Сказание о кожемяке. Сказание о юноше-кожемяке
Дорогие ребята!
Познакомьтесь с заданиями, которые чаще всего встречаются в пособиях для подготовки к итоговой аттестации. Постарайтесь выполнить эти задания.
1.Прочитайте текст
.
2.Всегда старайтесь запоминать автора и название произведения
. Это будет проявлением уважения к автору. В то же время это необходимо для итоговой аттестации, на которой нужно будет записать фамилии писателей и созданные ими произведения на ту или иную тему, например, о детях, о природе, о защитниках Отечества и т.д.
3.Подумайте, что вынесено в заглавие текста
.
- Тема - о ком или о чём говорится в тексте.
- Основная мысль - в чём автор хотел убедить читателя.
- народная сказка
- литературная сказка
- рассказ
- басня
- стихотворение
- былина
6.Назовите главных героев произведения .
7.Чтобы выполнить этот тип задания - восстановите верную последовательность пунктов плана прочитанного текста - вам необходимо составить план прочитанного текста .
Сказание о Кожемяке
…Князь Владимир только возвратился с войны, как напали на Русь печенеги (см. 1) . Выступил Владимир против них и встретил их на берегу реки Трубеж у брода. И стоял Владимир на этой стороне, а печенеги - на той, и не решались ни наши перейти на ту сторону, ни те - на эту. Подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему: «Выпусти ты своего воина, а я - своего, пусть поборются. Если твой муж (см. 3) бросит моего на землю, то не будем воевать три года, если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года». И разошлись. Владимир, вернувшись в свой стан, послал глашатаев (см. 2) со словами: «Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?» Но никого не нашлось. На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить (см. 4) Владимир, посылая по всему войску своему. И пришёл к князю один старый муж и сказал ему: - Князь! Есть у меня один сын меньшой дома. С самого детства никто его не бросил ещё оземь . Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился и разодрал кожу руками. Услышав об этом, князь обрадовался и послал за ним. И привели его к князю, и поведал ему князь всё. Юноша сказал: - Князь! Не знаю, могу ли я с ним бороться - испытай меня. Нет ли большого и сильного быка? Нашли быка большого и сильного. И повелел он разъярить его. Прижгли быка калёным железом и пустили, и побежал бык мимо него, и схватил он быка рукою за бок, и вырвал кожу с мясом, сколько рука захватила. И сказал ему Владимир: «Можешь с ним бороться». На следующее утро пришли печенеги и стали звать: «Где же муж? Вот наш готов!» Был печенег очень велик и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга. И удавил юноша печенежина руками до смерти. И бросил его оземь (см. 5). Раздался крик, и печенеги побежали, а русские погнались за ними и прогнали их. Владимир же рад был и заложил город у брода того и назвал его Переяславль, ибо перенял (см. 6) славу отрок (см. 7) тот. И сделал его Владимир великим мужем и отца его тоже. И возвратился Владимир в Киев с победой со славой великой.
1. Печенеги, хазары - кочевые племена, нападавшие на Древнюю Русь в VІІІ - ХІ вв. 2. Глашáтай - человек, объявлявший что-либо всенародно; вестник. 3. Муж - человек, взрослый мужчина. 4. Тужить - горевать, тосковать, печалиться. 5. Оземь - об землю. 6. Перенять - заимствовать что-либо у кого-либо, подражая кому-либо и усваивая. 7. Отрок - юноша.
ПИСЬ МЕННОСТЬ – совокупность письменных средств общения, включающих понятия системы графики, алфавита и орфографии какого-либо языка или группы языков, объединённых одной системой письма или одним алфавитом. (Большая советская энциклопедия, 1969–1978).
Письменность – это великое изобретение человека. Каждый народ стремился к формированию и развитию своего родного языка, к созданию письменности.
Доказано, что письменность на Руси существовала и до принятия христианства, но это было примитивное письмо: вырезали знаки на дереве, а также пользовались греческими и латинскими буквами. Но это было не очень удобно, так как эти буквы и знаки не передавали особенности речи славян (рис. 1).
Рис. 1. Письменность славян. «Гороушна» – амфора с древнейшей русской надписью
После принятия христианства (а это произошло в 988 году во время правления в Киеве князя Владимира Святославовича) необходимо было проводить богослужение по священным книгам, но все они были либо на греческом, либо на латинском или болгарском языках. Эти языки были непонятны большинству славян, что вызывало трудности во время проведения церковной службы.
На Русь были призваны братья Кирилл и Мефодий, происходившие из знатной греческой семьи, проживавшей в Македонии в городе Салоники. И вот в 863 году Кирилл с помощью своего брата Мефодия, а также учеников составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык Евангелие, Апостол и Псалтирь. Братья монахи причислены к лику святых, а в Болгарии даже есть орден их имени. 24 мая считается днем святых Кирилла и Мефодия и в нашей стране празднуется как День славянской письменности и культуры. С 1991 года этому празднику придан статус государственного. В 1992 году в Москве был открыт памятник Кириллу и Мефодию на славянской площади у подножия его установлена неугасимая лампада – знак вечной памяти. Как уже говорилось, первыми книгами, были переводные церковные книги, а вот уже с одиннадцатого века на Руси появляется своя собственная русская литература. Эти произведения писали высокообразованные монахи или же знатные люди.
Почему появилась необходимость в появлении собственных произведений?
Цель древнерусской литературы – поучать, наставлять, воспитывать. На Руси были свои великие герои, на примере которых можно было учить благочестию, с которых можно было брать пример. Происходили значимые исторические события, о которых должны были знать русичи и гордиться ими, это воспитывало патриотизм и желание защищать родину, отдать за нее жизнь. Древнерусская литература просуществовала вплоть до конца семнадцатого века.
На высоком берегу Днепра стояла столица древней Руси – Киев. Золотые купола белокаменных храмов возвышались и над избой бедняка, и над княжескими палатами. Въезжали в город через Золотые ворота. Во времена правления Ярослава Мудрого Киев стал культурным центром древней Руси. Князь много читал и приглашал к себе книгописцев, которые переводили с греческого, болгарского, латинского языков на русский различные книги. Тогда же стали создаваться летописи.
ЛЕТОПИСЬ – это описание исторических событий по годам.
ЛЕТОПИСЕЦ – составитель летописи.
ЛЕТОПИСАНИЕ – составление летописи.
Каждая летопись начиналась со слов «В лето», а слово «лето» означает год, поэтому мы и называем эти произведения летописями. Летописец описывает события своего времени и прошлых лет для того, чтобы люди знали, какими трудами и подвигами создавалась наша земля, чтобы они любили её и учились на примере прошлых поколений. Однако летописец не только прославлял защитников родины, но и осуждал тех князей, которые поднимались против своих братьев.
Первым летописцем был монах Киево-Печерского монастыря Никон (рис. 2), его называли великим. В конце жизни, когда он стал игуменом Киево-Печерского монастыря, он составил летопись «Первая история России». Ученые считают, что это был 1073 год. Труд его продолжили другие летописцы, а в первой четверти двенадцатого века монах Киево-Печерского монастыря Нестор (рис. 4) составил «Повесть временных лет» (рис. 3), великое произведение древнерусского искусства. До нас дошла эта повесть, переписанная и отчасти доработанная монахом Выдубицкого монастыря Сильвестром, поэтому можно сделать вывод, что «Повесть временных лет» – это плод долгих трудов нескольких поколений летописцев. Название «Повесть временных лет» в науке закрепилось в восемнадцатом веке, а до этого это произведение называлось так «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить и откуда Русская земля стала есть».
Рис. 2. Летописец Киево-Печерского монастыря Никон
Рис. 3. Повесть временных лет
Рис. 4. Нестор-летописец
«Повесть временных лет» начинается от библейского всемирного потопа, когда Ной распределил территории земли между своими сыновьями. Территория, на которой потом распространились славянские племена, была отдана Иафету, то есть от Иафета и пошел род славян. Далее идут записи о славянских племенах, об их происхождении, о тех территориях, на которых они жили, о нравах и обычаях, рассказывается о путешествии апостола Андрея по Руси и о возникновении Киева.
Не только князья, но и простые люди описаны в «Повести временных лет». Одним из таких героев является юноша Кожемяка, так его звали, потому что он занимался выделкой кожи (для того чтобы кожа становилась мягкой и эластичной, её долго разминали).
СКАЗАНИЕ – повествовательно-житийный жанр древнерусской литературы в киевский и новгородский периоды с использованием исторических и легендарных материалов. (Поэтический словарь. – М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская, 1966).
Прочитаем «Сказание о Кожемяке»:
«В лето 992. Князь Владимир только возвратился с войны, как напали на Русь печенеги. Выступил Владимир (рис. 5) против них и встретил их на берегу реки Трубеж у брода. И стоял Владимир на этой стороне, а печенеги – на той, и не решались ни наши перейти на ту сторону, ни те – на эту.
Рис. 5. Киевский князь Владимир Святославович (Владимир Красное Солнышко)
И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему: «Выпусти ты своего воина, а я – своего, пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года, если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года».
И разошлись. А Владимир, вернувшись в свой стан, послал глашатаев со словами: «Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?» Но никого не нашлось.
На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску своему. И пришел к князю один старый муж и сказал ему:
– Князь! Есть у меня один сын меньшой дома. С самого детства никто его не бросил еще оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился и разодрал кожу руками.
Услышав об этом, князь обрадовался и послал за ним. И привели его к князю, и поведал ему князь все. Юноша сказал:
– Князь! Не знаю, могу ли я с ним бороться – испытай меня. Нет ли большого и сильного быка?
И нашли быка большого и сильного. И повелел он разъярить его. Прижгли быка каленым железом и пустили, и побежал бык мимо него, и схватил он быка рукою за бок, и вырвал кожу с мясом, сколько рука захватила. И сказал ему Владимир: «Можешь с ним бороться».
На следующее утро пришли печенеги и стали звать: «Где же муж? Вот наш готов!» Был печенег очень велик и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга. И удавил юноша печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и печенеги побежали, а русские погнались за ними и прогнали их.
Владимир же рад был, и заложил город у брода того, и назвал его Переяславль, ибо перенял славу отрок тот. И сделал его Владимир великим мужем и отца его тоже. И возвратился Владимир в Киев с победой и со славой великой».
Мы видим: старый муж и его сын – простые, не знатные люди.
Почему Владимир выбрал именно юношу Кожемяку?
Наверное, в первую очередь, повлияла история отца о коже, ведь разорвать кожу практически невозможно, это может сделать только очень сильный человек. Ради победы над врагом отец готов пожертвовать своим сыном, он любит его, гордится им, но отдает князю для подвига во имя Родины. Кожемяка не уверен, что может победить печенега, поэтому просит испытать его – в этом проявилась и его храбрость, и ответственность.
Князь Владимир, старик отец и юноша Кожемяка готовы пожертвовать жизнью ради Родины, в этом проявился их патриотизм, преданность родной земле, любовь к ней и готовность к самопожертвованию.
Летописцу было важно рассказать именно эту историю как доказательство того, что на Руси есть великие герои, есть свои богатыри, не уступающие героям других народов, продолжающие подвиги славных предков.
В летописном предании есть одно существенное отличие от былины: в роли богатыря выступает не профессиональный воин, а простой ремесленник: он побеждает благодаря своим рукам, привыкшим мять кожу и потому особенно сильным (впрочем, в летописном рассказе реальная сила Кожемяки явно преувеличена - в духе былин или сказок). Самое главное отличие от былины заключается в том, что в летописной записи подвиг безвестного отрока-богатыря соотнесен с точно датируемым, реально бывшим историческим событием и как бы подтвержден документально.
Подробнее о Кирилле и Мефодии
Рис. 6. Иконописное изображение братьев Кирилла и Мефодия
Из жизнеописаний создателей славянской письменности мы знаем, что братья Кирилл и Мефодий (рис. 6) были родом из города Солуни, сейчас это город Салоники. Мефодий был старшим братом из семи братьев, а Константин (впоследствии Кирилл) – младшим. Константин получил образование при дворе императора Константинополя: изучал богословие и философию, его даже прозвали философом, то есть мудрецом. Он овладел несколькими языками, по окончании учения был назначен хранителем библиотеки, затем он стал учителем философии в Высшей Константинопольской школе. Его ждала блестящая карьера, но он предпочел удалиться в монастырь.
Однако Константину не удавалось много времени проводить в уединении – как лучшего веропроповедника его часто посылали в соседние страны. Поездки эти были успешными: однажды путешествуя к хазарам, Константин посетил Крым, там он окрестил около двухсот человек, а также взял с собою отпущенных на свободу пленных греков.
Но у Константина было слабое здоровье, и в сорок два года он сильно заболел. Предчувствуя свой близкий конец, он принял монашество и, как уже говорилось, переменил свое мирское имя Константин на Кирилл.
После этого он прожил еще пятьдесят дней, простился с братом и учениками и тихо скончался четырнадцатого февраля 869 года.
Изображение кириллицы и глаголицы
Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, хотя вопрос о том, кто же на самом деле, является создателем кириллицы остается нерешенным. Было две славянские азбуки – кириллица (рис. 7) и глаголица (рис. 8). Глаголица, как полагают ученые, является более древней. Глаголица не прижилась на Руси, хотя была известна.
Полагают, что Кирилл создал именно глаголицу, а кириллическая азбука, которой мы пользуемся и по сей день, была создана одним из его учеников, Климентом, который назвал её кириллицей в честь своего учителя.
В кириллице сорок три буквы, часть которых имеют числовое значение, то есть некоторые буквы обозначали числа. Кириллица просуществовала практически без изменения до времён Петра Ι, при нём были внесены изменения в написания некоторых букв, а одиннадцать букв были вообще исключены из алфавита. В 1918 году кириллица потеряла еще четыре буквы: i(«и» с точкой), ѵ (ижицу), ѳ (фиту) и ѣ (ять).
Рис. 7. Кириллица
В год 20…, в день…
В старые-старые годы невдалеке от Киева появился страшный змей. Много всякого народа из Киева потаскал змей в берлогу свою, потаскал и поел. Утащил змей этот и дочь царскую. Но не съел её, а крепко-накрепко в своей берлоге запер. Увязалась за царевной из дома маленькая собачка. Как на промысел змей улетит, царевна записочку к отцу, к матери напишет, привяжет записочку собачке на шею и домой её пошлёт. Собачка записочку отнесёт и ответ принесёт.
Вот как-то раз царь с царицей пишут царевне: узнай-де от змея, кто его сильней. Стала царевна от змея допытываться и допыталась.
Есть, - говорит змей, - в Киеве Никита Кожемяка - тот меня сильней.
Как ушёл на промысел змей, царевна к отцу, к матери записочку и написала: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее страшного змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручать.
Сыскал царь Никиту. И сам с царицей пошёл его просить выручить дочку их из неволи тяжёлой. В эту пору Кожемяка мял разом двенадцать кож воловьих. Как увидел Никита царя - испугался. Руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился тут Никита, что его испугали и убытку ему наделали. И сколько царь с царицей ни упрашивали его пойти царевну выручить, не пошёл.
Вот и придумал тогда царь с царицей собрать пять тысяч сирот малолетних - осиротил их лютый змей, - и послали их просить Кожемяку освободить всю землю русскую от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слёзы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки, смолой её насмолил, весь пенькой обмотался и пошёл.
Подходит Никита к змеиной берлоге. А змей изнутри заперся, брёвнами завалился и к Никите не выходит.
Выходи лучше в чистое поле, а не то я всю берлогу твою размечу! - сказал Кожемяка змею и стал уже брёвна руками разбрасывать.
Увидел змей беду неминучую, некуда ему спрятаться от Никиты. Вышел в чистое поле.
Долго ли, коротко ли они бились, только Никита змея на землю повалил, и хотел его душить. Тут змей стал молить Никиту:
Не бей меня, Никитушка, до смерти, пощади! Сильнее нас с тобой на всём белом свете никого нет. Давай разделим весь свет поровну: ты в одной половине будешь владеть, а я - в другой.
Хорошо, - согласился Никита. - Только надо же прежде всего межу проложить, чтобы потом промеж нас споров не бывало.
Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в неё змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать. Та борозда глубиной в две сажени с четвертью получилась. Провёл Никита борозду от Киева до самого Чёрного моря и говорит змею:
Хорошо, землю мы с тобой разделили - давай теперь море делить. Чтобы спору промеж нас о воде не вышло.
Стали они воду делить - загнал Никита змея лютого в Чёрное море, да там его и утопил.
Сделавши святое дело, Никита воротился в Киев. Опять кожи мять стал, за свой труд не взял ничего. Царевна же домой воротилась к отцу своему, к матери.
Говорят, борозда Никитина, кое-где и теперь по степи видна. Стоит она валом, сажени на две высотой. Мужички кругом пашут, а борозду не распахивают: на память её о Никите Кожемяке оставляют.
— КОНЕЦ —
Сказание о простом сыне ратника, который смог победить страшного печенежского воина, входит в состав «Повести временных лет». В нем речь идет о молодом юноше, который сумел победить печенежского силача. В сказании богатырь доказывает свою силу тем, что одерживает победу над страшным врагом, однако есть и другие варианты сюжета, описанного в «Повести».
Завязка
Время действия «Сказания о Кожемяке» - 992 год. Князь Владимир возвращается после победы над хазарами, однако внезапно с другой стороны реки Днепр объявляется войско ненавистных ему печенегов. Прежде чем вступить в бой, было решено провести схватку один на один. Если победит русский воин, то сражение будет отменено. Однако если победу одержит представитель печенежского войска, то противостояние будет длиться три года. По обоим берегам реки Трубеж встали противники.
Все ждали, когда же состоится этот решающий поединок, однако в войске князя Владимира не было ни одного подходящего молодца, который мог бы дать решительный отпор неприятелю. Князь начал глубоко горевать, однако к нему подошел ратник и сказал, что у них дома остался один младший сын, и он до такой степени силен и могуч, что как-то раз от ярости разорвал кожу, которую в тот момент мял.
Необычный сын ратника
«Сказание о Кожемяке» продолжается испытанием доброго молодца. Чтобы проверить его силы, устраивается бой удальца с яростным быком. Молодца доставляют в полк, и напускают на него животное, которого предварительно разъярили раскаленным железом. Сын ратника решил подпустить быка немного поближе к себе и разорвал его кожу по бокам вместе с кусками мяса. И вот начинается бой молодца с воином из войска печенегов. Русский молодец на вид серьезно проигрывал печенегу.
Но в тот момент, когда началась схватка, юноша удавил противника насмерть. Враги очень перепугались и разбежались в разные стороны. На том месте, где произошел главный поединок «Сказания о Кожемяке», князь Владимир решил основать город под названием Переяславль - именно так упоминается в бессмертной «Повести временных лет». И с той самой поры основным персонажем многих сказаний становится Никита Кожемяка, который, доказывая свою мощь и богатырскую удаль, разрывает одновременно несколько бычьих кож, сложенных в одну стопку.
Еще один вариант сказания
Со временем «Сказание о Кожемяке» было мифологизировано, и появился еще один его вариант - теперь уже с участием страшного Змея. Недалеко от Киева поселилось злое чудище. Оно перетаскало немало простого народу в свою берлогу, чтобы затем съесть. Оно также утащило и царевну, но поедать ее Змей не стал, а запер в своей берлоге. За царевной увязалась ее собачка. Когда Змей улетал, то пленница привязывала к ней маленькую записочку к отцу и матери. Собачка относила это послание и приносила на него ответ. Как-то раз родители написали царевне, чтобы она узнала у Змея, кто превосходит его по силе. Пленница стала допытываться у него, кто же сумеет его победить. Змей раскрыл тайну - это Никита Кожемяка. Сказание продолжается тем, что царевна привязывает к собачке записку с этой информацией и просит мать с отцом прислать богатыря на выручку.
Царь с царицей и богатырь
На поиски добра молодца царь с царицей отправились сами. Когда они его нашли, тот как раз мял 12 воловьих кож. Когда он увидел правителей, то испугался, и руки у него задрожали. От страха богатырь разорвал разом эти кожи. После этого Никита осерчал на то, что царь с царицей наделали ему столько убытку, и ни в какую не захотел идти спасать царевну. Тогда правители собрали 5 тысяч маленьких сирот, родители которых были съедены страшным змеем, и послали их умолять Кожемяку спасти народ. Тот сжалился и согласился.
Концовка
Этот вариант повести «Сказание о Кожемяке» продолжается тем, что Змей выходит на поединок с богатырем, однако, когда тот его почти что удушил, начинает просить пощады. Никита жалеет чудище, но сначала решает проложить границу: одной половиной будет владеть богатырь, а другой - Змей. Молодец мастерит соху, в которую запрягает Змея, и тот пропахивает гигантскую борозду. После того, как была разделена земля, решили делить и морские просторы. Никита загоняет Змея в глубокое Черное море, да там его и топит.
Текст «Сказания о Кожемяке» завершается тем, что богатырь возвращается, но ничего не просит у царя и царицы в качестве награды. Дочь возвращается к своим родителям. Говорят, что до сих пор та борозда, которую прокопал Змей, стоит валом огромной высоты. Вокруг нее пашут крестьяне, однако ее саму не трогают в память о богатырском подвиге.
Герои «Сказания о Кожемяке»: Змей и Никита
Нужно отметить, что даже мифологизированный вариант этого сказания отражает реальную жизнь славян того времени. Ведь набеги хазар с захватом пленников (а также дальнейшей перепродажей их в качестве рабов) были достаточно частым явлением. И поэтому Змей, хотя и является фантастическим существом, в то же время представляет собой собирательный образ врага. Он напоминает о реальных неприятелях. Разделение земли и воды, которое происходило между богатырем и Змеем является символом границы того времени, пролегавшей через Каспийское море. Исторически войны с хазарами закончились победой славян, поэтому сказание и имеет счастливый конец.
Богатыри стали упоминаться в летописях после того, как князь Владимир начал привлекать молодых воинов для охраны северных границ государства. Поначалу их насчитывалось порядка 2-3 тыс. чел. Но воспевать мощь богатырскую стали позднее, во времена монголо-татарского ига. Никита Кожемяка - это герой не только летописей, но и многих народных сказок. В «Сказании о Кожемяке» дается его описание. Он обладает невероятной силой. У доброго молодца мужественный характер, он способен постоять за свою родину, защитить слабых и спасти пленников. Только у него есть возможность справиться со страшным врагом, дать ему достойный отпор. Богатырь одет в белую рубаху с красной вышивкой. За плечами у него висят куски воловьих кож.
Отличия между былинами и летописями
В истории было немало переработок «Сказания о Кожемяке», краткое содержание которого было рассмотрено. Например, в бессарабском варианте также встречается силач Стефан Водэ, который вступает в поединок со злым и страшным Змеем. Однако между былиной и летописью существуют важные различия:
- Герой былины - это обученный воин, а основной персонаж летописи - ремесленник из простого народа. Он одерживает победу над врагом лишь благодаря своим рукам, натруженным в течение долгих часов работы. Вспомним, что Никита Кожемяка был сыном простого ратника.
- Летопись всегда привязывает разворачивающиеся события к определенному историческому событию (в данном случае, к конфликту славян с печенегами). В былинах такое не встречается. В летописи всегда указаны реалистичные факты, былина же наполнена волшебством.
В старые годы появился невдалеке от Киева страшный змей. Много народа из Киева потаскал в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел ее, а крепко-накрепко запер в своей берлоге. Увязалась за царевной из дому маленькая собачонка. Как улетит змей на промысел, царевна напишет записочку к отцу, к матери, привяжет записочку собачонке на шею и пошлет ее домой. Собачонка записочку отнесет и ответ принесет.
Вот раз царь и царица пишут царевне: узнай-де от змея, кто его сильней. Стала царевна от змея допытываться и допыталась.
— Есть, — говорит змей, — в Киеве Никита Кожемяка — тот меня сильней.
Как ушел змей на промысел, царевна и написала к отцу, к матери записочку: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручить.
Сыскал царь Никиту и сам с царицею пошел его просить выручить их дочку из тяжелой неволи. В ту пору мял Кожемяка разом двенадцать воловьих кож. Как увидел Никита царя — испугался: руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился тут Никита, что его испугали и ему убытку наделали, и, сколько ни упрашивали его царь и царица пойти выручить царевну, не пошел.
Вот и придумал царь с царицей собрать пять тысяч малолетних сирот — осиротил их лютый змей, — и послали их просить Кожемяку освободить всю русскую землю от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слезы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки, насмолил ее смолою, весь пенькою обмотался и пошел.
Подходит Никита к змеиной берлоге, а змей заперся, бревнами завалился и к нему не выходит.
— Выходи лучше на чистое поле, а не то я всю твою берлогу размечу! — сказал Кожемяка и стал уже бревна руками разбрасывать.
Видит змей беду неминучую, некуда ему от Никиты спрятаться, вышел в чистое поле.
Долго ли, коротко ли они билися, только Никита повалил змея на землю и хотел его душить. Стал тут змей молить Никиту:
— Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобой никого на свете нет. Разделим весь свет поровну: ты будешь владеть в одной половине, а я — в другой.
— Хорошо, — сказал Никита. — Надо же прежде межу проложить, чтобы потом спору промеж нас не было.
Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в нее змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать; глубиной та борозда две сажени с четвертью. Провел Никита борозду от Киева до самого Черного моря и говорит змею:
— Землю мы разделили — теперь давай море делить, чтобы о воде промеж нас спору не вышло.