Политические системы мира типология политических систем. Современные политические системы

Раздел 1. Общая экономико-географическая характеристика мира

Тема 1. Политическая карта мира

В современной социально-экономической географии не существует устоявшейся типологии стран мира по уровню социально-экономического развития. Все предложенные типологии являются условными, поскольку положенные в основу любой из них критерии выбираются в основном на усмотрение автора. Тем временем те или иные ты пології необходимые для анализа и сравнение социально-экономического развития стран. И определенную типологию выбирают в зависимости от задач, которые ставятся во время изучения и исследования страны. Предложите собственную типологию стран мира.

ОБОБЩЕНИЕ

Политическая система - это совокупность норм, которые определяют права и обязанности государства и общественных объединений и регулирующих их взаимоотношения.

Главные типы политических режимов - демократический, авторитарный и тоталитарный. Экономическая система является способом экономической жизни; основные экономические системы - рыночная, плановая и переходная (от плановой экономики к рыночной).

Различают три основные типы стран современного мира: экономически развитые страны, страны переходного типа экономики и страны, что развиваются.

По признанию многих зарубежных и российских политологов в настоящее время основной тенденцией изменения политических систем является их демократизация. Один из авторов теории «третьей волны демократизации» С. Хантингтон считает, что первая (1820–1926) и вторая (1942–1962) волны, приведшие к становлению демократических систем, соответственно, в 29 и 36 странах, закончилась своеобразными отливами, во время которых, в одном случае 6, в другом – 12 политических систем вернулись к авторитаризму. «Третья волна» демократизации, по мнению С. Хантингтона началась в 1975 г. и продолжается и в XXI в. За это время перешли от авторитаризма к демократии Греция, Португалия, Испания, Доминиканская республика, Гондурас, Перу, Турция, Филиппины, Южная Корея, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Болгария, Россия, Украина и др. По мнению исследовательского центра «Дом свободы» (США) в 1996 г. из 191 страны мира 76 были демократическими, 62 – частично демократическими и 53 – недемократическими; в 1986 эти цифры составляли, соответственно, 56, 56, 55 (всего 167 стран). Следует отметить, что переход к демократии (политическая реформа) не всегда автоматически ведет к экономическому процветанию и повышению жизненного уровня, а, следовательно, и оценке населением тех преимуществ, которые несет демократия. С экономическими трудностями в условиях модернизации сталкиваются многие страны Азии, Латинской Америки, Африки, Восточной Европы, в том числе и СНГ. Ориентация на ускоренный экономический рост резко увеличивает неравенство в обществе и ослабляет демократию. Это требует от политиков определенных усилий по консолидации общества, укреплению политических институтов.

Исходя из сказанного, политические системы можно подразделить на демократические, переходные к демократии (в стадии демократизации или консолидации) и недемократические или тоталитарные.

7.1. Различия современных политических систем по принципу формирования правительства

продолжение

Комментарии

Кроме вышесказанного, политические системы различаются еще по формам правления и государственному устройству Различия по форме правления практически не оказывают воздействие на структуру и режим политической системы. Действительно, политические структуры с монархической формой правления, например, Норвегии, Дании, Швеции мало чем отличаются от политической системы республиканской Финляндии.

Гораздо большее воздействие оказывает принцип формирования правительства. По этому критерию политические системы подразделяются на парламентские республики или монархии и президентские республики, о различиях их функционирования дает представление схема 7.1.

7.2. Различия современных политических систем по принципу государственно-территориального устройства

продолжение

Комментарии

Большое значение для структуры и функционирования политической системы общества имеет также государственно-территориальное устройство (см. схему 7.2). В федеральном государстве избирается, как правило, двухпалатный парламент, так как одна из палат (обычно нижняя) представляет групповые интересы населения, а другая (верхняя) – интересы субъектов федерации (штатов, земель, республик, провинций). Хотя в некоторых унитарных государствах также существуют двухпалатные парламенты (например, Италия, Франция), но это является скорее исключением, чем правилом и объясняется не необходимостью учитывать интересы субъектов федерации, а влиянием исторической традиции, других причин. Конфедеративное государственно-территориальное устройство кроме государственных институтов обуславливает функционирование еще и союзных (конфедеративных) органов.

Итак, современные политические системы различаются по структуре и функционированию (режимам), форме правления и по государственно-территориальному устройству.

Главным документом, характеризующим политическую систему страны, является конституция. Кроме того, для анализа политической системы важное значение имеют такие основополагающие законы о политической сфере общества, как закон о выборах, закон о политических партиях (общественных организациях), закон о средствах массовой информации и др. Хотя не во всех странах считают необходимым принятие таких законов, а руководствуются конституционными правами и свободами человека, политическими традициями, нормами международного права (например, США). В других странах наоборот, имея веками наработанные законы, традиции, исторические прецеденты, не считают необходимым принимать целостный документ – конституцию, считая, что ее составляют отдельные законы, все нормы и традиции сложившиеся в политической сфере общества (например, Великобритания).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра социальных наук, педагогики и права

Контрольная работа по политологии

Тема № 18. Политические системы различных стран мира (на примере Великобритании).

Выполнила студентка

Учебной группы

Контрольную работу Допущенак защите

Проверил _______________ ___________________

Контрольная работа

Зачтена _________________

Калининград
2009г.

Введение………………………………………………………………………..3
1. Тип, сущность и структура политической системы страны…………….4
2. Государство в политической системе, способ его формирования и функции……………………………………………………………………..6
3. Место и рольполитических партий и других субъектов политической системы……………………………………………………………………..9
4. Региональная власть и местное самоуправление страны……………....11
Заключение…………………………………………………………………...13
Список использованных источников……………………………………….14

Введение

Политическая система общества - организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политическихсубъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом. (см. : Манов Г. Н. Государство и политическая организация общества. - М.: Изд-во “Наука”, 2004. – 25 с.)

Великобритания - страна без конституции. Порядок выборов, формирования правительства, а также прав и обязанностей граждан определяется многочисленными законами и указами. Существует черновой вариант конституции,который должен заменить этот свод законов, но до окончательного претворения его в жизнь пройдет еще много времени, потому что нет единого мнения о существующей "неписаной" конституции и о том, надо ли ее изменять. Официальной конституции в Великобритании нет, ее можно собрать по кусочкам из конвенций и законодательных актов. В акте, известном под именем "Билль о правах" (1686 г.), идет речь о монаршихпривилегиях и правах наследования престола. Законы, конечно, покрывают большую часть прав человека, но парламент имеет право принимать новые законы и изменять любой из уже существующих. Нет четко ограниченной разницы между "частным" и "общественным" правом. Любой человек может подать в суд на государство или орган местного управления, чтобы защитить свои законные права и получить компенсацию запричиненный ущерб. Законы не кодифицированы, и суды придерживаются их буквального толкования во время судебных разбирательств. Ратификация договора или международной конвенции не делает их частью внутренней правовой системы. При необходимости государство изменяет государственные законы так, чтобы они соответствовали принятой конвенции.

1. Тип, сущность и структура политической системы ВеликобританииВ Великобритании не существует Конституции как единого законодательного акта, закрепляющего основы государственного строя. Правовая система функционирует на основе неписанной конституции, составленной из норм статутного права (наиболее важные среди них – Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., закон о престолонаследии 1701 г., законы о парламенте 1911 и 1949 гг.), норм общего праваи норм, представляющих собой конституционные обычаи. (см.: Каменская Г.В. Политические системы современности/ Г.В.Каменская, А.Н.Родионов. – М., 2005. – 219 с.).
Британское право состоит из общего права (common law), писаного права (statute law) и конвенций. Конвенции - это правила и обычаи, которые не имеют законной силы, но считаются абсолютно необходимыми в работе правительства. Многие изконвенций остались после исторических событий, повлиявших на формирование современной системы правительства.

Законодательная власть принадлежит двухпалатному Парламенту. Полномочиями он по Закону о Парламенте 1911 г. наделяется на срок не более 5 лет. Нижняя палата общин избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной системе. В ее состав входит 650...

§ 5. Политические и экономические системы стран

1. Вспомните, какие страны мира имеют наибольшую площадь территории, а также наибольшее количество населения.

2. Что означает такой показатель, как валовой внутренний продукт?

Общество, объединенное в государство, функционирует в рамках определенных политической и экономической систем. От того, в каком правовом и экономическом поле развивается государство в значительной степени зависят условия жизни населения, уровень социально-экономического развития, ее авторитет на международной арене.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. Политической системы общества называют совокупность отношений политических субъектов, которые связаны с характером власти и управления обществом, организованные на единой нормативно-ценностной основе. Наработанный на протяжении тысячелетий опыт политического взаимодействия в рамках государства сформировался в несколько основных систем В мировом масштабе доминирующей политической системой является демократия.

Демократия - Это форма правления в государстве, основанная на признании народа источником власти. Демократическая форма правления сформировалась еще в Древней Греции. Но в то время рабов и чужестранцев не включали в граждан, то есть к народу страны. То же самое касается и некоторых средневековых государств, которые назывались демократиями, но при этом достаточно большую часть общества не относили к народу, представители которого имели право голоса. Поэтому часто употребляются такие понятия, как "рабовладельческая демократия", "Феодальная демократия", "буржуазная демократия", "Социалистическая демократия" и т.п.

В современном мире достаточно часто смешиваются понятия "демократии" (народовластие) с ее конкретным проявлением - формой государственной власти, ныне наиболее распространенной в странах с рыночной и смешанной экономикой, в частности в США и странах Западной Европы. Главными признакам демократического всевластия является выборность органов власти, разделение государственной власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, подчинение меньшинства большинства, защита прав меньшинства, наличие политических прав и свобод.

Теократия - Форма государственного правления, при которой политическая власть принадлежит духовенству или главе церкви. Этот срок может выглядеть новым, впрочем ему уже более девяти веков. Его использовал еще в I в. нашей эры историк из Иерусалима Иосиф Флавий. Классическими примерами теократического формы правления является Ватикан и Бруней. Элементы теократии присутствуют в государственном правлении Ирана.

Тоталитаризм - Форма государственного правления, которая характеризуется отсутствием демократических свобод и полным контролем государства над всеми сферами жизни общества - Экономикой, религией, семьей и т.д. Тоталитаризм особенно характерно для таких диктаторских режимов XX века, как гитлеровская Германия, сталинский Советский Союз, франкская Испания. Тоталитарные режимы стремились к полному подчинению общества государству за помощью монополии на информацию, пропаганды, официальной государственной идеологии, обязательной для граждан, террора тайных служб, однопартийной системы, обязательного членства граждан в подконтрольных правящей партии массовых организациях.

В наше время тоталитарная, точнее неототалитарные форма правления характерна для Корейской Народно-Демократической Республики.

Авторитаризм - Такая форма правления в государстве, когда вся власть или большая часть власти сосредоточена в руках одного лица или группы лиц. При авторитаризме роль представительных органов власти сведена на нет или занижены. Авторитарное правление характерно для абсолютных монархий (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты ), Военных диктатур (в разные времена: Аргентина, Уругвай, Чили, Камбоджа ), Персональных тираний (в разные времена: Гаити, Никарагуа, Сомали ), вождистских режимов (Ливия, Куба ).



Основные формы политических систем

Главные признаки демократического общества: свободы - слова, творчества, вероисповедания, выбора языка межличностного общения, мирных собраний и демонстраций, союзов, организаций и политических партий, не запрещенных законом; права - на жизнь, личную свободу и безопасность, на честный и объективное рассмотрение дела в суде с соблюдением презумпции невиновности; развитое гражданское общество; независимость и беспристрастность суда; четкое соблюдение принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти; развитые институты парламентаризма; сильное местное самоуправления; деполитизация силовых структур; общественный, общественный и парламентский контроль силовых структур; всеобщее, равное и прямое избирательное право.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. Экономической системой называют совокупность экономических процессов, происходящих на основе сложившихся в обществе отношений собственности и хозяйственного механизма. Главную роль в любой экономической системе играет производство вместе с отраслями распределения, обмена и потреблением. Различают несколько основных форм экономических систем : традиционная, рыночная, плановая, смешанная.


Рыночная экономика - Форма организации экономики, при которой произведен продукт становится товаром и продается на рынке. Произвольная структура, которая дает возможность покупателям вступать в контакт с продавцами, называется рынком. Рыночная экономика дает возможность людям покупать то, что они хотят, а также реализовывать изготовленные ими товары. При этом цены определяются уровнем спроса на товары и их количеством. Примерами стран с классической рыночной системой является Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт. Современная рыночная система имеет следующие признаки: различные формы собственности формирование экономики, основанной на знаниях; активное влияние государства на экономику и социальную сферу; повышенная внимание к проблемам окружающей среды; гуманизация и глобализация мировой экономики.

Традиционной системе свойственные примитивные технологии, преобладание ручного труда, решения экономических проблем по обычаям и решениями совета старейшин. Подобный тип экономики характерен для первобытных обществ, но продолжает сохраняться и сегодня в аграрных зонах Азии и Африки.


Верблюд под плугом. Индия

При плановой (или командно-административной) системе господствуют государственная собственность на экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики, централизованное экономическое планирование. Такой тип экономической системы сегодня характерен для Кубы, КНДР .

Смешанная система объединяет элементы рыночной и плановой экономических систем. Она характерна для многих современных государств, примерами которых являются США, Россия, Китай, Франция, Швеция, Япония, Великобритания .

Среди основных форм экономических систем преобладает смешанная, вобравшая эффективные элементы рыночной и плановой системы.

ТИПОЛОГИЯ СТРАН МИРА. Слушая международные новости, обратите внимание на то, что есть государства, о которых говорят каждый день и много. Это США, Франция, Германия, Россия, Китай, Япония, Великобритания, Италия, Польша, Испания, Индия . Реже вспоминают Канаду, Бразилию, Австралию, Египет . А есть страны, о которых вы можете не услышать и течение жизни: Бутан, Бруней, Белиз, Руанда, Кабо-Верде , Питкэрн или Сент-Люсия . О них информационные агентства могут вспомнить разве в контексте природных или социальных катаклизмов, курьезных случаев или чрезвычайных событий. Почему так? Ответ прост: вся дело в авторитете государства, его роли и значении в современном мире, формируются на основе многих качественных и количественных характеристик, таких, как вклад в мировую цивилизацию, количество населения, размеры территории, величина природно-ресурсного потенциала, уровень экономического развития, доля в мировом производстве или в предоставлении услуг, уровень производительности труда, индекс человеческого развития, структура экономики и многих других показателей. Согласно им различают разные типы стран.


Карта. Типы стран мира

Так, за размеру территории среди стран мира выделяют: большие , Площадью более 1 млн км 2 (Например, Россия, Канада , США ), средние , площадь которых меняется в пределах 100 тыс. - 1 млн км 2 и малые , площадью менее 100 тыс. км 2 . Отдельную группу составляют микрогосударства , площадь которых не больше 1 тыс. км 2 (Ватикан , Монако ). Украина по этому показателю занимает 44 место.

Часто основой типологии стран мира являются данные социально-экономического развития. Важнейшим экономическим показателем является валовой внутренний продукт (ВВП), составляет, как вы знаете, совокупную стоимость всех товаров и услуг, производимых и реализованных в течение года в стране. Экономическую мощь страны определяет не только общий объем ВВП, но и его величина в расчете на одного человека. Эти показатели дают возможность оценить уровень социально-экономического развития страны.

В нынешнем мире выделяется один экономический великан - США , Которые по величине ВВП преобладают Китай вдвое. К экономических лидеров относятся те страны, в которых общий объем ВВП превышает 1 трлн долл. США.

В экономически мощных государствах величина ВОВ составляет от 500 млрд до 1 трлн долл. США. К странам с средней экономической мощи относят те, в которых общий объем ВВП составляет 100 - 500 млрд долл. США. В экономически маломощных странах объем ВВП меньше 50 млрд. В этой группе есть экономические «карлики», годовой объем ВВП в которых не превышает 5 млрд долл. США. Это большинство небольших по площади островных стран, а также Бутан в Азии, Лесото , Гвинея-Бисау, Либерия, Зимбабве в Африке. Украина же на фоне мировых экономических лидеров существенно проигрывает. По экономической мощи она занимает место в середине четвертого десятка государств мира в группе стран со средним экономической мощи, между Нигерией и Австрией. По общему объему ВВП Украины уступает США более чем в 40 раз, России - В 6,5 раза, Польше - Вдвое.

Размер ВВП в расчете на одного жителя страны - более объективный показатель. Он позволяет оценить общий экономический уровень развития страны и оперировать понятиями «бедная-богатая» страна. Согласно величины этого показателя страны мира объединены в пять групп:

1) бедные , В которых на одного человека приходится менее 1 000 долл. США за год;

2) бедные - 1 - 2 999 долл. США;

3) страны среднего достатка - 3 - 9 999 долл. США;

4) зажиточные – 10 000 - 29 999 долл. США;

5) богатые - Более 30 000 долл. США (рис. 19).

Фактически все бедные и бедные страны - это страны Африки и Азии (рис. 20). Десятку самых богатых стран мира возглавляет Лихтенштейн , что в Европе. США и по этому показателю подтверждающих статус ведущей державы мира.

Согласно совокупности показателей, среди которых главными являются величины ВВП, национальный доход (часть стоимости общественного продукта, оставшаяся после возмещения материальных затрат), степень сформированности хозяйства и его управленческие структуры, а также учитывая соотношение между сферой обслуживания, аграрным и промышленным секторами экономики, страны мира делятся на четыре группы: 1) экономически развитые, 2) страны постсоциалистического развития, 3) социал1стични страны; 4) страны на пути развития (или развивающиеся страны). К каждой из указанных групп входят страны, которые имеют как общие особенности, так и значительные различия.

Экономически развитые страны , Которых около 40, занимают ведущие места в мировом хозяйстве практически по всем показателям. Это государства с развитой сферой обслуживания, многоотраслевым промышленным производством, интенсивным высокотоварным сельским хозяйством, эффективной транспортной системой и действенным социальной защитой. Именно в этих странах высокий уровень развития науки и наукоемких производств, значительное сосредоточение мирового капитала, высокий уровень жизни населения. Среди экономически развитых стран выделяют несколько групп:

· страны "большой семерки" (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада );

· малые высокоразвитые западноевропейские страны (например, Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швейцария, Австрия );

· страны переселенческого капитализма (Южная Африка, Австралия, Новая Зеландия, Израиль );

· страны со средним экономическим потенциалом (Исландия, Ирландия, Португалия, Греция, Испания, Турция, Республика Корея т.п.).

К группы стран постсоциалистического развития относятся:

· центральноевропейские и прибалтийские страны, осуществившие политические и экономические реформы (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Сербия, Хорватия, Словения, Эстония, Латвия, Литва и др.);

· молодые постсоветские государства (Россия, Украина, Беларусь, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, Таджикистан ).

В группу социалистических стран централизованного планирования относятся Куба, КНДР, Китай.

Наиболее многочисленной группой (более 100 стран) является четвертая - страны на пути развития : Их часто называют странами «третьего мира». Среди них различают:

· страны новой индустриализации (Южная Корея, Сингапур, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Мексика, Бразилия, Аргентина, Уругвай, Чили );

· страны большого потенциала с относительно развитой экономикой (Индия, Пакистан , Венесуэла, Египет, Марокко, Тунис ).

· страны - экспортеры нефти с высоким уровнем дохода на душу населения (Саудовская Аравия , Оман, Кувейт, ОАЭ, Бруней, Катар, Ирак, Иран и др.);

· бедные страны с отсталой аграрной экономикой (Афганистан, Центральноафриканская Республика, Нигер, Зимбабве и др.).


Карта. Уровень экономического развития стран мира

Работа с картой

1. В каких регионах сосредоточены беднейшие страны мира?

2. Назовите регионы, где сосредоточены богатые страны мира.

3. К каким группам по величине ВВП в расчете на одного лицо относятся страны Южной Америки?

Вопросы и задания

1. Расскажите, какие различают основные политические системы общества. Какие из них являются доминирующими в современном мире?

2. Чем различаются между собой рыночная и плановая экономические системы? Какие формы экономических систем во свете?

Общие замечания

По признанию многих зарубежных и российских политологов в настоящее время основной тенденцией изменения политических систем является их демократизация. Один из авторов теории «третьей волны демократизации» С. Хантингтон считает, что первая (1820-1926гг.) и вторая (1942-1962гг.) волны, приведшие к становлению демократических систем, соответственно, в 29 и 36 странах, закончилась своеобразными отливами, во время которых, в одном случае 6, в другом – 12 политических систем вернулись к авторитаризму. «Третья волна» демократизации, по мнению С. Хантингтона началась в 1975 г. и продолжается и в XXI веке. За это время перешли от авторитаризма к демократии Греция, Португалия, Испания, Доминиканская республика, Гондурас, Перу, Турция, Филиппины, Южная Корея, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Болгария, Россия, Украина и др. По мнению исследовательского центра «Дом свободы» (США) в 1996 г. из 191 страны мира 76 были демократическими, 62 - частично демократическими и 53 – недемократическими; в 1986 эти цифры составляли, соответственно, 56, 56, 55 (всего 167 стран). Следует отметить, что переход к демократии (политическая реформа) не всегда автоматически ведет к экономическому процветанию и повышению жизненного уровня, а следовательно, и оценке населением тех преимуществ, которые несет демократия. С экономическими трудностями в условиях модернизации сталкиваются многие страны Азии, Латинской Америки, Африки, Восточной Европы, в том числе и СНГ. Ориентация на ускоренный экономический рост резко увеличивает неравенство в обществе и ослабляет демократию. Это требует от политиков определенных усилий по консолидации общества, укреплению политических институтов.

Таким образом, политические системы можно подразделить на демократические, переходные к демократии (в стадии демократизации или консолидации) и недемократические или тоталитарные.

Кроме того, политические системы различаются еще по формам правления и государственному устройству.

Различия по форме правления практически не оказывают воздействие на структуру и режим политической системы. Действительно политические структуры с монархической формой правления, например, Норвегии, Дании, Швеции, мало чем отличаются от политической системы республиканской Финляндии,

Гораздо большее воздействие оказывает принцип формирования правительства. По этому критерию политические системы подразделяются на парламентские республики или монархии и президентские республики, о различиях их функционирования дает представления таблица 4.

Большое значение для структуры и функционирования политической системы общества имеет также государственно-территориальное устройство (см. табл. 5). В федеральном государстве избирается, как правило, двухпалатный парламент, так как одна из палат (обычно нижняя) представляет групповые интересы населения, а другая (верхняя) - интересы субъектов федерации (штатов, земель, республик, провинций). Хотя в некоторых унитарных государствах также существуют двухпалатные парламенты (например, Италия, Франция), но это является скорее исключением, чем правилом и объясняется не необходимостью учитывать интересы субъектов федерации, а влиянием исторической традиции, других причин. Конфедеративное государственно-территориальное устройство кроме государственных институтов обуславливает функционирование еще и союзных (конфедеративных) органов.

Таблица 4. Парламентские республики или монархии и президентские республики.

Парламентская республика (монархия) Президентская республика
Правительство формируется партией (или коалицией партий), располагающей большинством мест в парламенте. Глава правительства (исполнительной власти) - лидер партии, победившей на парламентских выборах. Глава государства - президент, избираемый законодательным собранием, или монарх имеют только представительные функции. Глава государства и глава исполнительной власти (правительства)- Президент избираемы на всеобщих выборах. Президент формирует правительство с согласия парламента и имеет полномочия по проведению внутренней и внешней политики.
Правительство ответственно перед парламентом; потеря поддержки парламентского большинства влечет отставку правительства и роспуск парламента. Правительство несет ответственность перед президентом; отклонение правительственной программы парламентом не ведет к правительственному кризису. Президент не имеет права роспуска парламента, но имеет право вето любого законопроекта. Это вето может быть преодолено большинством в 2/3 голосов при повторном голосовании в парламенте.
Депутаты парламента при голосовании связаны партийной дисциплиной, вынуждены учитывать возможность роспуска парламента при отклонении правительственной программы (законопроекта). Депутаты законодательного собрания относительно свободны от партийных решений при определении своей позиции.

Таблица 5. Государственно-территориальное устройство.

Унитарное государство Федерация Конфедерация
Конститутивные (определяющие) решения принимаются высшими органами власти государства Конститутивные решения в сфере исключительной компетенции федерации принимаются высшими федеральными органами власти; в сфере совместного ведения - с участием субъектов федерации Конститутивные решения принимаются высшими органами власти государств-участников конфедерации.
Единая территория, границы административно-территориальных единиц устанавливаются и изменяются центром. Территорию федерации образуют территории ее субъектов; внутренние границы федерации могут быть изменены только с согласия ее субъектов. Единая территория отсутствует.
Административно-территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью Субъекты федерации обладают ограниченной федеральным законом политической самостоятельностью. Государства-участники конфедерации сохраняют политическую самостоятельность в полном объеме.
Двухпалатный или однопалатный парламент; палаты формируются на основе общенационального представительства. Двухпалатный парламент; одна из палат- представительство субъектов федерации, другая - общенациональное представительство. Однопалатный парламент или отсутствие высшего законодательного органа.
Единая Конституция Конституция определяет верховенство федеральных законов и право субъектов федерации принимать законодательные акты в пределах своей компетенции. Отсутствие единой Конституции и законодательства.
Единое гражданство Федеральное гражданство и гражданство субъектов федерации. Гражданского каждого государства-участника.
Субъекты федерации, как правило, лишены права выхода из федерации. Конфедеративный договор может быть расторгнут (в том числе и в одностороннем порядке).
Государство осуществляет международную деятельность в полном объеме. Международные контакты субъектов федерации ограничены (могут иметь зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций, осуществлять научные и культурные обмены). Государства- участники осуществляют международную деятельность в полном объеме..

Итак, современные политические системы различаются по структуре и функционированию (режимам), форме правления и по государственно-территориальному устройству.

Главным документом, характеризующим политическую систему страны, является Конституция. Кроме того, для анализа политической системы важное значение имеют такие основополагающие законы о политической сфере общества, как закон о выборах, закон о политических партиях (общественных организациях), закон о средствах массовой информации и др. Хотя не во всех странах считают необходимым принятие таких законов, а руководствуются конституционными правами и свободами человека, политическими традициями, нормами международного права (например, США). В других странах наоборот, имея веками наработанные законы, традиции, исторические прецеденты, не считают необходимым принимать целостный документ - Конституцию, считая, что ее составляют отдельные законы, все нормы и традиции сложившиеся в политической сфере общества (например, Великобритания).

Политическая система США.

Опираясь на введенные нами критерии, следует отметить, что политическая система США является демократической, функционирует, как правило, в демократическом или развернуто-демократическом режиме, форма правления - президентская республика, а территориальное устройство страны можно охарактеризовать как федерацию штатов.

Конституция США - первая Конституция Нового времени - была принята 17 сентября 1787 года. Теоретической основой американской конституции являются такие основополагающие политические теории, категория естественных прав, теория общественного договора, теория разделения властей. Кроме того, в Конституции США воплощены важные «функциональные» теории: теория федерализма, теория сдержек и противовесов, позволяющие бескризисно работать всем уровням власти (федеральному правительству, властям штатов, местным властям) и всем ветвям власти (законодательной, исполнительной и судебной).

Законодательная власть в США принадлежит Конгрессу, состоявшему из двух палат.

Нижняя палата - палата представителей имеет 435 мест, которые распределяются пропорционально по штатам в зависимости т численности населения.

Членом палаты представителей может быть только житель данного штата, состоящий не менее семи лет гражданином США и достигший двадцатилетнего возраста.

Выборы членов палаты представителей проводятся каждые два года (обычно в ноябре по четным годам), палату представителей возглавляет избранный ею спикер.

Верхняя палата американского конгресса - сенат, формируется из 100 членов, представляющих уже не всю федерацию в целом, а свои штаты. Избиратели 49 штатов и федерального округа Колумбия (в основном столица страны Вашингтон) избирают по два сенатора сроком на шесть лет. Выборы проводятся каждые два года (вместе с выборами в палату представителей); при этом переизбирается одна треть сенаторов. Сенатором может быть житель данного штата, в течение девяти лет являющийся гражданином США и достигший тридцатилетнего возраста.

Председателем Сената по должности является вице-президент США, однако он голосует лишь в том случае, ели голоса разделяются поровну, в случае отсутствия вице-президента заседания Сената ведет избираемый сенаторами председатель.

Сенат и палата представителей, как правило, заседают раздельно.

В функции конгресса США входит:

Устанавливать и взимать налоги;

Принимать законы;

Осуществлять денежную эмиссию;

Формировать федеральный бюджет и контролировать его расходы;

Учреждать судебные органы;

Объявлять войну, набирать и содержать армию и т.д.

Взаимоотношение законодательной и исполнительной власти строится на основании так называемой системы сдержек и противовесов. Суть ее заключается в том, что каждый законопроект, чтобы стать законом должен быть обсужден и получить большинство голосов палаты представителей и Сената. Кроме того, он должен быть подписан президентом, Таким образом, исполнительная власть (президент) имеет право вето по отношению к законодательной власти (конгрессу). Но конгресс может преодолеть президентское вето квалифицированным большинством, то есть, если при повторном голосовании не менее 2/3 членов палаты представителей и 2/3 сенаторов выскажутся за принятие законопроекта, то он уже без одобрения президента становится законом.

Законодательная власть обладает исключительным правом отстранять от должности главы исполнительной власти - президента.

Возбуждать процесс импичмента (отстранения) имеет право палата представителей, а суд в порядке импичмента осуществляет сенат. В этом случае ведет заседание сената представитель Верховного Суда. Импичмент осуществляется с согласия не менее 2/3 присутствующих сенаторов.

В состав конгресса американцы чаще всего избирают юристов (до 45), бизнесменов (30), ученых (до 10), остальные социальные или профессиональные группы представлены одним или несколькими депутатами. Такой состав свидетельствует о деловитости и достаточно высоком профессионализме американских законодателей. Деятельность каждого члена палаты представителей обслуживают до 20 помощников, сенатора - до 40 и более.

Исполнительная власть в США осуществляется президентом. Он избирается на 4-х летний срок, но не прямым голосованием (как конгресс), а выборщиками, которые избираются в каждом штате (по числу сенаторов и членов палаты представителей). Президентом США может быть только гражданин США, достигший 35-летнего возраста и проживающий в стране не менее 14 лет. Президентом США, в отличие от конгрессменов не может избираться один и тот же гражданин более чем на два срока.

Президент, как глава исполнительной власти, формирует Кабинет Министров (Правительство США). Кабинет Министров состоит из секретарей (министров), других официальных лиц, назначенных президентом, Наиболее важными министерствами, главы которых составляют так называемый внутренний кабинет, являются:

1. Министерство иностранных дел.

2. Министерство обороны.

3. Министерство финансов.

4. Министерство юстиции.

Главы менее престижных министерств составляют так называемый внешний кабинет, Всего в США имеется 14 министерств (департаментов).

Кроме функций главы исполнительной власти президент США исполняет обязанности главы государства, то есть символизирует единство нации, возглавляет государственные церемонии, представляет страну за границей, принимает официальных иностранных представителей. Как глава государства президент имеет право заключать международные договора (при условии последующей ратификации их сенатом). Назначать послов, Судей Верховного Суда, других должностных лиц.

Президент США является Главнокомандующим Вооруженных Сил. Он осуществляет назначение высших военных руководителей, отдает приказ об использовании армии. В случае смерти, импичмента или неспособности выполнять свои обязанности президента меняет на посту вице-президент, который избирается вместе с президентом. Исполнительная власть периодически отчитывается о своей деятельности перед конгрессом. Наиболее распространенной формой такой отчетности является ежегодный доклад «О положении страны». Формой прямого обращения к народу являются еженедельные так называемые «беседы у камина» (на самом деле радиобеседы, введенные президентом Ф. Рузвельтом (1933-1945 гг.)).

Судебная власть а США осуществляется Верховным Судом и судами низших инстанций, Суды, как нам уже известно, учреждаются конгрессом; на высшие судебные должности назначение осуществляет президент.

Судебная власть распространяется на все дела, включая оценку конституционности действий законодательной и исполнительной власти. Таким образом, Верховный Суд США выполняет не только функции высшей судебной инстанции по гражданским и уголовным делам, но и функции Конституционного суда.

Такова структура горизонтального разделения власти в США

Вертикальное распределение властных полномочий, государственно-территориальное устройство США осуществлено на принципе федерализма. В конституции четко указаны все функции верхнего, федерального эшелона власти, а все остальные полномочия: гражданское и уголовное законодательство, образование и здравоохранение, охрана общественного порядка, контроль над использованием природных ресурсов, строительство коммуникаций (кроме почты) и др. Переданы на уровень штатов и муниципалитетов (местной власти). У штатов имеются не только свои конституции и законы, но и другая атрибутика государственного суверенитета: флаги, гербы, гимны, символы. Но конституция США устанавливает верховенство федерального закона над законами штатов, что соответствует федеративному, а не конфедеративному территориально-государственному устройству страны.

В США исторически сложилась двухпартийная система. Демократическая партия выражает интересы среднего класса, фермеров, а также негров, «чиканос» (американцев латиноамериканского происхождения), живущих как правило ниже среднего уровня, бедных, менее образованных слоев населения. Республиканская партия в своих программах обращается к среднему классу, крупным и средним предпринимателям (а это преимущественно белые), квалифицированным рабочим и инженерам, людям высокооплачиваемых профессий: врачам, юристам и др.

Политическая система США при власти демократов обычно держит курс на осуществление больших социальных программ в образовании, здравоохранении, помощи бедным, неимущим, направленных на определенное выравнивание материального положения американцев (за счет прогрессивных налогов с имущих). С приходом к власти республиканцев, как правило, снижаются налоги (как с граждан, так и с корпораций), уменьшается количество социальных программ, снижается уровень социальной помощи, увеличивается социальная дифференциация общества. Это соответствует интересам верхней части среднего класса, богатым предпринимателям. Капиталы, высвобожденные из социальных программ, вкладывается в развитие производства. Страна увеличивает темпы экономического развития. Следует отметить, что изменения, вносимые в функционирование политической системы демократами или республиканцами, не затрагивают основ демократии: свободы слова, деятельности партий и общественных организаций, формировании общественного мнения и т.д.