому любовь жестока. Лирический герой описывает женщину восторженными репликами, цветистыми эпитетами и тонкими сравнениями. Он часто винится и театрально преуменьшает эффект, произведенный на даму. Оскорбляя себя, он в то же время гордится своей хмельной удалью, сломанной судьбой и сильной натурой. Унижаясь, он стремился произвести впечатление непонятого и обманутого в лучших чувствах кавалера. Однако в жизни он сам доводил своих пассий до полного разрыва, избивая, изменяя и напиваясь. Нередко инициатором разрыва становился он, но в лирике упоминалось лишь то, что он жестоко обманут в своих ожиданиях и огорчен. Примером может послужить знаменито « «. Словом, поэт явно идеализировал себя и даже мистифицировал свою биографию, приписывая зрелые работы к раннему периоду творчества, чтобы все подумали, будто он был феноменально одарен с детства. Другие, не менее интересные факты о поэте вы можете найти .

Если сначала Есенин принял революцию, учитывая свое крестьянское происхождение, то потом он отвергал «Новую Россию». В РСФСР он чувствовал себя иностранцем. В деревне с приходом большевиков стало только хуже, появилась строгая цензура, все чаще власть стала регламентировать интересы искусства. Поэтому лирический герой со временем приобретает саркастические интонации и желчные ноты.

Авторские эпитеты, метафоры, сравнения

Слова Есенина – это особенная художественная композиция, где главную роль играет наличие авторских метафор, олицетворений и фразеологизмов, которые придают стихотворениям особенную стилистическую окраску.

Так, например, в стихотворении «Тихо в чаще можжевеля» Есенин использует метафорическое высказывание:

Тихо в чаще можжевеля по обрыву,
Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.

В известном произведении «Письмо к женщине» он представил на суд публики развернутую метафору длиною в стихотворение. Россия становится судном, революционные настроения – качкой, трюм – кабаком, большевистская партия – рулевым. Сам поэт сравнивает себя с лошадью, загнанной в мыле, и пришпоренной смелым ездоком – временем, которое стремительно менялось и требовало от творца невозможного. Там же он предрекает себе роль попутчика новой власти.

Особенности поэзии

Особенности Есенина, как поэта, заключаются в тесной связи его поэзии с фольклором и народными традициями. Автор не стеснялся в выражениях, активно использовал элементы разговорной речи, показывая городу экзотику окраин, куда столичные литераторы даже не смотрели. Этим колоритом он покорил придирчивую публику, которая нашла в его творчестве национальную самобытность.

Есенин стоял особняком, так и не примкнув ни к одному из модернистских течений. Его увлечение имажинизмом было кратким, он вскоре нащупал собственный путь, благодаря чему запомнился людям. Если про какой-то «имажинизм» слышали лишь немногие любители изящной словесности, то Сергея Есенина знают все еще со школьной скамьи.

Песни его авторства стали по-настоящему народными, их до сих поют многие известные исполнители, и эти композиции становятся хитами. Секрет их популярности и актуальности в том, что сам поэт являлся обладателем широкой и противоречивой русской души, которую он и воспел в понятном и звонком слове.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Есенин деревня.ppt

Есенин деревня.ppt



образ Родины.ppt

образ Родины.ppt


klen.ppt

Тема родины в поэзии С. Есенина и А. Блока

Первая книга стихов Есенина «Радуница» появилась в 1916 году, когда Блок уже был широко известным поэтом. Примерно в это же время состоялась встреча Есенина и Блока, о которой Блок оставил подробную запись в дневнике. Ему запомнилась история о налимах, которую рассказал Есенин. Налимы, видя просвечивающую сквозь лед луну, присасываются ко льду, чтобы прососать его насквозь и "выплеснуться до луны". Это показалось Блоку аллегорией творческого метода Есенина . Он записал в дневнике: Образы творчества: схватить, прокусить. Говоря о стихах Блока, Есенин отмечал в них "голландский романтизм". Он имел в виду рассказ Блока о поединке двух борцов. Первый из них был "отвратительный русский тяжеловес", а второй – голландец, чья мускульная система была "совершенным механизмом".Казалось бы, что общего может быть у этих двух поэтов? Достаточно сравнить стихотворение Блока "Русь" с "Русью" Есенина, и общность станет очевидной. "Русь" Блока написана в 1906 году, а " Русь" Есенина – в 1914-м, уже во время войны. Но как похожа образная система этих стихотворений.

Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна...

Это пишет Блок.
А у Есенина читаем: "Залучала нас сила нечистая... Что ни прорубь – везде колдуны".Но есть и различие. Блок ограничивается тем, что дает картину Руси, изображая волшебный, дремучий мир. А Есенин в своем стихотворении говорит о тяготах народной жизни, вспоминает мужиков, которые оказались на фронтах далекой войны. В последней главке есенинской "Руси" происходит отождествление лирического героя стихотворения со своим народом, своей страной.

Сергей Есенин и Александр Блок – два великих лирика начала века. Оба они принимали активное участие в литературной борьбе своего времени, примыкали к различным направлениям в искусстве. Тогда эта разница могла показаться существенной, но сегодня мы видим, насколько Блок и Есенин возвышаются над любыми литературными течениями. Мы вспоминаем не символиста Блока и имажиниста Есенина, а символизм и имажинизм как этапы пути этих поэтов. Время сблизило Блока и Есенина, и стало заметным то общее, что было в их творчестве. А самой важной общей чертой у них была любовь к своей стране .

  • 1895, 21 сентября (4 октября н. ст.). В селе Константинове Кузьминской волости (ныне Рыбниковский район Рязанской области), в семье крестьян Александра Никитича и Татьяны Федоровны (урожд. Титовой) Есениных родился сын Сергей. (его сестра Екатерина родилась в 1905 г., сестра Александра -- в 1911 г.) 1909 за отличную успеваемость по окончании Константиновского сельского училища награжден похвальным листом.
  • 1909--1912. Учеба в церковно-учительской второклассной школе в селе Спас-Клепики Рязанского уезда. В свидетельстве о ее окончании сказано, что Есенину присвоено «звание учителя школы грамоты».
  • 1912, июль. Переезд в Москву по вызову отца, который работал в мясной лавке Н.Крылова. Отец устроил сына на работу в конторе лавки с тем, чтобы тот смог позже поступить в учительский институт. Однако в конторе Есенин проработал всего одну неделю.
  • 1912, сентябрь--февраль. Работал продавцом в книжной лавке.
  • 1913, март. Поступил в типографию товарищества И. Д. Сытина. Сперва, работал экспедитором, потом в корректорской подчитчиком.
  • 2 сентября. Начал слушать лекции на вечернем историко-филологическом факультете Московского городского народного университета А. Л. Шанявского, где, по собственным словам, проучился полтора года.

Осень. Впервые читал свои стихи профессиональному литератору И. Белоусову, который нашел, что у Есенина «талант истинный».

Конец года. По воспоминанию приятеля Есенина Н. Сардановского, поэт читал стихотворение «Выткался на озере алый свет зари...» профессору университета Шанявского известному литературоведу П. Н. Сакулину и удостоился лестного для себя отзыва. Вступил в гражданский брак с Анной Романовной Изрядновой, корректором типографии Сытина.

1914, январь. В детском журнале «Мирок» № 1 под псевдонимом Аристон опубликовано стихотворение Есенина «Береза». Это первое печатное выступление поэта.

Середина мая. Уволился из типографии Сытина.

Август -- декабрь. Откликается на военные действия стихами «Молитва матери», «Сиротка », « Богатырский посвист », «По селу тропинкой кривенькой...» и другими, поэмами «Галки» (запрещена военной цензурой, ее текст не разыскан) и «Марфа Посадница».

Сентябрь. Поступил корректором в типографию торгового дома «Д. Чернышев и Н. Кобельков».

Декабрь. Уволился из типографии и с этих пор полностью отдается творческой деятельности.

  • 21 декабря. (1915, 3 января н. ст.) Родился сын Юрий. (В 1937 г. арестован и расстрелян чекистами. В 1956-м реабилитирован.)
  • 8 марта. Выехал из Москвы в Петроград.
  • 9 марта. Читал стихи Блоку, от которого получил рекомендательные письма к издательскому работнику, литератору М. Мурашеву и к поэту С. Городецкому.
  • 11 марта. Чтение стихов С. Городецкому, который вводит Есенина в литературный круг Петербурга.
  • 22 апреля. В журнале «Голос жизни» с предисловием Зинаиды Гиппиус напечатаны четыре стихотворения Есенина, которые сам поэт вместе со стихотворением «Зашумели над затоном тростники...», опубликованным с посвящением С. Городецкому в «Новом журнале для всех» (№ 4), в одном из автобиографических набросков назвал первой своей публикацией.

Конец апреля. В связи с царским указом о призыве на военную службу выехал в Рязань (к месту призыва).

20 мая. Из-за болезни глаз получил отсрочку от воинской службы и выехал в Константинове.

Май -- сентябрь. Жил в Константинове, писал стихи и повесть «Яр».

Конец сентября. Приехал в Москву.

Начало октября. Прибыл в Петроград, впервые встретился с Н. Клюевым.

Середина октября. Вошел в группу крестьянских поэтов «Краса», которая прекратила свою деятельность в первой половине ноября 1915 г. Впрочем, Есенин принял участие и в организационном заседании общества «Страда», которое состоялось на квартире у С.Городецкого. В декабре «Страда» организовала вечер поэзии Есенина и Клюева.

  • 16 октября. Передал. М. В. Аверьянову право издания книги стихов «Радуница».
  • 1916, 4 января. При материальной поддержке полковника Д. Н. Ломана Есенин и Клюев прибыли в Москву для творческих выступлений (в том числе и перед придворными кругами).
  • 16 января. Начальник Царскосельского полевого военно-санитарного поезда N 143 полковник Д. Н. Ломан ходатайствует перед мобилизационным отделом Главного управления Генерального штаба о зачислении Есенина в состав санитарной команды поезда.
  • 30 января. Цензурное разрешение на выпуск первой книги поэта «Радуница».
  • 5 апреля. Призван на воинскую службу и зачислен к Д. Н. Ломану в военно-санитарный поезд.
  • 20 апреля. Прибыл для прохождения военной службы в поезд.
  • 27 апреля -- 13 июня. Совершил две поездки с поездом к линии фронта.
  • 22 июля. Читал стихи на концерте для раненых в лазарете в присутствии императрицы и ее дочерей. По ходатайству Д. Н. Ломана, за участие в концерте императрица пожаловала Есенину золотые часы, которые поэт, однако, не получил.

Август. В связи с несвоевременным возвращением из увольнения получил дисциплинарное взыскание (арест) на 20 суток.

  • 1917, 27 февраля. Свержение самодержавия в России.
  • 17 марта. Откомандирован из санитарного поезда в распоряжение Воинской комиссии при Государственной думе.

Март. Знакомство с Зинаидой Николаевной Райх.

  • 30 июля. Венчание с 3.Н. Райх в Кирико-Иулиттовской церкви в предместье Вологды.
  • 25 октября. Большевистский переворот; свержение Временного правительства во главе с А. Ф. Керенским.
  • 1918, январь. Написана поэма «Инония».
  • 25 февраля. Вышла книга «Красный звон» -- коллективный сборник произведений С.Есенина, Н.Клюева, П.Орешина и А.Ширяевца. Есенин поместил в нем под названием «Стихослов » цикл из пяти поэм (« Марфа Посадница», «Товарищ», «Ус», «Певущий зов», «Отчарь»).

Конец февраля -- начало марта. В издательстве «Сегодня» отдельной книжкой выходит стихотворение Есенина «Исус-Младенец».

Конец апреля. Выехал из Петрограда на постоянное местожительство в Москву.

Вторая половина мая. В эсеровском издательстве «Революционный социализм» вышел сборник стихов «Голубень».

Вторая половина сентября. Организует издательство "Московская Трудовая Артель Художников Слова" (МТАХС), в котором становится заведующим (члены правления -- А. Белый, С. Клычков, П. Орешин, Л. Новицкий). Это издательство выпустило до конца года книги Есенина «Преображение», «Сельский часослов», а также второе, переработанное издание «Радуницы».

  • 3 ноября. На открытии памятника А. Кольцову в Москве читал стихотворение «О Русь, взмахни крылами...».
  • 1919, 30 января. Совместно с поэтами А. Мариенгофом, Р. Ивневым, В. Шершеневичем и с художниками Б. Эрдманом и Г. Якуловым опубликовал в Воронеже «Декларацию» имажинистов (10 февраля она была перепечатана в Москве).

До 10 февраля. Выступил одним из организаторов кооперативного издательства «Имажинисты».

Февраль. Написана поэма «Пантократор».

Сентябрь. Написана поэма «Кобыльи корабли».

Декабрь. Отдельным Изданием вышла статья Есенина «Ключи Марии».

1920, январь. Второе издание сборника «Голубень» и первый выпуск коллективного сборника «Конница бурь» с поэмой «Небесный барабанщик» вышли в издательстве МТАХС.

Февраль. Издательство «Имажинисты» выпустило сборник С. Есенина, А. Мариенгофа и В. Шершеневича «Плавильня слов».

3 февраля. Родился сын Есенина Константин, будущий спортивный журналист. (Умер в 1986 г.)

Середина апреля. В Харькове, где в это время находился Есенин, который вместе с В. Хлебниковым и А. Мариенгофом выступил в городском театре с чтением стихов, вышел коллективный сборник «Харчевня зорь» с поэмой «Кобыльи корабли».

Май. Вышел второй сборник имажинистов «Конница бурь» с поэмой Есенина «Пантократор» и со стихами «Теперь любовь моя не та...» (посвящены Н. Клюеву), «Хорошо под осеннюю свежесть...», «Я покинул родимый дом...».

  • 14 июня. В кафе имажинистов «Стойло Пегаса» (Тверская, 37) читал стихи на «Вечере лирики имажинистов».
  • 15 июня. Индивидуальный поэтический вечер Есенина в «Стойле Пегаса». Июнь Вышел сборник «Трерядница» (издательство «Злак»)

Начало июля -- середина сентября. Вместе с А. Мариенгофом ездил по югу России и по Кавказу. Побывал в Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Таганроге, Кисловодске, Пятигорске, Баку, Тифлисе.

Август. В поезде на пути из Кисловодска в Баку написана поэма «Сорокоуст».

Октябрь -- ноябрь. В Берлине в издательстве «Скифы» выпущены книга Есенина «Триптих» (поэмы «Пришествие», «Преображение») и коллективный сборник «Россия и Инония» с поэмами Есенина «Инония» и «Товарищ».

Ноябрь. Написана «Исповедь хулигана». Вышло второе издание сборника «Преображение».

Декабрь. Начата работа над драматической поэмой «Пугачев». Издательство «Имажинисты» выпустило третье издание книги «Радуница», а также коллективный сборник «Имажинисты» с поэмой Есенина «Сорокоуст».

Январь. Издательство «Имажинисты» выпустило коллективный сборник «Золотой кипяток» с поэмой «Исповедь хулигана».

Февраль. Это же издательство выпустило второе издание сборника «Трерядница» и коллективный сборник С. Есенина и А. Кусикова «Звездный бык» с «Песнью о хлебе».

  • 14 апреля. В «Известиях» письмо наркома просвещения А. В. Луначарского с критикой сборника «Золотой кипяток» и других книг, выпущенных в 1921 г. издательством «Имажинисты».
  • 16 апреля. Есенин уезжает в Туркестан.

Май. Приезд в Ташкент. Впервые после шестилетнего заочного знакомства (по переписке) встретился с поэтом А. Ширяевцем.

Конец мая. Чтение «Пугачева» на ташкентской квартире литератора и издательского работника В. И. Вольпина.

  • 1 июля, 6 августа. Публичные чтения «Пугачева», которого продолжает отделывать и заканчивает в августе.
  • 3 октября. В студии художника Г. Якулова знакомится с американской танцовщицей Айседорой Дункан.
  • 5 октября. Орловским судом расторгнут брак Есенина с 3. Н. Райх.

Ноябрь. Сближается с А. Дункан.

Декабрь. Отдельным изданием в издательстве «Имажинисты» выходит драматическая поэма. «Пугачев».

  • 1922, февраль. Вместе с А. Дункан был несколько дней в Петрограде. На деньги друга Есенина А. Сахарова в издательстве «Эльзевир» вышло второе издание «Пугачева».
  • 17 марта. Официальное обращение к наркому просвещения Луначарскому с просьбой ходатайствовать перед Наркоматом иностранных дел о разрешении Есенину поездки в Берлин.
  • 3 апреля. Получено разрешение на поездку в Берлин сроком на три месяца.
  • 2 мая. Официально зарегистрирован брак Есенина с Айседорой Дункан.
  • 10 мая. Вылетел в Кенигсберг, откуда поездом выехал в Берлин.
  • 11 мая. Прибыл в Берлин. В этот же день побывал в редакции газеты «Накануне».

Лето. Был в Дюссельдорфе, откуда выехал в Бельгию, потом -- в Париж, потом -- в Италию, потом -- снова в Париж, где жил с А. Дункан около месяца.

Июль -- август. Берлинское «Русское универсальное издательство» выпустило отдельной книгой «Пугачева». Август в четвертом номере франко-бельгийского журнала «Le Bisque vert» напечатана статья поэта Ф. Элленса «Великий русский современный поэт: Сергей Есенин» и поэма «Кобыльи корабли» (перевели на французский Ф. Элленс и М. Милославская).

Конец сентября -- начало октября. В Москве в Госиздате вышло «Избранное» Есенина, за границей -- есенинская книга «Confession d"un Voyou» («Исповедь хулигана» в переводе на французский Ф. Элленса и М. Милославской; вступительная статья Ф. Элленса).

  • 1 октября. На пароходе «Paris» вместе с А. Дункан прибыл в США (в то время они назывались Северо-Американскими Соединенными Штатами -- САСШ). Однако представители иммиграционного ведомства запретили Есенину и Дункан сойти на берег, сославшись на имеющиеся у властей сведения, что супруги прибыли в Штаты, чтобы вести коммунистическую пропаганду. Есенин и Дункан с негодованием отвергли это обвинение.
  • 2 октября. Президент Соединенных Штатов распорядился впустить Есенина и Дункан в страну.

Октябрь -- ноябрь. Ездил с Дункан по американским городам, где она выступала. Побывал в Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне, Луисвилле, Канзас-Сити, Мемфисе, Детройте, Балтиморе,. Филадельфии, Кливленде, Индианополе, Милуоки и др.

Ноябрь. Берлинское издательство 3. И. Гржебина выпустило первый том (он оказался единственным) есенинского «Собрания стихов и поэм».

В течение года. Начал работать над поэмами «Черный человек» и «Страна негодяев».

  • 1923, 4 февраля. Отбыл вместе с А. Дункан на пароходе во Францию.
  • 11 февраля. Приезд в Париж.
  • 15--16 февраля. Переезд в Берлин.

Конец марта. Передал издателю (инженеру И. Т. Благову) сборник «Стихи скандалиста».

  • 10 апреля. Вернулся в Париж.
  • 13 мая. Вечер поэзии Есенина в парижском театре Р. Дункана, брата А. Дункан. Между поэтом и танцовщицей возникают конфликты, в конечном счете приведшие их к отчуждению друг от друга.

До 10 июня. В Берлине издан сборник «Стихи скандалиста». Главлит запретил его к ввозу в Советскую Россию.

Весна--лето. Готовил для издания в Париже сборник «Москва кабацкая». В Париже издание не состоялось.

Август. Познакомился с актрисой Московского Камерного театра Августой Леонидовной Миклашевской, которой посвятил цикл стихотворений «Любовь хулигана».

Сентябрь. Расстался с А. Дункан и вступил в гражданский брак с Галиной Артуровной Бениславской.

  • 17 декабря. Помещен для лечения в профилакторий имени Шумской (для нервнобольных).
  • 1924, февраль -- март. Продолжал лечение в Шереметьевской (ныне Институт имени Склифософского) и Кремлевской больницах. Вел переговоры об издании «Москвы кабацкой».
  • 7 апреля. Порывает с имажинистами. Пишет письмо об отказе сотрудничать в их журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном».
  • 12 мая. У поэтессы и переводчицы Надежды Давидовны Вольпин от Есенина родился сын Александр, которого Есенин не видел и не признал. (Впоследствии Александр Сергеевич Есенин-Вольпин сам стал поэтом, игравшим заметную роль в диссидентском движении в России 1960--1970-х гг. В настоящее время проживает в Соединенных Штатах Америки.)
  • 17 мая. Похороны поэта Александра Ширяевца на Ваганьковском кладбище в Москве. Есенин участвовал в гражданской панихиде и в поминальном вечере. Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу...» поначалу было опубликовано в журнале «Красная новь» (1924. № 4) под заглавием «Памяти Ширяевца».

Июнь--июль. Жил в Ленинграде. Написал стихотворения «Сукин сын», «Русь советская» и поэму «Песнь о великом походе».

Июль. В Ленинграде вышла «Москва кабацкая».

  • 1 августа. Возвращение в Москву.
  • 2--6 августа. Написана «Поэма о 36».
  • 31 августа. «Правда»: «Письмо в редакцию. Мы, создатели имажинизма, доводим до всеобщего сведения, что группа «имажинисты» в доселе известном составе объявляется нами распущенной. Сергей Есенин. Иван Грузинов».
  • 3 сентября. Выехал на Кавказ, где находился до конца февраля 1925 г. Жил в Тифлисе, Баку, Батуми. Написал там много известнейших стихотворений и поэм. Таких, к примеру, как «Баллада о двадцати шести», «Стансы», «Русь уходящая», «Русь бесприютная», «Письмо к женщине», «Письмо от матери», «Ответ». Начал работу над циклом «Персидские мотивы» и над поэмой «Анна Снегина».
  • 1925, до 20 января. В.Тифлисе вышла книга «Страна советская», куда вошли почти все стихи Есенина, написанные на Кавказе.
  • 1 марта. Возвратился в Москву.

Март. Знакомство с внучкой Л. Толстого Софьей Андреевной.

Конец марта. Переезд в Баку.

Март -- апрель. Отдельным изданием вышла поэма «Песнь о великом походе».

Первая половина мая. Лежал в бакинской больнице водников с подозрением на воспаление легких (окончательный диагноз: туберкулез).

Май. С посвящением Петру Ивановичу Чагину в издательстве «Современная Россия» вышла книга «Персидские мотивы».

Начало июня. Вышла книга «Березовый ситец».

30 июня. Подписал с Госиздатом договор на издание «Собрания стихотворений» в трех томах (10 000 строк по высшей ставке -- 1 рубль за строку).

Июль. Приезжал в Константинове. Написал стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая...», « Каждый труд благослови, удача...», «Видно, так заведено навеки...».

25 июля. Вместе с С.А. Толстой выехал в Баку. Поселился на даче П. И. Чагина в Мардакянах.

Август. Написано несколько стихотворений цикла «Персидские мотивы», а также «Жизнь-- обман с чарующей тоскою...», «Гори, звезда моя, не падай...».

  • 7 сентября. Возвращение в Москву.
  • 13 сентября. Написаны стихотворения «Я красивых таких не видел...», «Ах, как много на свете кошек...», «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «В этом мире я только прохожий...», посвященные младшей сестре Есенина Шуре.
  • 18 сентября. Официально зарегистрирован в Хамовническом загсе брак с С.А. Толстой.

Сентябрь -- октябрь. Работал над подготовкой к набору рукописи «Собрания стихотворений» для Госиздата.

  • 12--14 ноября. Записал и сдал в печать поэму «Черный человек».
  • 26 ноября. Лег в клинику 1-го Московского государственного университета. «Видишь ли, нужно лечить нервы...»-- из письма Есенина П.И.Чагину. В больнице написаны «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...», «Какая ночь! Я не могу...», «Не гляди на меня с упреком...», «Ты меня не любишь, не жалеешь...».
  • 21 декабря. Покинул клинику. Перед этим из больницы дал телеграмму своему приятелю Вольфу Иосифовичу Эрлиху с просьбой найти ему две-три комнаты в Ленинграде для постоянной жизни в этом городе. Просил С. А. Толстую перевести на себя московскую комнату: «Ведь я уезжаю и потому нецелесообразно платить лишние деньги...» По выходе из клиники написал заявление в Госиздат с просьбой аннулировать все его прежние доверенности и гонорар выдавать только ему. Снял со сберкнижки все деньги, чтобы увезти их в Ленинград.
  • 23 декабря. Просил Госиздат выслать гранки его собрания сочинений в Ленинград, куда выехал из Москвы вечерним поездом.
  • 24--27 декабря. В Ленинграде остановился в гостинице «Англетер». Встречался со многими тамошними литераторами.
  • 27 декабря. Вырвал из блокнота листок с записанным на нем стихотворением и отдал его В. Эрлиху. Просил, чтобы тот прочел его не при нем. Эрлих прочитал стихотворение 28 декабря. Это было -- «До свиданья, друг мой, до свиданья...».
  • 28 декабря. Повесился в гостиничном номере (согласно официальной версии).
  • 30 декабря. Тело Есенина привезено в Москву. Гроб установлен в Доме печати. На фасаде дома прикрепили полотнище с надписью: «Тело великого национального поэта Сергея Есенина покоится здесь». Прощание с поэтом не прекращалось и ночью.
  • 31 декабря. Прежде чем похоронить Есенина на Ваганьковском кладбище, его гроб на руках обнесли вокруг памятника Пушкину на Тверском бульваре...

Лирика Есенина

План

1. Народный поэт

2.Пейзажная лирика

3.Гражданская лирика

4.Филосовская лирика

5.Заключение

Народный поэт. навсегда вписал свое имя в историю русской поэзии. Простой крестьянский поэт сумел с предельной откровенностью выразить в своих стихотворениях глубокую прирожденную любовь к Родине. Даже в условиях господства модных авангардистских литературных течений Есенин достучался до человеческих сердец, напомнил людям о вечных духовных основах.

Поэту довелось жить в один из самых сложных периодов русской истории. Первая мировая война, революция и наложили свой отпечаток на творчество Есенина и еще ярче подчеркнули значение его таланта. Советская власть в лучшем случае равнодушно относилась к поэту, т. к. он символизировал собой старый патриархальный мир, разрушенный революцией.

Только в наше время становится понятно, что Есенин до конца жизни оставался верен Родине и своему народу. Творчество поэта чрезвычайно многообразно, но через него красной нитью проходит чувство глубокого патриотизма.

Пейзажи. Первые произведения Есенина были посвящены тому, что его окружало с рождения - родной природе. Поэт обладал уникальной способностью чувствовать свою неразрывную связь с окружающим миром и уметь передать свои ощущения читателям. Ранние стихотворения Есенина часто критиковали за простоту и детскую непосредственность. Но в них уже появлялись удивительные сравнения и образы, поражающие литературный мир. При этом произведения Есенина воздействовали непосредственно на душу человека.

С годами поэт оттачивал свое мастерство. Вынужденная разлука с родной деревней заставляла его постоянно обращаться к ней в своем творчестве. В противовес серой городской жизни Есенин с любовью описывал русскую природу. Только в ней он видел надежный оплот, способный защитить человека от физических и нравственных катастроф. Есенин не отделял себя от природы. Человеческий и природный мир в его произведениях дополняют и заменяют друг друга.

Гражданская лирика. Есенин никогда не выступал с открытой критикой советской власти. Первое время после революции он даже был ее горячим сторонником. Однако постепенно в его стихотворениях появляется мотив глубокого разочарования в революции. Поэт приветствовал научный и социальный прогресс, но не мог равнодушно наблюдать за разрушением основ народной жизни. В его представлении улучшения должны были произойти не только в материальной, но прежде всего в духовной жизни общества.

Есенин признавал отсталость старого патриархального мира. Но его разрушение не привело к возникновению достойной альтернативы. Ярким выражением взглядов Есенина стало стихотворение «Русь Советская», в котором поэт с грустью замечает, что обновленный деревенский мир погрузился в еще большее невежество. Причем это состояние объявляется властью достигнутым идеалом. Есенин не мог найти своего места в новом обществе. Его тоска по старому миру может служить олицетворением общероссийской невозвратимой утраты.

Филосовская лирика. Эта огромная часть творчества Есенина и в наше время продолжает подвергаться критическим нападкам. Печально известна разгульная жизнь скандального поэта. На этом основано утверждение, что Есенин символизирует собой пьяницу и хулигана, бесцельно растерявшего свой талант и воспевшего такой образ жизни. В качестве примера приводится цикл «Москва кабацкая» и часто встречающиеся в стихотворениях поэта намеки на самоубийство. Современники открыто обвиняли Есенина в «упадочничестве», «духовной прострации» и антиобщественной позиции.

Трагедия Есенина была в том, что все проблемы своего народа он чувствовал на себе. Чуткая душа поэта очень остро реагировала на коренную ломку всего общественного строя. За мотивами тоски и безвыходности часто не видят, что Есенин никогда не предавал и не отступался от своего основного идеала - старозаветной Руси. Философия поэта напрямую связана с чувством патриотизма. Это чувство не было казенным и лживо-благодушным. Именно глубокая боль за судьбу своей страны привела к трагической смерти Есенина.

Значение творчества Есенина невозможно переоценить. Немногим поэтам удавалось в такой же степени передать свою любовь к Родине. Лирика Есенина просто не укладывается в рамки одной поэзии. Она может считаться одной из вершин духовной и нравственной жизни русского народа.