Международный день родных языков. Международный день родного языка: истоки, празднование, перспективы

21 февраля Международный день родного языка. Несмотря на парадоксальное название, праздник имеет самые обычные цели, привлечь внимание к культурному наследию собственной страны. А что как не язык является самым простым и прямым мостиком между прошлым и будущим. На конференции ЮНЕСКО, проходившей 17 ноября 1999 года, были приняты основные постулаты. Международный день родного языка в России отмечается одновременно со всем миром – 21 ноября, начиная с 2000 года.

Только цифры

Согласно данным ЮНЕСКО, около шести тысяч языков в мире находятся на грани исчезновения, поэтому если не принимать эту проблему всерьез, мир потеряет последних носителей уникальных языков и диалектов. К порыву ЮНЕСКО присоединилась ООН, объявив 2008 год – годом языка, а 2010 год прошел под девизом сближения культур. Несмотря на то, что ООН и ЮНЕСКО являются международными, глобальными организациями, все их действия по отношении к культуре, в том числе и языку, направлены на сохранение уникальности того или иного народа. Международный день родного языка при всем своем глобальном смысле, имеет камерное, важное значение именно для отдельно взятых народов и территорий. Вписывая их в большую международную семью, глобальные организации при этом стремятся обособить роль каждого члена семьи.

Взаимопроникновение культур

Благодаря соседству народов, создается неповторимое полотно, в котором переплетаются нравы и традиции, культурное наследие и языки. День родного языка – это еще одна возможность взглянуть на свою речь не только с точки зрения общения, но и проанализировать те или иные устоявшиеся выражения и слова. Например, подумать откуда именно берет свое начало то или иное слово, из какого языка заимствовано и какой смысл в него вкладывали наши далекие предки. А может быть даже наши географические соседи. Ведь не секрет, что, например, в русском языке огромное количество слов позаимствованных из английского, голландского, немецкого, французского и многих других языков, на первый взгляд, не имеющих ничего общего со славянской культурой. Все это невероятно интересно и требует самого внимательного изучения, а значит праздник отмечаемый в мире 21 февраля – Всемирный день языка, невероятно важен и должен быть востребован.

Когда Международный день родного языка

Международный день родного языка (International Mother Language Day) был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается ежегодно 21 февраля для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

Эта дата была выбрана в знак памяти событий 21 февраля 1952 года, когда в Дакке, столице нынешней Бангладеш, от пуль полицейских погибли студенты — участники демонстрации в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.

Язык является наиболее мощным инструментом сохранения и развития мирового культурного наследия. Деятельность по распространению родного языка способствует не только лингвистическому разнообразию и многоязычию, но и более полному пониманию языковых и культурных традиций во всем мире.

Введя в международный календарь День родного языка, ЮНЕСКО призвала страны разрабатывать, поддерживать и активизировать мероприятия, нацеленные на уважение и защиту всех языков, особенно языков, находящихся на грани исчезновения.
Тема Дня 2016 года "Качество образования, язык(и) преподавания и результаты обучения".

Эксперты полагают, что если не принять меры, то половина из шести тысяч языков, на которых говорят сегодня в мире, исчезнет к концу ХХI столетия, и человечество может потерять важнейшие древние знания, содержащиеся в языках коренных народов.

В мире 43 % (2 465) языков находятся под угрозой вымирания . Среди стран с наибольшим числом вымирающих языков, первое место занимают Индия (197 языков) и США (191), затем Бразилия (190), Китай (144), Индонезия (143), и Мексика (143).

Согласно разработанному ЮНЕСКО Атласу языков мира, находящихся под угрозой исчезновения, за период жизни последних трех поколений людей исчезли более 200 языков. Среди недавно исчезнувших языков находятся мэнский (жителей острова Мэн), исчезнувший со смертью Неда Маддрелла в 1974 году, аса в Танзании — исчез в 1976 году, убыхский (Турция) — исчез в 1992 году со смертью Тевфика Эсенча, эякский (Аляска, США) — исчез в 2008 году со смертью Мэри Смит Джоунс.

В странах Африки к югу от Сахары, где около двух тысяч языков (около трети всех языков мира), по крайней мере, 10 % из них могут исчезнуть в последующие 100 лет.

Некоторые языки — исчезнувшие, в соответствии с классификацией Атласа, — находятся в состоянии активного возрождения. Среди них — корнский язык (корнуэльский) или сиши (Новая Каледония).

Русский язык входит в число так называемых мировых (глобальных) языков. Он является родным примерно для 164 миллионов человек.

Более 130 языков находится в серьезной опасности, 22 языка на грани исчезновения и 15 признаны мертвыми. В числе последних — язык айнов, язык аккала, камас, керекский язык и другие. Исчезнуть в ближайшее время могут cелькупский язык, чулымско-тюркский, восточно-мансийский, негидальский, орочский и другие языки.

Раньше язык исчезал в результате физической гибели народа из-за эпидемий, войн или спада рождаемости. Сегодня носители часто добровольно переходят на другой, доминирующий язык, если чувствуют, что это может способствовать интеграции в общество их самих и их детей. В некоторых случаях политические власти оказывают давление на граждан с тем, чтобы те говорили на официальном языке; существование нескольких языков зачастую воспринимается как угроза для национального единства.

Для предотвращения исчезновения языка необходимы благоприятные условия для того, чтобы его носители говорили на нем и обучали этому языку своих детей. Также нужно создавать образовательные системы, способствовавшие обучению на родном языке, разрабатывать системы письма. Поскольку основным фактором является отношение членов общины к своему собственному языку, необходимо создать социальную и политическую среду, которая будет способствовать многоязычию и уважению к малым языкам, чтобы использование этих языков стало преимуществом, а не являлось недостатком.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Существование планеты неразрывно связанно с развитием населения и речи. Языковое разнообразие неумолимо стремится к уменьшению, что вызывает опасения за полное исчезновение большинства существующих сейчас языков.

История

Международный день родного языка появился в 1999 году по учреждению Генеральной конференции ЮНЕСКО и вошел в календарную жизнь нашей планеты в 2000 году. Провозглашая этот праздник, была поставлена первостепенная задача – сохранить «вымирающие» языки, а также сблизить культурное и языковое множество народов мира.

Датой проведения Дня языка был выбран памятный день. В Дакке в 1952 году 21 февраля, во время демонстрации в поддержку родного языка, студенты, которые предлагали поднять праздник до уровня официального, были убиты сотрудниками полиции.

Каждый год этот праздник приобретает определенную тематику, привлекая внимания к различным проблемам лингвистической области. Поднимаются и рассматриваются следующие вопросы:

  1. Язык жестов и система Браиля.
  2. Содействие между родным языком и многоязычием.
  3. Сохранение культурного множества.
  4. Освещение различных культурных традиций.
  5. ·Качество лингвистического образования и др.

Сотрудниками ЮНЕСКО было определено, что на нашей планете населением использовалось огромное количество языков, 200 из которых исчезли совсем, и более 2-х тысяч находится на грани исчезновения, а используется всего около 6 тысяч языков.

В каждой стране существуют языки, которые могут исчезнуть со смертью их последних носителей. Странами с самым высоким количеством умирающих языков сейчас являются Индонезия, Индия, Китай, Бразилия, Мексика, США.

Причины исчезновения языка самые разнообразные:

  • снижение рождаемости;
  • войны;
  • депортация;
  • миграция;
  • эпидемии;
  • языковое смешивание.

В современном мире к этим факторам добавляется также появление доминантных языков, знание которых является более выгодным.

Исчезновение языков опасно не только с лингвистической точки зрения. Могут исчезать целые культурные пласты из-за утраты традиций и народного творчества, которые напрямую связаны с историей языка.

Традиции

В этот день сотрудниками всех филиалов ЮНЕСКО организовываются языковые мероприятия, во всех странах проходят различные конференции, семинары, выставки, концерты.

В России во многих школах проходят уроки, которые знакомят детей с языковой историей нашей планеты и темой исчезновения языков. Педагоги рассказывают, почему некоторые языки «стираются с лица Земли», учат ребят любить и уважать как родной язык, так и иностранные.

Цель: познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным днем родного языка, формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности ксвоим предкам, народу, культуре, воспитывать патриотизм, толерантность, развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство, раскрывать таланты ребят.

Ход мероприятия

1. Сегодня на празднике мы будем говорить о языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году.

2. Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.

3. Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч…

4. Он – язык Луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

5. В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.

6.Есть государственные или официальные языки – польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции и многие другие.

7. А большинство языков не имеют никакой официальной “должности” - на них просто говорят… на одном – 10 человек, на другом -100, на третьем – 1000, а на четвертом – 10.000…

8. Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка.

9. В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален.В России государственным является один язык – русский. В Московской области, в Чеховском районе проживают носители различных языков. Послушаем приветствия ребят на их родных языках.

Дети приветствуют гостей праздника на английском, азербайджанском, украинском, молдавском языках, держа в руках флажки этих стран.

10. Но, как родной, люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо, каждый миг,
На нём живые, трепетные чувства открылись мне
И мир открылся в них.

Русская народная песня в исполнении ученицы 2а класса.

11. С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей - мамы, папы, бабушки и как бы впитывает в себя интонации их голосов. Ещё не зная слов, ребёнок по звукам голосов узнаёт близких и дорогих ему людей. Постепенно малыш начинает овладевать речью. А к семи годам, как подсчитали учёные, ребёнок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.

12. Могуч и прекрасен наш родной русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские писатели.

Дети читают высказывания о русском языке:

13."Язык - это история народа. Язык - это путь к цивилизации культуры: потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью". (Александр Иванович Куприн)

14."Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык". (Максим Горький)

15."Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. (Алексей Николаевич Толстой)

16. "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!". (Иван Сергеевич Тургенев)

17. С благоговением относился к родному языку Александр Сергеевич Пушкин, призывал любить и изучать его. Русский язык “имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими”, это “звучный и выразительный язык”, “гибкий и мощный в своих оборотах и средствах”, ему свойствены “величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность”. В нём отразились все лучшие качества его творца и носителя – русского народа.

18. Сценка (отрывок из сказки А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане”)

19. Как же прекрасен родной мой язык,
Волшебный, певучий, играющий.
Словно прозрачный хрустальный родник
Сердце и душу ласкающий.

20. В нём каждое слово – бесценный алмаз.
В нём каждая песня – красавица.
Порою прекрасный, суровый подчас,
Отечество наше им славится.

Девочки 2б исполняют русскую народную песню “Во поле береза стояла” и водят хоровод.

21. Язык наш прекрасный -
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно певучий.

22. В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки -

23. Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

24. Инсценирование басни И.А.Крылова “Квартет”.

25. Как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека - без родины, так и великий русский язык невозможно представить без пословиц и поговорок.

26. Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.

Пословицы.

27. Сначала подумай - потом говори.
Не храбрись словом, а покажи делом.
Меньше говори - больше дела твори.
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Говорить не думая, что стрелять не целясь.

28. У народа речь - союзница,
Он в неё всю душу влил,
В самом сердце, словно в кузнице,
Все слова он закалил.

29. Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.

30. Оно ограбит, иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить
Того, кто слушает тебя.

31. Сценка “Словечки-колечки”.

Грустный, сонный, невеселый
Женя наш пришел из школы.

(Входит с ранцем ученик)

Сел к столу. Разок зевнул.
И над книжками заснул.
Тут явились три словечка
“АПЕЛЬСИН”, “СОСНА”, “КОЛЕЧКО”.

(Входят три девочки. В руках держат рисунки: апельсин, сосна, колечко.)

Что ты Женя сделал с нами?
Мы пожалуемся маме!

Апельсин.

Я не какой не “ОПЛЬСЫН”!

Колечко (плачет).

Я – никакая не “КАЛЕЧКА”!
Я до слёз возмущена!

Можно только лишь со сна
Написать, что я – “САСНА”!

Апельсин.

Мы, слова, оскорблены
Тем, что так искажены!
Женя! Женя! Брось лениться!
Так учиться, не годиться!

Невозможно без вниманья
Получить образованье.
Будет поздно! Так и знай:
Станет неучем лентяй!

Если ты ещё хоть раз
Искалечишь, мальчик, нас –
Мы с тобой поступим круто:
Нашей честью дорожа
Имя Женя в полминуты
Переделаем в ежа.

Будешь ты ежом колючим!
Вот как мы тебя проучим!

Женя вздрогнул, ужаснулся,
Потянулся и проснулся.
Подавил зевоту
Взялся за работу.

32. Два прихлопа, два притопа,
С каблука и на носок –
Танцы русские танцуют,
Выше нос и руки в бок!

Русский народный танец исполняет ученица 2г класса.

33. Иду тропинкой узкой –
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский.
Как этот русский лес.

34. И в радости, и в грусти –
Он всякий час со мной,
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!

35. Русь талантами богата,
Русь талантами сильна.
Если будут петь девчата, -
Значит, будет жить она.

Частушки в исполнении ребят 2а класса.

36. Два триместра уж прошло
Рады мы по ушки,
И теперь мы вам споём
Школьные частушки.

37. Чтобы выучить глагол
Надобно терпение,
Ведь такой он балабол,
С ним одно мучение.

38. Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!

39. Встретил признак я предмета:
Ох, какой! – сказал я Свете,
Красный, синий, голубой
Выбирай себе любой!

40. На урок литературы,
Как на крыльях, я лечу.
Всех писателей прочел я.
Стать писателем хочу.

41. Ты б сначала научился
Безошибочно писать.
Тебе с двойкой по диктантам
Век писателем не стать!

42. С языком дружить нам нужно
На уроках и в быту.
Укрепляет нашу дружбу,
Любовь к родному языку.

43. Части речи, предложенья,
Падежи, местоименья.
Это всё язык родной,
Должен знать его любой.

44. Сценка “Разговор друзей” (Исполняют ребята 2д класса)

45. Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово “высоко” произнеси –
И представишь сразу неба синь.

46. Ты скажи: “Кругом белым-бело” -
И увидишь зимнее село,
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.

47. Вспомнится наречие “светло” -
И увидишь: солнышко взошло
Если скажешь слово ты “темно”,
Сразу вечер поглядит в окно.

48. Если скажешь “ароматно”, ты
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты “красиво”,
Пред тобою – сразу вся Россия!

49. Константин Ушинский “НАШЕ ОТЕЧЕСТВО”

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью - потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Дети исполняют песню “У моей России”.

50. Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

51. Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!

52. Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!

53. Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!

Дети исполняют песню “Чему учат в школе”.

54. Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!