Традиционное японское жилище – минка. Японские домики традиционные

Только в собственном жилище можно чувствовать себя в относительной безопасности, отдохнуть от давления окружающего мира и побыть с семьёй наедине. Что же представляет из себя традиционный японский дом?

В традиционной Японии архитектура и стиль дома зависели от положения их владельца - зажиточные самураи использовали для постройки своих жилищ самые лучшие материалы и привлекали к работам самых искусных плотников. Дом такого самурая обычно был обнесён стеной с воротами, размер и украшение которых соответствовали положению хозяина дома в самурайской иерархии.

В основании дом имел прямоугольник и был одноэтажным (сейчас традиционные дома всё-таки делают уже двухэтажными). Всю конструкцию приподнимали на сваях (на 60-70 см), что предохраняло её от сырости и плесени, а также от небольших толчков землетрясений. Главными героями в конструкции являются опорные столбы, которые врывали в землю или ставили на каменные "подушки". Вторую скрипку в сооружении японского дома играет крыша - она значительно больше крыш, сооружаемых на Западе, и призвана защитить дом от палящих солнечных лучей и сильных дождей или снега.

Стены, обращённые к улице, зафиксированы и неподвижны, в то время как стены, выходящие во внутренний дворик, делались раздвижными. Внешние раздвижные стены - амадо - делались из твёрдых деревянных пластинок и в тёплое время года снимались насовсем. Существовали (и существуют) ещё одни перегородки, отделяющие жилые помещения от веранды, - сёдзи .

Первоначально веранда (энгава ) делалась для того, чтобы охранник (а впоследствии и все жители дома), обходя территорию, не нарушил покой дома и не повредил красоте сада, который является неотъемлемой частью японского дома. Когда снимаются или раздвигаются сёдзи и амадо, то интерьер дома образует единое целое с окружающей его природой. Рама и решётка сёзди делаются из дерева, а верхняя часть с наружной стороны оклеивается рисовой бумагой, пропускающей свет. Деление на комнаты происходит с помощью внутренних раздвижных стен - фусума , чья верхняя часть с двух сторон оклеивалась непрозрачной рисовой бумагой, чью поверхность нередко украшал рисунок. Из практичных соображений в нижней части рам бумага закрепляется бамбуковыми планками.

При входе в дом обязательно снимают обувь, которую можно оставить на специальном камне у входа. По деревянному полу веранды или комнат сейчас разрешается ходить в тапочках, но при входе на территорию, выстланную татами, нужно снять и тапочки.

Татами представляют собой маты из прессованной рисовой соломы, обшитые травяными циновками и скреплённые по краям специальной плотной тканью (чаще всего чёрной). Татами всегда делаются прямоугольной формы, что делает их удобной единицей для измерения площади помещения. Размер татами различается в различных районах Японии, в частности, в Токио стандартом татами является следующий: 1,76х0,88 м.

В традиционном японском доме согласно принципу ваби очень мало мебели, при этом важно не спутать аскетичный сам по себе дом буси и действительно традиционный японский дом. В лучших домах в гостиной находились встроенная доска для письма, полочки для демонстрации книг, а также токонома (ниша) - эстетический центр всего дома, где мог висеть свиток (гакемоно ) с изречениями или рисунком, стоять букет цветов или ценный предмет искусства. Свитки могут меняться в зависимости от времени года или же по желанию хозяев. Во время праздников в токонома помещают соответствующие атрибуты и украшения, правда, в последнее время чаще всего в нише ставят телевизор…


Предметы повседневного обихода (в том числе и спальные принадлежности) убираются во встроенные шкафы, а сидят, отдыхают и спят японцы на полу. В эпоху Эдо особой популярностью стали пользоваться сундуки на колёсиках, куда складывали различные ценности и прочее имущество. Колёсики служили гарантией быстрой эвакуации всего необходимого из горящего дома, который, кстати говоря, при своём разрушении не мог нанести кому бы то ни было особо тяжкого ущерба в силу своего относительно малого веса.

Одна и та же комната могла использоваться и как спальня, и как рабочий кабинет - достаточно лишь расстелить футон или внести столик для письма. Помимо этих столов с ящичками, где можно было хранить всё необходимое, популярностью пользовались так называемые сервировочные столики, которые покрывались лаком. Причем вся мебель в традиционных домах была исключительно лёгкой, дабы не оставлять следов на мягких татами.

Отдельно стоит упомянуть материалы, используемые для постройки и оформления такого дома:
- дерево для сёдзи и фусума не лакируется, а свой блеск и золотистый или коричневый цвет приобретает от времени и соприкосновения с людскими руками, что замечательно соответствует принципу саби .
- камень не шлифуется до блеска, а металлические изделия как правило покрыты патиной, которую никто не собирается счищать, т.к. японцев привлекают следы времени, оставленные на тех или иных вещах, именно в этом они видят особое очарование.

Таким образом обустраивались дома самураев всех уровней, разумеется, с поправкой на ранг и положение в обществе - по мере уменьшения дохода и престижа самурая дома становились меньше, а убранство и декор - проще.

Дома простолюдинов значительно отличались от жилищ воинов: у торговцев и ремесленников в передней части дома располагалась лавка, позади которой находились жилые помещения для семьи и работников. Большая часть подобных домов представляла собой простые и лишённые украшений постройки, внутреннее обустройство которых было чрезвычайно скромным.

В конце Реставрации Мейдзи большинство семей сидели и спали прямо на деревянном полу, подстелив для мягкости мешки, набитые соломой. Позднее горожане стали подражать богатым самураям и использовать для этих целей татами. Также во многих городах были запрещены многоэтажные постройки, но некоторые тем не менее умудрялись обходить этот запрет.

В частности, в Канадзаве властями регулировалась высота крыши фасада у домов ремесленников и торговцев, она не должна была превышать полутора этажей. Действительно, у многих крыша фасада находилась на этой высоте, но затем постепенно поднималась и образовывала полноценный второй этаж.

Небогатые ремесленники и поденщики с большинстве своём жили в нагайях ("длинных домах"), которые были рассчитаны на несколько семей. Передняя дверь каждого отсека выходила на узенькую кухню с земляным полом. В ней размещалась глиняная печь, место для дров, а в стены были вколочены деревянные колышки для горшков и кувшинов. Человек или целая семья жили и иногда даже работали в единственной комнате размерами три на три метра.

Жители подобных помещений страдали от духоты летом, а зимой мёрзли, пытаясь согреться теплом очага, на котором готовилась пища. Естественно, что в таких жилищах не было водопровода и всем жителям приходилось пользоваться общим колодцем и уборной, расположенной во дворе.

Жилища крестьян значительно различались по размеру и оформлению, но были у них и общие черты, в частности, разделялись помещения для проживания и помещения для работы. Рабочие помещения с земляным полом использовались семьёй для выполнения сельскохозяйственных работ и для содержания домашних животных.

Здесь же находилась глиняная печь и сточная труба для уборки после приготовления пищи. В беднейших домах земляные полы, выстланные мешками с соломой, были и на жилой половине, которая отделялась от рабочей зоны невысокими перегородками. Зажиточные крестьяне достраивали дополнительные комнаты, полы в которых были деревянными, а вдоль стен располагались очаги для приготовления пищи и отопления помещений в зимнее время. Можно даже предположить, что дома деревенской элиты не сильно отличались по убранству и количеству помещений от домов богатых купцов и самураев.

В Японии в принципе не было каменной архитектуры (только стены и цоколи зданий возводились из камня) и дворец отличался от халупы бедняка "всего лишь" площадью и числом помещений, а также качеством и богатством отделки. И японский традиционный дом продолжает жить и сегодня - в сельской местности подобная застройка значительно преобладает, но в мегаполисах подобное расточительство недопустимо и миллионы японцев вынуждены ютиться в домиках, занимающих такую площадь, какую русский бы человек отвёл разве что под гараж.

Минка (minka; дословно «дом(-а) людей») - это традиционный японский дом.

В контексте деления японского общества на классы минка были жилищами японских крестьян, ремесленников и торговцев, т.е. несамурайской части населения. Но с тех пор классовое деление общества исчезло, поэтому словом «минка» могут называться любые традиционные японские дома соответствующего возраста.

Минка обладают широким диапазоном стилей и размеров исполнения, что в значительной степени связано с географическими и климатическими условиями, а также с образом жизни обитателей дома. Но в принципе минка можно разделить на два типа: деревенские дома (нока; nōka, 農家) и городские дома (матия; machiya, 町屋). В случае с деревенскими домами также можно выделить подкласс рыбацких домов, которые называются гёка (gyoka, 漁家).

В целом сохранившиеся минка рассматриваются как исторические памятники, многие из них являются объектами охраны для местных муниципалитетов или национального правительства. Особо следует отметить так называемые «гассё-дзукури» (gasshō-zukuri, 合掌造り), которые сохранились в двух деревнях в центральной Японии - Сиракава (префектура Гифу) и Гокаяма (префектура Тояма).

В совокупности эти постройки были занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Особенностью этих домов являются их крыши, которые сходятся под углом в 60 градусов, как руки, сложенные в молитве. Собственно, это отражено в их названии - «гассё-дзукури» можно перевести как «сложенные руки».

Центральным положением при строительстве минка было использование дешёвых и доступных строительных материалов. Крестьяне не могли позволить себе импортировать что-то очень дорогое или использовать то, что сложно найти в их родной деревне. Так что нока почти поголовно сделаны исключительно из дерева, бамбука, глины и различных видов трав и соломы.

«Скелет» дома, крыши, стены и опоры сделаны из дерева. При изготовлении внешних стен часто использовались бамбук и глина, а внутренние стены не возводились и вместо них использовались скользящие перегородки или ширмы-фусума.

Травы и солома использовались также для изготовления кровли, циновок мусиро и матов татами. Иногда кровля в дополнение к соломе покрывалась черепицей из обожженной глины. Для создания или укрепления фундамента дома часто использовался камень, но при строительстве непосредственно самого дома камень никогда не использовали.

Как и в других формах традиционной японской архитектуры, деревянные опоры выдерживали основной вес постройки, так что «окна» можно было делать в любой части дома. Опоры формировали «скелет» дома, соединяясь с поперечными балками хитроумной структурой без применения гвоздей, а «отверстия» в стенах дома делали при помощи сёдзи и более тяжёлых деревянных дверей.

Гассё-дзукури, возможно, являются самыми узнаваемыми японскими домами, а также самыми высокими - из-за их выдающихся во всех смыслах крыш. Высокие крыши позволяли обходиться без дымохода и устраивать обширные складские помещения, а также - в первую очередь - защищать дом от попадания влаги. Благодаря конструкции крыши снег или дождь сразу скатывались вниз, не задерживаясь, благодаря чему крыша была практически «непромокаемой», а солома, покрывающая её, почти не гнила.

Существуют три основных стиля крыш, которые имеют ряд сходных черт с крышами домов других стилей японской архитектуры. Большинство матия имеют двускатные остроконечные крыши «киридзума» (kirizuma, 切妻), крытые кровельной дранкой или плиткой. В отличие от этого, большинство нока покрывались либо соломой (ёсэмунэ; yosemune, 寄せ棟) и обладали крышами со скатом на четыре стороны, либо их крыша делалась с многочисленными фронтонами и покрывалась дранкой и соломой (иримоя; irimoya ,入母屋).

На коньке крыши и в местах стыковки различных секций устанавливались специальные колпаки. Плитка или дранка, которыми покрывались крыши, часто служили единственным художественным украшением домов, плюс коньки крыш украшались орнаментом.

Внутреннее убранство минка обычно делилось на две секции. В первой из них оставляли земляной пол, эта территория называлась «дома» (doma, 土間), а во второй пол поднимали на 50 см выше уровня дома и покрывали татами или мусиро. Дома использовалась для приготовления пищи и других сельскохозяйственных нужд. В ней, как правило, устанавливалась глиняная печь камадо (kamado, 竈), деревянный умывальник, бочки для еды и кувшины для воды.

Большая деревянная дверь одо (ōdo) служила главным входом в здание. В приподнятом полу часто сооружали встроенный очаг ирори (irori, 囲炉裏), но при этом не сооружали никакого дымохода, который соединял бы очаг с внешней средой. Только иногда в крыше делали небольшое вентиляционное окошко. Дым уходил в вверх, под крышу, так что жители не дышали им и сажей, но тем не менее дым пачкал солому, которую приходилось часто менять.

Хотя существует множество различных способов размещений комнат в пределах дома, одним из наиболее популярных был способ ёмадори (yomadori, 四間取り), согласно которому в «белом» доме выделялись четыре комнаты. Отдельными друг от друга они были только по названию, поскольку жителям нужно было пройти через ту или иную комнату, чтобы добраться до другой. Две из них использовались для повседневной жизни семьи, включая комнату, в которой находился ирори. Иногда для освещения использовалась маленькая масляная лампа, но из-за стоимости топлива, очаг чаще всего являлся единственным способом освещения в доме в тёмное время суток.

Во время приёма пищи вся семья собиралась в комнате с очагом, причём каждый член семьи имел своё собственное место, соответствующее его социальному статусу в пределах семьи. На той стороне, которая дальше всех находилась от домы, сидел глава семьи. С другой стороны сидела хозяйка и все женщины семьи, третья сторона предназначалась для членов семьи мужского пола и гостей, а четвёртую занимала груда дров.

Другие комнаты служили спальнями и комнатой для гостей. В комнате для приёма гостей в нише токонома , как правило, размещался свиток с изречениями или живописью или же ставилась икебана . Такие ниши ещё можно встретить в современных японских домах, особенно тех, в которых есть комнаты, выдержанные в традиционном японском стиле.

Туалет и ванна часто сооружались в виде отдельных ото всего дома структур или же в виде части основной структуры дома, но находящихся под карнизом крыши.

Матия являлись традиционными городскими домами в Японии и типичными для исторической столицы Киото. Матия появились ещё в эпоху Хэйан и продолжали развиваться вплоть до эпохи Эдо и даже в перид Мэйдзи.

В матия обитали городские торговцы и мастера, которые вместе составляли класс, называемый тёнин (chōnin; «горожане»). Слово «матия» может писаться двумя способами: 町家или町屋. Здесь «мати» (町) означает «город», а «я» - «дом» (家) или «магазин» (屋). В любом случае и то, и другое написание является верным.

Матия отличались от своих сельских собратьев. Основной дом (омоя; omoya, 母屋) располагался перед складскими помещениями (кура; kura, 倉) или стоял отдельно (засики; zashiki, 座敷).

Дома, как правило, была вытянута и проходила от передней части дома к складу, находящемуся на задворках, и к ней прилегали три-четыре комнаты. В комнате, которая ближе всех находилась к улице, использовалась для ведения дел или под магазин и называлась мисэ (mise, 店). Средняя комната использовалась для развлечения гостей, а в последней комнате, которая ближе всех находилась к саду во внутреннем дворе и в которой находилась токонома, жили хозяева. В отличие от нока, в матия часто была отдельная комната, где спала семья. Второй этаж дома использовался для хранения вещей, которыми семья пользовалась более регулярно, чем те, которые хранились на задворках на складе.

Для небольшого экзамена по японскому дому нужно всего лишь правильно ответить на несложные вопросы:)

Берите нужный предмет и ставьте в комнату!

Хотя минка редко строятся в настоящее время — отчасти благодаря европейской ориентации на жилую архитектуру и отчасти из-за их пожароопасность; — подобный дома можно видеть по всей Японии, и нередки случае когда такой дом превращается в настоящий музей.

Элементы японского традиционного дома

Ирори (очаг) — является сердцем дома, в нем часто горит огонь, служающий основным источником тепла. Иногда его используют для приготовления пищи. В минка очаг обычно утоплен в деревянном полу; разложение вокруг него татами является признаком богатого дома.

Энгава наружная конструкция, окружающая дом подобно веранде, прикрытой скатом крыши. Она может закрывается тяжелыми деревянными дверями или открываться для проветривания. Этот вход для гостей, которые останавливаются на каменном ступеньке и снимают обувь чтобы пройти во внутренние помещение.

Тип крыши

Традиционно крыша манка покрываются соломой или тростником-мискантом, однако как было замечено выше, материал зависит от местных возможностей и природы. Широко распространены и черепичные крыши более простые по конструкции и недорогие. На торцах черепиц могут располагаться изображения к примеру, бесов охраняющие дом. Используется также и дранка, которую придавливают камнями. Конструкция крыши может сменятся по виду и сложности.

Буддийский семейный алтарь (буцудан) — можно увидеть во многих домах, обычно вместе с более простым — синтоистским.

Постель, состоящая из матраса футон и стеганых одеял, на день скатываются и убираются в шкаф. Вечером их опять расстилают на полу.

Токонома представляет собой нишу с деревянным полом, устроенную в парадной комнате и предназначенную для размещения свитка с иероглифами и цветов или керамики.

Фусума , раздвижные двери из дерева и плотной бумаги, с их помощью можно менять размеры комнаты.

Татами покрывают пол парадной комнаты (или комнат). Эти соломенные и тростниковые маты имеют стандартный размер в каждой провинции, и величина комнаты нередко измеряется числом татами. Обычно парадные комнаты для приема гостей имеют размер шесть-восемь татами.

Котасу — жаровня (раннее угольная, теперь электрическая) ставится в подножие низкого столика или в углубление под ним. Зимой для сохранения тепла стол покрывается футоном. Люди либо сидят на подушках либо спускают ноги в углубление.

Одноэтажная минка

Одноэтажный японский дом (минка). Туалет и место омовения обычно расположены вне основного здания. К числу основных вариантов относится дом гассё-дзукури, Г-образная магария, используемая для размещения лошадей и людей (характерно в префектурах Ивате, Северный Хонсю), а также дом кабуто-дзукури, пропускающий внутрь больше света и воздуха (префектура Ямагата, Северный Хонсю).

Продолжаем обзор японской жизни 19 века по раскрашенным фотографиям Феличе Беато и его учеников.
Сегодня посмотрим на традиционное японское жилище, культура которого, как и японского быта в целом, складывалась веками и достигла своего расцвета накануне начала вестернизации.
Японские дома разительно отличались от европейских практически во всём. Они были рассчитаны на тёплый и влажный климат и имели в своей основе лёгкий деревянный каркас с земляным полом и соломенной крышей. Вместо стен - легкие раздвижные створки. Если они выполняли роль окон, они оклеивались белой рисовой бумагой. Обклеенные бумагой раздвижные перегородки (фусума) давали возможность изменять планировку в зависимости от ситуации: например, превратить две комнаты в одну.
Внутри дома - полный аскетизм. Как и почти все азиаты, японцы не знали стульев и сидели на матах около низенького столика. Вместо кроватей - те же маты или матрасы, которые убирались днём. Вообще, мебели было по минимуму.
Зимой в японских домах был нередко собачий холод, так как температура не отличалась от уличной. Тепло было только у очага, который сверху накрывался столом с одеялом вместо скатерти. Вся семья жалась к этому столику, засовывая ноги под одеяло. Потолки были совершенно прокопченными.
Зато настоящей гордостью японского жилища был маленький садик. Точнее сказать, всякого зажиточного жилища. Вот так описывает дома богатых японцев в Тоёхаре (Южно-Сахалинске) в своих мемуарах Дмитрий Крюков, начальник гражданского управления Южного Сахалина и Курильских островов, прибывший в город в сентябре 1945 года: "У каждого дома - парадный выход во двор. Сам двор чистый, благоустроенный, превращен в священное место для отдыха. Две-три сакуры, рододендроны, карликовые хвойные и другие деревца, дорожки выстланы мелким камнем или плитками, в центре - маленький бассейн; хотя и из водопровода, но журчит по желобу или переливается по камушкам маленький ручеек; тут же беседки, скамеечки. Чем богаче владелец, тем больше, красивее внутренний дворик " ().

После этого введения переходим к иллюстрациям.
Девушки в садике перед домом, 1880 г.:

Собственно, так был устроен традиционный японский дом внутри:


Вентиляция была "их всё"!

Японский дом не знал разделения жилых помещений на спальни, кухни, гостиные. Всё делалось в одной комнате:

В традиционном японском доме, как и во многих странах Востока, вся семья спала под одним одеялом.

Собственно, традиционная японская "кровать":

Кровати в европейском смысле стали проникать в японские дома лишь в 20 веке.

Обед в японском доме:

Завтрак:

Чайная церемония:

Приготовление пищи:

Утренний туалет:

Из-за отсутствия мебели японское жилище кажется очень просторным:

Две дамы играют в го:

Способ обогрева: девушки читают, сидя под одеялом, под которым стоит горшок с горячими углями:

Да, вот так они жили веками без центрального отопления, водопровода, канализации и прочих радостей цивилизации...

Современная Япония уже давно не та, что была ещё столетие назад. Стремительное развитие промышленности значительно изменило и весь быт и уклад японского общества. Вот уже и минка – традиционный японский дом , ушёл в прошлое, оставшись только в виде музеев.

Японское традиционное деревенское жилище

Традиционно в Японии минка – это жилище крестьян и ремесленников . То есть, это жилище не очень богатой части японского общества. А когда нет денег, то из чего строить своё жильё? Понятно, что из подручных материалов, которые можно было добыть поблизости.

Климат Японии, находящейся на островах, довольно мягкий. Влияние муссонов делает его тёплым и влажным. Исключение составляет лишь остров Хоккайдо, самый северный из четырёх крупнейших островов японского архипелага. На нём зимой выпадает снег и иногда лежит довольно продолжительное время.

В центральной и южной Японии температура даже зимой очень редко бывает ниже нуля. А снег, если и выпадает, то тут же тает. Летом же температура достигает 28 – 30 градусов по Цельсию. В сочетании с высокой влажностью бывает довольно душно.

И ещё один значимый фактор повлиял на жилище японцев. Японские острова находятся в очень активной тектонической зоне. Океаническая плита подползает под материковую как раз в зоне японского архипелага. Поэтому здесь часты землетрясения и разрушения.

Вот в таких условиях и появился минка. Он отвечал всем перечисленным требованиям основного жителя Японии – крестьянина и ремесленника. Зимой не очень холодно — не нужно сильно обогревать. Летом душно – нужно часто проветривать.

Материалов на строительство необходимо минимум и не очень дорогие, местного происхождения. В случае разрушения землетрясением, дом можно легко восстановить. В конце концов и появился дом минка. Как и , он соответствовал условиям окружающей природы.

Как устроено японское жилище – минка

Основной материал и каркас дома изготовлен из дерева. Япония гористая страна и склоны гор часто покрыты лесами. Практически горы занимают большую часть территории Японии. Людям для жилья досталось лишь побережье и долины рек.

Стены домов минка представляют из себя по сути лёгкий каркас. Между установленными вертикально стволами деревьев или брусками пространство заполняется весьма условно. Глухие стены занимают лишь незначительную их поверхность. Они часто заполнены сплетёнными ветками, камышом, бамбуком, травой и обмазаны глиной.

Большая же часть стен представляет собой открытое пространство, которое может быть закрыто раздвижными или снимающимися панелями. Получается, что в летнее время японцы живут на открытой природе. В то же время нам, жителям более суровых климатических зон, кажется весьма странным жить практически без стен.

Пол в основной части дома делался приподнятым над почвой примерно на половину метра. Это нужно для того, чтобы проветривать его, спасая от гниения. Поскольку дом строится без фундамента, то может быть и подтоплен талыми или дождевыми водами если будет слишком близко к земле.

Внутри основная часть японского дома вообще не разделена на комнаты. Это одно большое помещение. Которое, впрочем можно разделить на различные зоны теми же передвижными перегородками или ширмами. В японском доме почти нет мебели. Скажите пожалуйста, куда её ставить? К стене? Но ведь стен то как таковых нет.

Обедать же усаживались перед маленькими столиками прямо на пол, на который предварительно ложили футоны. Футон – это матрац. На них же и спали ночью. А на день они убирались за ширмы. Передвижные перегородки и ширмы оклеивались рисовой бумагой или шёлком.

А вот еду готовили в отдельной части дома. Здесь не было пола. Вернее он был земляной или глиняный. На нём возводилась глиняная печь. На ней и готовили пищу.

Окон в доме могло вообще не быть. А свет проникал через полупрозрачные ширмы или перегородки. Либо просто через открытую часть стены, если это было лето.

Крышу покрывали травой, соломой или камышом. И для того, чтобы с неё быстрее стекала вода и не приводила к гниению, её делали очень крутой. Угол наклона доходил до 60 градусов.

Дом минка и его значение для Японии

Жизнь в традиционном японском доме минка — это своеобразная философия единения с природой. По сути люди, жившие в таком жилище, жили на природе, лишь слегка от неё отгородившись.

Пожить в старом японском доме - незабываемый опыт. Все согласно традициям: гэнкан, васицу, фусума, сёдзи, татами, дзабутон, футон, осиирэ. Имеется даже камидана. С сименавой и сиде, как положено. Сфотографировала все-все-все, сняла небольшое видео. Приглашаю на экскурсию.


Гэнкан - японская прихожая. В этой зоне необходимо снять обувь. По правилам положено развернуть ботинки в сторону двери. Наступать на возвышение нужно уже босиком.

Традиционная мужская обувь, возможно это вариант гэта

Комната в традиционном японском стиле называется washitsu . Пространство делится с помощью внутренних раздвижных стен fusuma . Рамы и решетки делаются из дерева, наружная сторона оклеивается непрозрачной рисовой бумагой. Перегородки, отделяющие жилые помещения от веранды называются shoji . Для них используется рисовая бумага, пропускающая свет.

Камидана - ниша для ками. Небольшое синтоистское святилище, наподобие домашнего алтаря в русских избах. Shimenawa - дословно "ограждающая веревка", обозначает священное пространство. Белые зигзагообразные полоски называются shide . Ками - японские божества, духи.

Центрального отопления нет. Можно включить кондиционер, если он имеется в доме, или напольный обогреватель. Судя по запаху, обогреватель газовый каталитический, так что лучше им не пользоваться. Отапливать дом кондиционером дорого, поэтому решают проблему местно. Приходит понимание всей прелести японской ванны ofuro . Она небольшая по площади, ноги не вытянешь, зато вода долго не остывает, и глубокая, снаружи только голова. Хозяин заботливо оставил грелки. Также широко распространены электропростыни. Еще есть специальные приспособления - котацу , .

Футон - толстый мягкий матрац, расстилаемый на ночь для сна. Утром убирается в шкаф. Шкаф называется oshiire .

Коридор по периметру дома в теплое время года объединяется с садом. Стены просто сдвигаются, заодно становится прохладнее. В данном случае традиционные сёдзи заменены на современное остекление.

Двери обычно украшают росписью. Обратите внимание, изображение смещено к низу, потому что рассчитано на сидящeгo чeлoвeкa. В японском доме вообще не принято стоять вертикально, переместился с места на место и снова сел на колени. Поза называется seiza , дословно "правильное сидение".

В гостиной соседствует европейский диван и японский стол на низких ножках. Плоская подушка называется zabuton . Их используют для сидения на полу или на стульях. Хотя японские стулья это фактически сидушка со спинкой.

Кухня расположена вне дома, это больше терраса. Имеется рисоварка, микроволновая печь, что-то вроде гриля, плита и холодильник. Очень много посуды.

Стиральная машина просто огромная

Так как основное пространство дома расположено на возвышении, можно устроить кладовочку. Подпол, как у нас.

Из окна открывается вид на сад

Это Voneten Guest House на острове Izu-Oshima, находится в местечке Хабуминато, в общем деревня - https://naviaddress.com/81/700037 . Дом бронировала на Букинге. Хозяин общительный и гостеприимный. Встретил на остановке, отвез в супермаркет, запустил свой дрон, снял видео на память. Было очень здорово. Порт Хабу - тихое местечко, самые наилучшие впечатления.

Японская кошка Анко. Воспитанная, в дом не лезет. Даже если дверь открыта, сидит снаружи.

В завершение видео, экскурсия по дому. Обозвала синтоистское святилище буддийским. Сори, волновалась:)

Добавьте меня в друзья, чтобы не пропустить новые публикации