Простая схема автосигнализации своими руками. Схема автосигнализации

Принципиальная схема самодельной охранной сигнализации на микроконтроллере:

Стартовым элементом служит датчик движения LX19B (или LX19C). Такие свободно продаются в магазинах электротоваров и стоят не дорого. Датчик охранной сигнализации требует небольшой переделки: на его плате необходимо перерезать дорожки замыкающихся контактов реле и вывести от них два провода (по схеме сигнал «старт»). Когда в пространстве действия датчика появится человек, на схеме замыкается на общий провод контакт «Старт» и начинается отсчёт времени от 9 до 0 секунд. Это время высвечивается на семисегментном индикаторе. За это время с помощью кнопок необходимо набрать правильный код. Только тогда сигнализация отключится на 30 секунд. Этого времени вполне достаточно для того, чтобы войти в помещение и отключить сигнализацию изнутри.

Для набора кода используются 4 кнопки: Key1, Key2, Key3 и Key4 All. Они нажимаются в следующем порядке: 1-2-3-1-2-1. Эти кнопки могут располагаться в любом месте наборной клавиатуры, но нажиматься должны именно в правильной последовательности. Все остальные кнопки (Key4 All) соединены параллельно. При нажатии любой из них набор кода сбрасывается и всё нужно начинать сначала. Когда счётчик времени высвечивает «0», набор кода запрещается. Необходимо отойти от двери или неподвижно постоять, пока датчик не сбросит время на «девятку», а затем набрать код заново. Чем больше кнопок в клавиатуре, тем меньше вероятность подбора кода.

В качестве звукоизлучателя сигнализации используется любой автомобильный ревун. Оригинальная схема охранки была собрана на индикаторе с общим катодом, снятом с какого-то китайского прибора. Его названия не знает даже самый умный DataSheet. Поэтому для удобного повторения я перерисовал схему, плату и прошивку на всем более известный (но не самый яркий) индикатор АЛС324А, тоже с общим катодом. Вариант платы можно применить например такой, как в архиве, а при желании плату кнопок можно изменить.

Если схема кому-то приглянётся, но под рукой окажется какой-то другой индикатор, например с общим катодом или общим анодом, я по Вашему желанию и возможностям изменю печатку, схему и прошивку. Архив с файлами и прошивкой микроконтроллера на форуме. Если возникнут какие-то вопросы, там же я охотно на них отвечу. Удачи! Samopalkin

Обсудить статью СХЕМА ОХРАННОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

Самодельные системы охранных сигнализаций бывают разные. Некоторые из них довольно сложные, и для того, чтобы собрать их, нужны определенные навыки. Однако в качестве организации охраны дома можно использовать самое простое устройство. Здесь может применяться только одна микросхема типа К561ЛЕ5 и схема при этом получается предельно простая, собрать ее сможет даже новичок.

Простая охранная сигнализация своими руками оснащается герконовым датчиком, который «следит» за входной дверью. Также здесь имеется кнопочная клавиатура и предохранение от попытки подобрать код. Для визуального предупреждения используется светодиодная индикация. Если горит красная лампочка - сигнализация включена и квартира находится под охраной. Если горит зеленый свет - можно смело входить.

Принцип работы схемы

Простая схема сигнализации для охраны дома представлена на рисунке. Главным элементом здесь выступает «защелка» на RS-триггере, который построен на компонентах D1.1 и D1.2 . Герконовый элемент SG1 представляет собой датчик положения дверей и работает он вместе с постоянным магнитом. Такой замок можно смастерить самому, применяя магнит от обычного кухонного шкафа.

Принцип работы самодельного замка заключается в следующем. В одной его половине находится постоянный магнит , а в другой - металлическая пластина . Одна из них крепится к двери. Вторая, с удаленной металлической пластиной, оснащается герконом КЭМ-1 и крепится к дверной коробке. Если дверь находится в закрытом положении, две части замка прижимаются, магнит оказывает действие на геркон, замыкая его контакты. Если же дверь открывается, магнит уходит, и контакты геркона размыкаются.

Сигнальные приборы

Для подачи сигнала могут применяться самые разные устройства. Например, можно применять акустические элементы, звонки повышенной мощности или электрические сигнализаторы , которые получают питание от электрической сети. Также довольно эффективной является электронная сирена . Но, если хочется применить более современные системы, стоит выбрать устройство, которое способно передавать сигнал тревоги, используя радио или сотовую систему связи . Простейшим же решением является применение сирены от охранной системы обычного автомобиля. В любом магазине, где продается электроника для автомобилей, такое устройство можно купить, и стоит оно недорого.

Как вариант можно использовать обычный сотовый телефон, настроенный таким образом, что при нажатии какой-либо кнопки будет отправляться определенное сообщение SMS на конкретный номер телефона. Далее вам потребуется вскрыть телефон и подключить контакты реле сигнализации параллельно выбранной кнопке телефона. Подробнее - смотрите видео в конце статьи .

Для выключения системы сигнализации, которая сработала, потребуется обеспечить логическую единицу на выводе 6 компонента D1.2 . Для блокировки сигнализации, нужно сберегать эту единицу, в таком случае сигнализация не сработает. Если на выводе 6 компонента D1.2 появится сигнал, на выходе будет обеспечен логический нуль, и изменения на другом входе не будут оказывать на него никаких действий.

Отключение системы

Чтобы отключить сигнализацию снаружи, следует применить клавиатуру, которая содержит 10 кнопок. На схеме кнопки обозначены от S0 до S9 . Такими же являются их подписи, от 0 до 9. Лучше всего выбирать код из трех цифр, он самый удобный.

После того, как выбрано кодовое значение, все соответствующие кнопки следует соединить последовательно, а затем подсоединить между контактами 1 и 4. Кнопки, которые остались, также следует спаять, но параллельно, и подсоединить между контактами 3 и 10.

Система, схема которой приведена на рисунке, использует вариант кода «024 ». Чтобы задействовать его, нужно вместе нажать кнопки 0, 2 и 4. В результате конденсатор С2 через резистор R3 зарядится до логической единицы и заблокирует триггер, или же обнулит его. В результате загорится зеленый сигнальный светодиод, обозначенный HL1 и погаснет красный HL2 . Это значит, что сигнализация отключена, и дверь дома можно смело открывать. Но, примерно за минуту конденсатор С2 разрядится через R2 и охранная сигнализация снова включится.

Стоит отметить, что конденсаторы нужно подбирать, рассчитанные на напряжение не ниже 25 вольт. Реле подойдет типа BJ-118-1C или подобное ему. Что касается светодиодов, то можно подобрать любые: красный и зеленый.

Блокировка сигнализации

Для проведения блокировки системы сигнализации в помещении применяется выключатель S10 . Его следует размещать внутри дома, и если он включен, устройство работать не будет.

Предотвращение попытки подбора кода

Чтобы защитить сигнализацию от подбора кода злоумышленниками, к кнопкам, которые не входят в код, подключается параллельно конденсатор С2 , но без резистора. В результате, когда лишь одна неверная кнопка будет нажата, конденсатор С2 моментально разрядится и некоторое время будет оставаться незаряженным, даже если после этого будет введен правильный код.

При наборе правильного кода, нужно некоторое время удерживать кнопки, ожидая переключения сигнальных светодиодов. И только после того, как загорится зеленый индикатор, можно открывать дверь.

Эффективность самодельной сигнализации

Будет ли такая самодельная сигнализация работать эффективно? В первую очередь стоит сказать, что главным преимуществом такой системы является простота. Ее можно собрать самостоятельно и это обойдется недорого. В некоторых случаях она сможет предотвратить проникновение в квартиру, сообщая об этом владельцу. Однако стоит помнить, что самую надежную защиту дома сможет обеспечить только профессиональное оборудование, которое устанавливают специалисты.

Видео по теме

Хотя ее при желании можно без проблем установить и в .
Схема сигнализации предполагает наличие одной цепи охраны (с задержкой на постановку и сработку), но при небольшой доработке, вполне можно добавить сколько угодно цепей мгновенной сработки (подключить датчики на разбитие стекла, датчики движения, и т.д.). Плюсом данной схемы является возможность независимой регулировки таймеров задержки:

  • Задержка постановки на охрану — регулировка времени от момента включения системы, до момента, когда хозяин квартиры должен покинуть помещение и закрыть дверь, тем самым замыкая цепь охраны.
  • Задержка на включение сирены — регулировка времени от момента открытия двери, до момента включения системой акустического ревуна. То есть время за которое необходимо успеть войти в квартиру и обесточить сигнализацию.

Еще раз подчеркну, таймеры задержек регулируются независимо и не влияют друг на друга , как это, зачастую, встречается в простых охранных системах на логических микросхемах. Принципиальная схема сигнализации изображена на рисунке №1. Схема реализована на 2-х логических микросхемах: К561ЛА7 и К561ЛН2, которые запитаны от 5 Вольтового стабилизатора напряжения. Применение стабилизатора, конечно, сводит на нет преимущества микросхем серии К561 а именно сверх низкий ток потребления, но избавляет от проблемы изменения времени задержек, при снижении . Время задержки постановки на охрану зависит от номинала конденсатора С1, чем больше его емкость, тем длиннее период задержки. Задержка на включение сирены определяется номиналом конденсатора С3, чем больше его емкость, тем больше времени для отключения охранной системы после размыкания контактов охранного шлейфа.

Вкратце о принципе работы сигнализации:

Сначала необходимо рассмотреть участок схемы который непосредственно связан с охранным шлейфом.

Нас интересует один из логических элементов микросхемы DD1 К561ЛА7 который отвечает за сработку системы, а именно передачу импульса для мгновенной зарядки конденсатора C2 емкостью 2200мкФ (который определяет время работы сирены в случае если дверь после несанкционированного проникновения будет сразу закрыта, но сигнализация останется включена). Рассмотрим процессы происходящие после сработки системы (т.е. после мгновенной зарядки конденсатора С2 2200мкФ) о том в каком случае происходит такая сработка будет сказано позже, что бы не запутаться в происходящем. Итак, из энергии С2 2200мкФ через диод VD2 и резистор R5 620k происходит медленный заряд конденсатора С3 200мкФ. Этот этап является задержкой на включение сирены, как уже говорилось, чем выше емкость С3, тем больше времени пройдет перед включением сирены. Итак, С3 медленно заряжается, и в определенный момент, напряжение на конденсаторе доходит до значения (порядка 3 Вольт), при котором происходит сработка инверторов, выполненных на микросхеме DD2 К561ЛН2. После двухкратной инверсии сигнала, с вывода №4 микросхемы DD2 поступает напряжение питания на токоограничительный резистор ключа, выполненного на биполярном транзисторе КТ819Г. Данный ключ «проключает землю», то есть во включенном состоянии пропускает через себя ток и включает сирену.

Нам осталось разобраться как работает задержка постановки на охрану и при каких обстоятельствах произойдет включение сирены. Итак, при включении охранной системы происходит медленный заряд конденсатора С1, определяющего время задержки постановки на охрану. При достижении напряжения на конденсаторе С1 выше порога сработки (порядка 3 вольт), состояние выхода первого логического элемента микросхемы DD1 К561ЛА7 (ножка 3 микросхемы) поменяет свое состояние: сразу при включении на на этом выводе микросхемы будет напряжение равное напряжению питания, т.е. 5 Вольт, а при заряженном конденсаторе С1 (по окончании времени задержки на постановку) на данной ножке микросхемы напряжение станет равным нолю. Идем дальше по схеме, сигнал поступает на второй логический элемент микросхемы DD1 на котором происходит его инвертирование. Попросту говоря если на входах элемента №6,№5 будет ноль, то на выходе элемента (лапка №4) появится . И на оборот, если на обоих входах (№6,№5) элемента появится полное напряжение питания (5Вольт) , то на выходе элемента напряжение станет равным нолю. Для сброса таймеров (в случае когда, вы по каким-либо причинам не успеваете выйти и запереть за собой дверь) необходимо нажать на несколько секунд строенный переключатель без фиксации положения (кнопку) который произведет разряд всех время-задающих конденсаторов через номиналом в 5 Ом. Производить сброс таймеров также необходимо после каждого выключения охранной сигнализации . Можно объединить кнопку отключения питания и кнопку сброса воедино, если найдете подходящий переключатель с фиксацией положения и возможностью комутации 4 пар контактов. Остается последний непоясненный вопрос.

Мы опять возвращаемся к рассмотрению логического элемента №3 микросхемы DD1 К561ЛА7. Как уже было сказано выше инверсия сигнала произойдет когда на обоих входах логического элемента появится напряжение питания. То есть, если на входе №9 и входе №8 будет +5 Вольт, на выходе данного элемента (ножка №10) напряжение станет равным нолю. С выхода №10 сигнал «ноль» будет подан на точно такой же элемент, который так же инвертирует сигнал и на выходе последнего логического элемента микросхемы DD1 К561ЛА7, то есть на ножке №11 появится напряжение +5 Вольт, которое произведет через диод VD1 мгновенную зарядку конденсатора 2200мкФ. Что происходит далее, было описано выше.

Итак, самый главный фрагмент описания действия сигнализации!

Охранный шлейф является нормально замкнутым , то есть в режиме «под охраной» кнопка замкнута, а в режиме открытия двери цепь размыкается. Что это нам дает, применимо к схеме? Сигнал, на сработку сирены, через заданное количество секунд будет подан лишь в том случае, когда на обоих входах станет напряжение равным 4-5 Вольт. Это может произойти только лишь в случае, когда охранный шлейф разомкнут, (в этом случае на вход №8 через резистор R11 номиналом 100к будет подано напряжение 5 Вольт). И когда на входе №9 появится напряжение 5 Вольт, а это произойдет после окончания времени задержки постановки на охрану. Обязательно еще посмотрите
PS/ Я старался изложить принцип действия самодельной охранной сигнализации максимально лаконично и доступно, для понимания начинающим любителям самоделок. Если улучшите эту модель – пришлите, пожалуйста фото и схему Вашего варианта охранной сигнализации, я буду очень вам признателен и размещу её в этом разделе. Заранее спасибо.

Вы также можете прислать любые свои самодельные кострукции, и я с удовольствием их размещу на этом сайте с указанием Вашего авторства! samodelkainfo{собачка} yandex.ru

Отличительная особенность этой схемы в том, что она построена на самой простой элементной базе, - микросхема с шестью инверторами K561ЛH2 и операционный усилитель в системе датчика. При всем этом сигнализация обеспечивает весь набор функций для устройств сделанных на большем количестве микросхем. Схема автосигнализации допускает два варианта исполнения, с задержкой включения звукового сигнала для отключения сигнализации из салона, и вариант с моментальным срабатыванием сигнала после срабатывания датчика, и внешним включением задержки владельцем при помощи геркона и брелка-магнита.

Автосигнализация состоит из трех узлов:

Системы из двух датчиков - датчика колебаний кузова, сделанного на основе микроамперметра, включенного между входами компаратора напряжений, и контактного датчика, роль которого выполняет дверной выключатель автомашины.
- логической схемы на RC цепях, состоящей из формирователя импульсов, одновибратора, мультивибратора,
- исполнительного устройства, в основе которого электронный ключ на составном транзисторе и штатное реле звукового сигнала автомобиля.

Алгоритм работы таков. Охранное устройство собрано в маленькой пластмассовой коробке, которая подключается к системам автомобиля при помощи кабеля с стандартным пяти штырьковым разъемом от аудиоаппаратуры.

Перед выходом из салона владелец подключает охранный блок при помощи кабеля к гнезду, установленному под приборной панелью автомобиля и кладет корпус прибора на приборную панель (в варианте с герконовым ключом) или включает питание при помощи потайного выключателя (в варианте с задержкой включения, при этом корпус прибора установлен в приборной панели машины).

После включения питания сигнализация не срабатывает в течении 30-40 секунд. Это время нужно для выхода владельца из салона, закрывания дверей, и т.д.

По истечении этого времени сторож Переходит в едущий режим. При поступлении сигнала от одного из датчиков (колебания кузова от попыток взлома двери, капота, багажника, снятия колеса, замыкания контактов при открывании двери) сторож в варианте с задержкой, отрабатывает задержку в 5 секунд для отключения его владельцем, в варианте с герконом, без задержки, и затем включает звуковой прерывистый сигнал, который длится около 20 секунд. Затем схема возвращается в исходный ждущий режим.

Для отключения сигнализации герконом владелец автомобиля должен сначала поднести брелок-магнит к геркону, расположенному, например за ветровым стеклом в цели обивки, а затем открыть дверь и отключить сигнализацию выключением кабеля из разъема.

Принципиальная схема показана на рисунке 1. При подключении схемы к источнику питания конденсатор С4 начинает заряжаться через резистор R4 в результате через диод VD4 на вход D1.5 поступает логический нуль, который фиксирует мультивибратор на D1.5 D1.6 в положении логического нуля на выходе. После зарядки С4 VD4 перестает оказывать влияние на работу мультивибратора. Устройство переходит в ищущий режим.

При колебании кузова автомобиля магнитная система инерционного датчика на основе микроамперметра вырабатывает переменную ЭДС которая возникает между входами D2 и усиливается этим компаратором, преобразуется в отрицательные импульсы. Для срабатывания достаточно одного импульса.

При открывании двери дополнительно замыкаются контакты дверного выключателя и первый контакт разъема XS1 соединяется с массой, в результате через VD1 отрицательный уровень или через VD2 отрицательный импульс поступает на формирователь на двух элементах D1.1 и D1.2. Отрицательный
импульс с выхода D1.2 через диод VD3 разряжает конденсатор С2 одновибратора на элементах D1.3 D1.4.

При этом на его выходе появляется высокий уровень, который после прекращения действия датчика (закрыли дверь, машина перестала качаться) переходит в положительный импульс длительностью около 20 секунд (если дверь открыта или машину продолжают раскачивать импульс получается пропорционально длиннее).

Рис.2
Этот импульс при схеме с задержкой поступает через RC цепь R3C3 на катод диода VD6 и мультивибратор D1.5 D1.6 выходит из зафиксированного положения и начинает вырабатывать положительные импульсы, которые поступают на транзисторный ключ на VT1 VT2, управляющий репе звукового сигнала (фактически ключ включается параллельно кнопке сигнала автомобиля).

В схеме с герконом (рисунок 2) резистор R3 и конденсатор С3 удаляются, а катод диода VD6 соединяется непосредственно с выходом одновибратора, понятно, что при этом мультивибратор D1.5 D1.6 включается сразу после срабатывания датчика. Геркон включается параллельно конденсатору С4, который создает выдержку времени после включения питания.

Получается так, что при поднесении магнита к нему его контакты замыкают С4 и разряжают его, на катод VD4 поступает логический ноль, как и во время выдержки после включения. Получается так, как будто сигнализацию только что включили и есть 30-40 секунд на закрывание дверей и выход, которые можно использовать для открывания дверей и разъединения разъема HS1.

Рис.3
Все устройство смонтировано на одной печатной плате, монтажная схема которой показана на рисунке 3 в натуральную величину (соответствующей естественной величине платы).

Плата помещается в пластмассовый корпус на крышке которого крепится светодиод.

Инерционный датчик сделан из индикатора типа М470 от кассетного магнитофона. Нужно разделить половинки корпуса и снять крышку, закрывающую шкалу, затем на стрелке закрепить плоский грузик, например шайбу, так чтобы он не касался шкалы и склеить обратно корпус.

Конечно, можно приобрести охранный блок в магазине. На рынке представлены различные девайсы. Но что делать, если вы не хотите переплачивать за разные опции. К тому же руки у вас растут откуда нужно. Нет проблем!

Можно собрать вполне приемлемый вариант самому. У этой автосигнализации нет ничего лишнего: управления центральным замком, радиобрелка. Зато самоделка обезопасит ваш автомобиль от проникновения при помощи концевых выключателей дверей и багажника. А также при помощи датчика удара-вибрации предупредит владельца об откручивании, например, колёс. Кстати, знаете ли вы, что отключить злоумышленнику такого рода сигнализацию гораздо сложнее. Он ведь не знает, что вы там могли внедрить. К тому же при отсутствии брелка степень защиты во много раз повышается,так как автожулики не смогут считать код (ведь известно, что большинство взломов происходит этим методом).

Схема устройства

Принцип работы заключается в следующем. Сигнал с A1 датчика вибрации поступает на усилитель, который выполнен на VT1, VT2 и управляет тиристором VS1. На базу транзистора VT2 также поступает сигнал от концевых выключателей дверей, капота, багажника. На транзисторах VT3,VT4 собран таймер, который управляет анодом тиристора VS1. В цепи базы VT3 используется конденсатор большой ёмкости C3. Благодаря чему при постановке на охрану надёжно спрятанном тумблером C3 начинает заряжаться через сирену автомобиля и цепь из резисторов R6,R7. В процессе заряда конденсатора VT3,VT4 будут закрыты, следовательно, тиристор VS1 заперт. Благодаря чему схема встаёт под охрану с некоторой задержкой, давая водителю время покинуть авто и закрыть дверь.

По прошествии 20 секунд конденсатор C3 набирает ёмкость, VT3 открывается и включает охрану в работу. Предположим, произошло воздействие на автомобиль или вскрытие какой-либо двери. Тиристор VS1 отпирается, начинает заряжаться C4 через VS1, VT4, R10. Тиристор устроен таким образом, что он остаётся открытым при прохождении постоянного тока. При закрывании двери (прекращении сигналов) тревожная сирена будет извещать владельца о проникновении. Если срабатывание датчиков произошло с появлением владельца, то за время заряда C4 (20 секунд) он отключит замаскированный тумблер. Если этого не сделать, то откроются VT5,VT6, включится реле KV1 , которое в свою очередь подключит сирену. Чтобы не беспокоить соседей и самому не бежать к автомобилю во время ложных срабатываний, как например проезжающий мимо грузовик, в данной автосигнализации реализована функция ограничения времени тревоги. Действует она следующим образом. Когда контакты KV1 замкнуты и ток протекает через R6,R7 , заряжается конденсатор C3. Через небольшое время закроются VT2, VT3, VS1, VT5, VT6 и реле KV1 отключится и снова возьмёт под охрану.

Какие детали можно использовать для реализации схемы. Требования к ним не критичные. Конденсаторы и резисторы любого типа, желательно малогабаритного. Реле KV1 с рабочим напряжением 12 вольт и током катушки в пределах 100 мА.Силовые контакты реле должны выдерживать ток в 5 А. Но можно снизить до 0,5 А, если применить промежуточное реле.

Датчик вибрации A1 не сложно изготовить самому. Он выполнен в виде катушки со стальным сердечником, от которого на небольшом расстоянии закреплен постоянный магнит на плоской пружине. При малейшем ударе по кузову автомобиля колебания через пружину передадутся на магнит. Тот в свою очередь создаст переменное магнитное поле, которое наведёт ЭДС в катушке. Последняя размером Ø10Χ15 мм мотается на сердечнике Ø3 мм из стали. Для обмотки используют медный провод 0,06...0,07 мм. Магнит с размерами 25Χ10Χ5 мм при помощи клея и ниток нужно закрепить на пружине. В качестве которой можно использовать пружину от будильника. Длина последней выбирается в пределах 60 — 80 мм. В процессе сборки датчика удара следует обратить внимание на то, чтобы магнит мог располагаться как можно ближе к боковой стороне катушки. Готовый датчик вибрации следует располагать в пространстве так, чтобы магнит имел возможность совершать колебания перпендикулярно поверхности земли.

Самодельный датчик вибрации

Теперь остаётся самое главное — спрятать тумблер, через который подаётся питание на схему. К этому вопросу стоит подойти с не меньшей ответственности. Поскольку вам придётся пользоваться им постоянно, ну а злоумышленник не должен его обнаружить.