Фокус с раздвоением. Самая редкая буква русского алфавита

Б уква «Ё, ё» является 7-ой буквой русского и белорусского алфавитов и 9-ой - русинского. Употребляется также в ряде неславянских алфавитов, основанных на гражданской кириллице (напр., монгольском, киргизском, удмуртском и чувашском).

Если это возможно, означает мягкость согласных, находясь после них, и звук [o]; во всех иных случаях - звучит как .
В исконно русских словах (помимо слов, имеющих приставки трёх- и четырёх-) находится всегда под ударением. Случаи безударного употребления редки, в основном, это заимствованные слова - напр., кёнигсбе́ргские сёрфинги́сты, сложные слова - лёссови́дный или слова с приставками трёх- и четырёх- - напр., четырёхча́стный. Здесь буква фонетически эквивалентна безударным «е», «и», «я» либо обладает побочным ударением, но может также отражать характерные особенности написания в языке-первоисточнике.

В русском языке (т. е., в русской письменности) буква «ё» стоит, прежде всего, там, где звучание [(j)o] произошло от [(j)e], этим и объясняется происходящая от «е» форма буквы (заимствована из западных письменностей). В русской письменности, в отличие от белорусской, согласно правилам употребления буквы, простановка точек вверху над «ё» является факультативной.

В прочих славянских кириллицах буквы «ё» нет. Для обозначения на письме соответствующих звуков в украинском и болгарском языках после согласных пишут «ьо» и в прочих - случаях «йо». Сербская письменность (и базирующаяся на её основе македонская) вообще не имеют особых букв для йотированных гласных и/или смягчающих предшествующую согласную, поскольку для различения слогов с твёрдой и мягкой согласной в них используются разные согласные, а не разные гласные буквы, а йот пишется всегда отдельной буквой.

В церковно- и старославянской азбуках нет буквы, эквивалентной «ё», так как отсутствуют такие сочетания звуков; русское «ёканье» - распространённая ошибка во время чтения церковнославянских текстов.

Надстрочный элемент и его название

Общепринятого официального термина для имеющегося в букве «ё» выносного элемента нет. В традиционном языкознании и педагогике использовалось слово «двоеточие», но чаще всего в сто последних лет употребляли менее формальное выражение - «две точки», либо вообще старались избегать отдельно упоминать этот элемент.

Применять иноязычные термины (диалитика, диерезис, трема или умляут) в данной ситуации считают некорректным, поскольку они относятся к диакритическим знакам и обозначают, прежде всего, конкретную фонетическую функцию.

Исторические аспекты

Введение Ё в употребление

Долгое время звуковое сочетание (а после согласных мягких - [o]), появившееся в русском произношении, никак не выражалось на письме. С середины XVIII в. для них ввели обозначение посредством букв IO, находящихся под общей крышечкой. Но, такое обозначение было громоздким и его применяли редко. Употребляли варианты: знаки о, iô, ьо, ио, ió.

В 1783 г. вместо имеющихся вариантов предложили литеру «ё», заимствовав из французского, где у неё другое значение. Однако, впервые в печати она была использована только через 12 лет (в 1795 г.). Предполагалось также влияние шведской азбуки.

В 1783 г. 29 ноября (по ст. стилю - 18 ноября) дома у руководителя Петербургской академии наук, княгини Дашковой Е. Р. - прошло одно из 1-х заседаний недавно образовавшейся Российской академии, где присутствовали Фонвизин Д. И. , Княжнин Я. Б. , Державин Г. Р. , Лепёхин И. И. , митрополит Гавриил и др. Обсуждали проект полного варианта толкового словаря (славяно-российского), впоследствии - знаменитого 6-томника «Словаря Академии Российской».

Уж было академики собрались разойтись по домам, как Е.Р. Дашкова спросила, может кто-либо из них написать слово «ёлка». Ученые мужи подумали, что княгиня пошутила, но та написала слово «іолка», произнесённое ею, и задала вопрос: «Правомерно ли изображать один звук двумя буквами?» Заметила ещё: «выговоры сии уже введены обычаем, которому, когда он не противоречит здравому рассудку, всячески последовать надлежит». Екатерина Дашкова «новорожденную» букву «ё» предложила употреблять «для выражения слов и выговоров, с сего согласия начинающихся, как матіорый, іолка, іож, іол».

Она в своих доводах оказалась убедительной, и оценить рациональность введения новой литеры предложили Гавриилу, митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому, являющемуся членом Академии наук. Так, в 1784 году 18 ноября и состоялось официальное признание буквы «ё».

Новаторская идея княгини была поддержана рядом передовых деятелей культуры того периода, в т.ч. и Державиным, который начал первым применять «ё» для личной переписки. А 1-м печатным изданием, где замечено появление буквы «ё», в 1795 г. стала книга «И мои безделки» И. Дмитриева, выпущенная Московской университетской типографией Х. А. Клаудия и Х. Ридигера (в этой типографии с 1788 года печатали газету «Московские ведомости», а располагалась она на месте теперешнего здания Центрального телеграфа).

Первое слово, отпечатанное с буквой «ё», стало - «всё», потом - «василёчикъ», «пенёкъ», «огонёкъ», «безсмёртна». Впервые фамилия с данной буквой («Потёмкинъ») была напечатана у Державина Г. Р. в 1798 году.

Известность получила буква «ё» благодаря Карамзину Н. М., поэтому он до последнего времени считался автором её, пока не получила широкую огласку история, изложенная выше. В 1796 г., в 1-ой книжке альманаха стихотворений «Аониды», издаваемого Карамзиным, который выходил из всё той же типографии университета, с буквой «ё» печатались слова: «зарёю», «мотылёкъ», «орёлъ», «слёзы», и 1-й глагол - «потёкъ».

Только не понятно, это была личная идея Карамзина или инициатива какого-то сотрудника издательства. Нужно заметить, что Карамзин в научных работах (к примеру, в известной «Истории государства Российского» (1816 - 1829 гг)) не использовал букву «ё».

Проблемы распространения

Хотя литеру «ё» предложили ввести в 1783 г., а употребили в печати в 1795 г., долгое время её не считали отдельной буквой и в азбуку она официально не была введена. Это очень характерно для вновь вводимых литер: таким же был статус и символа «й», он (по сравнению с «ё») стал обязателен к применению ещё в 1735 г. В своём «Русском правописании» академик Я. К. Грот отметил, что эти буквы обе «должны бы также занимать место в азбуке», но это ещё длительное время оставалось только благим пожеланием.

В XVIII-XIX вв. помехой распространению буквы «ё» было и тогдашнее отношение к подобному «ёкающему» произношению, как к мещанской речи, говору «подлой черни», в то время как «е́кающий» «церковный» выговор считали более благородным, интеллигентным и культурным (с «ёканьем» боролись, например, В. К. Тредиаковский и А. П. Сумароков).

23.12.1917г. (5.01.1918) был опубликован (без даты) декрет, подписанный советским Наркомом просвещения А. В. Луначарским, который вводил в качестве обязательной реформированную орфографию, в нём, среди прочего, сказано: «Признать желательным, но необязательным употребление буквы „ё“».

Таким образом, буквы «ё» и «й» формально вошли в алфавит (получив при этом порядковые номера) лишь в советские времена (если не принимать во внимание «Новую азбуку» (1875) Льва Толстого, где была буква «ё» между «э» и ятем, на 31-ом месте).

24.12.1942 применение буквы «ё» по приказу наркома просвещения РСФСР было введено в обязательную школьную практику, и с этих пор (порой, правда, вспоминают 1943 и даже 1956 год, когда впервые опубликовали орфографические нормативные правила) её считают вошедшей официально в русский алфавит.

Следующие 10 лет научная и художественная литература выпускалась с почти сплошным употреблением буквы «ё», а потом издатели возвратились к старой практике: употреблять букву только при крайней необходимости.

Имеется легенда, что Иосиф Сталин оказал влияние на популяризацию буквы «ё». Она гласит, что в 1942 году 6 декабря И.В. Сталину принесли на подпись приказ, где фамилии ряда генералов напечатали не с буквой«ё», а с «е». Сталин разгневался, и на следующий день все статьи газеты «Правда» вышли, вдруг, с буквой «ё».

9.07.2007 г. министр культуры России А. С. Соколов, давая интервью радиостанции «Маяк», высказал мнение о необходимости в письменной речи применять букву «ё».

Основные правила применения буквы «ё» /Законодательные акты

24.12.1942 нарком просвещения РСФСР В. П. Потёмкин приказом № 1825 ввел букву «Ё,ё» в обязательную практику употребления. Незадолго до издания приказа произошел инцидент, когда Сталин обошёлся грубо с управделами Совнаркома Я.Чадаевым за то, что он 6 (или 5) декабря 1942 г. принёс на подпись ему постановление, где фамилии ряда генералов оказались напечатанными без буквы «ё».

Чадаев известил редактора «Правды» о том, что вождь желает видеть «ё» и в печати. Таким образом, уже в 7.12.1942 номер газеты, вдруг, вышел с этой буквой во всех статьях.

Федеральный закон № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» от 01.06.2005 г. в части 3 ст. 1 гласит, что при использовании русского современного литературного языка как государственного, Правительство РФ определяет порядок утверждения правил и норм русской пунктуации и орфографии.

Постановлением Правительства РФ «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ, правил русской орфографии и пунктуации» от 23.11.2006 г. № 714 устанавливается, что на основе рекомендаций, даваемых Межведомственной комиссией по русскому языку, перечень справочников, грамматик и словарей, в которых содержатся нормы русского современного литературного языка, при его употреблении в РФ в качестве языка государственного, а также правила русской пунктуации и орфографии утверждается Министерством образования и науки РФ.

Письмо № АФ-159/03 от 03.05.2007 г. «О решениях Межведомственной комиссии по русскому языку» Министерства образования и науки РФ предписывает писать букву «ё» обязательно при вероятности неправильно прочесть слова, напр., в именах собственных, так как в этом случае игнорирование буквы «ё» нарушает требования ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».

По действующим сейчас правилам русской пунктуации и орфографии, в текстах при обычной печати букву ё употребляют выборочно. Но, по желанию редактора или автора, любую книгу можно напечатать с применением последовательно буквы ё.

Звучание «Ё»

Букву «ё» употребляют:

Чтобы передать ударный гласный [o] и одновременно указать на мягкость предыдущего согласного: молодёжь, гребёнка, ползём, овёс, лёжа, днём, мёд, пёс, всё, брёл, Фёдор, тётя (после г, к, х это применяется только для заимствований: Хёглунд, Гёте, ликёр, Кёльн, исключение - единственное собственно русское слово ткёшь, ткём, ткёт, ткёте с производными, и образованное в русском языке от заимствованного слова паникёр);

Чтобы передать ударное [o] после шипящих: шёлк, жжём, щёлкать, чёрт (в данной позиции условия выбора между написанием через «о» или через «ё» задаёт достаточно сложная система списков слов-исключений и правил);

Чтобы передать сочетание [j] и ударного звука [o]:

В начале слов: ёмкость, ёж, ёлка;

После согласных (применяется разделительный знак): объём, вьёт, бельё.

После букв гласных: её, заём, боёк, остриё, плюём, куёт;

В исконно русских словах возможен только ударный звук «ё» (пусть ударение и побочное: лёссовидный, четырёхэтажный, трёхместный,); в случае же, если во время словообразования или словоизменения ударение переходит на иной слог, то «ё» будет заменяться на «е» (берёт - вы́берет, мёд - медо́вый - на меду́ , о чём - не́ о чем (но: ни о чём)).

Наряду с буквой «ё» в заимствованиях то же звуковое значение могут передавать после согласных - сочетания ьо и в прочих случаях - йо. Также в заимствованиях «ё» может быть безударной гласной.

Ё и Е

В § 10 действующих официально с 1956 г. «Правил русской орфографии и пунктуации» определяются случаи, когда применяется «ё» на письме:

«1. Когда необходимо предупредить неверное чтение и понимание слова, например: узнаём в отличие от узнаем; всё в отличие от все; вёдро в отличие от ведро; совершённый (причастие) в отличие от совершенный (прилагательное) и т. п.

2. Когда надо указать произношение малоизвестного слова, например: река Олёкма.

3. В специальных текстах: букварях, школьных учебниках русского языка, учебниках орфоэпии и т. п., а также в словарях для указания места ударения и правильного произношения
Примечание. В иноязычных словах в начале слов и после гласных вместо буквы ё пишется йо, например; йод, район, майор.».

Более подробно регламентирует эти вопросы § 5 новой редакции данных правил (опубликованной в 2006 г. и одобренной Орфографической комиссией РАН):

«Употребление буквы ё может быть последовательным и выборочным.
Последовательное употребление буквы ё обязательно в следующих разновидностях печатных текстов:

а) в текстах с последовательно поставленными знаками ударения;

б) в книгах, адресованных детям младшего возраста;

в) в учебных текстах для школьников младших классов и иностранцев, изучающих русский язык.

Примечание 1. Последовательное употребление ё принято для иллюстративной части настоящих правил.

Примечание 3. В словарях слова с буквой ё размещаются в общем алфавите с буквой е, напр.: еле, елейный, ёлка, еловый, елозить, ёлочка, ёлочный, ель; веселеть, веселить(ся), весёлость, весёлый, веселье.

В обычных печатных текстах буква ё употребляется выборочно. Рекомендуется употреблять её в следующих случаях.

1. Для предупреждения неправильного опознания слова, напр.: всё, нёбо, лётом, совершённый (в отличие соответственно от слов все, небо, летом, совершенный), в том числе для указания на место ударения в слове, напр.: вёдро, узнаём (в отличие от ведро́, узна́ем).

2. Для указания правильного произношения слова - либо редкого, недостаточно хорошо известного, либо имеющего распространённое неправильное произношение, напр.: гёзы, сёрфинг, флёр, твёрже, щёлочка, в том числе для указания правильного ударения, напр.: побасёнка, приведённый, унесённый, осуждённый, новорождённый, филёр.

3. В собственных именах - фамилиях, географических названиях, напр.: Конёнков, Неёлова, Катрин Денёв, Шрёдингер, Дежнёв, Кошелёв, Чебышёв, Вёшенская, Олёкма».

«Ё», «ьо» и «йо» в заимствованных словах и передаче иностранных имён собственных

Букву „ё“ часто используют для передачи звуков [ø] и [œ] (напр., обозначаемых при помощи буквы „ö“) в иноязычных именах и словах.

В словах-заимствованиях для записи сочетания таких фонем, как /jo/ обычно применяют буквосочетания „ьо“ или „йо“:

После согласных, одновременно их смягчая („бульон“, „батальон“, „миньон“, „гильотина“, „сеньор“, „шампиньон“, „павильон“, „фьорд”, „компаньон“ и др.) - в романских языках обычно на местах после палатализованных [n] и [l] пишется „ьо“.

В начале слов („йота“, „йод“, „йогурт“, „йога“, „Йорк“ и др.) либо после гласных („район“, „койот“, „мейоз“, „майор“ и др.) пишется „йо“;

Однако в последние десятилетия все шире употребляется в этих случаях «ё». Оно стало уже нормативным элементом в системах передачи названий и имён (транслитерационного толка) с ряда азиатских языков (напр., система Концевича для языка корейского и система Поливанова для языка японского): Ёсихито, Сёгун, Ким Ённам.

В европейских заимствованиях звук передается буквой «ё» очень редко; она чаще всего встречается в словах из языков Скандинавии (Ёрмунганд, ётун), но, как правило, существует наряду с привычной передачей через «йо» (напр., Йормунганд) и зачастую её считают ненормативной.

«Ё» в заимствованных словах часто бывает безударным и в данной позиции её произношение неотличимо от букв «я», «и» либо «е» (Э́рдёш, сёгуна́т и т. д.), т. о., теряется её первоначальная ясность и она превращается, порой, всего лишь в указание на определенное произношение в исходном языке.

Последствия необязательности использования буквы «ё»

Медленность вхождения буквы «ё» в практику письма (которое, кстати, так до конца и не состоялось) объясняется её неудобной формой для скорописи, которая противоречит основному её принципу - слитности (без отрывания пера от листа бумаги) начертания, а также техническими сложностями технологий издательства докомпьютерных времен.

Помимо этого, у людей с фамилиями, имеющими букву «ё», зачастую появляются трудности, иногда непреодолимые, во время оформления разных документов, так как некоторые работники безответственно относятся к написанию этой буквы. Особенно заострилась эта проблема после введения системы ЕГЭ, когда существует опасность различия в написании имени в паспорте и в Сертификате о результатах сдачи ЕГЭ.

Привычная необязательность использования привела к ошибочному прочтению ряда слов, которое постепенно становилось общепринятым. Этот процесс затронул всё: и огромное число имён личных, и многочисленные имёна нарицательные.

Стабильную неоднозначность вызывают написанные без буквы ё такие слова, как: желёзка, всё, лён, передохнём, минёт (пролетит, не задев, мимо), совершённый, посажённый, лётом, узнаём, нёбо, солитёр, признаётся и др. всё более широко применяется ошибочное произношение (без ё) и смещение ударений в словах свёкла, новорождённый и др.

«е» превращается в «ё»

Неоднозначность способствовала тому, что порой букву «ё» стали употреблять на письме (и, естественно, читать [`о]) в тех словах, где её быть не должно. Напр., вместо слова «гренадер» - «гренадёр», а вместо слова «афера» -«афёра», также вместо слова«опека» - «опёка» , а вместо слова «бытие» - «бытиё» и т.п. Иногда подобное неверное произношение и написание делается общеупотребимым.

Так, известный шахматист Александр Алёхин, чемпион мира, был, в действительности, Алехиным и сильно возмущался, если его фамилию произносили и писали неверно. Фамилия его относится к дворянскому роду Алехиных и не является производной от фамильярного вариативна «Алёха» от имени Алексей.

В тех позициях, где необходимо быть не ё, а е, рекомендуют проставлять ударение, чтобы предупреждать неправильное опознавание слов (все́, бере́т) либо ошибочное произношение (гренаде́р, афе́ра, Кре́з, дебе́лый, Оле́ша).

Из-за написания слов без ё в 20-30-е гг. XX в. возникло множество ошибок произношения тех слов, которые людьми усваивались из газет и книг, а не из разговорной речи: мушкетёр, молодёжь, шофёр (в этих словах говорилось «е» вместо «ё»).


Орфоэпия: возникновение новых вариантов

По причине необязательности использования буквы «ё» появились слова в русском языке, допускающие возможность написания и с буквой «е», и с «ё», и соответствующего произношения. Напр., блеклый и блёклый, маневр и манёвр, белесый и белёсый, желчь и жёлчь и пр.

Постоянно подобные варианты появляются в языке из-за действия противоречивых аналогий. К примеру, слово надсекший имеет варианты произношения с ё/е благодаря двойной мотивации: надсёк/надсечь. Применение или неприменение буквы «ё» здесь не играет роли. Но, развиваясь естественно, литературный язык, как правило, стремится изживать варианты: либо один из них станет нелитературным, неверным (голо[л`о]дица, из[д`э]вка), либо различные значения приобретут варианты произношения (ис[т`о]кший - ис[т`э]кший) .

Преимущественно произносится не «планёр», а «планер» (ударный 1-й слог), поскольку следующие тенденции имеются в русском языке: в названиях механизмов, машин, разных устройств предпочтительнее ударение на 1-ом слоге, а если точнее, то на предпоследнем, т. е., глиссер, триер, планер, танкер, и на последнем - при указании действующего лица: комбайнёр, шофёр, вахтёр.

Непоследовательность в употреблении буквы «ё» - быстрее искусственный, чем естественный фактор. И он способствует замедлению естественного развития языка, рождая и поддерживая не обусловленные внутриязыковыми причинами варианты произношения.

Слово обладает силой, а человек подвергается не только воздействию его звуковых вибраций, но и влиянию нумерологического значения. Последовательность букв и их числовых значений также не следует оставлять без внимания. Каждая буква алфавита представляет собой известную нумерологическую закономерность энергетической передачи, обозначаемой числом.

Алфавит имеет строгую энергетическую вибрацию, «поддающуюся числовому про счету». Код, содержащийся в буквах, как считают нумерологи, - это ключ к раскрытию тайн природы и человека, который является ее частью. Эти числовые коды не произвольны. их символика и рациональное деление по количественному и качественному значениям отрабатывались столетиями. Распознать код можно через нумерологические дешифраторы и формулы.

В прежние времена существовали алфавиты, где буквы одновременно являлись числами. Таким был и родной алфавит Пифагора - древнегреческий. Каждая буква в нем имела не только цифровое выражение, но и свое особое имя и отдельный смысл. Считается, что скрытое значение буквы ипсилон первым понял Пифагор (это вторая буква его имени). Буква ипсилон, по форме напоминающая развилку, символизировала выбор между дорогой добродетели и путем порока.

Правое ответвление буквы принято было изображать прямой чертой, направленной к небу: она и соответствовала добродетели. А левое ответвление - загогулина, повернутая книзу: она означала порок. Ипсилон даже прозвали пифагоровой буквой, и в древнем мире довольно долго бытовало выражение: «По пифагоровой букве выбирать дорогу», - то есть делать в жизни достойный выбор. Люди, посвященные в эти замечательные свойства греческого алфавита, могли применять его для предсказаний, а также тайнописи. Каждое слово, составленное из греческих букв, по особой системе преобразовывалось в ряд чисел. Их складывали и получали итоговое число.

Таким образом зашифровывались знания, предназначавшиеся не для всех. А само искусство шифрования называлось гематрицей, Числа обрели не только математический смысл, возникла наука об их магическом значении - нумерология. Когда в xv веке в Европе вошли в обиход арабские цифры, связь между числами и буквами стала менее явной, а наука - еще более тайной. Но современная нумерология постоянно развивается, открывается и познается пытливыми умами, благодаря чему можно систематизировать и вычислить значения букв.

Коды алфавитов

Выдающийся нумеролог нашего времени Александр Кисель в 1992 году выпустил книгу «Кладезь бездны». В этой книге он описал, как совершил прорыв к новой нумерологии, осуществив невероятные и доказательные исследования в сфере использования числовых и цифровых форм и их проявлений в реальной жизни.

А. Кисель полагает, что русский алфавит имеет строго скоординированное космосом математическое построение и его создание является математическим (нумерологическим) свойством нашего мышления. «Буквы - это слова, - пишет он, - совокупность слов - мысль, а вот мысли несутся в нашем мозге в математическом порядке, согласно каким-то формулам... когда мы говорим, то наша мысль имеет математический облик», Значит, мысль можно выразить числами или графиком. Заложенные в алфавит числа и формулы помогают выявить «числовые резонансы» между словами и понятиями, дополняя их смысловое значение новым уровнем нумерологического понимания. Как считает А. Кисель, благодаря этому устанавливается универсальная числовая взаимосвязь с окружающим миром, лучше понимаются его кармические предназначения и влияния на человека.

Исследованиями многих нумерологов доказана математическая стройность структуры алфавита, его числовая гармония и симметрия. А. Кисель, Каиро, с. Вронский и другие установили, что, образуя слова, буквы имеют «числовой резонанс» с теми явлениями и объектами природы, в структуре которых заложены эти же коды.

В нумерологии существует несколько видов нумерологических кодов алфавита. Все они проверены нумерологами, и каждый человек может выбрать для себя тот, который ему более импонирует.

Буквы и их числовые значения:

  • А - 1
  • Б - 2
  • В - 3
  • Г - 4
  • Д - 5
  • Е, Ё, Э - 6
  • Ж - 7
  • 3 - 8
  • И, Й, Ы - 9
  • К - 10
  • Л - 11
  • М - 12 = 3
  • Н - 13 = 4
  • 0 - 14 = 5
  • П - 15 = 6
  • Р - 16 = 7
  • С - 17 = 8
  • Т - 18 = 9
  • У - 19 = 10 = 1
  • ф - 20 = 2
  • х - 21 = 3
  • Ц - 22
  • Ч - 23 = 5
  • Ш - 24 = 6
  • Щ - 25 = 7
  • Ю - 26 = 8
  • Я - 27 = 9

В данном коде русского алфавита буквы Е, Ё и Э считаются одинаковой вибрацией 6, буквы И, Й, Ы - вибрацией 9, буквы Ь и Ъ собственных вибраций не имеют, поэтому при подсчете не учитываются. Таким образом, в этом коде буквы от А до И соответствуют натуральным числам от 1 до 9 (это основные числа нумерологии), поэтому и эти буквы тоже являются основными. Их характеристики будут в точности соответствовать характеристикам их числового значения. Буквы, соответствующие числам после 9, преобразованы в коде в натуральные числа. В нумерологии, учении об энергии чисел, подобный преобразовательный процесс, с одной стороны, ведет к усложнению числового корня буквы, а с другой - делает его разнообразнее, и это качество, как мы знаем, лежит в основе человечества.

Необходимо запомнить, что число 10 равняется 1, но, несмотря на это преобразование, оно не теряет своего значения как 10. Оно содержит в себе все свойства чисел от 1 до 9, и в результате преобразования 10 получается единица особого сорта. Она наделена вибрирующей комбинацией всех 10 значений, хотя после преобразования выступает в форме единственного числа. Поэтому, когда 10 становится 1, вокруг него создается вибрирующее пространство.

У букв латинского алфавита также есть свое нумерологическое значение.

  • А - 1
  • В - 2
  • С - 3
  • D - 4
  • Е - 5
  • Р - 6
  • G - 7
  • Н - 8
  • I - 9
  • J - 10 = 1
  • K - 11
  • L - 12 = 3
  • М - 13 = 4
  • N - 14 = 5
  • 0 - 15 = 6
  • Р - 16 = 7
  • Q - 17 = 8
  • R - 18 = 9
  • S - 19 = 10 = 1
  • Т - 20 = 2
  • U - 21 = 3
  • V - 22
  • W - 23 = 5
  • Х - 24 = 6
  • У - 25 = 7
  • Z - 26 = 8

В нумерологии используют также и другие методы кодирования.

Значения букв

В нумерологии форма каждой буквы имеет решающее значение. Хорошо написанная буква создаст макcимyM вибраций (это относится и к числам). Энергетические связи есть везде. Они создаются постоянным взаимодействием формы и пространства, которые необходимы для получения результата. Энергетические связи букв следуют тем же законам, что и энергетические связи чисел. Как учит нумерология, каждая буква имени человека придает ему определенные черты характера.

Буква А - «одиночка». Эта буква представляет собой заземленный символ, который стоит на двух ногах. Верхняя его часть - это направленная вверх Пирамида, нижняя часть - контейнер для энергии Земли. Буква А - единичная, заземленная и закрытая. Она символизирует отстаивание собственного мнения и людей, которые способны следовать голосу интуиции. Эта буква - символ начала: силы и желания что-то осуществить, стремления к духовному и физическому комфорту.

Буква Б - «гармонизатор». Эта буква состоит из полукруга, горизонтальной линии и соединяющей их вертикальной линии. Нижний полукруг символизирует энергию эмоционального и физического царств, верхняя горизонтальная линия - ментальный уровень. Таким образом, буква Б символизирует гармонию ума, сердца и тела, романтизм, постоянство и надежность в отношениях с людьми, а также инициативность, способность к преодолению трудностей, стремление к материальному благополучию.

Буква В - «творец». Данная буква состоит из двух уравновешенных полукругов. Они связаны слева вертикальной линией, которая проходит через точку соединения полукругов. Полукруги образуют два контейнера энергии. Верхний содержит духовную и ментальную энергию, нижний - энергию эмоционального и физического царств. Буква В символизирует равновесие и внутреннюю стабильность, постоянство, легкость в общении, умение быстро устанавливать контакты, адекватное восприятие действительности; единение с природой, творческий характер личности. Это буква строителя.

Буква Г - «любитель порядка». Состоит из длинной вертикальной линии и короткой горизонтальной. Энергетический поток собирает энергию неба и Земли. Эта буква представляет собой силу, с которой стоит считаться. Она символизирует деятельность и зачастую - духовную мотивацию, которая побуждает ко многому. Буква Г - это тяга к знаниям, стремление к раскрытию тайн, умение воспринимать все происходящее в жизни в тесной взаимосвязи, внимание даже к мелочам, добросовестность во всех делах.

Буква Д - «человек действия». Эта буква представляет собой изогнутый внутрь полукруг и вертикальные линии, которые соединены верхней и нижней горизонтальными чертами. Вертикальное направление потока энергии, который ограничивает полукруг, образует замкнутое энергетическое пространство. Цель этой буквы - быть вратами. Она надежная и спокойная, упорядоченная и заземленная. Символизирует осмысление, размышление перед началом любого дела. Означает основной ориентир на семью, стремление оказывать помощь нуждающимся; некоторую капризность, склонность к экстрасенсорике.

Буква Е - «ценитель уюта». Состоит из четырех прямых линий - трех горизонтальных одинаковой длины и соединяющей их вертикальной, в два раза длиннее. Горизонтальные линии выходят от верха, низа и из середины вертикально, создавая справа от нее два сбалансированных отдела. Энергетический поток буквы Е - сильная вертикальная линия, три горизонтальных энергетических потока направляют ее, разделяя на ментальную, духовную и физическую. Ментальная и эмоциональная энергии смешиваются в верхнем отделе, эмоциональная и физическая - в нижнем. Буква Е символизирует выдающиеся аналитические способности, способность понимать и структурировать. Она является очень стабильной, если связана с жизнью, и состоит в равных частях из духовной и ментапьной, эмоциональной и физической энергий. Буква Е - это стремление к самовыражению, потребность в обмене идеями, готовность к роли посредника в конфликтных ситуациях. Проницательность, интуитивное понимание мира тайного и непонятного. Иногда болтливость.

Буква Ё. Имеет такое же строение, как и буква Е, но ее энергетика усиливается двумя точками над ней. Символизирует эмоциональность натуры, энергичное самовыражение, не всегда сдерживаемые бурные страсти.

Буква Ж - «искатель». Эта буква образована тремя прямыми линиями, пересекающимися в центре. Их энергетические потоки получают энергию Земли и небес и собирают ее в центре. Эта буква символизирует выносливость, стойкость перед лицом невзгод, гармоничную личность, у которой богатый внутренний мир, а также некоторую скрытность, желания - как импульсы к действию.

Буква З - «уверенная сила». Буква З образована двумя полукругами, направленными в одну сторону - влево. Изгибы буквы соединяют небо и Землю, ее энергетические поля извиваются словно змея, поднимаясь к небесам. Эта буква символизирует мистическое и интеллектуальное знание, земную харизму, движение жизни и змеиную силу. Выражает сильное воображение, интуицию, стремление отгородиться от внешней действительности и жить в своем замкнутом мире; в сложных ситуациях - самоустранение от решения проблемы.

Буква И - «гуманитарий». Образована тремя прямыми линиями одинаковой длины - двумя вертикальными и одной диагональной, которая соединяет верх правой вертикальной линии и низ левой. Энергетический поток этой буквы поднимается от земли в небо. Диагональ притягивает силу неба и земли к точкам соприкосновения с вертикалями. Пустоты образуют собирающие энергию треугольники. Эта буква - жнец посеянного, она дает способность приумножать. Символизирует утонченность, чувствительность, доброту, стремление к гармонии с окружающим миром. Романтическая мягкая натура. В негативе: деловитость и практичность чаще всего являются ширмой для сокрытия истинной (и часто жесткой) сути.

Буква К - «справедливость». Эта буква образована сильной вертикальной линией и второй линией, изогнутой в середине и соединяющейся по диагонали с вертикальной. Энергетический поток вертикальной линии направлен к небесам и земле, как и поток диагональной линии, меняющей направление в середине. Внутреннее пространство образует открытую галочку, одинаково открытую и небу, и земле. Эта буква - духовный учитель, она символизирует духовные развитие и стабильность, равновесие между небом и землей. Выражает выносливость, силу духа, умение хранить тайны, проницательность; главный жизненный принцип - все или ничего.

Буква Л - «духовный новатор». Образована двумя диагональными линиями, встречающимися у вершины. Ее энергетический поток собирает энергию земли и направляет ее в небо. Буква Л твердо стоит на земле. Она воспринимает идеи и воплощает их в физическую реальность. Это величественная буква. Она символизирует тонкое понимание прекрасного, незаурядные артистические и художественные способности, желание делиться знаниями и впечатлениями, сознание недопустимости траты жизни впустую, необходимости поиска своего истинного предназначения.

Буква М - «творческая сила для себя и других». Эта буква состоит из двух параллельных вертикальных линий, соединенных двумя диагональными линиями, которые сходятся на уровне земли. Она получает энергию от сильной связи с землей, энергетический поток движется через основания направленных вверх треугольников. Но эта буква также содержит треугольник, направленный вниз и управляющий небесной энергией. Эта буква - воплощение приземленной женственности, заботливой, как умная мать, которая знает, когда применить кнут, а когда дать пряник. Символизирует стремление помогать другим, иногда застенчивость; неприятие хищнического отношения к природе; внутреннюю борьбу с искушением стать центром всеобщего внимания.

Буква Н - «сильный, творческий, организованный». Образована двумя сильными вертикальными линиями, середины которых соединяет «мостом» горизонтальная. Две точки контакта с небесами, а две - с землей. Они стабилизуются центральной линией, образующей два открытых «контейнера». Это очень сильная буква. Она символизирует людей, которые уверены в себе, сохраняют силу при давлении извне и обладают развитой интуицией. Эта буква - знак протеста, критического подхода к действительности; стремление к духовному и физическому здоровью. Усердие в работе, нелюбовь к монотонному и неинтересному труду.

Буква О - «воплощающий идеи в жизнь». Представляет собой замкнутую окружность, началом которой можно считать любую точку. У нее нет ни начала, ни конца. Эта буква символизирует широкий кругозор, развитое воображение и интуицию. Она контролирует глубинные внутренние ритмы и символизирует великую мудрость. Выражает сильные и глубокие чувства, потребность в самопознании, стремление понять свое предназначение, богатую интуицию, способность выделить самое существенное в суете жизни. Умение обращаться с деньгами.

Буква П - «верящий в себя искатель приключений». Состоит из двух вертикальных линий и соединяющей их сверху горизонтальной. Эта буква крепко стоит на земле и «упирается головой» в небо. Замкнутый сверху контейнер указывает на скрытую силу и энергию. Она символизирует богатство мыслей, устойчивые мнения, способность к обобщениям, стремление к постижению действительности в целом, заботу о своем внешнем виде.

Буква Р - «сила творческого анализа». Образована прямой вертикальной линией и полукругом, который связывает ее верх и середину. Вертикальная линия опирается на землю. Полукруг заключает в себе энергию небес и эмоций. Это изящная и добрая буква, могущественный строитель. Символизирует духовность, способность не поддаваться внешним воздействиям, умение вникать в сущность, уверенность в себе, стремление к активным действиям, храбрость, увлеченность. Иногда необдуманный риск, авантюризм, склонность к непререкаемым суждениям.

Буква С - «сильный и независимый». Эта буква состоит из одной линии, образующей незамкнутый круг. Буква изгибается вправо и также имеет изогнутые вершину и основание. Это - защищенный контейнер, восприимчивый, энергии в нем смешиваются. Его отношения с Землей - война и мир. Эта буква - надежная, спокойная, творческая и жизнерадостная. Она символизирует стремление к прочному положению и материальной обеспеченности, здравый смысл; раздражительность, властность, иногда капризность, понимание важности осознания своего назначения в жизни.

Буква Т - «битва с предназначением силы». Образована вертикальной линией, которая начинается на земле и заканчивается вверху, сверху ее накрывает горизонтальная линия, которая поддерживает небесную энергию с помощью логического анализа. Вертикальная линия притягивает эту силу на землю. Эта буква символизирует умение видеть возможности и делать правильный выбор. Эта буква склонна к компромиссам. Творческая личность, чувствительная натура, обладающая интуицией; постоянный поиск правды. Желания не всегда соизмеряются с возможностями. Символ креста напоминает о быстротечности жизни, поэтому не следует откладывать на потом дела, которые можно сделать немедленно.

Буква У - «великое духовное видение». Буква У образована тремя прямыми линиями, соединенными в центре. Две находятся выше точки соединения, а одна - ниже. Энергетические потоки этой буквы соединяются в центре, где верхние два объединяются и направляются к земле. Эта буква символизирует принятие решений. Она уравновешена и симвoлизиpyeт духовную мудрость, богатое воображение, великодушие, способность к сопереживанию, альтруизм, постоянное стремление достигать более высокого духовного уровня, осознание того, что правду не всегда следует оглашать на каждом перекрестке.

Буква Ф - «необходимость сделать выбор». Эта буква представляет собой вертикальную линию и два полукруга, смотрящих в разные стороны. Вертикальная линия опирается на землю, а два полукруга символизируют эмоциональную и духовную сферы. Это гармоничная буква, которая символизирует равновесие; стремление всегда быть в центре внимания, поражать окружающих своим блеском, дружелюбием, оригинальностью идей (в которых иногда действительно содержатся ценные зерна истины), желание делать людей счастливыми и самому получать от этого удовольствие, способность преподнести якобы необходимую ложь с самыми лучшими намерениями. Противоречивое мировоззрение - причудливая смесь самых разных философских учений.

Буква Х - «восприимчивое творческое начало». Образована двумя прямыми линиями, пересекающимися в центре. Ее энергетические потоки идут справа налево по диагонали, получая энергию земли и небес и собирая ее в центре. Эта буква символизирует выносливость и гармоничное будущее, храбрость, готовность помочь себе и другим. Стремление завоевать авторитет, занимать независимую позицию в жизни, повышенная чувствительность к оценкам со стороны окружающих. Соблюдение законов морали.

Буква Ц - «воплощение идей в физическом мире». Эта буква состоит из двух вертикальных линий, соединяющей их горизонтальной и «отростка», уходящего в землю. Буква Ц представляет собой открытый контейнер для небесной, духовной энергии, однако прочное основание и «отросток» дают возможность этой букве надежно стоять на земле. Лидерство, приверженность традициям, заносчивость и самомнение, неспособность существовать в одиночестве.

Буква Ч - «целенаправленный акт творению». Состоит из вертикальной линии и незамкнутой дуги, которая начинается в середине вертикальной линии. Верх буквы открыт для духовной энергии. Однако асимметричность буквы делает ее неустойчивой. Буква Ч - буква сомнений и колебаний. Ощущение себя неотъемлемой частью единого целого. Четкое ощущение ритма жизни.

Буква Ш - «сила, защитник слабых». Эта буква состоит из трех вертикальных линий и соединяющей их нижней горизонтальной перекладины. Буква Ш твердо стоит на земле, но устремлена в небо, олицетворяя собой гармонию физического, эмоционального и духовного мира. Это буква означает уверенность, справедливость, вдохновение. Символизирует особенное внимание к жизни, умение по малейшей детали оценивать происходящее; скромность, умение устраивать свои дела без шума; чувство юмора.

Буква Щ - «принимающий решение». Начертание буквы Щ почти полностью повторяет Ш, за исключением небольшого «отростка», уходящего в землю, поэтому Щ тяготеет скорее к земле, чем к небу. Эта буква символизирует физическую силу, плотские наслаждения. Великодушная и щедрая натура. Способность проникать в суть вещей, мощная движущая сила, устремленность вперед.

Буква Ъ - способность детализировать, раскладывать по полочкам; опасность влияния сильного и волевого партнера.

Буква Ы - сопричастность переживаниям других; тяготение к материальному, приземленность, практическая сметка.

Буква Ь - мягкость, умение сглаживать острые углы в отношениях.

Буква Э - «видеть и уметь». Состоит из линии, образующей незамкнутый круг, внутри которого он равноценно разделен горизонтальной линией. Буква изгибается влево и имеет изогнутые вершину и основание. Энергии четко разделены, поэтому могут преобладать положительные либо отрицательные потоки. Эта буква символизирует способность видеть скрытую суть событий, хорошее владение устной и письменной речью, чрезмерное любопытство, стремление показать свою принадлежность к хорошему обществу.

Буква Ю - «великая сила интуиции». Состоит из замкнутой окружности, вертикальной линии и перекладины, соединяющей окружность и вертикаль. Окружность символизирует широкий кругозор, развитое воображение и интуицию, а вертикаль - индивидуальный внутренний мир, способность понимать духовную мудрость и умение приспосабливать свою жизнь к своим потребностям. Эта буква означает приверженность идеалам всеобщего равенства и братства, стремление к истине, способность к самопожертвованию и одновременно к жестоким поступкам, необходимость которых определяется собственными соображениями.

Буква Я - «мягкость, сострадание». Эта буква образована прямой вертикальной линией, к которой слева сверху примыкает полукруг. От нижнего конца полукруга вниз отходит наклонная линия, другой конец которой упирается в землю. Эта буква получает энергию от прямой связи неба с землей. Полукруг содержит смесь ментальной и духовной энергий. Нижняя опора буквы Я проводит энергию физического плана. Эта буква символизирует принятие себя и общение с другими. Она улучшает карму. Буква Я - это чувство собственного достоинства, стремление добиться любви и уважения окружающих; способность получить желаемое.

КГУ «Краснополянская средняя школа»

Выполнила: ученица 4 класса Краснополянской средней школы Тайыншинского района СКО Костюкевич Ксения.

Под руководством Пачко Людмилы Геннадьевны учителя начальных классов 2 категории 3 базового уровня Краснополянской средней школы.

2013 учебный год.

Тема: Самая удивительная буква русского алфавита

    Выполнила ученица 4 класса Костюкевич Ксения Леонидовна

    Под руководством Пачко Людмилы Геннадьевны

    Исследовательская работа посвящена изучению частоты использования буквы «Ф».

    Обратила внимание на редкое использование в речи буквы «Ф».

    Информацию подбирала в интернете, словарях, б

    иблиотеке.

    Выдвинула гипотезу: Предположим, что благодаря проведённому исследованию, учащиеся больше узнают о букве «Ф». У них появится интерес к изучению других букв русского алфавита, и как следствие, грамотность речи и письма повысится.

    Методы исследования:

1.Изучение произведений на содержание согласных букв;

2.Изучение литературных источников;

3.Наблюдение;

4.Практическая деятельность.

Содержание.

1.Аннотация_________________________________4-5

2.Введение. __________________________________6-7

    Из истории происхождения буквы «Ф». _______7-8

3.Частота использования буквы «ф»_____________8-10 4.Заключение.________________________________10-11

5.Список использованной литературы. ___________12

Аннотация.

Работа выполнена ученицей 4 класса Костюкевич Ксенией под руководством учителя начальных классов 2 категории 3 базового уровня Пачко Людмилы Геннадьевны.

Данная проектная работа посвящена изучению частоты использования буквы «Ф» в русской речи.

Актуальность

Объект исследования : буква «Ф».

Предмет исследования : источники литературы, словари, сказки, интернет.

Цель исследования

Задачи:

Методы исследования :

3.Наблюдение;

:

Гипотеза : Предположим, что благодаря проведённому исследованию, учащиеся больше узнают о букве «Ф». У них появится интерес к изучению других букв русского алфавита, и как следствие, грамотность речи и письма повысится.

В данной проектной работе освещена частота использования буквы «Ф» в произведениях А.С. Пушкина. Проведено исследование и о количестве согласных в других произведениях. Сделан вывод, что п рактически все слова, которые начинаются с буквы «Ф» отмечены, как чужеязычные, заимствованные из чужого языка. Любое слово, в котором буква "Ф" имеется в начале, в конце или в середине, почти безошибочно можно признать нерусским по происхождению.

Кроме работы с произведениями, Ксюша осветила результаты, которые она получила в результате работы со стен.газетой и словарём Даля.

В конце работы освещены выводы по проведённому исследованию:

    Буква «Ф» в русском языке не так давно. Она не является «родной» буквой русского алфавита. В ходе исследования поняла, что каждое слово русского языка, в котором в начале, на конце или в середине пишется буква «Ф», оказывается, по происхождению не русским, а пришедшим к нам из других языков

    И писатели, и поэты мало употребляли слова с буквой «Ф» не потому, что не любили её, а потому что писали на чистом, подлинном народном русском языке.

    Считает, что интерес у ребят, вызванный буквой «Ф», нужно поддерживать. В ближайшем будущем планирует предложить ребятам организовать кружок по изучению возникновения и содержания русского алфавита.

1.Введение

Знаете ли вы, сколько букв в русском алфавите? С первого класса я была уверенна, что тридцать три. Но всегда ли так было? Интересно, какие буквы исчезли, а какие существуют и сейчас? Какая самая редкая буква в русском алфавите? Вопросов много. Поэтому свою исследовательскую работу я решила посвятить изучению «удивительных» букв русского алфавита.

Актуальность работы заключается в том, что многие дети, да и взрослые, не интересуются источником происхождения алфавита, количеством и содержанием букв.

Объект исследования : буква «Ф».

Предмет исследования : источники литературы, словари, сказки, интернет.

Цель исследования : изучение частоты использования буквы «Ф» в русской речи.

Задачи:

1. Изучить несколько источников литературы о букве «Ф»;

2. Исследовать несколько стихотворений (различных по написанию) на количество содержания различных согласных и буквы «Ф»;

3. Сравнить полученные результаты;

4.Провести мини исследование о букве «Ф»;

5.Показать актуальность исследования.

Методы исследования :

1. Изучение литературных источников;

2. Изучение стихотворений на содержание согласных букв;

3.Наблюдение;

4.Исследовательская деятельность.

Практическая значимость исследования :

Данный вид исследования может стать основой для изучения других букв русского алфавита.

Гипотеза : Предположим, что благодаря проведённому исследованию, учащиеся больше узнают о букве «Ф». У них появится интерес к изучению других букв русского алфавита, и как следствие, грамотность речи и письма повысится.

2.Из истории происхождения буквы «Ф».

В самом начале своей работы я решила обратиться к школьному этимологическому словарю школьника. Знаете, что я заметила? Практически все слова, которые начинаются с буквы «Ф» отмечены, как чужеязычные, заимствованные из чужого языка. Любое слово, в котором буква "ф" имеется в начале, в конце или в середине, почти безошибочно можно признать нерусским по происхождению. Прочитайте и увидите: "фонарь" пришло к нам из Греции, "фиалка" - латинского рода", "кофе" - слово арабское, "кафтан" - тюркско-татарское, "граф" - родом немец, "жираф" - выходец из Аравии, и т. д. и т. п.

Почему же русским классикам не нравилась эта буква? Почему столь редко её использовали в произведениях? Чтобы найти ответы на эти вопросы, пришлось обратиться к истории происхождения русского алфавита. Если, к примеру, просмотреть слова на "я" - среди одиннадцати семь окажутся чисто русскими или же славянскими. А из тех, у которых в начале стоит "Ш" (правда, их всего четыре), чужестранцев и вовсе нет. Мне кажется, что тут нащупывается какая-то закономерность…

Оказывается, такая родная и близкая русскому сердцу буква «Ф» на самом деле является «чужой». И когда-то ее просто не было в русском алфавите (до кириллицы). В средневековой русской грамматике «Написание языком словенским о грамоте и о ея строении» (в «Энциклопедии для детей») автор в форме вопросов и ответов знакомит учеников со строением русского алфавита. Так, задаётся вопрос: «Сколько в алфавите согласных букв? Какие?», - автор перечисляет их, давая характеристику. Среди двадцати четырёх согласных он называет и три шепелявые буквы – В, Ф,  . Две буквы: «Ф» («ферт») и («фита») передавали один и тот же звук, и строгого распределения их употребления не было.

Стоит попробовать найти слова на букву «Ф», имеющие исконно славянское происхождение. Можете даже не тратить напрасно свое время, вы увидите только слова, заимствованные из других языков. Исходя из особенности буквы «Ф», можно даже вывести простое правило – если слово начинается на эту букву, значит, оно имеет иностранное происхождение. А если буква встречается в словах на других позициях, это также указывает на то, что данное слово пришло из другого языка.

3.Частота использования буквы «Ф»

Подбирая материал для своей работы, я нашла статью в интернете, в которой говорилось о количестве различных букв в произведениях писателей разного времени. И я очень удивилась!

Например, в известном стихотворении А. С. Пушкина "Сквозь волнистые туманы..." буква "И" в этих 16 строчках появляется 9 раз, "к" - 7 раз, "в" - 7. Другие буквы - по-разному. Буквы "Ф" нет ни одной. А что в этом интересного?

Взяли более объемистое произведение того же поэта - "Песнь о вещем Олеге". Провели и здесь такой подсчет.

В "Песне" около 70 букв "П", 80 с чем-то "к", более сотни "В"... Буква "Ф" и тут не встречается ни разу. Вот как? Впрочем, вполне возможно: случайность.

Проделали тот же опыт с чудесной неоконченной сказкой Пушкина о медведе: "Как весеннею теплою порою..." В ней также 60 букв "П", еще больше "к" и, тем более, "в". Но буквы "Ф" и тут не обнаружите ни единой . Вот уж это становится странным.

Что это - и впрямь случайность? Или Пушкин нарочно подбирал слова без "Ф"?

Эта статья меня очень заинтересовала, и я решила провести своё мини исследование. Для этого мы с руководителем оформили стенгазету «О самой удивительной букве русского алфавита», которую разделили на 3 колонки.

В первой колонке мы поместили интересный материал о появлении буквы «Ф» в русском алфавите.

С помощью второй колонки мы провели своё исследование, основанное на прочитанной ранее статье, которое назвали «Сосчитай и убедись!!!». Это задание было рассчитано на учеников начальных классов. Ребятам было предложено сосчитать количество согласных букв «С», «Б», «Р», ну и конечно «Ф» в сказках Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о Царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре Князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди » и в сказке Павла Петровича Бажова «Алмазная спичка».

Было отрадно видеть, что, несмотря на то, что газета была рассчитана на моих сверстников, привлечь внимание к ней удалось и более старших учеников. Все с большим интересом принялись считать буквы. Причём во время работы даже возник спор о количестве согласных в последнем стихотворении! Оказалось, что в первой сказке букв «С»-38, «Р»-26, «Б»-25, а «Ф»-0!!!, во второй - «С»-33, «Р»-40, «Б»-17, а «Ф» снова- 0!!!, ну и в третьей - «С»-44, «Р»-17, «Б»-11, а «Ф» только 2!!!

Название

произведения

«С»

«Р»

«Б»

«Ф»

«Сказка о попе и работнике его Балде»

«Сказка о Царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре Князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди »

«Алмазная спичка».

В результате проведённых подсчётов, получилось, что буква «Ф»- самая редкая, а значит и уникальная буква русского алфавита. Мне становилось всё интереснее и увлекательнее, когда я анализировала частоту употребления буквы «Ф». Ведь раньше никогда не приходило в голову, что есть буквы, которые столь редко употребляются в литературных произведениях и речи.

Поэтому третья колонка нашей газеты призывала не верить полученным результатам, а проверить их на своих любимых произведениях.

Этому же примеру решила последовать и я (вдруг всё-таки ошиблась…) Для своего исследования я выбрала не художественное произведение, а словарь Даля. Чтобы работа не очень затягивалась, взяла для сравнения только 2 буквы: «О» и конечно «Ф». Результаты превзошли все ожидания!!! Слов начинающихся с буквы «Ф» я насчитала 336, а слов начинающихся с буквы «О»-3156!!! Думаю, что комментарии излишни!

Таким образом, получается, что, великие русские писатели и поэты-классики писали на чистом, подлинно народном русском языке. В обильном и богатом его словаре слова, пришедшие издалека, заимствованные, всегда занимали второстепенное место. Еще меньше среди них, содержащих в себе букву "Ф". Разве это не говорит о том, с каким удивительным искусством и вниманием выбирали великий поэты и писатели нужные слова?

3. Заключение

В ходе своей исследовательской работы я пришла к следующим выводам:

    Буква «Ф» в русском языке не так давно. Она не является «родной» буквой русского алфавита. Ведь в русском языке существовало две буквы, обозначающие один и тот же звук, а в ходе исследования я поняла, что каждое слово русского языка, в котором в начале, на конце или в середине пишется буква «Ф», оказывается, по происхождению не русским, а пришедшим к нам из других языков. Я нашла много слов, которые начинаются с буквы «Ф», но все они заимствованы.

    И писатели, и поэты мало употребляли слова с буквой «Ф» не потому, что не любили её, а потому что писали на чистом, подлинном народном русском языке. И редкость этой буквы в нашей литературе не случайность. Она – свидетельство глубокой народности, высокой чистоты русского языка у наших великих писателей.

    И, конечно, считаю, что интерес у ребят, вызванный нашей «иноземкой», нужно поддерживать. В ближайшем будущем планирую предложить ребятам организовать кружок по изучению возникновения и содержания русского алфавита.

Список использованной литературы:

1.А.С.Пушкин. Сказки.-М.: «Эскимо», 2004.

2. Успенский Лев «Слово о словах». – М.: Детская литература, 1986г.

3. « Этимологический словарь»: под редакцией Фасмера – М.: Сов. энцикл., 1972г.

4. «Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля». – М.: Государственное изд.иностр. и национ. Словарей.1956г.

5. nkj . ru / news /2126 «История оной буквы». Журнал «Наука и жизнь».