Солженицын один день ивана денисовича краткое содержание.

«Один день Ивана Денисовича» — рассказ о заключенном, который описывает один день его из его жизни заключения, которых три тысячи пятьсот шестьдесят четыре. Краткое содержание — ниже 🙂

Главный герой произведения, действие которого происходит в течение одного дня – крестьянин Иван Денисович Шухов – на второй день после начала Великой Отечественной войны ушел на фронт из родной деревни Темгенево, где у него осталась жена с двумя дочерьми; еще был сын, но он умер.

В феврале тысяча девятьсот сорок второго года, на Северо-Западном фронте, группа воинов, в составе которой был и Иван Денисович, попала в окружение врага. Красная Армия никак не помогла этим солдатам; от голода им приходилось даже есть копыта мертвых лошадей, размоченные в воде. Вскоре Шухов попал в немецкий плен, однако ему вместе с четырьмя сослуживцами удалось оттуда сбежать и добраться до своих. Однако советские автоматчики двух бывших пленных убили сразу же, один умер от ран, а Ивана Денисовича вместе с еще одним военным отправили в НКВД. По итогам быстрого следствия Шухова отправили в концентрационный лагерь – ведь каждый человек, побывавший в плену у немцев, приравнивался к шпионам.

Иван Денисович находится в заключении уже девятый год – восемь лет он сидел в Усть-Ижме, а теперь на каторге в Сибири; за это время у него отросла длинная борода, а зубов стало в два раза меньше. Он одет в телогрейку, поверх которой — подпоясанный веревочкой бушлат; на ногах у него ватные брюки и валенки, а под ними – две пары портянок. На брюках чуть выше колена — лоскуток, на котором вышит лагерный номер.

Самой главной задачей в лагере было избежание голодной смерти. Заключенных кормят противной баландой – похлебкой из замерзшей капусты и маленьких кусочков рыбы. Если постараться, можно получить лишнюю порцию такой баланды или же еще один паек хлеба.

Некоторым заключенным даже приходили посылки. Одним из таких был Цезарь Маркович – то ли еврей, то ли грек; мужчина приятной восточной внешности с густыми, черными усами, которые не сбрили, так как без них он бы не соответствовал приложенному к делу снимку. Когда-то он хотел стать режиссером, но так и не успел ничего снять – посадили. Цезарь Маркович живет воспоминаниями и ведет себя как деятель культуры. Он разговаривает о «политической идее» в качестве оправдания тирании, а иногда во всеуслышание ругает Сталина, называя его «батькой усатым». Шухов видит, что на каторге более свободная атмосфера, чем в Усть-Ижме: никто не стучит на Цезаря Марковича и не увеличивает ему срок. А Цезарь Маркович, будучи практичным человеком, сумел приспособиться к каторжной жизни: из присылаемых ему посылок он умеет «сунуть в рот, кому надо», благодаря чему работает помощником нормировщика, что было довольно легким делом. Но он не жадный и делится со всеми продуктами и табаком из посылок (особенно с теми, кто каким-либо образом ему помогал).

Ивану Денисовичу кажется, что Цезарь Маркович ничего не смыслит в жизни: он оставляет посылку в бараке, где «товарищи» могут все из нее украсть, вместо того, чтобы скорее отнести в камеру хранения. Шухов сберег присланное Цезарю добро, и тот не остался перед ним в долгу.

Наиболее часто Цезарь Маркович делился припасами с соседом «по тумбочке» Кавторангом – морским капитаном второго ранга, Буйновским. Он ходил вокруг Европы и по Северному морскому пути; как-то раз Буйновский в качестве капитана связи даже сопровождал английского адмирала. Тот остался под впечатлением от высокого профессионализма русского капитана и после войны отправил ему подарок на память; из-за этой посылки в НКВД решили, что Буйновский является английским шпионом. Кавторанг находится в лагере не так давно и еще не утратил веру в справедливость. Несмотря на то, что он – привыкший командовать капитан, Кавторанг не отлынивает от лагерной работы, за что пользуется уважением всех заключенных.

Есть в лагере и тот, кого никто не уважает: Фетюков, бывший конторский начальник. Он совсем ничего не умеет делать и может только носилки таскать; ему не приходит никакой помощи из дома – жена ушла от него, после чего сразу же вышла замуж за другого. Фетюков привык есть вдоволь и поэтому часто попрошайничает. У этого человека отсутствует чувство собственного достоинства, из-за чего его часто обижают, а иногда даже бьют, и Фетюков не в состоянии дать отпор: «утрется, заплачет и пойдет». Шухов считает, что таким людям, как Фетюков, невозможно выжить на зоне, где нужно уметь себя поставить. Сохранение собственного достоинства необходимо только потому, что без него человек теряет волю к жизни и вряд ли сможет протянуть до конца срока.

Сам Иван Денисович не получает из дому посылок: в его деревне — голод. Паёк он старательно растягивает на целый день, чтобы не испытывать чувства голода. Не чуждается он и того, чтобы «закосить» лишний кусок от начальников лагеря.

В день, описываемый в повести, заключенные работают на строительстве дома. Шухов не уклоняется от работы. Бригадир, который тоже является каторжанином – раскулаченный Андрей Прокофьевич Тюрин – по итогам дня выписывает «процентовку» — лишнюю хлебную пайку. Работа помогает заключенным после подъема не жить в мучительном ожидании отбоя, а наполнить время каким-то смыслом. Радость, приносимая физическим трудом, особенно поддерживает Ивана Денисовича, который является лучшим мастером в своей бригаде. Он грамотно распределяет свои силы, что помогает ему не перенапрягаться и эффективно работать в течение всего дня. Во время работы, выполняемой им со старанием и даже с азартом, Шухов радуется, что сумел припрятать обломок пилы – из него люди смогут сделать маленькие ножички, которые выгодно обмениваются на хлеб и табак. Однако охрана регулярно обыскивает заключенных, и такие спрятанные вещи в любой момент могут быть найдены; этот факт придает делу своеобразный азарт.

Один из заключенных – сектант, которого посадили за его веру – Алеша-баптист; он переписал в записную книжку половину Евангелия и сделал для нее тайник в стенной щели; ни разу при обыске Алешино сокровище не было обнаружено. В лагере он не утратил веры; наоборот, когда предоставляется возможность, он говорит всем, что нужно молиться, чтобы Господь снял злую накипь с нашего сердца. На каторге не забывают ни о религии, ни об искусстве, ни о политике: заключенные переживают не только о насущном хлебе.

В конце дня Шухов подводит его итоги: в карцер его не посадили, на Соцгородок (в морозное поле) работать не отправили, кусок пилы спрятал и на «шмоне» не попался, во время обеда лишнюю порцию каши получил («закосил»), купил табака… Так выглядит почти счастливый день в лагере.

И таких дней – три тысячи пятьсот шестьдесят четыре.

Утренний подъём в бараке политического каторжного лагеря сталинской эпохи (его прообразом послужил Экибастузский лагерь , где А. И. Солженицын отбывал срок, трудясь каменщиком, в начале 1950-х годов). Главный герой рассказа, Иван Денисович Шухов (зэк с номером на одежде Щ-854), на несколько минут запаздывает встать, и охранник Татарин грозит ему за это карцером, но потом снисходит до того, что заставляет лишь вымыть пол в надзирательской.

Вымыв пол, Шухов бежит на завтрак. Солженицын даёт здесь первое описание лагерной столовой и еды (баланда – всю зиму из одного и того же овоща, который осенью заготовят; травянистая каша из магары ).

Чувствуя ломоту в теле, Иван Денисович пробует получить на день освобождение от работ. Однако в лагерной санчасти молодой фельдшер Коля Вдовушкин не даёт его: температура у Шухова всего лишь 37,2.

Александр Солженицын. Один день Ивана Денисовича. Читает автор. Фрагмент

Иван Денисович ненадолго возвращается в свой барак. Его сосед по вагонке (лагерное устройство для спанья, вроде «купе» из четырех смежных деревянных щитов в два этажа), баптист Алёшка, читает строки Евангелия о стойкости в невинном страдании.

Через несколько минут 104-я бригада Шухова выходит из лагеря работать на стройку. В лагерных воротах зэков разбивают на пятёрки и внимательно пересчитывают. Злобный лейтенант Волковой заставляет на сильном морозе расстегнуть для проверки бушлаты и рубахи.

По пути Иван Денисович вспоминает письма родных из порабощённой колхозной деревни. Люди там всячески стараются увильнуть от государственной принудиловки. Половина мужиков не вернулась домой с войны. Молодёжь толпами бежит в город. Колхоз тянут на себе одни бабы.

Бригаду Ивана Денисовича хотели сегодня направить в «Соцбытгородок» – чистое поле, где стройка лишь начинается и нет ни помещений, ни укрытий. Но опытный, волевой бригадир Тюрин добился, чтобы его людей «бросили» на недостроенную ТЭЦ. Там – большой, промёрзлый, ледяной зал, но есть хотя бы стены.

Солженицын описывает нескольких однобригадников Шухова – таких же зэков, как и тот. Это – Сенька Клёвшин, оглохший на войне, где он трижды бежал из немецкого плена, попал в Бухенвальд, выжил там, но был арестован после победы, за то, что при освобождении лагеря прожил два дня с американцами. Работящий и крепкий латыш Кильдигс. Гопчик, шустрый и хваткий хлопец лет шестнадцати с Западной Украины, взятый , когда таскал молоко в лес бандеровцам . Неторопливый, вдумчивый помощник бригадира Тюрина, Павло (тоже бандеровец). Вспыльчивый, прямой кавторанг (капитан второго ранга) Буйновский, который арестован недавно и пока плохо знает лагерные порядки. Опустившийся попрошайка Фетюков (на воле был немалым начальником). Москвич-интеллигент Цезарь, неопределённой (видимо, еврейской) национальности, устроившийся по связям на тёплое место помощника нормировщика. [См. Герои «Одного дня Ивана Денисовича» .]

Чтобы хоть как-то согреть зал ТЭЦ, зэки прилаживают трубу к давно не топленной печке. Кильдигс вспоминает, что видел недалеко отсюда рулон толя. Он и Шухов идут за рулоном и кое-как загораживают толем зияющее на улицу окно зала.

  1. Иван Денисович Шухов (номер Щ-854) - воевавший крестьянин, сбежавший из немецкого плена, лишенный свободы за «измену родине». Ему сорок лет, в лагере находится уже девятый год.
  2. Алешка-баптист - заключенный, помещен под стражу «за веру». Находясь в лагере, еще больше укрепился в своих религиозных убеждениях.
  3. Андрей Прокофьевич Тюрин - бригадир 104-ой бригады заключенных. Подвергся раскулачиванию, отбывает второй срок и неизвестно когда выйдет на свободу. Часто заступается за свою бригаду, не боится начальства.
  4. Буйновский - заключенный, на зоне находится всего 3 месяца. Образованный человек, бывший кавторанг.
  5. Цезарь - молодой, образованный заключенный, бывший режиссер. Сразу находит общий язык с «интеллигентом» Буйновским. Считается на зоне богатым, потому как получает посылки с продуктами из дома.
  6. Фетюков - заключенный. Не приспособлен к работе, умеет лишь попрошайничать и клянчить, за что презирается окружающими.
  7. Павло - заключенный, помощник бригадира. Украинец с сильным акцентом.
  8. Дэр - строительный десятник, начальник.

Рассказ во временном отношении затрагивает собой всего один день - с раннего утра и до позднего вечера.

Утро

Повествование начинается с пяти утра. Иван Денисович Шухов, вместе с еще двумя сотнями заключенных находится в сибирском лагере для политзаключенных. Встает Иван Денисович, по обыкновению, сразу как пробьет подъем.

Тогда до начала работ остается еще два часа, а кто знает, где за это время можно на зоне подработать. Подрабатывали заключенные, надеясь получить лишний кусок еды или расположение начальства.

В это утро, Иван Денисович не встал. Чувствуя приближение болезни, он лежал и пытался согреться в заледеневшем бараке. Дежурный Татарин застает его за поздним подъемом и уводит в надзирательскую мыть пол.

Шухов радуется, что удалось избежать карцера, но расстроен, что не успеет попасть в санчасть за освобождением от работы. Тем не менее быстро справившись с мытьем полов на гауптвахте, он отправляется к фельдшеру, скрываясь от Татарина.

Но получить освобождение и отлежаться не получается: температура у Шухова недостаточно высокая. Он отправляется в столовую, где заключенным Фетюковым для него был сохранен завтрак, а оттуда идет в казарму, чтобы успеть спрятать кусок хлеба в матрас.

Заключенных сгоняют на перекличку. Здесь же, на морозе производят обыск (шмон), отбирают лишнюю одежду: положено только две рубашки и бушлат. За несоответствие правилам, в карцер отправляют Буйновского.

Письма от жены Ивана Денисовича

После разводки, заключенных колонной выгоняют на работу в сибирскую степь. Чтобы отвлечься от голодных мыслей, Шухов начинает думать о письме домой, которое скоро ему разрешат написать. Он вспоминает, как ушел из дома в сорок первом году, когда началась война.

Вспоминает, что в последнем письме, жена рассказывала о загибающемся колхозе: мол, все молодые стремятся в город на завод или на торфоразработки.

Пишет она, что и работа новая появилась - ковры по трафарету красить, и что за нее можно неплохие деньги выручить. Жена очень надеется, что после отсидки Иван Денисович, сможет стать красиле́м и покончить с нищетой.

Работа в бригаде

104-ю бригаду привели в зал авторемонтных. Здесь стоит печка, можно погреться. Иван Денисович рассуждает о том, что есть работа в бригаде в лагере: не начальство зэками помыкает, а они сами друг другом. Шухова поздравляют, сидеть ему осталось всего два года. Но он сомневается, выпустят ли? Не накинут еще срок? За работой, разговорами и раздумьями, время прошло быстро - уже двенадцать часов, скоро обед.

На обеде

В столовой у зэков тоже свои порядки. Здесь можно получить подработку: за дополнительную порцию мыть миски. Шухов радуется, что на обед сегодня овсянка, которой можно чуть насытиться. Ему сегодня досталось освобождать место за столом для своей бригады.

За обедом Цезарь вместе с Буйновским обсуждают фильмы Эйзенштейна, а Шухову перепадает вторая миска каши. Здесь читатели узнают об интересной привычке Ивана Денисовича: ест он не ложкой, а коркой хлеба, тщательно собирая все остатки и после съедая ее саму. После обеда бригада продолжает работу.

История Тюрина

После обеда, бригада собирается у печки, где бригадир начинает рассказывать историю своей жизни. Он - сын кулака - был выгнан из военного училища. Отца с матерью забрали, а сам Тюрин увез подальше младшего брата и отдал его блатным «чтобы жизни научили».

Конец рабочего дня

Закончив дневную работу по строительству соцгородка, зэков начинают выстраивать в колонну для похода на ужин. На перекличке выясняется, что не хватает одного человека. Замерзшие зэки озлоблены - уже идет личное время.

Через полчаса нашли потерявшегося - он уснул на строительных лесах. Из-за задержки, в лагерь пришлось бежать рысью, обгоняя соседнюю колонну.

Эпизод со шмоном

Перед входом в барак, заключенных останавливают для обшмона. Шухов вспоминает, что днем положил в наколенный карман кусок ножевки. Выбросить - жалко, оставить при себе тоже нельзя. Но Шухову сегодня везет - перепрятав ножевку в ватную рукавицу и воспользовавшись невнимательностью старого надзирателя, ему удается пронести ее в барак.

Ужин

Шухов отправляется в посылочную, чтобы узнать, не пришло ли чего для Цезаря. Спустя некоторое время, сюда приходит сам Цезарь, забирает посылку, и говорит, что на ужин не придет, его доля достается Шухову, на что тот и рассчитывал.

По пути в столовую Иван Денисович решает забежать в барак, где с облегчением обнаруживает, что спрятанная утром пайка цела. Он также радуется второй порции баланды: и в обед две миски получил, и на ужине.

Вечер

Буйновского забирают в карцер за конфликт с начальником. Шухов помогает Цезарю спрятать от шмона посылку, за что потом получает от него немного сахара, печенье и кусочек колбасы. Засыпает Иван Денисович довольным, считая прожитый день почти счастливым.

Тест по повести Один день Ивана Денисовича

Действия рассказа происходят зимой 1951 года и обхватывают события одного единственного дня Ивана Денисовича - заключенного Российского политического лагеря. Попал он туда будучи невиновным, что являлось совершенно обычной историей среди заключенных лагеря. Еще рядовым солдатом он был взят в плен фашистами и несколько лет провел в немецком лагеря.

Ему удалось сбежать, но после возвращения на родину он тут же был обвинен в шпионаже и отправлен на место заключения. В этом лагере он провел уже без малого 8 лет, еще два планировалось отсидеть, но вернуться сорокалетний мужчина уже не мечтал: из лагеря еще не выходил никто, стоило сроку подойти к концу, как его тут же увеличивали.

Это утро началось в пять утра с объявлением подъема. На улице стоял дичайший холод, в бараке, где жили заключенные, было едва ли теплее. Вставать главный герой не хотел, так как чувствовал приближение болезни. В это утро их группу должны были закрепить за новым зданием, но из-за лютых морозов это было проблемно. Бригадир должен был договориться об отсрочке перехода за взятку. Во время завтрака Ивана Денисовича встретил тюремщик и сообщил ему о трех днях заключения в карцер за несвоевременный подъем. Уводили его на глазах у всех.

В качестве наказания мужчина должен был отмыть полы одного из бараков, чему он был доволен: в этом бараке было тепло. После работы под чутким надзором он вернулся в столовую и смог насладиться скудным завтраком.

После у мужчины была запланирована встреча с латышем, что обещал продать ему самосад, однако важнее было пойти в санчасть. В санчасти его встретил фельдшер Коля, который хоть и знал, что Иван Денисович больным не притворяется, освободить от работы его не смог, так как были люди в куда более плохом состоянии.

Пришлось идти на стройку. По пути мужчина смог получить дополнительную пайку и прошел ежедневную проверку на наличие запрещенных предметов. Работа в этот день кипела, Ивану Денисовичу досталась укладка стен. Во время работы мужчина вспомнил о том, что с наступлением нового года имел право на два письма.

Семья у него была: две дочери и жена, что ждали его уже долгие годы с тех пор, как летом 1941 года он ушел на войну. В письмах, что слала ему два раза в год жена, женщина выражала огромные надежды на его возвращение, рассказывая о том, как мужчины в их селе зарабатывали созданием фальшивых ковров. Она надеялась на то, что муж ее по возвращению тоже смог бы этим заниматься, но тот был более прагматичным: жульничать он не умел и не хотел.

По отсутствию посылок из дома мужчина понимал, что в селе его семья голодала ни чуть не меньше, чем он здесь. В этих размышлениях он работал до полудня. Позже был небольшой перерыв, на обед давали овсянку, Ивану Денисовичу повезло: ему досталась двойная порция.

После обеда работали до самого вечера. Параллельно с работой мужчина размышлял о хитростях, с помощью которых можно было не замерзнуть, не привлечь охрану, но и не перетрудиться. После окончания рабочего дня мужчина ненадолго остался на стройке, чтобы полюбоваться на проделанную работу.

После отбоя Иван Денисович долго сидел на койке и медленно курил, не желая засыпать. Слишком уж хороший выдался день: и за кражей ножовки не поймали, и болезнь отступила, и сигареты купить удалось. Да и в карцер его не отправили. Прекрасный был день.

Крестьянин и фрон-товик Иван Дени-сович Шухов оказался «государ-ственным преступ-ником», «шпионом» и попал в один из сталин-ских лагерей, подобно милли-онам совет-ских людей, без вины осуж-дённых во времена «культа личности» и массовых репрессий. Он ушёл из дома 23 июня 1941 г., на второй день после начала войны с гитле-ров-ской Герма-нией, «...в феврале сорок второго года на Северо-Западном [фронте] окру-жили их армию всю, и с само-лётов им ничего жрать не бросали, а и само-лётов тех не было. Дошли до того, что стро-гали копыта с лошадей околевших, разма-чи-вали ту рого-вицу в воде и ели», то есть коман-до-вание Красной Армии бросило своих солдат поги-бать в окру-жении. Вместе с группой бойцов Шухов оказался в немецком плену, бежал от немцев и чудом добрался до своих. Неосто-рожный рассказ о том, как он побывал в плену, привёл его уже в совет-ский конц-ла-герь, так как органы государ-ственной безопас-ности всех бежавших из плена без разбора считали шпио-нами и дивер-сан-тами.

Вторая часть воспо-ми-наний и размыш-лений Шухова во время долгих лагерных работ и корот-кого отдыха в бараке отно-сится к его жизни в деревне. Из того, что родные не посы-лают ему продуктов (он сам в письме к жене отка-зался от посылок), мы пони-маем, что в деревне голо-дают не меньше, чем в лагере. Жена пишет Шухову, что колхоз-ники зара-ба-ты-вают на жизнь раскра-ши-ва-нием фаль-шивых ковров и продажей их горо-жанам.

Если оста-вить в стороне ретро-спекции и случайные сведения о жизни за преде-лами колючей прово-локи, действие всей повести зани-мает ровно один день. В этом коротком временном отрезке перед нами развёр-ты-ва-ется пано-рама лагерной жизни, своего рода «энцик-ло-педия» жизни в лагере.

Во-первых, целая галерея соци-альных типов и вместе с тем ярких чело-ве-че-ских харак-теров: Цезарь — столичный интел-ли-гент, бывший кино-де-я-тель, который, впрочем, и в лагере ведёт срав-ни-тельно с Шуховым «барскую» жизнь: полу-чает продук-товые посылки, поль-зу-ется неко-то-рыми льго-тами во время работ; Кавто-ранг — репрес-си-ро-ванный морской офицер; старик катор-жанин, бывавший ещё в царских тюрьмах и на каторгах (старая рево-лю-ци-онная гвардия, не нашедшая общего языка с поли-тикой боль-ше-визма в 30-е гг.); эстонцы и латыши — так назы-ва-емые «буржу-азные нацио-на-листы»; баптист Алёша — выра-зи-тель мыслей и образа жизни очень разно-родной рели-ги-озной России; Гопчик — шест-на-дца-ти-летний подро-сток, чья судьба пока-зы-вает, что репрессии не разли-чали детей и взрослых. Да и сам Шухов — харак-терный пред-ста-ви-тель россий-ского крестьян-ства с его особой деловой хваткой и орга-ни-че-ским складом мышления. На фоне этих постра-давших от репрессий людей выри-со-вы-ва-ется фигура иного ряда — началь-ника режима Волкова, регла-мен-ти-ру-ю-щего жизнь заклю-чённых и как бы симво-ли-зи-ру-ю-щего беспо-щадный комму-ни-сти-че-ский режим.

Во-вторых, деталь-нейшая картина лагер-ного быта и труда. Жизнь в лагере оста-ётся жизнью со своими види-мыми и неви-ди-мыми стра-стями и тончай-шими пере-жи-ва-ниями. В основном они связаны с проблемой добы-вания еды. Кормят мало и плохо жуткой баландой с мёрзлой капу-стой и мелкой рыбой. Своего рода искус-ство жизни в лагере состоит в том, чтобы достать себе лишнюю пайку хлеба и лишнюю миску баланды, а если повезёт — немного табаку. Ради этого прихо-дится идти на вели-чайшие хитрости, выслу-жи-ваясь перед «авто-ри-те-тами» вроде Цезаря и других. При этом важно сохра-нить своё чело-ве-че-ское досто-ин-ство, не стать «опустив-шимся» попро-шайкой, как, например, Фетюков (впрочем, таких в лагере мало). Это важно не из высоких даже сооб-ра-жений, но по необ-хо-ди-мости: «опустив-шийся» человек теряет волю к жизни и обяза-тельно поги-бает. Таким образом, вопрос о сохра-нении в себе образа чело-ве-че-ского стано-вится вопросом выжи-вания. Второй жизненно важный вопрос — отно-шение к подне-воль-ному труду. Заклю-чённые, особенно зимой, рабо-тают в охотку, чуть ли не сорев-нуясь друг с другом и бригада с бригадой, для того чтобы не замерз-нуть и свое-об-разно «сокра-тить» время от ночлега до ночлега, от кормёжки до кормёжки. На этом стимуле и построена страшная система коллек-тив-ного труда. Но она тем не менее не до конца истреб-ляет в людях есте-ственную радость физи-че-ского труда: сцена стро-и-тель-ства дома бригадой, где рабо-тает Шухов, — одна из самых вдох-но-венных в повести. Умение «правильно» рабо-тать (не пере-на-пря-гаясь, но и не отлы-нивая), как и умение добы-вать себе лишние пайки, тоже высокое искус-ство. Как и умение спря-тать от глаз охран-ников подвер-нув-шийся кусок пилы, из кото-рого лагерные умельцы делают мини-а-тюрные ножички для обмена на еду, табак, тёплые вещи... В отно-шении к охран-никам, посто-янно прово-дящим «шмоны», Шухов и остальные Заклю-чённые нахо-дятся в поло-жении диких зверей: они должны быть хитрее и ловчее воору-жённых людей, обла-да-ющих правом их нака-зать и даже застре-лить за отступ-ление от лагер-ного режима. Обма-нуть охран-ников и лагерное началь-ство — это тоже высокое искус-ство.

Тот день, о котором повест-вует герой, был, по его собствен-ному мнению, удачен — «в карцер не поса-дили, на Соцго-родок (работа зимой в голом поле — прим. ред.) бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу (получил лишнюю порцию — прим. ред.), бригадир хорошо закрыл процен-товку (система оценки лагер-ного труда — прим. ред.), стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подра-ботал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, пере-могся. Прошёл день, ничем не омра-чённый, почти счаст-ливый. Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пять-десят три. Из-за висо-косных годов — три дня лишних набав-ля-лось...»

В конце повести даётся краткий словарь блатных выра-жений и специ-фи-че-ских лагерных терминов и аббре-ви-атур, которые встре-ча-ются в тексте.