Вечные каникулы. Как живут люди, сбежавшие от цивилизации на природу? Дауншифтинг – протест или сознательный выбор

Последние семь лет семья Тужилиных из Иркутской области обходится без газа, электричества, телефона, телевизора и полноценного жилья - их дом недавно сгорел. Однако Лариса и Сергей и в этом усмотрели положительный момент - мол, избавились от всего лишнего.

Проверив время, я поняла, что иду по лесу полтора часа. А по уверениям городских знакомых Тужилиных, дорога от шоссе до места «дислокации» отшельников обычно занимает максимум час. «Не на ту тропинку свернула!» Рука автоматически дёрнулась к мобильнику, но он оказался вещью бесполезной - связь не работала. Окончательно впасть в панику я не успела, потому что через четверть часа тайга расступилась и я оказалась... на кухне Тужилиных.

За встречу пьём... сурицу

Под открытым небом стояла печка. Рядом копошилась женщина. Я кашлянула, ожидая поймать удивлённый взгляд, - о визите корреспондента «АиФ» Тужилиным сообщить никто не мог. Но оказалось, что у семьи свои «источники». «К нам утром сойка прилетала, всё вокруг кружила, - сказала Лариса. - Мы и догадались, что пожалуют гости».
Лариса скрылась за деревьями и вернулась с бутылкой в руке: «Давайте за встречу выпьем сурицы!» Потом разлила в кружки жидкость, которая пенилась, как шампанское. Заметив, с каким сомнением я поглядываю на напиток, добавила: «Он безалкогольный. Делается из родниковой воды, мёда и лесных трав». Бутылочку усидели за полчаса, и Лариса пошла за следующей, а Сергей поинтересовался: «Долго пешком добирались?» - «Полтора часа». - «Для первого раза результат отличный. Пространство вас приняло, не стало уводить в сторону».

Тужилины свято верят, что окружающая природа хранит их от плохих людей. В контактах с незнакомыми пара избирательна и со мной разоткровенничалась лишь благодаря той самой сойке: «Лес рассказал, что ты не злой человек».

...явился брат фашиста

Впрочем, супруги не всегда столь трепетно относились к природе. «Мы ведь городские, - сказал Сергей. - В начале 90-х годов решили стать фермерами. Землю, 17 га, выделили в глуши. Но мы сумели развернуться. Урожай «КамАЗами» вывозили. Правда, пользовались удобрениями. Пока не прозрели...»

Их жизнь изменила одна встреча, вернее, лекция. Сухонький старичок через переводчика рассказывал на немецком языке, что во сне ему явился брат, погибший в нашей стране на войне, и сказал: «Я чувствую вину перед русским народом. Сделай для него что-то хорошее». Гость, оказавшийся... всемирно известным учёным-биодинамиком (наука об экологическом земледелии. - Прим. авт.) Бернадом Хаком, за два часа перевернул сознание Сергея и Ларисы.

На следующий день на ферме Сергей попросил работников настроиться на работу с землёй, внушая, что к ней надо относиться с благоговением. Когда же «барин» запретил материться, мол, от негативной энергии будет плохой урожай, мужики покрутили пальцем у виска и пошли искать другого хозяина.

А Тужилины продали всю технику. Сельхоздеятельность свернули - решили, что земле после всех удобрений надо отдыхать лет семь. Лишь для себя продолжали выращивать овощи да ещё завели пасеку. Мёд Тужилины не только едят, но ещё чистят им зубы и моют голову. А одежду стирают только хозяйственным мылом.

Пожар - к счастью

Новая жизненная философия научила семью видеть в несчастье радость. Даже в пожаре. Позапрошлой зимой Лариса с Сергеем отправились в Иркутск на заседание клуба приверженцев биодинамики. Вернувшись, увидели горку пепла на месте двухэтажного дома.

Причитать не стали. Из глины и деревянных чурбаков соорудили жилище круглой формы, как у древних славян. В нём благополучно пережили нынешней зимой 40-градусный мороз. Пожар уничтожил и движок, который из 30-метровой скважины откачивал для семьи воду. «И мы поняли, что не нужна нам эта «несозревшая» вода, - говорит Лариса. - Теперь ходим за водой к роднику, от дома это метров 200». Оттуда они берут воду для приготовления пищи, стирки и поливки огорода.

Вслед за пожаром супруги попали в автоаварию. Машина почти всмятку, а они - живы-здоровы. И опять Тужилины распознали в этом особый промысел - мол, машина с философией экологии не шибко вяжется.

Не все одобряют их стиль жизни. «Люди видят только материальное. Но не замечают, что у нас прекрасная семья, три дочери, которые разделяют наши взгляды, - говорит Сергей. - Мы ни от кого и ни от чего не зависим. Помните, у вас в Москве электричество отключили - и началась паника? А нам, уж поверьте, никакие катаклизмы не страшны».

Мария Позднякова, Иркутская обл. - Москва


Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП материалов о новом человеке, новой экономике, взгляде на будущее и образовании вы можете найти там, где вам максимально удобно

В 2010 году французский фотограф Антуан Брюи начал свое длительное путешествие по Европе, без конкретной цели и маршрута. В своих странствиях он встречался с людьми, навсегда оставившими городскую жизнь ради одинокого, почти полностью изолированного существования, которое они находят гораздо более привлекательным

1. За последние тридцать лет в Европе появилась невиданная прежде тенденция: многие вполне благополучные европейцы покинули города и направились в малонаселенные районы, такие как горы Сьерра де Касорла в Испании, французские Пиренеи, отдельные незаселенные районы Швейцарии. Брюи стал встречаться с этими людьми, присоединившись в качестве волонтера к WWOOF - организации, осуществляющей ряд международных программ агротуризма, позволяющих совместить туризм с работой в органическом сельском хозяйстве.

2. Эта «усадьба» во французских Пиренеях принадлежит гражданину Германии, переехавшему сюда вместе со своей семьей двадцать пять лет назад. С тех пор он перестроил свою лачугу в абсолютно полноценный дом, обеспеченный всем необходимым для жизни. В доме отсутствует электрическое оборудование, но солнечные батареи дают достаточно энергии для его освещения.

3. Хотя впоследствии семья оставила его, этот немец продолжает жить здесь вместе с четырьмя другими людьми. Кроме того, они предоставляют временный приют еще приблизительно для двадцати странников.


4. Дом этого мальчика, точнее говоря, хижина, где он живет со своим отцом, находится неподалеку в Пиренеях. Они также ведут изолированный образ жизни в хижине, обходясь без электричества.


5. На фотографии - подсобное жилье, расположенное на той же усадьбе в Пиренеях. Оно кажется маленьким, но это только на первый взгляд. На самом деле этот вигвам - около девяти метров высотой. В нем странствующие волонтеры останавливаются в летние месяцы.

6. Этот человек постоянно живет в таком доме в течение двух последних лет.


7. Интерьер одной из подобных хижин во французских Пиренеях. Брюи нашел здесь пристанище и провел в одиночестве около трех месяцев.


8. На фотографии - человек, занимающийся вместе с женой разведением коз и овец в провинции Ардеш на юге Франции. Сейчас он занят лечением овцы, которую искусала его собака.


9. Это пастух-кочевник из Германии, путешествующий от фермы к ферме по территории Германии, Австрии и Швейцарии. Он «нанимается» к хозяевам усадеб в помощь для выпаса коров и овец.


10. Владелица этой "усадьбы” - англичанка. Двадцать лет назад ее, путешествующую на велосипеде, сбил автомобиль. Продав свое тогдашнее жилье, она приобрела участок земли в Испании и начала своими руками строить на нем усадьбу. На фотографии - экологически безопасный самодельный био-туалет.

11. На этой ферме в Испании живут три семьи, занимающиеся разведением фруктов и овощей в общественном саду. Земля принадлежит одному веб-дизайнеру, который половину своего времени занимается разработкой интернет-сайтов, а вторую проводит в своем «загородном имении».

12. Эта женщина вместе с мужем покинула Германию двадцать лет назад и отправилась в незаселенный район Швейцарии - прочь от шумной и суетной городской жизни. Теперь они вполне обеспечивают свое существование, производя всю необходимую пищу самостоятельно. До переезда в Швейцарию она была профессором и занималась вопросами литературы и философии.

13. Ее муж, прежде чем отказаться от городского образа жизни, был инженером. Большинство людей, с которыми общался Антуан Брюи, говорили ему, что покинули город по собственной воле, считая такое решение разумным и необходимым. «Многие говорили мне, что не видят никакого смысла в городской жизни. Другие рассказывали, что просто физически больше не могли ее выносить», сообщил фотограф.

Десятки лет в непроходимых джунглях, в глухой Тайге и в горах Аляски… А вам слабо?

40 лет во вьетнамских джунглях

Во времена Вьетнамской войны, когда бомба убила жену и двоих его сыновей, сорокадвухлетний вьетнамец Хо Ван Танн убежал в джунгли вместе с единственным оставшимся в живых двухлетним сыном. Там оба и остались жить на ближайшие 40 лет, и даже известия от родственников об окончании войны не заставили отшельника-отца вернуться обратно в жестокий мир людей.

Совсем недавно – в августе 2013 год – рабочие из соседней деревни обнаружили джунглях сорокадвухлетнего мужчину и его престарелого отца. Они уже слабо понимали местный язык, были истощены и выглядели абсолютными дикарями.

Все эти годы они жили в простецкой хижине и питались, в основном, лишь кореньями, кукурузой и дикими плодами.


Так как состояние старика-отца вызывало опасение, после обнаружения он был отправлен в больницу. Обоим мужчинам теперь предстоит попытка социализации в современном обществе.

Семья Лыковых: жизнь в глухой Тайге


В свое время эта история занимала первые полосы всех советских газет. В 1978 году геологи во время одной из экспедиций в удаленном уголке Тайги вместо минеральных залежей обнаружили семью из шести человек, которая жила в лесу вот уже сорок лет.
Карп Лыков и его семья были староверами. Еще во времена революции многие староверы бежали в Сибирь, спасаясь от преследования коммунистов; одними из таких беженцев были и Лыковы. В 1936 году произошла трагедия: брат Лыкова-старшего был расстрелян. Спасаясь от сталинских репрессий, семейство бежало в лес…
Со своими скромными пожитками Лыковы уходили все дальше и дальше от общества, остановившись лишь в паре сотен километров от границы с Монголией. Муж, жена и четверо их детей (двое были рождены уже в Тайге) жили лишь тем, что выращивали или отлавливали в охоте. Они нередко голодали; мать семейства умерла от истощения в 1961 году после того, так в очередной раз отдала свою порцию еды детям.

Лыковы и слыхом не слыхивали ни о полетах на Луну, ни даже о Великой отечественной войне. Такие мелочи современного мира, как целлофановые пакеты, приводили их в полный восторг. За все эти годы младшие дети начали говорить на диалекте, в котором лишь с трудом возможно было опознать русский язык. После того, как геологи вошли с Лыковыми в контакт, члены семьи мало-помалу начали им доверять, однако, будучи глубоко религиозными, они отказались покидать свой оторванный от общества дом.

В течение нескольких последующих лет трое из четверых детей умерли. Двое скончались от проблем с почками, вызванными долгими годами недоедания. Третьего убила пневмония; от медицинской помощи он наотрез отказался. Отец их умер в 1988 году.


Агафья Лыкова, последняя из семьи, все еще живет на том же месте в полном одиночестве. Сейчас ей почти семьдесят лет, и за всю свою жизнь она ни разу не покидала пределов своего родного таежного края.

Японский партизан, который так и не сдал позиции


В далеком 1944 году японская армия отправила лейтенанта Хироо Оноду и несколько других отрядов на малонаселенный Филиппинский остров Лубанг, чтобы вести партизанскую войну. И, хотя довольно скоро после этого Вторая мировая война была окончена, ни Оноде, ни его людям об этом не сообщили, и они так и остались жить и воевать среди джунглей на тридцать лет вперед.

В октябре 1945 года японское правительство попыталось оповестить о конце солдат, прятавшихся в глубоких дебрях, однако Онода и его сотоварищи приняли новостные газеты и листовки, сбрасываемые с пролетавших самолетов, за вражескую пропаганду. И, хотя они прочитали все новости до последнего слова, они решили не сдаваться до тех пор, пока не получат приказ от своего главнокомандующего. И, хотя на их поиски были направлены отряды, обнаружить партизан так и не удалось.

За долгие годы все соратники Оноды умерли, а один из них решил сдаться и тайком скрылся. Следующие двадцать лет Онода жил в одиночестве, став легендой среди японских и филиппинских солдат, уверенных в его смерти.

В 1974 году его случайно встретил молодой путешественник Норио Сузуки. Он попытался убедить несгибаемого солдата лично в том, что война окончена, но Онода ему так и не поверил.
Сузуки пришлось разыскать главнокомандующего Онодо и организовать между ними встречу. Когда Онодо узнал правду, он был потрясен до глубины души. Властями Японии он был провозглашен герои, и он был прощен за убийства филиппинцев, которые он совершал, находясь на острове. Однако влиться в современное японское общество Оноде так и не удалось. В итоге он переехал жить в Бразилию, где ведет уединенную тихую жизнь и по сей день.

Последний из племени в джунглях Амазонки


Почти двадцать лет назад в бразильских джунглях был обнаружен одинокий индеец, который, судя по всему, являлся последним представителем своего племени. Попытки властей вступить с ним в контакт окончились неудачей: индеец без колебаний выпустил стрелу в грудь одного из спасателей. Надо сказать, что и ранее стремления интегрировать индейцев в общество, как правило, проваливались и заканчивались ранними смертями амазонских дикарей.
В итоге власти провозгласили участок земли в пятидесяти километрах вокруг места его жительства неприкосновенным. Мужчина, которому сейчас должно быть за сорок лет, все еще ведет одинокую изолированную жизнь среди джунглей.

30 лет в горах Аляски


После долгих лет службы в военном флоте и работы в качестве механика американец Ричард Проеннеке избрал довольно необычный способ отдыхать на пенсии. Он выстроил хижину высоко в горах Аляски, в живописном месте под названием Твин Лейкс. Там он прожил почти тридцать лет – вплоть до самой своей смерти.
Надо отметить, что отшельник не до конца отрезал себя от внешнего мира: несколько раз он совершал длительное путешествие в штат Айову, к своим родственникам. Однако большую часть своей жизни он провел в полном одиночестве в дикой глуши. Он охотился, рыбачил и изучал природу, открыв в себе прирожденного натуралиста.
Эпизоды своей отшельнической жизни Проеннеке записывал на пленку, которая в последствии была смонтирована в серию документальных фильмов «Один в диких условиях». Его записи были адаптированы под несколько книг, и, кроме того, он написал несколько важных статей в области метеорологии и биологии.

Иногда цивилизация и все её блага могут быть чрезвычайно давящими… Быстрый темп жизни, сложности взаимоотношений, политические споры, технологическая гиперразвитость – всего этого вполне достаточно для того, чтобы у вас появилась мечта убежать куда подальше и сродниться с природой. Для большинства из нас эта мечта выливается в уикенд, проведенный в палаточном лагере, но некоторые люди – критики цивилизации, активисты, спиритуалисты или просто свободные люди – принимают эту идею всерьез. Кто-то назовет их глупцами или радикалами, а кого-то их пример, быть может, невероятно вдохновит. Как к ним относиться – решать вам, а мы, в свою очередь, представляем 6 личностей, променявших цивилизацию на жизнь в дикой природе.

Кристофер Маккэндлесс

Ставший известным благодаря книге Джона Кракауэра «В диких условиях» и одноименному фильму, режиссером которого выступил Шон Пенн, Кристофер Маккэндлесс (который сам себя называл Александр Супербродяга) был американским путешественником. Молодой человек мечтал об Аляске, где бы он мог жить вдали от цивилизации. Маккэндлесс был хорошо обучен: его академические успехи и уровень развития выше среднего существенным образом повлияли на развитие презрения к пустому материализму общества.

К сожалению, прожив 113 дней в пустынной Аляске, Кристофер Маккэндлесс скончался от истощения – когда мужчину нашли, его вес составлял около 30 кг. Его приключение закончилось в конце августа 1992 года, молодому человеку на момент гибели было всего 24 года.


Тимоти Тредуэлл

Тим Тредуэлл был натуралистом, любителем природы, «эко-войном» и режиссером-документалистом, который жил среди медведей гризли в национальном парке Катмай на Аляске. Несмотря на то, что в течение многих лет Тим каждое лето отправлялся в парк Катмай, чтобы провести время вместе с медведями-гризли, не имея при этом никакой защиты, в конце 13-го лета удача от него отвернулась. Он и его подруга Эми Хугенард были убиты медведями, их тела нашли частично обглоданными.

Несмотря на то, что некоторые сочтут идеализм Тредуэлла наивным, посредством своих фильмов и в целом своей деятельности он пытался защитить ту среду обитания, которую любил. История Тимоти Тредуэлла была увековечена в документальном фильме «Человек-гризли».


Генри Дейвид Торо

Торо являлся известным американским автором, натуралистом, философом и критиком, получившим известность благодаря книге «Уолден», где он описывал период своей жизни в изоляции. Мужчина провел около двух лет в хижине близ Уолденского пруда в Массачусетсе (США).

После того, как Торо вернулся к цивилизации, его целью стало обособление себя от общества с целью более объективного понимания людей.

Работа Торо признана личной декларацией независимости, путём духовного открытия и инструкцией по становлению самостоятельности.


Теодор Качинский

Также широко известный как Унабомбер, Качинский является примитивистом, который довел свою критику цивилизации и технологий буквально до крайности. Несмотря на то, что Теодор мог сделать блестящую академическую карьеру в области математики, Качинский уволился из профессуры Калифорнийского университета в Беркли, чтобы начать новую жизнь. Мужчина поселился в хижине без водопровода и электричества в глуши Монтаны.

Немного позже Качинский начал свою «кампанию бомбардировок», отправив в общей сложности 16 бомб по почте в университеты и авиакомпании США. Подрывная деятельность Теодора привела к смерти 3 человек и ранениям еще 23. Обоснование своих действий Качинский изложил в своём манифесте, который носил название «Индустриальное общество и его будущее» («Industrial Society and Its Future»).

В данный момент Теодор Качинский отбывает пожизненное заключение в федеральной тюрьме США.


Ноах Джон Рондо

Рондо – знаменитый отшельник, который отказался от жизни в обществе, променяв её на высокие пики гор Адирондак в Нью-Йорке. Прежде, чем удалиться в свой отшельнический дом в возрасте 46 лет, Рондо заявил, что он «не удовлетворен этим миром и его тенденциями».

И хотя большую часть времени Рондо оставался в полной изоляции, иногда он все-таки принимал в своей хижине посетителей и даже играл для них на скрипке. К сожалению, Рондо был вынужден переехать из своего дома в горах, и, в конце концов, умер в 1967 году, не сумев выжить на пособие.


Поль Гоген

Поль Гоген был одним из лидеров постимпрессионистского течения, художником и писателем, известным своим примитивистским стилем и философией. В 1891 году, подавленный низким уровнем признания на родине и плачевным финансовым положением, он решается отправиться в тропики, дабы убежать от европейской цивилизации и «всего искусственного и посредственного».

Оставшиеся годы своей жизни Поль Гоген провел на Таити и Маркизских островах, где он встал на сторону аборигенов, чтобы воевать против колониальных войск. Его работы этого периода демонстрируют экзотичные образы жителей Полинезии.

18.04.2012

Дауншифтинг – протест или сознательный выбор?

Это шипящее неудобное слово буржуйского происхождения часто вызывает недоумение: при чем тут даун? И что такое шифтинг? Новая болезнь? Заразная? На самом деле все гораздо безопасней. Дауншифтинг в переносном, философском смысле означает ничто иное, как жизнь ради себя и своих детей, отказ от чужих целей, добровольное отречение от собственных достижений, успеха и подъема по карьерной лестнице во имя внутренней гармонии, во благо природного развития семьи.

Диоклетиан и Лев Толстой как пионеры движения дауншифтинга

Английское слово «downshifting» в дословном переводе значит как замедление какого-то начатого процесса, либо переключение коробки передач автомобиля на пониженную скорость. «Down» - вниз и «shift» - переключение, перестановка. Дауншифтерами стали именовать тех людей, которые, достигнув определенных заметных успехов в карьере, заняв серьезное место в общественной иерархии, добровольно отказывались от благ цивилизации. Движение дауншифтеров зародилось на рубеже ХХ-XXI веков в странах Запада и в США, перекинулось на Россию. Однако дауншифтеров с российским флагом можно перечесть по пальцам: в основном это знаменитости крупных мегаполисов, которых общество потребления завело в духовный тупик.

Однако история хранит массу исторических примеров подобных сценариев поведения, когда человек, достигнув серьезных успехов, вдруг отказывался от почестей и регалий и начинал заниматься внутренним строением пути к собственной гармонии.

Римский император Гай Аврелий Валерий Диоклетиан (245-313 гг), внедривший доминат как форму правления в Древнем Риме, с абсолютной монархической властью, которую историки стали именовать возвращением золотого века, добровольно отказался от трона. Остаток жизни он провел в уединении, выращивая капусту в своем поместье в Иллирии. Все полномочия император сложил после двадцати лет напряженнейшего труда на римском троне. Это при нем Рим стал мощной державой, это именно он, некогда простой солдат, восстановил мир на границах государства. Знаменитая фраза бывшего императора, вошедшая во все учебники истории о том, что «если бы его последователи знали, какую капусту он выращивает, они не стали бы просить его вернуться на трон», подкупает своей искренностью и наивностью. Трудно представить местных руководителей современности, добровольно отказавшихся от власти и переехавших на дачу для занятий огородничеством.

Граф Лев Толстой стал основоположником еще одного родственного течения дауншифтеров - опрощения. Это выбор простой жизни, связанный с отказом от благ цивилизации, от тех преимуществ, которые дает урбанизация. Его отъезд в Ясную Поляну после глубокого философского внутреннего кризиса, повлекшего отлучение от русской церкви, стал началом жизни классика русской литературы по образу и подобию простого крестьянина.

Хиппи, пластиковые панки, приверженцы нью-эйдж, религии нового века - все это параллельные истоки движения дауншифтинга, протестующие против идеалов общества потребления.

Преимущества и недостатки дауншифтинга

Если работа мешает наслаждаться жизнью, от карьеры нужно отказаться - такой принцип пропагандируют дауншифтеры всех стран мира. Со стороны отказ от рабского труда, уход от цивилизации можно воспринимать как проявление лени, оправдание безделья, поиска смысла жизни, следование моде и так далее. При этом свободный выбор каждого человека имеет право на уважение и существование.

Псевдодауншифтеры, которые бросают убыточный бизнес, начатое дело незаконченным, сдают дом, квартиру в аренду, оставляя, таким образом, пути к отступлению, не могут в полной мере претендовать на истинный статус «барина». Дауншифтинг не зря называют «барской болезнью»: осознать бесцельность существования в беге по замкнутому кругу могут позволить себе далеко не все.

Самым весомым преимуществом дауншифтинга принято считать свободу - от приказов начальников, от пресса общественного строя, от стрессов, связанных с гонкой за место под солнцем, за фальшивыми ценностями. Путь к личной свободе чаще всего начинается с какого-то интересного путешествия в экзотические страны, где хочется остаться. Именно в такие моменты и приходит мысль бросить привычный уклад жизни в большом городе и уйти от дел, либо заняться фрилансом, дистанционным бизнесом и так далее.

Недостатками даунфиштинга можно назвать отсутствие вектора: кто-то находит средства к существованию и вечным путешествиям, а кто-то становится бродягой, и даже бомжом. Уезжая из крупных городов, разрывая связь с друзьями, родными, многие дауншифтеры начинают скучать по прежней жизни, им не хватает общения с единомышленниками. Уединение может сыграть злую шутку: мало кто из дауншифтеров собирается стать отшельником.

Отсутствие бесперебойного источника дохода - еще одно слабое место нового движения. Кто-то решает финансовый вопрос с помощью сдачи в аренду своей квартиры, кто-то ищет клиентов на новом месте, а кто-то живет на проценты от накоплений. Однако совсем без работы обойтись удается далеко не всем. Даже полный отказ от денег (радикальные течения дауншифтеров) предполагает натуральный обмен за какую-то услугу. Потому беспечно лежать на диване и мечтать о гармонии и мире не удастся: удовлетворять биологические потребности необходимо, на все нужны средства.

Как становятся дауншифтерами

Становятся дауншифтерами не сразу и не вдруг: прежде чем от чего-то отказаться, это что-то нужно иметь. Потому сначала люди добиваются солидного положения в обществе, скалачивают значительное состояние, при этом теряют в вечной спешке истинные ценности. Затем накапливается критическая масса внутреннего недовольства, отсутствует гармония, невозможно реализовать высокие цели. И лишь после всего этого бросают всё и «записываются» в дауншифтеры, начинают жить ради себя и своей семьи.

Найти баланс между отказом от прежней жизни и новой реальностью, удовлетворяюшей на все сто процентов, удается не всем и не сразу. Уходят в дауншифтеры люди, у которых произошел глубокий кризис, произошла переоценка ценностей, которых угнетал страх, зависть, обиды, то есть глубокие разрушительные негативные эмоции. Быстрая смена приоритетов чревата серьезной внутренней ломкой.

Со стороны дауншифтер воспринимается как ненормальный: кому в голову придет оставить престижную работу и уехать в «глушь, в Саратов», хотя этот город на Волге со времен Александра Грибоедова давно приобрел статус крупного города, наложив стрессовый отпечаток цивилизации на многих местных жителей.

Можно много рассуждать на тему слабости или силы в проявлении дауншифтинга, однако расстановка приоритетов в жизненной иерархии ценностей у каждого своя. Нужно быть довольно смелым человеком, чтобы все бросить, отказаться от привычного уклада жизни, в корне поменять привычки.

Причинами дауншифтинга могут стать следующие:

Боязнь брать ответственность на себя на прежнем месте работы;

Признание собственной некомпетентности, непрофессионализма;

Влияние экономической нестабильности;

Частые стрессы;

Семейные неурядицы.

Какими бывают дауншифтеры

Первый тип дауншифтеров представляет собой бывшего успешного бизнесмена, состоятельного человека, блестящего топ-менеджера крупной западной компании, который сменил шум офиса на звенящую тишину лесов, деревень или восточных стран. Эти люди неинтересны обществу, о них не принято говорить много и часто. В свое время о мультимиллионере Германе Стерлигове и его радикальной «выходке» писали и говорили все СМИ. Владелец товарной биржи «Алиса», богатейший человек России в 2004 году уехал в Московскую область со всей семьей и стал вести натуральное хозяйство, создал благотворительное общество «Слобода». Сейчас заметки о Стерлигове появляются в печати все реже и реже.

Второй тип дауншифтера - неуживчивый офисный клерк, которого уволили за несносный характер. В полной мере назвать их истинными дауншифтерами невозможно: у них нет всех тех благ, от которых можно отказаться. Однако именно так они сами себя позиционируют. Для противников движения дауншифтинга именно эти неудачники и являются ярким примером «заразной болезни».

Третий тип - фрилансеры, которые нашли себя в свободном творчестве, которые могут позволить иметь работу по гибкому графику, без обязательного посещения офиса. Их тоже нельзя полностью отнести к настоящим даунфиштерам, хотя есть очень много общего между этими двумя типами людей.

Иногда дауншифтеров неверно именуют эскапистами, приписывая им желание уйти от реального мира в мир иллюзий. В чистом виде трудно встретить стопроцентного дауншифтера. Чаще всего в каждом таком «отказнике» намешано множество типов, стремящихся к рекреации, то есть к оздоровлению души и тела, с целью полного восстановления работоспособности и возвращения к истокам.

Географические особенности дауншифтинга

Региональные различия дауншифтинга особенно ярко проявляются в зависимости от географических широт. В России это явление практически всегда означает переселение в деревенскую глушь или отъезд в другую страну, где нет стрессов, спешки и погони за призрачными ценностями, навязанными цивилизацией. В Индии, в штате Гоа, появились целые коммуны русских дауншифтеров, а местное население оказывает услуги, рассчитанные только на них. Это течение называется гоа-синдромом, или гоашифтером.

Австралийские и английские дауншифтеры делают упор на экологическую составляющую, их можно назвать «зелеными», поскольку они ратуют за экономию энергии, употребление в пищу чистых органических продуктов, за переработку мусора и очищение планеты от него.

Японские подростки и молодежь, которые живут на иждивении родственников, при этом добровольно отказываются от общества в целом, именуются хикикомори (в переводе «острая социальная изоляция»). Закрываясь в отдельной комнате на полгода или даже несколько лет, эти молодые люди не имеют никакой работы, заработка. В полной мере назвать их дауншифтерами можно с натяжкой, однако добровольный отказ от благ цивилизации роднит эти два мировых направления. В США таких людей именуют «basement dwellers», в дословном переводе «подвальные обитатели».

Как правило, дауншифтерами становятся жители крупных мегаполисов ведущих мировых держав, отравленные цивилизацией. Трудно представить себе такого человека из развивающейся страны, которому нужно выживать, бороться за свое существование и кормить семью.

Бунтари или философы?