Нордкап – северный пик материковой Европы. Открыть левое меню нордкап

Наш путь на норвежский мыс Нордкап («самую северную точку Европы») начинается от мотеля Ольдерфьорд (Olderfjord), чаще среди туристов называемый Руссенес (Russenes).

Он расположен рядом с главной (и единственной) дорогой на берегу длинного Порсангерфьорда (Porsangerfjorden) - залива Баренцева моря на северо-востоке страны. На повороте к «отелю» - фигуры тролля и рыбы - главных норвежских символов.

Вяленая рыба является одним из самых старых рыбных продуктов Норвегии. Еще викинги экспортировали сушеную рыбу в 15-го веке. Знаменитая вяленая норвежская треска сушится в заполярной Норвегии на деревянных сушилках-фермах, т.н. стойках (hjell), построенных чаще всего «домиком». Открытие сезона ловли трески приходится на январь, когда треска идет на нерест, и длится потом три месяца.

Свежевыловленную рыбу потрошат и сушат целиком или разрезают вдоль хребта. Затем подвешивают за хвост в стойку, которую накрывают сеткой. Сушится рыба без соли («тёрфиск») около 2 месяцев на холодном воздухе и ветре. Сушёная и солёная треска называется «клипфиск». Холодный климат защищает рыбу от насекомых и препятствует росту бактерий. Норвежцы уверяют, что сушеная треска даже через 4 года не теряет своих вкусовых качеств и питательных веществ.

Когда мы приехали в Руссенес, был отлив, обнаживший желто-бурые и зеленые водоросли залива Ольдерфьорда на десятки метров. По отмели иногда ходят чайки и кулики, выискивая что-нибудь съедобное. Вдали - выход в Порсангерфьорд.

Белая ночь в 23-00 часа позволяла фотографировать без штатива. Солнце практически не заходит, примерно в два часа ночи оно проходит нижнюю точку над горизонтом, и начинается восход. Закаты здесь, на севере бывают красивые - от ярко-розовых до желто-красных.

Руссенес находится в зоне лесотундры, тут по берегу растут настоящие березы, из грибов видел только свинушки и сыроежки, времени для «грибалки» было мало. Кипрей (Иван-чай) здесь самый распространенный цветок, как сорняк, он захватил большие пространства.

Вскоре, следуя на север, за окном остаются только травы и камни, это начинается тундра, традиционно одинокие разноцветные норвежские домики и одинокие северные олени. Неокрашенных домов здесь нет: традиционный цвет - кирпично-красный.

Трудно поверить, но в Заполярье есть свои пляжи, где можно загорать и в принципе даже купаться. Воздух летом бывает выше 20-ти, а вода - не выше 15-ти градусов. Вода, конечно, холодная, приятно щиплет и ноги сводит. Удовольствие такое не для каждого. А песок белый, мелкий и приятный.

На пути к Нордкапу надо проехать два длинных туннеля. Первый соединяет материк с большим, по форме разлапистым островом Магерёйя (Mageroya), на севере которого и находится мыс Нордкап. Идея соединить материк проезжей дорогой с островом родилась давно, но только в 1993 г. началось строительство туннеля, которое длилось 7 лет, как и нашего московского двухкилометрового Алабяно-Балтийского, недавно открытого, только длина т.н. Кейп-Туннеля (Nordkapptunnelen) составляет почти 7 километров при глубине до 212 м ниже уровня моря. Полпути едешь вниз (уши слегка закладывает), полпути - на подъем. Раньше попасть на Магерёйя можно было только морем. Второй туннель, Хонингсвогский (Honningsvagtunnelen) имеет длину 4,5 км - он и есть на фото из окна автобуса.

Живописная скала Альтсула (Altsula) в заливе Сарнесфьорд (Sarnesfjorden) Порсангерфьорда при подъезде к городу Хонингсвог (Honningsvag), самому большому городу на острове. В нем есть морской порт, аэропорт, музеи и пр.

Длинный мыс в заливе Сарнесфьорд (Sarnesfjorden), вид на который открывается между двумя длинными туннелями.

Столик со скамейками на одном из северных озер для случайного путника…

Северные олени пасутся во влажной долине, заросшей белой пушицей (Eriophorum sp.). Наглых оленей, перегораживающих дорогу, в Норвегии нам не встретилось, здесь они спокойно ходили по обочине или вообще гуляли в стороне, на «лугах».

Этот остров Тролльхольм (Trollholmen) в Скипсфьорде (Skipsfjorden) фотографирут все проезжающие, просто невозможно пропустить этот необычайно красивый, уютный, маленький, «игрушечный» островок, соединенный с материком длинным деревянным мостом.

Скипсфьорд (Skipsfjorden) сам по себе типично живописен: одинокий домик на берегу среди гор. Таких картинок много по берегам норвежских фьордов, норвеги селятся по принципу «хорош тот сосед, которого не видно».

Сначала заехали в рыбацкое селение Йесвер (Gjesvaer), которое находится западнее Нордкапа. Отсюда организуются птичьи сафари на кораблике вокруг группы скалистых островов, природного заповедника морских птиц - они видны справа на снимке.

«Густонаселенная» скала Stauren: доверчивая олуша северная (Sula bassana) вообще любит селиться как в «коммуналке», на каждом уступочке устраивать гнездо. Издалека такая скала вся пестрит белыми точками. На зиму мигрирует в северную Африку. Это самое заселенное место маленького заповедника, организованного в 1983г.

Много вокруг архипелага и черных хохлатых бакланов (Phalacrocorax aristotelis) - чуднЫх морских птиц с малозаметным хохолком на лбу. Более светлые коричневатые птицы - это по молодости. Являются хорошими дайверами: ныряют за рыбой на глубину до 45 метров и находятся под водой до 4-х минут. Как правило, не обитает на больших скалах, как олуша, а предпочитает низкие длинные островки. У нас встречается на побережье Кольского полуострова.

Пестро-бурый орлан-белохвост (Haliaeetus albicilla) живет от тундры до Китая, является четвёртой по величине хищной птицей Европы, похож на американского белоголового орлана, но немного крупнее. Увы, - окольцован хищник. Питается в основном рыбой, но не брезгует и водоплавающей птичкой, причем нападает на нее в тот момент, когда она выныривает глотнуть свежего воздуха. Встречается от степей до тундры, занесён в Красные книги некоторых областей средней полосы.

Обратно возвращаемся той же единственной дорогой вдоль залива Russepollen Порсангерфьорда до развилки, чтобы потом повернуть на север, на Нордкап.

Нордкап (Nordkapp) - северная точка острова Магерёйя. На плоской вершине Нордкапа находится Нордкапхолл с белым шаром наверху - на поверхности выступает только один этаж. Остальные - под землей, чтобы не портить окружающий пейзаж. Слева - стоянка туристических автобусов. Круглые диски справа - часть монумента \"Дети Земли\", идею создания которого предложил норвежский писатель Симон Девольд (Simon Flem Devold) в 1987г. Через год семь мальчиков и девочек из разных стран и континентов собрались на мысе для создания глиняных рельефов (потом семь дисков, отлитых в бронзе), отражающих их творческие стремления и взаимную дружбу, сотрудничество, счастье. В 1992 году проект был преобразован в некоммерческий фонд.

Из Нордкапхолла виден металлический макет Земного шара, у которого неизменно фотографируются туристы. За макетом - огороженная смотровая площадка. Внутри холла находятся ресторан, кафе, сувенирные магазины, музей, кинозал, почта, откуда можно послать открытку с видом Нордкапа (в Москву идет три недели), и даже часовня. В кинозале на широком, вогнутом экране нам показывали документальный фильм о климате и жизни Нордкапа.

Говорят, что название Нордкапу дал английский исследователь Ричард Ченслер в 1553 г., когда он прошёл на корабле рядом с мысом в поисках Северного пути в Китай. Затем в 17 веке мыс стал туристическим объектом, за которым закрепилась репутация самой северной точки Европы. На самом деле самым северным местом континента является расположенный восточнее мыс Нордкин (Nordkyn), который норвежцы называют Киннарудден (Kinnarodden), а Нордкап, хотя и севернее на 3,5 км, но находится на острове. Это вид на мыс Нордкап с запада.

Северная гранитная скала острова Магерёйя расколота на три мыса, самый большой из которых, расположенный посредине, и есть Нордкап. Высота скалы и мыса Нордкап составляет 307 м. Расщелины можно увидеть, если не тратить время на обед и отойти в левую сторону от автобусной стоянки и лагеря свободных туристов.

Верхняя часть мыса в районе смотровой площадки представляет собой плоскую площадку. Чуть в стороне - сплошные камни с бедной тундровой растительностью. Приглядевшись, и здесь можно увидеть угнетенные севером низкорослые колокольчики и другие травы.

Во влажной низине с ручьем «кипит» более богатая жизнь. Сырая «земля» усеяна болотной пушицей (Eriophorum sp.), которая тоже угнетенная и низкорослая. Ее заросли придают живописное своеобразие местному пейзажу.

Пушица (Eriophorum sp.), «болотный хлопок» из семейства осоки растет в северных регионах Арктики. Говорят, пуховки (белые пушистые шапки) использовались северными народами в качестве фитилей для масляной лампы. Весной пушица иногда является основным кормом северных оленей.

Встречаются здесь белые цветы дриады восьмилепестковой (Dryas octopetala, слева) и белозора болотного (Parnassia palustris. справа), а также лекарственная Родиола розовая (Rhodiola rosea), похожая на наш очиток.

Левее смотровой площадки ограда заканчивается и можно «смело» заглянуть вниз. Отчаянные самодеятельные туристы протоптали дорожки на самые узкие выступы скалы. Впереди - бухта Книвскьель (Knivskjelbukta) и тощий Книвскьельский мыс, который, судя по карте, выступает еще севернее Нордкапа. На переднем плане - синие колокольчики.

Грибы на Нордкапе есть! Правда, большими размерами они не удивляют. Растут, как правило, в низинах и около ручьев. Красная сыроежка (Russula sp.) растет среди мелких листьев шикши (водяники, Empetrum hermaphroditum). И всего один маленький дождевик встретился у скудного ручья (Lycoperdon sp.)

Часто встречаются в Заполярье разные виды волоконниц, даже на Нордкапе - Inocybe sp.

Поскольку дорога на севере одна, то обратный наш путь лежал опять вокруг красивого в любое время дня Скипсфьорда Skipsfjorden.

Передышка на берегу Ольдерфьорда (Olderfjorden) около отеля Руссенес среди зарослей кипрея. Дальше наш путь лежал на заполярный юг - на красивейшие острова Лофотены.


Сюда не летают самолеты, не мчатся поезда и автомобили - добраться к Нордкапу можно только морем.

Знаменитый мыс является самой северной точкой самой северной страны в континентальной Европе - Норвегии. Ближайший к нему порт - маленький рыбацкий городок Хаммерфест. Его обычно считают самым северным городом на земном шаре. И хотя это звание оспаривают у Хаммерфеста наши заполярные Хатанга и Тикси и гренландский Туле, но, строго говоря, все они, пожалуй, поселки. А норвежский порт наделен всеми чертами города: прямые чистые улицы с электрическим освещением, большой рыбозавод, бетонные причалы, многоэтажные дома… Так что стоит, видимо, оставить пальму первенства за Хаммерфестом, тем более что именно отсюда начинается путь к Нордкапу.

Теплоход, выйдя из порта, берет курс на норд-ост, осторожно нащупывая фарватер среди хаоса скалистых островков. Позади остается суета моторных лодок и рыболовных сейнеров в бухте Хаммерфеста, запах смолы и рыбы, характерный для всех норвежских портов, и, наконец, судно выходит в открытое море.

Северо-Атлантическое течение - одна из ветвей Гольфстрима - приносит к скандинавским берегам теплые воды южных морей, поэтому Норвежское море не замерзает даже в самые суровые зимы. Но встреча нагретых струй этого течения с холодным дыханием Заполярья оборачивается туманами и дождями, так что обычно Нордкап укутан серой пеленой: ясные, солнечные деньки случаются здесь нечасто.

Название Нордкап переводится, как «Северный мыс». Если быть точным, то формально самым северным на континенте следует считать не его, а расположенный по соседству мыс Нордкин. Нордкап же лежит на острове, отделенном от европейского берега узким проливом. Но невыразительный облик Нордкина, почти не выделяющегося среди других мысов одноименного полуострова, не привлекает к нему внимания туристов.

Нордкап же гораздо эффектнее и величественнее и к тому же дальше выдвинут к северу, так что традиционно именно его всегда считали и считают северным окончанием нашей части света.

Мыс этот находится на краю пустынного островка Магере. Внушительной трехсотметровой громадой поднимается он над морскими волнами, выступая вперед, словно нос огромного корабля. Над ним все лето (если нет тумана) сияет незаходящее полярное солнце и кружатся стаи птиц - обитателей расположенного рядом птичьего базара. Гигантская гранитная скала разбита трещинами на три выступа: средний, самый большой, и есть Нордкап.

С трудом войдя в маленькую бухту, теплоход швартуется у скалистого берега. Подъем отсюда к мысу раньше занимал несколько часов и требовал определенной смелости. Теперь вместо узкой тропинки наверх ведет удобная лестница, так что прибывшие сюда путешественники взбираются на вершину скалы без особых сложностей.

Верхняя часть Нордкапа совершенно плоская, как стол. Она покрыта каменистой тундрой с небольшими озерами и пятнами снежников. Быстрые ручьи мчатся от них к краю скалы и срываются вниз пенистыми каскадами. Окаймленная серо-зеленым ковром мхов и лишайников дорожка ведет на север - туда, куда указывает белая стрела на столбе, вбитом у края обрыва.

С маленькой смотровой площадки, огороженной перилами, - открывается потрясающий вид. С трех сторон - с запада, севера и востока - Нордкап окружают безбрежные просторы Северного Ледовитого океана. Шумят и пенятся волны у подножья утеса, жутковато и как-то неуютно заглядывать туда, вниз, с трехсотметрового обрыва. Белые гребни волн бегут по темно-синей поверхности воды, разбиваются о скалы и дают о себе знать раскатистым угрюмым гулом.

В разгар полярного дня вид с вершины Нордкапа прекрасен в любую погоду. Даже когда сгущаются низкие тучи и моросит мелкий серенький дождик, Северный мыс высится над бушующим морем во всем своем мрачном великолепии, словно могучая средневековая крепость, отражающая приступ за приступом набеги штурмующих волн.

Голую каменистую равнину, простирающуюся далеко на юг, оживляют только россыпи серых каменных глыб и прижавшиеся к земле крохотные корявые березовые рощицы. Где-то там, в тундрах самой северной норвежской провинции Финнмаркен, кочуют со своими оленьими стадами аборигены здешних мест - молчаливые саами. Свои крытые шкурами чумы они ставят сегодня здесь, а завтра - на новом месте, там, где достаточно оленьего лишайника - ягеля, чтобы прокормить небольшое стадо. Верный друг кочевника - лайка - помогает уберечь оленей от волков.

А над скалами Нордкапа стоит неумолчный гам и шум сотен тысяч крыльев. На узких уступах крутых прибрежных скал суетятся мириады белых, серых и черных комочков. Чайки, кайры, гаги и прочие пернатые обитатели побережья выводят здесь птенцов, ссорятся, дерутся, время от времени взлетая над морем и камнем падая к волнам за очередной рыбешкой. Отчаянные смельчаки забираются на скользкие скалы за добычей: птичьими яйцами и теплым пухом, выстилающим гнезда. Немного, пожалуй, найдется на земле занятий более рискованных, чем это полярное «скалолазание».

Когда же наступает время бросить последний взгляд на расстилающуюся внизу суровую водную ширь и спускаться в бухту, где ждет теплоход, многие, наверное, со вздохом подумают о том, что летний Нордкап прекрасен, но все же в тысячу раз великолепней его облик в разгар полярной ночи, когда над могучей громадой мрачного мыса полыхают нескончаемые сполохи северного сияния.

И входя на борт судна, дают себе слово еще раз вернуться сюда, в царство моря и камня, где над океанским простором гордо и величаво высится мыс Нордкап - самый северный мыс Европы.

Хотите оказаться на краю Земли и любоваться Северным сиянием? Или попасть в страну троллей? Все это возможно, если вы совершите путешествие в Северную Норвегию, а именно на мыс Нордкап, который считается самой северной точкой Европы. Само название в переводе с норвежского Nordkapp (или North Cape – англ.) означает – Северный мыс.

Хотите оказаться на краю Земли и любоваться Северным сиянием? Или попасть в страну троллей? Все это возможно, если вы совершите путешествие в Северную Норвегию, а именно на мыс Нордкап, который считается самой северной точкой Европы. Само название в переводе с норвежского Nordkapp (или North Cape - англ.) означает - Северный мыс.


Чем Нордкап привлекает туристов?

Мыс расположен на отвесной скале Магерейя, на высоте 304 метра. Со всех сторон его окружает Северный Ледовитый океан. Дальше только бескрайняя Арктика. Вся гранитная скала поделена на три части-выступа. Средняя, самая большая часть, и является мысом Нордкап. Ее верхний участок практически идеально плоский. Он покрыт каменистой тундрой с небольшими озерами. Именно вид бескрайнего океана и громадных льдин заставляет многих туристов испытывать невероятные эмоциональные ощущения, которые ни с чем невозможно сравнить.


Благодаря теплым водам течения Гольфстрим Норвежское море не замерзает даже при самых сильных морозах. Тем не менее, туристам в любой период года лучше всего одеваться в теплые вещи, так как ветер, гуляющий на отвесной скале, достаточно сильный и холодный. Даже летом температура здесь не поднимается выше 5-6 градусов Цельсия.


Побережье моря заселяют тысячи чаек, гаг и кайр. Местные жители очень часто прогуливаются по скалам в поисках яиц и пуха из гнезд. Однако порой это достаточно рискованное приключение, поскольку некоторые скалы являются отвесными.

Самая знаменитая достопримечательность Норвегии открыта для туристов в течение всего года. Для многих очень важно попасть сюда именно летом. Ведь с 31 мая по 31 июля здесь наступает Полярный день, и солнце не заходит ни днем, ни ночью. Этот период очень нравится романтически настроенным парам. Тем же, кто мечтает увидеть незабываемое Северное сияние, необходимо приехать сюда зимой. Такое зрелище того стоит и останется в памяти навсегда.


По морям, омывающим мыс Норкап с глубокой древности, плавали викинги, но официально он был открыт в 1553 году английским путешественником Ричардом Ченслером. Именно благодаря ему было положено начало торговым отношениям между Россией и Британской империей.


Нордкап стал туристической достопримечательностью с середины 17 века. В 1664 году в эти места добрался Франческо Негри. Итальянский ученый и священник был очарован увиденной красотой мыса и назвал его «самым удивительным местом в мире». С тех пор мыс Нордкап стал желанным для многих путешественников и знаменитых людей. Его посетили Луи Филипп Орлеанский, тайский монах Чулалонгкори, король Швеции и Норвегии Оскар Второй. Причем последний повлиял на включение мыса Норкап в программу круизных лайнеров.



В 1999 году на мысе был открыт туннель протяженностью 7 км на глубине 212 метров. Он связывает остров Магерейя с материком. Долгое время он считался самым длинным морским туннелем в мире. Стоит отметить, что за въезд на территорию мыса Нордкапа придется заплатить норвежскими кронами. При этом билет действителен 2 дня.

Туристической тропой по мысу

Дорога на пути к мысу достаточно рискованная и чаще всего узкая. При всем этом существует еще одна опасность - олени. Они могут ходить прямо по дороге, перед машиной.



В музее Нордкапа можно ознакомиться с историей развития и значения рыбного промысла, с фактами о коммуне Нордкап. Информационный центр Нордкапхаллен, дабы не портить восхитительный вид, располагается на нескольких подземных этажах. Этим самым норвежцы проявляют заботу о пейзажах. Кстати, здесь при желании можно стать членом клуба мыса, который был основан еще в 1894 году.


Мыс Нордкап имеет свою визитную карточку - макет земного шара, изготовленного из металла. Этот монумент расположен в самом центре смотровой площадки. Еще одним примечательным местом для многих туристов являются каменные глыбы с оттисками детских рисунков. На этой композиции, которая объединяет всех детей планеты, можно прочесть пожелания добра и дружбы на русском языке.


Возле главного входа в комплекс установлен мемориал King Oscar Monument, который в 1873 году был установлен королями Норвегии и Швеции. В отделе сувениров можно приобрести знаменитую открытку с маркой и штемпелем мыса Нордкап и отправить себе или близким привет с самой северной точки Европы. Здесь же можно получить удостоверение, свидетельствовавшее о посещении и покорении мыса.


Туристы, желающие отведать вкусные национальные блюда, оценят превосходный ресторан, расположенный прямо в скале - Гроттен-бар. По традиции необходимо обязательно выпить бутылку шампанского и закусить ее лососевой икрой. Здесь также нужно выпить кофе с норвежскими вафлями и непременно отведать чисто норвежское лакомство - козий сыр.

В кинотеатре туристического центра показывают получасовой фильм о красотах страны. Эта лента не оставит никого равнодушным, а невероятно красивые пейзажи Норвегии навсегда останутся в памяти.


Можно посетить самую северную часовню в мире и скалу в виде огромной арки, названную «Церковными вратами», с которой открывается восхитительный вид на мыс Нордкап. Эта арка считается местом древних культов саамов и, несомненно, заинтересует многих.


В восточной части Норвегии проводят свое время любители лыжного спорта, а в заповедниках национальных парков можно любоваться большими ледниками и водопадами.


Очень часто многие туристы предпочитают добираться к мысу Нордкап на теплоходе. Во время этого путешествия можно увидеть довольно известный своей застройкой в «югенд стиле» Олесунн и тысячелетний Тронхейм, а также множество других живописных мест. Те, кто желает посетить землю Полярного круга, стремятся добраться до Нурланна, узкой полосы между побережьем Норвежского моря и границей Швеции. Многим интересен монумент, стоящий в «Центре Полярного круга» на Сальтфьелле.

Окрестности мыса

Недалеко от мыса Норкап находится город, в котором насчитывается две улицы, два магазина, а полицейский появляется здесь один раз в неделю. Местные жители занимаются рыбой. То есть ловят ее, продают, едят сами. Недавно был открыт музей, посвященный истории города и рыбной промышленности. Местными жителями были собраны старые лодки, якоря, поплавки и костюмы. Также был восстановлен старый интерьер фабрики по производству рыбьего жира. В городе есть лавочки с товаром, без которого невозможно прожить на Крайнем Севере.


В 14 км от мыса находится деревня Скарсвог. Она считается самой северной, а население ее составляет 60 человек. Здесь можно посетить рыбный завод с самой лучшей соленой рыбой в мире и узнать о способах выживания рыбаков на штормовом море. Для туристов могут организовать экскурсию к камчатскому крабу, где часто фотографируются, держа его обеими руками. Желающие попробовать блюдо из этого членистоногого могут подать заявку на ужин.



Местные жители поселков не очень-то зависят от властей. Ведь имея свои ветряки, рыбную фабрику, порт с круизными лайнерами и туристами, они вполне могут себя обеспечивать.


Для туристов, несомненно, интересны пейзажи мыса Нордкап. Но есть место, которое привлекает не только красотой, но своей историей и культурой - это скалы возле города Альта. По своей красоте и «архитектуре» они не уступают многим достопримечательностям мира и непременно очаруют даже самого искушенного путешественника. Скалы покрыты петроглифами - рисунками, созданными приблизительно 2,5-6,5 тысяч лет назад. Обнаружили их сравнительно недавно, в 1972 году, под слоем мхов и лишайников. Предположительно рисунки были созданы предками саамов, которые относились к финно-угорской языковой группе и населяли весь север. Со временем их оттеснили к самому северу полуострова оленеводы и охотники.


Хотя в губернии Финнмарк до сих пор есть места, население которых состоит преимущественно из саамов. У них до сих пор центральное место занимает олень, а свои традиции они передают из поколения в поколения. Сохранилось, например, песенное искусство йойк, а также невероятно красивые национальные костюмы.


В какой точке окрестностей Нордкапа вы бы не находились, первое посещение мыса лучше всего совершить поздним вечером. Потому что наиболее очаровательным он будет выглядеть именно при полуночном солнце.


Люди со всего мира стремятся попасть в это место для того, чтобы оказаться на краю земли, перед просторами льдов и снегов. Мыс Нордкап - это своего рода удовлетворение тщеславия и любопытства людей, которые хотят себя почувствовать путешественниками по местам, где не ступала нога человека.

Когда я собирался писать статью про поездку на мыс Нордкап в Норвегию , мне вспомнилась старая реклама: «Сел Иван Царевич на Серого Волка и поскакал» . Наверно, потому что пребывание в стране фьордов и троллей для меня было хоть чуть-чуть, но похоже на сказку. Но обо всем по порядку в сегодняшнем отчете

Нордкап Норвегия: путешествие к мысу на автомобиле

Как известно, любое путешествие начинается с идеи. В моем случае идея посетить место, которое находится за несколько тысяч километров от моего дома, возникла после прочтения одного из блогов, посвященного самостоятельным поездкам по Европе. Я воспринял Нордкап не просто как точку на карте, а как место, посещение которого станет фактом биографии.

Итак, идея прочно укоренилась в голове. Далее последовал поиск информации

Нордкап (North Cape) – мыс на острове Магерё (хотя некоторые называют его Магерейя). Высота мыса 307 метров. Он считается самой северной точкой Европы, хотя соседняя точка Кнившелльодден выступает в море на 1500 м севернее. Но честь стать наиболее раскрученным местом на севере Норвегии досталась почему-то Нордкапу. Между ним и Северным полюсом находится только вода Северного Ледовитого Океана и архипелаг Шпицберген.

Этот мыс открыл и описал англичанин Ричард Ченслер в 1553 году, когда пытался открыть Северный путь в Индию и Китай. Понятно, что попытка не увенчалась успехом. Корабли отважного путешественника боролись со льдом, который их постоянно сковывал. А команда боролась с холодом. Часть людей погибла. Часть уцелела и смогла добраться то ли до Мурманска, то ли до Архангельска, где и осталась зимовать.

После прочтения множества отчетов и блогов стало ясно, что погода в этом месте может меняться сто раз на дню, и лучше отправиться туда летом (зимой на личном транспорте особо не покатаешься по Магерейе, это не разрешается). Еще стало ясно, что самый оптимальный способ добраться до Нордкапа – это поездка на автомобиле . Но это несколько тысяч км. Задумался о единомышленниках.

В неспешном сборе информации и планировании прошел год. Итак, наступает весна 2013. Озвучиваю свой план одному своему товарищу, который почти год живет в Питере, Александру. Саша сразу проникся, ибо он тот еще авантюрист.

Весной 2012 мы оказались с ним в Испании. Я через неделю вернулся домой в Россию – это была обычная туристическая поездка. А Сашка подумал, и поехал покорять Европу автостопом. Самостоятельные путешествия так увлекли его, что он появился в только через полтора месяца. В общем, семена упали в благодатную почву! Поездку назначили на август 2013.

Итак, визы в паспортах. На работе отпуск. Пора выдвигаться!

Начало августа. Еду на поезде из до Питера, где меня ждет друг с машиной. Специально беру билеты на ночной, чтобы поспать перед поездкой на автомобиле. В купе моими соседями оказались папа, мама и общительный ребенок. Эта замечательная семья ехала с Черноморского побережья, где они отдыхали две недели. Наверно, Вы замечали, что в поезде достаточно легко установить контакт. Соседи поведали, что отдыхали две недели, но на 10 день погода жутко испортилась, и они не знали, куда себя деть. Еще раз задумался о погоде на Нордкапе.

Рано утром пребываю в Питер. Встречаюсь с Сашей, иду в душ, грузим вещи в машину и отправляемся в сторону границы. Кроме вещей в багажнике пакеты с долго хранящейся едой, ибо путешествие обещает быть достаточно автономным.

Погода портится, начинается противный мелкий дождик, который постепенно перерастает в ливень. С шутками добираемся до границы, заправляемся дешевым русским бензином и отправляемся на пограничный контроль (переход Брусничное).

Русских проходим быстро и без лишних вопросов. И вот он – долгожданный дьютик! Вся соль дьютиков на границе с Финляндией в том, что купить ты можешь товары, только когда въезжаешь в Финку. На обратной дороге воспользоваться дьютиком нельзя, кругом заборы и знаки «Остановка запрещена». Видимо, сделано это по той причине, чтобы . Так что, если захотите чего-нибудь вкусненького или «вкусненького», лучше позаботиться об этом заранее))

Duty Free позади, подъезжаем к финнам.


Здесь-то и началась веселуха) У меня испанская мультивиза, у друга – финская, но однократная (ее дают быстро и с минимумом документов). Это напрягает погранцов (брони отелей у нас нет), и они начинают очень настойчиво интересоваться тем, кто мы такие и куда едем. Отстали только, когда мы рассказали про мыс Нордкап , про то, что у нас мало времени на поездку, и что у нас вдоль всего маршрута есть адреса кемпингов, где мы будем останавливаться. А сколько мы осилим в день – не знаем.

Финны полностью осмотрели нашу машину и отпустили с миром. Хорошо, что во время прохождения финской границы дождь закончился, и не пришлось мокнуть при досмотре. Поэтому, советую при поездке запастись максимумом бумаг, которые подтверждают цель пребывания, и говорят о том, что вам есть, где жить. Бронь-то можно отменить потом.

Забираем на север, сегодня наша конечная цель – Рованиеми , где расположена финская резиденция местного Деда Мороза — Йоллупукки . Я не первый раз оказываюсь в Финке за рулем. Но всегда поражает тот контраст, который видишь при пересечении границы. Сразу все становится чистым и аккуратным. Кажется, что даже елки в лесу растут как-то правильно.

Вдоль дорог очень много камер, даже в лесу. Особо никто не гоняет, ибо дорого. Да и нам особо гнать некуда. При неспешной езде меньше расход топлива (а оно здесь дорогое), да и усталость меньше.

Проезжаем Иматру , Парикаллу , Йоэнссу

Вдоль дороги встречается очень много ветряных мельниц. Глазеем на это чудо! Погода портится, опять заряжает ливень. Что удивительно – на дорогах очень много велосипедистов. Все они в дождевиках, и упрямо крутят педали, несмотря на дождь. Поразился стойкости этих людей. Грубо говоря, тебя смывает с дороги, машины окатывают водой с ног до головы, а ты все равно крутишь педали. Надо сказать, что путешествия на великах там достаточно популярны. Часто попадаются люди, по которым видно, что они в пути не первый день.

Вдоль дороги периодически попадаются площадки со столиками и туалетами. Все сделано очень цивильно. Мы периодически останавливаемся, чтобы размяться, поменяться за рулем или перекусить. Километры дороги постепенно исчезают под колесами.

Когда едешь строго на север, видишь, как начинает меняться природа. Густой лес с высокими деревьями все чаще сменяется редколесьем с многочисленными болотами и чахлой растительностью. Вокруг дороги множество озер, некоторые из них настолько огромны, что по ним плавают большие теплоходы. Постоянно вдоль дороги открываются красивые виды, которые так и хочется сфотографировать.

Дорога очень оживленная

Если честно, я не ожидал, что маршрут окажется настолько востребованным. На мыс Нордкап едут толпы туристов. Это могут быть кемперы, либо мотоциклисты, или же легковушка с домом на колесах на прицепе. Собирается народ со всей Европы.

Очень много итальянцев и немцев. Попадаются машины из Швейцарии, других стран Евросоюза. Пока крутили головами в разные стороны, нас обогнали байкеры из Словакии.

Постепенно въезжаем в Лапландию

Природа меняется основательно. Чувствуется, что она может быть очень сурова. Вдоль дорог начинают появляться олени. Они здесь промысловые животные, и гуляют свободно везде, как, например, у нас какие-нибудь собаки. Потом-то мы к их виду привыкли. Но первое появление оленей вдоль дороги вызвал бурный и детский восторг! Ведь точно, в сказку едем!

Поздним вечером добрались до Рованиеми , это столица Лапландии. На выезде из города в сторону Нордкапа расположилась местная достопримечательность – Деревня Санта-Клауса . Это целый туристический комплекс с разнообразной движухой, правда, он больше ориентирован на зиму.

Первыми, кого мы встретили в Деревне, оказались дядьки и тетьки из Хабаровска. Ох, блин. Как же вас туда занесло?) Они, кстати, просветили нас, что Йоллупукки переводится как «рождественский козел» . Сначала не поверили, но в интернете нашли подтверждение этому рассказу.

Было уже достаточно поздно, больше ехать никуда не хотелось. Арендовали домик прямо в Деревне. Очень, кстати, хорошее место. За 100 евро получили просторную половину дома, где свободно могут жить человек 5.

С телевизором, холодильником, нормальной кухней, микроволновкой, естественно, был душ и сауна. Больше всего доставила люстра, сделанная из оленьих рогов, которая висела под потолком. Сидя в сауне решили, что надо ввести в свой лексикон слово «бычить» относительно путешествий – то есть ехать очень долго куда-то без остановок. За день проехали более 900 км. Что ж, ложимся спать. Завтра бычим на мыс Нордкап .

Утро разбудило нас звуками стройки по соседству

Деревня активно строится к зимним праздникам, техники вокруг очень много. Мы отдохнули и даже благодарны такому будильнику, поэтому быстро завтракаем и идем осматривать деревню Санты . Место, надо сказать, очень хорошее.

Хотя здесь больше всего разных магазинов с сувенирами, чем всего остального. Из самого забавного – Почтовый офис Санты. Можно отправить оттуда открытку, и заказать, чтобы она была доставлена получателю прямо на Рождество или Новый Год. И много всякой развлекухи для детей, есть где полазить и поиграть.

А еще можно зайти в гости к Самому Санте, и эту встречу будут транслировать в инете, чтобы друзья и родственники это увидели. Еще раз повторюсь, что место заточено под зиму. Есть снегоходов, катание на оленях и собачьих упряжках.

А еще здесь проходит Полярный круг . Тоже интересная достопримечательность!

Если перейти дорогу и пойти в лес, то можно встретить тех самых собачек, на которых обычно все катаются зимой. Летом они живут в километре от деревни, сидят на цепи в будках. Мы их вычислили по звуку, настал час кормежки, и они очень громко требовали еды)

Добираться к ним страшновато. Тропинка идет через болото. На входе на деревянный настил табличка, что каждый идет туда на свой страх и риск . И действительно, вокруг настоящая трясина, мох и багульник.

Еще одно открытие – никто в лесу не собирает грибы и ягоды

Этого богатства вокруг просто завались. Насколько понял, ягоды собирают только в специальных местах промышленным способом, в магазинах продаются специальные комбайны. А все грибы финны считают ядовитыми.

Замечу, что особенно фанатеют местные от морошки. Вдоль дороги периодически попадают огромные муляжи этой ягоды. Каждый год проводятся фестивали, которые ей же посвящены. Кстати, на нашем севере (Мурманск, Архангельск) тоже любят морошку, но не столь фанатично.

Итак, пора выдвигаться дальше. Забрасываем свои вещи в машину, покупаем сувениры и выезжаем на север. Снова толпы туристов на дороге, иногда можно встретить соотечественников. Доезжаем до города Ивало , где заправляемся пока еще недорогим финским бензином. Недорогим, потому что до Норвегии не доехали.

Кстати, от Ивало до Мурманска всего 250 км ,

о чем недвусмысленно заявляет указатель на выезде из города. Перед Ивало нам попались самые красивые озера. Каменистые берега, чистейшая вода, сопки вдали. Что-то есть в этом завораживающее.

Пару раз останавливались, чтобы поглазеть на окружающую нас природу. Во время одной такой остановки познакомились с ребятами из Москвы. Они давно уже путешествуют. И могли бы ехать быстрее. Но у каждого на шее по зеркалке с телевиком. И они снимают вокруг все подряд как сумасшедшие.

Говорят, это уже стало мешать, никак не доедут до Нордкапа. Какое-то время мы ехали вместе, но они сразу же отстали, как только появилась новая смотровая площадка.

Последний отрезок перед норвежской границей – прямая дорога, по которой можно мчаться сломя голову. Камер уже давно не попадается. Чувствуется, что мы находимся где-то вдали от цивилизации. От нечего делать начинаю вертеть головой в разные стороны, сейчас я штурман и пассажир. Даже на скорости замечаю множество подосиновиков и подберезовиков. Подумал, что в России бы местные быстренько ободрали бы всю эту красоту и продавали бы ее вдоль дороги.

Вот мелькнула надпись TULLI на ближайшей к трассе постройке, потом появился мост через бурную реку.

Проскочили мост и оказались в Норвегии

Границы как таковой нет. Все пролетают ее на приличной для данной местности скорости и едут дальше. Мы же на радостях остановились размяться и обследовать близлежащие норвежские кусты.

Через 10 км нас ждал первый город со смешным названием Карасьок . И первое неприятное впечатление. Бензин стоил порядка 15 крон за литр 95! Чтобы получить цену в рублях, можно кроны умножить на 6. Решаем, что ехать спокойно намного выгодней. Экономишь на бензине и на штрафах.

Уже в Карасьоке бросается в глаза, что ты в другой стране. Вроде , но люди живут немного иначе, чем в Финляндии. Заметно меняется рельеф местности. Много сопок, периодически попадаются скалы. Очень много сельских домиков в долинах между сопками. Продвигаемся на север, природа поменялась еще более ощутимо.

Вокруг одни болота с карликовыми и корявыми березками. Дорога петляет по сопкам с большим перепадом высот. Сначала, кажется, что ты где-то глубоко внизу, а через 10 минут ты едешь уже почти в облаках, которые низко висят над землей. Но погода в этот день не очень вредная, и почти нет дождя. Правда, достаточно прохладно, и нам в машине приходится пользоваться печкой.

В какой-то момент горы расступились, и дорога пошла вниз. Немного погодя вдали появился рыбацкий городок Лаксельв , который расположен на берегу Ледовитого океана. Ну что, значит, уже скоро.

Городок мы проскочили очень быстро из-за его малого размера. Суровая красота вокруг, надо Вам сказать. Слева скалы, верхушки который уходят в облака. Справа океан, который при спокойной погоде кажется даже немного дружелюбным. Дорога вьется по берегу, повороты просто головокружительные. Приходится ехать очень осторожно.

И это не из-за опасений, что кто-то вылетит на встречку, потому что здесь все ездят по правилам. А из-за оленей. Они здесь повсюду. И выезжая из поворота, можно угодить в какого-нибудь рогатого. Еще в Рованиеми нам попалась статья про этих животных. Автор очень предостерегал нас, увещевал и просил быть осторожными.

Но больше всего умилила фраза, что если уж Вы сбили оленя, его надо умертвить, но забирать себе нельзя, а надо сдать властям.

Вот так осторожненько, без особых превышений скорости мы двигаемся дальше на север. Периодически открываются прекрасные виды, и иногда мы даже останавливаемся на них поглазеть и пофотографировать себя на их фоне.

Из растительности вокруг только невысокие кусты и мох. Деревьев что-то совсем не наблюдается. На улице холодрыга, которая особенно заметна, когда выходишь из теплой машины. Вдоль дороги начинают появляться каменные пирамидки. Насколько я понял, так местные жители пытаются защищать троллей от солнца.

Пирамидка нужна для того, чтобы в ее тени тролль мог спрятаться, иначе он окаменеет. Традицию подхватили приезжие, и эти пирамидки не строит только ленивый. Мы, надо сказать, оказались очень ленивыми.

пирамидка для тролля

Вдоль дороги начинают появляться огромные сооружения из досок

При ближайшем рассмотрении оказывается, что здесь сушат треску. Надо сказать, что запах может быть очень специфический. Потом вяленую треску в большинстве своем экспортируют. Отмечу, что эти сушилки можно встретить и на косогорах. Сидишь и думаешь, зачем они в такую даль тащат рыбу сушиться, когда можно и вдоль берега это делать, как остальные.

По пути нам встретилось несколько тоннелей. Самый длинный (почти 7 км) и страшный находится под водой и ведет на остров Магерейя . Чтобы подбодрить проезжающий народ, в тоннеле даже играет местное радио.

Сначала 3,5 км дорога идет резко вниз, потом также резко поднимается наверх. Когда я искал информацию о Нордкапе , многие писали, что проезд по этому тоннелю платный, нас же никто не останавливал и денег не просил. Видимо, в отдельно взятом месте наступает коммунизм.

Через несколько километров мы попадаем в небольшой городок Хоннингсвог . Это отправная точка для всех приезжающих на мыс Нордкап . Именно в этом городке есть заправки, хостелы и отели, магазины и кафешки. До мыса остается добрых 35-40 км, но дальше только тундра и пустота вокруг.

Уже поздно, и мы — уставшие, начинаем кататься вокруг в поисках жилья. В результате маркетингового исследования выяснили, что почти все в округе занято приезжими туристами. Свободных номеров или домиков очень мало.

Либо остались жутко дорогие варианты. Кстати, многие местные тоже сдают комнаты приезжим, но ценник от этого гуманней не становится. Свой выбор остановили на хостеле, оказалось, что это заведение из обширной европейской сети, и у Сашки даже была членская карточка.

Правда, при ближайшем рассмотрении оказалось, что карта просрочена, и со скидкой мы обломались. За приблизительно те же 100 евро получаем двухместную комнату с раковиной, туалет и душ на этаже. Мда, Норвегия – дорогая страна.

Вспоминаем свой коттедж в Рованиеми . И даже водопадик за окном хостела не может исправить ситуацию. Идем пить чай в местную столовку, где разговорились с поляком, который неплохо разумеет по-русски. Рассказал нам, что давно тут уже работает.

Вокруг полярный день, мы пытаемся уснуть. Это удается только после того, как мы наглухо зашторили окно, прямо под которым паслись ставшие уже привычными олени.

Разница во времени России и Норвегии – 2 часа

Поэтому вскакиваем рано, завтракаем и выдвигаемся на мыс Нордкап . Дорога, извиваясь, постепенно поднимается вверх. И в один прекрасный момент мы въезжаем в облака. Никогда не думал, что они могут так низко висеть над землей. Продвигаемся, крадучись. Включены все противотуманки. Кажется, что само время замедлило свой ход и течет вязко и лениво. Иногда попадаются встречные, но очень мало.

Вскоре на дороге возникает какой-то домик. Оказывается, мы уже на месте, а это въезд на территорию туристического центра мыса Нордкап в Норвегии . В тягучем молоке передвигаемся по стоянке, паркуемся и выходим из машины. Мама дорогая! Какой холод!

Но мы готовились. Из сумок достаются теплые куртки, которые пришлось застегнуть на все молнии и пуговицы. Ветрено и до сих пор ничего не видно. В душе борются два чувства – победы и разочарования. Победы – что наконец-то осилили, смогли, доехали. Разочарования – от того, что вообще ничего не видно из-за этого тумана.

Радует, что часть туристического центра открыта уже с 7 утра. Можно зайти внутрь и погреться. Как потом выяснилось, центр целиком начинает работать с 11 утра. Именно тогда открываются все магазинчики, экспозиции, начинает работать местный кинотеатр, и начинают брать плату за въезд на территорию центра. А это по 1500 рублей с человека. Для туриста все просто: приехал рано – сэкономил. Во всяком случае, у нас никто никаких входных билетом не требовал.

Пока туман не рассеялся, пошли бродить по туристическому центру. Масштаб впечатляет. Один этаж над землей, и несколько этажей под землей. Вернее, этажи ниже первого сделаны в гранитной скале. Строителям пришлось постараться.

На нижних этажах находятся различные выставки. Это и экспозиция, посвященная местным птицам, которые во множестве гнездятся летом на скалах. Даже есть специальная экскурсия на птичьи базары. Это и огромный стенд, посвященный Второй Мировой.

Именно тогда мимо Нордкапа ходили конвои в Мурманск и Архангельск, а в северных морях разыгрывались нешуточные сражения.

Есть экспозиции, связанные с историей Нордкапа и известными личностями, которые его посетили. В 1907 году здесь побывал даже король . Есть небольшая часовенка для страждущих. Впечатлил местный кинотеатр, где крутят снятый Норвежским Институтом Кинематографии фильм о Нордкапе . Съемки очень масштабны и затрагивают все нюансы жизни и все времена года в этом месте.

Для тех, кому интересно обозреть окрестности, по этому адресу можно подключиться к веб-камере Нордкапа , расположенной на крыше центра: http://nordkapp.livecam360.com/

Будучи в Нордкапе вспоминаешь про Мурманск

Пока изучали центр и грелись, ветер разогнал туман, мешавший осмотреть все вокруг

И вот тут-то нашем взгляду открылась величественная красота этого места. Пришло понимание, что я не зря стремился сюда, что это моя красота, и я могу созерцать ее сколько угодно долго. И даже толпа, которая фотографируется у железного глобуса – символа Нордкапа , не может помешать.

Железный глобус - символ мыса Нордкап

Рядом с центром находится памятник, у которого очень интересная история. Еще в 1988 году году семеро детей из СССР, США, Танзании, Италии, Таиланда и Бразилии собрались на Нордкапе , где в течение месяца создали памятник «Дитя мира». Семь огромных, в человеческий рост медальонов символизируют дружбу и единение всех людей планеты, и посвящены Миру на Земле.

памятник на Нордкапе (фото)

Все, галочка поставлена, выдвигаемся обратно, объезжая гуляющих по дороге оленей. Погода устанавливается теплая и ясная, что нехарактерно для данных мест. Озвучиваю зудевшую в голове мысль: «А не искупаться ли нам в Северном Ледовитом?»

Еще на утром приметил нормальный заход, ибо везде камни, и просто так даже спуститься к воде сложно. Сказано – сделано. Тормозим у того самого места. Одеваем плавки, теплые куртки, шлепанцы и делаем заплыв. Лица из проезжающих машин говорили нам, что нас считают сумасшедшими.

Водичка, конечно, прохладная, очень даже бодрит. Но схожее ощущение у меня было в мае, когда я в Испании пытался залезть в море. Поплескавшись, закинули полотенца сохнуть на заднее сидение и двинулись дальше.

Снова тот самый длиннющий тоннель под океаном, на этот раз мы его пролетели одним махом. После обеда день разгулялся, стало очень солнечно. И мы на обратном пути старались впитывать атмосферу этих мест. Запоминали домики, которые казались игрушечными, когда они на другой стороне фьорда. Запоминали окружавшую нас природу – такую суровую и неприветливую, но в то же время невообразимо прекрасную. Запоминали океан, который отражал солнечные лучи.

Бензин был практически на нуле, пришлось немного заправиться в Норвегии по космическим ценам. На АЗС заехала Тойота, водитель пошел расплачиваться. А мы глазели на то, как норвежцы ездят на рыбалку. Удочки здесь очень прочные и длинные, перевозят их снаружи машины, закрепляя с помощью специальных присосок. Очень необычно, если честно!

Заскочили в музей местной народности – саамов. Побродили по территории, посмотрели на постройки, собранные со всей страны. Радует, что люди так бережно относятся к своей истории.

Остаток дня провели в дороге и даже успели вернуться в Финляндию через тот самый мост

Ближе к вечеру нам снова повстречался очень интересный персонаж. В начале статьи я рассказывал про путешествующих велосипедистов. Так вот, по дороге на мыс Нордкап мы обогнали седого, как снег, дедушку. Он упрямо крутил педали своего велика, сзади катилась небольшая тележка с вещами.

Самое необычное было в том, что к тележке был прикреплен маленький флажок, не то Австралии, не то Новой Зеландии. И вот на обратном пути нам этот дедуля повстречался. Прониклись, если честно. И про себя пожелали ему добраться до Нордкапа без приключений.

Вечер близился, и мы решили найти себе ночлег. На этот раз без шика. Насмотрелись, что многие путешественники просто ставят палатки вдоль дороги и не парятся. Ехали в сторону Рованиеми , я смотрел на карту.

Увидели знакомый указатель, адрес этого кемпинга был у нас в бумагах. На всякий пожарный заехали узнать, что там и как. Место понравилось. За установку палатки (у нас была с собой) просили 22 евро, за летний домик – 30. Погода была переменчива в тот день. Возиться с утра с промокшей палаткой в случае пошедшего ночью дождика совершенно не хотелось. Решились на домик. И не пожалели ни разу.

Кемпинг организован очень разумно

Есть расчищенные места под палатку, табличками они все помечены. Чуть подальше разбросаны домики. По сути, это такой сарайчик, где есть свет, а возле крыльца выведен кран с водой. Между домиками есть стоянки для кемперов – домов на колесах.

На каждой такой стояночке тоже есть кран и электрическая розетка. Рядом под навесом место для костра, жечь огонь абы где не позволяется. И еще чуть поодаль хозблок, где расположены душевые, туалеты, кухня и прачечная. Всем этим свободно можно пользоваться. Ну и конечно, есть хорошие дома, где уже внутри свет, душевая и сауна. Стоят такие апартаменты те же 100 евро в сутки.

Кругом лес, в метре от домика растет черника и голубика. Чуть дальше нашли сыроежки и подосиновики. Пожалел, что в такое грибное время я всего лишь проездом. В 50 метра от нашего нового обиталища озеро. Вода чистейшая, конечно, воспользовались случаем еще раз окунуться. Чуть поодаль на берегу стояла банька, из которой периодически выбегали краснющие мужики и, довольно фыркая, заныривали в облака, которые отражались на водной глади.

Придя с озера, поборолись немного с замком на входной двери. Он никак не хотел открываться. Я – инженер, Саша – автомеханик, в машине нашлись инструменты. Через 15 минут все работало как часы. Мы укрылись спальниками и вырубились.

Утром организовали себе завтрак из скудных запасов, которые еще оставались в машине. В закопченном чайнике на плите вскипятили воду. Чай получился вкусным. Сразу после трапезы выезжаем и в обед мы уже в Рованиеми .

Заезжаем на заправку, чтобы пообедать

Если населенный пункт – не откровенная деревня, там можно встретить хорошую АЗС с кафе, магазином, и иногда даже мойкой. В кафе, как правильно, встречается нормальная еда (первое, второе, компот), а в магазине – много полезных мелочей, часто бывают торговые точки типа небольших супермаркетов.

Нормально пообедав, мы уперлись взглядами в карту. Где-то поблизости от Рованиеми на обратном пути должен быть интересный фестиваль. И вдруг Саша предлагает поехать в Хельсинки . А что, время позволяет. Меняем маршрут и через Оулу выезжаем на берег Финского залива.

Дорога немного идет вдоль моря и уходит вглубь страны. Пейзажи достаточно однообразные. Леса, поля, деревни. Снова стало появляться много камер вдоль дорог. Едем спокойно и по правилам. В планах – добраться до Юваскюля

Вечереет, я вбиваю в навигатор адрес. В конце концов умный прибор заводит нас в какой-то жилой массив уже в самом Юваскюля . По адресу оказывается какая-то спортивная школа, на футбольном поле которой мирно пасутся зайцы. Что ж, с экологией здесь все в порядке. Вот только к ночевке мы от этого ближе не стали. Выдвигаемся в сторону Хельсинки . Находим кемпинг у дороги. Но там ни души, свет нигде не горит. Куда податься, чтобы не нажить неприятностей, не понятно. Решаем ехать, пока едется.

Я был целый день за рулем. Занимаю место пассажира, потому что стал засыпать. Машину ведет Сашка. Сразу вырубаюсь, просыпаюсь через какое-то время. Спрашиваю, где мы? Слышу в ответ, что где-то уже почти в Хельсинки. Похоже, я проспал несколько часов. Время где-то 4 утра, мы все едем. Замечаю, что у нас горит лампа резерва топлива. Хм, интересно, а давно? В ответ слышу, что почти 40 км, и заправок по дороге что-то не попадается. А обычный резерв где-то километров на 50. Перспектива обсохнуть на окружной Хельсинки совсем не радует. В навигаторе нахожу ближайшую АЗС, и покружив по жилым кварталам, мы наконец-то к ней выезжаем.

С трудом боремся со сном. Выезжаем с заправки, и паркуемся на ближайшей улице. Через 10 минут мы уже спали. Утром нас разбудил проезжающий автобус. Город начинал жить своей жизнью. Люди спешили на работу. А мы не совсем верили, что совершили такой марш-бросок. Вернулись на ту же заправку, благо там было нормальное кафе и можно было хорошо позавтракать.

Полдня побродили по центру Хельсинки

Посмотрели на Кафедральный Собор и памятник Александру II , побродили по порту, поглазев на различные яхты и красивейший парусник. Вышли к православному Успенскому собору , а оттуда к Рыночной площади , где продается множество всяких сувениров. Рядом с сувенирами купили лоток с огромной голубикой, которую тут же съели. Пошатались по различным магазинам, коих в центре Хельсинки

Дорога между столицей Финляндии и пограничным переходом Торфяновка реконструируется. Масштабы впечатляют. Ведутся взрывные работы, очень много хорошей строительной техники, все рабочие в касках и красивой униформе. Все как на картинке.

Саму границу прошли без приключений и въехали в Российскую Федерацию. Не знаю, что меняется после въезда в нашу страну, но соотечественники начинают носиться по дороге как угорелые, выжимая максимум из своих автомобилей. В кюветах лежать грузовики. Вдоль дороги бабы ведрами продают грибы и ягоды. Где-то под Выборгом попали на реконструкцию моста. Работяги в растянутых грязных майках, замызганных шортах и шлепанцах на босу ногу после финских дорожников вызывали тоску. Ну все, кажись, мы на Родине.

К вечеру были в Питере

Отмылись, немного отлежались. И поехали смотреть на развод мостов. Сие действо я видел в первый раз в жизни. Понравилось. В Питере это похоже на какой-то спорт – глазеть на то, как две половинки моста уезжают вверх. Собираются толпы народа, еще по реке на катерах привозят туристов. Все фотографируют и оживленно комментируют происходящее.

На следующий день – прогулка по рекам и каналам, и вечером поезд домой. Да, похоже, эту поездку я никогда не забуду.


И в окончании статьи мои советы тем, кто собрался на мыс Нордкап в Норвегии на машине (основаны на собственном опыте):

1. Хороший навигатор со свежими картами очень полезен. Не поленитесь завести себе такой. Я использую Гармин. Но Вы вольны выбрать то, что подойдет Вам.

2. Запас денег никогда не бывает лишним. Хотя современные автомобили достаточно надежны, лучше быть финансово готовыми к различным форс-мажорам. Хотя на всю поездку я потратил 16-17 тысяч рублей, не считая билетов на поезд, запас я держал при себе на нескольких карточках. Большая часть денег за поездку ушла за бензин. В основном, заправлялись в Финке по 1,65-1,67 евро за литр 95-го.

3. Исправный автомобиль – обязательно проверить перед дорогой.

4. Проложить маршрут и посмотреть, где можно заночевать. Иметь бумаги для предъявления на границе. Толковый сайт по кемпингам http://ru.campingcompass.com/ , ну и про букинг тоже помните.

5. Меняться за рулем через пару часов . Это позволяет размяться и взбодриться. Меньше усталость.

6. Разговаривать друг с другом , это не позволяет засыпать.

7. Иметь сухой паек на случай ночевки в незнакомом месте, помогает хорошо сэкономить.

8. Соблюдать скоростной режим и правила – из-за неоплаченных штрафов могут быть неприятности на границе. Да и лишний раз дискредитировать нас, россиян, не стоит.

9. Иметь на всякий случай палатку и спальники , они занимают мало места. Но позволят при случае сэкономить.

10. Определить для себя приоритет – быстрое передвижение и мало фото, либо наоборот. Если честно, не советовал бы гнать, так, как это делали мы. Просто у нас было очень сильное ограничение по времени.

11. Сотовая связь – иметь достаточно денег на счете в роуминге, либо закупить местные сим-карты, если есть такая необходимость. Очень полезно иметь автомобильное ЗУ и . Неизвестно, когда придется заряжать телефон.

Редакция приключенческого проекта благодарит Дмитрия Комолова (Рязань, Россия) за данную статью.
Фотографии - автора. Орфография, стиль и пунктуация - полностью сохранена.

Место, в котором находится мыс Нордкап - страна Норвегия. Он расположен в ее северной части, на острове Магере. Его высота достигает 307 метров. Мыс Нордкап в Норвегии часто называют Однако такое мнение является неверным, так как существуют и более северные острова, например, Шпицберген.

Однако от этого впечатления туристов от близости к Северному полюсу не становятся менее яркими. По свидетельству многих, путешествие на Нордкап в Норвегию - мероприятие весьма захватывающее. Информация о нем и будет представлена в нашей статье.

Общие сведения

Нордкап в Норвегии - это участок на большой гранитной скале. Она расколота трещинами, образующими три выступа. Тот, что находится посередине, самый большой, - это и есть Нордкап. Его верхняя часть является плоской, покрытой каменистой тундрой, с находящимися здесь небольшими озерами. Самый близкий к мысу порт - маленький городок Хоннингсвог, где живут рыбаки.

Нордкап в переводе с норвежского означает «северный мыс», поэтому слово мыс при его упоминании можно не употреблять. Солнце в этой местности не заходит в любое время суток в период с конца мая по конец июля. Поэтому у туристов большой популярностью пользуется комплекс на горе, откуда можно любоваться природой скандинавской земли. Координаты мыса Нордкап в Норвегии - 71 градус северной широты и 25 градусов восточной долготы. Его омывают воды северного Ледовитого и Атлантического океанов.

Сегодня добраться до этих мест не составляет труда. Каждый год за лето сюда приезжают приблизительно 200 тысяч туристов. На мысе расположился информационный центр под названием North Cape Hall, в котором проводятся круглогодичные выставки. А также находится часовня Святого Юханнеса, самая северная из экуменических (идеология единства всех христиан), в ней часто проводят свадьбы.

Немного истории

Название мысу было дано в 1553 году Ричардом Ченслером, английским исследователем. Тогда он прошел рядом с ним, ища Северный проход. В дальнейшем на мысе побывали многие исследователи, которые взбирались на плато по скале. Первый турист появился на плато в 1664 году. Это был Франческо Негри, итальянский священник.

Самые известные из посетителей, это - Оскар II, король Норвегии (1973 г.) и Чулалонгкорн, король Таиланда (1907 г.). Сегодня это популярное туристическое место со смотровой площадкой.

Недалеко от него в 1943 году происходило сражение между германским и британским флотом - так называемый бой у Нордкапа. Будучи победителем в этой битве, Брюс Фрэйзер, британский адмирал, был награжден титулом барона Нордкапского.

Мыс, омываемый Гольфстримом

Норвежское море, омывающее Нордкап в Норвегии, является незамерзающим, что характерно даже для дней с самыми лютыми морозами. Это происходит благодаря теплым водам течения Гольфстрим, проходящего около скандинавских берегов. Мыс выступает над водой в виде гигантских скал, светясь в лучах полярного летнего солнца. В небе над ним парят многочисленные птичьи стаи.

На берегу обитают тысячи и тысячи таких птиц, таких, как гаги, кайры, чайки, выводящие потомство среди утесов. Жители здешних мест, лазая по скалам, достают из гнезд яйца и теплый пух. Когда туристы останавливаются на краю мыса Нордкап в Норвегии, дальше их находится только суровая Арктика.

Как добраться на машине

Чтобы добраться до Нордкапа в Норвегии, хорошим выбором будет обращение в одну из многочисленных туристических фирм, которые организуют экскурсии в эту точку. Когда планируется самостоятельное путешествие, необходимо будет сначала оказаться в самой близкой к мысу деревне - Хоннингсвог.

Там можно сесть на автобус или же продолжать движение на автомобиле. Проезд к мысу является платным. Эта сумма уже включена в стоимость автобусного билета. Тем, кто хочет ехать на машине, нужно будет заплатить деньги, притормозив у шлагбаума, который преграждает путь на мыс. Бесплатным будет пешая прогулка или велосипедная поездка.

Из Мурманска

Мыс Нордкап - это одно из немногих мест, в которые можно добраться за два-три дня из города Мурманска. Можно запланировать один ночлег, но тем, кто хочет полюбоваться северной Норвегией не только из окна автомобиля, лучше всего выделять три полноценных дня для путешествия.

Между Мурманском и мысом Нордкап расстояние - примерно 800 километров. На интернет-картах оптимальный маршрут проложен через Ивало - поселок, находящийся в провинции Лаппи в Финляндии. Однако финской трассе можно предпочесть извилистые дороги Норвегии, при этом разница в расстоянии не будет существенной.

Независимо от того, осуществляется путешествие на автомашине, мотоцикле или в домике на колесах, на любом из этих видов транспорта можно добраться до Нордкапа в Норвегии, где заканчивается трасса Е69. На одном из отрезков пути находится туннель, проходящий над морем и находящийся на глубине 212 метров.

Другим транспортом

Кроме этого, доехать до места можно и следующим образом:

  • По морю. Дважды в день в порт Хоннингсвога заходят лайнеры известной компании «Хуртирутен». Для их пассажиров во время остановки организуется экскурсия на мыс Нордкап.
  • На самолете. В 32 километрах от мыса находится ближайший аэропорт в городке Хоннингсвог.
  • На автобусе. Этим видом транспорта можно доехать из двух аэропортов, первый из которых Лаксэльв (за 3 часа), второй - Альты (за 3-4 часа).

Где остановиться?

Как правило, ночлег на Нордкапе планируется туристами на одну-две ночи. При этом важно найти недорогой и уютный отель поближе к мысу. Рассмотрим некоторые из них.

  • Scandic Bryggen. Это лучшая трехзвездочная гостиница Нордкапа в Норвегии, в городке Хоннингсвог, который находится близко от порта. Она представляет собой полноценные «3 звезды», характерные для Скандинавии. Здесь очень вкусные завтраки, в которые входят, например, домашний хлеб, красная рыба, норвежская селедка. Всего имеется 42 номера, которые трудно представить себе свободными, особенно в летнюю пору. Цена размещения начинается от 8,5 тысячи рублей.
  • Nordkapp Turisthotell. Находится на наиболее близком расстоянии от мыса. От отеля до скалы Киркепортен, с которой открывается лучший вид на Нордкап, всего 20 минут ходу. В каждом из номеров имеются удобные кровати, есть душ и прочие необходимые удобства. Для автопутешественников есть бесплатная парковка. Эта гостиница представляет собой комплекс из нескольких домиков.
  • Nordkapp Vandrerhjem Hostel. Это современный хостел, состоящий из двух просторных кухонь, двух залов с телевизорами и зон отдыха. Туристов кормят вкусными, сытными скандинавскими завтраками. От городка Хоннингсвога, где и расположился этот объект, до Нордкапа нужно ехать около получаса. Стоимость одного койко-места начинается от 4 тысяч рублей.
  • Kirkeporten Camping. Этот кемпинг находится в Скарсваге - самой северной норвежской деревне. Помимо экскурсии на Нордкап, здесь предлагается множество развлечений в виде рыбалки, дайвинга, дегустации блюд норвежской кухни, пеших походов, отдыха и наблюдения за полуночным солнцем.
  • Nordkapp Camping. Заселение в данном кемпинге представляет собой с самый экономичный вариант, какой можно найти в районе Нордкапа. Цены сильно зависят от даты заезда. Располагается кемпинг между пунктами Хоннингсвог и Скарсваг. Его окружают великолепные северные пейзажи. Для тех, кто путешествует на автомашине, он подойдет более всего.

Что можно посмотреть?

Конечно, по большому счету, основной достопримечательностью здешних мест являются сам мыс и океан. И конечно, открывающиеся неповторимые виды и любование незаходящим солнцем в летние месяцы. Но есть и другие достопримечательности Нордкапа в Норвегии, сотворенные руками человека. К ним относятся:

  • Монумент, символизирующий единение всех народов и стран, представляющий собой макет в виде земного шара, который стоит на смотровой площадке. Именно у его подножия делаются наиболее запоминающиеся туристам фото в Нордкапе (Норвегия).

  • Монумент «Дети земли», или «Дети мира». Он заложен в 1989 году семью ребятами, приехавшими из разных уголков мира, и символизирует дружбу, надежду, счастье и сотрудничество.
  • Туристический центр, который по большей части находится под землей. Здесь есть музей, кинотеатр, кафе, бар, сувенирные лавки, почта, откуда можно отослать домой открытку с имеющимся на ней штампом Нордкапа.

Рассмотрим указанные достопримечательности несколько подробнее.

Кульминационная точка

Монумент, посвященный единению стран и народов мира, находится в центре смотровой площадки и является кульминационной точкой туристического маршрута, охватывающего эту северную точку Европы. Красоту момента, когда даже скептически настроенные люди ощущают настроение всеобщего единения, не портит даже леденящий ветер, продолжающий дуть и в середине лета. Вокруг видны светящиеся от улыбок лица японцев, немцев, китайцев, итальянцев, русских, американцев, которые понимают друг друга без всяких слов.

Монумент мира

Монумент «Дети земли» представляет собой скульптуру из стоящих рядом и касающихся друг друга фигур мальчика и женщины. Мальчик указывает на семь медальонов, которые расположены вокруг них. На каждом медальоне виднеется оттиск детского рисунка и слово «мир», написанное на разных языках. Памятник сам по себе очень впечатляет, а находясь «на краю земли», на фоне сурового северного пейзажа, и вовсе производит неизгладимое впечатление.

Туристический центр на Нордкапе стал культовой норвежской достопримечательностью. Он на несколько этажей спускается под землю, что продиктовано заботой норвежцев об окружающих природных видах. Во время наступления белых ночей здесь особенно многолюдно.

У гостей есть возможность посетить кинозал на 250 мест, купить сувениры, увидеть экспозицию, которая посвящена первым путешественникам на Нордкап (Норвегия), поселиться в отель для молодоженов, а также согреться и отдохнуть от нескончаемого ветра. У главного входа в комплекс под названием «Нордкап» находится мемориал, посвященный королю Оскару II, который в 1873 году посетил это место на севере своих владений.

В кинотеатре можно просмотреть проморолики с видами Норвегии, которые производят сильное впечатление. В центре, по желанию, выдается документ, который свидетельствует о посещении мыса. В Гроттен-баре можно побаловать себя бокалом шампанского, закусив его икрой из лосося.

Освещение помещения - это огонь от неярких свечей, что создает здесь таинственную обстановку. Это связано с традицией, которая называется «Впустить полуночное солнце». В полночь жалюзи на окнах открываются, что сопровождается бодрыми возгласами «троллей», которые начинают бегать по залу, предваряя кульминацию ожидаемого события. И тут перед изумленными взорами туристов открывается волшебное зрелище - полярное солнце. Однако здесь есть один минус, так как гостям может не повезти из-за того, что солнце может скрыть густая пелена облаков.

Нордкап: рыбалка в Норвегии

Благодаря активным рекламным кампаниям, спрос на туры в Северную Норвегию продолжает расти. Это касается, в частности, и мыса Нордкап, который славится своей трофейной рыбалкой. Вдоль побережья разбито множество рыболовных лагерей. Особенно популярным является размещение в традиционных домах на сваях, называемых «рорбю». Среди выловленных рыб значатся:

  • Палтус - вес 10-30 кг (рекордный экземпляр весом больше, чем 150 кг, пойман на обыкновенный морской спиннинг).
  • Треска - вес 20 кг.
  • Морской окунь.
  • Морской черт.
  • Треска.
  • Зубатка.
  • Сайда.

Чтобы рыбалка превратилась в необычайное приключение, можно отправиться в открытое море, наняв шхуну с местным гидом и шкипером. Существует возможность побывать не только на глубоководной рыбалке, но и на охоте на королевского краба. В этих местах он часто достигает веса 8 кг, что считается средним размером. Но встречаются также и особи в 15 кг. На множестве больших и малых озер, имеющихся здесь в Заполярье, организуется и рыбалка на гольца, на которую отправляются на квадроциклах.