Законодательные нормы, регламентирующие применение ккт. Законы и нормативные документы, регламентирующие работу с ККТ, реестр ККМ допущенных к применению на территории РФ

Обязанность применения ККМ установлена Законом РФ от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон N 5215-1). При осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории РФ денежные расчеты с населением производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением ККМ (ст.1 Закона N 5215-1). Таким образом, обязанность применения ККМ распространяется только на организации и на предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ). Не возникает такой обязанности у физического лица, если он осуществляет торговлю, но не зарегистрирован в установленном порядке в качестве ПБОЮЛ.

Действие Закона N 5215-1 распространяется только на расчеты с физическими лицами. В случаях, когда в роли покупателя (клиента) выступает юридическое лицо, обязанности применения ККМ не возникает.

Законом N 5215-1 установлена необходимость регистрации ККМ в налоговых органах по месту нахождения предприятия. Это положение разъяснено письмом МНС России от 30.03.2000 N АС-6-16/232 "О регистрации контрольно-кассовых машин филиалов предприятий" (приложение 8 ). В письме сказано, что налоговый орган, в котором организация состоит на учете по месту нахождения своего обособленного подразделения, вправе осуществлять в установленном порядке регистрацию ККМ, используемых по месту своей фактической производственной деятельности при осуществлении денежных расчетов с населением филиалом или другим обособленным подразделением организации. Например, если юридический адрес организации находится в Воронеже, но она имеет обособленное подразделение в Москве, которое осуществляет торговлю с населением (оказание услуг), ККМ может быть зарегистрирована в Москве.

Если гражданин имеет временную регистрацию (на срок 6 месяцев и более) в какой-то местности, он может зарегистрироваться в этой местности в качестве предпринимателя без образования юридического лица и территориальный налоговый орган по месту регистрации может зарегистрировать его ККМ.

Другим важным документом, определяющим требования к ККМ, включая порядок и условия их применения и регистрации, является принятое в соответствии со ст.3 Закона N 5215-1 Положение по применению контрольно-кассовых машин, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.07.93 N 745 (далее - Положение по применению ККМ). Оно определяет реквизиты, которые должны отражаться на выдаваемом покупателям (клиентам) кассовом чеке; устанавливает условия, без соблюдения которых ККМ не допускается к применению; указывает признаки неисправной ККМ; устанавливает сроки хранения документов, подтверждающих проведение денежных расчетов.

Одновременно с Положением по применению ККМ постановлением Правительства РФ от 30.07.93 N 745 утвержден Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин (далее - Перечень). Как следует из названия документа, в нем определяется, кто и в каких случаях может осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ.

Необходимо отметить, что в соответствии с п.1 Перечня разрешено не применять ККМ при оказании услуг населению при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, причем формы таких документов должны утверждаться Минфином России. С 1 января 1998 года введены в действие Методические указания о порядке учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями бытового обслуживания населения и их подразделениями, а также физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью по бытовому обслуживанию населения (утверждены приказом АО "Росбытсоюз" от 15.08.97 N 9, согласованы с начальником Департамента методологии бухгалтерского учета Минфина России).

Бланки строгой отчетности изготовляются по заказам заинтересованных организаций полиграфическими предприятиями, типографиями, имеющими разрешение. Каждый бланк в обязательном порядке должен иметь свой порядковый номер. К партии бланков должна прилагаться накладная, в которой кроме других реквизитов указываются наименования и номера бланков.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 30.07.93 N 745 органам исполнительной власти субъектов РФ разрешено принимать решения об ограничении указанного Перечня . Например, Правительство Москвы имеет право обязать тех или иных лиц, осуществляющих торговлю (оказывающих услуги) на территории Москвы, применять ККМ несмотря на то что Перечень позволяет осуществлять соответствующую деятельность без ККМ.

Еще один важный документ, регламентирующий применение ККМ, - это утвержденные письмом Минфина России от 30.08.93 N 104 Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (далее - Типовые правила). Помимо общих положений о порядке применения ККМ в Типовых правилах рассматриваются вопросы, связанные с вводом ККМ в эксплуатацию, порядком работы на ККМ, регламентируются обязанности центров технического обслуживания ККМ и их специалистов (механиков), правила техники безопасности.

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККМ утверждены постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132. Данные формы документов (КМ-1 , КМ-2 , ..., КМ-9 ) введены в действие с 1 января 1999 года (см. "Первичные документы" , с.11).

Касаясь вопроса учета поступления денежных средств, необходимо отметить, что согласно п.12 Положения по применению ККМ оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 N 40. Пункт 3 данного документа также указывает, что "прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин". Однако действие Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации касается лишь деятельности юридических лиц.

Таковы основные нормативные документы, регламентирующие применение ККМ. Однако данный перечень не будет полным, если не отметить постановление Пленума ВАС РФ от 04.08.99 N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - постановление Пленума ВАС РФ). Принятие данного постановления было обусловлено необходимостью обеспечения единообразного подхода при рассмотрении судами исков, связанных с ответственностью за нарушения требований Закона N 5215-1 и Положения по применению ККМ.

Пункт 3 постановления Пленума ВАС РФ указывает, что сферой регулирования Закона N 5215-1 являются денежные расчеты с участием граждан, покупающих товары (заказывающих услуги), независимо от того, в каких целях граждане совершают покупки (заказывают услуги). Таким образом, ККМ обязаны применяться и в тех случаях, когда покупателем (клиентом) является индивидуальный предприниматель.

В ходе осуществления контроля часто выявляются случаи, когда прием денежных средств от предпринимателя без образования юридического лица в оплату за товар (услугу) оформляется как при расчетах с юридическими лицами, то есть в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации на полученную сумму составляется приходный кассовый ордер; иногда с предпринимателями заключаются соответствующие договоры гражданско-правового характера. Однако, как следует из разъяснений Пленума ВАС РФ, данные действия не освобождают от применения ККМ, если в роли покупателя (клиента) выступает ПБОЮЛ.

Кассовые операции - важнейшая составляющая торгового бизнеса (и, в целом, любого другого, который сопровождается осуществлением наличных расчетов). В чем заключается их предназначение? Каким образом проводятся кассовые операции в соответствии с требованиями законодательства - особенно, с учетом изменений в Законе № 54-ФЗ с 2017 года, который регулирует применение онлайн-касс?

Расскажем все о ведении кассовых операций.

Что к ним относится

К кассовым операциям по существу следует относить те, которые имеют отношение к обороту наличных денежных средств (либо безналичных, при которых используются различные электронные инструменты - прежде всего, банковские карты).

Как правило, как минимум один из участников таких операций - это физическое лицо. Оно может быть представлено:

  1. Покупателем (заказчиком услуг) .

Денежные средства в этом случае могут:

  • приниматься от покупателя (при расчете за товар или услугу);
  • отдаваться покупателю (при возврате товара или компенсации за некачественную услугу, при возврате предоплаты за товары или услуги).
  1. Работником .

Денежные средства в данном случае могут:

  • выдаваться работнику (в виде зарплаты, сумм под отчет - например, командировочных);
  • приниматься от работника (например, в виде неизрасходованных командировочных).
  1. Заемщиком или кредитором .

Очевидно, в зависимости от конкретной роли физлица, с которым ведутся в данном случае расчеты, денежные средства могут как выдаваться (заемщику - при оформлении займа, кредитору - при его возврате), так и приниматься (у заемщика - при возврате займа, у кредитора - при оформлении).

Таким образом, кассовые операции носят двойственный характер: они могут соответствовать как приему, так и выдаче денежных средств из кассы хозяйствующего субъекта (индивидуального предпринимателя либо организации).

В предусмотренных законом случаях сторонами кассовых операций могут быть только юридические лица (либо юрлица и ИП). Чуть позже мы изучим специфику таких операций подробнее. Пока же условимся рассматривать общераспространенные сценарии, при которых, как минимум, один участник расчетов - физлицо (не зарегистрированное как ИП).

Операции, соответствующие расчетам хозяйствующего субъекта с указанными выше категориями физических лиц (и не только - перечень возможных участников таких правоотношений может быть намного шире), проводятся в юрисдикции особых норм законодательства. Изучим основные источники права, в которых данные нормы закреплены.

Узнайте подробнее, что относится к кассовым операциям.

Оставьте номер телефона, мы перезвоним Вам и ответим на вопросы!

Какие нормативные акты регулируют ведение кассовых операций

Кассовые операции проводятся российскими предприятиями в соответствии с такими нормативными актами как:

  1. Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У .
  • то, какие именно процедуры должны проводиться в рамках кассовых операций;
  • лимиты по остаткам наличных денежных средств, которые предприятию нужно соблюдать в установленных законом случаях;
  • порядок применения различных кассовых документов;
  • основные правила обеспечения сохранности денежных средств на предприятии.

И это, конечно, не исчерпывающий перечень категорий норм, установленных Указанием № 3210-У. Данный нормативный акт - достаточно объемный и сложный по структуре источник права, и его применение может характеризоваться большим количеством нюансов, подробно раскрывающихся в ходе правоприменительной практики.

Видео - работа с наличными деньгами в 2017 году (с учетом поправок - Указание Банка России от 19.06.2017 N 4416-У):

  1. Указанием Банка России от 07.10.2013 № 3073-У .

Данный источник права регламентирует конкретно то, каким образом должны осуществляться расчеты с применением наличных денежных средств. Его положения обязаны знать, прежде всего, хозяйствующие субъекты, которые занимаются розничной торговлей и оказанием услуг физлицам, в ходе которых практически всегда проводятся наличные расчеты.

  1. Законом № 53-ФЗ, принятым 22.05.2003 года .

Данный закон и предыдущий источник права, Указание № 3073-У, следует рассматривать как нормативные акты, регулирующие общую сферу правоотношений - наличные расчеты. Однако, Закон № 54-ФЗ регламентирует отдельный важнейший аспект таких расчетов - применение контрольно-кассовой техники (либо документов, заменяющих те, что формируются посредством ККТ).

Следует отметить, что до 01.07.2018 года Закон № 54-ФЗ фактически применяется одновременно в 2-х редакциях - текущей (от 03.07.2016 года) и, частично, той, что была принята 08.03.2015 года. Некоторые торговые предприятия имеют право выбирать, какую из редакций применять при расчетах с покупателями.

Частичное применение старой версии Закона № 54-ФЗ обусловлено тем, что законодателем признано утратившим силу большинство норм данного нормативно-правового акта - но за исключением тех, которые позволяют ряду бизнесов законно не использовать контрольно-кассовую технику (далее в статье мы изучим то, какие это бизнесы, подробнее).

Указанные источники права (и иные, которые могут в различных ситуациях корреспондировать с ними) регламентируют разные сферы правоотношений. Если рассматривать практические нюансы, которые характеризуют данные правоотношения, то можно изучить, прежде всего, основные принципы организации работы кассы на предприятии.

Расскажем, какие нормативные акты регулируют ведение кассовых операций. Получите консультацию специалистов!

Оставьте свой номер, и мы Вам перезвоним!

Как работает касса на предприятии

Касса - это структурная единица предприятия, которая имеет необходимые технические ресурсы для:

  • приема платежей и выдачи денежных средств в соответствии с требованиями законодательства;
  • формирования документов в соответствии с требованиями законодательства;
  • обеспечения сохранности денежных средств и документов, формируемых в ходе кассовых операций;
  • выполнения сотрудником, ответственным за проведение операций с денежными средствами, трудовых функций в соответствии с договором и инструкциями.

Таким образом, организация работы кассы предполагает закрепление за ответственным сотрудником определенных полномочий по ведению кассовых операций, а также возложение на него определенных обязательств - в частности, тех, что связаны с материальной ответственностью работника.

Работа кассы может регламентироваться как на законодательном уровне, так и на уровне локальных нормативных актов фирмы (причем, их положения не должны противоречить нормам законодательства). Содержащиеся в них предписания направлены:

  • на упорядочение приема и обеспечение целевого расходования денежных средств, которыми распоряжаются сотрудники на кассе;
  • на осуществление различных отчетных процедур, которые позволяют заинтересованным лицам (владельцам бизнеса, проверяющим структурам) проследить качество выполнения ответственными работниками предписаний законодательства и локальных нормативных актов.

Если говорить о распространенных разновидностях локальных норм, которые регулируют порядок кассовых операций на предприятии, то среди них можно выделить:

  1. Нормы, регламентирующие выдачу денежных средств под отчет (как мы отметили выше, это может быть связано с поездкой кого-либо из сотрудников фирмы в командировку).

Такие нормы могут устанавливать, в частности:

  • перечни документов, на основании которых суммы выдаются под отчет (например, это может быть направление в командировку от руководства);
  • порядок возврата сотрудником, приехавшим из командировки, выданных денежных средств, сдачи отчетности по ним работодателю.
  1. Нормы, определяющие порядок перемещения денежных средств из кассы на счет в кредитно-финансовую организацию.

Здесь могут устанавливаться, к примеру:

  • лимиты по остатку денежных средств в кассе, порядок направления денежных средств сверх лимита в обслуживающую кредитно-финансовую организацию;
  • регламенты оприходования выручки предприятия;
  • порядок передачи денежных средств в обслуживающий банк.
  1. Нормы, регламентирующие применение контрольно-кассовой техники.

Связаны они могут быть:

  • с порядком эксплуатации ККТ;
  • с порядком выполнения предписаний законодательства о применении ККТ (прежде всего, Закона № 54-ФЗ);
  • с порядком взаимодействия налогоплательщика и регулирующих органов (например, при проверке ККТ).
  1. Нормы, регламентирующие документирование кассовых операций.

В предусмотренных законом случаях сведения о таких операциях могут отражаться в унифицированных бумажных и электронных формах либо на бланках, разработанных торговой организацией самостоятельно. Для предприятия важно корректно регламентировать применение таких документов ответственными работниками.

Отдельные положения локальных норм могут регламентировать, к примеру, кассовые операции с иностранной валютой (например, при оформлении работников предприятия в заграничную командировку).

Как мы отметили выше, локальные нормы, включая те, что регламентируют указанные процедуры, не должны противоречить тем, что прописаны в законодательстве.

Кассовые операции в таких сферах как торговля и услуги - самом массовом сегменте их осуществления, практически всегда связаны с приемом от покупателей (клиентов) наличных денежных средств (либо с проведением платежей через банковские карты и альтернативные им инструменты). При их проведении торговое предприятие в силу предписаний законодательства может быть обязано применять контрольно-кассовую технику.

Для чего нужна ККТ

Назначение контрольно-кассовой техники - в фискализации кассовых операций. Сведения об обороте наличных денежных средств в установленных защищенных форматах фиксируются в запоминающих устройствах ККТ. Данные сведения впоследствии могут быть использованы широким кругом заинтересованных лиц.

Прежде всего - налоговыми органами. Получая сведения о кассовых операций с ККТ налогоплательщиков, ФНС отслеживает выручку магазина и в предусмотренных законом случаях сопоставляет ее с предоставленной налоговой отчетностью.

Данные о фактической выручке магазина также могут иметь значение с точки зрения установления для хозяйствующего субъекта возможности использовать определенную систему налогообложения. Например, для пользования УСН выручка не должна превышать 150 млн. рублей. Если она будет выше, то фирма обязана будет перейти на общую систему налогообложения - и ФНС, получая фискальные данные о доходах хозяйствующего субъекта, будет иметь возможность выявить то, легально ли применение спецрежима налогоплательщиком.

Мониторинг выручки магазина будет интересен и его собственникам. ККТ - инструмент, позволяющий при корректном его применении исключительно точно устанавливать величину оборотов торгового предприятия, сопоставлять их величину в динамике, соотносить с различными факторами и, как следствие, использовать при планировании бизнеса.

К иным лицам, заинтересованным в ознакомлении с динамикой выручки магазина в соответствии с показаниями ККТ, можно отнести:

  • лиц, представляющих органы управления предприятием;
  • аудиторов;
  • партнеров организации;
  • инвесторов;
  • кредиторов.

Технологии, посредством которых кассовый аппарат документирует и, что самое главное, передает заинтересованным лицам, платежные данные, активно развиваются. С 1 июля 2017 года российские предприниматели начинают переходить на инновационный тип контрольно-кассовой техники - онлайн-кассы. Данные устройства способны, в частности:

  • передавать задокументированные данные о платежах в ФНС через интернет (при посредничестве Операторов фискальных данных);
  • отправлять кассовые чеки в электронном виде клиентам магазинов в режиме онлайн (также через ОФД).

ККТ старого образца таким функционалом не обладала. Специалисты ФНС для проведения фискализации выручки торговых предприятий посещали данные хозяйствующие субъекты и считывали сведения о выручке непосредственно с кассового аппарата.

Кассовый чек - один из ключевых документов при проведении фискализации. Изучим специфику его применения (и его альтернатив, которые предусмотрены законодательством, обновленным в части регулирования использования ККТ) подробнее.

Что представляет собой кассовый чек (и альтернативные ему документы)

Выше мы отметили, что один из основополагающих нормативных актов в области регулирования кассовых операций - Закон № 54-ФЗ, до 1 июля 2018 года действует в 2 редакциях.

Стоит отметить, что в старой редакции Закона № 54-ФЗ понятие «кассовый чек» практически не раскрывается (хотя и активно используется). По существу кассовый чек в контексте данного источника права - это первичный документ, распечатываемый на фискальном регистраторе с ЭКЛЗ (либо на уровне аналогичного по функциям технологического модуля кассового аппарата) и включающий все необходимые реквизиты для идентификации платежа, совершенного клиентом при расчете за товар или услугу.

В соответствии с рассматриваемой редакцией Закона № 54-ФЗ выдавать покупателям кассовые чеки обязаны все торговые предприятия, кроме:

  • работающих по ЕНВД и ПСН;
  • оказывающих услуги гражданам;
  • указанных в п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в старой редакции.

При этом, фирмы, которые работают по ЕНВД и ПСН, по требованию покупателя обязаны оформить на него товарный чек по установленной форме, а те, которые оказывают услуги - в любом случае выдать клиенту бланк строгой отчетности.

Выше мы отметили, что нормы старой версии Закона № 54-ФЗ подлежат лишь частичному применению. Это означает, что фирмы, не попадающие под указанные исключения, и обязанные применять ККТ, должны работать по новой редакции данного нормативного акта (то есть, использовать онлайн-кассы). И только в том случае, если хозяйствующий субъект претендует на исключения, по которым ККТ может не применяться, его работа в юрисдикции старой редакции Закона № 54-ФЗ будет возможна.

Таким образом, товарный чек и БСО по старой версии Закона № 54-ФЗ заменяют кассовый чек. При этом, формируются они без применения кассового аппарата с ЭКЛЗ либо онлайн-кассы. Вместо ККТ может быть задействован специальный чековый принтер. Другой вариант - оформление БСО либо товарного чека вручную в соответствии с требованиями законодательства (так, например, бланки БСО, подлежащие заполнению вручную, должны быть напечатаны в профессиональной типографии).

После 1 июля 2018 года старая редакция Закона № 54-ФЗ полностью утратит силу, и все бизнесы должны будут работать по новой редакции данного нормативного акта. В нем, в свою очередь, четко дано определение кассового чека. Он рассматривается как первичный документ, сформированный в электронном или печатном виде с помощью ККТ с фискальным накопителем - то есть, онлайн-кассой. Положениями п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ установлен перечень реквизитов, которые должен содержать чек .

Альтернативой кассовому чеку по новой версии Закона № 54-ФЗ может быть только БСО, выдаваемый фирмами, оказывающими услуги. Однако, он по сути представляет собой лишь модификацию кассового чека, поскольку:

  • создается, как и кассовый чек, с помощью онлайн-кассы;
  • должен содержать те же реквизиты, что и кассовый чек.

Различаются чек и БСО по новой версии Закона № 54-ФЗ, по сути, лишь названием и сферой применения. При этом, фирма, оказывающая услуги, вправе выдать вместо БСО и кассовый чек (но та, что продает товары, обязана выдать именно чек).

По новой редакции Закона № 54-ФЗ кассовый чек или БСО по требованию клиента направляются на его e-mail или на телефон в виде SMS в электронной форме (данная опция, как мы уже знаем, входит в функционал онлайн-касс). Также возможно размещение на распечатанном чеке QR-кода со ссылкой на его электронную версию.

При необходимости на онлайн-кассе формируются:

  • чеки коррекции (если нужно исправить ошибку в исходном чеке либо пробить сумму, которую не удалось отразить в памяти ККТ непосредственно при расчете с покупателем);
  • чеки возврата (если покупатель возвращает товар и получает обратно уплаченные денежные средства).

Отметим, что для формирования чека коррекции нужен оправдательный документ. Например - служебная записка о том, каковы были причины совершения кассиром ошибки при пробитии изначального чека (либо невозможности пробить исходный чек). Причины здесь могут быть разные. Например - отключение электричества в момент расчетов и, как следствие, невозможность задействовать ККТ.

ФНС, получив от магазина платежные данные, отражающие тот факт, что налогоплательщик оформил чек коррекции, вправе запросить у него соответствующие оправдательные документы. Если они предоставлены не будут, то на магазин могут быть наложены штрафы.

В случае возникновения ситуации, при которой торговой точке приходится формировать чек коррекции, желательно незамедлительно информировать об этом ФНС - особенно, если речь идет о пробитии крупной суммы (чем она выше, тем более высоким будет штраф в случае признания за магазином совершения правонарушения). Кроме того, следует запросить у инспекторов рекомендации касательно того, в какой момент времени следует сформировать кассовый чек - в день, когда была совершена ошибка (либо не удалось задействовать ККТ), либо позже (но в любом случае это нужно сделать в рамках рабочего дня, при открытой кассовой смене).

Кассовый чек, товарный чек, БСО по старой либо новой версии Закона № 54-ФЗ - не единственные документы, которые могут формироваться при кассовых операциях. Изучим специфику применения остальных, не менее важных документов с точки зрения ведения торговым предприятиям эффективного учета кассовых операций и выполнения предписаний законодательства.

Прочие первичные документы при проведении кассовых операций

Опять же, в зависимости от применяемой версии Закона № 54-ФЗ, торговое предприятие может быть обязано применять разные документы, дополняющие рассмотренные нами выше (либо заменяющие их в случаях, предусмотренных законодательством).

В случае, если фирма предпочла работать в юрисдикции старой версии Закона № 54-ФЗ, то она сможет использовать его положения, регламентирующие применение документов, которые выдаются покупателям вместо кассовых чеков (то есть, товарные чеки и БСО).

Выдача таких документов покупателям сопровождается ведением книг учета чеков и бланков. Их может запросить ФНС при проверке. Налогоплательщик вправе задействовать собственные формы данных книг учета либо вести учет по унифицированным бланкам. Например, для отражения сведений о выданных БСО может задействоваться унифицированная форма 0504045, которая введена в оборот Приказом Минфина России № 52-н, изданным 30.03.2015 года.

При ведении работы с кассой (причем, как при расчетах в юрисдикции новой редакции Закона № 54-ФЗ, так и при пользовании исключениями, которые установлены данным законом в старой редакции) хозяйствующий субъект обязан применять такие документы как:

  • кассовая книга;
  • приходные и расходные кассовые ордера.

Их использование, таким образом, прямо не связано с применением (либо неприменением) ККТ либо со способом расчетов (наличными или по карте). Но, безусловно, факт задействования онлайн-кассы может повлиять на то, каким конкретно образом ведутся указанные документы.

Изучим специфику основных кассовых документов - ПКО, РКО и кассовой книги, подробнее.

Кассовые книги и ордера: специфика применения

Использование кассовых книг, ПКО и РКО следует рассматривать в контексте 2 разных групп правоотношений:

Осуществляемых ИП

Предприниматели вправе не применять указанные документы. Но, тем не менее, обязанность по учету выручки законодатель с ИП не снимает. На практике они могут отражать сведения о своей выручке в Книге учета доходов и расходов. ФНС при проверке ИП вправе запросить данный документ и изучить его.

Осуществляемых юрлицами

В свою очередь, организации не обойтись без применения отмеченных выше документов. Законодательство обязывает их задействовать в кассовых расчетах:

  1. Приходные кассовые ордера .

Оформлять ПКО необходимо при приеме наличных средств в кассу. На практике применение ПКО торговой организацией осуществляется после сдачи выручки кассиром в конце рабочего дня. Ордер в этом случае формируется на общую сумму денежных средств, поступивших в кассу.

При необходимости ПКО дополняются документами, удостоверяющими размер вносимой в кассу суммы. Приходный кассовый ордер имеет отрывную часть, которая должна передаваться человеку, который внес денежные средства в кассу предприятия.

  1. Расходные кассовые ордера .

В свою очередь, РКО оформляются при выдаче денежных средств через кассу. Например - подотчетному сотруднику, которого начальство просит за счет магазина приобрести те или иные вещи.

Аналогично, РКО может дополняться документами, удостоверяющими величину выданной из кассы суммы денежных средств. В РКО должны быть указаны сведения о документе, удостоверяющего личность получателя денежных средств. В предусмотренных законом случаях денежные средства могут выдаваться по доверенности. В этом случае РКО дополняется, в зависимости от разновидности доверенности, ее оригиналом или копией.

  1. Кассовые книги .

В них отражаются сведения по оформленным ПКО и РКО за каждый день ведения расчетов. Соответственно, если расчеты не велись, то кассовая книга не заполняется.

Видео - касса и кассовая книга:

Рассматриваемые документы кассового учета могут вестись как в бумажном, так и в электронном виде (многие современные программы учета предусматривают такие функции). Бумажные версии расходных и приходных ордеров, а также Книги учета составляются с использованием унифицированных форм, которые введены в оборот Постановлением Госкомстата России № 88, принятым 18.08.1998 года.

Право заполнять РКО и ПКО имеют:

  • главный бухгалтер организации, его подчиненные;
  • директор организации, если в штат фирмы не нанят главный бухгалтер, либо если полномочия на заполнение РКО и ПКО не переданы другим ответственным сотрудникам.

Передача полномочий по заполнению кассовых документов, как правило, осуществляется посредством включения процедуры исполнения данных полномочий в должностные обязанности работника фирмы. Которые, в свою очередь, отражаются в трудовом договоре либо должностной инструкции работника - документах, подписываемых человеком при трудоустройстве.

На практике в кассовых ордерах и книге учета отражаются ссылки к счетам бухгалтерского учета, на которых фиксируются различные хозяйственные операции. Результаты таких операций отражаются в бухгалтерской отчетности. Таким образом, это означает, что кассовый учет в организациях дополняется необходимостью применения регистров бухгалтерского учета.

Видео - как вести кассовую книгу:

Настроим чек и кассу. Обучим работать за 1 день.

Оставьте номер телефона, мы перезвоним Вам и ответим на вопросы!

Какие кассовые документы с 01.07.2017 отменены

Ранее, до повсеместного внедрения онлайн-касс, торговые предприятия при расчетах по ККТ были обязаны использовать ряд других документов, дополняющих те, что рассмотрены нами выше. А именно:

  • акт о переводе показаний счетчиков ККМ (форма КМ-1);
  • акт о снятии показаний счетчиков ККМ при сдаче аппарата в ремонт и его возвращении пользователю (КМ-2);
  • акт о возврате денежных средств покупателю (КМ-3);
  • журнал для кассира-операциониста (КМ-4);
  • журнал регистрации ККМ, которые работают без кассира-операциониста (КМ-5);
  • справка-отчет (КМ-6);
  • сведения о счетчиках ККМ и величине выручки (КМ-7);
  • журнал обращений к техническим специалистам (КМ-8);
  • акт проверки находящихся в наличных денежных средств (КМ-9).

Благодаря возможностям онлайн-касс, документы, аналогичные по назначению указанным выше, передаются в ФНС автоматически, в электронном виде. И это не единственное новшество в части документирования кассовых операций. Новое законодательство предписывает вести его по совершенно иным принципам, чем при осуществлении кассовых операций в юрисдикции старой редакции Закона № 54-ФЗ.

Как ведется документирование кассовых операций по новому Закону № 54-ФЗ

В соответствии с обновленными правилами документирования кассовых операций пользователям онлайн-касс можно:

  1. Оформлять ПКО :
  • используя фискальные записи, которые сохранены в памяти онлайн-кассы (при этом, если это будет необходимо, возможна распечатка данных записей в бумажном варианте с применением установленных форматов);
  • дополняя ордер квитанцией, которая сформирована в электронном виде (при этом, она может быть при необходимости направлена человеку, который внес в кассу денежные средства, на электронную почту).

Фискальные записи отражаются в памяти ККТ в виде следующих основных видов документов:

  • отчетов (о регистрации ККТ в ФНС, изменении ее параметров, открытии и закрытии смены, закрытии фискального накопителя, текущих расчетах);
  • кассовых чеков либо БСО, а также аналогичных документов для коррекции фискальных записей;
  • подтверждений ОФД.

Все указанные документы хранятся в памяти фискального накопителя, ключевого технологического компонента онлайн-касс. Те виды документов, что относятся к отчетам, должны храниться в памяти накопителя в течение 5 лет по завершении срока его эксплуатации.

То, какие именно форматы фискальных записей должны применяться на онлайн-кассах, утверждают регулирующие ведомства - прежде всего, ФНС РФ. Правила использования таких записей и требования к их хранению могут меняться - также в соответствии с нормативными актами государственных ведомств.

Текущие форматы фискальных записей и реквизиты документов, формируемых при использовании онлайн-касс, введены Приказом ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229.

  1. Оформлять РКО на электронном бланке . Кроме того, расходный кассовый ордер может быть подписан с помощью ЭЦП получателя денежных средств.

Безусловно, организациям, применяющим онлайн-кассы, не запрещено применять кассовые ордера и в бумажном варианте. Однако, применение электронных версий РКО и ПКО может быть существенно удобнее. Благодаря автоматизации их заполнения (как мы отметили выше, оно может осуществляться с применением современных программ учета) торговому предприятию можно значительно повысить оперативность бизнес-процессов.

Важнейшая процедура, характеризующая документирование кассовых операций торговыми предприятиями, которые используют онлайн-кассы - формирование отчета о закрытии смены.

Отметим, что его применение никак не связано с ведением кассовой книги, выдачей ПКО и РКО - данный отчет отражает факт использования торговым предприятием контрольно-кассовой техники. Но в этом случае данный отчет становится одним из ключевых инструментов документирования кассовых операций.

Ранее, когда торговые предприятия применяли обычные кассы, по завершении смены кассиры формировали Z-отчет. На основании сведений, которые отражались в нем, заполнялся журнал по форме КМ-4 и справка по форме КМ-6.

Торговые предприятия, которые используют онлайн-кассы, как мы уже отметили выше, вправе не использовать в своей работе такие документы как КМ-4 и КМ-6 (вместо них онлайн-касса задействует другие форматы документирования кассовых операций в автоматическом режиме). Соответственно, Z-отчет по завершении смены на онлайн-кассе не формируется.

Вместе с тем, формируется его аналог, и притом, практически, одноименный - «Отчет о закрытии смены», в электронном виде (при этом, если нужно, у пользователя онлайн-кассы есть возможность распечатать его на бумаге). На его основе торговая фирма должна оформить ПКО (в бумажном или электронном варианте - в порядке, рассмотренном нами выше), и отразить сведения о приходном ордере в кассовой книге.

Поскольку при использовании новых ККТ вести формы КМ-4 и КМ-6 не нужно, по окончании смены на онлайн-кассе автоматически формируется отчет о закрытии смены, на основании которого оформляется ПКО и делается запись в кассовой книге.

Важный нюанс: в отчете о закрытии смены, сформированном на онлайн-кассе, могут отражаться данные по разным операциям:

  1. Полной оплате товаров.

Можно отметить, что в этом случае в регистрах бухгалтерского учета фирмы фиксируется проводка ДТ 50, КТ 90-1 .

  1. Частичной оплате товаров.

Здесь применяется проводка ДТ 50, КТ 62-1 .

  1. Предоплате.

Здесь используется проводка ДТ 50, КТ 62-2 .

Таким образом, на практике магазину может потребоваться создать 3 разных приходно-кассовых ордера (в каждом из которых будут указаны отдельные проводки).

Отметим, что аналогичные проводки фиксируются хозяйствующими субъектами в регистрах бухучета и в том случае, если фирмы не применяют ККТ.

Отчет о закрытии смены на онлайн-кассе должен быть создан не позднее, чем через 24 часа после открытия смены. Если смену не закрыть вовремя, то фискальный накопитель не будет функционировать корректно (и если об этом узнает ФНС, то может применить к торговой фирме штрафные санкции).

Полезно будет также изучить ряд нюансов, характеризующих применение инструментов документирования кассовых операций при задействовании онлайн-кассы, при возврате товаров. Данная процедура - по сути, противоположна той, при которой магазин оформляет продажу товара. Поэтому, при ее документировании применяется другой инструмент - РКО.

Процедура возврата товаров покупателями, благодаря функционалу онлайн-касс, значительно более упрощена в сравнении с ее проведением при задействовании ККТ старого образца. В частности, у продавца нет необходимости заполнять акт по форме КМ-3. Кроме того, кассовый чек, отражающий операцию возврата, передается в ФНС через ОФД точно так же, как обычный чек - при отпуске товара.

Но, тем не менее, кассиру для документирования операции по возврату товара все же придется осуществить некоторые действия. А именно:

  1. Пробить чек возврата.
  1. Оформить РКО на сумму возврата.
  1. Ознакомиться с разделом отчета о закрытии смены, в котором отражаются сведения о возвратах товаров (в этих целях в структуре отчета предусмотрены отдельные реквизиты).
  1. В ПКО, который составляется по выручке, указать разницу между суммой выручки и суммой возврата.

Отметим, что при возврате товара на следующий день после его покупки и позже кассовый чек пробивать не нужно - следует лишь оформить РКО. При этом, денежные средства выдаются из кассы, а не из места для хранения наличности (как правило, это ящик ККТ). Исключение - возврат предоплаты за товар. Если она осуществляется, то чек возврата следует пробивать на онлайн-кассе в любом случае, а денежные средства выдавать покупателю из ящика ККТ.

Лимит остатка кассы

Ознакомившись со спецификой документирования кассовых операций, изучим еще один аспект ведения соответствующих операций - соблюдение лимита остатка наличных денег в кассе предприятия.

Что он представляет собой, и для чего применяется?

Под лимитом кассы понимается предельный показатель объема денежных средств, которые размещаются в кассе торгового предприятия. Если он будет превышен, то сверхлимитный объем денежных средств подлежит передаче в обслуживающую кредитно-финансовую организацию. Исключение - если появление сверхлимитного объема наличности обусловлено необходимостью выплаты торговым предприятием зарплаты своим сотрудникам, либо исполнением перед ними тех или иных социальных обязательств.

  1. Исходя из объемов входящих поступлений .

В этих целях применяется формула:

ЛК = ОП / РП * ИС ,

ЛК - лимит кассы;

ОП - объем поступлений наличности в кассу;

РП - расчетный период, за который считается лимит кассы (он не должен превышать 92 рабочих дней);

ИС - интервал между днями, в которые происходит инкассация (сдача магазином наличных денежных средств в банк).

При этом, показатель ИС не должен быть больше 7 дней, если в населенном пункте, в котором расположено торговое предприятие, есть банки, и не больше 14 дней, если в населенном пункте нет кредитно-финансовых организаций.

  1. Исходя из объемов исходящих поступлений .

В этом случае применяется другая формула:

ЛК = ОВ / РП * ИС ,

ЛК, РП, ИС - знакомые нам параметры;

ОВ - сумма выплат из кассы.

При этом, из показателя ОВ вычитаются суммы денежных средств в счет выплаты магазином зарплаты своим работникам, а также исполнения перед ними социальных обязательств.

То, каким образом должен соблюдаться лимит кассы, закрепляется в положениях локальных нормативных актов торговой фирмы. Отметим, что в случае нарушений исполнения норм данного приказа в отношении хозяйствующего субъекта ФНС может применить штрафные санкции.

Лимит кассы вправе не устанавливать и не соблюдать индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, которые попадают под критерии малого предприятия. При этом, директор организации, решившей не использовать лимит кассы, должен издать приказ об этом.

Отдельными особенностями характеризуются расчеты через кассу между юридическими лицами - несмотря на то, что в общем случае организации предпочитают расплачиваться друг с другом в безналичном формате. Изучим данные особенности подробнее.

Расчеты между юридическими лицами

В начале статьи мы условились, что будем рассматривать кассовые расчеты в контексте правоотношений, одна из сторон которых - физическое лицо (покупатель, клиент фирмы), но оговорились, что, в принципе, возможны сценарии, при которых оба участника таких правоотношений - юрлица. Несмотря на то, что для организаций в большинстве случаев предпочтительнее рассчитываться по безналу, в ряде случаев им приходится использовать наличные расчеты.

Денежные средства, которые поступили в кассу организации, могут расходоваться в наличной форме только на те цели, что прямо предусмотрены законодательством. К таким целям относится, прежде всего, проведение расчетов по товарам и услугам с контрагентами (причем, как в статусе юридических лиц, так и зарегистрированных как ИП).

В общем случае необходимость в наличных расчетах между юрлицами возникает, если у кого-либо из партнеров по тем или иным причинам отсутствует доступ к расчетному счету в банке (например, если он заблокирован из-за истечения срока действия электронной подписи). Либо - если расчеты нужно произвести очень оперативно (быстрее, чем за 3 банковских дня - обычный для расчетов между юрлицами срок, хотя, конечно, многие современные банки проводят такие расчеты едва ли не в течение нескольких секунд).

Основной нормативный акт, в соответствии с которым проводятся расчеты наличными между юридическими лицами - Указание Банка России от 07.10.2013 № 3073-У. В пункте 6 данного нормативного акта сказано, что максимальная сумма наличных расчетов по договору между юридическими лицами не должна превышать 100 тыс. рублей. Либо - аналогичную сумму в иностранной валюте, если одна из сторон договора - зарубежная фирма.

Отметим, что при расчетах юридического лица с физическим лицом указанный лимит не действует - об этом говорит пункт 5 Указаний № 3073-У. Однако, если расчеты ведутся с индивидуальным предпринимателем, то лимит нужно будет соблюдать.

Наличные денежные средства могут передаваться не только между независимыми друг от друга юридическими лицами, но и между центральным офисом большой организации и ее филиалами. В этом случае лимит по сумме денежных средств также не применяется. Порядок, в соответствии с которым осуществляется перемещение денежных средств в таких случаях, устанавливается в положениях локальных нормативных актов юридического лица.

Перемещение денежных средств от одного хозяйствующего субъекта к другому (между головным офисом и обособленным подразделением компании) осуществляется с применением знакомых нам кассовых ордеров и кассовой книги.

Фискализация и документирование кассовых операций: особенности разграничения процедур

Очевидно, что законодательные нормы, регулирующие ведение кассовых операций, не всегда сформулированы достаточно системно. Во многих случаях для того, чтобы корректно интерпретировать ту или иную норму, необходимо изучить еще несколько. Данная особенность характеризует, прежде всего, такие процедуры как фискализация и документирование кассовых операций. В ряде аспектов они тесно связаны между собой, но по факту - независимы.

Попробуем рассмотреть то, как соотносятся (и в каких сферах разграничиваются) фискализация и документирование кассовых операций в таблице.


Параметр
Процедуры в рамках кассовых операций Аспекты совместного осуществления фискализации и документирования Примечания
Фискализация Документирование
Осуществляется ли в правоотношениях между налогоплательщиком (ИП или юрлицом) и физлицом (не работником торгового предприятия) Да Да Совместное осуществление фискализации и документирования наблюдается всегда, поскольку:
1. При продаже товара магазином покупателю выдается кассовый чек (осуществляется фискализация).
2. По завершении рабочего дня кассира сведения из кассового аппарата отражаются в ПКО, РКО, кассовой книге (осуществляется документирование).
При работе в юрисдикции старой версии Закона № 54-ФЗ вместо кассовых чеков оформляются БСО и товарные чеки. Они не являются фискальными документами, но имеют аналогичное назначение.
Правоотношения между отдельными налогоплательщиками (налогоплательщиком и его работником) Нет Да Не наблюдается, поскольку:
1. При расчетах между юрлицами (ИП) наличными применяются ПКО, РКО, кассовые книги.
2. При расчетах между юрлицами (ИП) либо между налогоплательщиками и их работниками не предусмотрено применение ККТ.
Какие инструменты (документы) задействуются ККТ (чеки онлайн-касс). РКО, ПКО, Кассовые книги. РКО, ПКО и Кассовые книги формируются на основе данных по фискализации (отчета по завершении смены на онлайн-кассе), РКО, ПКО и Кассовые книги формируются основе сведений по БСО и товарным чекам, если вместо ККТ применяются они.
Отражается ли в бухгалтерском учете Нет Да Формирование сведений для бухгалтерского учета (в ПКО, РКО) осуществляется на основе данных по фискализации (на основе сведений в БСО и товарных чеках, применяемых вместо кассовых чеков)
Обязательны для ИП Нет ИП не обязаны документировать кассовые операции, но вправе это осуществлять
Обязательны для юрлиц Да (при расчетах с физлицами) Да (при наличных расчетах) Наблюдается только при расчетах юрлиц с физлицами (не сотрудниками торгового предприятия)

Ответственность за нарушение

Ведение кассовых операций - процедура, которая, как мы уже убедились, достаточно строго регламентируется законодательством. Нарушение соответствующих норм, прописанных в законе, может привести к строгим санкциям в отношении хозяйствующего субъекта. Полезно будет изучить то, какими могут быть последствия подобных нарушений.

Но прежде рассмотрим то, каким образом проверяющие органы - прежде всего, ФНС, могут быть ознакомлены с фактом нарушений кассовой дисциплины хозяйствующим субъектом.

Главный механизм такого ознакомления - проведение выездной проверки. Ее основные цели заключаются в выявлении должностными лицами торгового предприятия действий, которые позволяют говорить о нарушениях кассовой дисциплины либо прямо свидетельствуют об этом. К таким действиям можно отнести:

  • несвоевременность составления учетных документов по выручке, некорректное применение таких документов;
  • превышение различных лимитов - остатка денежных средств в кассе, расчетов между юридическими лицами;
  • задействование неисправных либо не соответствующих требованиям законодательства кассовых аппаратов;
  • неисполнение требований законодательства в части применения ККТ либо составления документов, альтернативных кассовым чекам (таких как товарные чеки, БСО);
  • допущение расхождений в учетных документах;
  • прямые нарушения законодательства в части организации учета кассовой выручки;
  • нарушения при введении организацией локальных норм об организации работы кассы.

В ходе проверки деятельности хозяйствующего субъекта на предмет качества соблюдения кассовой дисциплины ФНС может запросить:

  • документы, используемые организацией или ИП в целях учета кассовых операций;
  • фискальные данные, сохраненные в памяти кассового аппарата;
  • документы, имеющие отношение к пользованию контрольно-кассовой техникой (проведением ее обслуживания, ремонта);
  • регистры бухгалтерского учета;
  • локальные нормативные акты, регулирующие ведение кассовых операций (например, приказ об установлении лимита кассы либо о неиспользовании соответствующего лимита малым предприятием);
  • различные отчеты по хозяйственной деятельности.

Касательно тех или иных документов по хозяйственной деятельности и фактов, которые ее характеризуют, инспекторы вправе запрашивать в свободной форме различные разъяснения от руководства и других представителей торгового предприятия.

К числу наиболее серьезных штрафных санкций, которые ФНС может применить к торговому предприятию, можно отнести те, что прописаны в положениях ст. 14.5 КоАП РФ для случаев нарушений налогоплательщиками порядка пользования онлайн-кассами.

Так, неприменение онлайн-касс нового образца магазином может привести к штрафу:

  • выписываемому должностному лицу магазина - в размере 25-50% от выручки, которую получил магазин, но не пробил на кассе (при этом, минимальный штраф - 10 тыс. руб. вне зависимости от выручки);
  • на магазин как на юрлицо - в размере 75-100% от выручки, не пробитой на кассе.

При повторном нарушении закона об использовании ККТ, а также в том случае, если сумма выручки, не пробитой на кассе, достигнет 1 млн. рублей, то в отношении хозяйствующего субъекта применяются существенно более строгие санкции в виде:

  • дисквалификации (запрета осуществлять профессиональную деятельность) должностного лица на период 1-2 года;
  • приостановления работы магазина на срок до 90 дней.

Менее строги санкции за пользование неисправной онлайн-кассы, но, тем не менее, их нельзя игнорировать. Речь идет о штрафах:

  • на должностных лиц - в размере 1500 - 3000 рублей;
  • на торговую организацию как на юрлицо - в размере 5000 - 10 000 рублей.

Отдельные штрафные санкции установлены за невыдачу покупателю продавцом электронного кассового чека. В таких случаях должностное лицо магазина может быть оштрафовано на 2 тыс. руб., а магазин как юридическое лицо - на 10 тыс. руб.

В числу прочих возможных санкций ФНС при нарушениях в области кассовой дисциплины можно отнести:

  1. Применение штрафов за нарушение фирмой правил бухгалтерского учета (как мы уже знаем, отражение в них записей о кассовых операцией - важнейшая составляющая соблюдения норм законодательства о документировании таких операций).

В случае обнаружения нарушений в данном направлении учета ФНС на основании положений ст. 15.11 КоАП РФ может:

  • оштрафовать должностное лицо торгового предприятия на 5-10 тыс. рублей;
  • при повторном нарушении - оштрафовать должностное лицо на 10-20 тыс. рублей либо дисквалифицировать его на срок до 2 лет.

При этом, нарушение должно быть квалифицировано как грубое. К числу таких нарушений относятся:

  • искажение данных в регистрах учета, которое приводит к занижению налогов на 10% и более относительно тех, что могли бы быть исчислены при корректных записях в регистрах;
  • намеренное искажение на 10% и более любых показателей в бухгалтерской отчетности;
  • отражение в регистрах учета факта хозяйственной деятельности, не существующего на самом деле (мнимого, притворного);
  • формирование отчетности не на основе регистров учета;
  • использование счетов не на основе регистров учета;
  • отсутствие первичных документов;
  • неприменение торговой организацией регистров учета.
  1. Доначисление налогов (с последующей обязанностью торговой организации уплатить не только их, но и начисленные в предусмотренных законом случаях штрафы, пени).

Поводом для доначисления налогов может быть, к примеру, регулярная выдача сотрудникам под отчет крупных сумм по расходным ордерам - такие выплаты могут быть приравнены к заработной плате, и на них ФНС может начислить НДФЛ.

В интересах торговой организации - установить локальные правила, по которым в фирме ответственность за соблюдение кассовой дисциплины будет возложена на определенных лиц. Например, это может быть главный бухгалтер либо сотрудники, находящиеся в его непосредственном подчинении. Но следует иметь в виду, что при серьезных нарушениях норм законодательства о кассовом учете ответственность, в первую очередь, несет директор организации или же индивидуальный предприниматель, владеющий торговым бизнесом.

В 2019 году начинается третья волна поправок в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» . Кто и когда должен поставить онлайн-кассу? Как зарегистрировать и где обслуживать ККТ? Какие данные указывать в чеке и как избежать штрафов?

Переход на работу по новому порядку - это не просто покупка новой кассовой техники. В чеках теперь надо пробивать наименования товаров, поэтому вам нужна кассовая программа . Наше бесплатное приложение Касса МойСклад поддерживает это и все остальные требования 54-ФЗ. Скачайте и попробуйте прямо сейчас.

54-ФЗ. Новый порядок применения ККТ с 2018 года

  • Основная поправка в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» 2017 года меняет схему работы торговых организаций с налоговой. Перемены касаются большинства предпринимателей. Новый порядок применения ККТ предполагает, что данные о продажах с каждого выбитого чека должны передаваться в налоговую через интернет. Отправляются они через оператора фискальных данных (ОФД). С одной из компаний-ОФД нужно обязательно заключить договор.
  • Предприниматели теперь могут использовать только кассы с фискальным накопителем (ФН). ФН нужен для записи и хранения информации о расчетах, которые проводятся на ККТ. Все разрешенные для использования кассы внесены в реестр ФНС. Налоговая сертифицировала уже больше 100 моделей ККТ нового образца от разных производителей. Ведется и реестр фискальных накопителей - там их уже более 15. Подробнее: кассовые аппараты в 2019 году >>
  • Зарегистрировать онлайн-кассу в налоговой можно через интернет, но только после подписания договора с ОФД. А вот в ЦТО можно уже не обращаться. Обязательное заключение договора с центром техобслуживания больше не требуется для использования ККТ. Предприниматель сам решает - выбрать ЦТО или другой сервисный центр или делать все самостоятельно.
  • С 1 января 2019 онлайн-касса должна поддерживать формат фискальных данных 1.05 и ставку НДС 20%. Без обновлений работать будет нельзя. Подробнее о переходе на ФФД 1.05 и НДС 20% >>
  • Хотя передача данных в налоговую стала онлайн-процедурой, закон 54-ФЗ «О применении ККТ» не содержит положений о том, что выдавать бумажный чек в 2019 году не надо. По желанию покупателя нужно отправить ему документ по email или SMS в дополнение к распечатанному на ККТ. Электронный чек приравнивается к бумажному.
  • Закон о ККТ с 2018 года требует указывать больше данных в чеках и бланках строгой отчетности. Например, перечень пробитых товаров (с указанием цены, скидок), заводской номер фискального накопителя и номер телефона или email покупателя, если документ передается в электронной форме. Новые обязательные реквизиты чеков ККТ и БСО в 2019 году >>
  • Предпринимателей на патенте и ЕНВД тоже коснулись изменения в 54-ФЗ: с 2018 года они тоже начинают ставить кассы, хотя раньше были вообще освобождены от использования ККТ. Те, кто работает в рознице и общепите, должны были перейти на новый порядок с 1 июля этого года. А для остальных применение ККТ обязательно с 1 июля 2019 года. Читайте все об отсрочках по онлайн-кассам >>
  • Расходы на покупку ККТ можно вычесть из налога - до 18 000 рублей на каждый аппарат. Но не всем.
  • Закон о ККТ с 2018 года коснулся не всех. Некоторые организации освобождены от применения касс. Узнайте, кому можно не ставить онлайн-кассу >>
  • Снять ККТ с учета можно также без посещения налоговой - через личный кабинет на сайте ФНС. Но налоговая может сделать это и принудительно.

Применение ККМ в 2018-2019 году - как это выглядит на практике

Когда кассовый аппарат зарегистрирован, с ним начинает работать продавец. Применение ККТ в 2018-2019 году в целом не отличается от привычной работы. Покупатель оплачивает товар и получает чек - теперь и электронный. Фискальный регистратор отправляет сведения о продаже или возврате оператору фискальных данных. ОФД обрабатывает информацию, посылает подтверждение обратно в кассу, а данные - в налоговую. Все сведения передаются параллельно с оформлением чека, то есть время обслуживания покупателя не меняется.

Новые правила применения ККМ в 2018 году помогали государству сделать торговлю прозрачной. Но для предпринимателей переоснащение места кассира - дополнительные затраты. Минфин подсчитал, что в 2018 году ККТ обошлась в среднем в 25 000 рублей. Онлайн-касса для магазина: сколько стоит и как сэкономить >>

При этом ИП на патенте и ЕНВД могут вернуть за каждую ККМ до 18 000 рублей: с 2018 года в законе о ККТ есть такая поправка. Для этого нужно обратиться в ФНС за налоговым вычетом. Причем получить его можно не только за покупку кассы, но и за услуги по ее настройке и подключению к ОФД. Налоговый вычет на покупку ККТ: обязательные требования >>

Чем грозит неправильное применение контрольно-кассовой техники в 2019 году?

Налоговая уже выписала первые штрафы за нарушение требований 54-ФЗ. За неиспользование новой ККТ предпринимателя могут оштрафовать на 25–50% от суммы, проведенной мимо кассы, но не меньше 10 000 рублей. Организации - на 75–100%, но не менее 30 000 рублей. За использование ККТ, которая не соответствует требованиям закона, ИП грозит штраф до 3 000 рублей, а компании - до 10 000 рублей. При повторном нарушении, если сумма расчетов составит более 1 млн рублей, деятельность предпринимателя или организации может быть приостановлена на срок до 90 суток.

С 1 июля 2018 года штрафов за неправильное применение касс стало больше. В Кодекс об административных нарушениях внесли поправки - теперь наказывать будут и за фиктивные чеки ККТ. С компаний смогут взыскать до 40 000 рублей, с ИП - до 10 000 руб. ФНС также сможет штрафовать за неправильно указанный маркируемый товар в чеке или несвоевременную передачу фискальных данных: организации на сумму до 100 000 рублей, предпринимателей - до 50 000 рублей. Если же ИП или компания попадутся на нарушении повторно, а сумма расчетов будет более 1 млн рублей, размер штрафа составит от 800 000 до 1 млн рублей.

Кроме того, у налоговиков появится право блокировать работу касс, которые использовали при нарушении. Это будет возможно в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи.

Что делать?

Для отдельных льготников переход на новый порядок работы закончится 1 июля 2019 года, но для большинства предпринимателей он уже наступил 1 июля 2018. Поэтому покупать технику нужно уже сейчас. Откладывать уже некуда: учитывайте, что процесс может затянуться - нужной кассы может не оказаться в наличии, придется ждать поставку, регистрация кассы тоже займет какое-то время. А потом понадобится еще и настроить ККТ, выбрать и установить кассовую программу, проверить все это на совместимость и научиться работать.

Переход пройдет намного проще и быстрее с готовым решением. Мы предлагаем онлайн-кассу под ключ: в одном комплекте - ККТ с фискальным накопителем, подписка на ОФД и удобная кассовая программа. Ждать поставки не придется - вся техника в наличии. Мы поможем все настроить и научим вас работать с программой. Решение проверенное и надежное: в прошлом году его уже испытали наши пользователи, которые попали в первую волну внедрения онлайн-касс.

Эксперты прогнозируют дефицит фискальных накопителей на рынке, что приведет к завышению цен на них. По оценке Торгово-промышленной палаты РФ, сегодня ФН производится гораздо меньше, чем кассовых аппаратов, а задержки в поставках достигают трех месяцев.

Поэтому начните переход прямо сейчас - не откладывая на крайний срок. А сэкономить время, нервы и деньги поможет МойСклад. Стоимость нашего комплекта «Эконом» покрывается налоговым вычетом. А наша кассовая программа совместима с новыми моделями ККТ, не требует установки и дорогостоящего внедрения, подходит для автоматизации любого числа розничных точек.

С нами надежно! МойСклад - официальный участник первого эксперимента с онлайн-кассами: пилотного проекта, который провели еще в 2015 году. Тогда на первые несколько тысяч касс впервые поставили модуль, передающий данные в ФНС. Проект признали успешным - и внедрили по всей России.

Применение ККТ при УСН в 2018-2019 году

Для ИП применение ККМ при УСН в 2018 году было необходимо, как и для юрлиц. Право на отсрочку до 1 июля 2019 года получили только те компании и предприниматели на упрощенке, которые оказывают услуги населению. Вместо использования ККТ они пока могут выдавать клиентам бланки строгой отчетности.

Применение ККТ при оказании услуг населению в 2019 году

Нет, в 2019 это не обязательно - при условии, что ИП или компания выдает клиентам бланки строгой отчетности.

Получат ли отсрочку на применение ККТ в 2019 году ИП на патенте?

Посмотрите также запись нашего семинара, на котором руководитель отдела продаж МоегоСклада Иван Кириллин рассказал про изменения в 54-ФЗ, как выбрать кассу, какой вариант подойдет интернет-магазину, как перейти на ФФД 1.05 и НДС 20%.

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ

КАК ИЗБЕЖАТЬ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ККМ

(ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,

РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПРИМЕНЕНИЕ ККМ)

Многие организации и индивидуальные предприниматели используют в своей деятельности контрольно - кассовые машины (ККМ), но не всегда они знают, как правильно оформить документы, каков порядок их оформления при неправильно пробитом чеке, возврате товара покупателем, отключении электричества и в других ситуациях.

О том, как избежать наложения штрафных санкций за нарушения законодательства о ККМ, мы расскажем в предлагаемом материале.

Обязанность применения ККМ установлена законом РФ от 18 июня 1993 года N 5215-1 “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“.

Согласно статьи 1 закона N 5215-1 при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории РФ денежные расчеты с населением производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказании услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением ККМ.

Таким образом, обязанность применения ККМ распространяется только на организации и на предпринимателей без образования юридического лица. У физического лица, не зарегистрированного в установленном порядке в качестве предпринимателя без образования юридического лица, такой обязанности не возникает.

Другим существенным моментом является то, что действие закона N 5215-1 распространяется только на расчеты с физическими лицами. Соответственно в случаях, когда в роли покупателя (клиента) выступает юридическое лицо, обязанности применения ККМ не возникает.

Законом N 5215-1 установлена необходимость регистрации ККМ в налоговых органах по месту нахождения предприятия. Это положение разъяснено письмом МНС России от 30 марта 2000 года за N АС-6-16/232 “О регистрации контрольно - кассовых машин филиалов предприятий“: налоговый орган, в котором организация состоит на учете по месту нахождения обособленного подразделения, вправе осуществлять в установленном порядке регистрацию ККМ, используемых по месту своей фактической производственной деятельности при осуществлении денежных расчетов с населением филиалом или другим обособленным подразделением организации.

Например, если юридический адрес организации находится в Новотроицке, но она имеет обособленное подразделение в Оренбурге, которое осуществляет торговлю с населением (оказание услуг), то ККМ может быть зарегистрирована в Оренбурге и наоборот.

Кроме того, если гражданин имеет временную регистрацию (на срок 6 месяцев и более) в какой-то местности, он может зарегистрироваться в этой местности в качестве предпринимателя без образования юридического лица и территориальный налоговый орган по месту регистрации может зарегистрировать его ККМ.

Другим важным документом, определяющим требования к ККМ, включая порядок и условия их применения и регистрации, является принятое в соответствии со статьей 3 закона N 5215-1 Положение по применению контрольно - кассовых машин, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 года N 745 (далее - Положение по применению ККМ).

Оно определяет реквизиты, которые должны отражаться на выдаваемом покупателям (клиентам) кассовом чеке; устанавливает условия, без соблюдения которых ККМ не допускается к применению; указывает признаки неисправной ККМ; устанавливает сроки хранения документов, подтверждающих проведение денежных расчетов.

Одновременно с Положением по применению ККМ постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 года N 745 утвержден Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин (далее Перечень).

В соответствии с пунктом 1 Перечня разрешено не применять ККМ при оказании услуг населению при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, причем формы таких документов должны утверждаться Минфином России.

С 1 января 1998 года введены в действие Методические указания о порядке учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями бытового обслуживания населения и их подразделениями, а также физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью по бытовому обслуживанию населения (утверждены приказом АО “Росбытсоюз“ от 15 августа 1997 года N 9, согласованы с начальником Департамента методологии бухгалтерского учета Минфина России).

Бланки строгой отчетности изготовляются по заказам заинтересованных организаций полиграфическими предприятиями, типографиями. Помимо этого, бланки строгой отчетности в обязательном порядке должны оформляться нанесением типографским способом выходных данных (типография (краткое название типографии), место размещения, номер заказа и год его выполнения, тираж). Каждый бланк в обязательном порядке должен иметь свой порядковый номер. К партии бланков должна прилагаться накладная, в которой кроме других реквизитов указываются наименования и номера бланков.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 30 июля 1993 года N 745 органам исполнительной власти субъектов РФ разрешено принимать решения об ограничении Перечня.

Еще один важный документ, регламентирующий применение ККМ - это утвержденные письмом Минфина России от 30 августа 1993 года N 104 Типовые правила эксплуатации контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. Помимо общих положений о порядке применения ККМ в Типовых правилах рассматриваются вопросы, связанные с вводом в эксплуатацию, порядком работы на ККМ, регламентируются обязанности центров технического обслуживания ККМ и их специалистов, правила техники безопасности.

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККМ утверждены постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 года N 132.

Согласно пункту 12 Положения по применению ККМ оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 года N 40.

Пункт 3 данного документа также указывает, что “прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно - кассовых машин“. Однако действие Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации касается лишь деятельности юридических лиц.

Предприниматели без образования юридического лица осуществляют учет своих доходов и расходов в соответствии с совместным приказом Минфина России и МНС России от 21 марта 2001 года N 24н/БГ-3-08/419 “Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей“.

Они обязаны вести Книгу учета доходов и расходов, в которой отражают хозяйственные операции. Однако на них также лежит обязанность по ведению документации, предусмотренной Положением по применению ККМ и Типовыми правилами.

4 августа 1999 года было принято постановление Пленума ВАС РФ “О некоторых вопросах практики применения закона Российской Федерации “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“.

Принятие данного постановления было обусловлено необходимостью обеспечения единообразного подхода при рассмотрении судами исков, связанных с ответственностью за нарушения требований закона N 5215-1 и Положения по применению ККМ.

Пункт 3 постановления Пленума РФ указывает, что сферой регулирования закона N 5215-1 являются денежные расчеты с участием граждан, покупающих товары (заказывающих услуги), независимо от того, в каких целях граждане совершают покупки.

ККМ обязаны применяться в тех случаях, когда покупателем является индивидуальный предприниматель.

Начальник

отдела оперативного контроля

и применения ККМ

Управления МНС РФ

по Оренбургской области

Учитывая важность внедрения ККМ ддя контроля за правильной уплатой налогов, законодательными органами страны был принят Федеральный закон РФ от 18.06.1993 г. № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», а также постановление Правительства РФ № 745 от 30.07.1993 г. и дополнение к нему № 904 от 07.08.1998 г. Цель этих нормативных документов - создание условий по защите прав потребителей, наличие информации о движении товаров, обеспечение сбора налогов с предприятий и организаций всех форм собственности.

После принятия этого закона в сфере торговли появились различные ККМ импортного производства , параллельно началась работа по усовершенствованию конструкции и созданию новых моделей российских ККМ. Рынок страны заполнился современными контрольно-кассовыми машинами различных модификаций,.

ККМ, регистрируя факт оплаты покупателем товара или услуги, формирует, как правило, два документа: чек, выдаваемый покупателю, и контрольную ленту с распечаткой тех же реквизитов, что и на чеке, которая служит для контроля оперативной работы и является документом строгой отчетности. Широкие возможности современных технологий позволили предусмотреть в составе ККМ специальный блок - блок фискальной памяти (ФП), представляющий собой запоминающее устройство для долговременного хранения денежной (фискальной) информации. Этот блок закрывается металлическим кожухом и пломбируется заводской пломбой. Запись данных в ФП осуществляется автоматически при проведении ежедневных финансовых отчетов по кассе. Эта информация не может быть изменена, удалена, она распечатываете» только налоговым инспектором после ввода соответствующего кода. Фискальная память ККМ Фискальная память ККМ - это только инструмент, значительно упрощающий налогоплательщику процедуру представления данных для контроля налоговым органам. Эти же данные являются основанием для доказательства налогоплательщиком незаконности завышенного налогообложения, если таковое допущено налоговыми органами. В связи с тем что для фискальной ККМ жизненный цикл заканчивается при переполнении ее фискальной памяти, ККМ поступают в продажу с выключенным фискальным режимом, при этом исключается возможность заполнения фискальной памяти случайными данными. Включение фискального режима в ККМ производится налоговым инспектором при ее регистрации в налоговых органах. Применение ККМ с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти запрещено. Необходимо помнить, что однажды введенная в фискальный режим ККМ из этого режима выключена быть не может.

Технические требования к фискальной памяти в составе ККМ для Российской Федерации были утверждены Государственной межведомственной экспертной комиссией (ГМЭК) в июне 1995 г. С 1 января 2000 г. на территории Российской Федерации были запрещены к использованию ККМ, не имеющие фискальной памяти. Работа над созданием новых видов ККМ и усовершенствованием имеющихся привела к созданию программно-аппаратного модуля в составе ККМ, обеспечивающего контроль функционирования фискализированной кассовой машины , в виде электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ).

С 1 октября 2004 г. запрещены к регистрации в налоговых органах ККМ, не имеющие ЭКЛЗ. Все ККМ, вышедшие с завода до 01.01.2005 г., должны иметь в техническом паспорте штамп «Адаптирована к работе с ЭКЛЗ». В названии ККМ, имеющих ЭКЛЗ, присутствует буква К, например кассовая машина «AJMC-ПОК». Внимание! Кассовые машины, не имеющие ЭКЛЗ, запрещены к регистрации с 1 января 2005 г., но могут использоваться еще семь лет с момента выпуска.

Эксплуатация определенных типов ККМ разрешалась ГМЭК по контрольно-кассовым машинам . Каждый год ею утверждался перечень моделей ККМ - Государственный реестр. В него включались только те модели ККМ, которые разрешались к эксплуатации в Российской Федерации. С 14 апреля 2004 г. ГМЭК прекратила существование, а ее функции были переданы налоговым органам.

В целях предотвращения доступа на российский рынок ККМ, не внесенных в Государственный реестр, и для защиты интересов производителей и пользователей ККМ ГМЭК в свое время принала решение об использовании голограмм для маркирования ККМ. Они изготавливаются из фотополимерной пленки с рисунком и порядковым номером и имеют форму круга. Голограммы устанавливаются на стороне ККМ, обращенной к покупателям. Они устанавливаются поставщиками при продаже ККМ, в технических центрах при постановке ККМ на техническое обслуживание, а также в начале календарного года при проверке их исправности.